Детский перфекционизм: как избавить ребенка от безупречности? Дети перфекционисты.

Аня, 12 лет

Мне все время кажется, что что-то сделала не очень хорошо: приходится переделывать, переписывать. Думаю, что не очень хорошо сделала, надо было лучше. Так во всем, даже когда посуду мою - перемываю несколько раз. Вот, домашнее задание по русскому: сделала, а если помарка, могу даже всю страницу переписать - нехорошо ведь, надо лучше! Иногда куда-то собираюсь, пока по нескольку раз причешусь, переоденусь! Вот, и опаздываю! Нужно сделать так, как будет хорошо, даже отлично. А не всегда получается. А я из дома выйти не могу, пока не будет отлично.

Вика, 14 лет

Мое самое сокровенное желание - быть идеалом. Хочу быть идеальной и безупречной. Вот, ИДЕАЛОМ! Всегда. Хочу знать больше всех, хочу самой умной быть, самой красивой, самой-самой! Самой примерной в школе. Хочу лучше всех решать математику. Самой быстрой и умелой хочу быть в спортзале. Во всем! Шить, вышивать гладью и крестиком, квилтинг и пэчворк... Вот все хочу делать лучше всех. Даже когда буду сдавать экзамен на право управления автомобилем - тоже хочу получить самые высшие баллы. Можете помочь мне? Я очень сильная, я все усилия приложу, я смогу! Думаю, нужно составить план и ему следовать, не отступать от него ни на чуть-чуть. И у меня все получится!

Паша, 15 лет

А вам не кажется, что огромное количество проблем вокруг решилось бы, если бы вокруг было побольше ответственных людей? Ведь нельзя быть уверенными ни в ком. Вот, дают человеку задание, пусть, по работе, а в том, что он его выполнит на отлично, уверенности нет. И сами люди берутся сделать, обещают, а не делают, не могут. Вот и мои одноклассники - наобещают с три короба, сделаю-сделаю. А выполнить не могут. Ну, зачем брались? Из-за этого я даже некоторое разочарование в друзьях испытываю: как можно настолько безответственными быть? Вот, если не можешь сделать хорошо, так лучше вообще не берись!

Рита, 16 лет

Вы знаете, я просто не позволю себе получить "хорошо". Хорошо - это унизительно, я могу и должна получить "отлично". И сделаю абсолютно все, да я спать не буду, если не сделаю на отлично. Бывает, что это очень трудно дается, но если не на "отлично", то лучше пусть будет вообще никак. Если ошибаюсь - значит, я неудачница. Достойна только сожаления. Могу гордиться собой только в том случае, если делаю на "отлично".

Что объединяет этих подростков? Активную, напористую Вику и тревожную, немного депрессивную Аню? Предъявляющего требования к другим Павла и требующую от себя Риту?

Все эти ребята перфекционисты (от фр. perfection — совершенство, высшая степень — сверх-стремление к совершенству, и окружающим запредельно высокие требования). Нередко перфекционизм у ребенка называют синдромом отличницы — именно из-за стремления, потребности все и всегда выполнить на отлично. Такое поведение (девушек) из-за их большей склонности следовать социальным нормам, но оно может встречаться и у мальчиков. И в проявляется очень ярко.

Проявления перфекционизма у ребенка

Перфекционизм — сложная, очень многогранная черта, характеризующая личность.

Основные признаки перфекционизма у ребенка:

  • завышенный уровень притязаний и высокая требовательность к себе;
  • высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»;
  • восприятие других людей как требовательных и критикующих;
  • постоянное сравнение себя с окружающими;
  • оценка и планирование деятельности по принципу «все или ничего» (поляризованное мышление);
  • фиксация внимания на собственных неудачах и ошибках.

Стремясь довести любое дело до идеала, шлифуя каждую мелочь, перфекционисты постоянно испытывают сомнения в качестве сделанного, они очень чувствительны к критике и практически никогда не испытывают удовлетворение от результатов своей деятельности из-за убеждения, что она выполнена недостаточно хорошо.

На практике чрезмерное стремление к совершенству (перфекционизм у ребенка) часто оборачивается одиночеством (невозможно найти друзей, отвечающих таким высоким требованиям!), отсутствием возможности отдыхать и развлекаться (стремление идеально выполнять любые, даже самые незначительные дела отнимает огромное количество времени) и нервными расстройствами, к которым приводит постоянное напряжение (отличные результаты надо постоянно подтверждать!).

Вот типичные мысли и убеждения перфекционистов — подростков и взрослых, касающиеся самих себя и их отношения к окружающим:

  • «Быть лучшим — это цель моей жизни».
  • «В любом деле нужно выкладываться по полной программе».
  • «Не нужно оставлять людям ни одного повода усомниться в твоем совершенстве».
  • «Я стараюсь не общаться с людьми, которые ни к чему не стремятся».
  • «Мне нужны материальные подтверждения моего успеха».
  • «Меня раздражает, когда люди допускают ошибки в простых делах».
  • «Я не уважаю обычных, ничем не примечательных людей».
  • «Люди, которых я ценю, не должны меня подводить».
  • «Все дела одинаково важны».
  • «Я постоянно работаю над собой, стремлюсь быть лучше с каждым днем, с каждым следующим заданием».
  • «Я расстраиваюсь, если нахожу ошибку в своей работе».
  • «Работая над чем-нибудь, я не могу расслабиться, пока не доведу дело до совершенства».

