Дагестанцы какие они мужчины. Замуж за дагестанца (субъективный взгляд)

текст: Владимир Лактанов

Когда в Дагестане на улице звучит выстрел, никто не оборачивается. Привыкли

За двое с половиной суток в Махачкале, куда я приехал на матч между «Анжи» и «Спартаком», я исходил весь город вдоль и поперек. Но это было днем. Представление о менталитете местного населения я получил после одной ночной прогулки. Мне надо было пройти до гостиницы не более 500 метров, но за это время ко мне подошли три человека с одной и той же просьбой - разменять 500 рублей по 100. Разумеется, этих людей я проигнорировал. Но следом ко мне приблизился еще один человек, одетый в стиле «непритязательный casual». В Москве бы такого назвали «гопником». Между нами состоялся следующий диалог:

– Извини, братан, мелочь есть?

– Слушай, если у тебя есть такая возможность, выручи мелочью, я буду очень благодарен. Если же тебе это доставит неудобства, то не надо мне ничего давать, я не обижусь.

Я был потрясен. Таких вежливых и культурных «гопов» я еще не встречал. Стоит ли говорить, что почти вся мелочь, звеневшая в моих карманах, перекочевала в руки прохожего. Я удалился, долго еще слыша слова благодарности в свой адрес. Эти встречи в ночной Махачкале стали наглядным примером расслоения дагестанского общества на «элиту» и маргиналов.

«Элита» - это интеллигентные, адекватные, приветливые люди. Для них правила гостеприимства и уважение к старшим - священные понятия. А маргиналы - такие же, как везде: свистят вслед девушкам, задевают на улице плечом мужчин, чтобы спровоцировать перепалку, вслед за которой обычно следует драка, пьянствуют, употребляют наркотики, занимаются «гоп-стопом». Но отличие дагестанских представителей этой социальной прослойки в том, что в их поведении отчетливо прослеживается национальная тематика. Нет ничего плохого в том, чтобы считать свою нацию лучшей. Более того, любой человек должен гордиться собственной национальной принадлежностью. Но когда представитель отдельной национальности заявляет, что его народ наделен превосходством, а остальные - шваль, подобные умонастроения надо выжигать каленым железом. Именно такой радикальный метод и надо применять к тем, кто стреляет в воздух на свадьбах, устраивает беспредел в армии, танцует лезгинку там, где это не принято, открывает в соцсетях группы с экстремистскими лозунгами.

В Дагестане у меня возникло впечатление, что именно представители подобных маргинальных слоев приехали с Северного Кавказа в Москву, а все культурные представители этой республики остались дома. Такой вывод я сделал, исходя из общения с дагестанцами на улицах, в кафе, на стадионе, в самолете, такси. Адекватные дагестанцы и сами крайне негативно относятся к тем, кто едет в крупные города «воевать», презирая законы и местные моральные устои, кто стремится доказать свою крутость, разжигает межнациональную рознь и позорит нацию.

Ужиться русским с дагестанцами мешают не только маргиналы, но и ряд черт национального характера жителей Северного Кавказа. Менталитет у них складывался веками, и в итоге получился таким, что законы для дагестанца не идут ни в какое сравнение с «понятиями». Одна женщина в самолете Москва – Махачкала рассказывала соседям, что им пришлось уехать из российской столицы домой, потому что ее брат до полусмерти избил кастетом какого-то парня лет шестнадцати, который приставал на улице к ее 12-летней дочери. Отморозок, пристающий к ребенку, - это, конечно, возмутительно, но российская машина правосудия в состоянии наказать этого человека. Тем не менее дагестанцы решили действовать по-своему, в результате чего не вписались в московскую жизнь и, потерпев фиаско, едут домой. При этом я заметил, что женщина ни капли не осуждает поступок своего брата.

Дагестанцы не могут проигрывать. Ни в одной игре, ни в одном соревновании. Для них это позор, так что проигрывать они не умеют и не имеют на это права. Видимо, из-за такой черты характера на дорогах Махачкалы творится абсолютная анархия: водители игнорируют разметку, переходящих проезжую часть пешеходов и устраивают гонки по ужасающему дорожному покрытию. Не удивительно, что статистика ДТП с участием пешеходов в Дагестане остается недопустимо высокой.

