Оздоровительные программы для дошкольников. Рабочая программа на тему: Программа оздоровительной деятельности дошкольного образовательного учреждения

Состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. В соответствии с рекомендациями Государственного Совета Российской Федерации от 30.01.2002. «О повышении роли физической культуре и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» приять меры по совершенствованию физического воспитания, направленные на формирование двигательной культуры ребенка. Чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровье, жизнерадостное детство, необходимо усилить внимание к физической культуре.

Актуальность: За последние годы состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых и увеличилось число детей, имеющие развивающие отклонения в здоровье и хронические заболевания.

Цель: Цель оздоровительной работы - укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения и семьи. Содействие гармоничному физическому развитию и создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа оздоровительной деятельности дошкольного образовательного учреждения

Дубровина Г.В. воспитатель первой квалификационной категории.

Состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. В соответствии с рекомендациями Государственного Совета Российской Федерации от 30.01.2002. «О повышении роли физической культуре и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» приять меры по совершенствованию физического воспитания, направленные на формирование двигательной культуры ребенка. Чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровье, жизнерадостное детство, необходимо усилить внимание к физической культуре.

Актуальность: За последние годы состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых и увеличилось число детей, имеющие развивающие отклонения в здоровье и хронические заболевания.

Цель: Цель оздоровительной работы - укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения и семьи. Содействие гармоничному физическому развитию и создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Задачи:

Сохранение и укрепление здоровья детей.

Формирование привычки и здоровому образу жизни.

Создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка.

Улучшение физического развития детей.

Формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.

Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.

Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.

Законодательно-нормативное обеспечение Программы.

1. Конституция Российской Федерации.

2 Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений, утв. приказом Минздрава России от 04.04.2003 №139.

4 Письмо Минобрнауки России от 22.04.2009 № 2 03-768 «О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях».

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН.

6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

7. Устав образовательного учреждения

Принципы:

Научность – подкрепление всех проводимых мероприятий по укреплению здоровья научно обоснованными методиками.

Непрерывность и целостность – вся работа по оздоровлению детей должна проводиться в комплексе и системе всего учебно-воспитательного процесса.

Принцип систематичности и последовательности - постепенный, системный подход к подаче материала, к решению тех или иных возникающих проблем.

Доступности – использовании здоровьесберегающих технологий в соответствии возрастными особенностями детей.

Активности – участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровление дошкольников.

Практической основой программы является , исследовательская деятельность коллектива направленная на анализ состояния здоровья участников педагогического процесса, факторов, влияющих на состояние здоровья; выявление проблем, касающихся здоровья участников педагогического процесса и поиск их решения.

Основные участники реализации Программы

Воспитанники дошкольного образовательного учреждения

Педагогический коллектив образовательного учреждения.

Родители (законные представители) детей посещающих ДОУ.

Этапы реализации программы

l-й этап - аналитический,

Анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы за 2010-2011 гг.

Анализ материально-технической базы и кадрового обеспечения;

Выявление болевых точек в работе детского сада;

Выдвижение гипотез, определение целей, задач работы;

2-й этап - разработка проекта программы

Изучение методической литературы, опыта работы в разработке оздоровительных программ;

Изучение современных оздоровительных технологий

3-й этап - внедрение программы

Отработка моделей и технологий системы оздоровительной и профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья детей,

Методическое и организационное сопровождение,

Развитие педагогического творчества,

Сотрудничества с родителями и общественными организациями,

Группового взаимодействия.

4-й этап - мониторинговый

Анализ заболеваемости детей за-период исследования.

Анкетирование родителей по проблеме оздоровления детей.

Ожидаемые результаты

у детей:

Повышения уровня здоровья;

Повышения адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;

Сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек, навыков самооздоровления;

Осознание своей жизни в определенном социуме, защита, эмоциональный комфорт;

у педагогов:

Осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;

у родителей:

Необходимый запас знаний, который поможет в вопросах- что, как, когда и почему надо делать с ребенком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.

Основные направления Программы

1.Валеологическое образование детей, персонала, родителей

2.Комплексная диагностика.

3.Организация рационального питания.

4. Комплексная физкультурно-оздоровительная работа

5. Комплекс психогигиенических мероприятий

6. Консультативно-информационная работа.

Для достижения цели оздоровления дошкольников и взрослых применяем следующие группы средств:

Средства двигательной направленности.

Оздоровительные силы природы.

Гигиенические факторы.

Информационно-аналитическая справка.

Дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «ТЕРЕМОК» расположен по адресу: 676351 Амурская область, Серышевский район, поселок Серышево, улица Чапаева дом №1. Занимает весь первый этаж жилого четырех этажного дома.

Ближайшее окружение – детский сад №2 «Солнышко», МАОУ СОШ №2.

Участок озеленен, имеет спортивную площадку.

Учреждение постоянно работает над укреплением материальной базы. Ежегодно во всех помещениях проводится косметический ремонт. Методический кабинет укомплектован педагогической, методической, научнопопулярной, художественной литературой, программным материалом.

Дошкольное образовательное учреждение имеет:

Физкультурно-музыкальный зал;

Спортивная площадка;

Кабинет учителя-дефектолога, психолога;

Медицинский кабинет;

Процедурный кабинет;

Количество детей посещающих детский сад всего 116 человек.

Количество групп (детей в детском саду по возрастам):

1 первая младшая группа (от 1,6 до 3лет) – 20 человек.

1 вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)- 24 человек.

