Кто такие синие чулки? Синий чулок – это умная женщина, запуганная девушка или все вместе.

Существует вид женщин, глядя на которых, создается впечатление, что они недотроги. Поэтому и многие мужчины считают наилучшим не рисковать и не стремятся знакомиться с такими. Ведь в ухаживаниях за такими особями противоположного пола они не видят каких-либо утешительных перспектив. Да и личностей таких они рассматривают, скорее, как синий чулок, но уж точно не как объект женственности.

Попытаемся разобраться, каких женщин называют столь устойчивым выражением, какова история происхождения фразеологизма «синий чулок» и что необходимо предпринять, чтоб не удостоиться такого звания.

Фразеологизм «синий чулок». История возникновения

Принято считать, что выражение «синий чулок» зародилось в 1760 году в Великобритании в салоне писательницы Монтегю. Одна из версий гласит о том, что самой активной личностью этого сообщества был один переводчик, ботаник – ученый, писатель Стиллингфлит. Он вместо черных шелковых чулков, ношение которых подразумевалось этикетом, носил синие шерстяные. В случае, если он пропускал салонное заседание, собравшиеся говорили, что не могут начинать без «синего чулка». То есть первым получил такое «звание» мужчина. Позже им начали называть представительниц слабого пола, заинтересованных только наукой и литературой, не считающих нужным заботиться или создавать семью и пр. Вскоре общество начали с иронией именовать как «Общество синего чулка».

В Россию это выражение попало из Франции.

Так, в Париже, в 17 веке были салоны, главную роль в которых играли именно женщины. Они создали термин «ученые женщины». Анна Мор, состоявшая в британском «Обществе синих чулок» в одной из своих иронических поэм утверждала, что французское название зародилось вследствие неправильного и слишком буквального перевода с английского слова «bluestocking».

В одном из произведений Чехова можно встретить такую характеристику особям, называемых «синий чулок»:

«- Что хорошего быть синим чулком. Синий чулок... Черт знает что! Не женщина и не мужчина, а так середка на половине, ни то, ни се".

Женщина - «синий чулок»

Не будет лишним определиться, каких именно женщин так называют.

Итак, внешне такие люди проявляют себя в строгости и скромности внешнего вида: отсутствие украшений, косметики, пышных причесок, классический стиль одежды, то есть ничего лишнего во внешнем образе. По своему характеру такие женщины довольно-таки ворчливы, часто их можно встретить в унылом настроении, печальными, раздражительными. Если «синий чулок» и слышала что-то о флирте, женских хитростях, кокетстве, то в своей жизни отказывается подобное применять по каким-либо причинам.

Такие женщины готовы отдавать всю себя любимому делу, трудиться, не покладая рук, что значит «синий чулок» имеет положительные качества, которые могут быть оценены по достоинству.

Как ни странно, но и такую необычную, своеобразную женщину способен полюбить мужчина. Обычно «синий чулок» привлекателен для спокойного, зрелого, состоявшегося представителя сильной половины человечества. Он, в первую очередь, ценит глубину внутреннего мира, интеллектуальные способности таких женщин и находит ключи к сердцу женщины с таким сложным характером.

Женщины – «синий чулок» предпочитают проводить большую часть своего времени в музеях, библиотеках. Если она занята развитием собственного бизнеса, то частенько задерживается допоздна на работе. Подчиненным остается только догадываться о личной жизни этого человека, а некоторые и вовсе догадались об ее отсутствии.

Как не быть синим чулком?

Если вы понимаете, что вам не хватает женственности, уверенности в себе, то одним из способов не быть «синим чулком», является повторение, аффирмаций на самоуверенность. Или же стремитесь к развитию своих коммуникативных навыков как с противоположным полом, так и с людьми в целом. Старайтесь выглядеть женственно, следите за своими жестами, поведением, походкой.

Итак, каждая женщина, не смотря на то, стремится ли она к научным знаниям или предпочитает свободное время проводить, покупая одежду для себя любимой, должна осознавать, что ей необходимо всегда развивать в себе женственность. Ведь это личностная основа любой женщины.

Т. Роулендсон. Карикатура на даму *Bluestocking* | Фото: convolut.ru

В наше время прозвищем «синий чулок» чаще всего награждают старых дев, пожертвовавших личной жизнью ради карьеры или науки, хотя подобная интерпретация этого словосочетания не имеет ничего общего с первоначальным значением. Фразеологизм появился в Англии в XVIII веке, и те, кого называли «синими чулками», не только не огорчались по этому поводу, но имели все основания гордиться своим званием. К тому же первыми такие прозвища получили мужчины.



