Фелтинг или валяние из шерсти: с чего начать? Советы от профессионала. Нюансы создания картин с помощью фелтига

С давних времен известно такое рукоделие как валяние различных вещей из натуральной шерсти, а с недавних пор люди спрашивают про фелтинг, подробно узнают, что это такое. А это тоже самое. С помощью валяния (фелтинга) создают и одеяла, и теплую обувь, в т.ч. валенки, и аксессуары (сумки), и украшения, и декоративные элементы, и даже игрушки. Этот вид рукоделия и творческим является, и полезным, т.к. изделия, выполненные в технике валяния, легко можно использовать, так сказать, на практике, т.е. в быту. Мечтающим научится этому виду рукоделия не надо иметь специального образования, только желание и немного времени, чтобы почитать или посмотреть фото и видео материалы на тему фелтинга. Материал и инструменты, которые обязательно нужны при валянии - цветная шерсть разной толщины и мягкости и разного размера треугольные или четырехугольные иглы с засечками, созданные специально для сухой техники валяния.

Различают два вида валяния - мокрое и сухое.

Мокрый способ для создания изделия в технике фелтинг

При мокром способе валяния используются специальные растворы или многие мастерицы просто используют мыльный раствор. Выкладывается форма изделия из шерсти и смачивается раствором, а потом посредством трения происходит процесс валяния.

Мастер-класс по мокрому фелтингу для начинающих, на примере тапочек с причудливым носком:

Сперва нужно подготовить все материалы и инструменты: 200 гр. неокрашенной мериносовой шерсти серого цвета, шаблон, на котором нарисована форма тапочка по размеру ноги с прибавкой (примерно 5-6 см в длину и 4-5 см в ширину) для усадки шерсти в процессе сцепления и переплетения между собой волокн, мыло (можно хозяйственное), сетка, резиновый коврик с пупырышками (некоторые используют пленку с воздушными пузырьками для упаковки), бамбуковый коврик, колодка (если нет, можно деревянную скалку), вода.

Для декорирования: кожа для подметки, игла, нитки для вязания, спицы, шерсть яркого контрастного цвета и игла для фелтинга.

На шаблоне раскладывается шерсть в два слоя, вдоль и поперек, особенно необходимо уделить внимание носку тапочка.

Шерсть на шаблоне накрывается сеткой, поливается водой и поверх сетки намыливается, далее разглаживается руками, надо делать все аккуратно, чтобы не сдвинуть шерсть с шаблона, заглаживая по бокам.



Слои шерсти немного схватываются друг с другом, но чтобы сетка также не прилипла к материалу, ее дальше лучше убрать. А излишки воды необходимо сгонять с шерсти, регулярно переворачивая основу.


Для того чтобы истончить слой шерсти на кончиках и сгибах, надо немного вытянуть.

Все вытянутые излишки натягиваются на оборотную сторону и сгибы сглаживаются.

Внимание нужно обратить на носок тапочка, т.к. могут образоваться неровности и дыры из-за неаккуратного натяжения и сглаживания.

По всем сгибам тщательно затирается шерсть.



Снова выкладывается 2 слоя шерсти, и вся процедура повторяется по порядку, этот процесс продолжается, пока не закончится вся шерсть, обращая внимание на равномерность слоя. Когда все слои выложены, начинается хорошее притирание, затем разрезается в том месте, где будет входить в тапочек нога, и шаблон аккуратно вытаскивается. Дальше начинается притирка внутри для формирования будущей формы пятки и носка тапочка. А затем начинается валяние этой формы, скручивая в бамбуковый коврик в разных направлениях. Полезнее для кожи рук запастись хозяйственными перчатками.


Такой процесс нужно повторить по 50 раз, а когда началось уваливание шерсти, нажим нужно увеличить и еще по 100 раз пройтись в каждом направлении. Периодически этот полуфабрикат нужно прогревать под горячей водой с мылом. Размер заготовки уменьшится, и далее следует надеть на колодку и обрезать края, которые лучше замылить для достижения гладкости.



В конце валяния изделие стирается в стиральной машинке и отжимается на больших оборотах, сушится, предварительно надев на колодки.

Декорирование зависит от фантазии мастерицы.

Возможно также на тапочках, сделанных с помощью мокрой техники, сотворить иголками рисунок или узор, используя сухую технику.

Сухой тип фелтинга и что это такое

Фелтинг сухого типа используется в большинстве случаев для создания небольших объемных вещей (игрушек, кукол, фигурок, женских украшений или аппликаций). Процесс сухого валяния (фильцевание) происходит с помощью специально придуманных для фелтинга игл с зазубринами, ими шерсть многократно протыкивается в основу до состояния сваливая. Происходит это так: зазубринки на игле, помогают спутываться друг с другом кусочки шерсти во время протыкания до получения плотного однородного состояния слоя.

Нужно также отметить, что шерсть в процессе фильцевания уменьшается почти в три раза, поэтому для изготовления какого либо изделия лучше приготовить объем материала гораздо большего размера.