1 средняя группа (от 4 до 5 лет) – 24 человек.

1 старшая группа (от 5до 6 лет) -24 человек.

1подготовительная группа (6 до 7 лет) – 24 человека.

5 групп для детей дошкольного возраста, общеразвивающей направленности.

Детский сад работает по режим, с 7.30 до 18. 00 ч.

Организованны и работают кружки, которые посещают дети по желанию и с согласия родителей (бесплатно)

- «Топтыжка» - кружок по профилактике плоскостопия, 2 раза в неделю (инструктор по физической культуре)

- «Наши руки не для скуки» (воспитатель подготовительной группы)

- «Почемучки» (воспитатель старшей группы)

- «Крепыш» (воспитатель 1 младшей)

Всего педагогических работников 15 человек.

Высшее образование – 7 человек.

Среднее специальное – 8 человек.

Квалификационные категории первая – 4 человека, вторая- 9 человек.

Общеобразовательная программа, реализуемая в ДОУ:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова.

- «Юный эколог» (С. Н. Николаев)

- «Я человек» (С.А. Козлова)

- «Основы безопасности жизни» (О.Н. Князева)

- «Элементы программы» «Подари здоровье детям» (Л.В. Гаврючина)

- «Топ, хлоп, малыши» (Т. Н.Сауко, А. И. Буренина).

Основными принципами работы коллектива детского сада являются:

  1. Уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
  2. Создание условий для развития индивидуальности;
  3. Обеспечение атмосферы психологического комфорта для дошкольников;
  4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Коллектив дошкольного учреждения в течение последних лет уделял внимание следующим проблемам:

Укреплению здоровья детей, формированию привычки здорового образа жизни;

Развитию эстетического вкуса и творческой индивидуальности; рациональной организации учебного процесса.

Основными задачами коллектив считает:

  1. Охрану и укрепление здоровья детей;
  2. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  3. Формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков;
  4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни; обеспечение физического и психического благополучия.

Вся работа детского сада по физическому воспитанию строится с учетом физической подготовленности детей, и имеющихся отклонений в состоянии здоровья, и опирается на результаты комплексного обследования дошкольников, результаты диагностики уровня их физического развития. Педагоги и медицинский персонал работаю в тесном контакте.

Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры на специальных занятиях. В каждом возрастном периоде они имеют разную направленность. Инструктором по физической культуре используются многообразные варианты физкультурных занятий: занятия, состоящие из подвижных игр разной интенсивности, занятия тренировки, соревнования, занятия – зачеты и другие.

На них педагог добивается высокой двигательной активности посредством использования поточного способа выполнения основных или общеразвивающих упражнений. На занятиях применяется частая смена деятельности с разной физической нагрузкой.

Для активизации внимания детей, развития и коррекции познавательной и эмоционально - личностной сферы ребенка инструктор по физкультуре включает в тренировки элементы психогимнастики, аутотренинг, и релаксации. На физкультурных занятиях создается положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость и снимается усталость.

Педагог дошкольного учреждения в своей работе применяют инновационные здоровьесберегающие технологии. Они умело, в занимательной форме дают детям представления о здоровом образе жизни. Проводятся интересные беседы о важности гигиенической культуры. Педагогическим коллективом определены факторы образовательной среды, особо значимые для сохранения здоровья. В течение последних лет в ДОУ наблюдается тенденция увеличения часто и длительно болеющих детей.

Оздоровительная работа ДОУ- д/с № 3

(с учетом климатических условий региона)

Мероприятия

Периодичность

Ответственный

Осмотр детей специалистами. Диспансеризация (все группы) распределение по группам здоровья.

Медицинское наблюдение за состоянием здоровья детей с регистрацией его результатов.

Прием детей после длительного отсутствия и любого заболевания только при наличии справки от педиатра.

Соблюдение санитарно - гигиенических норм.

Организация питьевого режима

Полоскание ротовой полости водой комнатной температуры после еды (все группы)

Облучение воздуха рециркулятором УФ - бактерицидным РБ-06- «Я- ФП»

(все группы)

Фито чай (все группы)

С- витаминизация 3-го блюда.

Введение в рацион лука, чеснока

(во время обеда)

Введение в рацион фруктов

Овощей

Сквозное проветривание групп в отсутствие детей.

Прогулки (по показаниям Сан ПиНа)

Утренняя гимнастика на свежем воздухе (все группы)

Утренняя гимнастика в помещениях групп.

Хождение босиком по массажным коврикам (все группы)

Бодрящая гимнастика после дневного сна (все группы).

Дыхательная гимнастика в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД) и в режимных моментах (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)

Дыхательные упражнения в процессе НДО и в режимных моментах (группа раннего возраста)

Оздоровительный самомассаж (все группы)

Физкультурно-оздоровительная деятельность на свежем воздухе

(в теплое время года)

Физкультурно – оздоровительная деятельность в спортивном зале

(в холодное время года)

Оздоровительные игры (все группы)

Гимнастика для глаз (все группы)

Релаксационные упражнения (все группы)

Создание уголков уединения (все группы)

Гибкий режим.

Организация полноценного дневного сна (спокойная тихая музыка; колыбельные песни)

Физкультминутки в процессе НОД (все группы)

Динамические паузы между НОД. (все группы)

Закаливание воздушное, водное (все группы)

Солнечное закаливание (все группы)

Обширное умывание холодной водой после сна (старшая, подготовительная группы)

Мытье ног (все группы)

Занятия с группой детей с нарушением осанки и с плоскостопием. Кружок

«Топтыжка» (старшая и подготовительная группа)

Игры, упражнения в «сухом бассейне» (для детей раннего возраста)

Пальчиковая гимнастика (все группы)

Музотерапия (все группы)

Психогимнастика (все группы)

Самостоятельная двигательная активность детей (все группы)

Определение уровня физического развития (все группы)

Один раз в год

В течение года

В течение года

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Сентябрь- май. Ежедневно.