Причины перфекционизма у ребенка

Перфекционизм у ребенка может начать формироваться под влиянием семьи уже в детском возрасте. Например, авторитарные родители могут буквально навязывать детям убеждение, что любовь можно заслужить только в том случае, если все их требования будут выполнены на отлично. Ребенок вынужден соответствовать ожиданиям родителей и обязан показывать высокие успехи в деятельности, которая одобряется родителями, будь то учеба или занятия спортом.

Такую родительскую любовь называют условной. Она вынуждает ребенка стремиться к недостижимому совершенству для получения одобрения или похвалы, а то и просто принятия родителей. Постепенно такие дети самостоятельно предъявляют к себе чрезмерно высокие требования — ожидания и требования родителей становятся их собственными.

Чаще всего такая требовательность родителей связана с их собственными нереализованными потребностями и стремлением все-таки претворить свои мечты в жизнь, реализоваться с помощью детей. На таких детей возложены особенные надежды: они обязаны в своей жизни решить те задачи, которые по каким-то причинам не смогли решить их родители, не повторив при этом их ошибок и не совершив своих собственных. Цена ошибки слишком высока - это разочарование, отчуждение и даже отвержение со стороны самых близких людей. Именно поэтому дети-перфекционисты так часто чувствуют себя недостаточно хорошими для родительской любви, даже плохими, недостойными и несовершенными.

Перфекционизм у ребенка могут воспитать слишком тревожные и контролирующие родители, желающие «дать детям самое лучшее», позаботиться об их будущем. Перфекционисты могут вырасти и в хаотичных семьях, то есть в семьях, где у детей отсутствует ощущение безопасности окружающего мира. Это семьи с нестабильными, неупорядоченными отношениями и часто происходящими негативными событиями: переездами, болезнями, разводами и другими неожиданными изменениями. У детей, выросших в таких нестабильных семьях, потребность как-то упорядочить свою жизнь, контролировать ее становится очень яркой. Для достижения этой цели могут использоваться внешние средства: хорошая (отличная) учеба, четкий график жизни с определенными обязанностями, безупречный порядок в комнате… Так дети обеспечивают себе чувство безопасности и компенсируют чувство неуверенности в себе и окружающем и ощущение беспомощности.

Чем опасен перфекционизм у ребенка

Исследование педагогов, психологов, социологов, что сверхвыраженное стремление к совершенству всегда сочетается с постоянным чувством эмоционального дискомфорта, сниженной результативностью деятельности, риском психических отклонений и даже риском суицидальных расстройств.

На фоне постоянного напряжения и перфекционизма у ребенка возможно появление и развитие невроза - например, связанного с ситуацией школьного обучения у детей и подростков. Отличники и отличницы попадают в ловушку психологического стереотипа: им кажется, что они всегда и во всем обязаны быть первыми, лучшими. При этом часто отличные отметки являются самоцелью, а интерес к учебе и саморазвитию может отсутствовать. Получение отметки и одобрения становится важнее достижения цели и удовлетворения от процесса и результата деятельности.

Перфекционисты крайне болезненно реагируют на критические замечания, сложно подстраиваются под новые условияя; с окружающими людьми они обычно предпочитают не взаимодействовать, а соперничать и конкурировать. Часто именно поэтому они теряют друзей и не могут найти новых.

Со временем все перфекционисты накапливают усталость, тревогу и испытывают чувство безнадежности. На фоне хронического стресса и истощения появляются и копятся различные проблемы со здоровьем: головные боли, слабость, обостряются хронические заболевания. Серьезные исследования подтверждают, что именно среди перфекционистов больше всего людей с серьезными тревожными и депрессивными расстройствами.

Из опыта работы

Десятиклассница Марина посещала кабинет психологической службы каждую неделю. В ее присутствии невольно хотелось поправить прическу, разгладить существующие и несуществующие складки на одежде и смахнуть пылинки со стола. Марина выглядела идеально: прическа, обувь, стрелки на брюках, пуговицы в тон сумке. Марина рассказала, что так же идеальна и ее комната: застеленная покрывалом кровать, аккуратно сложенные вещи в шкафу, порядок на письменном столе. На поддержание домашнего порядка и собственного внешнего вида Марина тратит почти все свободное время. В школе она была отличницей, а к психологу девушку направил участковый терапевт, обеспокоенный бледностью и истощенностью Марины, а также частыми ее обращениями за врачебной помощью.

В Маринином детстве было много неопределенности: родители долго конфликтовали, затем тяжело и бурно разводились, семья несколько раз меняла место жительства, ее не сразу принимали или вовсе отвергали в новом школьном коллективе, Марина чувствовала себя в одиночестве.

«Я приходила из школы, — рассказывала Марина, — и начинала убираться. Пообедав и помыв посуду, я обнаруживала, что надо помыть раковину, потом замечала грязный стол, пятна на холодильнике и грязные разводы на плите. Потом приходила очередь стирки, потом я брала утюг… К ночи я принималась за выполнение домашних заданий, которые тоже старалась сделать безупречно».

