I. Организационный момент

Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным… Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ? Для этого издавна в народе придуманы ласковые стишки-приговорки, так называемые потешки , призванные помочь родителям общаться с малышом в доступной для него форме.

Потешки для новорожденных

Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять...» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.

Потешки для детей до года

Растущий малыш все больше интересуется всем, что его окружает. Все это время он открыт к общению. Веселые потешки для детей до года принесут море удовольствия обоим участникам «диалога» если будут простыми, короткими и рассказывающими об интересных и понятных малышу вещах. К середине первого года жизни детишки вполне осваиваются со своими частями тела. Они понимают, где у них носик, где глазки, где ручки, ножки, пальчики… Усвоить и закрепить эти знания в игровой форме им помогают потешки для малышей, такие как всем известные «Ладушки» и другие.

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

    Водичка, водичка,
    Умой мое личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    Ай, лады, лады,
    Не боимся мы воды,
    Чисто умываемся,
    Маме улыбаемся.

    Щечки?
    Мыли.
    Носик?
    Мыли?
    А глазки?
    Забыли.

    Вот мы руки развели,
    Словно удивились.
    И друг другу до земли
    В пояс поклонились!
    Наклонились, выпрямились,
    Наклонились, выпрямились.
    Ниже, ниже, не ленись,
    Поклонись и улыбнись.
    (Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
    – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

    Буратино потянулся,
    Раз – нагнулся,
    Два – нагнулся,
    Три – нагнулся.
    Руки в сторону развел,
    Ключик, видно, не нашел.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.
    (Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
    выполняя все движения по тексту.)

    (Поочерёдно загибаем пальчики)
    Этот пальчик - дедушка,
    Этот пальчик - бабушка,
    Этот пальчик - папочка,
    Этот пальчик - мамочка,
    Этот пальчик - я,
    Вот и вся моя семья.

    Этот пальчик - в лес пошёл,
    Этот пальчик - гриб нашёл,
    Этот пальчик - занял место,
    Этот пальчик - ляжет тесно,
    Этот пальчик - много ел,
    Оттого и растолстел.

    Паучок, паучок,
    Аню хвать за бочок.
    Лягушка, лягушка,
    Аню хвать за ушко.
    Олени, олени,
    Аню хвать за колени.
    Песик, песик,
    Аню хвать за носик.
    Бегемот, бегемот,
    Аню хвать за живот.
    Оса, оса,
    Аню хвать за волоса.
    Кузнечики, кузнечики,
    Аню хвать за плечики.

    (подставляйте имя своего ребенка)

    Кто тут будет куп-куп,
    По водичке – хлюп-хлюп?
    В ванну быстро – прыг, прыг,
    В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
    Будет мыло пениться,
    И грязь куда-то денется.

    Ах, кокля-мокля,
    Глазоньки промокли.
    Кто будет детку обижать,
    Того коза будет бодать.

    Не плачь, не плачь,
    Куплю калач.
    Не хныч, не ной,
    Куплю другой.
    Слезы утри,
    Дам тебе три.

    У киски болит,
    У собачки болит,
    А у моего малыша
    Заживи-заживи-заживи.

    Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
    Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
    Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
    Из последнего окошка
    Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
    Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
    Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
    Пришла лисичка,(гладим спинку)
    Хвостиком помахала
    Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
    Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
    Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
    Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
    Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
    Поставил стол,(изображаем - стол кулаком)
    Стул,(стул - щепотью)
    Печатную машинку.(печатную машинку - пальцем)
    Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
    Жене и дочке,
    Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
    Шлю вам чулочки,
    Дзинь-точка.
    Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
    Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
    Прочитал,
    Помял, разгладил,
    Сложил,
    Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

    Розовый животик
    Мурлычет, словно котик,
    Заурчал щеночком
    Забулькал ручеечком.
    Ах животик ты, живот,
    Кто же там внутри живёт?
    Кто мешает баиньки
    Маленькому заиньке?
    Мы погладим пузики,
    Толстые арбузики.
    Спит щеночек, спит котёнок.
    Улыбается ребёнок.

