Почему нужно есть твердую пищу. Как научить ребёнка жевать: практические советы и рекомендации

Перевод ребенка с питания готовыми смесями и грудным молоком на взрослую еду для многих родителей является проблемой, так как малыш никак не может научиться пережевывать пищу, капризничает, отказывается от новых продуктов, выплевывает то, что не может проглотить без пережевывания. Естественно, родители переживают, что он недоедает, сомневаются, сможет ли он нормально развиваться. Как долго это будет продолжаться, и есть ли какие-то секреты, помогающие научить малыша жевать?

  1. Позднее начало прикорма. Некоторые мамы слишком буквально понимают рекомендации врачей о том, что полезнее грудного молока нет ничего, что не следует отлучать малыша от груди как можно дольше. После 1 года он начинает активно сопротивляться жеванию кусочков пищи, так как знает более легкий способ насытиться.
  2. Опасения родителей, что малыш может подавиться, если давать ему неизмельченную пищу. Чрезмерная осторожность родителей приводит к тому, что ребенок 2 лет, если не отказывается от пищи совсем, то накапливает ее во рту, а затем выплевывает.
  3. Отсутствие навыка пользования прорезывателями для зубов. Эти резиновые приспособления, которые крохе удобно схватить ручкой, не только массируют десна, облегчая процесс прорезывания, но и приучают его совершать жевательные движения деснами.
  4. Занятость или слабохарактерность родителей. Им некогда заниматься подолгу процессом кормления, легче дать малышу то, что он любит. Он быстро привыкает к уступчивости папы или мамы и требует привычную еду.
  5. Повышенная активность ребенка. Он не может сосредоточиться на процессе пережевывания и проглатывания еды, не может усидеть долго на одном месте, хватает еду на ходу, выбирая то, что жевать не нужно.

Видео: Что делать, если ребенок не может жевать

Что предпринять родителям, чтобы учить малыша жевать

Чтобы научить ребенка жевать как мягкую пищу, так и твердые кусочки, необходимо постепенно добавлять в питание блюда с более крупными частицами пищи. Например, в супчик можно постепенно добавлять мягкий хлеб, чтобы ребенок почувствовал на языке кусочки еды. Конечно, надо тщательно следить за тем, чтобы малыш не подавился. Давать ему пищу надо маленькими порциями. Ребенок должен сидеть за столом спокойно. Нельзя отвлекать малыша во время еды, смешить.

Изобретение готового питания для малышей, конечно, значительно облегчает жизнь родителей. В баночках находится "правильная" еда, в которой есть все необходимые витамины, строго рассчитано количество различных полезных веществ. Однако, покупая такую пищу, нужно обязательно обращать внимание, на какой возраст рассчитана кашка или пюре. Для детишек постарше готовится более густая еда с добавлением кусочков покрупнее.

Примечание: Самостоятельное приготовление пищи для ребенка, да еще и с его посильным участием, повышает интерес к еде, способствует улучшению аппетита.

Видео: Как приучить ребенка к твердой пище

Почему малышу необходимо научиться жевать к 2 годам

Переход на более твердую пищу, которую необходимо пережевать, чтобы съесть, является естественным физиологическим процессом, связанным с развитием различных систем организма. Пищеварительная система постепенно привыкает к перевариванию твердой еды. Потребность в полезных веществах растет. Удовлетворить ее может разнообразная "взрослая" пища.

Если ребенок не приучится к нормальной еде, то будет нарушено питание всех тканей его организма. Это сказывается на его физическом и интеллектуальном развитии . Если проблема с жеванием все же существует, то не стоит паниковать. Научить малыша жевать кусочки пищи помогут некоторые специальные приемы.

Совет: Можно дать малышу вареную морковку или куриную ножку. Их удобно держать и интересно потянуть в рот.

Опытные родители делятся своими методами по преодолению проблемы на форумах, посвященных воспитанию и кормлению детей. Некоторые советуют пустить все на самотек: вырастет, научится. Другие, наоборот, предлагают шоковую терапию: не давать есть, но оставить взрослую еду в пределах его досягаемости. Захочет кушать, достанет и поест.

Доктор Комаровский дает простые советы родителям, столкнувшимся с нежеланием малыша пережевывать пищу, как научить ребенка жевать.

