В каком году появился бюстгальтер. Бюстгальтер: от древности до наших дней

Сложно назвать точную дату изобретения этой неотъемлемой сегодня части женского интимного туалета.

Дело в том, что за историю человечества бюстгальтер изобретался несколько раз


Известен бюстгалтер был и у первобытных племён. Нагрудные повязки — широкие ленты из плотной льняной ткани — являлись обязательной частью костюма египтянки. В эпоху Античности женщины носили что-то, похожее на бюстгальтер. Так в Древней Греции носили специальные повязки, которые или поддерживали грудь снизу, или помогали скрыть чрезмерные формы. Древние римлянки под хитонами и туниками, носили кожаные пояски — строфии, первый прообраз бюстгальтера, подчеркивающий грудь и талию.

В Средние века бюстгальтер был забыт. Европейские женщины на протяжении многих столетий носили тяжелые корсетные панцири с металлическими вставками для поднятия груди. Испанская дворцовая мода в средние века отдавала предпочтение абсолютно плоскому женскому профилю, для чего девочек с самого раннего возраста заключали в свинцовые пластины, препятствовавшие росту бюста.

Русское слово бюстгальтер происходит от нем. Bustenhalter, из Buste — В«женская грудьВ» + Halter В«держательВ».

В разговорном языке также использутся слово лифчик, которое в свою очередь есть уменьшительная форма от слова лиф —

Часть женского платья, охватывающая стан (грудь и спину) и происходит от нидерл. lijf — В«корпусВ».

До 1903 года как такового бюстгальтера не существовало, был корсет.Первый бюстгальтер появился в Англии в 1887 году.

Он назывался приспособлением для улучшения формы груди и по виду напоминал два чайных ситечка. Но женщины с большой осторожностью прощались с тугими корсетами.

В 1903 году Гош Capo, женщина-врач Парижской медицинской академии, разрезала корсет пополам.

Верхняя часть стала бюстгальтером, а нижняя - поясом.

Первый патент на изобретение бюстгальтера был выдан в 1914 году, когда одна богатая нью-йоркская дама, Мэри Фелпс Якоб, зарегистрировала марку своего изобретения под названием Caresse Crosby. Собираясь на очередной светский раут, Мэри заметила, что корсет из плотной ткани никак не сочетается с ее великолепным вечерним платьем, открывающим спину, и на пару со своей горничной смастерила из двух эластичных лент и пары носовых платочков “лифчик без спины“. Чудо-белье пришлось по вкусу многим знакомым семьи Джекобс и со временем стало весьма и весьма популярным.

Неудивительно, что уже через несколько лет права на изобретение были выкуплены у Мэри Фелпс крупной фирмой, занимавшейся производством корсетов, за баснословную по тем временам сумму в 15 000 долларов.

До 1920-х годов преобладали модели, старавшиеся сделать грудь плоской. В 30-е годы эмигрантка из России по имени Ида Розенталь основала в Соединенных Штатах вместе с мужем предприятие Maidenform , которое принесло целое состояние. На нем впервые стали производить бюстгальтеры с чашечками разных размеров с эластичными бретельками.

Уже в начале 30-х годов жизни без бюстгальтера не мыслила ни одна уважающая себя дама. А так как женская мода того времени была подчинена стремлению добиться максимального сходства с мужчинами, то “бюстик” в основном использовался для того, чтобы сделать грудь как можно меньше.

Начиная с 1935 года, количество вариаций форм бюстгальтера стремительно растет, при этом производятся модели с чашечками четырех размеров от A до D , а в 1942 году компания Meidenform начинает производство сразу двух товаров-новинок: бюстгальтеров с регулируемыми бретельками и бюстгальтеров для кормящих мам.



Вплоть до начала Второй мировой войны лифчики шьют в основном из натуральных тканей, однако, учитывая тот факт, что в этот период ощущается острая нехватка сырья в виде шелка, хлопка и резины, а также то, что в 1938 году создается новый искусственный материал нейлон, на первый план постепенно выходят изделия из синтетики.



В 1942 году изобретена и запатентована застежка на спине, которая представляла собой крючочек и несколько петелек; таким образом, застежку можно было регулировать по длине. Редкая модель бюстгальтера обходится сегодня без такой застежки.


