Как работает память человека — просто о сложном. Плохая память: что делать, к какому врачу обратиться

Каждый человек в течение всей своей жизни накапливает определенную информацию, опыт и знания, необходимые ему в различных сферах его деятельности. Все это возможно благодаря памяти. Без нее человечество никогда не достигло бы прогресса и до сих пор оставалось бы на уровне первобытнообщинного строя. Память - это одна из важнейших функций нашего сознания. Что же означает это понятие? Каковы основные виды памяти в психологии? С какими ее нарушениями может столкнуться человек, и как их исправить?

Понятие и функции памяти

Память - это способность сознания человека накапливать, сохранять, а также воспроизводить полученные некогда знания, навыки, информацию о нашем мире. В различных формах она присуща всем живым организмам. Однако у людей, по сравнению с остальными существами, память находится на самом высшем уровне развития.

Различные типы памяти способствуют тому, что человек может не только овладевать некими сведениями, но и повторять и воспроизводить всевозможные действия. Память позволяет нам переноситься мыслями в прошлое, заново переживать эмоции и волнения, которые мы когда-то испытали. Эта функция человеческой психики обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего, делает возможным обучение и личностное развитие.

Память способствует координации работы различных подсистем нашей психики. С ее помощью человек способен добиваться цели, поставленной перед собой, благодаря запоминанию и воспроизведению в нужный момент необходимой информации.

К основным функциям памяти относится способность накапливать и сохранять полученные знания в течение длительного промежутка времени. Также она необходима для воспроизведения информации с максимальной точностью.

Классификация видов памяти в психологии

К свойственным, помимо человека, и другим организмам относятся генетическая и механическая память. Первая из них хранится в генотипе живого организма и передается по наследству. На нее невозможно оказать никакого влияния известными нам методами. Механическая память представляет собой способность к обучению, основанную на повторениях, без осмысления и осознания действий.

В зависимости от того, какой из органов чувств принимает наибольшее участие в процессе запоминания, выделяют следующие типы памяти: слуховую, зрительную и осязательную. По продолжительности хранения информации она делится на долгосрочную и кратковременную.

Также классификация видов памяти производится по типу мышления человека. Согласно ей, выделяют ассоциативную, логическую, опосредованную память.

Первый вид представляет собой процесс усваивания информации за счет построения некой цепочки ассоциаций. Так, например, когда человек изучает иностранный язык, то или иное слово может показаться по произношению похожим на русское. Таким образом, запомнить его будет намного легче.

Логическая память построена на смысловой взаимосвязи различных элементов, которые необходимо запомнить. Поняв причинно-следственные зависимости, человек легко усвоит необходимую ему информацию.

Опосредованная память основывается на сопоставлении новых знаний с уже имеющимся у человека жизненным опытом. Она включает в себя и логическую, и ассоциативную память.

От того, насколько целенаправленно происходит усваивание информации человеком, выделяют такие виды памяти в психологии, как произвольную и непроизвольную. В первом случае знания фиксируются случайно, автоматически. Непроизвольная память же предполагает целенаправленную концентрацию внимания человека для сохранения необходимой информации.

Качества и индивидуальные особенности нашей памяти

У каждого человека память развита по-своему. Для кого-то не составит труда быстро запомнить довольно большой объем информации, кому-то же сложно выучить даже короткое стихотворение.

В психологии выделяются следующие качества памяти: объем, точность, длительность, быстрота запоминания и готовность к воспроизведению. Все они развиты у конкретного человека в разной степени.

Объем памяти представляет собой способность индивида одновременно сохранять и держать в голове значительное количество информации. Согласно научным данным, люди не используют на 100% свой мозг, и память наша также задействована не на полную силу. В наше сознание может вместиться информации гораздо больше, чем в самый современный компьютер, но мало кто реализует на практике свои потенциальные возможности.

Точность памяти позволяет человеку воспроизводить максимально достоверно усвоенную информацию. Очень часто с течением времени часть данных может стереться из нашего сознания или исказиться. Точность воспроизведения же обеспечивает их надежную сохранность в неизменном виде.

Длительность памяти позволяет удерживать необходимую информацию в голове определенное время. Так, например, студенту, выучившему все билеты перед сессией, важно не забыть их до того момента, пока он не сдаст экзамены. После этого же удерживать информацию в памяти для него не имеет смысла.

Быстрота запоминания также является одной из важнейших характеристик памяти. Она определяется количеством времени, необходимым для того, чтобы усвоить ту или иную информацию. Некоторым студентам, к примеру, нужно учить весь семестр, чтобы успешно сдать сессию. Другим же достаточно прочитать материал на один раз перед самым экзаменом.

Готовность к воспроизведению характеризуется способностью человека быстро вспомнить необходимую информацию. Для кого-то это совсем несложно, кому-то же требуется время, чтобы постепенно отыскать в глубинах своей памяти то, что ему нужно.

Понятие и особенности зрительной памяти

Зрительная память характеризуется тем, что человек в состоянии запоминать увиденные им лица, текст, различные предметы. При необходимости вспомнить что-либо перед ним возникают некие образы, которые формирует наше сознание. Людям, у которых этот вид памяти развит в большей степени, легче усваивать информацию при зрительном контакте с предметом познания.

Особенности памяти этого вида состоят в том, что в процессе запоминания наш мозг преобразует и трансформирует исходные данные. При этом мелкие, неважные детали могут вовсе опускаться, а что-то более крупное и привлекающее внимание, наоборот, выделяться и преувеличиваются. Наше сознание способно представлять увиденную информацию в виде схем и рисунков, которые легче сохранить в памяти.

Зрительная память не у всех людей развита одинаково. Кто-то с легкостью опишет предмет, который он видел пару секунд, другой же человек, даже внимательно рассматривая ту или иную вещь, упустит потом важные моменты, рассказывая о ней.

Особенности слуховой памяти

Многим людям гораздо легче запомнить информацию на слух, нежели при зрительном контакте. Так, при разучивании стихотворения некоторым детям необходимо, чтобы родители сначала несколько раз прочитали им его. Слуховая память - это способность человека запоминать и усваивать, сохранять и впоследствии воспроизводить звуковую информацию.

Каждый человек в той или иной степени обладает слуховой памятью. Кто-то с легкостью дословно воспроизведет мельком услышанную им информацию. Кому-то же это дается труднее. Но даже если, внимательно прослушав лекцию, вы из нее ничего не запомнили, не стоит думать, что данный вид памяти вам совершенно не свойственен. Возможно, ваш мозг просто не хочет воспринимать информацию, которая вам не интересна, ведь в разговоре с товарищем практически каждый запомнит, о чем именно он вам рассказывал.

Кратковременная память

Выделяя виды памяти в психологии, чаще всего в первую очередь упоминают долговременную и кратковременную память. Последняя представляет собой способ хранения информации в течение небольшого промежутка времени, как правило, от 20 до 30 секунд. Очень часто с ней сравнивается физическая память компьютера.

Кратковременная память сохраняет обобщенный образ предмета, который воспринял человек. Она акцентируется на самых основных и выделяющихся чертах, наиболее запоминающихся элементах. Кратковременная память функционирует без предварительной установки на запоминание. Однако при этом она направлена на воспроизведение только что полученной информации.

