Можно ли в 10 месяцев. Уход за ребёнком

10 месяцев - это замечательный возраст! Малыш становится энергичнее, количество навыков и умений увеличивается, а рост и вес несколько замедляется. Кроха продолжает активно познавать мир, ни минуты не сидит без дела. Он, как никогда, готов для новых открытий и достижений. Итак, что же должен уметь малыш и как узнать нормы развития деток в этом возрасте.

Основные физиологические особенности 10-месячного малыша

Вес и рост мальчиков и девочек

В десятимесячном возрасте малыши становятся активнее, поэтому вес набирают не так быстро, как раньше. Все дети разные и весят по-разному. Всё зависит от пола, телосложения и прочих индивидуальных черт.

Нормой считается, если малыш поправляется на 400–500 грамм за месяц. Примерный вес в 10 месяцев:

  • мальчика - 9 кг;
  • девочки - 8,5 кг.

Нормальная прибавка роста за месяц - 1,5–2 см. Приблизительный рост в 10 месяцев:

  • мальчика - 73 см;
  • девочки - 72 см.

Данные отечественных педиатров

Окружность головы и груди

Ежемесячно измеряется не только масса тела и рост малыша, но и окружность головы и груди. Эти измерения дают представление о гармоничности развития организма.

Родители могут и самостоятельно контролировать эти параметры, регулярно замеряя окружность головы и груди своего ребёнка и сравнивая показания с предыдущими цифрами.

Размеру головы педиатры уделяют особое внимание. Её увеличение говорит о росте головного мозга, а также о здоровье малыша в целом.

Измерить голову можно обернув её мягким сантиметром, проходящим спереди по надбровной линией, а сзади - по затылочному бугру.

Приблизительная окружность головы у грудничков в 10 месяцев около 46 см:

  • у мальчиков - 46,6 см;
  • у девочек - 45,5 см.

При правильном развитии к 10 месяцам окружность груди слегка превышает окружность головы.

Измерение грудной клетки проводится в самом широком месте: спереди на уровне сосков, сзади на уровне лопаток. Диапазоном нормы размера грудной клетки, в этом возрасте, считается 46–50 см:

  • у мальчиков - 48,3;
  • у девочек - 47,3.

Представленные выше данные десятимесячного ребёнка являются приблизительными. Если значения вашего ребёнка отличаются не кардинально от представленных выше, то не стоит волноваться. Если же разница значительная, то необходимо прибегнуть к консультации вашего педиатра.

Ориентировочная таблица

Сон и бодрствование в десять месяцев

Малыш, в этом возрасте, очень подвижный. Он все время двигается, если только не спит. А на сон уходит гораздо меньше времени. Нормой считается приблизительно 14 часов в сутки: ночью - около 10 часов; днём - два раза по полтора-два часа. Время бодрствования увеличивается до 9–10 часов в день. Интервалы между дневным сном достигают 3–4,5 часа.

Ориентироваться в любом случае всегда надо на самочувствие ребёнка. Если он спит всего один раз днём, но при этом активный и весёлый, не плачет без повода, то беспокоиться не стоит. А если ребёнок вялый, плаксивый, трёт глазки, тогда необходимо пересмотреть его режим, возможно, ваш малыш не получает достаточно сна на протяжении дня или ночи. Помните, главным критерием всегда остаётся поведение ребёнка!

Зубы

Согласно с общепринятым стандартом зубки у младенца должны появляться в определённые сроки и в конкретной последовательности. Но это всё условности и некоторые отклонения в какую-либо сторону не критичны.

Не стоит переживать,если последовательность прорезания не отвечает этому описанию

Обычно в десятимесячном возрасте у деток уже есть четыре зуба, а может быть, даже шесть - прорезались верхние боковые резцы. Однако не стоит переживать, если последовательность прорезания не соответствует схеме, такое иногда бывает.

Навыки и умения ребёнка в 10 месяцев

Малыш в десять месяцев отличается тем, что каждый день будет удивлять своих родителей чем-то новым. Он стремительно приближается к очередному этапу своей жизни, когда начнёт ходить и говорить, ведь его мозг прогрессирует в развитии. Ребёнок, как губка, впитывает информацию об окружающем мире. И список того, что следует уметь ребёнок в десятимесячном возрасте, довольно обширный и разнообразный.

Двигательные навыки: что должен уметь делать кроха

Десятимесячный малыш не обязательно умеет ползать, но пытаться вставать на четвереньки онуже должен

  • Положение «сидя». Малыш уже научился садиться из разных положений: на животе, спине, боку, на четвереньках. При этом уверенно сидит, поворачиваясь в разные стороны. В такой позе может пребывать довольно продолжительное время, сам себя занимает, с любопытством что-то рассматривает.
  • Ползает или стоит на четвереньках. Ребёнок ползает, без особого труда справляется с небольшими препятствиями, например, забирается на небольшое возвышение и спускается с него. По международным нормам развития десятимесячный малыш необязательно умеет ползать, но пытаться встать на четвереньки он уже должен.
  • Первые шаги с опорой. В 10 месяцев младенец умеет самостоятельно подниматься из положения «сидя» с помощью опоры. Некоторое время может стоять на своих двоих, держась за устойчивые предметы одной рукой. Затем, возможно, станет делать первые шаги, например, вдоль дивана. А со временем малыш станет смелее, и научится передвигаться, поддерживая себя одной рукой, в другой держа игрушку.
  • Развитие мелкой моторики. Карапуз уже достаточно хорошо владеет своими ручками. Он научился брать небольшие предметы двумя пальчиками: большим и указательным. Одевает кольца на стержень, пробует вставить один предмет в другой, катает машинки, качает кукол. Очень важно следить, чтобы ребёнок задействовал обе руки. Правая рука несёт ответственность за развитие левого полушария, а левая - за развитие правого полушария.
  • Бросание предметов. Самым любимым занятием малыша становится бросание предметов, а все потому, что бросковые движения в этом возрасте уже более ловкие и ребёнок осознанно, наслаждаясь своим умением, выбрасывает игрушки из кроватки или манежа.

В 10 месяцев ребёнок совершает первые шаги с опорой

Правильное психическое развитие

В 10 месяцев уже активно работает работает эмоциональная сфера

  • Коммуникативные умения. Десятимесячный малыш с удовольствием общается с окружающими его близкими людьми. Откликается на своё имя, понимает некоторые просьбы взрослых и выполняет их. Разговаривает он на собственном языке и огорчается, когда его не понимают. Кроха учится говорить новые слоги, пока ещё без осмысленного назначения. А также он активно пытается имитировать все звуки, которые произносят близкие. Меняет громкость своего голоса и даже пробует шептать. Активно работает эмоциональная сфера: ребёнок выражает удивление, радость, страх, обиду. Уже понимает, когда ему что-либо запрещают. Доктор Комаровский советует это делать редко, но твёрдо стоять на своём.
  • Мышление. В десятимесячном возрасте уже заметны развивающиеся процессы мышления. Например, малыш уже знает в каком ящике лежат игрушки. Несмотря на то что кроха больше предпочитает разрушать ваши постройки, теперь он пробует что-то сделать сам: складывает друг на друга большие кубики, с помощью взрослого собирает пирамидку. Некоторые, уже в этом возрасте показывают пальчиком на называемые предметы, хотя полностью это умение формируется к году с небольшим.
  • Двусторонняя координация. В 10 месяцев уже достаточно хорошо развита двусторонняя координация ребёнка. И если вы покажете ему как стучать предметами друг об друга, то он сможет это повторить. Если у малыша что-то не получилось, необходимо показать «битву кубиков» ещё раз.
  • Копирование действий. Можно наблюдать, как детки копируют некоторые действия взрослых, например, разговаривают по телефону, моют пол, грозят пальчиком и т. п.

