Игры родителей с детьми 4 5 лет. Давай устроим детям праздник

Родителям нередко приходится придумывать, чем заняться с ребенком, которому исполнилось 4 года. В одних случаях они пытаются как-то развлечь малыша, в других – освободить немного времени для собственных дел. Вариантов множество: интересные игры, развивающие занятия, творческие мероприятия и даже какие-то действия, которые взрослым людям кажутся скучной рутиной. Увлечь малыша 4 лет не так сложно, как кажется. Главное, предоставлять ему право выбора и не ограничиваться одним направлением. В целом, у родителей в арсенале всегда должно быть несколько вариантов организации детского досуга.

Развивающие домашние занятия

Несмотря на то, что дети всегда хотят развлечений, в их график необходимо ввести еще и варианты времяпрепровождения развивающего плана. Нужно воздействовать на все органы чувств, затрагивать все навыки. Даже для дома можно привести несколько десятков вариантов таких занятий. Вот только некоторые из них:

  • Ролевые игры. Дети 4 лет уже осознают свою половую принадлежность, поэтому варианты могут быть самыми разными. Кстати, если озорной мальчик хочет поиграть в дочки-матери, а милая девочка настаивает на пиратах, не нужно этому удивлять и тем более противиться. Для ребенка в таком возрасте все в новинку, поэтому не стоит даже намекать, что для него какое-то занятие «не подходит».

  • Рисование. Даже если у малыша не прослеживается склонности к подобным занятиям, нужно постараться возбудить его интерес. Игры, в которых нужно быстро разрисовать большой кусок обоев, или соревнование «кто быстрее обведет все трафареты», заинтересует даже абсолютно не творческую личность. А обведение контура мелких предметов еще и поспособствует развитию мелкой моторики у ребенка.

  • Танцы. Дети очень любят танцевать и возраст 4 лет не является исключением. Можно даже собрать любимые песни маленького меломана и с их помощью регулярно устраивать маленькие перерывы на разминку.

  • Занятия иностранными языками. Не обязательно сидеть с маленьким ребенком, зазубривая грамматику, или правила использования времен. Можно просто включать малышу развивающие мультики, запускать профильные программы, покупать различные игрушки и игры, дающие базовые знания по иностранному наречию.

  • . Кстати, теперь появилась достойная замена традиционному занятию – работа с кинетическим песком. Субстанция, на 95% состоящая из песка, и на 5% — из полимера, доставляет детям море удовольствия и при этом развивает их творческие способности, фантазию, восприятие окружающего мира, помогает разрабатывать мелкую моторику.

  • Строительство домика. Как и десятки лет назад, современные дети обожают строить «дома» под столами. Если уж нет возможности заняться этим вместе с карапузом, нужно хотя бы предоставить ему достойный «строительный» материал. Малышу в 4 года будет достаточно покрывал, мягких подушек, полотенец и чего-нибудь для декорирования «интерьера».

  • Выполнение заданий. Сегодня не так сложно найти развивающие тетради, в которых дети могут проходить через лабиринты, соединять точки, получая рисунок, разгадывать загадки, ребусы и шарады. На начальном этапе им конечно требуется помощь родителей, зато потом всегда можно будет увлечь этим чадо, если дома есть соответствующий материал. Нужно только понимать, с чем способен справиться ребенок 4 лет, а что для него еще рановато.

  • Пазлы. Яркие и красочные кусочки, из которых получаются красивые картинки, традиционно увлекают даже не самых спокойных малышей. А если это организовать в виде игры (например, как один из этапов семейной эстафеты), ребенок получит еще больше удовольствия от процесса.

Помимо этого, можно придумать еще немало вариантов, как увлечь ребенка или провести с ним время, которые не только позволят малышу развиваться, но и доставят огромное удовольствие родителям.

Как развлечь 4-летнего ребенка в четырех стенах?

Если к перечисленным мероприятиям малыш все же относится больше как к обязанностям, необходимо придумать для него интересные дела, которые действительно будут похожи на игры в его понимании. Правда, стоит учесть, что взгляды на этот вопрос у карапуза в 4 года и его родителей могут заметно разниться.

  • Домашние дела. Многие родители даже не понимают, какое это счастье для ребенка 4 лет – подмести пол, помыть посуду, выбить ковер, протереть пыль. Вполне возможно, что после этого придется проводить генеральную уборку, но иногда нужно идти на такие жертвы. Дело даже не в том удовольствии, которое получает карапуз, а в том, что он с раннего возраста привыкает к физическому труду.
  • Классические активные игры. Даже дома при желании можно поиграть в прятки, поиски спрятанных вещей, футбол, посбивать кегли. Нужно только правильно все организовать. И еще один нюанс – малыш должен понимать и принимать, что подобные мероприятия возможны, но ограничены по времени.

Совет: В 4 года малыш уже проявляет активный интерес к игровым консолям и различным аналогичным гаджетам. Никто не призывает поощрять это, воспитывая игромана, но и полностью отказывать детям в этом не стоит. Нормированные занятия утолят любопытство ребенка, не нанеся при этом вреда. Если маленький человечек с детства будет приучен к определенному графику в этом направлении, он не будет впадать в крайности по мере взросления.

  • Работа с нитками и резинками. Практика показывает, что если дать маленькому ребенку 3-5 лет моток с нитками или запутанные резинки, то он будет сидеть и кропотливо разбирать этот ком. Конечно, после этого изделия придется либо утилизировать, либо восстанавливать самостоятельно, но подобные игры, развивающие уравновешенность, терпение и внимание, того стоят.
  • Настольные игры. К таким развлечениям рекомендуется подключать всю семью. Чем больше человек удается занять, тем веселее проходит время. Только не стоит постоянно поддаваться малышу (особенно, если результат зависит от внимания или удачи). Дух соперничества развивает в детях лучше качества, чем постоянные уступки со стороны старших.
  • Рутинные дела. Малыша в 4 года увлекает абсолютно все. Даже если посадить его вырезать буквы из журналов (конечно, используя безопасные ножницы) или проделывать в них дырочки с помощью дырокола, спокойствие родителям обеспечено на долгое время.

Выбирая развлечение, которым можно заниматься дома, в первую очередь нужно помнить о безопасности маленького шалуна. Все же не стоит поощрять каких-то экстремальных увлечений только для того, чтобы как-то занять карапуза на время.

Полезные и интересные занятия на улице

Современные дворы довольно неплохо обустроены в плане организации детского досуга. Многочисленные горки, качели, сетки и турники могут занять детей на некоторое время и поспособствовать их развитию (укрепить мышцы, улучшить внимание и ловкость). Правда, в том случае приходится не только следить за ребенком, но и заниматься с ним. Дети 4 лет без проблем и с удовольствием придумывают игры самостоятельно, только если их собирается целая толпа. Во всех остальных случаях им нужна поддержка и подсказка со стороны взрослых.

