Детские шалости: как бороться. Детская шалость (Алексей Гурбатов)

Пожары, возникающие по причине детской шалости с огнем – явление, к сожалению, далеко не редкое. Финал таких пожаров может быть очень трагичным.

Почти все дети проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальную опасность, их неудержимо манит к этому чуду природы. В возрасте от трех до пяти лет дети в своих играх часто повторяют взрослых, имитируя их действия, труд. В этом возрасте детям хочется все скорее узнать и испытать на себе. Стремление к самостоятельности особенно проявляется, когда дети остаются дома одни.

Нельзя быть уверенным в том, что оставшись один, ребенок не решится поиграть коробочкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который однажды видел в лесу.

Бывают случаи, когда взрослые ввиду разных обстоятельств вынуждены оставлять детей на какое-то время без надзора. Это опасно, особенно если дети остаются в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не смогут выйти из опасного помещения наружу.

Нередки случаи, когда шалость переходит в хулиганство. Ради развлечения ребята пускают с крыш домов и балконов горящие "самолетики", поджигают почтовые ящики, обшивки дверей квартир, бросают в подъезды зажженные дымовые шашки, совершенно не думая, к каким последствиям могут привести такие развлечения.

Как правило, виноваты во всех этих шалостях, прежде всего родители, старшие братья и сестры, которые оставляют детей без присмотра в квартирах, не прячут от них спички, не контролируют поведение детей, не следят за их играми, а иногда, потакая детским капризам, разрешают самостоятельно играть со спичками, поручают малолетним детям присматривать за топящимися печами, включать электроприборы.

Что нужно делать для того, чтобы избежать пожара от детской шалости с огнем:

- рассказывайте детям о пожаробезопасном поведении;

- будьте примером во всех ситуациях, связанных с соблюдением правил пожарной безопасности; - не оставляйте спички в доступном для детей месте;

- не поручайте детям разжигать печи, газовые плиты, самостоятельно включать электробытовые приборы; - следите, чтобы дети не разжигали костры;

- уходя из дома, не оставляйте малолетних детей без присмотра взрослых;

- организуйте ребенку интересный досуг.

Научите ребенка правильным действиям при пожаре.

При обнаружении пожара или признака горения (задымления, повышенной температуры, запаха гари и т.п.) ребенок любого возраста должен немедленно покинуть помещение.

Сообщить о пожаре взрослым или в пожарную охрану по единому телефону спасения «01».

Как говорят: «Запретный плод сладок!», поэтому полезнее объяснить еще раз ребенку о подстерегающей его опасности, таящейся в коробке спичек, зажигалке, чем просто сказать: «Нельзя!»

Очень важно, чтобы дети запомнили эти советы. Личным примером учите, детей соблюдению привил пожарной безопасности. Только большой заботой о наших детях мы сможем предупредить пожары от детской шалости с огнем, сохранить свой дом, имущество и самое дорогое – жизнь ребенка.


Отдел надзорной деятельности и профилактической работы УНДПР ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу

Детские шалости иногда переходят все границы. Чаще всего виной этому становится воспитание. Глядя на современных детей и их родителей, можно сказать, что уровень развития у них практически одинаковый. Можно ли это как-нибудь изменить?

Детские шалости начинаются с примитивной вседозволенности . Особенно это касается долгожданных детей. Родители, которые долго ждали рождения ребенка, порой переходят границы допустимого и разрешают детям вещи, которые окружающим приносят дискомфорт. Спустя время родители тоже начинают страдать от привычек своих избалованных деток, но справиться с ними становится все сложнее и сложнее.

Стоит учитывать, что дети уважают мнение родителей до тех пор, пока родители сами не убьют в глазах ребенка свою репутацию. Что же делать, если детские шалости невозможно прекратить ?

