Как сделать костюм индианки из отреза ткани. Традиционная одежда индии

Махабхарата (древний индийский эпос) рассказывает, что однажды царь Пандав, играя в кости с вражеским кланом Кауравов, проиграл и свою казну, и свое войско, и мать, и братьев, и самого себя. Последней ставкой сделал жену Драупади - и тоже проиграл. Обрадованный победитель приказал привести в зал собраний, где проходила игра, прекрасную Драупади. Но она отказалась прийти, говоря, что еще не одета. Тогда слуга схватил ее за волосы и поволок, как простую рабыню. И вот все увидели горько плачущую Драупади, из последних сил она удерживала наполовину спустившееся платье. В скорби, не поднимая головы, стояли ее мужья. А враги разразились злорадным смехом. Довольны они были, что удалось им оскорбить Пандавов. Один их Кауравов решил сорвать с Драупади одежду, чтобы навеки покрыть ее имя позором. Как ни старался обнажить ее Каурав, Драупади оставалась одетой.
Тогда распутные победители схватили один конец тонкого материала, в который она была скромно и тщательно задрапирована. Они продолжали тянуть его и распутывать, но тщетно.Так, 5000 лет назад, в первый раз в письменном источнике была упомянута древняя индийская женская одежда - сари.
Самый простой способ заинтриговать мужчину - одеть элегантное сари, открывающее часть спины. Оно выгодно подчеркнет фигуру и в тоже время скроет недостатки. В сари женщина становится хрупкой и женственной. Сари не зависит от веяний моды. Надевая его, женщина создает стиль своими руками, меняя драпировку, экспериментируя с цветом и тканью. Вот почему сари становится все популярнее по всему миру. Успех сари заключен в его простоте, комфорте и элегантности.
Сари не изменилось за века. Различные народности Индии со временем лишь вносили свой вклад, употребляя разнообразные ткани для изготовления сари, применяя новые способы драпировки. Жители южной Индии традиционно драпируют девятиярдовое сари (примерно 8,2 м) в виде шароваров. У народностей, проживающих на территории центральной и южной Индии оно выглядит как длинное европейское платье. Некоторые племена носят сари без блузок. Длина классического шестиярдового сари (5,5 м) позволяет сделать складки на нижней части сари и обернуть его вокруг тела через плечо, что выглядит очень элегантно.



