Что понимает ребенок в утробе матери. Слышит ли ребенок музыку в утробе матери

Сейчас все чаще говорят не только о пренатальной (т.е. «дорожденческой», если можно так выразиться) диагностике, но и о пренатальной психологии и даже о пренатальной педагогике. Скептики пожимают плечами, энтузиасты утверждают, что приступать к воспитанию ребенка надо чуть ли не до зачатия. Кто прав?

Попробуем рассуждать логически. Корректно ли считать стартовой точкой жизни момент рождения? Понятно, что нет. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом - это доказанный факт (да никто, собственно, всерьез и не подвергает его сомнению - даже самые заядлые скептики). Трудно себе представить, что все это «свалилось» на него сразу - в момент рождения. Известно, что ребенок, родившийся значительно раньше, чем ему «положено», реагирует на звуки и яркий свет. О чем это свидетельствует? По меньшей мере о том, что слуховой аппарат недоношенного ребенка уже в основном сформирован. Есть ли в таком случае у нас основания утверждать, что ребенок до рождения не видит и не слышит?

Откуда мы знаем?

Можно ли достоверно узнать, что чувствует и на что реагирует ребенок, находясь в утробе матери? В определенной степени - да. Чувственное восприятие не может не отражаться на физическом состоянии организма. Мы знаем по себе: сильное волнение заставляет сердце учащенно биться; слыша резкий громкий звук, мы инстинктивно вздрагиваем и т.д. Между прочим, именно на этой неразрывной связи между психикой и физиологией основан принцип действия пресловутого «детектора лжи», изобретенного в начале XX столетия. В первых модификациях этого устройства измеряли кожно-гальваническую реакцию человека, теперь - целый комплекс показателей, и в первую очередь - электроэнцефалограмму. Конечно, «лгуны» давно научились сознательно обманывать хитроумную машину, однако суть не в этом, а в том, что современная наука располагает весьма внушительным арсеналом средств, позволяющих по изменениям физиологических параметров человека зафиксировать его ощущения и даже (в весьма ограниченных пределах, разумеется) его мысли.

Что мы знаем?

Итак, что же достоверно известно современной науке о психо-интеллектуальном внутриутробном развитии ребенка? Не слишком много, но и не так уж мало.

Вкус и обоняние. К 13-й - 15-й неделе вкусовые рецепторы плода практически ничем не отличаются от вкусовых рецепторов взрослого человека. Между прочим, амниотическая жидкость, окружающая плод, может иметь отчетливый запах и привкус сильнопахнущих продуктов и специй, употребляемых в пищу матерью, - кэрри, тмина, чеснока, лука и т.д. (это известно еще с древности). Нет никаких свидетельств в пользу того, что ребенок в утробе может различать эти продукты по вкусу и запаху, однако известно, что недоношенный ребенок, родившийся на 34-й неделе, сразу же после рождения гораздо охотнее сосет сладковатую соску, чем безвкусную (точнее - с резиновым привкусом), - то есть способен отличить один вкус от другого и даже имеет собственные вкусовые пристрастия. Так что не исключено, что, скажем, узбекские дети с самого рождения «любят» плов, в русские - «щи да кашу»…

Зрение. Меньше всего известно ученым о внутриутробном зрении ребенка. С полной уверенностью можно сказать одно: в момент рождения ребенок лучше всего фокусирует взгляд на объектах, находящихся в 20-30 см от него (на таком расстоянии от глаз ребенка находится лицо матери во время кормления грудью).

