Приемы скорочтения для детей. С какого возраста можно обучать скорочтению детей

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Ученые установили закономерность между скоростью чтения и успеваемостью учеников средней школы: отличники, как правило, читают со скоростью 130-170 слов в минуту, хорошисты довольствуются скоростью 100-135 слов, троечники – 90 слов в минуту и ниже.

Это яркая иллюстрация того, что обучиться методам скорочтения нашим детям просто необходимо. Темой нашей сегодняшней беседы станет скорочтение, упражнения для детей школьного возраста.

Ваш ребенок давно знает азбуку, читает словами, но скорость чтения его по-прежнему оставляет желать лучшего. Причина не в его желании/нежелании, а совсем в других факторах:

  • Неразвитое внимание;
  • Слабая артикуляция (дикция);
  • Регрессия глаз;
  • Довольно узкое поле зрения.

В предыдущей статье мы уже подробно останавливались на разборе каждого из них. Методика быстрого чтения для детей преследует цель избавиться от этих побочных эффектов.

Над чем будем работать

  1. Развитие артикуляции;
  2. Улучшение внимания;
  3. Подавление регрессивных движений глаз;
  4. Подавление артикуляции (визуальное чтение);
  5. Расширение поля зрения;
  6. Развитие анципации.

Методика проведения занятий

Оптимальный режим занятий по скорочтению в домашних условиях – это ежедневные занятия по 20 минут и 5 минут перед сном.

Урок будет выглядеть примерно так:

  • Артикуляционная разминка. Чистоговорки, скороговорки читаем шепотом и в полный голос. Чтение небольшого текста вслух;
  • Основная часть. Работа с таблицами Шульте;
  • Подавление артикуляции. 1-2 упражнения;
  • Упражнения для корректировки внимания;
  • Упражнения на борьбу с регрессией (на начальном этапе) или на развитие анципации (в последующих занятиях);
  • Чтение в паре с взрослым для форсированной наработки скорости;
  • Заключительная часть. Рисование по мотивам прочитанного текста.

Перед отходом ко сну уделите пять минут чтению с пересказом (ребенок читает небольшой текст и пересказывает своими словами), или жужжащему чтению.

Артикуляционная разминка (упражнения)

  1. Согласные. Просим школьника сделать полный вдох, выдыхая, он проговаривает ряд из 15 любых согласных звуков: Ф,Щ,Л,В,Ш,К,Т,С,П,Н,Г,Ж,Б,Н,Р.
  2. Задуть свечу. Пусть ребенок наберет побольше воздуха в легкие и задует одну большую воображаемую свечу. А теперь задуем 3 маленьких свечки: выдыхаем воздух тремя порциями;
  3. Лифт тронулся. Взрослый и ребенок находятся в воображаемом лифте, который движется с первого этажа на десятый. Громко называем этажи, с каждым разом все больше повышая голос. Цифры называем четко, не проглатывая окончания. Дошли до последнего этажа – едем вниз, постепенно понижая голос.

Развитие поля зрения

Доказано, что процесс чтения текста состаит из:

  • Движения глаз;
  • Их остановки.

Причем восприятие текста происходит именно на втором этапе. Значит, чтобы повысить скорость чтения, нужно сократить кратность остановок глаз, при этом поле видимости должно максимально увеличиваться, чтоб захватить соседние слова и предложения.

Этого эффекта можно достигнуть занимаясь с таблицами Шульте.
Таблицы представляют собой сетку 5Х5 квадратов, в которую вписаны числа от 1 до 25.
Учащийся последовательно находит все числа на скорость.

Идеальный результат – уложиться в 5 секунд. Секрет данного задания в том, что глаза всегда должны находиться в центральной части таблицы, в этом случае поле зрения будет максимальным.

Помимо поля зрения таблицы Шульте способствуют развитию оперативной памяти.

Подавление регрессии

Регрессия – это способность читателя возвращаться глазами к строчке, которая уже была прочитана. Любой скажет, что такой способ чтения крайне медленный и нерациональный.

Упражнение.

Читаем текст и каждое прочитанное слово прикрываем специально заготовленной закладкой. Тренируясь таким образом, уже через неделю можно избавиться от регрессии.

