Как научить ребенка жевать: советы родителям. Советы специалистов о том, как научить малыша жевать

Родители детей до года и после сталкиваются с множеством трудных ситуаций. Один из часто задаваемых педиатрам вопросов: «Как научить ребенка жевать твердую пищу?» В нашей статье собраны самые полезные советы по этой теме. Они обязательно помогут в решении непростой задачи.

Из этой статьи вы узнаете

Почему ребенок не хочет жевать

Нежелание или невозможность прожевывать пищу, есть вторые блюда в твердом виде имеют несколько причин. Разделим их на две группы: внешние и внутренние.

К внешним, исходящим от особенностей воспитания и атмосферы в доме, относятся:

  • Страхи родителей. Боязнь давать ребенку твердую пищу: «Он же может подавиться!» Так рассуждают излишне заботливые мамы и продолжают кормить годовалого малыша пюрешками, супчиками, протертыми через блендер. И лишают грудничка желания жевать.
  • Суетливость и лень родителей. Папе или маме хочется быстрее накормить дитя. Времени на разжевывание нет. И дается бутылка с кашей, мягкая еда отправляется в ротик ложкой в ускоренном темпе. Жевать не нужно, время экономится.
  • Затягивание с введением прикорма до 1–1,5 года. Миф о том, что грудью кормить лучше лет до трех и при этом ребенок больше ни в чем не нуждается, жив в умах бабушек, молодых неопытных родителей до сих пор. Отказ от прикорма, позднее введение твердой пищи приводит к формированию привычки есть кашки из бутылки, сосать мамину грудь. Жевать в этом случае не нужно вовсе.
  • Отсутствие тренировки жевания в период прорезывания зубов. Если младенцу не давали сухарики, прорезыватели для почесывания зудящих десен в 6–10 месяцев, жевательный аппарат не привык к активным движениям.

К внутренним причинам относятся:

  • Лень грудничка. Кроха ленится жевать, а мама не настаивает. Быстро заменяет второе блюдо на первое, забывает дать морковку на полдник в целом варианте. Малыш доволен, родители не устали от капризов. Всем хорошо, а жевать ребенок не научился.
  • Страх перед приемом пищи. Этим часто страдают малоежки. Заботливые бабушки, мамочки устают ждать появления аппетита и кормят малыша насильно. Запихивать в ротик жидкую пищу легче, с нее и начинают. Твердая остается в стороне надолго, а потом просто заглатывается ребенком без жевания. Единственное, что он хочет во время обеда, быстрее проглотить и убежать от ненавистной тарелки. В результате давится, боится глотать, отказывается от еды кусочками.
  • Непоседливый характер. Малыш крутится, бежит, не концентрируется на одном деле. При таком темпераменте дети жуют, но делают это так быстро, что постоянно давятся. В этом случае больше терпения, настойчивости нужно проявлять маме.
  • Патологии развития. В редких случаях речь идет о неврологических или психических болезнях. Не могут тщательно пережевывать твердую пищу, боятся введения новых продуктов дети-аутисты, дети с ДЦП, с гипотонией (слабостью) мышц.

Для того чтобы понять, как научить ребенка жевать и глотать, придется проанализировать ситуацию индивидуально. Если проблема в поведении родителя, начинайте решение с себя.

Почему важно научить

Переводить на твердую пищу детей нужно обязательно. Затягивание с обучением приводит к проблемам. Родителям годовалых детишек стоит понимать, что жевание - жизненная необходимость. Рассмотрим этот процесс с негативной и позитивной стороны.

Положительные стороны жевания

  • Облегчение работы ЖКТ. Желудку тщательно пережеванную пищу переваривать гораздо легче.
  • Тренировка челюсти, зубов. Жевательный аппарат без нагрузки выходит из строя быстрее. Зубки при постоянном употреблении жидкой пищи слабеют, выпадают, челюстно-лицевые мышцы атрофируются.
  • Формирование навыка глотания жесткой пищи. Важен конечный этап: глотание. Ребенок понимает, что чем лучше он прожует, тем легче маленький кусочек пройдет через глотку, сглатывать будет легко. Проанализирует, сколько нужно откусывать, чтобы пища помещалась в ротике. То есть жевание - это физический и интеллектуальный процесс одновременно.
  • Развитие речи. В процессе жевания и глотания задействованы те же мышцы, что отвечают за артикуляцию. Тренируясь откусывать и пережевывать, малыш учится произносить звуки, слова, правильно дышать.

Возможные проблемы из-за неумения жевать твердую пищу

  • Сложности с адаптацией в садике. В рацион воспитанников дошкольных учреждений включены твердые продукты. Если ребеночек не съест кашу, мясо, второе блюдо, он останется голодным.
  • Заболевания ЖКТ. Для переработки кусков твердой пищи, попавших в желудок, требуется гораздо больше ферментов и соков. Они выделяются в процессе жевания. Если пища глотается крупными кусками, то желудок принимает их на сухую, переварить полноценно не может. Следствием такого процесса становится гастрит, изжога, тошнота и прочее.
  • Формирование привычки есть однообразную пищу. Ребенок, привыкший есть одни и те же размельченные в пюре продукты, недополучает клетчатки, витаминов, минералов.
  • Карапузу в возрасте 2–3 лет, перешедшему на твердую пищу, больно жевать. Десны и зубки не привыкли к нагрузке. Вводить продукты для жевания нужно раньше.
  • Сложности в произнесении звуков. Взаимосвязь четкой артикуляции и умения есть жесткую пищу понятна с точки зрения физиологии. За жевание отвечают мышцы челюсти; язык, щеки, горло - за процесс глотания. Они же действуют при говорении. Пассивность жевательных органов приводит к позднему речевому развитию или плохой дикции.