Уже заметны развивающиеся процессы мышления

Эмоциональное развитие

  • Недоверчивое отношение к незнакомым людям и новым местам. Настороженность к незнакомцам начала проявляться раньше. Но сейчас детки могут к кому-то проявлять симпатию, а кого-то очень бояться. В новом месте, некоторое время, ведут себя настороженно. Не слезают с рук матери пока не освоятся.
  • Чувство юмора. Интересная особенность десятимесячного ребёнка - первые проявления юмора. В ответ на ваши шутки малыш может заразительно смеяться.
  • Привязанность к определённым занятиям и вещам . Уже в этом возрасте у ребёнка появляются любимые или наоборот неприятные для него занятия. Например, он может с радостью принимать водные процедуры и очень расстроиться, когда его будут укладывать спать. И также может возникнуть привязанность к некоторым предметам. Малыш может плакать, если с ним в кроватку не положили любимую игрушку.

В 10 месяцев возникает привязанность к некоторым предметам

Социальные навыки

  • Учится хорошим манерам. Сейчас самое время учить ребёнка хорошим манерам. Необходимо осваивать владение столовыми приборами, настал тот возраст, когда ребёнок должен кушать из ложки, пить из маленькой чашки или поильника. А также в этом возрасте малыша пора сажать на горшок, ваше чадо уже понимает для чего он нужен.
  • Выполняет поручения. Малыш уже умеет выполнять некоторые поручения, например, по просьбе даёт вам игрушку или приносит какую-то вещь по просьбе.
  • Умеет занять себя на непродолжительное время. Ребёнок взрослеет и некоторое время способен самостоятельно играть: перекладывать что-то с места на место, собирать пирамидку и т. д.
  • С удовольствием играет с детьми. Находясь в гостях или в детской поликлинике, т. е. там, где есть дети, малыш с удовольствием начинает общаться и играть с другими ребятишками, в том числе и ровесниками. Но поскольку такого опыта у него ещё не было, необходимо помочь ему, например, чтобы ребёнок не отбирал чужие игрушки, надо показать, что можно предложить ненадолго поменяться со своими.
  • Избавляется от «вредных» привычек. Это касается, прежде всего, соски. У младенца в 10 месяцев очень много интересных занятий, поэтому часто он забывает про соску и отучить ребёнка от неё намного проще.

Необходимо помочь ребенку общаться со сверстниками

Стоит всегда помнить, что не все дети развиваются одинаково. Какие-то способности проявляются раньше, какие-то позже. Не надо паниковать, если ваш малыш ещё что-то не умеет. Задача родителей регулярно посещать необходимых специалистов (педиатра, невролога и т. д.) и в игровой форме, а также собственным примером помогать формированию умений и навыков.

Уход за ребёнком

Создаём безопасные условия

Важно дома создать безопасные условия для передвижения малыша. Необходимо спрятать предметы, которые могут причинить вред. Все свисающие провода должны быть убраны, розетки закрыты специальными заглушками, а острые углы спрятаны под предназначенными для этого накладками.

Десятимесячные детки все ещё много времени проводят на полу и тянут все в рот. Поэтому необходимо регулярно пылесосить, чтобы не осталось мелкого мусора и делать влажную уборку.

Создаем безопасные условия для ребенка

Ежедневные гигиенические процедуры

Гигиена ребёнка - это необходимый, ежедневный этап ухода за младенцем. После того как малыш утром проснулся ему необходимо умыть лицо, очистить носик, провести подмывание. Всё это надо делать в игровой форме, чтобы ребёнок оставался в хорошем настроении.

В 10 месяцев продолжаем каждый день делать ребёнку массаж, после утреннего туалета, перед завтраком. Или, как рекомендует педиатр Комаровский, перед купанием. Не забывайте про гимнастику. По времени всё вместе длится около 20–30 минут (по 10–15 минут на каждую процедуру). Строгая последовательность: сначала массаж, потом гимнастика и купание. Евгений Олегович Комаровский характеризует гимнастику, как ненасильственные попытки гнуть все, что гнётся. А в десятимесячном возрасте её можно превращать в зарядку. Ведь многие упражнения ребёнок с удовольствием уже сможет повторять за вами. Зарядку выполняют обычно утром, перед завтраком.

В течение дня ребёнка регулярно высаживают на горшок, обычно это делают после еды. Когда кроха сделает всё необходимое, надо показать ему что у него получилось и похвалить. Главное, чтобы у малыша не было неприязни к горшку.

Купать младенца по вечерам по-прежнему необходимо ежедневно. Очень часто детки уже не хотят просто сидеть в ванной, а пытаются встать. В этом нет ничего страшного. Поддерживайте кроху, чтобы он не упал, следите за тем, чтобы в ванной комнате было тепло и старайтесь увлечь малыша игрой сидя в воде тоже.

Ребенок с удовольствием повторяет за вами движения

Учим правильному питанию

В 10 месяцев необходимо кормить ребёнка грудным молоком или смесью два раза в день: ранним утром и перед сном. Остальные приёмы пищи у крохи похожи на взрослые - это супчики, вторые блюда, сок, мясо, овощи, фрукты. Естественно, всё должно быть отварное или приготовленное на пару. Кормить ребёнка необходимо уже только ложкой. Для отработки жевательного рефлекса необходимы такие продукты, как сухарики и печенье.

Отрабатывается жевательный рефлекс

Прогулки

На свежем воздухе ребёнок должен проводить как можно больше времени, желательно не менее двух часов в день, если позволяет погода. К тому же игры на улице оказывают положительное воздействие на развитие малыша. Что касается погодных условий, то одевать ребёнка надо так, чтобы он не переохладился или не получил тепловой удар.

Как развивать малыша дыльше и чему надо научить

Развиваемся играя

10 месяцев - это такой возраст, когда ребёнок развивается играя. В процессе игры у него формируются различные умения и навыки. А родители могут помочь в этом, вовлекая ребёнка в то или иное занятие.

Начнём с элементарного, детки в этом возрасте любят находиться на улице. Там ведь столько всего интересного. Это расширяет его кругозор. Именно там малыш может общаться даже с незнакомыми людьми. Так развиваются его первые коммуникативные навыки. А гуляя на детских площадках, ребёнок учится общаться со сверстниками. Если позволяет погода можно повозиться в песочнице. Такие игры развивают мелкую моторику, а значить помогают формированию речи. Главное, чтобы малыш находился под присмотром, не тащил песок в рот, не тёр грязными руками глаза.

