Ребенок бегает руки назад. Ребенок раскидывает ручки в стороны

Материал этой и последующих статей, посвященных развитию ребенка первого года жизни, будет интересен тем родителям, которые хотят взять на себя ответственность за здоровье своего малыша.

С того момента, как в вашей семье появится младенец, вы наверняка столкнетесь с мнением, что только специалисты (педиатры, детские неврологи и ортопеды) могут определить, насколько здоров и развит ваш ребенок, только профессиональный массажист сможет правильно делать массаж и гимнастику, только инструктор по плаванию сумеет заниматься с ним ранним плаванием.

Я же считаю, что в случае рождения здорового ребенка его маме достаточно иметь добротную информацию о детском развитии и о разных методиках занятий с новорожденным, а также желание самой овладеть ими и применить их на практике. Да и для малыша нет ничего лучше, чем мамины руки и голос, с любовью обращенный к нему. В случае рождения больного ребенка необходимо, разумеется, профессиональное лечение, но и активная включенность родителей в процесс оздоровления тоже необходима.

Данный материал посвящен развитию здорового младенца и тому, как родителям следует заниматься со своим малышом, чтобы помогать этому развитию.

Условия для занятий

Для начала обсудим те условия, в которых имеет смысл оценивать ребенка и с ним заниматься. Выбранное для этих целей помещение должно быть тихим, равномерно обогреваемым, с температурой примерно 26-29С. Малыш должен быть раздет и лежать на достаточно твердой поверхности (это может быть пеленальный столик или просто диван, покрытый ковриком из пенорезины). Наилучшее время – час-полтора после последнего кормления.

Как выглядит новорождённый?

Итак, перед нами новорожденный малыш – в первые 6 недель жизни . Рассмотрим, как он выглядит, лежа на спине, на животе и в вертикальном положении.

Положение на спине

Поза ребенка неравновесна, вы видите, что он хаотично двигает головой, ручками и ножками. Кисти при этом сжаты в кулачки, ручки согнуты в локтях, ножки разведены наружу. Голова малыша не задерживается в среднем положении, поворачиваясь без предпочтения то в левую, то в правую стороны. Если вы вложите в ручки младенца свои большие пальцы, он сожмет их. Придерживая руками его предплечья, невысоко приподнимите ребенка над поверхностью, вы увидите, что его головка запрокинется назад.

Положение на животе

Здоровый новорожденный поворачивает голову вбок (при одностороннем источнике света преимущественно в одну сторону) и может на одно мгновение приподнять ее боком. Ручки и ножки полностью согнуты, кисти рук сжаты в кулак, колени подтянуты под живот.

Если малыш не остается в положении покоя, то видны рефлективные ползательные движения. Такие движения взрослый сможет вызвать легким нажатием большого пальца на стопу. Это приводит к разгибанию ножек и к движению тела вперед. Попробуйте поочередно стимулировать то левую, то правую стопу и оцените одинаковость силы реакции с обеих сторон.

На этих фото хорошо видно как наши дети подросли и многому научились: они уверенно лежат на спине, движения рук и ног уже не хаотичны. Малыши начинают обучаться координированным движениям: рука-рот, рука-нога.

Вертикальное положение

Возьмите своего малыша обеими руками под мышки и расположите его вертикально, давая возможность ступнями соприкасаться с поверхностью. Голову при этом поддерживайте большими пальцами в среднем положении, спинку ребенка поверните к себе. Здоровый новорожденный в таком положении демонстрирует «примитивную реакцию опоры ног». Ножки вертикально удерживаемого младенца распрямляются, повышается тонус коленных суставов, в меньшей степени тазобедренных, возможны и распрямление всего тела, и короткое поднимание головы. Ножки всей стопой касаются поверхности, руки согнуты, ладони сжаты в кулак.

Если наклонить туловище ребенка слегка вперед, то можно пронаблюдать «автоматическое шаговое движение» ­– малыш будет попеременно выполнять своими ножками шаговые движения.

Так выглядит здоровый ребенок первых 6 недель жизни. В дальнейшем он будет развиваться благодаря программе, вложенной в него самой природой. Основная задача трех первых месяцев, если вы помните (если нет, загляните в статью ), – овладение новым окружением, категорически отличающимся от пространства матки, в которой малыш развивался предыдущие 9 месяцев. Каждый ребенок уникален, поэтому темпы достижения этой цели, естественно, будут разными. Однако учитывайте, что следующей ориентировочной временной точкой, когда стоит оценивать развитие своего чада, являются 3-3,5 месяца.