Сентябрь-май. Ежедневно.

Сентябрь-май. Ежедневно.

Октябрь-апрель. Ежедневно.

Сентябрь-май, 2 раза в неделю.

Ежедневно.

Ежедневно (по графику)

Ежедневно (с учетом климатических условий)

Июль – август. Ежедневно.

Сентябрь – май. Ежедневно.

Ежедневно.

Ежедневно.

Сентябрь – май. Ежедневно.

Сентябрь – май, ежедневно.

Ежедневно.

Май – сентябрь. По расписанию.

Октябрь – апрель. По расписанию.

Ежедневно.

Ежедневно.

Ежедневно.

Сентябрь.

В течение года.

Ежедневно.

Сентябрь – май. Ежедневно.

Сентябрь – май. Ежедневно.

Ежедневно.

Июнь-август (с учетом погоды)

Ежедневно

Июнь-август.

Сентябрь- май.

2 раза в неделю.

Ежедневно.

Ежедневно.

Ежедневно.

Ежедневно.

Ежедневно.

2раза в год.

Специалисты ЦРБ, мед. сестра

Мед. сестра

Мед. сестра.

Мед. сестра.

Мед. сестра

Мед. сестра, воспитатели групп.

Мед. сестра, воспитатель групп .

Мед. сестра.

Мед. сестра.

Мед. сестра.

Младшие воспитатели.

Воспитатели групп.

Инструктор по физ. культуре, вос-ли групп.

Инструктор по физ. культуре, воспитатели групп.

Воспитатели групп.

Воспитатели групп.

Воспитатели групп, учитель-дефектолог.

Воспитатели группы.

Инструктор по физ. культуре.

Вос-ли групп, инструктор по физ. культуре.

Инструктор по физ. культуре, вос-ли.

Инструктор по физ. воспитанию, вос-ли.

Вос-ли групп.

Вос-ли групп, психолог.

Вос-ли групп.

Вос-ли групп, мед.сестра.

Мед. сестра, воспитатели групп.

Воспитатели групп.

Воспитатели групп.

Вос-ли групп, мед.сестра.

Вос-ли групп, мед.сестра..

Воспитатели групп, мед. сестра.

Мед. сестра, вос-ли групп.

Инструктор по физической культуре

Воспитатели групп.

Вос-ли,

Муз. рук-ль, воспитатели групп.

Воспитатели групп, психолог .

Воспитатели групп.

Инструктор по физ. культуре, мед. сестра, в.ос-ли

Формы работы с родителями

  • Беседы (индивидуальные, коллективные).
  • Встречи со специалистами, (медсестрой, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, учителем логопедом).
  • Наглядная агитация.
  • Анкетирование, тестирование родителей.
  • Показ открытых познавательных, оздоровительных, физкультурных, музыкальных занятий.
  • Консультативная индивидуальная помощь (по запросам родителей).
  • Совместное обсуждение проблем на родительских собраниях в виде диспутов, деловых игр, КВНов, викторин, круглых столов, дискуссионных клубов.
  • Памятки, рекомендации, советы.

Работа с педагогами

  • Повышение квалификации педагогических и медицинских работников.
  • Профилактика «эмоционального выгорания» педагогов.
  • Создание условий и необходимой материально-технической базы.
  • Подбор методического материала (картотеки игр, динамических пауз, минуток здоровья и т.д.)
  • Открытые занятия.
  • Взаимопосещения.
  • Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий.
  • Оказание консультативной помощи всем участником образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников.
  • Анализ результатов работы.

Наталья Чудакова
Программа дополнительного образования дошкольников по оздоровлению и физическому развитию «Уроки здоровья»

Пояснительная записка.

Быть здоровым очень важно . Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни.

В. А. Сухомлинский сказал : «Я не боюсь еще раз повторять : забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие , прочность знаний, вера в свои силы». Поэтому необходимо создать в детском саду, в семье, в социальном окружении такую среду, где бы ребенок мог комфортно, в своем биологическом ритме без насилия над личностью, познавать, исследовать, экспериментировать, наблюдать, осваивать накопленные человечеством знания.

Воспитатели и родители должны обеспечить такие условия воспитания и развития ребенка , при которых бы учитывались его индивидуальные особенности, интересы и способности.

В основной общеобразовательной программе дошкольного образования детского сада заложены основы оздоровления и физического здоровья детей в соответствии с федеральными требованиями, для совершенствования работы по данному направлению, разработана и принята в ДОУ целевая программа «Здоровый ребенок » . Данная программа является дополнительной и приложением к «Здоровому ребенку » , так как направлена на совершенствование приемов и методов оздоровления по формированию у дошкольников осознанного отношения к своему здоровья через нетрадиционные формы.

Важно не только организовать физкультурно-оздоровительную работу в детском саду, в процессе которой развивались двигательные умения , навыки и физические качества , но и формировалось положительное отношение к здоровому образу жизни в творческой непринужденной атмосфере.

Обследование физического состояния детей показало недостаточную сформированность культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, развитие физических качеств , умений и навыков. Анализ ситуации показал недостаточность применения традиционных методов в работе с детьми, что и послужило разработке .

