Занятие по фэмп во второй младшей группе по фгос. Фэмп во второй младшей группе

Подготовила: Воспитатель Фурса КВ. 2017 г

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Сравнение предметов по ширине»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений

во II младшей группе

Задачи :

Образовательная :

Способствовать обучению сравнению двух предметов , контрастных по ширине (пользуясь приёмом наложения, продолжать упражнять в сравнении предметов по длине ; побуждать правильно обозначать качества предметов словами «широкий-узкий» , «длинный-короткий» .

Развивающая :

Развивать сенсорные представления (цвет, форма, величина, мышление на основесравнения предметов , внимание, долговременную память, речевую деятельность.

Воспитательная :

Воспитывать положительную установку на участие в занятии , навыки взаимодействия.

Материалы к занятию :

Демонстрационный : «Чудесный мешочек» с подарками (морковка, бочонок мёда, 4 шнура одинаковой длины, набор изображений снежинок, сосулек, «ручеёк» , изображения домиков медведя и зайца.

Раздаточный материал : по 2 кубика и 2 дощечки разной ширины на каждого ребёнка .

Словарь : широкий, узкий, длинный, короткий

Предварительная работа :

Занятия по сравнению предметов по длине , игры «Подбери пару» , «Что лишнее?» ,«Что изменилось?» .

Ход занятия:

Игровой момент (дети проходят в группу , рассаживаются полукругом на стульчиках).

Воспитатель : Здравствуйте, дети. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Все посмотрите на них. Посмотрели. Молодцы! А сейчас послушайте меня внимательно.

«Что-то в группе приключилось ,

Что-то в группе изменилось ,

Что не так сегодня, дети?

Посмотрите, кто заметит?»

Дети слушают, осматриваются в групповой комнате и замечают «чудесный мешочек»

Воспитатель :

«Кто же в гости приходил

И подарки приносил?»

Дети высказывают предположение , что это подарок от Деда Мороза.

Воспитатель : Давайте посмотрим, что в мешочке?

(достаёт и показывает) Что это? (морковка, бочка с мёдом)

Ребята, а ведь эти подарки не нам. Кто любит погрызть морковку? (заяц)

А кто лакомиться мёдом? (медведь)

«Надо нам к ним пойти

И подарки отнести».

Отправляемся в дорогу? (Да)

Основная часть 1. «Две дорожки»

Воспитатель приглашает малышей на ковёр, где заранее выложены две дорожки из шнуров одинаковой длины, но разной ширины .

Воспитатель : Ребята, перед нами две дорожки. Одна широкая, вторая узкая .

Я предлагаю вам пройти по широкой дорожке.

«По широкой дорожке

Шагают наши ножки»

Дети свободно шагают за воспитателем по широкой дорожке.

Воспитатель : Хорошо мы прогулялись? (да)

По какой дорожке мы шагали?

А теперь пойдём по другой дорожке. Какая это дорожка? Узкая или широкая? (покажите) .

А теперь давайте подумаем как нам пройти по узкой дорожке?

Дети идут по узкой дорожке, руки в стороны для сохранения равновесия.

«На этой на дорожке

Трудно нашим ножкам?» (да)

По какой дорожке хорошо идти? (дети показывают)

Потому, что она широкая. Повторите .

А по какой трудно, неудобно идти? Потому, что эта дорожка узкая. Скажем вместе

2. «Что лишнее?»

Воспитатель : Посмотрите, что это блестит, переливается? (снежинки)

Давайте мы отдохнём и поиграем с ними. Дети рассаживаются на стульчики полукругом возле воспитателя. На фланелеграфе изображения 3 снежинок.

А что это? (сосульки)

Какая сосулька отличается от других?

Предлагает желающим показать .

Она какая? (широкая)

А все остальные? (узкие)

3. «Ручеёк»

«В путь дорогу нам пора,

Поторопимся, друзья»

Воспитатель выкладывает на ковре «ручеёк» из голубой ткани.