Сари - гордость индийской женщины. Оно может быть исполнено из сверкающего шелка или тончайшего хлопка, в пастельных тонах или пышно украшенное цветами. Его вышивают золотыми нитями, украшают окантовкой. Сари бывают романтичными, шикарными, скромными, яркими, изысканными и невинными.
Сари - чрезвычайно гибкая одежда. Оно состоит из простого прямоугольного куска материала (обычно 8 метров в длину), который обертывают вокруг женского тела. Модельеры древности, создавшие эту универсальную одежду, не предполагали, что она станет явлением в истории мировой моды. Современные дизайнеры отмечают в сари, помимо таких эстетических качеств, как красота и изящность, еще и практичность: его легко стирать и гладить, оно не стесняет движений, выгодно подчеркивает женский силуэт, и в то же время скрывает недостатки фигуры. Наблюдая со стороны, наверное, не без присущего женщинам любопытства, за бесконечной сменой тенденций мировой моды, индианки и сегодня остаются верны своей национальной одежде. Ткачество издревле было ремеслом семейным, профессиональные секреты передавались из поколения в поколение. Ткацкое ремесло тяжелое и трудоемкое, поэтому чаще им занимаются мужчины. Самый дорогой заказ выполняют юноши с чувствительными пальцами, ткут в определенное время суток, чтобы глаза могли видеть естественный цвет нити. Нити прядут из коконов шелкопряда. Потом их вываривают, окрашивают и наматывают на бобины. Окрашивают специальными красками, секрет приготовления которых каждая семья ткачей хранит в тайне. Краски славятся своей стойкостью, они не линяют и не выгорают на солнце.
Модельеры древности, создавшие эту универсальную одежду, не предполагали, что она станет явлением в истории мировой моды. Современные дизайнеры отмечают в сари, помимо таких эстетических качеств, как красота и изящность, еще и практичность: его легко стирать и гладить, оно не стесняет движений, выгодно подчеркивает женский силуэт, и в то же время скрывает недостатки фигуры. Наблюдая со стороны, наверное, не без присущего женщинам любопытства, за бесконечной сменой тенденций мировой моды, индианки и сегодня остаются верны своей национальной одежде. Ткачество издревле было ремеслом семейным, профессиональные секреты передавались из поколения в поколение. Ткацкое ремесло тяжелое и трудоемкое, поэтому чаще им занимаются мужчины. Самый дорогой заказ выполняют юноши с чувствительными пальцами, ткут в определенное время суток, чтобы глаза могли видеть естественный цвет нити. Нити прядут из коконов шелкопряда. Потом их вываривают, окрашивают и наматывают на бобины. Окрашивают специальными красками, секрет приготовления которых каждая семья ткачей хранит в тайне. Краски славятся своей стойкостью, они не линяют и не выгорают на солнце.
Индийские ткани уникальны. Они обладают замечательными свойствами и предоставляют безграничные возможности для моделирования. Они ценятся за потрясающие сияющие расцветки и богатое украшение разнообразными орнаментами. Некоторые образцы излучают такой свет, как-будто это не ткань, а горсть самоцветов.
В древности в Индии по одежде можно было определить принадлежность к роду и сословию. Для простых людей существовали хлопковые ткани, а для членов королевских семей ткали золотую или серебрянную парчу. Индийская парча представляет собой шелковую основу с вплетенными в нее золотыми или серебряными нитями. Эти нити образуют на ткани нежные цветочные узоры. Но не только по виду материала или цвету выделяли касту — в Индии даже драпировка сари означала многое и существовали специальные правила. Сегодня, конечно, о кастовой принадлежности говорить не приходится, но способы различных драпировок до сих пор существуют.
В Индии и сегодня многие полотна ткут на станках вручную. Но в европейские страны поступают материалы, изготовленные промышленным способом, что никак не лишает их своей уникальности.
Важно заметить, что в последних коллекциях мировых дизайнеров присутствуют модели сари. Это вечерние платья ярких расцветок, расшитые золотом или серебром, а также украшенные самоцветами. В этой одежде женщина выглядит стильно, элегантно и привлекательно
Находки, относящиеся к III тысячелетию до н.э., позволяют говорить о том, что основой современной нешитой одежды как раз являются элементы древнейшего мужского и женского индийского костюма.
Переселение мусульман из Центральной Азии и нашествие иноземных народов имеют прямую связь с появлением и дальнейшим утверждением в Индии сшитых видов одежды.
У простых людей по-прежнему сохраняются традиционные элементы индийского костюма.
Шитый костюм со временем завоевывает господствующее положение в официальной жизни.
Не могло не сказаться на развитии индийской одежды сближение с западной культурой. Это явление в наибольшей степени отразилось на мужской одежде.
Женщины же до последнего времени хранили верность индийской традиционной одежде.
В XIX в. англичане привезли в Индию сюртуки, брюки и даже свои пилотки. Приобщение к европейской моде сказалось в изменении силуэта платья индийских женщин.
Например, свободная национальная рубаха, приближаясь к формам европейского платья, становится все более прилегающей.
Индийская одежда очень богата в своём разнообразии разновидностей и видов стилей и способов драпировки. Поэтому выделяют Пенджабский, Гуджаратский и другие согласно индийским штатам (районам) национальные костюмы.

Как бы мы не делали юбку или штаны (или дхоти), веер (fan) от этого почти не зависит.

Что такое веер?

Это прямоугольный отрез ткани (чаще это - паллав), который собирается в вертикальные складки и подвешивается к поясу. Боковые его части незаметно фиксируют к одежде, чтобы при приседании или ином разведении коленей, веер раскрывался, радуя зрителей неожиданным великолепием костюма (особенно, если он представляет собой паллав - самую яркую и интересно расшитую или расписанную часть сари). Какой ширины складки? Некоторые мельчат по 4см, некоторые закладывают те самые широкие складки по 10-12см., что характерны для драпировки сари.