Такие игры развивают мелкую моторику, а значить помогают формированию речи

Также для мелкой моторики полезно пересыпать или перекладывать различные предметы: пуговицы, бусины, камешки, орехи и т. д. Можно воспользоваться пустыми пластиковыми бутылками или баночками из-под крема для того, чтобы открывать на них крышки. А можно рисовать пальчиками на песке или по мелкой крупе. Пальчиковые игры со стишками, например, «Сорока-ворона» также способствуют развитию мелкой моторики рук.

На куклах или мягких игрушках очень хорошо изучать части тела. А показывая на картинках птиц и зверей, можно учить какие звуки они издают.

Очень полезно разыгрывать сценки из жизни. Выходя из комнаты, помахать крохе ручкой, сказать: «Пока, пока!». Через некоторое время малыш помашет вам в ответ. Входя в комнату, можно сказать: «Здравствуй!», и протягивая к нему свою руку пожать его ладошку. Можно попросить принести какой-либо предмет и если ребёнок выполнил вашу просьбу сказать ему: «Спасибо».

Очень важно, в процессе игры не «сюсюкать» с ребёнком, а разговаривать как со взрослым.

Вообще игры для десятимесячных мальчиков и девочек ещё не очень разные. И поэтому очень важно не ограничивать мальчика машинками, а девочку куклами. Ребёнок должен использовать для игр разнообразные игрушки. Именно так происходит всестороннее развитие младенца.

Не забывайте и о физическом развитии ребёнка. Подталкивайте его к активным движениям. Пинайте мяч ногой, сидя кидайте его руками, катайте машинки, учите ребёнка забираться на диван и потом осторожно с него слезать.

Не существует конкретного списка с перечнем занятий и игр для малышей. Есть фантазия и желание родителей способствовать формированию умений и навыков у своего любимого чада.

Ассортимент игрушек в магазинах настолько велик, что родители теряются в этом многообразии. Вот что наверняка пригодится крохе:

  • Пирамидка с крупными кольцами.
  • Игрушки с прорезями.
  • Заводные игрушки.
  • Игрушки-каталки.
  • Куклы и пупсы.
  • Коробки с крышками и мелкие бытовые предметы.
  • Разнообразные машинки и паровозики.
  • Ксилофон, барабан и другие музыкальные инструменты.
  • Кукольная посудка.
  • Пластиковые и деревянные кубики, большой строительный набор.
  • Игрушки-вкладыши на деревянных досках с ручками.
  • Резиновые и пластиковые животные, магниты на холодильник.
  • Матрёшка и стаканчики-вкладыши.
  • Яркие книжки с картонными страницами.
  • Игрушки для ванной (посуда, брызгалки, резиновые животные, лейка и ведро).

Комаровский о том, чем заниматься с десятимесячным малышом

Евгений Олегович Комаровский считает, что десятимесячным детям требуется разнообразие. Даже если дома у них есть масса разных замечательных и полезных игрушек, малыши обязательно должны какое-то время находиться вне дома. Поездки в машине, на общественном транспорте, покупки в магазине, визит в гости - все это очень важно для развития малыша.
К этому возрасту детские игры делаются все более осознанными, поэтому очень здорово, если родители смогут как можно чаще играть с ребёнком. Необходимо, чтобы не только мама проводила много времени с малышом, но и обязательно отец возился с ним, т. к. у пап и мам различные методы общения и игр. Папы более шумные и содействуют физическому развитию ребёнка, а мамы способствуют интеллектуальному. Ребёнок нуждается в тех и других играх.

Основой воспитания должно быть физическое здоровье ребенка

И ни один, даже самый замечательный врач не сделает ребёнка здоровым. Это обязанность родителей, которым не надо его кутать, перекармливать, баловать.

Создание безопасных условий для малыша, регулярные прогулки, следование режиму - основные составляющие в воспитании здорового ребёнка.

Доктор Комаровский акцентирует внимание и на том, что с самого рождения родители должны окружить ребёнка теплотой и любовью. То есть благополучный психологический климат в семье, гармония в отношениях между папой и мамой как раз и закладывают прочный фундамент для воспитания малыша. Главное не «перестараться» и не избаловать ребёнка.

Видео о развитии ребёнка в 10 месяцев

Каждый этап в жизни ребёнка - это важный период для его развития. И каким он станет в будущем во многом зависит от тех условий, которые создадут ему родители. Помните, что в атмосфере любви, обрамленной родительской требовательностью, дети живут счастливее и развиваются лучше.

Десятимесячный ребенок активно познает окружающий мир и получает первый опыт общения с новыми людьми. Он стремительно развивается физически и психологически. Родственникам доставляет огромное удовольствие видеть успехи малыша, принимать участие в его забавах, помогать в приобретении новых полезных навыков. Наблюдая за его развитием, родители невольно начинают сравнивать своего малыша с другими детьми. Чтобы избежать необоснованных тревог, нужно знать, что должен уметь ребенок в 10 месяцев. Это поможет подобрать развивающие игры и методы воспитания, вовремя увидеть возможные проблемы и избежать их. Узнаем, что про развитие ребенка в 10 месяцев говорит Комаровский.

Физическое развитие в 10 месяцев: таблица роста и веса

Несмотря на то, что все дети индивидуальны, медики придерживаются основных показателей согласно возрасту. Благодаря возросшей физической активности, малыш меньше прибавляет в весе, чем раньше: в среднем десятимесячные детки поправляются на 300-450 грамм в месяц, при этом рост увеличивается примерно на 1-1,5 см.

Рост и вес ребенка в 10 месяцев, а так же размеры головы и родничка представлены в таблице:

Развитие навыков

Перечень того, что должен уметь делать , достаточно разнообразен. Двигательные навыки малыша поднимаются на новый уровень, он готов учиться самостоятельно ходить.

  • Ребенок должен хорошо садиться из положения лежа или стоя и уверенно сидеть, при этом поворачиваться в стороны, не теряя равновесия. Ползая, без особых усилий преодолевать небольшие препятствия. Например, залезть на небольшое возвышение и правильно слезть с него.
  • Держась за перекладины кровати, манеж, мебель или другие устойчивые предметы вставать на ноги и довольно долго стоять. А, если опора позволяет, то и передвигаться на несколько шажков вдоль нее.
  • Со временем движения будут все уверенней и ребенок научится перемещаться, опираясь на предметы одной рукой, в другой он сможет нести игрушку. В этом случае родителям нужно поощрять ребенка. Это приближает момент, когда малыш будет делать свои первые самостоятельные шаги.

Скорость и этапы перехода от ползания к хождению индивидуальны.

Некоторые дети мало ползают, предпочитая сразу становиться на ножки. Другие, даже освоив навыки хождения, предпочитают перемещаться ползком.

  • Ребенок должен уметь откусывать и пережевывать твердую пищу, кушать ложкой и пить из чашки с помощью мамы.
  • Малыш осознано выбрасывает игрушки из кроватки и манежа. Открывать дверцы шкафов и выбрасывать оттуда все вещи – еще одно его любимое занятие. Ребенок в этом возрасте часто ломает игрушки, не сердитесь. Ему просто интересно узнать, из чего состоит игрушка, а рассчитывать силу он пока не умеет.
  • Продолжается развитие мелкой моторики рук. Ребенок учится брать небольшие предметы двумя пальчиками: большим и указательным. Складывая пирамидку или пытаясь вложить один предмет в другой, проявляет завидное упорство.

