Воспитание толерантности у детей. Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

Воспитание толерантности у дошкольников

Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т. д., в основе которых лежат следующие факторы:

1. детская непосредственность;

2. ограниченный жизненный опыт;

3. детская бестактность и т. д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Цели и задачи проекта

Цель:

Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий. Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.

Задачи:

1. Создание условий в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.

2. Организовать систему работы ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других стран.

3.Содействоватьформированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению детей.

4. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.

5. Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и воспитание активной жизненной позиции на основе:

Осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их не в ущерб другим;

Осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;

Осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности;

Осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;

Развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;

Углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека;

Формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других;

Определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции», «уважение»).

5. Формировать мотивационную, теоретическую готовность родителей, воспитателей и всех заинтересованных субъектов образовательного процесса к реализации системы формирования у детей седьмого года жизни основ толерантности.

6. Развивать систему продуктивного взаимодействия между участ­никами образовательного процесса и социальными партнерами.

Проект базируется на общепедагогических и частных принципах воспитания толерантности:

Целенаправленности;

Индивидуальных и возрастных особенностей

Культуросообразности;

Единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;

Уважительного отношения к личности;

Положительных черт ребенка;

Социальной обусловленности процесса воспитания толерантности;

Единства знания и поведения;

Диалогичности и сотрудничества;

Рефлексии.

Также, работа по проекту предполагает преемственность работы со школой по повышению качества работы по толерантному воспитанию и образованию детей.

Участники : педагоги и специалисты детского сада, родители, дети.

Ожидаемые результаты:

После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.

2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.

3. В методическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Ребенок в многонациональном мегаполисе», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.

Основные принципы:

1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

Принципы содержания работы:

    —Комплексно- тематический подход к планированию.

    —Личностно- ориентированное взаимодействие участников образовательно- воспитательного процесса.

    —Интеграция образовательных областей.

    —Использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.

    —Обеспечение эмоционального и практического компонентов этнотолерантности.

    —Построение предметно - развивающей среды с учетом современных требований.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников

Формы воспитания толерантности:

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры;

4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

На занятиях использовали разнообразные методические приёмы:

1. Игры и игровые упражнения , направленные на:

Развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

Развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

Развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

Гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

Развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

Развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

Регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

Проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

На воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

Воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова : стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий : сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности – рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Работа с детьми:

  • —Проекты

    —Конструирование

    —Видеопросмотры

    —Экскурсии

    —Целевые прогулки

    —Фольклорные и тематические праздники

    —Театрализованные представления

Работа с родителями.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

    Анкетирование

    —Совместные праздники

    —Круглые столы

    —Конкурс «Моя родословная»

    —Конкурсы совместных рисунков

    —Выставки

— Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.

— Мероприятия с родителями:

— - круглый стол;

— - тренинги, семейные игротеки;

— - тематические дни в ДОУ;

— - консультативный пункт;

— - «Школа для родителей»;

— - клуб «Надежда» совместно с центром социальной защиты населения «Данко».

— - целевые экскурсии совместно с детьми по городу.

Разработан проект по формированию толерантности детей старшего дошкольного возраста «Толерантность – дорога к миру!».

В рамках решения задач поликультурного воспитания было предусмотрено взаимодействие с социальными институтами:

– социальным центром «Данко»;

Клубом пожилых людей «У самовара»;

Казачьим обществом «Станица Покачевская»;

Движением «Эхо поколений»;

Краеведческим музеем;

Выставочным залом.

Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Этапы работы над проектом:

1. Организационный:

    Провести анализ проблемы, поставить цель и определить задачи проекта.

    Выявить национальный состав семей воспитанников детского сада.

    Установить партнёрские взаимоотношения педагогов с родителями:

– беседы и просмотры домашних праздников (фотоматериалы);

– анкетирование родителей (выявить особенности отношения родителей к проявлению этнотолерантных установок и выявление знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста).

    Изучить особенности проявления толерантности у детей 5–7 лет:

– определить уровень знаний детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей;

– определить уровень развития эмоционального компонента толерантности у старших дошкольников;

– выявить уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.

2. Формирующий:

    Воспитание любви и уважения к своей Родине, нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителям.

