Что делать, если ребенка обзывают. Ребенок обзывается

КАРТИНКИ ГУГЛ-->

Проблемное поведение ребенка. Ребенок обзывается и дерется!

Здравствуйте, дорогие читатели нашего сайта ! Проблемное поведение ребёнка ! Ребенок дерется с другими детьми, обзывается . Знакомо Вам это? Сегодня хочу поговорить с Вами об этом.

Бывает так, что ребенок относится к Вам неуважительно и обзывает Вас. Сам он еще слишком мал, чтобы понимать, как это неприятно и обидно для Вас может быть. Иногда родители бывают просто шокированы словами ребенка – настолько это неожиданно. Почти все дети повторяют услышанное (от Вас, на улице, в детском саду, по телевизору), даже не осознавая того, что они говорят. Оскорбительное выражение может случайно всплыть в памяти ребенка и сорваться с языка в любой момент.

Но случается, что ребенок намеренно обзывается. Вы можете подумать, что это пройдет само по себе с возрастом. Тем не менее, такое поведение имеет глубокие корни, которые начинают формироваться еще в самом начале развития ребенка. Когда ребенок совсем еще маленький, он уже наблюдает за взрослой жизнью, за нашим поведением. И родители не всегда понимают, что нарушения в поведении у детей развиваются с течением времени, а не возникают внезапно. Сначала ребенок не выполняет ваши просьбы убрать за собой игрушки, собрать разбросанные вещи. Говорит, что не хочет, начинает капризничать, просит убрать Вас. И Вы убираетесь за него, думая, что это займет у Вас меньше времени и сохранит мирные отношения с ребенком. Есть дети, которые видят, что родители идут на уступки и такая модель поведения становится для них стандартной. Ребенок добивается желаемого, начиная устраивать истерики, обижая Вас. Ребенок должен достаточно рано узнать слово «нет» , научиться справляться с вызываемыми эмоциями.

Почему же дети набрасываются на родителей или окружающих? Ребенку такое поведение дает некое подобие власти. Когда дети чувствуют себя беспомощными, они используют запугивание, угрозы и оскорбления в попытке получить контроль. Основной причиной такого поведения является то, что они не умеют решать свои проблемы другим путем , и не в состоянии по-другому выразить свое разочарование и недовольство, решить конфликты. Из-за этого дети оказываются перегруженными эмоциями. Поведение таких детей становится еще хуже, когда родители никак не реагируют на это или реагируют слишком бурно.

Наша задача заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать свои проблемы и научить его справляться с ними. И это должно происходить не от кризиса к кризису, а постоянно. Вы должны быть в курсе всех переживаний вашего ребенка. Наблюдайте за ребенком, как он ведёт себя дома, на улице, на игровой площадке с другими детьми, в детском саду, выполняя какие-то ваши задания. Очень хорошо, если в наблюдении за ребенком Вам помогают воспитатели, бабушки и другие люди из близкого окружения вашего ребенка. Например, он может с удовольствием рисовать, но начинает нервничать и становится невнимательным, когда Вы хотите заняться с ним аппликацией. Если Вы узнаете, какие события и ситуации вызывают истерики у ребенка, то Вы уже на пути к улучшению его поведения.

Что же можно сделать? В первую очередь, ни в коем случае нельзя применять физическую силу или грубо отвечать ребенку. Если Вы сами начнете вести себя неподобающим образом – Вам не будет никакого оправдания! Вы ответственны за собственное поведение. Помните и то, что .

Если ребенок таким образом пытается решить какую-то свою проблему, важно, чтобы он узнал, что существуют другие способы решения, не обязательно кричать и злиться на всех окружающих. Но не достаточно просто указать на плохое поведение ребенка и последствия такого поведения. Необходимо рассказать ребёнку, как правильно выражать свои эмоции . Важно помочь ребенку заменить его неадекватное поведение на более спокойную реакцию, не вредящую окружающим. Родителям необходимо разговаривать с их детьми о способах решения проблем. Чтобы в следующий раз ребенок, оказавшись в подобной ситуации, мог спросить себя, как он может выйти из этого положения, не оскорбляя и не обижая окружающих. Узнайте у ребенка, что он чувствовал, какие эмоции испытывал перед тем, как обозвал Вас или ударил другого ребенка. Возможно, он еще не сможет Вам объяснить и выразить словами, тогда помогите ему.

Можно придумать разные модели более спокойной реакции ребенка. Например, когда он чувствует, что злится и сейчас может закричать или начать драться, то он может сказать: «Мне нужен перерыв прямо сейчас», - и выйти из комнаты или отойти на какое-то расстояние от Вас. В такой ситуации, естественно, нельзя его ругать, даже если это произошло не вовремя. Ребенок приведет свои чувства в порядок, успокоится и сможет продолжать общаться с Вами. Если ребенок берет тайм-аут во время занятий, то он должен понимать, что потом придется вернуться к занятиям и закончить начатое.

Решите для себя, что конкретно Вы хотите изменить в поведении ребенка. Если ваш ребенок кричит на Вас, обзывается, бьет, а потом разворачивается и уходит, то после того, как он успокоится, поговорите с ним. Объясните ему, что своими словами и действиями он ничего не добился, а только обидел Вас. Спросите, как бы он мог в следующий раз поступить, когда начинает злиться. Например, он может просто развернуться и уйти, не обзываясь.

