Методики развивающие мышление в 2 года. Виды мышления у детей дошкольного возраста

Приветствую Вас, дорогие читатели!

Мой сегодняшний отзыв посвящен самостоятельному развитию и обучению своего ребенка. Конечно, сейчас многие возлагают надежды на центры развития, кружки и садики, но не стоит на них уповать, ведь мы - родители, должны быть первыми учителями своих детей !

И в деле обучения моего ребенка, много места занимают детские пособия. Сегодня расскажу об интересной, разнообразной серии методиста Ольги Николаевны Земцовой "Умные книжки 2-3 года". Начала именно с этой возрастной группы, так как у нас имелся полный набор "Школы семи гномов 0-1 год" и "Школы семи гномов 1-2 года".

Итак, начнем.

Серия "Умные книжки 2-3 года".


Издательство - "МАХАОН".

Место покупки - интернет-гипермаркет "Озон".

В эту серию входят следующие пособия:

Довольно внушительный список, не правда ли? Расскажу Вам о наших пособиях, чтоб вы могли оценить необходимость приобретения конкретного пособия для своего ребенка.

И сегодня расскажу о пособии "ЗАДАЧКИ ДЛЯ УМА" . Это пособие на развитие мышление.

Цена - 45 рублей.

Листы тонкие, обложка лощеная.

В пособии всего 16 страниц.

При выполнении заданий ребенку нужно подумать, порассуждать, проговорить.


Задания интересные и не однотипные.


Задания, из этого пособия развивают внимание и наблюдательность ребенка, подталкивают его к рассуждениям. Эту книгу я бы посоветовала приобрести.

Мой ребенок мог за один "урок" пройти всю книгу в 16 страниц. Конечно, приходится ее убирать на 2-3 недели, и потом по новой ее проходить. В этом плане конечно не удобно. Но применив смекалку и фантазию можно разнообразить задания, придумав что-то свое, тем самым еще ненадолго продлить интерес к ней у ребенка.

PS Приобретала я все пособия в интернет-гипермаркете "Озон", потому что в магазинах города продаются буквально по 1-2 пособия. Поэтому, приобретая в "Озоне" заранее определитесь какие пособия вам нужны, ведь там платная доставка, а заказывать 2 раза получается очень накладно.

1. Изучать понятия «много - мало».

2. Выполнять задания на усвоение понятий «больше-меньше» (определять количество предметов в группе - каких больше, а каких меньше).

3. Счет до двух - учиться различать количество предметов «один» и «два». (Это - минимум. Конечно же есть дети, которые ближе к 3-м годам уже вовсю считают и до 4, и до 5 и даже больше. Но тут все индивидуально. Классические методики развития, ориентируясь на среднего ребенка, все-таки рекомендуют остановиться на цифре 2).

4. Заниматься сортировкой предметов - сортировать пуговицы, бусины, макароны и другие предметы по цвету, по размеру, по другим качествам.

5. Усваивать понятия: выше, ниже, право, лево - учимся ориентировать в пространстве, развиваем пространственное мышление.

6. Учиться складывать простые пазлы или разрезные картинки из 2-4 элементов (первое время - с помощью мамы, ближе к трем годам ребенок учится складывать более сложные картинки самостоятельно).

7. Учиться сопоставлять - играть в игры «где чей домик», «где чей хвостик», «кто что ест» (эти игры удобно проводить с карточками, игрушками, специально подготовленным пособиям, по картинкам в развивающих книжках).

8. Угадывать простые загадки - ребенку в самой простой форме описывают какое-нибудь животное или знакомый предмет, а ребенок угадывает его по описанию (например: "Пушистенький, с острыми коготками, поласатый, любит ловить мышей, мяукает, кто это? Правильно! Кот! А кто говорит «му-му», жует траву, бодается и дает молоко?" И т.п. Начинать нужно с самых простых загадок и постепенно их усложнять).

9. Играть в самый простой вид загадок - угадывать животное по описанию.

10. Играть в еще одну разновидность загадок - мама открывает детскую книжку с красочными картинками и начинает в очень простой форме описывать какого либо животного или предмет, который в ней нарисован. Ребенку предлагается угадать - что описывает мама (он ищет описываемый предмет на картинке). Например: "Скажи, кто нарисован на этой картинке такой маленький, пушистенький, с длинными ушками, любит есть морковку, прыгает прыг-прыг? Поищи его на картинке! Правильно! Это зайка!".

