Можно ли мусульманам, поздравить христиан с рождеством? «Иисус воистину воскреснет!». Пасха: время диалога мусульман с христианами

Вопрос: В эти дни христиане в России празднуют Пасху. На этот праздник они готовят специальные угощения - красят яйца, пекут куличи (пасхальные пироги), готовят особые сладости. У многих из нас есть родные или соседи немусульмане, которые могут предложить нам какие-то пасхальные угощения. Можно ли мусульманам есть такие блюда, которые были специально приготовлены для праздников немульман?

И еще один вопрос: некоторые мусульмане поздравляют немусульман с их религиозным праздником в такой форме - "Я поздравляю вас с вашим праздником". Допустимо ли это?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Праздник Пасхи является специфическим христианским праздником и особым признаком неверующих. Вследствие этого для мусульман будет запретным принимать какое-то участие в праздновании подобных дней. Пророк Аллаха (мир ему и благословение) строго предостерегал свою умму от участия в праздниках других религий для сохранения мусульманами своей религии и религиозной идентичности.

Наш Пророк (мир ему и благословение) провозгласил два официальных праздника для своей уммы - день Ид-аль-Фитр и Ид-аль-Адха, а также пятничный день (джума).

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что когда Пророк (мир ему и благословение) переселился в Медину, он увидел, что люди, живущие там, отмечают два особых дня. Он спросил - что это за праздники, и ему ответили, что эти дни они праздновали во времена джахилийи. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал людям:

إن الله قد أبدلكم بهما خيرا منهما: يوم الأضحى، ويوم الفطر

«Поистине, Аллах заменил эти два дня лучшими днями: днем Ид-аль-Фитр и Ид-аль-Адха». (Абу Дауд, хадис 1134)

Учитывая сказанное выше, мусульманам следует воздерживаться от принятия пищи, которая была приготовлена для подобных праздников, даже если она не содержит в себе запретных ингредиентов. Если же кто-то ваших родных, соседей или коллег угостит вас подобными блюдами, и есть опасение, что он может обидеться, если вы не примете его подарка, вам разрешается принять такой подарок, но нужно постараться сделать так, чтобы это не превращалось в привычку (и постарайтесь объяснить родным и знакомым, что вы не отмечаете такие праздники, чтобы предотвратить подобные вещи в будущем).

Что касается поздравлений немусульман в таких случаях: также следует воздерживаться от поздравлений с такими датами, которое не признаются в исламе. В случаях, когда вы можете попасть в неудобную ситуацию, если вы не поздравите кого-то, можно поздравить человека в общем виде, например, сказав ему: «Я желаю вам всего хорошего» или «Пусть Бог благословит вас» (с намерением пожелать человеку наставления на прямой путь от Аллаха) или другим подобным образом, не упоминая при этом сам праздник Пасхи.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Сухайл Тармахомед

Россия отмечает большой христианский праздник – Пасху. В эти дни мы видим на улицах девушек и женщин в платках и длинных юбках, а у православных храмов выстраиваются очереди, проходя мимо которых подростки стыдливо прячут пиво и прекращают выражаться. Молодые же девушки, завязавшие платочки, не забывают одеть юбку подлиннее, и этот пасхальный порыв выглядит очень трогательно.

Пасха завершает 40-дневный пост, в ночь с субботы на воскресенье православные принимают участие в крестном ходе и праздничной службе, а с понедельника начинается пасхальная неделя.

Вместе с тем, для мусульман это хороший повод рассказать нашим знакомым из числа православных о том, почему мы не празднуем Пасху вместе со всеми и как в Исламе видится процесс «воскрешения Иисуса».

Причиной к этому может стать даже диалог, завязавшийся совершенно случайно. К сожалению, не всегда нам хватает мужества, терпения или знаний для того, чтобы лаконично, четко и очень дружелюбно объяснить другим свою позицию.

