Любил сына но пришлось наказать. "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его"

Согласно традиции, слова, вынесенные в заголовок, принадлежат царю Соломону (Прит 13:24), которого Писание называет мудрейшим из всех людей. Поэтому еврейская педагогическая мысль на протяжении веков руководствовалась именно этим принципом.

Говоря о обязанностях учителя, знаменитый средневековый кодификатор Рамбам писал:

Учитель должен использовать телесные наказания, чтобы дети боялись его ослушаться; но не избивать их зверски, с жестокостью — поэтому бьет он детей не плетьми или палками, но маленьким ремешком.
Мишне Тора, Законы изучения Торы 2:2

Как заметил один из комментаторов, такими же правами, безусловно, обладает и отец ребенка. Судя по имеющимся источникам, и родители, и педагоги охотно пользовались предоставленными им полномочиями - в большинстве еврейских мемуаров есть упоминания о телесных наказаниях дома и в школе.

Из больших меламедов были в городе двое, которые страшно били и пороли детей. Самые большое наказание называлось «сделать пакет». Для этого меламед спускал мальчику штаны и закатывал наверх рубашку. Раби в этот момент держал в руке хорошую розгу или плётку, и в таком положении мальчик должен был читать, и если он не знал какого-то слова, раби его с силой хлестал, так что на теле оставался синий след. Так он читал в течение часа. Одним из меламедов был Довид. У него было принято подымать мальчика вверх и бросать на землю, чтобы тот падал замертво; и такой случай, действительно, произошёл. После похорон убитого мальчика его отец и мать не посмели даже спросить реб Довида, за что он убил их ребёнка. Так, видно, хотел Господь.
Е. Котик. Мои воспоминания

Известно два ограничения, связанных с телесными наказаниями. Во-первых, в некоторых общинах старались не бить детей между 17 тамуза и 9 ава - наряду с запретом на свадьбы и увеселения это считалось одним из проявлений скорби о разрушенном Храме. А во-вторых, уже Талмуд (Моэд Катан 17а) настоятельно не рекомендует бить подросших детей, дабы не нарушить заповедь «пред слепым не клади препятствия». Как объясняет Раши, если отец ударит взрослого сына, тот может вспылить и ответить словом или даже действием, нарушив тем самым требование почитать родителей. По поводу того, на детей какого возраста распространяется этот запрет, единого мнения нет. Р. Моше Иссерлес (Рама, 1525–1572) полагал, что речь идет о юношах двадцати лет и старше. По мнению же р. Элиэзера Папо (Пеле Йоэц, 1785–1828), запрещено бить ребенка любого возраста, если известно, что он может в ответ оскорбить родителей.

Общее смягчение нравов, начавшееся в прошлом столетии, коснулось и традиционного еврейства - некоторые раввины даже выступали за полный отказ от телесных наказаний. Так, р. Шломо Вольбе (1914–2005) утверждал, что в наши дни битье приводит лишь к ухудшению отношений между детьми и родителями. Другой раввин, р. Йосеф Пацановски, писал, что наше поколение слишком изнежено, чтобы лечить и воспитывать его традиционными средствами:

Лечебные средства прежних поколений сегодня не используются, поскольку они приносят вред - то же происходит в воспитании. Мы больше не можем, как прежде, прибегать к телесным наказаниям. Если прежние поколения не обжигались в кипящей воде, для нас опасна даже теплая. Поэтому воспитание должно быть мягким и терпеливым.
Пардес Йосеф на Шмот, 15:26

Впрочем, консенсуса, как водится, и здесь нет - к примеру, р. Моше Файнштей, ведущий религиозный авторитет прошлого века, полагал, что «если отец бьет ребенка, чтобы воспитать его, - это не запрещено» (Игрот Моше, Хошен Мишпат, 1:3). А в некоторых благочестивых семьях детей по-прежнему воспитывают по методике, которую упоминает - правда, без ссылки на источник — р. Элиягу Деслер, автор популярных книг по еврейской этике: «Даже если ребенок слушается родителей, стоит найти повод, чтобы все же побить его, хотя бы немного».

Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный - не слушает обличения.
Кто жалеет розги своей, тот - Ненавидит сына; а кто любит, тот с детства - Наказывает его.
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся - криком его.
Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.
Наставь юношу Правде - в начале пути его: он не уклонится - от неё, когда и состарится.
Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын срамной и бесчестный.
Мудрый сын радует отца, а глупый человек - пренебрегает мать свою.
Стыд отцу рождение невоспитанного сына, дочь же невоспитанная рождается на унижение.
Разумная дочь приобретет себе мужа, а бесстыдная - печаль родившему.
Наглая позорит отца и мужа, и у обоих будет в презрении.
Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю - делается дерзким.
Балуй дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно - опечалит тебя.
Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими.
Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его.
Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло - из повиновения тебе.
Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы - не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его. (Библия. Притчи царя Соломона и книга премудрости Сираха.)
Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, -
и придет, как прохожий, Бедность твоя, и Нужда твоя - как человек вооруженный.
Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное Проклятие - не сбудется.
Бич - для коня, узда - для осла, а палка - для глупых.
Кто за добро - воздает злом, от дома того - не отойдет зло.
Предай Господу дела твои, и предприятия твои - совершатся.
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть - Дружелюбным; и бывает друг, более
Привязанный, нежели брат. (Библия. Притчи царя Соломона.)
Наследие детей грешников погибнет, и вместе с племенем их будет распространяться бесславие.
Нечестивого отца будут укорять дети, потому что за него они терпят - бесславие.
Горе вам, люди нечестивые, которые оставили закон Бога Всевышнего!
Когда вы рождаетесь, то рождаетесь на проклятие; и когда умираете, то получаете в удел свой проклятие.
Дети прелюбодеев будут - Несовершенны, и семя беззаконного - ложа исчезнет.
Если и будут они долгожизненны, но будут почитаться - за ничто,
и поздняя старость их будет - без почета.
А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда;
Ибо ужасен конец - неправедного рода.
Почитающий отца будет иметь радость - от детей своих и в день молитвы своей будет - услышан. Уважающий отца - будет долго жить, и послушный Богу успокоит мать свою.
Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя Благословение от них, ибо Благословение отца - УТВЕРЖДАЕТ домы детей, а Клятва матери - РАЗРУШАЕТ до основания. / Библия. Книга Премудрости Сираха./
Слава человека - от Чести отца его, и позор детям - мать в бесславии. Сын! Прими отца твоего - в старости его и не огорчай его - в жизни его. Оставляющий отца - то же, что богохульник.
Проклят от Господа – раздражающий, обижающий мать свою.

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Притчи 13: 25

Давайте поговорим о наказании. Что часто делают родители?
На вашем столе стоит красивая ваза. И мама говорит ребёнку: «Не трогай. Если прикоснёшься к этой вазе, будет проблема». Она выходит из комнаты, возвращается, видит, как ребенок трогает вазу. Что она делает? Кричит: «Перестань! Поставь на место!» Ребенок ставит вазу. Чему она только что научила своего малыша?
- Я могу делать, что хочу, и мне за это ничего не будет, она на меня только покричит и всё, – так понимает ребенок.
Или мама приходит и говорит: «Перестань! Положи! Я сейчас буду считать. Если досчитаю до трёх, и ты не поставишь вазу на место, я накажу тебя». На счёт «три» ребенок ставит вазу. Чему в этом случае вы научили вашего сына или дочь? Они думают:
- Я могу грешить, единственное, что мне нужно знать, когда вовремя остановиться.
Вместо этого нужно сказать: «Видишь, это принадлежит маме, ты не должен прикасаться к этому. Что я сейчас тебе сказала? Повтори. Я хочу убедиться в том, что ты меня понял». И малыш повторяет:
- Если я буду прикасаться к вазе, то ты меня накажешь.
Мама выходит. Возвращается, видит, как ребенок снова прикасается к вазе. Она не кричит, не обзывается на ребенка, она наказывает ребенка. Ребенок плачет. Мама смотрит на него и говорит: «Я тебе люблю, проси прощение». Ребенок просит прощение. Мама говорит: «Я прощаю тебя, всё закончилось. Но, если я вернусь в комнату, и ты опять будешь трогать вазу, наказание будет вновь, и вновь, и вновь».