11. Учиться складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.

12. Учиться строить пирамиду из кубиков/стаканчиков с убывающим размером:

13. Учиться сопоставлять геометрические фигуры и формы с их плоскими проекциями (играть с блоками Дьенеша, простым конструктором):

14. Ближе к трем годам - строить домики по чертежу (примерно как на картинке, но начинать лучше с двух деталей):


15. Начиная с 2,5 лет - играть в игру "Сложи квадрат" Никитина (на первый взгляд эта игра может показаться сложной для ребенка 2.5 лет. На самом деле дети быстро в ней разбираются, если на первых порах мама несколько раз сложила все квадратики вместе с ребенком):

16. Начиная с 2,5 лет - собирать сборные конструкторы-пазлы:

17. Учиться сортировать предметы по общему признаку. Например - сложи в одну кучку все игрушки, которые ты видишь на карточках, а в другую кучку - все предметы одежды. Этот навык сортировки будет осваиваться намного легче, если на первых порах ребенок при помощи мамы долго будет учиться сортировать только два вида одних и тех же предметов (например - для начала 3-4 раза сортируем вместе с мамой игрушки отдельно от животных. Когда малыш начнет легко справляться с этим заданием - переходим к сортировке других видов предметов (допустим мебель и еда). Постепенно ребенок научится легко сортировать предметы по общему признаку самостоятельно.

Отлично для освоения этого навыка подходят карточки или деревянные игрушки "Подбери группу":

18. Играть в игру «что в этой комнате?» (найди, что в этой комнате круглое? Что в этой комнате твердое? и т.п.).

18. Играть с блоками Дьенеша, с конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т.п.) по типу:

Найди предметы, фигуры такой же формы;

Найди предметы, фигуры такого же цвета;

Найди предметы, фигуры такого же размера;

Найди такие же фигуры по величине, толщине и другим признакам.

19. Играть с палочками Кюизенера.

20. Играть в «часть и целое» - "чей это хвостик", "подбери крышу к домику" и т.п. (с помощью карточек, картинок в развивающих книжках).

21. Учиться искать предмет по двум признакам (например, найди красный большой квадрат (среди других квадратов - больших и маленьких), маленький синий треугольник и т.п.).

22. Ближе к 3 годам - учиться искать ошибки на картинках (в развивающих книжках) - чего не хватает на рисунке (например, на картинке где мышка нарисована без хвостика), что нарисовано неправильно (например мышка ловит кошку), какой из предметов неправильного цвета и т.п. Хорошие картинки для таких игр можно найти в книжках серии "Умные книжки"

В этой статье:

С 2 до 3 лет у детей начинается новый период в жизни - время предельного интереса ко всему, что их окружает. Дети задают тысячи вопросов и часто даже не дожидаются ответов на них, придумывая для родителей всё новые и новые. В этом возрасте у малышей начинает развиваться логика, и задача взрослых - не пропустить момент и поспособствовать этому процессу.

Для того чтобы понимать, на чём должно строиться развитие логики у малышей от 2 до 3 лет, нужно точно знать, к чему они питают яркий интерес. На основании интереса детей можно проводить увлекательную и эффективную работу с ними, которая будет строиться на специальных упражнениях, играх-упражнениях и просто играх.

С детьми 2-3 лет нужно много и продуктивно разговаривать, давая им возможность высказываться и выразить собственную точку зрения.

Существуют негласные правила, на которых должно быть построено развитие логики у малышей в раннем возрасте. Соблюдая следующие правила, родители поспособствуют развитию заложенного от природы потенциала детей.

  1. Не ограничивайте пространство малыша манежем, кроваткой, ограждениями. Познавая мир, кроха научится логически мыслить.
  2. Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок регулярно получал новые впечатления и ощущения, благодаря им он сможет воспитать в себе любознательность.
  3. Дайте малышу почувствовать себя в полной безопасности, это чувство подарит ему возможность не бояться новых открытий.
  4. Будьте уверены в силах малыша, отказавшись от мысли, что его выбор не обоснован. Если ребёнок проявил к чему-либо живой интерес, то, скорее всего, он в состоянии справиться и с освоением этого.
  5. Не ограничивайте фантазии малыша некими правилами. Дайте ему возможность импровизировать, например, если он изображает яблоко синим, а собаку - превосходящую по размерам человека.