Предлагаю избрать золотую середину. Крупные складки буду слабо создавать эффект веера, а слишком мелкие будут напоминать западную плиссировку, юбки из которой Вы, может быть, носили в далеком советском детстве. Средний вариант - 15-20 складок. Ширина веера - это ширина сари, то есть 110-115см. Можно взять чуть шире, но уже - не советую. Иначе, когда Вы присядете, веер станет "колом" совсем не по-индийски. То есть, складки получаются 5,5 - 7,5 см. Когда Вы соберете складки и выверите их, заколите пачку складок английской булавкой в начале, в середине и в конце. А затем пройдитесь наметкой по середине получившейся толстой полосы. Так Вам будет намного легче заглаживать складки, потому что они не будут разъезжаться. Потом Вы, конечно, эту наметку распустите.

Есть два способа создания складок.

  • Первый: Вы непрерывно собираете складки. Как пришить, чтобы все они не были направлены в одну сторону и сделать веер симметричным? Пройдемся очень мелкими стежками, как будто наметывая, по той линии, что должна собрать наш веер. Теперь затянем нити, получится, что мы собрали веер так, что Вам не пришлось разворачивать заутюженные складки в одну из сторон, то есть ассиметрично, и все грани складок смотрят точно вперед.
  • Второй способ: создаем вертикальную полосу без складок 8-12см посередине веера путем пришивания там яркой каймы. А затем и слева, и справа закладываем складочки, направляя грани к этой полосе. Получается зеркальная картинка. Что, уже мучаетесь, что выбрать? Это - только начало. Веер - прекрасное поле для фантазии.

(на фото Divadance слева - юбочный костюм с двумя веерами, основной веер - паллав, является частью юбки; как сделать этот костюм - описано ниже).

Конечно, у Вас должен возникнуть вопрос: а что же будет, когда мы постираем костюм? Снова веер заглаживать? Ужас какой-то! Можно и так поступить. А можно застрочить каждую грань каждой складки, отступив не больше миллиметра от грани. Один раз напрячься, но зато потом разгладить - плевое дело. Выбирайте, что Вам проще.

Приделали выбранный веер - получили "одновеерный" костюм. Кстати, веер может быть не отдельным куском материи, а неотделимой частью юбки. Это мы рассмотрим в крое юбки. Но и в этом случае собирать в складки, заметывать и заглаживать его мы будем так же, как описывалось выше.

Чаще всего делают костюм с двумя веерами (как на последнем фото). Второй веер - маленький или "верхний". Он может являться логическим продолжением перевязи в драпировке, при которой паллав перекидывается не назад, а вперед и закрывает грудь. Мы можем сделать его из того же материала, что и основной, а можем сделать другим. Длина его сильно варьируется: от 5 и до 25 см. Замечу лишь, что длинный верхний веер зрительно нередко увеличивает таз или нарушает гармоничные пропорции. Поэкспериментируйте с его длиной, сокращая и увеличивая ее, чтобы понять при какой длине Ваша фигура будет смотреться гармоничнее.

Есть еще костюм из трех вееров, расположенных друг над другом. Они могут быть все одинаковыми и их кайма может идти на равной удаленности друг от друга. Но можно поступить и по-другому: верхний веер будет отличаться и находиться, так сказать, особнячком. Видите, чем дальше, тем больше возможности выбора фосона.

С чоли и веером мы разобрались. Может быть даже определились. Теперь о самом главном: юбка, дхоти или брюки плюс, прилагающиеся к этому, перевязь и набедренник.

В отношении к ним рассмотрим три способа создания костюма:

  • 1). Драпировка и только драпировка сари,
  • 2). Драпируем, но кое-где разрезаем , кое-где сшиваем и т.п.образом "хитрим"
  • 3). Современным образом сшитый костюм (штаны так штаны и все детали шьются отдельно).

Сначала задумаемся о происхождении костюма для бхаратанатьям. Думаете, древние индийцы шили столько предметов: перевязь, штаны, набедренник, да еще два веера? Нет, конечно. Так как основной одеждой в Индии была, и, пожалуй, еще остается сари, то и танцевальный костюм представлял из себя драпировку сари, только несколько отличную от обыденной, учитывая особенности движений в танце.

Драппировка сари для танцовщицы

Самая традиционная драпировка сари называется "ниви".

