Отец не интересуется детьми. Как поддерживать нейтральный образ отца, когда бывший муж не интересуется жизнью детей? Ребенок 5 лет ничем не интересуется

Добрый день. Пятнадцать лет состояла в отношениях с женатым мужчиной. Он был на семь лет старше и это был его второй брак, в котором росла дочь. С первой женой он развелся после армии, якобы она ему изменяла, после развода жена переехала в другой город с сыном и он с ним не общался, только платил алименты. На момент нашей встречи мне было 22 года, естественно он обещал развестись, как только дочь пойдет в школу и т.д. и т.п. Вместе выстроили с ним дом, родилась наша общая дочь, правда исподволь убеждал меня в выгодах матери одиночки, я возмутилась и дочь он записал на себя. Совместное проживание было странным, его командировки, работа ночами и прочее наводили на мысль, что живет он на две семьи . Его жена на работе попыталась закрутить роман, так он приехал и устроил там скандал, хотя уже "жил" со мной. Сейчас я понимаю, что с моей стороны это просто была зависимость , любила его безумно, и какое-то соперничество женское присутствовало. Вот он и наслаждался жил и там и здесь, обеим ездил по ушам, что там все кончено (во всяком случае мне так говорил), я верила, потому что хотела верить. Родила от него сына, его записал на свою фамилию без вопросов. К тому времени я уже устала от этой борьбы за главный приз и махнула рукой, пусть будет, что будет. Хотя видела,как из командировки, вещи с подарками не все достает, якобы это материалы в офис, а на деле для первой семьи. Что самое мерзкое, он от нас двоих умудрялся еще подгуливать на сторонке.
Сыну было почти три года, как пока он спал, я прочитала в его телефоне, как жена ему пишет где сегодня дежурят гаишники. Я набрала ее номер и дала ему трубку -тебя жена.. он сбросил вызов, она перезвонила, он опять сбросил. В общем я его выгнала. Но видимо в душе надеялась, что он попытается меня вернуть. На Новый год приехал поздравить, с подарками, у меня были мои родственники, сел с нами за стол.. Я решила, что он вернулся.. Нет в одиннадцать он стал собираться домой, там у них гости. Со мной была истерика, я ревела, стояла на коленях просила не уезжать. до сих пор не могу простить себя за это! Потом была депрессия не могла не есть, ни спать. В общем вернулся он королем на своих условиях- разводиться не буду (пока), вещи не перевезу (ты меня выгнала).
Детей он любил, особенно сына, так прожили еще три года. Хотя однажды я уму заметила, что странный у него график по ночам, как будто ночь на два дома делит..
Я много читала про зависимости и манипуляторов, все встало на свои места. Когда встретила на его машине жену, он был в отъезде, позвонила и спросила, что это значит. Он -я разберусь, я -я знаю, как ты разбираешься. Он включил любимую игру, пропал. Я не стала звонить и искать его. Приехал через 2 месяца детей навестить, прощупал почву "Чего домой купить и т.п?" Я отрезала, плати мне алименты, я сама куплю что нужно. опять пропал. Денег у него нет в долгах, как в шелках. Но обидно, что он детям даже не звонит! Сын очень скучает, спрашивает помиримся ли мы с папой. Дочь просила его смс-ой оплатить телевидение, установленное им в кредит, пока я была в отъезде. Он велел старшей дочери оплатить, но у нее не было денег. Я заплатила сама, и подала на алименты (он не работает). дочь выложила на фейсбуке свое фото, он подписал Красавица моя!!! Меня возмущает его цинизм. За 8 месяцев приезжал к детям раза 3, с копеичными подарками. Сам где-то устроился, то ли жена кормит, то ли еще дуру нашел, а дети пусть сами растут.
Прошу совета как выкинуть его из памяти, простить себя, что позволяла собой пользоваться. Не хочу чтобы дети с ним общались, боюсь, что вырастут такими же подлецами. И хочу понять у мужчин, вообще никакого инстинкта к детям нет? заранее спасибо.

Ольга, здравствуйте!