Спросите у себя: в какой период взросления ребенок начал шалить ? Возможно, в какой-то момент вы закрыли глаза на его воспитание и предоставили ребенка самому себе? Естественно, детей нужно приучать к самостоятельности с ранних лет, но не забывайте, что дети, познающие мир, обращают внимание и на негативные вещи.

Внимательно проанализируйте поведение ребенка . Как он ведет себя с ребятами во дворе/в саду/в школе? Если он дерется и неуважительно относится к ровесникам, значит, необходимо провести с ним воспитательную беседу. Ни в коем случае не наказывайте ребенка, пока не разберетесь, почему он так себя ведет. Возможно, его обидели или побили. Не желая быть ябедами, дети чаще всего сами пытаются решить проблему. Иногда они не признаются родителям о том, что их обижают. Это происходит по причине того, что родители часто упрекают своих малышей, мол, «не будь ревой», «ты же мужчина» и т. д. Дети остро ощущают превосходство взрослых, потому сами стремятся взрослеть поскорее. Отсюда и желание добиться справедливости кулаками или обидными оскорблениями, услышанными, возможно, и от вас.

Если ребенок портит имущество, попытайтесь принимать меры аккуратно. Не стоит бить по рукам, мазать горчицей вещи, которые он грызет, и ставить на гречку . Этим вы показываете ребенку, что сила и хитрость - главный залог успеха. Не удивляйтесь, если он стремительно научится врать после таких приемов воспитания. Объясните ребенку, что если он, к примеру, порежет скатерть, маме придется покупать новую, а значит, вся семья останется без вкусностей. Тем не менее, не подкупайте детей подарками за хорошее поведение, иначе ребенок будет пересиливать себя во имя заветной шоколадки: вы привьете ему жажду награды, и ребенок в будущем вряд ли будет что-то делать просто так, из энтузиазма.

Если ребенок закатывает публичные истерики , не нужно при всех кричать на него и тем более — бить. Психологи утверждают, что если ребенок начинается валяться на полу с криками и слезами, нужно сказать: «Давай, постучи ногами сильнее!». Ребенок воспринимает это как требование, а требования дети исполняют неохотно, что может стать быстрым окончанием истерики.

Детские шалости с возрастом проходят . Ребенок перерастает и становится спокойнее. Чтобы не слишком пострадать от детских истерик, постарайтесь уделять ребенку больше внимания, но не переборщите: помните , что мальчику нужно больше внимания отцовского, а девочке - и материнского, и отцовского. Попытайтесь заполнить досуг ребенка максимально интересными занятиями, и вы не испытаете никаких проблем в его взрослении. Кроме того, проводя с ребенком познавательные занятия, родители и сами много чего узнают полезного и интересного, а


ДЕТСКИЕ ШАЛОСТИ

И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Взаимодействуя с существующими ценностями в жизни, ребенок сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями и другими значимыми для него взрослыми и сверстниками.

Несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами формирует в сознании ребенка негативное отношение, как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе. Начинаются трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам осложненного поведения.

Наступили летние каникулы. Это время, когда дети нередко предоставлены сами себе. Далеко не всегда придуманные ими занятия безобидны и законны. В какие противоправные или опасные истории чаще всего попадают дети, подростки и как родителям уберечь свое чадо от необдуманного поступка.

Основная опасность, преследующая подростков, связана с мобильными телефонами. Телефон давно уже стал в подростковой среде не только средством общения, но и статусной вещью. Подростки чаще демонстрируют свои гаджеты, чем используют их. Однако такая демонстрация может сыграть с владельцем дорогого телефона злую шутку. Среди всех преступлений, совершаемых подростками, преобладают хищения дорогих мобильных телефонов.

Чтобы уберечь своего ребенка от такой опасности, следует объяснить и убедить его, что не стоит в малознакомой компании демонстрировать дорогую вещь.