Сначала одевается чоли и нижняя юбка. Затем мы начинаем создавать "юбку" из сари. Если сари по сути прямое, а не "клеш", то как, спросите Вы можно ходить в длинной и прямой юбке без вытачек? За счет складок. Вы начинаете с правого бока и "мотаете" сари налево. При этом Вы закладываете верхнюю кромку за пояс нижней юбки, чтобы сари с Вас не спадало. Вот Вы прошли один круг. Теперь на левом боку или спереди соберите 5-7 складок на сари, каждая по 10-12 см. Для надежности, их можно закрепить с помощью булавки. Заправьте кромку собранных Вами складок за юбку. Складки должны смотреть в левую сторону. Еще раз оберните вокруг себя сари, а затем свободный край перекиньте через левое плечо. Если он спадает с плеча, то его можно прикрепить к чоли булавкой. Если в таком сари хотят танцевать или работать по дому (то есть свободный край будет мешать), то его проводят под правым плечом к левому бедру и затыкают за одежду в районе левого бедра.

Вот теперь представьте, что Вам активно двигаться надо, да еще и присаживаться глубоко в плие, опускаться на пол. Надо эту одежду укоротить. Так мы загибаем сари вдоль верхней кромки так, чтобы длина его была намного короче. Или же отрезаем лишнее. Плюс начинаем обматываться не с правого бока а почти с середины переда, тогда затыкаемый за пояс конец станет чуть длиннее, а мы его заткнем не у левого бедра, а посередине: вот Вам и веер из паллава получился. Если все-таки конец мы оставляем маленький, то получится маленький веер, а складки, которые мы закладывали - и есть главный веер в юбочном драпировочном костюме.

Есть и другой вариант: начинаем формировать юбку с середины или с правого бока, но идем в другом направлении - слева-направо. Обойдя круг, складки закладываем такие же и там же, а дальше ведем конец сари по правому бедру назад, затем по спине вверх, через левое плечо вперед на грудь. Чтобы паллав, оказавшийся на груди (та самая наша "перевязь") не болтался, его прихватывают поясом.

Если у Вас тонкое и нежное по фактуре сари, то, несмотря на кучу складок, Вы получите истинно индийский юбочный костюм, в котором можно легко и удобно танцевать. Но сейчас такие костюмы - редкость. В той или иной степени и сами индийцы, и не индийцы, исполняющие классические индийские танцы, используют возможности современного, так сказать, швейного дела. Вы можете возмутиться: какого же черта мы тут в сари долго и упорно заматываемся?! Но если современный костюм является имитацией старого драпировочного, то надо знать и понимать, что мы имитируем, чтобы не дойти до костюма, который на индийский слабо будет похож!

Мы драпировали юбочный костюм, теперь надо исполнить вариант дхоти . После ряда выступлений Divadance-коллективов, как в юбке, так и в дхоти, могу сказать, что в дхоти многие движения смотрятся выигрышнее - "виднее". Но зато в юбке танцовщица выглядит женственно. Чтобы выглядеть женственно и в дхоти, надо выбирать очень нежную ткань.

Разберем драпировку "рыбий хвост" , которую еще в древние временя использовала знать и танцовщики.

Расправляем сари за спиной, так, чтобы изнаночная сторона, разумеется, прилегала к телу и натягиваем концы сари перед собой. Сторона с паллавом должна быть справа. Натягивая сари вперед руками, почти сведенными, мы словно стараемся разделить сари на две равные части (паллав в этом делении не участвует, мы его не учитываем). Когда нам удалось уравнять выведенные вперед части сари, мы захватываем ткань сари обеих половинок в районе, где обыкновенно в брюках застегивается молния, и завязываем эту ткань узлом. Получаем как бы юбку с болтающимися спереди двумя полотнищами. Теперь берем левое полотнище и пропускаем его между ног назад и влево. Оборачиваем ткань вокруг левой ноги, создавая штанину. Выводим вперед, собираем конец полотнища в складки и заправляем себе за пояс спереди - слева. То же делаем с правым полотнищем. Паллав у нас как бы лишний: вот он у нас и повиснет между ног, собранный в складки, как веер. Извернемся посмотреть, что творится сзади. А там наши бывшие полотнища, а теперь штанины расходятся вверх на наши бока буквой"V". Чтобы они не разошлись потом, где не надо, мы, не меняя созданного костюма, оттягиваем ткань этих бывших полотнищ вверх и к центру и заправляем "за пояс" (если это вообще можно назвать поясом). Не забудем про английские булавки, которые могут нам помочь в фиксации сари.