Помимо групповых развлечений, малышу, наконец-то выбравшемуся из дома, могут понравиться следующие мероприятия:

  • Езда на велокате или самокате. Некоторые карапузы в 4 года уже довольно уверенно катаются на велосипедах и даже роликах.

  • Игры в песочнице. Достаточно предоставить ребятам яркие и разнообразные инструменты, чтобы занять их на несколько часов.

  • Спортивные занятия. Футбол, бадминтон, первые шаги в баскетболе – все это можно пробовать уже с 4 лет.

  • Работа с развивающими игрушками. Метание колец, сбивание кеглей, попадание чем-нибудь по цели – мероприятия, которые доставляют детям море удовольствия и одновременно с этим способствуют укреплению важных навыков.

Ребенка в 4 года можно уже отдавать в разнообразные секции по интересам. Одинаково уместны спорт, иностранные языки, художественная школа, курсы актерского мастерства, развивающие сеансы, подготовка к школе. Только не нужно пытаться охватить все и сразу. Нет ничего страшного, если малыш будет требовать смены обстановки каждый месяц, однажды он все же поймет, что ему нравится. Если же рассеивать его внимание, растрачивая потенциал на все и сразу, результат может оказаться плачевным. Из жизни ребенка просто исчезнут все интересы, угаснет тот задор, который характерен для возраста 4 лет.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок многое знал и умел. А эти знания как легче всего получить? Конечно, в игре. С помощью развивающих игр ребёнок разовьёт быстроту реакции, внимание, наблюдательность, логику, закрепит знания о цвете и многое другое.

Дотронься до красного

Называйте ребёнку какой-либо цвет. Например, синий. Малыш должен бегать по комнате и дотрагиваться до всех предметов, которые имеют синий цвет. После того, как исчерпались варианты, предложите ребёнку потренировать память – назвать все предметы, которые он находил.

Весёлые человечки

Положите перед ребёнком разноцветные карандаши или фломастеры. Скажите, что это не просто карандаши – это весёлые человечки, которые умеют разговаривать. Красный говорит: я – яблоко, жёлтый – я банан, синий – я море. Предложите малышу найти свои варианты ответов.

Чудо-коробка

В непрозрачную коробку положите различные по форме и объёму предметы. Взрослый описывает один из предметов. А ребёнок должен догадаться, что внутри. Можно задавать наводящие вопросы – это съедобный предмет или нет, он мягкий или твёрдый и т.д. Достаём загаданный предмет из коробки и показываем.

Найди недостающую часть

Распечатайте различные картинки на компьютере. Разрежьте их так, чтобы у картинки не хватало какой-либо детали. Например: у машины не хватало колеса, у дома крыши, у цветочка – листочка и т.д. Предложите малышу найти недостающие детали.

Играем с книжкой

Во время чтения книги с картинками, можно поиграть в следующую игру. Откройте книгу на одной из страниц и загадайте что-либо. Скажите ребёнку: «Я вижу что-то жёлтое. Оно большое. У него нет ручек». Ребёнок будет глазами стараться отыскать этот предмет. Потом можно поменяться ролями.

Придумай рифму

Объясните малышу – что такое рифма, приведите несколько примеров. Теперь называйте слово ребёнку, а он должен найти ему несколько рифм. Например: мишка – шишка, книжка, мартышка, шалунишка. В эту игру удобно играть на прогулке, по дороге в детский сад, в транспорте, в ожидании очереди.

Угадай животное

Взрослый загадывает любое животное. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы. А взрослый может отвечать только «да» и «нет». Например: это домашнее животное? Оно любит есть траву? Игра заканчивается тогда, когда будет угадано животное. Затем поменяйтесь ролями.

Подражайка

Предложите ребёнку сесть на стульчик. Взрослый говорит: «Однажды я шёл по лесу и увидел … змею». Ребёнок должен встать и подражать змее – показать как она ползёт или извивается. Затем малыш опять садится на стульчик. Варианты могут быть разные: видел, как летит самолёт, встретил зайца, меня намочил дождь и т.д.

Собираем пазлы

Распечатайте любую картинку на компьютере. Приклейте её на плотную бумагу или картон. Разрежьте её на части. Хорошо использовать сюжеты из различных детских сказок. Предложите ребёнку собрать картину. Ещё можно сделать пазл своими руками из коробочек.

Поход в магазин

Поиграйте с ребёнком в ролевую игру «Магазин». На прилавке разложите различные товары. Предложите Мишке сходить в магазин и купить продукт. Однако при этом вы не говорите его названия, а описываете. Например: это овощ, он продолговатый, зелёный, в середине у него есть зёрнышки. Мишка может задавать наводящие вопросы.

Учимся шнуровать

На картоне нарисуйте кроссовок, раскрасьте его карандашами или фломастерами. Проделайте отверстия – три справа и три слева. Предложите ребёнку зашнуровать кроссовок. Существует много вариантов шнуровок – ёжик, дерево. Игры со шнурками очень полезны для развития мелкой моторики руки ребёнка.

Данная игра поможет ребёнку запомнить неизвестные слова и выработает правильное произношение слов. Предложите малышу произнести фразу: «Я люблю бегать по лужам» различными способами:

Весело, радостно.

Пропевая.

С зажатыми губами.

Отрывисто каждое слово.

Особенность подвижных игр для детей раннего дошкольного возраста – они не должны носить соревновательный характер и быть достаточно простыми. Детям нравится повторять движения за взрослыми или другими детьми, также им начинают нравиться игры со словестными инструкциями.

Мы предложим вам несколько простых игр для детей 3–4 лет как для улицы, так и те, в которые можно играть дома или в детской группе.

Тише едешь - дальше будешь. Cтоп

Дети данного возраста любят игры, в которых нужно замирать на месте, ведь они как раз находятся в процессе освоения этого навыка.

Водящий становится спиной к участникам на некотором расстоянии. Затем говорит: «Тише едешь - дальше будешь. Стоп». Пока водящий говорит, дети идут к нему, как только водящий сказал «стоп», все замирают на месте. Водящий оборачивается и осматривает детей: те, кто не замер, выбывают из игры. Остальные продолжают игру, пока не дойдут до водящего.

Прыгнете те, кто…

В эту подвижную игру для детей можно играть как дома, так и на улице.

Малышам обычно нравится слушать такие простые инструкции-задания, которые имеют к ним прямое отношение.

Ведущий говорит: «Сядьте все те, кто ел сегодня кашу» или «Прыгнете те, кто любит мороженое». Обычно игра сопровождается весёлыми обсуждениями, кто что любит или что ел. Это нестрашно, так как игра таким образом стимулирует развитие речи. Таким же образом можно учить и повторять названия цветов: «Подпрыгните на левой ноге те, кто надел зелёное».