Как же выглядит здоровый малыш на 3-4 месяцах жизни?

Положение на спине

Ребенок лежит на спине прямо, достаточно уверенно. Голова, туловище и попа прижаты к поверхности. Ручки подняты, малыш играет с ними, держа перед лицом, рассматривает их и тянет в рот. Ноги, согнутые в бедрах и коленях, также подняты над туловищем, разведены в стороны, стопы подняты в воздух. Руки и ноги учатся хватать. Если вы вложите свои большие пальцы в ладони ребенка, а остальными обхватите концы его предплечий и попробуете медленно приподнять, то увидите, что он минимум 2 секунды удерживает голову, не запрокидывая ее назад.

Положение на животе

Ребенок уверенно лежит на животе, опираясь на таз и поддерживая себя локтями, расставленными чуть в стороны на ширине плеч. Опираясь на предплечья, малыш может свободно держать голову прямо и поворачиваться то влево, то вправо. Ребенок уже на этом этапе развития пытается выпрямиться и подняться. Хотя живот еще полностью лежит на поверхности, грудь уже немного приподнята. Ноги ребенка расставлены в стороны, колени повернуты наружу, а голени слегка согнуты в коленных суставах. Стопы касаются друг друга в воздухе, и ребенок может ими играть.

Вертикальное положение

В этом положении, как ни странно, может показаться, что ваш малыш не только не продвинулся вперед, но даже и потерял навык опоры и шагания. Ведь всем понятно, что к году ребенок должен твердо стоять на ногах и пробовать ходить. Ваш же малыш в возрасте 3-4 месяцев не будет опираться на стопы, начнет поджимать ножки и перестанет выполнять шаги. Объясняется это просто. Новорожденный опирается на стопу и ходит лишь благодаря врожденным рефлексам «опоры» и «автоматической походки». Теперь же эти рефлексы, как и положено, угасли. Придет время, и малыш овладеет нужными навыками, пока же он демонстрирует их отсутствие, и это нормально.

Теперь остановимся на тех моментах, которые должны обратить на себя внимание и подвигнуть родителей обратиться за советом к специалисту при оценке ребенка в возрасте 3-4 месяцев:

  • Малыш, лежа на животе, постоянно плачет или переворачивается на спину.
  • Малыш в положении на животе или на спине явно не симметричен. Иными словами, линия, мысленно проведенная по центру его туловища, заметно смещается в какую-либо сторону или полностью искривлена.
  • Малыш предпочитает спать постоянно на одной и той же стороне. В норме во время сна ребенок одинаково хорошо кладет голову на левую и правую стороны. Малыш не должен отдавать предпочтение какой-то одной стороне, поскольку это может привести к искривлению костей головы.
  • Складки на обеих ножках малыша неодинаковые (несимметричные).
  • Разведение бедер в разные стороны неодинаково.

На этой фотографии хорошо видно, что тело ребенка симметрично Ягодичные складки и складки на ножках симметричные

Как проверить подвижность бедер?

Здесь стоит подробней описать, как проверить подвижность бедер. Положите вашего ребенка на живот. Одной рукой прижмите попу малыша, другой рукой возьмите его за правое колено, согните ногу в бедре и поверните колено в правую сторону. Такое сгибание должно быть проделано с легкостью, без ощущения сопротивления в тазобедренном суставе, попа при этом не должна двигаться вверх. Повторите сгибание и разведение бедра в левую сторону и сравните свои ощущения. Оба бедра должны двигаться одинаково хорошо.


Переверните ребенка на спинку и вновь разведите ему ножки в стороны. Обратите внимание, одинаково ли легко происходит такое разведение с обеих сторон.

В заключение хочется отметить, что если ваш малыш родился раньше срока или его рождение было сопряжено с какими-либо травмами, то его развитие с полным на то основанием может быть чуть замедленно. Именно поэтому специалисты дают таким детям фору в 1,5 месяца, а значит, и оценивать с пристрастием их нужно в возрасте 4,5-5 месяцев.

В следующей статье вы получите конкретные рекомендации на первые три месяца жизни ребенка, воспользовавшись которыми, сможете помочь ему успешно развиваться.

Интервью даёт Александра Будницкая, психолог, кандидат психологических наук, мама девятимесячной малышки, автор и ведущая вебинара „Развитие малыша в первый год жизни: практические занятия для родителей“.

Kакая схематичная последовательность развития ребенка от 0 до года?