Дополнительно родителям нужно помнить, что на развитие логики у малышей 2-3 лет положительно влияют упражнения и игры, построенные на задействовании обеих рук. В этом случае будут работать сразу оба полушария мозга.

Кроме того, обязательно нужно стараться давать ребёнку возможность как можно больше общаться с новыми людьми, особенно сверстниками, не ограничивая его круг общения одними лишь родственниками.

Особенности развития логического мышления

Для детей в 2-3 года абсолютно естественным является познавать мир через общение и помощь взрослым. Именно поэтому малыши столько времени проводят, наблюдая за родителями, старшими братьями и сестрами и предлагая им свою помощь.

Не стоит ограничивать подобных порывов малышей, помня о том, что таким образом они знакомятся с действительностью, а также что это положительным образом влияет на развитие у них логики в раннем возрасте.

Важно, чтобы родители не пожалели времени и объяснили малышам причинно-следственные связи, начиная от следов мокрых лап кошки на асфальте и заканчивая песком, который в сухом состоянии не подходит для строительства башни.

Не нужно думать, что эти вещи очевидны для детей и не требуют пояснения. Развитие логики у малышей раннего возраста находится на начальном этапе, поэтому многие логические цепочки они пока не в состоянии отследить самостоятельно.

Игры и упражнения для развития логического мышления у детей 2-3 лет нужно выбирать такого уровня сложности, чтобы мозг детей активно работал и при этом им не было слишком сложно. Дополнительно стоит подумать о правильном рационе питания для малыша, так как число витаминов и минералов, получаемых им ежедневно, сказывается на процессе развития логики и общего развития в целом.

Упражнения-игры для малышей

Упражнения-игры для детей 2-3 лет обязательно должны увлекать и побуждать действовать. Так, например, с малышом можно позаниматься:


В конце упражнений, если малыш справился с заданием, необходимо поговорить с ним о том, почему он поступал именно таким образом.

Упражнения для развития логического мышления

На четвертом году жизни для детей можно подбирать игры, базируемые не только на наглядном, но и на словесно-образном восприятии. Именно поэтому задания могут носить устный характер.


Не забывайте о диалоге с малышом. Задавайте ему как можно больше наводящих вопросов касательно всего, с чем ему приходится сталкиваться в жизни, начиная от простых «Зачем есть кашу утром?» и «Почему нужно мыть руки?» и заканчивая более сложными «Почему идёт дождь?» и «Куда пропадает снег весной?».

Ниже представлены интересные варианты игр для детей 2-3 лет, стимулирующие развитие логики в этом возрасте.

Найди шар в руке

Взрослый рисует на листе фигурку человечка или животного, героя мультфильма или самого ребёнка. Над ним рисует несколько воздушных шаров со спутанными нитками, одна из которых доходит до руки главного героя рисунка. Задача малыша - провести пальчиком по нитке и найти нужный шар.

Если для ребёнка задание не представляет особой сложности, можно его усложнить увеличением числа шаров или предложением отыскать правильный без использования пальца в роли помощника.

Отыщи правильный цвет

На листе изображают предметы разных цветов - например, три-четыре мяча, квадрата или треугольника. Малыша просят найти не красный и не зелёный предмет, не синий и не жёлтый и так далее. Такая игра не только ускоряет развитие логики малышей 2-3 лет, но и помогает им закрепить знания цветов.

Что понадобится?

Эта игра имеет два варианта.


Найди пару

Интересная игра для самых маленьких, хорошо стимулирует развитие логики. На листе бумаги рисуют животных и разные варианты продуктов, которые они могли бы съесть, после чего просят детей подобрать подходящие пары, например, кот - молоко, кролик - морковка, медведь - мёд и так далее.