Ой, дорогу нам преградил ручеёк. Посмотрите, он бежит, извивается. Здесь он какой, широкий или узкий? Покажите, вот какой ширины .

А здесь какой? Вот такой (называют, показывают руками)

Где же нам будет легче через него перебраться? (показывают)

Давайте перепрыгнем там, где он узкий.

Дети по очереди перепрыгивают через ручеёк.

А чтобы не замочить ножек там, где он широкий надо построить (мостик) .

4. «Строим мостик» самостоятельная работа детей

Воспитатель предлагает детям пройти за , на которых расставлены подносы со .

Воспитатель : Ребята, у вас есть по два кубика и две дощечки.

А чем отличаются дощечки? (широкая и узкая)

Давайте проверим. (сравнивают , используя приём наложения)

Покажите мне широкую дощечку. А теперь узкую дощечку.

Какую дощечку лучше взять для мостика?

Дети строят мостик, воспитатель индивидуально помогает, подсказывает, предлагает прокатить машинку по мостику.

5. «Угадай, чей домик»

«Мы по мостику пойдём,

Прямо к домикам придём»

Воспитатель вывешивает на доску изображения двух домиков.

Посмотрите, какие красивые домики. Только вот где чей? Домики одинаковые или разные?

Дети индивидуально отвечают, показывают, где домик мишки, где зайчика.

Воспитатель : Что ещё разное? (двери)

У медведя дверь какая? (широкая)

У зайки дверь какая? (узкая)

Давайте проверим.

Предлагает желающим открыть двери, за которыми находятся изображения медведя и зайки.

Итог занятия :

«Долго, долго в гости шли,

Угощение несли

Хорошо мы потрудились

Все ребята молодцы».

Цели:

  1. Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос «сколько? » словами один, много, ни одного.
  2. Закреплять понятия «большой», «маленький» и сравнивать и подбирать предметы по величине.
  3. Развивать ориентировку в пространстве и на себе.

Образовательные задачи

  • продолжать учить детей слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
  • закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного),о величине предметов (большой-маленький);
  • закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.

Развивающие задачи:

  1. Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.
  2. Развивать речь, наблюдательность. Расширять и активизировать словарь детей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброту и отзывчивость.

Оборудование и материалы:

Оборудование: мягкая игрушка Мышонок из сказки С. Маршака. Большая и маленькая картонные рамки в виде замка и набор вкладышей – ключи разноцветные. Большие и маленькие разноцветные круги. Две куклы, одежда – разных размеров.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию

Введения сказочного героя умного мышонка из сказки Маршака «Сказка об умном мышонке»

Ребята, к нам сегодня придёт гость, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?

Маленький рост
Длинный хвост
Собирает крошки
Прячется от кошки.

Мышонок говорит о том, что пришел к детям, потому что знает: они такие же умные, как и он.

2. Основная часть.

Дидактическая игра «Подбери ключ к замку (на ковре)

Воспитатель:

Ребята что- то наш Мышонок грустный. Мышонок, почему ты такой грустный?

Ребята он говорит, что у него потерялся ключ от волшебной двери. Его надо найти, подобрать. Давайте их рассмотрим: — Егор, какие ключи по величине (больше и маленькие), а замки какие? Какого цвета ключи?

Дети называют цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный)

Посмотрите, какой это замок? (большой)

А этот замок, какой? (маленький)

Ребята, а ключи какие? (маленькие, одинаковые, много),

А большие ключи вы нашли?

Правильно, ни одного большого ключа

Красный ключ, к какому замку подошел, а зеленый?

Вот мы и помогли Мышонку открыть двери: к большому замку подошел маленький красный ключ, а к маленькому замку тоже маленький ключ. Ключи все одинаковые. Мышонок доволен, он улыбается.

Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»

Ребята, Мышонок говорит, что у него в сказке даже пальцы на руках у детей становятся волшебными, и он предлагает поиграть с пальчиками:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел. (большой палец руки поочередно соединяется с остальными в соответствии с текстом) 2-3 раза.

Игра-занятие «Две куклы»

В гости к нам ребята, пришли куклы Даша и Маша. Они услышали, что дети помогли Мышонку открыть замки. Тоже просят помочь им подобрать пальто по размеру. Поможем, ребята?

Правильно, ребята, кукла Даша выше куклы Маши. Значит, для Даши одежда должна быть большая, а для Маши маленькая.

Какая одежда у Даши? А у Маши?

Предлагаю, ребята, сделать для Мышонка подарок – коврик. Выберите маленькие круги разного цвета, и выложите на большом круге.

Какие круги, и каким цветом выбрала Соня, а Валерия, Алиса?

Каким цветом у нас большой круг Родион? Сколько у нас больших кругов?

Сколько у нас маленьких кругов Елисей?

Сколько маленьких кругов осталось у нас?

Правильно, ни одного.

Ребята, мышонок предлагает нам поиграть в игру « Бегите ко мне». Мышонок хочет посмотреть, какие вы внимательные, и будет стоять в разных местах. Вы должны увидеть, где Мышонок стоит, прибежать туда.

Вам понравилось играть с Мышонком?

Ребята, давайте попрощаемся с Мышонком.

Какая игра понравилась Матвею, Соне?

Мне тоже понравилось, как вы помогали Мышонку.

Формирование элементарных математических представлений на тему: «В гостях у сказки»

Лещенко Анна Викторовна
Место работы: Воспитатель, МБОУ «Шегарская СОШ № 1», с. Мельниково
Возраст: Вторая младшая группа
Описание материала: данный конспект предназначен для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования и родителей
Педагогическая цель: Закрепление представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер.
Задачи:
Образовательные: Закреплять понятия один и много. Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие: Развивать речь, наблюдательность, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, фантазию, творческое воображение.
Воспитательные: Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, дружеские взаимоотношения между детьми.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательная, музыкально-художественная.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Словарная работа: морковь, овощи, круг, овал.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций «Колобок»;
Дидактические игры: «Дары осени», «Овощи и фрукты - полезные продукты;
Чтение русско-народной сказки «Колобок».
Методы и приёмы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, технических средств.
Развивающая среда: Лиса и Медведь, овощи разной формы (круглые, овальные) по количеству детей, две тарелки с изображением овала, круга, в серединке, грядка с яблоками разной величины, две корзинки- большая и маленькая, изображение речки, домик Колобка, Кукла Колобок, аудиозапись фоновой музыки, магнитофон.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, Я видела чудо сегодня во сне. Герои всех сказок явились ко мне. Как - будто Мальвина и скромный Пьеро, Яга и Кощей – все творили добро. Семь гномов волшебных и славный Иван спасали царевну из западных стран. Лиса, Вини-Пух и конек - Горбунок танцуют все вместе, пекут вкусный торт. И просит Емеля, лежа на печи - «Ты книгу открой и все сказки прочти!»
Воспитатель. Как вы думаете, о чем я видела сон? (ответы детей)
- Правильно о сказках. А вы знаете, что сказки чаще всего начинаются со слов « В некотором царстве….», «Жили – были…». А вы хотите оказаться в сказке? (ответы детей) Сейчас мы с вами все вместе скажем волшебные слова «Жили-были…»
(Слышится плач)
Воспитатель. Ребята вы слышите? Мне кажется кто- то плачет. (Оглядывается по сторонам) Ой, колобок! Давайте подойдем и узнаем, почему он плачет. (Дети подходят и вступают в диалог с колобком)

Колобок. Меня зовут колобок. Я лежал, лежал, взял да и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог - да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Так и потерялся. Ребята помогите мне найти дорогу домой, пожалуйста.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, в какую сказку мы попали? (Колобок)