Не стоит забывать, что запрещено в летнее время с 23 до 6 часов утра несовершеннолетним появляться в общественных местах без сопровождения взрослых, за нарушение этого закона к административной ответственности привлекут родителей. Основная задача детского «комендантского часа» - не нарушить права ребенка, а защитить его в ночное время от преступных посягательств.

Другая проблема подростков связана с транспортом. Одни подростки считают безобидной шуткой вскрыть старенькую, отечественную, ничего не стоящую машину соседа, отогнать ее за два квартала. А между тем Уголовный кодекс квалифицирует такие шутки ясно и точно. Фактически любые действия, совершаемые с чужим транспортным средством без согласия хозяина - вскрытие двери, попытки завести агрегат, - считаются угоном.

Вторая транспортная проблема подростков называется «велосипед». Сейчас это средство передвижения появляется у детей и стало такой же статусной вещью, как и дорогой мобильный телефон. Приобретая своему ребенку велосипед, родители должны объяснить ему элементарные Правила дорожного движения. Дети и подростки на велосипедах рассекают по городским улицам, порой забравшись вдвоем-втроем на один велосипед. Такие участники дорожного движения опасны и себе, и окружающим.

Третья распространенная детская летняя «шалость» - побеги из дома. Одна из причин побегов - ссора с родителями и потому ребенок не пришел домой ночевать. Чтобы предотвратить уход подростка из дома, необходимо быть к нему внимательнее.

И еще одна распространенная опасность, подстерегающая наших детей, - это травы и кустарники, произрастающие на территории и в окрестностях нашего города. Маленькие дети часто пробуют на вкус неизвестные листья, цветы, ягоды, не понимая, к каким это может привести последствиям. А порой достаточно нескольких ягод или листочков, чтобы наступила смерть. Чтобы предотвратить беду, родителям маленьких детей необходимо, прежде всего, следить за ними, не допускать, чтобы ребенок один гулял вдали от дома. Жителям частного сектора, имеющим маленьких детей, важно уничтожить всю ядовитую или неизвестную траву вокруг своего дома.

Именно летом мы особенно часто пользуемся услугами железнодорожного транспорта, который осуществляет пассажирские перевозки, но и представляет определенную опасность. Часто на железнодорожных путях, станциях и вокзалах можно видеть бесцельно гуляющих ребят, которые затевают всевозможные игры, подлезают под вагоны, взбираются на их крыши. А подчас, может быть, даже без злого умысла, просто из-за озорства портят железнодорожное оборудование, кладут на рельсы посторонние предметы, бросают в проходящие пассажирские поезда камни. Все должны понимать, что за совершенные поступки может последовать ответственность как административная, так и уголовная. Также надо понимать, что необдуманные шалости могут привести к трагическим последствиям. К сожалению, не понимают не только дети, но и многие родители, считают это обычной шалостью.

Детей подстерегает повышенная опасность и на игровых площадках. Очень часто приходится видеть картину, когда дети, играя, кидаются друг в друга различными предметами (камнями, палками и т.д.), стоят рядом с качелями, когда другие дети качаются на качели. Но если такое озорство не пресечь, то последствия могут быть непоправимыми.

Следует понимать, что на игровых площадках надо не только не допускать баловства, но и вести себя очень внимательно и осторожно.

Уважаемые родители! Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит и будет применять.

Где и как дети проводят свой досуг, с кем они дружат, какими играми увлекаются? Во избежание трагедии все эти вопросы должны быть предметом постоянного внимания взрослых.

Т. А. Зорина,

методист БУ «Комплексный центр социального обслуживания «Милосердие»

Ироническая любовно-криминальная повесть «Детская шалость» – дебютная работа. Повествование ведется от первого лица. Рассказчик – человек, приговоренный к пожизненному сроку заключения, который считает, что оказался в тюремной камере из-за детских шалостей, преследовавших его на протяжении всей жизни. Что это были за шалости, вы узнаете из книги.

Шалость четвертая

Я, бабушка и Славик возвращались с покупками из магазина домой.