Большинство родителей сейчас уже не наказывают детей физически, из-за идеи любви. Но Библия говорит нечто противоположное: если вы не наказываете ребенка, то вы его ненавидите. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Притчи 13: 25.

Я слышал, как некоторые мамы говорят: «Я не могу наказывать, я его слишком сильно люблю». Хотите, я скажу вам правду? Вы не хотите наказывать ребенка, потому что себя слишком любите. Вы хотите нравиться ребёнку, и если вы скажете ему «нет», и ещё это подтвердите наказанием, то некоторое время вам придётся испытывать неприятные эмоции, что ребёнку вы не нравитесь.
Также, когда вы не наказываете ребёнка, обычно родители переходят в этом случае на другое средство - на крик и на обзывание. И тогда вся семья превращается в хаос. Я видел, как 4–летний мальчик манипулирует отцом, когда они находились на людях. Сын не слушался, а отец понимал, что если он сейчас заставит его подчиниться, ребенок так будет орать, что вспоминать об этом позоре отец будет еще очень долго. Не правда ли - жалкое зрелище?
Если вы девять из десяти раз одержите победу над ребенком, то, можно сказать, что вы проиграли. Проигранный вами один раз даёт надежду, что можно избежать наказания. Вы должны победить. И по мере того, как ребенок растёт, это становится легче.

И ещё два совета. Я думаю, что некоторые родители не должны наказывать своего ребенка. Почему? Если они не учат ребенка, не обличают, не исправляют, не наставляют его, то почему они будут наказывать его? Наказанием они только ожесточат ребенка против себя. И наоборот. Если вы всё стараетесь делать, тогда будет намного меньше наказания.

Ещё что нужно понимать. Родители должны строить отношения со своим сыном или дочерью. Когда в этих случаях говорят о том, что «может быть, я не так много времени провожу со своим ребенком, но я стараюсь это делать качественно» - это неверно. Качество вырастает только из количества. Только в этом случае исправление/наказание воспринимается ребёнком, как исправление от любящего(!) отца или матери. Будут в вашей жизни случаи, когда вы подведёте своего ребенка, когда именно вы поступите неправильно. Но ребёнок будет готов простить вам ваши ошибки, если он знает, что отец и мама любят его.

Пол Вошер, по материалам конференции «Семья, в центре которой Христос».

Последовать мудрому библейскому совету решил примерный родитель, который "не пожалел розги" для строптивого сына.
Не жалеть розги-это не значит вымачивать в ведре розги, чтобы отхлестать ими нерадивое чадо. Творческий подход и изобретательность в воспитании приветствуются и дают хорошие плоды.

Укрощение строптивого

В 19-ти негритянских штатах Америки до сих пор не жалеют розги чтобы вправить мозги "ближайшим родственникам" человека.
Разумеется, лупят детей по ягодицам деревянной палкой от избытка любви к ним.

Если бы все родители вовремя пресекали неправильное поведение своих отпрысков, телесные наказания в школах СШA были бы излишней мерой. Родители должны быть родителями, калёным железом выжигать дурные привычки детей и наказывать за проступки, пока это не сделают полиция и тюремная охрана.

В США борются за отмену телесных наказаний в школах

В это трудно поверить, но в XXI веке в 19 американских штатах учителя имеют полное право бить школьников за провинности. Сейчас правозащитники в США пытаются отменить эту практику.
Хотя телесные наказания в школах признаются незаконными почти во всех западных странах и ООН их категорически осуждает, "расширенные права" американских учителей защищены законом и вовсе не расцениваются как жестокое обращение с детьми.

Средневековый обычай пороть учеников до сих пор жив в южных штатах США.
Более того, Верховный суд США не запрещает подобную практику.

Известны случаи, когда дети и подростки после телесных наказаний в школах попадали в больницы. Телеканал RT рассказывает одну из таких историй. Внука Донны Торн из Южной Каролины в школе выпороли ремнем. Мальчик с ограниченными возможностями угодил на больничную койку.