Слух. Если о развитости обонятельно-вкусовых и зрительных ощущений плода судить довольно сложно, то абсолютно достоверно известно, что ребенок в утробе слышит! В течение большей части внутриутробного периода слух у ребенка, по всей видимости, доминирует над остальными четырьмя чувствами.
Исследования, проведенные около 10 лет назад в Белфасте, показали, что о «реактивном» - т.е. вызывающем реакцию - слуховом восприятии можно говорить уже через 16 недель после зачатия (раньше считалось, что лишь на исходе второго триместра)! Такие результаты поразили ученых: ведь это означает, что ребенок начинает слышать еще до того, как у него… заканчивается формирование ушей и слухового аппарата! Объясняют этот парадокс следующим образом: в процессе слухового восприятия на этом этапе принимает участие не только незрелый слуховой аппарат плода, но и его кожа (орган осязания , интегрирующий вибро-, термо- и болевые импульсы), а возможно, даже и кости. (У плода и у новорожденного ребенка чувства вообще практически невозможно отделить одно от другого - такое явление ученые называют «синестезией».) Полноценный слуховой аппарат формируется у ребенка приблизительно к 24-25-й неделе внутриутробного развития!

Кто лучше слышит?

Как это ни парадоксально, в каком-то смысле еще не родившийся младенец может больше, чем мы с вами: он нас слышит, а мы его - нет. Конечно, с помощью хитроумных лабораторных приспособлений можно не только услышать, но и увидеть малыша, но не переселяться же будущим родителям в кабинет акушера-гинеколога!

Для родителей, желающих начать общение со своим ребенком еще до его рождения, придумано устройство BabySound . Компактное и удобное, оно устроено по принципу электронного стетоскопа и абсолютно безвредно как для матери, так и для ребенка.

Приложите устройство к животу, наденьте наушники - и вы услышите самые удивительные звуки на свете - биение сердца вашего малыша! Что еще можно услышать? Как он ворочается, брыкается (дети есть дети!) и даже… икает (да-да, примерно с 10-й недели он частенько этим занимается)! Вы, если захотите, можете досконально изучить «распорядок дня» вашего крохи: когда он спит (а спит он немало - процентов 90 всего времени) - когда бодрствует, когда весел - когда задумчив. Вы узнаете, смешно ли ему, когда вы смеетесь (между прочим, УЗИ показывает, что, когда мама смеется, ребенок нередко начинает активно двигаться, по мере сил солидаризируясь с ее весельем), и грустит ли он, если вам плохо (согласно данным исследований, когда мама переживает стресс, у плода учащается сердцебиение, так что лучше переключиться с сиюминутной неприятности на мысли о ребенке - вы услышите, как он постепенно успокоится). А еще можно записать все, что вы услышали, на кассету и позже, уже после рождения малыша, проверить наконец, правда ли, что «внутриутробные» звуки успокаивают рыдающего младенца, настраивая его на вдумчиво-ностальгический лад.

Поговори со мною, мама…

Скептики могут сколько угодно фыркать и пожимать плечами, но мы возьмем на себя смелость утверждать, что еще в утробе матери ребенок способен к обучению! Правда, следует уточнить терминологию: родной речи вы его не научите, даже если будете говорить с ним с утра до ночи. Говоря о способности к обучению, мы имеем в виду уровень формирования рефлексов - но и это, согласитесь, немало! Например, в ответ на резкий громкий звук младенец вздрагивает, а его сердце начинает биться значительно чаще (боится?), а вот если этот звук повторяется с достаточной регулярностью, ребенок «привыкает» к нему и перестает реагировать. Успокаивающе действует на младенца и звук материнского голоса. Мало того, доказано (опять же на основании зафиксированных изменений физиологических параметров), что сразу же после рождения младенец узнает голос матери! Что это значит? Это значит, что в течение долгих месяцев, проведенных в утробе, малыш успел привыкнуть к этим звукам и - не побоимся этого слова - полюбить их!