Дорисуй-ка

На листе бумаге рисуют разнообразные предметы с недостающими деталями, после чего просят малыша найти эти детали и дорисовать. Это может быть дом без двери, кошка без усов, собака без хвоста и так далее. Если ребёнку сложно сразу обнаружить недостающие элементы, то можно нарисовать их рядом, предлагая выбрать нужные.

Игры на развитие мышления у дошкольников младшей группы ДОУ

Игра «Как ходит и пост петушок, как бегает и лает собачка».

Цель : развивать предметную и игровую деятельности, кругозор и образное мышление, речевой аппарат и звукоподражание.

: игрушечные петушок и собачка.

Описание : дети рассаживаются по кругу. Воспитатель показывает игрушечного петушка (собачку), обращает внимание на то, какой он красивый, показывает, как ходит петушок (бегает собачка), как поет (лает). «Петушок» подходит к ребенку, ребенок воспроизводит движения «петушка» и звукоподражает.

Игра «Сборные матрешки».

Цели : развивать умение различать верх и низ предмета, координировать мелкие движения кисти руки; обогащать словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия : двух- или трехместные матрешки с яркой раскраской.

Описание : воспитатель предлагает детям рассмотреть двух- или трехместных матрешек и объясняет, что их надо разобрать и правильно собрать: вложить меньшую в большую, соблюдая правильное положение (головкой вверх). Далее вместе с детьми рассмотреть матрешек и задать наводящие вопросы: «Покажите, где расположена голова у матрешки? Значит, это верхняя часть матрешки. А где же нижняя часть матрешки? Конечно, там, где кармашек на платье». И т. д.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель: развивать образное мышление, память.

игрушечные лошадка, мишка, кот, зайка, мешок, картинки с изображением животных.

Описание : воспитатель кладет игрушечных зверей в мешок. Ребенок вынимает игрушку и читает стихотворение об этом животном: если он затрудняется в выполнении задания, то стихотворение читает другой ребенок. И т. д.

Игра «Игрушки разбежались».

Цель : развивать память, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки.

Описание: подобрать несколько предметов для игры, например: машину, несколько кубиков, кукольную мебель. Рассмотреть их вместе с ребенком, определить, как хотите с ними поиграть. Объяснить, что нужно построить дом для куклы Кати и поставить там мебель. Предложить ребенку выйти в другую комнату. Разложить все выбранные предметы в разные места. Позвать ребенка и сообщить ему, что все игрушки разбежались и вы не можете их найти. Пусть ребенок вспомнит, во что собирались играть, и найдет ваши игрушки:

Игра «Экскурсия по дому».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Описание : воспитатель показывает куклу, рассказывает, что кукле Любе надоело жить в своем кукольном домике, она хочет отправиться в «путешествие» по всей комнате.

Предложить ребенку показать Любе все, что есть в групповой комнате, назвать каждую вещь и рассказать, для чего она нужна. Кукла Люба - любопытная девочка и любит задавать вопросы. Играть можно несколько дней.

Игра «Исправь ошибку».

Цель: развивать внимание, память, логическое мышление.

Описание: нарисовать ребенку картинку с заведомо неверной деталью в сюжете, например: дерево с зелеными листьями, цветы, радугу и снеговика. Предложить ребенку найти и показать ошибку, обосновать свое мнение.

Игра «Подбери крышку».

Цель: развивать навыки классификации и сопоставления предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: кастрюли разного размера с соответствующими им крышками.

Описание : воспитатель говорит ребенку, что перепутались крышки от кастрюль, и предлагает помочь подобрать крышки по размеру.

Игра «Найди домик».

Цель: развивать навыки сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями зайцев: 3-е маленькими зайцами и 3 - с большими; карточки с изображениями домиков: 3-е маленькими домиками, 3-е большими.

Описание : воспитатель рассказывает ребенку о том, что «зайчики» вышли погулять и заблудились. Предлагает ребенку помочь «зайкам» найти свои «домики»: маленьким - маленькие, большим - большие. (Разложить карточки с изображениями домиков в хаотическом порядке.)

Игра «Один - гуда, другой - сюда».

Цель : развивать навык сопоставления, умение систематизировать предметы по признаку.

Игровой материал и наглядные пособия :4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробки для больших и маленьких кругов.

