Литературно-музыкальная композиция «Святая, чистая семья», посвящённая царю Николаю II и его Семье. В лазури неба, над золотым церковным крестом

Подписание состоялось на вечере памяти Царской семьи, организованном Калужским отделением ИППО и обществом «Царское наследие» совместно с отделом по культуре Калужской епархии (руководитель протоиерей Сергий Третьяков ).

Открыл итоговое мероприятие «Царских дней» председатель Калужского отделения ИППО В. Н. Гороховатский .

Виталий Николаевич рассказал о торжествах, посвящённых дню рождения Николая II, проходивших в мае этого года в Ферзиково, где в день своего рождения в 1904 году находился император Николай II вместе с Великим князем Сергием Александровичем и Великим князем Михаилом Александровичем и где впервые за последние 100 лет прогремел праздничный салют в честь государя под гимн Российской Империи. Гостям вечера был продемонстрирован видеофильм об этом событии. Во время демонстрации видеосюжета зрительный зал встал и подпевал: «Боже, Царя храни!»

Марина Сергеевна зачитала приветствие заместителя Председателя ИППО, председателя Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А. В. Громовой организаторам и участникам «Царских дней на Калужской земле»:

Дорогие Друзья!

От всего Елисаветинского сообщества, которое объединяет церковные и общественные организации, посвящённые святой преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне в России и за рубежом, сердечно приветствую Вас в эти знаменательные дни Царственных страстотерпцев и Алапаевских мучеников. Сегодня все Елисаветинцы светло празднуют их память в Гефсимании на Святой Земле, в храмах Германии на Земле Гессен, в Лавре преподобного Сергия игумена Радонежского, в Елисаветинских монастырях Калининграда, Минска, Алапаевска, приходских храмах Екатеринбурга, Лахты, Хабаровска, Киева и Одессы, в бывшей усадьбе великокняжеской четы Сергия Александровича и Елизаветы Фёдоровны «Ильинское-Усово» под Москвой, в Марфо-Мариинской обители милосердия - повсюду, где чтят жизнь и подвиг преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Благословенная Калужская земля была в поле духовного зрения Великой княгини Елизаветы Фёдоровны во время её земной жизни. Здесь свято хранят память о Великой княгине как Председателе Императорского Православного Палестинского Общества, помнят о её благотворительных и миссионерских трудах, почитают её благоверного супруга князя-мученика Сергия Александровича. Здесь обращаются в молитвах к святым Царственным страстотерпцам и преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне. Их святым предстательством, трудами всех здесь собравшихся расцветает Калужская земля, множатся храмы и монастыри, возрастают в благочестии и любви к истории родного края дети и молодёжь.

Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» находится в течение многих лет в тесном сотрудничестве и единомыслии с Елисаветинскими организациями в Калуге (в первую очередь, с Казанским девичьим женским монастырём в лице игумении Анастасии и с Калужским отделением Императорского Православного Палестинского Общества во главе с Виталием Николаевичем Гороховатским). В настоящее время фонд ЕСПО обсуждает с Министерством культуры РФ и Комитетом по импортозамещению при Экспертном совете по развитию туризма МК РФ необходимость включения Калужских святынь и исторических объектов в Национальную программу развития детского историко-культурного туризма в рамках «Императорского маршрута», разработка которого уже ведётся. Надеемся, что федеральный уровень взаимодействия позволит нам встретить приближающееся 100-летие памяти Царственных страстотерпцев и Алапаевских мучеников, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны новыми масштабными просветительскими программами, в которых смогут участвовать все люди доброй воли.

Желаю Вам помощи Божьей, предстательства новомучеников и исповедников земли Русской на этом светлом пути.

Марина Сергеевна сказала о преемственности мероприятий, прошедших сегодня, 18 июля, в день гибели Елизаветы Фёдоровны , в день 110-летия со дня основания Сергиева скита Калужского отдела ИППО в память в Бозе почившего Великого князя Сергия Александровича . Она отметила, что в мае этого года в Кремле Президент Российской Федерации В. В. Путин открыл Памятный крест, воссозданный на месте гибели Великого князя Сергия Александровича. А в июле, как продолжение этого события, на Калужской земле на месте бывшего Сергиева скита, состоялось богослужение в рамках «Царских дней». В преддверии 100-летия трагических событий отечественной истории 1917-1918 гг. это символично и даёт надежду на возрождение утраченной святыни земли Калужской. В дар Виталию Гороховатскому был передан памятный альбом «Крест Великого Князя», подготовленный и выпущенный фондом ЕСПО специально к открытию Памятного креста в Кремле.

После этого председатель общества «Царское наследие» Сергей Зотов рассказал о том, какие события прошли в рамках мероприятий «Царские дни на Калужской земле».

16 июля. Второй день «Царских дней» был посвящён , заслуженного художника России Павла Рыженко.

Вечер памяти Царской семьи получился насыщенным и запоминающимся. В программе приняли участие калужские литераторы, посвящающие свои произведения царской теме.

Среди почётных гостей мероприятия был известный поэт Игорь Гревцев , стихотворения которого легли в основу музыкального творчества Жанны Бичевской . В исполнении поэта прозвучали стихотворения о семье Царственных страстотерпцев, о России.

Вечер украсила своим выступлением автор-исполнитель песен на православную и царскую тематику Дарья Линкс .Известный историк и писатель Юрий Жук рассказал собравшимся о книге «Претерпевшие до конца», посвящённой тем, кто до конца остался верен своему долгу и государю, об алапаевских мучениках и убитых вместе с ними слугах.

Далее слово было предоставлено представителю Калужского Дворянского собрания Алексею Урусову . Он зачитал обращение к участникам мероприятия предводителя Российского Дворянского собрания О. В. Щербачёва .

Глубокоуважаемые господа, дорогие друзья!

Приветствую всех организаторов и участников «Царских дней на Калужской земле», посвящённых памяти Царственных страстотерпцев и всех новомучеников Российских.

В этом году мы вспоминаем страшную годовщину 100-летия Февральского и Октябрьского переворотов, явившихся для России национальной катастрофой. Это было преступление, и оно породило в Отечестве нашем братоубийственную гражданскую войну и репрессии, террор и беззаконие, раскрестьянивание и расказачивание, голодомор и нищету, изгнание и уничтожение российской элиты, подавление личности и эпидемию доносительства, разрушение храмов и открытое богоборчество. Всё это важно помнить, ибо беспамятство чревато трагическими рецидивами.

Следует помнить и ту старую Императорскую Россию, которая была одним из сильнейших государств мира со стремительно развивающейся экономикой и культурным ренессансом. Для настоящего патриота именно эта Россия и должна являться истинным Отечеством.

Будем же молить святых Царственных страстотерпцев и преподобномученицу Елисавету, да ниспошлёт Господь по их молитвам Отечеству нашему вразумление и искреннее покаяние и даст всем нам непоколебимую веру.

Желаю всем вам и богохранимой Калужской земле процветания и помощи Божией на многая и благая лета.

На вечере памяти был озвучен Манифест общественных организаций к 100-летию гибели Царской семьи, который был подписан рядом общественных организаций, присутствующих на вечере: Калужским отделением Императорского Православного Палестинского Общества, обществом «Царское наследие», обществом исторического просвещения «Двуглавый орёл», Союзом патриотических сил имени архистратига Михаила, Калужским Дворянским собранием.

Манифест общественных организаций к 100-летию гибели Царской семьи

«Только то государство сильно и крепко,

которое свято хранит заветы своего прошлого».

Святой Царь Николай II

В годовщину столетия Февральского и Октябрьского переворотов, ввергнувших наше Отечество в пучину величайших страданий братоубийственной войны, красного террора, сатанинского богоборчества, внешних войн, стоивших нашему народу неисчислимых жертв, мы, русские православные люди, преисполненные решимости никогда больше не допустить этого впредь, и с чувством ответственности перед нашим народом и будущими поколениями, считаем долгом заявить:

1. История России должна быть очищена от клеветы и искажений, примитивизма и кощунства, она должна нести объединяющий и созидающий смысл.

2. Мы - чада Русской Православной Церкви. Мы будем вести беспощадную идеологическую борьбу против клеветы на нашу Церковь, попыток её расколоть изнутри, борьбу против хулы на наших святых, в какой бы форме и от кого бы она ни исходила.

3. Для исторической России наиболее органичной и спасительной является Богом данная православная монархия. Историческая реабилитация русской монархии - основание для гармоничного развития нашей Родины в будущем.

4. 2018 год - 100-летие великой трагедии России - убийство и мученическая кончина Государя Николая II, его семьи, начало братоубийственной Гражданской войны. Эта дата - краеугольный камень нашей новейшей истории. Без покаяния невозможно правильное развитие личности, общества, государства. Нераскаянный грех убийства помазанника Божия камнем лежит на большей части нашего народа. Уже воссоздан и торжественно открыт на территории Кремля Президентом России В. В. Путиным Памятный крест на месте убийства члена Царской семьи Великого князя Сергия Александровича. Главой государства дана чёткая и бескомпромиссная оценка этому злодеянию. Это ещё один важный шаг в нашем общем покаянии.