Также старайтесь больше уделять внимание содержанию передач и фильмов, которые смотрит ваш ребенок. Даже если Вы думаете, что кино смотрите только Вы, а ребенок не обращает внимания на видеоряд, а занимается своими делами, - информация откладывается у ребенка в подсознании, ведь он всё слышит и смотрит на жестокие сцены, пусть даже не всё время, а изредка поднимая голову к телеэкрану.

А бывает и такое, что ребенок может подраться с другими детьми из-за своей любимой игрушки. Тогда как это воспринять родителям - как проблемное поведение или же решать детскую проблему под названием ? Присмотритесь к ребенку и Вы поймете какую из проблем Вы должны решить в данном случае.

Если проблемное поведение ребенка является уже давней историей, то Вы не сможете его изменить так сразу. Подумайте, что в первую очередь Вы хотели бы изменить. И начинайте работать постепенно над этой областью.

И помните! Никогда не бывает слишком поздно начать работать над поведением ребенка.

А напоследок хочу предложить Вам посмотреть вместе со своими детьми великолепнейший мультик про Смешариков "Добро, зло и девочки"

Копирование текста статьи и размещение его на сторонних ресурсах только с добавлением активной ссылки на источник.

ПОЛУЧАЙ НОВЫЕ СТАТЬИ САЙТА НА ПОЧТУ САМЫМ ПЕРВЫМ

Введи email адрес:


Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Об авторе

Ирина

Мама трёх замечательных деток. О нас вы можете почитать на страничке с одноименным названием. Создала этот сайт в помощь молодым родителям по воспитанию деток. А так же мой сайт будет полезен и самим деткам, и будущим родителям. Заходите к нам почаще, подписывайтесь, чтобы получать новости сайта первыми. Всегда рады видеть Вас у себя в гостях!

  1. Ирина

    Здравствуйте, Ирина! Хотелось бы попросить совет, как лучше поступить в ситуации, когда дочурка(3,5 годика) на просьбы(убрать игрушки,подойти, поздороваться и т.д.) отвечает:»не хочу, не буду»?

  2. Наталия Хоробрых

    Ой, сколько я натерпелась от этого проблемного поведения. Столько ошибок наделала. Но главное принцип одинаковой реакции — усмиряет любого.

    Ответил(а):
    Август 27th, 2013 at 21:22

    @Наталия, здорово. Это принцип: ты кричишь и я кричу, ты дерешься и я буду драться? Или я что-то не так поняла)

  3. Светлана

    Сколько раз приходилось наблюдать такую картину: ребенка жестко наказывают за непристойные слова. И спустя несколько минут мама или папа сами ругаются так, что «мама не горюй.»

    Мне кажется, эти правила должны быть прописаны у всех родителей:

    1.) Мы в ответе за тех, кого «породили».
    2.) Дети отзеркаливают отношения в семье.
    3.) Не воспитывайте своих детей: все равно они будут делать то, что делаете вы.
    4.) Любите друг друга, уважайте друг друга, цените и берегите друг друга.
    4.) Дети — это ангелы, которые нас соединили и выбрали нас своими родителями.
    5.) Воспитание наших детей начинается задолго до их появления на свет. Очень важно получить хороший, положительный жизненный опыт, эмоциональный посыл, отношение к людям и жизни в целом нам, родителям, от своих родителей. Все в нашем мире взаимосвязано и все проблемы воспитания и взаимоотношений в семье уходят корнями в детство.
    6.) Дети — это счастье. Берегите их. Дети — это наше будущее. Гордитесь ими.

    P.S. Для информации: каждая 5-я семья в России — бездетна. 90% детей в детских домах — социальные сироты,т.е. при живыхродиелях они осиротели…

  4. Елена Картавцева

    Прочитала с интересом статью и комментарии. Согласна с Галиной в том, что профессии родителей не учат. Дети «впитывают» поведение своих родителей и применяют его, став взрослыми. Так сложно нынешним мамочкам, придя с работы, занимаясь делами на кухне, еще и воспитывать с лаской и любовью дитяти. Хорошо, если в самой семье лад и понимание, когда муж берет на себя часть хозяйственных хлопот, а не сидит с газетой у телевизора. В противном случае, у уставшей женщины начинается раздражение и злость, которое, невольно, может перенести на ребенка, более слабое существо, которое не может дать отпор.
    Может кто-то скажет, что я слишком мрачную картину рисую? Я просто вспомнила, как в середине 90-х, оставшись без мужа, поднимала двоих мальчиков. Приходила с работы морально измочаленная, зарплата у гос.служащего была коппешная, дети росли не по дням, а по часам и надо было их обуть, одеть, накормить. Им, бедным, доставался мизер внимания не потому, что я не хотела, а потому, что физически не могла. Воспитывала, как получалось, но, слава Богу, выросли нормальные пацаны, да и особых проблем в поведении не было, разве что в .
    Елена Картавцева приглашает Вас в гости и предлагает прочитать пост

  5. Nina

    Ирина, полностью согласна с Вами в том, что когда ребенок совсем еще маленький, он уже наблюдает за взрослой жизнью, за нашим поведением. И родители не всегда понимают, что нарушения в поведении у детей развиваются с течением времени, а не возникают внезапно. Добавлю, что родителям нужно еще помнить и о том, что ребенок слышит все, еще находясь у мамы в животике. Поэтому, будучи беременной, мамочке уже нужно думать ЧТО говорить и С КЕМ общаться. Нужно ходить на выставки картин, слушать классическую музыку, говорить спокойно, читать побольше красивых стихов, петь, заниматься творчеством. Скорее всего, ребенок мамы, которая соблюдала эти нехитрые рекомендации, не будет ругаться и драться. Тем более, если в семье гармоничные отношения между близкими. Но если все-таки ребенок стал ругаться или драться, никогда не ругайте его — попробуйте найти взаимопонимание с ребенком: поговорите, объясните на примерах.