Изобрази, как…

Все мы знаем игру, когда ребёнок загадывает слово, а другим нужно отгадать, что он изобразил. Но такие маленькие дети могут загадывать только самые простые вещи, например, животных, потому что отгадать загаданное будет непросто.

Однако, чтобы разнообразить игру, вы можете предложить ребёнку изображать ежедневные действия: например, как он чистит зубы или играет в песочнице, как вы водите машину. Отгадывать в таком случае не нужно. Если детей несколько, все они могут изображать заданное действие по-своему. Такая простая игра обычно нравится детям и развивает не только физические способности, но и воображение.

Поезд

Это очень весёлая подвижная игра для детей, в которой совершенно отсутствует соревновательный характер.

Дети изображают поезд, построившись и держась друг за друга. Задача игры – повторять движения за рулевым. Рулевой может ходить ровно, сворачивать, останавливаться, давать задний ход, петь песни. Рулевого следует периодически менять.

Обезьянки

Ещё одна игра, направленная на повторение движений. Скажите детям, что обезьянкам очень нравится корчить рожи и повторять движения за другими. Предложите одному ребёнку повторять движения и мимику за вами или другим малышом. Вы можете как выбрать ведущего, так и предложить детям работать по парам.

Цветные сигналы

Игра поможет детям научиться концентрироваться и запоминать простые инструкции. Сделайте из цветного картона несколько простых сигналов, например, кружков разного цвета. Скажите детям, что по зелёному сигналу надо бежать, по красному – замирать на месте, а когда вы покажете жёлтый – прыгать. Начните с 2–3 сигналов, а когда ребёнок запомнит движения, вводить новые.

Кто быстрее

Все дети стоят в кругу (его можно нарисовать мелом на асфальте). Ведущий загадывает предмет, до которого всем (включая ведущего) нужно как можно быстрее добежать, коснуться его и вернуться на место в круг. Тот, кто вернётся последним, становится ведущим. С помощью этой игры вы можете повторить названия цветов, предложив добежать и дотронуться до одного (или до 2–3, если играет немного детей) предметов определённого цвета.

Простые вышибалы

Все мы знакомы с игрой в вышибалы. Один ребёнок встаёт в центр, а двое других пытаются попасть в него мячом. Однако такие маленькие дети получат удовольствие, просто убегая от мяча. Осаленному (тот, в кого попали мячом) не следует выбывать из игры. Просто предлагайте детям меняться местами время от времени и кидать мяч по очереди. И, конечно, обратите внимание на то, чтобы мяч был достаточно мягким.

Горячо-холодно

Эта игра любима детьми в 3–4 года.

Спрячьте предмет или игрушку и предложите ребёнку найти её при помощи ваших инструкций: вы будете говорить «горячо», когда ребёнок близко, и «холодно», когда ребёнок отдаляется от предмета.

Собираем игрушки

Возьмите несколько определённых предметов. Пока дети считают до 10, разложите предметы по комнате. Детям нужно как можно скорее собрать все предметы в корзину. Когда дети усвоят правила игры, усложните задачу: предложите собирать предметы, прыгая, хлопая, ходя на носочках, ползком.

Игры в мяч

Дети в данном возрасте могут осваивать разные виды игр с мячом: предлагайте перебрасывать мяч руками или ногой, забивать мяч в «ворота» или закидывать в корзину, как при игре в баскетбол.

Спортивный инвентарь

Помните, что дети в 3–4 года уже могут осваивать самокат, ролики, беговелы и велосипеды с дополнительными колесами по бокам. Зимой – лыжи и коньки.

У ребёнка обязательно должны быть различные мячи, скакалка, а также вы можете купить детские ракетки для бадминтона и тенниса.

Ищем «потеряшек» по времени

Уборка игрушек — занятие не из легких, потому превращаем это скучное дело в веселую игру. Объявляем розыск! Надо найти все игрушки зеленого цвета! И засекаем время — пять минут. Можно использовать песочные часы, детки в буквальном смысле видят, как «бежит время». Теперь ищем все игрушки с колесиками, снова на время. И так по очереди: все квадратные, или все игрушки, названия которых начинаются со звука «М», или все фломастеры, или всех зверюшек...

Ищем «потеряшек» по количеству

Игра практически такая же, как предыдущая, только даете задание искать пять машинок, десять кубиков, три мячика и т. д. — по количеству игрушек малыша. Здесь тоже можно использовать признаки, например, четыре круглых предмета, пять игрушек красных и пять синих и т.д.

Таймер

Договоритесь с малышом, что играете в уборку ровно 15 минут, а потом читаете, смотрите мультик, строите домик... тоже 15 минут! Такое чередование занятий не утомит ребенка и покажет ему, что даже за 15 минут можно успеть сделать много разных дел.

Картинки-подсказки

На коробки или полки наклейте картинки-подсказки с изображением игрушек, которые хранятся в этих местах. Такие подсказки может сделать и сам малыш: нарисовать кукол или машинки, изобразить кубики, карандаши, мячики, животных. Тогда по вашей команде (опять можно использовать часы или сигнал будильника) ребенок складывает нужные предметы на свои места. А вот команда может быть не только голосовой, но и «неслышной». Предупредите шепотом: «Уборка!» — и направьте, например, лучик лазерной указки на картинку или покажите ребенку подобную картинку.

Баскетбол

Если у вас есть коробка или корзина для небьющихся, к примеру, мягких, игрушек, можно предложить ребенку соревнование, кто точнее сумеет забросить плюшевого зайца или мишку на место с определенного расстояния.

А у одних моих хороших знакомых я увидела баскетбольное кольцо, установленное в ванной над корзиной с грязным бельем. Оказывается, бросать свои футболки и носки, скрутив в комочек, очень весело не заходя в ванну, просто с порога. И папе, и трем сыновьям эта мамина затея очень понравилась — еще бы, меткость-то как развивается! А сама выдумщица перестала выуживать из разных укромных мест грязное белье своих мужчин — они наперегонки сами несут вещи «к кольцу».

Уложи игрушки спать

Малыш к своим игрушкам относится как к живым, поэтому введите «вечерний ритуал»: «Уложи игрушки спать». Пусть машинки разъедутся по гаражам, куклы улягутся в кроватки, животные «забьются в норки», карандаши и фломастеры устроятся в коробочки... Пожелаем игрушкам спокойной ночи]

Прячемся от монстра, дождя или бури

«Скорее прячемся! Страшный монстр хочет забрать твои игрушки! Нам надо быстро помочь игрушкам спрятаться "в домики" — по местам!»

Но не обязательно «пугать» малыша, можно поиграть «в дождик», «в бурю» — игрушки не хотят промокнуть, они прячутся «в домики».

Музыкальная уборка

У малыша наверняка есть любимые веселые песенки. Включите погромче запись, пусть машинки и роботы, куклы и кубики под музыку «танцуют» к своим местам. Договоритесь, что пока длится музыка, надо успеть убрать часть комнаты. Например, как в следующей игре.

