Младенческий период. Младенческий возраст ребенка

12.4. Психологические особенности младенческого возраста

Социальная ситуация развития младенческого возраста харак­теризуется такой системой отношений с близким взрослым, где все потребности ребенка удовлетворяются взрослым, являющимся «цен­тром всякой младенческой ситуации» (Л. С. Выготский). «Пра-Мы» - существенная характеристика социальной ситуации раз­вития, в которой ребенок и взрослый представляют собой единое целое и все формы активности ребенка в отношении мира опосре­дованы деятельностью взрослого.

Ведущая деятельность младенческого возраста - непосред­ственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым.

Младенчество включает две фазы - раннее младенчество (2-6 месяцев) и позднее (7-12 месяцев). Эти две фазы принципи­ально отличаются друг от друга.

Первое различие связано с ведущей формой общения (М. И. Ли­сина). В раннем младенчестве - это ситуативно-личностное обще­ние со взрослым. В основе общения лежит потребность в доброже-

Лекция 12. Младенческий возраст ■ 163

лательном внимании взрослого. Во второй фазе младенчества ве­дущей формой общения является ситуативно-деловое общение. Здесь ведущая потребность - общение ребенка по поводу предмета, опре­деляемое деловым мотивом. На передний план выступает не взрос­лый, а деятельность с предметом. Средствами общения являются экспрессивно-мимические; предметно-действенные (позы, во втором полугодии предметные действия и локомоции); вербальные (к кон­цу позднего младенчества).

Второе различие связано с соотношением в развитии сенсори­ки и моторики. В раннем младенчестве ускоренно развиваются сенсорные функции. В позднем (после б месяцев) начинает опере­жающими темпами развиваться моторика - позовые, локомотор­ные и мануальные движения (действия с предметом).

Н. М. Щелованов, изучавший психическое развитие детей в ран­нем детстве, предложил следующую интерпретацию описанной ге-терохронности в развитии моторики и сенсорики . Исследо­ватель считал, что основная часть моторных функций человека кортикализирована, т. е. имеет корковое представительство. Это означает, что они не врождены, а формируются при жизни челове­ка в результате обучения, понимаемого в широком смысле слова. Очевидно, что для обучения необходима ориентировочная деятель­ность, включающая сенсорные процессы. Последовательность раз­вития функций - вначале сенсорика, а потом моторика - явля­ется доказательством положения о специфической форме психи­ческого развития как процессе присвоения социокультурного опыта.

Сенсорные процессы в раннем младенчестве характеризуются высоким уровнем развития. Так, в экспериментах Бауэра было показано, что дети в возрасте двух месяцев обнаруживают констант­ность величины и глубины большую, чем мог полагать эмпирист, хотя и меньшую, чем мог считать нативист. Это дало основание сформулировать положение о двух принципиально отличных по свойствам и механизмам реализации уровнях развития восприя­тия в младенческом возрасте: уровне предперцепции и уровне соб­ственно восприятия. Уровень предперцепции характеризуется дос­таточно высокой глобальной дифференциацией; относительно низ­кой константностью восприятия; отсутствием развернутого обследования предмета по типу моделирования его свойств путем уподобления рецепирующих органов свойствам воспринимаемых предметов (А. Н. Леонтьев). Таким образом, предперцепция пред­ставляет собой стадию развития восприятия до развития манипу-

164 ■ Возрастная психология . Конспект лекций

ляций и действий с предметами и предшествует развитию осмыс­ленного и предметного восприятия. Сенсорные процессы регулиру­ются новизной и ориентировочным подкреплением, т. е. носят «бес­корыстный» характер. Во втором полугодии сенсорика перестраи­вается на основе моторики, вбирая опыт манипуляций с предметом и локомоций ребенка, и приобретает свойства константности, ос­мысленности и предметности.

Приведем основные показатели развития сенсорных процессов у ребенка (ориентиры даны по материалам изучения развития де­тей в детских домах; при воспитании в условиях семьи сроки воз­никновения новообразований в сфере сенсорики оказываются бо­лее ранними):

■ 3-4 недели - слуховое сосредоточение (прислушивается, лока­ лизует источник звука); #

■ 3-5 недели - зрительное сосредоточение (концентрирует вни­ мание на предмете за 15-20 см от глаза), ступенчатое слежение за предметом;

■ 2-3 месяца - дифференциация зрительных объектов, предпоч­ тение объектов, характеризующихся новизной; самостоятельно удерживает головку в вертикальном положении;

■ 3-4 месяца - сидит с поддержкой;

■ 4 - 6-7 месяцев - формирование хватания;

■ 6-7 месяцев - сидит самостоятельно, начало ползания;

■ 9-11 месяцев - ходит с поддержкой;

■ 11-14 месяцев - ходит самостоятельно.