– цикл тематических занятий по группам: «История моей семьи», «Моя страна и её соседи», «Генеалогическое древо семьи», «Мои друзья»;

– защита детских проектов «Древо моей семьи»;

– развлечения с детьми: «Русские народные игры», «Игры разных народов»;

– игровой тренинг «Пойми меня»;

– консультации для родителей: «Диалог с ребёнком» (деловая игра), «Воспитание толерантности – основа современного культурного общества»;

– семинар-практикум для педагогов «Не оценивать, а ценить» с элементами тренинга эффективного взаимодействия;

– конкурс народных игр (педагоги – дети – родители).

3. Обобщающий:

    Становление ценностного отношения, интереса к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей.

– развлечение «Сказки разных народов»;

– презентация детско-родительских проектов «Народный костюм»;

– «Праздник народной игры»;

– презентация проекта в рамках педагогического совета, родительского собрания;

    Оформление в виде буклета-публикации для родителей.

    Обновление картотеки народных игр

Конспект комплексного занятия.

Тема: “Мы – жители планеты Земля”

Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности; формировать представление о планете Земля и жизни людей на планете; учить находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света; закрепить умение ориентироваться на карте и глобусе.

Словарная работа: национальность, глобус, традиция, ручник, столица, экватор.

Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми: Разучивание стихотворения, белорусской народной песни ”Косил Ясь конюшину”, работа с детьми по карте, с глобусом; рассматривание картин, иллюстраций, просмотр фильмов о жизни людей на нашей планете, посещение местного музея экологии и краеведения, организация выставки белорусских и русских умельцев.

Материал и оборудование: политическая карта мира, глобус, атрибуты для инсценировки белорусской песни, экспонаты выставки, трафареты из бумаги (ручники), геометрические фигуры из цветной бумаги.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Занятие начинается с чтения стихотворения Я. Акима

Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету – Ведь другой похожей нету!

Воспитатель : А что это за планета, о которой говорится в стихотворении?

Дети : В стихотворении говорится о нашей планете Земля.

Воспитатель : А можем ли мы с вами увидеть планету Земля? (звучат ответы детей)

Воспитатель : У кого есть возможность увидеть нашу планету во всём её величии?

Дети : Космонавты.

Воспитатель : А мы можем посмотреть на модель Земли, которая называется “глобус”. Мы с вами его уже рассматривали. Ребята, расскажите, глядя на глобус, о нашей планете. Что обозначает на глобусе синий цвет (вода). Это моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми). А каким цветом обозначена суша? (зелёная и коричневая). Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины. А где ещё можно увидеть изображение нашей планеты?

Дети : На карте.

Воспитатель : Посмотрите на эту карту (политическая). Как вы думаете, почему она раскрашена разными цветами? (благодаря разным цветам, которые присутствуют на карте, мы можем отметить огромное количество стран на нашей планете). Давайте поиграем: вы называйте цвет, а я вам скажу, какая страна там расположена. У каждой страны есть свой главный город. А как называется главный город страны?

Дети : столица.

Воспитатель : В нашей стране тоже есть главный город. Как он называется?

Дети : Москва.

Воспитатель : Сможете ли вы, ребята, показать нашу страну на карте? Как она называется?

Дети : Россия.

Воспитатель : Все ли люди, живущие на нашей планете одинаковы и похожи? Чем они отличаются?

Дети : Цветом кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции.

Воспитатель : А что такое “традиции”? Это разные умения и знания, которые передаются от одного поколения к другому. Например, ваши бабушки умеют печь блины – этому научат ваших мам, а ваши мамы научат вас. Есть у нас и традиционные праздники. Какие вы знаете традиционные праздники?

Дети : “Масленица”, “Рождество”, “Новый год”, “день города”, “Петровки”.

Воспитатель : “День города” и “Петровки” – это традиции нашего города. А как традиционно отмечают праздники русские люди?

Дети : Веселятся, поют песни, танцуют, играют, проводят разные конкурсы, прыгают через костёр и т. д.

Воспитатель : Давайте и мы с вами вспомним одну из многих традиций русского народа: водить хоровод.

Дети вместе с воспитателем водят хоровод “Во поле берёза стояла” (при этом слова песни сопровождают показом).