От... до

Убрать сразу всю комнату иногда очень сложно, поэтому давайте задание «От... до». Например, собрать все игрушки с пола от дивана до стола и разложить их по местам. Или убрать все, что лежит не на месте, от кровати до шкафа или от тумбочки до края коврика — в зависимости от планировки в детской комнате.

Делим комнату на зоны

Игра похожа на «От... до», только убираем определенные зоны в комнате. Например, коврик пусть станет «морем», и все игрушки надо срочно убрать, чтобы они не утонули. А диван и пол возле дивана вдруг превращается в «вулкан»: «Срочно всем покинуть опасную зону — начинается извержение вулкана!»

Можно заранее определить с малышом, какие зоны (или сектора, отделения, «территории») есть в его комнате. И поиграть в «убери одной рукой», или с завязанными глазами «собери мягкие игрушки наощупь», или «собери детали конструктора "волшебным совочком"» (обычным чистым совком для мусора или простой картонкой).

Куча-мала и сортировка

Вместе — веселее. Договоритесь, что малыш тащит все, что разбросано, а вы расставляете по местам. А потом поменяйтесь местами, чтобы узнать, кто скорее справляется с заданием. Можно показать ребенку, как очень быстро собрать разбросанные игрушки: «Я — бульдозер!» — и сгребите все в кучу-малу с помощью плоской картонки. Такую кучу гораздо легче разобрать по ящикам-полкам, все уже рядом, а не под столами и кроватями-стульями.

Магнитная уборка

Если у малыша много игрушек из железа (роботы, машинки, поезд, самолетик) или есть конструктор из металлических деталей, предложите ребенку «волшебную магнитную уборку». Правда, для такого «волшебства» понадобится большой магнит. Зато проблема мелких металлических деталек будет решена.

«Цыплячья» уборка

На полу мелкий мусор, бумажки, обрезки после ручного труда и поделок — этот беспорядок способен вывести из себя кого угодно. Превращаемся в семью «цыплят»: пальчики собираем горстью и начинаем «клевать» соринки (собираем в бумажный фунтик). У кого фунтик полнее, тот и победил.

Играть в «цыплят» можно не только при уборке обрезков и бумажек. «Цыплята» могут «клевать» мелкие игрушки (детали конструкторов и мозаики) или собирать «червячков» (карандаши и фломастеры) и т. д.

Развозка

Если у малыша есть большой грузовик, он может выполнять роль «перевозчика» игрушек на места. Сначала ребенок превращается в «подъемный кран», грузит и отвозит на место крупные игрушки, потом перевезет кубики и пирамидку, кукол или игрушечную посуду. Наконец, соберет в кузов мелочь (совком, лопаткой или куском картона: «Я — бульдозер!») и отвезет на место. Но можно использовать коробку с веревкой, и тогда ребенок-шофер будет собирать и перевозить «по домам» свои игрушки как «таксист» или «почтальон».

Игры девочек тоже молено заканчивать переездом «на дачу», «новую квартиру» или даже в «другой город». Пусть дочурка поможет куклам «упаковать» все вещи, одежду, посуду и мебель в коробочки и перевезет с помощью той же коробки с веревкой на место.

Супермаркет

Коробка может послужить и корзинкой, какие малыш мог видеть в супермаркете. Предложите ребенку поиграть, как будто он в большом магазине и ему нужно «купить» (собрать в коробку) «покупки по списку». Список может быть нарисован схематично и отражать те предметы, которые малышу надо разложить на места. Видите, к примеру, что возле телевизора стоят две пустые чашки, на батарее уже высохли варежки, под столом остались кубики и машинки после игры «в гараж», и составляете соответствующий список:

4 кубика (нарисован кубик и цифра 4);

3 машинки (нарисована машинка и цифра 3);

2 варежки (нарисована варежка и цифра 2);

2 чашки (нарисована чашка и цифра 2) и т. д.

Напомните малышу, что вы всегда после магазина разбираете покупки и кладете все по местам, пусть и ребенок сделает «как мама».

«Хитрый план»

Такую игру можно провести, когда вы собираетесь сделать общую уборку в доме или квартире. На обычном листе А-4 или А-5 схематично нарисуйте картинки-задания, сверните конвертиком или трубочкой и прикрепите в каком-нибудь неожиданном месте, например, на холодильнике или возле портрета малыша, а можно подложить в карман одежды ребенка. Скажите малышу, что это «хитрый план», который ему нужно разгадать и выполнить, тогда он получит сюрприз! Картинки — любые задания по уборке, например, рисуночек с человечком, подметающим пол, или поливающим цветы, или собирающим игрушки, вытирающим пыль, раскладывающим книжки на полки и т. д. Среди «серьезных» заданий нарисуйте несколько шуточных: человечек ест конфету или яблоко, прыгает через скакалку, смотрит мультик, играет в мячик... После выполнения каждого задания возле рисуночка наклеивайте картинку-наклейку или рисуйте фломастером красное солнышко, смайлик, смешную рожицу. Когда все" задания будут выполнены, малышу вручается приз-сюрприз. Возможно, его оставила Фея чистоты? Это может быть мелкая новая игрушка или книжка, новая раскраска. А может, вы всей семьей пойдете в парк? Или все вместе отправитесь на карусели? Или призом станут билеты в цирк? Ведь сюрпризы не обязательно должны быть материальными, а порядок, наведенный общими усилиями, превращается в Праздник чистоты!

Карточки-указалки

Похожа игра на «хитрый план», только картинки- задания выдаются малышу по одной, а сами задания выполняются по очереди. Сделать это можно разными способами.

Развернуть перед ребенком карточки веером, чтобы заданий не было видно. Пусть выберет наугад любую, а вы поставите будильник: закончить работу нужно по времени.

Сделать шесть карточек-заданий, с одной стороны — рисунок, с другой — цифра. Малыш бросает кубик и по номеру выполняет задание.

Спрятать карточки-указалки на/в предметах. Когда даете задание, называете предмет, малыш ищет карточку с картинкой-поручением. Например, говорите: «Стул». Так как стул в квартире не один, малыш ищет, пока не обнаружит задание, к примеру, прикрепленное скотчем под сиденьем стула в комнате или на кухне. Или: «Папа». Задание может быть в кармане папиной рубашки, а может, папа шепотом скажет на ушко?

В тазик с водой пустить плавать задания-картинки, спрятанные в пустые, плотно закрытые футляры от киндер-сюрпризов. Правило: вылавливать ситечком по одному, выполнять по очереди!

Прикрепить задания-картинки к достаточно длинным толстым ниткам или веревочкам, другой конец прикрепить к карандашу, или прищепке, или любому предмету, который можно обмотать. Спрятать картинку так, чтобы видны были только концы веревок с предметами. Говорите: «Прищепка». И малыш ищет прищепку, начинает обматывать ее веревкой до тех пор, пока не покажется картинка-задание.

