Психологические особенности подросткового возраста. Возрастная периодизация по Д

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

  • 1. Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);
  • 2. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);
  • 3. Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

  • 1. Младенчество (от рождения до одного года жизни);
  • 2. Раннее детство (от 1года до 3-х лет);
  • 3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);
  • 4. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);
  • 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);
  • 6. Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);
  • 7. Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

Задание для самостоятельной работы

1. Основные определения

Высшие психические функции (англ. higher mental functions) -- психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом. К высшим психическим функциям уверенно относят память, мышление, речь и восприятие.

Возрастная периодизация онтогенеза - это выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психическим признакам. Возрастные периоды - это сроки, необходимые для завершения определенного этапа онтогенеза.

Психологический возраст - это оценка уровня личностного и умственного развития человека, который выражен в сравнительной характеристике с тем возрастом, представители которого показывают в среднем данный уровень.

Ведущая деятельность - деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию человека в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.

Интериоризация - процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. Иначе, превращение межличностных отношений в внутриличностные, отношения с самим собой.

Психологический кризис - это переломный этап в жизни человека, рубеж между старым и новым опытом, качественный переход из одного состояния в другого.

Психическое развитие - отдельные психические процессы развиваются не самостоятельно, а как свойства целостной личности индивида, который обладает определенными природными задатками и который живет, действует, воспитывается в определенных социальных условиях.

Психологическое новообразование - психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период.

Социальная ситуация развития - это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития.

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) -- период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Сензитивный период - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и качеств личности, видов поведения. К примеру, возраст от 1 года до 3-х лет наиболее сензитивен для развития речи, активная речь обогащает психическое развитие ребенка. Возраст до 5-ти лет сензитивен к развитию чувств, усвоению морали, культуры поведения и общения с другими людьми-взрослыми и сверстниками.

2. Сущность гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития

Д Б. Эльконин обосновал свою периодизацию сменой ведущих типов деятельности и выделил разные по содержанию стадии -- эпохи, фазы, периоды. Выделены два типа фаз возрастного развития -- фазы освоения мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности.

В ней используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Гипотеза о периодичности заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития аффективно - потребностной, личностной сферы и операционно-технической, умственной сферы.

Периодизация строится по след схеме: цикл, периоды, фазы равития. Целостный цикл включает два взаимодополняющих периода: период развития аффективно- потребностной, личностной сферы и период развития операционно-технической, умственной сферы.

Ограничения:

  • * в периодизаци. не включен период пренатального развития, так как другие закономерности.
  • * нет зрелых возрастов, так как предположение о кардинальном изменении законов развития в зрелом возрасте.

эпоха раннее детство.

Период Младенчество (2-12 месяцев)

Социальная ситуация: "Мы" - ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологичеки.

Ведущая деятельность: Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым. Ходьба, возникновение мотивированных представлений.

Кризисы: 0-2 мес. кризис новорожденности (переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни). 1 год - кризис первого года жизни (распад Пра-Мы)

Новообразование кризиса: Возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования. психический развитие кризис детский

Сфера Развития: Мотивационно-потребностная.

Период Ранний возраст (1-3 года).

Социальная ситуация: Распад "Пра-Мы", приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений.

Ведущая деятельность: Предметно-орудийная. Использование предмета как орудия. Речевое развитие - центральная линия развития.

Кризисы: Кризис "я сам" (3 года).

Симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса: перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка.

Новообразование кризиса: Ребенок называет себя, используя местоимение "я" - становление самосознания, гордость за достижения. Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого.

Сфера развития: Познавательно-умственная.

Эпоха детство.

Период Дошкольный (3-7 лет).

Социальная ситуация: Распад совместной деятельности с взрослым.

Ведущая деятельность: Сюжетно-ролевая игра. Развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности Новообразование - наглядно-образное мышление.

Кризисы: Кризис 6-7 лет. Симптоматика: потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты.

Суть кризиса: формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру

Новообразование кризиса: Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно-полезную деятельность.

Сфера развития: Мотивационно-потребностная.

Период Младший школьный (7-11 лет).

Социальная ситуация: Ребенок-близкий взрослый" и "ребенок- социальный взрослый".

Ведущая деятельность: Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий). Центральная линия - интеллектуализация.

Кризисы: Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости

Новообразование кризиса: Возникновение представления о себе как "не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлинной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими.

Сфера развития: Познавательная сфера, интеллект.

Эпоха отрочество.

Период Младший подростковый возраст (12-15 лет).

Социальная ситуация: Господство детского общества над взрослым.

Ведущая деятельность: Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения.

Кризисы: Кризис 15 лет. Формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания.

Новообразование: кризиса Открытие "Я", возникновение рефлексии - на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности.

Сфера развития: Мотивационно-потребностная, усвоение моральных норм.

Период Старший подростковый возраст (15-17 лет).

Социальная ситуация: Подросток находится в ситуации моратория - нужно самоопределиться.

Ведущая деятельность: Учебно-профессиональная.

Кризисы: Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость.

Новообразование кризиса: Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе.

Сфера развития: Познавательная деятельность. Становится более специфичной, появляется самообразование.

3. Таблица "Возрастная периодизация развития"

Ведущая деятельность

Социальная ситуация развития

Психологические новообразования

Младенчество от рождения - 1год

Непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого

Ситуация нераздельного единства ребенка и взрослого "мы". Ситуация комфорта.