В частности, он подсказывает, что папе с мамой необязательно сразу соглашаться с упрямым требованием крохи дать ему привычную протертую еду. Родители должны проявить артистизм, изобразить сожаление по поводу того, что блендер сломался или в магазине кончились баночки с мясным пюре. В крайнем случае, можно выдать малышу вилочку, чтобы он размял кусочки картошки. Это ему наверняка понравится, хотя отсутствие навыка может привести к тому, что половина пюре будет на полу. Но это уже проблема родителей. Зато ребенок в следующий раз будет требовать именно такую «интересную» еду, запихивая ее в ротик (вилочка должна быть специальная - пластмассовая, с тупыми зубьями).

Чтобы малыш научился пережевывать пищу, надо дать ему вкусное и красивое печение или кусочек сладких фруктов, которые ему нравятся. Подойдет бублик. Некоторые родители дают детям уже в возрасте 5-6 месяцев сушки или детское печенье. В этом возрасте, как правило, зубов еще нет, но ребенок трудится над сушкой, потому что ощущает приятный вкус. Он ее размачивает во рту, откусывает деснами маленькие кусочки, учится жевать и проглатывать их. Сушки надо давать не столько для насыщения, сколько для развития жевательного рефлекса. Потом, когда появятся первые зубки, малышу будет труднее привыкать к такой полезной и вкусной игрушке. Деснами ему кусать неудобно, а зубиков маловато.

Комаровский рекомендует попробовать накормить ребенка в детском кафе. Он будет смотреть, с каким аппетитом едят другие дети, и ему самому захочется попробовать такую еду. К тому же привычной протертой кашки или овощного пюре там не подают.


Существует множество причин, по которым может оказаться трудно пережевывать пищу. Это может быть недавно перенесенная стоматологическая операция (например, депульпирование или удаление зуба), перелом челюсти или лицевых костей черепа (при этом челюсть могут закрепить проволокой), либо повышенная чувствительность после установки ортодонтических скоб. Кроме того, способность жевать может нарушиться в результате лечения рака или хирургической операции на голове или шее. И хотя для соблюдения здоровой и хорошо сбалансированной диеты способность жевать не обязательна, ее отсутствие затрудняет правильное питание и доставляет определенные неудобства. Тем не менее, если вы уделите немного больше внимания своему рациону и приготовлению пищи, то сможете и дальше придерживаться здоровой диеты.

Шаги

Подготовка к ограниченной диете

    Проконсультируйтесь с врачом. Врач объяснит вам, от какой пищи следует воздержаться, а какая подойдет вам (мягкая и кашеобразная или в виде пюре и жидкости). Кроме того, врач скажет, как долго вам придется соблюдать новую диету.

    • Попросите врача подробно описать, что можно и чего нельзя вам есть. Постарайтесь, чтобы не осталось неясных моментов. Лучше лишний раз переспросить, чем потом съесть что-либо, что вызовет боль или усугубит травму.
    • Поинтересуйтесь также, не угрожает ли вам дефицит питательных веществ, и есть ли такие продукты, которые необходимо употреблять ежедневно или наоборот, от которых следует полностью отказаться.
    • Полезно также проконсультироваться с профессиональным диетологом. Специалист по питанию предложит подходящую вам диету, посоветует определенные продукты или составит соответствующий план питания. Попросите своего врача порекомендовать вам хорошего диетолога.
  1. Составьте план питания. Этот план поможет вам придерживаться измененной или ограниченной диеты. С его помощью вы сможете планировать как свой ежедневный рацион, так и питание в более долгосрочной перспективе.

    • Составьте список необходимых продуктов на неделю. Вероятно, вам придется проявить фантазию и подумать над различными рецептами, особенно если вы планируете соблюдать ограниченную диету в течение продолжительного периода времени.
    • При мягкой диете дневной рацион может выглядеть следующим образом: овсяная каша на завтрак, тушеная говядина на обед и мясной рулет с подливой и распаренной брокколи на ужин.
    • В случае пюреобразной и жидкой диеты дневной рацион может выглядеть следующим образом: йогурт с пюре из персиков на завтрак, зеленый смузи из молока, замороженных фруктов, шпината и протеинового порошка на обед и суп из черной фасоли на ужин.
    • Возможно, у врача окажется под рукой готовый план питания. В этом случае попросите у него копию и используйте ее в качестве образца при составлении собственного плана.
  2. Посетите супермаркет. После того, как вы проконсультируетесь с врачом и составите план питания, наведайтесь в супермаркет и запаситесь необходимыми продуктами. Если у вас будут под рукой соответствующие продукты, вам легче будет соблюдать намеченную диету.

