Жизнь в албании. Обет девственности: албанские девушки, живущие как мужчины

Принадлежность человека к тому или иному полу – это признак не только физиологический, но и социальный. В любом обществе такие понятия, как имя, одежда, привычки и поведение, права и обязанности, четко разграничены на мужские и женские. Однако некоторые жительницы Албании добровольно соглашаются на смену социальной роли и берут на себя большинство мужских функций. При этом они дают клятву хранить девственность до самой смерти. Почему на Балканах появилась такая необычная традиция?

Кто такие бурнеша?

Как известно, примерно две трети албанцев являются мусульманами, еще примерно треть – христианами, остальные не придерживаются какой-то конкретной религии. И хотя ни ислам, ни православие, ни католицизм не одобряют смены человеком своего пола, даже в подобной, исключительно социальной форме, часть албанцев до сих пор придерживаются таких старинных устоев. Особенно те, которые живут в отдаленных горных районах страны.

Бурнеша – так называют женщин, взявших на себя обязанности мужчин. В прежние века они встречались во многих странах Балканского полуострова, сейчас эта традиция полностью утрачена в Черногории, Хорватии и Боснии, но в Албании и приграничных с ней регионах Македонии она еще жива.

По приблизительным подсчетам социологов, в настоящее время несколько тысяч женщин откликаются на мужские имена, носят соответствующую одежду и ведут себя в обществе, как представители сильной половины человечества. Правда, смена пола носит лишь социальный характер, бурнеша никогда не вступают ни с кем в интимные отношения, поэтому их еще именуют «клятвенными девственницами».

Такой странный закон

В XV веке албанский князь Лека III Дукаджини (1410-1481 гг.) издал свод законов для жителей своей страны, получивший название «Канун». Этот кодекс официально утвердил бытовавшие среди жителей Балкан обычаи, в том числе и кровную месть, характерную для многих замкнутых горных сообществ, живущих патриархальными кланами.

Статья № 88 старинного свода законов гласит, что наследовать имущество отца после его смерти может только сын. Ни у вдовы, ни у дочери такого права нет. А если у почившего не осталось наследника мужского пола, то дочь покойного может получить во владение его имущество, но только если принесет обет вечной девственности и станет бурнеша.

Следует уточнить, что традицию социального перевоплощения женщин в мужчин ввел не сам Лека III Дукаджини. Он лишь узаконил в «Кануне» устоявшийся горский обычай, существовавший на Балканах издревле.

По правде говоря, албанские женщины и сегодня имеют гораздо меньше прав, чем мужчины. Несколько столетий назад они вообще приравнивались к имуществу главы семейства. Представительницы прекрасного пола не имели права самостоятельно владеть и распоряжаться имуществом, работать на «мужских» должностях, заходить в питейные заведения и т.п. Например, ставшая вдовой женщина, если у нее не было сына, могла или вернуться в родительский дом, или снова выйти замуж, или… стать рабыней в семье покойного мужа.

Кровная месть – повод для смены пола

Патриархальные горные сообщества и сейчас живут по древним законам, один из которых – кровная месть. Согласно местным понятиям, даже если вина за какое-то преступление или проступок лежит на одном конкретном человеке, мишенью для возмездия со стороны родственников пострадавшего может стать любой член семьи обидчика.

Интересно, что за убийство мужчины полагалось в ответ лишить жизни одного представителя враждебного клана или двух его ближайших родственниц. Например, дочь и сестру преступника. Впрочем, далеко не все албанские воины стремились убивать женщин, все же решая такие вопросы с мужчинами.

Некоторые кланы враждовали веками. Непрекращающиеся междоусобицы привели к тому, что во многих семьях просто не осталось ни одного мужчины. И кому-то необходимо было возглавить род, взять на себя обязанности по распоряжению имуществом, защищать младших сестер. Поэтому бурнеша обычно становились старшие дочери семейств, потерявших всех наследников мужского пола.