5. Мы объединяемся в год столетия русской катастрофы. И создаём общественный Оргкомитет по подготовке и проведению столетия гибели Царской семьи. Оргкомитет открыт для вступления всех организаций и общественных деятелей. Наша цель - достойно, всем обществом подготовить и провести мероприятия при поддержке Властей и Церкви в знаменательный 2018 год, который, мы верим, станет годом покаяния и возрождения русского национального самосознания, заложит твёрдые основы консолидации общества.

Ведущий 1:

Благослови, Господь, семью - творения венец,

На головеночках детей покоится земля,

Родные жители Земли - ребенок, мать, отец,

И человечество само не что-нибудь - семья.

Ведущий 2:

Приветствуем вас, дорогие! Мы рады видеть вас на семейном празднике «ЗНАМЯ СЕМЬИ - ЛЮБОВЬ».

Ведущий 1:

День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля. Этот прекрасный летний день выбран для праздника не случайно – уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. В народе 8 июля, День Петра и Февронии, уже давно считается счастливым для любви.

Ведущий 2:

Бог есть ЛЮБОВЬ. И если Любовь живет в вашей семье, значит, в вашей семье живет Бог.
А в той семье, где живет Бог - царит счастье, мир, покой, согласие, достаток и остальные духовные, душевные и материальные блага.
ВОТ ПОЧЕМУ НАШ ПРАЗДНИК МЫ НАЗВАЛИ «ЗНАМЯ СЕМЬИ - ЛЮБОВЬ».

Ведущий 1:

У нас с вами есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и простят, что бы не случилось. Сегодня мы будем говорить с вами о семье, участвовать в интересных конкурсах и викторинах.

Ведущий 2:

В семейном кругу
Мы с вами растем,
Начало начал - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.

Ведущий 1:

Сегодня приятно видеть людей с приветливой улыбкой, ласковым и добрым взглядом. Именно такие люди создают крепкие и счастливые семьи, в которых вырастают замечательные дети.

Ведущий 2:

И мы с удовольствием познакомим вас с такими семьями.

Ведущий 1:

Вот и прекрасно! Значит, сегодняшняя встреча должна пройти легко и непринужденно, так сказать в домашней обстановке.

В нашей школе много одаренных детей. Их талант проявляется не только благодаря природным склонностям, но и твёрдой воле. Они научились одерживать победу над препятствиями и преградами.

Ведущий 2:

Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом -
Сердце навеки останется в нем!

Ведущий 1:

Ребята из нашей воскресной школы приготовили поздравления:

1.______________________________

Пятую заповедь Божию чти,
Чти свою мать и отца,
К Господу сердце свое возноси:
Сие ублажает Творца.

Жизнь сократится, не чтущих родителей,
Так говорит Господь.
В жизни этому много свидетельств,
Каждый ответит за все.

Матушка – Церковь всем людям родная,
Бог же – Всевышний Отец,
Люби всех людей, не забывая,
Что придет и твой час наконец.

2.______________________________

Любовь - это сила прощать
Грехи и гоненья народа,
Не мстить за себя, не роптать.
Любовь - это наша свобода.

Любовь может всё покрывать
И просто легко всему верит.
Любовь учит не унывать.
Ты можешь себя ей доверить!

3. _______________________________

Мама, папа, ты и я -
Это вся наша семья.
Очень дружно мы живём,
То играем, то поём.

Мы друг другу уступаем
И друг друга не ругаем,
А стараемся понять,
И таким, как есть, принять.

С Днём семьи всех поздравляем,
Жить, как мы живём, желаем!

4. __________________________________

Спасибо, большое спасибо -
Я маме любимой скажу.
За ласку твою когда-либо
Я, мама, тебе отслужу.

Дана ты мне милостью Божьей,
Спасибо тебе за труды.
Даст Бог, и я вырасту тоже
И буду такая, как ты!

5. ___________________________

Мы пишем мамины портреты

В заслуженном венце.

А эти скромные куплеты

Напомнят об отце.

Где есть отец, там дом устроен

Трудами сильных рук.

Он самый мужественный воин

И самый добрый друг.

6. ____________________________

Я ни о чем не беспокоюсь,

Когда отец со мной.

Я как за каменной стеною, за папиной спиной.

Утихнет злой огонь,

Когда мне голову погладит

Широкая ладонь.

Хоть будет ласков или строг он,

Люби его и чти.

Он твой хранитель, данный Богом

На жизненном пути.

7. ____________________________

Улица многих детей калечит:
Там происходят с грехами встречи,
Грязные там открывают секреты
И отвергают святые заветы.

Там дети безбожьем себя марают,
И вскоре духовно они умирают.
С улицы часто неопытный отрок
В ад направляется резво и бодро.

Давайте же, дети, хотя мы и слабы,
Послушными будем, чтоб мамы и папы
Мальчишек пытливых и девочек-умниц
Могли уберечь от греховных улиц.

8. ___________________________

Если в сердце чистота царит,
Дом такой Господь благословит.
Он ведь столько раз Своей рукой
Проводил нас через шторм земной...

Я целую крепко-крепко вас,
Обнимаю сотни тысяч раз
И хочу, чтоб светлой, как заря,
К вечности пришла семья моя!

9. ________________________________

Дети - это счастье, дети - это радость,
Дети - это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это нам награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.

10. _________________________________

Дети, как ни странно, также испытанье.
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, пониманье.
Дети - это время, дети - это труд.

11. __________________________________

Дети - это ночью частые вставанья,
Дети - это стирка, глажка и горшки.
Дети - это споры в вопросах воспитанья,
Мамины молитвы, папины посты.
12. ___________________________

Дети - это будто жизнь пошла сначала:
Первые улыбки, первые шаги,
Первые успехи, первые провалы.
Дети - это опыт, дети - это мы.

Ведущий 1:

Старики, юнцы и дети,
Взрослые и малыши.
Все за праздник, тот,
В ответе, ведь сегодня,
День Семьи!
За столом елозят дети,
На диване старики.
Празднично все разодеты,
И приветливы, милы.
Поздравляю от души,
Всех Вас, с Праздником Семьи!

Ведущий 2:

Только в дружной, счастливой семье вырастают добрые, отзывчивые дети. Самый верный способ укрепления семьи - это вечные Божьи ценности - любовь, вера, надежда, прилежание, целеустремленность, трудолюбие.

Ведущий 1:

О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.
Сейчас небольшая разминка:

Продолжите пословицы и поговорки:

Не родись красивой, а родись (счастливой).

У семи нянек дитя (без глаза).

Гость на пороге - счастье в... (доме).

Дом без хозяйки... (сиротка).

Дом вести... (не бородой трясти).

Яблоко от яблони... (не далеко падает).

Чем богаты, ... (тем и рады).

В гостях хорошо, ... (а дома лучше).

А какие вы знаете мудрые цитаты из Библии о семье, детях?

(Выслушивание высказываний).

Загадка:

Если взять
Любовь и верность,
К ним добавить
Чувство нежность,
Все умножить
На года,
Что получится…
(Семья)!

Конкурсы:
Ведущий 2:

Ну, а теперь разобьемся на команды. (Создаем 4-5 команд, во главе с одним-двумя родителями. В каждой команде по 5-10 ч-к).

(Члены каждой команды сидят, например, на одном ряду)

НАЗВАНИЯ КОМАНД:

Послушная семья.
Радостная семья.
Мудрая семья.
Терпеливая семья.
Кроткая семья.

1. Конкурс «КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА».

Ведущий 1:

Семья во всем должна поступать так, как говорит об этом Божье Слово. Она должна стать частичкой неба на земле, местом, где любовь не подавляется грубостью, но, наоборот, лелеется. Наше счастье зависит от того, насколько мы будем проявлять любовь, сочувствие и истинную учтивость друг к другу.

Чудесным прообразом неба станет дом, которым руководит Дух Господень. Исполняя волю Божью, муж и жена будут уважать друг друга, питать взаимную любовь и доверие.

ЗАДАНИЕ:
Написать как можно больше качеств, которыми должны обладать члены христианской семьи.
Время выполнения, пока звучит музыка.(муз.номер)

ИТОГИ:

Приз (тряпичная кукла), в конце - победитель – обладатель большего кол-ва кукол.

Ведущий 1:

Никогда не забывайте о том, что вы должны сделать свой дом светлым и счастливым для себя и своих детей, проявляя качества Спасителя. Если вы приведете Христа в свой дом, то всегда сможете отличить добро от зла. Вы сможете помочь своим детям стать деревьями праведности и приносить обильный плод Святого Духа.

Беда может постичь любого. Пусть же терпение, дух благодарности и любовь ярко светят в сердце вопреки тому, что день может быть весьма мрачен.

В доме будет светло, если он станет местом, где всегда звучат слова поощрения и совершаются добрые дела, где вежливость и любовь живут постоянно.

2. Конкурс «КАК ВЫ ВНИМАТЕЛЬНЫ?»