Ребенок по-прежнему все тянет в рот. Следите, чтобы он не делал этого с грязными, хрупкими, опасными для здоровья предметами.

Аспекты понимания:

  • Понимает, что вы от него требуете. Например, на вашу просьбу дает игрушку, катит мячик, повторяет движения и звуки.
  • Подражает простым действиям взрослых: засовывает зубную щетку в рот, к уху прикладывает телефон, пытается самостоятельно кушать с ложки.
  • При встрече со знакомыми людьми малыш машет «привет», а при расставании – «пока» или посылает «воздушный поцелуй», обнимается.
  • Прекрасно различает, когда его ругают и хвалят. Может выражать недовольство, если запрещают что-то делать или взять.
  • Проявляется мышление. Чтобы добраться до нужной игрушки, все попавшиеся на пути предметы разлетаются по сторонам. Детям до года вообще очень нравится кидать предметы, экспериментируя со всеми попавшими под руку вещами.
  • Начинает проявляться интерес к другим деткам и желание играть и ними.

Психическое развитие в 10 месяцев

Общение с крохой в этом возрасте доставляет массу удовольствия! Малыш открыт и эмоционален, радуется и расстраивается очень искренне, каждый день удивляет новыми навыками и способностями.

Однако, стоит помнить, что 10-месячный ребенок — настоящий манипулятор. Он уже понимает слова «да» и «нет», но зачастую, с помощью плача, пытается «раздвинуть» рамки дозволенного. В этом возрасте самое время заняться воспитанием малыша — мягко, но настойчиво ему следует показать, что его любят, но некоторые вещи делать нельзя.

Не злоупотребляйте словом «Нельзя». Запрещайте ребенку только тогда, когда его действия могут нанести вред ему или окружающим. Объясните малышу, почему нельзя

В десять месяцев ребенок должен:

  • Откликаться на свое имя, понимать некоторые просьбы взрослых и выполнять их.
  • Понимать слова «нельзя» и «нет». Доктор Комаровский советует говорить эти слова редко, но твердо. Нельзя отменять свой запрет, даже если ребенок сильно плачет. Правила должны быть согласованы со всеми членами семьи. Не должно быть такого, чтобы папа запретил что-то делать, а мама разрешила.
  • Ребенок должен повторять за окружающими их действия. Если вы покажете, как катать машинку, раскладывать кубики, кормить куклу, укачивать зайчика, он будет это повторять. Но обобщать и переносить свои действия на другие подобные игрушки малютка еще не может. Поэтому показывайте одно и то же действие, используя различные предметы.
  • Ребенок узнает членов семьи по голосу, а по тону понимает настроение. Хорошо воспринимает музыку, под детские песенки приседает, хлопает в ладоши, притопывает.
  • У малыша появляется понимание того, что предметы пропадают из его поля зрения не навсегда, они могут возвращаться. Поэтому он начинает спокойно воспринимать ситуацию, когда мама выходит из комнаты, оставляя его на некоторое время одного.
  • У детей в 10 месяцев начинает появляться понятие о постоянстве величин. То есть, увидев знакомый предмет издали, когда он кажется меньше, чем есть на самом деле, ребенок тем не менее в состоянии правильно определить его величину.
  • Малыш имитирует звуки, которые слышит вокруг, подражает речи взрослых, варьирует громкость произношения. Может говорить простые слоги и слова, например, мама, баба, дай. Впрочем, некоторые дети ограничиваются лепетом и не произносят отдельные слова достаточно долго. В этом нет ничего страшного, если вы видите, что кроха воспринимает многое из того, что вы ему говорите. Если вы хотите ускорить процесс, больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему сказки, читайте детские книжки. Показывайте свою радость при удачной попытке произнести слово. Чаще повторяйте короткие стандартные легкие в произношении фразы, побуждая ребенка повторять их за вами.


Эмоциональное развитие

Десятимесячный ребенок уже не так сконцентрирован на маме и начинает проявлять интерес к окружающим, хотя и опасается незнакомых людей и новых мест. Он может достаточно долго играть сам или вместе с другими детьми.

Образ жизни 10 месячного ребенка должен быть разнообразным. Привычная домашняя обстановка, игрушки, постоянно знакомые лица быстро превращаются в обыденность. Кроме прогулок на свежем воздухе, старайтесь посещать с ребенком магазины, ходить в гости, ездить на машине, бывать в общественных местах. Конечно, приучать к обществу необходимо постепенно, без нанесения психологического вреда ребенку.

В этом возрасте ребенок проявляет чувство юмора, он смеется над некоторыми действиями взрослых и повторяет их. Некоторые дети проявляют чувство ревности. Оказавшись не в центре внимания родных, капризничают. Появляется привязанность к определенным занятиям и вещам, например игрушкам или еде. Малыш может плакать, если ему не давать любимую игрушку, принимать вместо нее какую-либо другую он категорически отказывается.

Для ребенка очень важно понимать, как к его действиям относятся родители. Если он подмечает, что какое-то его действие нравится взрослым, он целенаправленно будет воспроизводить его, ожидая поощрения.

Ребенок должен видеть, как играют другие дети, и пытаться следовать их развлечениям. Родителям рекомендуется как можно чаще посещать детские площадки. Игры и забавы вызывают положительные эмоции и повышенную активность.

Если к концу десятого месяца малыш не выбрасывает игрушки, не может покивать головой в знак согласия и помахать ручкой на прощанье, не делает попыток повторять движения за окружающими, проконсультируйтесь у доктора.

В этом возрасте разница между детьми на искусственном и грудном вскармливании практически стирается. Прикорм становится основным видом питания, порции и разнообразие растут. Если вы не приучили ребенка кушать ложкой самостоятельно — сейчас самое время.

Чтобы ваш ребенок был здоров, стоит придерживаться основных правил и рекомендаций педиатров:

Запрещено:

  • Грибы, соленья, копчености
  • Острые, жареные, кислые блюда
  • Специи
  • Крупные куски
  • Перекармливание (не пытайтесь ребенка накормить против его желания — «за маму, за папу, за всех соседей поименно»)
  • Баловство за столом (приучайте ребенка к культуре питания и к бережному отношению к еде. Это облегчит и ему, и вам жизнь впоследствии). Если вы видите, что ребенок заскучал, начал играть с едой, перекладывать или переливать — значит он наелся. Не заставляйте его доедать, просто в следующий раз положите чуть меньше, лучше дать добавки. Со временем ваш малыш поймет, как надо себя вести за столом
  • Не приучайте ребенка просить со взрослого стола. Ваша еда для него чересчур соленая, пряная, жесткая — т.е. не подходит для нежного желудочка малыша. Кроме того, так он не будет «кусочничать» в школьном возрасте и не испортит себе желудок
  • Овощи и нежирное мясо на пару (не жарить!)
  • Небольшие порции (соразмерно возрасту)

Основные нюансы:

  • Обязательно в питании должны присутствовать витамины: соки, фруктовые пюре лучше давать в первой половине дня.
  • Вся еда должна быть вареной или приготовленной на пару, не жирной, но питательной.
  • В рационе должно быть: нежирное мясо и рыба по 50 г; яичный желток; кисломолочные продукты (опять-таки не жирные) 150 г; фруктовое пюре 100 мл;овощное пюре 200 г; адаптированная молочная смесь 200 мл. Добавляем в еду сливочное и подсолнечное масло по 5 г (отдельно друг от друга).