Поможем Колобку найти дорогу домой? (ответы детей)
Ну, тогда в путь!
Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ-топ-топ,
Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ.
Побежали ножки
По ровненькой дорожке,
Убегают, убегают
Только пяточки сверкают.
(Возле дерева Лиса с Медведем стоят)


Воспитатель. Ребята, давайте спросим у Лисы с Медведем как добраться до дома Колобка?
Дети. Лиса и Медведь, скажите, как добраться до дома Колобка?
Лиса и Медведь. А вы помогите нам овощи разложить по тарелочкам, тогда скажем.
(Воспитатель достает овощи и мешки)
Воспитатель. Ой, ребята посмотрите сколько овощей. Скажите сколько
Овощей набрали Лиса и Медведь? (Лиса и Медведь набрали много овощей) А все ли овощи одинаковой формы? ( Все овощи разной формы: круглые, овальные) .
-Возьмите по одному овощу. Сколько овощей осталось? (Ни одного овоща не осталось)
- Макар, сколько у тебя овощей? (У меня один овощ) , а какой он формы? (круглой формы) , а у тебя Милана сколько овощей? (У меня один овощ) , а какой он формы? (овощ овальный) .
(Воспитатель спрашивает у всех детей)
- А вот и тарелочки, куда надо разложить овощи. Но тарелочки не простые, на каждой тарелочке в середине изображена своя фигура. Какие это фигуры? (Круг, овал)
- А давайте теперь поиграем. Нужно будет встать около той тарелочки, серединка которой, такой же формы, как и ваш овощ.
Игра « Найди свою тарелочку»
Во второй раз дети кладут свои овощи на тарелочку.
- Сколько круглых овощей? (Много)
- Сколько овальных овощей? (Много)
Воспитатель. (Обращается к Лисе и Медведю) Ну вот Лиса и Медведь, ребята справились с твоим заданием. Скажите, как добраться до дома Колобка?
Лиса и Медведь. Молодцы ребята. Идите по этой дорожке и придете к дому Колобка.
Воспитатель. Спасибо Лисонька и Мишенька! Ну что ребята ваши ножки не устали? Пойдем дальше?
Топ-топ ножки шагают по дорожке
Дорожка кривая ни конца, ни края.
Мы идем, идем, идем и ничуть не устаем!
- А вот и заинька сидит и ушами шевелит! Давайте спросим у зайчика, как добраться до дома Колобка.
Дети. Заинька, скажи, как нам дойти до дома Колобка?


Заинька . А вы помогите собрать мне морковь, тогда скажу.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько морковок на грядке? (На грядке много морковок) А какого они цвета? (Оранжевые) . А все ли морковь одинаковые по размеру?
(Морковь разная. Большая и маленькая).
- А вот и корзинки, куда надо собрать морковь? Скажите корзинки одинаковые по размеру?
(Корзинки разные. Одна большая, а другая маленькая).
Воспитатель. А я к грядке подойду и тихонько прошепчу: Крибли – крабле – бум.
(Выдергивается морковь)
Соня у тебя какая Морковь по размеру? (У меня большая морковь) . А у тебя Лиза, какая Морковь? (У меня маленькая морковь)
- А теперь нужно собрать морковь. В какую корзинку мы положим большую морковь? (В большую корзинку) А маленькую морковь, в какую корзинку будем собирать? (В маленькую корзинку).
(Дети выполняют задание)
Воспитатель. (Обращаясь к зайчику) Ну вот Заинька, ребята справились с твоим заданием. Скажи, как добраться до дома Колобка?
Заика. Молодцы ребята. Идите по этой дорожке, дойдете до речки и увидите домик Колобка.
Воспитатель. Ну что, ребята, пойдем дальше?
Зашагали ножки. Топ-топ-топ
Прямо по дорожке. Топ-топ-топ.
Ну-ка веселее. Топ-топ-топ.
Вот как мы умеем. Топ-топ-топ!
- Ребята, смотрите молочная река, кисельные берега. А за рекой уже и дом Колобка виднеется. Скажите? мы можем перешагнуть или перепрыгнуть эту речку? (Да) А почему можем? (Потому что река узкая) .
Дети перепрыгивают через речку.
Колобок. Спасибо вам ребята за то, что помогли мне найти дорогу домой.