Нравы в Дагестане крутые и бескомпромиссные. Поэтому в республике существует культ оружия. У всех водителей такси я видел пистолеты, без того или иного оружия махачкалинцы просто не выходят на улицу. В анкетах дагестанцев, размещенных в социальных сетях, практически у всех молодых людей есть фото с оружием в руках. У охранников магазинов - автоматы, по улицам ходят люди в камуфляже и с оружием. В столице Дагестана великое множество оружейных магазинов, цены в которых не особо кусаются. Видимо, поэтому никто в Махачкале не поднимает панику, когда слышит выстрелы, - люди к ним привыкли. Простой пример: когда я шел по улице, сзади прозвучал выстрел. Я напрягся, но женщины, которые шли передо мной, даже не обернулись. При этом в Дагестане высокая степень террористической угрозы, движение ваххабитов имеет некоторое влияние на население. Профилактикой терроризма местная полиция занимается в том же ключе: я не раз видел, как полицейские останавливают случайную машину на улице, выволакивают из нее водителя и, чуть ли не заламывая тому руки, сажают в полицейскую «Газель», а затем начинают обыскивать его автомобиль.

Исходя из всего этого, можно сделать следующие выводы: менталитет в Дагестане особенный, и его надо принять как данность. Но только этот менталитет дагестанцы должны оставлять дома, когда уезжают из республики жить или учиться. К сожалению, не все это понимают. Осознание того, как можно и нужно себя вести и дома, и в гостях, - своеобразный тест на адекватность для дагестанца, «лакмусовая бумажка», признак, отличающий маргиналов от «элиты». И нормально то, что каким бы гостеприимным хозяином я ни был, у себя в городе я радушно приму «элиту», но буду в шею гнать тех, кто нарушает существующие нормы общественной жизни.

Дагестанцы – под этим словом объединена не какая-то единая нация, а своеобразный конгломерат самых разных народов, спаянных воедино. В чем их особенность, почему Дагестан можно назвать территорией с уникальным населением? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы.

Национальный состав Дагестана

Завоевание Кавказа далось России нелегко. Горцы чувствовали себя независимыми, разъединялись на небольшие отдельные ханства, и само понятие государственности было им чуждо. Тем не менее, по итогам Дагестан все же вошел в состав России. А это стало причиной дальнейшего сближения дагестанских народов и русского населения.

Сегодня дагестанцы мирно уживаются с русскими, так же, как и с представителями иных национальностей. Более того, стали привычным явлением и межэтнические браки, которые также укрепляют национальные связи. Однако, нередко ощущение внутренней свободы у русской красавицы может послужить причиной того, что отношения разлаживаются.

Нужно учитывать, что разница в менталитетах здесь все же огромная. И то, что привлекает дагестанского мужчину в русской женщине вне брака, способно насторожить его, когда он начинает задумываться о создании семьи с ней. Вообще, отношения кавказских парней и русских девушек – тема .

С другой стороны, и многие славянские девушки неоднозначно относятся к дагестанцам. Особенности национального характера на определенном этапе могут выглядеть не настолько важными для отношений. Но, когда дело доходит до разговоров о свадьбе, женщина начинает задумываться и проверять свои чувства на прочность.

Она понимает, что чаще всего будет вынуждена вращаться в кругу людей с совершенно иным менталитетом и с другими взглядами на семейную жизнь. Далеко не все готовы мириться с таким положением вещей. Не случайно отдельные исследователи и психологи утверждают, что такие браки в 80-90% случаев заканчиваются разводом и полным разрывом отношений.

Однако есть и многие примеры того, как такие межэтнические браки существуют и при этом крепнут день ото дня. и русская девушка могут создать настоящий союз при условии, что их чувства способны преодолеть разницу в мировоззрениях. Опять же большим преимуществом будет одинаковое вероисповедание (но, не решающим).

Если жена-христианка ради любви готова принять ислам, это уже половина успеха. Такие случаи не редкость. А вот обратных примеров можно насчитать единицы. Даже очень любящий свою русскую супругу мужчина-мусульманин вряд ли откажется от своей религии.

Если же славянская женщина все-таки решила выйти замуж за представителя гор, она должна понимать, что ей придется мириться не только со многими национальными традициями, но и с укладом жизни. Городские пары еще могут вести полностью светский образ жизни, однако в горных селеньях до сих пор царит жесткий патриархат, а уважение к старшим является неотъемлемой чертой воспитания в Дагестане. В таких условиях девушке придется отказаться от короткой юбки и большого количества косметики. Зато, в такой семье дети будут с рождения знать, что отец и мать они обязаны почитать.