Оправившись после тяжелого военного периода, в 50-е годы женщины возвращаются к былой моде на пышные формы, стараясь привлечь внимание мужчин, которого им так не хватало на протяжении долгих лет войны: округлые бедра и выдающаяся грудь – вот эталон красоты того времени. Иконами стиля 50-х становятся Мерилин Монро, Брижит Бардо, Джина Лоллобриджида и Софи Лорен. Природная красота киноактрис и соблазнительные формы в комплектах нижнего белья вряд ли могли оставить кого-нибудь равнодушным.

Но далеко не все могут похвастаться такими достоинствами, поэтому вполне закономерно, что именно тогда появляется еще одно новшество, завоевавшее признание многих девушек и женщин – поролоновые вкладки для бюстгальтера овальной формы, именуемые “рыбками” и призванные добавить недостающий объем в области декольте.

Эпоха феминизма 60-х годов – тяжелое время в истории бюстгальтера, когда столь необходимый предмет нижнего белья был объявлен особами феминистических взглядов “предметом порабощения”, и даже произносить его название стало безнравственно и недостойно. Неудивительно, что на фоне такой борьбы за равенство полов продажи бюстгальтеров за несколько лет снизились практически в два раза. Апогеем же феминистического движения стала прокатившаяся по всему миру в 1968 году волна публичных сожжений атрибутов женственности, главным из которых стал, конечно, бюстгальтер.


70-е годы оказались весьма неоднозначными и противоречивыми в мире моды. В это десятилетие самые невероятные идеи дизайна одежды стали достоянием широких масс, произошло сексуальное раскрепощение и бельевая промышленность вновь ощутила на себе возросший интерес к женскому нижнему белью – в мире моды наступила “бюстгальтерная контрреволюция” .

В 1977 году первый спортивный бюстгальтер Jogbra (от английского "jogging" - "бег трусцой") был изобретен американками Хиндой Миллер, Лайзой Линдел и Полли Смит, тремя женщинами, увлекавшимися бегом. К концу 70-х бег стал очень популярным спортом в Америке. Миллионы мужчин и женщин проводили свое свободное время в буквальном смысле на бегу. Но если мужчинам было достаточно комфортного костюма и удобных кроссовок, женщины столкнулись с совсем другой проблемой. Спортсменки обнаружили, что как бы прекрасно ни влиял бег на их фигуру и сердечнососудистую систему, последствия для груди были просто катастрофические. Серьезно страдала соединительная ткань, в результате чего грудь обвисала, обычное белье натирало кожу и раздражало соски, а для обладательниц крупных форм бег превращался просто в кошмар. Миллер и Смит, художники по костюмам, объединили усилия с Лайзой Линдел, тоже завзятой бегуньей, и разработали поддерживающий спортивный бюстгальтер, который обеспечивал груди отличную поддержку и при этом не натирал кожу, потому что у него не было внутренних швов. Мгновенный коммерческий успех изобретения превратил трех обычных женщин в мультимиллионерш.


Настоящей же революцией в истории бюстгальтера стало изобретение модели Wonderbra в 1994 году. Отныне девушки и женщины, которых природа обделила пышной грудью могли ощутить себя сексуальными обольстительницами всего лишь надев “чудо-лифчик”, приподнимающий грудь и формирующий соблазнительную ложбинку, к тому же открытые чашечки Wonderbra позволяли подбирать одежду с самыми откровенными вырезами. Интересен тот факт, что, в отличие от остальных моделей бюстгальтера, состоящих примерно из двадцати деталей, Wonderbra является целым произведением конструкторской мысли и включает в себя целых сорок деталей.


Бюстгальтер по праву завоевал любовь и славу у женщин всех стран и континентов в XX веке, но инженерная мысль не стоит на месте и с каждым годом появляется все больше и больше разнообразных моделей, отвечающих самым взыскательным требованиям современных представительниц прекрасного пола.