Когда ребенку можно давать твердую пищу

Вводить твердую пищу нужно в возрасте 5–6 месяцев. Отправной точкой для начала прививания навыка считается заметное выделение слюны. С этого момента десны готовятся к прорезыванию зубов. Малыш тянет в ротик все, что попадается под руку. В том числе и свои кулачки. Замените их на полезные приспособления, кроха будет тренироваться с пользой. В качестве жевалки предложите:

  • Сушка, сухарик. Их меняйте постоянно, чтобы ребенок не поперхнулся кусочком отгрызенного лакомства.
  • Прорезыватели. Вариант с водичкой внутри самый эффективный и удобный. Ребенок будет грызть и тщательно жевать охлажденную игрушку с большим удовольствием.
  • Современный вариант марли с морковкой или яблоком внутри. Это приспособление представляет собой мешочек. В него вкладывается твердая вкусняшка. Младенец грызет ниблер, измельчает фрукт, высасывает из него соки. Ест и чешет десны одновременно.

Организовывая тренировку для жевательного аппарата, важно соблюдать регулярность. Предлагайте маленькому ребенку погрызть что-нибудь каждый день. Если отказывается, настаивайте, но умеренно. В случае истерик и полного неприятия прорезывателей, ниблера, сделайте паузу в 2–3 дня, потом повторите попытку.

Когда грудничок освоит жевание твердых предметов, начинайте прикармливать кусочками мягкого печенья, фруктов на полдник или обед. Сначала давайте по чуть-чуть, потом предложите откусить и пожевать самостоятельно. Но никогда не отставляйте беззубого младенца с большим печеньем одного, он может поперхнуться, откусив и проглотив огромный кусок.

Таким образом, начав приучение к положительному восприятию твердой пищи в 6 месяцев, мамы получат хорошо жующих малышей примерно через годик. Если начать позже, процесс затянется.

Важно! Все тренажеры для десен (грызуны, ниблер, марли с яблоками) мойте после каждого использования, а лучше кипятите. Детский ротик очень восприимчив к бактериям.

В каком возрасте ваш ребенок учится жевать?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Как научить жевать и глотать

Приучать малыша к жеванию можно с помощью простых методов. Выполняйте советы без психологического нажима, регулярно, и все получится:

  1. Вводите в рацион твердую пищу постепенно. Начинайте прикорм с 6–8 месяцев. Сначала попробуйте добавить в кашку кусочки фруктов, потом размельчайте супчик вилкой, без блендера, чтобы получалась неоднородная масса.
  2. В годик смешивайте жидкую еду с твердой в одной тарелке. Идеальный вариант – бульон с овощами, кусочками картофеля. Ребенку будет легче проглотить пережеванную массу с жидкостью. По мере обучения добавляйте бульон все меньше, пока ребенок не будет жевать и проглатывать только овощи, мясо, макароны.
  3. В 12–16 месяцев давайте твердые овощи на полдник целиком: морковь, яблоко. Если ребенку тяжело грызть твердую кожицу, очищайте ее.

Важно! Уточните у врача, когда можно давать ребенку тот или иной новый продукт из твердого сегмента. Ошибки при введении прикорма служат провокаторами проблем с приемом пищи, затруднениях в выработке навыков жевания.

А вот, что советует доктор Комаровский:

Еще несколько хитростей

  • Начинайте обучать жеванию на любимых продуктах карапуза. Выбирайте любой, лишь бы процесс наладился. Но будьте осторожны: хлеб, печенье, сухарики, сладкие десерты в больших количествах ежедневно вредны для детского желудка.
  • Показывайте пример поведения за столом и тщательного жевания. Обязательно совмещайте свой обед с приемом пищи крошкой. Демонстративно жуйте, глотайте, пусть поймет, как происходит процесс наглядно. Запретите себе есть на ходу, не жуя. Дети очень наблюдательны.
  • Начинайте есть жесткую еду с маленьких порций. Для первого–третьего раза достаточно добавить в кашку 1 чайную ложку фруктов.
  • Стройте мордочки с малышом возле зеркала, кривляйтесь. Веселье с мамой заменит артикуляционную гимнастику, разминку для мышц лица.
  • Если ребенок хоть немного разговаривает, спросите у него, почему не жует пищу, которая в тарелке. Возможно, малыш сам раскроет тайну, проблема решится быстрее.

Еще много полезных советов вы почерпнете в этом коротком видео:

Что делать, если нужный момент упущен

Ребенку уже 2–3 года, а он боится есть твердую пищу, при попытке предложить вторые блюда отвечает рвотой, плачет. Такие ситуации встречаются нередко, если родители затянули с прикормом или пошли на поводу у желания крохи. В этом случае помогут советы логопеда, невролога:

  • Начните процесс с самого начала. То есть полуторагодовалому малышу можно предложить ниблер, небольшие кусочки фруктов в каше, плохо размягченное пюре. Для первых обучающих обедов подойдет полутвердая пища.
  • Делайте артикуляционную гимнастику. Вытягивайте губы в трубочку, широко улыбайтесь, имитируйте жевание возле зеркала. Делайте упражнения вместе с ребенком. Занятиям уделяйте не менее двадцати минут в день. Разбив подходы на три–пять минут.
  • Используйте массаж языка как профилактику рвотного рефлекса. Цель занятий: активировать мышцы языка. После курса массажа язычок привыкнет к попаданию твердой пищи в горло, не будет ее выталкивать. Малыш перестанет задыхаться, бояться глотать кусочки, захлебываться.

Как делать: воспользуйтесь услугами профессионала или научитесь сначала на себе, потом проводите процедуру ребенку. Возьмите шпатель или палочку для осмотра горла, положите ее на язык и нажимайте, медленно продвигаясь к корню язычка. Если ребенок почувствовал страх, начал плакать, остановитесь. Продолжите на следующий день. Продвигайтесь глубже медленно, пусть на это уйдет две–три недели.

  • Помогайте жевать руками. Дотрагивайтесь до лица, двигайте щеки, если малыш не против. В этот момент жуйте понарошку сами, комментируйте все действия.
  • Провоцируйте желание жевать. Дайте попробовать вкусняшку, например мармелад, банан (маленький кусочек). А потом предложите кусочек побольше. Ребенок должен хотеть укусить его.
  • Обратитесь к примеру других людей. Ходите на обед или ужин в гости, приглашайте семейные пары с детьми к себе. Изучая поведение ровесников, малыш быстрее научится жевать.