Основным показателем, характеризующим кратковременную память, является ее объем. Он определяется количеством единиц информации, которые человек будет способен воспроизвести с абсолютной точностью через 20-30 секунд после того, как некие данные один раз были представлены перед ним. Чаще всего объем кратковременной памяти людей варьируется в промежутке между 5 и 9 единицами.

Информация удерживается в кратковременной памяти за счет повторения. Данные сканируются нашим мозгом с помощью зрения, а затем проговариваются внутренней речью. После этого начинает работать кратковременная слуховая память. При отсутствии повторения сохраненные элементы со временем забываются либо вытесняются вновь поступившими данными.

Долговременная память

Способность человека хранить информацию в течение очень долгого, иногда ограниченного лишь продолжительностью нашей жизни, промежутка времени называется долговременной памятью. Она предполагает наличие у людей возможности в любой необходимый момент вспомнить и воспроизвести то, что когда-то прочно поселилось в сознании.

Человек в состоянии неограниченное количество раз рассказывать без утраты смысла и всех мельчайших деталей информацию, хранящуюся в долгосрочном хранилище памяти. Систематические повторения позволяют удерживать в голове данные все дольше и дольше.

Функционирование долгосрочной памяти связано с такими процессами, как мышление и сила воли. Они необходимы для того, чтобы отыскать в глубинах сознания некогда сохраненную информацию. Для того чтобы данные перешли в долговременную память, нужна четкая установка на запоминание, а также систематические повторения.

У всех людей этот вид памяти развит в различной степени. Чем лучше долговременная память, тем большее количество единиц информации способен запомнить человек при меньшем числе повторений.

Способность забывать как функция памяти

Многими людьми способность забывать рассматривается, как недостаток, и даже нарушение памяти, от которого хотелось бы избавиться. Действительно, мало кому понравится в нужный момент не суметь вспомнить важную информацию. Однако на самом деле способность забывать нам крайне необходима.

Если на секунду представить, что человек хранил бы в своей голове абсолютно все, и ни одна даже самая малейшая деталь не ускользала бы из нашего сознания, насколько перегруженной оказалась бы в итоге наша память? Помимо этого, есть множество неприятных и страшных событий, которые хочется поскорее забыть. Наше сознание устроено таким образом, что пытается стереть из памяти весь негатив. Люди стараются помнить только хорошее и поменьше думать о плохом.

Способность забывать позволяет человеку концентрироваться на самых важных вещах и сохранять в своем сознании только действительно необходимую информацию. Благодаря этой функции наша физическая память защищена от перегрузок. Однако не во всех случаях представление людей о нужных сведениях совпадают с выбором таковых нашим мозгом. Подобные ситуации создают для нас проблемы и неудобства, и человек жалуется, что у него плохая память.

Необходимо помнить, что даже люди с феноменальной памятью обладают способностью забывать ненужную, лишнюю информацию. Без этой способности мозг работал бы очень медленно, как перегруженный компьютер. При этом у человека часто возникали бы нервные расстройства и всевозможные проблемы с памятью.

Нарушение памяти: виды и причины

Причины нарушения памяти довольно разнообразны. В первую очередь к таковым относятся травмы и поражения головного мозга, а также заболевания других органов, отражающиеся на общем состоянии человека. Частое злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками, систематический прием сильных лекарственных средств могут привести к нарушению памяти. Причиной этой проблемы является также неправильный образ жизни человека, наличие постоянных стрессов, хроническое недосыпание и переутомление. Многие люди с возрастом начинают замечать, что у них стала плохая память. Если проблемы с памятью, вызванные неблагоприятными жизненными факторами, устранить довольно легко, то нарушения, спровоцированные серьезными травмами, очень сложно поддаются лечению.

Как и виды памяти в психологии, ее расстройства также многообразны. Они подразделяются на несколько групп. К первой относятся амнезии. Это заболевание характеризуется нарушением способности индивида хранить, запоминать и воспроизводить информацию. Иногда человек не может вспомнить события, которые происходили до получения травмы. В некоторых случаях он, наоборот, прекрасно помнит далекое прошлое, но не способен воспроизвести то, что случилось с ним пару минут назад.

Ко второй группе относятся частичные нарушения памяти. Они делятся на гипомнезию, то есть снижение памяти, и гипермнезию - заболевание, характеризующееся чрезмерным повышением способностей сохранять информацию.

Третья группа включает в себя нарушения, связанные с искажением информации или ложными воспоминаниями. Заболевания такого рода носят название парамнезии. Люди могут присваивать себе чужие мысли и действия, смешивают в своем сознании прошлое и настоящее, считают реальностью вымышленные события.

Столкнувшись с любым из перечисленных нарушений памяти, человеку необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Вовремя начатое лечение во многих случаях делает начавшиеся изменения обратимыми.

Как развить память?

У каждого из нас свои особенности памяти. Кому-то легче дается усвоение информации на слух, кто-то же обязательно должен видеть перед глазами объект запоминания. Для некоторых людей не представляет сложности выучить длинные стихотворения, кому-то для этого требуется приложить немалые усилия. Различные особенности людей не являются нарушениями, и каждый при желании может усовершенствовать свою способность сохранять и воспроизводить информацию.

Существует несколько советов, с помощью которых развитие памяти станет более доступным каждому человеку. Прежде всего, нужно знать, что мозг запоминает быстрее ту информацию, которая нам интересна. Также важным фактором является полное сосредоточение внимания на изучаемом объекте. Чтобы быстрее что-то запомнить, нужно создать вокруг себя среду, которая способствовала бы максимальной концентрации. К примеру, готовясь к экзамену, можно выключить компьютер и телефон, попросить родственников не шуметь и не отвлекать вас.

Быстрее запоминать помогают ассоциации. Научившись строить их, сопоставлять то, что необходимо усвоить, с уже знакомыми понятиями, вы существенно облегчите процесс запоминания.

Немаловажным считается умение человека систематизировать полученную информацию. Сознание преобразует исходные данные в схемы и графики, которые проще и быстрее запомнить.

Развитие памяти человека невозможно без повторения. Чтобы информация со временем не забывалась, ее необходимо периодически повторять, вновь и вновь возвращаться к ней.

Упражнения для улучшения памяти

Существует множество упражнений для развития и тренировки нашей памяти. Многие из них можно применять в повседневной жизни, они не требуют специальной подготовки и наличия определенных книг и пособий.

Очень большого внимания заслуживает тренировка зрительной памяти. Приведем несколько примеров упражнений на ее развитие. Можете открыть любую картинку, посмотреть на нее несколько секунд, затем закрыть глаза и мысленно постараться вспомнить все, что вам удастся. Затем откройте глаза и проверьте себя.

Еще одним вариантом упражнений развития зрительной памяти является игра в карандаши. Вы можете взять несколько карандашей, бросить их на стол в случайном порядке, посмотреть на них пару секунд, а затем, не подглядывая, воспроизвести увиденное на другом конце стола. Если у вас все получается слишком легко, можно увеличить количество карандашей.

Для развития слуховой памяти будет очень полезным читать книги вслух. Однако делать это нужно с выражением, избегая монотонного чтения. Разучивание стихотворений также поспособствует улучшению слуховой памяти. Даже пара выученных четверостиший в день существенно повысят возможности вашей памяти. Можно попробовать запомнить и через некоторое время воспроизвести про себя разговор незнакомцев или услышанную в маршрутке новую для вас песню.