*Синие чулки* появились в Англии | Фото: stuffpoint.com

Выражение «синий чулок» (bluestocking) впервые было зафиксировано в 1756 г. в Англии, в переписке Элизабет Монтегю и Элизабет Веси – участниц кружка интеллектуалов, встречавшихся для бесед об искусстве и науке. Душой общества, собиравшегося в 1750-1760-х гг. в салоне Элизабет Монтегю, был ученый Бенджамин Стиллингфлит, пренебрегающий модой: этикетом предписывалось носить шелковые белые или черные чулки, а он носил синие шерстяные. И в своей переписке женщины так называли интеллектуалов-мужчин, с которыми общались в этом кружке. Они также употребляли словосочетания «bluestocking doctrine», «bluestocking philosophy» для обозначения их особой философии «как средства против грубого мира политики».


Типичное современное представление о *синем чулке* | Фото: subscribe.ru

Д. Босвелл так объясняет появление выражения «синий чулок»: «Стиллингфлит был таким превосходным собеседником, что его отсутствие воспринималось как большая потеря, и мы, бывало, говорили: “Мы не можем обойтись без синих чулок”, и так понемногу это название прижилось». А позже «синими чулками» начали называть остальных членов кружка и всех тех мужчин и женщин, которые предпочитали интеллектуальные дискуссии и философские беседы обычным развлечениям вроде игры в карты.


Р. Сэмюэль. Портреты Муз в храме Аполлона, 1778. На этом фрагменте картины изображены участницы кружка *Bluestocking* | Фото: liberallifestyles.com

Для Англии той эпохи подобные салоны были абсолютным новшеством – раньше обсуждение серьезных вопросов было прерогативой мужчин в клубах, кофейнях и кондитерских. В салонах при дамах подобных диалогов никто не вел – это считалось неприличным. Однако со временем женщин, интересующихся искусством и занимающихся литературным творчеством и переводами, в обществе становилось все больше.


Элизабет Монтегю | Фото: quotationof.com

Со временем звание «синего чулка» стало восприниматься как весьма почетное, и его наличие свидетельствовало о принадлежности к интеллектуальной элите. Постепенно в обществе формируется новый идеал английской леди – интеллектуально развитой и духовно независимой. Традиционная роль безропотной и послушной супруги высмеивалась и осуждалась. Так, леди Монтегю иронично писала о главном правиле подобных браков: «Целуй меня и молчи!».


Ханна Мор | Фото: russian-birmingham.co.uk

Одной из участниц кружка «синих чулок» была Ханна Мор, чья судьба сложилась совсем не типично для женщин той эпохи. В 22 года она встретила состоятельного джентльмена, на 20 лет старше нее. Он сделал ей предложение, однако по каким-то причинам брак так и не состоялся. Но мужчина назначил Ханне содержание, благодаря которому она могла безбедно жить в свое удовольствие. Тогда она отправилась в Лондон, где стала членом кружка интеллектуалов под названием «Bluestocking». Ханна Мор открыла несколько школ для бедных и посвятила свою жизнь обучению детей и литературной деятельности. Она так никогда и не вышла замуж.


Т. Роулендсон. Карикатура *Потасовка в клубе Bluestocking*, 1815 | Фото: honisoit.com

Однако к 1800 г. кружок «Bluestocking» распался, а в обществе изменилось отношение к образованным женщинам. Байрон в 1820 г. употребляет это выражение в пренебрежительном значении по отношению к салону леди Монтегю. Вслед за ним мужчины начинают высмеивать женщин, предпочитающих семейной жизни интеллектуальные занятия. В XIX в. появилось множество анекдотов и карикатур, порицающих женщин, увлеченных творчеством, наукой или общественной деятельностью. Одна из расхожих острот гласила: «Многие женщины становятся синими чулками, так как никто не интересуется цветом их подвязок».


*Синий чулок*. Фото Е. Земцова | Фото: photographers.ua

Удивительно, но там, где зародился этот фразеологизм, его давно уже не используют, а вот у нас выражение «синий чулок» является очень распространенным и всем известным. В одном из своих рассказов А. Чехов писал: «Что хорошего быть синим чулком. Синий чулок... Черт знает что! Не женщина и не мужчина, а так середка на половине, ни то, ни се».