Причиной для кровной мести могли быть не только серьезные преступления, но и оскорбление чести и достоинства гордых албанских горцев. Даже толчок в спину на узкой дороге являлся поводом для развязывания кровавой вендетты, длившейся десятилетиями. Многие люди, опасаясь мести, годами не покидали своих домов, превращенных в настоящие мини-крепости. Причем, от суровых карателей страдали обычно совершенно невиновные мужчины и женщины.

Потеря женственности

Как правило, именно старшая дочь должна была пожертвовать своей женственностью ради интересов клана. Она больше не имела права вести себя естественно, красиво наряжаться, и навсегда отказывалась от возможности стать женой и матерью.

Во время специального ритуала юная албанка в присутствии своих родственников и соседей произносила клятву вечной девственности. Затем ей торжественно давали новое – мужское – имя. Бурнеша отстригала длинные волосы, одевала вещи из мужского гардероба. С этого момента она брала на себя все социальные права и обязанности мужчины, в том числе "подписывалась" и на участие в боевых действиях. Фактически, ритуал превращения девушки в бурнеша представлял собой аналог празднования по случаю рождения нового члена родовой общины.

Такие женщины не имели право вступать в брак и заводить интимные отношения с кем бы то ни было. Во всем остальном они даже выигрывали: могли сами распоряжаться своей жизнью и имуществом, заниматься мужскими делами, выпивать и курить в дружеской компании, брать в руки оружие. Со временем подобный образ жизни сказывался на облике бывших девушек. Нося брюки с подтяжками, тяжелые сапоги или ботинки, бесформенные темные пиджаки, бурнеша настолько теряла всякое сходство с женщиной, что почти невозможно было отличить ее от мужчины.

Некоторые юные барышни принимали решение о смене социальной роли не только потому, что у них не было братьев, но и по ряду других причин. Одни стремились к личной независимости от отцов-деспотов, другие - к образованию, третьи не желали вступать в навязанные родителями брачные союзы, четвертых прельщали мужские права и привилегии, пятые хотели получить возможность с оружием в руках отомстить кровным врагам и т.д.

Если девушка выбирала такой образ жизни, то никто не мог препятствовать ей в этом. Албанцы, и мужчины, и женщины, относились к бурнеша с почтением, отдавая должное их силе воли и характеру.

К счастью, жительницы современной Албании все реже решаются на смену социальной роли. Эта традиция жива только в отдаленных горных регионах страны. Но и там многие понимают, что потеря женственности и возможности стать матерью – слишком высокая плата за поддержание устоев патриархального общества.

Албанские девушки прекрасны. Нет, конечно, именно в Украине, России, Молдове, Белоруссии — наибольшее количество красавиц. Но на Балканском полуострове быстро привыкаешь к достаточно жестким лицам балканок с резкими скулами. И вот вы попадаете в Албанию! Страну, которой управлял самый жесткий тиран в Европе. Которая только 20 лет назад смогла более или менее спокойно вздохнуть от гнета жесткой руки социалистов. И понимаете — девушки здесь восхитительны.

Стоит заметить, что не смотря на весьма хорошие природные данные, здесь сложно встретить раскрашенную словно индейца женщину, по которой невозможно понять — это ночной мотылек или просто переборщила с макияжем дама? Вот как, как у них это получается? Практически полное отсутствие макияжа на лице, модная и красивая одежда, словно с иголочки, но абсолютно не вызывающая… Нет этих отвратительных «леопардов» и трусов, которые видно из джинсов. У этих красавиц есть чему поучиться!

Албанские девушки на берегу Охридского озера

Признаюсь честно, на фото — не самые красивые экземпляры. Ибо все остальное время просто ходишь и вертишь головой по сторонам.

Албанские девушки одеваются весьма скромно, но со вкусом

Причем они привлекают твое внимание везде, даже если ты спускаешься в бункер.

Даже в бункер не дадут спуститься спокойно!

И ведь простые люди. Ничем не отличаются от нас с вами. Гуляют, занимаются хозяйством. Прошло так мало времени, а они стали такими, как и мы! Причем даже лучше, видно их желание наслаждаться дарованной свободой. Я почему-то подумал, что рухни режим в Северной Корее, отвернись там народ от идей Чучхе — и не пройдет двадцати лет, как они будут точно такими — модными, красивыми и современными.