Для развития памяти постарайтесь каждый вечер вспоминать события прожитого дня в мельчайших деталях. Причем делать это нужно в обратной последовательности, то есть, начиная с вечера и заканчивая пробуждением.

Для того чтобы ваша память как можно дольше вас не подводила, необходимо полноценно питаться, отдыхать, избегать стрессов и негативных эмоций. Помнить все невозможно, поэтому даже если вы что-то забыли, постарайтесь отнестись к этому с юмором и не зацикливаться на проблемах.

НАКОПЛЕНИЯ ПАМЯТИ

Редко когда человек осознает, что в своих впечатлениях, идеалах и убеждениях он зависит от накоплений памяти прежних жизней и что во многих случаях успешное воплощение его идеалов также зависит от этих накоплений.

Он полагает, что, во-первых, способен проследить до самых своих истоков какое-нибудь событие, обстоятельство или же все переживания настоящей жизни, все свои верования и идеалы, и что, во-вторых, все, что приводило к их изменениям, было вызвано исключительно новыми условиями или событиями; но это не совсем так. Ведь он не учитывает те систематические, математически точные периоды времени, которые должны проходить между любыми двумя фазами роста и развития. Завершенность любого творения Природы, в том виде, в каком это доступно непосредственному наблюдению, может проявиться внезапно, однако периоды формирования между зачатием и рождением любого плода в любой сфере жизни всегда четко определены; и чем совершеннее и ценнее какое-то произведение природы, тем медленнее и тем точнее процессы, благодаря которым она совершает его оформление; и это столь же верно в отношении ментального и духовного планов жизни, сколько и материального.

Услышав или прочитав о каком-нибудь сразу же приглянувшемся вам факте, вы принимаете его и включаете в систему своих убеждений. Вы можете часто ссылаться на этот факт как на основание вашей нынешней веры, однако истинное ее основание вы уже носили в глубине вашего сознания, быть может, в течение многих веков. Слова, которые вы прочитали или услышали, лишь пробудили то, что уже было в вас в отношении данного предмета.

Когда-то, в каком-то предыдущем воплощении, вы лично уже были тождественны с самой субстанцией, о которой идет речь в данном предмете, – с вещью или объектом, на которых основывается данный факт, и с тех пор он был включен в ваш мозг или тело посредством некоего таинственного природного процесса, став частью вашего существа.

Представьте себе, что в один прекрасный день вы лежите, прижавшись ухом к земле, и улавливаете шелест травы, жужжание насекомого, бесшумное приближение гусеницы. Вы различаете каждый звук, и в вашем сознании тут же всплывают имя и форма его породителя. Вам кажется, что ваше распознавание есть результат повторного слышания этих звуков в вашей нынешней жизни; но это может быть и не так; каждый раз, когда осознание какого-то действия приходит к вам в этой жизни, оно приходит не как начало, а как завершение.

Вы никогда не смогли бы распознать или услышать ни одного из этих звуков, если бы они не хранились до сих пор в каком-нибудь ментальном тайнике, какой-нибудь клетке или сканде, которая была частью вашего существа с того самого часа, когда в сочетание атомов, облекавшее Монаду – основу вашего существа, впервые вошло индивидуальное сознание.

Это могло произойти тогда, когда вы перешли из минерального царства в растительное, и трава, гусеница, насекомое были частями вашего бытия, а звуковые волны, порожденные вашими движениями, вошли внутрь и стали частью органической структуры того растения или насекомого.

Обычному ученику очень трудно согласиться с тем фактом, что знать, узнавать и признавать какую бы то ни было вещь, с которой он сам лично не был тождествен в какой-нибудь из своих жизней, будет для него совершенно невозможно.

Всем известный афоризм гласит: опыт – лучший учитель. И он не только лучший, но и единственный заслуживающий доверия учитель. Истинность этого афоризма со всей очевидностью вытекает из Моих предыдущих утверждений. Опыт является единственным учителем, ибо благодаря естественным природным процессам, протекающим в период между началом опыта и его завершением, сама субстанция опыта и экспериментатор становятся тождественны; оба они становятся одной плотью, и их уже невозможно разделить.

Память об этом может быть по некоторым причинам затуманена, но с дальнейшим развитием души, по мере поглощения одного опыта другим и по мере того как высший закон объединяет их в одно, память о каждом опыте становится все более и более твердой и отчетливой; и когда-нибудь наступит такое время, когда душа, с высоты всех жизненных опытов одной огромной Манвантары, сможет оглянуться на всю длинную череду своих воплощений и вспомнить все, что с нею происходило с того момента, как она оставила дом своего Отца, отправившись странствовать в пространствах материальной жизни.

С развитием спектрального анализа и несомненным обнаружением все более и более тонких уровней субстанции, со все более очевидными фактами их тесной взаимосвязи с остальными формами материи, а также с принятием факта неуничтожимости материи, в чем сегодня уже никто не сомневается, – исследователи придут к осознанию истин, которые оккультная наука давно уже старается внушить людям; и среди этих истин окажется и та, о которой Я говорю.

Теоретически физическая наука уже разложила материю на элементы силы, но то ли из антагонизма, то ли по невежеству ее последователи не желают признать, а может быть, просто не в состоянии увидеть, что те же самые элементы силы, называемые иногда «мыслями Бога», в действительности являются монадами оккультной науки.

Присущая силе способность сопротивления препятствует возможности ее сжатия в какую-либо форму, и это свойство было одной из неразрешимых загадок прошлого. Но для ума, способного принять факт универсальности одной единой силы, от которой эманируют все остальные формы силы, это более не является тайной; равно как и несомненное воздействие циклического закона на эти последние, ибо циклический закон и есть та мощь, что стоит за уплотнением дифференцированных форм силы, в процессе которого сила, так сказать, осаждается и становится материей.

Возьмем, к примеру, хорошо знакомую форму силы, называемую нами паром. В процессе освобождения этой силы воде должна быть передана известная степень тепла; иными словами, вибрационная активность воды должна быть повышена.

Если этот пар собрать и применить более низкую вибрационную активность холода, он сконденсируется и вновь превратится в воду. Иными словами, позитивное и негативное действие циклического закона – закона движения – освободило эту силу, а затем вновь заключило ту же силу в форму.

Чем тоньше сила, тем выше должна быть частота управляющих ею вибраций. Неразвитый ученик не способен контролировать циклический закон в той степени, что позволяет преодолеть свойство противодействия той формы силы, которую он хочет использовать, путем повышения частоты вибраций до необходимого уровня. Именно эта неспособность и не позволяет ему убедиться в истинности этого утверждения.

За циклическим законом – законом движения – стоит сила Крийяшакти, или Мировая Воля, и от того, до какой степени человек развил в себе эту Волю, зависит его способность управлять вышеупомянутыми элементами силы в процессе создания материи, и огромными препятствиями на пути развития этой способности оказываются его природный эгоизм и безответственность.