Воспитатель. Ну а нам пора возвращаться. Закройте глазки, а я скажу волшебные слова. – «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец».
Дети открывают глаза.
Вот и закончилось наше путешествие в сказку.
Рефлексия.
- Давайте вспомним, в какой сказке мы побывали?
- А что мы там делали?
- А чьи и какие задания мы выполняли?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
Ребята вы все сделали верно, и со всеми заданиями справились. Молодцы! Я очень вами довольна. Но мы не прощаемся со сказками. В следующий раз мы побываем еще, в какой нибудь сказке.

Занятие 1

Программное содержание

Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный — короткий, длиннее — короче, одинаковые по длине.

Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Демонстрационный материал . Оборудование и атрибуты физкультурного зала, 2 шнура разного цвета и длины (свернуты в большой и маленький клубки), колобок.

Методические указания

I часть . Колобок показывает детям два клубочка и спрашивает: «Что это? Какого цвета клубочки? Что можно сказать о величине клубочков?»

Колобок предлагает детям пойти за клубочками и посмотреть, куда они приведут. С большим клубочком дети попадают в физкультурный зал. «Что интересного вы здесь видите? — спрашивает воспитатель. — Каких предметов здесь много, во что могут поиграть все дети? Каких предметов по одному, во что может поиграть только колобок?»

С маленьким клубочком дети попадают в... (по усмотрению воспитателя) и отвечают на аналогичные вопросы.

Воспитатель предлагает размотать клубочки и сравнить шнурочки по длине: «Найдите и покажите длинный шнурочек. Найдите и покажите короткий шнурочек. Что можно сказать о длине красного шнурочка по сравнению с синим шнурочком? Что можно сказать о длине синего шнурочка по сравнению с красным шнурочком?»

Воспитатель обобщает ответы детей, подчеркивает, что из длинной ниточки можно смотать большой клубок, а из короткой — маленький клубочек.

II часть. Игра «Карусели».

Дети берутся за шнуры и образуют две «карусели»: большую и маленькую. «Карусели» движутся под музыку.

Занятие 2

Программное содержание

Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный — короткий, длиннее — короче.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Круг (диаметр 14 см), квадрат (длина стороны 14 см) одинакового цвета; игрушка кошка, большой и маленький стаканы для карандашей, поднос для геометрических фигур.

Раздаточный материал. Карандаши разных цветов (длина—10 см и 20 см); круги (диаметр 7—8 см), квадраты (длина стороны 7—8 см).

Методические указания

I часть. Со словами «серенькая кошечка села на окошечко» воспитатель вносит кошку и сажает ее на подоконник. Вместе с ней дети смотрят в окно и отвечают на вопросы воспитателя: «Что вы видите на улице? Каких предметов много на улице? Каких предметов по одному?»

II часть. Воспитатель предлагает детям взять зеленые и желтые карандаши и сравнить их по длине. Уточняет способы сравнения предметов (наложением или приложением) и просит провести рукой вдоль карандашей, показывая и называя их длину: «Что можно сказать о длине зеленого карандаша? Что можно сказать о длине желтого карандаша? Поставьте карандаши в стаканчики: в большой —длинный карандаш, в маленький —короткий карандаш».

III часть. Подвижная игра «Найди свой домик».

На ковре лежат круг и квадрат. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат, —к квадрату. Когда дети встанут на свои места, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

Повторяя игру, воспитатель меняет местами фигуры.

В конце занятия все вместе поют песенку для кошки.

Занятие 3

Программное содержание

Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.

Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Игрушка снеговик, 4 ведерка, 4 совочка.

