Что может малыш в 9 месяцев. Чему учить ребенка

Восьмимесячный ребенок обычно хорошо стоит с опорой, свободно ползает по ровной поверхности, присаживается и встает из любого положения. Детям этого возраста очень нравятся подвижные игры, в которых нужно применять имеющиеся навыки ползания. Подобные упражнения отлично совершенствуют моторику, согласованность и координацию движений.

Игра «Догонялки» . Малыш этого возраста быстро ползает. Можно идти или даже ползти вслед за ним, приговаривая: «Догоню-догоню! Поймаю!» Схватите кроху за пяточку или талию: «Я тебя поймала!» Обычно дети очень эмоционально реагируют на подобные игры: смеются, визжат от восторга, стараются ползти быстрее.

В этом возрасте малыш приобретает еще один важный навык. Сначала он ползет вперед, затем может развернуться и ползти в обратном направлении. Внести разнообразие в маршрут движения ребенка и попутно тренировать мышцы опорно-двигательного аппарата можно, используя несложный спортивный инвентарь. Его легко изготовить из подручных средств самостоятельно.

Упражнение «Преодолеваем препятствия» . Соорудите малышу на пути его следования несколько барьеров, через которые ему нужно будет перелезть. Это может быть свернутое валиком одеяло или несколько диванных подушек, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Постройте невысокий подиум: уложите в низкий широкий ящик книги и оберните его мягкой тканью. Кроха будет забираться на возвышенность и учиться слезать с нее. Можно сделать мини-горку: положить на подиум широкую длинную доску, также обернутую тканью. Пусть ребенок ползет вверх или спускается вниз по наклонной плоскости. Помогайте малышу – направляйте его, подбадривайте, будьте всегда рядом, чтобы помочь и подстраховать.

На ноги кроха поднимется только после того, как будет готов к этому и физически, и психологически. Он привыкает к своему новому положению постепенно: стоит, осматривается, но как только опустит руки – шлепается на попку. Так может продолжаться несколько дней, пока ребенок не научится держать равновесие. Следующий момент – малышу нужно не только стоять, но и совершать шаги, держась за опору. Этому он тоже научится самостоятельно. Взрослый может лишь стимулировать зарождение новых навыков.

Упражнение «Достань игрушку» . На невысоких тумбочках, краешке дивана разложите несколько игрушек. Малыш захочет поиграть ими – тогда ему придется подползти к дивану и, держась ручками, встать.

Упражнение «Покатаем мяч» . Малыш сидит на полу. Покатите мяч по направлению к нему, попросите оттолкнуть мячик. Помогите ребенку, если не все получится с первого раза.

С каждым днем кроха становится все более энергичным и непоседливым. Любопытство, желание все потрогать, рассмотреть, поиграть заставляет его следовать намеченной цели. В связи с этим стоит еще раз внимательно осмотреть окружающее малыша пространство на предмет безопасности: «заглушить» розетки, убрать повыше комнатные цветы, лекарства, легко бьющиеся предметы, закрыть дверцы шкафов. Лучше выделить малышу небольшой шкафчик с игрушками, куда он будет иметь свободный доступ. Помните о безопасности, не лишая ребенка радости исследования окружающего пространства.

Интеллектуальное развитие

В этом возрасте малыши отчетливо воспринимают и различают размеры предметов. Кроха берет мелкие предметы большим и указательным пальцами, а крупные – двумя руками. Поэтому игровой арсенал ребенка должен содержать предметы разных форм и размеров. Понадобятся специальные игрушки, такие, как матрешка, набор емкостей-вкладышей, вставляющихся одна в другую, пирамидка, кубики. Особенности этих игрушек таковы, что малыш, манипулируя ими, учится сравнивать размеры, зрительно их сопоставляет, ощущает вес и форму.

Успешно нанизав колечки пирамидки всего один раз, кроха будет стремиться делать это снова и снова. Покажите, как ставить один кубик на другой, вместе стройте и разрушайте невысокие башенки. Откройте матрешку с сюрпризной интонацией: «Это матрешка, а вот еще одна спряталась внутри!» – и пусть малыш достанет матрешку поменьше.

Лепка и рисование. С девяти месяцев уже можно начинать рисовать, лепить из пластилина. Скатайте небольшой пластилиновый шарик и покажите ребенку, как надавить на него ручкой, чтобы он превратился в лепешку. Сначала покажите крохе, как нужно действовать. Затем возьмите его ручку в свою и попытайтесь совершить эти действия вместе.

Слепите из пластилина лепешку и воткните в нее макаронины, орехи, фасоль, камешки. Кроха с удовольствием будет выковыривать их из пластилина.

Можно осваивать рисование: предложите ребенку мягкие карандаши с широким стержнем, цветные мелки, кисть и краски, специальные пальчиковые краски. Возможно, малыш полюбит это интересное занятие – оставлять на чистой бумаге разноцветные следы, причудливые линии и узоры.

С помощью таких занятий совершенствуется мелкая моторика, чувствительность и согласованность движений пальцев. Все это является мощным стимулом для развития мышления, внимания, памяти и для созревания речевых центров головного мозга.

Упражнение «А что в коробочке?» . Вам понадобится коробка или шкатулка и мелкие предметы: камешки, крупные пуговицы, небольшие игрушки – все, что малыш может захватить большим и указательным пальцами, но не может проглотить.

Поначалу достаточно пяти предметов, а потом увеличьте их количество до 10–15. Прежде чем начать занятие, дайте ребенку рассмотреть коробку и поиграть с ее содержимым.

Объясните малышу, что его задача – положить предметы в коробку. Покажите, как это нужно сделать. Захватите предмет большим и указательным пальцами и опустите на дно банки. После того как вещи окажутся внутри, начинайте по одному вынимать их.

