Воспитание экономических знаний у дошкольников посредством сказки. Материал (8 класс) на тему: Экономическая сказка

ГОКУ «Школа-интернат р.п. Квиток»

Занятие:

«Экономика в сказках»

6 класс

воспитатель Трохимчук Т.Г.

2018 год.

Цель

Программные задачи:

Образовательные:

-

-

2. Развивающие:

-

-

- 3.Воспитательные:

Воспитывать

» Сказки –

«Мужик и медведь» .

Материал и оборудование

Посмотрели на гостей, сели правильно. Отвечать на вопросы когда вас спросят и уметь слушать других.

Организационный момент:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные!

Дети:

Воспитатель:

Для чего нужны деньги?

Дети:

Воспитатель:

Ответы детей : «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик», «Сказка о Попе и его работнике Балде».

Воспитатель:

Кто прочитает тему занятия?

Тема: «Экономика в сказках»

-

Я вас прошу быть внимательными.

Сказка «Три поросёнка»

Ситуация 1 .

Вопросы к детям:

Подумайте и скажите зарплата для поросят это что? (Доход)

Ситуация 2. Ребята внимательно слушаем.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Расход? Прибыль?

Что такое расход?

Деньги, Расход.

Ситуация 3 . Ребята внимательно слушаем.

Подумайте и скажите это, что? Как можно сказать одним словом? (Потребности)

потребности (надо)

(Раздать карточки детям для в группах работы)

Расход семьи : (в месяц)

    Оплата за воду – 20 руб.00к.

    Покупка дров - 19 руб.20к.

расход: 1000 рублей

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

? Расход

Д Р , Д

Бюджет семьи:

Доход 1500руб.90к.

Расход - 1000 руб.00к .

500 руб.90к. (Сбережения?)

«Три поросенка». Ребята внимательно слушаем.

Ситуация 4.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?

Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление, подарок, сбережение?

Что такое денежное накопление (сбережение )? Когда оно появляется?

Когда - Экономишь

Какое слово запишем в экономический словарь? Сбережения.

: раздать детям Экономические задачи, решить самостоятельно.

- Будьте внимательны.

    Экономическая задача - по электроэнергии

Бабушка девочку очень любила

Шапочку Красную ей подарила

Девочка имя забыла своё

А, ну-ка ребята вспомним его? (Красная шапочка)

В:

В:

Продолжение сказки «Красная шапочка»

После того как охотники спасли бабушку и Красную Шапочку от волка, бабушка стала жить вместе с Красной Шапочкой и её мамой. Мама стала работать в детском саду воспитателем и получать за свой труд зарплату. Красная шапочка: учится шить одежду и за хорошую учёбу получать - стипендию. Бабушка уже не работает, но зато что она много лет проработала на фабрике, она теперь получает пенсию. И семейный бюджет позволяет Красной Шапочке, маме и бабушке ездить отдыхать на море всей семьей.

В: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».

В: Потребности - это всё то, в чем нуждаются все сказочные герои и люди.

В:

В : Как вы думаете ,

В:

Заключительная игра:

Дидактическая игра: « Доход - расход»

Я начну, а вы кончайте

Мама получила зарплату- доход

Бабушка заболела- расход

Выиграла приз -доход

Потеряла кошелёк -расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

- Поиграем в игру: «Дорого, дёшево» Я буду говорить вам Крылатые выражения, фразы.

ДОРОГО ДЁШЕВО

На вес золота

За бесценок

По божеской цене

Не подступиться

Цена кусается

Не по карману

По сходной цене

Подведение итогов.

Вопрос:

И на этом наше занятия закончилось, спасибо за внимания.

Занятие: «Экономика в сказках» 6 класс.

Цель : познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказками и её героями.

Программные задачи:

Образовательные:

- закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход.

- познакомить с экономическим понятием: потребность « Хочу» и « Надо».

2. Развивающие:

- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления,

- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас,

- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. 3.Воспитательные:

Воспитыватьлюбознательность в процессе познавательно - деятельности

Формировать положительные взаимоотношения детей.

Предварительная работа: « Чтение художественной литературы » Сказки –

«Три поросёнка» английская сказка, «Петушок и бобовое зернышко» - русская народная сказка, «Как старик корову продавал» С. Михалков, «Золотой ключик или приключения Буратино», «Трое из Простоквашино», «Красная шапочка» Ш. Перро,

«Мужик и медведь» .

Материал и оборудование . Презентация, карточки с заданиями, загадки, отрывки сказок на новый лад, карточки - сочини продолжения сказки «Красная шапочка» используя такие слова (Зарплата, стипендия, труд, пенсия, семейный бюджет и т.д.; Экономический словарь - где будут делать записи.

Звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино» песенка Лисы Алисы.

Организационный момент:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные!

Дети: Деньги, монеты (рассматривание монет разных стран: Крона- Чехия, Казахстан – тенге, Украина- гривна, Россия- рубль) Страны Евро союза- евро.

Воспитатель: Правильно, ребята, ответьте мне на второй вопрос.

Для чего нужны деньги?

Дети: Покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать.

Воспитатель: Совершенно верно. Деньги нужны людям, в без них прожить невозможно.

А вспомните, пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.

Ответы детей :

Воспитатель: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Вот видите, даже сказочные персонажи живут, так же как и люди. Хотите получше узнать о них? Давайте отправимся со сказочными героями в мир Экономики.

Кто прочитает тему занятия?

Тема: «Экономика в сказках»

Ребята обратите внимания, что у вас лежит на краю стола.

- Экономический словарь, в него вы будете записывать слова, а какие вы узнаете во время занятия.

Я вас прошу быть внимательными.

Сказка «Три поросёнка»

Ситуация 1 .

Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Три брата поросёнка были очень трудолюбивые, они работали на стройке. И за свой труд получали зарплату. Накопили денег и решили построить дом.

И вот заспорили поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича.

Вопросы к детям:

Подумайте и скажите зарплата для поросят это что?

Наводящие вопросы: А деньги что они приносят людям?

Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?

Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили в Сибири?

Ситуация 2. Ребята внимательно слушаем.

Долго спорили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходимые для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, и были очень довольны.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?

Израсходованные деньги – это Доход? Расход? Прибыль?

Что такое расход?