Раздаточный материал . Однополосные карточки с изображениями 3-4 снеговиков без шапочек-ведерок, на подносах—по 3—4 шапочки-ве- дерка, контурные изображения варежек на правую и левую руки.

Методические указания

I часть. Воспитатель. К нам в гости пришел снеговик и принес подарки: ведерки и совочки. Давайте расставим ведерки в ряд.

Ребенок расставляет ведерки. Воспитатель сопровождает его действия словами: «Одно ведерко, еще одно...»

Воспитатель. Сколько ведерок ты поставил? (Много.) А теперь в каждое ведерко положи по одному совочку.

Ребенок выполняет задание, уточняя последовательность действий.

Воспитатель. Сколько совочков ты положил? (Много.) В каждом ведерке есть совочек? По сколько у нас ведерок и совочков? (По много.) Правильно, по много, а можно сказать поровну.

II часть . Дети вместе с воспитателем рассматривают карточки с изображением снеговиков.

Воспитатель . Что изображено на карточке? Сколько снеговиков? Чего не хватает у снеговиков? (Ведерок.) Давайте каждому снеговику наденем шапочку-ведерко.

Воспитатель уточняет правила раскладывания предметов, используя поэтапную инструкцию.

Воспитатель. Сколько шапочек-ведерок? (Много.) У каждого снеговика есть шапочка? Что можно сказать о количестве снеговиков и шапочек? (По много.) Как еще можно сказать: по сколько снеговиков и шапочек? (Поровну.)

III часть. Игровое упражнение «Найдем потерявшуюся варежку».

В начале игры воспитатель просит детей показать правую и левую руки. Затем раздает детям варежки, но только на одну руку. Дети определяют, на какую руку у них уже есть варежка, и подбирают варежку на другую руку (они лежат на столе у воспитателя). Правильность выполнения задания дети проверяют путем непосредственного прикладывания руки к варежке.

Занятие 4

Программное содержание

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько —сколько.

Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный —короткий, длиннее —короче.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Два шарфика одинакового цвета, но разной длины, кукла.

Раздаточный материал . Ветки разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка), птички, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка), шнуры.

Методические указания

I часть . Игровая ситуация «Соберем куклу на прогулку».

Воспитатель сообщает детям, что кукла собирается на прогулку, и просит помочь ей выбрать шарфик. Воспитатель показывает шарфики и спрашивает: «Какого цвета шарфики? Как нужно разложить шарфики, чтобы было видно, одинаковой они длины или разной?»

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей сравнить шарфики. («Что можно сказать о длине шарфиков?») При необходимости воспитатель оказывает помощь; следит, чтобы дети, показывая длину («Покажите длинный (короткий) шарфик»), проводили рукой вдоль шарфика от начала до конца.

После сравнения шарфиков воспитатель выясняет: «Какой шарфик мы завяжем кукле: длинный или короткий?»

II часть. Воспитатель обращает внимание детей на веточки, которые лежат на подносах: «Что это? (Веточки.) Что можно сказать о длине веточек? Сравните их. Покажите длинную (короткую) веточку. Посадите на короткую веточку одну птичку. Сколько птичек вы посадили на короткую веточку? На длинную веточку посадите много птичек. Сколько птичек вы посадили на длинную веточку?»

Воспитатель обобщает ответы детей.

III часть. Подвижная игра «Птички в гнездышках».

Дети встают в два ряда напротив друг друга. Каждый ребенок делает себе гнездышко из шнура, расположив его в форме круга. Под музыку ребята имитируют движения птичек.

По окончании музыки, на слова: «Погода испортилась, начинается дождик», дети прячутся —каждый в своем гнездышке. Воспитатель комментирует: «В этом гнездышке одна птичка, в этом тоже одна...» Затем просит детей сравнить количество птичек и гнездышек: «Сколько гнездышек? Сколько птичек? Что можно сказать о количестве птичек и гнездышек?» (Поровну.)