Умная, думающая, прочитавшая много книг по психологии, Марина павильно понимала истоки своего стремления к совершенству. Идеальный внешний вид и идеальный порядок в доме служили Марине опорой, дарили ощущение безопасности и устойчивости мира, помогали чувствовать себя взрослой, позволяли надеяться на заслуженную похвалу и одобрение. К сожалению, мама девушки, переживающая трудные времена, очень редко замечала усилия Марины и не торопилась отмечать ее достижения. Марина продолжала стараться.

«Моя одежда и мои вещи — это единственное,что находится в моей власти. А все самое главное — отношения с родителями и друзьями — я совсем не могу держать под контролем, от них я получаю лишь боль и разочарования…»

«Я очень устаю, — жаловалась Марина. — Иногда утром после трех-четырех часов сна я не могу встать в школу и вызываю доктора чтобы выписал мне справку по болезни».

«Помогите мне, — попросила Марина. — Я хочу научиться планировать свое время так, чтобы успевать все. Успевать делать все идеально». Немного помолчав, Марина расплакалась и добавила: «Нет, помогите мне прекратить убираться и начать жить!»

А дальше были встречи с психологом каждую неделю. На них Марина не только узнавала способы избавления от перфекционизма, но и училась преодолевать последствия детских обид и горестей, не бояться окружающего и строить гармоничные отношения с другими людьми.

Из приведенного примера становится понятно, что перфекционизм у ребенка (или синдром отличницы) может иметь глубокие корни, а работа по его преодолению — затрагивать многие важные области жизни. Именно поэтому не существует простого рецепта для тех, кто хочет получить облегчение от обязанностей, взятых на себя добровольно, но не по силам. И все же специалисты-психологи сформулировали некоторые полезные рекомендации.

Как избавиться от перфекционизма у ребенка

Нужно учить ребенка ранжировать цели по степени их важности, то есть учить расставлять приоритеты. Существуют цели, достижение которых в данный момент времени по-настоящему важно: например, подготовка к экзамену или к важным соревнованиям. В этом случае действительно следует приложить усилия к достижению цели, не доводя себя, однако, до нервного истощения: цель таким образом не приблизишь. Второстепенные же цели могут и подождать: ничего страшного, если «важный» телефонный разговор, обещанный поход с подругой в магазин и уборка квартиры состоятся не сегодня, а через некоторое время. Возможно даже, что некоторые домашние задания по второстепенным предметам будут выполнены не на отлично, а немного хуже. Планирование времени и составление разумного расписания помогают распределить усилия лучшим образом.

Научить ребенка расслабляться.

Для сохранения физического и эмоционального здоровья совершенно необходимо научиться чередовать напряжение и отдых. Сон и другие формы восстановления сил — это не пустая трата времени. Иногда бывает очень трудно остановить привычный напряженный ритм жизни. Возможно, в этом случае помогут специальные техники расслабления и релаксации. Главное — осознать важность отдыха и выделить для этого специальное время. Иногда приходится заново учиться распознавать у себя состояния напряжения и усталости и воспринимать их как сигналы о необходимости отдыха. Могут помочь следующие формулы для самовнушения: «Я принимаю и люблю себя такого, какой я есть», «Мне приятно время от времени расслабляться».

Научить не сравнивать себя с другими людьми.

Это еще одна ловушка перфекциониста: ведь всегда найдется кто-то, кто выполнит задание (справится с каким-то делом) лучше. Это не должно быть поводом для страданий: невозможно превзойти всех во всех областях. Друзья нужны не для того, чтобы с ними соревноваться, а для того, чтобы можно было с ними разделять свои интересы и увлечения, горести и радости.

Важно осознавать и ценить собственную уникальность и уникальность других людей. Тогда появится возможность радоваться и своим, и чужим успехам, не ругая себя за неудачи, а воспринимая их как неотъемлемую, нормальную часть жизни.

Учить ребенка делить обязанности с другими людьми

Даже если кажется, что партнер не сможет выполнить свою часть задачи идеальным образом. Ведь важен не только результат, но и опыт доверия и диалога. Сотрудничество сохраняет силы, а результат может оказаться таким же достойным.

Родителям учиться любить ребенка просто так, а не за достижения

Поверить в то, что можно сохранить хорошие отношения с родителями, даже не соответствуя их ожиданиям. Конечно, для подростка это сложная задача. Обычно в этих случаях подросток или воюет со своими родителями, доказывая право на собственные взгляды и поступки, или опускает руки, отказываясь от любых достижений, или… становится перфекционистом, все-таки пытаясь заслужить родительскую любовь и одобрение. Это непростая задача — стать самим собой, не вступив в конфликт с родителями, имеющими на этот счет другое мнение. Однако спокойное, ответственное следование своим целям и доброжелательное отстаивание своей позиции может дать хорошие результаты. Впрочем, не все советы требовательных родителей направлены против подростка! Как правило, имеет смысл искать золотую середину.

Учить ребенка хвалить себя.

Перфекционисты часто испытывают чувство вины за то, что оказались недостаточно хороши, не оправдали чьих-то ожиданий. Хроническое чувство вины связано с пониженной самооценкой и может привести к еще большему напряжению.