Какое слово запишем в экономический словарь? Деньги, Расход.

Ситуация 3 . Ребята внимательно слушаем.

Живут поросята в новом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, покупают дрова.

Подумайте и скажите это, что? Как можно сказать одним словом?

Перед поросятами встала серьезная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для оплаты, и приступили к расчетам. Поросята успешно справились с задачей, но и увидели свои потребности (надо)

(Раздать карточки детям для работы в группах)

Расход семьи : (в месяц)

    Покупка продуктов питания - 300 руб.00к.

    Покупка одежды, обуви - 500 руб.00к.

    Оплата за электроэнергию – 150 руб.00к.

    Оплата за воду – 20 руб.00к.

    Оплата за телефон - 10 руб.80к.

    Покупка дров - 19 руб.20к.

расход:

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Как можно назвать деньги, потраченные поросятами? Расход

Назовите, в каком случае можно сказать об экономии денег:

Подумайте и скажите. О какой семье можно сказать, что они хорошо живут.

Д Р , Д

Учет доходов и расходов каждой семьи в течение недели, месяца или даже года – это Семейный бюджет.

Самостоятельное решение на карточках (Индивидуальная работа)

Бюджет семьи:

Доход 1500руб.90к.

Расход - 1000 руб.00к .

500 руб.90к.

«Три поросенка». Ребята внимательно слушаем.

Ситуация 4.

Пришел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шкатулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?

Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление, подарок, сбережение?

Что такое денежное накопление (сбережение )? Когда оно появляется?

Когда - Экономишь

Какое слово запишем в экономический словарь? Сбережения.

- Поросята рассказали Волку разные истории : Экономические задачи, решить самостоятельно.

- Будьте внимательны.

    Экономическая задача - по электроэнергии

Это было однажды Ниф-Ниф когда уходил на работу, забыл выключить свет.

Какой ущерб нанес семейному бюджету Ниф-Ниф, если за час использования электроэнергии поросята платили 3 рубля, а свет горел 8 часов?

Решение: ________________________________

    Экономическая задача - о воде.

Как-то у поросят сломался кран, они его быстро починили. Но посчитали если:

При неисправности крана, с самой тонкой струйкой за сутки может уйти в канализацию до 15 литров питьевой воды. Сколько литров питьевой воды уйдет в канализацию за месяц (30 дней)?

Решение: ______________________________________

Бабушка девочку очень любила

Шапочку Красную ей подарила

Девочка имя забыла своё

А, ну-ка ребята вспомним её? (Красная шапочка)

В: Вы помните, что случилось с Красной шапочкой? (Ответы детей)

В: А как же сказка закончилась? (Ответы детей)

А давайте вы сочините сказку на новый лад используя такие слова: Труд, зарплата, стипендия, пенсия, семейный бюджет: расход, доход.

(Дети рассказывают свои сказки).

Предлагаю свой вариант сказки «Красная шапочка »

После того как охотники спасли бабушку и Красную Шапочку от волка, бабушка стала жить вместе с Красной Шапочкой и её мамой. Мама стала работать в детском саду воспитателем и получать за свой труд зарплату. Красная шапочка : учится шить одежду и за хорошую учёбу получать - стипендию. Бабушка уже не работает, но зато что она много лет проработала на фабрике, она теперь получает пенсию. И семейный бюджет позволяет Красной Шапочке, маме и бабушке ездить отдыхать на море всей семьей.

А как вы думаете, почему они могут позволить ездить отдыхать на море?

    Заключительная игра:

Дидактическая игра: « Доход - расход»

Я начну, а вы кончайте

Хором мне не отвечайте: доход или расход

Мама получила зарплату- доход

Бабушка заболела- расход

Выиграла приз -доход

Потеряла кошелёк -расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

Из чего состоит семейный бюджет? (Ответы детей) дохода и расхода.

Поиграем в игру: «Дорого, дёшево»

ДОРОГО ДЁШЕВО

На вес золота

За бесценок

По божеской цене

Не подступиться

Цена кусается

Не по карману

По сходной цене

В: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».

В: Потребности - это всё то, в чем нуждаются все сказочные герои и люди.

В: А вы, знаете, что есть потребности без которых нельзя прожить, их называют потребностями « Надо» т.е то что нужно каждому человеку,

В : Как вы думаете , какие это потребности – назовите? (Ответы детей) Продукты питания, одежда. обувь, оплата электричество, покупка дров, оплата за вода

В: Есть потребности, без которых можно обойтись их называют потребностями

« Хочу» - Путешествия, покупка телефона, домашнего кино-тетра, бытовой техники для кухни. Без чего может прожить человек.

Подведение итогов: Ребята мы сегодня в экономический словарь записывали слова .

Деньги, расход, доход- семейный бюджет, потребность.

Угадайте, что в «Шкатулке» (находятся шоколадные монеты)

Вопрос: Их делают из разного материала, у одних людей их много, а у других - мало, в разных странах их называют по-разному. Что это такое? (деньги)

2 класс

Урок литературного чтения

Тема. Знакомимся с экономикой через сказки

Дидактическая цель : формирование интереса учащихся к экономическим категориям.

Тип по дидактической цели : изучение нового материала.

Цели по содержанию:

    обучающие: ввести детей через сказки в новую - экономическую – сферу социальной жизни людей; учить исследовать, анализировать содержание сказок, вычленяя в них экономические категории и нравственные качества личности, проявляющихся в различных ситуациях

    развивающие: развитие логики, самостоятельности и нестандартности мышления, коммуникативно-познавательных навыков, творческой активности.

    воспитывающие: прививать доброе отношение к живому миру, уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов; положительного отношения к дружбе, взаимовыручке.

Оборудование: краткий словарь - справочник, разноцветные мелки, таблички с экономическими категориями, нравственными качествами, мультимедиа

Ход урока

I .Организационный момент.

1.Распределение детей по группам. Дети пересаживаются в соответствии с группами.

II .Настрой на урок.

Учитель. Какое у вас настроение? (ответы детей)

У меня тоже хорошее настроение, хочется поработать с вами, порадовать вас.

III . Минута самовнушения.

Итак, садитесь за парты, опустите голову на парту, закройте глаза и повторяйте со мной про себя.