Игра повторяется несколько раз.

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

Ирина Помораева, Вера Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада

Планы занятий

Издание 3-е, исправленное и дополненное

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой


Помораева Ирина Александровна методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию г. Москвы, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №15, заслуженный учитель России.

Позина Вера Арнольдовна методист, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №4, отличник народного просвещения.

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике во второй младшей группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий. Знания, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов и педагогов, позволяющий расширить содержание работы с детьми четвертого года жизни и повысить их интерес к заданиям с математическим содержанием.

Примерное распределение программного материала на год

Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе проводятся со второй половины сентября один раз в неделю (32–34 занятия в год).

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

Занятие 2

большой, маленький .

Занятие 1

один, много, мало .

Занятие 2

много, один, ни одного .

Занятие 3

один, много, ни одного .

Занятие 4

Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

большой, маленький.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Занятие 2

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

Занятие 4

Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

II квартал

Занятие 1

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.

Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Занятие 2

Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.

Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

Занятие 4

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 2

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Занятие 3

Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

Занятие 4

Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

Занятие 2

Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова

Упражнять в определении пространственных направлений от себя.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 3

Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.

Занятие 4

Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.

Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

III квартал

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну .

Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну,

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Занятие 3

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.

день, ночь.

Занятие 4

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).

Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

Занятие 1

Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.

Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа .

Занятие 3

Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.

Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

Занятие 1

Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.

Занятие 2

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

Занятия 3–4

Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.

Демонстрационный материал. Большие и маленькие красные шары, большие и маленькие зеленые кубы; 2 коробочки красного и зеленого цветов; игрушки: мишка, грузовик.

Раздаточный материал. Маленькие красные шары, маленькие зеленые кубы.

Методические указания

I часть. Воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове которого находятся медведь, шары и кубики, и спрашивает: «Кто к нам приехал? (Дети рассматривают мишку.) Что привез мишка в грузовике?»

Воспитатель предлагает детям найти шар (дает понятие шар ): «Что вы нашли? Какого цвета шар?»

Воспитатель просит показать, что можно делать с шаром. (Катать.)

Аналогичные задания дети выполняют с кубом. (Действия с кубом обозначаются словом ставить .)

II часть. Игровое упражнение «Спрячь куб (шар)».

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей взять в одну руку шар, а в другую – куб и спрятать одну из фигур за спину. Остальные дети должны отгадать, что спрятал ребенок и что осталось у него в руке.

III часть. Воспитатель просит детей помочь мишке разложить в коробки шары и кубы: шары нужно класть в красную коробку, а кубы – в зеленую.

В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в коробку? Сколько шаров (кубов)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и кубы?» (Большие и маленькие.)

Мишка благодарит детей за помощь и прощается с ними.

Занятие 2

Программное содержание

Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разного размера; 3–4 больших кубика.

Раздаточный материал. Маленькие кубики (по 3–4 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. В гости к детям приходят две куклы. Ребята вместе с воспитателем рассматривают их, выясняют, что одна кукла большая, а другая маленькая, дают им имена.

Затем воспитатель обращает внимание детей на кроватки: «Кроватки одинаковые по размеру? Покажите большую кроватку. А теперь маленькую. Где кровать для большой куклы, а где для маленькой? Уложите кукол спать. Давайте споем им колыбельную „Спят усталые игрушки“».

II часть. Игровое упражнение «Построим башенки».

Воспитатель расставляет на столе большие и маленькие кубики, предлагает детям сравнить их по размеру, а затем построить башенки. Воспитатель на ковре строит башню из больших кубиков, а дети сооружают башенки из маленьких кубиков. По окончании работы все вместе рассматривают постройки, показывают большую (маленькую) башню.

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Кукла.

Раздаточный материал. Матрешки (на две больше, чем детей).

Методические указания

Воспитатель . К кукле Кате в гости пришли матрешки, и мы все вместе будем водить вокруг нее хоровод. Посмотрите, сколько матрешек пришло в гости? (Много.) Возьмите по одной матрешке и поставьте их в хоровод вокруг куклы Кати.