Формирование потребности в общении, эмоциональном отношении, ходьба, речь (первое слово, автономная речь).

Ранний возраст 1-3 г

Предметно-манипулятивная деятельность

Ребенок-ПРЕДМЕТ - взрослый. Интерес к предметному миру и его познавание.

Развитие речи и наглядно-действенного мышления, стремление к самостоятельности, "внешнее Я сам" по Выготскому, отделение себя от окружающих сравнение себя с ними.

Дошкольный 3-7 л

Сюжетно-ролевая игра

Ребенок - Взрослый. Интерес к миру взрослых, познавание мира человеческих отношений.

  • -возникновение первого цельного схематичного мировоззрения. В центре мировоззрения стоит человек.
  • -ребенок начинает осознавать что такое хорошо, а что плохо;
  • -преодоление трудностей и чувство долга;
  • -ребенок стремится управлять собой, поступками;
  • -ребенок осознает свое место среди окружающих, понимает, что он не большой, а маленький, что он все может;
  • -потребность в общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

Младший школьный 7-11 л

Учебная деятельность.

Ребенок - Учитель.

  • -Произвольность психических процессов,
  • -внутренний план действий;
  • -развитие интелектуально-познавательной деятельности;
  • -осознание своих собственных изменений- в результате учебной деятельности;
  • -ответственность;
  • -произвольность и самоконтроль, нормы поведения;
  • -самопознание;
  • -начало развития теоритического мышления.

Подростковый 12-15 л

Интимно-личностное общение

"Что я такое?" Сравнение со взрослыми и детьми. Стремление быть взрослым. Нахождение свое место в детском обществе.

  • -Самооценка, критическое отношение к людям;
  • -стремление к "взрослости";
  • -осознание своей индивидуальности;
  • -контроль поведения;
  • -развитие рефлексии (Л.С. Выготский)
  • -возникновение самосознания (Л.С. Выготский);
  • -глубокое понимание других людей. Понимание самого себя приводит к стремлению найти место в обществе.

Юношеский 15-18л

Учебно-профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение.

Расширение диапозона социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей мерой самостоятельности. Сохранение определенной зависимости от взрослых. Расширение временного диапозона. Обращенность в будущее. Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Самоопределение.

  • -готовность к личностному и профессиональному самоопределению;
  • -жизненные планы;
  • -идентичность;
  • -мировоззрение;
  • -внутренняя позиция;
  • -устойчивое самосознание;
  • -целостные ориентации.

Молодость, взрослость и зрелость 20-60

Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основных деятельностей -- труд, семья, общение -- остается постоянным, но изменяется их соотношение

Принятие на себя полноты ответственности

  • -построение стратегии жизни;
  • -зрелость;
  • -смысложизненные решения;
  • -новый уровень интеллектуального развития;
  • -материнство (отцовство).

старение и старость 60 и более

Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби. Прародительство. Постепенный отказ от активности.

Готовность к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости.

  • -понятие полноты своей жизни;
  • -мудрость;
  • -интегративность, цельность.

Ребенок учиться делить предметы на классы.

С года начинает активно развиваться процесс восприятия, познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок.

Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации.

Ребенок может различать различные формы и основные цвета.

Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем.

В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия.

Развитие памяти. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.

С 11 месяцев начинается переход от дофонемной речи к фонемной и становление фонематического слуха, который заканчивается к двум годам, когда ребенок может различать слова, отличающиеся друг от друга одной фонемой.

В течение второго года жизни ребенок начинает усваивать словесное обозначение окружающих предметов, а затем имен взрослых, названия игрушек и только потом – частей тела, т. е. существительных, а к двум годам при нормальном развитии понимает значение практически всех слов, относящимся к окружающей действительности. Этому способствует развитие семантической функции детской речи, т. е. определение смысла слова, его дифференциация, уточнение и присвоение словам обобщенных значений, которые с ними связываются в языке. До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.

В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки.

У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека.

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является иподростковый возраст.

Подростковый возраст понимают как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью. Он охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет, а заканчивается по-разному: от 15 до 17-18 лет.


Выготский Л.С. предлагает рассматривать подростковый возраст с точки зрения интересов , определяющие структуру направленности реакций. Например, особенности поведения подростков (падение школьной успеваемости, ухудшение отношений с родителями др.) можно объяснить коренной перестройкой всей системы интересов в этом возрасте.


Эльконин Д.Б., называет подростковым возрастом период 11-17 лет, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности . Но подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.

Следует отметить, что Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин рассматривали подростковый возраст как в норме стабильный, несмотря на то, что реально он может протекать весьма бурно. Временем, отделяющим подростковый возраст от младшего школьного и юношеского, Л.С. Выготский считал кризисы 13 и 17 лет, соответственно. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова рассматривают возраст 11-12 лет, как переходный от младшего школьного к подростковому периоду. Кризисом, отделяющим подростковый возраст от юношеского, Д.Б. Эльконин считает кризис 15 лет, а отделяющим юность от взрослости - кризис 17 лет.


Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны . Наравне с понятием «подростковый возраст» используется понятие «переходный возраст». В этот период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. В данном возрастном периоде у ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения - наличие стремления к приобретению знаний и измерению себя и обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

Знание особенностей познавательной сферы подростка очень важно, потому что при обучении воспитании эти особенности нужно обязательно учитывать.

Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысл, а механическое запоминание. Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Подросток в силу взрослых особенностей способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.


Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью : особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.

Связь памяти с мыслительной деятельностью, с интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.


Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я». Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» – представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности». Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.


Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.

Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.


Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психо-социального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь это относится к подросткам с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешне-социальное окружение. У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс: - реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.


Из вышесказанного следует, что подростковый период – время активного формирования личности , преломления социального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности, становление своего «Я». Центральным новообразованием личности подростка, в этот период, является формирование чувств взрослости, развитие самосознания.


Таким образом, подростковый период является очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее – все это формируется именно в этом возрасте.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика 1984. 132с.

2. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. 219с.

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. «Психология», Москва, 2000г.

4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4. 6с.

Транскрипт

1 Когда ждать проблем? Кризисы детского возраста Развитие детей проходит с разной цикличностью, и каждому возрасту соответствует свой непростой период. У всех детей наблюдаются кризисы детского возраста - спокойные и послушные малыши становятся капризными и обидчивыми. Когда ждать таких сюрпризов? Возрастные кризисы особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго - несколько месяцев. При неблагоприятном стечении обстоятельств они могут растягиваться до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, и ребенок резко меняется в поведении. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением "трудновоспитуемости", как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те способы взаимодействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Вспышки гнева, капризы, конфликты с близкими - типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У всех детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а другой почти не меняется, так же тих и послушен. И все же, в любом случае изменения есть. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим - таким, каким он был раньше. Каждый ребенок во время кризиса испытывает трудности в общении с окружающими. Главные изменения, происходящие во время кризиса, - внутренние. Изменения эти, зачастую, исчезают со временем. В кризисные периоды обостряются противоречия между возросшими потребностями ребенка и его ограниченными возможностями. Еще одно противоречие - новые потребности ребенка и сложившиеся ранее отношениями со взрослыми. Эти противоречия, приводящие к кризису, часто рассматриваются как движущие силы развития ребенка. Выготский выделяет следующие возрастные кризисы: Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста.

2 Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Кризис трех лет переход к дошкольному возрасту. Кризис семи лет соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом. Подростковый кризис (кризис лет) совпадает с переходом к подростковому возрасту. Т.к. кризис новорожденности уже позади, мы сразу рассмотрим кризис первого года жизни. Кризис первого года жизни (кризис одного года жизни) Этот кризис связан с увеличением возможностей ребенка и появлением все большего количества новых потребностей. Для этого времени характерен всплеск самостоятельности, а также появление аффективных реакций (таких, как плач, крик, топанье ногами, драки, кусание, отрицание). Такие вспышки здесь выражаются как реакция на непонимание со стороны взрослых. Психическое развитие ребенка в этом возрасте происходит не только в усвоении разнообразных новых для него действий, но и в формировании качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и проявляет внутренние черты, которые определяют его поступки. Классическое проявление кризиса одного года это возникновение больших проблем в самых обычных делах. Малыш начинает проявлять редкостное упрямство и негативизм в вопросах еды, одевания, прогулок. Это связано с его растущей самостоятельностью, и если что-то он не умеет пока сделать сам, то свою личность может проявить хотя бы в отказе. Здесь ваши незаменимые помощники куклы, плюшевые мишки и книжки с картинками. Годовалый ребенок очень восприимчив к чужому примеру (и хорошему, и не очень). Поэтому «мальчик на картинке» поможет накормить, медвежонок одеться (особенно если вы позволите малышу самому одевать игрушку), кукла купаться и укладываться спать. В своих действия малыш в основном опирается на чувства и желания, и в этот период важно развитие таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей. Примерно с полутора лет важнейшим источником чувств ребенка служит оценка его действий со стороны взрослых. Похвала, одобрение окружающих, развивает такое чувство как гордость. В это же время появляется притязание на признание со стороны взрослого. Выражается это обычно так: «Смотри, как я умею!», «Смотри, как я делаю!». Все это, конечно, не значит, что ребенку, переживающему кризис первого года жизни, следует разрешать все. Определенные запреты, конечно же, нужны, но их должно быть немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить именно запреты, а не то, что злые взрослые все ему запрещают. Формулировать правила желательно коротко и четко, причем без улыбки, чтобы кроха сообразил: ему не предлагают поиграть в игру «обмани

3 маму», а говорят серьезно. Еще один важный момент: правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация. Что кроме терпения и понимания может помочь родителям годовалого карапуза в кризисе? Конечно, чувство юмора, творческий подход и умение играть. С этими волшебными качествами любую «неразрешимую» проблему можно превратить в игровую ситуацию. Скажем, малыш простудился, и врач велел ему парить ножки в ведерке. Попробуйте пустить в ведерко игрушечные кораблики или другие плавающие игрушки. Или такая ситуация: даже если ребенку пришла пора отказываться от одноразовых подгузников, зимой на прогулке они ему еще необходимы. Но надевать их малыш отказывается. На выручку может прийти плюшевый мишка, который тоже отправляется гулять и потому надевает памперс перед выходом на улицу. Кризис трех лет Кризис трех лет отличается от того, что происходило в возрасте одного годика (кризис одного года). Если предыдущий «переломный» момент мог пройти относительно гладко - первые акты протеста носили еще не столь активный характер, а в глаза бросались лишь новые умения и навыки - то с кризисом трех лет ситуация более сложная. Пропустить его практически невозможно. Послушный трехлетка явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Такие особенности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими и прочее в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще возрастом строптивости. К тому моменту, как ваш малыш соберется отмечать свой третий день рождения (а еще лучше, на полгодика пораньше), полезным будет знать весь «букет» признаков, по которым определяют наступление этого кризиса - так называемое «семизвездие». 1) Негативизм В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я». 2) Упрямство Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему? 3) Строптивость Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают. 4) Своеволие