Подавление артикуляции

Артикуляция – это проговаривание читаемого текста. Она важна, когда школьник читает вслух (чем меньше он запинается, тем выше техника чтения), но совершенно неприемлема, если мы хотим добиться скорости от 150 слов и выше (человек с такой скоростью говорить не может).

Методика скорочтения для детей подразумевает развитие визуального чтения, когда артикуляция всячески подавляется и текст читается быстрым скольжением глаз. Установлено, что в этом случае резко повышается качество восприятия текста и улучшается процесс запоминания.

  1. Под музыку. Читаем текст при включенной музыке, для начала лучше брать просто музыку, без пения. Со временем переходить на чтение под песенное сопровождение. Обязательное условие: по окончании ребенок должен ответить на вопросы по тексту.
  2. Шмель. Учащийся занимается чтением, одновременно произнося жужжащий звук, как будто летит шмель. Это одно из важнейших упражнений в скорочтении.
  3. Стук-ритм. Читаем текст и простукиваем карандашом определенный ритм. Ритм следует выучить отдельно и довести до автоматизма. Задание выполняется сначала в среднем темпе, ускоряясь к концу.
  4. Замочек. Ребенок плотно прикрывает рот, прижимает палец к губам и начинает читать текст как можно быстрее. По прочтении отвечает на вопросы.

Упражнения на корректировку внимания

Данная часть очень важна, так как из-за недостаточного внимания ухудшается качество восприятия читаемого текста.

  1. Слова-заморочки. На листочке выписываются пары слов, в которых одна буква различается, остальные похожи, например, СОН – КОН, ЛЕНЬ – ПЕНЬ и т.д. Спросите у учащегося, в чем особенность этих слов, чем похожи, а чем нет. Пусть школьник продолжит ряд;
  2. Дается длинное слово , например, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Пусть занимающийся составит из букв этого слова как можно больше коротких слов. Посоревнуйтесь с ним. Кто окажется первым?
  3. Шрифты. Ребенку предлагается прочитать текст, в котором каждое слово написано разными шрифтами вперемешку. Цель задания: научиться читать любой текст с искажениями на максимальной скорости.
  4. Путаница. Предварительно на листе бумаги пишем предложения, переставив слова местами, например, «поздно девицы под вечерком пряли окном три». Достаточно 6-10 штук таких путаниц. Задача ребенка – распутать.

Развитие анципации

Анципация – это способность угадывать слово по смыслу. В программу обучения скорочтению упражнения на повышение анципации обязательно включаются, чтобы ученик, не видя крайние слова на странице, мог по смыслу уловить их значение.

  1. Линейка. Прикрываем часть текста справа или слева линейкой или закладкой на ширину от 5 до 12 символов. Ребенок читает текст в обычном темпе.
  2. Читаем кувырком. Учащийся должен прочитать текст сначала в обычном виде, а затем, перевернув его заголовком вниз. Упражнение хорошо развивает смысловую догадку и память. Можно попробовать почитать текст, повернув его на 90 градусов.
  3. Половинки. Берем лист бумаги и наполовину закрываем одну строчку текста, который в это время читает ребенок. Закрываются только верхние половинки букв, нижние должны быть видны. Строчка прочитана. Теперь закрываем следующую строчку и так идем дальше. В этом методе зашифрована «военная хитрость»: если ребенок хоть немножко догадлив, он попытается читать строчки еще до того, как их закроют листом. Так наращивается скорость!

Чтение в паре с взрослым

Это обучение быстрому чтению детей школьного возраста с использованием навязанной скорости чтения. Ребенку приходится подстраиваться под скорость взрослого, а значит, читать чуть живее.

  1. Параллельное чтение. Взрослый читает текст, меняя скорость – то быстрее, то медленнее. Учащийся должен поставить палец на текст и следить, ни разу не сбиваясь.
  2. Эстафета. Попеременно текст читают то взрослый, то ребенок. Причем смена ролей может быть внезапной (необязательно в конце абзаца). По возможности, взрослый пытается ускорить темп.
  3. Хвостик. Взрослый начинает читать текст, а учащийся вступает чуть позже, с опозданием на 4 слова. Текст читается вслух, вполголоса. Задача ученика – не сбиться.

Заключение

На этом я заканчиваю. Тренируйтесь, обучайтесь, осваивайте новые вершины!