Очень сочувствую Вам,давайте попробуем разобраться. Ваш муж не способен к близким отношениям, поэтому столько жен, любовниц... Эта способность закладывается в раннем детстве, из отношений с матерью. Что-то было в этих отношениях такое, что теперь он подсознательно боится подлинной близости, она слишком болезненна для него. Не зная всей информации, можно только предполагать, какая у него была мать, полная ли у него была семья , какие отношения были между родителями и т.п. Модель семьи закладывается в детстве. Если папа мальчика уделял ему много времени, то и мальчик, став отцом, тоже будет привязан к детям. Врожденного отцовского инстинкта не существует. Для мужчин идентичность отца и мужчины разорваны, это идет с древности. "Быть героем и идти на войну" вступает в конфликт с "сохраниться для семьи и не идти на войну". А в нашей стране, которую весь 20 век сотрясали революции, репрессии, войны, выросло не одно поколение мужчин, которых растила одна мать.Нарушена преемственность отец-сын.
Из памяти выкинуть вряд ли удастся, Ваши дети будут ежедневно напоминать о нем. Да и стоит ли? Это часть Вашей жизни, причем значительная. Благодаря ему у Вас есть замечательные дети. Не запрещайте детям видеться с отцом. В Вас сейчас говорит обида,Лучше такой отец, чем никакой. В них половина крови и генов отца,обесценивая отца, Вы обесцениваете свое прошлое и своих детей. Вырастут-сами разберутся.А Вы первые шаги на пути осознавания своей ценности уже сделали. Продолжайте работать над собой, лучше с психологом .
Всего Вам доброго!

Суржина Оксана Федоровна, психолог,г.Воронеж

Хороший ответ 1 Плохой ответ 1

Здравствуйте! Моему сыну 4, 5 года. Мой ребенок ничем не интересуется кроме машин (купается с ними, спит, берет с собой в детский сад, закатывает истерики если их убрать от него) и иногда собиранием картинок из пазлов и гаражей из конструктора для своих машинок. С самого раннего детства у него нет интереса к рисованию, лепке, прослушиванию сказок. Иногда дома у него возникает желание помочь мне с уборкой или разобрать старый магнитофон, побегать на улице - поиграть в мяч или просто в подвижные игры. В ближайшее время мы планируем его водить в спортивную секцию. Сегодня в детском саду мне порекомендовали лишить его машинок на определенный промежуток времени, чтобы он мог заинтересоваться чем-то другим. Правильно ли это на ваш взгляд? С моей точки зрения нельзя категорически лишать ребенка любимого увлечения, иначе он совсем замкнется и перестанет увлекаться машинами. А вдруг мы "убьем" в нем великого механика или инженера?

Надежда, здравствуйте.

А почему Вы думаете, что Ваш сын ничем не интересуется? Он любит машинки, играет с ними, собирает паззлы, играет в конструктор - это совсем нельзя назвать "ничем". Это - его актуальные интересы, и они вполне соответствуют его возрасту.

Я полагаю, что Вас беспокоит отсутствие мотивации к развивающим играм - таким как лепка или рисование. Такое бывает. в этом нет ничего страшного. Большое значение имеет, например как подаются эти занятия взрослыми. Если речь идет о занятиях в детском саду, и воспитатель советует забрать у мальчика любимые игрушки - то, может быть и занятия проходят не сильно интересно для детей? Воля в этом возрасте еще не развита - и заниматься тем, чем "надо", но не хочется - дети еще не умеют.

Что касается чтения - здесь нужно вырабатывать ритуалы, например перед сном. Может быть ему не нравится "сказочный" жанр - подберите что-то другое, читайте сами, обсуждая то, что прочитали.


Иногда дома у него возникает желание помочь мне с уборкой или разобрать старый магнитофон, побегать на улице - поиграть в мяч или просто в подвижные игры

Чем не интересы для мальчика?.. Вполне развитый мальчуган у Вас.

Спортивная секция - попробуйте, но здесь нужно учитывать какой вид спорта подойдет Вашему мальчику - командные или индивидуальные, и смотреть за его настроением. Заставлять - гиблое дело, не хватит сил ни у Вас, ни у ребенка.


Сегодня в детском саду мне порекомендовали лишить его машинок на определенный промежуток времени, чтобы он мог заинтересоваться чем-то другим. Правильно ли это на ваш взгляд?

Я не думаю, что это правильно. Просто нужно расширять его круг занятий. ненавязчиво увлекая и обращать внимание на то, что ему уже нравится, не считая это ерундой.