Современная техническая революция дошла и до бюстгальтеров. Появились моделирующие, с корректирующим эффектом. Промышленность предлагает новые модели и формы бюстгальтеров в направлении В«умногоВ», говорящего белья. Появился бюстгальтер, меняющий цвет в момент овуляции, суперобъемный бюстгальтер, который можно надуть с помощью специальной кнопки. Бюстгальтер с микрочипом, который измеряет частоту сердечных сокращений и давление. Бюстгальтер с системой радиооповещения о нападении. Бюстгальтер, оснащенный сигнальной кнопкой на случай опасностей, исходящих с небес. Бюстгальтер из титана, запоминающий форму груди при первом надевании. Бюстгальтер, делающий запах сигареты невыносимым. Бюстгальтер, сшитый из экологического меха, с гелиевым наполнителем: его помещают на несколько секунд в микроволновку, чтобы можно было не бояться холодов.

Основные виды бюстгальтеров

Классический — с закрытой чашкой. Верхние и нижние половинки этого бюстгальтера одинаковы по высоте.


Корбей — бюстгальтер с открытой чашкой. Верхняя половина намного меньше нижней.

Такой бюстгальтер едва придерживает грудь. Его обычно носят под платьем с большим декольте.


Балконет — это название произошло от особенности конструкции чашек. Грудь наполовину погружена в чашечки и по форме напоминают балкончики. У такого бюстгальтера есть косточки, которые хорошо поддерживают грудь. Эти бюстгальтера носят под платьем с большим вырезом или открытым верхом. На бюстгальтере съёмные бретельки. Если платье с тонкими бретельками, то на бюстгальтер можно надеть прозрачные бретельки, которые делают из силикона. У этого бюстгальтера один недостаток — его могут носить только обладательницы маленькой груди.

Брасьер — едва прикрывает соски. Такой лифчик подходит для платья с глубоким декольте.


Бра, пуш-ап — бюстгальтеры, придающие дополнительный объём груди. Такой эффект достигается с помощью поролоновых или силиконовых вставок в чашки лифчика.

Существует 3 вида бюстгальтеров пуш-ап. 1-й — незначительно приподнимает грудь за счет кроя. 2-й — увеличивает объём груди на размер с помощью добавления мягкого материала в чашки. 3-й — значительно изменяет бюст, чашечки полностью наполнены мягким материалом.

Вондербра — этот бюстгальтер призван поддерживать грудь не только снизу, но и по бокам. Поэтому бретелька смещена в сторону центра тяжести. А внизу чашки имеются В«карманчикиВ» для того, чтобы можно было поместить туда поддерживающую (и визуально увеличивающую) грудь вставку.

Первый официальный патент на бюстгальтер был получен ровно сто лет назад. Автором этого замечательного изобретения стала женщина — прогрессивная американка Мэри Фелпс Джейкобс. Это произошло в 1914 году. Собираясь на очередной раут, она пошла на хитрость и соорудила из двух эластичных лент альтернативу привычному корсету, которой суждено было стать первым бюстгальтером в истории.

Но история этого замечательного предмета женской одежды отнюдь не начинается с этого события. Одежда для женской груди существует с глубокой древности и всегда исполняла не только эстетические функции, но и практические. Поддержка груди всегда была проблемой для женщин во все времена. Наш материал посвящен культурным следам бюстгальтеров в истории мира.

    Египетские свободы

    Сколько бы не говорили о том, что первые бюстгальтеры были изобретены в Древнем Египте, исследования говорят о том, что на берегах Нила не знали такого предмета одежды. Женщины из народа предпочитали ходить топлесс, а знатные дамы скрывали прелести под просторными туниками и хитонами.

    Минойские богини

    Во время бронзового века, минойская культура на острове Крит имела множество символов, связанных с женской грудью как с символом плодородия. Статуэтки богини-матери обычно имели открытую грудь, а земные женщины во всем ей подражали. Историки говорят, что критские женщины подвязывали грудь снизу, но не покрывали ее полностью.

    Античные груди

    Принято считать культуру Древней Греции эталонной во многих смыслах, но чего там точно не было, так это пуш-ап бюстгальтеров. Знатные женщины носили просторные туники, никак не стесняя достоинств. Только немногочисленные женщины-воины перевязывали грудь тугими лентами. Легенда о женщинах-амазонках рассказывает о такой неприятной процедуре, как выжигание правой груди, для того, чтобы было сподручнее стрелять из лука.

    Нижнее белье Римской империи

    Доподлинно известно, что спортсменки в Древнем Риме перевязывали грудь тугими лентами для того, чтобы она не мешала при выполнении упражнений или скачке на лошади.