В основе программы дополнительного образования заложены принципы работы В. Т. Кудрявцева и Б. Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления » , используется пособие Г. Зайцева «Уроки Айболита » из серии «Расти здоровым » .

Цель : оздоровление организма ребенка через его творческую активность на основе нетрадиционных форм оздоровления .

Задачи :

1. Формировать у детей осмысленное отношение к своему физическому и психическому здоровью как единому целому .

2. Помочь ребенку овладеть доступными навыками самоврачевания – психологической саморегуляции.

3. Активизировать и развивать познавательный интерес к своему организму, его возможностям.

4. Закрепить эффекты отдельных оздоровительных мер в виде психологических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморегуляции.

5. Сформировать навыки здорового образа жизни дошкольников как норму повседневного бытия.

Принципы оздоровительной работы :

1. Развитие творческого воображения – главного завоевания дошкольного возраста .

Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с детьми .

2. Формирование осмысленной моторики.

Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами своего тела, как самостоятельно действующими лицами (руки, сердце, кишечник, желудок и т. д.) . Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать, любить свое тело. Благодаря этому ценность здоровья будет воспринята им не как внешняя, словесная декларация, исходящая от взрослого, а как изнутри осмысленная необходимость.

3. Создание и закрепление целостного, позитивного психоматического состояния при различных видах деятельности.

Этот принцип реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной

В играх – с элементами самомассажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи (БАТК) .

Ребенок не просто играет, а работает с собственным телом : мнет, «лепит» , разглаживает. Массируя руки, ноги, шею он воздействует на организм в целом. Его уверенность в том, что он приносит пользу своему организму, формирует внимательное и бережное отношение к нему.

4. Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию

Например, игра «горчичники» - дети вызывают у себя различные ощущения «холод- тепло» , они посредством своего воображения овладевают навыками произвольной терморегуляции организма.

Помогая друг другу подобрать необходимый материал, слова для выражения чувств, решить какую-либо проблему, дошкольники учатся понимать друг друга, сопереживать, сочувствовать другим людям.

Форма реализации программы : кружок «Здоровячок » с группой детей 5-7 лет.

Время в режиме дня : 1 раз в неделю, 2 пол. дня, 20-25 мин.

Оборудование материалы : альбомы, книги, игры, бумага и карандаши.

Длительность программы : 1 учебный год.

Ожидаемый результат : у детей сформированы культурно-гигиенические навыки, физические качества , умения и навыки, навыки самообслуживания; дети знают и соблюдают правила сохранения и укрепления своего здоровья .

План работы кружка.

месяц Образовательная деятельность цель

сентябрь Кто мы.

1) Азбука движения. (Мышечная система) Игры «Замри» , «Радужные брызги»

2) Как я расту. (Костная система)

И/у «Коромысло» , «Больной воробей»

3) Кровяной моторчик (Органы кровообращения ) .

4) Азбука питания (Органы пищеварения) . формировать представления детей о человеке как живом существе, об условиях необходимых ему для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни .

октябрь Уроки Айболита .

1) Откуда берутся болезни.

2) Д/и «Чистота и здоровье »

3) Как вести себя во время болезни.

4) Закаливание – путь к здоровью . формировать представления детей об образе жизни человека , о режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни .

ноябрь Закаливание и полоскание водой носоглотки

1. Игра «Волшебный напиток» , «Лошадка»

2. Игра «Снежинка» , «Ворона»

3. Игра «Радужные брызги» ,

4. Игра «Чисто ручки я помою» Повышать устойчивость организма к простудным заболеваниям и осуществлять профилактику заболеваний носоглотки.

декабрь Пальчиковая гимнастика

1. Игра «Сильно ручки я потру»

2. Игра «Раз, два, три, четыре»

3. Игра «Ладушки, ладушки»

4. Игра «Моя семья» Развитие мелкой моторики рук , создание и воплощение посредством движений собственных рук те и или иные образы , способствующие развитию коры головного мозга, обеспечивающего работы мысли и функции речи.

январь Массаж по методу Усманской А. А.

1. Чтобы уменьшить кашель.

3. Головные боли отступят.

4. Чтобы руки не болели, не кружилась голова.

5. Игра «Рельсы-рельсы» Повысить защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов.

февраль Комплекс дыхательной гимнастики

1. Игра «Часы» (сидя по-турецки)

2. Игра «Сердитый ежик»

3. Игра «В лесу»

4. Игра «Гуси летят» Научить детей дышать через нос, правильному дыханию, способствующему развитию грудной клетки .

март Профилактика и коррекция нарушений осанки

1. Игра «Буратино»

2. Игра «Веселый гномик»

3. Игра «Жучок на спинке»

4. Игра «Не расплескав воду» Обеспечивать гармоническое развитие мускулатуры ребенка , создавать достаточную силовую выносливость мышц.

Формировать правильную осанку, корректировать сутулость,

апрель Профилактика плоскостопия

1.«Если бы ноги стали руками»

2. «Носильщик»

3. «Обезьянки читают газету»

4. Обезьянки - художники Укрепление мышц, сохраняющий свод стопы, мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Профилактика и коррекция плоскостопия.

май Игровые упражнения по методике мышечной релаксации Д. Джекобсона

1. «Расслабление мышц рук»

2. «Кулачки – пружинки»

3. «Любопытная Варвара»

4. «Шарик – волшебный сон" Снятие физического и психического напряжения, создание позитивного эмоционального настроя, овладения простейшими умениями коррекции собственного психосоматического состояния.