Пасхально-межконфессиональные разговоры

Проходящую мимо церкви Гюнель вереницы желающих приобщиться к пасхальным таинствам воспринимали как «свою», никто в эти дни не обращал внимания на ее платок. Одна бабушка, вдруг подошедшая к ней, по-доброму взяла ее за руку:

– Иисус воскресе! – благодушно сказала она и, улыбаясь, посмотрела на Гюнель.
– Поздравляю вас с вашим праздником, – отвечает мусульманка.
– Нет, доченька, – мягко качая головой, поучала бабушка, – надо отвечать «Воистину воскресе!», – и она выжидающе заглянула в глаза девушки.
– Я не христианка, – объясняет Гюнель, аккуратно попытавшись освободиться от объятий доброй бабушки.
– Ну, так и что же, доченька, – говорит та. – Господь Бог наш – Он ведь для всех Один!
Гюнель улыбается.
– Да, бабушка, это так.

В дни религиозных праздников мы действительно становимся ближе друг к другу, осознавая эту простую истину. На Пасху мусульмане поздравляют своих православных соотечественников, так же, как те поздравляют мусульман на Курбан-Байрам или Ураза-Байрам.

Юля, принявшая Ислам несколько лет назад, позвонила своей православной подруге Наде.
– Иисус воскрес, Юль! – с некоторой долей ехидства влез в разговор Надин муж.
– Поздравляю вас с вашим праздником, – лаконично ответила Юля.
– Надо отвечать «Воистину воскрес!», – настаивал тот.
– Я не могу тебе так ответить.
– Почему? Трудно, что ли?
– Потому что у вас – своя вера, а у нас – своя.
– Но тебе что, трудно просто сказать: «Иисус воскрес!»?
– Нет, мне сказать не трудно, но я не буду этого говорить.
– Вот вредная! Язык что ли отсохнет у тебя?
– Ну, что пристал к человеку? – вмешивается Надя.
– Да понять не могу, почему трудно два слова сказать!
– Потому что в вашем представлении Иисус воскресал, а в нашем – нет, – говорит Юля.
– Может, он у вас и во искупление грехов человеческих не умирал?
– А ты считаешь, смерть одного человека может искупить грехи всех других людей?
– Ну, так мы говорим не о человеке, а об Иисусе!
– В этом и разница. Для нас Иисус – это человек.
– Ой, слушай, давай не будем спорить, праздник все-таки, – предложил тот.
– Конечно, не будем, – согласилась Юля.

По ее словам, всегда, когда она появляется в немусульманских семьях, возникают разговоры о религии: с ней пытаются спорить, но как только обнаруживается, что у одной из сторон недостаточно знаний для объяснения своей позиции, спор откладывается, чтобы дать время друг другу «накопить» аргументы. Пасха – удобное время для возвращения к таким диалогам.

Бывают и курьезные случаи.
Машину Абдуллы остановил сотрудник ГАИ.
– С праздником вас! – начал инспектор, когда водитель вышел из машины.
– С каким? – не сразу сообразил Абдулла.
– С Пасхой!
– А-а-а, – улыбается водитель. – Так я мусульманин, татарин.
– Кстати, я тоже, – смеется сотрудник ГАИ.
Беседуя, они обнаружили много общих знакомых в столице, обменялись координатами и мирно расстались безо всяких штрафов.

К одетой в строгий джильбаб и светлое бони Айгуль, возвращавшейся из магазина, подошел мужчина «навеселе».
– Матушка, Иисус воскрес!
– Я мусульманка, – слегка улыбнувшись, ответила Айгуль.
На лице мужчины отразилось удивление, потом недоумение, а затем он выдал:
– Ну, тогда салам алейкум! Или как там у вас говорят?… – и он виновато улыбается.

В целом, многие мусульмане и мусульманки на поздравления прохожих с Пасхой отвечают просто: «Я мусульманин (мусульманка)!». Иногда это вызывает выражение легкого разочарования на лице, иногда ставит людей в неловкое положение, а бывает, что у собеседника появляется и чувство скрытой агрессии.

Несмотря на все большую популярность исламской темы, большинству православного населения Ислам все же представляется сегодня чем-то чуждым и экзотическим.