До тех пор пока эгоистические интересы склоняют его к несправедливости, путь к этой способности для него преграждается, ибо Справедливость неотделима от Божественной Воли. Если человек смог запастись воспоминаниями о своих праведных, мудрых и сострадательных поступках, совершенных им в одном воплощении, то тем самым он запасся энергией, которую сможет использовать в следующем воплощении для преодоления инерции, вызываемой негативным аспектом позитивного блага, заключенного в вышеупомянутых поступках. Именно негативный аспект позитивного блага вызывает всегда сопротивление. Таким образом, когда в следующем воплощении появляется импульс повторять подобные поступки, то при преодолении этой инерции благодаря упомянутой энергии возникает уже меньше препятствий. Способность человека обращаться с силами Справедливости, Мудрости и Сострадания увеличивается пропорционально этому запасу, поэтому его последующие поступки подобной природы несут в себе уже большую степень блага для других и умножают качество этой силы в его собственной ауре.

Из книги Книга Живы автора Стародумов Илья

1.11. Смысл накопления информации На различных этапах развития Разум либо накапливает информацию, либо завершает информационные круги.Первый этап, уже отошедший в историю, был акцентирован на накопление информации, достаточной для создания общего планетарного банка -

Из книги Матрицы Жизни. Как достичь желаемого с помощью Матриц Жизни автора Ангелайт

Энергия Матрицы Терпения и Накопления Давайте теперь поговорим более подробно об энергии Матрицы Терпения и Накопления. Эта энергия спасает нас от скоропостижных выводов, суеты, роковых ошибок и даже от смерти. Если мы имеем достаточно энергии Второй Матрицы, мы

Из книги Крайон. Большая книга медитаций. Послания от Источника автора Пфистер Патриция

Человек в Матрице Терпения и Накопления Давайте теперь разберемся в признаках, которые отличают человека с преобладающей Второй Матрицей от других людей.По аналогии с Первой Матрицей вы уже, вероятно, догадались, что искать, на какие признаки обращать внимание. Да-да, нам

Из книги Формула достойной жизни. Как построить свое благополучие с помощью Матриц Жизни автора Ангелайт

Медитация (44) для накопления энергии Кундалини Я ЕСТЬ ТОТ, кто Я ЕСТЬ. Пожалуйста, займи свое место для медитации. Закрой глаза, дыши медленно, глубоко и размеренно…Пожалуйста, перенесись снова к Великой Пирамиде, в те времена, когда на ней еще был красный «покров» из

Из книги Красота вашего подсознания. Программируй себя на успех и позитив автора Ангелайт

Достойная жизнь для людей второй матрицы: Матрицы Терпения и Накопления Вторая матрица – Матрица Терпения и Накопления – предоставляет нам свои возможности для достойной жизни. На первый взгляд кажется, что жизнь во второй матрице сложнее и труднее, чем во всех

Из книги Учение дона Хуана. Абстрактная магия. автора Преображенский Андрей Сергеевич

Особенности человека второй матрицы – Матрицы Терпения и Накопления Второматричный человек обычно терпелив и сдержан, что иногда выглядит как замкнутость в себе. Но нужно показать ему, что вы для него не опасны, что позволит ему открыться вам, и вы сможете тогда общаться.

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Техники накопления личной силы Использование знания о времени суток. Каждый час суток имеет свои особенности. Причем эти особенности могут индивидуально проявляться для каждого воина. Воину следует использовать знание о времени суток, которое одинаково для всех.Время

Из книги Психоэнергетическая защита. Справочник автора Ключников Сергей Юрьевич

Другие техники накопления энергии Важная дыхательная техника накопления энергииЭтот магический прием, объединяющий дыхание и движение рук, способствует перемещению энергии к органам, находящимся в груди. Этот прием оказывает влияние на глубинные, фундаментальные

Из книги Правила очищения автора Кацудзо Ниши

Осознание Высшего Начала и духовные накопления индивида. Центр «Чаши» 03.02.39 <...> «Чаша» накопляется в течение бесконечного ряда жизней, именно содержание «Чаши» есть, как Вы выражаетесь, «квинтэссенция всех наших существований». Также несомненно, что принятием

Из книги Основы коррекционной хиромантии. Как изменить судьбу по линиям руки автора Кибардин Геннадий Михайлович

Из книги Непоколебимый разум. Как преодолеть трудности жизни автора Окава Рюхо

Из книги Мы в Галактике автора Климкевич Светлана Титовна

Одержимость идеей накопления денег Найдите на своей ладони линию Ума (Головы) и уточните, как она заканчивается. Прямое завершение линии Ума – это самый часто встречаемый знак у людей, к которым идут большие деньги. Это указывает на человека, который не просто любит

Из книги 150 ритуалов для привлечения денег автора Романова Ольга Николаевна

Глава 2 Принцип накопления Значение каждого дня В этой главе я бы хотел обсудить, как важно иметь внутренний запас мудрости, чтобы создать стабильность айсберга в своей жизни. Прежде всего, я бы хотел рассмотреть значимость каждого отдельного дня. Жизнь представляет

Из книги автора

Способы накопления знаний и опыта До настоящего момента я обсуждал значение отдельного дня и важность стремления к знаниям. Сейчас мне бы хотелось поговорить об эффектах накопления знаний и опыта. За последние десять лет я опубликовал сотни книг, и многие люди

Из книги автора

Реанимация памяти! 606 = Крик феникса запустил циклы космического порядка = «Числовые коды» Крайон Иерархия 18.04. 2011 г.Я Есмь Что Я Есмь!Я Есмь Эль Мория!Приветствую тебя, Владыка!Светлана, Школа Духа, как хорошо сказано. Дух Он Един, Единое Сознание Всего Сущего, а вот Душа –

Из книги автора

Обряд для накопления денег С помощью этого обряда можно накопить деньги и начать их притягивать в большем количестве. Проводите обряд в ночь полнолуния. Зажгите на столе свечу красного цвета. Приготовьте заранее обычную копилку. Она должна быть достаточно объемной и

Многие жалуются на плохую память. Кто-то помнит себя примерно с десятилетнего возраста, как будто до этого времени ничего и не происходило вовсе. Кому-то невероятно сложно восстановить целые разделы школьной программы, а некоторые вынуждены постоянно что-то записывать, дабы не забыть.

Плохая память — настоящая проблема. Вы тратите много времени, чтобы решить поставленные перед вами задачи просто потому, что вновь и вновь вам приходится, например, сверять одну и ту же информацию, которую уже можно было бы и запомнить.

Сегодня мы заглянем в механизмы работы памяти и узнаем, как они устроены, какие типы памяти существуют, и почему наша память не настолько надежна, как нам хотелось бы.

Формирование памяти, а именно запоминание новых вещей, происходит в результате создания и укрепления связей между нейронами головного мозга, которые называются синапсы (synapses).

Нейромедиаторы (обозначены красным), с помощью которых осуществляется передача электрического импульса от одного нейрона другому через синаптическое пространство

Когда мы запоминаем что-то новое, в нашем мозгу возникает определенная активность, и образуется след памяти (memory trace). Такой след является своего рода семенем памяти, которое разрастается и крепнет, подключаясь к похожим воспоминаниям. Согласно исследованиям, чтобы надежно закрепить данные в долгосрочной памяти, во время сна наш мозг воссоздает точно такую же активность. Это явление известно как консолидация памяти.

И наконец, последний и наиболее знакомый нам процесс — это воссоздание воспоминаний. Наша память не может восстановить последовательность событий так, будто они были записаны на видеопленку — воспоминания возникают в виде фрагментов. Сами того не осознавая, мы совмещаем эти фрагменты в общую картину, которая и помогает нам вспомнить, что произошло.