  3. Приобретите соответствующий кухонный инвентарь. С подходящим кухонным оборудованием вам легче будет соблюдать намеченную диету. Кроме того, это расширит выбор возможных продуктов и разнообразит ваше меню.

    • Прекрасным инструментом является кухонный комбайн - с его помощью вы сможете измельчать плотную и твердую пищу и превращать ее в пюре. Он позволит вам готовить пюре из различных фруктов и овощей и мелко рубить белковую пищу (морепродукты, куриное или красное мясо). Кухонный комбайн пригодится в том случае, если вам можно есть не только пюре, но и мелко измельченные продукты.
    • Если вам подходит лишь пюреобразная и жидкая пища, используйте блендер. С его помощью можно перерабатывать множество различных продуктов. Блендер хорош и тем, что позволяет делать пюре и смузи из самых разных сырых и твердых продуктов. Например, можно приготовить однородный смузи из сырого шпината.
    • Медленноварку хорошо использовать в тех случаях, когда пищу необходимо как следует размягчить и придать ей кашеобразный вид. Как следует из названия, в данном устройстве пища готовится очень долго, после чего ее легко разжевать.

    Предупреждения

    • Слишком продолжительная жидкая диета может быть утомительной и небезопасной для здоровья. Регулярно посещайте своего врача или стоматолога, чтобы он наблюдал за состоянием вашего здоровья и мог вовремя определить, когда вам можно перейти на твердую пищу.
Как добавить рецепт

Делиться своими рецептами в «Кулинарном клубе Valio» очень просто – нужно только заполнить короткую форму. Перед заполнением ознакомьтесь с простыми правилами оформления рецептов.

Название рецепта

Название вашего рецепта должно быть уникальным. Заранее проверьте в поиске сайта, использовалось ли уже ваше название. Если вы находите 100% сходство – проявите фантазию и переформулируйте свое название. Например, вместо названия «Борщ» напишите «Русский борщ» или «Борщ с грибами». Ориентируетесь в своем названии на тип блюда и его ингредиенты. Название должно быть понятным и по возможности коротким.

Краткий анонс

В этой графе вы можете рассказать другим пользователям почему публикуете именно этот рецепт или в чем его особенность/исключительность.

Время приготовления

Укажите общее время приготовления блюда (без учета ожидания).

На конкурс

Если в настоящий момент мы проводим конкурс рецептов и вы хотите, чтобы ваш рецепт участвовал в нем, поставьте галочку. Ингредиенты Valio

Если в своих рецептах вы используете продукты Valio, уточните какие и в какой пропорции. Наш каталог поможет вам быстро найти нужный ингредиент. Впишите первые буквы продукта в поле и затем выберите нужное из выпадающего списка. Если вы использовали молочные продукты других производителей, попробуйте найти альтернативные продукты в линейке продукции Valio и укажите их.

Другие ингредиенты

Введите в этом поле все оставшиеся ингредиенты из вашего рецепта по очереди, от самого важного продукта к второстепенному. Впишите первые буквы продукта в поле и затем выберите нужное из выпадающего списка. Не забудьте указать необходимую дозировку. Не отчаивайтесь, если не смогли найти нужный продукт в нашем кулинарном каталоге. Вы можете сами «добавить свой продукт» в наш каталог, нажав на соответствующий линк. Убедитесь, пожалуйста, заранее, что необходимый продукт отсутствует. Вспомните о различиях в названиях, например, «помидор» и «томат».

Как готовить

Это поле предназначено для самого рецепта. Постарайтесь описать рецепт пошагово, отделяя каждый шаг клавишей «Enter». Наш кулинарный клуб приветствует уникальность в текстах. Рецепты, скопированные с других источников, не пройдут модерацию. Когда подавать?

Чтобы пользователи узнали о вас чуть больше, заполните о себе краткую анкету, если вы не заполнили её ранее.

Перед публикацией рецепта воспользуйтесь клавишей «Предпросмотр», чтобы убедиться, что все поля заполнены и нет ошибок.

