Должностная инструкция педагога-психолога доу.

Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.

Кто такой психолог?

Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог - он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Трудится психолог в трех направлениях:

  • Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
  • Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
  • Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.

Функции психолога

Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:

  • адаптивная;
  • диагностическая;
  • педагогическая;
  • консультационная;
  • аналитическая;
  • проблемная.

Адаптивная

Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.

Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.

Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.

Диагностическая

В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).

Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

  • логопедические проблемы;
  • привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
  • задержка в развитии;
  • расстройства поведения;
  • прочие проблемы.

С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.

Педагогическая

Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

  • разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
  • составляют график развивающих игр;
  • проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
  • разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с персоналом;
  • беседуют с родителями деток;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).

Консультационная

Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:

  • личный (беседа с каждым ребенком);
  • общий (работа с детским коллективом);
  • личный (беседа с каждым родителем);
  • общий (с группой родителей);
  • личный (с ребенком и его родителями);
  • общий (с родителями и воспитателями);
  • общий (с воспитателями и детьми).

В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:

  • Как помочь ребенку адаптироваться?
  • Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
  • Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
  • Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
  • Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
  • Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
  • Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
  • Многое другое.

Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.

Аналитическая

В рамках аналитической работы психолог:

  • анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
  • составляет отчеты в вышестоящие организации;
  • выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
  • ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
  • подает отчеты, предусмотренные законодательно.

Проблемная

Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:

  • выявление проблем у деток;
  • анализ проблем и принятие решения - требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций;
  • работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
  • ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.

Как правило, для психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.

Чего психолог не имеет права делать

Функции психолога не распространяются на:

  • Постановку диагноза детям.
  • Проведение специфического лечения либо его назначение.
  • Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
  • Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
  • Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.

Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.

Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.

Должность педагога-психолога обязательна во всех учебных заведениях, включая дошкольные образовательные учреждения. От работы штатного психолога в детском саду зависит общее состояние детей, уровень их развития, реализация всевозможных образовательных мероприятий и прочего.

Кто может выполнять роль психолога

Классическое понятие работы психолога не применимо для дошкольных учреждений. К должности не могут быть допущены люди ниже ранга специалиста и с внушительным послужным списком. Именно педагог-психолог в детском саду проводит ряд подготовительных, разъяснительных и корректировочных работ с родителями, персоналом, а самое главное, с детьми.

В первую очередь должность предполагает глубокое понимание сущности и мышления ребенка, что и позволяет администрации учебного заведения допускать специалиста к детям. В идеале на подобную роль могут подойти следующие люди:

  1. Обладатели двух высших образований в области педагогики и психологии.
  2. Психологи высших категорий, окончившие курсы педагогического воспитания, имеющие опыт работы с детьми разных возрастных групп.
  3. Человек, окончивший высшее учебное заведение с дипломом специалиста в области педагогики, воспитании детей младшего возраста с дополнительным образованием в области «Психология». Только при условии наличия педагогического стажа не менее 2-х лет, первой, второй или высшей категории, но без опыта работы в сфере психологии.
  4. Специалист, имеющий среднее специальное образование в области педагогики и психологии с минимальным стажем работы на аналогичной должности.

Работа в сфере психологии с детьми младшей группы регулируется уполномоченными органами самоуправления. Назначение на должность происходит руководством учебного заведения. Также прием на работу или увольнение педагога-психолога в ДОУ может производиться исполняющим обязанности директора садика.

Сферы влияния психолога

Психолог в детском саду, обязанности которого затрагивают многие сферы образовательного процесса, должен проводить регулярные плановые и периодические работы со всеми участниками воспитательного процесса. Участники воспитания традиционно делятся на три основных категории: дети, педагоги и родители. Стоит отметить, что психолог является штатной должностью, поэтому его нахождение на территории садика обязательно, при этом часы приема устанавливаются администрацией, но они не ограничивают посещение участников воспитательного процесса.

Педагог-психолог в ДОУ должен постоянно находиться на рабочем месте не только для работы с детьми и педагогами. Частыми посетителями будут родители подопечных, которые беспокоятся об эмоциональном состоянии своих детей. Причиной обращения могут стать семейные проблемы, социальная не адаптивность ребенка, проблемы с развитием, затруднение речи и все что выходит за рамки «нормального» в современном обществе. План приема и консультации в дошкольном образовательном учреждении в кабинете психолога может выглядеть так:

К примеру, приведены лишь групповые типы занятий, которые не всегда будут обязательными, но их проведение может положительно сказаться на общем развитии детей. Взаимодействие педагогов, психологов и родителей формирует личность ребенка.

В обязанности психолога входит не только консультация, но и ряд прочих действий. Основной работой специалиста можно назвать консультацию родителей, диагностику детей, коррекционные тренинги, организацию и планирование развивающих занятий для педагогов учебного заведения. При этом каждое отдельное действие психолога должно быть тщательно задокументировано для отчетности руководителям: старшему воспитателю, администрации, представителям районной или городской власти.

Квалификационные и диагностические работы детей и педагогов также проходят строгий надзор у психолога. Это позволяет сформировать полную картину подготовки персонала с воспитанниками, оценить уровень знаний, соответствие базовым понятиям и прочему. Базовый результат проведения тестирования и диагностики в разных сферах деятельности подопечных у психолога должен выглядеть следующим образом:

Должностная инструкция

Получить результаты можно только после полной оценки деятельности подопечных в различных сферах диагностики. Базовые результаты собираются из общей оценки всех детей, в каждой отдельной группе. Процентная оценка позволяет выводить сравнительную таблицу между разными группами, возрастами, садиками, районами и прочим. Это делается для того, чтобы руководство психолога смогло подать достоверные данные о достижениях вашего учебного заведения.

Как и в любой профессии должностные обязанности, требования и инструкции в каждом индивидуальном случае будут разными. Должностная инструкция педагога-психолога в детском саду состоит из следующих пунктов:

  1. Общее положение.
  2. Обязанности педагога-психолога в ДОУ .
  3. Права.
  4. Ответственность.
  5. Взаимодействия и связи по должности

Должностная инструкция детского психолога предусматривает все виды взаимодействия с подопечными, принципы работы и многое другое. Единственное, что не входит в должностную инструкцию это функции психолога в детском саду , а точнее формат их выполнения. Методические пособия по психологическому воспитанию детей любого возраста всегда есть в открытом доступе и вы вправе использовать любые из них. Главное, чтобы методички были утверждены на законодательном уровне и не противоречили общим принципам работы детского сада.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа «Социально-психологические закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте» За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Периодичность работы психолога с детьми

Педагог-психолог в 2018 году обязан построить план работ на предстоящий учебный семестр и весь год. Практическая и своевременная подготовка работы с воспитанниками нужна для своевременного выявления отклонений в развитии ребенка, проблем с психологическим состоянием и прочим. Должностная инструкция педагога-психолога в детском саду предусматривает разработку индивидуального плана работ для каждой возрастной группы детей.

Не существует единственно верного порядка работ. Все напрямую зависит от самого психолога, воспитателей и уровня подготовки детей. В целом план работ с детьми на период 2018-2019 может выглядеть следующим образом:

Психодиагностическая деятельность

Сроки выполнения

Работа с детьми

Диагностика нервно-психического развития в ясельной группе.

Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей в младшей группе и в средних группах (Я.Н.Кушнир).

Декабрь, апрель

Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей в старших группах (Я.Н.Кушнир).

Январь, май

Определение межличностных взаимоотношений в средних и старших группах. (Социометрия).

Изучение детской тревожности в средних и старших группах. (Тест "Несуществующее животное")

Изучение семейного микроклимата (Тест "Моя семья") в старших группах.

Изучение личности с помощью методики "Дом – дерево - человек" в старших группах.

Психологическая готовность детей старших групп к школе.

Работа с педагогами

"Экспресс-методика" по изучению социально-психологического климата в коллективе.

Психодиагностика личности педагога.

По запросу

Работа с родителями

Анкетирование "Я и мой ребенок"

Психодиагностика взаимоотношений в семье

По запросу

По завершении диагностики, психолог проводит полный анализ личности каждого ребенка. Проверка его способностей и психологического состояния позволяет выявить слабые стороны в развитии малыша.

И все же, проведение общих тестов доступно и обычному воспитателю, так зачем нужен психолог в детском саду ? По итогу проверки главной задачей психолога является коррекционная работа, которая проводится как в индивидуальном порядке, так и в группах. Иногда участниками групповых и индивидуальных уроков могут стать третьи лица, то есть родители, опекуны, администрация детского сада или воспитатель.

Педагог-психолог в ДОУ по ФГОС с документацией , подтверждающей необходимость проведения дополнительных психологических тренингов, обязан выполнять ряд классических или индивидуальных работ. Предварительный и общий план работ по коррекции и развитии психологического и психического восприятия окружающей среды может выглядеть следующим образом:

Сроки выполнения

Работа с детьми

Психологическое сопровождение процесса адаптации в ясельной группе.

В течение года

Психогимнастика для детей, имеющих трудности в поведении.

1 раз в 2 недели с января по май

Тренинги навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы и младшей группах.

Групповые коррекционно-развивающих занятия в старших группах (развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование личностного роста ребёнка, формирование готовности к обучению в школе).

Индивидуальные развивающие занятия с детьми младшей, средних групп и старших групп с низким и средним уровнем когнитивного развития.

1 раз в неделю с января по май

Групповые психокоррекционные занятия в сфере общения и поведения детей в средних группах.

2 раза в неделю с января по апрель

Работа с педагогами

моделирующее занятие по развитию профессиональной рефлексии педагогов.

Работа с родителями

тренинг "Как справиться с кризисом трех лет"

тренинг общения (для детей и родителей старшей группы)

Таблица является лишь общим примером того, какими могут быть групповые занятия для детей. Направленность занятий - коррекция и развитие ребенка и проводиться она может только в тех случаях, когда это необходимо. Проще говоря, прямых указаний в проведении конкретного группового или индивидуального занятия вам никто не предоставит. Именно по этой причине важным фактором при приеме на работу будет экспертность и понимание что должен делать педагог-психолог в детском саду . Вы являетесь специалистом, а значит, подчиняетесь только административному корпусу детского сада и руководствуетесь правилами этики.

Должностные инструкции психолога в детском саду четко прописывают отношения и воздействие с коллегами. Одним из пунктов будет обязательное проведение собраний и тестирование коллег, подтверждение их профессиональной пригодности (по эмоциональному и психическому состоянию). Именно поэтому в обязательные планы работы включены групповые занятия с коллегами и родителями.

Психологическая работа с детьми дошкольного возраста

Регулярная диагностика детей - важная часть работы психолога, но особое внимание стоит уделять именно старшей и подготовительной группе детей в ДОУ. Педагог-психолог в ДОУ по ФГОС документацию подготавливает для детей переходящих в первые классы школы. Психологический портрет ребенка, его характеристика и общая информация сыграют немаловажную роль в будущем для создания оптимальных условий обучения. Существует ряд различных методов проверок, сотни параметров и каждый из них может оказаться решающим. Для психолога на помощь приходят онлайн-методики, консультации и тематические форумы, на которых можно увидеть мнение опытных коллег о конкретных и уникальных случаях.

Провести тесты и выставить оценку по классическому принципу не составит труда, но бывают ситуации, когда нельзя оценивать дошкольника по общим критериям. Для удобства психолога-педагога создана специальная таблица с онлайн ресурсами, которые собраны в удобной таблице:

Диагностируемые параметры

Диагностические методики

Интеренет ресурсы

Исследование развития восприятия

Методика «Разрезные картинки» (3-6 лет);

Методика «Коробочка форм», «Доска Сегена» (2,5-6 лет);

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Методика «Эталоны» (4-5,5 лет).

http://www.ourbaby.ru - «Наш ребенок»;

«Логопед и психолог ОНЛАЙН»;

http://testoteka.narod.ru - ТЕСТотека.

Исследование развития памяти

Методика «Десять предметов» - анализ объема непосредственной образной памяти (3-5 лет);

Тест «Десять слов» - диагностика объема и скорости непосредственной вербальной памяти (с 4-4,5 лет);

Тест «Пиктограмма» - для исследования опосредованной памяти (5-10 лет).

«Логопед и психолог ОНЛАЙН»;

www.twirpx.com - информационный сайт.

http://detvora74.ru - информационный портал

Исследование развития мышления

Тест «Нахождение недостающих деталей» - исследование уровня развития образного мышления (4-7 лет);

Тест «Перцептивное моделирование» –исследование образного и схематического мышления (5-7 лет);

Тест Равена – уровень интеллектуального развития (4-10 лет);

Тест «Самое непохожее» – познавательное развитие (4-5 лет);

Тест «Невербальная классификация» - словесно-логическое мышление (5-7 лет);

Тест «Последовательные картинки» – словесно-логическое мышление (5-10 лет);

Тест «Исключение четвертого» - словесно-логическое мышление (5-10 лет);

Вербальные тесты «Выделение существенных признаков понятий» и «Словесные пропорции» - исследование степени сформированности мыслительных операций (7-10 лет).

«Логопед и психолог ОНЛАЙН»;

www.twirpx.com - информационный сайт.

http://5psy.ru - психологический портал;

http://detski.ucoz.ru - Страна детства;

www.bibliofond.ru

www.vseodetishkax.ru - «Все о детях».

http://www.psyoffice.ru

Исследование креативности

Тест «Дорисовывание» (модификации для детей 4-10 лет);

Тест «Назови картинку» - исследование вербальной креативности (4-6 лет).

«Логопед и психолог ОНЛАЙН»;

Исследование уровня готовности к школе

Тест «Мотивационная готовность» – диагностика внутренней позиции школьника;

Тест «Корректурная проба» - исследование уровня произвольной регуляции поведения, темпа деятельности;

«Тест Бендер» - исследование зрительно-моторной координации;

«Тест Керна-Йирасека» - зрительно-моторная координация.

www.twirpx.com - информационный сайт;

http://psy-diagnoz.com -информационный сайт;

http://5psy.ru - психологический портал;

http://www.psyoffice.ru - «Глубинная психология: учения и методики»

Исследование межличностных отношений

Метод «Социометрия» (модификация «Маски») – исследования общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе (с 5 лет);

Тест «Два домика» - исследование общения детей со сверстниками, с членами семьи, выявление симпатий и антипатий (4-7 лет);

Тест «Рисунок семьи».

www.twirpx.com - информационный сайт;

www.stud24.ru - «Информационный сайт для студентов»;

www.psihologu.info - «Энциклопедия школьного психолога».

Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности

Тест «Оцени себя» - исследование самооценки детей (7-10 лет);

Тест «Несуществующее животное» - исследование личностных качеств (с 4,5 лет);

«Тест Розенцвейга» - исследование личности и общения с окружающими;

«Детский апперцептивный тест» - комплексная диагностика личности ребенка (4-10 лет).

«Логопед и психолог ОНЛАЙН»;

www.twirpx.com - информационный сайт;

www.psihologu.info - «Энциклопедия школьного психолога»;

www.vseodetishkax.ru - «Все о детях».

Исследование эмоциональной сферы

Графическая методика «Кактус» – состояние эмоциональной сферы, наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.д. (с 4 лет);

Тест «Страхи в домиках» – диагностика страхов (с 4 лет);

тест тревожности (Р,Тэммл, М.Дорки, В.Амен) (4-7 лет).

www.gurutestov.ru - «Гуру в мире тестов»;

www.bibliofond.ru - «Библиотека научной и студенческой информации»;

www.twirpx.com - информационный сайт;

«Логопед и психолог ОНЛАЙН».

Исследование семейных взаимоотношений (при трудностях в адаптации детей к детскому саду)

Анкета на выявление типичных способов воспитательного воздействия и опросник Басса-Дарки;

Методика измерения родительских установок и реакций (PARY).

«Логопед и психолог ОНЛАЙН»;

www.twirpx.com - информационный сайт.

По итогу, должность педагога-психолога в ДОУ, должностная инструкция и обязанности имеют достаточно широкий спектр влияния. Именно поэтому стоит с особым вниманием относиться к каждой проводимой проверке, ведь работа психолога может создать оптимальные условия для будущего развития полноценной личности из каждого маленького воспитанника.

Не стоит упускать из внимания и взаимодействие с родителями, педагогами и административным корпусом. На принципах работы психолога будет построен весь воспитательный процесс и общая работа с детьми, отношения между коллегами. Стоит внимательно подходить к решению каждого спора, согласно своим должностным обязанностям и инструкциям. Педагог-психолог участвует в жизни воспитанников не только при организации обучения, но и через родителей, воспитателей и обслуживающего персонала.

В должностные обязанности педагога-психолога детского сада входит проведение диагностики. Она проводится минимум два раза за учебный год – в начале и в конце. Это позволяет отследить динамику развития каждого ребенка.

При необходимости диагностика может быть проведена в середине учебного года. Ее проводят, например, для детей, имеющих проблемы в обучении.

При проведении диагностики педагог-психолог использует методики исследования таких психических процессов, как память, восприятие, внимание, мышление и др. Сравнение результатов с нормами развития дошкольников помогает дать общую картину развития детей.

Психолого-медико-педагогическое консультирование

Педагог-психолог входит в комиссию специалистов детского сада – ПМПК. Эта комиссия проводит дополнительную работу с детьми, отстающими в развитии. Такие дети выявляются по результатам диагностического обследования.

Функция педагога-психолога – определить психологическую зрелость дошкольников. Он должен написать свое заключение и рекомендации педагогам и родителям. Так осуществляется доврачебный контроль за состоянием детей.

Семейное консультирование

Одной из обязанностей педагога-психолога в дошкольном учреждении является консультирование родителей дошкольников. При выявленных проблемах он приглашает на беседу папу, маму или того взрослого, который является опекуном ребенка.

Педагог-психолог консультирует не только родителей детей, которые посещают детский сад, но и родителей неорганизованных детей.

В процессе консультаций задача специалиста – показать варианты решения проблем, возникших у ребенка в обучении или поведении. Кроме того, он должен объяснить родителям, что только совместные действия детского сада и семьи дадут положительный результат.

При взаимодействии с семьями воспитанников педагог-психолог повышает педагогическую грамотность родителей. Это благоприятным образом отражается на отношениях между членами семьи конкретного ребенка.

Помощь педагогам

Помимо детей и их родителей, педагог-психолог проводит работу с педагогическим персоналом детского сада. На таких мероприятиях, как педагогический совет, собрание, семинар и других, он рассказывает об эффективных методах и приемах, которые позволят наилучшим образом выстроить работу с воспитанниками.

Сотрудники дошкольного учреждения могут обратиться к педагогу-психологу не только по рабочим моментам, но и по личным вопросам. Так специалист поддерживает благоприятный климат в коллективе детского сада.

«Согласовано» «Утверждаю»

Председатель Заведующий МБДОУ «Центр развития

профкома: ребенка-детский сад» с. Нижнеяркеево

М.А. Шамсиева ________ Л.М. Камалтдинова

«___» __________ 20__г. «___» __________ 20___г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № ____

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ДЕТСКОГО САДА

Настоящая должностная инструкция разработана на основе единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010г. № 761 (ред. от 31.05.2011г.) и в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

    1. Педагог-психолог относится к категории специалистов.

      На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

      Педагог-психолог назначается и освобождается от должности заведующей ДОУ.

      Педагог-психолог должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Декларацию прав и свобод человека;

Конвенцию о правах ребенка;

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости воспитанников и их социальной защиты; общую психологию;

Педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

Основы дефектологии, психотерапии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;

Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

Методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

    1. Педагог-психолог подчиняется по административной линии непосредственно заведующей ДОУ, а по профессиональной линии – руководителю научно-методического кабинета психологической службы Управления Образования района.

      На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом заведующей ДОУ. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности

Педагог-психолог:

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения в ДОУ;

2.2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;

2.3. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

2.4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного);

2.5. Оказывает консультативную помощь воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;

2.6. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий;

2.7. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития воспитанников;

2.8. Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению;

2.9. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Способствует развитию у воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;

2.10.Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды;

2.11. Определяет у воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;

2.12. Участвует в формировании психологической культуры воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания;

2.13. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);

2.14.Анализирует достижение и подтверждение воспитанниками уровней развития и образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности воспитанников, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;

2.15. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);

2.16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

3. Права

Педагог-психолог имеет право:

3.1. Участвовать в управлении ДОУ в порядке, определяемом Уставом ДОУ;

3.2. На защиту профессиональной чести и достоинства;

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства ДОУ предложения по улучшению деятельности учреждения, и совершенствованию методов работы, замечания по деятельности работников учреждения, предлагать варианты устранения имеющиеся в деятельности ДОУ недостатков;

3.4. Защищать свои интересы самостоятельно и /или через представителя, в том, числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;

3.5. На конфеденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

3.6. Свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической работы;

3.7. Требовать от администрации создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;

3.8. Повышать квалификацию;

3.9. Аттестовываться на добровольной основе на соответствующую категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

4. Ответственность

Педагог-психолог несет отвественность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации;

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

4.3. Несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;

4.4. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

С должностной инструкцией ознакомлен (а): _________ _________________

(подпись) (расшифровка подписи)

1 экземпляр должностной инструкции _________ _________________

на руки получил (а): (подпись) (расшифровка подписи)

«____» _____________ 201 ___г.