    Китайские дуду

    Китайская мода носила весьма консервативный характер, к тому же имела явное пристрастие к подавлению всего женственного. Китайские женщины тщательно скрывали грудь под широкими полотняными лентами, которые назывались «дуду». Они стали прообразами корсетов, так как стягивали не только грудь, но и живот.

    Средневековые бюсты

    В средние века не было четко оформившегося отношения к женской груди, но субтильные дамы из высшего общества имели явную тенденцию к ее отсутствию, что в конечном итоге вылилось в моду на субтильные мальчишеские формы. Большая грудь и широкие берда стали признаком простолюдинок, а остальным приходилось затягивать излишки в тугие корсеты, которые к тому времени стали повседневном предметом женской одежды.

    Корсеты в Западной Европе

    Мода на мальчишеские силуэты требовала новых и новых корсетов. Любопытно, что женские корсеты стали хорошим бизнесом для китобоев, так как лучшие корсеты получались на каркасе из китового уса. Женщина-песочные часы стала символом красоты на долгие века и отголоски этой моды слышны по сей день.

    Великое освобождение груди

    Великая французская революция, в числе прочих свобод, принесла и раскрепощение для женщин. Революционеры хотели в том числе и новую моду, свободную от предрассудков прошлого. Женщины перестали прятать грудь под корсеты и начали носить глубокие декольте. В то же время, женщины из низов начали перевязывать грудь лентами для удобства, в том числе и для того, чтобы носить мужское платье, на которое в то время появилась мода.

    Викторианское давление

    Пуританские традиции 19-го века не очень жаловали свободы женщин. Особо нервных особ лечили в психиатрических лечебницах, а о свободе груди не могло быть и речи. Кодекс поведения предписывал женщинам носить утягивающее белье и днем и ночью, а о декольте не могло быть и речи.

    Феминизм и молочные железы

    Во времена правления короля Эдварда началось движение женщин за свои права, в числе которых не последнее место занимало право носить удобную одежду. В качестве аргумента приводились весомые аргументы о вредности корсетов и деформации внутренних органов, которую они вызывали. Так, в конце 19-го века произошел настоящий взрыв изобретений новых видов женского белья, которые не несли вреда и были гораздо удобнее всего, что придумывал человеческий разум до этого.

    Бюстгальтер Джейкобс

    Эпохальное изобретение Мэри Фэлпс Джейкобс произошло в 1914 году и стало воплощением тысячелетних чаяний и надежд женщин по всему миру. Свое изобретение она называла «бесспинным корсетом», а сделала его из двух носовых платков и эластичных лент. Идея пришла девушке в тот момент, когда она примеряла платье с открытой спиной, собираясь на очередной светский раут.

    Война и бюст

    К началу Второй мировой войны легкая промышленность уже освоила множество моделей бюстгальтеров, но предмет одежды оставался очень нишевым продуктом. Переворотом стало официальное принятие бюстгальтеров в качестве униформы для женщин-военнослужащих, что очень помогало поднятию боевого духа в среде военных.

    Послевоенный успех

    После войны произошел настоящий взрыв интереса к интимному предмету одежды. Разработкой новых моделей занялись сотни дизайнеров, а фирмы предлагали множество самых разнообразных фасонов — от бюстгальтеров для беременных до первых моделей на косточках или страшных лифчиков на проволочном каркасе.

    Будущее

    Несмотря на то, что историки моды не раз предсказывали смерть этого предмета одежды, интерес к бюстгальтерам ничуть не собирается утихать. Посмотрите хотя бы лукбуки последних коллекций Victoria"s Secret, чтобы понять, что бюстгальтер живее всех живых.

Женское нижнее белье появилось в России как смелый эксперимент и заимствование немецкой моды. Начав стремительно развиваться в XVIII веке, оно было практически остановлено политическим курсом XX века и снова набрало обороты только после падения коммунизма.

Давайте посмотрим, какие сюрпризы преподносила российским модницам история нижнего женского белья.

Корсеты: рай и ад для российских женщин

В России корсеты появились с легкой руки Петра I. В то время в Европе царила мода Екатерины Медичи, согласно которой объем талии дамы высшего общества должен был укладываться в 33 сантиметра. Российский император был возмущен «костлявыми» фигурами немецких фрейлин. Но в противоречивости своей натуры все же привез корсеты в Россию и потребовал в обязательном порядке носить их при дворе.