Теперь кроха сам должен наполнить коробку. Главное – чтобы он выполнял задание правильно – брал предметы только двумя пальцами, а не всей ладошкой. Хвалите ребенка за каждое умелое действие.

Игра «Сюрприз». Эта игра также помогает развить у малыша умение повторять определенную последовательность действий за взрослым. Возьмите достаточно глубокую коробку, положите внутрь нее игрушку и закройте крышкой. Подойдите к ребенку со словами: «Посмотри. Это коробка», потрясите ее и спросите: «Кто там в коробке спрятался?» Откройте крышку и достаньте игрушку. Правильно назвав игрушку, покажите ее ребенку. Как только малыш полюбуется и потрогает игрушку, положите ее снова в коробку, закрыв крышкой. «А теперь достань игрушку из коробки и дай ее мне». Такую игру можно повторять несколько раз, а чтобы малышу не наскучило, меняйте предметы.

Осязание все еще является одним из основных органов чувств, доступных ребенку. Развитию мелкой моторики и тактильной памяти (памяти на ощущения от прикосновений) способствует следующее упражнение.

Упражнение «Угадай, что это?» . Дайте ребенку предметы с разной фактурой: кусочек шерстяной ткани, деревянный брусок, небольшую плюшевую игрушку, резиновый мяч. Когда малыш подержит эти вещи в руках, сложите их в мешочек и попросите вынимать из мешочка предметы. Когда ребенок ощупывает предмет рукой, у него возникает ассоциативная связь тактильных ощущений с образом предмета, он достраивает этот образ и уже может представить себе, что именно он вытянет.

Одним из развивающих стимулов является стремление ребенка подражать действиям взрослых. В связи с этим можно прививать крохе навыки опрятности, аккуратности и даже простейшего самообслуживания.

Предложите ребенку вытереть салфеткой рот после еды, дайте ему губку для купания и полотенце. Конечно, предварительно нужно показать, какую последовательность действий нужно совершить: как правильно мыться, вытираться полотенцем или салфеткой. Для подобного обучения требуется время и систематическое повторение пройденного.

Знакомство ребенка с миром взрослых можно продолжить в игре с куклой. Рассмотрите куклу, пусть малыш по вашей просьбе покажет, где у нее глазки, носик, ротик. Затем покормите куклу вместе, соблюдая очередность действий: повязать передник, усадить на стул, придвинуть стул к столику, взять ложку, зачерпнуть из тарелки «суп» и поднести ко рту куклы. Таким же образом уложите куклу спать. Наблюдая за деятельностью родителей и принимая активное участие в игре, ребенок приобретает навыки последовательных действий.

Малыш заговорил!

На 9 месяце жизни у ребенка активно развиваются речевые навыки. Кроха лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает говорить первые слова. Чаще всего это не все слово целиком, а лишь первый или последний слог, например «ма» – мама, «пи» – пить, «ла» – кукла. Ребенок может придумать свой язык, и тут уж родителям придется догадываться, что он хочет сказать: «бо» – бутылочка с молоком, «ам» – ложка и т.д.

Произнесение первых слов – значительный прогресс в речевом развитии. Это довольно сложный процесс: малыш должен на слух уловить звуки, содержащиеся в слове-обозначении предмета и попытаться произнести именно эти звуковые сочетания. Поверьте, это очень сложно осуществить при недостаточно зрелом артикуляционном аппарате!

Помочь ребенку освоить звуки и слова может активная речевая среда. Больше читайте малышу вслух короткие сказки, рассказы, стихи, потешки. В этом возрасте все еще актуальными остаются «Ладушки», «Сорока-ворона» и другие речевые и пальчиковые игры. Произвольное внимание еще недостаточно развито, поэтому организуйте подобные игры, когда кроха активен и настроен на общение.

Родителям важно разговаривать с малышом. Выполняя необходимые ежедневные процедуры, старайтесь привлечь его внимание: расскажите, чем вы сейчас заняты. Такие беседы не меньше, чем игры и упражнения, нужны для развития понимания взрослой речи и произнесения слов. Индивидуальный словарь крохи постоянно увеличивается за счет его способности подражать речи взрослых.

Следует помнить, что телевизор – плохой союзник в освоении речи. Только живая речь взрослых побуждает ребенка к ответному звуко- и словопроизношению.

Важно и нужно способствовать тому, чтобы кроха не только произносил слова, но и понимал их значение. Называйте каждую вещь, на которую малыш обратил внимание или которую он взял в руки, и давайте ей краткую характеристику. Рассказывайте ребенку про игрушки, которыми он занимается. Возьмите одну из них и скажите, как она называется. Например, если это машинка, назовите цвет кузова, продемонстрируйте, что у машины есть руль, колеса, покажите, как можно ее катать.

Рассматривайте вместе картинки в книжках, указывая и называя разные предметы. Просите кроху показать на картинке, где зайчик, где девочка, машинка и т.д.

Путешествуя по дому, не забывайте знакомить малыша с новыми предметами. Сначала их можно обнаружить на привычных местах, а затем – на новых.

Игра «Слово и предмет» . Покажите ребенку игрушку, например уточку, несколько раз произнесите, как она называется, и поставьте на полку. Спустя некоторое время спросите малыша: «Где уточка?». Кроха ищет ее глазами по всей комнате, а когда находит – очень радуется.

Тематические альбомы

В небольшие альбомы для фотографий вставьте изображения или фотографии в соответствии с определенной темой, например «Семья», «Прогулка», «Дом», «Транспорт», «Домашние животные» и т.д.

В альбом «Семья» пусть войдут фотографии каждого члена семьи, включая бабушек, дедушек, сестер и братьев. Не забудьте вставить несколько фотографий малыша.