«Кулинарный клуб Valio» оставляет за собой право модерации рецептов перед загрузкой их на сайт. Заполнив форму, вы соглашаетесь с тем, что ваш рецепт будет рассмотрен модератором и только после его проверки на соответствия правилам заполнения отобразится на сайте. Модератор также имеет право вносить свои коррективы в рецепты в том случае, если они написаны с грамматическими или стилистическими ошибками, а также в случае необходимости любого смыслового корректирования текста или изображений. Рецепты, скопированные с других сайтов, модерацию не проходят.

Спасибо за ваш рецепт!

Первый способ приема пищи младенцем – сосание, с его помощью начинается подготовка мышечного аппарата челюстей. Проблема, как научить ребенка жевать, обычно возникает к двум годам, когда уже пора есть твердую пищу с общего стола, а малыш упрямится и соглашается питаться только пюрированными продуктами. Причина отказа жевать еду — пропущенные этапы в формировании жевательного рефлекса, который в норме должен следовать за . В идеале, первые тренировки стоит начинать одновременно с . Тогда уже к году малыш научится измельчать пищу и сможет расширить свой рацион.

Жевательный рефлекс ребенка — что это такое

Жевательный рефлекс представляет собой процесс откусывания, дробления, перетирания пищи в полости рта. Зубы и верхняя челюсть играют в этом деле пассивную роль. Чтобы жевать еду, мы пользуемся мускулатурой нижней челюсти. Эти мышцы очень сильные. Например, у мужчин давление коренных зубов — от 30 до 90 кг.

Сокращение жевательных мышц обеспечивается рефлекторным путем. После попадания еды в рот вкусовые, температурные, тактильные рецепторы раздражаются и посылают импульсы в мозг. Регулировка движения челюстей, силы сдавления осуществляется центральной нервной системой. Считается, что рефлекс, благодаря которому мы может жевать, обеспечивается в рефлекторном центре продолговатого мозга, а высший центр жевания находится в коре.

Чтобы качественно измельчать твердую пищу, мы совершаем множество скоординированных между собой движений, часть которых регулируется условными рефлексами. Как известно, эти рефлексы не появляются при отсутствии потребности в них. То есть, если всегда кормить ребенка перетертой едой, потребности начать жевать у него не возникнет.

Если регулярно давать здоровому малышу кусочки еды, он обязательно рано или поздно научится ее жевать. Даже самые упрямые дети максимум к 5 годам переходят на взрослый рацион. Для чего же тогда приучать ребенка к твердой пище уже на первом году жизни? Почему по нормам малыш в 1,5-2 года должен жевать и глотать так же, как и взрослый человек? Дело в том, что процесс жевания напрямую связан с развитием челюсти и системы пищеварения.

Если годами давать ребенку только измельченную еду, его развитие нарушается:

  1. Когда ребенок начинает жевать еду, кровоснабжение его десен увеличивается, а значит, растущие зубы получают больше питания, становятся более крепкими и здоровыми. Ограничение нагрузки на челюсть ухудшает состояние зубов, препятствует формированию правильного прикуса и может привести малыша в кабинет стоматолога.
  2. С ростом ребенка развиваются и его органы пищеварения. Для переваривания твердой пищи нужно больше слюны и ферментов. Есть риск, что позднее начало жевания приведет к сбоям процессов пищеварения во взрослой жизни.
  3. При помощи мышц челюсти мы может не только жевать еду, но и разговаривать. Измельчение пищи зубами, передвижение ее кусочков по рту при помощи языка готовит малыша к четкому произнесению звуков. Как правило, дети, которые отказываются жевать еду, имеют и логопедические проблемы.

Когда дети должны нормально жевать и глотать

Вводя прикорм, внимательно следя за питательной ценностью и безаллергенностью детского меню, многие родители забывают о необходимости обучить ребенка жевать еду, глотать маленькие кусочки. Вся пища как минимум до года измельчается блендером. Неподкрепленный практическими занятиями жевательный рефлекс в это время постепенно затухает.