-Солнце, какое ты доброе, хорошее, ты даришь мне жизнь, спасибо тебе…

-Жизнь, какая ты красивая, интересная, я люблю тебя…

- Здравствуй, день, ты ступенька в моей жизни, ты помогаешь мне стать хорошим человеком…

-Я сегодня буду расти, буду мыслить, буду изучать, познавать…

-Я мыслящий человек. Не боюсь трудностей.. Я умею быть сосредоточенным

Поднимите, пожалуйста, головы. Пусть сегодняшний урок будет творческим. Пожелаем себе всего хорошего, доброго.

А я желаю вам успешных, мудрых ответов, удачи вам на уроке и чтобы урок наш состоялся.

IV . Актуализация опорных знаний.

1.Прочитаем тему сегодняшнего урока. (Дети читают тему урока).

Знакомимся с экономикой через сказки.

V .Мотивация: для чего?

На уроке мы прикоснёмся к сказкам и познакомимся с экономическими категориями (понятиями), которые в нашу жизнь вошли сравнительно недавно и связаны с переходом к рыночной экономике. Узнаем, что сказка, оказывается, - это серьёзное и настоящее дело. Она нужна, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.

Какое новое слово вам встретилось при чтении темы урока? (Экономика)

Экономика – как наука о домашнем хозяйстве. Она объединяет слова: потребность (что нужно человеку: материальное, духовное, социальное),труд, бартер (обмен), выгода (прибыль), убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал

(купля –продажа) это экономические категории. Знание экономических категорий вам пригодятся в дальнейшей жизни.

VI .Погружение в урок.

1 задание. Чтобы начать знакомство с экономическими категориями, предлагаю вам поиграть со мной в игру «Выберите верное предложение». На карточках по три предложения. Выберите то предложение, которое вам кажется правильным и объясните, почему вы его выбрали.

1 группа.

1.Чтобы жить, необходимы деньги.

Чтобы жить, необходимы игрушки.

2.Только взрослые должны трудиться.

И дети, и взрослые должны трудиться.

3. Валюта – это бумажные деньги.

Валюта – это деньги, которые могут быть и бумажными, и металлическими.

2 группа

1.Бартер – это когда меняют товар на деньги.

Бартер – это когда меняют товар на товар.

3.Пенсию обычно получают мамы и папы.

Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

3 группа

1.Вода должна течь из крана и днём, и ночью.

Вода должна течь из крана тогда, когда она нужна человеку.

2.Бюджет семьи – это только доходы.

Бюджет семьи – это доходы и расходы.

3.Чем качественнее (лучше) товар, тем выше цена товара.

Чем качественнее товар, тем ниже его цена.

Итак, какие экономические категории выделим в этой игре? (Ответы: деньги, трудиться – труд, валюта, реклама, пенсия, экономия, бюджет, товар, цена, качество товара ).

2 задание. Сейчас группы поработают со сказками, которые вам хорошо знакомы. Но эти сказки мы с вами проанализируем, исследуем, вычленяя в них экономические категории и нравственные качества человека, которые проявляются в различных ситуациях.

Ваша задача:

Выбрать и сгруппировать экономические категории и социально-нравственные качества, которые даются на карточках.

Обсуждение задания в группах.

1 группа . «Колобок» (Русская народная сказка)

Цель: расширить представление о рациональном использовании ресурсов, продуктов, созданных людьми

Экономические категории : труд, изделие.

Социально-нравственные качества: трудолюбие, предприимчивость, любознательность, общительность, хитрость, хвастливость, безопасность

Краткое содержание .

Жили-были дед да баба. Дед попросил бабку испечь колобок. Старуха по амбару помела, по сусеку поскребла и набрала горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, пожарила его в масле. Колобок получился пышный, румяный, ароматный. Положила она его на окно остынуть. А колобок прыг с окошка во двор и покатился себе по дорожке в лес. По дороге встретились ему сначала заяц, потом волк, затем медведь и лиса. Все хотели съесть Колобка, но только она собралась его съесть, как прибежали бабушка и дедушка, все звери и стали стыдить лису. Колобок предложил пойти к бабушке и дедушке и всем вместе попить чаю.

Вопросы:

Что было необходимо, чтобы испечь колобок?

Каким получился Колобок?

Вопросы:

Почему бабушка не отказалась испечь колобок?

Почему Колобку захотелось убежать из дома?

Каким образом Колобку удавалось укатиться от зверей?

Почему лиса обманула Колобка?

Вывод:

Бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке, Испекла ему колобок отличного качества, используя муку, сметану, масло;

Колобок был хвастунишкой: решил показать себя всему миру – какой он пышный да румяный;

Лиса предприимчивая, хитрая – обманула Колобка;

Безопасность жизни – не доверяй незнакомым людям

2 группа «Терем – теремок» (Русская народная сказка)

Цели: формировать понимание необходимости труда, значимости домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.

Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода

: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке.

Краткое содержание.

Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-норушка и стала в нём жить. Потом попросились жить: лягушка-квакушка, ёжик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.

Вот все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно толчёт, лягушка пироги печёт, а петух на подоконнике играет на гармонике, серый ёжик теремок сторожит. Шёл мимо медведь, захотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него звери выскочить. Попросил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.

Вопросы:

Какими видами труда занимались жители теремка?

Как вы думаете, почему каждый занимался одним (своим) делом?

Как был восстановлен теремок?

Вопросы:

Как жилось зверям в теремке?

Почему они помогали друг другу?

Для чего нужно разделение труда?

Есть ли разделение труда в вашей семье?

Как вели хозяйство жители теремка?

Вариант: В какой сказке сказочные герои строят дом? (« Три поросёнка» английская сказка)

Вывод:

Каждый житель терема имел свои обязанности и хорошо выполнял их, поэтому всё у них получалось. Они жили дружно, заботились друг о друге.

3 группа « Мужик и медведь» (Русская народная сказка )

Цели: сформировать представление о характере труда сельского жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку.

Экономические категории : труд, выгода, товар, договор (уговор), прибыль

Социально-нравственные качества : трудолюбие, расчётливость, смекалка, чувство справедливости.

Краткое содержание.

Посеял мужик репу. Пришёл к нему медведь. И говорит, что «заломает» его. Муж попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмёт, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город поехал продавать. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмёт корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.

Вопросы:

Чем занимался мужик в поле?