Очень важно научиться видеть в себе не только недостатки, но и достоинства (причем не связанные с достижениями и успешностью). Важно быть более снисходительным к недостаткам и чаще напоминать себе о своих достоинствах. Надо научиться относиться к себе с большей симпатией.

Учить ребенка получать удовольствие от жизни.

Да, этому тоже надо учить. Каждый может выбрать себе занятия для души — для получения удовольствия, а не ради достижения результатов. Чтение развлекательных книг, прогулки в одиночестве, поездки на природу, занятия музыкой, рисованием, физкультурой или танцами… Самое главное — сосредоточиться не на оценке собственных достижений и полезности проведенного времени. Очень важно время от времени просто наслаждаться жизнью, чувствуя себя при этом не преступником, теряющим время, а человеком, которому доступны многие радости.

«К концу недели Энни оставляла уже шесть предметов в беспорядке на своем письменном столе… „Странно, — сказала она. — Я так увлеклась этой игрой, что совсем перестала беспокоиться… Утром я просто перемешала все эти предметы на столе и ушла в школу. Меня совсем не волнует то, что они лежат не на своих обычных местах!“ — „Это потрясающе! — воскликнула Фея-крестная. — Я в самом деле горжусь тобой“. — „Я тоже“, — сказала Энни в ответ и расплылась в улыбке». (Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя»)

Думаете, перфекционизм – хорошее качество? Перфекционизм ужасен: он вытягивает все соки из ребенка и ничего не дает взамен, даже радости от достижений.

Возможно, вы слышали, как некоторые родители город заявляют: «Мой сын всю ночь работал над проектом по химии. Он любит все доводить до совершенства». Но такие родители скорее всего не понимают, что перфекционизм – это серьезная психологическая проблема, а не благо.

Если вы растите перфекциониста, вы, наверняка, заметили, что это довольно тяжело: рваная бумага по всей комнате, долгие вечера над учебниками и тетрадями и нервные срывы – лишь несколько отличительных черт в поведении юного любителя все делать безукоризненно.

Перфекционизм отнимает много сил у ребенка: упадок сил после спортивной ошибки или несколько часов со смартфоном наперевес, чтобы сделать идеальное селфи, не выглядят так уж безобидно. А если на это не пытаться влиять, то в дальнейшей жизни проблем может стать еще больше.

Что воспитывает в детях перфекционизм?

Прекрасно, когда ребенок стремится к большему, но если он ожидает от себя совершенства, то он никогда не сможет насладиться плодами своих трудов.

Перфекционисты ставят перед собой нереальные цели. Затем они возлагают на свои плечи огромное давление в попытках достичь этих целей. Их мышление можно описать поговоркой «пан или пропал». Если на экзамене такой ребенок получит 99 баллов из 100 или сделает 9 из 10 удачных бросков в баскетболе, то для него это будет полный провал – цель оказалась невыполненной.

Когда такие дети преуспевают, они не могут насладиться своим достижением. Они постоянно принижают свои победы и переживают, что не смогут повторить высокий результат.

Виды перфекционизма

Некоторые исследователи считают, что ребенок может быть «адаптивным перфекционистом» и нереальные ожидания от себя могут хорошо послужить им в жизни. Однако большинство ученых сходится во мнении, что перфекционизм несет лишь вред.

Ученые выделяют три отдельных вида перфекционизма:

  • Эго-перфекционисты – ждут нереального от себя;
  • Экстра-перфекционисты – устанавливают нереальные стандарты для других;
  • Социальные перфекционисты – считают, что другие (учитель или родители) ставят перед ними нереальные цели.

Все три вида крайне опасны для счастливой и успешной жизни ребенка.

Симптомы

Симптомы этого явления могут отличаться, в зависимости от возраста ребенка и вида перфекционизма. Но в целом симптомы таковы:

  • Высокая чувствительность к критике;
  • Проблемы с завершением работы, потому что она постоянно «слишком плоха»;
  • Прокрастинация – избегание выполнения сложных заданий;
  • Самокритичность, самоуверенность и ранимость;
  • Очень критический подход к другим людям;
  • Проблемы с принятием решений и расстановкой приоритетов;
  • Упадок сил и апатия в случае ошибки;
  • Высокий уровень тревоги.

Факторы риска

Ученые полагают, есть несколько факторов, которые могут привести к перфекционизму у детей.