Родителям, которые хотят не пропустить важный момент формирования новых навыков у ребенка и научить его жевать пищу, будет полезна информация от ВОЗ:

Возраст Развитие умения жевать еду Степень измельчения продуктов
5 месяцев Появляются первые рефлекторные жевательные движения. Тогда же рвотный рефлекс «отодвигается» глубже, к задней трети языка. В это время дети уже готовы физиологически держать мягкую пищу во рту и могут начинать учиться ее жевать и глотать.
7-12 месяцев Формирование навыков кусания и пережевывания. Язык учится совершать боковые движения, продвигать пищу к зубам. В 1 год здоровый ребенок физиологически способен есть не измельченные блендером каши, мелко нарезанные фрукты и овощи. .
до 2 лет Малыш умеет хорошо жевать еду. Разрешена пища с общего стола, естественно, с учетом ее состава. В два года ребенок умеет откусывать и жевать свежие фрукты и овощи. Единственный продукт, который еще может требовать измельчения – жесткое мясо.

Почему ребенок не жует пищу

По мнению педиатров, неумение жевать очень распространено. Раньше ребенку давали кусочек жесткого яблока или сушку еще до появления передних зубов. Сейчас зубки начинают расти немного раньше, а сроки прикорма, наоборот, отодвинулись. Первый раз малыш получает пищу, когда у него уже есть пара, а то и 4 зуба. Жевать еду ими еще нельзя, но и массировать десны твердой пищей уже не получается. В итоге первые рефлексы не закрепляются, а полноценно жевать малыш начинает учиться только к моменту обзаведения полным ртом зубов.

Причины неумения жевать пищу:

  1. Физиология: сбои в работе ЖКТ, проблемы в горле и полости рта. Заболевания, которые могут препятствовать жеванию, обнаруживаются в ходе диспансеризаций. Даже если ребенок кажется вам полностью здоровым, не стоит избегать регулярных осмотров врачей.
  2. Неврологические нарушения. Помимо отсутствия жевания, для них характерны и другие признаки, которые обнаруживаются на ранних сроках.
  3. Нежелание бороться с трудностями, как со стороны ребенка, так и его родителей. Маме нужно немало выдержки и времени, чтобы контролировать прием твердой пищи, а затем отмывать и малыша, и все вокруг. Дети же легко манипулируют родителями: если можно покапризничать и тебе выдадут привычное пюре вместо непонятных кусочков, то зачем напрягаться? Если есть подозрение, что малыш и слышать не желает о том, чтобы глотать кусочки или жевать, исключительно из-за лени, придется проявить последовательность и даже строгость. Однако и переусердствовать тоже нельзя, чтобы не сформировать у ребенка боязнь новой пищи.
  4. Резкий переход с пюре на кусочки. Теоретически, малыш после года должен успешно жевать еду, но не стоит забывать, что новые навыки формируются постепенно. Большого ребенка придется учить, как младенца: начиная с добавления в привычное пюре несколько мелких мягких кусочков.
  5. Препятствие формированию навыков жевания в младенчестве. Начиная с 5 месяцев, дети постоянно что-то суют в рот. Они не просто чешут десны, в это время формируются умение прижать предмет челюстью, ощупать и подвинуть языком. Если постоянно вынимать изо рта ребенка его ручки, погремушки, не давать или ниблер, навыки не сформируются.

По мнению педиатра и популярного телеведущего Евгения Комаровского, неумение жевать еду – обычно педагогическая, а не физиологическая проблема.

Что делать маме

Пожалуй, самые рациональные рекомендации, как научить ребенка жевать, дает именно Комаровский: «Дети повторяют родителей. Невозможно обучить жевать, если малыша не пускают за семейный стол и не дают посмотреть, как едят взрослые. Очень хороший способ освоить жевание: сажаем ребенка рядом во время обеда, выразительно двигаем челюстями и акцентируем его внимание на этом процессе.

Научить упрямого ребенка жевать в 2 года, если он упорно отпихивает еду и даже давится ей, может только чувство голода. Когда малыш по-настоящему голоден, ему придется начать осваивать новое для него умение жевать еду. Естественно, обучение начинают с мягкой пищи, например, кусочков вареных овощей. Лучше выбрать продукты, которые ребенок с удовольствием ел раньше в виде пюре. Постепенно увеличивают количество и размер кусочков, добавляют более твердую пищу».