Две молодые девушки, одетые в длинные юбки и платки, направлялись к церкви, когда навстречу им шла мусульманка Саидат, одетая в традиционную исламскую одежду.

– Иисус воскрес! – закричали они ей вслед, скорее из любопытства.
– Ашхаду алля илляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадар расулюЛлах! (свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его Пророк – прим. Ислам.Ру) – ответила им внятно Саидат.
– Иностранка какая-то! – испуганно стали перешептываться те, быстро удаляясь.

Что мы знаем о Пасхе?

Большинство мусульман знает, что в пасхальные дни православные красят яйца и пекут куличи, которые затем «освящают» в церкви. О происхождении праздника тоже многие осведомлены: христиане празднуют «воскрешение Иисуса». Но в чем заключается это «воскрешение» и каковы исламские представления об этом явлении, не все могут четко сформулировать.

Согласно христианской версии, пророк Иса (мир ему) был распят на кресте и умер, искупив своей смертью грехи человечества и дав людям, ставшим на указанный им путь, шанс спастись. Спустя три дня после своей смерти на кресте, он воскрес, «победив смерть», и праздник воскресения Христова отмечается как праздник избавления человечества от грехов. Имеется в виду, в первую очередь, тот «первородный грех», который совершили Адам (мир ему) и Ева (Хава) и за который затем, в представлении христиан, расплачивались все поколения людей.

В представлении же мусульман, «первородного греха» как такового не существует и каждый понесет в Судный день ответственность лишь за свои деяния. Поэтому человек, согласно Исламу, не может умереть «во искупление грехов всего человечества». В Коране также сказано, что пророк Иса (мир ему) вовсе не был распят, а согласно, например, авторитетным комментариям Исмаила Ибн Кясира, вместо Исы (мир ему) был распят другой человек, в то время как Иса (мир ему) вознесся к Господу.

Христиане также часто называют Иисуса «Богочеловеком», при этом часть христиан соглашается с вами в том, что Иисус был человеком, считая выражение «сын Божий» условным, а другая часть настаивает на том, что Иисус был именно «Богочеловеком», совместив в себе и духовное, и «плотское». Мусульмане же считают Ису (мир ему) человеком, так же, как и всех других пророков Единобожия (мир им). Многих православных искренне удивляет, что мусульмане признают пророческую миссию Иисуса.

И все-таки, поскольку Пророк Иса (мир ему), согласно Исламу, не умер, он, соответственно, и не воскресал. Мусульмане верят, что сейчас он жив и находится на небесах. Вернется же Иса (мир ему) в этот мир с приходом имама Махди. Потом он умрет и воскреснет вместе со всеми в Судный День.

Поэтому на традиционное поздравление христиан «Иисус воскресе» мы можем отвечать «Воистину воскреснет!» и быть готовыми рассказать об этом.

Айша Галина Бабич

29 марта. ПРАВМИР. В Великобритании зарезали мусульманина после того, как он поздравил христиан с Пасхой.

40-летний Асад Шах, торговец в одном из районов Глазго, был найден с окровавленной головой и многочисленными ножевыми ранениями на теле.

Как сообщает Daily Mail, за несколько часов до смерти мужчина разместил в Facebook сообщение, в котором пожелал «Хорошей пятницы и счастливой Пасхи моей любимой христианской нации».

Мужчина часто размещал на своих страницах в соцсетях записи, в которых выступал против насилия и призывал «к безусловной истинной любви ко всему человечеству» и миру между представителями всех конфессий.

По словам местных жителей, на Асада Шаха напали двое мужчин-мусульман. Один из нападавших, 32-летний мужчина, был задержан.

Шотландская полиция заявила, что убийство в Глазго мусульманина Асада Шаха, владельца магазина, поздравившего христиан с Пасхой, могло быть совершено по религиозным причинам, сообщает Associated Press.

Сообщается, что лидер Шотландской национальной партии и первый министр Шотландии Никола Старджен посетила ночную службу в поддержку Шаха и его семьи.