Какие они – современные жители Страны гор?

В центральной части России отношение к выходцам из Дагестана, мягко говоря, неоднозначное. И причина этого, отчасти, кроется в национальном менталитете. Ведь что, чаще всего, говорят про дагестанцев жители российских городов? Отмечается, что они:

  • ведут себя агрессивно в отношении местного населения;
  • не уважают и не соблюдают традиции и нравы других людей;
  • составляют ячейки преступного мира;
  • не слишком-то охотно ищут работу, предпочитая праздно проводить время.

Понятно, что все эти стереотипы сложились не на пустом месте. Но, не стоит всех грести под одну гребенку. Сегодня тысячи выходцев республики трудятся во благо России: учителя, медики, ученые, артисты, спортсмены и т.д. Многие дагестанцы в Москве перенимают местную культуру, честно стараются закрепиться на новой территории, готовы трудоустраиваться и работать. Однако, девушки, начав отношения с молодыми людьми из Дагестана, относят «нежелание работать, но иметь больше денег» чуть ли не к особенностям национального характера. Парадоксально!

Еще один нюанс менталитета – это желание доказать, что ты самый удачливый, богатый, и, что называется, крутой. Не зря часто шутят: «Если бы понты светились, то в Дагестане вечно были бы белые ночи». Ради такого соревнования дагестанские мужчины (как правило, юноши) готовы на что угодно. Такая кичливость, не подтвержденная реальными достижениями, далеко не каждому по душе. Врожденная учтивость у них в отдельных случаях может смениться грубостью по отношению к собеседнику, особенно если тот – не кавказец.

Не нужно забывать и об еще одной особенности, которая свойственна не только выходцам РД, но и практически всем кавказцам, – о клановости. Горский уклад жизни насколько сильно «въелся» в их гены, что это иногда не может не удивлять людей других национальностей. Об этом свидетельствуют многие анекдоты про дагестанцев, большая часть которых, справедливости ради сказать, касается всех кавказцев и часто просто искусственно заменяет одну национальность другой.

Правда, клановость во многих ситуациях приносит ощутимую пользу самим дагестанцам. Семейственность и стремление сплотиться, особенно в чуждой обстановке, позволяет им выживать. Да, в характере у горцев присутствуют неоднозначные черты. Видимо, из-за этого некоторые блоггеры размещают в интернете свои обращения к землякам.

Но все-таки большинство дагестанцев – хорошие и трудолюбивые люди, которые воспитаны в лучших . И не случайно РД без малого 150 лет является российским, став важной частью большой страны и обогатив ее своей уникальной культурой.

Народы Дагестана дали миру и стране великих поэтов ( , Фазу Алиева и др.), ученых (например, академик Абдусалам Гусейнов – Директор института философии РАН), более 60 героев Великой Отечественной войны (среди них , одни из первых водрузивший знамя Победы на Рейхстагом), продолжать можно долго.

На весь мир известна местная школа вольной борьбы. Здесь родился один из лучших борцов в истории, трехкратный Олимпийскй чемион – прославленный . Именно дзюдоисты РД Мансур Исаев и Тагир Хайбулаев принесли России первые золотые медали Лондонской Олимпиады в 2012 году.

Наш экскурс будет не полным, если не вспомнить о народных промыслах:

  • златокузнецов аула Кубачи;
  • кинжалы и ножи кизлярских мастеров;
  • Унцукульское художественное зодчество (насечка металлом по дереву);
  • Балхар – древний цент керамического и глиняного художества;
  • – признаны лучшими в мире;