  • Биологические факторы – Исследования показывают, что перфекционизм часто связан с некоторыми ментальными расстройствами, например, обсессивно-компульсивным расстройством или нарушениями питания. Это позволяет ученым заключить, что у перфекционизма биологические причины.
  • Влияние родителей – Хвалебные речи вроде «самый умный ребенок во всей школе» или «самый сильный атлет школы» могут привести к усвоению ребенком понятия, что ошибки – это плохо. Ребенку начинает казаться, что ему надо преуспеть во что бы то ни стало.
  • Родители-перфекционисты – Такие родители имеют куда больше щансов вырастить перфекциониста. У этого может быть генетическое объяснение, либо дети просто принимают «идеальное» поведение родителей за ролевую модель.
  • Давление в школе – Дети могут бояться, что плохой результат на ЕГЭ или промежуточной контрольной может снизить их шансы попасть в хороший вуз. Другие пытаются учиться на отлично, чтобы получить различные стипендии. Академическое давление способно сформировать у детей чувство, что они должны быть идеальными, чтобы чего-то добиться.
  • Тонкая грань между успехом и провалом – Медиа постоянно рисуют портреты идеальных поп-звезд или спортсменов. В то же время, медиа способны из-за одной ошибки знаменитости уничтожить любую звезду. Такие случаи убеждают детей, что им необходимо быть совершенными.
  • Желание понравиться – Некоторые дети хотят, чтобы другие восхищались ими, для этого, конечно, надо быть идеальным во всем. Порой это может привести к крайне печальным последствиям.
  • Низкая самооценка – Ребенок, который недоволен собой, может начать думать, что он лишь его достижения. Перфекционисты постоянно фокусируются лишь на своих ошибках и принижают свои достижения.
  • Травма – Травматический опыт может стать причиной того, что ребенок будет считать себя нелюбимым или непринятым обществом, если он не совершенен.

Опасности перфекционизма

Перфекционизм не приведет ребенка к успеху. Все может выйти совсем наоборот. Вот несколько проблем, которые могут произойти с ребенком-перфекционистом.

  • Боязнь ошибиться мешает перфекционисту привести в каком-либо деле . Страх ошибиться мешает им попробовать что-то новое.
  • Дети-перфекционисты часто скрывают свою боль и смятение . Они обязаны выглядеть совершенными со стороны, поэтому они переживают свои неудачи в одиночестве.
  • Перфекционизм может привести к проблемам со здоровьем. Перфекционисты находятся под постоянной угрозой депрессии, высокой тревожности и других ментальных расстройств.
  • Постоянный высокий уровень стресса. Перфекционист вынужден постоянно избегать ошибок, поэтому он ставит себя под постоянное давление совершить одну из них. Все мы хорошо знаем, что стресс не сделает никого физически и эмоционально здоровым.

Как справляться с перфекционизмом

Если вы заметили симптомы перфекционизма у ребенка, вы можете ему помочь. Представляем несколько методов победить перфекционизм.

  • Хвалите чаще и не только за достижения. Не хвалите ребенка, если он принесете домой несколько «пятерок» подряд, похвалите его за хороший труд. Также хвалите ребенка за то, что он хороший человек или как он относится к окружающим. Сделайте для ребенка ясным факт, что достижения – это не единственная важная вещь в жизни.
  • Расскажите о собственных ошибках. Пусть ваш ребенок увидит, что никто на свете не идеален. Расскажите о том, как вам не удалось устроиться на работу или как вы завалили экзамен или контрольную. Подробнее остановитесь на том, что помогло вам справиться с неудачей.
  • Научите ребенка справляться со стрессом. Ошибки всегда бьют по нам больно, но это не значит, что их нельзя пережить. Расскажите ребенку, как можно справиться с разочарованием, отказом или ошибкой: поговорить с другом, вести дневник, рисовать. Есть множество вариантов выместить свои отрицательные эмоции.
  • Научите ребенка здоровому диалогу с самим собой. Пусть ребенок воспользуется состраданием к себе вместо самокритики. Проведите разговор с самим собой перед ребенком, чтобы показать ему, что есть и другие подходы к оценке себя, помимо критики. Научите фразам вроде «Я забыл сходить сегодня в банк. Что ж, постараюсь завтра все-таки попасть в банк» или «Я забыл о плите и испортил ужин. Найду что-нибудь другое для готовки и в этот раз буду очень аккуратен».
  • Следите за своими ожиданиями . Главное в терапии перфекционизма – не давить на ребенка. Ставьте перед ним резонные и реальные задачи. И проводите время от времени ревизию своих ожиданий: не слишком ли много вы ждете от ребенка? Если ребенок не справляется или пытается избежать достижения ваших целей, то вы точно переборщили.
  • Научите ребенка определять, что он может контролировать, а что нет. Ваш ребенок хочет стать лучшим футболистом в школе или на отлично сдать все выпускные экзамены? Это хорошо, но объясните ему, что успех не зависит полностью от него, всегда найдутся обстоятельства, которые он не сможет контролировать. Он не может контролировать настроение и профессионализм учителя или тренера, а также таланты и работу других учеников школы.
  • Помогите ребенку ставить цели перед собой. Поговорите с ребенком о его будущем. Если в его целях проскакивает необходимость быть совершенным, то объясните ему опасности постановки такой задачи и помогите скорректировать цель.
  • Развивайте в ребенке здоровую самооценку. Предложите ребенку такие активности, в которых он сможет преуспеть и которыми он сможет насладиться. Волонтерская деятельность, обучение новому, игра на музыкальных инструментах – вот некоторые из отличных методов воспитания здоровой самооценки ребенка.

Когда обращаться за профессиональной помощью

Внимательно следите, чтобы перфекционизм ребенка не стал приносить ему социальных проблем. Например, если ваш ребенок не общается ни с кем, потому что он хочет получить лучшую оценку по предмету или с ним никто не хочет дружить, потому что он рыдает каждый раз как получает не «пятерку». В таком случае стоит обратиться за помощью профессионала, ведь это может навредить будущей жизни ребенка в обществе.