Ожидаемый итоговый результат освоения программы

1. Повышение уровня физического , психического здоровья детей .

2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.

3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.

4. Усвоение программы .

5. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.

6. Положительный результат темпов прироста физических качеств .

7. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей .

Используемая литература :

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.

2. Белая К. Ю., Зимонина В. А. «Как обеспечить безопасность дошкольников : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста » М.: Просвещение, 2000 – 94 с.

3. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам : программа и программные требования М .: 1999 – 144 с.

4. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника . Расту здоровым . М. ;ВЛАДОС,2003-304 с

5. Каштанова Т. В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении : практическое пособие М.:2002

6. Колабанов В. В. Валеология – СПб : Деан, 2001

7. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях . М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

8. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ . Воронеж, 2005 – 127 с.

9. Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников . СПб, 2002 – 176 с.

10. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М .: 2004

11. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М.: 2000 – 256 с.

12. Синкевич Е. А. Физкультура для малышей СПб : 2003 – 48 с.

13. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья . СПб. 2004 – 87 с.

14. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе . М : 2003 - 143 с.

15. Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: 2003 – 114 с.

ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА.

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные под ходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.

Раздел 1

1.1 Общие положения

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучия. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам здоровья.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от З до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

1. 2. Цель программ

Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Законы Ставропольского края «Об образовании», «О здраво охранении».

3. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным по- становлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

5. Устав образовательного учреждения.

1.4. Ожидаемые результаты

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

З. Овладение навыками самооздоровления.

4. Снижение уровня заболеваемости.

1.5. Объекты программы

Дети дошкольного образовательного учреждения. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение. Педагогический коллектив образовательного учреждения.

Раздел 2

Основные принципы программы

1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

Решение оздоро- вительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

– реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня

Раздел 3

Профилактическое

1 .Обеспечение благоприятного течения адаптации;

2. Выполнение сангигиенического режима;

3 .Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

4. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;

5. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное

1 . Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;

3. Составление индивидуальных планов оздоровления;

4 . Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

5 . Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Лечебное

1. Противорецедивное лечение хронических заболеваний;

2. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;

3 . Дегельминтизация;

4. Антиструминопрофилактика эндемического зоба;

5 . Химиопрофилактическое лечение тубинфицированных детей;

6. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

Раздел №4

Ответственные

Приобретение необходимого оборудования:

Медицинского (фитоаэроионизатор, люстры Чижевского, витафон, тубус-кварц);

Технологического (духовой шкаф);

Спортивного (малые тренажеры, мячи, сухой бассейн);

Мебели (стулья)

Зам. зав, по АХР

Осуществление ремонта:

Пищеблока; прачечного комплекса;

Коридоров;

Игровых площадок

Зам. зав, по АХР

Оборудование помещений:

Зимнего сада;

Уголка ОБЖ;

Прогулочной площадки в здании;

Мини-музея;

Сенсорной комнаты

Зам. зав. по УВР Специалисты

Введение дополнительных услуг:

Музыкально-театральной деятельности; художественного труда;

Спортивной борьбы;

Художественной гимнастики;

Занимательной психологии

Зам. зав. по УВР Специалисты

Открытие клуба здоровья для педагогов «Надежда»

Воспитатель по физо

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ)

Зам. зав, по АХР

Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей

Администрация

Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в УВП

Зам. зав, по УВР

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:

Ароматерапия Г. Лавреновой;

Сеансы самооздоровления В.Т. Кудрявцева; энергетическая гимнастика Н. Семеновой, М. Перепелицица;

Учебная гимнастика П. Деннисона;

Спецзакаливание А. Уманской;

Парадоксальная гимнастика А. Стрельниковой;

Психофизическое раскрепощение и оздоровление в

структурах учебного процесса В. Базарного;

Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева;

ВЛГД Бутейко;

Зам, зав, по УВР

Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики валеологической культуры детей по возрастным группам

Зам, зав, по УВР

Введение специальных занятий (экономические, ОБЖ, ритмика)

Специалисты

Проведение валеологизации всего учебного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, длительность занятий, санитарно-гигиенические условия)

Зам. зав. по УВР

Проведение упорядочения учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введение дней радости, каникул, гибкий график занятий)

Зам, зав. по УВР

Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей (Кодекс жизни группы, Кодекс чести педагога)

Воспитатели

Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей

Воспитатели

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, журналов; проведение цикла лекций, оказание консультативного пункта, «телефон доверия»)

Воспитатели

Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей

Участие в эксперименте по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Раздел № 5

Формы и методы

Обеспечение здорового ритма жизни

Щадящий режим (адаптационный период);

Гибкий режим;

Организация микроклимата и стиля

жизни группы на основании Кодекса;

Учет лунного ритма;

Учет биоритмов;

Коррекция биоритмологической активности

Физические упражнения

Утренняя гимнастика;

Физкультурно-оздоровительные занятия;

Подвижные и динамичные игры;

Профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);

Спортивные игры;

Занятия в спортивных секциях;

Терренкур (дозированная ходьба);

Пешие прогулки

Гигиенические и водные процедуры

Умывание;

Мытье рук;

Местный и общий душ;

Игры с водой;

Обеспечение чистоты среды;

Посещение бассейна

Свето-воздушные ванны

Проветривание помещений (в том числе сквозное);

Сон при открытых фрамугах;

Прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»);

Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Активный отдых

Развлечения, праздники;

Игры-забавы;

Дни здоровья;

Каникулы

диетотерапия

Рациональное питание;

Индивидуальное меню (аллергия,ожирение, хронические заболевания)

Свето- и цветотерапия

Обеспечение светового режима;

Цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса

Музтерапия

музтеатральная деятельность

Музсопровождение режимных моментов;

Музоформление фона занятий;

Музтеатральная деятельность;

Хоровое пение (в том числе звуковое)

Аутогренинг и психогимнастика

Игры-тренинги на подавлению отрицательных эмоций и снятие невротических состояний.