Катя Пушкарева – воплощение распространенных стереотипов о *синих чулках* | Фото: fresher.ru

Первоначальный смысл фразеологизма изменился под влиянием реакции общества на движение эмансипе. Поэтому выражение «синий чулок» приобрело ироническое, а затем и оскорбительное звучание. В ХХ в. ситуация не изменилась

В обществе часто можно услышать такое нелестное прозвище в адрес какой-то девушки, как синий чулок. Наверно все знают, что оно значит. Оно описывает девушку, которая еще со школы углубилась в науку или изучение чего-либо, причем настолько, что совсем забыла о том, что должна следить за собой и как минимум пользоваться косметикой. Плюс ко всему этому, она ни с кем не общается и не водит близких знакомств.

Самой интересное тут то, что данный термин имеет очень давнюю историю и все равно используется вплоть до сегодняшнего дня.

История прозвища

К сожалению, не сохранилось точных записей того, кто и когда начал называть женщин синими чулками, однако есть две более менее правдоподобные версии. В первой говориться о том, что впервые данное прозвище начало использоваться 1760-х годах среди поклонников литературного кружка некой Элизабет Монтегю. Согласно этим данным, в круг ее знакомых, которые часто собирались вместе, входил некий ученый, увлекающийся ботаникой. Он запомнился тем, что вместо предписанных этикетом черных чулок, носил синие, что заметно выделялись. В результате, в те дни, когда его не было на очередном собрании, многие стали говорить, что им скучно без «синих чулок». То есть выходит, что изначально данное описание стало применяться к мужчинам, а не к женщинам.

По другой версии, в кружке Элизабет Монтегю была некая дама, которая слишком сильно увлекалась всем, что там обсуждалось (поэзией, литературой). А ее муж так рассердился на нее за это, что начала называть ее вместе членами сообщества «синими чулками».

Как бы там ни было, но с годами, это определения перестало касаться мужчин и плавно перекочевало на женщин. И так, с тех пор, та, которую относили к данной категории, прослыла некрасивой, угрюмой персоной, которая не была похожа на обычную женщину, но и до мужчины тоже недотягивала (по словам некоторых писателей).

Как формируется данный комплекс

В том, что мы сейчас говорим именно о психологическом комплексе, не может быть никаких сомнений. Ведь, по наблюдениям современных психологов, тот, кто хоть раз попадет под это определение, уже не так просто сможет от него избавиться. И дело тут не в особенностях внешности, а в том, как девушка чувствует себя в обществе.

Пожалуй, стоит согласиться с тем мнением, что все наши беды начинаются с детства. Так и тут, синим чулком, скорее всего, становится та девочка, которая росла в семье со строгим воспитанием, особенно если ее мама или бабушка (или обе сразу) являются учительницами с консервативными взглядами на мир.

С юных лет они начинают вбивать ребенку в голову, что желание соответствовать требованиям моды, краситься, надевать слишком откровенные наряды и тем самым привлекать к себе внимание противоположного пола – это пустая трата драгоценного времени, которое могло бы быть использовано для изучения еще одного предмета или для написания научного труда.

Так мало-помалу, ей приходиться соответствовать их представлениям, быть отличницей в классе и постоянно участвовать в олимпиадах. При этом, она, конечно же, не будет ходить на дискотеки или собираться с одноклассниками после уроков. И такое поведение можно объяснить только тем, что она сильно боится провиниться перед родителями, потому что любой подросток в 14-16 лет хочет гулять и веселиться вне зависимости от воспитания.

Точно такая же картина будет наблюдаться и во взрослой жизни. Женщина, которую прозывают синим чулком точно будет самым исполнительным сотрудником, который делает все необходимые и даже сверхурочные задания, жертвуя своим свободным временем и даже выходными. Очень часто она может стать преуспевающей бизнес-леди, у которой просто не останется времени на личную жизнь (или, по крайней мере, она будет стараться казаться настолько занятой, а вечерами будет скучать в одиночестве).

Что кроется за этим комплексом

Проблема синего чулка в том, что она абсолютно не умеет общаться с людьми. Здесь имеется в виду в личном плане. В результате, старую деву (а она чаще всего такой и становится) очень легко может обмануть любой недобросовестный мужчина, который осмелится сделать ей комплимент как женщине и позволит ей почувствовать себя желанной.

Отсутствие практики в любовных делах может привести к весьма печальному исходу. От чего ей потом придется еще сильнее замкнуться в себе и больше никогда не вспоминать о том, что она может быть совсем другой.

Кроме того, стоит отметить, что далеко не каждый мужчина осмелиться заговорить с синим чулком, ведь она выглядит настолько неприступной крепостью, что даже издали видно, что к ней не стоит подходить даже просто так. В результате такую женщину ожидает одиночество и жизнь, прожитая наполовину (так как и без семьи нельзя назвать полноценной).