Ведущий 2:

Насколько молодые люди образованны, и в какой мере им с детства привиты добродетели, самообладание и воздержание, таким будет и их влияние в обществе. Если их оставить без просвещения и контроля, в результате чего они сделаются своевольными, невоздержанными в аппетитах и страстях, то соответствующим будет и их влияние на формирование общества.

В жизни мы должны быть очень наблюдательными, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Сейчас мы проверим, как у Вас и ваших детей развито внимание:

1. Что случилось 31 февраля? (Его нет)
2. Что останется в коробке, если спички вынешь? (Дно)
3. Может ли петух назвать себя пищей? (Нет, петух не умеет говорить)
4. Чем до неба докинешь? (Взглядом)
5. Почему собака бегает? (По земле)

1. За чем во рту язык? (За зубами)
2. Какой год продолжается всего 1 день? (Новый год)
3. Как написать "сухая трава" 4 буквами? (Сено)
4. В каком числе столько же цифр сколько букв? (Сто)
5. В каком слове, состоящем из 5 букв 5 "О"? (Опять)

1. Без чего хлеб не испечь? (Без корки)
2. В каком году люди едят более обыкновенного? (В високосном).
3. Какую воду можно принести в решете? (Замороженную)
4. На что больше походит половина апельсина? (На другую половину)
5. На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое)

1. На каких полях не растет трава? (На полях школьной тетради)
2. Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)
3. Что делает сторож, если у него на шапке сидит воробей? (Спит)
4. Где вода стоит столбом? (В стакане)
5. Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской)

1. По чему ходят, но никогда не ездят? (По шахматной доске)
2. Название какой птицы состоит из буквы и названия реки? (Иволга)
3. Что находится между городом и деревней? (Союз "И")
4. Что можно смотреть с закрытыми глазами? (Сон)
5. Сын моего отца, но мне не брат. Кто он? (Я сам)

ИТОГИ:

3. Конкурс «СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ».

Ведущий 1:

Родители не только должны заботливо оберегать будущее счастье и интересы своих детей, но также сделать свой семейный очаг, насколько это возможно, привлекательным местом. Это имеет гораздо более важные последствия, чем приобретение вещей и накопление денег. Дом не должен испытывать недостатка в солнечном свете. Чувства, связанные с семьей, должны храниться живыми в сердцах детей, чтобы они могли вспоминать дом своего детства как место, где, как и на небе, царят мир и счастье. И тогда, став взрослыми, они возвратятся домой, чтобы стать поддержкой и благословением для своих родителей.

ЗАДАНИЕ:

Составить список семейных трудовых обязанностей. Мы не просим выделять обязанности для папы, для мамы, для детей. Напишите все возможные обязанности.
Время выполнения, пока звучит музыка. (муз.номер)

ИТОГИ:
Победу засчитывают той команде, которая указала больше добрых качеств.

Приз (тряпичная кукла)

Даже самый скромный труд является делом Божьим. Вся работа, которую нам необходимо делать, - будь то мытье посуды, уход за больными, приготовление пищи или стирка, - имеет моральный смысл... Простой, на ваш взгляд, труд тоже должен кто-то делать; и тот, кто выполняет эту работу, должен считать, что она необходима и почетна, и что в своей, хотя и скромной миссии он совершает такое же дело Божье, как и Гавриил, посланный к пророкам. Каждый должен работать на своем месте и в соответствующей сфере. Женщина в своем доме, выполняющая простые повседневные обязанности, может и должна проявлять верность, послушание и любовь так же искренне, как и ангелы в своем служении. Повиновение Божьей воле делает почетным всякий труд, который необходимо выполнить. И не забывайте: труд был назначен человеку, чтобы сделать его счастливым.

4.Конкурс «ВКУСНЫЕ ВОПРОСЫ».

Ведущий 2:
Труд был назначен человеку, чтобы сделать его счастливым. - Бог любит все прекрасное. Он дал нам безошибочное доказательство этого в делах Своих рук. Он насадил для наших прародителей прекрасный сад в Едеме. Величественные деревья всевозможных видов произрастали на земле для пользы и красоты. Были созданы великолепные цветы редкой красоты всех цветов и оттенков, наполнявшие воздух благоуханием... Божий замысел состоял в том, чтобы человек находил свое счастье в занятиях с тем, что сотворили Его руки, и чтобы его потребность в пище восполнялась плодами с деревьев сада.
Адаму было поручено ухаживать за садом. Творец знал, что Адам не может быть счастлив без подобной работы. Красота сада радовала его, но этого было недостаточно. Он должен был трудиться, чтобы упражнять дивно устроенные органы своего тела. Если бы счастье заключалось в бездеятельности, то человек в своем состоянии святой невинности остался бы незанятым. Но Тот, Кто сотворил человека, знал, что может сделать его счастливым; и после сотворения Он поручил ему предназначенное для него дело. Обетование о будущей славе и постановление о том, что человек должен усердно трудиться, чтобы иметь хлеб насущный, даны с того же престола.

Мы хотим загадать Вам «вкусные загадки»:

1. Сваренные в воде фрукты. (Компот)

2. Восточная еда из риса и мяса. (Плов)

3. Большое пирожное. (Торт)

4. Любимая ягода медведя. (Малина)

5. Булочное изделие, которым можно порулить. (Баранка)

6 Картофель всмятку. (Пюре)

7. Околпаченный работник кухни. (Повар)

8. Фирменное блюдо сороки-белобоки. (Кашка)

9. Еда, которой Журавель кормил Лису. (Окрошка)

10. Блюдо, приготовленное из молока и яиц. (Омлет)

11. Хлеб с различными слоями сверху. (Бутерброд)

12. Любимое блюдо украинцев и кубанцев из овощей. (Борщ)

13. Вареное тесто с мясом. (Пельмени)

14. Искусство приготовления пищи. (Кулинария)

15. Соус из растительного масла, яичного желтка и разных приправ. (Майонез)

За правильный ответ, приз (тряпичная кукла) чья команда больше соберет – победитель.

ОБЩИЙ ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ- КУКОЛ.

Ведущий 1:

Памятный подарок участникам и зрителям:

Рецепт хорошего дня.
Берём день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия.
Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зёрен терпимости, и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем людям.
Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью.
Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов доброты и внимания.
Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.
Приятного аппетита! Удачного дня!

Ведущий 1:

Вы, наверное, обратили внимание на нашу необычную выставку. Заранее был объявлен конкурс газет о семье, а также на лучшее семейное фото.

Ведущий 1:

Каждая христианская семья должна иметь свои правила, а родители своей манерой общаться друг с другом должны подавать детям драгоценный живой пример того, какими они желают их видеть. Необходимо постоянно заботиться о чистоте речи и проявлять истинную христианскую вежливость. Учите детей и молодежь уважать себя, быть искренними перед Богом, хранить верность своим принципам; учите их уважать Закон Божий и повиноваться ему. Святые принципы будут управлять их жизнью и воплощаться в общении с другими людьми. Они будут создавать атмосферу чистоты, которая побудит слабые души устремляться к горнему, к святости и небу. Пусть каждый урок будет направлен на то, чтобы возвысить и облагородить характер и чтобы записи в небесных книгах были такими, которых бы вы не постыдились на суде.

И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ. И МЫ ЖЕЛАЕМ ВАМ ПРОНЕСТИ ЭТО ЗНАМЯ ЛЮБВИ ЧЕРЕЗ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ! АМИНЬ.

Литература:

1. Боханов. А. В. Любовь без границ. Святая Царица. – URL: http://-fondiv-.ru/-articles/-2/-108 .

2. Боханов. А. В. Николай II. – М.: Вече, 2008. – (Императорская Россия в лицах).

3. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дарите любовь. – Изд-во: Русскiй Паломникъ, 2011. – URL: http://-www.-radost-brest-.com/-libruary/-poleznoe/-darite-_lubov.pdf .

4. Ден Ю.А. Подлинная царица. – М.: Вече, 2009.

5. Жильяр П. Император Николай II и его семья. – URL: https://-www.-litmir.-me/br/-?b=-115267-&p=1 .

6. Монахиня Нектария (Мак Лиз). Дивный Свет. Императрица А.Ф. Романова. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. – URL: http://-www.-fb2mobile.-ru/-other/-divnyy-svet/ .

7. Покаяние спасет Россию. О царской семье // авт.-сост. Т.Н. Микушина, О.А. Иванова, Е.Ю. Ильина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2013.

Чистота помыслов и чистота души

В гостях у императорской семьи

Цель: сформировать у школьников представление о высоких нравственных идеалах, которые воплотила в своей жизни семья императора Николая II.

Задачи:

  • познакомить школьников с примером счастливой семьи императора Николая II, основанной на любви, заботе и взаимопонимании;
  • дать представление о принципах воспитания детей в царской семье;
  • показать качества и поведение членов семьи в различных жизненных ситуациях;
  • дать понятие о нравственных идеалах, необходимых человеку.
  • История любви Николая Александровича и Александры Федоровны.
  • Основы семьи и принципы воспитания детей.
  • Служение Родине, благотворительность.
  • Подвиг семьи во время войны, ареста и ссылки.