Правозащитники добиваются отмены телесных наказаний в американских школах

"Когда я увидела внука, на нем живого места не было. У него на теле были багровые следы от ударов", - рассказала RT бабушка Брендона.

Случай этот далеко не единичный. Телесные наказания разрешены в школах 19 штатов США, в основном на юге страны. Они продолжают применяться в значительных масштабах в некоторых общественных школах Алабамы, Арканзаса, Джорджии, Луизианы, Миссисипи, Оклахомы, Теннесси и Техаса. В 1867 году Нью-Джерси стал первым из американских штатов, запретившим телесные наказания в школах. Вторым был Массачусетс - 104 года спустя. Последним запретившим телесные наказания в школах стал в 2011 году штат Нью-Мексико.

Разумеется, не все учителя согласны с этим обычаем. Пола Флоу, преподаватель со стажем, вышедшая на пенсию, давно пытается добиться запрета телесных наказаний для школьников.

"Телесные наказания - это, по сути, эвфемизм, - говорит она. - Он служит для управления поведением посредством боли. Ребенок сделает все, что ему скажут, лишь бы избежать боли". Но в Америке находятся и те, кто отстаивает эту практику, давно отжившую в цивилизованном мире. Мол, телесные наказания в школах - часть религиозной и культурной традиции штатов, в основном южных.

Кстати

Впервые в мире телесные наказания учащихся запретили в Речи Посполитой в 1783 году. В России розги в школах были запрещены в 1864 году. В СССР телесные наказания не вводились. Это подавало пример странам соцлагеря. Зато во многих традиционных культурах телесные наказания школьников (битье тростью) происходят от британской практики XIX и XX веков. В самой Великобритании они были запрещены в 1987 году в государственных школах.

Мы говорили о трудностях, связанных с русским переводом книги Притчей Соломоновых, в которой я принимал участие в рамках проекта Российского библейского общества.

Царь Соломон . Лев Гаспар, 1940 г.

Тема, о которой чаще всего вспоминают в связи с книгой Притчей – воспитание детей. Даже тем, кто не раскрывал Библии, известно, что царь Соломон велел их обязательно пороть розгами. Вроде как и было такое… но что именно он сказал? Чаще всего цитируют стих 12:25, в церковнославянском варианте: «Иже щадит жезл свой, ненавидит сына своего: любяй же наказует прилежно». Примерно так поступил и Синодальный перевод: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Да и мы постарались сказать примерно то же самое, только несколько более афористично: «Кому жалко розгу, не жалко сына, а кто любит сына, не забудет вразумить». Так называемый «Современный перевод» 1993 года забывает про розги, но уточняет другие педагогические моменты: «Родители, искренне любящие своего ребенка, не воздерживаются от наказания его, любящие родители тут же наказывают его». То есть наказание должно следовать немедленно.

А что говорится в оригинале? Почти то и сказано… почти. Буквально: «берегущий жезл свой ненавидящий сына своего и любящий его стремление его наставление». Во-первых, никакого «детства», как в Синодальном, тут нет. Вообще вся книга Притчей – наставления отца сыну, только взрослому юноше или старшему подростку, ведь в ней говорится о выборе жены, об опасностях, которые подстерегают юношу у распутной женщины и т.д. Совсем не детские сюжеты.

Далее, насчет розог. В оригинале стоит слово שֵׁבֶט (шевет ), которое в церковнославянском верно переведено как «жезл». Так может называться любая палка, но чаще всего мы встречаем его именно как жезл, символ власти и авторитета. Например, в псалмах: «Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (22:4); «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего» (44:7). Тут жезл – символ высшей власти Бога над верующим, его непререкаемого авторитета… и примерно таким же в идеале Библия видит авторитет отца по отношению к своим детям. Да, в те времена этот авторитет реализовывался в том числе и через телесные наказания, никто даже не спрашивал, допустимы ли они – в том обществе их не ставили под сомнение, как и многое иное (многоженство, к примеру, или рабство). А библейский стих говорит, по сути, о том, что отец, пренебрегающий должным воспитанием и наставлением своего сына, на самом деле его просто не любит. А что отцовский жезл в таких случаях иной раз и по спине пройдется, так это само собой, это как те самые саночки, в которых всякий катался, тут и уточнять ничего не надо было древним.