4 Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. 5) Обесценивание Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка - противной, родители - злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) 6) Протест-бунт Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними» 7) Деспотизм Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав. По тому, на кого направлен кризис ребенка 3-х лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3-х лет - это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что очень резко изменился ваш любимец, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас - действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть - можно. И если есть хоть малейшая возможность "можно", то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что "эгоизм" ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание - как приказ. И вдруг - что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему - ребенку трудно понять. В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь "взрослые" подарки типа шариковой ручки для письма. Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.

5 Кризис семи лет (кризис школьника) В жизни ребенка наступает переломный момент. Возникает необходимость достаточно резкой смены игровой деятельности на учебную. Начинается довольно строгая регламентация по времени всего распорядка дня. На отдых, как таковой, времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу. Открывается значение новой социальной позиции позиции школьника. По мнению многих исследователей, это период рождения социального «Я» ребенка, то есть осознание им себя в окружении сверстников и преподавателей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться устойчивые эмоциональнопсихологические комплексы. Начинается разделение внешней и внутренней (психологической) жизни ребенка. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремится получить определенную социальную позицию - позицию школьника. Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности Чисто кризисным проявлением обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Также может появиться замкнутость, неуправляемость. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, эмоциональным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. К этой проблеме непосредственно примыкает проблема готовности ребенка к школе, его психическое и нравственное развитие. Нередко ребенок приходит в школу с более высокими показателями развития, однако позже обнаруживается, что психологически он оказывается не готов. Что же может сделать взрослый? Действия взрослого, как правило, проходят два этапа - этап усиления и этап поиска: сначала воспитатель пытается усилить старые формы взаимодействия, ужесточить их, а потом, при неуспехе, ищет новые. Первая реакция взрослого, как в любой ситуации непонимания, - сказать громче, сделать указание жестче, наказать при невыполнении требуемого. Это попытка восстановить равновесие привычным способом. Именно реакция взрослого становится условием невоспитуемости. В этом и проявляется неспособность взрослых к пластичности, определенная "отсталость" системы воспитания. На следующем этапе развития ситуации взрослый начинает искать новые способы взаимодействия с ребенком. Если удается выстроить "понимающие" отношения, то проблемы "трудновоспитуемости" снимаются. Возможны две полярные стратегии поведения родителей: безусловный запрет и полное попустительство. Обе эти стратегии вызывают конфликты. В первом случае действия ребенка наталкиваются на прямое противодействие и просто не находят пространства для реализации. Это приводит к непосредственному конфликту с взрослым. Другое отрицательное последствие прямого запрета - это то, что ребенок лишается возможности

6 осуществить реальные действия, его развитие блокируется. Ребенок не приобретает опыта построения собственного действия, не открывает сложных взаимоотношений между желаемым и необходимым. Единственным ограничителем его взрослости остаются родители. Тот факт, что, возможно, он сам еще не готов быть самостоятельным, просто не открывается ему. Но и полное попустительство вызывает отрицательную реакцию ребенка. Такое поведение взрослых может привести к необратимым результатам неподконтрольного действия ребенка. Это объективный недостаток попустительства, но есть еще и субъективный - неудовлетворенность ребенка. Дело в том, что неосознанной целью ребенка является не само по себе взрослое действие, а его "примеривание". Особое, часто демонстративно вызывающее поведение ребенка - своеобразное послание, запрос к взрослому с призывом обратить внимание, заметить и ответить. Такой ответ, реакция ему необходимы, иначе его действия не достигают цели. Даже отрицательная реакция лучше, чем игнорирование. Развивающим ребенка ответом взрослого становится такой, который превращает действие из результативного в пробующее, а для этого необходимо изменение условий и ощущение границы. Тогда действия перестают быть стереотипными, привычными. Следовательно, ответ взрослого на специфические для критического возраста действия ребенка состоит в построении границы как условия ощущения действия. Конкретных сюжетов построения границы может быть бесконечное множество. Но суть состоит в том, что новые действия или требования ребенка включаются в другой контекст (к примеру, из плоскости разрешение-запрет в плоскость самостоятельность-ответственность). Как и в предыдущие кризисы развития, надо стараться дифференцировать свое поведение в зависимости от требований ребенка. Не стоит отказывать ему в помощи, нужно эмоционально поддерживать его. При этом следует останавливать негативные проявления, разрушающие семейный уклад. Такая дифференциация помогает ребенку построить собственное поведение, найти свое место в изменяющихся условиях жизни. Подростковый кризис (кризис лет) Это важный период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что является важным качеством личности ребенка. Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.