я русская мне 22, он кумык, ему 25. познакомились год назад, сначала думала просто дружить будем, не хотела даже думать, что получатся отношение или еще что то там, но они получились, он не давал мне прохода, каждый день вместе, сутками были вместе, я с ним долго не спала, но и дня друг без друга не могли, я ему говорила что я не временное пристанище и что мне так не надо, что сейчас мы вместе, а потом он на своей женется(я была не девочка, был, клянусь, один парень, встречались 3 года) он говорит:\" нет я не брошу тебя! так не будет, не будем загадывать, дальше видно будет\", потом конечно все случилось и понеслось.... , начали жить вместе, я с ним очень счастлива была, он решал все мои проблемы, он самый лучший и самый любимый, я готова была на все) мой отец был против, но особо не лез, и мама, как бы смерилась, но через пол года я случайно нахожу у него в телефоне переписку с девочкой, дагестанкой, где он говорит, что хочет женится на ей и тд. для меня был шок! я собрала вещи и хотела уйти, но он останавливая меня ударил в дверь(попал в стекло) и распорол себе руку, его еле довезли до больницы, я не смогла оставить его в таком положении, и любила уже тогда безумно, затронув позже эту тему, он просто ответил, но я же должен буду все равно женится... было куча операций рука не работала, я прилично зарабатываю и я ему все оплатила, плюс он продал свою машину, так мы и выкрутились, а беда она же сближает, продолжали вместе жить, он не работал так как по больницам постоянно, все вокруг зачем он тебе ты вон какая, ничего не будет, а я люблю!! до беспамятства!с той девочкой он точно не общается. потом снова я заводила разговор, а что дальше? он как то невнятно отвечал, говорит что время покажет, что ничего не может пообещать, что родители откажутся просто от него и тд. но есть шанс, он спросил прийму ли я ислам, я ответила да!на этом и все!потом востановили его руку, он начал работать и все вроде хорошо, у нас год отношений! он уехал домой на родину, а меня всю ломает, он скрывает отношения, никто не знает обо мне только его сестра и дядя, ну и все друзья конечно... вскоре он вернулся, был там неделю, и через время его другу нужна операция, он опять его везет домой, вокруг все:\" куд-кудах-куд-кудах! он там сватать поехал, брось его не отпускай\", ну я дурочка и говорю ему:\" что если уедешь сейчас, то собирай вещи и едь!\" он был в шоке! мы плакали оба, но он так и сделал! потом я конечно поняла, что так сглупила, что не поняла его, пыталась помирится аккуратно первой, а он мне и говорит:\" я все равно женюсь через пару лет на своей, не разрешат нам вместе быть, я плакала, мне казалось, что я умерла, потом он приехал и мы помирились, не могу я уйти!! не могу!!! люблю!!! безумно!!! больше разговоров не было о будущем, но мне покоя не дает та мысль, что потом я вообще не переживу этого, когда он женется на своей! я точно уверена, что он меня сильно любит как и я! и так же переживает, что прийдется расстаться! сейчас он по работе переезжает в другой город и зовет меня с собой, я говорю а дальше что? он говорит на все воля всевышнего, но ты должна понимать, что шансов практически нет! я запуталась!! не знаю как мне быть?? помогите советом! дайте надежду!! уйти понимаю, что не смогу!! люблю!!! все понимаю! но не уйду!! как быть? у кого были такие ситуации? я готова на все, лишь бы быть рядом!! или пустить все на самотек и действительно на все воля всевышнего? мучаюсь я, пока давить на него не могу, и боюсь правды, за два года может все изменится, и так изменится, что все получится! я молюсь о нашем будущем! мне очень тяжело помогите, кто как думает....

Этот текст поступил к нам как отклик читателя на заметку дагестанца Башира Магомедова «За что я не люблю дагестанцев». Но мы решили, что как по объему, так и по качеству текста будет более правильно это, еще одно частное наблюдение, вынести на отдельную страницу сайта.

Это частный взгляд. Возможно, не на всех дагестанцев (тем более, что Дагестан населен разными народами), а на группу, с которой довелось тесно общаться автору заметки. Более того, мы уверены, что большинство тех дагестанцев, которые продолжают жить и трудиться на родной земле, в лучшую сторону отличаются от героев этого текста. Данной публикацией мы ни в коем случае не преследуем цели кого-то обидеть. Мы хотим понять. А самим дагестанцам, возможно, интересно будет посмотреть на себя со стороны.