Для альбома «Прогулка» сфотографируйте или вырежьте из журналов те предметы, которые вы часто встречаете на своем пути, гуляя с малышом. Это могут быть детская песочница, качели, коляска, изображение одежды, которую кроха надевает, собираясь на улицу, магазин, деревья и т.д.

Остальные альбомы оформите по аналогии с предыдущими.

Показывая ребенку картинки, четко проговаривайте названия изображенных предметов, попросите указать на тот или иной объект.

Листая подобные альбомы, кроха не только рассматривает картинки, учит и запоминает названия вещей, но и узнает знакомые лица, предметы. Развиваются память, внимание, мышление, накапливается словарный запас.

Наряду с существительными – названиями предметов, ребенок запоминает и глаголы-просьбы, например «Дай!», «Возьми!», «Встань!», «Подними!». Регулярные занятия с пирамидкой и кубиками помогут усвоить новые глаголы: «нанизать колечки», «сложить кубики». Малыш активно воспринимает словесное обращение взрослого, если оно побуждает к действиям и повторяется неоднократно. Поэтому чаще озвучивайте просьбы к ребенку, поддерживая похвалой совершаемые им ответные действия.

Эмоциональное развитие ребенка неразрывно связано с речевым. Малыш выражает эмоции при помощи звуков и мимики, копирует эмоциональные проявления взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.

В этом возрасте кроха становится очень чувствителен к похвале, одобрению со стороны взрослых. Когда его хвалят – охотно повторяет действие, произносит слова и звуки.

Важные достижения 9 месяца

  • ребенок свободно ползает, стоит с опорой, может развернуться и ползти в обратном направлении;
  • отчетливо воспринимает и различает размеры предметов (маленький берет большим и указательным пальцами, большой – двумя руками);
  • вынимает предметы из емкости и пробует вкладывать их обратно;
  • выполняет некоторые действия по просьбе взрослого, например: «Дай игрушку», «Возьми машинку» и т.д.;
  • лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает произносить первые слова;
  • связывает слово с обозначаемым предметом;
  • копирует эмоции взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.

Очень интересным периодом в жизни малышей является 9 месяцев. Некоторым деткам в этом возрасте уже удается самостоятельно делать первые шаги, выговаривать первые слова. А другие еще просто молча изучают мир. В таком случае, родителям не стоит расстраиваться. Это еще не показатель плохого развития крохи, просто он накапливает знания. У каждого ребенка формирование навыков проходит индивидуально. Некоторые в этом возрасте уже ходят, а другие только приподнимаются. Многих молодых родителей интересует правильное питание и развитие ребенка в 9 месяцев. Ведь такой подвижный и любопытный малыш требует постоянного внимания.

Что умеет ребенок в 9 месяцев?

К девяти месяцам малыш кардинально меняется. Мамочка уже не видит в нем неповоротливого толстячка. Любопытный беби все время просится на пол и требует общения. Это очень важный период, когда детский организм готовится к прямохождению. Что ж, проследим за развитием и питанием ребенка в 9 месяцев, его основными способностями.

Придерживаясь за опору, малышу удается стоять и переступать. Он может ползать в разных направлениях, на четвереньках поднимается на возвышения. Ребенок уже легко сам садится и ложится. Держась за опору, он может не только стоять, но и подпрыгивать. Малыш может стоять, держась за руку родителей. Он легко повторяет движения взрослых: поднимает, опускает ручки, хлопает в ладошки. Что умеет ребенок в 9 месяцев? К этому возрасту у него сформированы многие сенсорные, интеллектуальные и социальные знания:

  1. Сенсорно-моторная сноровка. Если малышу в этом возрасте дают игрушку, он ее спокойно берет в руки. Может медленно приближать к себе, рассматривать. Ему удается одной ручкой брать маленькие предметы. Часто играет сразу двумя игрушками. Ползая, способен держать дополнительный предмет в руке. Малыш отлично хлопает в ладошки. Умеет ползать с разворотом назад.
  2. Интеллектуальные способности . 9-месячный кроха любит интересные игры, где нужно повторять по несколько раз простые действия. Он легко вспоминает игру, которую разучил день назад. Особенно нравится прятаться за ладошками в игре "Где ты?". С удовольствием показывает ручками, какой он большой. Малышу под силу исполнить простые просьбы: кивнуть головой, помахать ручкой. Ребенок легко повторяет за родителями простые слова: дай, ам, мама, папа. Часто у малыша возникает страх перед объемным пространством и высотой.
  3. Социальные умения. 9-месячный ребенок очень привязан к своим родителям, любит играть рядом с ними. Ему удается копировать эмоции и жесты других людей. На смех реагирует улыбкой, на плач слезами. Беби уже играет не всеми игрушками подряд, он внимательно их выбирает. По просьбе родителей может чихнуть или засмеяться. Иногда малыш сам проявляет инициативу для начала новой игры. Если мамочка попросит его что-то повторить, то он с удовольствием это сделает.

Особенности психического развития

9-месячное чудо постоянно изучает пространство. Ему все интересно: как открываются и закрываются двери, почему мебель стоит неподвижно. Возникает очень много нового в психическом развитии и питании ребенка 9 месяцев. В разговоре малыш меняет свою интонацию, реагирует на свое имя. Если его позвать, то сразу с улыбкой на лице поворачивается. Эмоции в этом возрасте набирают определенности. Малыш выражает радость, обиду, гнев, злобу.

Очень интересно наблюдать, как ребенок указывает пальчиком на нужные ему предметы с просьбой их достать. Часто ему хочется залезть в шкафчик или холодильник. Карманы - излюбленное место, где ему нужно что-то отыскать. Согласие и отрицание умеет показывать киванием головы. Одевать 9-месячного малыша становится все легче: сам просовывает ручки в рукава, направляет ногу в штанину, снимает шапку. Ребенок по голосу или шороху определяет, где находятся взрослые. С игрушками еще не умеет правильно обращаться, бросает или стучит ими.