В течение первого года жизни ведущая роль принадлежит моторному развитию, т.е. развитию двигательной деятельности. В это время ребёнок, начав с малоподвижной беспомощности, стремительно и последовательно осваивает собственное тело и учится подчинять его своим желаниям.
Традиционно моторное развитие рассматривают в различных аспектах: развитие двигательной активности на спине, на животе, на боку и владение ручками. Положение лёжа на животе приводит к ползанию и вставанию на ножки. Лежание на спине является предпосылкой умения садиться, а также коммуникативных навыков и владения руками. На боку ребёнок развивает навыки, которые позже понадобятся ему в ходьбе. Таким образом, горизонтальное положение, в котором ребёнок в норме проводит большую часть времени в первый год жизни, предоставляет ему все возможности для правильного развития.

Когда надо обращаться к педиатру(т.е. что родители могут заметить сами, например, повышенный тонус мышц)?

Существует несколько тревожных сигналов, при наличии которых следует посоветоваться с врачом.
В возрасте 3 месяцев ребёнок должен лежать ровно как на спине, так и на животе. Если вы положите малыша на животик, его позвоночник на всём протяжении от затылка до копчика должен представлять собой прямую линию. Если это не так, если ребёнок постоянно изгибается в одну сторону, его нужно показать врачу.
Если положить 3-месячного малыша на животик и выпрямить ему ножки, то складочки попки и ножек должны быть абсолютно симметричны. Если это не так, следует посоветоваться с врачом.
Когда 3-месячный ребёнок, лёжа на животе, кладёт ручки перед собой, опираясь на локти, его мизинцы оказываются внизу, а больше пальцы - наверху. Если ребёнок выворачивает кисти рук наружу так, что он опирается на подстилку большими пальцами, это надо показать врачу.
6-месячный ребёнок без труда дотягивается пальчиками обеих ног до рта, не роняет назад головку, когда его поднимают из положения лёжа на спине, а также, лёжа на животе, берёт игрушки одной рукой, опираясь на вторую.
Хорошо развитый 10-месячный малыш координированно ползает на четвереньках, подтягивается, держась за предметы, и пытается вставать, самостоятельно садится и ровно сидит.
Свободная ходьба, как и игра в полуприседе как признаки здорового развития должны появиться до полутора лет.

Цель любой игры в первый год жизни - поддержать появляющиеся навыки и смотивировать малыша делать то, что ему понадобится на следующей стадии развития. Так, важнейшим навыком в первые три месяца является умение держать головку в положении на животе, поднимать её всё выше, опираясь на ручки, и удерживать всё дольше. Родители могут помочь в этом ребёнку, если улягутся „нос к носу“ и будут ласково говорить с ним, привлекая внимание. Яркие, простой формы игрушки, разложенные или подвешенные перед ребёнком, также побудят его поднимать головку, а позже и тянуться вперёд.
Надувные мячи предоставляют массу возможностей для игры с ребёнком в первые полгода. Двухмесячный малыш с удовольствием пинает ножками мяч, которым прикасаются к его стопам. В 3-4 месяца, когда ребёнок достаточно стабильно опирается на ручки, можно класть его животиком на мяч и покачивать из стороны в сторону, тренируя мышцы рук и спины. Пятимесячный ребёнок, лёжа на спине, хватает мяч, опускающийся сверху, одновременно ручками и ножками.
Очень важно также стимулировать развитие ручек, последовательно предлагая ребёнку игрушки, соответствующие стадиям его развития. Первые игрушки должны помогать ладошкам раскрыться и должны быть достаточно большими, но лёгкими и гладкими. По мере совершенствования тонкой моторики игрушки становятся меньше, со всё большим количеством мелких деталей.

Какие ошибки совершают родители в этот период?

Основная ошибка - это торопить развитие ребёнка. Родители часто придают детям неестественные для их возраста позы, ошибочно полагая, что ребёнку так удобнее или интереснее. Например, нельзя класть малыша на бок до того, как он научится этому сам - подобная нагрузка на бедренные суставы небезопасна. Ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка сидеть, усаживать его пассивно. Поскольку в норме ребёнок самостоятельно садится примерно на 10 месяце жизни, нетерпение родителей можно понять - им хочется поскорее увидеть, как взрослеет их ребёнок, как он играет „как большой“. Но разве удовлетворение родительского тщеславия стоит тех проблем с позвоночником, которые с большой вероятностью ожидают слишком рано „присаженного“ ребёнка? То же касается попыток родителей слишком рано поставить малыша на ножки, что может привести к тяжёлой деформации стоп и проблемам с чувством равновесия.
Распространённой ошибкой из другой области является переоценка психологической зрелости младенца и связанные с этим первые конфликты с ребёнком. „Он нарочно это делает!“ - сердится мама шестимесячного карапуза, который опять дёрнул её за серьгу, хотя она „сто раз говорила ему, что этого нельзя делать“. Но малыши не умеют „делать назло“, они не умеют хитрить, и только после 9 месяцев они начинают понимать точный смысл некоторых слов (например, „нет“). Если вы будете последовательны, терпеливы и доброжелательны, общение с ребёнком постепенно станет таким, каким вы хотите его видеть.