Описание : придумать сюжет игры, например: бабушка пекла блины - большие (вырезанные из бумаги круги диаметром 6 см) и маленькие (вырезанные из бумаги круги диаметром 3 см). Большие - маме с папой, а маленькие - деткам. Но все блины перепутались. Надо помочь бабушке разложить их по тарелкам: распределить большие круги в большую коробку, маленькие - в маленькую.

Игра «Закрой фломастер».

Цели: развивать навык систематизации предметов по признаку, мелкую моторику; помочь запомнить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия : фломастеры с колпачками, повторяющими цвет стержня.

Описание : снять колпачки с фломастеров, смешать их. Предложить ребенку закрыть каждый фломастер своим колпачком. Назвать цвет колпачка и фломастера. (Цвет колпачка повторяет цвет стержня.)

Игра «Правильная морковка».

Цели: помочь изучить цвета; развивать навык классификации предметов по цвету.

Игровой материал и наглядные пособия : фигурки моркови разных цветов, вырезанные из картона.

Описание : разрезать фигурки на две части. Предложить ребенку «угостить» зайчика морковью. Ребенок отмечает, что зеленые и синие морковки - ненастоящие, зайчик их не ест. Поэтому надо собрать все фигурки оранжевого цвета.

Игра «Зеленое солнце».

Цель: развивать внимание.

Описание: нарисовать солнце зеленого цвета. Показать картинку ребенку. Спросить, все ли правильно сделали? Когда выяснится, что солнце такого цвета вовсе не похоже на солнце, предложить ребенку найти и дать воспитателю желтый карандаш, чтобы исправить ошибку.

Игра «Какая машина - такая и дорога».

Цели: развивать внимание; помочь изучить цвета.

Описание: нарисовать несколько небольших машин разного цвета. Предложить ребенку раскрасить дорожки под ними. (Цвет дороги должен совпадать с цветом машины.)

Игра «Шарик пропал».

Цель: формировать цветовое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия : разноцветные пластмассовые шарики.

Описание : воспитатель предлагает ребенку поиграть в разноцветные шарики: рассмотреть их, назвать цвет каждого шара, покатать, побросать в коробку и т. п. Незаметно спрятать один из шариков. Обратить внимание ребенка на то, что игрушек стало меньше. Спросить, не помнит ли он, какого цвета был потерявшийся шарик. «Найти» шарик и показать его ребенку. Если он правильно назвал цвет, похвалить его, в противном случае еще раз назвать цвет каждого шарика.

Игра «Подбери одежду».

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: одежда для куклы, кукла.

Описание : воспитатель демонстрирует куклу, рассказывает, что кукла с утра раскапризничалась и не может выбрать себе платье. Предлагает помочь кукле одеться. Кукла капризничает: «Я хочу желтое платье!» Предложить ребенку найти среди одежды желтое платье. Посмотрев на платье, кукла передумала: «Нет, не хочу желтое платье, хочу синий сарафан!» И т. д. Когда кукла все же выберет себе одежду, предложить ребенку подобрать носочки и платочек такого же цвета.

Игра «Подбери нитку».

Цель: развивать навык сопоставления предметов.

Игровой материал и наглядные пособия : сдутые разноцветные шарики, нитки тех же цветов, что и шары.

Описание: показать ребенку шарики и предложить подобрать к каждому из них нитку такого же цвета. После успешно выполненного задания надуть шары и поиграть с ними.

Игра «Поправь меня».

Цель: развивать цветовое восприятие, внимание, память.

Описание: воспитатель демонстрирует рисунок, в цветовой гамме которого преднамеренно допущена ошибка, например: дерево с синими листьями, фиолетовое яблоко или зеленое солнце. Предложить ребенку объяснить, что на картинке неправильно. Еще раз нарисовать картинку, не раскрашивая ее, пусть ребенок сделает это самостоятельно.

Игра «Утонул? Достанем!».

Цели : развивать наблюдательность, мелкую моторику; способствовать освоению навыков классификации предметов по свойствам.

Игровой материал и наглядные пособия: предметы, тонущие в воде (камешки, ложки, винтики и т. п.); предметы, не тонущие в воде (пластмассовые игрушки, мячик, деревянные дощечки и т. п.); емкость с водой; два пустых ведерка.