Как избавиться от прозвища

Перестать быть синим чулком очень просто и сложно одновременно. Когда приходит понимание того, что в себе ни в коем случае нельзя бросаться в крайности и в один день менять имидж. Это опять же будет выглядеть несколько нелепо и снова вызовет насмешки со стороны окружающих.

Тут стоит все делать обдуманно и постепенно. Первый шаг – сходить с коллегами на вечеринку. Второй – завести одну-две подруги, научиться общаться. И, самое важное, – перестать воспринимать противоположный пол как вражеский лагерь и подпустить к себе хотя бы одного поклонника.

Так потихоньку придет способность общаться в компаниях. А при регулярном общении с мужчинами, можно наловчиться понимать их и кокетничать с ними.

И никогда не надо думать, что все уже поздно. Пожалуй, самое худшее, что можно сделать для себя самой – это превратиться в постоянно недовольную жизнью особу, которая ругается на всех и вся. Не делайте этого, а лучше займитесь собой и обязательно найдите для себя хобби.

Поэтому не бойтесь меняться. А вместо этого представьте, в какую привлекательную личность вы превратитесь, так как отныне будете сочетать в себе два редчайших качества – ум и красоту. Удачи!

Т. Роулендсон. Карикатура на даму «Bluestocking»

Также читайте:

В наше время прозвищем «синий чулок» чаще всего награждают старых дев, пожертвовавших личной жизнью ради карьеры или науки, хотя подобная интерпретация этого словосочетания не имеет ничего общего с первоначальным значением. Фразеологизм появился в Англии в XVIII веке, и те, кого называли «синими чулками», не только не огорчались по этому поводу, но имели все основания гордиться своим званием. К тому же первыми такие прозвища получили мужчины.

«Синие чулки» появились в Англии

Выражение «синий чулок» (bluestocking) впервые было зафиксировано в 1756 г. в Англии, в переписке Элизабет Монтегю и Элизабет Веси — участниц кружка интеллектуалов, встречавшихся для бесед об искусстве и науке. Душой общества, собиравшегося в 1750—1760-х гг. в салоне Элизабет Монтегю, был ученый Бенджамин Стиллингфлит, пренебрегающий модой: этикетом предписывалось носить шёлковые белые или черные чулки, а он носил синие шерстяные. И в своей переписке женщины так называли интеллектуалов-мужчин, с которыми общались в этом кружке. Они также употребляли словосочетания «bluestocking doctrine», «bluestocking philosophy» для обозначения их особой философии «как средства против грубого мира политики».

Также читайте:

Типичное современное представление о «синем чулке»

Д. Босвелл так объясняет появление выражения «синий чулок»: «Стиллингфлит был таким превосходным собеседником, что его отсутствие воспринималось как большая потеря, и мы, бывало, говорили: „Мы не можем обойтись без синих чулок“, и так понемногу это название прижилось». А позже «синими чулками» начали называть остальных членов кружка и всех тех мужчин и женщин, которые предпочитали интеллектуальные дискуссии и философские беседы обычным развлечениям вроде игры в карты.

Р. Сэмюэль. Портреты Муз в храме Аполлона, 1778. На этом фрагменте картины изображены участницы кружка «Bluestocking»

Для Англии той эпохи подобные салоны были абсолютным новшеством — раньше обсуждение серьёзных вопросов было прерогативой мужчин в клубах, кофейнях и кондитерских. В салонах при дамах подобных диалогов никто не вёл — это считалось неприличным. Однако со временем женщин, интересующихся искусством и занимающихся литературным творчеством и переводами, в обществе становилось всё больше.

Также читайте:

Элизабет Монтегю

Со временем звание «синего чулка» стало восприниматься как весьма почётное, и его наличие свидетельствовало о принадлежности к интеллектуальной элите. Постепенно в обществе формируется новый идеал английской леди — интеллектуально развитой и духовно независимой. Традиционная роль безропотной и послушной супруги высмеивалась и осуждалась. Так, леди Монтегю иронично писала о главном правиле подобных браков: «Целуй меня и молчи!».

Ханна Мор

Одной из участниц кружка «синих чулок» была Ханна Мор, чья судьба сложилась совсем не типично для женщин той эпохи. В 22 года она встретила состоятельного джентльмена, на 20 лет старше неё. Он сделал ей предложение, однако по каким-то причинам брак так и не состоялся. Но мужчина назначил Ханне содержание, благодаря которому она могла безбедно жить в свое удовольствие. Тогда она отправилась в Лондон, где стала членом кружка интеллектуалов под названием «Bluestocking». Ханна Мор открыла несколько школ для бедных и посвятила свою жизнь обучению детей и литературной деятельности. Она так никогда и не вышла замуж.