40-летний Асад Шах получил 30 ножевых ранений в своем магазине за то, что прославил и жизнь Иисуса и «свою любимую христианскую нацию». Он был оставлен умирать в луже крови и умер в больнице.

Полицейские, которые допрашивали 32-летнего подозреваемого вчера вечером, сказали, что убийство было совершено на религиозной почве.

Мохаммад Файзал, друг семьи, рассказал, что видел как бородатый мусульманин, одетый в длинную робу вошел в лавку мистера Шаха и заговорил с ним на их родном языке, прежде чем воткнуть кухонный нож в его голову.

Брат Шаха, который работал по соседству, выбежал и увидел смеющегося убийцу, сидящего на груди у истекающего кровью газетчика.

«Брат потащил Шаха прочь, но тот парень продолжал нападать на него с ножом, – сказал господин Файзал. – Они боролись до автобусной остановки, где Асад упал».

«Это было четко спланированное нападение из мести. За размещение того сообщения о мире с поздравлением христиан и евреев. Должно быть, он экстремист».

Шах пожелал своим друзьям «хорошей пятницы и счастливой Пасхи, особенно моей любимой христианской нации».

В своем последнем посте он написал: «давайте следовать стопам любимого Иисуса Христа и нести мир и христианскому и мусульманскому миру».

Мистер Шах также использовал свою страницу на Facebook, чтобы высказаться по поводу нападений в Брюсселе.

На видео, размещенном в интернете, он сказал: «Мы не хотим драться с человечеством или быть причиной кровопролития».

Сотни людей собрались в пятницу вечером рядом с местом, где он умер, чтобы почтить его память.

Один организаторов поминальной службы, Эйдон Дайер, сказал: «Все прошло в благоговейной тишине. Пришло много людей, которые были явно расстроены из-за случившегося. Было много слез и много-много цветов.

Все говорили, что он был добрейшим человеком. Он был любим многими. И многие делились своими теплыми воспоминаниями о нем».

Тысячи людей по всей стране также засвидетельствовали свое почтение Шаху, комментируя его храбрость и преданность крестной жизни, используя хэштег #thisisnotwhoweare.

Шах был глубоко религиозным человеком и работал чтобы содействовать межобщинным отношениям в Глазго. Он планировал провести онлайн-дебаты прошлой ночью с христианскими друзьями о значении праздника Пасхи. Друзья сказали, что он соблюдал и христианские, и мусульманские праздники, и никогда не забывал посылать пасхальные и рождественские открытки.

В предыдущих постах онлайн, он красноречиво высказывался против насилия и ненависти, и призывал к «безусловной и настоящая любви для всего человечества».

Одно из посланий среди цветов, принесенных к месту трагедии гласит: «Ты хотел одного – мира. Мы с тобой».

Возможно, Шах принадлежал к мусульманам-ахмади, которые пропагандирует ненасилие и терпимость к другим вероисповеданиям. Но в результате эта секта получает только презрение от традиционных исламских лидеров и является гонимой в Пакистане.

На сайте www.gofundme.com была создана страница в поддержку Асада Шаха, который трагически погиб возле своего магазина в четверг 24 марта. Также был начат сбор средств для поддержки семьи и на похороны Асада.

Мистер Шах был уважаемым и любимым членом нашего сообщества, – говорится на странице, – его смерть опустошила многих. Он был очень доброжелательный человек и всегда находил время поговорить с людьми – он был больше, чем просто наш местный лавочник. Он был другом для многих.

Под страницей в поддержку Асада Шаха множество воспоминаний и слов сочувствия. Вот некоторые из них:

Сирин Джонс:

Я знаю Асада по Facebook. Он был терпим к предрассудкам, немногословен и никогда не отказывался от своих убеждений. Он считал, что любовь друг к другу – путь к победе над насилием в нашем мире.

Кхалит Кхан:

Асад нес в себе лучшие черты человечности, доброты, любви и терпимости, служа объединению всех людей, независимо от их веры. Пусть Бог благословит его и дарует утешение его родным и близким. Реальное деление между нами – это не деление по вероисповеданиям, а деление на таких людей, как мистер Шах; и экстремистов.