Правда, не стоит думать, что плод в утробе слышит то же, что и мы с вами, и так же, как и мы с вами! Современная техника позволяет вести «репортаж»… прямо из матки. Американские ученые ввели в полость матки беременной женщины миниатюрный гидрофон и немедленно поняли, что материнская утроба - отнюдь не самое тихое место на свете! Чего только не слышит младенец: ток крови в материнских сосудах, бульканье и бурчание, доносящееся из маминого желудка и кишечника, звук ее голоса, пропущенный сквозь «фильтр» многочисленных препон, голоса других людей, доносящиеся извне и приглушенные солидной «звукоизоляцией»: амниотической жидкостью, плодными оболочками и материнской брюшиной… Проведите нехитрый эксперимент: принимая ванну, погрузитесь в воду с головой. Не правда ли, шум наполняющей ванну воды слышен теперь совсем по-другому, а прочие голоса и звуки доносятся как бы из другого мира? Вот вам слабая имитация того, что слышит ваш ребенок. С помощью BabySound вы можете слегка приблизить для него звучание вашего голоса к естественному (кто знает, может, так ему будет проще узнать голоса родителей после выхода из материнской утробы?). Только не напугайте малыша: как мы уже говорили, дети в утробе боятся резких и громких звуков! Можете негромким и нежным голосом… почитать ему сказку. Нет-нет, мы не собираемся утверждать, что он что-нибудь поймет, но он, возможно, запомнит ее звучание. Не так давно американский профессор психологии Энтони Де Каспер предложил одной беременной женщине на последних месяцах беременности ежедневно читать своему малышу какую-нибудь сказку. Будущая мама выбрала «Кота в сапогах». В первые дни после рождения мама, кормя ребенка грудью, читала ему «на выбор» разные сказки. Малыш начинал сосать заметно активнее, когда слышал «любимого» «Кота в сапогах». Можете дать вашему сыну или дочери послушать негромкую мелодичную музыку (что-нибудь вроде «Колыбельной» Брамса). Не все согласны с тем, что услышанная в утробе музыка влияет на дальнейшее развитие ребенка, но в том, что тихая, спокойная мелодия благотворно влияет на состояние плода, сомнений нет.

Одним словом, BabySound может стать помощником в общении родителей (причем не только мамы, но и будущего папы) с ребенком. А общение, как известно, - залог понимания!

Жизнь будущей мамы полна впечатлений и ощущений. И дело не в том, что все беременные резко начинают искать себе приключения. Дело в гормональных и физических изменениях.

В этой карусели эмоций возникают вопросы, к примеру, что чувствует ребенок в утробе матери, когда она плачет?
Давайте размышлять.

Всем известно

После 29-й недели у плода развиты все органы чувств. Он уже слышит, реагирует на свет, чувствует вкусы, запахи.
Когда отец ребенка гладит живот, малыш может затихать. Этим спасаются многие мамы, у которых детки любят тренироваться эквилибристике в утробе.

И вот с этого момента будущих родителей (не всех, хоть и многих) начинает заносить на обучение алфавиту и ограничения интимной близости, потому как ребенок уже вроде как совсем человек.

Малыш же не отделяет себя от матери. Когда извне начинают оказывать на него воздействия, он либо затихает (защита при опасности), либо активно проявляет свое недовольство.

Поэтому делать следует все наоборот: направлять положительные воздействия на беременную. Что хорошо маме, хорошо и ребенку.
Во время близости, женщина получает коктейль гормонов радости, которые передаются малышу. Так что ограничивать секс во время беременности без медицинских показаний не нужно.

Исключение в вопросе «хорошо» составляют вредные привычки. Алкоголь, курение и кофе негативно влияют на плод. Вредные вещества преодолевают плаценту и попадают прямо к плоду. Ученые установили, когда мама курит, к ребенку поступает меньше кислорода, и у него это вызывает болезненные судороги. Малыш начинает корчиться и шевелиться. Более того, человечек протестует уже на этапе, когда мама только подумает о сигарете.

Можете посмотреть коротенькое видео, как реагирует плод на курение беременной. (Видео для меня было жестоким, так что слабонервным смотреть не советую).

Оказывается

На самом деле, уже с 10-й недели беременности идет активный обмен эмоциями между беременной женщиной и ее будущим ребенком!

Практически каждой эмоции соответствует отдельный гормон. Например, в моменты радости выделяются эндорфины, а в минуты грусти надпочечники продуцируют катехошмины. Через плаценту гормоны легко попадают к ребенку.

Есть снимки, на которых зафиксировано: малыш в утробе практически синхронно улыбается с матерью или копирует другие эмоции (выходит, что и состояние тоже).