Речевые способности 9-месячного крохи

В 9 месяцев, услышав свое имя, малыш может не только повернуться, но и подползти. Если ему задать вопрос "Где тот (или та)?", сразу ищет глазами нужного человека или предмет. Он уже может по просьбе взрослого выбрать нужную игрушку среди нескольких других. На просьбу подать какой-то предмет протягивает его маме. Ребенок в 9 месяцев отлично реагирует на слова брось, нельзя, дай, на, встань, ложись. У малыша сформировано знание многих предметов: бутылочки, чашки, ложки, расчески. Кроха уже внимательно прислушивается к разговорам взрослых, наблюдая за их губами.

В этом возрасте ребенок начинает активно воспроизводить различные звуки речи. Это могут быть отдельные слоги или звуки подражания. Малыш может специально чихать, фыркать, гудеть, мяукать, лаять. Одним удовольствием для него является лепетание или бормотание.

Вес и рост девятимесячного малыша

Развитию и питанию ребенка в 9 месяцев уделяют много внимания, ведь повышается его двигательная активность. В связи с этим уменьшается набор веса. Малыш за месяц прибавляет всего 300-500 г и подрастает на 1-2 см. Какой же вес ребенка в 9 месяцев? Многое зависит еще и от пола малыша. В этом возрасте мальчики весят от 7,9 кг до 10,5 кг. Девочки имеют от 7,5 кг до 9,7 кг.

Многих интересует не только вес ребенка в 9 месяцев, но и увеличение размеров. Мальчики в этом возрасте имеют от 67,5 до 76,5 см роста. Девочки вытягиваются от 65,3 до 75 см.

Кормление ребенка

Грудное молоко все еще остается в рационе питания 9-месячной крохи. Но это уже не основной элемент рациона. Стоит приучать малыша к новым продуктам и блюдам. Каков же рацион питания ребенка в 9 месяцев? Ежедневно в него должны входить молочные кашки, пюре из овощей, мяса, вареного желтка, творога. Отличным дополнением к питанию станут фруктовое пюре и соки. Вместо маминого молочка можно применять молочную высоко адаптированную смесь.

В этот период многие практикуют мясные фрикадельки из фарша. Творожок разбавляют немножко с кефиром. Из каш подойдет пшеничная и овсяная. Манная каша еще трудно переваривается желудком малыша, лучше подождать до года. Так как кроха уже может питаться из ложки, то можно попрактиковать суп для ребенка 9 месяцев. Стоит поэкспериментировать с новыми вкусами и продуктами. Главное - соблюсти состав и консистенцию блюд. В этом возрасте малышу нужно давать не обычный суп, а суп-пюре из ингредиентов, приготовленных на пару или отваренных. Вот рецепт простейшего супа-пюре:

  • картофель, капуста, морковь:
  • чуточку зелени, мелко порубленной;
  • небольшой лавровый лист;
  • 1/2 чайной ложки сливочного или растительного масла;
  • чуть-чуть соли.

Кроме вышеперечисленных овощей, можно использовать цветную капусту, брокколи, зеленый горошек, тыкву, кабачки. Для приготовления супа лучше использовать отфильтрованную воду. После того, как овощи отварятся, их измельчают блендером до консистенции пюре. В такой суп можно уже добавлять мясные фрикадельки, крупы, мелкие макаронные изделия.

Важное место в рационе крохи занимают каши. Перловку, рис, гречку сначала варят на воде. После того, как крупа сварится, ее пропускают через ситечко. После этого добавляют в массу молоко и доводят до кипения.

Постепенно вводите в рацион питания ребенка 9 месяцев рыбу. Лучше использовать нежирные сорта: хек, треску, минтай, судака.

Какими фруктами можно кормить?

Ароматные и сладкие ягоды и фрукты являются для малышей не просто лакомством. Это поставщик всевозможных витаминов, минералов и микроэлементов. Самым первым фруктом, который позволителен детишкам - это яблочко. Им часто прикармливают детей еще с 5-6 месяцев. А какие фрукты можно давать ребенку 9 месяцев, кроме яблок? В этом возрасте подойдет измельченный изюм, финики, бананы, груши. Можно делать микс из нескольких фруктов, например, груша или яблоко с бананом.

Не стоит забывать о ягодах. Вы не знаете, что давать ребенку в 9 месяцев? В этом возрасте позволительно измельченную смородину, малину, чернику, голубику, ежевику, вишню, крыжовник. Главное - первый раз предлагайте карапузу совсем чуть-чуть новой еды.

Режим дня малыша

В 9-месячном возрасте младенцы уже сами могут влиять на режим бодрствования и сна. Дело в том, что они уже начинают распознавать разницу между ночным и дневным временем. Им все больше начинает нравиться играть днем. Но все же сохраняются основные правила: 2 сна днем по 2 часа, ночной сон до 11 часов. Один из дневных снов лучше на свежем воздухе.

Важно помнить о температуре воздуха в детской комнате. Она должна находиться на уровне +20 °С. Не забывайте регулярно проветривать комнату. Регулярные ежедневные прогулки с малышом должны стать нормой. Длительность прогулок, в целом, должна доходить до 3 часов.

Купание для крохи уже становится удовольствием, его можно проводить через день. Малыш уже любит плескаться, нырять и плавать. Приучайте ребенка к пижамке и носочкам на ночь, потому что он может ночью раскрываться. Не забывайте петь ему на ночь колыбельные песни.