В дополнение к советам Комаровского приведем несколько рекомендаций логопедов, которые напрямую заинтересованы в том, чтобы малыш старше года умел жевать и глотать твердую пищу:

  • отработка жевательных движений наиболее эффективна на ранее запрещенных мармеладе, зефире или пастиле. Выбирать нужно только натуральные продукты без красителей. Если ребенку поставить условие, что он получит сладость, если будет ее жевать, и показать, как это делать, он будет стараться с удвоенной силой;
  • можно рассказать, что блендер сломался или потерялся, и теперь еду будем измельчать вилкой. Возможно, малышу понадобятся сочувствие, уверение в собственных силах, обещание купить новый блендер (как-нибудь потом). Когда ребенок начал есть раздавленную пищу, степень ее измельчения понемногу уменьшаем;
  • активно общайтесь со сверстниками и детьми немного старше. Пусть малыш видит, что жевать твердую пищу умеют не только взрослые. Совместная еда — отличный стимул учиться.

Современная альтернатива мешочку из марли, в который раньше заворачивали фрукты или хлеб, — ниблер. Это пластиковая сеточка или силиконовый резервуар с дырочками, в которые кладут еду. Для удобства держания ниблер оснащен кольцом или ручкой. Это приспособление позволяет обучить малыша жевать пищу без риска подавиться. Отверстия бывают разного размера, поэтому можно подобрать подходящий ниблер ребенку с 5 месяцев до года.

Дисфагия представляет собой трудности глотания, выступает проявлением патологий нервной системы, а также верхнего отдела желудочно-кишечного тракта. При наличии любой дисфагии, даже эпизодической, а особенно постоянно повторяющейся, необходимо обращение за медицинской помощью, ведь она может свидетельствовать о весьма серьезных заболеваниях.

Краткая анатомия

В процессе нормального глотания принимают участие 26 мышц, все они иннервируются 5 черепно-мозговыми нервами. Глотание разделяется на три фазы:

  • Ротовая фаза. Данная стадия начинается по завершению пережевывания пищи, когда пищевой комой смещается до уровня глотки. По времени занимает меньше 1 секунды. Является единственным компонентом глотания, который сознательно контролируется корой головного мозга.
  • Глоточная фаза. На этом этапе происходит мягконебное глоточное закрывание, поднимается гортань, защита дыхательных путей и перистальтического движения грудки вниз по глотке, обходя уровень открытой перстневидноклеточной глоточной мышцы. Фаза контролируется рефлекторно центром глотания, расположенным в продолговатом мозгу. Ее длительность меньше 1 секунды.
  • Пищеводная фаза. Заключается в действии силы тяжести совместно с координированным и прогрессирующим сокращением мускулатуры пищевода, происходит перемещение грудки вниз к желудочно-пищеводному сфинктеру. Как правило, длится 8-20 секунд.

Симптомы

Проявления дисфагии свидетельствуют о нарушении прохождения пищи по пищеводу. Глотание при этом не доставляет человеку дискомфортных ощущений. Но после него отмечается «остановка и застревание» комка в горле, присутствует ощущение распирания в заднем отделе грудины. В большинстве случаев затрудненное глотание не сопровождается болевыми ощущениями, они возможны при наличии диффузного спазма пищевода.

Выделяют такие главные признаки дисфагии:

  • нарушается продвижение пищи в пищевод в районе глотки, происходит заброс комка в полость носа либо рта;
  • характерно ощущение удушения;
  • присутствует кашель;
  • обильно отделяется слюна;
  • возможно появление аспирационной пневмонии (воспаления легочной ткани, возникающее из-за проникновения в нее инородного тела);
  • невозможно полностью проглотить пищу или приходится прикладывать для этого большие усилия.

Как правило, симптоматику дисфагии вызывает употребление твердой пищи, особенно на начальных стадиях. Проглатывание улучшается при запивании пищи водой. Жидкую пищу принимать обычно намного легче, хотя случается, что дисфагия присутствует даже при простом глотании воды.

Классификация и степени

Относительно локализации патологического процесса выделяют:

  1. Орофарингеальную (ротоглоточную) дисфагию – при этом наблюдаются трудности в переходе пищи из глотки в пищевод. Развивается из-за патологий мышц глотки, окологлоточных мышц или нервных заболеваний.
  2. Эзофагеальную (пищеводную) дисфагию – возникает по причине перекрытия просвета пищевода либо нарушенного движения его мышц. Условно разделяется на нижнюю, верхнюю и среднюю.
  3. Крикофарингеальную дискоординацию – является несогласованным сокращением круговых волокон верхнего пищеводного сфинктера.
  4. Дисфагию, возникающую из-за передавливания пищевода крупными сосудами, проходящими рядом (аорта и ее ветви). Развивается в случае патологий этих сосудов.