Ребёнок хамит, обзывает, не уважает родителей или говорит, что родители его не любят; сквернословит; говорит, что убежит из дома;- говорит, что покончит с собой. Подобное дети говорят родителям в основном по одной из следующих двух причин:
Хамство детей :1. При наличии проблемы: ребенок нуждается в помощи и как бы обозначает существование проблемы теми словами, которые он говорит родителям.
2. В силу того, что его слова выводят родителей из себя.

Ни в одном из этих случаев вам не следует проявлять к ребенку отрицательное внимание, не следует расстраиваться, раздавать подзатыльники, огрызаться или же испытывать чувства беспокойства, вины или гнева.

Когда вы впервые услышите хамство ребенка , отнеситесь к происшедшему очень серьезно. Если за словами ребенка видится реальная опасность, необходимо сделать все, что в ваших силах, чтобы отвратить ее. Может быть, вам следует показать ребенка психотерапевту.
Ребенок также может использовать подобные выражения, чтобы спровоцировать ваше отрицательное внимание. В таком случае постарайтесь убедиться, что вы своими реакциями не поощряете эти высказывания ребенка.

Почему ребёнок хамит ? Если ребенок начинает обзываться , убедитесь, что вы не провоцируете данные действия, совершая их первыми. Припомните, что именно вы сказали ребенку непосредственно перед тем, как получили самые последние образчики обидных кличек или ругани. Если обнаружите в своей речи провоцирующие стимулы, постарайтесь удалить их.

Спросите себя: «Если бы я захотел, чтобы ребенок ругался или обзывал меня, то что надо было бы мне делать?» Ваш ответ может подсказать, как на самом деле вы добиваетесь всего этого.

Сначала ваш ребенок добивается от вас какого-то одолжения: либо выпрашивает его, либо просто принимает его как само собой разумеющееся. Вы делаете это одолжение, либо давая прямое разрешение, либо просто не говоря ребенку «нет».

Ребенок начинает злоупотреблять одолжением , но в то же время ждет его от вас снова. Вы при этом чувствуете, что вашей благосклонностью злоупотребили, обошлись с вами неправильно. Вы сердитесь, и тем не менее вы вновь делаете то же самое одолжение.

Эта поведенческая схема основывается на ряде представлений как ваших, так и вашего ребенка: — родитель принадлежит своему ребенку;
— родитель не имеет прав и не должен быть настолько эгоистичным, чтобы претендовать на что-либо для себя;
— хороший родитель готов всего себя отдать ребенку.

Обладая подобными представлениями, родитель и в самом деле сначала жертвует собой, потом начинает чувствовать естественную обиду за то, что его благосклонность принимают как само собой разумеющееся, а затем уже склоняется к тому, чтобы почувствовать себя плохим и виновным даже за свое чувство обиды.

Ваше продолжающееся согласие делать одолжения запускает, провоцирует проступки, а ваша неспособность позаботиться о себе, когда этими одолжениями пренебрегают и злоупотребляют, подкрепляет эти проступки.

Главное умение, которому вам следует научиться для того, чтобы вашей благосклонностью не злоупотребляли, — это умение не делать одолжений.

Как этому научиться? Прежде всего подумайте о том, как ваш ребенок добивается чего-либо от вас. Что он говорит в подобном случае? — Эй, мам, у нас кончился хлеб. Ты купишь его? — Папа, ты разбудишь меня в семь часов? — Могу я занять 20 рублей? — Я хочу завести собаку.

— На новый год я хочу иметь новое платье. Ты купишь мне его? Это ситуации, в которых вы, сказав «да», делаете одолжение ребенку. Это пока еще не вещи, которые вы предоставляете ему, это пока лишь одолжения, и вам ничего не мешает сказать «да» или «нет».

Продумывая эти примеры, обратите внимание, чувствуете ли вы без всякого предварительного обсуждения, что должны сказать «да», или, может быть, вашим первым побуждением оказывается озабоченность тем, как выполнить запрос ребенка.

Если вы чувствуете именно это, то, вероятно, вы считаете своей задачей обслуживать ребенка, а ваш ребенок с тем же успехом может считать, что быть обслуживаемым — его право.

Обратите внимание, что на многие эти запросы вы хотели бы сказать «да», если бы ваши отношения с ребенком складывались хорошо. Но если запрос имеет негативную предысторию, в которой ваш ребенок постоянно злоупотреблял вашей снисходительностью, то вы обязательно ощутите: что-то в вас хочет отказать.

Если Таисия не появилась, когда вы собирались забрать ее из гостей, то в следующий раз вам уже не захочется идти за ней.

Если Эмилия не заботится о своих рыбках, вы можете не захотеть купить ей собаку, когда она попросит об этом.

Итак, когда ваш ребенок попросит вас о чем-либо, сконцентрируйте внимание на вашем внутреннем голосе: выясните, хочет он сказать «да» или «нет», и затем поступайте согласно его желаниям.