Что вредно, что полезно?

Вредно злиться, вредно сравнивать своего ребёнка с рассказами других мам, вредно не знать норм развития и из-за этого слишком многого ожидать и требовать.
Полезно обниматься с ребёнком, внимательно наблюдать за ним, поддерживать его в стремлении научиться новому и стимулировать не более, чем на один индивидуальный шаг вперёд. Любовь и внимание окружающих, тёплое местечко на ровном полу, не стесняющая движений одежда и несколько игрушек - вот и все стимулы развития, которые нужны здоровому малышу в первый год.
Если вам хотелось бы больше узнать о том, что происходит с детьми в первый год и что делать родителям, увидеть всё иллюстрациях и получить ответы на ваши вопросы - приходите в „Мамину школу“ (http://www.mamina-shkola.ru) на мой веб-семинар „Развитие малыша в первый год жизни: практические занятия для родителей“!

  • энцефалопатия мозга

    В силу некоторых обстоятельств и тяжелых родов я с момента рождения крохи переживаю за то, чтобы не проглядеть у него некоторых отклонений. Я знаю, что к примеру энцефалопатию мозга очень сложно продиагностировать у малышей. Моему сейчас почти 5 месяцев. Порой замечаю, что ребенок плохо засыпает и долго капризничает перед сном. а инагда долго не может сфокусироваться на предмете любом. Какое обследование посоветуете пройти, чтобы исключить эцнцефалопатию, спасибо!

  • гиперактивный ребенок

    Что делать с гиперактивным ребенокм? Доктор, посоветукйте, что делать, у меня уже нет сил заниматься с третьим ребенокм. Роды были тяжелые, почти сразу после второй беременности. Третий ребенок родился недоношенным, но сейчас более менее набрал в весе. И сейчас ему почти год, ни минуты буквально покоя. Он ползает, воет, если я не смотрю на него или не занимаюсь с ним- начинает кричать, плакать, биться головой об пол ((Делали успокаивающие ванны, массаж, всё помогает на время. Такая гиперактивность - повод ли назначать специальное лечение? И можно ли обойтись домашними методам? спасибо большое

Иногда родители начинают замечать, что их ребенок запрокидывает голову назад и пытается при этом выгнуться дугой. Это может быть последствием стремительного физиологического развития малыша или обычным капризом, но игнорировать явление не стоит.

В некоторых случаях подобное поведение может оказаться симптомом серьезного нервного заболевания, особенно, если отмечается оно не только в период бодрствования, но и во сне, а днем сопровождается капризами и плачем. Первоначальную диагностику можно провести самостоятельно, в домашних условиях, но даже если подозрения не подтвердятся, стоит посетить специалиста и убедиться в своей правоте.

Физиологические и патологические причины состояния

Если грудничок выгибает спину и пытается запрокидывать голову назад, это может быть последствием самых обычных физиологических процессов, сигналом развития патологии или ее последствием.

  • Малыш просто пытается занять самое подходящее положение. Новорожденный, для которого изогнутое состояние является самым удобным, устает длительное время находиться на спине, поэтому закидывает голову. До 4 месяцев подобный физиологический тонус не является отклонением, но для облегчения состояния малыша можно пройти курс массажа.
  • Наследственная особенность. Иногда, чтобы понять, почему ребенок выгибается во сне, достаточно оценить то, как спят его родители. Зачастую своеобразное положение головы просто передается по наследству.
  • Ребенок выгибается сознательно. Если младенец выгибается дугой только в спокойном состоянии и при этом пытается что-то рассмотреть или к чему-то тянется, возможно за изголовьем его кровати просто находится интересующая его вещь.