Соответственно, если плачет мама, то может плакать и человечек вместе с ней.

Плач младенца в утробе:


Плод также может передавать свое настроение маме. Такой вот взаимообмен.

Эмоции, опасные для жизни

Длительный и частый стресс может привести к нарушению кровоснабжения плаценты. Однако следует понимать, что в стрессовой ситуации вырабатываются гормоны. Запускается сложный механизм. Зачем? Для экстренного решения ситуации, для возможности выживания. Происходит побуждение к действию, направленному на благополучный исход ситуации. Природой все предусмотрено.

В стрессовой ситуации важно адекватно реагировать. Вместо того чтобы держать в себе эмоции потому что «нельзя же нервничать», отпустите их:
выговорите, прокричите, разбейте тарелку, поплачьте, съешьте конфетку…

Риск представляет собой постоянство стрессового фактора. Если вы все время нервничаете, постарайтесь исключить тревожащий фактор.

Вывод

В книге Ж. Цареградской «Ребенок от зачатия от года» написано: «Во время беременности гормоны радости эндорфины, проникая к плоду, сообщают ему ощущение покоя и счастья. Частое переживание ребенком этого состояния в утробе матери способствует правильному формированию его психики, определяет его личностные качества, что, несомненно, определяет характер его поведения и поступков в дальнейшей жизни. Многочисленные опросы матерей показали, что у мам, ждущих ребенка и любящих его еще до рождения, дети рождаются более здоровыми и психически устойчивыми.»

Ключевой фактор для здоровья – любовь матери!

Людям свойственно испытывать разные эмоции. И исключительная радость – прямой путь в лечебницу для душевнобольных.
Пресловутое «не надо нервничать» уже порядком нервирует!

Если беременная женщина нервничает, плачет, а после отпускает свою печаль, справившись с ней, она в итоге показывает ребенку, что мир разный. И эмоции в нем разные. И как можно с этими эмоциями справиться.

В жизни бывают разные ситуации. Стрессовый фактор возможен, но тучи проходят, и появляется солнце и светлое небо!
Берегите себя!

Для поднятия настроения предлагаю посмотреть видео, как малыш в утробе хлопает в ладоши, когда его родители поют:

У вас много вопросов по уходу за новорожденным? Это хорошо, ведь правильное понимание этих тем сослужит хорошую службу здоровью и благополучию вашего ребенка. Обратите внимание на отличные курсы врача Ирины Жгаревой, которые помогут вам сориентироваться в начале вашего материнства:

«Подготовка к беременности и родам»

«Естественное родительство: мифы и рифы»

«Секреты счастливого материнства»

Эта статья подготовлена при поддержке консультанта по материнскому искусству Евгении Старковой. Вы можете задать ей вопрос по теме статьи в комментариях, или воспользовавшись формой обратной связи .

Все мамочки, как после, так и до рождения своей крохи, беспокоятся за их здоровье и самочувствие, благополучие и настроение. Беременным женщинам ни в коем случае нельзя расстраиваться, но некоторые внешние обстоятельства, гормональные сбои и перемены в настроении, сказываются на моральном благосостоянии матери. Поэтому вопрос, что чувствует ребёнок в утробе матери, когда она плачет , возникает часто.

Малыш тесно связан со своей мамой и до и после рождения. Чувствует её настроение и его перепады, реагирует на них, сочувствует и сопереживает неприятностям. Начиная с 29-ой недели беременности , у ребенка развиты уже все органы чувств, он чувствует запахи и вкус, осязает окружающее его пространство и даже различает изменение освещения. Поэтому не стоит расстраиваться и плакать во время беременности. На будущем благосостоянии вашего малыша, скажется ваше поведение во время беременности. Стоит быть аккуратней со своим эмоциями, оградить себя от нервных потрясений и стрессов.