Уличная торговля вещами здесь все еще в норме, правда

Молодое поколение торопится по своим делам и на свидания.

Фото албанских девушек

Старшее — гуляет с детьми

На набережной в Поградец

Кто-то убирает у себя в магазине.

Девушка на пороге магазина в Тиране

Но при всем этом они остаются собой — восхитительными дамами.

Как и везде в Албании, велосипед остается по привычке важным транспортом. Ведь совсем недавно был абсолютный запрет на автомобили! Вело-инфраструктура развита весьма серьезно, а велосипедист — равноправный участник дорожного движения! Девушки, естественно, тоже ездят на велосипеде.

Девушка на велосипеде в Шкодаре

На фото вы можете увидеть и мужчин. Они тоже стильны и ухожены. Невозможно представить себе в более или менее крупном городе мужчину в шортах и майке, если он не турист. Я уже не говорю о голом торсе, которым так любят светить наши сограждане. Брюки, рубашки — это здесь в норме. Они слишком похожи на итальянцев.

А как мило смотрятся эти дедушки вечером, гуляющие в центре. Тройками ходят, трости, рубашки, причесанные… Костюмчики. Ну просто дон Карлеоне на пенсии! Хотя кто знает, может это действительно выходят на прогулки албанские мафиози, главы кланов, отошедшие от дел и вернувшиеся на родину из Италии?

Я хотел бы, чтобы украинцы и украинки, русские — учились одеваться у этих людей. Со вкусом и не вызывающе.

В суровых добродетелях воспитан, 

Албанец твердо свой закон блюдет. 

Он горд и храбр, от пули не бежит он, 

Без жалоб трудный выдержит поход. 

Он — как гранит его родных высот. 

Храня к отчизне преданность сыновью, 

Своих друзей в беде не предает 

И, движим честью, мщеньем иль любовью,

Берется за кинжал, чтоб смыть обиду кровью.

Дж. Байрон “Паломничество Чайльда Гарольда”


Вера Филимонова, один из учредителей сообщества «Русский мир в Албании», директор компании « Vera Property» и популярный блоггер, описывающий свою жизнь в Албании, (www.verainalbania.livejournal.com) по ее словам, «борец с мифами и стереотипами об этой прекрасной стране».

Верин муж - албанец, вместе они живут в Тиране уже 3 года. Она делится со мной своими наблюдениями о местных обычаях и рассказывает о том, как часто автоматы Калашникова попадают в албанские новости, как можно провести вечер в Тиране и какие же они, албанские кавалеры.

Мы пьем кофе на террасе отеля « Doro С ity» в довольно оживленном районе Тираны и рассматриваем проходящих мимо симпатичных и нарядно одетых девушек.

Вера, расскажи, что сегодня модно в Тиране, здесь какая-то своя специфическая мода, азиатско-турецкая или больше европейская?

Несмотря на повсеместное использование местными женщинами китайских зонтиков от солнца, с которыми они вообще не расстаются, мода здесь определенно настроена на Европу, в частности, на Италию.

- Да, вот я вижу, что в хиджабах здесь никто не ходит.

В очень редких случаях, разве что где-то в деревнях. Диктатор искоренил в стране религиозность, особенно в Тиране, которая, вообще-то, светский город. Молодые девушки, студентки, здесь вовсю отрываются, одеваясь в экстремально короткие юбки. Женщины постарше ориентируются на Милан.
Уровень жизни здесь, конечно, невысок и не позволяет одеваться в бренды, но все тенденции - итальянские.

- В Албании - сегодня кризис?

Как и везде, но последствия его не так сильны как в той же Италии или Греции, например. Моя подруга рассказывает, что в Греции из-за кризиса вымерли целые улицы, в Албании такого нет. Здесь невозможно прожить на социальное обеспечение от государства, а сами по себе албанцы очень трудолюбивы, будут работать за буханку хлеба, выживание у них в крови…. Работают и пенсионеры и маленькие детишки, продавая фрукты туристам с собственного огорода, например.