Адил Ахмед:

“Мой любимый друг” – вот слова Асада Шаха, которые обращены и ко мне. Я знал его много лет благодаря Интернету. Он выкладывал видео на YouTube каждую неделю, распространяя мирные и полные любви сообщения на весь мир. Он также размещал посты на Google+ и в Facebook, пытаясь просветить людей и сделать их лучше. Он рассуждал о жизни после смерти, о небесах, и говорил, что однажды мы будем там, если попросим Бога и будем любить человечество.

Он был примером для меня. Каждый раз, когда я встречал зло, Асад напоминал мне, что я могу быть лучше. Я молю Бога, чтобы Он принял тебя и ты был вознагражден за все свои труды. Я уже скучаю по тебе. Мы обязательно встретимся.

Клэр Хэдспис:

Трагедия полная иронии. Смерть человека, который любил всех, несмотря на вероисповедание.

Шина Маклюр:

Асад был одним из самых красивых сердцем людей, которых вы могли встретить. Наше сообщество никогда не будет прежним.

Эндрю Гуф:

Как американец и как христианин, я скорблю о потере такого замечательного человека. Я американский солдат, я видел и худших из людей, и лучших, и религия здесь не является мерилом. Асад был прекрасным человеком, полным любви и доброты. Мы все должны стремиться быть таким как он – любить своих ближних, независимо от религии, расы или национального происхождения, а просто потому, что люди заслуживают любви.

Мелисса Хэрингтон:

Это страшное убийство по-настоящему религиозного человека, который принес свет в жизнь многих людей. Убийцы должны быть наказаны при жизни, а наследие Асада должно жить. Он должен быть святым. Люди вроде него всегда будут побеждать ненависть и фанатизм.

Джули Перри:

Мои маленькие девочки регулярно посещали магазин Асада, когда гостили у тети. Он был так добр к ним. Всегда дарил им маленькие подарки. Они любили его. Его будет очень не хватать. Покойся с миром, Асад.

Новости из России

30.12.2015

Многие наши посетители спрашивают: "Можно ли поздравлять христиан с "Рождеством Христовым", можно ли самим отмечать этот христианский праздник?
Мы попросили д-ра Али Вячеслава Полосина, который в течение 16 лет был православным священником, дать разъяснение того, что же представляет собой праздник под названием "Рождество Христово".

Ни точной, ни даже приблизительной даты рождения реального человека - великого Пророка и Посланника Всевышнего Аллаха Иисуса, сына Мариам - никто не знает. Изначальная христианская церковь в первые триста лет (!) своего существования такой праздник вообще не отмечала. В IV веке по указанию императора стал отмечаться праздник "святых богоявлений" (для единобожника такое понятие недопустимо), в котором вспоминалось как рождение Иисуса (мир ему), так и явление в нем Самого Бога во время ритуала омовения Иисуса пророком Иоанном (Яхьей - мир ему) в реке Иордан.
День 25 декабря был выбран произвольно по далеким от исторической достоверности мотивам - в этот день весь мир отмечал рождение какого-нибудь бога: египтяне - Осириса, персы - Митры, греки - Сераписа, римляне - Аттиса и того же Митры, славяне - Коляды (отсюда "колядки" - песни, прославляющие рождение бога Коляды).

Культы были похожие, а боги разные, так что почитатель Осириса мог не признавать, например, культа Митры, а если император - наместник Митры на земле, то получалось,
что для последователей Осириса он никакой не наместник. Вот и решили схожие празднования объединить в одном культе нового, универсального для всей империи бога. Празднование рождения этого нового общеимперского бога нужно было государственной власти для того, чтобы подчинить всех жителей этому богу и заставить их присягнуть в верности императору - наместнику этого единого для всех народов империи бога на земле. А число 25 декабря было выбрано для того, чтобы поглотить и вытеснить праздники национальных богов, что и произошло.
Правда, объединение языческих богов под именем одного бога никакой политической пользы императору не принесло: некогда единая империя все равно распалась, а западную ее часть завоевали варвары.