Для освоения навыка жевания, особенно в более старшем возрасте (1,5–2 года), важна психологическая обстановка и несколько простых хитростей:

  • Придумайте сказку о пользу жевания. Рассказывайте увлекательную историю чаще. Не забудьте чуть устрашить начало, где герой не хотел кушать хлеб, мясо, но справился с ленью и научился всему.
  • Расскажите о пользе правильного питания. Истории о работе внутренних органов нравятся детям после 2 лет. Уговорите малыша помочь желудку справиться с нагрузкой, обеспечить организм полезными веществами в твердом виде.
  • Устройте соревнования. Кто лучше прожует мясо, у кого зубки острее и быстрее и т.д.
  • Не жалейте времени и сил. На обучение после года уйдет больший срок.
  • Не пугайте ребенка, даже если он поперхнулся, не бойтесь сами. В крайнем случае поможете малышу справиться с кашлем. Если карапуз видит, как напряжена мама, будет возбужден и напуган сам.
  • Привлеките кроху к приготовлению еды. Пусть натрет овощи, посолит кашу и т.д. А потом съест результаты своего труда. Хвалить за любое проявление интереса, попытки пожевать нужно обязательно.
  • Сервируйте стол вилками для вторых блюд. Нанизывать кусочки и класть их в рот вилкой гораздо интереснее.
  • Крики, ругань под запретом. Пусть ребенок выплевывает приготовленное блюдо, морщится, протестует. За плохое поведение его можно только слегка пожурить и сделать расстроенный вид. Кричать, угрожать нельзя категорически.
  • Не забывайте хвалить за достижения. Похвала для детей - лучший двигатель прогресса.

Важно! Заставлять есть насильно равнозначно издевательству над карапузом. По мнению доктора Комаровского, малоежек нужно оставить в покое на пару дней. Они сами прибегут на кухню с просьбой покормить. А настойчивость родителей в вопросе кормлений: их частоты, объемов съедаемой порции - провоцирует капризы и инфантильность.

Как стимулировать аппетит

Часто отсутствием желания кушать твердую пищу и вообще хорошо питаться страдают дети с плохим аппетитом. Вызывайте голод следующими способами:

  1. Не кормите насильно.
  2. Избегайте перекусов сладким, булками, соками из пакетов.
  3. Много гуляйте.
  4. Ведите активный образ жизни.
  5. Поите кисленькими компотами. Приготовьте отвар чернослива и добавьте в него семечки фенхеля.
  6. Следите за регулярностью стула.
  7. Включайте в меню отварные и сырые овощи.
  8. Давайте пить больше воды.
  9. Замените чаи на отвар шиповника, ромашки.
  10. Пропейте курс витаминов по назначению врача.
  11. Правильно проводите вскармливание. Продукты для прикорма давайте первыми, а потом смесь или грудное молоко.

Научить ребенка жевать, если он этого не хочет, давится или захлебывается, непросто. Но кто сказал, что растить детей легко. Проявите выдержку, наберитесь терпения, следуйте советам врачей, психологов, опытных родителей, и все получится.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Когда малыш появляется на свет, у него присутствует врожденный сосательный рефлекс, поэтому нет необходимости учить его пить из бутылочки или маминой груди. Но ребенок взрослеет и на замену молоку приходят разные кашки и пюрешки, а потом и взрослая пища. Жевательный рефлекс нужно развивать, поэтому мамы часто задаются вопросом о том, как научить ребенка жевать твердую пищу. Такое простое для взрослого занятие для малыша становиться тяжелой задачей.

Что такое жевание

Каждый день, поглощая определенное количество пищи, взрослый человек не задумывается о том, как это происходит. Процесс жевания выработан давно, и пища пережевывается рефлекторно. Жевание – это формирование во рту однородного комка пищи, который затем сознательно проталкивается в пищевод.

У маленького ребенка такой рефлекс вырабатывается постепенно. Он может проглотить только ту еду, которая не на много гуще ранее получаемой пищи. Поэтому этот навык следует прививать родителям постепенно переходя от жидкой пищи к твердой.



В каком возрасте малыш должен научиться жевать и глотать твердую пищу

Новорожденному ребенку для нормальной жизнедеятельности нужно употреблять в пищу материнское молоко или адаптированные смеси. Его пищеварительная система еще не до конца сформирована и поэтому совершенно не готова к более густой однородной, а тем более твердой пище.

Каждая мама должна знать примерный возраст, когда нужно вводить первый прикорм, а затем уже и взрослую пищу. Очень часто мамы боятся, что их кроха подавиться, если ему в еде попадется хотя бы маленький кусочек твердой пищи и продолжают ее давить или измельчать в блендере до 3-4 летнего возраста, а это не нормально.

Понятно, что не стоит давать твердую еду грудному малышу, тем более что у него сработает защитный рефлекс, когда любой твердый предмет рефлекторно выталкивается языком. По мере взросления, врожденные рефлексы у малыша становятся менее выраженными и уступают место приобретенным.

Первый прикорм рекомендуется вводить в возрасте 6 месяцев. Как правильно его вводить, можно посмотреть на видео внизу статьи. Но это еще не твердая пища, а более густая. Даже если малыш не обзавелся к этому возрасту зубками, он все равно пробует делать жевательные движения, копируя поведение взрослых. Своевременное ведение первого прикорма формирует фундамент, для введения пищи кусочками.

Переход от жидкого питания к твердой пище должен быть постепенным, но к двум годам ребенок уже должен уметь хорошо пережевывать и глотать твердую пищу.




Какой вред ребенку может нанести поздний переход на твердую пищу

Своевременное введение первого прикорма дает хорошее начало для приучения крохи к более густой еде. Он позволяет малышу научиться кусать, пережевывать и глотать более плотную пищу.