  • Это - ложка,
    Это - чашка.
    В чашке - гречневая кашка.
    Ложка в чашке побывала -
    Кашки гречневой не стало!

    Идет коза рогатая
    За малыми ребятами,
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп,
    Кто каши не ест,
    Кто молока не пьет -
    Забодает,
    Забодает,
    Забодает!

    Утка утенка,
    Кошка котенка,
    Мышка мышонка
    Зовет на обед.
    Утки поели,
    Кошки поели,
    Мышки поели.
    А ты еще нет?
    Где твоя ложечка?
    Скушай, хоть немножечко!

    Сорока-ворона
    Кашку варила,
    На порог скакала,
    Гостей созывала.
    Гости не бывали,
    Каши не едали,
    Всю свою кашу
    Сорока-ворона
    Деткам отдала.(загибаем пальчики)
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    А этому не дала:
    - Зачем дров не пилил
    - Зачем воду не носил!

    Пышка, лепёшка
    В духовке сидела,
    На нас глядела,
    В рот захотела.

Когда и как использовать потешки?

Также потешки используются:

  • когда ребенка одевают на прогулку;
  • купают;
  • помогают проснуться с хорошим настроением;
  • если ребенок шалит или капризничает;
  • для игры с ним;
  • для обучения малыша в игровой форме и пр.

Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!

УМК Л. Ф. Климановой

Цели : познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться различать виды (жанры) устного народного творчества; находить созвучные окончания слов в песне, различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью; карточки с потешками, прибаутками; учебники.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Чтение наизусть русских народных песен, показ иллюстраций к ним.

2. Чтение колыбельных песен собственного сочинения.

III. Речевая разминка

— Прочитайте текст. Попробуйте определить его жанр. (Приговорка.)

Коршун, коршун, колесом,

Твои дети за селом

Тебе кричат:

Не таскай цыплят,

А летай кругом —

Над зеленым лугом.

— Прочитайте медленно.

— Прочитайте с ускорением.

— Прочитайте с грустной интонацией.

— Прочитайте с веселой интонацией.

— Прочитайте выразительно.

IV. Актуализация знаний . Постановка целей урока

— Ребята, что мы только что читали? (Это приговорка.)

— Какие еще жанры устного народного творчества вы знаете? Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с ними.

V. Работа по теме урока

— Ребята, для чего создавались народные песни? Издавна наш народ умел не только трудиться, но и веселиться.

Так родились веселые народные песенки — потешки и прибаутки. Названия эти происходят от слов «потешаться», «веселиться». Детские песни называют пестушками.

— Прочитайте тексты на с. 20 самостоятельно.

— Какие слова помогают вам представить петушка? Какой он?

— Обсудите с другом, какой текст потешка, какой — прибаутка. (Ответы детей.)

— Найдите и прочитайте слова, которые звучат напевно. Похоже ли второе произведение на сказку?

— Прочитайте песенки-прибаутки на с. 21. Кто ведет в них диалог? (Дети читают самостоятельно, затем разыгрывают диалог в парах.)

VI. Физкультминутка

Дождь

Приплыли тучи дождевые:

— Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

— Пей, рожь, пей!

И рожь, склонясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет.

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение потешек

1. Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

2. Шла лисичка по мосту.

Несла вязанку хворосту,

Вытопила баньку,

Выкупала Ваньку,

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок.

3. Вова, Вова-карапуз

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Вова отпирается:

— Это, бабушка, не я!

Это кошечка твоя!

2. Чтение прибауток

1. — Чух, чух, дятел.

Дома ли Яков?

— Нет дома Якова,

В город уехал.

Сам на лошадке —

В новенькой шапке.

Жена на баране —

В новом сарафане.

Детки на кошках —

В новых сапожках.