Каким образом он поделил урожай?

Зачем мужик повёз репу в город?

Почему мужик посеял на следующий год рожь?

Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?

Вопросы:

Как мужик сохранил урожай?

Какое качество помогло мужику обмануть медведя?

Почему рассорились мужик и медведь?

Справедливо ли поступил мужик с медведем?

Вывод:

Благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль;

Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками

3 задание.

Игра «Продолжи предложение » (на доске)

Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

Инструкция. Я предлагаю вам поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а вы его закончите. Слова-помощники на доске: польза, зарплата, пенсия, стипендия, вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов пойдет на работу, профессия, валюта, продать, купить, изготовить, выше, банк, реклама, товар, одежда, жилье, продукты питания

    Любой труд приносит ….(пользу).

    Моя мама получает за свой труд…, бабушка …., а брат учится в институте и получает …. (зарплату, пенсию, стипендию).

    Доходы семьи можно увеличить, если …(вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов семьи пойдёт на работу).

    Деньги разных стран называются ….(валюта).

    Любой товар можно ….(продать, купить, изготовить).

    В магазине цена…., чем на рынке (выше).

    Место хранения и накопления денег называется …(банком).

    Чтобы люди узнали о товаре, нужна ….(реклама).

    Мебель, одежда - это …(товар)

    Для того чтобы жить, человеку нужны … (одежда, жильё, продукты питания).

4 задание .

Игра «Колодец желаний»

Представьте себе, что вы банкир. Начните предложение и закончите его: «Если бы я мог стать банкиром, то …»

5 задание.

Итак, сейчас вспомним сказку С.Михалкова «Как старик продавал корову»

Цель: раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи.

Краткое содержание.

Старик продавал корову на базаре целый день, но никто её не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала. Один паренёк пожалел старика и решил помочь. Он так стал расхваливать корову покупателям, что появилось много желающих её приобрести. Но старик передумал: «Такая корова нужна самому».

Экономические категории : реклама, покупатели, продавцы, товар.

Вопросы:

Почему старик целый день не мог продать корову?

Как старик представлял товар?

Каким образом паренёк привлёк покупателей?

Кто был лучшим продавцом: старик или паренёк?

Почему старик передумал продавать корову?

Социально-экономические качества : предприимчивость, доброта

Вопросы:

Какими качествами обладал паренёк?

Почему паренёк помог старику?

Вывод: старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не даёт молока. Паренёк был предприимчивым, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.

VII . Рефлексия.

Какие задания вам показались наиболее интересными?

Пригодятся ли вам знания этого урока в жизни? Где? Для чего?

Чтение пословицы:

Мудрым никто не родился, а научился.

Вывод:

Быть мудрым человек учится у жизни.

Жизнь учит людей быть мудрыми.

VII .Самооценка урока

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Самоанализ урока

Тема урока . Знакомство с экономическими категориями через сказки.

Дидактическая цель : формирование интереса учащихся к экономическим категориям

Тип урока по дидактической цели : изучение нового материала

Цели содержания:

1)обучающие: ввести детей через сказки в новую – экономическую - сферу социальной жизни людей; учить исследовать, анализировать содержание сказок, вычленяя в них экономические категории и нравственные качества личности, проявляющихся в различных ситуациях;

2) развивающие : развитие логики, самостоятельности и нестандартности мышления, коммуникативно-познавательных навыков, творческой активности;

3)воспитывающие: прививать доброе отношение к живому миру; уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов; положительного отношения к дружбе, взаимовыручке.

Дл достижения целей урока применила технологии:

1.Технология организации познавательной деятельности учащихся:

Технология личностной ориентации педагогического процесса, педагогика сотрудничества; гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили;

Технология активизации и интенсификации познавательной учащихся: игровая технология, технология проблемного обучения, информационная технология, технология группового способа обучения;

Технология организации воспитательного процесса (коллективная творческая деятельность), технология свободного развития (предоставление ребёнку свободы и самостоятельности в определении целей своего развития).

Пониманию экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка. И в народных сказках, и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается в виде проблемных ситуаций, решения которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

На уроке использовала игровую форму заданиям, имеющим познавательное содержание путём введения в него одного или нескольких элементов игры (роли выступающих, установка на выигрыш в результате выполнения определённых правил и достижения заданной цели).

Игры « Выбери верное предложение», «Продолжи предложение» применила с целью выявления сформированности экономических категорий и умения завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

Следующий этап работы на уроке заключался в анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.). и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях. Реализация этой задачи прослеживается в сказках «Колобок», «Терем-теремок», «Мужик и медведь». По этим сказкам дети получили представление о рациональном использовании ресурсов, продуктов, созданных людьми, о характере труда сельского жителя, понимание необходимости труда, значимости разделения домашнего труда между членами семьи, предвидеть результат труда; воспитание социально-нравственных качеств личности: трудолюбие, общительность, хвастливость, заботливость.

Познакомились с экономическими категориями: труд, изделие, разделение труда, польза, выгода, товар, договор (уговор), прибыль.

Социально-нравственные качества: предприимчивость, доброта.

При проведении физминутки использовала «экологическую педагогику» - это одна из основных характеристик гуманно – личностной педагогики Ш.А.Амонашвили, дидактический приём «Опустите голову!», «Закройте глаза!» по утверждению Ш.А.Амонашвили влияет на то, чтобы дети с успехом решали учебные задачи.

На данном уроке у детей удалось сформировать мотивацию учебной деятельности, выбранные формы работы оказались оптимальными для реализации целей урока.

Активность и самостоятельность мышления учащихся достигнуты путём системы вопросов, созданий проблемной ситуации, разных уровней деятельности учащихся на отдельных этапах урока и на уроке в целом, в творческой работе.

бартер

пенсия

деньги

труд

валюта

экономия

бюджет

качество

товар

Министерство образования и науки РХГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Зачетная работа

Тема. Изучение сказок народов мира

в начальных классах с целью подготовки ребенка

к жизни и правильной ориентации его

в условиях перемен социальной жизни

Выполнила:

Чертыкова Н.Н., слушатель

квалификационных курсов

учителей начальных классов

хакасских школ

Абакан – 2008

Одной из важнейших задач начальной школы является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного и школьного возраста),значимостью подготовки ребёнка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между ступенями образовательной системы - начальной школой и средним звеном. Школьник и экономика лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребёнок «включается» с детских лет.