Если у Вас остались вопросы - обращайтесь, мы сможем обсудить все интересующее Вас по скайпу.

Трофимова Юлия, психолог г. Электросталь,консультирование по skype

Хороший ответ 3 Плохой ответ 3

Здравствуйте,Надежда.Вы полностью правы.Увлечение ребенка должно всегда оставаться с ним.Опасность в другом.Ребенок тянется к игрушкам только после того,как понял,что родители его не понимают и не дают того в отношениях любви ,чего он просит.Тогда он перестает просить и замыкается на своих фантазиях(машинках).Поэтому,важно вернуть сыну Доверие к родителям и дать ему Базовое принятие его только Хорошим и Лучшим.Тогда через пол года-год он станет вновь общительным и ответным в отношениях.А сейчас он стремится к замкнутости.А это будет сдерживать его естественное развитие и навыки взаимодействия.

Каратаев Владимир Иванович,психотерапевт-психоаналитик Волгоград

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0

Родители приводят школьника к психологу с жалобой, что ничто его не увлекает, скучно, интересуют только телевизор и компьютерные игры. Начинаем выяснять, как он проводил время до школы. Выясняется: до школы всё время просил, чтобы с ним поиграли, а родителям было некогда.

Дитя, вздыхая, плетется на кухню, к маме, которая просит не путаться под ногами. Тогда ребенок выдвигает контраргумент: «А можно я тогда в компьютер поиграю, чтобы тебе не мешать?»

Так часто начинается то, что может развиться в целую проблему. Родители приводят школьника к психологу с жалобой, что ничто его не увлекает, скучно, интересуют только телевизор и компьютерные игры.

Начинаем выяснять, как он проводил время до школы. Выясняется: до школы всё время просил, чтобы с ним поиграли, а родителям было некогда.
- Мы такого и не знали, играли все во дворе, а сейчас одного не выпустишь, дети гуляют с родителями. С ребенком играла, конечно, потому что надо, но мне это скучно было. Ну сколько я могу в эти гонки играть?! Папа – да, с удовольствием, но у него времени почти не было. А я это не люблю. Я вот предлагала Мише дом построить, мягких игрушек туда поселить, но он как-то не оценил. А сейчас тем более, уже второклассник, учился бы лучше, а он до сих пор пытается играть, правда, уже не просит меня.

В разговор вступает Миша:
- А чего просить-то? Всё равно услышу, что некогда маме. Да и неинтересно ей со мной. А у Вас компьютера нет поиграть, пока Вы с мамой разговариваете? – спрашивает Миша у меня. Я говорю, что нет, но есть разные игрушки, арт-материалы, а еще много камней-самоцветов, спилов деревьев, ракушек.
- Да, поиграть не во что, – грустно резюмирует Миша. Но всё же начинает уныло перебирать имеющийся арсенал игрушек и игр в моем кабинете. Через десять минут я замечаю, что Миша выстроил из ракушек и камней что-то большое и красивое.
- Это город, в котором я хочу жить. Я о нем часто мечтаю.
- А что в этом городе?
- Да всё как обычно, только школ, как у нас, нет там. Дети много играют, гуляют, общаются.
- Ну вот, видите, ему только бы не учиться! – восклицает мама.
- А как дети учатся?
- Они выбирают то, что им интересно, и занимаются, а потом ходят в школу, только не каждый день, а когда подготовятся. И тогда следующее задание получают от учителя. Только задания интересные, поэтому хочется скорее выполнить. Чтобы следующее получить.
- А это не вредно, такие фантазии? – испуганно спрашивает мама.

Город маминой мечты

Я предлагаю ей тоже попробовать построить город своей мечты. Миша уже с большим интересом начинает смотреть, что строит мама, даже задает вопросы. Мама, увлекшись, начинает улыбаться и получать удовольствие от игры.
Потом она рассказывает о своем городе, назидательно подчеркивая, что в ее городе есть школы, правда, в которые дети ходят каждый день и хотят учиться. А у родителей работа так построена, что есть время на отдых с детьми. Миша удивленно смотрит на маму.
- А тебе это было бы интересно?
- Если бы меньше работала и хозяйством надо было меньше заниматься, то да.
Даю домашнее задание: дома втроем построить свои города, сфотографировать, описать и принести на следующую встречу фотографии и описание. Через неделю пришли мама, папа и Миша вместе. Мама удивленно рассказывает, что в выходные Миша без напоминания сделал домашние дела, за которые он отвечает, маме помог, потому что хотел, чтобы они быстрее начали играть. На удивление все увлеклись, выяснилось, что есть много общего в этих городах, но есть и совсем свое, что тоже было интересно.
На второй встрече мы играли в мяч. По-разному кидали и ловили, родители вспоминали игры своего детства с мячом. Например, «Съедобное – несъедобное» превратилось в игру на английском языке, решив тем самым проблему заучивания словарных слов. Еще через некоторое время папа заметил, что Миша стал меньше играть на компьютере, легче переключается, зная, что даже учеба может быть интересной.