Полным ходом шла подготовка к новому учебному сезону, а мы (я и Славик), выросшие за лето в спортивном лагере на несколько сантиметров, экстренно нуждались в обновках. Поэтому бабуля устроила нам (выражусь новомодным словом) шоппинг.

Наша троица подходила к родной парадной, в которой почему-то постоянно пахло мочой. Вдруг возле входа в вино-водочный магазин, расположенного через дорогу от нашего дома, как раз напротив окон нашей коммунальной квартиры, раздался пьяный мужской голос, заставивший всех нас обернуться.

– Ах, ты грязная патаскуха! И ты мне утверждаешь, что между вами ничего не было! Ах, ты …лядь такая!

Я и Славик прыснули смехом, услышав неприличные выражения, но, перехватив суровый бабушкин взгляд, смех прекратили.

– Вот, ребятки мои милые, во что превращается человек, начавший злоупотреблять спиртным, – сказала бабушка и, указав рукой на давно небритого, грязного мужчину, который сквернословил в адрес рядом идущей женщины с растрёпанными сальными волосами и заплывшим левым глазом от удара кулаком.


– Я очень надеюсь, что в ваши светлые головы никогда не придёт мысль так пить спиртное.

– Бабушка, могла бы об этом не говорить, ведь мы – спортсмены! – уверенно высказался Слава и, выкинув левую свободную руку вперёд, продемонстрировал хорошо поставленный джеб (прямой удар).

– Да, да, бабуля, совсем пить не будем! – заверил я нашу бабушку и тоже разрубил уличный воздух свободной рукой, согнутой для бокового удара.

– Я верю, верю вам, мальчики! Но совсем не пить – это тоже как-то не по-людски. В праздники, как это делают ваши родители.., – бабушка Тамара осеклась, вероятно, поняв, что ляпнула не то про общих родителей, но увидев, что её слова остались незамеченными, продолжила:

– В праздники можно. По паре рюмочек даже нужно! Спиртное снимает нервозность и улучшает кровообращение. Главное – не злоупотреблять, а в меру всё можно.

– Я думаю, бабушка, наш тренер с тобой на эту тему поспорил бы, – произнёс Славка и первым проник в полумрак парадной.

– Вот так, бабуля. А ты говоришь! – сказал я и улыбнулся, демонстрируя красивые ямочки на щёках.

– Пойдём, мой хороший! – улыбаясь, произнесла бабушка и, поцеловав меня в темечко, вошла в открытую дверь.


Я зачем-то обернулся и ещё раз посмотрел на пьянчуг.

Мужчина всё матерился, но только делал это намного тише, жестикулируя руками.

Его образ остался в моей памяти, и я, зло сплюнув на асфальт, пошёл догонять своих.


Тридцатого августа приехали мама и папа. Наша радость не знала границ, ведь мы не видели родителей без малого полгода. Их чемоданы ломились от подарков, и это усиливало наше праздничное настроение.


Последний день каникул мы провели вчетвером в ЦПКиО (Центральный парк культуры и отдыха), кормя ручных белок и катаясь на лодках по пруду. Бабушку Тамару оставили дома готовить нам праздничный стол по случаю приезда родителей и предстоящего начала учёбы в пятом классе. Кушанья удались на славу.


Первого сентября, как и в предыдущие годы, накрапывал мелкий дождь и поэтому школьную линейку с улицы перенесли в актовый зал.

Под выступление директора школы и какого-то ответственного работника из ЦК ВЛКСМ, я любовался своими родителями.


Как сейчас помню их красивые, счастливые лица, на которых отчётливо читалась гордость за своих детей и детей всей Страны.

В тот момент я был признателен папе и маме, что являюсь их сыном, что имен но Я – ИХ сын!

Хотя мамы и папы часто не было дома, но для меня родители были самым большим авторитетом на свете, даже (честно признаюсь) большим, чем компартия.