Допустим, что вы захотели отказать ребенку в одном из его желаний . Как отказать так, чтобы не обидеть ребенка? Постарайтесь произнести свой отказ в ненапряженной и дружеской манере, лучше всего в форме «Я-высказывания», по возможности, лаконично и мягко, примерно так: «Лина, я недовольна тем, что иногда говорю «да» в ответ на твои просьбы, когда на самом деле не хочу этого.

Я собираюсь позаботиться о себе и буду делать одолжения тебе только тогда, когда они будут по душе мне самой и когда я действительно захочу выполнить твои просьбы».
Теперь расслабьтесь и займитесь своими делами до тех пор, пока не поступит следующий запрос.
Как только он появится, остановитесь!

Сдержите стремление сказать «да», даже не подумав сб этом запросе, и вместо этого спросите себя, хотите ли вы согласиться с ним. Если ответом будет «нет», то скажите вашему ребенку спокойным и ненапряженным тоном: «Нет». Затем добавьте наиболее искреннее и наиболее короткое «Я-высказывание» о том, почему вы не хотите сказать «да».

Например: Ребенок: «Мама, можно я съем твой десерт?» Мать: «Нет. Я хочу съесть его сама».
Ребенок: «Папа, я хочу взять твой фотоаппарат в школу».
Отец: «Нет. Я не люблю давать свой фотоаппарат».

Не добавляйте к этому каких-либо других оправданий и обоснований. Обоснования приемлемы в тех случаях, когда у вас с ребенком хорошие отношения и вы хотели бы в действительности сказать «да», но у вас есть какая-то существенная причина не делать этого.

Здесь же речь идет о тех случаях, когда нечто в вас чувствует третирование и не хочет сказать «да». В подобном случае дополнительные объяснения свидетельствуют лишь о том, что вы не ощущаете за собой права сказать «нет».

Особенно избегайте искушения приводить объяснения, которые не основаны на ваших собственных желаниях, на том, что вы хотите для самого себя. Например: «Нет, ты же знаешь, что от десерта у тебя будут прыщи». Просто лаконично приведите свою личную причину отказа и на этом остановитесь.

Ваш ребенок может отреагировать на это любым способом: от бодрого «ладно» до визгливого истерического припадка. Но раз уж вы сказали «нет», важно твердо стоять на своем до тех пор, пока не измените свой взгляд на нежелание предоставить данное одолжение ребенку.
При этом нужно помнить, что если вы хотя бы один раз, сказав ребенку «нет», не выдержали и через некоторое время в ответ на его давление сказали «да», то ребенок в следующий раз не поверит вашему «нет». Давление с его стороны будет еще сильнее. вы добьетесь лишь того, что ребенок перестанет доверять вашим словам.

Если вы чувствуете, что у вас еще недостаточно силы воли для того, чтобы отстаивать свое «нет», то лучше не говорите его.
Если ваши отношения с ребенком зашли так далеко, что он уже не видит в вас человека, на которого следует обращать внимание и считаться с ним, то вам следует подробно изучить следующий этап.

Родителям очень важно научиться уважать себя и иметь свою собственную жизнь, независимую от ребенка.
Дети начинают больше уважать таких родителей и заботиться о них.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Если вы ищете истоки несамостоятельности ребёнка, то загляните в его детство. Потихонечку накапливаясь, все проблемы...

В свое время известный сатирик Михаил Задорнов сказал, что никогда не стоит отвечать на оскорбление – оскорблением. Ведь когда на человека лает собака, он не становится на четвереньки, не скалит зубы и не гавкает в ответ. Но наш мир не идеален и, к великому сожалению, с разными формами агрессии вынуждены сталкиваться не только взрослые люди, но и дети. С агрессивным поведением и оскорблениями наши дети сталкиваются в детском саду, школе, на улице. Нередко вполне милые детишки начинают проявлять вербальную агрессию – обзываться, дерзить не только своим сверстникам, но и родителям, взрослым людям. Такое поведение нередко ставит в тупик даже самых опытных педагогов. В подобных ситуациях нередко теряются взрослые люди, что уж говорить о детях! Как себя вести ребенку в ответ на словесную агрессию? В этой статье мы рассмотрим варианты поведения детей и их родителей, попытаемся понять, чем может быть вызвана вербальная (словесная) агрессия со стороны ребенка, познакомимся с рекомендациями психологов и педагогов.

Причины детских оскорблений и обзывательств

Детские психологи называют 5 основных причин, которые провоцируют ребенка на агрессивное вербальное (словесное) поведение.

  • Сознательная вербальная агрессия . Ребенок преднамеренно оскорбляет и злит сверстников, родителей.
  • Отсутствие внимания. Ребенок, таким образом, пытается привлечь к себе внимание окружающих. Очень часто обзывание в этом случае не несет за собой желания обидеть или оскорбить кого-либо — скорее, повеселить. Это своего рода провокация.
  • Месть . Ребенок оскорбляет в отместку за унижение или из-за зависти.
  • Привычка . В семье принято использовать при общении нецензурную лексику. Ребенок обзывается по привычке, а не со зла.
  • Низкая самооценка, связанная с «нестандартной» внешностью . Физические недостатки заставляют ребенка комплексовать. Его обзывают сверстники – «очкариком», «Буратино», «жиртрестом». В ребенке копится агрессия, которая выплескивается в виде оскорблений и обзывательств.

Большинство детских психологов считают, что в основе вербальной агрессии лежит недостаточное внимание со стороны родителей, неудовлетворенные детские потребности. А именно, отсутствие одобрения со стороны взрослых, неумение ребенка общаться со сверстниками, его низкая самооценка.