Победить крокодила

Конечно, про важность игр написано много книг, статей, сделано передач. Многие родители уже знают, что детям важно играть не только до школы, но и в школьные годы. Игры меняются, но их задачи остаются прежними: освоение мира, тренировка разных социальных ролей, умение управлять предметами, развивать навыки общения, замечать и понимать устройство мира, обращать внимание на детали.
И при этом родителям важно знать и понимать, почему же им так важно играть с детьми. Что дает совместная игра ребенку и самим родителям?

Налаживание контакта друг с другом, понимание друг друга. Согласитесь, это очень важная составляющая семейного общения.
Удивительное открытие, которое делают дети, играя со своими родителями: родители – тоже живые люди, с которыми интересно. А не только «существа, которым важно одно: сделал ли ты домашние задания и вынес ли мусорное ведро», как сказал один 11-летний мальчик, который перестал делать домашние задания и выполнять обязанности по дому в знак протеста.

В моей практике был пример, который я люблю рассказывать своим студентам. Когда я начинала работать психологом, я вела развивающие занятия для 5-летних детей. Мы рисовали, лепили, играли в подвижные игры, сочиняли ролевые сценки. И вот на одном занятии, когда дети рисовали свои настроения, чувства, один мальчик нарисовал изумительную по сочетаниям цветов картину, рассказывая о том, как он гулял с родителями (что бывало редко) в выходные у красивых прудов и был счастлив.

Я очень порадовалась, мечтала, как после занятия Ваня сможет показать картину своим родителям, которые переживали, что он совсем не любит рисовать, а вот «другие дети уже вон как рисуют», чтобы они увидели результат и оценили. Затем я стала говорить с другими детьми, переключив внимание, а когда бросила взгляд через несколько минут на рисунок Вани, увидела, что он всю картину начинает зарисовывать черной краской.

Первая реакция была остановить его, чтобы сохранить «красоту». Но я увидела, с какой силой он это делает, и что-то меня остановило. Когда Ваня закрасил полностью картину в черный цвет, он выдохнул, просиял и сказал:

Ух, победил, ура!
- Кого? – осторожно спросила я.
- Крокодила, конечно. Представляешь, я смотрел, смотрел на пруды, любовался, и вдруг вижу – крокодил там внутри, и может наброситься на меня, я понял, что если я не буду сражаться с ним, он меня съест, пришлось закрасить его.
Тут он взглянул на меня и, видимо, понял, как мне жалко его картину.
- Ты не расстраивайся, я тебе еще нарисую пруды. Тут просто мне нужно было победить крокодила.
Вот так я со своими установками чуть не нарушила важный психологический процесс для ребенка – он осваивал свою силу и учился взаимодействовать со своими страхами. Забери я рисунок раньше, кто знает, какой страх мог остаться внутри ребенка непобежденным.

В игре часто решаются довольно сложные вопросы. Это способ научиться справляться с жизненными проблемами, порой совсем не легкими. Тут поддержка родителей очень важна.
В живой совместной игре может происходить психологическое оздоровление. Игра помогает отпустить напряжение, разобраться с переживаниями, освоить новые качества. Играя, ребенок создает миры, в которых чувствует себя хозяином. Он учится брать ответственность за те дела, которые делает в жизни. Почему важно делать это вместе с ним?

Потому, что каждому из нас порой не хватает взгляда со стороны.
Родители, позволяющие себе искренне и увлеченно играть с детьми, черпают в этом силы. А их сыновья и дочери на всю будущую взрослую жизнь усваивают вот что: общение с детьми – это не каторга, не тягостная обязанность, а то, что дарит силы, интерес к освоению окружающего мира, взаимопонимание и уважение между взрослыми и детьми.