После урока Мира и вступительной речи классного руководителя мы были отпущены по домам.

Дождик прекратился, и выглянуло яркое, тёплое солнце. Возле парадной лестницы школы, внизу, нас ждали родители.

Не заходя домой, мы вчетвером отправились гулять по Летнему саду, где под задумчивые и порой суровые взгляды статуй играли в догонялки, оббегая мелкие лужи, и купались в жёлто-оранжевом море влажноватой опавшей листвы. Это было здорово!


Семейный ужин был завершён, мы со Славой, собрав портфели на утро, готовились ко сну в нашем отсеке комнаты.

Моё внимание привлёк звук, доносящийся с улицы. Казалось, что прямо под окнами жалобно плачет ребёнок.

Я встал на табуретку и выглянул в открытую форточку. Увиденное мне не понравилось.


– Славян, будь другом, подай мне, пожалуйста, вон тот сломанный танчик, – попросил я Славу и указал рукой на игрушку, одиноко стоявшую на книжной полке.

– Держи, Женька, – через несколько секунд отозвался друг-брат и протянул мне макет боевой машины.

– Я думаю, она нам не нужна?! – наверное, больше утвердительно, чем вопросительно произнёс я и прицельно бросил танчик в форточку.


– Ага! Получил?! Больно тебе? Вот и щенку было больно! – кричал я в окно, видя, как сломанный танк достиг своей цели, попав живодёру чуть выше коленного сустава левой ноги.


Мужчина, скрючившись от боли, массировал травмированную ногу и исподлобья всматривался в окна дома, откуда прилетел нежданный «подарочек».

Увидев меня, он выпрямился и, выставив правый кулак в мою сторону, крикнул:

– Ну, сопляк, я тебя запомнил! Ты попадёшься мне, и тогда я тебе башку оторву!


– Женя, что происходит? – спросил Слава.

– Ой, как страшно! – напоследок крикнул я и, спрыгнув с табуретки, ответил Славику:

– Да, ты представляешь, тот пьянчуга, который на днях на пьяную побитую женщину орал, сейчас маленького щеночка на верёвке тянул. Верёвка прямо за шею была привязана, а щенок идти не хотел и упирался всеми лапками. А этот, садюга, его волоком тащил.

Я, вообще, сначала подумал, что ребёнок плачет, а когда выглянул, понял, что собачонка скулит. Вот и кинул в этого гада танчиком, да прямо в ногу и попал.

– А если бы ты ему в голову попал? Ты понимаешь, что пробил бы черепок сразу, ведь танчик железный и достаточно тяжёлый, – нравоучительствовал Слава.

– Ну, во-первых, в голову я ему не попал.

А, во-вторых, он сам виноват. В следующий раз не будет зверюшек мучить. Как по ноге получил, так сразу верёвку выпустил, и щеночек от него сбежал. Вот так-то!

– Нет, Женя, так нельзя! Не гоже сравнивать человека с животным, каким бы этот человек не был. Ты запросто мог убить дядьку и своей выходкой всем причинить несчастье.

А собачонку, конечно, жалко, но она всего лишь собачонка, – продолжал Слава гнуть свою правду, а затем предложил:

– Подумай, Жека, над моими словами. Ладно?!

– Хорошо, Славик. Я подумаю. Но животным тоже нельзя больно делать. Я это хорошо запомнил, когда Машке хвост чуть не сломал. Надеюсь, ты помнишь, чьи лапы на твоём лице?

– Конечно, помню! – произнёс Слава и улыбнулся.


– Мальчики, давайте спать. Спокойной ночи! – сказала бабушка, подошла к нам и, поцеловав в щёчки, удалилась.


Затем зашли родители, они пожелали спокойной ночи, а, уходя, погасили свет.


Я и Славик быстренько разделись и, забравшись под одеяло, сразу уснули, не подозревая, что нас ждёт завтра.