Если хотите узнать больше, рекомендую книгу Шамиля Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное» . В ней даются упражнения для развития техники чтения в трех возрастных категориях детей, в том числе скорочтение для дошкольников.

Методика удобна для занятий по наработке техники чтения дома, так как содержит теоретический материал в кратком виде и задания с подробной инструкцией.

Пишите о своих впечатлениях, трудностях или победах в комментариях. Приглашайте друзей, знакомых.

В современных потоках письменной информации скорочтение играет важнейшую роль в познании и развитии.

Многие люди спрашивают: Как научиться быстро читать, какова методика скорочтения, какие упражнения для увеличения скорости чтения необходимо выполнять?

Сегодня на сайте сайт вы узнаете, не просто как научить себя и своих детей быстрому чтению, но и как при скорочтении правильно воспринимать текст, развивая восприятие, память и внимание.

Как научиться быстро читать — методика скорочтения

Обычная быстрота чтения взрослого человека — это 120-180 слов в минуту, если выше, то как правило, это уже просмотр текста, а не чтение с нормальным восприятием, пониманием и запоминанием прочитанного.

Если вы сознательно поймете суть того, как быстро научиться читать печатный и письменный текст не для беглого просмотра, а для понимания и запоминания необходимого материала, то выполняя простые упражнения по скорочтению вы довольно быстро обучитесь технике чтения со скоростью от 600 до 1000 слов в минуту ,т.е. в 3-5 раз быстрее обычного.

Однако следует понимать, что научиться быстро читать, это еще не значит, что научиться мгновенно понимать смысл и быстро запоминать прочитанное, например в художественной литературе.

Но для офисной работы и деловых бумаг скорочтение очень подойдет, при условии, что вы четко разбираетесь в сути рабочего вопроса.

Например , если вы банковский служащий, разбирающийся в терминологии, то ваше умение быстро читать договоры и прочее вам подойдет, в отличие от обычного человека, который используя методику скорочтения не поймет сути договора, скажем кредитного…

Вообще, развитое периферическое зрение вам подойдет не только в скорочтении, но и в восприятии любой визуальной информации (например, мгновенное восприятие приборов автомобиля и ситуации на дороге для мгновенного принятия решения), т.е. там, где одновременно поступает много информации для мозговой переработки.

Таблица Шульте — упражнения для скорочтения

Одна из методик для упражнения скорочтению — это таблица Шульте. Вам следует взять стандартный книжный лист бумаги и нарисовать на нем квадратную таблицу Шульте, состоящую из пяти рядов и пяти столбцов — цифры в разном порядке от 1 до 25. (при упражнении на мониторе компьютера и на экране смартфона — подогнать таблицу под весь размер и не использовать курсор)

Как проводить упражнения скорочтения по таблице Шульте, чтобы научиться быстро читать:

  • Держать расстояние от глаз также, как при обычном чтении;
  • Зафиксировать свой взгляд на центре таблицы Шульте и не сдвигать его;
  • Искать числа по очереди в возрастающем порядке от 1 до 25 как можно быстрее, и главное при этом не двигать глазами (смотреть периферическим зрением) и не проговаривать цифры вслух или про себя;
  • Не упражняться в скорочтении с таблицами до переутомления;
  • По мере возрастания навыка быстрого чтения цифр (или букв в порядке алфавита), можно расширять таблицы по количеству рядов и столбцов (6х6, 7х7 и т.д.)

Другие методики скорочтения

Потренировавшись скорочтению на таблицах Шульте, вы можете перейти непосредственно к тексту.

Вначале, для выполнения упражнений по быстрому чтению, стоит брать тексты в колонках газет, т.к. там строчки меньше обычного книжного листка. Потом переходить на более широкие тексты.

Важно научиться видеть (воспринимать) почти всю строчку текста, чтобы было как можно меньше дивжений глазами по строке.

Также, для быстрого чтения важно научиться улавливать основные понятия и тезисы в читаемом тексте и отбрасывать «воду» (слова, не несущие особой смысловой нагрузки).

Как научить детей быстро читать

Чтобы научить детей периферическому зрению и быстрому восприятию информации, например, в таблице Шульте можно вместо цифр использовать рисунки (картинки).