Проблемы в учебе – второй сигнал к тому, чтобы отвести ребенка к психологу. Пример: ребенок не может сдать ни один проект или творческую работу, потому что они не соответствуют его понятию об идеальном.

Если вы в курсе, что ваш ребенок – перфекционист, поговорите с его терапевтом. Расскажите о том, какие симптомы проблемы вы видите и как они влияют на жизнь ребенка.

Терапевт может направить ребенка к специалисту, чтобы оценить его состояние. Профессионал поможет ребенку избавиться от назойливого стремления к совершенству.

,

Воспитание ребёнка – очень важное и ответственное дело. Родители влияют на то, каким будет их ребёнок, какие черты будут в нём наиболее развиты. От родителей зависит будущее ребёнка, его отношение к жизни и стремления. Поэтому родителям необходимо обладать знаниями в области психологии и педагогики, ведь от этого зависит судьба их дальнейшего рода.


Синдром отличника или перфекционизм

Для всех родителей ребёнок является гордостью. Они хотят, что бы он был самым лучшим и добивался успеха во всём, в том числе и в учёбе. И чтобы добиться желаемого, родители предъявляют жёсткие требования и хотят видеть в дневниках своих детей только отличные оценки. Но в этом случае родителей и их детей может подстерегать опасность в виде синдрома отличника (отличницы).

Психология даёт определение синдрому отличника или перфекционизму как психическому состоянию, при котором человек ставит себе изначально самые высокие цели и любым способом стремится достичь их, при этом стремясь выполнить поставленное задание исключительно идеально, часто забывая о других жизненных вещах - например, развлечениях, отдыхе, еде и общении.

Портрет ребёнка с синдромом отличника

Ребёнок со следующими симптомами, болен синдромом отличника:

  • Самооценка нестабильна. Похвала вызывает черезмерную уверенность, критика же способна вызвать неуверенность в своих силах при преступлении к следующему делу.
  • Желание получить отличную оценку всеми доступными ему путями. Возможно проявление обмана и лжи. Ребёнок способен оболгать одноклассника, который отвечал лучше, скрыть от родителей нехорошие оценки.
  • Ревностное отношение к успехам других детей. Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему представляется, что он становится ближе к успеху.
  • Эмоционально неуравновешен. Например, если родители или учителя не похвалили, начинается истерика вплоть до слёз. У ребёнка возникает ощущение, что никто не желает оценить по заслугам его успехи.
  • Неспособность преодолевать несложные преграды на своём пути. Ученик способен прекратить задание прямо посередине урока лишь потому, что совершил ошибку и ему кажется, что всё теперь пропало.
  • Ребенок не способен воспринимать критику и замечания.
  • Ребёнок ради хорошей успеваемости в учёбе может постоянно жертвовать развлечениями и общением с друзьями.
  • Неуспеваемость в учёбе может вызвать апатию. Ребёнок может уйти внутрь себя и погрузиться в состояние, близкое к депрессивному.


Синдром отличника проявляется, как неспособность адекватно реагировать на свои, даже мелкие неудачи

Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка становится достижение наивысшей оценки, причём любым путём, а также одобрение и похвала от окружающих.

С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм – это психологическая черта личности, со сложной структурой.

Главные симптомы перфекционизма:

  • Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокая требовательность к себе;
  • Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»;
  • Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие;
  • Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением;
  • Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»;
  • Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях.


Стремление выполнить работу превосходно, «отшлифовывая» каждую деталь. Перфекционисты беспрерывно подвергают критике уровень выполнения задания, очень восприимчивы к чужим словам и практически неспособны получать удовольствие от результатов своей работы из-за уверенности, что она сделана на не совсем отличном уровне.

В реальности постоянное стремление к идеалу нередко оборачивается одиночеством, отсутствием нормального отдыха и развлечений, а также к психическому нездоровью из-за частого нервного напряжения.


Причины

Существует как врождённый, так и приобретённый синдром отличника. Но формируется и становится явным он как раз в детском возрасте, чаще всего, когда ребенок поступает в школу.

Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам:

  • Заниженная самооценка. Дети думают, что они по какой-то причине не полноценны и делают всё, чтобы нивелировать это хорошей учебой.
  • Врождённая потребность в похвале и признании. Часто это является природной чертой характера, которую нужно своевременно выявить и постараться её сгладить.
  • Потребность получить внимание родителей.
  • Страх наказания. Такие дети склонны к робости и очень дисциплинированы, они не хотят расстроить своих родителей или учителей.


Дети с синдромом отличника часто не уверены в себе

Как избавиться от синдрома отличника?

Лучшее лечение от синдрома отличника - это безусловная любовь своих детей родителями. Любовь просто так, за то, что он, ребёнок - за то, что он просто есть. Такое лечение должно быть постоянным.


У детей синдром отличника с большой долей вероятности появляется от недостаточности внимания и любви. Отличными оценками ребенок неосознанно старается заслужить дополнительную похвалу от своих родителей.

Увидев нездоровую реакцию ученика на его отметки, постарайтесь проявить свою любовь открыто:

  • ведь нужно обнимать своего ребенка чаще, без повода;
  • улыбайтесь ему и смотрите в глаза, когда он чем то взволнованно с вами делится;
  • говорите своему чаду слова любви и понимания;
  • спокойно скажите, что вы любите его только за то, что он у вас есть;
  • проводите вместе больше времени, не отгораживайтесь, ссылаясь на работу, если ему необходима ваша помощь и совет.