Воспитатель : В России живут не только русские. Наша страна многонациональна: здесь живут и русские, и украинцы, и белорусы, и узбеки и много других народов. Я родилась и выросла в Белоруссии, а живу в России. Русские и белорусы очень похожи. Они весёлые, трудолюбивые, гостеприимные. Говорят они на разных языках, но языки эти очень похожи. Вспомните белорусскую народную песню, которую мы с вами учили. Трудно было её учить? (нет) А почему? Как вы думаете?

Дети : В песне встречается много слов похожих с русскими словами.

Дети исполняют инсценировку белорусской народной песни.

Воспитатель : Русский и белорусский народ очень славятся своим гостеприимством. У этих народов есть одинаковая традиция – встречать гостей хлебом и солью. И выносили хлеб-соль гостям на красивом, расшитом ручнике. Ручник – это полотенце (показ детям). И сегодня я предлагаю вам придумать свой узор для ручника.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает элементы белорусского узора. (конспект занятия с ds50.ru) Дети выполняют аппликацию самостоятельно, по замыслу. Звучит музыка (белорусские народные мотивы).

Воспитатель : Вот и закончилось наше занятие. Мы с вами путешествовали по нашей планете, совершали экскурсии в некоторые страны. В какие?

Дети : В Россию и в Белоруссию.

Воспитатель : Какие традиции этих народов вы запомнили? (дети перечисляют). Вы были очень внимательны. Занятие окончено, давайте с вами сделаем выставку наших замечательных ручников.

Лидия Жукова
Статья «Воспитание межнациональной толерантности в условиях детского сада»

ВОСПИТАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Л. Н. Жукова

МБДОУ Выездновский детский сад 1 , воспитатель

Россия, 607247, Нижегородская область, Арзамасский район, р. п. Выездное, ул. Сельхозтехника

Аннотация. В данной статье описывается процесс воспитания у дошкольников толерантности и уважения к людям разных национальностей через приобщение их к культурному наследию разных народов.

Ключевые слова : духовные ценности, фольклор, художественные промыслы, народные праздники, народные подвижные игры, традиции народов, народная игрушка.

Как и для большинства районов России важной особенностью нашего края является этническое многообразие, многообразие национальных культур. В течение долгого времени на основе сплетения культур разных народов складывалось определенное мировоззрение, прививались определенные духовные ценности. А сегодня общество при развитии благ цивилизации, достижений научно-технического прогресса все больше забывает о гармонии, единодушии и единомыслии, объединяемых общей исторической судьбой, и даже о духовно-нравственных качествах, таких, как справедливость, честность, совесть, воля, личное достоинство, вера, добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

В современных семьях в воспитании детей доминируют материальные ценности над духовными, поэтому у детей формируется ошибочное суждение о доброте, сострадании, благородстве, бескорыстности, справедливости, состояние духовно-нравственного мира общества и семьи, безусловно , отражаются на духовно-нравственном воспитании современных детей . Воспитание малыша с раннего возраста превращается в подготовку к учебе в школе и в выполнении некоторых жизненной целей. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию , вытесняет из жизни дошкольника игру, народную культуру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

В сельской местности родители, в силу своей занятости, отдают детей в детский сад с 1 ,5 лет, а то и раньше, поэтому именно воспитатели должны сыграть ведущую роль в приобщении детей к культуре и традициям русского народа.

Дошкольники все больше времени проводят перед экранами телевизора, играют на планшете, где герои мультфильмов, игр, сказок не всегда отличаются душевной и нравственной чистотой. А ведь дети нуждаются во внимательных родителях, которые умеют своих детей чувствовать, понимать, и делать то, что необходимо для их развития. Ведь человек начинается с детства . Под влиянием всех этих факторов растет циничность, агрессивность, жестокость в подростковой и молодежной среде, неуважительное отношение к представителям другой культуры к их обычаям, нравам. Поэтому очень важно сформировать у ребенка дошкольного возраста представление о доброте, умение анализировать поступки, бережно и с любовью относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным. Ведь недаром В. А. Сухомлинский говорил, что «…от того, как прошло детство , кто вел ребенка за руку в детские годы , что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш…» . А чтобы дети полюбили свою родину, выросли уверенными в себе людьми, достойными и сильными, надо сформировать их знания о прошлом страны, своей семьи, ее корнях.