Совет: Чтобы не выработать у ребенка привычку выгибаться дугой или закидывать голову не стоит подходить к кроватке со стороны изголовья, даже если просто что-то нужно сделать с вещами. Малыш будет выворачиваться, чтобы увидеть маму и быстро к этому привыкнет. Нельзя поворачивать кроватку так, чтобы со стороны изголовья находился источник постоянного звука (телевизор, колонки, даже пылесос).

  • Одно из проявлений истерики. Малыш, который выгибается, когда плачет, просто пытается донести до окружающих всю степень своего недовольства. Активные движения тела проявляются на фоне незрелости нервной системы. В этом случае младенец может трясти кулачками, сучить ножками и сильно краснеть.
  • Малыш готовится перевернуться на бок. В этом случае он пытается освоить необходимые движения.
  • Последствия родовой травмы. Гипоксия, наложение щипцов, проблемы с весом у новорожденного могут спровоцировать временные или постоянные проблемы, которые нередко выражаются в том, что ребенок выгибает спину.
  • Нарушение работы опорно-двигательного аппарата. Если новорожденный закидывает голову даже во сне, это может свидетельствовать о гипертонусе, врожденной кривошее, ДЦП.

Нарушения в работе нервной системы могут быть спровоцированы повышением внутричерепного давления. Это состояние сложно диагностировать, но на него указывают характерные симптомы: ребенок постоянно раздражается и часто плачет, у него синеет носогубная складка, тонус мышц повышен или понижен, может отмечаться косоглазие, несимметричность головы. Через какое-то время к этому присоединяется тремор подбородка, судороги, беспокойство, прерывистый сон.

Как определить гипертонус самостоятельно?

Если грудничок выгибает спину и запрокидывает голову во сне, ему уже исполнилось три месяца, а неосознанные действия сопровождаются дополнительными симптомами, то врачи могут поставить младенцу гипертонус. Определить его несложно и при желании это могут сделать даже сами родители в домашних условиях:

  • Ставим малыша на ножки. При повышенном тонусе из-за перенапряжения мышц происходит перекрещивание ножек, и грудничок не может шагать.
  • В тот момент, когда ребенок запрокидывает голову назад, укладываем его на спинку и слегка поднимаем его за ягодицы. Вес тела перенесется на лопатки и это снимет повышенный тонус, голова вернется в нужное положение.
  • Переворачиваем малыша на животик. В ответ на это голова может запрокинуться назад, плечи поднимутся без участия ручек. Иногда тонус сильнее проявляется на одной стороне, в этом случае голова ребенка непроизвольно поворачивается, и он заваливается набок.
  • Выкладываем грудничка на спинку, и начинаем легко тянуть за ручки. При повышенном мышечном тонусе его голова запрокинется назад, и он не сможет сгруппироваться.
  • Можно положить ребенка на спинку и завести руку ему под голову. Легко надавливаем на затылок и пытаемся привести подбородок к груди. Это будет даваться очень сложно при гипертонусе, сопротивление мышц окажется слишком сильным.

При подтверждении хотя бы одного из перечисленных симптомов необходимо посетить невропатолога. Нужно заранее подготовиться к визиту и сообщить врачу, если грудничок выгибает спину даже лежа на боку, у него пропал аппетит, наблюдается тремор рук или подбородка, кричит малыш негромко и вяло.

Мероприятия, которые могут организовать родители в домашних условиях

  1. Продолжаем наблюдение за ребенком, отмечаем все изменения в его поведении и сомнительные моменты. Невропатологу нужно подробно описать состояние малыша.
  2. Игрушки выкладываем по обе стороны от малыша, чтобы он равномерно поворачивался как в одну, так и в другую сторону. Не допускаем присутствия раздражителей в изголовье его кровати.
  3. Минимизируем причины, которые могут провоцировать истерики. Следим за состоянием подгузника, вовремя кормим малыша, обращаем повышенное внимание на его потребности.
  4. Регулярно проводим расслабляющий массаж. Простое поглаживание, не требующее специальных навыков, способно заметно снять напряжение с мышц.
  5. Делаем упражнения. Время от времени переворачиваем младенца вниз головой, фиксируя при этом его плечи и шею. Иногда поднимаем его нижнюю часть в положении лежа.
  6. Подключаем водные процедуры. Сначала можно плавать в ванне, получив консультацию физиотерапевта и приобретя специальный круг.
  7. В воду для купания можно добавлять травяные отвары, способствующие расслаблению мышечных волокон.

Если опасения подтвердились, и закидывание головки оказалось признаком серьезной патологии, нужно действовать строго по рекомендациям специалиста, не пренебрегая физиотерапией, медикаментозным лечением и другими действенными методиками.