Император не учел, что европейские девочки начинали носить корсет с раннего детства (сохранились даже крошечные корсеты для двухлетних малышек) и успевали к нему привыкнуть. Русским же барышням с их пышными формами было тяжело с непривычки утянуть себя в подобную упряжь.

В итоге на балу, наряженные по европейской моде в корсеты и шлейфы, с высокими прическами и в башмаках на каблуке, модницы не могли не то что танцевать, но даже толком присесть.

Первые корсеты имели зигзагообразную шнуровку. Из-за этого затягивание их происходило следующим образом: пока помощница дергала шнурок корсета из стороны в сторону, женщина крепко держалась за столбик кровати. Без этой предосторожности модница просто не устояла бы на ногах. Более поздние модели имели уже классическую перекрестную шнуровку, доставлявшую женщинам меньше неудобств. Но привычка держаться за столбик во время одевания корсета пережила не одно поколение.

Корсет просуществовал более ста лет, пока на смену ему не пришло трико, одеваемое под платье. Оно могло быть лишь белое или телесное, любые яркие цвета считались уделом дам легкого поведения.

Однако эластичное трико тут же лишило женщин осиной талии и высокой привлекательной груди. Даже модные тогда платья с разрезом до бедра не спасли положение, и вскоре корсет снова утвердился в женском гардеробе.

Эволюция корсета: разделяй и властвуй!

В 1903-м году во Франции происходит историческое разделение корсета на две части - верхнюю для бюста и нижнюю для талии (позднее превратившуюся в пояс для чулок). Автором новинки стала врач-гигиенист Гош Саро. Благодаря ей в моду вошли платья без классического корсета, где его роль выполнял широкий пояс, подпирающий грудь.

«Бесспинный лифчик» изобрела американка Мери Фелпс Джекобс. Девушка собрала модель из портняжных лент и пары носовых платков и тут же запатентовала под названием Caresse Crosby. Позднее патент был выкуплен крупной компанией за 15 тысяч долларов.

Такой привычный и любимый женщинами предмет гардероба, как бюстгальтер, не всегда был таким, как сейчас. История создания бюстгальтера имеет несколько версий происхождения.

Первые бюстгальтеры, которые женщины носили в виде полосок кожи, не несли в себе никакой эстетической составляющей.


Совсем недавно археологи нашли бюстгальтер, которому более 600 лет. Находка выглядит как современный бюстгальтер, ничем не уступая нынешним моделям, что в очередной раз доказывает цикличность моды.

Сама же история бюстгальтера начинается лишь в конце XIX века. До этого времени это были лишь неудобные приспособления, которые причиняли женщинам большие страдания и проблемы. Самой суровой была испанская мода, начавшаяся в 16 веке и захватившая всю Европу. Белье тех времен было сделано из деревянных и металлических каркасов, которые полностью деформировали девичью грудь. А чтобы грудь не росла, девушкам накладывали на ночь свинцовые плиты! Каждый выход в свет для средневековых дам заканчивался тайным визитом к врачу и примочками из лечебных трав.




Позже бюстгальтер приобрел форму воронки, чашки сужались впереди острым углом, а по бокам держались с помощью каркаса из стальных пружин.


До начала ХХ века женщины носили корсеты. Они появились в 14 веке во Франции и подчеркивали красоту груди, пока испанская инквизиция не заковала женское тело в металлические пластины. Женственные корсеты вернулись в моду в 17 веке, однако их тугая шнуровка приводила к трагическим последствиям для женского здоровья.

В 1887 году в Англии было изобретено первое подобие бюстгальтера, которое называлось «приспособление для улучшения формы груди» и напоминало по форме два чайных ситечка, однако женщины продолжали носить тесные корсеты.

В 1889 году французская модистка и владелица корсетной мастерской - Эрмини Кадоль - отрезала лиф от корсета. Ее бюстгальтер завязывался по принципу корсета, имел две чашечки, разделённые между собой, и поддерживался бретелями.