Здравствуйте, Олеся!
Я воспитываю двоих детей (3 года) одна после того, как ушел муж. Прошло вот уже почти 10 месяцев, за это время я с детьми переехала в другой город. Сначала, после переезда мы созванивались с ним по скайпу, а теперь он перестал звонить детям вообще, не поздравил их с днем рождения, не отвечает на звонки. Я очень сильно переживаю за чувства детей. Они спрашивают про папу, просят ему позвонить, вспоминают, какие игрушки он им дарил, просят рассказывать про него. Мне говорить о нем очень тяжело, особенно после того, как он не поздравил их с днем рождения, и вообще не интересуется их жизнью. Я не говорю о нем плохо. В данной ситуации я не знаю, как мне действовать: говорить о нем через силу, вспоминать, что он есть, или просто отвечать на вопросы детей нейтрально. Как при этом поддерживать нейтральный образ отца для детей? На кого они будут равняться, если рядом нет мужского примера? Они все время говорят «как папа» (например, ходить в туалет как папа). Как им объяснять, почему папа не звонит и не интересуется ими, не заботится о них, не интересуется их успехами? Я очень тяжело переживаю, когда представляю, как они ждут, что папа к ним приедет, навестит их. А он даже не берет трубку, чтобы поговорить со своими детьми. Когда я объясняю им, почему папа живет отдельно, дети понимают так, что мы ругались и не смогли жить вместе. Но при этом один мальчик ругает меня: «Нельзя кричать на папу!» Нужно ли мне говорить им, что, например, ты делаешь это так же хорошо, как папа, чтобы ребенок был уверен в себе, или, если мне это, как ножом по сердцу, не заставлять себя? Какую тактику выбрать? Я могу сказать только одно, что спокойствия у меня нет совсем, я постоянно на пределе, вспоминаю, как мы вместе растили детей, и не могу принять тот факт, что сейчас отцу безразличны его родные дети. Как помочь детям это пережить? Как уберечь их от ситуаций, когда, например, в детском саду кого-то будет забирать папа, и я знаю, как они будут грустно смотреть на это? Помогите, пожалуйста! Спасибо! С уважением, Юлия

Ответ психолога theSolution:

Ваша проблема состоит в привычке отрицать реальность.

Реальность такова, что ваш муж, поступил с вами непорядочно. Жениться, а потом бросить женщину с малолетними детьми после обещаний построить вместе счастливую жизнь может лицо, страдающее формой Проверки на совместимость он мог сделать до заключения договора о браке и рождения детей. Наверняка же он признавался вам в любви перед тем, как «уйти из семьи» и переложить ответственность за воспитание детей на вас. При этом вы пытаетесь лгать самой себе о том, за кем бы были замужем и что он собой представлял, в плане

Обратите внимание, что в поведении вашего бывшего мужа явно прослеживаются признаки из Непривязанность к собственным детям — это признак № 7 перечня (холодность, черствость и невнимательность) . Если он изображал чувство любви к вам на своем лице, на самом деле его не испытывая — это признак № 6 (поверхностные эмоции и притворство в чувствах). В противном случае, если он не притворялся, то непонятно, как могло чувство любви за такой короткий срок раствориться в небытии. Люди, испытавшие , много лет не могут забыть любимых.

Детям лучше сказать правду в том варианте, который они могут понять.

Вам желательно побеседовать со специалистом индивидуально, потому что в письме недостаточно информации для того, чтобы дать вам грамотный совет. Стратегия поведения зависит не только от возраста ребенка, но и от уровня его понимания. То, что можно сказать пятилетнему ребенку значительно отличается от того, что можно сказать трехлетнему малышу. В любом случае нежелательно поддерживать ложь и иллюзии, при этом важно соблюдать тонкую грань между правдой и психотравмирующей информацией. Тогда дети не будут ждать звонка от предавшего их отца.

Что важно сказать детям

Ваша задача объяснить детям, что у вас семья из трех человек: мама и двое деток. Главное объяснить детям, что они хорошие и вы их никогда не бросите. Фразы о том, что вы всегда будете о них заботиться, дадут им чувство безопасности.