Что делать, если вашего ребенка обижают?

Как правило, если ребенка обижают, он в первую очередь обращается за помощью к взрослым. Большинство внимательных и любящих родителей сами замечают, что с их ребенком что-то происходит. Они пытаются поговорить с ним «по душам» и выяснить причину, направленной на него агрессии со стороны сверстников. Главная задача взрослых заключается в том, чтобы помочь ребенку выйти из данной ситуации без особых потерь.

Как понять, что вашего ребенка обижают, если он молчит и не жалуется? Обратите внимание на его поведение.

  1. Одним из признаков вербальной агрессии может стать , школу . Он придумывает всевозможные причины, чтобы остаться дома.
  2. Ребенок находится всю неделю в подавленном настроении, а накануне выходных он расслаблен и весел.
  3. Малыш может жаловаться на головные боли, боли в животе. Но, получив разрешение остаться дома, тут же начинает прыгать, скакать и резвиться.

Внимательные родители сразу понимают, что их чадо в детском саду, школе чувствует себя неспокойно. Психологи предупреждают родителей, что оттого насколько комфортно ощущает себя в коллективе их ребенок, напрямую зависит его умственное и психическое развитие, а также эмоциональный интеллект

Последствия детских обид могут обернуться серьезными проблемами в зрелом возрасте: низкой самооценкой, нерешительностью, замкнутостью, развитием всевозможных комплексов, озлоблением и пр.

Многие родители ошибочно считают, что причиной травли в детском коллективе чаще всего становятся особенности внешности ребенка или социальное положение его семьи. Специалисты утверждают, что объектом оскорблений и насмешек может стать любой ребенок. Одна ошибка, неверный шаг и ребенок становится изгоем. Детское общество – довольно жестоко. В данном случае огромное значение имеют сложившиеся отношения в семье. Если ребенок ведет себя уверено и спокойно, злые шутки и оскорбления быстро прекращаются. По мнению специалистов, вербальной агрессии чаще всего подвергаются апатичные, неуверенные в себе детишки, ребята из неблагополучных семей, а также , которые сами провоцируют негативное отношение к себе.

Как не должны вести себя родители детей, которых постоянно обижают?

  • Не оставлять ребенка одного со своими трудностями. «Разбирайся сам!» — в данном случае это не выход.
  • Не нужно сразу же переводить ребенка в другой детский сад, школу. Конечно, иногда перевод в другое учреждение возможен, но это, в крайнем случае. Нет никакой гарантии, что и в другой школе ситуация не повторится.
  • Не следует предпринимать попытки разрешать конфликтные ситуации самостоятельно – разбираться с одноклассниками, учителями, воспитателями. Вмешательство родителей в детский конфликт может лишь усугубить ситуацию и увеличить агрессию по отношению к ребенку.
  • Не вмешиваться в ситуацию, не обсудив свои действия с ребенком. Родители должны прислушиваться к мнению ребенка, доверять ему.

Что делать, если ребенка обижают?

  • Поговорить с ребенком «по душам». В ходе доверительной беседы попросить ребенка ответить на главный вопрос «Почему объектом оскорблений стал он?» Что он или она сделали плохого «нападающей» стороне? Если ничего – значит причина в плохом воспитании обидчика. Если изначально неправильно поступил ваш ребенок, то родители должны понять причину его поступка, обсудить проблему и вместе попытаться найти выход из сложившейся ситуации. Психологи в этом случае рекомендуют родителям устроить детский праздник, на котором у детей будет возможность примериться и подружиться.
  • Объяснить своему ребенку, что словесную агрессию чаще всего используют неуверенные и слабые люди. Именно поэтому ребенок должен испытывать к ним не злость, а жалость. Ты сильнее обидчика, поэтому не стоит обращать на его нападки внимание. Улыбнись и пройди мимо. Иногда самым сильным оружием бывает доброта. Обидчик должен понять, что самоутвердиться за твой счет у него не получится, и желание нападать у него пропадет.
  • Если причина «издевок» заключается в нестандартной внешности (слишком полный, имеется шрам, вынужден носить очки и т.д.), научите ребенка игнорировать подобные нападки. Объясните ему, что не следует обращать внимание на обидные клички, прозвища. Не стоит слишком бурно реагировать на обидчиков, тем самым, показывая им свою слабость. Лучшим оружием в данном случае может стать полное игнорирование. Обидчики ждут слез, истерик, а не отсутствия какой-либо реакции. Пройдет несколько дней и им надоест придумывать новые клички. Очень важно, чтобы дети воспринимали свою «необычность» спокойно. Родители могут ненавязчиво рассказать ребенку о людях с физическими недостатками, которые добились в жизни серьезных побед и стали примером для других.
  • Если проблема зашла слишком далеко, и ребенок стал настоящим «изгоем» в классе, можно обратиться за помощью к классному руководителю. Психологи в этом случае рекомендуют учителям провести классный час на тему « Вербальная агрессия и жестокость». В рамках классного часа организовать просмотр таких фильмом как: «Гадкий утенок» (для младших школьников) и «Чучело» (для старшеклассников).
  • Некоторые педагоги считают, что неуверенного в себе ребенка, постоянно подвергающегося нападкам со стороны сверстников, желательно записать в спортивную секцию. Как правило, крепких детей, достигших хороших спортивных результатов, мало волнует вербальная агрессия. Кстати, и желания их обижать чаще всего ни у кого не возникает.
  • В особых случаях родители могут позвонить по телефону доверия и получить развернутую консультацию у детского психолога.