– Бабуля, доброе утро! А где мама с папой? – потягиваясь после сна, спросил я у бабушки, поздоровавшись с ней.

– Доброе утро, Женечка! Родители уехали на работу, – ответила бабушка и поинтересовалась:

– Славик встал?

– Да встал я, встал. Зарядку делаю, – раздался голос Славы.

– Вот и замечательно. А я вам блинчиков напекла. Умывайтесь и прошу к столу, – сказала бабуля и стала разливать чай в стаканы, которые были спрятаны в мельхиоровые подстаканники.

Уроки в школе пролетели быстро, и мы (я и Слава) довольные возвращались домой.


– Мальчики, извините! – догнав нас, произнесла девочка из параллельного класса и, слегка смутившись, спросила:

– Слава, тебя можно на минуточку?

– Наверное, – неуверенно ответил Славик и, пожав плечами, покраснел.


Я улыбнулся и отошёл.


– Женя, не жди меня. Иди домой, я скоро, – крикнул мне Слава после нескольких слов, произнесённых девочкой.

– Смотри на тренировку не опоздай, Ромео! – отозвался я и, вновь улыбнувшись, отправился к дому, размахивая портфелем.

Я переходил дорогу напротив своей парадной, когда за спиной, метрах в пяти, раздался грубый оклик:

– Э, пионер!


Перейдя проезжую часть, я остановился на тротуаре и обернулся. На меня, прихрамывая, надвигался вчерашний собачий мучитель. Его зловещее выражение лица не предвещало ничего хорошего, но страшно не было.


– Ну что, шалунишка, как мне с тобой быть? – зло спросил подвыпивший мужчина, одаривая меня тошнотворным запахом изо рта.


Я воздержался от ответа и, отвернувшись от алкаша, сделал шаг в сторону настежь открытой двери парадной, в которой проживал.


– Ты что, щенок, глухой? Я же с тобой разговариваю! – взорвался криком мужик и, больно схватив меня за правое плечо, развернул лицом к себе.

– Я тебя спрашиваю, ты что опух? – не унимался пьяница, задавая вопросы, смысл которых я не понимал.

– Сегодня, гадёныш, ты не такой говорливый, каким был вчера, – констатировал дядька и, взяв меня левой рукой за горло, стал сжимать кисть, произнося при этом:

– Я говорил тебе, что башку оторву?! Так вот, не обижайся! – и ещё сильнее сдавил горло.


Мне стало очень трудно дышать. Лицо «загорелось», словно его облили бензином и подожгли.

«Пожар» распространялся по всему телу, вызывая ужасную панику. В глазах потемнело, и из них полились слёзы, будто желая сбить «полыхавшее пламя».

Я начал терять сознание, когда невидимая сила тяжёлым ударом обрушилась на голову моего мучителя, сбивая его с ног. Следом за телом алкаша, я повалился на асфальт и стал жадно хватать губами воздух, словно желая заполнить им каждую клеточку своего детского организма.

Ко мне возвращалось восприятие пространства, и я услышал такой знакомый, но ужасно взволнованный голос любимого человека – моего отца: – Женечка, родной, ты как? Идти сможешь?

Сквозь слёзную пелену я с трудом различал лицо папы, но, кивнув головой, стал подниматься на ватные, непослушные ноги.

Отец помог встать и, обняв, прижал мою голову к своей груди, ласково поглаживая волосы ладонью правой руки. Сразу стало как-то спокойно и очень уютно.

Я хотел что-то сказать, но какой-то огромный комок, будто застрявший в горле, не давал мне этого сделать. Тогда я, что было сил, обнял папку и тихонько заплакал, оставляя мокрое пятно на зелёной форменной рубашке военного образца.

Через образовавшуюся щель под левой рукой отца я увидел за его спиной чёр ную «Чайку» с работающим двигателем и открытой дверцей водителя.