Давайте своему ребенку любовь и ласку

Если вы обращаете внимание, что ваш ребёнок уделяет урокам очень много времени, предложите ему выйти на прогулку, позвать товарищей в гости или навестить их.

Мысли об учёбе нужно постараться заменить более интересными для него вещами:

  • запишите его на спортивные или творческие секции;
  • совершайте прогулки всей семьёй;
  • проводите больше времени с ним, играя в настольные игры.


Проводите больше времени со своими детьми

Как победить синдром отличника, смотрите в следующем видео.

С какими ситуациями в будущем может столкнуться перфекционист и как это начинается с синдрома отличника, смотрите в следующем видео психолога Вероники Степановой.

К компульсивным действиям и поступкам относятся действия и поступки, к совершению которых человек как бы невольно подталкивается. Даже если эти действия по существу рациональны, разумны, они могут повторяться до неразумных пределов. У леди Макбет, например, таким компульсивным действием было мытье рук. («Прочь, прочь, проклятое пятно!»). И если, как в случае с леди Макбет, мытье рук – действие нормальное и объяснимое^ его бесконечное повторение становится бессмысленным. Действиями леди Макбет руководила не необходимость скрыть следы преступления или врожденная чистоплотность аристократки, а потребность «смыть» чувство вины за совершенное преступление.

Но и среди нас, обыкновенных людей, не относящихся к категории убийц или аристократов, встречаются такие, для которых характерны компульсивные действия или навязчивые мысли или идеи.

В своей самой обычной форме компульсивность проявляется в маленьких ритуалах повседневной жизни, связанных с предрассудками. Большинство из нас, например, остерегаются проходить под лестницами, не открывают зонтов в помещении и стучат по дереву на счастье. Большинство из нас также испытывали проявление мягкой формы невроза навязчивых состояний – например мотив, который, как гвоздь, застревает в нашей голове, или разговор, который бесконечно «прокручивается» в нашем сознании.

Компульсивность нередко сочетается с перфекционистскими, т.е. «улучшательскими» тенденциями в нашем поведении. Мягкие проявления перфекционизма можно рассматривать как достоинство. Но до определенного предела, когда это качество может стать серьезным недостатком, отнимающим у нас время и силы. Перфекционизм может проявляться в различных причудах:

от бесконечного переписывания рабочего предложения или заявления до многочасовой «вахты» у зеркала, когда женщина, например, укладывает свои волосы, добиваясь, чтобы прическа была действительно безукоризненной.

В большинстве случаев эти компульсивные и перфекционис-тские тенденции остаются на управляемом уровне, т.е. на уровне, поддающемся коррекции. Они не подчиняют себе всю нашу жизнь.

Но некоторые люди оказываются в плену своего компульсив-ного поведения. Оно руководит их жизнью и влияет на их взаимоотношения. Их перфекционистские «планки» часто недостижимы, что обычно вызывает чувство злости, неудовлетворенности и горечи от несбывшихся намерений и желаний.

Нет ничего необычного в том, что в своем развитии дети могут быть подвержены компульсивности. В возрасте от двух до семи лет они играют в игры в строгом соответствии с принятым ритуалом. Они декламируют стишки, поют песенки и иногда начинают проявлять признаки компульсивности в некоторых аспектах поведения (например, стараются обходить трещины на тротуаре или пешеходной дорожке). Такое «ритуальное» поведение обычно вполне вписывается в повседневную жизнь ребенка. Но "когда оно начинает создавать ему неудобства или причинять беспокойство, оно становится проблемой.

Компульсивные ритуалы и чрезмерный перфекционизм часто развиваются в результате поисков путей и способов понижения или предупреждения тревоги. Большинство из нас с этим знакомо; например, иногда мы скрещиваем пальцы во время лотереи, ожидая, когда объявят выигрышный билет. Но у ком-пульсивных детей и детей-перфекционистов уровень тревоги и беспокойства более высок и стабилен. Особенность их поведения, выражающаяся в многократно повторяемых действиях, возникла и укоренилась как способ приглушения или ослабления тревоги.

Помимо борьбы со страхом компульсивное поведение иногда служит для отсрочки события, вызывающего страх или тревогу. Большинство из нас, особенно женщины, сталкивались с этим в повседневной жизни: вспомним, как мы порой бесконечно поправляем свою одежду или проверяем и перепроверяем макияж прежде чем показаться «на людях». Дети, например, долго чинят и раскладывают карандаши и бумагу, тем самым откладывая выполнение домашнего задания. Если вы заметите, что ваш ребенок проявляет признаки компульсивного или перфекциони-стского поведения, чтобы избежать каких-либо ситуаций, нужно исследовать эти ситуации и отыскать причину стресса.

Компульсивное поведение иногда бывает в высшей степени символичным. «Ритуальное» раскладывание предметов по определенной строгой системе может означать попытку противодействовать внутренней неразберихе и хаосу. Подозрительно частое мытье рук, как это было в случае с леди Макбет, может указывать на символическую попытку смыть чувство вины. Дети-пер-фекционисты могут стремиться к совершенству, чтобы скрыть недостатки, которые они в себе видят.