Существует множество книг о беременности, родах и новорождённых. Их пишут квалифицированные медики: психологи и педиатры. Доверят им конечно можно, но нельзя упускать и наличие индивидуальных показателяй матери и плода. И так, многие специалисты утверждают, что моральная связь матери и ребёнка, очень плотная и тесная. Но помимо эмоциональной связи, есть и физическая. Когда мать радуется, в её кровь происходит «впрыск» гормона – эндорфина, а соответственно, он происходит и в кровь малыша в утробе, у него повышается настроение. Дети в животе у мамы, так же умеют радоваться и улыбаться, как и мама.

К сожалению, не только радостные эмоции чувствует кроха в утробе, грусть и стресс, так же. Когда мать испытывает стресс, у неё нет настроения, что-то её угнетает, происходит поступление гормона кортизола, либо кортизона. В кровь ребёнка эти гормоны так же поступают от матери, соответственно мамочка, сама того не желая, передаёт своё плохое настроение ещё не рождённому крохе. А тот может грустить и плакать, что научно доказано.

Нервное потрясение ребёнок так же может получить от мамы. Когда ей страшно, в кровь происходит поступление адреналина, в кровь ребёнка он тоже поступает. Малыш начинает нервничать и бояться, мучается и бьётся. Такие стрессы всегда откладываются в подсознании, и влияют на моральное самочувствие и психику крохи.

Обидеть малыша можно и в утробе. Даже если мама немного расстроена, на малыша это непосредственно влияет. Как и влияет то, что она рассказывает, поёт, даёт слушать. Ребёнок чувствует не только заботу и любовь, но и разочарование и негатив. Поэтому когда мама плачет, малыш плачет с ней . Малыш реагирует на тон голоса, движения и даже дыхание. Стоит быть предельно аккуратными с тем, что говоришь и слушаешь, на что смотришь и даже о чем думаешь во время беременности. Малейший перепад сказывается на характере и поведении ребёнка в будущем. Стоит приобрести настольную книгу со сказками, и ограничить все фильмы, вызывающие плохое настроение, страх и слёзы.

В медицине принято делить беременность на триместры :
1-й триместр – с 1-го по 3-й месяц беременности, в этот период у ребенка развиваются органы и структуры тела;
2-й триместр – с 3-го по 6-й месяц, формируются сердце, легкие и головной мозг до уровня, необходимого для выживания;
3-й триместр – с 6-го по 9-й месяц, происходит подготовка к работе всех систем и органов, то есть адаптация малыша.

Все люди знают, что ребенок в животе связан с мамой пуповиной, через которое получает необходимое ему питание. Беременной женщине все советуют хорошо питаться и быть спокойной, испытывая исключительно положительные эмоции. И это совершенно правильно, ведь беременность это гормональный процесс, а все эмоциональные реакции человека связаны с гормонами. При стрессах и испугах у каждого человека в организме вырабатывается адреналин, который возбуждает нервную систему, а у беременной и нервную систему ребенка в утробе матери. При сильном стрессе огромные дозы адреналина могут привести к постоянной необходимости его получать, отсюда и рождение неспокойных возбудимых детей, которые плохо спят и едят, принося большие беспокойства родителям. Многих пап интересует вопрос, а чувствует ли ребенок что-нибудь в утробе матери и слышит ли он его речь? К концу шестого месяца или в начале третьего триместра беременности женщины малыш начинает реагировать на звуки.

К концу этого месяца вес ребенка составляет от 700 до 750 гр., а рост его всего 30 см. В это время формируются ногти на руках и веки, волосы на голове у ребенка становятся гуще, оформляются контуры лица. Также у ребенка раскрываются ноздри и начинают формироваться альвеолярные мешочки легких. Ученые пришли к выводу, что начиная с этого периода, тесное общение с родителями для ребенка очень важно. Ребенок в животе должен чувствовать прикосновение родителей через животик и слышать их голос.

Современные исследования американских ученых показали , что начиная уже с четвертого месяца беременности, ребенок в утробе матери чувствует, слышит и по-своему понимает, что происходит. Вот какие интересные факты обнаружили ученые в процессе исследований:

1. Ребенок дублирует действия и настроение матери . Он дремлет тогда, когда мать спит и пробуждается вместе с ней. Когда мать спокойна, то и ребенок ведет себя спокойно.