Но если упорно продолжать измельчать еду для двух летнего малыша, можно нанести его здоровью реальный вред:

  1. Формирование неправильного прикуса. Появление различных стоматологических проблем;
  2. Различные проблемы пищеварительной системы. По мере роста ребенка развивается желудочно-кишечный тракт, а отсутствие плотной и твердой пищи вызовет атрофию желудка. Не требующая пережевывания пища не вызывает выработку большого количества слюны, что в свою очередь сказывается на выработке ферментов, в итоге пищеварительная система дает сильный сбой;
  3. Проблемы с развитием речи. Происходит это из-за того, что для правильного произношения некоторых звуков необходимо задействовать определенные лицевые мышцы. В результате отсутствия навыков жевания эти мышцы будут недостаточно развиты;
  4. Не научившейся жевать в раннем возрасте ребенок, будет сознательно отказываться от твердой пищи в более взрослом возрасте, так как ему будет просто лень прилагать определенные усилия для ее пережевывания. Это может привести к отказу от пищи.

Большой проблемой для детей не умеющих жевать и глотать твердую пищу станет пребывание в детском саду, так как кроме обычной адаптации ребенку предстоит еще приспосабливаться к необычному для него питанию.




Как научить малыша жевать

Переходить к введению твердой пищи нудно постепенно. Если в рационе ребенка присутствуют различные готовые пюре и смеси, то приобретаются они соответственно возрасту малыша. Чем старше ребенок, тем более густые пюре и смеси изготавливаются производителями. В них начинают включаться небольшие кусочки твердой пищи.

При приготовлении домашней пищи следует сначала отказаться от протирания через сито или мелкого перемола пищи в блендере. Еду начинаем слегка давить вилкой, а блендер ставим на более медленные обороты. Впоследствии от блендера вообще стоит отказаться.

Какие-то продукты для ребенка можно натирать на крупной терке. Твердые кусочки пищи в супе можно сначала давить вилкой. Затем просто меняем технику нарезки при приготовлении блюда: от очень мелких, до кусочков нормального размера.

Такой плавный переход от еды однородной консистенции до употребления обычной твердой пищи не должен доставить проблем ни маме, ни ребенку.


Что делать если момент введения твердой пищи упущен

Но бывает, что в силу каких-либо индивидуальных особенностей ребенка или по причине пропущенного времени малыш категорически отказывается принимать даже небольшие кусочки твердой пищи. Попытка глотнуть что-то не жидкое, заканчивается рвотным рефлексом и громким плачем. Ребенок готов голодать до тех пор, пока ему не вернут его привычную пищу. Тогда родителям придется провести следующие мероприятия.

Массаж языка

Нужно активизировать работу мышц языка. Это поможет избавиться от рвотного рефлекса, появляющегося у ребенка при попытке проглатывания твердых кусочков. Для этого нужно мягко массировать малышу язык при помощи деревянного шпателя. Начинайте с кончика, постепенно перемещаясь к корню языка. Чтобы процедура проходила без скандала, необходимо придумать какую-нибудь занимательную историю про волшебный язычок или увлекательную игру с деревянной палочкой. Хорошим упражнением для детского язычка будет, если мама разместит ему за щечкой марлевый тампон и попросит кроху вытолкнуть его языком. Можете проделывать это вместе, так малышу будет интересней.

Применение ниблера

Часто появление рвотного рефлекса связано со страхом крохи, связанным с попаданием в рот твердых кусочков. Родителям нужно попробовать деликатно победить этот страх. Ниблер — это маленькое сито в виде пустышки с ручкой. В него кладется небольшой кусочек фрукта или овоща, и ребенок тренируется жевать, без риска подавиться.

Помощь малыша маме при приготовлении еды

Мама и малыш много времени проводят вместе, поэтому ребенок иже давно изучил, как мельчится пища. Маме нужно убедить малыша, что блендер не работает, сито потерялось, а осталась только волшебная вилочка. Нужно дать ее малышу, пусть попробует. Также крохе можно дать терку, на которой он самостоятельно потрет морковку или яблочко, а возможно сразу и съест.

Положительный пример

Вся семья должна доказать крохе, что кусочек пищи во рту горазда интересней пюрешки на ложке. Подготовьте семейный обед, рассказывая малышу интересные истории о кусочках. Нужно дождаться чтобы малыш сильно проголодался, возможно, заинтересованный ребенок сам потянется к кусочку тыквы-царицы или огурца-великана.

Хороший пример — заразительный

Пригласите в гости семью с ребенком такого же возраста, но умеющего жевать и глотать твердую пищу. Организуете небольшое детское застолье. Возможно, на чужом примере кроха научится сам это делать гораздо быстрее.

Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу? Нужно обязательно позаботиться о том, чтобы навык жевания у ребёнка был сформирован правильно и в нужное время. Для этого следует знать основные причины отсутствия у детей умения жевать и методы развития этой способности. Об этом вы можете прочесть в данной статье.

Когда следует волноваться?

Жевательный рефлекс появляется у ребёнка приблизительно в возрасте 6-8 месяцев, когда начинают прорезываться молочные зубки. Именно в этом возрасте малыш делает первые попытки кусать, когда тянет в рот твёрдые предметы. Это сигнал для родителей, что стоит постепенно приучать кроху к твёрдой пище. Начать лучше с пюре и жидких каш.

К 1 году малыш уже способен самостоятельно измельчать небольшие кусочки пищи.

К 2 годам нормально развивающийся ребёнок уже пережевывает и глотает твёрдую пищу.

Если в возрасте 2 лет у ребёнка ещё не сформировалась способность пережевывать твёрдую пищу, родителям следует обратиться за консультацией к врачу.

Причины проблем с формированием навыка

Существует несколько причин, которые препятствуют формированию навыка жевания у ребёнка. Большинство из них субъективные и могут быть устранены при должном внимании со стороны родителей.

Основные причины затруднений в возникновении навыка жевания следующие:

  1. Дефицит терпения у родителей. Приучение малыша к твёрдой пище – достаточно долгий и трудоёмкий процесс. Некоторым родителям быстро надоедает заниматься с ребёнком, и они дают ему ту еду, к которой он привык.
  2. Страх, что ребёнок может . Родители поздно начинают приучать ребёнка к твёрдой пище, поскольку опасаются, что он может подавиться. В дальнейшем это приводит к ещё большим трудностям в формировании навыка.
  3. Неудобная ложка. Не используйте для кормления малыша ту же ложку, которой пользуетесь сами. Возьмите лёгкую и удобную ложечку с ярким рисунком.
  4. Повышенная активность ребёнка. Малышам с гиперактивностью труднее сосредоточиться на процессах жевания и глотания. Они и требуют пищу, потребление которой не стоит особых усилий.
  5. Отсутствия приспособлений, облегчающих прорезывания зубов. Без прорезывателей ребёнку труднее в дальнейшем обучиться жеванию. Также есть угроза формирования неправильного прикуса.
  6. Несоблюдение графика приучения малыша к твёрдой пище. Приучать ребёнка необходимо постепенно. Если резко перевести малыша на твёрдую пищу, это приведёт только к капризам и стрессу для него.