Т. Роулендсон. Карикатура «Потасовка в клубе Bluestocking», 1815

Однако к 1800 г. кружок «Bluestocking» распался, а в обществе изменилось отношение к образованным женщинам. Байрон в 1820 г. употребляет это выражение в пренебрежительном значении по отношению к салону леди Монтегю. Вслед за ним мужчины начинают высмеивать женщин, предпочитающих семейной жизни интеллектуальные занятия. В XIX в. появилось множество анекдотов и карикатур, порицающих женщин, увлеченных творчеством, наукой или общественной деятельностью. Одна из расхожих острот гласила: «Многие женщины становятся синими чулками, так как никто не интересуется цветом их подвязок».

«Синий чулок». Фото Е. Земцова

Удивительно, но там, где зародился этот фразеологизм, его давно уже не используют, а вот у нас выражение «синий чулок» является очень распространённым и всем известным. В одном из своих рассказов А. Чехов писал: «Что хорошего быть синим чулком. Синий чулок… Чёрт знает что! Не женщина и не мужчина, а так середка на половине, ни то, ни се».

Катя Пушкарева — воплощение распространённых стереотипов о «синих чулках»

Первоначальный смысл фразеологизма изменился под влиянием реакции общества на движение эмансипе. Поэтому выражение «синий чулок» приобрело ироническое, а затем и оскорбительное звучание.

Фразеологизм «синий чулок» - blue stocking (о женщине-педантке, ученой женщине, старой деве) - служит символом погруженности в науку или работу с добровольным отречением от личной жизни; это символ безликости, отсутствия женственности и обаяния, присущих каждой настоящей женщине.