Виды памяти

Существует несколько видов памяти:

  1. Декларативная память (Declarative memory) обеспечивает запоминание событий и таких фактов, как названия столиц или даты рождения.
  2. Эпизодическая память (Episodic memory) представляет собой воспоминания о каких-либо событиях в нашей жизни, к примеру, последняя вечеринка по случаю дня рождения или ваш первый день в школе.
  3. Процедурная память (Procedural memory) обеспечивает приобретение и сохранение таких бессознательных автоматизированных навыков, как езда на велосипеде или приготовление любимого блюда.
  4. Семантическая память (Semantic memory) необходима для фиксации сведений и понятий, о которых вы узнали; особенно при запоминании прочитанного.
  5. Пространственная память (Spatial memory) отвечает за хранение информации о картине мира (окружающая обстановка, ориентиры, расположение объектов).

За каждый вид памяти отвечают различные части головного мозга, либо их комбинации. Также существует еще один вид памяти, а именно — оперативная память.

Оперативная память (working memory) подобна записной книжке, которая находится у нас в голове. При необходимости мы записываем в нее небольшие информационные заметки, желая сохранить их «под рукой», после чего наш мозг откладывает эту информацию в долговременную память, или же мы ее просто забываем.

Будучи используемой для текущей работы мозга, оперативная память не может содержать большие объемы информации. В основном, взрослый человек способен удержать в памяти от 3 до 5 единиц информации одновременно.

Если вы когда-нибудь повторяли один и тот же номер телефона, прежде чем позвонить — вы использовали вашу оперативную память. Набрав этот номер, вам больше не нужно было удерживать данную комбинацию цифр в голове и вы ее попросту забыли.

Существует несколько теорий, объясняющих, как этот процесс происходит в мозгу. Одной из самых известных гипотез является многокомпонентная модель (multi-component model), впервые выдвинутая в 1970-х годах. Согласно этой модели, рабочая память состоит из трех подсистем:

  1. Центральный управляющий элемент, или контрольный центр
  2. Фонологическая петля
  3. Визуально-пространственная матрица

Центральный управляющий элемент отслеживает и координирует две другие подсистемы. Фонологическая петля хранит память о словах и звуках, связанных с речью, например, если вы повторяете один и тот же телефонный номер или пытаетесь запомнить набор слов. Визуально-пространственная матрица обрабатывает информацию об окружающих нас объектах, такую как размер, форма, цвет, а также сведения о расположении предметов вокруг нас. Если вы пытаетесь запомнить маршрут дороги, по которой едете впервые, вам на помощь придет оперативная память.

В 2000 году психолог, создавший данную модель, Алан Баддли (Alan Baddeley), представил другую подсистему, которая отвечает за работу контрольного центра, а именно, эпизодический буфер (episodic buffer). Эпизодический буфер связывает информацию, которую хранит фонологическая петля и визуально-пространственная матрица, а также долговременная память. Он хранит «эпизоды» воспоминаний, состоящие из разнообразной информации, в то время как две другие подсистемы содержат информацию, касающуюся лишь их соответствующих областей:

И последнее, что необходимо знать об оперативной памяти — это то, что она требует вашего внимания. К примеру, если вы сосредоточились на предмете, который находится впереди вас, в вашей оперативной памяти не отложится никакой информации о том, что происходило вокруг, даже если вы ощущаете это органами чувств. Оперативная память предназначена для временного хранения интересующей нас информации, а поскольку вид этой памяти ограничен по длительности и объему, она не может вместить информацию обо всем, что нас окружает.

Почему наша память нас подводит

Как ни странно, наши воспоминания не так уж надежны, как можно было бы подумать. Существует несколько причин, почему наша память может подвести нас, и часто мы даже не задумываемся об этих факторах.

Непрочные воспоминания

Мы уже говорили, что воспоминания — это фрагменты, из которых складывается общая картина памяти. Но порой они не воссоздают однозначную картину того, как все происходило. В таких случаях мы можем подсознательно подкорректировать память о прошлом. Существует практика восстановления подавленных детских воспоминаний, которая показывает, насколько гибкими наши воспоминания могут быть. Процесс восстановления может быть затруднен из-за предубеждений и событий, которые нам пришлось пережить, поэтому довольно часто мы искажаем свои воспоминания, не осознавая этого.

В данном случае хорошим примером может послужить эксперимент, проведенный психологом Фредериком Бартлеттом (Frederic Bartlett). Он предложил участникам эксперимента прочитать рассказ, а затем пересказать его. Затем он попросил их пересказать тот же самый рассказ через разные промежутки времени, самое позднее — через год. Результаты оказались действительно интересными. Рассказ не просто был изменен: не осознавая того, каждый из участников пересказал его на свой лад, акцентируя или исключая те детали, которые, по их мнению, оказались более или менее важными. При этом, они дали разумное объяснение тому, почему их ввел в смятение тот или иной фрагмент истории. Каждый из участников эксперимента сохранил в памяти наиболее важные для себя воспоминания о рассказе, а затем составил из них свой собственный рассказ.

Однако в этом есть и свои плюсы. Некоторые ученые полагают, что мы наделены такой выборочной памятью, влекущей за собой процесс соединения всех фрагментов в одно целое, потому что это помогает нам предсказывать будущее. В то время как полное восстановление минувших событий помогло бы нам пережить те самые события более остро, выборочные воспоминания позволяют нам сфокусироваться на моментах прошлого, которые имели для нас наиболее важное значение, а затем опираться на них, принимая решения в будущем.

Обманчивая память

Когда мы пытаемся что-то вспомнить, происходит нечто странное: первичный след памяти, который укрепился в нашей долгосрочной памяти, пока мы спали, очень быстро ослабевает. Это признак того, что память сама по себе не так уж и стабильна, и мы склонны подсознательно менять наши воспоминания в процессе их восстановления.

Однако в некоторых случаях этот факт может оказаться полезным. Например, со временем переживания, связанные с воспоминанием о неприятных событиях, могут ослабеть, если вы попытаетесь вернуться к ним вновь в благоприятной атмосфере, постепенно отодвигая негативные эмоции на задний план.

Одно исследование ассоциативной памяти у наркозависимых показало, что при просмотре 5-минутного видео об использовании наркотиков за 10 минут до заключительной терапии у этих людей часто возникало желание употребить наркотики вновь как во время лечения, так и 6 месяцев после него. Когда же видео показывалось за 6 часов до финальной процедуры, подобных порывов не наблюдалось. Со временем ассоциация между просмотром видео о наркотиках и употреблением наркотиков заместилась новым ассоциативным рядом.

Как улучшить память

1. Старайтесь высыпаться. Хороший сон — самый надежный способ улучшить память, ведь именно во время сна происходит консолидация воспоминаний. Недосыпание не только препятствует превращению кратковременной памяти в долговременную, но и в целом вам становится сложнее вспомнить то, что вы когда-то знали. Хроническое недосыпание является одной из причин формирования ложных воспоминаний, когда вы начинаете «вспоминать» то, чего никогда не происходило.

2. Пейте кофе. Согласно последним исследованиям, употребление кофеина сразу после того, как вы заучили что-то, улучшает процесс консолидации. Поэтому, вместо того чтобы начать свой день с чашечки кофе, начните его, к примеру, с чтения, и лишь затем взбодритесь напитком. .