На вопросы о том, почему папа не звонит, маленьким детям можно сказать, что со временем вы найдете другого папу. Другой папа будет любить вас и внимательно к ним относиться. Пообещайте детям вначале познакомить другого папу с ними. Скажите, что если он им понравится, тогда вы возьмете его к себе жить одной семьей.

Скажите детям, что вы позаботитесь о том, чтобы им было хорошо, потому что вы взрослая, а они маленькие. Как правило, после таких фраз через некоторое время интерес к теме папы у детей угасает. У детей появляется ощущение защищенности и возникает доверие к вам, как к маме. Понимая, что у них будет другой папа, они будут спокойно смотреть на отцов других детей.

«Моя дочь ничего не хочет, ничем не интересуется, - жалуется мать 14-летней Екатерины. - Не читает, не гуляет, иногда играет в компьютерные игры или слушает музыку в наушниках». Ей вторит мать 11-летнего Егора: «Едва вернувшись из школы, он садится за компьютер, играет до ночи и общается там с кем-то, даже гулять не выходит. Если я его упрекаю, он возражает: «Я же уроки делаю». Я не знаю, как поступить, но меня это тревожит».

Такая озабоченность и тревога знакома многим родителям. Их дети, особенно предподросткового и подросткового возраста, не хотят ничего делать. Сидят в своей комнате, смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, не хотят разговаривать, сведя все общение исключительно к сообщениям в соцсетях. Что тут можно сделать? Как убедить явно немотивированного ребенка сделать хоть что-нибудь? Как противостоять пассивности, которую поддерживают современные технологии?

Давить на ребенка, стыдить его и выговаривать, очевидно, бесполезно. Но это не значит, что родители совершенно беспомощны. Постараемся взглянуть на ситуацию не как воспитатели, а как исследователи.

«Представьте, что мотивация - не внутреннее качество, не тот двигатель внутри ребенка, который формирует поведение, а скорее, результат взаимодействия окружающей среды, темперамента ребенка (биологической характеристики, присущей ему с рождения) и его личности. Например, кому-то постоянно нужна новизна, кому-то нет, кто-то гораздо более общительный, а кто-то замкнутый», - предлагает Алан Каздин, доктор психологических наук и директор Йельского Центра воспитания детей и клиники по работе с детьми. Он также указывает на два важных момента:

  1. Отсутствие активности и особенности отношения к жизни не остаются неизменными и незыблемыми;
  2. Ситуация дома и действия других людей могут очень сильно влиять на мотивацию ребенка.

В чем именно проблема?

Нежелание что-либо делать, отсутствие мотивации может иметь множество причин, среди которых могут оказаться и внешние, и внутренние. Так что прежде чем делать выводы, попробуем разобраться, что именно мы считаем отсутствием мотивации. Алан Каздин перечисляет несколько факторов, которые следует принять во внимание.

1. Свободное время

Обладать свободным временем - это не просто нормально, это совершенно необходимо. У многих детей жизнь слишком расписана, чрезмерно занята разными делами, и часто они не могут позволить себе такую роскошь, как просто ничего не делать, помечтать хотя бы часок. Однако ребенку необходимо свободное время.

Не поддавайтесь желанию распланировать каждую минуту его жизни, не бойтесь периодов того, что может вам показаться неконструктивным, непродуктивным времяпрепровождением. Позвольте это ребенку. А лучше специально выделите для этого время в его расписании.

Прекрасно, если у вас обоих есть возможность какое-то время провести вместе без конкретных дел и сроков. Вы можете обсуждать что-то интересное, просто болтать о пустяках, играть в карты, любоваться облаками - делать все, чего хочется в этот момент.

2. Домашние дела

В предподростковом и подростковом возрасте дети часто теряют интерес к домашним делам. Ребенок в этот период сосредоточен на общении с ровесниками. Они слушают одну и ту же музыку, носят похожую одежду, шутят на одни и те же темы. Им свойственно презрение ко всем взрослым.

В этом случае отсутствие мотивации к выполнению домашних дел абсолютно естественно. Если до этого времени вы успели выработать определенный порядок и традиции в доме, например, вместе обедать и ужинать, заниматься какими-то домашними делами, выбираться куда-то, то гораздо легче продолжать это делать и тогда, когда маленький ребенок превращается в подростка. Это помогает ребенку участвовать в семейной жизни.