При этом, согласно «Словарю символов» Джека Тресиддера, исторически синий цвет символизирует бесконечность, вечность и истину, преданность, веру, чистоту, целомудрие, духовную и интеллектуальную жизнь - ассоциации, которые возникали во многих древних культурах и выражали общую мысль, что синий цвет неба - наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов. Деву Марию и Христа часто изображают одетыми в синее. Синий цвет является атрибутом многих небесных богов, таких как Амон в Древнем Египте, греческий Зевс (римский Юпитер), Гера (Юнона). Согласно народной традиции, в Европе синий цвет связан с милосердием и мудростью. Он символизирует также сознание и мечтательные размышления, так как смотрится тихо и спокойно. Светло-синий как бы свободен от земного притяжения, он «парит», мысли человека при его созерцании свободны. Но этот цвет означает и тоску, стремление - мысли отворачиваются от реальности, возникает желание унестись в «голубые дали» (Тресиддер, Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. - М.: Фаир-Пресс, 1999. - С. 334. - ISBN 5-8183-0049-8).
Происхождение выражения
Венецианская версия. В интернете распространено утверждение, что название «синий чулок» восходит к кружку интеллектуалов эпохи Кватроченто (ХV в.) в Венеции - мужчин и женщин, занимавшихся изучением наук, а синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Затем этот обычай будто бы был позаимствован неназванными «парижскими интеллектуалами» в 90-х годах XVI в.
Однако эта версия не выдерживает исторической критики. Во-первых, чулки как самостоятельная часть одежды не были известны до XVI в. Во-вторых, действительно, в Италии XV-XVI вв. существовали общества молодых (средний возраст - 18-20 лет) аристократов - compagnie, которые организовывали различные игры, праздники и состязания; этим обществам власти поручали проведение гражданских торжеств и других мероприятий - карнавалов, регат и т.д. Compagnie также устраивали частные вечеринки «для своих»; они были весьма шумными и предоставляли возможность продемонстрировать своё богатство и социальное превосходство. В Венеции подобные общества появились в сер. XV в. и были известны как «Compagnie Dell calza» (букв. перевод – «Компании чулок»). Под «чулками» подразумевались мужские штаны-чулки «кальцони»; отсюда родственное слово «кальсоны» - узкие облегающие трико из эластичного сукна; вверху они прикреплялись шнурком к поясу короткой, до талии или бедер, плечевой одежды («соттовесты»). Юноши из различных «compagnie Dell calza» носили такие разноцветные «кальцони», украшения на которых указывали, к какому из обществ они принадлежали (их можно увидеть на картинах Капраччо); различались общества не только цветами трико, но и нарукавными эмблемами. Compagnie Dell calza назывались по-разному: Floridi, Uniti, Concordi, Ortolani, Zardinieri... Информации о венецианском обществе под названием «Синий чулок» нет; сведений о том, что в эти общества допускались женщины, тоже нет. Compagnie Dell calza занимались не «изучением наук», а были чем-то вроде шоуменов. Поэтому попытки связать их с парижскими салонами XVII-XVIII вв. и английским «Обществом синих чулок» XVIII в. представляются искусственными и неубедительными. Интересно, что «венецианская версия» в русскоязычном Интернете имеет один источник - заметку о значении различных цветов.
Парижская версия. В XVII в. в Париже уже существовали салоны, в которых заметную роль играли женщины. Любопытную фразу можно найти в «Лексиконе прописных истин» Гюстава Флобера: «Синий чулок. - Презрительный термин для обозначения женщины, интересующейся вопросами интеллектуального порядка. В подтверждение цитируйте Мольера». В примечании издателей говорится, что речь идет о комедии Мольера «Ученые женщины» (1672), высмеивающей «светских лжеученых педантов». Однако в самой комедии Мольера нет термина «синий чулок». Скорее всего, у Флобера возникла следующая цепочка ассоциаций: «синий чулок» (термин, уже популярный во Франции его времени) - дамы, увлеченные наукой - пьеса Мольера «Ученые женщины». Может быть, однако, имеется в виду и комедия Мольера «Смешные жеманницы» (1659), которая полемически упоминается в иронической поэме члена английского «Общества синих чулок» Анны Мор «Bas-bleu, или беседа» (1787). Французская Википедия говорит о том, что словосочетание «bas-bleu» пришло во Францию из Англии и быстро приобрело негативную коннотацию, как и мольеровское «femmes savantes» («учёные женщины»). В литературе (Figes E. Patriarchal Attiudes. NY, Persea Books, 1987. P. 93.) можно найти указание на то, что будто бы существовали некие «bas-bleu собрания» в парижском в салоне мадам де Полиньяк, «где ношение синих чулок было всеобщим увлечением: некоторые мужчины вместо принятых по этикету шелковых белых или черных чулок ради эпатажа приходили на собрания в синих». (Статья «Салон» английской Википедии, правда, приписывает этот обычай парижскому салону Мадлен де Скюдери, годы жизни: 1607–1701). Подтверждения этим сведениям о «синих чулках» во Франции до XIX в. нет. Напротив, Анна Мор в упомянутой выше поэме утверждает, что французское название «bas-bleu» родилось в результате буквального перевода неким иностранцем уже устоявшегося английского «bluestocking».
Английская версия. Согласно более традиционной и научно аргументированной версии, словосочетание «синий чулок» («bluestocking») появилось в Англии, откуда довольно быстро распространилось и в другие страны.