А вот какой бывает материал:

  • Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и темная. Для создания игрушек и изделий в этническом стиле.
  • Сливер: расчесанная шерсть овец, не имеющая остевых волосков. Используется как основа для валяния, на нее накладываются все последующие слои шерсти других цветов.
  • Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для набивки сшитых игрушек, для изготовления фетра, или как подложка при изготовлении ковриков.
  • Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхностная для создания светлого фона, ее можно красить в домашних условиях.
  • Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.
  • Полутонкая овечья шерсть: Используется для декорирования изделий.
  • Ангора или мохер: шерсть козы ангорской породы, с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.

Опытные валяльщицы могут изготовить и игрушки, и шарфы, и даже пиджаки, не говоря уже о цветах из шерсти в виде брошки для украшения одежды, но для начинающих мастериц правильнее начать, например, с валяния ромашки, используя данный мастер-класс по фелтингу, который как раз подойдет для начинающих. Эта работа достаточно несложная.

1) Необходимо подготовить все инструменты, которые понадобятся в работе; иглы можно брать от № 32 до 40, губку для предотвращения травм и повреждения поверхности. Шерсть из нескрученных нитей для ромашки нужна белого, желтого и зеленого цвета.

2) Работу практичнее будет выполнять на поролоновой губке. Сперва надо отщипнуть несколько прядей белой шерсти для изготовления лепестков и сформировать заготовки, которые должны быть в три раза больше готовых лепестков. Далее нужно положить перед собой заготовленный пучок и методично втыкать в него иглу, тем самым спутывая волокна. Для ускорения работы можно скрепить несколько игл друг с другом.


3) Проработать надо и середину заготовки, и края. Когда изделие крепко сваляется, следует перевернуть лепесток и обработать его с другой стороны. Чтобы выровнять края, нужно взять заготовку и аккуратно на весу пройтись иглами по периметру. Сделать понадобится несколько похожих лепестков (примерно 12-16 шт.).

На первый взгляд может показаться, что такое увлечение современных рукодельниц, как фелтинг, появилось относительно недавно.

Однако что вы скажете на то, что около 8000 лет назад люди уже применяли на практике изготовление различных вещей из шерсти? Позднее начали появляться целые мастерские, специализирующиеся на работе с натуральной шерстью. Давайте же посмотрим, с чего сегодня могут начать знакомство с данным рукоделием все желающие.

Фелтинг для начинающих: мастер-класс

Начинающим рукодельницам рановато сразу делать игрушки или картины. А вот что-то несложное вроде украшений вполне можно. Попробуем сделать брошь-цветок.

Итак, для броши «Ландыши» понадобятся:

  • Собственно, шерсть
  • Тонкие иголки для валяния
  • Тонкая проволока
  • Плотная губка или щётка в качестве подставки для изготовления украшения
  • Бусины диаметром 7-10 миллиметров
  • Лак акриловый
  • Ножницы
  • Мыльная вода
  • Застёжка, применяемая для изготовления броши

Приступаем:

  • Прежде всего, необходимо сформировать каркас для листьев . И для этого понадобится проволока
  • Теперь берётся прядь шерсти зелёного цвета. Её необходимо положить под каркас и на щётку. Эту прядь нужно прокалывать иглами

ВАЖНО: Имейте в виду, что прядь должна по размеру быть больше, чем проволочный каркас. Впритык брать не следует.

  • Прядь переворачивается , действия из предыдущего пункта повторяются
  • Кончики импровизированных листьев заворачиваются
  • Получилась заготовка под листик. Теперь на неё нужно снова положить проволочный каркас
  • Обрабатываются и края листика с помощью иголок для фелтинга
  • Теперь самое время придать листику натуральности, оттенив его шерстью зелёной гаммы

ВАЖНО: Для того, чтобы переходы оттенков получились плавными, стоит разгладить заготовку утюгом.

  • Далее формируются очертания листа — он не должен быть плоским, ведь это неестественно. При этом скрученные концы проволоки торчат из заготовки
  • На вышеуказанные скрученные концы проволоки наносится клей. На клей же следует нанести ещё немного зелёной шерсти. Шерсть закручивается таким образом, чтобы проволоки совсем не было видно, и сформировался стебель. Нужно помогать себе иголкой
  • Теперь можно приступить к изготовлению веточек . Возьмите немного белой шерсти и сформируйте из неё своеобразный блинчик
  • В такой блинчик и нужно положить бусину, задекорировав её затем шерстью . Для наилучшего эффекта стоит помогать себе иголками
  • Теперь бусину следует опустить в мыльную воду, а затем раскатать в руках

ВАЖНО: Стоит убрать выбивающиеся шерстинки с помощью ножниц.

  • Одна верхушка срезается, после чего делаются 8 надрезов. Бусина вынимается из шерстяного кокона — и вот уже шерстяная заготовка напоминает по очертаниям цветы ландыша
  • Полученные цветочки нужно макнуть в акриловый лак. Однако предварительно лак стоит слегка развести водой. Заготовки отжимаются, сушатся
  • Формируются бутончики — бело-зелёные шерстяные шарики
  • Ну а теперь начинается сборка — на проволоку нанизываются шарики. Проволока скручивается для того, чтобы шарики не отделились от неё
  • Также нанизываются цветочки , а из торчащего из цветочка куска проволоки формируется сердцевинка
  • Все ветки собираются , скрепляются вместе зелёной шерстью и клеем
  • Теперь собираются воедино веточка, листик и заколка для броши . Можно украсить это изделие зелёной ленточкой

Следующее украшение — яркие летние бусы по технике фелтинг . Для них пригодятся :

  • Шерсть . Что касается цветовой гаммы, то она может быть самой разнообразной

ВАЖНО: Обратите внимание на то, чтобы у вас под рукой была именно шерсть, а не акрил.