Развивающие игры

В своих видео уроках Евгений Комаровский всегда делает акцент на то, что родители должны уделять достаточное количество времени ребенку, а не надеяться, что познать мир и учиться всему новому он должен самостоятельно. Первый год жизни малыша считается фундаментом для дальнейшего развития. Совместные игры — лучший способ для получения новой информации.

Десятимесячный ребенок играет увлеченно, в этот период ему нужны разнообразные по форме, цвету, назначению и новые занятия. Игры должны основываться на том, что умеет ребенок в 10 месяцев, и давать возможность дальнейшего развития.

Игры на координацию

  • Играйте в «Ладушки», рассказывая стихи или считалки, иллюстрируйте слова движениями и характерными звуками, предлагая ребенку повторять все за вами.
  • Водите с малышом хоровод, выполняйте ритмичные движения, держа его за обе ручки. Танцуйте под музыку с крошкой на руках. Можете покачать или покружить его.
  • Предложите ребенку с небольшого расстояния забросить разные по форме, весу и размерам игрушки в ящик.

Игры

  • Пересыпание достаточно мелких предметов, например фасоли, камешков или пуговиц, из одного ведерка в другое. Контролируйте ребенка в этот момент, чтобы он не потянул это в рот!
  • Открывание и откручивание крышечек разного размера от кастрюлек, баночек, бутылок.
  • Игра с сыпучими веществами. Предложите ребенку сгрести ладошками в горку или наоборот рассыпать по поверхности стола крупу, пересыпать ложечкой из одной емкости в другую манку или чай.
  • Игра со снегом. Покажите как слепить снежок, если не получится — лепите сами и давайте ребенку бросать.
  • Разрывание на мелкие кусочки листов бумаги или пресного теста.

Желательно, чтобы играя, ребенок использовал обе руки. Это будет способствовать развитию обоих полушарий головного мозга и связей между ними.

Обучающие игры

  • Игры с пирамидками, кубиками, матрешками или другими предметами, которые можно сначала разобрать на части, а потом обратно соединить в одно целое.
  • Ролевые игры: в телефон, кормление кукол, катание машинок — остаются важным для обретения новых знаний.
  • Игры в прятки в различных вариациях: от простого закрывания глаз ладошками до поиска игрушки, спрятанной под подушкой, или бабушки в соседней комнате.
  • Приветствуются все виды рисования – карандашами, фломастерами, мелками, красками пальчиками и ладошками.

Если у ребенка не получается манипулировать некоторыми предметами — используйте метод пассивных движений, когда взрослый человек управляет руками ребенка, выполняя поставленную задачу. Несколько повторов — и ребенок справится самостоятельно.

Режим дня и время сна

У детей первого года жизни режим дня постоянно меняется. Так, в 10 месяцев ребенок может перейти с 3-х на 2-х разовый сон. Если раньше сон длился 40 минут в утреннее и вечернее время, а дневной — 1,5-2 часа, то теперь все по-другому.

  • Просыпаясь в 6-7 утра, продолжительность бодрствования продлится до 10-10:30 часов дня. В это время будет второй завтрак, а после — первый сон длительностью 1,5-2 часа.
  • После пробуждения кроха играет — можно отправиться на прогулку.
  • Ближе к 14:00 наступает время обедать, а потом опять можно заняться изучением мира.
  • В 15:00 – 15:30 подходит время второго сна, длительность которого может быть до 2 часов. После сна можно повторить прогулку.
  • Не стоит укладывать ребенка позже 22:00.

Гигиенические процедуры

На вопрос «зачем ребенка купать каждый день» некоторые мамы отвечают — чтоб он был чистым. Однако, целью водных процедур является не только чистый ребенок, но и.

В возрасте 10 месяцев малыш уже с большим удовольствием может выполнять разнообразные поручения взрослых и при этом самостоятельно придумывать для себя занятия.

В том случае, если родители хотят вырастить активного и любознательного ребенка, им следует уделить должное внимание развитию его навыков.

Изначально, конечно, малыш будет больше мешать, нежели на самом деле помогать, но при этом ни в коем случае не стоит его ругать за то, что у него не получилось.

Даже если испорчены обои, не нужно наказывать ребенка, ведь сделал он это не обдуманно – он просто хотел помочь. Дело в том, что если отругать малыша, желание помогать пропадет сразу и возобновить его будет практически невозможно.

В представленном возрасте ребенок обладает рядом навыков:

  1. Смотря на своих родителей, ребенок пытается им во всем подражать, в лексиконе появляются новые слоги, которые становятся более разборчивыми.
  2. По просьбе взрослого человека малыш может выполнить действие (которое умеет). Приходит понимание слова «нет», «пойдем» и некоторых других. Но это только в том случае, если родители использовали их в общении.
  3. Самостоятельно поднимается. Зачастую к этому возрасту ребенок может без посторонней поддержки, ходить вдоль опоры или же за руку с родителями.
  4. Многие ребята уже умеют самостоятельно пить из чашки и есть ложкой. Конечно, этого всего не получится с первого раза, поэтому чаще всего малыша в конце еды нужно будет обязательно умывать. Но уже через некоторое время ребенок начнет есть без посторонней помощи.
  5. Понимает и может садиться на него при необходимости.
  6. В том случае, если предоставить выбор между игрушками, малыш уже в состоянии выбрать ту игрушку, которая ему больше нравится.

В возрасте 10 месяцев ребенок уже может доставать один предмет при помощи другого, например, лопаткой захватывать в песочнице песок, доставать из тарелки еду ложкой.

Конечно, для того чтобы эти навыки развивались, родители малыша обязательно должны помогать, даже в том случае, если их ребенок все может сделать самостоятельно.

Как правильно развивать малыша в 10 месяцев?

Итак, рассмотрим, как организовать занятия с ребенком 10 месяцев.

Дело в том, что в этом возрасте ребенок достаточно развит и физически и психологически, и с каждым днем это становится все заметнее.

Он уже понимает значение простых слов, интересуется окружающими его предметами.

В процессе кормления может разбросать еду, пытается пробовать на вкус все то, что его окружает.

Можно дать малышу в руки столовые предметы, еду и попросить, чтобы он самостоятельно поднес ложку с едой ко рту. Естественно, в эти моменты ребенок может играть с приборами, отвлекаться по сторонам, но за эти шалости его не нужно ругать, ведь он пока что только всему учится.

В этот период времени ребенок узнает близких людей, которые окружают его каждый день, может отозваться на свое имя и показать на предмет, который назовут взрослые. В отношении других людей малыш может реагировать улыбкой или же, наоборот, заплакать из-за неприязни. То есть начинает укореняться собственное мнение. Ярко проявляются эти эмоции в тот момент, когда родители пытаются сделать то, что малышу совершенно не нравится, и именно в это время он начинает плакать и громко кричать.

Необходимо быть особо внимательными, так как в это время дети становятся сильными манипуляторами, если знают, что после каждого их плача будет выполнена любая прихоть.

Детки уже понимают значение самых простых слов и пытаются произносить их самостоятельно. В это время родителям просто необходимо как можно чаще общаться с малышом. И делать это все нужно не с насмешкой, а серьезно. Таким образом, к малышу максимально быстро придет понимание всего, что хотят до него донести.