Коррекция поведения;

Учебная гимнастика

Спецзакаливание

Босоножье;

Игровой массаж;

Обширное умывание;

Дыхательная гимнастика

Пропаганда ЗОЖ

Эколого-валеологический театр;

Периодическая печать;

Курс лекций и бесед;

Спецзанятия (ОБЖ)

Наименование мероприятий

Дозировка

Коктейль «Воздушный» (кислородный)

1 ч.л. 1 р. в день

ежедневно.

Лимонная долька с медом «Сластена»

1 ч. л. 1р. в день

ежедневно.

Витамин С

Лечебная смазка носика (оксалиновая мазь)

- «Волшебная приправа» (фитонциды - лук, чеснок)

0,05 -1 р. в день ежедневно

2р. в день ежедневно

В обед ежедневно

Орошение зева солевым раствором

Ежедневно после обеда.

медработника с родителями

методик, технологий в ДОУ

Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка

Педагогико-психолого- медицинская оценка эффективности и прогноз результативности

Мониторинг детей

Спецопрос педагогов, родителей.

6. Показ результатов.

Открытые мероприятия.

Выступления.

Наглядный материал.

7. Выводы и предложения.

ИГРОВОЙ МАССАЖ

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-З раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывал их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем покрыль ям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательным пальцем и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

З. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Носик ты быстрей найди, Тете _______ покажи.

Надо носик очищать, На прогулку собирать.

Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй

Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.

Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует при лив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем - растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытъе рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

З. Заключительный этап

дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю, друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется про водить в игровой форме 2- 3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если меша ют волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного паль цев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

д) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

З. Заключительный момент

дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7- 8 раз, для малы шей достаточно 5- б раз. действия можно сопровождать стихами

Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра, Наступила ти-щи-на!

Закаливающий массаж подошв

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стон делается ежедневно. Если массирование стоны валиком или скалкой проводится утром и вече ром по 3- 10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

« Поиграем с ножками»

1. Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

6) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).

2. Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стону граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стону вверх с произвольным падением вниз.

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3. Заключительный этап

а) Погладить всю стону от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем

И массаж подошв начнем.

На каждую ножку крема понемножку.

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!

Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся

И не отвлекайся.

По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно - Это всем давно понятно.

Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

Потом попробуй, догони!

Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда.

Раз - сгибай, два - выпрямляй

Ну, активнее давай!

Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

Скажем все: «Спасибо!»

Ноженькам своим.

Будем их беречь мы

И всегда любить.

Обширное умывание

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Умывайка»

«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» - обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» - ополаскивает руки.

«Девять»- отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» - вытирает руки насухо

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз - обмоем кисть руки,

Два - с другою повтори.

Три - до локтя намочили,

Четыре - с другою повторили.

Пять - по шее провели,

Шесть - смелее по груди.

Семь - лицо свое обмоем, Восемь - с рук усталость смоем.

Девять - воду отжимай,

Десять - сухо вытирай.

«Босонож

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Виды ходьбы и дозировка

Типы детей с учетом

«Жаворонки» - рано встают. У них хорошее настроение. Они веселы, бодры, активны. В первой половине дня они легко справляются со сложностями жизни, охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. дети быстро устают, с трудом воспринимают про исходящее, К вечеру они вялы, сопливы, капризны, рано ложатся спать.

« Совы» - полная противоположность «жаворонкам». Эти дети с трудом просыпаются и с трудом встают. Им тяжело настроиться на ритм дня. Они вялы, апатичны, малоактивны. Сложный материал усваивают с трудом. Но во второй половине дня активность их возрастает, они преображаются, охотно выполняют задания, легко с ними справляются. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.

У (голубей) отсутствуют ярко выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков», У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и подвижны целый день. Смена частей суток не отражается на их активности. Для «голубей» редкими являются проблемы пробуждения и засыпания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ

Программа оздоровления детей в условиях ДОУ

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные под ходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.

Раздел 1

1.1 Общие положения

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучия. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам здоровья.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от З до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

1. 2. Цель программ

Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья .

1. 3. Законодательно-нормативное обеспечение программы

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Законы Ставропольского края «Об образовании», «О здраво охранении».

3. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным по- становлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

5. Устав образовательного учреждения.

1.4. Ожидаемые результаты

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

З. Овладение навыками самооздоровления.

4. Снижение уровня заболеваемости.

1.5. Объекты программы

Дети дошкольного образовательного учреждения. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение. Педагогический коллектив образовательного учреждения.

Раздел 2

Основные принципы программы

1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности - решение оздоро- вительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4.Принцип результативности и гарантированости – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня

Раздел 3

Профилактическое

1 .Обеспечение благоприятного течения адаптации;

2. Выполнение сангигиенического режима;

3 .Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

4. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;

5. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное

1 . Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;

3. Составление индивидуальных планов оздоровления;

4 . Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

5 . Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Лечебное

1. Противорецедивное лечение хронических заболеваний;

2. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;

3 . Дегельминтизация;

4. Антиструминопрофилактика эндемического зоба;

5 . Химиопрофилактическое лечение тубинфицированных детей;

6. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

Раздел №4

4.1 Техническое и кадровое обеспечение.