  • Игла. Желательно приобрести грубую обычную иглу для фелтинга
  • Вощёный шнур. Запаситесь 2-3 метрами
  • Шапочки для бусин или от желудей . Если вы не нашли недалеко от себя жёлуди, вполне можно обратиться в магазин фурнитуры
  • Специальная щётка для фелтинга . Впрочем, заменить её можно обычной губкой для мытья посуды или кусочком поролона
  • Разнообразная фурнитура — это и держатели для кулонов, которые называются бейлами, и замочки, и крепители для шнуров. Впрочем, если всё это достать вы не можете, есть вариант воспользоваться вощёным шнуром либо цепочкой от какого-нибудь ненужного украшения


Приступаем к работе:

  • Итак, прежде всего, возьмите шерсть. Распушите её, спутайте пальцами

ВАЖНО: Сколько же нужно материала для одной бусины? Всё зависит от размера бусин, но учтите в любом случае, что шерсть сильно усаживается во время работы. Это значит, что запас необходим.



  • Шерсть закручивается в шарик . Нужно прилагать побольше усилий, так как шерсть должна скрутиться плотно


  • Положите шарик на подставку — щётку, губку или поролон. Не забывайте придерживать шарик пальцами, так как на этом этапе он вполне может развалиться. В него втыкается иголка для закрепления формы, причём начинать нужно с места скрепления шерсти


  • Теперь иголкой обработать нужно всю поверхность шарика — так он лучше сваливается, становится плотнее и лучше по очертаниям




  • Аналогичная процедура проводится с остальными шариками для бус


  • Для завершения процесса сваливания шерсти рекомендуется налить в миску горячую воду, растворив в ней шампунь или жидкое мыло. В эту миску и кидаются шарики

ВАЖНО: Перед тем, как опустить все шарики, следует убедиться в том, что шерсть не станет линять. В противном случае велик риск получить изделие пятнистой окраски.



  • Каждый шарик достаётся и раскатывается между ладоней так, как будто вы работаете с пластилином, то есть по кругу. Сначала давление должно быть слабым, но затем его следует увеличить. Если сразу сильно давить, могут образоваться некрасивые заломы. Не удивляйтесь, если размеры уменьшатся до 30% или даже 50%


  • Как только бусина станет плотнее и меньше, она раскатывается между ладоней как колбаска. Нужно проводить это действие до тех пор, пока бусина не станет напоминать яйцо


  • Бусины следует прополоскать для того, чтобы убрать мыльный раствор. Затем их надо отжать и положить сушиться


  • А на этом этапе нужно обработать собранные жёлуди. Нужно сначала отделить шляпки, затем от шляпок — хвостики. В шляпках проделываются дырочки. Эти детали хорошенько промываются и высушиваются. Можно по желанию обработать заготовки для бус лаком

ВАЖНО: Если вы приобретаете специальные шапочки для бусин, то этап с просверливанием дырок, конечно же, не нужен.



  • От вощёного шнура отрезается кусочек , складывается пополам и завязывается петелькой


  • Теперь предстоит задача посложнее — протянуть через шапочку от жёлудя петлю. Если она никак не хочет продеваться, можно прибегнуть к небольшой хитрости, а именно продеть через шляпку нитку, зацепить ниткой петлю, а потом продеть это всё в шляпку


  • Протяните петлю таким образом, чтобы узелок упёрся в шляпку. С внутренней стороны шляпки завязывается ещё один узелок для того, чтобы петелька никуда не съехала


  • На дно импровизированной шляпки следует добавить небольшое количество клея


  • Теперь к клею прижимается бусина

ВАЖНО: Прижимать бусину нужно сильно, но недолго — достаточно нескольких секунд.



  1. Заключительный этап — надевание всех петелек с бусинами на какую-нибудь ненужную цепочку либо на вощёный шнур


Материалы и инструменты для валяния из шерсти

ВАЖНО: Какая бы техника ни использовалась, материалы нужны одни и те же.

  • Итак, прежде всего, это специальная непряденая шерсть. Плотность, жёсткость и цвета не имеют ограничений — их выбор зависит сугубо от вкусов и желаемого результата. Приобретать можно в специальных магазинах для творчества. Новичкам рекомендуется покупать так называемые наборы «меланж» с подходящими друг другу оттенками


шерсть для фелтинга разнообразна
  • Иглы — тоже должны быть специальными. Обыкновенные швейные стоит оставить для других занятий, так как приспособления для фелтинга более острые. На них имеются специальные зазубрины, которые помогают шерсти сваливаться. Толстыми иглами производится валяние, средними — придание очертаний, а тонкими формируются окончательные штрихи
  • Щётка — может быть специальной для фелтинга, приобретённой в магазине для творчества. Однако вполне можно её заменить куском поролона либо губкой для мытья посуды

ВАЖНО: Отказываться от данного предмета не стоит, так как он защищает стол и руки от уколов иголки.

  • Синтепон — рекомендуется в том случае, если задумывается нечто объёмное. В таком случае основа формируется именно из него, а сверху накладывается шерсть
  • Элементы декора — бусины, ленты, бисер, фурнитура, глаза из стекла


Мокрое валяние из шерсти: техника

С помощью этой техники получаются отличные сумки, шарфы, митенки, тапочки. Особенность заключается в том, что необходимо пользоваться мыльным раствором, в который и помещаются кусочки шерсти. При этом шерсть значительно садится, что подразумевает необходимость заготовки, в несколько раз превышающей желаемые размеры изделия.





  • Итак, первым делом следует приготовить мыльный раствор . Для этого натёртый на крупной тёрке кусок мыла нужно залить кипятком в объёме двух литров. Мыло хорошенько перемешивается до полной растворимости, раствор настаивается. В качестве альтернативы вполне можно использовать жидкое мыло

ВАЖНО: Раствор должен настаиваться до тех пор, пока не загустеет. Как правило, это занимает часа два.

  • После того, как раствор достигнет состояния готовности, можно приступать непосредственно к самому рукоделию. Нужно застелить поверхность пузырчатой плёнкой , так как она пригодна к использованию много раз, препятствует прилипанию волокон. Учтите, что плёнка стелется пузырчатой стороной вверх


  • Первым делом на плёнку кладётся базовый слой, затем фоновый, а уж затем — слой с рисунком . Слои должны быть тонкими, укладываемыми внахлёст и перпендикулярно, иначе возникнут просветы. Особое внимание следует обратить на то, чтобы толщина слоёв везде была одинаковой
  • Из пульверизатора обработайте заготовку водой — это поможет не сдвинуть рисунок. После этого стоит накрыть заготовку капроновой тканью и произвести смачивание в мыльной воде
  • А вот теперь можно начинать растирать полотно вручную . Причём направления должны быть разными для достижения наилучшего результата

Сухое валяние из шерсти: техника

С сухого валяния и следует начинать человеку, ранее не сталкивавшемуся с фелтингом, так как оно менее трудоёмкое. Создать с помощью этой техники можно интереснейшие игрушки, цветы, бусины.



Положите на губку кусочек шерсти, а затем с помощью иглы начните формировать из этого кусочка изделие — вот и вся техника . Помните при этом, что шерсть усаживается приблизительно на треть, так что придётся запастись большим объёмом.

ВАЖНО: Проколы следует совершать аккуратно, иначе либо иголка сломается, либо руки травмируются.

Мастера обычно начинают работу с иглами потолще, а уж в процессе уплотнения материала заменяют их тонкими. При этом иглы держатся перпендикулярно изделию, чтобы избежать поломки. Материал же должен быть расположен на поверхности, а не держаться на весу.



Валяние из шерсти игрушек: мастер класс

Для начала попробуем сделать с помощью фелтинга симпатичную овечку. Изготавливается она следующим образом :

  • Первым делом нужно поработать над основой. Из кардочёса бежевого, белого, коричневого или ещё каких-либо натуральных цветов создаётся валик Г-образной формы. Он должен быть плотным, для чего его следует хорошенько увалять


  • Теперь из части основы нужно сформировать голову. Формируется она путём добавления шерсти — так вырисовываются щёки, передняя и верхняя часть со всеми их рельефами

ВАЖНО: Если вдруг вы почувствовали, что объём головы становится меньше, чем следует, не паникуйте! Просто добавьте ещё немного шерсти — благо, кардочёс позволяет это сделать. Главное — это создать хорошую плотность.



  • Настала очередь глазок. С помощью толстой иглы формируются две выемки. Иголка с толстой ниткой продевается через шею в один из уголков глаза. На неё затем нанизывается бусина, после чего иголка продевается в другой уголок глаза, выводится в следующем глазном отверстии. Далее такой же алгоритм, как и с первым глазом, после чего игла выводится в районе шеи


  • Мордочке важно придать окончательный вид путём крепления уголков в виде носа и рта. Стоит добавить и перемычку между ними. Крепятся эти детали толстой иголкой, а обрабатываются тонкой


  • Формируется тело с помощью кадочёса. Силуэт необходимо сделать каплеобразным

ВАЖНО: Для создания туловища воспользуйтесь толстой иглой.



  • Для того, чтобы создать ножки у овечки, следует из кардочёса как следует скрутить два валика. При этом концы валиков должны оставаться распущенными


  • Теперь сформируйте валенки из коричневой шерсти сначала толстой, а затем тонкой иглами. Лишние шерстинки аккуратно срезаются


  • Ножки присоединяются к туловищу, а стыки прикрываются небольшими кусочками кардочёс. Можно прибавить ещё шерсти для создания животика и бёдрышек


  • Руки создаются так же, как и ноги , но только валики в этот раз поменьше. Концы рук нужно обернуть яркой шерстью — это варежки. Не забудьте на варежках сформировать большие пальцы

ВАЖНО: Для работы над варежкой понадобятся тонкие иглы.



  • Уши изготавливаются в виде овальных кусочков. Один конец кусочков должен быть распущенным — так будет легче прикреплять уши к голове
  • Окончательно шерсть формируется обратной иглой. Обрабатывается вся фигурка за исключением ног и мордочки. При этом поверхность должна быть заранее хорошо увяленной, так как в противном случае игрушка развалится


  • Обратной иголкой маскируются и места соединения рук с туловищем
  • Ушки соединяются так же, как и руки


  • Если вы любите вязать, на тонкие спицы наберите 7 петель и создайте шарфик для игрушки. Приблизительно 15-17 сантиметров вполне хватит


  • Область глазок нуждается в тонировке. Впрочем, как и линии морды, ушей. Тонировать рекомендуется тёмной пастелью, но и тени для век тоже подойдут


  • Игрушка-овечка готова!


Картины фелтингом

Уникальность картин, созданных с помощью фелтинга, заключается в том, что мастеру совсем необязательно быть живописцем. А результат очень схож с акварельными картинами.





Техник существует несколько:

  • Выкладывание считается наиболее удобной техникой для новичков. Не нужно использовать ни мыло, ни воду, ни иглы. Волокна из шерсти просто выкладываются слоями

ВАЖНО: Для того, чтобы работа держалась, нужно придавить её стеклом.

  • Мокрая техника требует использования мыла и воды. Волокна при этом настолько хорошо сцепляются, что едва различимы, превращаются в единое целое


  • Смешанная техника заключается в том, что сначала используется мокрый фелтинг, а уж затем накладываются сухие волокна. Для мокрой части работы берутся основные оттенки, а сухая привносит дополнительные оттенки. В последнем случае используются иглы


ВАЖНО: Какой бы ни была техника, помните о том, что быстрого результата ждать не следует. Возможно, работа займёт несколько недель, иначе образуется масса недостатков.

Нюансы создания картин с помощью фелтига:

  • Зубочистка или иголка просто необходимы для лучшей проработки мелких деталей. Неплохо работа получается и в том случае, если при выкладывании шерсти использовать пинцет
  • Время от времени к картине прикладывайте стекло — так лучше будут видны недочёты. Так как многие работы в итоге хранятся под стеклом, лучше сразу устроить проверку вида картины. Сразу станет понятно, насколько плотно слои находятся по отношению друг к другу. К тому же шерсть под стеклом имеет свойство становиться расплюснутой, из-за чего деталь увеличивается в размерах
  • Многообразие оттенков — непременное условие создания картины. Блики, пятна, тени делают работу натуралистичной. И создавать их очень просто, если заменять слои

ВАЖНО: Следует, тем не менее, аккуратно относиться к замене слоёв, иначе картина утратит лёгкость.



Фелтинг — это превосходный семейный досуг. Шерсть абсолютно безопасна, если только на неё не имеется аллергических реакций. Это значит, что привлекать к такому занятию можно даже детей, прививая им трудолюбие, усидчивость и чувство прекрасного. Совершенствуйтесь раз за разом вместе с фелтингом!

Видео: Как покупать шерсть для валяния?

Видео: Фелтинг, или как свалять панду?

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом .

Расходные материалы - шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органза , различные декоративные нити и волокно .

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме для стирки.

В последнее время получил распространение - нанофелтинг (англ. nunofelting ). Нанофелтинг - это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовлении одежды, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхностная для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда . Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.

Ангора или мохер : шерсть ангорской козы , с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.

Напишите отзыв о статье "Валяние"

Литература

  • Nicky Epstein. Nicky Epstein"s Fabulous Felted Bags: 15 Bags to Knit And Felt. - Unicorn, 2006. - ISBN 189-3-0631-51 .
  • Ники Эпстайн. Объемное вязание. Создаем дизайнерские вещи = Knitting Never Felt Best. - М .: Эксмо, 2009. - С. 184. - ISBN 978-5-699-37731-2 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Валяние

Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья.
– Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи.
– Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет.
– То, что на вас есть: часы, деньги, кольца…
Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал:
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
– Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]
Пьер понемногу стал приходить в себя и оглядывать комнату, где он был, и находившихся в ней людей. Вокруг длинного стола, покрытого черным, сидело человек двенадцать, всё в тех же одеяниях, как и те, которых он прежде видел. Некоторых Пьер знал по петербургскому обществу. На председательском месте сидел незнакомый молодой человек, в особом кресте на шее. По правую руку сидел итальянец аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны. Еще был тут один весьма важный сановник и один швейцарец гувернер, живший прежде у Курагиных. Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток. В стене была вделана горящая звезда; с одной стороны стола был небольшой ковер с различными изображениями, с другой было что то в роде алтаря с Евангелием и черепом. Кругом стола было 7 больших, в роде церковных, подсвечников. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма.

Валяние шерсти (набивание, фальцевание, фелтинг) - это техника создания из непряденой шерсти игрушек или одежды или других декоративных предметов. (фелтинг: от англ. felt -- войлок, фильцевание, фильц, набивание) -- это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы...

Валяние -- самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Сначала люди научились делать войлок из шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани. Для создания изделий в традиционной технике использовалась грубая шерсть, вода, мыло и две руки.

Современные одомашненные овцы бывают разных пород, и их шерсть обладает разными свойствами. Существует несколько разновидностей шерсти: Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и темная. Используется для валяния игрушек, изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а так же для набивки шитых игрушек.

Выбеленная шерсть: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется для как поверхностная, для создания светлого фона, а так же для домашнего крашения.

Верблюжья шерсть: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы. Тонкая и полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий. Ангора или мохер: шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий. Расход шерсти при изготовлении работы зависит от размера и плотности.

Овечью шерсть состригают, потом очищают и моют специальными реактивами, отправляют на чесальные машины.

Сваливание шерсти происходит при механической или тепло влажностной обработке (сдавливания и прокатывания), или при помощи специальных иголок, которые спутывают шерстяные волокна.[с.4 ]

Технологии валяния

Валяние шерсти бывает двух типов мокрое (с мылом и горячей водой) и сухое (иголками).

Технология мокрого валяния

В технике мокрого валяния спутывание волокон шерсти происходит под воздействием мыльного раствора. Химический состав мыла способствует изменению структуры шерсти- естественного полимера.

Для приготовления раствора понадобится мыло, терка, вода и емкость для растворения мыла. На один кусочек мыла будет нужно примерно два литра воды. После приготовления раствор можно хранить в тщательно закупоренной емкости.

Натрите мыло на крупной терке.

2. Переложите стружку в емкость.

Залейте мыльную стружку кипятком, тщательно перемешайте и дайте раствору загустеть.

Рис.1

Для валяния шерсть, будь то ровница, гребенная лента или очесы, нужно разделить на отдельные пряди небольшой длины.

Взять концы ленты в левую руку, а на расстоянии примерно 10-15 см несильно зажать ленту пальцами правой руки.

Протянуть ленту правой рукой. Лента становится тоньше и разделится на два куска.

Сложить пряди в кучу так, чтобы волокна шерсти располагались в одном направлении.

Рис.2

В руках можно валять небольшие детали- шарики, жгуты. Для такого валяния не нужна подложка и сетка. Просто катайте изделие между ладонями и пальцами рук.

Рис. 3

Шарик 1 Возьмите небольшую прядь шерсти выбранного цвета и скрутите из нее свободный клубочек. Кончик шерстяной пряди распушите и распределите по поверхности клубочка.2. Смочите заготовку мыльным раствором. 3. Положите клубочек между ладонями рук и начните катать его так, как вы катаете снежок. Не старайтесь сильно сжимать ладони- так могут образоваться некрасивые замины. Клубочек будет уменьшаться в размере. Для получения нормальной плотности он должен уменьшиться примерно в три раза. Следите, чтобы заготовка не высыхала. В случае необходимости добавьте мыльного раствора. Не допускайте образования большого количества мыльной пены - она мешает валянию. Если пена все-таки появилась, промойте заготовку в воде комнатной температуры, слегка отожмите и снова смочите мыльным раствором.

Рис 4

Жгут 1 Чтобы валять жгут, возьмите 2-3 тонких шерстяных пряди и слегка скрутите их в веревочку.2. Смочите веревочку мыльным раствором. 3. Поместите заготовку между ладонями и проваляйте, делая движения, как при катании трубочки из теста.

Рис.

Валяние полотна

1 На подложку разложите слой кусочков шерсти, располагая волокна в одну сторону. Следите, чтобы слой шерсти был равномерным. 2. Выполняйте второй слой настила, располагая волокна шерсти перпендикулярно первому слою. Чем больше слоев в настиле, тем толще и прочнее будет полотно. 3. Закройте настил капроновой сеткой и подогните ее края под настил. 4. Смочите шерсть мыльным раствором. Для этого лейте раствор на настил и приминайте шерсть руками, давая ей хорошенько пропитаться.5. Проваляйте настил с верхней стороны, делая мягкие вращательные движения ладонями. Для хорошего сваливания всей поверхности необходимо сделать не менее 100 движений. Не старайтесь сильно давить на настил.6. Снимите сетку с настила и переверните его нижней стороной к себе.7. Проваляйте вторую сторону полотна как первую. Попробуйте вытянуть из полотна несколько волокон. Если они потянут за собой большой пучок соседних волокон, продолжайте валяние, немного усиливая давление на настил.8. Проверьте качество свалянного полотна. Если оно вас устраивает, полотно готово.

Рис. 6

Валяние объемных изделий.

Объемные изделия- сумки, головные уборы, варежки, игрушки, валяют на колодке холодным способом. Чтобы избежать сдвига слоев настила, используйте эластичный чулок.

Рис. 7

1Подготовьте колодку нужной формы и размера. Сделайте настил на всей поверхности колодки. При этом выполняйте настил не отдельными слоями, а так, как вы делали бы на колодке медицинскую повязку,- в несколько слоев. При валянии объемных изделий слои настила располагают под разными углами друг к другу. 2 Концы прядей последнего слоя « распушите» и распределите по всей поверхности изделия, как при валянии в руках. 3 Возьмите эластичный чулок, отрежьте мысок и завяжите на конце полученной трубы тугой узелок.

Рис. 8

4Аккуратно поместите колодку с настилом внутрь чулка, закройте им всю заготовку. Подтяните чулок и завяжите его на крепкий узел вплотную к заготовке. 5,6 Смочите настил мыльным раствором и проваляйте заготовку в руках.

Рис. 9

7 Когда вы почувствуете что заготовка «села» на колодку, снимите с нее чулок и продолжайте валяние в руках.