Существуют также 4 степени заболевания:

  1. Трудно проглатывать только твердую пищу.
  2. Невозможно употреблять твердую пищу; с мягкой и полужидкой при этом трудностей не возникает.
  3. Человек способен есть исключительно жидкую пищу.
  4. Полная невозможность совершать акт глотания.

Причины

Дисфагия может возникать вследствие целого ряда заболеваний:

  • Рака глотки или доброкачественных опухолей. При этом кроме трудностей с глотанием появляются дискомфортные ощущения в горле, глотание сопровождается болью, которая отдается в область уха.
  • Глоточного «кармана» — обычно данная патология имеет врожденный характер, слизистая оболочка при этом выпячивается и образует карман. Сопровождается трудностями с глотанием, неприятным запахом изо рта, на шее видно выпячивающийся мешок.
  • Инсульта – в этом случае дисфагии сопутствуют прочие признаки: асимметрия мышц лица, паралич конечностей, затрудненное понимание или воспроизведение речи, спутанность сознания.
  • Энцефалита – дисфагия развивается вследствие нарушенного сознания (неадекватности, возбуждения или стопора), повышенной температуры и прочих признаков поражения мозга: пониженного давления, нарушенного дыхания.
  • Ботулизма – при этом в глазах у пациента двоится, человек не в состоянии прочесть текст, характерны широкие зрачки, которые не реагируют на свет. Как правило, сопровождается утрудненным дыханием. В случае ботулизма показатели давления и температуры не меняются.
  • Миастении – присутствует слабость мышц лица, человеку сложно жевать, слабость мышц рук и ног.
  • Болезни Паркинсона – здесь на первом плане находятся двигательные и психические нарушения, характерно наличие тремора.
  • Рассеянного склероза – кроме дисфагии может возникать: нечеткость зрения, парестезии, нарушения речи, слабость верхних и нижних конечностей, когнитивные нарушения.
  • Синдрома Гийена-Барре – в начале заболевания повышается температура, после – появляются болевые ощущения в руках и ногах. Затем сокращается объем движений в конечностях, возможно развитие паралича, который поднимается от ног вверх и захватывает мышцы груди и живота.

Синдром «комка в горле»

Жалобы на наличие «кома» в горле (или по-научному «globus pharyngeus») являются самыми распространенными при посещении отоларинголога. По данным статистике около 45% всех людей испытывали подобные ощущения. Данный синдром сначала изучался как проявление истерии, но в дальнейшем было установлено, что психиатрические причины встречаются только у части всех пациентов с «комом в горле».

Данная патология развивается вследствие нескольких причин:

  1. В горле действительно присутствует инородное тело, мешающее глотанию. Ощущения комка в горле может спровоцировать появление отека язычка мягкого неба, образований или кист, увеличение небной или язычковой миндалины. Данный случай встречается нечасто и очень легко определяется на врачебном осмотре.
  2. Присутствует ощущение инородного предмета, но в горле в действительности ничего нет. Самый распространенный случай. Обычно подобные ощущения вызывает рефлюксная болезнь. Рефлюкс представляет собой обратный заброс содержимого желудка в пищевод и в горло. «Комок» в действительности является спазмом мышц глотки, провоцируемым содержимым желудка (последнее из-за повышенной кислотности обжигает слизистые горла и пищевода). Кроме «кома в горле» может присутствовать хронический фарингит.
  3. Психологические причины. Зачастую трудности с глотанием наблюдаются после сильных стрессовых ситуаций, в состоянии сильного страха либо волнения.

На данный момент времени синдром «комка в горле» является недостаточно изученным, но, как правило, он не несет угрозы жизни пациента. Также обычно легко устранимы причины, вызвавшие развитие патологии. Безусловно, чтобы выявить точные причины и назначить соответствующую терапию следует обратиться к врачу.