Процесс познания экономики не прост для школьника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка.

«Сказка для ребёнка такое серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джанни Родари).

    построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую экономическую сферу жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности (понимание целесообразности деятельности, трудолюбие, экономичность, бережливость, расчётливость и др.).

Реализация этой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволяет отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Народные сказки(сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, использовались, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, бережливость, прилежность, расчётливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.)

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Следующий этап заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар». «доход» и т.д,) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

В специально- подобранных сказках дети знакомятся с такими основными экономическими категориями, как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «расчёт», «деньги» и др., встречаются с героями трудолюбивыми и ленивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными и т.д.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

    сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

    сказки, отражающие труд людей;

    сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

    сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы и т.д.;

    сказки, помогающие понять значение таких экономических качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе начальной школы широки: на уроках (математика, литературное чтение, окружающий мир и др.), совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), свободной деятельности самих учащихся в игре – драматизация по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр).

Сказка является эффективным средством формирования у школьников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний, развитие предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. экономическое содержание осваивается не только со стороны технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социальную социокультурную позицию ребёнка.

Рассмотрим сказки, позволяющие сформировать у детей представления о потребностях, о труде, профессиях, бартере, рекламе и др.

В авторской сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и русской народной сказке «жадная старуха» экономическое содержание развёртывается в возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях их удовлетворения и установления взаимосвязи между этими категориями. Социально0нравственные качества: честность, глупость, жадность, трусость.

Вывод: В авторской сказке А.С.Пушкина старик боялся старухи и поэтому выполняет её требования. Старуха стала жадной, алчной и всё время меняла свои желания, предъявляла всё больше требования. Рыбка наказала её, и старуха вновь оказалась у разбитого корыта.

В русской народной сказке «Жадная старуха» старик и старуха были жадными. Чем лучше жили, тем больше им хотелось иметь. Они не могла выделить главные, необходимые для жизни потребности и ограничится ими. Из-за этого дерево наказало их: превратило в медведей.

Знакомство детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья, потребностях в жилье и возможностях их удовлетворения, представление о разнообразии свойств природных ресурсов (материалов), уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов даётся в сказках:

«Как коза избушку построила» (русская народная сказка)

Экономические категории: потребности, возможности.

Социально-нравственные качества: усердие, заботливость, ответственность, настойчивость.

Вывод: Коза ушла от старухи- горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность сохранить здоровье козлят.

«Три поросенка» (английская сказка), «Лиса, заяц и петух» (русская народная сказка), «Оркечекнен кускечек» (хакасская народная сказка).

Экономические категории: труд, качество, рациональное использование природных материалов.

Социально- нравственные качества: трудолюбие – лень, практичность, доброта, готовность помочь, отзывчивость, смелость, равнодушие, злобность.

Вывод: Наф-Наф был трудолюбивым и умным. Он построил себе дом из камня, прочный и теплый. Волк не смог его разрушить. Нуф-Нуф и Ниф – Ниф были ленивыми. Они построили свои дома из соломы и веток, поэтому волк легко разрушил их дома.

Аналогично в хакасской народной сказке «Оркечекнен кускечек» и в русской народной сказке «Лиса, заяц и петух».

Расширение знаний детей о товаре, операциях купли-продажи; формирование понятия того, что доброе отношение к людям вызывает ответную доброту и благодарность по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».

    Вывод: купец поехал торговать за море, где товар продавал дорого, а покупал для себя очень дешево, менял с прибылью. Торговлей купец остался доволен. Щедрые подарки купил своим дочерям. Младшая дочь любила отца, поэтому отправилась к чудищу. За доброту и ласку полюбила его и вышла замуж.

А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Цели: формировать представление о договоре как о соглашении двух сторон, о равноценности и неравноценности договора обеих сторон; подвести детей к выражению собственных оценок нравственных качеств героев сказки.

Экономические категории: договор, труд, плата за товар, товар.

Социально-экономические качества: трудолюбие, добросовестность, смекалка, жадность.

Вывод: Балда заключил договор с попом, чтобы проучить его за жадность. Привык Балда работать на совесть. Про такого работника можно сказать добросовестный, он много трудился и конюхом, и плотником и просил за это невысокую плату. Благодаря своему трудолюбию и смекалке выполнил договор. Получил оброк с чертей. Поп пострадал из-за совей жадности

Заключение.

Таким образом, ознакомление с азами экономики может быть по-настоящему эффективным при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Сказка в этом плане является неисчерпаемым источником не только для формирования экономических представлений, но и для развития нравственного потенциала личности ребенка.

Использованная литература:

1.Н.С.Бибко. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное народное творчество» ж. Начальная школа.№5 -1987

2.Н.С.Бибко.Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки.- ж.Начальная школа. «12 -1991

3.А.А.Сморленцева. Знакомимся с азами экономики с помощью сказок.

М. АРКТИ.2006

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№48 «Золотой петушок»

Педагогический проект

«Королева Экономика»

г. Нижневартовск

Педагогический проект

Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников.

«Королева Экономика»

Цель: развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.

Задачи:

Расширить круг представлений о мире, человеческих отношениях;

  • развитие в ребенке понимания внутреннего мира людей;
  • пробудить фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Продолжительность проекта:

долгосрочный (2 года старший дошкольный возраст).

Паспорт проекта

Тип проекта – познавательный

По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

По характеру участия – ребенок участник

По количеству участников – групповой

Форма представления – презентация

Актуальность проекта :

Экономико-образовательная деятельность помогает детям понимать и ценить окружающий и предметный мир, приобретать с детства способы и формы разумного поведения, умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка . «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Мы осуществили анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура».

Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др. (В.Я. Пропп, Дж. Родари, Л.А. Вепгер, В. Кудрявцев, Л.М. Гуревич, Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова, А.Д. Кошелева, А. Удо- венко, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова и др.).

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально- правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» (Лихачев Б.Т. Рыночные отношения и воспитание // Воспитание школьников. 1991, № 5. С. 56). Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности.

Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Самое главное, утверждает А.С. Белкин, помнить, что нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков. «Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна» (Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000).

Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать тот факт, что отношения между людьми строятся на основе моральных норм, при этом отношение дошкольников к моральным нормам отличается следующими особенностями: большим интересом к содержанию моральных правил поведения, отсутствием негативного отношения к правилам морали, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим (см. там же).

Аналогичные выводы были сделаны Л. Кольбергом, исследовавшим отношение детей к моральным дилеммам. В проводимом им эксперименте ребенок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой не был, но мог оценить положение человека, для которого следование нормам морали оборачивалось конфликтом с окружающими людьми, противоречило их интересам. Детям нужно было оценить конкретный поступок человека как хороший или плохой. Результаты исследования показали, что для ребенка дошкольного возраста «вести себя правильно» значит «отвечать ожиданиям других, доставлять другим радость» (Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд. центр «Академия»; Раритет, 1997. С. 497). Эта ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу (поведения, чувства, действия) делает дошкольников сензитивными к усвоению моральных требований, к сознательному освоению норм нравственности.

А мы считаем, что именно сказка позволяет педагогам формировать нравственные взгляды детей.

У сказки множество функций:

Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

Расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

Способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

Пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

Помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.

Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сом- коваи др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), экологического образования (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.).

Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.

Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1.Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.

2.Разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.

Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский, О.Н. Меньшикова, Т.А. Попова, Л.В. Кнышова, ТА. Смирнова и др.). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:

Использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

Организация комплексной работы со сказкой;

Создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
удовлетворения;

Сказки, отражающие труд людей;

Сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;

Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо – культурную позицию ребенка.

Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы так же использовали народные и авторские сказки:

1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

2.Чтение и обсуждение сказок о труде.

Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

3.Чтение и обсуждение сказок о бартере.

Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

4.Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

Народных: «Лиса и козел».

6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».


Елена Домарева
Воспитание экономических знаний у дошкольников посредством сказки

Не так давно об экономике не было речи в дошкольном образовании . В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования , встает вопрос об экономическом образовании дошкольников . Приобщение ребенка к миру экономической действительности-одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешние дошкольники будут жить в веке не простых социальных и экономических отношений . Это потребует от них умения правильно ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Изучив разные технологии и опыт, содержание экономических знаний я разделила по пяти основным темам : моя семья (семейная экономика ) мир денег (деньги, цена) мой город (производство полезных товаров) мир товаров (основы маркетинга) моя страна (рессурсы) Осваивая эти темы. Дошкольники знакомятся с семейной экономикой , продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, людей, природы на региональном материале. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, сделать процесс познания экономики интересным , доступным. Главное-говорить ребенку о сложном мире экономики на языке , ему понятном. Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике , значительное место мы отводим сказке . Сказка -литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Я использую как авторские сказки , так и народные. Народные сказки , содержащие вековой экономический опыт народа , используется для воспитания таких экономических качеств личности , как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и другие. В них экономическое воспитание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, способность ориентироваться в ситуации поиска. Приведу несколько примеров из накопленного опыта при роботе со сказкой . Например, тема- «Бюджет семьи» . Цель : познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета : пенсией, зарплатой, стипендией. Знакомиться с этой темой можно на примере сказки «Репка» . Для этого делаем модель семейного бюджета в виде круга с изображением героев этой сказки и карточки с символическими изображениями денег (например, небольшие круги) . Предлагаю вспомнить сказку и ее героев . Далее рассказываю сказку с точки зрения экономических понятий . В этой семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию (на круг накладываются карточки с тремя кругами) . Пенсия-это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. Внучка учится и за свой труд (учеба-тоже труд) получает стипендию (карточка с одним кругом) . Стипендия-это тоже деньги. Собака, кошка, мышка живут с бабушкой и дедушкой. Они не работают и не получают никаких денег (пустая карточка) . В городе живут мама и папа. Папа трудится в строительной фирме и за свой труд получает зарплату (карточка с шестью кругами) . Зарплата-это деньги, получаемые за работу. Зарплата-это оплата труда за месяц (неделю, день) . Мама тоже работает на кондитерской фабрике и получает зарплату (карточка-четыре круга) . Модель постепенно заполняется карточками, и дети наглядно видят составляющие бюджета этой семьи. Почему так говорят? «Каков работник, такова и плата» . По модели можно сосчитать деньги, заработанные членами семьи. По этой сказке и модели можно объяснить, как изменяется бюджет, если, например, кошка съест мышку (не изменится, или мама в этом месяце не получила зарплату, потому что болела. Как изменится бюджет семьи? При знакомстве с понятием «доход» , я опираюсь на сказку «Колобок» . Цель : дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение) . Дети вспоминают сказку , ее героев. Воспитатель рассказывает : жили-были дед и баба. Они получали пенсию (карточки) и все было у них хорошо. Однажды дед попросил бабку испечь ему колобок. Баба испекла и положила на окошко остужать. Колобок остыл, спрыгнул с окошка и покатился по дорожке. По дороге ему встретился серый волк. Колобок спел свою песенку волку, она очень понравилась, и он дал ему монетку, спел медведю, тот тоже дал монетку. Вечером Колобок вернулся к бабушке и дедушке и отдал им заработанные деньги (карточки) . Как вы думаете, увеличился или уменьшился доход семьи? Почему? Но однажды Колобок повстречал на своем пути Лису. Она послушала его песню, но была голодная и хитрая, она съела Колобка. Теперь доход семьи как изменился? При изучении темы «Расход. Виды расходов» можно использовать сказку «Теремок» . Цель : дать представление о сущности расходов, показать их разнообразие. Дети подводятся к пониманию, что сущность расходов-удовлетворение потребностей (нужд) человека. Поселились в теремке мышка, лягушка, заяц, волк, медведь. Они жили дружно и все работали. Мышка-швеей, лягушка-водолазом, заяц-почтальоном, лиса-поваром, волк-шофером, медведь-строителем. Получив зарплату, они решили сделать необходимые покупки. Медведь решил, что продукты питания-самое необходимое, их надо купить, как можно больше и всю зарплату истратил на покупку продуктов. Мышка на сыр, лягушка на кока-колу, заяц на сладости, волк на запчасти. Лиса хотела купить себе кафе, чтобы кормить всех зверей. Она долго копила деньги и смогла это сделать. Кто из зверей правильно использовал заработанные деньги? Почему? На основе сказки «Трое из Простоквашино» мы знакомим детей с темой «Сбережения» . Кот Матроскин не тратил деньги, а складывал в копилку. Накопив много денег, купил корову. Сбережение-это накопление денег. Для чего нужны копилки? Зачем люди копят деньги, делают запасы? При ознакомлении с темой «Валюта» используем сказочного героя Карлсона , который путешествует по разным странам с денежкой-рублем, но нигде не может купить варенье, так как в разных странах свои деньги. Украина-гривна, Белоруссия-зайчики, европейская валюта-евро. Валютой называют денежную единицу (деньги) . Используя сказку с Кощеем бессмертным, вводим понятие- «сберегательный банк» . В его роли выступает дворец Кощея. Его сундук (со смертью) –сейф, где хранят свои богатства баба Яга, змей Горыныч, сам Кощей-банкир, то есть хозяин банка. Для темы «Обмен» (бартер) выбираем сказку «Иван-царевич и серый волк» . Для того, чтобы привезти отцу Жар-птицу, Ивану требовалось добыть коня, королеву Елену, то есть совершить обмен. Таким образом мы видим, что любое экономическое понятие можно передать через сказку . Конечно, разные экономические понятия можно связать в одной сказке , продолжая ее на следующем занятии. Но на практике я убедилась, что разные сказки более привлекают детей, становятся понятными для тех детей, которые пропускают занятия. Использование такого материала дает нам возможность придать обучению развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания , развивать у них интерес к экономическим знаниям , сделав их более доступными и понятными. В результате проведенной работы, убеждаешься в том, что дети свободно оперируют экономическими понятиями в общении друг с другом, применяют полученные экономические знания в своих повседневных играх.