В наше время все чаще рядом с русскими проживают курды, мордва, цыгане, чуваши и другие национальности. Дети других национальностей так же посещают детские сады и школы . Поэтому в образовательный процесс необходимо включать фольклор разных народов мира, чтобы дошкольники не забывали свои традиции и знакомились с другими. Сюда могут входить сказки разных народов мира, поговорки, пословицы, песни, танцы, игры, которые так нравятся всем детям и сближают их. В устном творчестве как нигде отражена народная мудрость, жизнь и быт людей. При сравнении пословиц разных народов дети узнают, что они равноценно оценивают моральные качества человека, воспитывают трудолюбие . Через ознакомление дошкольников с произведениями художественной литературы национальных поэтов и писателей, дети знакомятся с традициями, бытом, кухней разных народов мира, начинается знакомство детей с профессиями разных народов мира : пекарь, сапожник, гончар, чабан и т. д.

Очень важно сформировать у дошкольников знания по истории родного края, приобщить к культурному наследию разных народов, народному фольклору, познакомить с художественным промыслом, с национальными костюмами, национально-культурными традициями. Средствами воспитания толерантного поведения у дошкольников является всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях создания атмосферы добра и взаимопонимания, концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира . Неизгладимое впечатление даёт детям знакомство с особенностями жизни народов других национальностей. Детям нравится участвовать в народных праздниках, играх, развлечениях. С вдохновением и активностью дошкольники вместе со взрослыми готовятся и принимают участие в таких праздниках как «Осенняя ярмарка» , «Новый год» , «Рождество» , «Святки» , «Масленица» , «Пасха» , «Троица» . В нашем детском саду особое место занимает русский фольклор, который используется почти во всех сценариях программных праздников. Игры, сказки, песни, пословицы, скороговорки, частушки, заклички - все это очень нравится детям. Они с удовольствием поют русские народные песни, исполняют танцы разных славянских народов.

Для того что бы начать воспитание межнациональной толерантности и культуры межнационального общения необходимо создать определенные условия :

1. Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно -образовательного процесса;

2. Наличие программно-методической и художественной литературы.

Для начала нужно создать предметно-развивающую среду, соответствующую возрастным особенностям детей. В зоне книги необходимо оформить мини-библиотеку со сказками разных народов мира, с множеством различных красочных иллюстраций, с помощью которых дошкольники знакомятся с национальными костюмами, домашней утварью, событиями жизни, блюдами разных народов. Совместно с родителями можно создать альбомы «Национальные костюмы народов мира» , «Национальные блюда народов мира» .

Уголок ряженья занимает важное место в игровой деятельности дошкольников. В нем могут находиться различные национальные костюмы, либо костюмы с элементами, например, народной вышивки; шапочки для инсценировок сказок, кукольные театры.

Можно создать в группе мини-музей, в котором будут собраны предметы домашнего обихода разных национальностей. В музее дошкольники могут проводить экскурсии для детей для других групп. Тем самым они не только познакомятся сами, но и познакомят других детей с творчеством и традициями разных народов.

В зоне творчества можно создать уголок народного творчества, где представить предметы и игрушки декоративно-прикладного искусства (матрешки, куклы из мочала, дымковские игрушки, гжель, хохломская роспись, альбомы с разными видами росписей, народные музыкальные инструменты, альбомы о них, карточки с их изображением. Детям очень нравится рассматривать предметы декоративно-прикладного искусства, они используют их в качестве образца, чтобы сравнивать свои успехи в росписи и лепке. Также все эти предметы используются в образовательном процессе во время занятий по знакомству с тем или иным промыслом.

Важно познакомить воспитанников с играмиразныхнародовмирадляформированиялиберальныхвзаимоотношений детей, навыков уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур детей дошкольного возраста. Главная их задача - развивать интерес к занятиям физической культурой, приобщать детей к традициям других национальных культур. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников . Во время игры обогащается духовный внутренний мир ребенка. У него формируется постоянное, неравнодушное, уважительное отношение не только к культуре родной страны, но и культуре других стран; складывается фундамент знаний для развития патриотических чувств. В содержание занятий по физической культуре можно включить следующие виды подвижных игр народов мира :

Казахские народные игры : «Конное состязание» , «Ак каскыр - байланганкаскыр» (Белый лютый – серый лютый, «Ястребы и ласточки» , «Платок с узелком» , «Балапандар» ,«Куле салу» , «Айголек» , «Байга» ,«Бурук-теппек» , «Сбей шапку» ;