3. Вдохните аромат розмарина. Ученые доказали, что запах розмарина улучшает работу головного мозга, в частности, восстановление воспоминаний. Оживите ваше рабочее место горшочком со свежим розмарином — он поможет вам провести день более продуктивно.

4. Ешьте голубику. Проведенные эксперименты доказали, что употребление голубики или голубичного сока способствует укреплению памяти. Исследование пищевых привычек у медицинских работников одного возраста, которое проходило на протяжении нескольких лет, показало, что у тех, кто регулярно ел голубику и клубнику, признаки ухудшения памяти стали проявляться на 2,5 года позже, чем у тех, кто намного реже включал эти продукты в свой рацион. Примечательно, что для достижения результатов вам нужно съедать всего лишь пару порций ягод в неделю.

5. Помедитируйте. Ученые все еще спорят на тему того, способствует ли медитация улучшению памяти, однако некоторые эксперименты уже подтвердили это допущение. Речь идет о медитации и , направленных на повышение концентрации внимания. Медитация помогает успокоиться и блокировать влияние внешних факторов, которые мешают нам сосредоточиться и не позволяют раскрыть весь потенциал оперативной памяти.

В норме память слабеет с возрастом. Однако в ряде случаев, потеря памяти может быть симптомом некоторых опасных заболеваний. Поэтому для диагностики и лечения следует обратиться к врачу.

Различают несколько видов памяти:

  • Оперативная память - самый короткий вид памяти, необходима для выполнения конкретного действия, сохраняет информацию всего несколько секунд.
  • Краткосрочная память - накапливает информацию, полученную человеком за день.
  • Долговременная память - более постоянные воспоминания, которые не забываются благодаря тому, что человек время от времени «прокручивает» их в голове. Часть краткосрочной памяти переходит в долговременную во время сна.

Потеря памяти (амнезия) происходит, когда человек теряет способность запоминать события, как недавние (которые случились несколько секунд или минут назад), так и произошедшие в прошлом. Амнезия может развиваться внезапно или постепенно в течение примерно года. Проблемы с памятью могут тревожить как самого человека, так и членов его семьи. Иногда родные опасаются, что потерю памяти вызывает слабоумие, но зачастую это не так. Чтобы выяснить, в чем причины забывчивости и что делать, чтобы справиться с «провалами» в памяти, прочитайте эту статью.

взрослый

кандидат мед. наук

Стаж 10+ лет

Причины потери памяти

В большинстве случаев проблемы с памятью оказываются связанными с постоянной тревогой, стрессом и депрессией . В этом случае амнезия бывает вызвана нарушением концентрации внимания, когда человек просто не замечает что-то происходящее вокруг, так как ему оно безразлично. Нарушения сна также усугубляют проблемы с памятью. Врач может прописать антидепрессанты - это может улучшать память по мере того, как депрессия будет проходить.

У пожилых людей при нарушениях памяти также высока вероятность депрессии, если у них наблюдаются изменения поведения - например, появляется патологическое накопительство или портится характер.

Прочие причины амнезии:

  • черепно-мозговая травма, например, после автомобильной аварии;
  • инсульт , при котором нарушается кровообращение в определенных участках головного мозга и происходит отмирание его тканей.

Эти факторы вызывают резкую потерю памяти, человек забывает или то, что происходило до травмы (ретроградная амнезия) или после нее (антероретроградная амнезия).

Реже потеря памяти может быть вызвана следующими причинами:

  • гипотиреоз - сниженная активность щитовидной железы, расположенной в области шеи;
  • некоторые лекарственные средства, например, успокоительные препараты и лекарства от болезни Паркинсона;
  • длительное злоупотребление алкоголем;
  • кровоизлияние в мозг (субарахноидальное кровоизлияние);
  • дефицит витамина B1 (тиамина), например, из-за расстройства пищеварительной системы;
  • нарушение кровообращения в определенном участке мозга, что вызывает эпизоды полной потери памяти, о которых человек впоследствии не помнит (транзиторная глобальная амнезия);
  • эмоционально тяжелое и травмирующее событие, которое человек блокирует в памяти и забывает (психогенная амнезия);
  • опухоль мозга.

Может ли слабоумие вызывать потерю памяти?

Если вы читаете этот текст потому, что думаете, что ваша забывчивость может быть признаком слабоумия, скорее всего это не так. Обычно при слабоумии человек не подозревает об имеющихся у него проблемах или отрицает их. Чаще всего нарушения памяти бывают вызваны каким-либо более распространенным заболеванием, хорошо поддающимся лечению - например, депрессией.

Если вы беспокоитесь, что слабоумие развивается у вашего близкого, помните, что примерно у 40% людей в возрасте старше 65 лет наблюдаются определенные проблемы с памятью, и только у 15% появляется слабоумие.

Если причиной амнезии все же является слабоумие, человека бывает сложно убедить обратиться к врачу, т. к. он ничего не знает о своих провалах в памяти или отрицает их.

Существуют основные признаки слабоумия:

  • Чаще всего слабоумие появляется после 65 лет.
  • При этом человек быстро забывает недавние события, но хорошо помнит то, что случилось много лет назад. Поэтому нарушения долгосрочной памяти обычно указывают не на слабоумие, а на другую причину.
  • При слабоумии память слабеет не сразу, а постепенно.

Плохая память: что делать, к какому врачу обратиться?

При появлении провалов в памяти необходимо обратиться к врачу. Он проведет первоначальную оценку и опросит о симптомах, образе жизни и случаях заболевания в семье. Он также может назначить анализ крови. С помощью сервиса НаПоправку вы можете найти хорошего невролога , который обычно занимается проблемами памяти. Если ваше расстройство связано с психическими или невротическими расстройствами, обратитесь к психотерапевту .

Советы для забывчивых людей:

  • Кладите вещи, которыми пользуетесь каждый день (например, ключи от машины), на одно и то же место и старайтесь соблюдать определенную последовательность в своих действиях.
  • Записывайте важную информацию, положите у телефона ручку и блокнот.
  • Ведите дневник дома и на работе, записывая туда то, что нужно сделать сегодня.
  • Используйте будильник для напоминания о чем-то, что нужно сделать в будущем (например, достать пирог из духовки).
  • Проговаривайте важную информацию, которую надо запомнить.

Кратковременная память – это вид человеческой памяти, благодаря которой можно удерживать небольшое количество информации на протяжении короткого времени. Длительность сохранения информации при одноразовом её восприятии оценивается в несколько секунд. Кратковременная память также называется первичной или активной. Кратковременная и долговременная память противопоставляются друг другу, они отличаются по количеству времени удерживания информации.

Кратковременная память у детей может одновременно удерживать не более чем 5-6 элементов (различных образов, слов или цифр). У взрослого человека она может сохранить на незначительное время 7-9 элементов. Эти цифры приблизительны, поскольку существуют индивидуальные особенности запоминания.

Многие ученые утверждают, что кратковременная память у детей имеет самую высокую интенсивность развития в дошкольном возрасте. Как раз этот период считается основой её дальнейшего развития.

Плохая кратковременная память может быть связанна с различными нарушениями. Такие нарушения являют собой патологические состояния, которые характеризуются невозможностью сохранять и использовать полученную информацию. Статистика говорит, что проблемы с кратковременной памятью встречаются у четверти населения планеты. Больше всего проблемами, как с кратковременной, так и долгосрочной памятью страдают люди пожилого возраста, у них могут возникнуть и эпизодические нарушения, и постоянные.