3. Признаки депрессии

Одна из ситуаций, которая должна вызвать у вас беспокойство, это когда ребенок, который всегда был активным, общительным и заинтересованным, вдруг становится вялым, сидит дома, почти ничего не делает и не выражает интереса ни к какой деятельности. Такие изменения в поведении могут быть признаком депрессии. Это не единственная причина, но одна из возможных. Поэтому важно обратить внимание на то, что ребенок говорит о себе.

Если его замечания выражают негативную оценку самого себя («я ничего не могу сделать как надо») или окружающего мира («вокруг нет больше ничего интересного») или безнадежность в отношении будущего («это все закончится так же плохо, как и всегда»), это серьезный повод для беспокойства.

Он может стать более раздражительным и чувствительным, чем обычно, у него могут измениться привычки в том, как он ест, как спит. Даже кажущиеся шутливыми комментарии между делом типа «лучше бы я умер» важно воспринимать серьезно, если они повторяются. Если у вас возникли сомнения, то обязательно проконсультируйтесь с профессиональным психологом.

4. Рассеянность

Также возможно, что ребенок не может сконцентрироваться, и именно это вам кажется отсутствием мотивации. В этом случае не обязательно причиной становится отсутствие интереса или депрессивное настроение. Вероятно, все дело в трудностях с произвольным вниманием: ребенок просто физически не в состоянии выполнять одну и ту же задачу дольше нескольких минут, он тут же переключается на другую, потом еще на одну. Это может случаться и дома, и в школе, или вообще везде.

У ребенка гораздо уже круг общения, видов деятельности, поэтому и проблемы в какой-то из областей дети воспринимают серьезнее

У всех время от времени возникают затруднения с фокусированием внимания, поэтому необходимо выяснить, как часто это повторяется. Очень часто таким детям спешат поставить диагноз - «синдром дефицита внимания», но это не единственная причина такого поведения. Если ребенок испытывает сложности такого рода, то лучше проконсультироваться с квалифицированным специалистом.

5. Стресс

Отсутствие мотивации может также стать реакцией на стресс. Взрослые часто даже не рассматривают такую вероятность. Почему-то им кажется, что у детей не может быть стресса. Но ведь у ребенка гораздо уже круг общения, видов деятельности, поэтому и проблемы в какой-то из областей их жизни дети воспринимают гораздо серьезнее.

Реакция ребенка на стресс может выглядеть как депрессия, и она часто появляется в ответ на определенные события. Например, если разрываются какие-то отношения с ровесниками, это может быть очень травматичным для ребенка, пусть даже это не подразумевает развод или судебные тяжбы. Сюда же можно отнести насмешки ровесников (за лишний вес, за отставание по какому-либо предмету). Кажущееся нам пустяковым событие может превратиться в серьезную проблему в жизни ребенка.

6. Отсутствие мотивации в общем или в определенной области?

Отсутствие мотивации и кажущаяся лень могут касаться какой-то определенной стороны жизни ребенка. Например, дети, которых дразнят или обижают в школе, могут очень долго собираться по утрам и демонстрировать отсутствие интереса к учебе. Они словно еле волочат ноги, никак не могут собраться. Часто это очень раздражает родителей, но тут необходимо задуматься, отсутствует ли у ребенка мотивация вообще, или это связано именно со школой, потому что там происходит что-то неприятное для него?

Или часто бывает, что дети, испытывающие трудности с учебой, ведут себя так, будто совсем не стараются. Они и на самом деле могут уже и не стараться, потому что это уже кажется им бесполезным. Если недостаток мотивации относится конкретно к школе, нужно выяснить, нет ли у ребенка проблем с учебой, понять, что именно с ним происходит.

Что можно сделать?

Даже если бесконечные требования, чтобы ребенок перестал сидеть на месте и занялся чем-нибудь, не принесли никакого результата, это не значит, что вы ничего не можете изменить.

Для начала вы можете ограничить то время, которое ребенок проводит за компьютером или телефоном. Вы должны это сделать без агрессии, но очень твердо, потому что пассивность, активно поддерживаемая современной техникой, может свести на нет все попытки разжечь интерес хоть к чему-то.

Конечно, если ребенок проводит большое количество времени с товарищами-гениями, собирая компьютеры из запасных частей и разговаривая на ими же придуманном языке, то это уже совсем другое дело. Это уже интерес, а не отвлечение от интересов.