Здравствуйте, позвольте и мне высказать свое мнение о дагестанцах и дагестанках, основанное на жизненном опыте. Мое мнение субъективное и личное, выводы сделаны на основании увиденного и услышанного мной в период замужества за дагестанцем, и изложены исключительно с женской точки зрения))). Сама я татарка, живу и работаю в Москве. Покрытие головы, скромная одежда - это обязательно для меня, как в принципе, и для всех мусульманских девушек. Когда мы познакомились с будущим мужем, дагестанцем, он говорил про ислам, читал намаз, часто поминал Всевышнего, это и сказалась на моем выборе. Я «купилась» и искренне обрадовалась, благодаря АЛЛАХА за то, что я встретила своего мужчину, которого и покрытие головы, и отсутствие оголенных частей тела не просто привлекало, а как мне показалось, восхищало.

Мы приняли решение пожениться. Пошли в мечеть, где и был прочитан никях, после чего мой муж благополучно переехал ко мне в квартиру на ПМЖ. С этого момента я получила возможность больше узнать о нем и его родственном окружении, так как ранее кавказцев (не придавая значения дагестанец, чеченец, осетин и т.д.) видела только в кино и только с положительной стороны).

Ничего не скажу, их гостеприимство и уважение к старшим меня порадовало, однако во всем остальном - увы. Читая , я даже улыбалась, насколько все точно описано и на 100% применимо к моему теперь уже бывшему мужу, а также и к его «братьям» и землякам, с которыми я познакомилась. Особенно касаясь ПОНТОВ - это что-то особенное, мне даже кажется, заложенное на их генетическом уровне. Не важно, как, не важно, за чей счет и какой ценой, но каждый из них считал, что просто обязан быть круче другого, при этом они и сами глубоко уверены в своем превосходстве над другими, даже ничего не имея, ни образования, ни работы …НИЧЕГО! Они будут сидеть с голой «ж...й», не имея постоянного источника дохода, да и непостоянного тоже, распивая пиво и покуривая «благородную траву», не имея ни копейки денег, но при этом даже друг перед другом, несмотря на то, что они знакомы много-много лет, с одного аула, села и колхоза, они стараются показать те качества и материальные блага, которых и в наличии-то нет, выпендривались друг перед другом как малые дети.

А их стремление выглядеть презентабельно? Это что-то)) Имея одну старую, заношенную, застиранную рубашку, костюм с отблеском лоснящегося налета и подранным подкладом, причем зачастую один на всех, без какого-либо стремления поработать ради собственного же благополучия, довольствуясь из-за лени тем, что есть, лишь бы не трудиться, отглаживали его до такой степени, что он аж светился и являлся для них показателем достатка, собственной значимости и непоколебимого свидетельства того, что он не простой «работяга», а как минимум «босс» и не средней руки, а гораздо выше.

Я смогла убедиться в том, что способность «говорить» ради того, чтобы «говорить» т.е. слово ради слова, а не слово ради дела, это также является неотъемлемой частью их генетики. Говорят ВСЕ и много, я бы сказала так: «Слишком много текста», но дальше разговора обычно не заходит. Они могут говорить о том, что надо что-то сделать, с целью достижения определенных планок и высот, смело давали друг другу обещания «завтра узнать; завтра проработать вопрос; завтра встретиться и подключить нужных людей» и т.д., но, как правило, завтра никто и ничего не делал, продолжая валяться на диване в ожидании, когда же холодильник заполнится продуктами, а в доме появятся деньги на так необходимые кафе и забегаловки, где можно посидеть «за чашкой чая»…

Касаемо исполнения ими обязанностей мужа, которому Всевышний вверил каждую конкретную женщину (в данном абзаце я не затрагиваю тему секса, это они «всегда и пожалуйста»): понимание того, что семью надо содержать, позаботиться о наличии продуктов или хотя бы денежных средств на их покупку, в принципе отсутствует, как и понимание того, что у супруги существует потребность в одежде, причем разносезонной. Любой разговор на данную тему резко пресекается фразой «все будет». На вопрос, когда это событие произойдет, ответ не менее категоричный «отстань со своими капризами, ты уже достала». При этом, деньги на «чашку чая», благородную и столь любимую траву и 33-ю пару туфель с вытянутым и заостренным носом, всегда есть. Я уже не говорю о том, что помимо элементарных обязанностей, каждый мусульманин, а дагестанцы уж очень сильно и громогласно заявляют о своей непоколебимой религиозности, просто обязан хорошо относиться к своей жене, заботиться о ее внутреннем спокойствии и т.п. Зачастую дома слышно только одно «отдыхай, короче», «прекрати эти нелепые разговоры» и т.д., причем зачастую в целях уйти от обсуждения действительно важных вопросов, формирующих дальнейшие отношения супругов.