Играем вместе с малышом

В этот период дети становятся более сосредоточенными. Ребенок может самостоятельно держать в руках игрушку, бросать мяч или закрывать коробку. В принципе, малышу подойдут игрушки, в которые он играл , но чуть более усложненные.

За счет этого следует отдавать предпочтение играм, которые будут развивать эти умения.

Большой популярностью в этом возрасте пользуется пирамидка.

При помощи родителей малыш может собрать ее и радоваться достигнутому результату.

Это великолепное время для того, чтобы освоить пальчиковые краски. Радости будет масса. При выборе цветовой палитры нужно ее озвучивать. Таким образом, ребенок максимально быстро запомнит цвета и начнет их различать, а в будущем – правильно называть их названия.

Уже ближе к годику малыш начинает впитывать всю полученную информацию. Именно поэтому нужно использовать познавательные игры. Следует посадить ребенка в удобное для него положение на комфортное место. В том случае, если у него есть настроение к общению, можно по картинкам познакомить его с животными, овощами или фруктами. Показывать картинки необходимо по очереди и рассказывать про каждое животное в отдельности. Пусть малыш это все запоминает.

Мама учит ребёнка играть с пирамидкой

Естественно, никакие книги или разноцветные игрушки не смогут в полной мере заменить игр на свежем воздухе, так как именно такое времяпрепровождение благотворно влияет на развитие ребенка.

Также весьма актуальными остаются развивающие короткие стишки, которые сопутствуют одеванию, купанию или же умыванию. Следует давать малышу самостоятельно рассматривать красочные книги. В настоящее время можно даже не переживать что книга останется порванной, ведь есть специальные издания для малышей со страницами из толстого картона. Изучение книг очень заинтересует малыша, таким образом он научится познавать окружающий мир.

В конце стоит отметить, что десять месяцев – это великолепный возраст в развитии малыша. Но нужно тщательно следить за его ростом, весом, общим развитием и, конечно же, здоровьем.

Видео на тему

К своей круглой дате ребенок уже многому научился, начал проявлять свою индивидуальность и самостоятельность. Десятимесячный карапуз активно лепечет и много двигается. Чем еще радует родителей кроха этого возраста и как стимулировать развитие младенца 10 месяцев?

Физиологические изменения

  • Набор веса и увеличение других физических показателей в этом возрасте происходит уже не так активно, как в первом полугодии. Это связано с повышением физической активности карапуза.
  • Координация движений ребенка улучшается, что позволяет малышу быстро ползать и перемещаться по помещению. Также продолжает развиваться мелкая моторика. Малыш научился разжимать пальчики, чтобы бросить предмет, а также брать маленькие предметы лишь пальцами.
  • У многих 10-месячных малышей уже прорезалось 4 зуба, но если зубы вообще отсутствуют, это пока не является поводом для переживаний.


Ребенок растет очень быстро, ему необходима поддержка родителей

Физическое развитие

За десятый месяц жизни карапуз набирает примерно 450 грамм и вырастает на 1-1,5 сантиметра. Его окружность грудной клетки, как и окружность головы, увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Каждый ребенок растет в собственном темпе, однако существуют нормы, сверившись с которыми родители и врачи могут определить, нет ли серьезных отклонений и не нужно ли дополнительно обследовать малыша. Для каждой возрастной категории определены как средние показатели, так и граничные (их превышение в любую сторону должно насторожить). Основные из них мы представили в такой таблице:

Развить малыша помогут занятия по методике «Маленький Леонардо» Тепляковой О. Н. – эксперта по интеллектуальному развитию.

Что малыш умеет?

  • Десятимесячный ребенок двигается уже уверенно и умело. Кроха способен садиться из стоячего и лежачего положения, а также вставать на ноги, держась руками за опору. Кроме того, в этом возрасте многие детки ходят с поддержкой за прочную мебель (приставным шагом) или за обе мамины руки. У некоторых малышей уже получается стоять без какой-либо посторонней помощи, а также шагать без поддержки.
  • Кроха научился ходить по ступенькам. Малыш способен преодолеть несколько ступеней как вверх, так и вниз по лестнице.
  • Движения рук ребенка уже хорошо скоординированы. Малыш выполняет различные манипуляции с игрушками, например, открывает и закрывает коробки, прячет предметы, катает машинки, строит башенки из нескольких кубиков. Кроме того, ребенок умеет листать книжки с плотными страницами и старается есть ложкой.
  • Маленькие предметы ребенок хватает не всей ладонью, а двумя пальцами. Такой захват предметов называют пинцетным.
  • В речи ребенка присутствуют разнообразные слоги и все чаще из них начинают получаться простые слова. Знакомые предметы ребенок может называть определенными слогами. Речь взрослых ребенок понимает очень хорошо, повторяя по просьбе движение, например, хлопает в ладоши или показывает часть тела.

Вам стоит проконсультироваться с врачом, если кроха к 10 месяцев не научился:

  • Сбрасывать предметы со стола.
  • Махать головой, показывая согласие или отрицание.
  • Махать рукой на прощание.
  • Повторять движения, которые показывает взрослый.


Ребенок в 10 месяцев понимает почти все, что вы говорите

Занятия для развития

  • Ежедневно выделяйте время на гимнастику, выполняя с крохой упражнения, которые будут помогать крохе ползать и ходить. Пусть малыш встает и приседает с вашей поддержкой, ходит на четвереньках, сгибает-разгибает ножки, лежа на спине, а также шагает, держась за ваши руки.
  • Так как 10-месячные малыши много ползают, предоставьте малютке простор для движения. Важно, чтобы в доме было чисто, а опасных предметов на дороге малыша не встречалось.
  • Тренируйте малыша слезать с дивана. Для этого положите кроху на диван, разверните попой к его краю и спустите ножки вниз. Вскоре карапуз поймет, как слезать, и сможет делать это уверенно и быстро.
  • Постоянно общайтесь с малюткой, при этом произносите короткие фразы и говорите не очень быстро. Местоимения пока следует заменять именами, например «у мамы кубик», «Ваня берет кубик».
  • Предложите ребенку бросать игрушки в определенную коробку. Деткам в 10 месяцев очень нравится это делать.
  • Продолжайте занятия, развивающие моторику малыша. Предлагайте крохе рисовать на подносе, на котором рассыпана крупа или мука, а также копаться в миске с фасолью или макаронами. Пусть ребенок пересыпает крупы и фасоль из одной емкости в другую, развязывает шнурки и ленты, переливает воду.
  • Дайте ребенку цветную бумагу и покажите, как можно разрывать ее на кусочки.
  • Поиграйте с прищепками – прицепите их на штанишки или кофточку ребенка, а потом научите, как их снять.
  • Спрячьте под подушкой или одеялом тикающие часы и дождитесь, чтобы ребенок их отыскал.
  • Занимайтесь с малышом лепкой (используйте соленое тесто) и рисованием (попробуйте рисовать пальчиковыми красками, маленькими фломастерами, карандашами, мелками). Слепите вместе колбаску и шарик, раскрасьте картинку.
  • Предложите крохе несколько разных баночек с крышками, которые откручиваются. Пусть малыш открывает их, а затем закрывает.
  • Ежедневно немного времени уделяйте чтению. Хорошо, если у крохи будет отдельная полочка с детскими книгами, а малыш будет выбирать что-то «почитать» самостоятельно.
  • На улице учите ребенка играть с песком, используя для этого лопатку, разные формочки, ведро, грабельки. В зимнее время эти предметы можно применять для игры со снегом.
  • Каждый день включайте музыку и вместе танцуйте с малышом.