Поскольку подданные Римской империи отмечали в январе еще и праздник в честь "святой воды" - совершали купания и омовения, надеясь, что это избавит их от грехов, - то христианский император, живший в Константинополе, в конце IV века решил развести два события христианского "богоявления" и назначить "водный праздник" на тот же день, когда его праздновали последователи других культов - с той же целью вытеснения народных ритуалов ритуалом, утвержденным силой и авторитетом императора. Так и
появились два праздника: "Рождество Христово" 25 декабря и "Крещение Христово" 6 января.
Слово "крещение" присуще только славянскому переводу Библии, так как в греческом оригинале Нового Завета стоит греческое слово "баптизо", что означает "полное погружение" и соответствует в контексте законов Моисея, действовавших тогда в Израиле, полное омовение - по-арабски "гусль".
Именно так оно переведено и на многие европейские языки. Крест - по-гречески "ставрос" - никак со словом "баптизо" не соотносится и рядом не стоит. Поэтому когда говорят о крещении применительно к тексту Библии, то нужно подразумевать иудейский обряд полного омовения.
В древнем Риме этот праздник не прижился, и там вместо водных обливаний и купаний в этот день прославляют трех языческих волхвов, которые, согласно Евангелиям, точно определили место и время рождения Иисуса (мир ему).
Таким образом, праздник "Рождества Христова" установлен не столько верующими христианами, которые в течение нескольких веков для себя такой праздник не принимали, а императором, преследовавшим свои политические и идеологические цели.

Смысл праздника

Он достаточно ясно выражен в его полном официальном названии. В любой книге православной церкви вы можете его прочитать: "Рождество еже по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". По этому поводу говорится:

Не веруют и богохульствуют такие, кто говорит:
"Бог есть Мессия, сын Марйам".
Но говорил Мессия:
"Сыны Исраиля, вы Богу поклоняйтесь,
И моему, и вашему Владыке!"
И всякому, кто прочит сотоварищей Ему,
Бог запретит войти в Свой Рай,
И ад ему убежищем предстанет…
Мессия, сын Марйам, не боле чем Посланник,
Ему предшествовали многие другие,
И праведницей мать его была.
Они питались пищей, что для смертных…
(Коран, 5: 72-76).

Все современные православные и католики верят в то, что родился "богочеловек" (т. е. бог, принявший на себя от девы реальную человеческую плоть) и стал во всем человек, кроме греха. То есть, ел и пил, ходил в туалет, испытывал телесные страдания и радости и т. д. У протестантов - третьей ветви христианства - все не так однозначно, но и они верят, что Иисус (мир ему) - "сын Божий", в России практически все, а в других странах большинство из них близки к православным и католикам в этом отношении.
На западе есть и те, кто пытается остаться в рамках "Нового Завета". Тем не менее, и у них толкование словосочетания "сын Божий" отличается от иудейского, выраженного в Библии. Если для иудеев "сын Божий" - это либо ангел, либо человек, полностью покорный Богу, как сын отцу (это соответствует и слову "муслим"), то для тех, кто принял христианство без Моисеева закона, "сын Божий" - это единственный "спаситель" рода человеческого, без жертвы которого Бог будто бы не в состоянии прощать Своим рабам их грехи. То есть, "сын Божий" для них - это не символ, не метафора языка, а сын Бога по природе.

И говорят они:

"Взял Милосердный сына на Себя".
И этим выразили гнусность, от которой
Готовы расколоться небеса,
Разверзнуться земля,
Пасть прахом горы - оттого,
Что приписали они сына Милосердному Аллаху.
[Господнему величию] Аллаха
Не подобает сына брать Себе.
И всяк, кто на земле и в небе пребывает,
Приходит к Милосердному, как раб.
(Коран 19: 88 - 92).

Отношение мусульман к празднику, имеющему вышеописанные историю и богословское содержание

Отмечать такой праздник - то же самое, что прийти в православный или католический храм и взывать к Богу с теми же молитвами, что и христиане.