Украинские народные игры : «Колдун» , «Хлебец» , «Перепелочка» , «Мак» , «Иголочка-ниточка» , «Волк и козлята» ;

Белорусские народные игры : «Прела – горела» , «Заяц – месяц» , «Ежик и мыши» , «Иванка» , «Ленок» , «Заплетись, плетень» , «Лиски» ;

Узбекские народные игры : «Белый тополь, зеленый тополь» , «Чай-чай» , «Пастухи козы» , «Медведи и пчелы» ;

-русские народные игры : «Сорока» , «Лошадка» , «Перегонка» , «Клецки» ,«Пень» , «Хлопанье и хлопушка» , «Голубь» , «Волк и гуси» , «Гори, гори ясно» , «Серый волк» , «Мышка» , «Шнур» ,«Верёвочка» , «Рыбка» , «Волчок» ;

Башкирские народные игры : «Медный пень» , «Липкие пеньки» , «Стрелок» , «Юрта» ;

Бурятские народные игры : «Табун» , «Иголка, нитка и узелок» , «Волк и ягнята» ;

Молдаванские народные игры : «Лошадки» , «Овцы и волк» , «Пастух и стадо» , «Барашек» , «Яблоко» ;

-якутские народные игры : «Волк и жеребята» , «Ястреб и утки» , «Игра в мяч» , «Перетягивание на палках» , «Игра с перетягиванием» , «Сокол и лиса» ;

Азербайджанские народные игры : «Белый мяч и черный мяч» , «Отдай платочек» , «Чья шеренга победит» , «Палочка-выручалочка» , «День и ночь» , «Дети и петух» .

Разучивать игру той или иной народности нужноначинать только после знакомства с ее традициями, особенностями жизненного уклада.

Работа строится на основе принципа интеграции образовательных областей, и проводится не только в сотрудничестве с воспитателями , но и другими специалистами ДОУ.

Чтобы дети были всесторонне развиты, родители тоже должны обогащать знания детей традициями своего рода, не забывать о своих корнях. Для родителей в нашей группе можно использовать рубрику «Традиции народов мира» , где вывешивается информация о традициях народов, проживающих на одной территории с Россиянами, а также о том, как в доступной и понятной форме донести ее для детей, заинтересовать их. Нужно приглашать родителей принять участие в организации народных праздников, в изготовлении атрибутов к ним.

Постижение детьми своеобразия и красоты, гармонии культуры разных народов совершенствует у них эстетический вкус, воспитывает волю , мужество, толерантность .

Очень важно, чтобы дети не растеряли те знания и умения, что приобрели в стенах детского сада , и продолжали пополнять свой багаж знаний и в школе и других учебных заведениях. Русские люди всегда были миролюбивыми, не оставляли в беде другие народы, не забывали традиции, корни русскоязычного населения и хочется, чтобы воспитанники детских садов – наше будущее молодое поколение – жили в мире с другими национальностями.

Литература :

1. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание . - 2003. - №11. –с. 51-54.

2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973 – 144 с.

EDUCATION OF INTERNATIONAL TOLERANCE IN THE CONDITIONS OF KINDERGARTEN

Abstract. This article describes the process of educationof tolerance in preschool children and respect for people of different nationalities by introducing them to the cultural heritage of different nations.

Keywords:spiritual values, folklore, arts and crafts, folk festivals, folk games, traditions of the peoples, folk toy.

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности - терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Проблема толерантности

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности - это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность - это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит - легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы - разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу - далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие :

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании - это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность - значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность , ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество - детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда - готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий :

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Толерантность в школе

Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность - уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности - это тяжёлый интеллектуальный и ответственный , большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».