Форма занятий: лекция с элементами беседы.

Оборудование: проектор, колонки, компьютер.

Материалы: пособие, видео-презентация, 2 фильма.

Методы: словесный, наглядный.

Ожидаемые результаты:

  • в ходе занятия дети смогут узнать об истории семьи Николая Александровича и Александры Федоровны,
  • составят представление о взаимоотношениях в счастливой семье и принципах воспитания детей, основанных на высших этических идеалах,
  • сделают выводы о важнейших нравственных качествах, чтобы быть полезными окружающим и своей Родине,
  • научатся размышлять о том, как привнести высокие нравственные принципы в свою жизнь.

Методические советы.

Время – 1 урок 45 минут.

Презентация.

Форма проведения классного часа – лекция с элементами беседы.

Материал по этой теме можно распределить на 2 урока по 45 минут, добавив больше бесед с примерами из жизни самих детей.

Ход классного часа

Сегодня мы с вами побываем в гостях. Вы любите ходить в гости?

Возможно, приходя в гости к друзьям или знакомым, вы видели фотографии членов их семьи. Во многих семьях размещают фотографии в рамках на стене, ставят на мебели. И, конечно же, у всех имеется семейный альбом, отображающий историю нескольких поколений.

У вас дома тоже, наверное, есть семейные альбомы?

Знаете ли вы, кто изображён на этой фотографии?

Это последний император России Николай II Романов с семьёй. Здесь его горячо любимая жена Александра Фёдоровна и пятеро детей: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей.

Вот к ним в гости мы и отправимся. Конечно, это будет виртуальное знакомство.

Мы с вами посмотрим фотографии из семейного альбома и прикоснёмся к истории царской семьи.

История любви

«Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства», – завещал перед смертью Николаю II его отец Александр III. Завет отца был исполнен.

История любви Николая и Александры стала легендой на все времена.

Они полюбили друг друга, будучи детьми, и пронесли свою любовь через все испытания до самой смерти.

Это была удивительно счастливая семья. Они как будто были созданы друг для друга.

Впервые цесаревич Николай встретил свою будущую жену, когда ей было 12, а ему было 16 лет.


Николай Александрович был старшим сыном в семье императора Александра III. Он рос здоровым, жизнерадостным, спортивным ребёнком и воспитывался как наследник престола. Его готовили к управлению государством лучшие профессора и министры двора. Он знал 5 языков и получил 2 высших образования: юридическое и военное.


Александра Фёдоровна, его будущая жена, родилась в Дармштадте – столице маленького немецкого Гессенского герцогства. Её имя в девичестве было: принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская. Мать её умерла, когда девочке было 6 лет.

После смерти матери шестилетнюю Алису, младшую в большой семье, стала воспитывать бабушка, знаменитая английская королева Виктория.

В детстве Алиса была очень живая, озорная, смешливая. За светлый характер сероглазую белокурую девочку прозвали «Солнышко».


В 1884 году двенадцатилетнюю Алису привезли в Россию. Её сестра Элла выходила замуж за великого князя Сергея Александровича. Наследник русского престола, шестнадцатилетний Николай, влюбился в неё с первого взгляда. Алиса ему так понравилась, что ему захотелось как-то привлечь её внимание и что-то ей подарить. И он обратился к своей маме Марии Фёдоровне с просьбой дать ему какую-то вещь, которую он мог бы подарить девочке. Мама сняла со своего платья скромную недорогую брошечку и отдала сыну. Николай радостно подбежал к Алисе и вложил ей в руку этот знак внимания. Девочка зажала в руке брошку, но почему-то на следующий день она разыскала Николая среди гостей и вернула ему брошь. Она выросла в строгих английских традициях, которые предписывали молодым девушкам не брать от незнакомых юношей подарки. Он записал эту историю в своём дневнике.


Только через пять лет после их первой встречи семнадцатилетняя Алиса приехала к сестре Элле и вновь появилась при русском дворе. Из маленькой шалуньи она превратилась в прекрасную принцессу с немного грустными мечтательными глазами. Она училась к этому моменту в европейском университете по специальности «философия». Любовь Николая и Алисы проявилась с новой силой.

В 1889 году, когда наследнику цесаревичу исполнился двадцать один год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой.

Родители, Александр III и Мария Фёдоровна, не дали разрешения по двум причинам.

Во-первых, браки между царскими особами часто заключались из политических соображений. России был выгоден союз с Францией, поэтому Николаю подыскали принцессу Французского Орлеанского Дома. Николай категорически отказался.

Во-вторых, по линии английской королевы Виктории через женщин рода передавалась наследственная болезнь гемофилия – несвёртываемость крови, но сказываться она могла только на мальчиках. Поэтому родители, опасаясь того, что в случае рождения наследника ему может быть передана эта наследственная болезнь английского королевского рода, не разрешали этот брак. И даже запретили молодым встречаться.

И снова 5 лет разлуки. Их связывает только переписка.

Новая встреча произошла в апреле 1894-го. К началу 1894 года состояние здоровья Александра III резко ухудшилось. Он почувствовал, что дни его сочтены. Брак наследника престола, цесаревича Николая уже нельзя было откладывать. Отец уступил просьбам сына и дал согласие. Он понимал, что его совсем ещё молодой сын скоро будет руководить огромной страной и ему будет необходима поддержка любящей жены, поэтому бракосочетание наследника было ускорено по воле отца.


И вскоре газеты сообщили о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадтской. В день помолвки Николай Александрович записал в своём дневнике: «Чудесный, незабываемый день в моей жизни – день моей помолвки с дорогой Аликс. Я хожу весь день, словно вне себя, не вполне сознавая полностью, что со мной происходит» .

Но надо понимать, что такое помолвка в те времена: молодые встретились, обменялись колечками, разъехались и ждут ещё год.

Алиса должна была принять православную веру, и это стало для неё серьёзным препятствием. Она исповедовала протестантскую веру и была очень религиозна. Для неё смена религии была равносильна предательству. Она очень страдала, так как понимала, что она должна сделать выбор между горячо любимым человеком и Богом. Но, в конце концов, её бабушка, королева Виктория убедила её в том, что обе религии – ветви единой христианской веры, и никакого преступления перед Богом Алиса не совершит, если станет православной.

Через 7 месяцев Алису срочно вызвали в Петербург.

Представьте себе: с момента их первой встречи до свадьбы прошло 10 лет! И все эти годы они переписывались друг с другом. Это была очень нежная переписка.


Алиса Гессенская становится Александрой Фёдоровной, русской императрицей, матерью народа русского, и всем сердцем принимает православие.

После свадьбы цесаревич запишет в свой дневник: «Невообразимо счастлив с Аликс. Жаль, что занятия отнимают столько времени, которое так хотелось бы проводить исключительно с ней» .

Николай после свадьбы дарит жене ту самую брошку, которую в детстве она ему вернула. Теперь Александра Фёдоровна её принимает, и эта вещь для неё становится самым важным подарком, который она всю жизнь будет хранить как самую большую драгоценность.

Все семьи помнят о дне своей свадьбы, но Аликс и Николай ежегодно отмечали даже день свой помолвки. Этот день, 8 апреля, они всегда проводили вместе, и впервые разлучились, когда им было уже за сорок. В апреле 1915 года император был на фронте, но и там он получил от своей возлюбленной тёплое письмо:

«В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как живо я всё вспоминаю! …какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы… Знаешь, я сохранила то «платье принцессы», в котором я была в то утро, и я надену твою любимую брошку…»


Во время войны Николай Александрович часто и надолго покидал дом. Александра Фёдоровна каждый день отправляла мужу письма, чтобы он не печалился вдалеке от семьи. Всего уцелело около 600 писем. Заглянув в любое из них, можно ощутить красоту их любви.

А дневниковые записи Александры Фёдоровны поражают глубиной понимания брака.

«Молиться за тебя – моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть даже самый короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять сокровищ» , – писала мужу Александра. Даже спустя двадцать лет после свадьбы она ласково называла его «мой мальчик, мой солнечный свет».

А Николай Александрович писал: «Я должен поблагодарить тебя за твой приезд с девочками, за то, что ты принесла мне жизнь и солнце, несмотря на дождливую погоду. Я, конечно, как всегда не успел сказать тебе и половины того, что собирался, потому что при свидании с тобой после долгой разлуки я всегда становлюсь застенчив. Я только сижу и смотрю на тебя – это уже само по себе для меня огромная радость…»

Посмотрите на эту фотографию. Её можно назвать «взгляд любви».

Не зря современники говорили: «Их медовый месяц длился 23 года…»

Когда в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге произойдёт расстрел семьи, на Александре Фёдоровне будет надета именно эта брошка .

Семья


Давайте познакомимся поближе с жизнью этой венценосной семьи.

Обязанность главы государства требовала от императора Николая II напряжения всех сил и способностей. Он управлял 1/6 частью земной суши. Это очень большая ноша и ответственность. Для того чтобы выдержать такую нагрузку, нужен надежный тыл. Отдохновение, радость, и счастье он находил в своей семье.