Развитие ручных (мануальных) движений начинается с хвата­ния, которое включает два компонента - дотягивание и схватыва­ние. В основе развития хватания лежат два условия - комплекс оживления и эмоциональное общение со взрослым, в контекст ко­торого взрослый включает предмет и развитие ориентировочных движений руки (ощупывания) и глаза. Сенсомоторная координа­ция «глаз-рука» выступает решающим условием формирования хватания. Совершенствование хватания происходит как все более точная оценка расстояния до объекта, предвосхищение формы и величины объекта.

Можно выделить следующие этапы в развитии манипуляций с предметом. На этапе «преддействия» (3-4, 6 месяцев) формируется сенсомоторное единство «глаз-рука». Ребенок может осуществлять простые манипуляции вложенным в его руку предметом, однако они осуществляются пока без контроля зрением. На этапе повтор-

Лекция 12. Младенческий возраст ■ 165

ных результативных действий (5-7 месяцев) - ребенок осуществ­ляет первые манипуляции под контролем зрения: постукивание, размахивание, притягивание предмета с последующим рассматри­ванием, выбрасывание, похлопывание и т. д. Повторный циклич­ный характер этих манипуляций, на основании которого они полу­чили название круговых циркулярных реакций, связан с тем об­стоятельством, что они основаны на ориентировочном подкреплении. На этапе соотносимых действий (7-10 месяцев) ребенок манипули­рует двумя предметами, устанавливая соотношение объектов меж­ду собой (например, вставляет кубик в кубик, ложку в чашку, пыта­ется нанизывать пирамидку и т. д.)- Здесь происходит дифферен­циация функций рук на ведущую и ведомую. Большое значение для развития соотносимых действий приобретает показ действия взрослым и использование «метода пассивных движений» для обу­чения ребенка этим действиям. И так к концу позднего младенче­ства (11-12 месяцев) формируются первые функциональные дей­ствия, в основе которых лежит выделение функции предмета: ребе­нок пытается надевать носок на ногу, а шапку на голову, повторяя действия взрослого. Если до этапа функциональных действий пред­мет выступал перед ребенком как физический объект, то теперь на первый план выдвигаются его социальные свойства. Рождение фун­кциональных действий подготавливает переход к новой ведущей деятельности - предметно-орудийной, направленной на овладение предметами как социальными орудиями.

К концу первого года возникает понимание речи и первые фор­мы активной речи ребенка. Особенность речи состоит в том, что она носит ассоциативно-ситуативный характер, т. е. может быть поня­та лишь с опорой на ситуацию, интонацию, жесты. Активная речь ребенка развивается от гуканья, гуления и лепета, представляющих собой «бескорыстную ориентировочную деятельность» как подра­жание интонационно-ритмической звуковой стороне человеческой речи. Сначала подражание носит репродуктивный и непроизволь­ный характер. Развитие лепета осуществляется в сторону возраста­ния произвольности имитации речи взрослого. На 5-6 месяце по­являются «псевдослова» - голосовые реакции относительно постоянного звукового состава, выражающие эмоциональные состо­яния ребенка и используемые им для воздействия на взрослого. Однако они не имеют предметной отнесенности. В конце первого года жизни речь ребенка настолько своеобразна как по семантике, так и по звуковому составу, морфологии и синтаксису, что получи­ла название автономной детской речи.

166 ■ Возрастная психология . Конспект лекций

Развитие памяти в младенчестве тесно связано с развитием вос­приятия и существует в форме узнавания. Можно выделить три этапа развития памяти в этот период: 1) моторная память - на положение при кормлении, на движения, действия; 2) эмоциональ­ная память в форме комплекса оживления; 3) образная память в форме узнавания (например, бутылочки, из которой ребенка кор­мят, начала узнавания «своих и чужих», выделение материнского лица).

Память в младенчестве не связана с упорядочением событий в отношении временной оси.

Развитие эмоций связано, в первую очередь, с формированием положительного эмоционального отношения ко взрослому и рож­дением социальных эмоций. В 8-9 месяцев формируется привя­занность ребенка ко взрослому, основанная на удовлетворении им потребности в безопасности. Возникновение привязанности нахо­дит отражение в таких эмоциональных реакциях, как проявление боязни и страха незнакомых людей, тревоги при сепарации от взрослого. Позитивное эмоциональное отношение переносится со взрослого на предмет, включенный в контекст общения со взрос­лым. Особенности проявления эмоций в младенчестве состоят в чрезвычайной яркости, иррадиированности; быстрой переключае-мости и лабильности.

К концу первого года у младенца возникает устойчивое чувство «Я», обнаруживающее себя в интересе к изображению себя в зерка­ле и положительно-эмоциональных реакциях на него }