Родителям следует понимать, что у ребенка предметно-образное мышление, а не как у взрослого — словесно-логическое, поэтому ему может быть сильно утомительны упражнения по скорочтению букв (слов) и цифр в обычном виде.

Лучше для обучения детей быстрому чтению сначала использовать картинки и предметы (например, буквы, слова в виде картинок и предметов)

Проблемы, которые мешают научиться быстро читать

В процессе упражнений скорочтения вы избавитесь от этих проблем:

  • Неумение видеть периферически (научение воспринимать как можно больше слов, чуть-ли не все предложение)
  • Внутреннее проговаривание текста (восприятие текста визуально)
  • Возвращение глаз к уже прочитанному (развитие быстрой памяти)
  • Концентрация внимания (снижение автоматического восприятия внутренних и внешних помех)
  • Неумение быстро находить ключевые понятия и тезисы (научение быстрого понимания смысла на основе скорочтения)

Читайте другие

Ваш ребенок медленно читает и плохо усваивает материал? На него постоянно жалуются учителя? Помогут исправить ситуацию и повысить скорочтение упражнения для детей, которые можно разработать самостоятельно либо воспользоваться уже готовыми примерами.

Первый вопрос, с которым сталкиваются родители, решившие привить своему ребенку навык быстрого чтения, - в каком возрасте начинать обучение. Здесь мнения специалистов несколько расходятся. Одни утверждают, что начинать тренировки необходимо с раннего дошкольного возраста. Другие же яростно настаивают, что научить ребенка правильно читать невозможно до 14 лет.

На самом деле практиковать скорочтение в домашних условиях можно примерно в середине этого цикла, когда ребенок уже умеет воспринимать текст «правильно». «Зачем так усложнять?» - спросите вы. Ответ состоит в самой сути скорочтения. Его основа строится на четырех китах, таких как:

  • умение различать буквы, составлять из них слоги и слова;
  • навык правильного восприятия прочитанного;
  • способность опускать лишнее;
  • правильное запоминание и восприятие прочитанного материала.

Читайте также:

  • Кубики Зайцева: методика обучения

А чтобы все четыре компонента гармонично сочетались между собой, ваш ребенок уже должен более-менее работать с текстом. Исходя из этого, логично было бы предположить, что оптимальный возраст для изучения техники составляет от 7 до 10 лет. Конечно, при этом стоит учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, его интересы, усидчивость и прочее.

Часто допускаемые ошибки в обучении

Необходимо отметить, что при обучении скорочтению дома многие родители, воодушевившись идеей, допускают элементарные ошибки. А ведь сама техника подразумевает соблюдение определенных правил. Поэтому обратите внимание на следующие аспекты:

  • Ваш ребенок запомнит только лишь внешний вид и название буквы, но никак не ее произношение. Например, если вы скажите что буква «Б» это «БЭ», то так и будет воспринято. В результате вместо слова «баба», он будет читать «БЭЭААБЭЭАА».
  • Сразу учите правильно сочетать несколько букв и образовывать слоги. Недопустимо, чтобы ребенок читал слово, произнося по отдельности каждую букву, например Б-А-Б-А. Правильно будет, если он прочитает так: Баааа-бааа.
  • Старайтесь пресекать все попытки артикуляции или шевеления губами во время чтения текста «про себя». Специалисты считают, что так дети слишком долго задерживаются на одном месте, упуская при этом суть предложения.

И главное в технике скорочтения - желание научиться быстро и качественно воспринимать напечатанный текст. Вы как родитель не должны заставлять ребенка заниматься «из-под палки», лучше пусть ваше чадо читает меньше, но делает это с удовольствием. Педагоги выяснили, что три занятия по 5 минут принесут гораздо больше пользы, нежели упражнения, на выполнение которых ребенок затратит до 20 минут свободного времени.

Тренировка для мозга в примерах

Упражнения скорочтения для детей можно придумать самостоятельно, основываясь на ранее изученных техниках, или же воспользуйтесь специально разработанными примерами педагогов. Важно все время придерживаться выбранной методики, а не менять ее каждый день. Так ваш ребенок лучше освоит пройденный материал. Предлагаем вам несколько удачных примеров для тренировки мозга.