2. Ребенок реагирует на свет . Происходит это к концу шестого – началу седьмого месяца. Несмотря на то, что зрение почти не востребовано до рождения, в матке ребёнок видит свет. Если лампу направить на живот матери, то ребенок стремиться к бегству. Он смыкает веки и переворачивается в животе.

3. Ребенок запоминает слова и целые выражения . Он слышит звук маминого голоса и отличает его от остальных звуков. Если папа часто разговаривает с ребенком через животик, то звук его голоса он хорошо запоминает и сразу узнает после рождения. Американские ученые приводят такой факт: беременная женщина посещала курсы будущих матерей и делала гимнастику под команду «вдох-выдох», спустя два года после рождения дочери она была сильно удивлена, услышав, как дочь повторяет ту же команду: «вдох-выдох».

4. Ребенок слушает , как разговаривают родители и реагируют на интонацию их голоса. Когда к нему обращается отец или мать, он успокаиваются, ритм его сердца ровный и спокойный. Ссоры родителей заставляют сердце ребенка сильно биться. Если родители оптимисты, то и ребенок наследуют уже в утробе эти качества характера.

5. Ребенок обладает чувством вкуса и любит сладкое . Ученые установили, что после введения глюкозы в околоплодные воды у ребенка усиливаются глотательные движения, а впрыскивание йода замедляет их. От неприятного вкуса йода ребенок кривится от отвращения.

6. Ребенок реагирует на внешние раздражители . Он двигает головкой, если животик мамы погладить рукой. А если на живот матери полить холодную воду он бьет ножками, выражая свое недовольство и гнев.
7. Ребенок слышит музыку . Оказалось, дети в утробе не любят рок и им очень нравится классическая музыка. Спокойная музыка Бетховена и Вивальди усыпляет их.

8. Ребенок ненавидит курение . Ребенку не нравиться даже то, когда мама думает о курении. Его сердце начинает учащенно биться уже тогда, когда мама думает о том, не затянуться ли ей очередной сигаретой.
9. Уже двухмесячный ребенок в утробе матери реагирует на физические травмы матери . Если мать нечаянно удариться животом, то ребенок как бы прячется, ища спасения.

Все мамы с нетерпением ждут рождения ребенка, чтобы увидеть и обнять своего долгожданного малыша! Интересно, как идет развитие плода в период этого ожидания? И как растет малыш по неделям в животе у мамы?

Что делает, видит, слышит и чувствует малыш, находясь долгие 9 месяцев у мамы в животике. Развитие плода по неделям .

Самые первые ощущения появляются у плода уже в 6–7 недель . Уловить состояние ребенка на столь раннем сроке, понять, что он чувствует и воспринимает, практически невозможно, так как он еще не дает никакой обратной реакции и не может сообщить маме, что ему нравится, а что – нет. Но в 6 недель у плода уже заложены основные отделы головного мозга, которые называются мозговыми пузырьками, и начинают формироваться нервные клетки.
Посмотрим, как идет развитие плода, его органов чувств, как у него совершенствуется способность воспринимать окружающую среду.

Всегда в движении

6–7 недель У маленького человечка уже есть первый орган чувств – вестибулярный аппарат. Он помогает даже в безопорном пространстве поддерживать равновесие тела. Ребенок всю свою внутриутробную жизнь проводит в движении: во-первых, он постоянно двигается сам (наблюдая с помощью УЗИ развитие плода, можно увидеть, что он никогда не остается неподвижным); во-вторых, мама тоже двигается, и малыш смещается вместе с ней относительно земной оси. Это первая информация об окружающем мире, которую получает плод. К концу внутриутробного периода ребенок так хорошо усваивает движения мамы, что различает, когда она спокойна, когда взволнована, когда напряжена, и тоже реагирует на это своими движениями.