Описание: поставить перед ребенком емкость с водой и разложить все предметы. Предложить понаблюдать за тем, как ведет себя в воде тот или иной предмет. Поочередно бросать в воду предметы. Попросить ребенка, доставая предметы из воды, раскладывать их по разным ведеркам: те, которые тонут, - в одно, те, которые не тонут, — в другое.

Игра «То ли тонет, то ли нет».

Цели: развивать наблюдательность; познакомить со свойствами предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: бумага разных видов: тетрадный лист, альбомный лист, бумажная салфетка, картон, лист из глянцевого журнала, газетный лист, емкость с водой.

Описание: поставить перед ребенком емкость с водой. Напомнить, как доставали и раскладывали тонущие и нетонущие предметы. Предложить посмотреть, как ведет себя в воде бумага. Поочередно опускать в воду приготовленные образцы, комментируя происходящее. Показать ребенку, как из мокрой бумаги можно «лепить» фигурки.

Игра «Кто быстрее».

Цель : помочь освоить категорию «длинное - короткое».

Описание: привязать к двум машинкам веревочки - короткую и длинную. Отдать ребенку машинку с короткой веревочкой и предложить посмотреть, чья машина доберется до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш. Поменяться веревочками и повторить игру. Положив веревочки рядом, наглядно показать, что такое «длинное» и что такое «короткое».

Игра «Подумай и положи».

Цель: развивать представления о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа).

Описание: предложить ребенку положить какой-либо предмет в определенное место, например: «Положи этот листок бумаги под большую книгу. Книга лежит на столе», «Положи тетрадь между книжкой-раскраской и альбомом» и т. п.

Игра «Рядом, перед, около».

Цель: развивать представления о местоположении предметов в пространстве, речь, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия : несколько игрушек.

Описание: предложить ребенку проехать в «автобусе». Пусть он выберет себе удобное место. Вокруг ребенка разместить игрушки. Вместе с ребенком придумать названия остановкам или вспомнить знакомые ему: «Тот, кто сидит сзади тебя, интересуется, какая сейчас будет остановка? Посмотри, кто это спрашивает?»; «Тот, кто сидит рядом с тобой, хочет знать, куда едет этот автобус? А кто сидит рядом с тобой?» И т. д.

Игра «Размещаем гостей».

Цель : развивать представления о местоположении предметов в пространстве, речь, внимание.

Описание : У куклы день рождения. Она пригласила гостей, приготовила угощение. Теперь надо подумать о том, как разместить приглашенных за праздничным столом. Воспитатель рассуждает вместе с ребенком: «Зайчика нельзя сажать рядом с волком, тот будет обижать зайку, давай посадим его рядом с петушком, они ведь дружат, помнишь сказку "Заюшкина избушка", где петух спас зайца от лисы? А волка мы поместим между лисой и медведем, они ведь все хищники. Цыпленок сядет около своей мамы - курицы, а курица - рядом с петухом. С одной стороны от петуха будет заяц, а с другой - курица и т. п.». Еще раз повторить порядок размещения. Когда придут гости, поручить ребенку рассадить их правильно.

Игра «Правая рука, левая нога».

Цели : развивать внимание, сенсорные ощущения; познакомить с понятиями «право - лево».

Описание : предложить ребенку привязать к его правой руке колокольчик и позаниматься веселой зарядкой. Если прозвучит фраза «Правая рука», надо поднять вверх правую руку с колокольчиком и позвенеть им. Если прозвучит фраза «Левая рука», надо поднять свободную руку и помахать ею. Усложняя игру, можно несколько раз подряд повторять одну и ту же фразу, привязать колокольчик еще и к левой ноге, при этом в игру включая фразы «левая нога», «правая нога».

Игра «По мотивам «Трех медведей».

Цель: развивать навык сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки, повторяющие персонажей сказки (большой, средний, маленький медведи).

Описание: напомнить ребенку сказку о трех медведях. Предложить пригласить персонажей сказки в гости. «Пришедших» гостей следует усадить за стол. Вспомнить, кто на каком стуле сидел. Дать ребенку три тарелки разного размера, предложить раздать их медведям, не указывая при этом, кому из них какая тарелка полагается. Понаблюдать за ребенком. Если он не справляется с заданием, объяснить, что папа-медведь ест из большой тарелки, мама - из средней, а медвежонок - из маленькой. Пусть ребенок самостоятельно расставит перед медведями чашки в соответствии с размерами.