7 Традиционно в качестве одной из основных причин возникновения выделяется половое созревание, которое влияет на психологический и психофизиологический облик, определяет его функциональные состояния (повышенную возбудимость, импульсивность, неуравновешенность, утомляемость, раздражительность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. Оно создает основания для специфических тревог, связанных с физическим Я, образом тела и определяет соответствующую кризисную симптоматику. Попытки взрослых избежать проявлений кризиса путем «предвосхищающего» создания условий для реализации новых потребностей в значительной части случаев оказываются безрезультатными. Подростки как бы специально «нарываются» на запреты, преднамеренно «принуждают» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами: с запоздалым, а потому особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в лет или с затяжной инфантильной позицией «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте. Возможны два пути протекания кризиса: Симптомы первого это классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Для подростка требование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное «не лезть ему в душу». Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения. Если «кризис независимости» это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями


Кризис 3 лет Кризис 3 лет граница между ранним и дошкольным возрастом один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь

Кризисы развития это относительно короткие (от нескольких месяцев до двух лет) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. К трем годам родители

Педагог-психолог ГОУ ЦО 771, Детковская О.В. Кризисы это те самые остановки, во время которых человек: осмысливает отрезок пройденного пути, утверждается в его значимости, иногда переоценивает ценности,

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет у детей» Кризис 3 лет граница между ранним и дошкольным возрастом один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы

Консультация для родителей «Кризис трех лет». Подготовила педагог-психолог Янкина Я.А. Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.

Кризисы дошкольного возраста Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойный или стабильный, а есть так называемые критические. Кризисы открыты опытным путем и путем наблюдений, причем,

Кризис возрастной (греч. krisis решение, перелом, тяжелое переходное состояние) особые, относительно непродолжительные до года периоды развития, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

Малыш 2,5-3 лет: - Мама, купи мне машинку! Мама ласково в ответ: -Мы купим эту машинку в другой раз, а пока у нас не хватает денег! В ответ малыш закатывает истерику Или другая ситуация, уже дома Малыш

В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в три года. Психологи

КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок

МБУ СОШ 86 структурное подразделение Детский сад «Веста» КОНСУЛЬТАЦИЯ Возрастные особенности развития детей 6-7 лет Подготовил: педагог-психолог Николаева Н.А. г.о. Тольятти Возрастные особенности детей

«Трудный возраст» «Трудный возраст» «Трудный возраст»: что это? Хронологические рамки подросткового возраста Особенности и психологические трудности подростка Кризис подросткового возраста Роль семьи в

(кризис 3-х лет и как с ним справиться?) Подготовила педагог-психолог Марченко Нина Григорьевна Особенности развития ребенка 3 4,5 лет Физическое развитие бурный физический рост. Потребность в движении.

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ (подготовил: Фиронова Т А, старший воспитатель) Для того чтобы осмыслить, что происходит в период 3-летнего возраста, надо раньше всего рассмотреть ситуацию развития - внутреннюю и внешнюю,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 41 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга Круглый стол с родителями: «Кризис 3-х лет. Как его преодолеть?»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Детский сад 90 «Надежда» Консультация для родителей Составитель: Педагог-психолог Белянова Нина Алексеевна Барнаул

Возрастные особенности детей 6 7 лет Старший дошкольный возраст период познания мира человеческих отношений, творчеств и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни обучению в школе. В

Чегаева Евгения Алексеевна студентка Зайцева Ольга Юрьевна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, Иркутская область К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ

Консультация для родителей во второй младшей группе на тему: Кризис 3 лет. На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 2 «ЛАСТОЧКА» Консультация для родителей «Кризис 3-х лет» Психолог Алиева И.Б. г. Кизилюрт 2016г К трем годам заканчивается этап

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью

Кризис 3 лет Что делать родителям? Упрямство, протесты, истерики и своеволие - частые проявления кризиса 3 лет у детей. Еще вчера милый и послушный, малыш вдруг превращается в тирана, устраивающего истерики

Психологические особенности детей 3-4 лет В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ 1 «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ» ПОВЕСТКА ДНЯ: 1. Просмотр презентации по теме, совместное обсуждение проблем воспитания. 2. Организационные вопросы. Психологические

Особенности подросткового возраста Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве и часто обозначается одним термином - подростковый возраст. Так, этот

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте

КРИЗИС 7-Х ЛЕТ Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка младший школьный возраст. Он может начаться и раньше в шесть и даже в пять с половиной лет. Если

Кризис 3-х лет В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно

Мотивация как один из факторов успешного обучения в школе. Мотивационно готовым к обучению является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде

Оказывается, не только детство, но и вся человеческая жизнь состоит из возрастных периодов. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии и жизни человека. Психологи считают, что существуют

Тема:КОНФЛИКТЫ В ШКОЛЕ Слайд 1. Слайд 2.Конфликт-это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. Конфликты существуют ровно столько, сколько и человек,

1 Преодоление детско-родительских конфликтов в семье Никитин А.А., студент факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета Научный руководитель: доктор педагогических наук

3.1. Особенности психического развития школьников Л.С. Выготский предупреждал: «Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности

Возрастные особенности 5-классников. Адаптация в средней школе. Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка. 1. Внутренние изменения. * Переход из начального в среднее

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3-4-Х ЛЕТ Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребёнка начинает

Кризис 3-х лет На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2 3 ЛЕТ Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому

СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ В статье раскрывается актуальность проблематики возрастных кризисов, понятие возрастного кризиса, главные характеристики кризиса трех лет, излагаются

Кризис трех лет и как его преодолеть «Кризис трех лет» Чем взрослее становится ваш малыш, тем больше "сюрпризов" появляется в его поведении. После первых катаклизмов того этапа, когда ребенку исполнился

Детские капризы и упрямство Капризы детей формы поведения, выражающиеся в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании. В раннем и дошкольном возрасте проявление

Наконец-то вашему ребенку ровно три. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает... Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Он во всем пытается помочь

Памятка для педагогов и родителей «Я сам» или «Кризис трех лет» Воспитатель: Гаврюшкина Людмила Николаевна К трем годам заканчивается этап «слияния» ребенка с матерью, у малыша резко возрастает стремление

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 35 «Дельфин» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан Магическое: «Можно и нельзя» (консультация

ЕЩЁ РАЗ О «КРИЗИСЕ 3-х ЛЕТ» Вашему ребёнку три. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Он во всём пытается

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ И В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА При формировании личности ребенка с отклонениями в психическом развитии, в том числе детей с нарушениями

Воспитатели: Григорьева Лидия Васильевна, Утимишева Фаиля Абдул-Кадировна. Консультация для родителей: «Кризис трех лет малыша» Что же происходит с ребенком в этом возрасте? В чем причина его «невыносимого»,

«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РАННЕЕ ДЕТСТВО от 1 до 3-х лет Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически он связан с ней еще длительное время. Ранний

Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет Развитие ребенка до 3-х лет можно разделить на: период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года), период раннего возраста от 1 до 3

Особенности младшего школьного возраста Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни

ГБДОУ «ДЕТСКИЙ САД 5 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» «ВОЗРАСТ НЕПОСЛУШАНИЯ» ИЛИ «Я САМ» (консультация с элементами тренинга для родителей) Подготовила: педагог-психолог Кривобок М.Н. г. Севастополь 2017 Вашему

Детский сад «Филиппок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ Что такое агрессия? Агрессия это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Как агрессивность

1 2 Что изучает наука психология? Психология наука, изучающая внутренний мир человека, то есть его психику. Психология (от греч.) психо душа; логос- знание 3 Методы изучения психики: 1. Эксперимент: Научный

Психическое развитие ребенка в раннем детстве от года до трёх Возрастные рамки С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст, от одного года до трех лет, этот возраст является одним из

Как уберечь ребенка от насилия: Памятка для детей, родителей и педагогов Что нужно знать родителю о сексуальном насилии над детьми: 1. Дети редко лгут о том, что над ними совершается сексуальное насилие,

Развитие личности в младшем школьном возрасте Ветошкина Любовь Павловна, психолог «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». А. Г. Асмолов Стадии развития человека Л. С.

Консультация психолога Психологические особенности развития детей 5-6 лет Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать

«Возрастной портрет ребёнка» способность играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры. способность сосредоточенно работать 10-15 минут; способность оценить качество своей работы в общем;

Чернова В.А. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Норильске

Факторы развития эмоциональной сферы дошкольника Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, детерминанты развития, деятельность. Эмоции играют важную роль в жизни человека. В дошкольном возрасте идет

Консультация на тему: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье основа воспитания положительных черт характера ребенка» Взаимоотношение в семье детей и родителей, на мой взгляд, очень важный момент

Адаптация пятиклассников к среднему звену школы Переход в 5-й класс важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые

ГБОУ СОШ 2035 г. Москвы Страница психолога АЙЗИНОЙ Ю.В. К Р У Г Л Ы Й С Т О Л на тему «Психологические особенности детей дошкольного возраста. Новообразования дошкольного возраста. Кризисы 3-х и 7 лет.»

ИЛП-241 Батманова А.М. Г. Екатеринбург, УГЛТУ Проблемы Я у детей 3-4 лет: Кризис или норма? - Мишечка, принеси, пожалуйста, книгу, - ласково просит мама. - Не принесу, - твердо отвечает Миша. - Пойдем,

МБУ СОШ 86 структурное подразделение Детский сад «Веста» КОНСУЛЬТАЦИЯ Возрастные особенности развития детей 3-4 лет Подготовил: педагог-психолог Николаева Н.А. г.о. Тольятти Возрастные особенности детей

Возрастные особенности старших дошкольников. В старшем дошкольном возрасте (5,5 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка. Ребенок быстро прибавляет

Возрастные особенности детей 3-4 лет: консультация для родителей. Младший дошкольный возраст важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходят серьезные изменения в отношении между малышом и

Искусство наказывать и прощать Родительский лекторий Высказывания родителей "Я знаю, что детей бить нельзя и телесные наказания - не дело. Да я ведь его и пальцем не трогаю. Знаете, что я делаю? Он страшно

КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ? Особенности подростка На формирование личности подростка оказывают влияние социальные и биологические факторы, причем социальные факторы оказывают ведущее влияние, а биологические

Психологические особенности детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет. От 3 до 4 лет. Ведущая потребностьв общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка. Ведущая потребность игровая. Переход

Возрастные кризисы личности – чередующиеся, временные проявления изменения психологического отношения человека к окружающей действительности, в зависимости от возрастного периода. Как правило, подобного рода явления носят негативный характер, что может способствовать стимулированию не только стрессового воздействия на психику человека, но и развитию некоторых психопатологических состояний и расстройств, например – состояния , фобий, и так далее.