Теперь касаемо верности: это, конечно, замечательно, что большинство тех дагестанцев, с которыми мне посчастливилось познакомиться, твердо следуют принципу: «измена – это грех, я себя не на помойке нашел и лучше уж быть одному, чем с кем попало», последняя фраза меня всегда приводила в замешательство в части того, что, видимо, кроме как «кто попало» на их жизненном пути и не встречается, в связи с чем необходимо подумать о расширении посещаемых территорий и быть более внимательным в выборе друзей и подруг. При этом зачастую, пребывая в столицу нашей Родины, большинство дагестанских орлов уже крепко и прочно связаны брачными узами, укрепленными не одним ребенком. Несмотря на наличие супруг, вверенных им, приезжая для заработков, они почему-то слишком быстро забывают, зачем приехали, и ограничиваются оккупацией местных девушек, причем не брезгуют ничем и никем.

Например, когда мы гуляли по улице с мужем и его земляками, они очень громко обсуждали проходящих мимо девушек, чьи юбки были на уровне пояса, а грудная клетка вообще не прикрывалась никоим образом, пафосно «плевали» ей в след, выкрикивая оскорбительные выражения, но в тоже время каждый из них, наловчившись хаотично вращать глазами, за время пока его плевок долетит до земли, успевал «общупать на уровне глазного дна» все то, что было явно не прикрыто. И если повезет, умудрялся «заполучить» номер телефончика такой «богини» и потом брал измором, тратя последние деньги на смс сообщения, в которых возносил ее красоту до таких высот, до которых в принципе только птицы долетают. Причем они это воспринимали как «прикол», похваляясь дома друг перед другом и иногда зачитывая вслух сообщения этих, как они их называли «русских куриц».

Все поголовно зарегистрированы на сайтах знакомств, причем даже на самых грязных мобильных чатах, суть которых сводится к пересылке фотографий различных частей тела, как женщин, так и мужчин, с просьбой «сфотографировать и прислать грудь в нужном ракурсе», обсуждая проблемы фригидности, половой близости с партнером и т.д. При этом, никто из них не обращал внимания на то, что на данных сайтах также зарегистрированы и девушки как из Дагестана, так и Кавказа в целом, принимающих не менее активное участие в обсуждениях подобных тем. Мужчин никоим образом не смущало, что получается так, что он сам и портит свою же нацию, в лице той дагестанской девушки, которая присылает ему фото своей оголенной фигуры. Когда я спросила, а уверены ли они, что это не его жена под другим именем с ним общается, они «взрывались» и начинали бить себя в грудь, убеждая меня в том, что ИХ девушки порядочные и на таких сайтах просто «зависать» не могут, а имена «Хеда, Залина, Мадина, Пати и т.д.» это вымышленные, а указание таких городов как Махачкала, Кизляр и т.д., не говорят о том, что это соответствует действительности.

Также мое наблюдение показало, что эти мужчины считают своей святой обязанностью скрасить одиночество ВСЕХ девушек, с обязательным приглашением последних в кафе и не менее обязательным показательным выступлением, выражающимся в исполнении национального танца «лезгинка». Причем, совершенно согласна с автором статьи, лезгинку они танцуют всегда и везде, вплоть до станций метро, начинает один, под шумные овации присутствующих земляков, а в последствии это перерастает в толпу размахивающих руками и ногами мужчин, а если повезет, то под улюлюканье случайно оказавшихся на месте танца женщин, совершенно не задумываясь об уместности происходящего действия.

Теперь о женщинах. Я часто бывала на родине мужа, а, соответственно, была вхожа и в дома его односельчан, где имела честь видеть следующее: женщины, в большинстве своем, совершенно одиноки в своем супружестве, хотя как мне показалось, их это абсолютно не расстраивает по той причине, что каждая из них уверена, что ее благородный муж уехал именно на заработки, а тот факт, что финансовых результатов его отъезда из дома не видно, объясняется отсутствием работы, но никак не отсутствием у мужа желания работать. Большинство женщин содержат быт и детей на очень скромную сумму, присылаемую их мужьями, и то не регулярно. Несмотря на бытующее мнение, что женщины ТАМ забиты мужьями и играют роль исключительно служанки, не соответствует действительности. Все гораздо лучше, чем говорят. Я уверенно могу сказать, что дамы обладают большим терпением и сдержанностью, но, в свою очередь, я объясняю это тем, что проживание в селе, где все друг друга знают, все практически родственники, не дает им возможности «развернуться», т.к. существует реальная возможность «получить по шапке». Хотя все имеет место быть, просто тщательнее скрывается. Сами же мужчины и рассказывают, как, когда и за кем заехали и прямо «под носом у мужа» и попользовали.