Все понимают, чем разумное поведение отличается от неразумного. Мыслить - значит организовывать целенаправленную деятельность, используя свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки.

По современным представлениям интеллект - это не что-то одно, чего у одних людей больше, а у других меньше. С одной стороны, это множество относительно независимых способностей (языковых, двигательных, логико-математических, зрительных, музыкальных и некоторых других), на основе которых формируются соответствующие знания и навыки, с другой - рабочая память, обслуживающая все виды мышления. Важна также достаточная скорость умственных действий.

Чем больше человек знает, тем более интеллектуальным он считается. Однако для мыслительной деятельности важно, организована ли усвоенная масса информации в единую систему или она состоит из множества не связанных между собой «записей».

Некоторые способы мышления усваиваются людьми естественным путем, без особых усилий. Другим же, таким как чтение, письмо, счет, различные виды профессионального мышления и т.п., необходимо специально учиться.

В какой области интеллектуальность вашего ребенка окажется наиболее очевидной - предсказать трудно. «Сверхчеловеки», т.е. одаренные во всех отношениях люди, если когда-нибудь и рождаются, то очень редко. Остается внимательно наблюдать, чем интересуется ваш малыш и что у него получается лучше всего.

В таблице приведены этапы развития мышления ребенка от 1 до 3-х лет .

1. Реакции

2. Приблизи-
тельный
возраст
появления
реакции
(в месяцах)

Совершает действия с предметами (расческа, ложка и т.д.) в соответствии с их функциональным назначением

Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из 4-х, если она была спрятана у него на глазах

Вытягивает за веревочку спрятанный предмет

Показывает 3-5 частей тела на себе

Складывает все (68) кубики в коробочку

Строит башню из 3-4-х кубиков

Вставляет блоки в фигурные отверстия соответствующей формы

Убирает предметы на свои места

Сортирует предметы (груша - яблоко, юла - кубики и т.п.)

Строит мостик из 3-х кубиков после показа

Среди 5-ти картинок находит одну «такую же», какую показывает взрослый

Среди 10-ти картинок находит одну «такую же», какую показывает взрослый

Среди 4-х-5-ти предметов находит один, соответствующий его рисунку

Складывает разрезанную картинку из 2-х частей

Раскладывает предметы по величине (большой - маленький) в две разные коробочки

Складывает разрезанную на 6-7 частей картинку, изображающую человека, на целой картинке-образце

Складывает разрезанную картинку из 4-х частей

Среди 4-х-5-ти предметов находит один, соответствующий рисунку его характерной части

12-18 месяцев

Более зрелые рабочая память, зрительное и слуховое восприятие, произвольные движения дают возможность управлять целыми процессами, состоящими из 2-3-х повторяющихся действий. Дети учатся есть ложкой, строить башню из кубиков, вставлять фигурные блоки в соответствующие пазы, повторять бытовые действия с предметами и т.п. Характерно, что эта активность контролируется ребенком - после отвлечения он продолжает начатое, исправляет допущенные ошибки и неточности. В это же время появляется чувство юмора.

18-36 месяцев

У ребенка увеличиваются количество знаний, навыков, словарный запас и объем рабочей памяти. В результате, мыслительные процессы приобретают новое качество. Осознание себя и окружающих порождает ролевые игры. Например, ребенок представляет себя в роли «мамы» или «папы» и начинает что-то делать «понарошку»: готовить еду, водить машину, ходить в магазин и т.д.

Успешно развивается непосредственная целенаправленная деятельность: он уже может сам одеться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), правильно использует вилку и ложку, строит сооружения из кубиков.

К концу третьего года с ним можно поговорить на некоторые темы: о нем, о его близких, об игрушках и т.д. Он понимает значения нескольких предлогов, правильно относит предметы к некоторым классам («еда», «одежда», «животные») и имеет представление о людях разного пола, возраста и профессий. К этому времени относится и начало логического мышления. Об этом говорят его суждения и умозаключения. В грамматике он ориентируется настолько, что иногда сам придумывает новые слова.