Как провести занятие по математике в средней группе детского сада: готовим интересные конспекты по фэмп. Конспект занятия по математике в средней группе с использованием развивающих игр Тема: «Горе Федоры»

Раздаточный материал : карточка с 2 полосками, 2 морковки, 2 зайчика, цифры 1,2, листочки с трафаретом цифры 2, Цветные карандаши, игрушки щенок и котенок.

Ход занятия

1. Звенит колокольчик. Колокольчик поет, зайку в гости зовет.

Зайка: Здравствуйте, ребята! Я знаю чем вы любите заниматься, умеете считать, знаете цифры и мне поможете сосчитать моих зайчат.

Сколько зайчиков на доске? (Дети делают это у себя за столом, выставляют одного зайчика и цифру 1, сначало покажут потом кладут)

Дети: 1 зайчик

Воспитатель: Какой цифрой обозначим?

Дети: Цифрой 1 (дети показывают цифру 1).

Воспитатель: А вот прибежал еще мой зайчонок. Давайте сосчитаем сколько теперь зайчат?(Дети считают, ставят у себя еще 1 зайчонка).

Два зайчонка мы обозначим цифрой 2 (показывают).

Дети берут цифру 2, показывают, кладут.

Воспитатель: 2 зайчонка мы обозначим цифрой 2.

А вот это цифра 2

Полюбуйся какова,

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Покажите цифру 2.

Воспитатель просит обвести пальчиком и написать цифру 2 в воздухе.

Сделаем цифру 2 из пластилина, оставим на картоне.

Воспитатель: На что похожа цифра 2.

Дети: Цифра 2 похожа на лебедя. (Рисунок показать).

Цифра 1 - обозначает 1 предмет.

А цифра 2 - обозначает 2 предмета.

Воспитатель: Угощение для зайчат.

Перед 1 зайчиком - 1 морковка,

Перед 2 зайчиком - 2 морковки.

Первый обиделся на второго,

Воспитатель: " Что случилось, почему ты отвернулся от нас?" Ой он обиделся. Почему? Как сделать, чтобы морковок стало одинаково? Дети предлагают варианты. Они добавляют 1 морковку первому зайчику.

Воспитатель: Сколько стало морковок у первого зайчика?

Дети: Поровну, одинаково. У первого зайчика стало 2 морковки.

Воспитатель: Сколько было морковок

Дети: 1

Воспитатель: Сколько стало?

Дети: 2

Воспитатель: Как получилось 2?

2 часть. Физкультминутка " Клен"

Ветер тихо клен качает

Влево, вправо наклоняет

Раз наклон и два наклон-

Зашумел листвою клен.

Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра.

Воспитатель:- Щенок и котенок друг с другом не разговаривают - поссорились. Что же случилось? Котенок говорит: "Стали мы Мишке рассказывать, как гулять ходили, я говорю, что гуляли мы вчера. А щенок спорит, говорит, завтра мы гуляли. Вот и поссорились!"

Ребята, наши друзья просто перепутали, когда бывает завтра, когда - вчера, когда - сегодня. Давайте помирим их и объясним им эти понятия. День, который идет сейчас, называется сегодня. Мы проснулись утром, наступило сегодня, и будет оно весь день, пока мы не ляжем спать. Что случилось у нас сегодня? (Дети должны назвать несколько событий).

А вот день, который уже прошел, называется вчера. Этот день уже был, и он закончился. Что было у нас вчера? (Несколько вариантов ответов).

День, который еще не наступил, а только будет - это завтра. Этого дня еще нет, он только будет, мы его ждем. Как вы думаете, чем мы будем заниматься завтра? (Дети предлагают свои врианты).

Воспитатель: Давайте еще раз повторим для зверят, когда бывает вчера, сегодня, завтра. Звери благодарят за помощь и мирятся.

3 часть. Игра "Раскрась правильно".

Воспитатель: Ребята, раскрасьте морковку, которая близко к зайчику. Раскрасьте зайчика, которая далеко от морковки.

Самоконтроль: ребенок оценивает правильно ли он сделал задание. Если да то он получает зеленый кружок, ошибка- желтый кружок.

Итог: Ребята, что вы сегодня узнали нового? С какой цифрой мы познакомились? Что вам понравилось больше всего.


  • познакомить детей с понятием "пара";
  • учить сравнивать группы предметов, содержащих до пяти предметов, по количеству на основе составления пар;
  • учить сравнивать предметы по одному признаку или свойству, развивая логическое мышление;
  • формировать умения соотносить цифры 1,2 с количеством;
  • развивать внимание, связную речь, расширить словарный запас;
  • воспитывать интерес к математике, уважительное отношение друг к другу;
  • Предшествующая работа:

    • прочитать главу "Клад" из повести-сказки Э. Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот";
    • познакомить детей с новыми словами "клад", "кладоискатели";
    • дидактические игры "Чья это мама?", "Цифры";

    Подготовка к занятию:

    Демонстрационный материал:

    • план-карта поиска клада;
    • сотовый телефон;
    • домофон;
    • сундучок,
    • "волшебный" мешочек с геометрическими фигурами,
    • бидончик,
    • запись песни "Вместе весело шагать" В. Шаинского,
    • рюкзак;

    Раздаточный материал:

    • картинки с предметами (в количестве 1 и 2);
    • цифры 1,2;
    • парные предметы: варежки, носки, ботинки, перчатки;
    • домашние животные (взрослые и детёныши);

    Активизация словаря: пара, парные предметы, клад, кладоискатели, лошадь - жеребёнок, корова - телёнок, коза - козлёнок, овца - ягнёнок, пастбище;

    Ход занятия

    1. Организационный момент:

    (Звучит спокойная музыка. Раздается телефонный звонок. Воспитатель отвечает на этот звонок, привлекая внимание детей).

    Воспитатель: - Ребята, мне только что позвонил кот Матроскин. Он просит нас о помощи и обещал прийти к нам в гости.

    (Раздается звонок домофона. Воспитатель берёт трубку и приглашает в группу кота Матроскина).

    2. Создание игровой ситуации:

    Матроскин:

    Здравствуйте, ребятки! Я так к вам спешил. Ваша воспитательница сказала, что вы можете мне помочь. Мы с Дядей Федором и Шариком хотим отыскать клад.

    А вы знаете, что такое "клад"? (ответы детей)

    Так вот, мы хотим отыскать клад, но у нас совсем нет времени, у нас хозяйство большое. Шарик охотится, я ухаживаю за своей коровой, а Дядя Федор дом ремонтирует. Помогите нам. А я вам дам карту, которая поможет найти место, где спрятан клад.

    Воспитатель: - Ну что, ребята? Поможем Матроскину клад найти? (ответы детей)

    (Воспитатель вместе с детьми рассматривает карту-план. Кот Матроскин уходит, прощаясь).

    3. Повторение пройденного материала:

    Воспитатель: - Чтобы найти клад, нам всем надо быть очень внимательными. Ведь надо найти место, где спрятан клад, точно следуя карте. Если мы собьёмся с пути, то клада нам никогда не найти.

    Игра "Четвертый лишний"

    Найдите среди данных предметов лишний.

    Почему этот предмет является лишним?

    Игра "Найди нужную цифру"

    На каждой картинке посчитайте предметы и подберите к ним нужную цифру.

    Игра "Знаете ли вы себя?"

    Отгадайте загадки.

    Воспитатель: - Вы все просто молодцы! Мы с вами быстро отыщем клад.

    4. Знакомство с понятием "пара"

    Воспитатель: (рассматривая карту )

    А вы знаете, что вместе весело шагать по просторам?

    Чтобы не заблудиться и не потеряться, надо разбиться по парам. Мальчик должен встать в пару с девочкой.

    (Звучит песня В. Шаинского "Вместе весело шагать по просторам", а дети разбиваются по парам).

    Воспитатель: - Все ли встали в пары?

    Кого больше мальчиков или девочек? (поровну)

    Воспитатель: (обращая внимание детей на карту)

    Нам неизвестно, что ждет нас в пути, поэтому в дорогу необходимо взять нужные вещи.

    Какие вещи нам будут необходимы?

    (Дети, рассматривая карту, называют вещи, которые будут необходимы).

    Воспитатель: - Но пока я их собирала, они все перепутались. Помогите, найдите пару каждому предмету, так мы узнаем, все ли вещи я приготовила.

    5. Физ.минутка

    6. Закрепление понятия "пара"

    Воспитатель: (рассматривает с детьми карту)

    Наш путь лежит через пастбище, на котором пасутся домашние животные,

    Здесь есть и взрослые животные, и их детёныши. Они тоже бывают озорниками, как и вы, поэтому они разбежались и теперь не могут найти своих мам. Помогите им.

    Игра "Чья это мама?

    (Дети выполняют задание)

    Воспитатель: (Вновь обращает внимание детей к карте)

    Вот мы и нашли сундук, о котором говорил кот Матроскин, но чтобы его открыть, нам нужно решить головоломку. Для каждого квадратика нужно найти свою "заплатку".

    (Дети выполняют задание)

    Воспитатель: - Внимание! Сундучок открыт.

    Что же в нем? (Печенье)

    7. Итог занятия:

    Да, мы с вами прошли трудный путь, и теперь нам необходимо подкрепиться. Мы сейчас узнаем, кому какое печенье достанется. Нам поможет "волшебный" мешочек. В нем лежат геометрические фигуры, по форме похожие на печенье. Какую геометрическую фигурку вы достанете, то печенье и скушаете.

    (Дети выполняют задание)

    (Входит кот Матроскин с бидоном молока)

    Матроскин: - Какие вы все-таки молодцы! Помогли нам клад найти. А я вам принес молока от моей коровушки. Оно очень полезное. Пейте на здоровье. Приятного аппетита. До свидания.

    (Дети моют руки и садятся за столы)

    Тема: «Горе Федоры».

    Цель: Знакомство с цифрой два.

    Количество и счёт: Познакомить с цифрой два, учить сравнивать группы содержащие один и два, два и два предмета, устанавливать равенство и неравенство, называть число предметов обозначать цифрой два. Величина: Закрепить сравнение предметов по ширине.

    Ориентировка в пространстве: упражнять ориентироваться в пространстве относительно себя.

    Технологии, применяемые с целью развития познавательного и творческого потенциала воспитанников и сохранения и развития здоровья: ИТК, технология Воскобовича, технология сохранения и стимулирования здоровья (пальчиковая гимнастика, физминутка).

    Предварительная работа: Знакомство с «Игровизорами приложением «Лабиринт цифр»; Д/и «угадай чего не стало», «Что изменилось?». Рассматривание цифры два, чтение сказки про цифру 2.

    Оборудование: мультимедиа, персонажи – циркачи из Цифроцирка, развивающее пособие «Игровизор» и приложение «Лабиринт цифр» (лист 1 и лист 5), маркеры, салфетки на каждого ребенка; полоски разной ширины на каждого ребенка.

    Словарная работа: широкий, узкий, одинаковые по ширине, «Игровизор», лабиринт.

    Ход занятия:

    Мотивационно-побудительный этап

    Организация детей при помощи загадки:

    Скачет сито по полям,
    А корыто по лугам.
    За лопатою метла
    Вдоль по улице пошла.
    Испугалася коза,
    Растопырила глаза,
    - Что такое? Почему?
    Ничего я не пойму.

    Как вы думаете, из какой сказки этот отрывок?

    Какое же горе у Федоры? -
    Предложение попасть в сказку. (Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова:

    1,2,3 в сказку быстро попади.)

    Открывайте глаза. Вот мы и в сказке.

    Организационно – поисковый этап

    Д/и «Сосчитай и скажи»

    (Звук «Шум посуды»)
    - Как вы думаете, что за шум мы слышим?

    Это чайник за кофейником бежит
    Тараторит, тараторит, дребезжит.
    А за ними блюдца.
    На стаканы - дзынь - натыкаются,
    А стаканы - дзынь - разбиваются.
    (По ходу текста на экране мультимедиа появляются: кофейник, чайник, блюдце, 2 стакана)
    Предложение назвать все одним словом. (Посуда)

    Сколько кофейников? (чайников, блюдец)

    Сосчитайте, сколько стаканов?

    (Дети считают количество посуды и называют число.)

    Показ цифры 2, ее место в числовом ряду на доске.

    А вот эта цифра два,

    Полюбуйся какова:

    Выгибает двойка шею,

    Волочится хвост за нею.

    Задание на карточке (Игровизор)

    (Дети рассматривают и считают стаканы на верхней полоске, отмечают, что их 2. Считают блюдца и определяют, что их -1.)

      Чего больше? (- Стаканов больше, чем блюдец.) Чего меньше? (- Блюдец меньше, чем стаканов.) Как сделать поровну? (- Надо добавить еще одно блюдце.)

    Дети на «Игровизоре дорисовывают одно блюдце на нижней полоске.

    Что меньше: 1 или 2? На сколько?
    - Что больше: 2 или 1? На сколько?
    - Ребята, теперь мы знаем сколько разбилось посуды у Федоры.

    Предложение распределить полотенца по ширине: от самого узкого до самого широкого.

    (Дети рассматривают полоски разной ширины. Размещают полоски от самой узкой до самой широкой. Объясняют свой расклад полосок.)

    Пальчиковая гимнастика.

    И бежит, бренчит. Стучит сковорода: Вы куда? Куда? Куда? Куда? Дети имитируют бег пальцами

    А за нею вилки, Правой рукой изображают вилку: большой палец и мизинец скрещены и прижаты к ладони, остальные выставлены вперед.

    Рюмки да бутылки, Неплотно сжатые кулачки поочередно ставят один на другой.

    Чашки да ложки

    Упражнение Ковшик, затем разъединяют ладони и вытягивают вперед двумя» ковшиками»

    Скачут по дорожке. Дети имитируют бег пальцами

    Предложение возвратиться в группу. (Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова: - 1,2,3 в группу быстро попади.)

    Ориентирование детей на выполнение физ минутки.

    (Дети встают в круг и выполняют физминутку с движениями.)

    Два хлопка над головой,

    Два хлопка перед собой,

    Две руки за спину прячем,

    И на двух ногах поскачем»

    Предложение определить, что у человека по 2, одинаковые ли они. (Дети определяют, что у человека по 2 глаза, 2 брови, 2 уха, 2 руки, 2 ноги,.)

    Д\и «Найди и покажи»

    Цель: закрепить понятие «лево», «право». (Дети под диктовку воспитателя показывают правую или левую часть тела.)

    Использование забавных цифр Воскобовича

    (Дети рассматривают забавных циркачей из цифроцирка и отмечают, что Зайка Двойка похож на цифру 2.)

    Предложение вспомнить небольшое королевство Муравию.

    Использование развивающей игры «Игровизор» и к нему приложение «Лабиринты цифр».

    Задание королевы Мураны: выбрать портреты с цифрой 2 из всех портретов. (Дети выбирают все цифры 2 и обводят их в кружок.) Задание королевы Мураны: помочь Мурашику разместить Ежика Единичку и Зайку Двойку в комнаты во дворце. (Дети рассматривают лабиринт для цифр 1 и 2. Проходят лабиринт, выполняя игровые задания.

    Рефлексивно – корригирующий этап

    Анализ результатов деятельности:

      В какой сказке мы сегодня побывали? Что сегодня узнали нового? Какие игры вам понравились? В какие игры вы еще хотели бы поиграть?

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия по математике в средней группе

    (программа «Радуга»)

    МАДОУ «Детский сад № 9»

    Черных Л. Д.

    Тема: Число и цифра «2»

    П/задачи: Продолжать знакомить детей с числом 2 и понятием «пара».

    Познакомить с цифрой 2, упражнять в соотношении цифры с

    Количеством предметов и подборе парных предметов.

    Закреплять умение различать основные геометрические формы и

    Основные цвета. Развивать познавательную активность.

    Воспитывать организованность.

    Оборудование: Поднос, вода в чашке, серебряные ракушки (разные 2-3 штуки), карточка лупы, серебряные кольца, жемчуг, фотография с лебедями, математический метр, карточки с изображением цифры 2 из наждачной бумаги, на каждого ребенка вылепленные цифры 2, на каждого ребенка изображение цифры 2 – демонстрационный.

    Пары варежек, носков, чашек для игры «Найди пару», карточки «Проведи дорожку» на каждого ребенка, бусинки из жемчужины и ракушки.

    Ход занятия:

    Организационный момент: привлечь внимание детей необычной посылкой

    Ребята, сегодня утром я увидела на окне в группе необычную посылку, посмотрите, что в ней оказалось (рассматривает и перечисляет): вода, ракушки, луна, серебряные кольца.

    От кого могла придти эта посылка, как вы думаете, ребята? Кому очень нравятся все эти предметы? (дети отвечают) – Царице «2»

    А вы хотели бы с ней встретиться снова? (дети отвечают: «Да»)

    Тогда садитесь (показ …)

    - «Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я - Царица двойка. Я рада, что вы узнали, что посылка пришла от меня. Я очень люблю смотреть на воду и на птиц, плавающих в ней. Я заметила, что моя цифра 2, похожа на этих птиц – лебедей, посмотрите. Это цифра 2.

    Посмотрите, цифра 2,

    Полюбуйтесь какова!» (показываю цифру «2» и обвожу ее пальчиком)

    Выгибает двойка шею,

    Волочится хвост за нею.

    Давайте убедимся, что цифра 2 похожа на лебедя. Возьмите свои цифры (двойки, вырезанные из бумаги) и проведите пальчиком от головки до хвоста. (2-3 раза дети обводят цифру)

    - «Выгибает двойка шею,

    Волочится хвост за нею»

    Ребята, давайте сделаем подарок нашей двойке: украсим цифру и каждый подарит Царице - цифру два (Царица «2» хвалит детей)

    - «Спасибо ребята, мне очень нужна ваша помощь. В магазине, где все продается по парам, налетел ветер и все перепутал, разбросал на пол все вещи. Помогите мне найти пару для каждой вещи и сложить их на прилавок». (дети работают на ковре в спальне)

    Спасибо, навели порядок ребята, нашли каждой вещи пару. А теперь можно отдохнуть. Найдите каждый себе пару и поиграем в игру «Пильщики».

    (физ. минутка «Пильщики»)

    Ребята, пока мы наводили порядок в магазине, у нас на столах появились какие-то листочки. Хотите посмотреть?

    Давайте, ребята, соединим линиями цифру «2» с предметами которые должны быть по 2, проведем дорожку.

    Дети, Царица «2» приготовила сюрприз. А сюрприз находится в коробке. На коробке, где изображено 2 красных круга – подарок-сюрприз для девочек, а в коробке, где изображено 2 синих треугольника – подарок-сюрприз для мальчиков. Девочки я думаю, вы легко справитесь с заданием, и определите в какой коробке лежит сюрприз для вас. И вы мальчики тоже легко найдете коробку с подарком-сюрпризом от Царицы 2! Найдите эту коробочку.

    (подарить всем девочкам по жемчужине, а мальчикам по ракушке).

    Молодцы ребята. Любимый камень царицы «2» - жемчуг. Царица «2» дарит девочкам - жемчуг, а мальчикам - ракушки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по математике в средней групппе Программное содержание

    Образовательные задачи:1. - формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом;2.- закрепить п...

    Конспект открытого занятия по математике в средней группе. «Поможем друзьям».

    1. Уточнить представления о порядковом счёте.2. Закреплять умение сравнивать предметы по величине.3. Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические...

    Конспект открытого занятия по математике в средней группе«Путешествие в страну Математики»

    middot; Формировать умение детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, овал и группировать...

    ольга трифонова
    Конспект занятия в средней группе «Числа 1 и 2»

    Конспект занятия в средней группе

    Тема : «Числа 1 и 2 »

    Материал : Счёты, цифры 1 и 2, фишки для игры, кубики для детей по 2 штуки.

    Ход занятия : Сегодня мы с вами пришли на занятие , но не на простое, мы будем сегодня с вами считать на счётах. А вы знаете, что такое счёты? А вот я вам сейчас скажу. Счёты – это предмет, с помощью которого можно считать предметы, игрушки, деньги, товары, которые ваши родители покупают в магазине. Вот раньше в магазинах деньги, которыми ваши родители рассчитывались за купленный товар, считали на счётах, а теперь деньги считают кассиры, сидя за кассами. Показываю детям счёты, дети рассматривают. А сейчас мы с вами будем считать на счётах. Предлагаю детям отложить на счётах одну косточку. Вызываю одного ребёнка. Ниже отложить две косточки.

    Сколько косточек наверху? (ответы детей)

    Сколько косточек внизу? (ответы детей)

    Кто знает цифру 1?

    Покажите вместе с детьми цифру 1. Ставлю её на доску.

    Сколько косточек внизу?

    Внизу 2 косточки.

    Число два обозначается цифрой два.

    Покажите цифру два. Ставлю её на доску. Спрашиваю у детей, после какой цифры, цифра 1 должна стоять? (ответы детей : после цифры 1) .

    Какое число больше 1 или 2 ?

    Какое число меньше ?

    Как сделать, чтобы косточек было поровну – по две? Ответы детей : надо наверху отложить еще одну косточку. Предлагаю сравнить две группы : сколько косточек наверху? (2) .

    Сколько косточек внизу? (2) .

    Что можно сказать про косточки? (их поровну : сколько наверху, столько внизу) . А теперь мы немножко отдохнём.

    Физ. минутка : хлопни, топни, покружись и опять за стол садись. Но к нам ещё пришли в гости кубики. Поиграем с ними. Поставьте на стол один красный, а рядом справа друг на друга два синих кубика. Что можно сказать про синие кубики?

    Синих больше, чем красных. Как сделать, чтобы кубиков было поровну – по одному? Надо убрать один синий кубик. Какой цифрой надо обозначить количество красных кубиков? (2) . Какой цифрой обозначить количество синих кубиков? (2) . Количество красных и синих кубиков обозначено одной цифрой – 2. А теперь поставьте рядом цифры 1 и 2, повторим их название.

    Предлагаю сыграть в игру «Встаньте по парам» . Сначала дети бегают по группе , как только я им показываю цифру 2, они должны встать по два человека, т. е. по парам, проверяю, правильно ли встали дети. Предлагаю опять побегать по группе , если я показываю цифру 1, они должны встать по одному, кто нарушает, правила выбывает из игры.