Через 10 лет немецкая швея Кристине Хардт представила сенсационную модель «фуфайка для женщин на лямочках с уплотненными чашечками на груди». В описании «фуфайки» говорилось, что она поддерживает женскую грудь, не изменяя ее формы. Эта версия более правдоподобна, так как название бюстгальтер произошло от немецкого «bustenhalter».

Еще одна версия создания бюстгальтера берет свое начало в 1912г, когда немец Зигмунд Линдауэр придумал бюстгальтер, надевавшийся прямо на тело. Линдауэр посчитал испорченным свой медовый месяц из-за множества крючков и различных пуговиц на белье своей супруги. По приезду он создал бюстгальтер, который можно было легко расстегивать мужчинам.



Согласно самому популярному предположению о возникновении бюстгальтера, его придумала светская дама из Нью-Йорка - Мэри Фелпс Джекобс - в 1914 году.
Собираясь на светский раут, она заметила, что корсет не сочетается с ее великолепным платьем с открытой спиной, и с помощью горничной смастерила бюстгальтер без спинки из двух ленточек и двух носовых платков. Чудо-изобретение пришлось по вкусу дамам того времени, и Мэри запатентовала своё творение, позже продав авторские права за 15 тысяч долларов!


Завершила нововведения и сделала бюстгальтер похожим на современные модели эмигрантка из России Ида Розенталь в 1922 году. Она разделила лиф на две половинки и соединила их вставкой из прозрачного материала. Именно Ида Розенталь вместе с мужем стала основательницей компании Маidenform, которая контролирует на сегодняшний день около 40% американского рынка нижнего белья и экспортирует свою продукцию в более чем в семьдесят стран.



В 20-е годы ХХ века были популярны модели, которые делали женскую грудь плоской, почти мальчишеской.


В 30-е появляются размеры и нумерация чашек от А до D. На вершину моды взошли остроконечные чашки.


В 40-х компания Mаidenform представила новинки - бюстгальтер с регулирующимися бретельками и бюстгальтер для кормления с застежкой спереди. В послевоенные годы возник дефицит натуральных тканей, и бюстгальтеры начали шить из синтетических и даже из парашютов подбитого врага!



50-е годы - это время царствования Мэрилин Монро, Брижит Бардо, Джины Лоллобриджиды и Софи Лорен. Их соблазнительные формы в красивом белье мотивировали женщин подражать актрисам во всем. В продаже появляются первые модели с поролоновыми вкладками.



В 60-е наступила эпоха феминизма, и многие женщины отказались от всех атрибутов женственности, включая бюстгальтер. Апогеем феминистического движения стало массовое сожжение бюстгальтеров в «кострах свободы».

70-е годы стали настоящей бюстгальтерной контрреволюцией. В этот период выпускаются новые модели самых разнообразных форм и фасонов.

Для большинства представительниц женского пола лифчик является неотъемлемым атрибутом одежды. Сегодня существует огромное множество фасонов: это и классический, и балконет, и пуш-ап, и бюстье, и «Анжелика» (Demi Bra). Но мало кто из девушек задумывается, кто изобрел лифчик, в какой стране модницы впервые могли похвастаться новинкой гардероба, и главное, как он выглядел изначально.

Откуда произошло слово «лифчик»?

Слово «бюстгальтер» в переводе с немецкого «Büstenhalter» означает дословно «поддерживающий грудь». В современном русском языке часто используется разговорный вариант – «лифчик». Почему по-русски данная деталь гардероба называется так, а не иначе?

Само слово «лифчик» представляет собой уменьшительную форму слова «лиф». Под «лифом», согласно Толковому словарю Ожегова, понимается «верхняя часть женского платья», охватывающая грудь и спину женщины (стан). Слово «лиф» имеет нидерландское происхождение «lijf» и переводится как «корпус», «тело».

История происхождения

Период изобретения бюстгальтера охватывает сразу несколько вех человеческой истории. Знаменитая фраза «изобретать велосипед» лучше всего описывает процесс эволюции данной детали женской одежды. В наши дни точно ответить на вопрос, когда изобрели лифчик, не представляется возможным.

До н.э.