Публикации по теме:

Правовое воспитание старших дошкольников через игру. Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек.

План работы по самообразованию на 2014-2015 учебный год воспитателя средней группы «Почемучки» Голубевой Оксаны Александровны Тема: Воспитание.

1. Актуальность проекта В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму.

Конспект занятия «Обогащение детской деятельности элементами экономических знаний» Конспект занятия «Обогащение детской деятельности элементами экономических знаний» ДОУ № 17 г. Климовска.

Конспект занятия для средней и старшей групп ДОУ Тема: «Мастерами русскими славится земля». Цель: Формировать и развивать основы художественной.

Патриотическое воспитание дошкольников через народные и православные праздники Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из.

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто.

Развитие самосознания дошкольников через экологическое воспитание. Природа! Восхищение его – сострадание к ней, сохранение и охрана её.

Не знаю, какое представление смогут получить о нашем мышлении люди будущего, которые прочтут написанные сегодня сказки, но вот сказки Пушкина вполне могут служить материалом для изучения мыслей наших предков, их представлении о жизни, их морали, развитии разума и общественных взаимоотношений…

Вступление.

Коллективный архетип этноса непрерывно развивается, происходят неизбежные изменения, связанные с развитием производства, общества, а вместе с этим развивается культура, меняется мораль и нравственность. Как оказалось, уже через 20 лет можно заметить глубочайшие изменения в людях. А как заглянуть в мысли людей, которые жили за 200 лет до нас? Не писателя, а тех, кто его окружал.

Поскольку не изучал биографию Александра Сергеевича Пушкина, то и не знаю чем занимались его родители. Неизвестна мне и их роль в воспитании ребёнка. Зато всякому грамотному человеку известно, что у него была няня Арина Родионовна, необразованная крестьянка, и при этом, несомненно, очень талантливый человек. Она рассказывала ребёнку сказки, пела народные песни, так он и развивался. Родители ребёнком не занимаются, няня – неграмотная, в наше время прямой повод вызвать наряд работников опеки, и изъять ребёнка у таких нерадивых родителей.

Но тогда было несколько иное время, свалить ребёнка на неграмотную деревенскую старуху, а самим смотаться в Ниццу на годик-другой полечиться, да и в море окунуться, было в порядке вещей. Все так делали. Хотя понимаю, для нас нынешних такое отношение к воспитанию собственного ребёнка может показаться возмутительным.

Сказка экономическая о рыбке, старухе, старике и море.

Для анализа представлений нашего предка об иерархии в управлении обществом, и его устройстве для нормальной жизни и развития возьмём сказку А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке. Сюжет сказки заключается в следующем:

Жили старик со старухой у синего моря очень бедно. Она была домохозяйкой, а он рыбаком. На двоих у них была землянка, да одно единственное, и то разбитое корыто. И вот однажды, старик отправился на рыбалку. Погода была чудесная, море спокойное, но рыба в этот день в невод не шла, и вытащил он из моря одну лишь рыбку. Но не простую, а золотую.

Рыбка оказалась говорящей, оказаться на сковороде ей в этот день совершенно не хотелось, потому она предложила старику бартер – он её отпускает, а она выполняет его любое желание. Дед изумился, и выпустил удивительную рыбу в море без всякого выкупа. Плыви, дескать, мне от тебя ничего не нужно.

Возвращается он домой, рассказывает старухе эту удивительную историю, а бабка его корит. Зачем, мол, не попросил ничего, иди ещё раз, пусть даст хотя бы новое корыто. Пошёл дед, погода уже начала портиться, море покрылось рябью, волны о берег бьются, но рыбка, тем ни менее, его услышали, приплыла, пообещала корыто, дед и отправился домой.

История довольно длинная – бабка гоняла деда к морю ещё несколько раз, и всякий раз рыбка давала старухе то избу – то палаты – то дворянство. Одновременно с этим портилась погода на море. В конце концов, бабка затребовала владычество морское, и чтобы рыбка у той бабки была на побегушках. Крыша у старухи съехала от неограниченного потребления. Сегодня мы видим, чтоименно так и происходит с теми, кто не может остановиться, умерить свои желания.

На этом сказка практически заканчивается. Дед приходит домой. Та же землянка, та же старуха, и опять разбитое корыто.

Сказка настолько запала в души русских людей, что «золотая рыбка» и «разбитое корыто» стали устойчивыми выражениями, вошли в устную речь и письмо. А это очень дорогого стоит. Такое удавалось мало кому из писателей. Если эти образы так легко попали в наше сознание, если они не выходят из него уже без малого 200 лет, то это означает, что наше сознание в некоторой части пересекается с сознанием Пушкина. И Арины Родионовны, которая привила ему любовь к русскому языку, русским сказкам, вложила в него народный коллективный архетип русского человека.