- Как насчет преступности в стране? Меня так отговаривали въезжать в страну на машине с русскими номерами…

О, насчет Албании существует так много мифов! 99 процентов из них вообще не имеют ничего общего с реальностью. Некоторые туристы возвращаются из Албании разочарованные, сетуя на то, что никто им на улицах не предлагал оружие или наркотики, не подкладывал сестер в постель и не зарился на их внутренние органы.

- То есть, туристы едут в Албанию за приключениями и не находят их?

Да, есть и такая категория туристов. Но туристы, которые выбирают Албанию для отдыха, остаются довольны, путешествуя по старинным городам и отдыхая на прекрасных пляжах. Конечно, инфраструктура Албании не дотягивает до уровня Лазурного берега или Мальты, или Турции с Египтом с их системами «все включено»… Зато здесь есть деревушки на берегу Ионического моря, где местное население настолько не избаловано российскими туристами, что их буквально носят на руках, запоминают дни Рождения и пекут им торты.

- В прошлом году, моя сестра сказала своему мужу-итальянцу о том, что мы собираемся ехать в Албанию и он легко пожелал нам хорошей поездки, сестра даже удивилась:
- Неужели ты совсем не беспокоишься о нас? Ведь Албания - такая страшная страна.
- О, нет, - ответил он. Я думаю, что в Албании очень спокойно, потому что вся мафия - у нас .

Да, возможно, что так и есть. Но дело в том, что есть две разные страны: Албания и Косово, и в Европе их жителей часто путают. Внутри Албании еще есть деление на север и юг. Так вот, когда речь идет об албанцах, еще вопрос, откуда они, из Косово или из Албании, с севера или с юга.

- Наверное, север, как в большинстве стран, более развит?

Нет, наоборот, юг Албании более культурный. Что касается людей с севера, то уровень образования и культуры у них, как правило, намного ниже. Они даже по мобильному телефону разговаривают так громко, как будто с одной горы не могут докричаться до другой. Тоже самое касается Косово…

- Албанские мужчины они, вообще, какие?

Их первая черта - семейная ориентированность, для них в порядке вещей много времени уделять своим женам и детям. Пойти всей семьей в ресторан с грудничками - абсолютно нормально, также как папу оставить дома с детьми. При этом они зачастую очень ревнивые и темпераментные. Хотя лично мне очень повезло, мой муж просто «золото» во всех отношениях. Еще албанские мужчины очень серьезны в отношениях, не станут, грубо говоря, «разводить на секс». Если уж албанец заинтересовался девушкой, то он окружит ее вниманием, заботой и построит далеко идущие планы.

- То есть, «поматросил и бросил» - это не про них?

В большинстве случаев, нет. Албанский кавалер будет звонить своей девушке
по 10 раз на дню, принимая активное участие в ее жизни. Но вот разведенной женщине с детьми сложнее выйти замуж в Албании, чем одинокой девушке.

- То есть у матери-одиночки в Албании нет шансов устроить личную жизнь?

Шанс есть, но очень маленький…

- Существует ли в албанских семьях рукоприкладство?

Существует, но, наверное, как и везде… Наши соотечественницы, которые замужем за албанцами, как правило, знакомятся с ними за границей, то есть в мужья им достаются продвинутые и не зашоренные мужчины, воспитанные и образованные. Что касается деревень и отсталых северных районов то там, возможно, рукоприкладство и встречается.

- Здесь не убивают женщин за измену как во многих странах мусульманского мира?

В новостях встречаются такие случаи, когда, например, отец может застрелить собственную дочь за «недостойное поведение». Здесь свои традиции и законы, они достаточно суровы, и я бы не советовала людям необдуманно забираться в глушь албанских деревень, особенно северных районов, граничащих с Косово, где полиция имеет последнее слово. Кровную вражду в Албании никто не отменял…. В 90-ые годы в Албании лопнули финансовые пирамиды, народ разъярился, были разворованы склады с оружием, которое государство продолжает изымать и по сей день… Но автоматы Калашникова иногда попадают в новости, когда кто-то кого-то решает неосторожно припугнуть, всякое бывает.