Гимнастика для детей 9 месяцев

Очень важно для 9-месячного карапуза проводить гимнастику, делать ему массаж. В совокупность гимнастики и массажа должны войти следующие упражнения:

  • махи руками по кругу;
  • сгиб и выпрямление ног вместе и попеременно;
  • легкие массажные движения на спине;
  • стимуляция ползания;
  • массаж живота;
  • приседания;
  • скользящие шаги.

Каждое упражнение нужно делать ежедневно по 5-7 раз в течение 10 минут.

Значение игр для развития

В этом возрасте ребенку очень важно общение в играх. Обеспечьте малыша необходимым количеством игрушек и предметов для его любимого занятия. Карапузы чаще сами подсказывают, в какие игры они хотят поиграть. Пусть кроха сам начинает игру, таким образом он приучится к самостоятельности. Приучайте ребенка к развивающим игрушкам. В этом возрасте уже можно учиться строить пирамидку или башню из кубиков.

Диагностика развития малыша

Если вы решили проверить, насколько ваш 9-месячный малыш развит, воспользуйтесь следующим тестом:

  1. Сидит без опоры, пытается встать, ползает за игрушками, держит чашечку в двух руках?
  2. В положении сидя поворачивается и берет предметы сбоку или сзади?
  3. Повторяет ваши жесты и действия, выполняет некоторые ваши простые задания?
  4. При попытке отнять у него игрушку, препятствует этому?
  5. Лепечет повторяющиеся слоги?
  6. Реагирует на свое имя, отличает своих и чужих?

Если на все эти вопросы дан положительный ответ, значит с развитием вашего малыша все в порядке.

Прилагайте все усилия не только для физического, но и психического развития 9-месячной крохи. Продолжайте брать его на ручки, демонстрируйте свою любовь. Разговаривайте с карапузом, развивайте его речь. Для этого показывайте ему книжки с картинками, читайте стишки и потешки с повторяющимися словами. Просите малыша пальчиком что-то показать на картинке. Постарайтесь обязательно научить его ползать. Также важно приобщать ребенка к ложке, чашке и засыпанию без укачивания.

Вы празднуете очередную дату – ребёнку 9 месяцев! Внеутробное развитие сравнялось с временем, проведённым крохой в животике мамы, и теперь будет превышать его всё больше и больше. Начиная с этого возраста, малыш будет становиться всё менее беспомощным и более самостоятельным. Он ещё очень уязвим и нуждается в непрерывном присмотре со стороны взрослых, но теперь на первый план выходит социальное развитие и становление личности. Не упустите этот момент, воспитывая в нём уважение к себе и окружающим.

Что умеет ребёнок в 9 месяцев?

  • Подражает речи взрослых, повторяет произнесённые ими слоги. В детском лепете становится слышна имитация предложений, заметны интонации, разнообразные сочетания звуков.
  • Копирует поведение других детей, общается жестами. Если несколько деток рядом заплачут, может «поддержать компанию» и разревется без каких-либо других причин.
  • Уже есть любимые занятия, которым отдаёт предпочтение.
  • Быстро ползает, может ползать, зажав игрушку в одной руке. По желанию легко садится, уверенно сидит, сам встаёт у опоры, может пройтись с поддержкой «под руки».
  • Откликается на своё имя, поворачиваясь в сторону говорящего. Знает названия некоторых предметов, на вопрос «где?» о знакомом предмете ищет его взглядом.
  • Маленькие предметы может взять двумя пальцами – владеет «пинцетным захватом».
  • С удовольствием играет в разнообразные развивающие игры, пытается копировать взрослых при составлении кубиков или «пирамидки». Даже не видя всех деталей в действиях взрослых, пытается повторять за их действиями.

Кроха в 9 месяцев стремится исследовать и потрогать всё, что ещё не исследовано и не потрогано, поэтому перед тем, как открывать ему допуск в какое-либо помещение, убедитесь, что там ничего не угрожает детской любознательности и что в «исследовательском» порыве он не испортит ничего важного.

Развитие в 9 месяцев

В этом возрасте кроха закрепляет и улучшает полученные ранее навыки. Малыш в 9 месяцев уже умеет ползать и активно использует это умение. Держась за опору, он в состоянии встать и немного пройтись вдоль журнального столика или шкафа, придерживаясь за них ручками. Вне зависимости от того, чему успел научиться ребёнок к 9 месяцам, отличительная черта этого периода – энергичность в действиях, возросшая скорость и умелость в управлении собственным телом.

У детей в 9 месяцев уже появились предпочтения. Есть любимая игрушка и любимое занятие. Порой маме требуется приложить немалое усилие, чтобы постирать затасканную по всем полам игрушку – ребёнок наотрез отказывается с ней расставаться даже на время сна.

Малыш интенсивно выражает недовольство, направленное на конкретные действия по отношению к нему. Так многие дети яростно протестуют против подстригания ногтей или чистки носика, поэтому маме нужно набраться терпения, чтобы довести необходимую процедуру до конца и не выйти из себя. В любом случае не игнорируйте возмущения карапуза, объясняйте, например, что ему нужно подстричь ноготки, чтобы пальчики выглядели красиво.

Ребёнок внимательно наблюдает за родителями, запоминает их действия, поэтому позднее способен достать спрятанную при нём вещь. Помнит места, куда вы кладёте интересные ему предметы и старается их достать. Так, зная, что у мамы на шее висит красивый медальон, будет всячески тянуться к нему, стараясь схватить цепочку, или залезет во внутренний карман папиной куртки, где лежит мобильный телефон.

Девятимесячный ребёнок спит 12–14 часов в сутки, ночью – около 10 часов и дважды днём по часу-двум. Малыш давно отказался от третьего дневного сна и, следовательно, режим его дня немного поменялся. Здоровые детки в 9 месяцев могут бодрствовать 3–4 часа подряд, не уставая от своей активной деятельности. Ночью ребёнок в большинстве случае просыпается не реже 1 раза, чтобы покушать.