Многие не знают, что до Пушкина на таком же русском языке писал свои стихи Денис Давыдов. Язык этот очень сильно отличается от языка Ломоносова, Тредиаковского, Державина. Очевидно, что это язык простого русского народа, которым дворянство того времени не пользовалось, предпочитая говорить между собой по-французски, а с крестьянами через переводчика, который по совместительству исполнял роль управляющего имением.

Итак, о чём нам может сказать эта печальная история. О том, что жадничать не следует? Нет, это очень примитивно, хотя, в школе, когда я учился, такое объяснение смысла сказки не посчитали бы ошибкой. Происходит конфликт. В сказке есть золотая рыбка, и старуха, находящаяся на иждивении у старика. Производственные отношения в этом небольшом коллективе построены следующим образом – рыбка созидает материю, бабка эту материю потребляет, а дед совершает работу, курсируя между старухой и рыбкой.

Бесконечно растущие потребности бабки – это неизбежность в экономике с заёмным капиталом у производителя товара. Он должен отдать банку с процентами, потому требуется непрерывно увеличивать производительность труда, повышать количество выпускаемой продукции, иначе не из чего станет платить банку проценты по кредиту, и придётся тупо увеличивать стоимость товара, раскручивая инфляцию виток за витком. Рост потребления потому совершенно неизбежен и очень желателен. Произведённый товар нужно ведь кому-то продать, а для этого потребуется внушить обывателю, что этот товар ему непременно нужен, то есть начинается маркетинговая рекламная кампания, и прочие ухищрения, необходимые для обеспечения непрерывного роста желаний у покупателя. Как видим, модель бабки, деда и рыбки вполне применима к современной экономике.

Далее по условию сказки потребитель ставит себя всё выше и выше, и вот он уже желает быть главным над производителем товара. При этом не забывайте, что старуха ничего не производит – она на иждивении у старика. Старик трудится не покладая ног, передвигаясь от моря к бабке и обратно, но его жизнь при этом нисколько не улучшается, и об этом у Пушкина отчётливо сказано – жизнь старика, уровень его потребления не изменился по ходу событий ни на сколько. Ситуацию можно представить следующим образом:

Старуха – потребитель,

Рыбка – средство производства , при этом следует понимать, что средство производства это не материальное, а идеальное, оно работает совершенно непонятным образом, и его можно сравнить лишь с творчеством изобретателя, конструктора, архитектора, учёного, и так далее,

Старик – трудящийся.

Аппетит старухи растёт, что способствует росту производительности труда рыбки – изобретателя (конструктора, учёного, архитектора, и так далее). И это прекрасно! При таких условиях капиталистическая экономика успешно развивается, производитель платит налоги, выплачивает проценты по кредиту, всё идёт к благополучию и полному изобилию. Недалёк тот час, когда старуха соберёт все проценты, все налоги со старика, и хоть что-то начнёт оставаться и ему самому. Но нет, увы, старуха совсем взбеленилась, и ей захотелось стать выше рыбки-изобретателя, конструктора, и так далее. Отправить рыбку на побегушки – вот её последнее желание. Если бы ситуация была не сказочной, если бы Александр Сергеевич уже не написал финал истории, последствия этого желания и его реализации могли бы затянуться надолго. Но это сказка, потому вопрос решился мгновенно. Рыбка-архитектор, изобретатель, и так далее мгновенно перестала быть средством производства, а столь же мгновенно произошедший кризис уничтожил весь произведённый продукт. Получилось, что дед бегал туда-сюда совершенно напрасно? Старуха, пусть недолго, но успела пожить в приличном доме, поела столовой ложкой чёрной икры из тазика, дед же так и не получил никакой компенсации за свой труд.

Рассуждая о жизненных перипетиях трёх героев, мы как-то совсем забыли о море. Что в этой сказке такое «море»? Почему в начале сказки оно спокойно, а в конце по нему ходят огромные чёрные волны?

Море – это мы с Вами, читатель, и все, кто вокруг нас живут. По мере роста потребностей старухи-иждивенки море всё больше и больше поднимает волну, и точно так же растёт возмущение общества в нынешней России. Вот почему кризис столь стремительно смёл всё произведённое в ходе роста производства и экономики. Налетела волна, смыла старухин дворец, а землянку не тронула, и корыто выплеснула обратно на берег к старухиным ногам.

Мораль проста – главным должен быть конструктор, изобретатель, архитектор, изобретатель, и тогда кризиса не жди. Именно так и было при Сталине, а затем это уничтожили«продолжатели» «его» «дела». Сказка Пушкина совершенно точно отвечает на вопрос о причине развала страны, созданной Сталиным и её экономики. Кроме этого, посмотрите, тот, кто сегодня ничего не производит, лучше всех живёт! А уровень жизни созидателя не изменяется ничуть. Всё как в сказке.

Ну вот и сказке конец.

Надеюсь, мысли Пушкина, воспитанного простой неграмотной крестьянкой Ариной Родионовной, стали более понятны, да и мысли нашегопредка, который жил за 200 лет до нас, понятны ничуть не меньше. Вот что такое гений, вот кто такой поэт Александр Сергеевич Пушкин, и вот каков наш народ 200 лет назад. А на сегодняшнего русского человека можно посмотреть в любом месте, кроме телевизора. Всё.

Вот оно – гениальное произведение Пушкина:

Сказка о рыбаке и рыбке

Ж ил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь."
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
"Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море".
Старика старуха забранила:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".

Вот пошел он к синему морю;
Видит, - море слегка разыгралось.
Приплыла к нему рыбка и спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".
Отвечает золотая рыбка:
Будет вам новое корыто".
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу".

Вот пошел он к синему морю,
Будет вам новое корыто".
Воротился старик ко старухе,
Стал он кликать золотую рыбку,
"Чего тебе надобно, старче?"
"Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет".
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
"Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой".

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом".

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
"Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна".
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
"Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей".
Испугался старик, взмолился:
"Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство".
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
"Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? -
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле".

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!"

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, - испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: "Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна".
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
"Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!"

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
"Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках".

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей старик с поклоном отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках".
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился -
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.