Способы научить жевать

Врачи рекомендуют начинать формирование навыка жевания у ребёнка ещё в достаточно раннем возрасте, чтобы не упустить момент, когда приучить малыша к твёрдой пище будет уже сложно.

Ниже представлены способы, помогающие облегчить процесс научения:

  1. Использования ниблера. Начинать приучать ребёнка к употреблению твёрдой пищи можно в возрасте около полугода. Лучше всего использовать для этого ниблер. Это специальное ситечко, в которое вставляется кусочек фрукта или овоща. Малыш может безопасно посасывать пищу, пробовать её жевать и привыкать к вкусу без угрозы подавиться.
  2. Терпение и спокойствие. Не нервничайте и не ругайте малыша, если у него что-то не получается. Позаботьтесь о том, чтобы ребёнку было комфортно и интересно, а кормление оставляло только положительные впечатления.
  3. Покупка прорезывателей. Как только у ребёнка начнут прорезываться зубки, родителям нужно позаботиться о том, чтобы у него было специальное резиновое колечко. Желание «почесать» десна поможет в науке жевания.
  4. Постепенный переход на твёрдую пищу. Сперва нужно приучить ребенка к пюре, со временем делать его более густым и добавлять мелкие кусочки.


Разминайте пюре не блендером, а вилкой. Так пища будет менее однородной, с небольшими кусочками, что способствует научению.


С 12 месяцев уже можно давать малышу небольшие кусочки фруктов или овощей в руку, обогащая рацион по мере укрепления навыка.
  1. Помощь малыша в приготовлении пищи. Предложите ребёнку самому размять себе пюре с помощью вилочки, мотивируя это тем, что «блендер сломался, а маме слишком тяжело». Ребёнку вскоре надоест процесс приготовления, и он попробует самостоятельно съесть кусочек пищи вместо того, чтобы долго его разминать.
  2. Положительный пример. Посадите ребёнка за стол и продемонстрируйте ему, как здорово есть пищу кусочками. Заинтересуйте малыша твёрдой пищей, расскажите ему, как это вкусно.
На видео показано, как правильно научить ребёнка жевать. Перечисляются основные приёмы, помогающие малышу в развитии этого навыка.


Что делать, если нет аппетита?

Бывает, что малыш отказывается есть твёрдую пищу не из-за трудностей в развитии навыка жевания, а просто из-за отсутствия аппетита. Тогда основной задачей родителей становится не только приучение малыша к жеванию, но и стимуляция интереса к самому процессу потребления пищи.

Есть несколько способов пробудить интерес ребёнка:

  1. Уделяйте больше времени физической активности малыша. Ребёнок быстрее проголодается и попробует предлагаемую пищу.
  2. Замените соки отваром шиповника. Шиповник способствует усилению аппетита.
  3. Уберите перекусы. Кормите ребёнка только во время, отведённое для приёма пищи.
  4. Стимулируйте интерес ребёнка. Подавайте еду на яркой посуде, украшенной кусочками фруктов или овощей.
  5. Будьте настойчивы, но справедливы. Не потакайте капризам ребёнка, требующего вернуть ему привычную пищу. Но и не кричите на малыша, не ругайте его за неповиновение. Любой процесс обучения требует времени и терпения.
Евгений Комаровский, известный педиатр, имеет своё мнение насчёт того, как следует формировать жевательный навык у ребёнка:
  • Чтобы объяснить ребёнку, почему он вынужден переходить на твёрдую пищу, нужно проявить фантазию. К примеру, сказать, что перестали продавать детское пюре и теперь его нужно делать самим.
  • На этапе прорезывания зубов можно дать ребёнку сушку. Он сможет помять её дёснами, попробовать вкус. Это станет предпосылкой развития навыка жевания.
  • Нужно выбрать момент, чтобы ребёнок начал есть твёрдую пищу. Ненавязчиво подсунуть ему ложечку с едой или кусочек фрукта.
  • Заинтересовать ребёнка примером других детей. Сводить малыша в кафе развлекательного центра и показать, с каким интересом другие дети принимаются за еду.
  • Сперва дать ребёнку вкусное лакомство. Например, кусочек мармелада или банана.


Комаровский считает, что основная причина проблем с употреблением твёрдой пищи ребёнком – родители. Только от желания и терпения родителей зависит успешность формирования навыка.

Как научить жевать детей с особенностями?

Отдельное внимание следует уделить формированию умения жевать твёрдую пищу у детей с особенностями развития. К ним относятся: дети с синдромом Дауна, дети с ДЦП, умственно отсталые, дети с другими аномалиями развития.

Прежде всего, для того, чтобы сформировать навык жевания у детей с особенностями, следует обратиться за советами к специалисту.


Но существует также несколько общих рекомендаций:
  • Не следует зацикливаться на болезни ребёнка. Некоторые родители считают, что таких детей невозможно чему-либо научить из-за состояния здоровья. Это не так. Если приложить больше усилий и терпения, можно помочь ребёнку с особенностями в развитии навыка.
  • Начать с мягких продуктов. В первую очередь давайте ребёнку продукты, которые легко раскусить, например, бананы.
  • Показывать и рассказывать. Нужно комментировать весь процесс приёма пищи, демонстрировать как нужно есть. Позволять ребёнку трогать еду, рассматривать её.
  • Обеспечить удобство. Приём пищи должен быть физически удобен для ребёнка. Нужна правильная мебель и правильная посуда.
  • Поощрять любую инициативу. Если ребёнок проявил интерес к ложке, нужно показать, как ею пользоваться.
Чтобы помочь малышу научиться жевать твёрдую пищу, родителям следует запастись терпением, позаботиться об удобстве малыша, наличии у него аппетита и интереса к кормлению. Быть настойчивыми и последовательными, соблюдая режим и не потакая капризам крохи. Необходимо помнить - правильное формирование навыка жевания у малыша зависит от родителей.

Не за горами то время, когда придёт пора отдавать ребёнка в детский сад. Ваш малыш так и не научился пережёвывать твёрдую пищу? Вы в растерянности, не зная, какой ещё испробовать способ, чтобы отучить ребёнка от перетёртой еды? Поговорим о ваших «треволнениях» и постараемся приучить ребёнка к обыкновенному рациону.

Мама, вот ложка, научи меня жевать!

Здравствуйте, девочки! Прошло совсем немного времени, и я снова спешу к вам для обсуждения ещё одной животрепещущей темы: «Как научить ребёнка жевать пищу ?».

Просматривая информацию на просторах «нета», можно увидеть, как много мамочек озабочены данной проблемой. И «беседка», на самом деле, имеет место быть. Недавно общалась с воспитателем (моему среднему 3,5 года) детского сада. Речь шла о питании детей. Она рассказала, что сейчас в средней группе все детки, более или менее, кушают хорошо. Однако, год назад, когда группа только сформировалась, было нелегко, потому что для некоторых малышей нянечке приходилось самой перетирать порции обеда, чтобы они не остались голодными! Ведь родители так и не смогли «привить» им жевательного навыка. И эта ситуация не исключение, в каждой новой группе, к сожалению, встречаются такие детки.

Давайте поговорим о малышах совершенно здоровых, у которых нет проблем с глотательным рефлексом, но которые не умеют пережёвывать, давясь твёрдой пищей.

Влияние вскармливания на процесс приучения к обыкновенной еде

Как вам известно, из прошлой «беседки», у меня трое сыновей. Со своими мальчиками я прошла поэтапный путь искусственного, смешанного и грудного вскармливания. Поэтому уверена, когда говорят, что у мамочки нет молочка, что в действительности - это не проблема, а отсутствие информации и опыта, но об этом в другой «беседке».

По моему мнению, вопрос о прививании ребёнку навыков ЖЕВАНИЯ напрямую зависит от вида вскармливания. Давайте попробуем всё разложить по полочкам.

Искусственное вскармливание

Мой старший сын полностью находился на искусственном вскармливании. Когда ему исполнился 1 месяц, молоко начало убывать, и я стала подкармливать его смесями, а в 1,5 месяца оно пропало вовсе.

Каких-то сложностей с ним в плане питания я не припомню, и вопрос, что делать, если ребёнок не жуёт, у меня на повестке дня не стоял. Все инструкции педиатра по я выполняла чётко. Однако у меня есть небольшая оговорка. Я не являюсь приверженцем «баночного питания», которое полностью имеет пюреобразную консистенцию. Мамочки, судей здесь нет, поэтому давайте будем честны перед собой! Это просто облегчает вам жизнь и экономит время, но не нужно говорить о полезности данной еды. Сложно поверить, что такое питание (ведь как ни крути - это консервация!) намного полезнее, чем приготовленное своими руками, потому что имеет сбалансированный витаминный состав.

Я не говорю, что «баночки» нужно исключить полностью. Иногда, когда в дороге, или вы едете в гости - это просто «палочка выручалочка». В любом случае, выбирать вам.

И как итог, дети на искусственном вскармливании (при правильном развитии) начинают рано кушать с общего стола. У них хорошо отработан жевательный и глотательный навык, они не давятся едой, и проблем с питанием в садике не возникает.

Молодые родители бывают неприятно удивлены, если стул их новорожденного ребенка окрасился в . Причин такому явлению может быть несколько. Попробуем разобраться с проблемой вместе.

От того, что ест будущая мама, напрямую зависит ДНК ее малыша. Что думают по этому поводу специалисты, .

Смешанное вскармливание

Моему среднему сыну 3,5 года. Мы стали посещать садик с 1 г. 10 мес. полностью подготовленные. Давайте более подробно обсудим все мелкие моменты.

Пожалуй, следует сказать, что мой «богатырёныш» родился с весом 4 кг. 200 г., поэтому потребность в еде была ощутимой. Это - бесконечно голодный ребёнок:))))))). А так как кушать очень «хоцца» (где ж столько взять?), то приходилось «лялюсика» подкармливать.

Для того чтобы привить навык точного попадания еды в рот, вот что мы делали:



Ну, а дальше, - всё самое интересное. «Деть» начинает сидеть. Его можно посадить рядом за стол. Он начинает понимать, что в твоей тарелке находится что-то интересное, а ты это что-то так вкусно поглощаешь, причмокивая, что у него буквально текут слюнки. Ну, очень хочется попробовать.

Готовя первое овощное пюре, я использовала все овощи, что были в доме)))))))))))). В кипящую водичку добавила морковочку, лучок, чесночок, капусточку, картошечку, кабачок и щепоточку соли. Вот, сколько всего! Когда овощи отварились, я их перетёрла вилкой. НЕ взбивала! В пюре попадались небольшие кусочки еды. Не волнуйтесь, расстройство у него не было. Всё изумительно усвоилось. И хотя малышок еще не умеет жевать, с первым своим уроком он справился на отлично. Вот так, собственно, мы и нарабатывали навык жевания.

Ниже представлено видео «процесс принятия первого овощного пюре».

Находясь со своей семьёй за обеденным столом, малышу тоже хочется самостоятельно с ложечки покушать. Конечно, это очень потешно: когда малыш, кушая супчик, вернее пытаясь его покушать, подносит ложечку ко рту, а в этот момент весь супчик убегает мимо, попадая прямо в воротничок пластмассового слюнявчика и на личико, при этом, просто умильное от удивления, будто говорящее: «Как это так получается? А в ротик-то ничего и не попало!» Естественно мой «киндырёныш» стал нервничать. И я, как современная мамочка, разрешила ему похулиганить. На приём второго блюда я забрала ложку, а тарелку с овощами поставила рядом. Посмотрите, что из этого получилось (на представленных фото малышу 9 мес.).

Поверьте, очень многое осело в ротик. Было ну ООООООООчень вкусно!

Навык пережёвывания пищи мы отрабатывали изо дня в день , привыкая не только кушать с общего стола, но и стараясь это делать самостоятельно, и к 1 году 3 месяцам достигли определённых результатов. Познакомиться с нашими достижениями можно по представленному ниже видео.

В данном примере представлена овсяная кашка, но меню у ребёнка разнообразное. В этом возрасте мы поедали всё. Бывало, что не хочет жевать мяско в супчиках, тогда я, разделывая мясо на суп, отрезала большой кусочек и отдельно давала малышу. Его он с удовольствием кушал.

В возрасте 1г 10 мес. мы пошли в сад. В группу такого возраста набирают деток, которые самостоятельно могут кушать, используя столовые предметы и ходить на горшок.

Последние фото и видео подготовки к садику в возрасте года и 9 месяцев представлены ниже.

Нам осталось только разобраться с памперсами, что мы и сделали за месяц, полностью исключив их из своей жизни, - и мой гражданин готов к садику!

Грудное вскармливание

Вот и подошла очередь до моего «масика», самого младшенького. Нам сегодня год и 4 месяца. И да, я до сих пор не могу прекратить его кормить. В таком возрасте это доставляет определённые неудобства, отнимает много времени и уже пора, пора, пора, но - никак.

Касательно питания: едим мы всё с общего стола, ничего не протирая. Сам он ещё не ест, только пытается. На фото, расположенных ниже, представлен период размазывания еды по лицу, ушам и шеи, и просто замечательно, что он уже пройден. Правда, это время мы провели в больнице, и они очень уж больничные, но я не думаю, что это существенно. На фото моему мальчику 11 месяцев.

Хорошо видно, что ребёнок ест обыкновенный суп, не взбитый блендером.

С размазыванием котлет, по себе любимому, малыш справился замечательно. Видите, как доволен?

Конечно, в случае грудного вскармливания всё немного сложнее. «Ребятёнок» часто давится и нередки случаи, когда он просто выплёвывает еду, потому что там крупнее кусочки, чем ему хотелось бы.

Но у меня есть помощник - это палочка-выручалочка, а по простому - слюнявчик с козырьком. Может это и не эстетично, но зато действенно. Малыш сначала выплюнет, потом ощутит вкус еды. Понимает, что напрасно это сделал, но природное упрямство говорит не идти на попятную, поэтому продолжает в том же духе. Выплёвывает, но теперь только в слюнявчик. В общем, делает «загашник». Там складирует свои кусочки, а потом ручкой складывает их к себе в ротик.

Приблизительно так происходило раньше. Теперь всё намного проще, и не за горами тот период, когда мы самостоятельно будем кушать, «орудуя ложкой». Пока у нас в одной руке ложка (даже что-то в неё попадает), а другая рука «хозяйничает» по тарелке. Вот так и кушаем. Сама стараюсь не кормить (если нахожусь дома), просто присутствую рядом, разговаривая и нахваливая. Ведь главное, чтобы процесс еды ребёнку доставлял удовольствие и радость, тогда обязательно всё получиться!

Заключение

Безусловно, встречаются дети с индивидуальными особенностями, у которых возникают затруднения в попытке приучить своё чадо к пережёвыванию твёрдой пищи. В этом случае, лучше учесть рекомендации врачей, например, доктора Комаровского или сходить проконсультироваться к детскому врачу.

Однако, на мой взгляд, следует запастись терпением и приучать ребёнка к твёрдой пище последовательно, начиная с раннего возраста. Просто нужно помнить о необходимости всегда находиться рядом в такие моменты. Поощряйте его, хвалите, кушайте вместе с ним всей семьёй. И у вашего малыша обязательно появится интерес, и ему захочется ПОЖЕВАТЬ вместе с вами.

С самого рождения малыш не только растет, но и развивается, с каждым днем осваивает все новые умения, учится переворачиваться, сидеть, ползать, стоять на ножках. Так же поэтапно малыш приучается к пище с общего стола. Чтобы у ребенка не было проблем с работой ЖКТ, чтоб он питался сбалансированно и правильно, процесс приучения должен проходить постепенно. Сначала малышу предлагают прикорм – примерно в 6 месяцев, ненавязчиво, иначе у ребенка не разовьется интерес к еде. В рацион ребенка вводятся молочные каши, овощные и фруктовые пюре. Вся пища должна быть однородной, чтобы кроха не подавился. Но рано или поздно мамы начинают задумываться о том, когда вводить в рацион ребенка твердые кусочки? Как это сделать безопасно, чтобы малыш не подавился? Что делать, если ребенок отказывается от твердой пищи и просто выплевывает ее? Ответы на все эти вопросы сможете найти в данной статье.

Когда нужно учить ребенка жевать твердую пищу?

Навык жевания – это не врожденный рефлекс, его приобретают с возрастом. Умение жевать твердые кусочки пищи очень важно для ребенка. Правильная работа челюстей и управление языком прекрасно развивает речевые способности. Когда малыш активно двигает челюстями, вырабатывается желудочный сок, пища лучше усваивается. А еще регулярная нагрузка на челюсти – это формирование правильного прикуса.

Научиться жевать кусочки твердой пищи сразу очень сложно, это долгий и поэтапный процесс, который требует терпения со стороны родителей. С самого начала прикорма малышу предлагают овощное пюре или кашу. Консистенция продукта однородная, но густая. Теперь ребенку нужно потрудиться и поработать языком, чтобы проглотить эту кашку. Далее мама должна постепенно оставлять в пище крохотные кусочки. То есть, в 8-9 месяцев вполне допустимо оставлять в пюре кусочки овощей или фруктов размером со спичечную головку, которые малыш должен пережевывать. Считается, что в год ребенок уже должен уметь пережевывать небольшие кусочки овощей, фруктов, хлеба и печенья размером с горох. Постепенно малыш переходит на общий стол, ему предлагают более крупные куски пищи — макароны, картошку и т.д. Что касается мяса, не стоит ждать, что малыш сможет разжевать цельный кусок отварной говядины. Ребенку будет гораздо легче, если это будет фарш, из которого мама готовит тефтели или котлеты. Считается, что к двум годам ребенок уже умеет полностью жевать, переходит на общий стол и не отличается в этом смысле от взрослых. Если к двум годам малыш не научился полноценно жевать пищу, стоит обратиться к врачам – гастроэнтерологу, ортопеду, возможно, дело в работе ЖКТ или проблемах развития челюстной системы.

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

Любого ребенка нужно учить, шаг за шагом, это главная обязанность родителей. И только от вас зависит, когда малыш освоит тот или иной навык. В борьбе за пережевывание пищи может возникнуть немало проблем, с которыми мы постараемся справиться вместе.

Уже после 8 месяцев ребенку можно предлагать знакомые овощи и фрукты в ниблере. Ниблер – это современное устройство, которое представляет собой сеточку из силикона или нейлоновой ткани. Внутрь сетки помещают крупный кусочек пищи (как правило, фрукт или овощ), после чего мешочек плотно закрывается и фиксируется на удобной ручке. Конструкция абсолютно безопасна – можно смело давать малышу. Ребенок сосет и жует мешочек, из которого в виде сока или мелких кусочков выходит фрукт, обычно малышам нравится такое времяпрепровождение. Но самое главное, это безопасный способ научить ребенка совершать жевательные движения и крепко сжимать десна.

После 8 месяцев можно приучать ребенка к твердой пище, а именно, давать ему печенье. Но не обычное, а специальное детское. Оно быстро размокает, не застревает в горле, очень мягкое и нежное. Как правило, малыши любят такое лакомство.

Мама должна каждый день следить за тем, что она готовит и как она это делает. То есть, с возрастом и каждым новым месяцем нужно увеличивать размер крупных частичек в пище малыша. Сначала измельчать еду можно с помощью блендера, потом использовать для этого вилку, оставляя все более крупные кусочки. Если вы не можете отследить это, просто воспользуйтесь готовыми баночными пюре. На каждой упаковке указан возраст, на который рассчитана данная порция пищи. Чем старше ребенок, чем более крупные кусочки овощей и фруктов остаются в пюре.

Еще один способ безопасно почувствовать на языке кусочки твердой пищи – это размачивание хлеба. То есть, нужно просто положить в суп кусочки хлеба, они не застрянут в горле, однако малышу придется потрудиться, чтобы пережевать эти комочки.

Удивительно, но дети, которые приучались к общему столу через педагогический прикорм, не страдают от проблемы неумения жевать. Принцип методики заключается в введении взрослой пищи кусочками. То есть, малыш сидит у мамы на коленях, и если его заинтересует, может взять с ее тарелки маленькие кусочки здоровой пищи – отварные овощи, крупы и т.д. Это совершенно иной метод прикорма, который тоже имеет право на существование.

Иногда дети не могут жевать, только лишь потому, что у них пока не выросли зубки. Помните, приучать малыша к твердой пище стоит только когда у ребенка будет 8-10 зубов.

В процессе освоения навыка важно знать самое главное правило – не торопитесь и НИКОГДА не оставляйте ребенка одного с едой. Кроха может подавиться, кусочек фрукта может попасть не в то горло, малыш очень быстро может задохнуться, это крайне опасно. Лучше делать все постепенно и не давать малышу в 7-8 месяцев кусок хлеба или яблоко.


Бывает так, что ребенок, которому больше года, никак не хочет жевать, буквально давится кусочками, они вызывают рвотный рефлекс. Как правило, это отсутствие постепенного приучения. Если малыш давится, скорее всего, он просто незнаком с твердой пищей и его постоянно кормили только пюре. На самом деле, такое случается очень часто – мама не хочет воевать с капризным ребенком, просто хочет, чтобы малыш, наконец, поел. Так происходит из раза в раз, ребенок растет, но к взрослой пище так и не приучается. В этом случае можно пойти на хитрость, ведь детки после года уже довольно многое понимают. Расскажите, что блендер сломался, а баночки с пюре кончились. Предложите малышу самому измельчить кусочки вареных овощей – дайте пластмассовую вилку. Конечно же, измельчить качественно ребенок не сможет. Но иногда голод в совокупности с интересом и любопытством приносит прекрасные плоды – ребенок с удовольствием насаживает на вилку мелкие кусочки и отправляет их в рот. И не беда, что половина содержимого тарелки окажется на полу – это совершенно другая проблема, с которой вы справитесь позже.

Некоторые дети буквально испытывают рвоту при кормлении кусочками. Причиной этого может быть просто неправильно подобранная ложка. Кормить малыша нужно небольшими порциями – не более 3 мл. Если мама располагает ложку слишком глубоко, может быть раздражена задняя часть языка, что естественно вызывает приступ рвоты. Нужно давать малышу пищу небольшими объемами, только на край языка. Брать еду с ложки, пережевывать ее и сглатывать – уже работа для ребенка. И еще, ни в коем случае не давайте малышу лекарство с ложки, которой вы обедаете. Маленькие дети прекрасно запоминают детали, горечь лекарства может ассоциироваться с приемом пищи, это неправильно. Если же рвота все равно сохраняется, нужно обязательно посетить детского гастроэнтеролога – это может быть признаком некоторых заболеваний. Если ребенок долго и упорно отказывается от еды, это может быть связано с нарушением чувствительности полости рта, гипотонусом лицевых мышц, аденоидитом (когда малыш дышит только ртом), врожденными дефектами полости рта.

Научить ребенка жевать твердую пищу несложно, но на это потребуется немало времени и терпения. Старайтесь обедать рядом с малышом — положили перед ним пищу и сели кушать рядом. Во-первых, это научит ребенка есть самостоятельно ложкой, во-вторых, малыш увидит, как вы прожевываете пищу. В-третьих, это добавит ему самостоятельности, он сам будет выбирать размер кусочков, которые он сможет прожевать и съесть. Как говорится, терпение и труд – все перетрут!

Видео: как научить ребенка жевать