Невероятно сильно выражено подражательное поведение. Психическое развитие в 9 месяцев таково, что на данном этапе формируются поведенческие модели на основе подражания за действиями взрослых. Для крохи важно усвоить назначение предметов, как с ними поступать и какие результаты ожидать от различных манипуляций – для этого он внимательно следит за взрослыми и старается скопировать их действия.

Уход в 9 месяцев

Многие мамы в этом возрасте решаются первый раз подстричь ребёнка . Делать это нужно с осторожностью, чтобы не занести заразу в детский организм. Не стригите наголо, тем более не брейте кроху – это может негативно сказаться на нежных волосяных луковицах или стать причиной воспаления кожи головы.

Питание в 9 месяцев становится богаче ещё на один продукт: вводим рыбу. Теперь рацион малыша включает большую часть «взрослых» продуктов, ему уже можно кушать блюда из овощей, фруктов, круп, мяса и рыбы. В сутки кроха должен покушать не менее пяти раз, с перерывами между дневными кормлениями 3–4 часа.

Давайте малышу различные по твёрдости продукты: супы, каши, мякоть фруктов, кусочки мяса, овощи, сухофрукты. Вы удивитесь, как быстро ваш карапуз разберётся в том, что надо пить, что жевать, а что с усилием грызть. Для развития и закрепления жевательных навыков полезно не измельчать овощи и фрукты до однородной, кашеобразной субстанции, а добавлять небольшие кусочки мякоти. В каши из круп можно класть немного измельчённых бананов или персиков.

Новые продукты вводите осторожно, продолжайте вести дневник прикорма. Пока твёрдая пища не станет привычной для ребёнка, основным источником питания для него остаётся материнское молоко.

Упражнения и игры для малыша в 9 месяцев

Юркому и подвижному девятимесячному ребёнку непросто сделать массаж, т.к. удержать его долгое время в одной позе, не вызвав при этом возмущения, практически невозможно. Польза же от массажа для непрерывно вырывающегося и капризничающего карапуза примерно нулевая. Поэтому вместо массажа отлично подойдёт гимнастика для детей в 9 месяцев .

  • В положении лёжа на спине сгибайте и разгибайте ножки крохи: одновременно обе ноги, потом попеременно то одну, то другую, затем снова одновременно.
  • В положении сидя сгибайте и разгибайте ручки. Осторожно вращайте ручками в разные стороны.
  • Придержите ребёнка за ручки, дождитесь, когда он подтянется и встанет, пройдите с ним несколько шагов, страхуя его под руки.
  • Приседайте у опоры, страхуя малыша от падения.

Вашему карапузу наверняка понравится такая гимнастика, только не переусердствуйте и не переутомите его, чтобы не вызвать негатива к физическим упражнениям.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев – неоценимая помощь для его физического и психического развития. Занимаясь с малышом, мама улучшает моторные навыки своего чада, расширяет его пассивный словарный запас и, что немаловажно, укрепляет двустороннюю эмоциональную связь. Рассказывайте ему стихи, читайте книжки. А делая что-либо по дому, посадите рядом с собой и объясняйте, что и как вы делаете.

Есть очень интересная игра для детей в 9 месяцев – «весёлая наклейка ». Возьмите набор ярких наклеек, усадите ребёнка перед собой. Теперь покажите ему любую наклейку, быстро наклейте куда-нибудь на тело карапуза так, чтобы он не заметил. Затем спросите у него: «Где наклейка?» Совместно ищите её, поочерёдно называя рассматриваемые части тела. Например, проверяя левую ручку, скажите: «На этой руке нету! А где тогда? Давай посмотрим на другой руке. Где у тебя другая рука?» И так далее. Когда обнаружите наклейку, скажем, на ножке, обязательно скажите: «Вот она! На ноге!» Через какое-то время позвольте девятимесячному ребёнку самому найти её. Потом поиграйте в эту же игру, только наклеивайте их на своё тело. Следите за тем, чтобы кроха не взял наклейку в рот.

К концу первого года жизни детей быстрыми темпами идет их социальное развитие, при этом совершенствуются основные навыки: действия с предметами, речь, первые шаги. Чтобы определить, правильно ли развивается малыш, родителям нужно знать, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. В этом возрасте увеличивается любопытство новорожденного к окружающему миру, которое подталкивает его совершать новые действия. Ребенок начинает подражать взрослым и другим детям, а также с удовольствием проявляет свое желание общаться.

Почти каждый девятимесячный ребенок активно ползает, и процесс передвижения представляет для него немалый интерес

Если к концу 8 месяца некоторым детям еще может требоваться помощь взрослого, чтобы сесть, то к 9 месяцам малыш должен уметь садиться самостоятельно. Если этого не произошло, следует обратиться к врачу, так как у ребенка могут быть неврологические нарушения, приобретенные им еще в период внутриутробного развития. Правильно развивающийся грудничок в этом возрасте хорошо ползает, причем может делать это по-своему: опираясь на ладони и колени или ягодицы. Некоторые малыши могут активно ползать назад.

Хватаясь за разные предметы, ребенок может пробовать встать. Родители нередко обнаруживают, что малыш, встав в кроватке, горько плачет. Это происходит потому, что ребенок пока научился только подниматься на ножки. Чтобы опуститься обратно, ему необходима помощь взрослого.

В 9 месяцев ребенок хорошо умеет поднимать мелкие предметы пальчиками. Родителям следует позаботиться о том, чтобы они были вне досягаемости грудничка. Оставленный без присмотра малыш может легко засунуть найденную бусину, горошину и т. д. в нос или в рот.