Ответственные

Приобретение необходимого оборудования:

Медицинского (фитоаэроионизатор, люстры Чижевского, витафон, тубус-кварц);

Технологического (духовой шкаф);

Спортивного (малые тренажеры, мячи, сухой бассейн);

Мебели (стулья)

Зав. ДОУ

Зам. зав, по АХР

Осуществление ремонта:

Пищеблока; прачечного комплекса;

Коридоров;

Игровых площадок

Зав. ДОУ

Зам. зав, по АХР

Оборудование помещений:

Зимнего сада;

Уголка ОБЖ;

Прогулочной площадки в здании;

Мини-музея;

Сенсорной комнаты

Зам. зав. по УВР Специалисты

Введение дополнительных услуг:

Музыкально-театральной деятельности; художественного труда;

Спортивной борьбы;

Художественной гимнастики;

Занимательной психологии

Зам. зав. по УВР Специалисты

Открытие клуба здоровья для педагогов «Надежда»

Воспитатель по физо

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ)

Зам. зав, по АХР

4.2. Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение

Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей

Администрация

Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в УВП

Зам. зав, по УВР

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:

Ароматерапия Г. Лавреновой;

Сеансы самооздоровления В.Т. Кудрявцева; энергетическая гимнастика Н. Семеновой, М. Перепелицица;

Учебная гимнастика П. Деннисона;

Спецзакаливание А. Уманской;

Парадоксальная гимнастика А. Стрельниковой;

Психофизическое раскрепощение и оздоровление в

структурах учебного процесса В. Базарного;

Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева;

ВЛГД Бутейко;

Зам, зав, по УВР

Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики валеологической культуры детей по возрастным группам

Зам, зав, по УВР

Введение специальных занятий (экономические, ОБЖ, ритмика)

Специалисты

Проведение валеологизации всего учебного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, длительность занятий, санитарно-гигиенические условия)

Зам. зав. по УВР

Проведение упорядочения учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введение дней радости, каникул, гибкий график занятий)

Зам, зав. по УВР

Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей (Кодекс жизни группы, Кодекс чести педагога)

Воспитатели

Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей

Воспитатели

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, журналов; проведение цикла лекций, оказание консультативного пункта, «телефон доверия»)

Воспитатели

Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей

Зав. ДОУ

Участие в эксперименте по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Зав. ДОУ

Раздел № 5

Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

Обеспечение здорового ритма жизни

Щадящий режим (адаптационный период);

Гибкий режим;

Организация микроклимата и стиля

жизни группы на основании Кодекса;

Учет лунного ритма;

Учет биоритмов;

Коррекция биоритмологической активности

Физические упражнения

Утренняя гимнастика;

Физкультурно-оздоровительные занятия;

Подвижные и динамичные игры;

Профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);

Спортивные игры;

Занятия в спортивных секциях;

Терренкур (дозированная ходьба);

Пешие прогулки

Гигиенические и водные процедуры

Умывание;

Мытье рук;

Местный и общий душ;

Игры с водой;

Обеспечение чистоты среды;

Посещение бассейна

Свето-воздушные ванны

Проветривание помещений (в том числе сквозное);

Сон при открытых фрамугах;

Прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»);

Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Активный отдых

Развлечения, праздники;

Игры-забавы;

Дни здоровья;

Каникулы

диетотерапия

Рациональное питание;

Индивидуальное меню (аллергия,ожирение, хронические заболевания)

Свето- и цветотерапия

Обеспечение светового режима;

Цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса

Музтерапия

музтеатральная деятельность

Музсопровождение режимных моментов;

Музоформление фона занятий;

Музтеатральная деятельность;

Хоровое пение (в том числе звуковое)

Аутогренинг и психогимнастика

Игры-тренинги на подавлению отрицательных эмоций и снятие невротических состояний.

Коррекция поведения;

Учебная гимнастика

Спецзакаливание

Босоножье;

Игровой массаж;

Обширное умывание;

Дыхательная гимнастика

11 .

Пропаганда ЗОЖ

Эколого-валеологический театр;

Периодическая печать;

Курс лекций и бесед;

Спецзанятия (ОБЖ)

Лечебно-оздоровительных мероприятий

Наименование мероприятий

Дозировка

Коктейль «Воздушный» (кислородный)

1 ч.л. 1 р. в день

Ежедневно.

Лимонная долька с медом «Сластена»

1 ч. л. 1р. в день

Ежедневно.

Витамин С

Лечебная смазка носика (оксалиновая мазь)

- «Волшебная приправа» (фитонциды - лук, чеснок)

0,05 -1 р. в день ежедневно

2р. в день ежедневно

В обед ежедневно

Орошение зева солевым раствором

Ежедневно после обеда.

Модель взаимодействия педагога - психолога и

Воспитателя с родителями для повышения

Эффективности коррекции работы

Модель стратегии и тактики работы воспитателя и

Медработника с родителями

Структура внедрения здоровьесберегающих

Методик, технологий в ДОУ

1. Ознакомление с теоретическими основами методики, технологии

- Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка

Педагогико-психолого- медицинская оценка эффективности и прогноз результативности

2. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.

3. Создание условий и оформления необходимого материала.

4. Включение методики в педагогический процесс.

5. Анализ результатов использования.

Мониторинг детей

Спецопрос педагогов, родителей.

6. Показ результатов.

Открытые мероприятия.

Выступления.

Наглядный материал.

7. Выводы и предложения.