Готовое изделие промойте под проточной водой комнатной температуры. Слегка отожмите изделие в ладонях рук. Положите изделие на махровое полотенце и дайте стечь остаткам влаги. Окончательную сушку производите при комнатной температуре в течении 5-6 часов.

Рассмотрим применение мокрого валяния на примере изготовления комплекта из войлока « Конфетти»

Для изготовления этого комплекта понадобится: разноцветный войлок (красный, белый, желтый и зеленый), фурнитура для изготовления бижутерии

(2 концевика и карабрин-застежка), пленка с пузырьками, мыльный раствор и прозрачный универсальный клей, черная шерстяная нитка, шнур для кулона, швензы для серег, толстая игла.

Рис. 10

1 Разделите топс на пряди одинаковой величины. 2 В руках сваляйте нужное количество разноцветных шариков. 3 Шнур для кулона обкрутите прядями черного топса и проваляйте в руках, чтобы получилась основа для колье. 4 Промойте свалянные детали под струей проточной воды и высушите их при комнатной температуре. 5 Возьмите черную шерстяную нитку, вставьте в иглу и нанижите цветные валяные шарики, закрепляя их в нужном положении узелками. 6 Закрепите подвески на основе колье и швензах.

Бусы « Земляничная поляна»

Понадобится: Топс красный, фетр тонкий зеленый, мыльный раствор, зеленая шелковая нитка, шнур зеленый, игла швейная, термопистолет с горячим клеем.

Рис. 11

1 Разделите красный топс на пряди: одну большую для центральной ягоды и на три пары, немного уменьшая размер прядей для каждой пары. 2 В руках сваляйте ягоды земляники. Начинайте валять ягодку, как обыкновенный шарик, а когда заготовка уменьшится вдвое, продолжите валяние немного сильнее сжимая ладони с одной стороны заготовки. Так вы получите ягодки конической формы. 3 Промойте свалянные ягодки под проточной водой и высушите их при комнатной температуре. 4 Из тонкого зеленого фетра вырежьте заготовки для листьев и околоцветников земляники, а так же для бусин на конце шнура. 5 Отрежьте от зеленого шнура кусочек нужной длины. 6 Вышивайте на самой крупной ягодке точечки-семена. 7 возьмите околоцветник и пришейте его к ягодке. 8 Закрепите ягодку на шнурке несколькими стежками. 9 термопистолетом закрепите на шнурке листики. Для этого сложите заготовку по линии сгиба, вставьте в сгиб шнур, нанесите горячий клей на внутреннюю часть заготовки и прижмите к клею вторую половинку. 10 Скрутите бусину и закрепите кончик заготовки горячим клеем.

Украшение для волос « Фиалка»

Понадобится: Топс розовый и желтый, шерсть разных цветов, мыльный раствор, черная шелковая нитка, зеленая шерстяная нитка, бисер золотой и черный, иглы: толстая и бисерная; иглы для фальцевания: средняя и тонкая, ножницы, подложка для мокрого валяния, капроновая сетка, основа для ободка обтянутая тканью.

Рис. 12

1 На подложке выполните настил из трех слоев розового топса размером 10х10 см. четвертый слой настила выполните из шерсти черной и в центре красной, голубой и сиреневой по краям. 2 Закройте настил капроновой сеткой. 3 проваляйте настил на подложке с двух сторон. 4 Промойте войлок под проточной водой и высушите при комнатной температуре, разложив на махровом полотенце. 5 Выполните на подложке настил из двух слоев зеленой шерсти, чередуя пряди двух оттенков в произвольном прядке. 6 Закройте настил капроновой сеткой и проваляйте с обеих сторон. 7 Промойте полотно под проточной водой, высушите при комнатной температуре, разложив на махровом полотенце. 8 Из полотна вырежьте детали лепестков фиалки и листья. 9 Обработайте края деталей с помощью иглы для фальцевания, используя шерсть соответствующих цветов. 10 С помощью иглы для фальцевания соберите цветок фиалки. Для этого сложите лепестки по схеме и профильцуйте их в середине, используя черную шерсть. 11 На нижнем и боковых лепестках выполните жилки желтым топсом, используя прием росписи. 12 Вышейте середину фиалки, используя золотой и черный бисер. 13 Закрепите цветок и листья на основе для ободка и вышейте стебель и жилки на листьях зеленой шерстяной ниткой.

Брошь « Смородинка»

Понадобиться: шерсть разных цветов: черная, красная, оранжевая, желтая и зеленая двух оттенков, мыльный раствор, черная шелковая нитка, иглы для фальцевания: средняя и тонкая, ножницы, подложка для мокрого валяния, капроновая сетка, тонкая мягкая проволока.

Рис. 13.

1 Разделить шерсть всяких цветов на пряди разной величины. 2 В руках сваляйте шарики разного размера-ягодки смородины. 3 Промойте свалянные ягодки под проточной водой и высушите при комнатной температуре. 4 листья смородины сваляйте. 5 Из зеленой шерсти сваляйте тонкий жгут- веточку длинной 20-25 см.6 возьмите лист смородины и согните его по линии жилки верхней стороной вовнутрь. Приложите к сгибу кусочек проволоки, закройте закройте его маленькой прядью зеленой шерсти, как при обработке края и профильцуйте проволоку к листику тонкой иглой. 7 Концы проволоки у кроев листиков загните и закройте кусочками пряжи, а концы у середины листика скрутите между собой и так же закройте пряжей. 8 приемом роспись выполните черные точечки на ягодках смородины. 9 Прифильцуйте ягодки к зеленому жгуту, формируя кисть смородины. 10 Соедините листья и прифильцуйте кисть в центре композиции. Излишки шнура согните в петельки и закрепите с нижней стороны броши тонкой иглой для фальцевания. 11 приклейте или пришейте застежку для броши к нижней стороне изделия.