Очень часто маленькие дети произносят оскорбительные слова, не осознавая их смысл. В этом случае бывает достаточно просто донести до них, что эти слова неприличные и их лучше всего убрать из своего лексикона.

Некоторые родители убеждены, что самым доходчивым ответом на оскорбление является сила. Ударил обидчика, и всякое желание нападать у него пропадет. Ничего подобного, не стоит забывать, что агрессия порождает еще большую агрессию. Затаив обиду, противник может напасть «со спины». И в этом случае словесная баталия перерастет в физическую агрессию.

Психолог Наталья Науменко :

Важно донести до ребенка простую мысль: если кто-то говорит о тебе гадости, это не твоя проблема, а его. Научить ребенка правильно реагировать на оскорбления, не бросаясь в бой по каждому поводу, быстро не получится. Это кропотливая работа, на нее нужно месяца три-четыре. И иногда бывает нужно изъять ребенка из среды, где его травят. Если нет принятия среды - нельзя работать над самооценкой. Можно забрать ребенка на семейное обучение, на экстернат и вернуть его в школу позднее. Часто бывает, что в травле виноват не ребенок, а среда. Например, классический вариант сказки о гадком утенке - одаренный ребенок в школе в социально неблагополучном районе. Мы, взрослые, можем выбирать для себя среду - можем уволиться с работы, где нас унижают. У детей такой возможности нет. Но мы можем им помочь, подыскав среду, где их будут принимать

Психолог Элина Жилина :

Школа может и должна не допускать травли детей, появления в классах изгоев. Напротив, она может помочь детям развить их лучшие качества, отрабатывать хорошие принципы общения: ведь именно в школе происходит основная тренировка навыков социального взаимодействия. Очень важно, чтобы учителя пресекали травлю на начальных стадиях и не давали ей закрепиться; от атмосферы в школе многое зависит.

У ребенка всегда большой соблазн ответить силой на силу. Его можно учить не отвечать, физически уходить, игнорировать обидчика. А если отвечать - то на другом уровне. Это трудно, потому что требует довольно высокого уровня самосознания и уверенности в себе. Но можно с раннего возраста учить ребенка видеть, что стоит за поступками другого человека, понимать его мотивы и порой даже пожалеть: ты несчастный, раз так бесишься. Это полезно, особенно если удается добиться не гордой, презрительной жалости, а искреннего сочувствия: как же ему тяжело живется, что из него такая пакость лезет.

Психолог Арсений Павловский:

Учителя часто, не разбираясь, в чем дело, наказывают того, кого травят. Ребенка дразнили всю перемену, раскидали его вещи, он бросается на обидчиков с кулаками - тут входит учитель, и обиженный оказывается крайним. Бывает, что в травле участвуют успешные дети, которые нравятся учителям, - и учитель не верит жалобам на детей, которые у него на хорошем счету. На самом деле учитель может разобраться в конфликте, выслушать обе стороны и поддержать ребенка, которого обижают. Позиция учителя критически важна. Он вообще должен занять четкую позицию даже не против обидчиков, а против самой практики травли - и сам не поддерживать ее: не подтрунивать над ребенком, не наказывать его зря. И помогать ему. Во-первых, оказать эмоциональную поддержку. Во-вторых, у такого ребенка часто под удар ставится самооценка и самоотношение - и учитель может ставить его в ситуацию успеха, например, выбирая задания, с которыми ребенок хорошо справится. Он может даже организовать группу поддержки среди детей и предложить детям сделать для одноклассника что-то хорошее.

Увы, учителя обычно не считают нужным вмешиваться в детские конфликты: воспитывать надо дома, а наша обязанность - учить. Тем не менее Закон об образовании возлагает ответственность за «жизнь и здоровье обучающихся…. во время образовательного процесса» именно на школу (статья 32, п. 3, пп. 3). Лидер в детском коллективе - взрослый. Он определяет рамки поведения и правила у себя на уроке. Он отвечает за безопасность школьников, и если они наносят друг другу побои или психические травмы - это его вина. Школа должна учить не только предметам, но и навыкам социального взаимодействия: договариваться, решать конфликты мирно, обходиться без рукоприкладства.

Если ситуация с травлей повторяется раз за разом в разных кругах общения, можно сделать вывод, что у ребенка есть какой-то дефицит социальных навыков. И тогда обязательно надо искать помощь. Но это - в долгосрочой перспективе, над этим нужно работать долго. А здесь и сейчас - надо погасить разгоревшийся пожар.

Как ответить на оскорбление — советы

  1. Родители должны научить своих детей адекватно реагировать на оскорбления. Например, игнорировать нападки обидчика. Или перевести все в шутку. Например, на выпад «Дурак!» можно ответить: «Приятно познакомиться! А я Саша!» Произносить эту фразу нужно доброжелательным тоном, дабы не усилить агрессию. Или на грубое «Идиот» можно ответить: « Я тоже люблю Достоевского».
  2. Можно попытаться претензии обидчика разобрать «по полочкам». То есть постараться понять, что именно привело оппонента в негодование. Что не устраивает обидчика? Такое поведение, как правило, обескураживает скандалиста и приводит к снижению уровня его агрессии.
  3. Никогда не следует на агрессию отвечать агрессией. Ни к чему хорошему такое поведение не приведет – этот постулат каждый родитель должен донести до своего ребенка.
  4. Подросткам психологи советует – прежде чем отвечать на словесную агрессию, сделать пять глубоких вдоха и выдоха. Это простое упражнение позволит сохранить душевное равновесие и спокойно разобраться в конфликтной ситуации. Можно даже поблагодарить агрессивного оппонента за перечисление всех видимых ему недостатков. И пообещать подумать над его словами. Говоря все это нужно быть спокойным и серьезным. Такая позиция однозначно понравится всем одноклассникам, а «хам» окажется в глупом положении.