На обороте каждого задания прикрепить кусочек пазла, тогда после выполнения всех заданий ребенок сложит картинку-сюрприз.

Полезные мелочи

Несколько мелких советов, которые помогут избежать крупных уборок.

Заведите в коридоре, неподалеку от входной двери, специальную коробку для камешков, веточек, палочек и прочего «уличного мусора», который в глазах малыша является несметным сокровищем. После прогулок пусть вся «добыча» сначала складывается в эту коробку, а оттуда достается, промывается, очищается и используется.

Можно оклеить коробки в разные цвета и раскладывать игрушки по цвету.

Маркировать коробки и полки изображениями того, что в них хранится.

Картинками можно обозначить и в детском одежном шкафу полочки и ящики, чтобы малыш не только знал, где находятся его маечки и носочки, но и сам мог разложить по местам свои вещи после стирки.

Используйте плоские пластиковые лоточки с крышками из-под продуктов, в них удобно хранить карандаши, фломастеры и различные мелочи. Также для мелких игрушек и деталей прекрасно подходят плоские ящички-разделители для столовых приборов.

В комнате малыша поставьте небольшое ведерко с подвижной крышкой на шарнирах. Его можно оклеить или раскрасить, а можно нарисовать забавную мордочку с глазками и ртом-крышкой. Тогда малыш будет с удовольствием «кормить» своего помощника мусором. Рядом может быть и «волшебный совочек».

Коробка, оклеенная или ярко окрашенная, может служить «временным убежищем». После игры, если некогда раскладывать игрушки по местам, можно поместить их до «разборки» во временное хранилище. Они не будут валяться по всей комнате, и рассортировать наутро по местам все игрушки будет легче.

Игры с мелкими деталями (например, с конструктором) удобно проводить на расстеленной простыне. Тогда по окончании можно просто взять простыню за углы и ссыпать все детали в коробку. Иногда малыш по нескольку дней, а то и недель строит на такой простыне замки и космодромы и просит не разрушать его мир. Обязательно договоритесь, что за пределами простыни детали быть не должны, чтобы не потеряться.

Пусть у малыша будут свои принадлежности для уборки: тряпочка для пыли, совок, щетка, губка. Тогда он по примеру мамы и вместе с ней сможет овладеть секретами борьбы с пылью и грязью, научится аккуратно протирать полочки и подметать пол.

Угадай по описанию

Загадать можно любого знакомого человека или предмет. Например: «Этот человек высокий, у него светлые волосы, он веселый и носит очки» (дедушка). Или: «Этот предмет большой, белого цвета, в нем хранят продукты» (холодильник). Можно загадывать не только описания предметов, но и «поиск» — найди предмет, на котором есть цифра «4», или буква «Р», или красная полоса, или найди все «предметы с дверцей».

Так как предметов и знакомых людей вокруг много, игру можно проводить с малышом в любое время и в любом месте, она никогда не надоест. А ребенок будет учиться по признакам опознавать «объекты». Можно и меняться местами — малыш загадывает, мама отгадывает.

Угадай наощупь

А можно поиграть в угадалочку с завязанными глазами. Надо наощупь угадать предмет или игрушку.

Можно предложить малышу вытаскивать из коробочки мелкие вещицы и называть их.

Можно давать «пощупать» мягкие игрушки.

А можно дать мешочек с предметами, и пусть ребенок определяет, что в мешке, только ощупывая предметы снаружи.

Угадай по запаху

Еще один вариант «угадалочки» — с закрытыми глазами распознать предмет по запаху. Например, вы по очереди подносите к лицу малыша столовую ложку с небольшим количеством борща, потом котлетку, потом дольку апельсина. Вот вам и игра «Что сегодня на обед?». Для игры можно использовать как продукты (фрукты, овощи, ягоды, специи и приправы, готовые блюда), так и предметы. Ведь некоторые вещи имеют явные запахи. Можно выделить, например, парфюмерные запахи (духи, дезодоранты), медицинские (мази, микстуры), растительные (цветы), запахи бытовой химии (зубная паста, мыло, шампунь, крем для обуви) и т.д.

«Что мы видели, не скажем, а что делали — покажем»

Старая-старая игра, но позволим себе напомнить ее, вдруг кто-то забыл? Играть в нее можно и вдвоем с ребенком, и с группой детей. Загадывается и показывается какое-нибудь действие. Показать надо без слов, только движениями. А мама пусть угадает, что малыш скачет на цирковом коне или поет со сцены, а потом кланяется! Показывать можно что угодно, к примеру: мыть посуду, загорать на пляже, собирать грибы, кормить цыплят, дирижировать оркестром... Если поменяетесь ролями, уже ребенок должен будет угадать, чем занимается мама.

Съедобное — несъедобное

В эту игру можно играть и с одним малышом, и с группой ребятишек. Все игроки выстраиваются в ряд (или садятся на скамейку). Водящий бросает каждому по очереди мячик и при этом называет какой-ни- будь предмет. Если это что-то съедобное, мячик нужно поймать, если нет — отбить. Игра интересна при большой скорости кидания мяча и загадывания слов, причем задача ведущего — как можно быстрее запутать игроков. Если игрок ответил правильно, он делает шаг вперед, если ошибся — возвращается на шаг назад. Самый внимательный — тот, кто первым смог добраться до водящего, — сам становится ведущим.

Кораблекрушение

Предложите ребенку поиграть в «кораблекрушение». В центр комнаты положите свернутый плед или старую простынку — это будет «спасительный остров». На него малыш по заданию приносит предметы. Например, вы говорите: «Надо срочно спасти три круглые вещи». И малыш быстро должен разыскать и принести на «остров» что-то круглое: мячик, или шарик, или круглую подушку, или даже крышку от кастрюли, а может, яблоко? Задания могут быть самые разные. «Спасти» что-то:

Определенного цвета (синие, зеленые, красные — заодно повторите цвета);

Определенной формы (квадратные, треугольные, прямоугольные, овальные — учим геометрию);

Длины (короткие, длинные);

Величины (узкие, широкие, большие, маленькие);

Массы (тяжелые, легкие);

Начинающееся с определенной буквы (например, с буквы «М» — молоток, машинка, мячик);

С названием из трех, четырех, пяти букв (например, пять букв; ложка, кукла, банан) и так далее.

«Мы возьмем с собой на Марс...»

Игра похожа на предыдущую, только проходит в быстром темпе и без собирания предметов. Предложите ребенку «совершить путешествие на Марс». Что мы возьмем с собой? Три предмета на букву «Д», три предмета длинных, три красных, три квадратных... Задания могут быть подобны заданиям «кораблекрушения». Для ребят постарше количество можно увеличить с трех до пяти-шести предметов. Главное, играть быстро, весело, ведь «на Марс» можно брать все что угодно! И, кстати, название игры условное, можно отправиться «в путешествие», «в сказку», «к Деду Морозу» или просто «в страну Выдумляндию».

Удивительный ящик

Конечно, это может быть не ящик, а коробка, пакет и даже кастрюля с крышкой. «Сегодня мы поиграем с удивительным ящиком. В нем находятся все-все предметы на свете, только они "невидимые". Ты можешь взять что-то из ящика и показать движениями, жестами, что это такое. А я постараюсь угадать». Ребенок вытаскивает, к примеру, «веник» и «подметает» пол или «банку с краской и кисточкой» и «красит» стену. Отличное упражнение на действие с воображаемыми предметами! И взрослый тоже может что-нибудь «достать» из удивительного ящика, теперь уже малыш будет разгадывать: что это у мамы в руках?

Необычный футбол для развития легких

Варианты этого необычного футбола развивают не ноги и быстроту, а легкие и ловкость рук.

Поле — поверхность стола, мяч — свернутый шариком кусочек ваты, задание — сдуть мячик со стола на стороне противника.

Мяч — шарик от настольного тенниса, поле — раскрытая коробка из-под пиццы (ворота просто нарисованы), задание — с помощью трубочки для коктейля или сока «задуть» гол противнику.

Поле — поверхность стола или раскрытая коробка из-под пиццы, «задуваем» гол противнику мячом из скомканной фольги или газеты любым способом: хоть просто дуем, хоть дуем через трубочку.

А вот и «хоккей с мячом»: вместо клюшки — деревянные палочки для китайской еды, мяч — любой вариант из вышеперечисленных «футбольных».

. «Летающий коробок» — пустой спичечный коробок наполовину выдвинуть и сильно дунуть, чтобы коробок вылетел. А теперь соревнуемся — чей коробок улетит дальше? Дуть можно и на другие легкие предметы, например, пластиковые крышки от бутылок: чья крышка проскользит по столу дальше?

Наряжалки

Очень интересные игры связаны с переодеваниями, их можно выдумать на ходу, особенно если за окном дождь, а в гости пришли друзья-детишки. Можно:

— сделать инсценировку сказки;

— поиграть в «ковбоев»;

— в «принцесс»;

— в «волшебников»;

— «поохотиться» на хищников или динозавров;

— организовать рыцарский турнир;

— устроить «показ мод»...

Придумывайте, фантазируйте! Подойдут любые виды одежды, которые вам не жалко дать малышу на время игры: шарфы, папины ботинки, старая скатерть, бабушкина шляпа, рубашка деда, ваши сапоги на каблуке, кухонный фартук и т. д. Девочки с удовольствием покопаются в шкатулке с вашей бижутерией и примерят бусики-браслетики, украшая «наряд». А мальчикам, надевшим штору вместо плаща, можно быстренько вырезать из картонной коробки меч — «Вперед, рыцари!».

«Выставка»

Вместе с малышом вы изготавливаете различные поделки, рисуете красками и карандашами, делаете аппликации. Выбрасывать это милое творчество рука не поднимается! Потому предлагаем регулярно устраивать «выставки поделок» — и занятие для ребенка (оформление), и способ вспомнить интересные моменты, и развитие речи (придумать подписи). А «выставки» могут быть самыми разными — рисунки малыша на определенные темы, фотографии поделок, интересные случаи, которые вы сумели сфотографировать на прогулке или дне рождения. Место для «выставки» можно организовать в виде магнитной или пробковой доски (тогда прикреплять работы магнитиками или кнопками), в виде натянутой веревки (работы в прозрачных файлах прицепляются прищепками) и даже просто прилепить кусочками малярного скотча к гладкой поверхности межкомнатной двери. А если есть возможность, повесьте на стене большую пустую раму (для постеров или картин) и прямо в ней устраивайте домашние выставки. Такая «деталь интерьера» всегда будет радовать и удивлять и вас, и ваших гостей.

Календарь

В книге Е. А. Субботиной «Правда о найденном времени. Тайм-менеджмент для родителей и детей» автор подробно рассказывала, для чего нужно учить детей беречь время и как распоряжаться минутами и часами своей жизни, чтобы не терять годы. Там же приведены примеры, какие календари можно сделать с ребенком. Здесь повторяться не будем, просто подскажем парочку идей.

Вместе с малышом на большом листе бумаги оформите свой собственный, домашний, календарь (для самых маленьких — календарь-неделька, для деток постарше — на месяц или на год). Пусть там будут отмечены все ваши праздники и дни рождения, расписание занятий в кружках и походы в зоопарк или поликлинику и прочие нужные события.

. «Праздник ожидания праздника» можно устроить, сделав адвент-календарь. Изготовить его можно из пакетиков, конвертов, маленьких коробочек, мешочков из ткани — любых мелких емкостей с надписанными числами, например, от одного до тридцати. Он показывает, сколько дней осталось до какого-либо важного события, праздника (день рождения, Новый год и т. д.). В такие пакетики/коробочки легко прятать записочки с заданиями на каждый день или небольшие подарочки. Эти самодельные календари станут помощниками и вам, и ребенку при подготовке к торжеству.

Коробка с «выдумками»

Эта коробка послужит вам палочкой-выручалочкой, когда иссякнет фантазия, чем развлечь малыша. На кусочки плотной бумаги наклейте картинки из старых журналов. Это могут быть изображения людей, животных, предметов, красивых или необычных пейзажей, зданий, игрушек, «неведомых существ» —чего угодно, и чем больше, тем лучше. Пополняйте время от времени запас таких карточек. А играть можно в самые разные игры. Вот несколько вариантов.

Возьмите наугад любую карточку и по очереди с малышом загадывайте какую-то деталь изображения. Отгадывать можно по вопросам. Например, карточка с нарисованным автомобилем: «Я загадала деталь машины». Ребенок задает вопросы: «Это круглое? Зеленое? Длинное? Прозрачное? Железное?» — и т. д., пока не догадается — руль, колесо или кузов. А может, стекло в дверце?

Дайте малышу пять карточек и попросите придумать историю. Пусть разложит картинки в том порядке, в котором изображения появляются по сюжету.

Начните какую-нибудь «историю» и постепенно выкладывайте карточки в случайном порядке. Пусть малыш продолжает рассказ, стараясь ввести новые обстоятельства в зависимости от появляющихся карточек.

Раздайте игрокам (если играет несколько человек) по 5 — 6 карточек и поиграйте в вопросы. Задавайте любые вопросы, а игроки по очереди отвечают, используя свои карточки. Например: «Ты любишь мороженое? » Ребенок из своих карточек выбирает изображение высокого дома и отвечает: «Да, люблю есть эскимо на крыше небоскреба!»

Если играют несколько человек, можно выложить 5 — 7 случайных карточек, и пусть каждый придумает по ним свою историю. А у вас будет возможность услышать несколько самых разных сюжетов! По общему решению можно даже вручить приз за лучшую фантазию.