Что касается возможности поздравить соседей, знакомых или родственников, исповедующих христианство, то, как я полагаю, следует руководствоваться тем, что изложено выше. Можно сказать примерно так: "Мы поздравляем вас с тем, что вы почитаете рождение великого Пророка и Посланника Всевышнего, и желаем вам, чтобы у Иисуса вместе с Посланниками Бога Моисеем и Мухаммадом, мир им и благословение Всевышнего, были основания заступится за вас в Судный день".

Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что мусульманам заповедано обращаться с добротой и справедливостью со своими соседями – немусульманами. Поэтому в обмене подарками с ними нет ничего плохого. Мусульманам разрешено поздравлять немусульман с их праздниками, более того, это становится обязанностью в том случае, если последние поздравляют мусульман с праздниками, принятыми в Исламе. Аллах Всемогущий сказал: «И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или же верните его» (Коран, 4:86).

Мусульмане не должны участвовать в религиозных праздниках немусульман, однако они могут принимать участие в национальных праздниках стран своего гражданства, при этом не нарушая предписаний Ислама. Данный вопрос имеет, безусловно, большое значение, особенно для мусульман, проживающих на Западе. Между мусульманами и немусульманами существуют крепкие связи, определяемые потребностями самой жизни.

Они возникают на основе отношений между соседями, дружбы, общения с коллегами по работе или с товарищами по учебе. Мусульманин может испытывать чувство благодарности по отношению к немусульманину, например, к благожелательному начальнику, хорошему лектору, добросовестному и квалифицированному доктору и другим людям. Итак, каким же должно быть отношение мусульман к немусульманам, которые не проявляют к ним никакой враждебности, не сражаются с ними из-за веры и не изгоняют их из их жилищ или с их земель?

В Коране содержится ответ на этот вопрос. Эта сура была ниспослана как руководство в отношениях с язычниками. Аллах Всемогущий сказал: «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, – ведь Аллах любит справедливых! Дает вам Аллах запрет о тех, которые сражались с вами за религию, и изгнали вас из ваших жилищ, и помогали вашему изгнанию, чтобы вы не брали их в друзья. А кто возьмет их в друзья, те – нечестивы»(Коран, 60:8-9).

Согласно этому аяту, существует большая разница между теми, кто относится к мусульманам как к врагам и сражается с ними, и теми, кто хочет жить с мусульманами в мире. Нам заповедано хорошо относиться к последним, быть с ними справедливыми и проявлять к ним доброту, а не только давать то, что положено им по праву, и требовать то, что по праву полагается нам. Мы должны стремиться по возможности к лучшим отношениям, а не ограничиваться такими жесткими рамками.

Что касается другой группы, то в аяте содержится строгий запрет каких-либо союзов с ними, а также оказания им какой-либо поддержки. Это относится к тем, кто решил стать врагом Ислама и мусульман и совершает активные действия, изгоняя мусульман из их домов и с их земель по той единственной причине, что мусульмане объявляют о своей вере в Единого Аллаха. Так поступили курайшиты и неверные в Мекке по отношению к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).

Как аль-Бухари, так и Муслим передают со слов Асмы бинт Аби Бакр (да будет доволен ею Аллах), что однажды она пришла к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «О Посланник Аллаха! Моя мать, многобожница, пришла ко мне. Она решила установить со мной более близкие отношения и принесла мне подарки. Должна ли я ее приветствовать и хорошо к ней относиться?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Приветствуй свою мать и относись к ней хорошо».

Это было сказано несмотря на то, что мать Асмы была многобожницей. Вместе с тем, Коран ясно утверждает, что люди Писания (иудеи и христиане) гораздо ближе к Исламу и к мусульманам, чем многобожники. Коран разрешает есть пищу людей Писания и жениться на целомудренных из них. Аллах Всемогущий сказал: «…и пища тех, кому даровано Писание, разрешается вам, и ваша пища разрешается им. И целомудренные из верующих и целомудренные из тех, кому даровано писание до вас…» (Коран, 5:5).

Поскольку разрешено жениться на целомудренных из людей Писания, то тем самым разрешено проявлять к ним любовь и милость. Всемогущий Аллах говорит: «Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость» (Коран, 30:21).