Безусловно, каждый ребенок изначально рождается добрым, чутким и искренним. Он растет и меняется. Каким он будет – зависит от нас взрослых! Все дети нуждаются в нашей поддержке и понимании.

Любите своих детей, не оставляйте их со своими проблемами один на один.

  • Три типа обидных выражений
  • Обзывалка классическая
  • Отстранение от родителя
  • Негативные чувства по отношению к родителю

Непростая ситуация, с которой сталкивался, наверное, каждый родитель. Оказывается, ваш малыш за словом в карман не лезет и вполне в состоянии наградить вас обидным прозвищем, или дать понять, что происходящее с ним «не ваше собачье дело». Как реагировать? И вообще, откуда он этого нахватался?

Три типа обидных выражений

Вообще-то обидными бывают разные слова, обратите внимание, какие именно использует ваш ребенок (это важно!). Всего их существует три типа.

    Характеристика, когда негативно описывается сам человек, подчеркиваются его имеющиеся или выдуманные недостатки.

    Разграничение, когда ребенок в грубой форме пытается обозначить границы личного пространства.

    Выражение чувств, когда ребенок пытается выразить негативные чувства по отношению к родителю.

Обзывалка классическая

С этим все понятно: «Мама-дура» ! А еще «жирная», «глупая», «страшная», «злая» . То есть ребенок пытается негативным образом охарактеризовать самого родителя. Иногда к этому побуждает ситуация (мама по рассеянности добавила в чай соль вместо сахара - «мама глупая»), иногда идут в разрез с ней, например, в ссоре ребенок обзывает маму «жирной, как свинья», хотя у той нет ни малейших проблем с лишним весом.

Прежде всего, следует выяснить, понимает ли ребенок смысл сказанного, особенно если его словарный запас неожиданно расширился. Вполне возможно, что слово «идиотка» просто показалось ему звучным и красивым.

Разъясните значение использованного слова, подскажите, в каких ситуациях его можно (если вообще можно) употреблять.

Соотнесите ситуацию с реакцией ребенка. Вполне вероятно, что над вами действительно стоит пошутить! Помогите ребенку подобрать корректный способ для этого. Если на ваши попытку посолить чай он со смехом сообщает «мама-дура», перехватите инициативу, скажите, что вы сегодня, к примеру, «растяпа» или «человек рассеянный с улицы Бассейной», если уже читали Маршака.

Словом, употребите то выражение, которое, как вам кажется, подходит к ситуации и не оскорбительно для объекта шутки.

Если ребенок употребляет явно неадекватные характеристики, например, обзывает «свиньей», «уродиной» или (пришлось быть свидетелем такого случая) «проституткой» , он не пытается охарактеризовать маму, а просто использует грубые выражения, которые слышал в ситуации реальной ссоры. И уж если он использует их, не задумываясь, он был свидетелем подобных сцен неоднократно! Постарайтесь проанализировать, где и когда он слышал подобное. Возможно, как это ни печально, вам больше не стоит оставлять его на попечении знакомых или няни… Тем не менее, сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенок совершенно точно не имеет в виду того, что значат эти слова. Он просто хочет показать вам, насколько болезненна для него определенная ситуация, и пытается причинить боль в ответ.

Абстрагируйтесь от конкретных слов, сделайте акцент на том, что ребенок хотел вас обидеть. Как, почему, действительно ли хотел причинить столь сильную боль? Это должно стать предметом разбирательства.

Отстранение от родителя

«Отстань, отвали, не лезь, не тронь, не твое дело!» Все это довольно обидно для любого родителя. А ведь чаще всего это следствие вашей гиперопеки. Ребенок, проходя через очередной возрастной кризис, пытается отодвинуть границы личной территории, и если вы ему в этом не помогает - будьте готовы ловить такие «отвалилки». Как реагировать?

Во-первых, действительно, отстаньте. Дайте уже ребенку самому разобраться с рукавами у кофточки, с правым и левым ботинком, с расческой, с пультом от телевизора и так далее. Предлагайте помощь корректно: «если тебе трудно, на этот раз я могу помочь».

Во-вторых, учите отказываться от вашей помощи корректно! Прежде всего, исключите из своего лексикона любые намеки на «отвали». И терпеливо объясняйте ребенку, что в ответ на деликатное предложение помощи нужно отвечать «спасибо, нет, я сам» и никак иначе!

Тщательно обдумайте вопрос соблюдения личных границ ребенка. Вы точно не отличаетесь бесцеремонностью и назойливостью? Может, вы не заметили, как малыш вырос?

Негативные чувства по отношению к родителю

Видеть проявления неприязни разного рода, от «я тебя не люблю» до «ненавижу!» , больно любой маме и любому папе. Мы согласны побыть глупыми и толстыми, мы готовы отступить в сторону, даже когда руки чешутся помочь, но признать, что мы нелюбимы - нет, это не готов терпеть ни один родитель!