Та же тема присутствует и в стихе 19:18, в буквальном переводе с оригинала: «исправляй сына твоего, ибо есть надежда, и к умерщвлению его не стремись душой твоей». В общем, понятно, что делать (заниматься воспитанием) и чего не делать (стремиться к погибели). Но как одно связано с другим? Можно понять так, что пренебрежение воспитанием сына приведет его рано или поздно к погибели. А можно и попроще: усердствуя в воспитании при помощи жезла, смотри, не зашиби насмерть, как Иван Грозный. И что там насчет надежды? Видимо, заниматься воспитанием имеет смысл лишь до определенного возраста, пока еще есть надежда, а потом уже будет поздно. Именно так и поняли этот стих мы, причем постарались сохранить двусмысленность оригинала в отношении «не погуби». Наш перевод звучит так: «Вразумляй сына, пока не поздно, смотри, не погуби его».

Но существует и иное прочтение насчет надежды: ты можешь на что-то надеяться в отношении своего сына только в том случае, если занимаешься его воспитанием. Современный перевод 1993 г. разъясняет это со всевозможными подробностями: «Учи сына своего и наказывай, если он неправ. Это единственная надежда. Если отказываешься делать это, помогаешь его разрушению».

На сей раз новые, неожиданные прочтения встретятся нам как раз в традиционных текстах. Церковнославянский: «Наказуй сына твоего, тако бо будет благонадежен: в досаждение же не вземлися душею твоею». С одной стороны, речь идет о воспитании благонадежного члена общества, но вот что значит «в досаждение не вземлися», понять труднее. Впрочем, на помощь приходит греческий текст, с которого и переводился церковнославянский, там мы читаем εἰς δὲ ὕβριν μὴ ἐπαίρου – здесь вводится важнейшее для греков понятие ὕβρις (гюбрис – непомерная гордость, надменность, превозношение, которые навлекают на человека гнев свыше). Дескать, воспитательные усилия не должны становиться поводом для собственной гордости – и современные психологи подробно прояснят, как это бывает, когда родители реализуют с помощью детей свои застарелые амбиции.

Почему же греческий текст здесь не совпадает с еврейским, с которого делались остальные переводы? Если говорить кратко, то тайна сия велика есть, они просто разнятся, и никто уже не может с уверенностью сказать, как выглядел самый первый текст книги Притчей и что точно говорил по этому поводу царь Соломон. Есть просто две текстуальных традиции, и переводчик неизбежно выбирает одну из них.

А самым оригинальным оказывается здесь Синодальный перевод: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его». Откуда взяли переводчики этот самый крик? Видимо, из собственной педагогической практики с применением розог, но не из еврейского, греческого или славянского, это точно.

Впрочем, проблемы с переводом возникают и там, где смысл оригинала предельно ясен. Вот, например, 25:2, в буквальном переложении: «слава Бога скрывать дело, слава царей расследовать дело» (тоже, в общем-то, о воспитании, только речь идет о царевичах). Это яркий случай антиномического параллелизма, при котором два явления или понятия противопоставляются: Божья слава открывается в том, как таинственно и вместе с тем мудро устроено мироздание, а вот царская слава (как и слава самого Соломона) происходит от умения вывести тайное на свет. Да, но как сказать это кратко и емко?

Церковнославянский, следуя за греческим, просто потерял всякий параллелизм: «Слава Божия крыет слово, слава же царева почитает повеления его». Зато благочестиво: царь почитает повеления Божьи. Синодальный перевод верен еврейскому, но утрачивает динамизм оригинала и звучит несколько по-канцелярски: «Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследовать дело». Нам, полагаю, удалось найти более удачный вариант: «Славен Бог, тайное сокрывший; славен царь, тайное понявший».

Впрочем, Притчи – сравнительно легкий материал. Даже если исказишь поговорку в переводе, этого, как правило, никто и не заметит. Но есть такие места, перевод которых влияет на понимание библейского богословия в целом, о которых ревностно спорят меж собой представители разных конфессий и школ. В основном это новозаветные отрывки – и о них мы поговорим в следующий раз.