Насколько закон в Албании работает? Ест ли шанс посадить в тюрьму, например, сына чиновника за что-то подобное? Высок ли уровень взяточничества и коррупции в стране?

Безусловно, закон работает. А с тех пор как Албания получила статус кандидата в члены Евросоюза, ситуация улучшилась, стало еще больше порядка. Насчет уровня коррупции ничего не могу сказать, я не вхожа в гос. структуры. Уровень преступности в стране невысок, здесь не встречаются случаи изнасилования, похищения детей, педофилии из-за общечеловеческих принципов. Зато если человек, допустим, нечаянно сбил пешехода на дороге, его самого могут посадить на несколько дней в тюрьму, чтобы до него не добрались разъяренные родственники и не учинили самосуд.

Знакомый бывший разведчик однажды рассказал мне о том, что албанская мафия считается самой страшной в мире, в том числе из-за невозможности внедрить в нее кого-то «из своих» из-за особенностей албанского языка. Действительно ли язык так сложен?

Язык достаточно сложный, но я понимаю, что он имел в виду. Вроде бы Албания - небольшая страна, всего около 3 миллионов человек населения, но в каждом регионе свое особое произношение, которое безошибочно вычисляют сами албанцы. «А ты, наверное, из Берата?» В Берате тут же найдется масса общих знакомых, и на незнании соседки Миры можно легко проколоться.

Я вижу, что здесь очень много симпатичных девушек. Современные женщины Албании, они какие? Предпочитают работать или сидят дома с детьми?

В Тиране женщины работают, ходят на фитнес, посещают выставки и модно одеваются, а преимущественное большинство женщин в стране, конечно, традиционно занимается домом и детьми.

- Среднее количество детей в албанских семьях?

В столице - максимум один или два ребенка, а в деревнях четыре-пять - нормальное явление.

Вера, а как тут обстоят дела с культурной жизнью или досугом? Какие перспективы провести вечер, например, в Тиране?

Конечно, культурная жизнь несколько одноообразна. Но тем не менее здесь можно заглянуть в музеи, где кроме постоянных экспозиций, устраивают и тематические выставки, можно послушать симфонический оркестр, сходить в театр. Иногда проводят кинофестивали, джазовые или рок-концерты. Это все не только в Тиране, но и в Дурресе, Саранде, Фиери, Шкодере, Корче, Эльбасане.

- Сложно ли россиянке, переехавшей в Тирану найти здесь работу? Наверное, без албанского языка - нереально?

Нет, почему же? Реально, даже без языка. Здесь большой спрос на квалифицированных специалистов в области маркетинга, логистики, IT, здравоохранения, востребованы банковские работники. Большинство зарубежных компаний отдают предпочтение экспатам в тех областях, где трудно найти албанцев с соответствующим уровнем компетенции, даже если иностранец не владеет албанским языком. Легче найти для него переводчика или заплатить за языковые курсы. Некоторые мои знакомые девушки работают также в call-центрах. А кто-то открывает свой бизнес.

- На какую среднюю зарплату можно рассчитывать сегодня в Тиране?

От 200 до 400 евро примерно. Квартиру можно арендовать от 100 евро в месяц примерно, но понятно, что зависит от района и пр.

- Вера, а чем ты сама занимаешься в Тиране, кроме общественной деятельности и ведения блога?

После медового месяца в Албании мне захотелось бурной деятельности, я так и не смогла привыкнуть к размеренному темпу жизни Балкан. Муж меня обеспечивает, но московская привычка к чему-то постоянно стремиться сохранилась. Так появился мой проект в области туризма и недвижимости в Албании. Правда и времени свободного в сезон практически не бывает.

- За три года жизни в Тиране ты видишь какую-то динамику развития страны в целом?