«Найди пару»

Это упражнение можно вводить в обучение начиная с раннего возраста, но при условии, что ребенок уже знаком с буквами, звуками и слогами. Суть задания такова:

  1. Перед малышом разложены небольшие карточки, на которых напечатаны слоги.
  2. Взрослый объясняет ребенку задание: нужно разложить карточки в таком порядке, чтобы в итоге из них получилось коротенькое слово, например, во-да, ма-ма, не-бо.
  3. По мере успешности обучения задание усложняется: добавляются новые карточки и слова, состоящие из трех или более слогов.

Важно, чтобы ваш ребенок уже видел ранее или был знаком с предложенными к составлению словами. Ведь сам принцип упражнения построен на том, чтобы вспомнить, где то или иное сочетание встречалось ранее.

«Минутка чтения»

Это задание станет отличной мотивацией к дальнейшему обучению, а чтобы увидеть результат, нет необходимости ждать недели или месяцы - все успехи будут замены сразу же:

  1. Выберите небольшой отрывок из книги, которую вы не изучали.
  2. Засеките время и предложите ребенку внятно прочитать несколько предложений в течение 1 минуты.
  3. По сигналу таймера чтение останавливается, а конечный результат помечается карандашом.
  4. Затем время вновь засекается, и ребенок начинает читать с начала текста. Наверняка со второй попытки количество прочитанных слов будет немного больше.

И помните: всякий раз, когда ваше чадо достигает успеха, его нужно обязательно похвалить, а иногда можно и поощрить вкусной конфеткой.

«Слова-анаграммы»

Этот вид упражнения стимулирует зрительную память и мышление, учит анализировать правильность составления слова, быстро находить допущенные в тексте ошибки и исправлять их:

  1. Напечатайте на листе бумаги небольшой отрывок из текста, намеренно переставив в словах буквы или пропустив несколько гласных.
  2. Предложите ребенку найти ошибки в словах и исправить их, читая предложение вслух.
  3. При необходимости чтение одного предложения можно повторить несколько раз.

Как вариант, в предложении можно менять местами не сами буквы, а целые слова. Например: «Мама за хлебом Олю в магазин послала», «На торт день рождения вкусный был» или «Переходи дорогу зеленый на свет».

«Зрительный диктант»

В завершение можно провести небольшой визуальный диктант. Вот как это делается:

  1. Вам понадобится лист плотной бумаги и напечатанный в книге текст.
  2. Прикройте тест так, чтобы ребенок видел лишь первое предложение.
  3. Засеките на часах 8-10 секунд, чтобы ваш ребенок прочитал написанное, а затем закройте все буквы чистым листом.
  4. Попросите ребенка дословно написать то, что он перед этим увидел, а потом переходите к новой строчке.

Здесь важно, чтобы обучающийся четко понял суть задания и не спутал диктант с написанием изложения.

Что собой представляет скорочтение для детей? Как известно, уже в младшей школе малыши довольно много читают и даже сдают тесты на проверку техники чтения. Многие детишки, которые читают медленно, очень скоро начинают отставать от своих одноклассников не только на уроках языка и литературы, но также по другим предметам, требующим от детей работы с учебником. Именно поэтому почти все родители задумываются над тем, как научить ребенка быстро читать. Чтобы помочь Вам в этом вопросе, мы изучили мнения многих экспертов и собрали их для Вас в виде полезных советов.

Скорочтение и развитие памяти тесно связаны между собой. Дети, которые хорошо читают, обычно с легкостью запоминают материал и пересказывают даже довольно сложные тексты. Кроме того, педагоги уже давно выявили прямую зависимость скорости чтения детей и их успеваемости в средней и старшей школе. Если ученик читает медленно и неохотно, он просто не может совладать со всем тем потоком информации, который ему предлагают в рамках общеобразовательной программы. Так насколько же быстро должен читать ребенок? И на самом ли деле он должен спешить? Оптимальным для учеников средней школы считается чтение со скоростью разговорной речи. Это приблизительно 120-150 слов в минуту. Только так ребенок будет полностью понимать все, о чем читает. Его артикуляционный аппарат будет работать легко и спокойно, и, следовательно, информация будет полностью усваиваться. Не нужно подгонять школьника, пытаясь усовершенствовать его технику чтения. Упреки в этом деле лишние. Намного более эффективными в данном случае будут специальные упражнения, о которых мы с Вами поговорим.

Техника скорочтения

Начинать бороться за хорошую скорость чтения нужно уже с первого класса. По утверждению большинства педагогов из различных школ - , - именно в возрасте 5-7 лет мозг ребенка обладает всеми возможностями для максимального познания и совершенствования. Лишь немногие методики развития малышей, среди которых , начинают обучать детей чтению немного позже. Но все педагоги сходятся в том, что и чтение не должно проходить в насильственной форме. Родители должны учитывать особенности темперамента ребенка и не усаживать его за книгу, если он этого не хочет. Нужно искать подход, применяя различные . Так, например, вместо страницы из книги детишкам можно показывать картинки с фразами. Пусть ребенок лучше сосредоточится на одной яркой карточке с интересной надписью, чем будет без всякого интереса читать длинный текст из книги. Чем чаще Вы будете показывать малышу подобные картинки, и чем больше слов будет мелькать у него перед глазами, тем быстрее он выйдет на хорошую технику чтения. И не нужно пытаться научить ребенка автоматически складывать слоги в слова. Ровная техника скорочтения без всякого внимания к смыслу прочитанного ничего не даст. Вместо этого нужно научить ребенка чувствовать каждое слово, его глубинный корень и смысл.

Задумываясь о том, как научиться быстро читать, Вы должны подумать и о том, а сможете ли Вы нормально воспринимать прочитанное? Это относится и к детям, и к взрослым. Многие люди разных возрастов испытывают серьезную проблему с запоминанием прочитанного. И никакая скорость чтения в минуту им не помогает. Поэтому в раннем возрасте, когда у родителей еще есть возможность помочь ребенку с и, нужно этим активно заниматься, используя различные , мышления и . На Bambino Story мы уделяем много внимания теме развития детей младшего возраста. Обязательно ознакомьтесь с советами наших экспертов, и как можно раньше начинайте заниматься с ребенком развитием речи и . В таком случае у Вашего малыша, скорее всего, не будет проблем с чтением.

Развитие скорочтения

Когда ребенок идет в школу и начинает активно использовать свои навыки в чтении, родители обязательно должны продолжать развитие скорочтения, чтобы довести его до совершенства. Мы подготовили для Вас несколько эффективных упражнений для того, чтобы улучшить восприятие ребенком текста.

1. Анаграммы

Приготовьте карточки с несложными словами, в которых будут перемешаны несколько букв. Пусть ребенок попытается их разгадать. Поначалу старайтесь сохранять очередность слогов, перемешивая между собой лишь согласные буквы. Далее усложняйте задание, в зависимости от способностей малыша. В идеале в конце ребенок должен без проблем прочитывать небольшой текст, в котором все слова перемешаны.

2. Ищем слово

Напишите на карточке линию из печатных букв, в которой будет расположено одно короткое слово. Задание ребенка: пробежать глазками по буквам и как можно быстрее найти спрятавшееся слово. При этом Вы можете задать ему тему или даже загадать соответствующую загадку.

3. Находим лишнее

На карточке должно быть написано 3-5 слов с перемешанными внутри буквами, которые относятся к одной логической группе. Одно из слов должно отличаться по смыслу (ЛОКАЖ, НЖО, ВАКИЛ и ВЛОК) или по строению (СЕЛ, СДА, ОКТ, ОХЭ – 1 и 2 слога). Данное задание тренирует не только чтение, но и логику.

Также для родителей будет важно знать, что методика скорочтения у малышей зависит и от того, насколько правильно они изначально будут учиться читать. Так, например, многие родители допускают ошибку, начиная учить с ребенком не звуки (а, м, б, п), а буквы (а, эм, бэ, пэ). В результате малыши не могут сообразить, как объединять все это в слоги. На этапе слогов, также ошибочно, родители просят детишек читать все отрывисто, делая паузы. На самом деле надо просить ребенка тянуть каждый звук, пока он не сообразит, как сказать следующий (кккооотт, лллееевв). Чтобы не делать этих и других ошибок, нужно проконсультироваться у педагога либо самостоятельно найти соответствующие методические рекомендации. Надеемся, что наши советы окажутся для Вас полезными, и желаем Вам удачи в занятиях с Вашим чадом!

Ищите бесплатные уроки скорочтения? Уделите мне немного времени - подробности в конце статьи и вы решите основные проблемы новичков скорочитателей, которые часто бывают сбиты с толку тем, что не могут подавать проговаривание во время чтения или имея довольно широкий угол зрения не могут перейти к зигзагообразному чтению.

С помощью уроков скорочтения вы сможете развить память, внимание, интеллект и другие ценные навыки. Уроки скорочтения будут полезны для тех кому приходиться по роду занятий перерабатывать много информации, Для тех кто хочет успевать в этой жизни как можно больше. Но польза от этих упражнений будет только тогда если вы их будете выполнять не от случая от к случаю а регулярно продолжительное время.

Курсов и специальных программ по скорочтению много. Методики могут отличаться, но суть у большинства из них одинаковая. Во-первых, при скоростном чтении вы должны читать не слова, а абзацы, и полностью страницы текста. Это возможно в том случаи, если вы научитесь читать не по строкам, а вертикально, вдоль текста. Во-вторых, вы должны перестать проговаривать прочитанное. В методах, не препятствующих внутреннему проговариванию, затрачивается дополнительное время на усвоение и запоминание материала. И самое главное – это качество прочитанного материала. То есть вы научитесь лучше понимать прочитанные текст с существенной экономией времени.

Техника избирательного чтения

Следуйте технике избирательного чтения – в течение максимум двадцати секунд вы должны прочитать всего пару строк на странице. Из прочитанных слов формулируйте фразы, раскрывающие всю суть текста на странице. Это существенно сэкономит время чтения;

Не фиксируйте взгляд на оборотах речи, которые не несут никакой полезной информации. Например, «таким образом», «вследствие этого», «в качестве вывода...». Они нужны для того, чтобы соединять ключевые мысли в тексте, но при скоростном чтении на них не стоит обращать внимание;

Не возвращайтесь к уже прочитанному тексту. Это может запутать. Старайтесь запоминать максимум со страницы, уделяя каждой из них одинаковое количество времени.

Если у вас нет возможностей или особого желания самостоятельно овладеть данной техникой, можно записать на специальные курсы. Работа с профессионалом поможет избежать тех ошибок, которые вы можете совершать, обучаясь самостоятельно.

Возвращайтесь к тому, что узнали

Прочитали фрагмент - мысленно повторите узнанное и определите для себя как вы его уяснили.

Без записок в тетради, вы вряд ли что то хорошо уясните. Поэтому студенты записывают за преподавателем.

Читайте со скоростью вашей обработки информации

В неторопливом чтении отрабатываются способности. Если мы читаем с привычной скоростью, то понимание идет полностью.

Освоение иностранного языка - это не пробегание от слова к слову по принципу «чем больше пробежал - тем большего узнал». Чтение - это изучениетренировка,интимность.

Спешка - это забывание чего то. Что не пойдет с легкостью, не пойдет совсем. Велик Господь, сделавший все сложное трудным для понимания, а ненужное очень трудным.

Во время чтения останавливайтесь на трудных участках книги. То, что понятно - быстрее пробегайте взглядом.

Когда мы читаем не спеша, у нас возникает контакт,с автором,с языком,с текстом.

Важный текст читайте очень медленно.

Эффект скорочтения состоит не в том, чтобы прочитать как можно больше книг, а в том, чтобы как можно более легко находить решения из затруднительных ситуаций.

Все ли слова в тексте знакомы?

Чем больше непонятных слов, тем ниже скорость чтения. Можно пропустить одно термин, но если непонятностей довольно много, то понимание прочитанного будет на нуле.

Ищите альтернативы чтению

Иногда получается так, что гораздо лучше попросить совет у другого человека, чем вникать в суть самому. Так же можно переформулировать вопрос и часть информации выяснить из альтернативных источников.

Компьютерные тренинги на расширение (измерение) угла зрения

Чтение хороших книг – это
разговор с самыми яркими людьми
прошлого, и весьма необычный,
так как говорят они только о лучших
своих мыслях.
(Декарт)

  • Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры

Компьютерные упражнения на восприятие текста

  • Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте

Быстрое чтение и ритм

Другие компьютерные тренинги на освоение навыка скорочтения:

  • Чтение задом на перед (наоборот)