В одном из древних любовных посланий, написанном на папирусе и датирующимся VI веком до нашей эры, дословно написано: «Я мечтал бы стать лентой, стягивающей твою грудь». Дело в том, что в Египте были в моде упругие груди небольшого размера: такая форма свидетельствовала о «благородном происхождении» ее «носительницы». То есть уже в те далекие времена женщины носили полоски из кожи или ткани.

В Античные времена женщины тоже использовали некое подобие «лифчика» — специальные повязки, делавшие грудь плоской и упругой настолько, насколько это только было возможно. Женщины стремились достичь эффекта «умеренности», характерной для статуй Венеры Милосской или Ники Самофракийской. Внешний вид древнегреческого атрибута не дошел до наших дней. Однако на древнегреческой мозаике и одной из амфор, датируемой V веком до н.э., можно увидеть изображение строфиона – пояса из нежной кожи, подвязанного на груди. По сути, строфион – это и есть примитивный предшественник бюстгальтера: женщины надевали его как под одеждой, так и поверх специальной нижней туники («исподней»).

Древние римлянки под своими хитонами и туниками также носили строфионы, подчеркивающие «женские прелести». На фресках печально известного древнеримского города Помпеи археологи обнаружили изображения женщин с «предвестником» современного бюстгальтера. А в древнеримском жилище Армерина до нашего времени сохранилась великолепная мозаика, на которой изображена женщина с «нагрудной» повязкой (III в до н.э.)

В тот период времени в Риме существовало сразу несколько вариантов данной детали одежды:

  • fascia – повязка, препятствующая росту груди у юных римлянок;
  • mamillare – предназначена для стягивания бюста женщин зрелого возраста;
  • strophium – повязка для небольшого бюста, надеваемая для поддержки грудной клетки;
  • capitium и toenia – предназначенные для придания фигуре стройности и изящества.

XII-XVII вв.

А вот во времена Средневековья бюстгальтер на долгое время исчез из обихода. С XII в. и вплоть до первой половины XV в. женщины надевали под платья странные приспособления с металлическими или деревянными вставками-брусками для поднятия бюста. Но уже в 1550 году Екатерина Медичи, супруга Генриха II, изобрела всем известные корсеты. Французская королева принудила своих придворных дам облачиться в данное одеяние. Первые корсеты изготавливались из китового уса или кожи со вставками металла.

Если бы у современной женщины была возможность переместиться в Испанию XVI-XVII вв., то они бы пришли в глубокий шок от такого «обязательного атрибута». Металлические пластины буквально «пронизывали» тела испанок, вызывая постоянное головокружение и обмороки.

XIII в.

Только к середине XVIII века отношение модниц к корсету стало постепенно меняться, и уже к концу XVIII – началу XIX вв. ему на смену пришли легкие и свободные туники. В то время в моде были платья-рубашки (так называемые «платья-шемиз»), исполненные в стиле ампир. Женщины вновь смогли почувствовать свободу, а в обиход вернулись поддерживающие «нагрудные» пояса времен Афродиты.

Женское счастье продлилось недолго: уже через 30-40 лет, к 20-м годам XIX века, «осиная талия» снова стала «последним писком моды», однако корсеты приобрели несколько измененный вид. Прямая цилиндрическая форма конструкции трансформировалась в силуэт песочных часов: наступила эпоха барокко.

В конце 1840-х пышные рукава, характерные для «волны романтизма» 1820-1830-х, уступили место открытым плечам. Именно в это время появились те самые тугие утягивающие корсеты, ломающие ребра модницам. Если раньше функцией корсета была, в первую очередь, поддержка тела, а уж потом – формирование стройной талии, то в Викторианскую эпоху основной ролью этого элемента одежды стало создание узкого силуэта и поддержка массивной юбки с металлическими обручами. Корсет превратился в утягивающую конструкцию. Несмотря на весь индивидуализм эпохи, уже к 1850-м годам стал формироваться корсетный рынок: «неотъемлемые атрибуты» одежды пустили в массовое производство.

К 1870 году корсет приобрел такую бешенную популярность, что женщины использовали его не только на баллах, т.е. находясь в светском обществе, но и повсеместно (даже дома). И небогатые представительницы той эпохи сделали его частью своего повседневного костюма. Именно в то время медики забили тревогу за состояние женского организма: на саму идею насильственного стягивания силуэта обрушилась волна критики. Новые веяния привели к тому, что во второй половине XIX века появилась идея о создании «здорового корсета», которая достигла своего апогея в середине 1890-х годов.