Раздайте по 5 — 6 карточек игрокам. По считалочке определяется первый игрок. Он выбирает и выкладывает из своих карточек одну (с изображением персонажа или предмета) на середину и начинает историю. Следующий игрок продолжает сюжет, выкладывая свою карточку, и так играют все по кругу. Получается необыкновенно веселая и запутанная история!

Еще интереснее играть в такую же игру, когда игроки не видят, какие карточки они получили. Они выкладывают свои карточки по очереди, не зная, что изображено, просто подряд. Здесь уж надо постараться, чтобы история не прервалась!

Играем в шумы

Пусть малыш отвернется или закроет глаза. Его задача — узнать, какие звуки он слышит. Может, вы постучали ложкой по крышке от кастрюли? Или налили воду в чашку? Перелистали журнал? Или открыли холодильник? Можно и поменяться ролями.

Игра посложнее. Надо услышать и рассказать, какие звуки и шумы доносятся из другой комнаты. Бабушка включила телевизор? Папа чинит полочку в ванной? Братик играет с котенком?

Еще один вариант игры: услышать шумы улицы. Проехал грузовик? Ребята играют футбол? Воробьи расчирикались? А может, по стеклам зашумел дождик?

Играем в звуки

Предложите назвать предметы, где есть какой- то определенный звук, например «А» (ложка, апельсин, плита, картошка).

Назови блюда, где есть звук... например «С» — суп, салат, сосиски с соусом.

Назови сок из... яблок, апельсинов, вишни (яблочный, апельсиновый, вишневый). Или наоборот: из чего делают сливовый сок? Грушевый? Морковный?

Поставь, пожалуйста, к обеду на стол предметы, в названии которых есть звук «Л» (тарелки, ложки, вилки, хлебница).

Вариантов игр в звуки очень много, играют в них просто «между делом», а польза — огромная. В книге Е. Субботиной «Звучата» вы найдете большое количество игр, направленных именно на развитие слухового внимания ребенка, поможете своему малышу развить фонематический слух.

Развиваем глазомер

Эти игры-задания помогут научиться определять на глазок количество, вес или емкость, особенно если вы заняты на кухне, а ребенок мается рядом. Например, попросите малыша определить, сколько яблок поместится на тарелке, а потом пусть проверит. Подобные задания: сколько кусочков сахара поместится на дне коробки? А теперь проверь! Сколько конфет можно выложить на блюдце? Сколько книг можно поставить на полку? Сколько грецких орехов поместится в чашке? Сколько чашек воды можно налить в зеленую кастрюлю? А сколько в белую? А в маленький ковшик? Если на кухне у вас есть весы, можно придумать огромное количество игр на взвешивание — узнавать массу продуктов, кухонной утвари, а заодно учиться математике.

Нос — лоб — щека

Играть можно и с одним малышом, и с целой группой ребятишек. Ведущий называет части лица и одновременно дотрагивается до них, например: «Нос... лоб... щека... губы... нос... брови... ухо...» — и т. д. Игроки должны повторять голосовые команды. Ведущий называет все быстрее, темп увеличивается, и в какой- то момент ведущий называет одну, а показывает на совершенно другую часть лица. Важно показать то, что названо. Кто сбился — проиграл.

Что я загадала?

И вновь варианты различных «угадаек». Играть можно и с окружающими предметами, и с картинками в любой книге, и с карточками (помните коробку с «выдумками»?). Например, попросите малыша внимательно посмотреть вокруг (или на картинку, на карточку) и назвать, что вы загадали, по описанию: «Этот предмет большой, коричневого цвета, деревянный» (шкаф). «Она круглая, глубокая, с цветочком на боку...» (кастрюля). Рассматриваете картинку: «У нее пушистый хвост, мягкая шубка, острые зубки...» Малыш может перебить и закричать: «Лиса!» А вы добавите: «Любит орешки и семечки, живет в дупле...» Такие игры обучают ребенка обращать внимание на различия в признаках предметов и живых существ. Ведь какие-то детали могут быть одинаковые (пушистая шубка и у лисы, и у собаки, и у кошки, и у белки...), а есть явные отличия: ни лиса, ни кошка орехов не ест и в дупле не живет. Такие задания можно давать малышу в любом месте — хоть в квартире, хоть на улице, хоть в очереди в поликлинике. Возможен и обратный вариант: ребенок загадывает, называет признаки какого-то предмета, а вы отгадываете. Прекрасно развиваются и речь, и мышление ребенка!

Подбери пару

Чтобы поиграть в эту игру, понадобятся карточки с картинками. Можно взять их из детского лото, главное, чтобы картинки изображали какой-то единичный предмет или явление (одна корова, одна туча, один дом, одно дерево и т. д.). Начинайте с небольшого количества картинок, в следующий раз его можно будет увеличить. Перед малышом разложите карточки и скажите: «Давай поиграем. Я буду называть слова, а ты выбирай карточку с таким рисунком». Произнесите, к примеру, слово «корова», а малыш выбирает карточку с изображением коровы.

Другой вариант этой же игры, когда ребенок ищет подходящую пару не на картинке, а вокруг себя. Вы называете слово, например, «стол», а малыш показывает стол, стоящий в комнате. Можете спросить, а где еще в доме есть стол? (Кухонный, обеденный, письменный, журнальный.)

И самый сложный вариант, когда вы молча показываете картинку: «Малыш, найди похожий предмет в нашей комнате. Что это?» Задача очень трудная, ведь на картинке изображение того же стола может сильно отличаться от вашего. И картинки для игры надо подобрать заранее, чтобы вдруг не попалась «корова» или «туча» — в комнате малыш явно не найдет пару этим изображениям.

Подбираем карточки

Вам понадобится по 3 — 5 картинок разных групп предметов или живых существ. Например, овощи (помидор, огурец, лук, капуста, морковь), одежда (платье, брюки, куртка, варежки, шапка), игрушки, дикие и домашние животные, посуда, мебель и т. д. Вы сами можете подобрать нужные, исходя из возраста малыша и его словарного запаса.

Ребенку предложите из всех карточек, разложенных в беспорядке, подобрать подходящие друг к другу. Для начала возьмите две группы картинок, например, посуду и животные, по три карточки в каждой" группе. Со временем можно будет увеличивать и количество карточек, и количество групп, а для первой игры хватит этих. Обязательно расспрашивайте малыша: «Как назвать одним словом тарелку, сковороду и кастрюлю? Кого мы называем животными? Где можно встретить дуб, березу и елку? Что можно приготовить из клубники, смородины и малины?» И т. д. Примерные карточки:

кровать, стул, шкаф (мебель);

куртка, футболка, юбка (одежда);

роза, василек, ромашка (цветы);

дуб, береза, ель (деревья);

голубь, сорока, утка (птицы);

клубника, смородина, малина (ягоды);

огурец, капуста, морковь (овощи);

яблоко, слива, груша (фрукты);

мальчик, женщина, дедушка (люди).