Методы и приёмы


Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

  • активное использование игровых технологий
  • развитие родного языка
  • обучение истории
  • расширение знаний о народностях учеников, их традициях
  • использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
  • привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
  • организация совместной деятельности учеников
  • внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
  • взаимодействие педагога с семьями учащихся
  • воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

  1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
  2. «Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
  3. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
  4. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
  5. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
  6. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир - многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее каждого человека, тем интересней жить.
  7. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Толерантные родители

Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается , вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки - то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

  • Если ребёнка регулярно подвергают критике - он будет учиться ненавидеть.
  • Если к ребёнку враждебно относятся - он может легко стать агрессивным.
  • Если над ребёнком постоянно смеются - он вырастет замкнутым.
  • Если ребёнка частенько упрекают - его будет преследовать чувство вины.
  • Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть - он будет также принимать и людей.
  • Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают - он поверит в себя.
  • Если с ребёнком честны родители - он станет по-настоящему справедливым.
  • Если ребёнок чувствует безопасности - он вырастет оптимистом.
  • Если ребёнка понимают и заботятся о нём - он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра - вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен - причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность - это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности :

  1. Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
  2. Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
  3. Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
  4. Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
  5. Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.

Воспитание толерантности в детском саду.

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.

Роберт Эмерсон

Быть толерантным – означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Слово «толерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия. Толерантность является фактором социализации личности. Вместе с тем в современной жизни понимание толерантности разными народами оказывается различным, что обусловлено их историческим опытом. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего как уважение других людей, признание их равенства, отказ от доминирования и насилия как признание многомерности (многообразия) человеческой культуры, норм поведения и отказ от сведения этого многообразия к преобладанию какой-либо одной точки зрения. Дошкольное детство - это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В решении задач формирования толерантности особую роль я отвожу дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

В младшем дошкольном возрасте формирую у детей элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного возраста – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

В формировании толерантности у дошкольников опираюсь на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Для того, чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействую большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские и татарские народные подвижные игры.

4) проведение татарских, русских народных праздников, в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших республик -соседей;

6) знакомство детей с традициями народов разных республик и стран;

7) знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 апреля в разных странах;

8) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; 9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

В результате, выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять симпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.



Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника. Задачи: 1. Создать условия в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей. 2. Организовать системную работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других стран. 3. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению детей. 4. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.


Иллюстрации, картины, демонстрационный материал знакомящий с народами, населяющими нашу планету; куклы в национальных костюмах; костюмы (элементы) разных этнических групп Росси и народов мира; народная игра, народная игрушка и национальная кукла; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, предметы быта относящиеся к разным культурам; семейные фотоальбомы; мини-макеты; дидактические игры; картотеки пословиц о дружбе и семье, считалок, закличек… детская художественная литература.





« ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ ОБО МНЕ? » (для старшего дошкольного возраста) Цель: Знакомить детей с культурой и традициями народов мира. Дать детям представление о многообразии народов, населяющих нашу планету. Воспитывать уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира. Вызвать интерес и желание узнавать что-то новое о населении нашей планеты. Формирование обобщающих понятий: народ, жилище, средства передвижения, национальный костюм и т.д.


«НАЙДИ ПАРУ» (для старшего дошкольного и младшего школьного возраста) Цель: Закрепить представление детей о многообразии народов, населяющих нашу планету. Воспитывать уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира. Формировать представление - Все мы разные – разный цвет кожи, разрез глаз, одежда, но мы живем рядом друг с другом на одной планете - Земля наш общий дом. Развитие памяти, внимания, мышления, речи. Расширение и активизация словаря, формирование связной грамматически правильной речи.


« Кто построил этот дом? (для старшего дошкольного возраста) Цель: Закрепить представление детей о многообразии народов, населяющих нашу планету. Формировать обобщающие понятия: народ, жилище, национальный костюм и т.д. Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, объяснять и доказывать свое решение.


« ЦВЕТНЫЕ ШНУРОЧКИ» (для старшего дошкольного возраста) Цель: Закрепить представление детей о многообразии народов, населяющих нашу планету. Воспитывать уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира. Формировать представление- Все мы разные, арабы, японцы, африканцы и у всех нас есть чему поучиться. Развитие памяти, внимания, мышления, речи. Расширение и активизация словаря, формирование связной грамматически правильной речи. Формирование обобщающих понятий: народ, жилище, средства передвижения, национальный костюм и т.д.







Толерантная личность: - терпимый и терпеливый; - считающийся с чужими мнениями и интересами; - умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания; - приветливый и заботливый, вежливый и деликатный; - уважающий окружающих и уважаемый ими; - уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать; - заботливый, сострадающий, поддерживающий; - патриот своей Родины, заботящийся о ее процветании; - человек, берегущий природу и культуру; - трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый. «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут»