Годовой круг. Годовой круг праздников

Годовой круг богослужения, как и седмичный, не имеет своих служб, его тексты тоже вставляются в определенных местах суточных служб. Годовой круг можно разделить на две крупные части: Месяцеслов и Пасхалию.

Месяцеслов – это система неподвижных праздников (закрепленных за каждым числом месяца). Сюда же входят три многодневных поста: Рождественский, Успенский и Петровский. Начало месяцеслова – это начало церковного года, 1 сентября по старому стилю.

Самые главные праздники Месяцеслова называются двунадесятыми (даты даны по новому стилю):

  1. Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября.
  2. Воздвижение Креста Господня – 27 сентября.
  3. Вход во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря.
  4. Рождество Христово – 7 января.
  5. Крещение Господне, или Богоявление – 19 января.
  6. Сретение Господне – 15 февраля.
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля.
  8. Преображение Господне – 19 августа.
  9. Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа.

Название двунадесятый происходит от общего количества этих праздников - двенадцати (из них девять – неподвижные и относятся к Месяцеслову, а оставшиеся три – подвижные, то есть входят в период Пасхалии).

Первый большой праздник церковного года – это Рождество Пресвятой Богородицы, последний – Ее Успение. Конечно, это неслучайно, ведь в течение жизни Матери Божией произошли все важнейшие для нашего спасения события: Бог родился во плоти, искупил человечество Своей Крестной смертью, основал на земле Свою Церковь, апостолы возвестили Евангелие всему цивилизованному миру. Центром Месяцеслова является праздник Рождества Христова.

Рождественский пост перед праздником Рождества Христова начинается с 28 ноября, со дня св. апостола Филиппа, поэтому иначе его называют «Филипповым постом» (пост сорок дней).

Успенский пост перед праздником Успения Божией Матери продолжается две недели, с 14-го августа по 27 августа.

Апостольский или Петров пост перед праздником св. Апостолов Петра и Павла начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до 12 июля. Продолжительность его зависит от даты празднования Пасхи. Самая большая продолжительность его – шесть недель, и самая меньшая – неделя с одним днем.

Великий пост продолжается шесть недель и готовит верующих к воспоминанию Крестных страданий Спасителя на Страстной седмице и светлому празднику Воскресения Христова – Пасхе. Великий пост относится к подвижной части церковного года (Пасхалии): каждый год пост начинается в разные дни, в зависимости от даты празднования Пасхи.

Помимо многодневных постов в Церкви существуют посты однодневные: в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 11 сентября и праздник Воздвижения Креста Господня, в воспоминание Крестных страданий Господа Иисуса Христа 27 сентября, а также в среду и пятницу всего года.

Пасхалия представляет собой систему подвижных праздников, связанных с Пасхой. Каждый день этого цикла не связан с определенной календарной датой, но зато ежегодно празднуется в один и тот же день седмицы и находится в неизменном положении относительно дня Пасхи.

На период Пасхалии приходятся три двунадесятых праздника. Вход Господень в Иерусалим всегда бывает в воскресенье, за неделю до Пасхи, Вознесение Господне празднуется в сороковой день после Пасхи (это всегда четверг), Пятидесятница, или день сошествия Святого Духа на апостолов, празднуется на пятидесятый день после Пасхи и всегда бывает в воскресенье. Праздник Пасхи, как «праздников праздник и торжество торжеств», высочайший из всех праздников, не входит в число двунадесятых.

Подвижная часть годового круга начинается за три седмицы до Великого поста Неделей мытаря и фарисея , начинающей подготовительный период к Великому посту. Затем – 6 седмиц Великого поста, праздник Вход Господень в Иерусалим, Страстная седмица, Пасха и Светлая седмица, праздники Вознесения и Пятидесятницы. Заканчивается подвижная часть годового круга Неделей всех святых , в следующее воскресенье после Пятидесятницы. Почему именно в этот день? Потому что сошествием Святого Духа на Апостолов в Пятидесятницу завершается дело нашего спасения, точнее, завершается та его часть, которая сделана для человека Богом. А в Неделю всех святых мы вспоминаем тех, кто захотел воспользоваться этим даром. Сонм святых – ответ человечества на неизреченный дар Божий, это тот плод, который приносит Богу человеческий род в ответ на Его благодеяния, на Его призыв ко спасению и вечной жизни.

О кругах богослужебного времени необходимо знать для того, чтобы понять общий принцип построения любой службы: богослужение каждого дня складывается из неизменяемых текстов служб суточного круга, в которые вставляются изменяемые молитвословия. Содержание изменяемых текстов зависит от того, в какой день седмицы и в какой день года совершается данная служба.

В изменяемых текстах вспоминаются новозаветные события, прославляется подвиг святых, память который празднуется в данный день, осмысляются события церковной истории (например, Вселенские Соборы и победы над ересями, случаи чудесной помощи Спасителя и Матери Божией, в том числе и через святые иконы и др.)

в правосл. Церкви одна из составляющих круга праздников года церковного . Праздники и воспоминания Г. п. б. к. (в отличие от праздников и воспоминаний годового неподвижного богослужебного круга) не приурочены к датам по солнечному календарю, а зависят от праздника Пасхи , не имеющего фиксированной даты по солнечному календарю (она рассчитывается по солнечно-лунному циклу пасхалии). В разные годы правосл. Пасха может приходиться на дни с 22 марта по 25 апр. (ст. ст.).

Пасхе предшествуют периоды приготовления и покаяния (т. е. подготовительный период к Великому посту и период Великого поста) и воспоминания скорбных событий предания Христа на смерть и Его Распятия (период Страстной седмицы) и последует радостный период Пятидесятницы , посвященный празднованию Воскресения Христова и событий, непосредственно с ним связанных,- Вознесения Господня и Сошествия Св. Духа на апостолов. Этот радостный период заканчивается воскресеньем после праздника Пятидесятницы, когда празднуется память Всех святых.

Как и в седмичном и годовом неподвижном кругах, воспоминания дней Г. п. б. к. сосредоточены в гимнографических песнопениях и библейских и святоотеческих чтениях, составляющих изменяемые части служб суточного круга . Гимнографические последования Г. п. б. к. и ветхозаветные чтения этого периода содержатся в Триоди , традиционно разделяемой на Постную и Цветную. Постная Триодь охватывает период Великого поста и Страстной седмицы, до вечерни в день Великой субботы , Цветная Триодь - период Пятидесятницы, от Пасхи до Недели всех святых. Свое название Цветная Триодь получила от праздника Входа Господня в Иерусалим (Недели ваий, называемой также Цветной неделей - см., напр., в Постной Триоди: - Л. 386 об.), т. к. в ранней традиции (в Русской Церкви сохранявшейся до сер. XVII в.) 2-я ч. Триоди начиналась не с последования Пасхи, а со службы Лазаревой субботы, тесно связанной с праздником Входа Господня в Иерусалим. Традиц. наименование Цветной Триоди в серб. церковном обиходе «Триод Лазаревац» также указывает на начало Лазаревой субботы. Цветная Триодь, когда она начинается с Пасхи, может называться «Пентикостарион» (Пятидесятница; в греч. Церквах принято именно это наименование, тогда как Постная Триодь называется просто Триодью).

Из-за постоянного использования за богослужением Триоди ту часть года, к-рая содержит памяти и праздники Г. п. б. к., называют также «периодом пения Триоди» в отличие от «периода пения Октоиха» - всего остального времени года (Розанов . Устав. С. 10). Устав богослужения Г. п. б. к. описывается в 2 главах Типикона - 49-й (для Триоди Постной) и 50-й (для Триоди Цветной). 51-я глава содержит устав апостольского (Петрова) поста, начинающегося сразу после Недели всех святых.

Господские праздники в составе Г. п. б. к.

Основную структуру Г. п. б. к. формируют неск. важнейших в году Господских праздников . Главный из них - Пасха, «праздников праздник»; вслед за ней по значимости идут 3 двунадесятых Господских праздника Г. п. б. к.: Вход Господень в Иерусалим (празднуется за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (через 40 дней после Пасхи), Пятидесятница (называемая также Троицей, воспоминание Сошествия Св. Духа). К Господским двунадесятым праздникам примыкает неделя Антипасхи , к-рая хотя и не относится формально к двунадесятым праздникам, но близка к ним по своему уставу. Также к Господским праздникам Г. п. б. к. относится Преполовение Пятидесятницы (уставные особенности его богослужения позволяют отнести Преполовение к средним или даже к малым праздникам, тем не менее Преполовение имеет 7-дневное попразднство с отданием), а в широком смысле - все воскресенья Г. п. б. к.

Воскресные дни Г. п. б. к.

являются важнейшим элементом его структуры. Тема, заданная в богослужении того или иного воскресенья, часто становится темой всей следующей седмицы. Среди недельных памятей Г. п. б. к. можно выделить 3 основные категории.

К 1-й принадлежат недели, темы богослужения к-рых связаны с евангельскими чтениями воскресной литургии. В Г. п. б. к. 6 таких недель, 3 до Пасхи: Мытаря и фарисея неделя (литургийное Евангелие: Лк 18. 10-14), Блудного сына неделя (литургийное Евангелие: Лк 15. 11-32), Мясопустная неделя , или Неделя о Страшном Суде (литургийное Евангелие: Мф 25. 31-46) - и 3 после: Расслабленного неделя (литургийное Евангелие: Ин 5. 1-15), Самаряныни неделя (литургийное Евангелие: Ин 4. 5-42), Слепого неделя (литургийное Евангелие: Ин 9. 1-38).

В то время как структура церковного года в целом, а также лекционарной системы в правосл. богослужении во 2-м тыс. по Р. Х. основывается на послеиконоборческой к-польской богослужебной традиции, гимнографические последования Постной Триоди сохранили следы влияния древнего иерусалимского богослужения . Эта традиция имела отличную от совр. лекционарную систему. В частности, в воскресные дни Великого поста читались: во 2-ю неделю - притча о блудном сыне (Лк 15. 11-32), в 3-ю - притчи о судье и вдове и о мытаре и фарисее (Лк 18. 1-14), в 4-ю - притча о милосердном самарянине (Лк 10. 25-37), в 5-ю - притча о богатом и о Лазаре (Лк 16. 19-31). Т. о., чтение, напр., притчи о блудном сыне в иерусалимской традиции располагалось внутри Великого поста. И хотя после IX в. правосл. мир повсеместно перешел на послеиконоборческую к-польскую лекционарную систему, развитие тем евангельских чтений согласно древней иерусалимской лекционарной системе до наст. времени можно найти в песнопениях Постной Триоди (в канонах воскресной утрени (во 2-5-ю недели поста) и в нек-рых песнопениях 3-6-й седмиц поста (прежде всего в самогласнах дня)). Т. о., в результате взаимодействия различных богослужебных традиций состав Постной Триоди стал таким, что, напр., темы притч о мытаре и фарисее и о блудном сыне возникают в Триоди дважды.

Ко 2-й категории можно отнести те воскресенья Г. п. б. к., памяти к-рых непосредственно не связаны с евангельскими чтениями: Сыропустную неделю (воспоминание изгнания Адама из рая), Православия неделю (память утверждения иконопочитания в 843; песнопения и литургийные чтения этого дня сохр. и древнюю память Всех св. пророков), неделю свт. Григория Паламы (в память утверждения учения свт. Григория о Божественных энергиях), Крестопоклонную неделю (празднование в честь Креста Господня; в К-поле с этого дня начиналось усиленное приготовление оглашаемых к таинству Крещения; с Крестопоклонной неделей связано т. н. средопостие - среда последующей седмицы, когда (как и в пятницу этой седмицы) совершается поклонение Кресту), жен-мироносиц неделю , память VII Вселенского Собора 787 г. в 7-ю неделю по Пасхе, Всех святых неделю .

В практике Русской и нек-рых др. Поместных Церквей следующее воскресенье после Недели всех святых отмечено соборной памятью всех национальных святых (см. ст. Всех святых, в земле Российской просиявших, неделя). Эти последования не входят в состав Триоди (напр., последование рус. святых помещается в служебной Минее за май или июнь) и, т. о., формально не относятся к памятям Г. п. б. к.

3-ю категорию воскресений Г. п. б. к. образуют недели, памяти к-рых связаны с близкими к ним памятями годового неподвижного богослужебного круга: как в различных редакциях Студийского устава, так и в принятом ныне Иерусалимском уставе это памяти преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской , великих учителей поста и молитвы,- в 4-е и 5-е воскресенья Великого поста (к-польский Типикон Великой ц. IX-Х вв. указывал для этих воскресений памяти свт. Дометия и мч. Зиновия аналогично памяти сщмч. Поликарпа Смирнского во 2-е воскресенье Великого поста). Установление этих памятей, вероятно, связано с древней традицией переноса праздничных служб с будних дней на субботы и воскресенья поста (ср.: 51-е прав. Лаодик.); указание на это присутствует в нек-рых редакциях Студийского устава . Перенесение памятей было вызвано желанием сохранить уникальный характер богослужений седмичных дней Великого поста, т. к. совершение праздничных служб в честь почитаемых святых может не соответствовать общему покаянному настрою великопостного богослужения.

Субботы Постной Триоди, имеющие праздничное посвящение

Определенные памяти, связанные с годовым неподвижным богослужебным кругом, закреплены за нек-рыми субботними днями Великого поста. Это памяти Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в сырную субботу; вмч. Феодора Тирона в субботу 1-й седмицы поста и Похвалы Пресв. Богородицы в субботу Акафиста . Как и в случае с воскресными днями, памяти, возможно, были перенесены на эти субботы с соответствующих дней праздников неподвижного богослужебного круга (напр., связь субботы Акафиста с праздником очевидна - в обеих службах звучат общие песнопения). Впрочем, возможно иное объяснение установления этих памятей. В нек-рых древних литургических традициях (напр., восточно-сир.) большинство памятей святых изначально являлись подвижными, поэтому, возможно, нек-рые из памятей суббот и недель Г. п. б. к. (напр., жен-мироносиц) сохранились как след древней практики связывать важнейшие праздники не с датой по юлианскому календарю, а с Г. п. б. к. (подробнее см. ст. Год церковный). Еще 2 субботы Постной Триоди, имеющие совершенно особый богослужебный чин, принадлежат к циклу Страстной седмицы (см. ниже).

Заупокойное богослужение Г. п. б. к.

2 дня вселенского (максимально полного) поминовения усопших - суббота мясопустная перед Мясопустной неделей и суббота перед Пятидесятницей, также называемая Троицкой,- принадлежат к Г. п. б. к. Заупокойную тематику имеют и 2, 3 и 4-я субботы Великого поста, но в Мясопустную и Троицкую субботы главной темой богослужения является поминовение усопших, тогда как в субботы Великого поста - прославление всех святых, а поминовение усопших становится второстепенной темой. При совпадении с памятью великого святого или с праздником заупокойная служба Мясопустной и Троицкой суббот не отменяется, но или праздничная служба, или заупокойная служба самой субботы переносится на др. день (см. ст. Вселенские субботы). В проч. заупокойные субботы (субботы поста) совершается обычное заупокойное богослужение, аналогичное богослужению по 13-й гл. Типикона (за исключением того, что прибавляются песнопения Триоди), к-рое при совпадении с памятью великого святого или с праздником отменяется (см. ст. Заупокойное богослужение). В связи с тем что в период от Лазаревой субботы до Антипасхи устав отменяет гласное поминовение усопших (панихиды, литии, заупокойные ектении), кроме негласного на литургии и (при необходимости) отпеваний, в Русской Церкви возникла традиция (не отмеченная в богослужебных книгах) совершать поминовение усопших во вторник 2-й седмицы по Пасхе, этот день называется Радоницей .

Великий покаянный канон

Еще один важный структурный элемент Г. п. б. к.- четверг 5-й седмицы Великого поста, когда на утрене полностью исполняется Великий канон прп. Андрея Критского (Иерусалимский устав определяет петь Великий канон по частям также и на повечериях первых 4 дней 1-й седмицы Великого поста).

Страстная седмица

С понедельника после праздника Входа Господня в Иерусалим начинается особый период в богослужении правосл. Церкви, к-рый продолжается до праздника Пасхи и носит название Страстной седмицы. К этому периоду непосредственно примыкают предшествующие ему как содержательно, так и хронологически Лазарева суббота и праздник Входа Господня в Иерусалим. Дни Страстной седмицы включают в название слово «великий» - Великий понедельник, Великий вторник и т. д. Это время воспоминания событий, непосредственно предшествовавших Воскресению Христову,- Его последних поучений в Иерусалиме, предательства Иуды, ареста, суда над Господом и Его Распятия. Богослужение этих дней, как и последующей Пасхи, не повторяется более никогда в году и является его вершиной (см. статьи Великие понедельник, вторник, среда ; Великий четверг ; Великая пятница ; Великая суббота).

Пасхальное богослужение

Общая структура памятей Г. п. б. к.

т. о., включает: 1) подготовительный период к Великому посту (где свои службы имеют Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Мясопустная вселенская заупокойная суббота, Мясопустная неделя и Сырная седмица (уже являющаяся периодом предварительного поста), заканчивающаяся субботой Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, и Сыропустной неделей); 2) период Великого поста (состоящий из 6 седмиц, каждая заключается своей неделей: Православия, свт. Григория Паламы, Крестопоклонной, прп. Иоанна Лествичника, прп. Марии Египетской, Входа Господня в Иерусалим; кроме недель особыми днями являются субботы поста (в первую очередь 1, 5 и 6-я - вмч. Феодора Тирона, Акафиста и Лазарева), среда и пятница 4-й и четверг 5-й седмиц, а отчасти и будние дни 1-й седмицы); 3) период Страстной седмицы (к к-рому примыкают Лазарева суббота и неделя Входа Господня в Иерусалим); 4) период Пятидесятницы (открывающийся Светлой седмицей и продолжающийся затем еще 6 седмиц, каждая из к-рых начинается своей неделей: Антипасхи, жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, отцов VII Вселенского Собора; к особым дням периода Пятидесятницы относятся также праздники Преполовения Пятидесятницы и Вознесения Господня, дни отдания Пасхи, Преполовения и Вознесения, заупокойная Троицкая вселенская суббота); 5) сам праздник Пятидесятницы, его попразднство (включая понедельник Св. Духа на следующий день после праздника), отдание и Неделя всех святых.

Все воскресенья, а также субботы и особые дни Г. п. б. к. (в т. ч. дни Сырной, Страстной и Светлой седмиц) имеют уникальный богослужебный устав; устав первых 2 седмиц подготовительного периода к Великому посту обычный (но устав намеренно облегчает устав всего подготовительного периода к Великому посту в целом - сокращается число кафизм на утрене и др.); в седмичные дни Великого поста служба идет по великопостному чину, характеризуемому обилием земных поклонов, своеобразным строем служб и др. (см. ст. Великий пост); богослужение большинства дней Пятидесятницы сходно с богослужением попразднства двунадесятого праздника в месяцеслове (эти попразднства относятся к предшествующим памятям Цветной Триоди), хотя и имеет свои особенности.

Взаимодействие памятей Г. п. б. к. с неподвижным годовым богослужебным кругом

Устав соединения непраздничных последований неподвижного круга с последованиями Г. п. б. к. излагается в 49-й и 50-й главах Типикона. Одной из характерных особенностей великопостного устава является тенденция к уменьшению числа праздничных служб. Поэтому в той части неподвижного годового круга, к-рая часто выпадает на Великий пост, есть лишь неск. великих и средних праздников (т. е. обозначаемых знаками, и), а подавляющее количество дней содержит памяти святых без тропаря. Даже в том случае, когда последование святого (без праздничного знака) имеет нек-рые праздничные элементы (напр., тропарь или стихиру на ), в будние дни Великого поста они отменяются. Великопостные особенности богослужения (главная из к-рых - пение «Аллилуия» на утрене) отменяются только при совпадении с великим или средним праздником месяцеслова (от полиелея и выше - см. Знаки праздников месяцеслова).

Во мн. дни Г. п. б. к. Минея отменяется вовсе (это никогда не относится к празднику Благовещения Пресв. Богородицы и в нек-рых случаях - к др. важнейшим памятям). К ним относятся все воскресенья Г. п. б. к., все дни Страстной и Светлой седмиц, а также Мясопустная и Троицкая вселенские заупокойные субботы; субботы Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, вмч. Феодора Тирона, Акафиста и Лазаревой; среда и пятница 4-й и четверг 5-й седмиц поста; среды Преполовения Пятидесятницы, его отдания и отдания Пасхи; четверг Вознесения Господня и пятница его отдания; понедельник Св. Духа и суббота отдания Пятидесятницы. Последования Минеи, не спетые в эти дни, устав предписывает исполнять на повечериях седмичных дней Великого поста.

Сложные соединения последований Г. п. б. к. с неподвижными праздниками излагаются в Марковых главах , помещенных в месяцеслове Типикона (Гл. 48). Существует неск. больших циклов Марковых глав, посвященных соединению последований немногих праздников этого периода с различными днями Г. п. б. к.- 23 февр. (Обретение главы Иоанна Предтечи), 9 марта (40 мучеников), 25 марта (Благовещение, т. н. Благовещенские главы), 23 апр. (вмч. Георгия Победоносца), 8 мая (ап. Иоанна Богослова) и 25 мая (2-е и 3-е Обретение главы Иоанна Предтечи).

Влияние Г. п. б. к. на остальную часть года

Даты памяти и праздников Г. п. б. к., несмотря на то что они охватывают только часть года («период пения Триоди»), не только определяют годовой круг евангельских и апостольских чтений в текущем году (см. ст. Лекционарий), но и задают последовательность гласов Октоиха в течение всего года до следующей Пасхи.

Лит.: Никольский . Устав; Розанов . Устав; Дебольский Г . С ., прот . Дни богослужения Правосл. Церкви. Т. 2. СПб., 190110. М., 1996р; Афанасий (Сахаров), священноисп . О поминовении усопших по Уставу Правосл. Церкви. СПб., 1995.

А. А. Лукашевич

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ
порядок служб Православной Церкви на протяжении всего года. Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг богослужений строится применительно к празднику Пасхи.
Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям - праздникам и постам.
Из всех праздников в году самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть «праздников Праздник и Торжество из торжеств». Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н.ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н.ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.
Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.
Есть праздники и в честь великих святых, и в честь бесплотных Сил небесных - ангелов.
Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.
По времени празднования праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.
По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.
Великие праздники всегда имеют всенощное бдение, средние же праздники - не всегда.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ" в других словарях:

    ГОДОВОЙ ПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ - в правосл. Церкви одна из составляющих круга праздников года церковного. Праздники и воспоминания Г. п. б. к. (в отличие от праздников и воспоминаний годового неподвижного богослужебного круга) не приурочены к датам по солнечному календарю, а… … Православная энциклопедия

    Круг, основное значение часть плоскости, ограниченная окружностью. В переносном значении может употребляется для обозначения цикличности. Круг также является распространённой фамилией. Содержание 1 Термин 2 Фамилия 3 Прочие зна … Википедия

    БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ - принятое в литургике наименование временных циклов богослужений. В христ. Церкви существуют 4 Б. к. суточный, седмичный и 2 годовых (подвижный и неподвижный). В суточный круг богослужения входят службы, к рые должны совершаться ежедневно в… … Православная энциклопедия

    Круги богослужебные - определенная последовательность богослужебных чтений и вообще богослужений, повторяющаяся в течение определенного времени. 1) Суточный круг состоит из богослужений одного дня. В полный суточный круг входят девятый час, вечерня, повечерие,… … Православная энциклопедия

    В Русской Православной Церкви подразумевает Богопочитание или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами, т. е. исполнение воли Божией. Пришедший на землю Господь Иисус Христос, уча поклоняться небесному Отцу на всяком месте, тем не менее… … Русская история

    ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - литургическая традиция, сформировавшаяся в средневизант. период в результате взаимодействия богослужебных традиций древних Церквей К поля и Иерусалима. История В. б. восходит к доиконоборческому времени (325 726) и в дальнейшем может быть… … Православная энциклопедия

    АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ - [греч. ̓Αποστολικαὶ Διαταγαί, Διαταγαὶ τῶν ̓Αποστόλων διὰ Κλήμεντος, лат. Constitutiones Apostolorum], один из наиболее известных литургико канонических памятников. Источники и содержание А. п. состоят из 8 книг, включающих материалы… … Православная энциклопедия

    Иисус. Раннехристианская фреска в римских катакомбах Господские праздники (также … Википедия

    Novus Ordo, или Novus Ordo Missae условное название чина мессы, используемого в настоящее время в Римско католической церкви (в богослужении римского обряда), который был введён в употребление Папой Павлом VI в 1969 году. Термином Novus… … Википедия

Господь наш Иисус Христос и Его возлюбленные ученики - Святые Апостолы - своей жизнью и учением показали нам, верующим христианам, важность и необходимость общественного богослужения.

Через общецерковную молитву на богослужении в храме мы входим в таинственное общение с Богом. Господь просвещает наши души и укрепляет их благодатными силами для праведной жизни и борьбы с грехом.

Богослужения совершаются Православной Церковью в течение всего года и образуют так называемый годовой богослужебный круг. Каждый день в году посвящается памяти тех или иных угодников Божиих и особым событиям Священной Истории.

Богослужебный церковный год начинается 1 сентября по старому стилю, или 14 сентября по новому. Весь же годовой круг строится согласно с датой праздника Пасхи - Светлого Христова Воскресения.

Святая Пасха - праздников Праздник и Торжество из торжеств - отмечается Церковью в первое воскресение после весеннего полнолуния, следующего за днём весеннего равноденствия.

В честь Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери Церковь установила двенадцать великих праздников. Они называются двунадесятыми.

Праздники, посвящённые Божией Матери, называются Богородичными. Праздники, посвящённые Господу Иисусу Христу, Церковь называет Господскими.

Такие события Священной истории, как Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Архангела Гавриила Пречистой Деве Марии о рождении от Неё Сына Божия, Успение Божией Матери, раскрывают нам всё богатство благости, которой Господь щедро одарил Свою Невесту - Церковь.

Кроме Господских и Богородичных праздников, есть праздники в честь великих святых и в честь Бесплотных Сил Небесных: Архангелов и Ангелов.

Каждому дню года соответствует память одного или нескольких святых: мучеников, святителей, преподобных мужей и жён, благоверных князей и княгинь, праведников и угодников Божиих. Своей жизнью и смертью они засвидетельствовали свою верность Христу. Потому в день памяти того или иного святого в храме на богослужении мы вспоминаем его житие и деяния.

По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые. В великие праздники всегда совершается торжественное всенощное бдение.

По времени празднования праздники бывают подвижными и неподвижными. Подвижные праздники Церковь отмечает в одни и те же дни недели. Но они приходятся на разные числа месяца. Это зависит от времени празднования Пасхи.

Так, Вознесение Господне, совершившееся на сороковой день после Славного Христова Воскресения, всегда приходится на четверг. А праздник в честь Святого Духа - Третьего Лица Святой Живоначальной Троицы -всегда совершается в понедельник - на следующий день после празднования дня Святой Троицы.

Неподвижные праздники каждый год бывают в одни и те же числа месяца. Так, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Церковь всегда празднует 27 сентября, а Успение Божией Матери - 28 августа.

Важной частью годового богослужебного круга являются однодневные и многодневные посты. Они назначены Церковью для покаяния, воздержания и усиленной молитвы о прощении грехов.

Важнейшим и самым древним из многодневных постов является Великий Пост. Он предшествует празднику Пасхи и напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Великий Пост длится шесть недель и вводит нас в Страстную седмицу. Он готовит христиан к неизреченной радости Светлого Христова Воскресения.

Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный Рождественский пост. Апостольский, или Петров пост начинается через неделю после Пятидесятницы и продолжается до дня Святых апостолов Петра и Павла. Успенский пост длится две недели. Он готовит нас к празднику Успения Божией Матери.

Богодухновенные церковные установления: посты и праздники; богатство и красота церковного богослужения, развёрнутого на целый год, - раскрывают нам истины христианской веры, укрепляют дух и устремляют его к нашему Небесному Отечеству.

Посещая богослужение на протяжении нескольких лет, мы привыкаем к их порядку, видим некую последовательность и закономерность. Великие праздники, дни памяти святых повторяются снова и снова, позволяя нам увидеть те грани священных событий, которые ускользнули в прошлом году. Сегодня в нашей школе снова урок литургики, во время которого настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского р.п. Мокроус священник Евгений Клементьев расскажет нашим ученикам о годовом круге богослужений..

Церковное богослужение имеет целью в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово, в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, а также расположить верующих к молитве и покаянию. А главное, через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, через совершение Таинств при богослужении, а особенно Таинства Святого Причащения они получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Как мы уже говорили на одном из уроков в нашей школе, все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой. Сегодня мы поговорим о том, какие службы составляют основу годового круга богослужений, о том, что в нем изменяемо, а что постоянно.

Переходящие и непереходящие праздники

Каждый день в году посвящается памяти тех или иных святых, а также и особым священным событиям. В церковном календаре установлено время праздников и время постов. Праздники также отличаются между собой по значимости, продолжительности и торжественности совершаемых богослужений.

Светлое Христово Воскресение (Пасха) является самым значимым событием церковного года. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем по значимости идут двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми. Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных - Ангелов. Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и праздники, посвященные святым.

По времени празднования праздники делятся на: неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

Два этих круга сформировались на основе двух календарей - лунного и солнечного. Лунный календарь дал основу пасхальному циклу праздников, а солнечный - рождественскому. Пасха Христова - это самый первый праздник христиан, но он связан с Пасхой иудейской (ветхозаветной), так как Христос был распят накануне этого праздника. Еврейская Пасха рассчитывалась по лунному календарю и не имела твердой даты. Совет богословов Израиля ежегодно устанавливал праздник еврейской Пасхи по первому весеннему полнолунию. Поскольку время Смерти и Воскресения Христа совпало с днями ветхозаветной Пасхи, христиане оставили за праздником Воскресения Христова это же древнееврейское название, придав ему другой смысл. И в определении срока Пасхи Нового Завета им приходилось ориентироваться на Пасху иудейскую. В результате потребовались сложные вычисления, которые и создали принципы церковной Пасхалии. В зависимости от праздника Пасхи вычислялись и праздники Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы. Эти праздники составляют «подвижный» круг, так как каждый год они приходятся на разные числа.

Праздник Рождества Христова более поздний по сравнению с Пасхой. Он стал праздноваться с конца II века. День и месяц рождения Иисуса Христа в Евангелиях не указан. Церковь избрала датой этого праздника 25 декабря, когда народы Римской империи (особенно ее западной части) праздновали «рождение Солнца». Дневное светило поднималось над точкой зимнего солнцестояния, и люди славили божественный Свет, грядущий в мир. Для Церкви же 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа, которого отцы Церкви называли Солнцем Правды. День Рождества Христова каждый год приходился на один и тот же день зимнего солнцеворота (25 декабря ст. ст.) и числа остальных праздников (таких как Благовещение, Сретение Господне), высчитанные, исходя из этой даты, тоже не менялись. Так сложился «неподвижный» круг праздников.

В начале второго тысячелетия из церковных праздников выделились двенадцать главных, получивших в уставе название «двунадесятых». К числу непереходящих двунадесятых праздников относятся:

В число переходящих праздников, дата которых зависит от даты Пасхи, входят:

за неделю до Пасхи — Вход Господень в Иерусалим;

40-й день после Пасхи — Вознесение Господне;

50-й день после Пасхи — Пятидесятница;

Пасха не включена в число двунадесятых праздников, так как в церковном календаре она стоит особняком, воспринимаясь как «праздников праздник и торжество торжеств». Перед некоторыми большими праздниками были установлены дни «предпразднства», а несколько дней, следующих за праздником, получили название «попразднства». В дни предпразднства и попразднства за богослужением читаются и поются некоторые молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику.

Дни памяти святых

В конце первого и в течение всего второго тысячелетия церковный устав продолжает обогащаться памятями святых и новыми праздниками. Например, в память о явлении Пресвятой Богородицы во Влахернском храме (X в.) был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

К концу VIII века почти каждый день посвящен либо празднику, либо памяти святого. Об этом свидетельствует, в частности, преподобный Феодор Студит, который в одной из проповедей (произнесенной 28 января) говорит: «Вчера мы восхваляли святого Златоуста; сегодня восхваляем приснопамятного Ефрема, а завтра будем восхвалять другого святого».

Святые, память которых празднуется Церковью, в Типиконе подразделяются на несколько категорий в зависимости от того, насколько торжественной бывает посвященная им служба. Святой «со бдением» - это святой, в день памяти которого совершается всенощное бдение. В дни памяти святых «с полиелеем» на утрене положено совершать полиелей и петь великое славословие, в дни памяти святых «со славословием» - только славословие, без полиелея. Святому, имеющему знак «на 6», поется шесть стихир на «Господи, воззвах», а святому, не имеющему праздничного знака, только 3 стихиры. Есть в церковном календаре и святые, которым вообще не была составлена отдельная служба.

С наибольшей торжественностью отмечаются дни памяти святых «со бдением». В церковном календаре таких дней немного:

26 сентября / 9 октября и 8/21 мая — дни памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова;

30 января / 12 февраля — Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста);

К перечисленным памятям святых добавляются те, которые имеют в Типиконе пометку: «аще хощет настоятель, творим бдение». Устав предписывает совершать бдение также в день памяти святого, которому посвящен храм.

Помимо лиц, вошедших в общеправославных список святых «со бдением», в каждой Поместной Православной Церкви есть особо почитаемые святые, которым совершается всенощное бдение. В славянских Церквах к числу таковых относятся, в частности, равноапостольные Кирилл и Мефодий (память 11/24 мая). В дополнение к дню памяти святителя Николая Мирликийского 6/19 декабря на Руси получил распространение еще один праздник, 9/22 мая, в честь перенесения его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари 22. В Русской Православной Церкви всенощное бдение совершается также в дни памяти многих русских святых, включая преподобного Сергия Радонежского (5/18 июля и 25 сентября / 8 октября), святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена (5/18 октября), преподобного Серафима Саровского (2/15 января), святых новомучеников и исповедников Российских (в воскресенье после 25 января ст.ст.).

По мере распространения Христовой веры увеличивалось число святых. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и гимнов, а также художественных изображений. Святая Церковь включила эти духовные произведения в состав церковного богослужения, приурочив чтение и пение последних ко дням памяти святых. Обширен и разнообразен круг этих молитв и песнопений; он развертывается на целый год, и на каждый день приходится не один, а несколько прославляемых