Довольно часто компульсивные дети и дети-перфекционис-ты считают себя плохими, недостойными и несовершенными людьми. Они душевно терзаются, совершив даже малейший проступок, и испытывают затруднения в выражении эмоций. Особенно трудно им справиться со злостью.

Иногда это бывает результатом воспитания в слишком строгой семье, где многое считается «дурным» и «греховным» и где на выражение чувств, особенно отрицательных, налагается табу. Возможно также, что они переняли особенности характера своих родителей и смоделировали себя «по их образу и подобию». В этом случае родителям необходимо изменить систему воспитания своих детей.

Самое главное – поднять самооценку компульсивных детей и детей-перфекционистов. Нужно поощрять их в проявлении своих эмоций и помогать им освободиться от навязчивого чувства вины. Им нужно научиться быть более снисходительными и мягкими к себе.

Им не следует отступаться от задач, которых они боятся и избегают при помощи компульсивного поведения. Научите их решать задачу поэтапно. Ставьте перед ними только достижимые цели. Научите их расслабляться и легче общаться (см. главу 13 «Релаксация» и главу 6 «Застенчивость»).

Если ребенок подвержен частым и продолжительным депрессиям, следует прибегать к профессиональному вмешательству специалистов. Помощь специалиста рекомендуется также в тех случаях, когда, несмотря на все ваши усилия, ребенок не в состоянии освободиться от обременительных пут компульсивного и перфек-ционистского поведения.

В настоящее время при лечении таких нарушений обычно применяется поведенческая терапия, некоторые элементы которой описаны в нижеследующей «истории про Энни», и лекарственная терапия.

В этой главе помещены две «истории про Энни». Первая знакомит с тонкостями методики, которая доказала свою эффективность в применении к компульсивным детям и детям-перфекционистам. Значительная часть рассказа посвящена выражению чувств, в особенности злости или гнева, поскольку это часто становится настоящей проблемой для таких детей.

Для первой «истории про Энни» я выбрала пример компуль-сивного раскладывания предметов в особом порядке. Энни постепенно приучают оставлять вещи на своем письменном столе во все возрастающем беспорядке. Это делается в виде «игры» и воображаемой репетиции во время расслабления. Воображаемая репетиция, использованная в этой части рассказа, знакомит нас с методикой поведенческой десенситизации.

Десенситизация предполагает разработку особого рода «лестницы» страхов, относящихся к предмету или ситуации, которых боится ваш ребенок. На нижней ступеньке лестницы находится ситуация, с которой ваш ребенок может легко справиться, на самой верхней – ситуация, вызывающая его особое беспокойство. При боязни кошек, например, низшей ступенькой может быть рассматривание картинок с изображением кошек в книге для детей, тогда как на высшей – возможность прямого контакта с животным. Между этими ступеньками – серия ситуаций с участием кошек, от слегка дискомфортных внизу лестницы до вызывающих очень сильное беспокойство ближе к ее верху.

Ребенка ведут вверх по этой лестнице, ступенька за ступенькой. Как только он начинает нервничать и проявлять беспокойство, ему помогают расслабиться, а затем он возобновит свою попытку подняться на следующую ступеньку. После нескольких попыток преодолеть очередную ступеньку с последующим расслаблением ваш ребенок будет все легче и легче преодолевать эту ступеньку. Успокоившись и расслабившись, ребенок может перейти к следующей ступеньке.

Важно начать с того, что не вызывает у ребенка волнения или беспокойства, а затем медленно продвигаться вперед. Это позволяет не допустить слишком быстрого возрастания уровня беспокойства до непреодолимого. Ребенку гораздо легче научиться преодолевать беспокойство или тревогу постепенно, начиная с небольшого. Ведь, будучи новичком, вы не научитесь верховой езде, начиная сразу с брыкающейся необъезженной лошади.

Хвалите ребенка после каждого его успешного шага. Чем более компетентным он себя чувствует, тем с большей уверенностью он будет бороться со своими страхами.

Можно также научить ребенка применять формулы самовнушения. Так, например, если ваш ребенок компульсивен в отношении мытья рук и тратит на это слишком много времени, его можно научить говорить себе: «Трех минут вполне хватит, чтобы помыть руки». Это можно делать одновременно с постепенным сокращением времени, затраченного на эту процедуру.

Еще раз подчеркиваю важность поощрения ребенка за каждый достигнутый успех. Применение специальной таблицы или карты со звездочками, полученными за каждый успех, может принести очень большую пользу. После каждого достижения ребенок может прикрепить или приклеить новую звездочку к таблице. Например, каждый раз, когда он затрачивает меньше X минут на мытье рук, он получает звездочку. Когда у него накапливается определенное количество звездочек, он может получить какое-то вещественное вознаграждение. Дети любят такие «звездочки» таблицы; они становятся более уверенными в успехе, видя, как число «заработанных» звездочек постепенно растет.

Вышеописанная методика может быть применена во многих других случаях компульсивного поведения.

Второй рассказ в этой главе – сказка, рассчитанная на дстей-перфекционистов, позволяющая им увидеть свое поведение в ином свете. В нем говорится о маленькой девочке, которая хотела стать еще лучше.