Нервная дисфагия

Другое ее название – функциональная. Возникает вследствие неврозов различной этиологии – то есть неорганических заболеваний нервной системы. Может развиться в детском и подростковом возрасте, а также у взрослых людей до 40 лет, у мужчин старшего возраста болезнь практически не встречается.

У детей неврозы возникают даже в очень раннем возрасте. Сперва они проявляются пониженным аппетитом, частыми срыгиваниями, рвотой и нарушенным сном. В школьном возрасте у таких детей наблюдается повышенная болезненность, худоба, непереносимость транспорта, плохой аппетит.

У взрослых людей нервная дисфагия возникает впервые из-за сильной психотравмирующей ситуации, отличается поперхиванием с последующим затруднением вдоха. При этом у человека начинается паническая атака.

Затруднение глотания у детей

Главными причинами дисфагии у детей являются различные патологии нервной системы, к примеру, такие как детский церебральный паралич (особенно высоки риски появления данного состояния в случае паралича одновременно обеих рук и ног).

Очень высокие риски и у детей, страдающих от атетоза (постоянных непроизвольных движений), которые зачастую отличаются врожденным характером. Возможно развитие трудностей с глотанием и при болезнях мышц, в случае расщелины позвоночника, аномалии Арнольда-Киари. К дисфагии могут приводить врожденные аномалии в развитии пищевода и глотки, синдром Россолимо-Бехтерева.

Клинически дисфагия у детей проявляется следующими симптомами:

  • малыш потребляет очень малый объем пищи;
  • длительное время берет грудь или потребляет смеси;
  • после питья и приема пищи возникает кашель и краснеет лицо;
  • во время кормления шея и голова пребывают в необычном положении;
  • возможно появление одышки, хотя она может быть не сильно выраженной при небольшом объеме пищи, попадающей в трахею;
  • появляются смесь или молоко на носу.

Стоит насторожиться в случае частых пневмоний и бронхитов, появления астмы, если близкие родственники не страдают от нее. Все это также может свидетельствовать о проблемах с иннервацией пищевода.

Диагностика

Диагноз устанавливается на основании пробы с глотанием твердой либо жидкой пищи. Дальше необходимо провести ряд исследований, с помощью которых выявляется первопричина развития дисфагии, а именно:

  • рентгенологического исследование пищевода с использованием контрастного вещества (бария);
  • ультразвуковая диагностика щитовидной железы;
  • фиброгастродуоденоскопия;
  • магнитно-резонансная томография головного мозга.

В обязательном порядке необходимо пройти осмотр у отоларинголога.

Лечение

Прежде всего, в процессе лечения важно установить причины, спровоцировавшие появление патологии. Исходя из них, уже и будет назначаться тот или иной вид терапии. Чтобы облегчить проявления болезни используются различные медикаменты.

Также выполняют ряд мероприятий:

  • Пациенту проводят чистку дыхательных путей от остатков пищи.
  • Назначается легкая диета, из рациона исключается жирная, тяжелая пища, газированные напитки, чай и кофе. Рекомендуется употреблять молочные продукты, каши и супы. Следует принимать пищу только в определенное время. Можно есть легкие сорта мяса и рыбы в виде пюре.
  • Назначают средства, которые понижают кислотность желудочно-кишечного тракта и медикаменты, относящиеся к группе антацидных препаратов.

В тех случаях, когда дисфагия возникла вследствие ослабленных мышц или их дисфункции, пациенту прописывают специальные упражнения по восстановлению мышечного тонуса.

При тяжелых формах болезни прибегают к хирургическому вмешательству, проводится лучевая терапия, расширяется проходимость пищевода, используют эндоскопические методы биологического и химического воздействий на пораженных участках пищеварительного тракта.

Осложнения

Последствия дисфагии можно разделить на социальные и психологические. Прием пищи – это социальное действие, и в результате физических изменений, которые его затрудняют, могут сильно снизиться вкусовые ощущения от употребления пищи. Также возникаю психологические проблемы, среди которых: тяга к уединению, чувство угнетенности и тревоги. Все это непосредственно влияет на качество жизни больного.

Расстройства глотания способны спровоцировать различные серьезные осложнения, к которым относятся недостаточность питания, уменьшение массы тела, обезвоживание, так как человек не может принимать жидкость и пищу в тех количествах, которые необходимы доя поддержания нормального уровня гидратации и статуса питания.