Конечно, вы можете сделать свои карточки. А по мере взросления малыша добавляйте карточки в группы, например, транспорт: машина, велосипед, мотоцикл, грузовик, корабль, самолет, ракета, поезд и т. д.

Убери лишнее и собери команду

Играть можно и с предметами, и с игрушками. Чтобы познакомить малыша с игрой, возьмите две-три коробочки или столько же непрозрачных пакетов. В каждую коробку положите комплект из трех предметов. Например: в первую — кубик, мячик и детскую варежку, во вторую — пластиковую тарелку, одноразовый стаканчик и плюшевого мышонка, а в третью — чайную ложечку, детский носочек и свой шарф. Скажите, что предметы в коробочках «перепутались», надо помочь им — убрать из каждой Коробки что-то лишнее. Обязательно обратите внимание малыша на то, что, если убрать лишний предмет, оставшиеся можно будет назвать одним словом. В первой коробке останутся кубик и мячик (игрушки), во второй — тарелка и стаканчик (посуда), а в третьей — носок и шарф (одежда). А как же быть с лишними предметами? Ой, оказывается, их можно добавить в коробочки! Куда надо положить варежку? А ложку и мышонка?

Такие игры прекрасно развивают сразу несколько навыков: и речь, и внимание, и умение распределять и обобщать предметы по признакам. Другие варианты этой игры, когда вы кладете в коробки предметы определенного цвета, или формы, или тяжести, или величины.

«Толкни ядро!»

После детских праздников почти всегда остаются воздушные шарики. Что с ними делать? Конечно, играть! А еще изучать законы физики и химии. Впрочем, если праздника давно не было, шарики можно купить — стоят они недорого, а вот занимательных и развивающих занятий с ними можно придумать очень много! Вот несколько вариантов.

Наполните шарик водой примерно на одну треть. Задание: толкать «ядро» как можно дальше. Можно установить «границу рекордов», линию, за которую нужно забросить шарик. Или поставить тазик, поддон — попав в него шаром, ребенок становится «чемпионом».

Рисование на шариках

Понадобится маркер для рисования по стеклу, но если такого нет, можно обойтись обычными фломастерами. Предложите малышу разрисовать надутый шарик. Можно изобразить зверюшку, насекомых или птиц.

Второй вариант. Из шарика сделать человечка: нарисовать лицо, надеть платочек или шарфик, а может, и лохматый паричок.

Возможно вместо рисования использовать для изготовления «лица» вырезанные и приклеенные скотчем к шарику картинки из старых журналов, например, крупные фотографии какой-нибудь топ-модели или мужчины из рекламы. Получаются необычные «куклы», с которыми можно играть в сюжетно-роле- вые игры.

Попади в мишень

Мишенью может быть пустая коробка посередине комнаты. Надо попасть в нее шариком, но сделать это будет ой как непросто! Ведь шарик вы дадите малышу надутый, но не завязанный. Пусть попробует этим «сумасшедшим снарядом» (а шарик вырывается и летит по своей, непредвиденной, траектории) попасть в мишень!

Скульптуры

Из шариков можно делать «скульптуры» с помощью двустороннего скотча, и не только «снеговика». Попробуйте слепить собачку, корабль или «фотомодель». Или придумайте свое задание, главное, чтобы получилось весело. А потом «скульптурой» можно поиграть.

Задание дает шарик

Внутрь шарика при надувании легко вложить записочку с каким-нибудь заданием. И когда шарик лопнет (многие детки не любят этого момента и пугаются, расстраиваются), можно обыграть ситуацию: «Смотри-ка, здесь какая-то записка!» Ребенок наверняка заинтересуется, что было в шарике, а там, оказывается, спряталась новая игра! Вот некоторые подсказки, их можно использовать не только для записок, но и в виде веселых игр-минуток:

2) рассказать сказку «Репка» от имени репки;

3) встать на возвышение и прокукарекать 3 раза;

4) изобразить кота, который боится, но очень любопытен;

5) назвать 5 имен, начинающихся на одну букву;

6) проскакать 5 раз на одной ножке, проговаривая каждый раз «вежливые слова» (спасибо, пожалуйста, добрый день, приятного аппетита, спокойной ночи и т. д.);

7) исполнить любимую песню, заменив слова на «кря-кря», «гав-гав» или «хрю-хрю»;

8) изобразить героя сказки или мультфильма (Винни-Пуха, Буратино, Карлсона, Колобка, Василису Премудрую, Золушку и др.);

9) назвать 5 признаков, по которым можно узнать Снегурочку (или Волка, или Курочку Рябу, или любого другого персонажа сказки, мультика, фильма);

10) изобразить автомобиль, который не хочет заводиться;

11) быстро произнести любую скороговорку, известную малышу (например: «Саша шапкой по ошибке шишку сшиб», «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет», «На дворе трава, на траве дрова» и др.);

12) вспомнить 5 слов на букву А (или Б, В, Г и т. д.);

13) изображая самолет со звуком «вж-ж-ж», обежать комнату;

14) обойти комнату, делая три шага вперед и два назад;

15) нарисовать домик, работая двумя руками одновременно;

16) состроить пять смешных рожиц;

17) погладить себя одновременно по животу и по голове в разных направлениях;

18) пронести книжку (игрушку, пакет) по комнате так, как будто идешь по минному полю (по краю глубокой пропасти, по канату и т. д.);

19) изобразить боксера (штангиста, фигуриста или другого спортсмена) с помощью пантомимы;

20) станцевать польку (вальс, «яблочко»);

21) изобразить мышку (лягушку, цаплю, льва, пингвина, змею — любое животное);

22) с помощью мимики изобразить на лице 5 разных эмоций;

23) нарисовать домик (кошку, портрет), зажав карандаш между ладоней;

24) изобразить какой-то предмет (кастрюлю, будильник, мороженое и др.);

25) рассказать о любимой игрушке;

26) сложить пополам лист бумаги одной рукой;

27) двигать носом по столу монетку так, чтобы она упала в подставленный пластиковый стакан;

28) зажать бумажную салфетку (сложенную как усы) между носом и верхней губой и произнести: «Я усатый дядечка!»;

29) назвать 10 разных игрушек, загибая пальчики на руках;

30) прыгать на одной ноге по комнате, размахивая руками и приговаривая: «Я бабочка!»;

31) надеть папины тапочки и изобразить балерину;

32) сделать самолетик или кораблик из бумажной салфетки;

33) нарисовать ромашку с завязанными глазами;

34) станцевать танец «африканского племени Мумба-Юмба»;

35) без слов, только движениями рассказать сказку «Курочка Ряба»;

36) три раза попасть мячиком (газетным комочком, шариком от настольного тенниса) в коробку (кастрюлю, ведро, лоток).