Дети расставляют матрешек.

Воспитатель . Сколько кукол? Сколько матрешек в хороводе? Все матрешки встали в хоровод? Сколько матрешек не водят хоровод? (Мало.)

В заключение дети под музыку водят хоровод вокруг куклы и матрешек.

Занятие 2

Программное содержание

Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.

Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. Петрушка приносит детям корзину с мячами.

Воспитатель . Что принес Петрушка? Какого цвета мячи? Сколько мячей принес Петрушка?

Петрушка высыпает мячи на пол. По его просьбе дети берут по одному мячу.

Воспитатель (по очереди обращается к детям). Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине? (Вводится понятие ни одного .) Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей?

Дети складывают мячи в корзину.

Воспитатель . Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине? Сколько мячей у тебя в руках?

II часть. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч».

Воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака:


Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился
И уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.

Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.

Дети прыгают в такт стихотворению. По окончании стихотворения они разбегаются.

Игра повторяется несколько раз.

Занятие 3

Программное содержание

Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.

Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой.

Раздаточный материал . Круги одинакового размера и цвета, уточки.

Методические указания

Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши».

I часть. Из корзины куклы Маши воспитатель достает круг и сообщает детям: «Это круг (обводит его рукой)». Затем уточняет название предмета: «Что это?» Нескольким детям он предлагает рукой обвести круг.

II часть. Воспитатель предлагает детям взять из корзины Маши по одному кругу и спрашивает: «Какой формы фигуры? Какого они цвета?» Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и выясняют, что круг можно катать.

Воспитатель показывает детям поезд: «Можно ли ехать на этом поезде? (Нет.) Почему? (Нет колес.)» Воспитатель просит детей подготовить поезд к поездке. Ребята присоединяют к поезду колеса (круги) и под музыку «едут» в парк кормить уточек.

III часть. Воспитатель снимает с подноса салфетку и спрашивает: «Кто это? (Уточки.) Сколько уточек?» (Много.)

Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас взял уточек? Сколько уточек осталось на подносе?»

Воспитатель предлагает детям поиграть с уточками. Под музыку «уточки» бегают, клюют зернышки.

Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много уточек. Дети пускают своих уточек в тазик. Воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас пустил уточек? (Одну.) Сколько уточек в тазике? (Много.) Сколько уточек осталось у вас в руках? (Ни одной.)»

Кукла Маша прощается с ребятами. Дети «едут» домой.

Занятие 4

Программное содержание

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета.

Раздаточный материал . Овощи (по количеству детей), глина (пластилин), дощечки для лепки, салфетки.

Методические указания

I часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».

На полу имитация огорода. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растет на огороде. Ребята перечисляют овощи. Воспитатель обобщает их ответы («это овощи»), затем выясняет: «Сколько овощей выросло на огороде?»

Воспитатель предлагает собрать овощи в машину (ввозит машину). Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет: «Какой овощ ты взял? Сколько овощей ты взял?»

Дети по очереди кладут овощи в машину и комментируют: «Я положил одну морковку (свеклу, картошку…)» Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Овощей в машине становится больше». Когда ребята наполнят машину, воспитатель выясняет: «Сколько овощей в машине?»

II часть. Игра «Чудесный мешочек».

В машине с овощами дети находят чудесный мешочек. Они достают из него круг, сообщают название фигуры и какого она цвета.

Воспитатель прикрепляет круг на фланелеграф и предлагает кому-нибудь из детей обвести фигуру рукой.

Аналогичные действия выполняются с другим кругом.

Затем дети выясняют, чем похожи фигуры и чем они отличаются.

III часть. Игровое упражнение «Испечем оладушки».

Дети лепят из глины (пластилина) большие и маленькие оладушки. Затем воспитатель предлагает положить большие оладушки на большой круг, маленькие – на маленький.