2. Павушка летала,

Перышки роняла.

— Кому эти перышки?

— Родимому Вовушке.

— На что ему перышки?

— Шапочку пушить.

— На что шапочка?

— Дедушке дарить.

Дадим Вове каши

В красной чаше,

Хлеба краюшку,

Меда кадушку,

Пышки, лепешки,

Куриные ножки.

3. А лады, лады, лады.

Поехали на зады.

Продали морковку,

Купили коровку.

А коровка с кошку —

Доят понемножку!

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

IX. Подведение итогов урока

— С какими жанрами народного творчества вы познакомились на уроке?

— Когда люди особенно использовали потешки и прибаутки?

Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение потешек и прибауток. Найти другие.

2. Попробовать сочинить три потешки про щенка — игривого, задиристого, спящего.

Заботливые мамочки стараются уделить достаточно времени и физическому развитию малыша, и интеллектуальному. Многие родители активно интересуются покупают пособия и другие материалы. Но также известно, что большую роль в развитии играет общение с крохой. Потому необходимо упомянуть о коротеньких стихотворениях, которые называют потешками. Эти забавные рифмованные строчки используются в воспитании детей с раннего возраста. С их помощью мама может успокоить кроху, отвлечь его, а также стишки используются для обучения. Обычно этот вид творчества любят родители самых маленьких, но некоторые потешки подойдут и для детей 7-8 лет. Ребенку такого возраста понравятся юморные стишки, которые к тому же позволят овладеть новой информацией.

Обучающие потешки для детей 7-8 лет

Вообще подобные стишки рассказываются мамой и сопровождаются определенным действием. Со временем ребенок уже сам может безошибочно повторить слова и выполнить необходимые движения. Совсем маленьких таким образом можно обучить бытовым навыкам, а для старших ребят надо подобрать другие стихи. Например, в такой ненавязчивой форме можно привлечь малыша к приготовлению пищи.

Лепим, лепим пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку.

Побежали в огород

Там собрался весь народ.

Вот котенку пирожок,

Вот утенку пирожок,

И Сережке на зубок.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки!

Маслом поливала,

Деткам давала:

Саше – два,

Даше – два,

Маше – два,

Паше – два,

Ване – два,

Тане – два,

Хороши оладушки,

У нашей доброй бабушки.

Мамы с детства приучают ребят быть опрятными. Для длинноволосых девочек особенно актуально научиться поддерживать аккуратную прическу. Но иногда юным принцессам, в силу природной активности, трудно усидеть на месте, пока мама расчесывает и заплетает их волосы. В такой ситуации на помощь также могут прийти потешки. Они приучат девочку следить за собой, а также позволят маме отвлечь дочку и спокойно сделать ей прическу.

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти коса,

Всему городу краса!»

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Авторские потешки для детей 6-7 лет

Много забавных стишков подарило нам народное творчество. Но родителям стоит обратить внимание на произведение современных авторов. Например, Кирилл Авдеев написал много стихов и потешек для детей с рождения и лет до 8. Среди его произведений можно найти именно те, которые подойдут конкретному ребенку. Его стишки помогут маме успокоить активного малыша. Другие же потешки позволят заинтересовать его бытовыми моментами. Потому родителям стоит помнить про творчество этого автора, ознакомиться с его произведениями.

В супермаркете горох

Раскричался «Ох-ох-ох!

Сколько деток здесь, ребят!

На конфеты всё глядят!

Тут я, детки, посмотрите!

Поскорей меня купите!

От конфет ведь пользы нет…

Я нужней, чем сто конфет!»

Ах, котлетки-котлетки,

Ах, как пахнут, хороши!

Их пожарим мы, пожарим,

Наедимся от души!

Все потешки способны поднять настроение, развеселить малыша. Эти простые рифмованные строчки вызывают лишь положительные эмоции. Они развивают чувство юмора и фантазию, а также