Я не мог понять, что делает здесь машина правительственного уровня и куда делся водитель.

Посчитав, что мне привиделось, я отпустил папу и, отстранившись от него на расстояние вытянутых рук, стал вытирать мокрые от слёз глаза.

Картинка обрела чёткость.

Передо мной стоял папа в красивой военной форме (я такой формы никогда раньше не видел), но без каких-либо знаков различия. Его китель был расстёгнут. За ним, приятно урча, стояла чёрная «Чайка».

«Значит, не привиделось. Значит, точно не мираж», – подумал я, и в этот момент услышал пугающий вопль Славика, бежавшего к нам с другой стороны улицы:

– Дядя Андрей, осторожно! У него нож!


Отец обернулся на крик, но среагировать на удар не успел. Стальное остриё кнопочного ножа ворвалось в тело аккурат под левой лопаткой. Острое лезвие, пробившее насквозь лёгкое и глубоко поцарапавшее сердце, было выдернуто на уличный свет рукой убийцы.

Папа уже был смертельно ранен и медленно опускался на тротуар, но окровавленная сталь ещё дважды вошла в него, окончательно лишая отца жизни.


Слава с разбега запрыгнул на спину душегуба и, держась за его шею левой рукой, правой стал наносить убийце удары в голову.

Силы явно были не равны, и мой друг-брат, будучи перекинутым через плечо, больно упал на асфальт.

Алкаш-убийца, зачем-то отбросив нож в сторону, пустился бежать, прихрамывая на левую ногу.


Я опустился на колени перед отцом и, словно загнанный в западню зверь, стал выть от безысходности, обхватив свою голову руками.

Я давил из себя слёзы, но их не было!

Конец ознакомительного фрагмента.

Одной из причин возникновения пожаров является детская шалость с огнем.

Но прежде чем начать наш разговор, уважаемые родители, попробуйте честно ответить самим себе на некоторые вопросы. Вам приходилось оставлять своего ребенка дома одного? Как долго ребенок находился дома один? Час, полчаса, двадцать минут? Скажите, а вы знаете, что, если вдруг начнется пожар, даже нескольких минут будет достаточно, чтобы ребенок погиб? Вряд ли кто-то из родителей задумывался над этим. Как правило, мы абсолютно уверены, что это со мной не произойдет и все нравоучительные разговоры не для меня.

Именно поэтому мы еще и еще раз обращаемся к вам, уважаемые родители, и пытаемся не просто привести примеры из жизни, а достучаться до каждого. Вы учите своих детей быть вежливыми, заботитесь об их здоровье, хотите, чтобы они росли умными и развитыми. А ведь научить соблюдать правила безопасности – самая главная задача, потому что от этого зависит жизнь ребенка.

Почему происходят пожары по причине детской шалости с огнем? Рассматривая каждый случай гибели ребенка, понимаешь, что трагедиям сопутствовали обыкновенные житейские обстоятельства – родители ушли на работу, в магазин, к соседям, или занимались во дворе хозяйственными делами. Другими словами, дети оставались без присмотра. А далее непоправимый и жестокий итог родительской халатности: гибель ребенка.

Дети в своих играх часто повторяют поступки и действия взрослых. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда ребенок остается один. И нельзя быть уверенным, что ребенок, оставшись один дома, не решится поиграть с коробкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не заинтересуется работой бытовой техники, которой достаточно в каждой квартире.

Поэтому, прежде чем уйти из дома, необходимо поручить наблюдение за ребенком старшим детям или кому-нибудь из взрослых. Чтобы ребенок не скучал, следует дать ему какое-нибудь задание: подсказать тему игры, подобрать нужные игрушки. Особенно опасно оставлять детей одних в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не смогут самостоятельно выйти из горящего помещения наружу. Кроме того, спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в шкафах, под кроватями, столами, в углах комнат. Отыскать детей в обстановке развития пожара – дело нелегкое.