В литературе есть несколько версий его происхождения. По одной из них, выражение «синий чулок» впервые появилось в 1756 г. в письме Элизабет Монтэгю и связано с «чудачествами» Бенджамина Стиллингфлита - ученого-ботаника, переводчика, издателя и малозаметного поэта XVIII в. Леди Монтегю и ее ирландская подруга Элизабет Веси (Vesy) использовали выражение «синий чулок» в своей переписке, называя так интеллектуалов-мужчин, с которыми они дружили. В переписке женщин встречаются также словосочетания bluestocking doctrine, bluestocking philosophy для обозначения их особой философии «как средства против грубого мира политики». Позже название перешло на сам лондонский интеллектуальный кружок.
По другой (более распространенной) версии, рассказанной современницей, Фани Бёрни, Б. Стиллингфлит был приглашен на прием к Э. Веси на модном английском курорте. Окинув взглядом свой гардероб, он обнаружил, что у него нет шелковых чулок, приличествующих для светского раута. Он хотел было отказаться от приглашения, но миссис Веси сказала: «Ничего страшного, приходите в Ваших синих чулках» (т.е. по-домашнему; сегодня сказали бы: «без галстуков»). Немного отличающийся вариант этой истории и роли Б. Стиллингфлита в ней изложен Джеймсом Босвеллом в его «Жизни Джонсона»: «Он [Стиллингфлит] был таким превосходным собеседником, что его отсутствие воспринималось как большая потеря, и мы, бывало, говорили “Мы не можем обойтись без синих чулок”, и так понемногу это название прижилось». Стиллингфлита высоко ценили в Лондоне. Интеллектуальная элита называла его уважаемым философом и не представляла себе, как можно без него проводить диспуты на эстетические, духовные и интеллектуальные темы. Постепенно словосочетание «синий чулок» стало применяться по отношению ко всем людям, которые посещали салоны и клубы, предпочитая интеллектуальные дискуссии, философские обсуждения, чтение стихов и т.п. обычным развлечениям: игре в карты и проч.
Согласно третьей версии, адмирал Эдуард Боскавен (1711–1761), известный как «Неустрашимый старина» или «Кривошеий Дик», был мужем одной из наиболее восторженных участниц кружка. Он грубо отзывался об интеллектуальных увлечениях своей жены и насмешливо называл заседания кружка встречами «Общества синих чулок».
Известный английский исследователь международных фразеологизмов Майкл Куиньон говорит: «Даже если Анна Мор, Джеймс Босвелл и Фани Бёрни излагали лишь своего рода ранний городской миф об обстоятельствах появления этого понятия, нет сомнений, что английское слово «bluestocking» выкристаллизовалось в результате этих интеллектуальных бесед в середине XVIII столетия». Составители Кембриджской «Истории английской и американской литературы» в 18 томах (1907–1921) также не видели оснований сомневаться в том, что термин обязан своему происхождению кружку Монтегю и Веси (т. 11, гл. 15, § 2).
Дальнейшее развитие значения фразеологизма
Первоначальный смысл словосочетания по мере его распространения во многом изменялся. Это было связано реакцией на движение за эмансипацию женщин. В это время в ряде стран Европы, в особенности в Англии и Франции, женщины часто посещали художественные и литературные салоны, играя в них далеко не последние роли. В то же время в таких смешанных компаниях, как правило, мужчины всё же предпочитали уединяться и обсуждать многие проблемы лишь в своем кругу. Не желая удовлетворяться прежней бессодержательной и пустой жизнью, женщины из состоятельных слоёв общества начали прилагать усилия для разносторонней реализации своих способностей: они писали стихи, усиленно изучали языки, делали превосходные переводы, например, с греческого, латинского, испанского, древнееврейского языков, занимались литературным творчеством.
Некоторые женщины становятся лидерами эстетических салонов, посещаемых большим количеством мужчин, часть из которых является их поклонниками. Здесь встречаются учёные, писатели, актёры, врачи, философы, представители высшего света. Траверс приводит данные о том, что в подобных салонах проводили время Джонатан Свифт, английский писатель-мемуарист Уолпол, композитор Гендель, художник-портретист Рейнольдс и др. Эти руководимые женщинами салоны получают название «синечулочной клики».
Женщины, находившиеся в центре деятельности салонов, активно проявляли себя и в других сферах жизни. Они занимались благотворительностью, основывали воскресные школы, воспитательные учреждения для малоимущих и сирот, выступали за демократизацию общественной жизни, за отмену рабства и т.д. Этих женщин всё настойчивее называли «синими чулками». Постепенно выражение приобрело ироническое, а затем и оскорбительное значение, что отражало отрицательное отношение к растущей эмансипации женщин.
Выражение особенно распространилось, когда Байрон употребил его в своей сатире на кружок леди Монтегю «The Blues» - «Синие» (иногда переводят - «Синие чулки», 1820). После этого появилось большое количество анекдотов, высмеивающих женщин, занимающихся творчеством, наукой, принимающих активное участие в общественной жизни.
Историки приводят некоторые типичные остроты на эту тему: «Многие женщины становятся синими чулками, так как никто не интересуется цветом их подвязок», «непонятая женщина становится синим чулком».