Кроха хорошо понимает запреты и похвалу

Уход

Ежедневно ребенка умывают и подмывают, расчесывают, чистят зубки, высаживают на горшок, а также купают (в основном в вечернее время). По мере необходимости нужно очищать уши и носик карапуза, стричь малышу ноготки.

Десятимесячных детей продолжают закалять с помощью солнечных ванн, обтираний, воздушных ванн, купаний. Также в этом возрасте можно обливать ножки ребенка, постепенно снижая температуру воды. Важно лишь не забывать, что все процедуры закаливания должны быть систематичными и постепенными.

Режим дня

Сон десятимесячного ребенка по-прежнему длится до 15 часов в сутки. Около 10 часов ребенок этого возраста спит ночью, а в дневное время у ребенка обычно бывает два сна длительностью по 1-2 часа. У каждого ребенка свой биоритм – одни младенцы просыпаются в 6 часов утра и рано засыпают на ночь, другие встают к 8-9 часам и засыпают, соответственно, в более позднее время.

Гулять с ребенком советуют 2 раза в день, оставаясь дома лишь при очень плохих погодных условиях (проливном дожде, порывистом ветре, морозе). Летом ребенок может проводить на улице 5-6 часов. В хорошую погоду давайте малышу возможность спать днем во время прогулки, при этом часть времени на улице оставляйте и для бодрствования, чтобы ребенок мог наблюдать за природой, играть с другими детьми, шагать с вашей поддержкой.


По возможности кормление грудным молоком не прекращайте как минимум до 1,5 лет

Деткам-искусственникам продолжают давать смесь, подходящую по возрасту, в первое кормление, а также перед ночным сном. Детки с любым типом вскармливания едят прикорм в 10 месяцев в одинаковом объеме. В этом возрасте к блюдам прикорма добавляют рыбу. Во второй прием пищи ребенок обычно ест кашу со сливочным маслом, желтком и фруктами. В обед ребенку дают овощи, растительное масло, мясо, сок и хлеб, а на полдник (в четвертое кормление) – творог, фрукты, печенье и кефир либо йогурт.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Обычный день

Каждый новый день с ребенком десяти месяцев наполнен интересными моментами. Организация определенного режима дня с учетом особенностей развития и биоритмов ребенка важна для нервной системы крохи. У каждого ребенка распорядок дня будет своим, но для понимания, как строить режим, мы предлагаем пример дня с малышом в 10 месяцев:

Пробуждение.

Первое кормление, включающее в зависимости от типа вскармливания либо грудное молоко, либо смесь.

Гигиенические процедуры.

Период бодрствования.

Гимнастика.

Второе кормление, в которое малышу дают кашу, фруктовое пюре, сливочное масло и желток.

Прогулка, часть времени которой занимает первый сон ребенка на свежем воздухе.

Третье кормление, в которое обычно ребенку дают овощи в виде пюре или супа, мясо (дважды в неделю его заменяют рыбой), растительное масло, хлеб и сок из фруктов.

Период бодрствования с развивающими играми.

Прогулка, во время которой малыш спит второй раз на свежем воздухе.

Четвертое кормление, во время которого детям дают фруктовое пюре, печенье, творог и кисломолочный напиток.

Период бодрствования со спокойными играми.

Пятое кормление, в которое ребенок в зависимости от вскармливания получает мамино молоко или смесь.

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Ночное время

Младенцы на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди во сне 4-6 раз, а детки на искусственном вскармливании обычно не просыпаются для кормлений.

Частые проблемы

  1. Аллергическая реакция на прикорм. В 10 месяцев начинают вводить довольно аллергенный продукт – рыбу. Она может вызвать реакцию у склонных к аллергии малышей, поэтому пробовать рыбку следует очень осторожно. Если же на введение такого продукта в рацион все же появилась реакция, продукт отменяют и не дают минимум до 1 года.
  2. Беспокойный сон. Многие малыши в 10-месячном возрасте могут плохо спать вследствие большой активности днем и просыпаться из-за громких звуков, что является нормой. Если же ребенок вздрагивает во сне при отсутствии резких звуков, а также просыпается не в настроении, покажите малыша неврологу.


Режим дня помогает ребенку не переутомиться и уменьшает капризы крохи

  • Если у малыша уже имеются зубы, давайте ему возможность учиться жевать твердую пищу. Детки этого возраста любят погрызть сушку, печенье, морковку. Также им стоит давать кусочки отварных овощей или свежих мягких фруктов (персика, банана).
  • Начните приучать кроху к порядку. В конце дня или после игры собирайте вместе игрушки, сделав этот процесс интересным карапузу. Также приобщайте ребенка к помощи по дому. Десятимесячный малыш уже может разложить салфетки или вместе с вами протереть пыль. Обязательно хвалите ребенка и поощряйте такую деятельность.
  • Не переживайте, если ребенок до сих пор не ползает. Некоторые детки не проходят такой этап, а начинают сразу ходить. При этом не торопите карапуза, пусть он осваивает ходьбу самостоятельно.
  • Гимнастика

С 10 – 11 месячным ребенком нужно проводить много времени. Сейчас малыш уже уверенно передвигается по квартире, ползает, начинает ходить. Он передвигается не просто так, а с определенными целями – взять игрушку, посмотреть в окно и так далее. То есть перед ним встают взрослые задачи: прикинуть количество шагов до разных предметов, наметить наиболее приемлемый маршрут передвижения.

Ребенок в 10 месяцев понемногу учится ходить, поэтому на преодоление страха самостоятельного передвижения должны быть направлены соответствующие занятия. Возьмите малыша за руки, проведите немного, потом отпустите его руки и, отойдя на шаг, позовите к себе. Не стоит применять ходунки или вожжи (рекомендуем прочитать: ). С этими предметами ребенок будет привыкать надеяться на постороннюю помощь, а он должен надеяться на себя. Тем не менее, игрушки вроде машинки или другой перевозки на длинной ручке помогут развить координацию, но он должен катить их самостоятельно.

Возраст 10 месяцев для малыша очень ответственный - он учится ходить без посторонней помощи

Какие игрушки купить малышу?