Конечно, Албания очень активно развивается. Буквально на каждом шагу что-то строится: новые отели, эстакады, дороги, жилые дома, комплексы. Постепенно решается вопрос с мусором, улучшаются сферы здравоохранения и образования. И мы надеемся только на лучшее…

Принадлежность человека к тому или иному полу – это признак не только физиологический, но и социальный. В любом обществе такие понятия, как имя, одежда, привычки и поведение, права и обязанности, четко разграничены на мужские и женские. Однако некоторые жительницы Албании добровольно соглашаются на смену социальной роли и берут на себя большинство мужских функций. При этом они дают клятву хранить девственность до самой смерти. Почему на Балканах появилась такая необычная традиция?

Кто такие бурнеша?

Как известно, примерно две трети албанцев являются мусульманами, еще примерно треть – христианами, остальные не придерживаются какой-то конкретной религии. И хотя ни ислам, ни православие, ни католицизм не одобряют смены человеком своего пола, даже в подобной, исключительно социальной форме, часть албанцев до сих пор придерживаются таких старинных устоев. Особенно те, которые живут в отдаленных горных районах страны.

Бурнеша – так называют женщин, взявших на себя обязанности мужчин. В прежние века они встречались во многих странах Балканского полуострова, сейчас эта традиция полностью утрачена в Черногории, Хорватии и Боснии, но в Албании и приграничных с ней регионах Македонии она еще жива.

По приблизительным подсчетам социологов, в настоящее время несколько тысяч женщин откликаются на мужские имена, носят соответствующую одежду и ведут себя в обществе, как представители сильной половины человечества. Правда, смена пола носит лишь социальный характер, бурнеша никогда не вступают ни с кем в интимные отношения, поэтому их еще именуют «клятвенными девственницами».

Такой странный закон

В XV веке албанский князь Лека III Дукаджини (1410-1481 гг.) издал свод законов для жителей своей страны, получивший название «Канун». Этот кодекс официально утвердил бытовавшие среди жителей Балкан обычаи, в том числе и кровную месть, характерную для многих замкнутых горных сообществ, живущих патриархальными кланами.

Статья № 88 старинного свода законов гласит, что наследовать имущество отца после его смерти может только сын. Ни у вдовы, ни у дочери такого права нет. А если у почившего не осталось наследника мужского пола, то дочь покойного может получить во владение его имущество, но только если принесет обет вечной девственности и станет бурнеша.

Следует уточнить, что традицию социального перевоплощения женщин в мужчин ввел не сам Лека III Дукаджини. Он лишь узаконил в «Кануне» устоявшийся горский обычай, существовавший на Балканах издревле.

По правде говоря, албанские женщины и сегодня имеют гораздо меньше прав, чем мужчины. Несколько столетий назад они вообще приравнивались к имуществу главы семейства. Представительницы прекрасного пола не имели права самостоятельно владеть и распоряжаться имуществом, работать на «мужских» должностях, заходить в питейные заведения и т.п. Например, ставшая вдовой женщина, если у нее не было сына, могла или вернуться в родительский дом, или снова выйти замуж, или… стать рабыней в семье покойного мужа.

Кровная месть – повод для смены пола

Патриархальные горные сообщества и сейчас живут по древним законам, один из которых – кровная месть. Согласно местным понятиям, даже если вина за какое-то преступление или проступок лежит на одном конкретном человеке, мишенью для возмездия со стороны родственников пострадавшего может стать любой член семьи обидчика.

Интересно, что за убийство мужчины полагалось в ответ лишить жизни одного представителя враждебного клана или двух его ближайших родственниц. Например, дочь и сестру преступника. Впрочем, далеко не все албанские воины стремились убивать женщин, все же решая такие вопросы с мужчинами.

Некоторые кланы враждовали веками. Непрекращающиеся междоусобицы привели к тому, что во многих семьях просто не осталось ни одного мужчины. И кому-то необходимо было возглавить род, взять на себя обязанности по распоряжению имуществом, защищать младших сестер. Поэтому бурнеша обычно становились старшие дочери семейств, потерявших всех наследников мужского пола.