В возрасте 9 месяцев многие дети обожают играть в прятки

Психология ребенка в 9 месяцев

Малыш начинает внимательно наблюдать не только за лицами взрослых, но и за их действиями. Теперь он может подражать родителям, например, пытаясь «варить», как мама или «бриться», как папа. Следует поощрять самостоятельные действия грудничка: давать ему пить из чашки, предлагать ложку во время обеда, надевать и снимать головной убор. Ребенок узнает себя в зеркале и может отличить свое отражение от отражения других людей.

Малыш охотно повторяет звуки, имитирует голоса животных. Некоторые дети в 9 месяцев способны произнести несколько простых слов. Любимой игрой 9-месячного ребенка являются прятки. Теперь он может отыскивать маму, накрывшуюся платком, и прятаться сам. Также дети очень любят бросать на пол игрушку, ждать, когда ее поднимут, чтобы бросить вновь.

Навык сидения у девятимесячного ребенка уже хорошо развит: малыш сидит ровно, не теряя равновесия

Основные навыки 9-месячного малыша

К концу 9 месяца правильно развивающийся ребенок должен уметь:

  • легко садиться самостоятельно;
  • хорошо держать равновесие в положении сидя;
  • хорошо ползать, меняя направление;
  • вставать, держась за руки взрослого или за предметы;
  • делать несколько шажков у опоры;
  • рвать бумагу, мять пластилин;
  • стучать одной игрушкой о другую;
  • повторять движения за взрослым (хлопать в ладоши, поднимать ручки, топать);
  • по-разному брать предметы: большие – всей ладонью, маленькие – двумя пальцами;
  • начинать игру самостоятельно;
  • листать книжку с толстыми картонными страницами;
  • показывать по просьбе взрослого знакомые предметы, игрушки, некоторые части тела;
  • во время игры выбирать любимый предмет;
  • находить игрушку, которую спрятали у него на глазах;
  • произносить множество звуков, повторять за родителями слоги и даже отдельные слова;
  • оценивать настроение окружающих людей (например, может заплакать, если рядом плачет другой ребенок).

Если хотите помочь ребенку правильно развиваться, чаще разговаривайте и играйте с ним

Как развивать умения ребенка?

Не переживайте, если ваш малыш в чем-то отстает от сверстников. Некоторые дети овладевают необходимыми умениями чуть позже остальных. Если вас все же волнует поведение собственного ребенка, проконсультируйтесь у педиатра. Чтобы способствовать правильному развитию грудничка, воспользуйтесь полезными рекомендациями.

  1. Придерживая грудничка за руки, побуждайте его делать шаги. Если у ребенка получается, можно водить его за одну ручку.
  2. Прививайте малышу навыки самообслуживания. Хвалите его, когда он стягивает носочки, старается расстегнуть молнию, толкает ручку в рукав, пытается умывать лицо.
  3. Даже 9-месячного младенца можно привлечь к участию в семейных делах. Усаживайте малыша вместе со всеми за обеденный стол. Давайте ему маленькую тряпочку, чтобы он «вытирал пыль». Просите помочь сложить на место игрушки. Наблюдая за взрослыми, малыш будет учиться таким же образом вести себя.
  4. Обеспечивая малышу условия для познания и исследования окружающего мира, позаботьтесь о безопасности. Уберите острые, мелкие, хрупкие предметы, а также бытовую химию отовсюду, куда ребенок может дотянуться. Закройте розетки, провода.
  5. Постоянно общайтесь с ребенком, рассказывая обо всем вокруг. Чаще читайте ему простые стишки или потешки, пусть малыш пробует повторять слоги и короткие слова.
  6. Обращайтесь к грудничку с простыми просьбами и предложениями, например, «дай кубик», «на мишку». Объясняйте, как выполнить то или иное действие, а затем хвалите ребенка.
  7. Выбирайте игрушки, необходимые для развития детей в 9-месячном возрасте. У ребенка обязательно должны быть мячики, машинки, юла, куклы, фигурки разнообразных животных, пирамидка, посудка, различные погремушки, а также предметы, которые малыш сможет погрызть. Полезны и музыкальные игрушки: детское пианино, телефон, колокольчик и другие. Чтобы ребенку все время было интересно, периодически меняйте игрушки.

Вы наверняка убедились, что 9-месячный малыш – уже не такой беспомощный, каким был месяц назад. Сейчас он способен выражать свое отношение к происходящему, самостоятельно действовать, выбирать то, что ему нравится. Но ребенок все еще требует постоянного внимания мамы и других близких ему людей. Старайтесь проводить больше времени с малышом, играя с ним и развивая его. Не забывайте, что общение с ребенком должно быть исключительно дружелюбным.

Карапуз девяти месяцев с огромным любопытством изучает место, в котором находится. Малышу интересно всё – почему неожиданно заканчивается стол, двигается кресло, как закрываются и открываются дверки у шкафчика, каким образом движется ящик комода. Для ребёнка девяти месяцев нет увлекательнее занятия, чем ползать около стульчика или кресла и изучать его. Чтобы у малыша закрепились определённые навыки, родителям нужно неоднократно повторять вместе с ним одно и то же действие.

Физиологическое и психологическое развитие ребёнка в 9 месяцев

9 месяцев – очень увлекательный и интересный период в жизни ребёнка. Кризисный этап заканчивается, кроха становится более спокойным, с каждым днём взрослеет и всё больше радует родителей новыми достижениями. На что обратить внимание в возрасте девяти месяцев, рассмотрим далее.