Другое дело – уехать, например, в Москву. Приведу пример, свидетелем которого я была лично: мы ехали домой на поезде Махачкала-Москва, в вагоне присутствовали как мужчины, так и скромные женщины-дагестанки, одетые соответственно приличиям - в платках, длинных юбках. По мере приближения поезда к Москве, женщины дивным образом преобразились: они поснимали платки, длинные юбки сменили на короткие и узкие, а кто посмелее - на обтягивающие брюки, накрасили губы помадой красного цвета и периодически выскакивали в тамбур покурить, а некоторые прятались на коротких остановках за деревьями и строениями, с жадностью потягивая сигаретный дым. По приезду в Москву из вагона выходили уже достаточно современно одетые женщины, о национальной принадлежности которых можно было судить лишь по кавказскому типу внешности.

Я часто вижу, как женщины/девушки, приехавшие из Дагестана, не стесняясь, надевают столь откровенную одежду, в которой и дома-то ходить стыдно; как быстро они поддаются влиянию «свободной» жизни, не обремененной попечительством и бдительностью родных и близких, в которой можно позволить себе все, что хочется. Забывая про стыд, про свое предназначение нести красоту, порядочность, как на самом деле они мало себя ценят и как низко падают, вырвавшись из-под присмотра, стремясь подражать и «переплюнуть» русских девушек в своей сексуальности, причем происходит все это с попустительства их же мужчин, которые вместо того, чтобы сделать замечание, пристыдить, поощряют ее действия, даже просто тем, что не обращают внимания на происходящее. Одна не очень юная особа дагестанских кровей так и сказала, что «тягаться» с русскими сложно, но ведь так хочется и самой показать то, что у нее есть, выставить на всеобщее обозрение, а на мой вопрос: «ты хочешь стать общей?», она просто улыбнулась многозначительной улыбкой, позволяющей сделать выводы о положительности ее ответа.

Можно еще долго описывать те действия или бездействия, свидетелем чего я непосредственно стала за период жизни с бывшим мужем, но я ограничусь сказанным и подведу итог: люди, которых знала я, отличаются: 1) Лживостью, причем иногда мне казалось, что лгут они постоянно и во всем, просто так, даже не задумываясь, просто чтоб приукрасить себя, выдать желаемое за действительное, не быть осмеянным, казаться «крутышкой» и т.д.; 2) Понты – этого не отнимешь, это имеет место быть, видимо большинству просто нечем гордиться, ничего не достигнуто, ничего не наработано, да и желание нарабатывать отсутствует, а уважения и почета очень хочется; 3) Лень – крайне ленивы, работать – это для таджиков и узбеков, а они могут только руководить, а мужчины также не гнушаются жить и на содержании женщин, если повезет, то не очень преклонного возраста; 4) Распутство – такое ощущение, что их долго держали в темной и холодной яме под названием родное село и дом, вырвавшись откуда, как мужчины, так и женщины, просто съезжают с катушек, путая берега и пускаются во все тяжкие, чтоб удовлетворить свои сексуальные интересы, зачастую ничем не брезгуя; 5) Крайне низкие требования к уровню и качеству взаимоотношений между супругами, полное отсутствие элементарного уважения и заботы, причем с обеих сторон, их отношения больше можно назвать потребительскими; 6) ОГРОМНОЕ самомнение и очень высокая само значимость, не имеющая ни малейших поводов и оснований к тому; 7) Наркотическая зависимость от трав различного происхождения; 8) Повышенная лже-религиозность, которую можно охарактеризовать фразой: «мусульмане – одна рука на Коране, вторая на стакане». Когда налопаются пива, накурятся всякой ерунды, разговор обязательно заходит об исламе, и это сопровождается дополнительными вливаниями спиртного и раскуриванием «трубки мира», изготовленной из пластиковой бутылки.

В Дагестане всегда уважительно относились к женщинам. Не случайно внушительная часть правил этикета горцев посвящена тому, как следует вести себя мужчине при встрече с представительницей прекрасного пола. А в доме у каждой хозяйки своё пространство, куда мужчинам вход воспрещён.

25.03.2017 Г .

В дагестанском обществе к женщине всегда относились с уважением. Нормы этикета горцев предписывали оберегать женщин от любой жестокости. Кровная месть, имевшая место в Дагестане с древности, не распространялась на женщин. Более того, чаще именно женщины останавливали кровопролитие. Если мать убитого усыновляла убийцу, то война между семействами прекращалась. У этого обычая была и оборотная сторона. Случалось, что убийца, завернувшись в белую ткань, являлся к матери своей жертвы и касался её груди губами помимо воли. Таким образом он становился молочным сыном и избегал наказания за убийство.

Женщина могла остановить любую ссору, сняв с головы платок и бросив между дерущимися.

В присутствии женщины дагестанский мужчина должен был вести себя сдержанно. Развязность по отношению к девушке, неприличные намёки или неосторожные движения во время танца – всё это осуждалось в обществе. Если мужчина шёл с женщиной, то она всегда была справа, а если мужчин было двое, то женщина шла между ними.

Жёсткому осуждению в обществе подвергалось насилие в семье. Мужчина, который поднимал руку на женщину, всегда считался в Дагестане недостойным человеком, трусом.

Роли в семье

В дагестанских семьях строго разграничивается территория мужского и женского влияния. Муж – добытчик и глава семьи. Он оберегает семейство от внешних проблем. Жена организует домашний быт, она – хранительница очага. Мужчине считалось непозволительным заходить на кухню. Женщины и мужчины во время трапезы всегда находились в разных комнатах.

В семейной жизни у женщины были права и обязанности, которые менялись в зависимости от её статуса. С самого раннего детства девочки помогают маме в домашних делах и выполняют посильные поручения. Женщине в Дагестане неприлично сидеть сложа руки, поэтому весь её день наполнен хлопотами по хозяйству. Свою дочь мать должна воспитать как хорошую хозяйку, иначе той после свадьбы в доме мужа придётся несладко. Хорошая хозяйка должна уметь вкусно готовить, быть рукодельницей, чистоплотной и трудолюбивой.

В Дагестане часто жили большими семьями – тухумами. В одном доме могли проживать несколько поколений семьи одновременно. В женской половине царила строгая иерархия: самая старшая женщина в семье, часто это была свекровь, командовала общей дисциплиной. Мать мужа была здесь «ханшей». Она распределяла обязанности между своими невестками и незамужними дочерями. Она решала любые споры и разногласия в женском коллективе. Молодая невестка обладала меньшими правами, нежели старшие невестки.

Обет молчания

Интересно, что у кумыков существовал запрет на разговоры невестки со свёкром и свекровью. Свекровь, как правило, снимала запрет вскоре после свадьбы. В ответ невестка делала ей подарок, например, молитвенный коврик. Свёкр мог не снимать разговорный запрет годами. Всё это время невестке запрещалось как-либо к нему обращаться, однако, она могла отвечать на его вопросы. Когда же запрет снимался, то устраивался настоящий праздник, а свёкр и сноха обменивались подарками. Кумыкской невестке с первых дней супружества полагалось выбрать красивые имена для новых родственников и обращаться только так.

У аварцев существовали правила «избегания», согласно которым жена с детьми ночевала в одной комнате, а муж – в другой. Сыновья ночевали в комнате матери до достижения пятнадцати лет, затем они переходили в комнату отца. Со временем отношения в семье смягчались, но, как и у кумыков, аварская невестка не заговаривала со свёкром без особой нужды.

Из невестки в свекрови

Беременность несколько меняла положение женщины. Она продолжала выполнять все свои обязанности вплоть до родов, но в семье к ней относились уже мягче. Если рождался мальчик, то её авторитет среди невесток повышался. Со старшими невестками она была теперь на равных.

В Дагестане мужчина не всегда считался с мнением своей жены. Другое дело – мать. Её слово для сыновей было законом, конечно, если оно не противоречило слову отца. Соответственно, с взрослением сыновей авторитет женщины повышался. Именно мать присматривала невесту для сына.