Причиной для кровной мести могли быть не только серьезные преступления, но и оскорбление чести и достоинства гордых албанских горцев. Даже толчок в спину на узкой дороге являлся поводом для развязывания кровавой вендетты, длившейся десятилетиями. Многие люди, опасаясь мести, годами не покидали своих домов, превращенных в настоящие мини-крепости. Причем, от суровых карателей страдали обычно совершенно невиновные мужчины и женщины.

Потеря женственности

Как правило, именно старшая дочь должна была пожертвовать своей женственностью ради интересов клана. Она больше не имела права вести себя естественно, красиво наряжаться, и навсегда отказывалась от возможности стать женой и матерью.

Во время специального ритуала юная албанка в присутствии своих родственников и соседей произносила клятву вечной девственности. Затем ей торжественно давали новое – мужское – имя. Бурнеша отстригала длинные волосы, одевала вещи из мужского гардероба. С этого момента она брала на себя все социальные права и обязанности мужчины, в том числе "подписывалась" и на участие в боевых действиях. Фактически, ритуал превращения девушки в бурнеша представлял собой аналог празднования по случаю рождения нового члена родовой общины.

Такие женщины не имели право вступать в брак и заводить интимные отношения с кем бы то ни было. Во всем остальном они даже выигрывали: могли сами распоряжаться своей жизнью и имуществом, заниматься мужскими делами, выпивать и курить в дружеской компании, брать в руки оружие. Со временем подобный образ жизни сказывался на облике бывших девушек. Нося брюки с подтяжками, тяжелые сапоги или ботинки, бесформенные темные пиджаки, бурнеша настолько теряла всякое сходство с женщиной, что почти невозможно было отличить ее от мужчины.

Некоторые юные барышни принимали решение о смене социальной роли не только потому, что у них не было братьев, но и по ряду других причин. Одни стремились к личной независимости от отцов-деспотов, другие - к образованию, третьи не желали вступать в навязанные родителями брачные союзы, четвертых прельщали мужские права и привилегии, пятые хотели получить возможность с оружием в руках отомстить кровным врагам и т.д.

Если девушка выбирала такой образ жизни, то никто не мог препятствовать ей в этом. Албанцы, и мужчины, и женщины, относились к бурнеша с почтением, отдавая должное их силе воли и характеру.

К счастью, жительницы современной Албании все реже решаются на смену социальной роли. Эта традиция жива только в отдаленных горных регионах страны. Но и там многие понимают, что потеря женственности и возможности стать матерью – слишком высокая плата за поддержание устоев патриархального общества.

Говоря о современном мире, можно заметить, что во всех мусульманских странах происходит практически одно и то же. Молодые девушки и мужчины стремятся вырваться из плена традиций и обычаев и начать жить так же, как и европейцы.

Естественно, что такое стремление понятно, и оно должно поддерживаться в том смысле, что мы все должны идти в ногу со временем, а не находиться в той же темноте, в какой жили наши предки и возможно, наши родители, бабушки, дедушки.

Однако все-таки стремление начать новую жизнь чаще всего приводит к тому, что ломаются все представления о нормальной и полноценной семье, теряются традиции, которые хранились долгие годы. Это все же неуважение к нашим предкам и старшему поколению, которое старательно передавало нам свои знания.

Никто не спорит с тем, что многие мусульманские законы очень категоричны и строги, но ислам - это одна из самых древних религий и нужно ценить то, что так долго хранилось. Однако если заглянуть в разные страны и обратить внимание на обычаи мусульманской семьи, то встречаются довольно серьезные отличия между той или другой нацией.

Ни в одной стране нет такого обычая, как в Албании, который сводится к тому, что женщины дают обет безбрачия, остаются на всю свою жизнь девственницами и заменяют в семье мужчину. Если учесть, что мусульмане своеобразно относятся к женщинам, такой обычай действительно выходит за рамки понимания.

Все дело в том, что Албания на протяжении всей своей истории всегда находилась в состоянии войны с соседними государствами. Естественно, что в каждой семье существовала проблема нехватки мужчин, которые бы брали на себя всю серьезную работу, которая требует физической силы.