ИГРОВОЙ МАССАЖ

Интерпретация и адаптированный вариант методик

Спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-З раза в день.

« Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывал их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем покрыль ям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательным пальцем и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

З. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Носик ты быстрей найди, Тете _______ покажи.

Надо носик очищать, На прогулку собирать.

Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй

Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.

Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует при лив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем - растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытъе рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

З. Заключительный этап

дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю, друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется про водить в игровой форме 2- 3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если меша ют волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного паль цев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

д) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

З. Заключительный момент

дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7- 8 раз, для малы шей достаточно 5- б раз. действия можно сопровождать стихами

Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра, Наступила ти-щи-на!

Закаливающий массаж подошв

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стон делается ежедневно. Если массирование стоны валиком или скалкой проводится утром и вече ром по 3- 10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

« Поиграем с ножками»

1. Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

6) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).

2. Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стону граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стону вверх с произвольным падением вниз.

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3. Заключительный этап

а) Погладить всю стону от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем

И массаж подошв начнем.

На каждую ножку крема понемножку.

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!

Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся

И не отвлекайся.

По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно - Это всем давно понятно.

Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

Потом попробуй, догони!

Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда.

Раз - сгибай, два - выпрямляй

Ну, активнее давай!

Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

Скажем все: «Спасибо!»

Ноженькам своим.

Будем их беречь мы

И всегда любить.

Обширное умывание

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Умывайка»

«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» - обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» - ополаскивает руки.

«Девять»- отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» - вытирает руки насухо

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз - обмоем кисть руки,

Два - с другою повтори.

Три - до локтя намочили,

Четыре - с другою повторили.

Пять - по шее провели,

Шесть - смелее по груди.

Семь - лицо свое обмоем, Восемь - с рук усталость смоем.

Девять - воду отжимай,

Десять - сухо вытирай.

«Босонож

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Подготови-тельная группа

Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли.

От 5 мин и неограниченно

Свободный бег и ходьба в группе

5 – 30 мин.

Типы детей с учетом

Биоритмологической активности

«Жаворонки» - рано встают. У них хорошее настроение. Они веселы, бодры, активны. В первой половине дня они легко справляются со сложностями жизни, охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. дети быстро устают, с трудом воспринимают про исходящее, К вечеру они вялы, сопливы, капризны, рано ложатся спать.

« Совы» - полная противоположность «жаворонкам». Эти дети с трудом просыпаются и с трудом встают. Им тяжело настроиться на ритм дня. Они вялы, апатичны, малоактивны. Сложный материал усваивают с трудом. Но во второй половине дня активность их возрастает, они преображаются, охотно выполняют задания, легко с ними справляются. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.

У (голубей) отсутствуют ярко выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков», У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и подвижны целый день. Смена частей суток не отражается на их активности. Для «голубей» редкими являются проблемы пробуждения и засыпания.

Довести до сведения, кого мы называем опасными людьми. Объяснить , какую угрозу они представляют при встрече. Рассказать о работе сотрудников милиции

2.Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними

Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях

3. Чем опасны малознакомые ребята

Объяснить детям, какие неприятности, случаются при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей

4. Если тебе угрожает опасность.

Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома.

Ребенок и природа

5. Сигналы опасности природы

Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты). Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности

б. Когда съедобное ядовитое

Обратить внимание на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи.

7. Контакты с животными могут быть опасными

Познакомить детей, чем опасны контакты с больными животными. Объяснить им, как определить больных животных по внешнему виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами.

8.О пользы и вреде воды

Углубить представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде.

Ребенок дома

9.Наши помощники и враги дома.

Дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться, чтобы они четко соблюдали инструкции и запреты на использование ими.

10. Пожарная безопасность

Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Рассказать о работе пожарной службы.

11. Экстремальные ситуации в быту, Правила поведения.

Довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в квартире. Научить их правильным действиям в таких ситуациях. Познакомить с работой службы 04.

Здоровье

Ребенка

12. Ценности здорового образа жизни

Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним.

13. Поговорим о болезни

Расширить и углубить знания детей о бо- лезнях (инфекционных и простудных заболеваниях), их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний.

14. Изучаем свой организм

Продолжать изучать с детьми строение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем.

15. Прислушиваемся к своему организму

Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым.

16. Правила первой помощи. Уход за больными

Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. На- учить детей первоначальным навыкам ухода за больным.

Эмоцио- нальное благопо- лучие ре- бенка

17. Конфликты и ссоры

Познакомить детей с понятиями «кон- фликт «ссора», с причинами их возникновения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие.

18. добро и зло

Учить детей различать добро и зло. Побуждать их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих

19. Страхи

Выяснить с детьми ситуации, вызывающие у них страх. Обратить внимание, как страх отрицательно влияет на человека, на его поведение. Убедить их в необходимости бороться.

20. Помоги себе сам

Продемонстрировать детям, как может меняться у человека настроение. Рассказать, как оно отражается на состоянии здоровья. Познакомить детей с приемами АТ

Ребенок на улицах

21. Город и улицы

Расширить представления детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам. Познакомить с «островом безопасности»

22. Виды транспорта и спецмашины

Дать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о видах транс- порта (водный, воздушный, наземный, подземный) и преимуществах при движении спецмашин. Довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля» и способствовать осознанию его при перебежке перед едущим транспортом.

23. дорожные знаки

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками (запрещающие, предупреждающие и т.п.), их назначением. Расширять представление о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам.

24. Правила поведения в транспорте

Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать их осознанию