Действительно, как может человек презирать свою жену, которая является его спутницей жизни и матерью его детей? Всемогущий Аллах сказал: «…они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них» (Коран, 2:187).

Кроме того, результатом брака является сближение двух семей и возникновение родственных отношений – естественной формы отношений между людьми. Аллах Всемогущий сказал: «И Он – Тот, который создал из воды человека и сделал ему родство мужское и женское» (Коран, 25:54).

Нельзя забывать и о чувстве материнства. В Коране ясно говорится о правах матери по отношению к детям. В этой связи иногда спрашивают: допустимо ли для мусульманина не поздравлять свою мать–немусульманку с тем праздником, который она отмечает? А что делать по отношению к родственникам – дедушкам, бабушкам, дядям, тетям, двоюродным братьям и сестрам? У них у всех есть права на наше хорошее отношение, что закреплено в Коране, где говорится: «…обладатели же родства – одни ближе к другим в Писании Аллаха» (8:75), а также: «Поистине, Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким…» (16:90).

Поздравлять немусульман с их праздниками становится обязательным в том случае, если они поздравляют мусульман с праздниками, принятыми в Исламе, поскольку нам заповедано отвечать добром на добро, в том числе – хорошо отвечать на приветствия. Аллах Всемогущий сказал: «И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же» (Коран, 4:86).

Мусульманин ни в коем случае не должен быть менее благожелательным и приятным в общении, чем другие люди, он не должен обладать худшими манерами, чем они. Именно об этом говорил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Самые лучшие в своей вере – те, которые обладают самыми лучшими манерами» (передано Ахмадом, ат-Тирмизи, ад-Дарми и Абу Даудом), и еще он добавлял: «Поистине, я послан для того, чтобы совершенствовать самые благородные манеры» (передано Ахмадом, аль-Бухари в сборнике «Аль-адаб аль-муфрад», а также аль-Баззаром в сборнике «Кашфул Астар»).

Значение манер мусульманина существенно возрастает в связи с тем, что мы приглашаем людей в нашу веру (а это является обязанностью каждого из нас). Позитивного отношения людей к Исламу нельзя добиться, обращаясь с ними излишне строго, жестко и применяя насилие. Этого можно добиться прекрасными манерами и возвышенной этикой. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прекрасно обращался даже с многобожниками среди курайшитов, когда он жил в Мекке, несмотря на их враждебность, преследования, угнетение и тяжкие оскорбления с их стороны. Подтверждением этому служит факт, что курайшиты доверили ему свое богатство и свои сбережения из опасения, что в противном случае они могут быть украдены или потеряны. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уехал из Мекки в Медину, он оставил своим преемником Али (да будет доволен им Аллах), которому он приказал вернуть курайшитам все доверенное ему.

Таким образом, ничто не препятствует ни мусульманину, ни исламскому центру поздравить немусульман либо на словах, либо послав им открытку. При этом следует помнить, что открытка не должна содержать икон или другой религиозной символики, например – креста. Концепция распятия полностью отрицается Исламом. Всевышний Аллах утверждает в Коране: «…а они не убили его и не распяли, но это только представилось им…» (4:157).

В обычных словах поздравления не содержится ничего такого, что можно истолковать как явное или подразумеваемое признание каких-либо аспектов иной веры или религии. Нет также никаких препятствий к тому, чтобы принимать от немусульман подарки и дарить им подарки в ответ, при условии, что эти подарки сами по себе не являются недозволенными (например, содержащими алкоголь или свинину). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принял подарок от короля Египта и от некоторых других (см. «Шар мушкил аль-азар» ат-Тахави).

В то же время мы придерживаемся той точки зрения, что последователям Ислама запрещено принимать участие в религиозных праздниках немусульман, как многобожников, так и людей Писания. Сегодня, к сожалению, можно наблюдать, как некоторые невежественные мусульмане празднуют Рождество, но при этом не отмечают Ид уль-фитр и Ид аль-адха. Это не соответствует мусульманскому праву.