Они не любили шумных балов и светских приёмов, вся семья испытывала огромное счастье в общении друг с другом. В семье царила атмосфера любви, нежности и взаимопонимания.

С промежутком в полтора года у Николая Александровича и Александры Фёдоровны родились дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия .


Александра Фёдоровна оказалась очень хорошей матерью. В отличие от многих других императриц и дам высшего света, которые, родив ребёнка, поручали его кормление кормилицам, а воспитание – гувернанткам, она сама всех своих пятерых детей выкормила, сама занималась их воспитанием и образованием.

Отец и мать, сами воспитанные в спартанских условиях, приучали детей к строгой дисциплине, прививали им бережливость и умеренность.

Сейчас мы посмотрим фильм «Чистота помыслов и чистота души» на основе главы из книги «Покаяние спасет Россию» (9 мин).

Примечание! Если нет возможности посмотреть фильм, можно просто рассказать о том, как воспитывались дети в царской семье:

Девочки жили скромно, по двое в комнатах, спали на жёстких солдатских кроватях под лёгкими одеялами, сами убирали за собой, стелили себе постель, штопали свою одежду, младшие донашивали одежду за старшими.

У них был напряжённый распорядок дня: подъём в 6.00-6.30, молитва, холодная ванна, лёгкий завтрак, обучение, прогулка, скромный обед, потом опять занятия, свободное время, прогулка, вечером – рукоделие, чтение, вечерняя молитва, в 10 часов – начале 11-го – в кровать. Всё. Ничего особенного. Нарушали этот жёсткий режим только какие-то поездки, чьи-то праздники, свадьбы, когда семья куда-то перемещалась.

Родители не хотели, чтобы девочки выросли изнеженными, капризными, бесполезными барышнями.

Они внушали детям, что жить надо ради других, надо быть полезными окружающим.

Александра Фёдоровна записала в своём дневнике: «Дети должны учиться самоотречению. Они не могут иметь всё, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми… Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу».

А вот что писала мама своей старшей дочери Ольге: «…Ты у нас старшая и должна показывать другим, как себя вести. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой и доброй, никогда не веди себя грубо или резко. В манерах и речи будь настоящей леди. Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сёстрам. Когда увидишь кого-нибудь в печали, старайся подарить солнечной улыбкой. Пусть Бог пребудет с тобой и хранит тебя Пресвятая Богородица».

Мать приучала девочек к труду сызмальства. Никакой роскоши, праздности, свободного времяпрепровождения!

Они умели шить, вышивать, вязать, рисовать, оформлять альбомы, играть на фортепьяно, танцевать. Царевны получили прекрасное домашнее образование.

Они были скромные и вежливые девочки. Они никогда не хвастались своим происхождением и были почтительны со всеми взрослыми, включая прислугу.

Родители большое внимание уделяли друзьям детей, это не обязательно были дети из аристократических семей, это были дети, которые проявляли качества добронравия.

Наряду со строгим воспитанием дети росли в атмосфере искренней любви и нежности родителей, друг к другу, к Богу. Они обожали родителей и относились к ним с большим почтением, всячески старались им помогать, заботиться о них и окружающих.

Поговорим о том, что вы узнали из этого фильма:

  • как жили и как воспитывались дети в царской семье?
  • могли ли они предаваться, роскоши, лености, праздности?
  • какими своих детей хотели видеть их родители?
  • как они относились к окружающим?

Посмотрите на эти прекрасные лица.




Девочки были очень дружны между собой.

Они обычно подписывались ОТМА (по первым буквам имён).

Давайте познакомимся ближе с каждым из этих замечательных детей.


Старшая из царских дочерей – Великая княжна Ольга Николаевна .

«Это было милое создание. Всякий, кто её видел, тотчас влюблялся» , – вспоминала подруга императрицы Лилия Ден.

Николай II души не чаял в дочери. Ольга с малых лет боготворила отца. Её так и называли – «дочь Отца». Государь для дочери был одновременно царём, отцом и товарищем. Способности у Ольги были прекрасные, и её называли самой одарённой из царских детей. Она обладала философским умом, её суждения отличались большой глубиной. Один из её учителей сказал: «У Ольги Николаевны хрустальная душа» .


Вторая дочь – Великая княжна Татьяна Николаевна . Поскольку она родилась в Петергофе, её называли «роза Петергофа». По воспоминаниям баронессы С.К. Буксгевден, «она была ближе всех к матери и была любимицей у неё и у отца. Абсолютно лишённая самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать всё то, о чём её просили. Именно Татьяна Николаевна нянчилась с младшими, помогала устраивать дела во дворце, чтобы официальные церемонии согласовывались с личными планами семьи. У неё был практический ум, унаследованный от Императрицы-матери и детальный подход ко всему» .


Великая княжна Мария Николаевна унаследовала во всех отношениях, как внешних, так и внутренних, качества своего деда Императора Александра III. Крепость телосложения была у неё мужественная в совокупности с редкой красотой. Близкие называли её огромные глаза «машкины блюдца». По воспоминаниям современников, «характер этой девочки был весьма любвеобильный, сострадательный и миролюбивый. Никого она никогда не оскорбляла, а старалась всегда всех мирить. Это была юная миротворица. Простота её была необыкновенная, и вела она себя просто, как простая русская девушка, видя в каждом человеке брата и сестру. Своим весёлым видом и остроумным шутливым разговором Мария Николаевна всех приводила из мрачного в весёлое настроение. …Она умела развлечь и развеселить всякого унылого, за что все её любили и уважали. Хозяйством она хотя не увлекалась, но помогала своей сестре, Татьяне Николаевне, оказывая ей полное послушание» .


Самая младшая из Великих княжон Анастасия Николаевна была подвижной, озорной, жизнерадостной девочкой. Она была очень остроумна и обладала несомненным артистическим даром, во всём умела находить забавную сторону. За неистощимость в изобретении шалостей и проказ в семье её звали «швыбзик» или «швибз». «Она всегда шалила, лазила, пряталась, смешила всех своими выходками, и усмотреть за ней было нелегко» , – писала фрейлина императрицы Анна Танеева (Вырубова).

Даже в последние месяцы своей жизни, когда семья была арестована, она умела развеселить окружающих.

В годы Первой мировой войны все женщины царской семьи шили для солдат рубашки, вязали носки, рукавицы. Анастасия, которой было тогда 13 лет, принимала в этих трудах самое деятельное участие.

Все, кто соприкасался с девочками, удивлялись их скромности, необыкновенной доброжелательности, открытости. Девочки были удивительные.

Священник, который принимал у них исповедь в последние месяцы их жизни, рассказывал, как был потрясён тем, какие они чистые, неиспорченные девочки: никакая грязь ни внутренняя, ни внешняя не пристаёт к ним.


После рождения четырёх сестёр все ждали наследника. В 1903 году вся семья поехала в г. Саров. Там шло прославление нашего русского святого Серафима Саровского, и семья участвовала в празднествах, в молебнах. Также они окунулись в святом источнике и просили у Бога наследника. И через год после этого у Александры Фёдоровны родился наследник. Говорят, что не было предела счастью этой семьи и всего ближайшего окружения, из-за рубежа пришло много поздравлений по случаю рождения цесаревича Алексея .

Однако скоро их радость омрачилась печальным известием – врачи обнаружили, что у маленького Алексея гемофилия. От любого удара, ушиба у ребёнка открывалось внутреннее кровотечение, и гематома не рассасывалась неделями. Это причиняло огромные страдания мальчику. Его так и называли страдальцем при жизни. Несколько раз он был на грани жизни и смерти. В один из таких моментов появился Григорий Распутин, молитвенник из Сибири. До этого он был в паломничестве во многих святых местах: на Афоне, в Иерусалиме, на Валааме. И вот он оказался рядом с семьёй и был представлен Николаю II одним из высокопоставленных священников. И по чудодейственной молитве Григория Распутина у Алексея боли прекращались. Его молитва была практически единственным способом облегчить его страдания.




Сёстры его обожали, и он был радостью своих родителей.

Когда он был здоров, весь дворец казался словно преображённым: это был луч солнца, освещавший всех и вся. Недаром в переписке родители его так и называли – Солнечный луч. Он так же, как и все дети, шалил, его карманы вечно были набиты оловянными солдатиками, какими-то камушками и всякой всячиной.


Жизнь его с самого рождения была посвящена одному – будущему царствованию. Он много интересовался жизнью простых людей и часто говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы».

В Петергофском парке цесаревич имел своё поле, на котором посадил рожь и в конце лета сам сжал её серпом, чтобы лучше почувствовать жизнь и труд крестьян.

Он учился, как и остальные дети, и, как отмечали учителя, наследник был умён и сообразителен.

Николай II сам знакомил его с русской военной историей и устройством армии. По традиции Алексей стал шефом 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка и атаманом всех казачьих войск. Он любил бывать в армии, его любимой пищей были чёрный хлеб, щи и каша, которые, как он говорил, едят его солдаты.