Младенец очень хорошо реагирует, если его перемещают в пространстве (ведь он так привык к этому за 9 месяцев!). Он быстро успокаивается, когда его носят на руках, возят в коляске. Часто родители задают вопрос: нужно ли качать ребенка, чтобы он успокоился и заснул? Да, если ему это необходимо, ведь движение для младенца – это нормальное состояние.

Все потрогать

7,5недель У плода появляется кожная чувствительность. Сначала она возникает в области рта – это подготовка к формированию сосательного рефлекса. С 8 недель у ребенка становятся чувствительными лицо и ладошки, а с 10 недель – вся поверхность тела.
В животике у мамы для ребенка много материала для развития тактильных ощущений. С помощью ультразвука можно увидеть, как малыш трогает свое собственное тело, пуповину, стенки плодного пузыря.
Свою чувствительность ребенок начинает использовать не только для изучения внутреннего пространства матки, но и для освоения внешнего мира. Если мама прикладывает руку к животу, малыш пытается прикоснуться к ней «с другой стороны». Таким же образом ребенок еще до рождения может «познакомиться» и с папой, и с братьями-сестрами.
Очень интересно плод реагирует и на датчик УЗИ: сначала, почувствовав прикосновение незнакомого холодного предмета, он напрягается и отодвигается в сторону, но потом, если мама не волнуется и расслабляется, он успокаивается и начинает изучать новый предмет – пытается потрогать датчик ладошками или пяточками.

Со второй половины беременности, когда вы уже будете чувствовать шевеление ребенка, можно устраивать ему «мамин сеанс». В одно и то же время суток прикладывайте руки к животу и пойте малышу колыбельную или любую детскую песенку. Кроха в это время будет пытаться прикоснуться к вашим рукам «с обратной стороны». Каждый день нужно петь одну и ту же песенку – тогда малыш к ней привыкнет и после родов будет узнавать ее и успокаиваться, услышав знакомую мелодию. Такой сеанс должен длиться не более 10 минут, чтобы ребенок не уставал, но делать это нужно ежедневно. Можно устроить не только мамин, но и папин «сеанс».

Секреты вкуса

9 недель У плода появляются вкусовые сосочки на языке и формируется вкусовая чувствительность. Плод заглатывает околоплодные воды, а их состав и, соответственно, вкус меняется в зависимости от условий. Так, например, если в околоплодные воды попадает что-то горькое, например, дезинфицирующее вещество, которое используют при заборе околоплодных вод, малыш начинает морщиться, высовывает язык, совершает меньше глотательных движений, будто пытается выплюнуть то, что ему не нравится. А вот введение в околоплодные воды глюкозы ускоряет глотательные движения «сладкоежки».То, что ест мама, в микродозах поступает также в околоплодные воды. И если беременная ест, например, чеснок или лимон, вкус вод становится более горьким или кислым, отчего малыш начинает морщиться.

Еще до рождения мама может приучить ребенка к своим любимым блюдам, даже если они имеют специфический вкус. Так, например, если блюда с чесноком входят в повседневный рацион, отказываться от них полностью не стоит. Малыш со временем привыкнет к ним и начнет воспринимать спокойно. Есть факты подтверждающие, что ребенок после рождения часто обнаруживает предпочтения к тем блюдам, которые мама любила есть во время беременности.

Мир звуков

14 и 16 недель Плод начинает слышать. До 16 недель он воспринимает звук только как вибрацию. В 16 недель мы уже видим реакцию ребенка непосредственно на звук – он может поворачивать голову в ту сторону, откуда раздался заинтересовавший его звук, закрывать лицо руками при резких, пугающих его звуках.
Многие считают, что при появлении на свет ребенок попадает из тихого «домика» в мир шума. На самом деле, все по-другому: из интенсивной звуковой среды он переносится в мир, где звуков не так уж много. Что слышит плод в животе? Стук материнского сердца, шум кровотока по сосудам, напоминающий накатывание волн на крупную гальку, работу кишечника, похожую на мурлыканье кошки…
Есть данные, что у ребенка еще до рождения возникает чувствительность к речи окружающих и, естественно, к речи матери. Особенно хорошо он ориентируется в интонациях. Ссоры родителей, сопровождающиеся криком, пугают его, а доброжелательная беседа успокаивает. Все это можно отследить по интенсивности сердцебиения и движений плода.