В некоторых случаях, для предупреждения развития патологических состояний необходимо вмешательство специалиста с вменением в состояние помощи медикаментозных средств. Однако, стоит отметить, что возрастные кризисы личности – явление физиологически нормальное, которое возникает у преобладающего количества людей и способствует для непосредственного развития личности, что обусловлено сменой жизненных ценностей. Но не все психологи и психотерапевты согласятся с таким утверждением, некоторые из них вполне уверенно считают, что появление возрастных кризисов у мужчин и женщин, есть процесс патологический, обусловленный рядом этиологических причин и зависимостей. И это нужно обязательно лечить, как любое психическое отклонение или расстройство.

Сила проявления и период возрастных кризисов всегда различны, хотя и присутствует некая привязка к определенному возрасту. Однако она является довольно условной, поскольку только индивидуальные особенности человека, окружающие социальные и микросоциальные факторы, носят решающий характер.

В отечественной психотерапии, не последнюю роль играют исследования Л. С. Выготского, который не рассматривал возрастной кризис как патологию. Он считал, что плавный переход в очередной возрастной кризис, особенно в детском возрасте, способствует формированию более сильной личности, обладающей волевым сопротивлением к негативным проявлениям окружающей среды. Однако, такой феномен уместен при условии не только плавного появления кризисного периода, но корректного отношения окружающих, или специалистов психологов, если необходимо их вмешательство.

Кроме того, по мнению Л. С. Выготского, резкий скачок в фазу кризиса и благополучное его преодоление способствует образованию нового витка характера в психологии человека ¬– факторов, способствующих придать некоторую описательную характеристику индивиду.

Некоторые особенности возрастного кризиса

Возрастные кризисы личности имеют достаточное решающее значение именно в детском возрасте, поскольку в этот возрастной период происходит формирование человеческого характера, его взаимоотношения с социумом и волевые характеристики. По это же причине, наиболее количество последовательных кризисных вспышек приходится на возрастной период детства и ранней юности, когда эпизоды носят довольно бурный характер.

В целом возрастные кризисы у детей длятся недолго, как правило, несколько месяцев и, только в особо запущенных случаях, при определенном стечении сопутствующих обстоятельств, затягиваются на пару лет. Для ребенка всегда характерны резкая смена отношения к себе, своим родителям и окружающей обстановке. Границы детских кризисов всегда нечеткие и крайне размытые, переход всегда будет плавным, однако середина кризисного периода всегда характеризуется резким эмоциональным всплеском и раскачиванием аффекта.

Внешне детский возрастной кризис проявляется сильными трудностями в воспитании, непослушанием, появлением вредных привычек, иногда – асоциальным поведением. Как правило, такую картину всегда дополняют снижение успеваемости в школе и ярким проявлением внутренних переживаний, зацикливанием на каких-либо проблемах, которые, по сути, не могут являться чем-то значимым.

Характерной особенностью возрастных кризисов, как в детском, так и более старшем возрасте, является спонтанное возникновение, так называемых новообразований в характере индивида, которые определяют его отношение к различным окружающим факторам. Следует отметить, что такие новообразования носят ярко выраженный временный характер, быстро появляются и также быстро исчезают, давая возможность появиться следующим. Словом, не каждое новообразование в личности закрепляется в чертах характера индивида, а только те, которые наиболее прочно, по разным причинам, задерживаются в сознании. Те, которые приносят положительный эффект и эйфорию своему хозяину, благодаря которым человек понимает, что способен получиться некоторую пользу и удовольствие. Хотя зачастую это осознание полезности является глубоко субъективным и не сочетается с нормами общепринятой морали.

Д. Б. Эльконин сделал попытку несколько материализовать причинность проявления кризисного состояния, связанного с возрастом. Он утверждает, что причина появления кризиса заключается в конфликте между устоявшимися пониманиями человека, возникшими в предыдущий кризису период, и новыми факторами, которые постепенно появляются в жизни. Критическая точка такого конфликта, когда накопленные в настоящем познания и осознания достигают своего максимального количества, обуславливает развитие кризисных признаков. С такими высказываниями сложно не согласится, ведь понятие «возрастной» обязательно предусматривает динамику, в данном случае связанную с количеством прожитых лет.

Возраст, связанный с появлением кризисов

Современная практическая психология владеет достаточным опытом, чтобы сделать попытку ранжирования возрастных кризисов в зависимости от количества прожитого времени.

Кризис новорожденных . Несмотря на недостаточные возможности проявления вербальных и моторных недовольств, даже в столь маленьком возрасте человеку свойственно некоторое осознание кризисной ситуации, которая возникла по причине условий жизни и адаптации к новым условиям существования. Многие психологи утверждают, что кризис новорожденных является едва ли не самым тяжелым из всего набора подобного рода кризисов;

Кризис первого года жизни. Этот период очень значим для человека, в первую очередь тем, что появляется возможность вербально излагать свои требования, причем на общем фоне невербальных проявлений аффективных признаков;

Кризис третьего года жизни. Характеризуется формированием и первыми проявления самостоятельности. Появляется стремление к формированию новых способов общения с взрослыми, появление контактов с другими представителями окружающего социума – своих ровесников, воспитателей в детском саду и так далее. Для ребенка открывается новый мир непознанных ранее возможностей, которые достаточно эффективно вносят свои коррективы в возможное развитие стрессовых факторов.