В середине XIX в. в Европе были очень популярны сатирические картины серии «Синий чулок», нарисованные французским художником-карикатуристом Оноре Домье, на которых женщины изображались в виде отталкивающих бесполых существ, погруженных в философские рассуждения или охваченных жаждой творчества, а вокруг них - неустроенность быта, грязь и запустение. Эти рисунки сопровождались короткими пояснениями типа: «Женщина, как я... и пришить пуговицу... Ты сошел с ума!». «Дела идут все лучше: сейчас она уже не удовлетворяется тем, что носит брюки - нет, она должна мне их бросить на голову!..»; женщина, смотрящаяся в зеркало: «Невероятно, как в этом зеркале исчезают бедра и грудь!..» «Мадам де Сталь и мистер Буффон провозгласили: ... гений не имеет пола»; «мать, сжигаемая творческим огнем, а ребенок в бадье с водой».
А.П. Чехов в рассказе «Розовый чулок» писал: «Что хорошего быть синим чулком. Синий чулок... Черт знает что! Не женщина и не мужчина, а так середка на половине, ни то, ни се».
Кого сегодня называют «синим чулком»
В наши дни выражение «синий чулок» практически всегда имеет негативную коннотацию.
Те, кого так называют, как правило, в школе и в институте хорошо учатся - причем не всегда в силу природного ума, а часто из-за повышенной усидчивости и трудолюбия. Учеба становится смыслом жизни: они не пропускают лекций, но на студенческих вечеринках практически никогда не бываают - зачем тратить время, когда можно посидеть в библиотеке или написать еще один реферат? Позже такое же отношение переносится и на работу. Такие женщины не спешат домой, стараются не брать больничных и готовы сутками находиться в офисе, чтобы «довести до ума» и без того идеальный отчет.
Мужа или бойфренда у них нет и, скорее всего, никогда не было. Во-первых, это «легкомысленные глупости», которые не должны интересовать серьезного человека. А во-вторых, мужьям и любимым было просто неоткуда взяться - «строить глазки» на работе эти женщины считают ниже своего достоинства, а больше они нигде не бывают. Если кто-то всё-таки пытается обратить на них внимание, что случается крайне редко, они делают такое возмущенное лицо, что мужчины тут же оставляют свои робкие попытки поухаживать. А женщины потом придумывают себе массу оправданий: кавалер всё равно был недостоин их внимания, а если даже он был не так уж и плох, то безусловно ушел бы к другой, «несерьезной» женщине при первой возможности.
Отчего это бывает
Синдром «синего чулка» часто является результатом чрезмерно строгого воспитания. Обычно таких девочек воспитывают бабушки или мамы-учительницы. С раннего детства им внушают, что всё, что не касается учебы или работы, не заслуживает внимания и вообще вредно. Красивая одежда, косметика и украшения - шелуха, которая мешает разглядеть их внутреннюю сущность. Но встречают-то по одежке, особенно в подростковом возрасте, поэтому никто и не пытается разглядеть их прекрасный внутренний мир, заключенный в непрезентабельную оболочку.
В силу особенностей характера. Девочка ставит перед собой цель - например, стать ветеринаром или пожарным, и строго ей следует, забывая при этом об остальной жизни. Случается так, что достигнутая цель не приносит удовлетворения, а жизнь «прошла мимо».
Из-за отношения сверстников. В возрасте «гадкого утенка» девочки не пользуются популярностью в компаниях. Их редко зовут на вечеринки, да и общаются с ними неохотно, считая их занудами и зубрилами. Тогда девочки сами убеждают себя в том, что им все это не нужно, и пытаются реализовать себя каким-то другим способом, чаще всего через учебу. Кроме того, за примерное поведение они получают одобрение старших, их все время ставят в пример, повышая этим их самооценку. Только вот отношения со сверстниками от этого отнюдь не улучшаются.
Возможные последствия
Рано или поздно у большинства «синих чулков» наступает прозрение. Они начинают понимать, что всю жизнь были обделены простыми человеческими радостями.
Далее события могут развиваться по трём вариантам.
Вариант 1
→ Женщина ставит крест на своей личной жизни и превращается в брюзжащую «старую деву». В этой ситуации она начинает портить жизнь окружающим бесконечными нотациями и причитаниями по поводу упадка нравов в обществе и развращенности молодежи. Все, кто от неё отличается, вызывают сильнейшее раздражение. В результате она на всю жизнь остается одинокой и вечно всем недовольной ворчуньей.
Вариант 2
→ Поняв, что жизнь проходит, «синий чулок» начинает судорожно пытаться наверстать упущенное, т.е. пускается «во все тяжкие», причем с той же настойчивостью и упорством, с которыми раньше училась и работала. И дело может кончиться весьма плачевно: опыта общения с людьми нет, и «синие чулки» становятся жертвами обманщиков и аферистов; в лучшем случае просто находят мужчин, которые ими беззастенчиво пользуются. Тогда они беспрекословно выполняют все их капризы, считая это абсолютно нормальным.
Вариант 3 (предпочтительный)
→ Преодоление синдрома «синего чулка» и ресоциализация.
Как преодолеть синдром «синего чулка»
Невозможно превратиться из «синего чулка» в «роковую соблазнительницу», просто сменив свой гардероб и косметику. Изменить нужно прежде всего отношение к самой себе и к окружающему миру. Для начала просто полюбить себя, а затем постепенно изменить свой имидж, и окружающие обязательно заметят это. Тогда можно начинать общаться с ними, а со временем разобраться, кто чего стоит. Не следует отказываться от участия в коллективных, корпоративных мероприятиях. Однако не стоит идти на вечеринку только ради того, чтобы найти себе мужа - просто нужно стараться хорошо провести время. Спутник жизни тоже со временем отыщется, кроме того, появятся друзья, и жизнь может стать приятной и удивительной.