Почему дети так говорят? Успокойтесь, вас как любили, так и любят! Но малыши делают ту же ошибку, что и сами родители порой, путают отношение к человеку и его действиям. Очевидно, что столь бурную реакцию вызвала не сама по себе мама, а какой-то запрет, наказание, ограничение, которое ей пришлось наложить.

Прежде всего, старайтесь не допускать возникновения такой ситуации. Любые запреты и ограничения должны быть понятны ребенку, их разумность и справедливость - очевидна.

Если уж ситуация возникла, постарайтесь помочь ребенку разобраться в своих чувствах. Он сам должен прийти к мысли, что ненавидит не вас, а наказание. Учите его разграничивать отношение к человеку и его поступкам. Постарайтесь успокоить ребенка и еще раз обсудите с ним произошедшие.

Главное, не допускайте собственной негативной ответной реакции! Малыш еще не в состоянии разобраться в своих чувствах, но вы-то просто обязаны это сделать! Если прямо сейчас сорветесь, объявите ребенка «мерзким, гадким, бесчувственным поросенком», которого вы тоже «ни капельки не любите», создадите проблему, на которую потратите много времени и сил!

Не так страшны детские обзывательства, как неадекватная реакция родителей. Если вы не хотите слышать в своем доме оскорбления, они, прежде всего никогда не должны быть взаимными.

Нередко дети используют в своем общении какое-либо прозвище вовсе не с целью обидеть собеседника, а совсем наоборот — таким образом они пытаются привлечь к себе внимание понравившегося объекта, чтобы вместе поиграть и повеселиться. Они ведь еще не понимают, что такое своеобразное неосознанное «заигрывание» может быть обидным для их объекта внимания и даже оттолкнуть его от дальнейшего общения с ними.

Если вы заметили, что ваш ребенок именно так пытается подружиться с детьми — мягко и аккуратно попытайтесь объяснить ему, что то, что он говорит, звучит несколько обидно. Гораздо лучше просто подойти к объекту своего внимания, подружиться и прямо предложить поиграть вместе.

  • За компанию со всеми

Иногда малыш, особенно в компании более старших сорванцов, может вместе со всеми выкрикивать кому-то обидные слова и прозвища, не осознавая, что он совершает что-то плохое и неправильное. Все ведь вокруг смеются, всем весело, и он принимает самое непосредственное участие в этом увлекательном процессе, чувствуя себя таким же взрослым, как и окружающие его друзья.

  • В ответ на обиду

Часто в ответ на нанесенную ему обиду ребенок вместо физического воздействия прибегает к словесному отпору, который может выражаться в бурном потоке обзывательств и обидных прозвищ своего обидчика с целью нанести ему ответную боль, не менее сильную, чем чувствует он сам.

  • Вызов ответной реакции

Некоторые дети могут сознательно и целенаправленно обзывать своих товарищей, стремясь спровоцировать их своими обидными словами на ответную бурную реакцию, которая нередко может закончиться даже кулачной потасовкой. Но тут уж речь чаще всего идет не о несмышленой малышне, а, скорее, о ребятах более старшего, подросткового возраста.

  • Привычная ситуация

Если уж выяснять до конца, почему дети обзываются, то нельзя обойти стороной и вопрос общения внутри семьи. Нередко они могут слышать от своих родных и более взрослых братьев и сестер разного рода прозвища (пусть и не всегда обидные), как обращенные к ним, так и друг к другу. И в этом случае малыш не будет видеть ничего предосудительного и плохого в том, что и к другим детям он будет обращаться точно в такой же манере.

Как реагировать на детские обзывалки

Вашего ребенка обзывают в коллективе, и он на это очень болезненно реагирует? Не оставляйте его наедине со своими первыми и такими болезненными переживаниями. А постарайтесь вместе с ним разобраться в сложившейся ситуации и придумать, как ему не дать себя в обиду и красиво поставить на место своих новоявленных обидчиков.

  • Не поддаваться на провокации и не реагировать

Понятно, что советовать в данном случае легко. А вот выполнить этот совет в деле непросто было бы и взрослому человеку, не говоря уж о малыше. Но объясните ему, что если его обидчик не увидит в ответ ожидаемой им реакции в виде слез, криков и ответных обзывательств, то ему станет попросту скучно и он вскоре найдет себе другое, более увлекательное занятие, чем попусту срывать голос в пустоту.

  • Реагировать нестандартно

Нестандартная реакция в виде спокойного согласия или доброжелательного ответа обескуражит и выбьет из колеи маленького «задираку», который будет ожидать совершенно не такого поведения от вашего малыша на свои провокационные выпады.

  • Объясниться с обидчиком

В следующий раз в ответ на обзывательства можно попытаться спокойно проинформировать обидчика, что его слова очень обидны и неприятны. Возможно, собеседник проявит понимание и прекратит в итоге свои «докучания».

  • Применить меткую отговорку

Научите ребенка защитной реакции с помощью метко и вовремя сказанной отговорки в ответ на обидные для него обзывательства. И не исключено, что в этом случае обидчик, не ожидающий такого нестандартного отпора, не сможет сразу придумать такого же яркого ответного выпада и поверженный ретируется с поля боя.

Ребенка нельзя изолировать от общества, и он неминуемо рано или поздно столкнется со стрессом социализации, устанавливая свои контакты с детьми и взрослыми. И сделать этот процесс менее болезненным и более мягким полностью в силах родителей. Нужно лишь постараться не упустить контакт со своим малышом, чутко чувствуя, когда именно он нуждается в так важной для него вашей помощи и подсказке.