Навыки осторожного обращения с огнем необходимо воспитывать у детей, начиная с 4-5-летнего возраста. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок осознал, что спички – не игрушка, а огонь – не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре, как о тяжелом бедствии для людей.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста, особенно мальчики, любят применять в играх спички и огнеопасные предметы. У детей отсутствует жизненный опыт, соответственно они не могут предвидеть последствий своих действий. Наиболее распространены у детей игры, связанные с разведением костров. Места для разведения костра подбирают соответствующие – подальше от родительских глаз – на чердаках домов, в сараях, подвалах, хозяйственных постройках, около стогов сена. Пока огонь небольшой ребенок наблюдает за происходящим, как только огонь принимает устрашающие размеры, а происходит это в течение нескольких минут, естественной реакцией является испуг, а потом стремление спрятаться. Боясь родительского гнева и наказания, некоторые дети убегают и прячутся в другом месте. Большинство же, закрыв лицо руками от страха, навсегда остаются в огненном капкане.

Дети страдают от огня из-за своей неподготовленности. Ребенок не знает, как себя вести в случае возникновения пожара, как действовать, у кого просить помощи и главное, как спастись. И в этом в первую очередь виноваты взрослые. Правильное воспитание детей в семье, привитие им навыков осторожного обращения с огнем, организация их досуга являются залогом предупреждения пожаров и предотвращают детский травматизм. Правилам безопасного обращения с огнем детей нужно обучать, а не просто говорить, что можно, а чего нельзя. К сожалению, в семье обучение детей мерам пожарной безопасности чаще всего ограничивается запрещающими окриками: «Не трогай спички, положи коробок на место!», «Электроплитку не включай!», «Не подходи к газовой плите!». А ведь детям в повседневной жизни приходится, и это вполне естественно, пользоваться газовыми и электроплитами, другими электроприборами (телевизором, утюгом и т. д.), - всем тем, что способно вызвать пожар. Поэтому, общаясь с детьми, упор нужно делать не на запретах, а на разъяснениях.

Где и как ребенок проводит свой досуг, с кем он дружит, какими играми увлекается – эти вопросы должны быть предметом постоянного внимания родителей.

Воспитание иммунитета личной безопасности у ребенка должно идти с чувством меры. Разговор на эти темы надо вести доброжелательно. Учеба не пройдет в пустую, если учитывать особенности детской психологии и индивидуальные особенности ребенка, объяснять и показывать на примерах, играх, фильмах (мультфильмах), картинках и реальных жизненных ситуациях.

Объясните, для чего предназначен тот или иной прибор, как правильно им пользоваться, какие меры предосторожности при этом соблюдать. Расскажите, что при неправильном использовании, этот прибор может вызвать пожар.

Еще раз обращаем внимание родителей на то, что детей нужно не просто «беречь от огня»: не оставлять их одних без присмотра, не разрешать им баловаться со спичками и электроприборами. Необходимо обучать детей правилам обращения с источниками огня и действиям в случае пожара.

Меры по предупреждению пожаров от шалости детей: не оставлять на виду спички, зажигалки и не позволять детям покупать спички, сигареты. Следите за времяпрепровождением детей и не оставлять детей без присмотра. Не доверять маленьким детям наблюдать за топящимися печами и нагревательными приборами, пользоваться газовыми приборами. Выучите с ребенком ваш домашний адрес и номер телефона, чтобы при необходимости он мог сам обратиться за помощью в службу спасения. Возле телефона на листе бумаги напишите номера экстренных служб, и объясните ребенку при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться.

Уважаемые родители! Позаботьтесь о своих детях – постарайтесь организовать их досуг, особенно, в летний период. Учите их правилам безопасного поведения. У детей должно быть счастливое детство! И именно вы, в первую очередь, ответственны за это.

http://47.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/4514821

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

  • На что обратить внимание родителям, чтобы дети не…