Физиология

Главный фактор физиологического развития малыша – ползанье . Во время этого процесса закрепляются все мышцы, поэтому активным ползунам не требуется дополнительная зарядка. Но каждый малыш уникален. Кто-то предпочитает ползать без остановки и ходить начинает в 13 месяцев. А другие детки, наоборот, игнорируют ползанье и раньше начинают вставать на ножки. Таким образом, если малыш девяти месяцев не ползает, то это не причина для паники, значит, он быстрее пойдёт своих сверстников. Так как позвоночник ещё не совсем готов к хождению в этот период, то всё же стоит попытаться научить ребёнка ползать.

В этом возрасте ребёнок стремится делать первые шаги без опоры, что является очень опасным занятием. Пойти вряд ли ему удастся (навык хождения дети обретают не ранее 10 месяцев), а вот упасть и при этом сильно напугаться вполне возможно. И после этого он может надолго отказаться от желания пойти в дальнейшем. Поэтому следует внимательно следить за ребёнком, когда он осуществляет попытки сделать первые шаги.

Прикорм становится всё разнообразнее . Ребёнок уже самостоятельно берёт небольшие кусочки мягкой пищи и направляет их в рот. Если в 9 месяцев ещё нет зубов, то можно обратиться к стоматологу. Но педиатры склоняются к мнению, что зубы могут расти с задержкой в 6 месяцев - до 1 года и 4 месяцев.

По мере роста ребёнка меняется и его режим дня. Обычно детки любят подремать по часику утром и вечером, а дневной сон может составлять 3 часа. То сон ребёнка девяти месяцев строго разделяется на два периода. Самый продолжительный – это ночной сон, который длится до 11 часов и дневной - до 1,5–2 часов.

В девять месяцев замедляется рост ребёнка, то же самое происходит и с весом. Прибавка в весе составляет всего 300 грамм за месяц. Нормативы роста ребёнка в 9 месяцев:

  • девочки: вес – 6,5–10,5 кг, рост – 65,3–75 см, окружность головы – 41,2–46,5 см;
  • мальчики: вес – 7,1–11 кг, рост – 67,5–76,5 см, окружность головы – 42,5–47,5 см.

Психология

Что же нового происходит в психологическом развитии малыша девяти месяцев:

Особенности развития мальчиков и девочек в 9 месяцев

В этом возрасте ребёнок становится более спокойным , пока взрослые заняты он уже может самостоятельно поиграть некоторое время. В 9 месяцев можно судить о будущем характере ребёнка. Некоторые детки любят активно проводить весь день: ползая и залезая, куда не надо. А есть, наоборот, тихие, которые предпочитают сидеть, и возиться с игрушками. Малыши способны нарушить порядок в доме, а могут только интересоваться книжками и кубиками.

В эмоциональном плане

Ребёнок в 9 месяцев уже ощущает на себе разницу в воспитании мальчиков и девочек. Появляются различия между тем, что должны уметь мальчик и девочка:

В 9 месяцев малыш уже способен улавливать настроение взрослых и зачастую реагируя на это. Например, ребёнок может капризничать, если видит, что у мамы плохое настроение или, наоборот, смеяться вместе со взрослыми.

В этот период детки начинают бурно реагировать на какие-либо события. Так, они радостно встречают с работы папу. Могут заплакать, если у них что-то не выходит или не получается.

В девять месяцев уже заметны различия в развитии между мальчиками и девочками:

Что умеет ребёнок в 9 месяцев

Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев? Как правило, к концу девяти месяцев малыш должен уметь:

  • без поддержки взрослого самостоятельно садиться;
  • держать хорошо равновесие сидя;
  • отлично ползать и легко менять направление;
  • самостоятельно вставать, опираясь на предметы или руку взрослого;
  • начинать делать несколько шагов у опоры;
  • мять мягкий пластилин и рвать бумагу;
  • стучать одной игрушкой о другую;
  • повторять движения за взрослыми (топать, хлопать в ладошки, поднимать ручки);
  • по-разному брать предметы: мелкие – двумя пальчиками, крупные – всей ладошкой;
  • начинает самостоятельно играть;
  • хорошо листать книгу с толстыми страницами из картона;
  • показывать игрушки, предметы, членов семьи по просьбе взрослого;
  • выбирать любимую игрушку во время игры;
  • легко находить предмет (игрушку), который спрятали у него на глазах;
  • произносить много звуков, повторять слоги и даже лёгкие слова за взрослым;
  • реагировать на настроение окружающих.

Как развить ребёнка в 9 месяцев

Есть два навыка, которые должны развивать родители у своего малыша:

  • развитие речи;
  • развитие движения.

Следует как можно больше разговаривать с ребёнком , напевать песенку, читать простые стишки. Ребёнок в этом возрасте старается повторять слова, слоги и звуки, мелодию песенки.

Карапуз очень внимательно следит за поведением взрослых и старается копировать его. Поэтому нужно по максимуму использовать возможности, чтобы обучить его сложным действиям. Можно научить малыша доставать предметы из игрового ящика и ставить их на место, которое показывает родитель.

Играйте сначала с ребёнком вместе, указывая на предметы, и убирайте их на место. После оставляйте кроху одного, чтобы он самостоятельно закрепил полученные навыки.

В этом возрасте надо приучать малыша к элементарным социальным навыкам – как есть из тарелочки, как держать ложку, как пить из стаканчика. Но также следует приучать засыпать без укачивания.

Для того чтобы малыш быстро научился ходить, желательно выделить для этого специальное помещение (отдельную комнату). Здесь должны находиться неопасные предметы, на которые он будет опираться во время ходьбы. Пол должен быть застелен мягким ковром.

Таким образом, можно сказать, что малыш в 9 месяцев максимально готов познать окружающий мир , развивать и приобретать новые навыки. Причём не надо принуждать малыша к обучению, он сам с удовольствием стремится овладеть хождением и речью. Со стороны взрослых нужно только внимание, терпение и поддержка, благодаря которым уже к годовалому возрасту ребёнок научится всему необходимому.