Л. С. Выготский выделяет несколько основных признаков кризиса трехлетнего возраста, которые присущи любому здоровому в физиологическом и психическом плане, ребенку. Главным из таких признаков является – к просьбам окружающих о выполнении какого-либо действия, который внешне проявляется выполнением с точностью до наоборот.

Первые признаки упрямства начинаются проявляться именно в этом возрасте – ребенок впервые знакомится с ситуацией, когда не все может быть сделано так, как бы ему хотелось и как он считает правильным.

Тенденция к проявлению самостоятельности, также имеет быть у любого ребенка в возрасте около трех лет. Этому можно было бы дать положительную оценку, если бы ребенок мог объективно оценивать свои возможности. Но, зачастую, это невозможно, поэтому переоценивание его возможностей и возникшая, в результате его неправильных действий, ситуация, приводит к конфликту.

Более правильно этот кризис было назвать школьным, поскольку его проявлению способствует начало школьной деятельности человека. Кроме того, что учебный процесс заставляет концентрироваться на получении новых знаний, обрастать новыми социальными контактами, знакомиться с позициями своих сверстников, у которых, как оказалось, есть свои взгляды на происходящее вокруг, школьный кризис начинает формировать истинную волю человека, опираясь на его генетически заложенный потенциал. Таким образом, именно благодаря школе у человека формируется понятие либо о своей неполноценности, пониженной самооценке, недостаточном уровне интеллекта, либо – наоборот, повышенного чувства собственной значимости, эгоизма, непреодолимого чувства собственной компетентности и социальной значимости.

Преобладающее число всех школьников занимают одну из двух указанных крайностей и только немногие, благодаря своим генным задаткам и воспитанию, способны занять нейтральное, срединное положения, которое позволяет учиться на ошибках других. Такие дети, как правило, обладают высоким уровнем интеллекта, на фоне демонстративной неработоспособности, иначе – лености. Причина тому весьма проста – существует возможность использования своих, более слабых эмоциями, зависимостями и умом, сверстников.

Кроме того, в этот период впервые в жизни начинает формироваться внутренняя жизнь ребенка, что накладывает смысловой отпечаток на характер его поведения. Маленький человек постепенно начинает пользоваться возможностью обдумывать возможные последствия своих решений, таким образом, его физическая деятельность начинает обретать интеллектуальную подоплеку;

Кризис возраста от 11 до 15 лет . Следующий важнейший стрессовый период в жизни человека, на этот раз, связанный с половым созреванием. Такая ситуация открывает новые возможности и новые зависимости, которые могут преобладать над старыми стереотипами, причем настолько, что полностью их перекрывают. Этот период еще называют переходным или пубертатным кризисом. Это первая возможность, позволяющая взглянуть на противоположный пол через гормональную призму желаний и удовольствий, а не как на обычных сверстников.

Половое влечение способствует формированию своего эго – в это время подростки начинают обращать внимание на свою внешность, прислушиваться к словам более опытных юношей и девушек.

Постоянное стремление быть взрослым или казаться им, часто приводит к конфликту с родителями, которые уже успели подзабыть о своем подобном периоде. Часто во время пубертатного кризиса требуется помощь психолога или психотерапевта, особенно в проблемных, неполноценных семьях;

Кризис 17 лет. Стимулирован окончанием школьной деятельности и переходом во взрослую жизни. В зависимости от года окончания школы, возраст кризиса может приходиться на период от 15 до 18 лет. Сейчас возможно разделение проблемы на возрастные кризисы у мужчин и женщин. Зачастую к этому времени за плечами первый половой опыт, который, также, может послужить отдельной причиной для возникновения полового кризиса у женщин. Но, как правило, эта проблема весьма скоротечна – получаемое удовольствие перекрывает все негативные мысли и переживания.

Данный период характеризуется порождением различных страхов, у женщин – предстоящей семейной жизни, у мужчин – уходом в армию. Кроме того, существует проблема получения профессионального образования – шага, который определит предстоящую жизнь каждого индивида.

Наступает, как правило, в середине прожитого пути и характеризуется глубокой переоценкой ценностей, взвешиванием полученного опыта на фоне качества достижений. Как правило, очень малое количество людей довольно своей жизнью, считая, что прожили свою жизнь недостаточно полноценно или бесполезно. В этот период наступает настоящее взросление, зрелость, которая позволяет провести оценку смысла своей жизни.

Кризис выхода на пенсию. Как и кризис новорожденных, является одним из самых тяжелых в жизни человека. Если в первом случае человек на осознает критического воздействия стрессовых факторов, то во время последнего кризиса, ситуация ухудшается полноценным восприятием и осознанием. Этот период одинаково тяжело переживают и женщины и мужчины. Особенно это касается острого чувства невостребованности на профессиональной арене – человек еще сохраняет свою работоспособность, чувствует, что может принести пользу, однако его работодателя не устраивает подобное положение вещей. Несколько улучшает ситуацию появление внуков, особенно это смягчает течение возрастного кризиса у женщин.

Биологическое старение, ряд серьезных заболеваний, одиночество вследствие смерти одного из супругов, понимание скорого завершения жизненного процесса, очень часто приводят к ситуации, когда начинает требоваться .