Албанские семьи были многочисленны, поэтому отсутствие мужчины было очень заметно. Для того чтобы навести порядок в семье, где одни женщины, которые начинают жаловаться на тяжелую судьбу, необходимо, чтобы в доме обязательно был кто-то с очень сильным характером и духом.

Такое положение в албанской семье, когда сильные мужчины участвуют в военных действиях, привело к тому, что появился такой обычай, что одна из старших женщин в семье принимает решение оставаться на всю жизнь девственной, не выходить замуж и взять на себя в семье мужские обязанности.

Вся мужская работа ложится на плечи этой женщины, которая полностью меняет свой образ жизни. Она начинает носить мужскую одежду, обрезает волосы и даже ее характер становится более твердым.

Со стороны - это обычный мужчина, сильный, мужественный, готовый решить любую проблему, который делает все, для того чтобы семья, ни в чем не нуждалась. Ни о какой смене пола здесь не ведется речь и о том, что в женщине просто играет большой процент мужских гормонов. Это совершенно не относится к делу, потому что это самостоятельный выбор женщины, которая лишает себя всех радостей жизни.

При ближайшем общении - это очень интересный, общительный человек, который всегда готов поддержать беседу. С этими албанскими женщинами можно разговаривать обо всем, и она всегда готова выслушать. Эти женщины до конца своих дней остаются выполнять в семье роль мужчины, и все остальные члены семьи подчиняются им именно как хозяину дома.

На современный мир такие женщины смотрят не то чтобы с неодобрением, просто с некоторым недоверием. Современная молодежь в Албании, совершенно не придерживается тех правил и обычаев, которые никто не отменял.

Свободу, которую получает сегодняшняя молодежь, многие женщины используют слишком усиленно. Молодых людей, которые долгое время воспитывали в воздержании, в настоящее время поддаются своей страсти и совершают одну глупость за другой.

Отношения к браку и семье, которые всегда для албанцев имели большое значение уходит на самый последний план. Сначала думают только о своих желаниях и потребностях и только потом о том, что все-таки необходимо соблюдать нормы.

В то время, когда добрачные отношения были запрещены, в семье было больше доверия. В настоящее время, чем больше связей было у мужчины и женщины, тем большее недоверие они испытывают друг к другу.

Многие молодые люди могут очень долго прожить вместе до того, как решатся на то, чтобы вступить в брак или же просто расходятся, потому что между ними нет понимания. Современный мир разлагает молодежь, которая все понимает в буквальном смысле и переходит все границы запретов.

Свобода, которая на сегодняшний день дана женщинам в Албании, для самих женщин очень привлекательна. Многие, воспитанные по традициям, женщины изначально поддаются тем возможностям и соблазнам, которые перед ними открываются, но по прошествии некоторого времени понимают, что все же старые традиции и обычаи намного крепче связывают семью, нежели свобода в отношениях и вседозволенность.

В настоящее время очень тяжело вернуть то, что было несколько лет назад, потому что молодые люди почувствовали разницу. Раньше ни один молодой албанец или албанка не могли подумать даже о том, чтобы связать свою жизнь с человеком другой национальности, другого менталитета. Необходимо, чтобы супруги подходили друг другу внутренним миром, на который на сегодняшний день совсем не обращают внимания, поддаваясь секундному порыву страсти.

Также существуют албанские семьи, в которых главенствуют женщины вместо мужчин и они стараются оградить свою семью от того, что происходит, стараются напомнить им о национальных и духовных традициях. Они делают все, что возможно, хотя это не всегда удается и иногда молодое поколение выходит из-под контроля.

Однако все же в таких семьях намного меньше вольностей и проблем взаимоотношений, потому что каждый член семьи бережно хранит то, что связано с семейными ценностями и традициями.

Каждый может наблюдать со стороны, к чему иногда может привести слишком большая свобода в мыслях и в действиях, когда на первое место встает удовлетворение своих потребностей. Стоит задуматься над тем, так ли уж нужно сразу бросаться в омут с головой, когда мир открывает так много всего.