Кратковременная память достаточно уязвима и очень страдает от развития патологических состояний, которые влияют на неё. Проблемы с запоминанием проявляются в снижении интенсивности обучения человека, забывчивости и невозможности сконцентрироваться на определенном предмете. При этом человек неплохо помнит, что с ним происходило год или даже десятилетие назад, и старается, но не может вспомнить, о чем думал или, чем он занимался пару минут назад.

Проблемы с кратковременной памятью встречаются при , или при употреблении алкоголя или наркотических веществ. Могут быть и иные причины проблем с запоминанием, например, опухоли мозговых структур, травмы или .

Признаки расстройства кратковременной памяти могут появляться мгновенно, в случае полученной травмы или проявляться постепенно, от возрастных изменений или шизофрении.

Объем кратковременной памяти

Объем кратковременной – это характеристика, которая определяет количество потенциально возможного запоминаемого материала.

Объем кратковременной памяти достаточно ограничен, и в среднем он хранит 7 +/- 2 единицы памяти. Широта охватываемого объема кратковременной памяти имеет индивидуальный характер и имеет тенденцию к сохранению на протяжении всей жизнедеятельности. Объемом в первую очередь устанавливается особенность механического запоминания, функционирующая без активного подключения мышления в запоминании.

Особенность кратковременной памяти, обусловленная ограниченностью её объема, называется замещение. С помощью замещения происходит процесс частичного вытеснения уже хранящейся информации, новым материалом. Это может выражаться в непроизвольном переключении человеком своего внимания с запоминания на какой-то другой процесс.

Кратковременная память способна перерабатывать значительный объем информации, при котором отсеивается излишний материал и в следствии не происходит перегрузка долговременной памяти ненужными сведениями.

Кратковременная и долговременная память зависимы друг от друга. Функционирование долговременной памяти невозможно без кратковременной.

Кратковременная память действует, как своеобразный фильтр, который пропускает только необходимую информацию в долговременную память, совместно с тем осуществляя строгий отбор.

Одним из основных особенностей кратковременной памяти есть то, что при определенных условиях, этот тип памяти, не имеет границ запоминания во времени. Это условие заключается в возможности беспрерывного повторения только что прослушанных цифр, слов и так далее.

Для сохранения сведений в кратковременной памяти нужно сохранять активность, направленную на запоминание, без отвлечения на другую деятельность или сложную умственную работу.

Термин «кратковременная память» говорит о внешнем, временном свойстве явления без отношения к его связи с деятельностью человека, целями и мотивами. Тем не менее, здесь нужно помнить о связи временной характеристики событий с их важностью для организма.

Длительность события очень значима для кратковременного запоминания, даже сама по себе для памяти, так как в продолжительном воздействии заложена сама возможность повторения, которая требует большей готовности.

Консолидация следов рассматривается, как своеобразная оценка значимости материала для исполнения предстоящих значительных целей. Но влияние одного лишь временного фактора не безгранично. Длительное повторение одного раздражителя вызывает только защитное торможение, а не переход сведений в долговременную память.

Медицинские исследования, которые связаны с нарушениями процесса запоминания демонстрируют, что кратковременная и долговременная память существуют, как независимые. Например, при ретроградной человек не помнит недавно происшедших событий, но помнит те, которые произошли давно.

Плохая кратковременная память может быть связанна с антероградной амнезией, при которой сохранной остается кратковременная и долговременная память. Однако при этом уязвляется способность к сохранению новой информации в долговременной памяти.

Информация сначала попадает в отдел кратковременной памяти, которой обеспечивается сохранение однократно предъявленной информации на недолгое время (до семи минут), после чего информация может полностью стереться или перейти в отдел долговременной памяти, при условии однократного или двойного повторения.

Выше вспоминаемая формула объема кратковременной памяти (7+/- 2) значит, что она ограничена по своему объему. Но главное, что нужно, так это добиться, чтобы части запоминаемого материала (цифр, фигур, картинок) были информационно напитанными за счет их группировки, объединения и единения в целостный образ.

Кратковременная память имеет связь с актуальным состоянием сознания человека, поэтому для поддержания информации требуется поддержание внимания к запоминаемой информации на протяжении всего времени её удерживания, в случае долговременного запоминания необходимость в этом отпадает.

В процессе заполнения объема кратковременной памяти информацией, действует механизм временного кодирования, как отображение запоминаемой информации в виде последовательно размещенных символов, отображающихся в слуховой и зрительной человеческих системах.

Очень часто люди, когда им требуется что-то запомнить, стараются придумать ассоциацию и вызвать эмоциональную реакцию, которую можно рассматривать, как психофизический механизм, активизирующий и интегрирующий процессы, служащие способом запоминания и воспроизведения информации.

Человек способен увеличить объем кратковременной памяти и запоминаемой информации через перекодирование материала в новые структурные элементы. Оперативные единицы кратковременного запоминаемого материала зависят от возможности индивида сформировать восприятие информации. Было определено, что одна отдельная буква отображается намного лучше, чем две буквы, и две – чем три. Когда сочетание букв формирует знакомое человеку слово, тогда оно также хорошо воспроизводится, как и одна буква.

Еще было доказано, что запоминание улучшается не только при организации букв в слова, но и в том случае, когда бессмысленные слоги произносятся, как ритмически связанная последовательность. В таком случае среднее число запоминаемых объектов увеличивается. Любые способы организации информации позволяют сократить значительный объем материала в намного меньшее число оперативных или структурных элементов.

Ограничениями объема кратковременной памяти считается не только средняя глубина предъявленной фразы, но и средняя длина самых слов. Исследователями было установлено, что в разных языках наиболее часто (90-99 % от общей частоты всех слов) встречаются слова от одного до четырех слогов. Слова, длинною в 5-9 слогов встречаются намного реже, что говорит об ограниченности объема кратковременной памяти, а еще более длинные слова употребляются еще реже. Таким образом, Брайль (создатель шрифта для слепых) пришел к тому, что нельзя употреблять более шести точек при конструировании азбуки для незрячих людей.

Как улучшить кратковременную память

Для улучшения кратковременной памяти существует несколько способов, которые будут приведены ниже. Улучшение запоминания связано с развитием творческого мышления и тренировки , при использовании ассоциаций. Чтобы лучше запоминать длинные многозначные числа их можно представлять в виде животных или растений или каких-то неодушевленных предметов, которые приходят человеку на ум. Например, цифра два предстает в виде лебедя или вешалки, единица – столба или гвоздя, семь – косы, антенны, цифра восемь – банта, бабочки. С цифрой ноль может быть связанный любой круглый предмет – мяч, глаз, луна и другие. Если сложно в уме удержать ассоциацию, тогда можно воображаемую картину перенести на рисунок, набросок.

Тренировка кратковременной памяти должна осуществляться при руководстве определенными принципами. Один из них – это повторение. Но главное, соблюдать меру, иначе частое повторение приведёт к зубрению. Вызубрить можно абсолютно все, что необходимо, но неприятным моментом здесь может стать то, что вся заученная информация не будет осознанной и запомнится ненадолго. Поэтому, лучше всего не повторять материал много раз подряд, а закреплять информацию, повторяя по разу на протяжении нескольких дней.

Еще одним принципом является необходимость концентрирования на самом процессе запоминания. Вся предъявленная и сохраняемая информация должна быть осмысленна. По возможности должны устанавливаться аналогии с уже находящимися в голове, запомненными данными или какими-то конкретными жизненными факторами. Чем более обширными и прочными будут устанавливаемые параллели, соответственно будет лучшим процесс запоминания чего-то действительно значимого.

Активный образ жизни, движения, позитивное настроение благоприятно влияют на улучшение кратковременной и долговременной памяти. Физическая нагрузка, спорт, танцы, фитнес стимулируют кровообращение в организме, в частности, в головном мозге, что активизирует в свою очередь психические процессы, которые связанны с восприятием, переработкой и воспроизведением информации.

Большую роль в улучшении запоминания играет правильный режим и правильное питание. Такие продукты, как овощи, злаковые, рыба, морепродукты и яйца благоприятно воздействуют на процесс запоминания.

Для улучшения кратковременной памяти используется мнемоника, с помощью которой определяется определенная реакция индивида. Мнемоника включает в себя изображения, цвета, звуки, контакт, язык, вкусы и запахи. Почти все элементы связаны с органами чувств и помогают людям быстрее вспоминать необходимое. Например, если совместить цвет или звук с определенной информацией, то позже её будет намного легче вспомнить. Созданные с помощью мнемоники, мнемонические образы должны быть положительными и приятными для человека, иначе эти образы будут отвергаться.

Допустим, такой пример использования мнемоники. Если человеку нравится определенная мелодия, он может постараться запомнить номер телефона или что-либо другое, в ритме этой мелодии. Необходимо несколько раз проговорить и пропеть под мелодию запоминаемый материал. Воспользовавшись таким способом, можно удостовериться насколько прочнее информация задержится в голове.

Тренировка кратковременной памяти способом мнемоники пригодится, если человеку нужно постоянно встречаться с проблемой запоминания, особенно если это касается рода деятельности. Такой способ поможет развивать кратковременную память, которая часто используется при проделывании операций с числами в уме.

Исследователи выяснили то, сколько времени кратковременная память может хранить необходимые знания. Информация начинает «стираться» через 18 секунд после её употребления. Некоторые люди после 18-ти секунд могут держать в кратковременной памяти только 10% с информации, но если нет возможности записать то, что нужно запомнить (номер телефона или адрес), то это может не помочь. Поэтому необходимо про себя повторять нужные для запоминания цифры в течение каждых 15 секунд, таким образом, обновляя полученные данные.

Тренировка кратковременной памяти включает в себя метод аналогий с телом. С помощью этого метода можно запомнить намного больше мелких сведений. Способ запоминания по ориентирам частей человеческого тела необычен, но на практике он доказал, что это отличный метод сохранения материала, и извлечения информации в нужный момент. Суть заключается в том, чтобы связать нужное сведение напрямую с конкретной частью человеческого тела, при этом творя в воображении некий образ, связанный с необходимыми для человека знаниями.

Так, если нужно запомнить ряд фруктов, тогда их можно ассоциировать: яблоко – с глазом, морковь с носом.

Многие учащиеся (ученики и студенты) уверены в том, что включенный телевизор или компьютер им совершенно не мешают при учёбе, но, при проведении исследования выяснилось, что посторонние звуки, музыка, или еще больше мелькание изображений становятся препятствием для запоминания очень важной информации.

Хоть как бы человек не старался, он не может сделать несколько вещей одновременно, или может, но тогда одному из его занятий будет нанесен ущерб. Важно помнить, что это относится только к внешней деятельности, но не имеет отношения к таким естественным процессам, как дыхание и ходьба, поскольку эти процессы не поддаются обработке сознания.

Тренировка кратковременной памяти в технике связного повествования – это способ, который рассчитан на запоминание вещей, которые имеют слабую связь друг с другом. Когда нужно запомнить список покупок или ещё что-то можно придумать историю, в которой будут упоминаться предметы, которые нужно запомнить. Истории могут получаться самые бредовые, но метод реально работает, что уже доказано многими учёными. Единственным недостатком данного способа есть то, что если список элементов, необходимых для запоминания слишком обширный, тогда придется придумывать слишком длинный рассказ или несколько небольших рассказов.

Метод «ключевые слова» часто используется в школе при изучении иностранных языков, эта своеобразная уловка может очень помочь. Например, для запоминания слова «look» (смотреть) можно подобрать русское слово – лук, при этом создается фраза: «не смотрю, когда режу лук». Таким образом, получается, что при запоминании создаётся образ, произносится новое слово и запоминается его значение.

Локусов метод тренировки кратковременной памяти еще называют «методом поездки» или « методом римской комнаты». Данный метод произошел из древнего мира. Принцип осуществления данного метода такой: человек мысленно представляет себя в комнате или на улице, которая очень хорошо знакома человеку и оставляет части информации около разных ориентиров, по которым легко можно узнать эту информацию. Когда информация понадобится человеку, он снова мысленно перемещает себя в комнату или на улицу, на которой он по ориентиру приходит к месту, где оставил на сохранение сведения об информации.

Кратковременную память можно улучшить с помощью разбивания информации на блоки. Доказано, что кратковременная память человека может хранить от пяти до девяти элементов, но многие люди с легкостью запоминают номера телефонов, которые состоят из десяти цифр. Поскольку большинство номеров пишется через черточку или пробелы. Если бы цифры были написаны всегда слитно, а не блоками, тогда их запоминание было бы хуже.

Кратковременная память тренируется с помощью метода восстановления окружающей обстановки. Так, например, когда дети что-то потеряли, им говорят пойти туда, где они видели искомый предмет в последний раз, и действительно, таким образом, предмет находился. Этот процесс называется контекстно-зависимым. На память воздействует окружающая обстановка, ситуация и восстановление условий, в которых человек видел вещь в последний раз и запомнил там утерянный предмет, это может натолкнуть на мысль, что вещь была утеряна или оставлена в том месте, это работает при механизме запоминания.

К примеру, аквалангистам, когда они находятся в воде, сообщают определенную информацию, которую им будет легче вспомнить, если они снова будут находиться в воде.

Контекстно-зависимое запоминание предполагает, что зафиксированные в состоянии алкогольного опьянения вещи, намного быстрее вспоминаются, если человек вновь входит в состояние опьянения.

Еще один метод улучшения кратковременной памяти – запоминание запахов. Исследователи твердят, что запах – один из мощных инструментов при запоминании, с помощью которого можно извлекать глубочайшие воспоминания.

Чтобы кратковременная память у детей была лучше, необходимо составить правильный рацион питания. Дети, которые недоедают и соответственно не получают необходимое количество витаминов и минералов, запоминают информацию намного хуже. Поэтому пища ребенка, как и взрослого человека, должна быть богатой на белки (поэтому не нужно с детства прищеплять ребенку вегетарианство) и сахар (полезный сахар, чтобы не провоцировать переедание и ожирение) и включать витаминные добавки.

Кроме этого интеллектуально направленные занятия с ребенком нужно проводить непродолжительными отрезками, например по 15-20 минут с переводом внимания ребенка на другой вид деятельности. Вместе с этим ребенок должен отдыхать от интеллектуальной деятельности, заниматься двигательной активностью и получать физическую нагрузку. Активные игры и физкультура улучшают кровоснабжение мозга, что в свою очередь, активизирует кратковременную и долговременную память.