Сторонницы суфражистского движения (за предоставление женщинам избирательного права и права собственности) выступали с лозунгами об искоренении практики ношения корсета. Эта идея – чуть ли не центральный тезис приверженок феминизма. Избавление от корсета стало главным символом равноправия и независимости на рубеже веков.

Кто изобрел бюстгальтер?

Феминистические настроения привели к созданию в 1889 году модели «le Bien-Etre», что дословно переводится с французского языка как «Благополучие». Это и есть первый бюстгальтер авторства Эрмине Кадоль, владелицы корсетной мастерской во Франции. Женщина представила на всеобщее обозрение интересную новинку – чашечки на сатиновых лентах, которые можно было крепить к корсету. Произошло данное событие 27.06.1889 г. на Всемирной выставке в Париже. «Полукорсет» позиционировался как поддерживающий «механизм», не изменяющий естественных очертаний и форм бюста женщины.

По одной из дошедших до наших времен легенд, постоянная клиентка пожаловалась Кадоль на то, что ношение корсета мешает играть в теннис, на что последняя решила «поэкспериментировать» и отрезала нижнюю часть конструкции. Однако историки считают подобную теорию происхождения лифчика не более чем красивой легендой.

Первый патент на производство бюстгальтеров был получен немецкой швеей Кристиной Хардт 05.09.1899 г. Жительница Дрездена дала забавное название своему экспериментальному образцу: «женская фуфайка на лямках с чашечками для груди». Поэтому до сих пор ведутся споры по поводу того, уроженка какой страны была «истинной изобретательницей» бюстгальтера: Германии или Франции.

Уже в 1914 г. Мэри Фелпс Джекобс в США получила патент под номером 1115674 на «бесспинный лифчик» (по-английски – «backless brassiere»). Фото моделей «brassiere» появились задолго до этого, в 1907 г., в журнале Vogue. Первые лифчики были выпущены под маркой Caresse Crosby. Несмотря на все попытки популяризировать «backless brassiere», идеалом женской красоты начала XX века оставалось длинное тело с узкой талией, что достигалось только при помощи утягивающего корсета из китового уса, а грудь поддерживалась подкладками или специальными муляжами.

Из-за малого успеха нового предмета дамского туалета Мэри решила продать патент компании Warner Brothers Corset за 1,5 тыс. долларов. Если бы она только знала, что производство лифчиков принесет братьям Уорнерам более чем 15 млн. долларов за первые 30 лет реализации, она бы точно не решилась на столь опрометчивый поступок. Успех братьев был достигнут благодаря стараниям кутюрье Поля Пуаре, который открыл новую эру в истории женского белья: одежда стала иметь более свободный силуэт, и корсет стал попросту не нужен.

Уже к 1916 году в журнале «The Lady magazine» была напечатана разгромная статья: ее автор призывал британок отказаться от «душных» корсетов в пользу удобных, современных и прогрессивных бюстгальтеров», которые в то время уже во всю носили любительницы высокой моды из Франции. В 1917 году на волне всеобщего ажиотажа Правительство США обратилось к американкам с просьбой постепенно отказаться от использования металлических деталей в нижнем белье.

В годы Первой мировой войны Правительство призывало женщин направить весь металл на нужды вооружения: отказ от корсетов принес американской армии около 28 тыс. т дополнительного металла. В свою очередь популярность лифчиков значительно возросла.

Стандартизация бюстгальтеров по размерам от A до D и создание особой модели для кормящих мам являются заслугой Иды Розенталь и ее мужа. Розенталь – уроженка Российской империи, эмигрировала в США, вышла замуж, и в 1922 г. основала вместе со своим избранником компанию Maidenform. В 1935 году был создан первый прототип push-up, или «бра». Maidenform придумали вставлять в чашечки бюстгальтеров специальные тканевые подкладки для придания формы и объема бюсту, а в 1942 году Розенталь смогла запатентовать регулируемую по длине застежку для выпускаемых моделей лифчиков.

В 1938 году стали все чаще использовать синтетические ткани, по большей части благодаря изобретению нейлона. Искусственные материалы позволили существенно снизить себестоимость производства бюстгальтеров.