Когда отец в 1915 году возглавил фронт, цесаревич Алексей часто выезжал с отцом на фронт, что способствовало поднятию боевого духа армии, несмотря на опасность таких поездок для его здоровья и жизни. Они с отцом часто были в расположении войск совсем близко от линии фронта в досягаемой близости артиллерийского снаряда с территории противника.

О каких качествах царских детей вы узнали?

Какое главное качество родители воспитывали в своих детях?

Служение Родине. Благотворительность

С детства родители прививали детям убеждение: «Ваша жизнь есть служение Родине». И вся жизнь этой семьи была примером служения Родине.

Александра Фёдоровна много занималась благотворительностью. Она руководила 33-мя благотворительными обществами, и дети принимали самое деятельное участие в подобных делах.


Эти фотографии с праздника «белого цветка». Это благотворительная акция, которая проводилась для организации лечения туберкулёзных больных. Туберкулёз в начале века был настоящим бедствием.

Девочки создавали довольно много изделий своими руками и продавали их на благотворительных базарах, а вырученные деньги шли на строительство и оборудование больниц для бедных.


Императрица организовала четыре больших базара в пользу туберкулёзных больных в 1911-1914 годах; они принесли массу денег. Императрица вместе с Великими Княжнами загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окружённая огромной толпой народа.

Поражают многочисленные случаи благотворительной помощи своей стране и народу не из казны, а из собственных личных средств со стороны царской семьи, когда происходили трагические события. Но не только своими средствами, а и личным участием они служили своему народу.

Давайте вспомним о том, какой подвиг совершил император Николай II во время первой мировой войны.

Он обеспечил стремительное перевооружение армии всего за полтора года, потратив на это, а также на помощь семьям убитых и раненых все свое огромное наследство и довел страну до порога победы, возглавив фронт в 1915 году.

Вспомните, что сделала царица во время Первой мировой войны.


Когда началась Первая Мировая война, Александра Фёдоровна организовала госпитали для раненых на свои личные средства в своих дворцах и сама вместе с дочерьми стала работать в них.

Семья стала жить очень скромно, все средства передавали в лазареты. Девочки, взрослые девушки-красавицы, за три года войны позволили себе только единственный наряд – форму медсестёр.


Александра Фёдоровна и две старшие дочери Ольга и Татьяна сдали экзамены на медсестёр.

Представьте себе, каких больных привозят с фронта. Императрица и её дочери ассистировали полноценно, как медсёстры, на хирургических операциях.

Младшие девочки облегчали страдания раненых: писали письма под их диктовку, читали вслух книги, шили кисеты, устраивали концерты.

Мировая история не знает подобных случаев такого самоотречения и самоотверженного служения царственных особ своему народу.

Ссылка. Расстрел

В результате государственного переворота в феврале 1917 года власть захватило Временное правительство.

Семья была арестована в Царском Селе и томилась там несколько месяцев, после чего была выслана в Тобольск.


Вот вы видите их фотографии после ареста.

В этом своём новом положении они проявили необыкновенное спокойствие и ясность духа. Все унижения и притеснения они сносили с поистине царским достоинством. Они старались жить обычной жизнью. Детей продолжали учить, уроки давали им лично родители и княжна Ольга. По вечерам император читал всем слух. На улице строили горку, кололи дрова. Княжны вязали, даря изделия охранявшим их солдатам. Во время дневных прогулок все члены семьи занимались физической работой: очищали дорожки парка от снега или кололи лёд для погреба, или обрубали сухие ветви и срубали старые деревья, заготавливая дрова для будущей зимы. С наступлением тёплой погоды вся семья занялась устройством обширного огорода, и в этой работе принимали участие некоторые офицеры и солдаты охраны.

Трудолюбие и неутомимость Его Величества так поразили солдат, что один из них как-то сказал: «Ведь если ему дать кусок земли, и чтобы он сам на нём работал, так скоро опять себе всю Россию заработает».

Несмотря на перенесённые унижения во время ареста и ссылки никто из членов царской семьи не озлобился, не испытывал ненависти к своим врагам. Из Тобольска Ольга Николаевна писала: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что-то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь» .

В октябре 1917 года власть была захвачена большевиками. Началась гражданская война, а следом голод, страдания, которые унесли миллионы жизней.


В апреле 1918 года семья из Тобольска была перевезена в Екатеринбург, в дом инженера Ипатьева. Этот дом стал последним местом их земного пребывания.

В Екатеринбурге условия их заточения стали совсем невыносимыми. Они подвергались унижениям и притеснениям охранников. Им запретили прогулки, установили решётки на окнах, вокруг дома в 2 кольца стояли охранники. Семья была в полной изоляции, лишь преданные слуги и доктор находились с ними. Но все страдания они переносили с кротостью и смирением.

Трагедия произошла в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Комендант Ипатьевского дома Юровский поднял всех ночью, заставил одеться под предлогом того, что их будут куда-то перевозить. Спустились в подвал. 23 ступени вниз. Не было ни суда, ни следствия. В них сразу начали стрелять.


Николаю Второму было 50 лет, Александре Фёдоровне – 46, Ольге – 22 года, Татьяне – 21, Марии –19, Анастасии – 17, Алексею было 13 лет (2-х недель он не дожил до 14 лет).

Вместе с ними погибло еще 4 человека: врач Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, горничная Анна Демидова, камердинер Алексей Трупп.

В своё время царская семья могла спастись, у них были предложения уехать за границу, но семья предпочла остаться в горячо любимой России. Вся семья, включая детей, сделала осознанный выбор: быть вместе до конца и поддерживать друг друга в тяжелейших условиях притеснений и унижений.

Император Николай II навсегда сохранил в душе самое главное – веру в Божий промысел и преданность Отечеству. «Я имею твёрдую и полную уверенность, – говорил он, – что судьба России, точно так же, как судьба моя и моей семьи, находятся в руках Бога, который поставил меня на моё место. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей, полагая, что никогда я не имел другой мысли, как только служить стране, управление которой Он мне вверил».

Многие годы истинный облик царственных особ замалчивался и намеренно искажался в угоду идеологическим и политическим интересам существующей власти. Но сегодня, спустя столетие, мы можем узнать о них правду и понять, насколько высоконравственной и высокодуховной была эта семья. И взять за образец их отношения, их образ жизни, их преданность и верность Отечеству.


Царская семья канонизирована Русской православной церковью, как святые страстотерпцы.

Семейный альбом завершается не фотографией, а иконой, на которой изображены все семеро членов семьи.

Сейчас мы посмотрим фильм «Семейный альбом» и еще раз пролистаем его страницы (5 мин.).

Повторим главное:

Царская семья Николая Александровича и Александры Фёдоровны Романовых воплотила в своей жизни самые высокие нравственные идеалы: служение Родине, принесение пользы, забота о людях, любовь к семье, к своей стране, к Богу. Родители учили детей примером своей жизни.

Творческое задание

В течение трёх дней проведите эксперимент: живите ради других людей.

Всякий раз, как вам захочется сделать что-то для себя, например, поиграть в компьютерную игру или посмотреть телевизор, переключите своё внимание на помощь родителям, сестре или брату, другу, соседке и т.д. Спрашивайте у них, какая им нужна помощь, ищите сами, в чём можете быть полезны. Если не умеете что-то делать (готовить пищу, гладить бельё и т.п.), используйте эту возможность, чтобы научиться.

Записывайте свои добрые дела в дневник. Отразите также реакцию людей и собственные ощущения. Понравилось ли вам жить ради других?

Разработка урока истории « Последние Романовы»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Урок теоретических или практических самостоятельных работ(исследовательского типа)

Цель урока:

для учителя: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами метода учебного проекта

- для учащихся:

1. Привитие интереса к истории России, развитие высоких нравственных качеств;

2. формирование представлений о времени деятельности «Последних» Романовых; их роль в развитие нашего государства в конце ХIХ века;

3. понимание определения основных направлений российской внутренней и внешней политики политики;

4.понимание причин, по которым правление Романовых, неоднозначно трактовалось в истории.

Задачи урока:

    Создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к повторению и систематизации знаний о династии Романовых;

    Создать условия для развития у учащихся умений, связанных с целеполаганием;

    Создать условия для развития у учащихся умений вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения;

    Создать условия для развития у учащихся информационных компетенций по поиску необходимой информации в дополнительной литературе;

    Создать условия для развития ключевых учебно-познавательных компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы.

Планируемые результаты:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Познавательные:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Оборудование: энциклопедии, мультимедийный проектор, проекты обучающихся, презентация по теме «Эпоха Романовых», фрагмент из фильмаГ.Панфилова «Романовы. Венценосная семья». портреты Николая II, его семьи, великих князей.

Цитаты-эпиграфы:

«Ведите себя так, чтобы вам прощали, что вы родились великими князьями». Николай I.

Цели этапов урока

1.Организационный этап (1 мин.)

Цель этапа:

Создание рабочей атмосферы на уроке.

Проверяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, дневника, тетради), работа компьютера, наличие рабочих материалов

Подготовка учащихся к началу урока, настрой на получение новых знаний по предмету.

2. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель этапа: определение темы урока и постановка цели занятия:

Российская история полна различными событиями, отрицать которые, а тем более забывать не следует. Их необходимо помнить, разбирать во всех тонкостях и не торопиться с оценками.

3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу (4 мин.)

Цель этапа:

подготовить

учащихся к активной учебно-познавател.

деятельности

4. Изложение нового материала (25 мин.)

Цель этапа:

осмысление и

первичное

запоминание знаний и способов действий

Делит класс на 4 группы:

5. Контроль усвоения (5 мин.)

Цель этапа:

дать возможность оценить степень усвоения нового учебного материала

В чём причина успеха борьбы с ханствами и неудач в Ливонской войне?

6. Рефлексия (3 мин.)

Цель этапа:

самооценка учащимися своей деятельности на уроке, оценка учителем деятельности учащихся

П3, П19, Р7, Л11, Л10

7. Домашнее задание (2 мин.)

Цель этапа: закрепить полученные на уроке знания

§ 21, подготовить опережающее задание (2 недели):

подготовьте эссе на темы «Роль Ивана Грозного в укреплении государственности Руси», «Иван Грозный - кровавый тиран или выдающийся политический деятель?»

Записывают задание в дневник

    План урока:

Этап урока

Формы деятельности

Организационный эта

Создание рабочей атмосферы на уроке

Актуализация знаний

Вступительное слово учителя. Определение темы урока и постановка цели занятия:

Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу

Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности: фронтальный опрос

Изучение нового материала

Выступления учащихся с готовыми индивидуальными проектами:

1.Первые Романовы.

2.Великие князья: Николай Николаевич Романов, Александр Михайлович, Елизовета федоровна, Геогргий Александрович

3. Николай Константинович Романов

Контроль усвоения

Вопросы оценки степени усвоения нового учебного материала

Рефлексия

Самооценка учащимися своей деятельности на уроке, оценка учителем деятельности учащихся

Достигли мы поставленной цели урока?

Оценивает деятельность учащихся по итогам работы на уроке

Проговаривают, что они узнали нового на уроке, чему научились, как оценивают, усвоенные ими знания.

Каждый учащийся оценивает свою работу на уроке и выставляет оценку себе и своей группе в целом (дает обоснования)

Домашнее задание

Закрепить полученные на уроке знания, подготовить опережающее задание (2 недели): подготовьте эссе на темы «Выдающиеся представители семьи Романовых»

Записывают задание в дневник

Первым из рода фамилию «Романов» стал носить Фёдор Никитич (он же патриарх Филарет) в честь своего отца Никиты Романовича и деда Романа Юрьевича Захарьиных. Юридически члены царской, а затем императорской, семьи не носили вообще никаких фамилий («царевич Иван Алексеевич», «великий князь Николай Николаевич» и т. д.).

Генеалогическое древо Романовых https://ru.wikipedia.org/wiki/Романовы#/media/File:House_of_Romanov_family_tree_(1347-2014)_by_shakko_(RU).jpg

Учитель: Ребята! Теперь откройте страницу 53 учебника и найдите документ из воспоминаний Великой княжны Ольги Александровны. (Чтение документа).

В 1913 году, в России, состоялись торжества в честь 300-летия дома Романовых. К удивлению многих, они сопровождались всенародным проявлением монархических чувств. Великая княжна Ольга Александровна вспоминала о поездке царской семьи по Поволжью: «Где бы мы не проезжали, везде мы встречали такие верноподданнические манифестации, которые, казалось, граничат с неистовством. Когда наш пароход проплывал по Волге, мы видели толпы крестьян, стоящих по грудь в воде, чтобы поймать хотя бы взгляд царя. В некоторых городах я видела ремесленников

и рабочих, падающих ниц, чтобы поцеловать его тень, когда он пройдет».

Начиная с сыновей Павла I все великие князья делятся на две категории: старшие – наследники-цесаревичи, будущие императоры, и все остальные.

На первый взгляд, участь этих вторых завидная: сразу после рождения – все высшие награды империи, которые любому другому, даже родовитому, даже талантливому, даже отдающему все силы на благо царя и Отечества, не всегда удается заработать за долгие годы безупречной службы. А еще – двести с лишним тысяч золотых рублей ежегодно. Только за титул. А еще – бессчетное число преимуществ, которые дает принадлежность к императорской фамилии: собственные роскошные дворцы, огромный штат прислуги, возможность путешествовать, куда вздумается, и многое, многое другое. В общем, заслуг никаких и обязанностей, казалось бы, никаких, зато возможности – неограниченные. Есть чему позавидовать.

Недаром Николай I, отец семерых великих князей и княжон, учил своих детей: «Ведите себя так, чтобы вам прощали, что вы родились великими князьями». И научил. Никто из Романовых, в отличие от нуворишей, никогда не кичился ни богатством, ни вседозволенностью. Правда, от зависти это их не уберегало.

А то, что видит поверхностный, и уж тем более завистливый взгляд, чаще всего далеко от действительности. На самом деле мало кто вынужден был жить по такому строгому регламенту, как великие князья. Они были лишены свободы выбора – того, что крайне необходимо человеку мыслящему.

Род занятий был им предопределен с момента рождения – только военная служба.

Семейная жизнь тоже была запрограммирована: жениться только на равнородных чужеземках, преимущественно на немецких принцессах. Великие княжны тоже обречены были выходить замуж за иноземных принцев, и никто не спрашивал, нравится им жених или не нравится. Отсюда и несчастливые браки, которые в семье Романовых не были редкостью. Те, кто восставал против навязанных правил, в большинстве случаев расплачивались жестоко. О таких непокорных я обязательно расскажу.

Любопытно, что лишь один из русских царей, Николай I, был императором дольше, чем великим князем. А его старший брат Александр I оставался великим князем до 24 лет и ровно столько же носил корону. Большинство российских императоров значительную часть своей жизни были великими князьями (то есть оставались на вторых ролях). Самые яркие тому примеры – Петр III (21 год великий князь – полгода император), Павел I (42 года – 4 года), Александр III (36 лет – 13 лет).

Очевидно, что их характеры не только сформировались, но и достаточно ярко проявились за те долгие годы, что они ждали своей очереди на трон. Но великокняжеский период жизни монархов известен гораздо меньше, чем годы их царствования. А знать, как они жили до восхождения на престол; кто их учил и воспитывал, кто были их друзья юности; какие страсти владели сердцами будущих монархов, интересно хотя бы потому, что это знание помогает понять истоки некоторых черт характеров самодержцев, которые со временем оказали существенное влияние на жизнь России.

Но на ход событий в стране влияли и те великие князья, что не были рождены для трона: младшие братья, дети и внуки самодержцев (дважды именно они неожиданно оказывались на троне). Об их служении Отечеству, впрочем, как и о недостойных делах некоторых из них, известно очень немного. Этот пробел в знаниях и предстоит заполнить предлагаемой книге.

Ее героями станут 34 человека, в течение двух веков игравшие весьма заметную роль в русской истории. Всего великих князей Романовых было 38, пятеро из них умерли в младенчестве или в ранней юности, так что сказать о них нечего, кроме слов сочувствия. Первым персонажем книги станет великий князь Петр Федорович, родившийся в 1728 году и ставший ненадолго императором Петром III; последним же из законных великих князей Романовых – великий князь Дмитрий Павлович, доживший до 1942 года.

О законных и незаконных – история любопытная и не лишенная поучительности. Придет время, я ее обязательно расскажу.

Привожу список великих князей, с которыми предстоит познакомиться читателям. Он поможет разобраться в непростых семейных связях героев этой книги. Не называю большинство великих княжон, так как они еще в ранней юности были выданы замуж за границу и не оставили заметного следа в отечественной истории.

Данный урок по истории России составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень) лицея 410 г. Пушкин СПб. При работе над учебным материалом учитывались требования ФГОС второго поколения для средней школы. конспект представлен в форме технологической карты урока, введенной в нашем лицее с нового учебного года. Технологическая карта предполагает регламентировать деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока. Главная цель урока - научить работать с различными маткриалами, перерабатывать учебный материал так, чтоб он стал понятен ученику. В разработке упоминается ЗАДАНИЕ А - прочитайте текст, найдите и выделите основные факты, события и явления, составьте схему, таблицу или рисунок.

Главная > Сценарий

Сценарий литературного вечера «Благослови, Господь, семью…»

(Слады №1,2) Ведущий: Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Чтец: Благослови, Господь семью –

творения венец

На человеческих детей

покоится земля.

Святая Троица земли –

Ребёнок, Мать, Отец,

И человечество само

Не что-нибудь семья.

Е. Евтушенко .