Когда ребенок появляется на свет, речь, которую он слышал, находясь в животе, уже несет для него эмоциональную нагрузку, и он легко под нее подстраивается.

Вижу свет!

25 недель У ребенка начинают работать органы зрения. Конечно, в матке у мамы не так много информации для развития зрения, но и этого малышу оказывается вполне достаточно. Доказано, что у плода уже есть светоощущение. Так, солнечный свет он видит в приглушенных оранжевых тонах и реагирует на рассеянные лучи положительно, а от прямых – прячется, жмурит глазки.

Еще до рождения ребенку нравится солнечный свет, он может различать его, даже если на маме надета легкая одежда. Поэтому в теплую погоду необходимо обязательно бывать на свежем воздухе (это, кстати, будет и хорошей профилактикой рахита). Но не нужно слишком долго подвергать ребенка воздействию солнечного света, так как это утомляет и перевозбуждает.

Общение до рождения

Будущие мамы часто спрашивают, нужно ли разговаривать с малышом до рождения. Даже если вы специально не отводите время на разговоры с ребенком, он все равно слышит вас, когда вы разговариваете с другими людьми, чувствует ваше настроение и это влияет на развитие плода. И это очень важно. Некоторые мамы, вычитавшие, что нужно обязательно разговаривать с ребенком, начинают буквально насиловать себя таким общением, но навязанные уроки ребенку ни к чему. Все должно быть естественно.
Чтение мамой обучающих текстов, иностранных слов до рождения ребенка – это непонятная и ненужная ему информация. Зато малыш хорошо запоминает эмоционально окрашенные слова, особенно те, которые относятся к нему. Поэтому можно еще до рождения придумать ребенку слово, которым вы будете его называть после рождения – «солнышко», «зайка» «лапочка» и т. д. Вы можете называть ребенка этим словом и поглаживать живот, тогда малыш после рождения будет очень хорошо реагировать на это название.

После своего появления на свет ребенок испытывает тоску по прикосновениям к своему телу, ведь в первое время ручки и ножки не слушаются его так же хорошо, как это было, когда он плавал в околоплодных водах, и он не может сам себя ощупывать. Поэтому малыш очень любит, когда мама носит его на руках, прижимает к себе, трогает, поглаживает его тело.

Слушаем музыку

Плод, как и мама, слышит музыку. Нравится ему музыка или нет, вы можете определить и сами. Если музыкальные ритмы пришлись ему по вкусу, он начнет двигаться в ритм движениям (как иногда говорят беременные – «он танцует»). Если же ребенок двигается в другом ритме или слишком интенсивно, нужно задуматься – может быть, музыкальные уроки не доставляют ему удовольствия.
Категорически не рекомендуется ставить наушники на живот. Дело в том, что таким образом мы нарушаем среду ребенка. Все звуки он слышит на некотором расстоянии, воздух образует естественный барьер. Когда мы ставим наушники на живот, воздушной прослойки нет и малыш оказывается под воздействием звуков необычной интенсивности.
Хотите слушать музыку – слушайте, главное, чтобы она доставляла вам удовольствие. Кстати, малыши предпочитают музыку с простой и ясной мелодией, например, народные и детские песни. Можно слушать классическую, популярную музыку, но избегайте тяжелого рока.

После появления на свет ребенку не нужна абсолютная тишина. Он может спокойно спать, если неподалеку от него негромко разговаривают, что-то делают. Конечно, надо избегать громких, резких звуков, которые будут его пугать. Новорожденный хорошо помнит стук материнского сердца, который он так долго слышал над собой. Он успокаивает его, даже когда малыш находится уже вне материнской утробы. Чтобы утешить расплакавшегося малыша, возьмите его на руки, положите на левую сторону, и он, услышав знакомые звуки, утихомирится.