Валяние (фелтинг, фильцевание, фильц) – это шерстяное мастерство, особый вид современного рукоделия , в основе которого лежит свойство натуральной шерсти сваливаться.

Надо сказать, что это свойство шерсти человек обнаружил еще 8000 лет назад. Тогда из войлока - полотнища из свалянной шерсти - делали ковры, чехлы, матрасы, подушки, головные уборы , плащи, укрывали юрты.

Сейчас из шерсти делают необыкновенно красивые предметы одежды, забавные объемные грушки, панно, различные декоративные элементы, аксессуары, которые помогут вам подчеркнуть свой образ и украсить дом.

Каким же бывает валяние?

Есть два основных вида – сухое и мокрое . При сухом валянии шерсть многократно прокалывается специальной иглой с зазубринками. В момент прокалывания ворсинки шерсти сцепляются между собой, образуя однородный материал.

В мокром валянии используют мыльный раствор, который как бы раскрывает чешуйки на волокнах шерсти, а потом механическими движениями им помогают сцепиться друг с другом.

Для создания объемных изделий, таких как: авторские куклы, игрушки, фигурки используют сухое валяние. Также этот способ подходит для нанесения рисунка на уже свалянное «по-мокрому» изделие, на фетр и тд.

Мокрое валяние подходит для изготовления плоских изделий - панно, одежды, обуви, сумок, различных аксессуаров.

Одна из разновидностей мокрого валяния и очень сейчас популярная техника - нунофелтинг (нанофелтинг, нановойлок). Название происходит от японского слова «нуно» - ткань. Это техника сваливания шерсти и разных тканей. В основном используют натуральные ткани определенной фактуры: достаточно тонкой либо рыхлой, чтобы волокна шерсти могли проникнуть в ткань в процессе сваливания (шелк, лен, хлопок, крепдешин, шифон).

Что нужно чтобы сделать красоту?

Если вы решили освоить валяние и сотворить что-то для себя или близких, то первое, что вам понадобиться это конечно же шерсть.

А дальше нужно определиться с идеей изделия и техникой. Для сухого валяния нужна основа и игла. Основа для сухого валяния – это, чаще всего, поролоновая губка высотой не менее 3 см. Также вы можете приобрести специальную щетку-основу для сухого валяния.

Иглы различаются по номерам (от 19 самой толстой до 43 ультратонкой) и формам (треугольник, звезда, корона). Очень важное значение имеет количество и расположение зазубринок на игле. Например, на игле «звезда закрученная» зазубринки расположены на крученом стержне по всему диаметру иглы, а не одна над другой, как, например, в треугольных иглах. На каждой грани иглы таких зазубрин по четыре, т. е. всего 16, а не 8, как у обычной «звездочки». Таким образом, каждый зубец максимально задействован в процессе валяния.

Для работы с более крупными изделиями или для ускорения процесса сваливания можно использовать ручку (держатель) для игл, в которой можно закрепить 4-7 игл.

Для мокрого валяния, кроме шерсти, нужно будет мыло. Мастера используют самое разное: и детское, и хозяйственное, и жидкое. Многие пользуются средствами для мытья посуды. Чтобы понять, что подходит вам и вашим рукам нужно конечно попробовать самому.

Еще понадобится коврик для валяния. Можно использовать рифленый резиновый коврик, тогда рельеф будет дополнительно воздействовать на волокна шерсти и процесс пойдет быстрее. Многие мастерицы используют бамбуковые коврики. А самый доступный и недорогой вариант - воздушно-пузырчатая пленка. Шерсть раскладывают на пузырчатую пленку и накрывают сеткой. Сетка может быть трикотажной из магазина тканей, атнимоскитной из хозяйственного, главное – она не должна быть слишком жесткой. Сетка помогает немного зафиксировать разложенную слоями шерсть, а если на изделии вы выложили узор - предохраняет его от расползания. А дальше нужно все это дело хорошо намочить теплой водой и через сетку натереть мылом (либо намочить уже готовым мыльным раствором).

И теперь начинаем собственно валять - растираем в разные стороны, но пока особо не усердствуем, делаем «легкий массаж».

На первом этапе мастера используют виброшлифовальную машинку. Движущаяся платформа совершает вибрирующие движения и частично заменяет процесс первоначального ручного сваливания. Использование виброшлифовальной машинки существенно ускоряет процесс.

В завершении при мокром валянии можно использовать волокна банана, сои, шелка, рами, бамбука, молочного протеина для декорирования изделия.

В следующей статье подробнее остановимся на основных материалах для валяния: шерсти, иглах и волокнах.

А научится самостоятельно валять потрясающие вещи Вы можете в нашей Хобби Школе - hobbyschool.