(Слайд №3) Ведущий: Я расскажу вам одну легенду: « В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то он спросил Старца, главу семьи: « Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда Старец взял бумагу и написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово – «понимание». (Слайд №4)Ведущий: А теперь давайте перенесёмся в средние века. В шестнадцатом веке в России появился «Домострой» - книга, в которой имелись вещи весьма полезные, давались поучения и наставления всякому христианину: и мужу, и жене, и детям. В ней шла речь об ответственности супругов друг за друга, за своих детей, за престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семьи, за её благополучие. Так, к примеру, назывались некоторые главы «Домостроя»:

«Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить»;

« Как детей своих воспитывать»,

« Похвала жёнам»;

« О прибыли запасённого впрок».

По таким законам жили не только простые люди, но и царственные особы.

(Слайды №6-26) Рассказ о семье Николая второго.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царевич и принцесса. Они встретились ещё детьми и полюбили друг друга. Прошло много лет. Детская влюбленность не угасла, а превратилась в глубокое и сильное чувство. Они поженились, жили долго и счастливо и умерли в один день. Царевича звали Николай Александрович, он был старшим сыном императора Александра Третьего и наследником российского престола. Имя принцессы – Алиса-Виктория-Елена- Луиза - Беатриса. Она была младшей дочерью Людвига, герцога Гессен-Дармштадского, и внучкой английской королевы Виктории. У Ники и Алекс, ставшим императором Николаем Вторым и императрицей Александрой Фёдоровной, родились четыре дочери, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Девочки были очень дружны. Позже, когда они подросли, из начальных букв своих имен образовали общее имя – ОТМА, которым подписывали письма и поздравления, написанные одной из сестер от имени всех. Долгожданный сын и наследник Алексей родился почти через 10 лет после свадьбы родителей. Это был апофеоз семейного счастья Николая и Александры. Но радость вскоре была омрачена известием о страшной болезни цесаревича. Правнук королевы Великобритании был поражен наследственной болезнью династии Кобургов – гемофилией. Несмотря на приговор врачей маленький Алексей, когда болезнь отступала, играл и учился, шалили баловался, не отставал от своих сестер. Царские дети, как все дети на свете, играли, учились, радовали и огорчали своих родителей. Они очень дружили между собой, писали письма и поздравляли друг друга с праздниками. Они читали книжки, переписывали понравившиеся стихотворения, рисовали… В комнатных забавах великих княжон царствовала кукла во всем своем многообразии обликов. Наиболее эффективными были фарфоровые куклы немецкого производства с густыми локонами из натуральных волос и закрывающимися глазами. Такие куклы были скорее украшением комнаты, чем предметом для игр. В семье Николая Второго, воспитывавших уважение к русской истории, интерес к народной жизни, многим привозным игрушкам имелись отечественные пары: куклы, одетые в красочные национальные костюмы народов Российской империи – «украинка», «татарка», «осетинка», «русская». А любимой игрой наследника были солдатики, которых у него было огромное количество. Он часами расставлял их на большом столе, устраивая войны, маневры и парады. Николай Александрович и Александра Федоровна принимали деятельное участие в воспитании детей, начинавшемся по заведенному порядку с фундаментального домашнего образования. Кроме учителей, учебников и книг развитию детей способствовали настольные домашние игры: обучающие и развлекательные. Дети особенно любили «Историческое лото» - портретную галерею русских князей и царей с кратким описанием их биографий и достоинств правления. Сосредоточенную атмосферу учебных комнат сменяли игры на свежем воздухе. Большой приверженец здорового образа жизни, Николай Второй всячески поощрял в детях любовь к физическим упражнениям. Дети катались на коньках, велосипедах, играли в теннис. Домашние вечера любили проводить за книгой. Особенно мастерски читал вслух сам император. Читал он на русском, английском, датском, немецком языках.

Книг в семье было много. В качестве подарка дети получали книги на Рождество, в дни рождения и именины. У каждого ребенка складывалась своя собственная библиотека.

Окруженные взаимной любовью родителей дети росли добрыми и ласковыми. Общие страдания родителей и девочек при приступах болезни Алексея, когда его жизнь была под угрозой, еще сильнее сближали семью.

Детство царской семьи закончилось в 1914 с началом войны. В испытаниях, выпавших на их долю, проявилось все, что было заложено в детстве: и любовь, и долг, и верность, и вера в Бога и в Россию.

Сила любви, скрепляющая эту семью, оказалась столь несокрушима, что и взрослые, и дети были пугающе непонятны в своем терпении и достоинстве тем, кто в Екатеринбурге в доме Ипатьева их стерег, унижал и – убивал. ОНИ Жили долго и счастливо и умерли в один день.

(Слайды №27-41)Ведущий: И в далёком, и в недавнем прошлом мы найдём множество примеров, как складывались и жили семьи на Руси. Перенесёмся теперь в наш край.

Род Григоровых своими корнями уходит в далёкое прошлое – во времена правления Ивана Грозного. Сегодня мы расскажем о детских годах Александра Александровича Григорова, который являлся выдающимся костромским краеведом, автором книги «Из истории костромского дворянства».

О детстве у Александра. Александровича остались самые тёплые впечатления. Семья была большая, у отца было 4 детей, в усадьбе Александровское проживали ещё и многочисленные родственники. В доме царила атмосфера добра, дружбы, человеколюбия. Распределение обязанностей в семье было таково: отец, Александр Митрофанович, был главным ведущим, но бразды правления – ключи, кухня, кладовая – были в руках матери, Веры Александровны. Отец и мать придавали большое значение образованию и воспитанию своих чад. Мать была очень религиозной, и религиозные чувства старалась привить детям с самого раннего возраста. А.А. Григоров вспоминал: « Бывало, мама перед сном постелет на пол коврик перед иконой и станет на колени вместе снами. А мы уже раздетые, в одних рубашечках, стоим и повторяем за мамой, глядя на скорбный и красивый лик Богоматери». Бабушка, Анна Николаевна, владелица усадьбы, во время разлуки детей с матерью заменяла её. Она также вносила большой вклад в воспитание детей, рассказывала внукам о роде Григоровых, о семейных традициях и разных курьёзных случаях. Она прекрасно говорила по-французски и требовала от детей ответов на её вопросы только на французском. Детям доставало огромное удовольствие, когда такая большая семья собиралась на веранде за чаем. Шутки, смех, интересные истории притягивали внимание детей. Особенно маленький Саша Григоров любил слушать рассказы своего дяди Александра Митрофановича Григорова. Он оказал большое влияние на формирования мировоззрения, кругозора и любви к русской истории. Александр Митрофанович был блестящим русским офицером, впоследствии ставшим адмиралом. Рассказы дяди помогли Александру Григорову на склоне лент восстановить историю костромских морских династий. И, безусловно, мальчики предпочитали корабли, а девочки кукол, но игрушки все были общие, и хотя самые любимые назывались «моя» или «мой», но все они помещались в «игрушечном шкафу». На игрушечном шкафу стоял книжный шкафчик. В нём лежали все детские книжки, книжки старые, которые служили ещё отцу и деду. Самая главная – «Родное слово» Ушинского. Вся семья в доме любила зала. Там проходили богослужения, на Рождество устраивалась ёлка. А когда было много весёлой молодёжи, зала служила местом для постановки любительских спектаклей. Значительную роль в детстве играли лошади. У каждого была «своя», как бы подшефная лошадь: дети наблюдали за их кормлением, носили лакомые кусочки, с малых лет приучались ездить верхом. Начальный этап обучения дети проходили дома, а затем их определяли в разные учебные заведения: мальчиков – в лицее или кадетский корпус, а девочек - в гимназию. Закончить обучение не пришлось, так как наступил 1917 год, и вот тогда закончилось детство, и распалась большая, дружная семья. И у каждого впереди была уже своя история. (Слайд №43)Ведущий: А теперь давайте вспомним семейные традиции.

До сих пор в (наших домах) деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников. В центре этого иконостаса на видном месте – увеличенные портреты глав семейства: отца и матери. «Родители» и «Родина» - слова одного корня. Эти святые слова помогают нам полюбить, понять родной язык, родную природу, традиции своего народа.

Семейные обеды, когда вся семья собирается за одним столом

Семейная связь времён – это же тайные нити, которые связывают Сегодня со Вчера, с Позавчера. Вот она наша история, наша Судьба: в фотографиях, в родных для нас именах, в любимых лицах.

Чтец: Храни семейные альбомы,

Слуг верных памяти своей!

Благодаря им в вашем доме –

Тревожный отблеск прошлых дней.

Со снимков блеклых, пожелтевших

Глядят на нас с тобой в упор

Глаза родных, давно умерших,

Но не забытых до сих пор

Демонстрируются фотографии из семейных альбомов.

Чтец: Берегите близких. Берегите.

Жизнь, она торопится, не ждёт.

На крутом изломе поддержите, Знайте беды их наперечёт.

Сохраняйте письма, ждите в гости,

Иногда дарите им цветы.

Это очень трудно, очень просто.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Близкие от нас уходят в вечность.

Каждому свой час и свой черёд.

Пусть жестокость или бессердечность

Поздним вас раскаяньем не жжёт.

Вы ещё успеете. Спешите

Окружить их множеством забот.

Л. Ирсетская.