  1. Ваш подросший малыш по-прежнему с удовольствием занимается с погремушками . Лишать его старых игрушек слишком рано.
  2. Стоит купить пластмассовую или деревянную пирамидку с разноцветными колесиками разных размеров.
  3. У малыша должны быть мячики и другие игрушки, с помощью которых можно обеспечить ему физическую нагрузку.
  4. Пластмассовые или деревянные кубики разных цветов смогут занять вашего ребенка с пользой дела.
  5. Надо купить кукол из мягких материалов - это может быть резина, ткань или мягкая пластмасса. У кукол должны быть четко прорисованы глаза, нос, рот, ушки, чтобы малыш изучал строение человека.
  6. Купите игрушечное пианино или ксилофон . Музыкальные инструменты развивают у младенца двигательно-зрительную координацию, способствуют укреплению причинно-следственного мышления: нажал на клавишу - прозвучал определенный звук.
  7. Приобретайте игрушечные тарелки и чашки из пластмассы , по размеру подходящие малышу (диаметр должен быть приблизительно равен размеру его ладошки).
  8. Купите игрушки, изображающие различных животных . Они будут способствовать накоплению знаний о внешнем виде представителей фауны.
  9. Технические игрушки также будут очень интересны: это могут быть машинки, телефон и прочее. Если ребенок начал ходить, купите ему игрушечную коляску для кукол. Катание коляски с куклой интересно как девочке, так и мальчику.

Приведенный выше список игрушек нужен в играх, способствующих правильному развитию ребенка с 10 месяцев. Папа и мама оба должны принимать участие в занятиях с малышом. Они выполняют разные ролевые функции дома и не заменяют ребенку один другого.

С ребенком обязательно надо много гулять. На улице так много интересного для маленького человечка! Покажите ему живую птичку, кошку, собаку, цветок - пусть малыш познает многообразие окружающего нас мира.

Приложите усилия для выработки у 10 месячного малыша усидчивости. Он должен уметь удерживать внимание на одном предмете не менее 3 минут - постарайтесь сконцентрировать его внимание на одной и той же игрушке (рекомендуем прочитать: ).

Как преобразовать игры со старыми игрушками?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Доктор Комаровский обратил внимание на то, что в 10 - 11 месяцев малыш, манипулируя сразу 2 предметами, пытается сделать что-то с одним посредством другого (рекомендуем прочитать: ). Он стучит ситечком по кастрюле, кладет мячик в ведерко, то есть один из предметов использует как средство для игры с другим. Малыш внимательно наблюдает за взрослыми и пытается повторить их действия. Он уже понимает, у кого какое настроение - будьте с ним веселыми и доброжелательными. Чем больше вы будете в его присутствии показывать, какие предметы как используются, тем лучше. Эти действия можно совершать в играх.

Несколько недель назад ваш младенец всеми игрушками играл одинаково – пробовал их на вкус, ударял ими о мебель и об пол, рассматривал, тряс. Пришла пора применять игрушки по назначению.

  • Покажите ребенку, как работает телефон. Возьмите игрушечный или сломанный старый телефон, нажмите несколько кнопок, поднимите трубку и скажите: «Привет, я – мама». Вскоре ребенок поймет, что нужно взять трубку и позвать маму.
  • Возьмите одну машинку себе, другую - малышу. Покатайте машинку по полу, говоря при этом «ду-ду» или «би-би». Ребенок начнет за вами повторять. Возьмите игрушечный грузовичок, посадите в него небольшую куклу или медвежонка, покатайте за веревочку по комнате - младенец освоит еще и такое применение этой игрушки.
  • Звоните в колокольчик , чтобы малыш послушал мелодию, можно и с более раннего возраста. Пришла пора дать колокольчик сыну (дочке), пусть ваше дитя позвонит самостоятельно. Придумайте что-то приятное, что произойдет после звона колокольчика - например, погладьте младенца по головке - это будет способствовать пониманию причинно-следственных связей.
  • Забавы с мячиком выглядят так: можно катать мячик, как и машинку, по направлению к ножкам малыша и обратно, можно подбрасывать мячик либо катать его в разных направлениях - к шкафу или буфету, стимулируя у ребенка желание двигаться по определенной траектории. Этим времяпровождением вы обеспечите малышу физическую нагрузку.

Дополнительно можно включить в «программу» попытки различения цветов и форм - сделать это можно при помощи самых обычных предметов, которые есть в доме. Подобный урок представлен на видео.

Показываем ребенку новые действия

Возьмите пирамидку, покажите младенцу, как можно ее разобрать по колесику и как потом собрать. Помогите ему надеть колечко на палочку, направляя в правильную позицию его ручку. Постепенно приучайте малыша надевать колечки в зависимости от размера. Это не сразу получится, но постепенно вы добьетесь успеха. Покажите ребенку, как складывать кубики. Сложите кубики, ориентируясь на их цвета, потом разбросайте в произвольном порядке. Дайте возможность малышу повторить ваши действия.

Возьмите белые листы чистой бумаги, сомните один из них в комок. Второй лист бумаги дайте малышу и помогите ему смять бумагу. Третий лист он попробует смять без вашей помощи. Бросайте полученный «снежок» в малыша или в какой-либо отдаленный предмет на меткость. Если малыш кинет снежок в вас, увернитесь, чтобы он понял, как играют в снежки, затем он тоже начнет уворачиваться от ваших снежков. Если же он потащит бумагу в рот вместо того, чтобы мять ее и скатывать снежок, отложите игру на 1 - 2 месяца - развлекать ребенка таким образом еще рано.

Наденьте на шею бусы с крупными бусинами. Снимите бусы, дайте их младенцу. Пусть он наденет их на себя, затем помогите ему их снять. Примерно такую же процедуру можно повторить с браслетом из крупных пластин на резинке. Наденьте браслет на ручку малыша, снимите, протяните ему свою руку - пусть он наденет браслет на вас.

Можно предложить ребенку и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Покажите ему, как отвинчивать пробки от пустых пластиковых бутылок. Ребенок будет пытаться повторить ваши действия, только следите, чтобы он не проглотил пробку.


Игра с пирамидкой в этом возрасте отлично подходит для разщвития мелкой моторики и улучшения концентрации малыша

Наведение порядка

Запаситесь чистой тарой - тазик, ведерко, пластмассовый ящик. Покажите малышу, как можно сложить в тазик мячи, кубики, пирамидку, покидайте игрушки в ведерко. Каждая игрушка при падении издает определенный звук, это еще раз поможет младенцу отличить игрушки друг от друга. Высыпьте игрушки обратно на пол или в кроватку, попросите ребенка их собрать.

Поиграйте с малышом в сыщиков. Уберите мяч в ведерко и попросите найти мяч, спрячьте игрушку под подушку или накройте миской. Когда малыш найдет спрятанные предметы, похвалите его.

Спросите у младенца, где папа, где баба, где тетя - пусть он поищет глазами названных людей. Положите игрушки перед ребенком вверх ногами, посмотрите, захочет ли он перевернуть их правильно.

Сопоставление предметов их изображениям и звукам

Показывая малышу различных игрушечных животных или картинки с их изображением, расскажите, что кошка говорит «мяу», собака «гав», свинья «хрю», корова «му». Потом попросите повторить, как говорит кошка, как корова, а как собака - это будет развивать навыки речи. При помощи слов «мяу, гав, му» ребенок будет обозначать определенное животное. Такие игры помогут развить и мышление.

Проведите с ребенком 10 месяцев урок элементарной анатомии. Купая или одевая ребенка, покажите ему, где руки, где ноги, где живот. Покажите на себе, где глаза, где нос, где уши, где рот - таким образом малыш будет постигать азы анатомии.

Разницу между предметами малышу можно объяснить следующими действиями: покажите ребенку большой кубик и маленький, твердую игрушку и мягкую, колючего ежика и гладкий мячик - пусть малыш вдоволь поиграет с этими предметами, ощупает их.