Современный пошив

В драпировочном костюме есть много минусов: долго драпируемся, много складок на теле, не разгуляешься с разными фасонами. Противоположность драпировке - третий, указанные Выше способ - это исполнение костюма сугубо современными европейскими способами пошива одежды . То есть дхоти - уже не дхоти, а просто брюки, перевязь - просто передничек с одной лямкой, а набедренник - точно посаженная округлая кокетка со множеством вытачек. Как это сделать? Заказываете (или шьете) брюки прямые, но к низу зауженные (или можно собрать их в складку). Некоторые делают шальвары, как в восточных танцах. По идее они не должны были узкими и очень облегающими, но все чаще можно увидеть именно такие. Главное - чтобы точка соединения внутренних швов штанин была четко у физиологически нужного места, а не провисала вниз, иначе Вы не сможете принять одну из наиболее распространенных позиций - сесть в глубокое плие. Как понять, где должна быть длина изделия? Пойдем логическим путем. Прямо над щиколоткой, точнее, над боковой выпирающей косточкой, Вы наденете полосу ножных колокольчиков, шириной около 10 см. Если у Вас их еще нет, повяжите соответствующей ширины полоску ткани. Ваши штаны должны заканчиваться незадолго перед колокольчиками (которые, кстати, называются гхунгуру), не налезая на них.

Как сделать передничек с одной лямкой, пусть и с заложенными и заутюженными по всему его протяжению вертикальными складочками, может сообразить любая швея. То же относится и к набедреннику - фактически это полукруглый широкий пояс, похожий на кокетку у юбки, в которую можно заложить вытачки как в кокетке, по длине пустить ту самую кайму и сузить - свести "на нет" спереди, как справа, так и слева.

Но, одев почти европейские штанишки, некрасиво увеличивающие таз своим зауженным силуэтом вкупе с набедренником, а также передничек с одной лямкой, Вы рискуете потерять ту самую индийскую гармонию исконного костюма, создаваемого драпировкой. Который, кстати говоря, женскую фигуру уродливой не делает. А зрители, глядя на Вас, будут недоумевать, зачем у Вас, одетой в столь понятную и привычную западному человеку одежду между ног болтается какая-то тряпка столбиком. Смотрится веер в этом одеянии обычно очень несуразно.

Компромисс

Поэтому обратимся к среднему - компромиссному варианту . Где-то будем драпироваться, где-то шить. Сначала оговорюсь, что я приведу лишь один из возможных вариантов юбочного костюма и костюма дхоти. Проявив фантазию, можно сделать еще много интересных фасонов, которые я наблюдала в видео бхарата натьям. Фактически юбка для бхарата натьям - это прямая юбка со вставкой многочисленных складок точно спереди. Раскроим юбку как прямоугольник. Длиной будет наш объем бедер плюс ширина веера. Хотя я еще прибавляла 15 см, иначе тесновато получается. Конечно, вырезая эту часть сари, не забудьте и про подгиб. Договоримся, что впредь я о нем уже не заговорю - и так ясно, что где есть необработанный в виде каймы край, там требуется подгиб или 1-2 см на оверлок.

Шириной прямоугольника пока является ширина сари, но для нас такая юбка - длинновата. Можно сразу ее укоротить. Принцип определения длины мы уже рассмотрели, описывая штаны. Отрезаем лишнее вместе с той каймой, где будет верх изделия (кайма по низу изделия нам необходима). Это лишнее потом пойдет на пошив набедренника (его можно сшить с вытачками, как на кокетке, что мы уже обсуждали). Короткие стороны прямоугольника сшиваете почти до верха, оставив 10-15 см, чтобы потом влезать в юбку. Теперь повязываете себе широкую корсажную ленту на талию, где будет предполагаемый пояс. Заложим складки веера (делаем его, как описывалось выше), натянем получившуюся прямую юбку на бедра. Посадим верх юбки на корсажную ленту, защипывая небольшие складки там, где в европейских юбках вытачки: две на спине и две спереди, плюс там, где обычно на юбках проходит боковой шов. Снимаем юбку, дважды загибаем внутрь необработанный край ткани, чтобы наметать и одной строчкой пристрочить потом ткань сари к корсажной ленте, спрятав разволокняющийся срез ткани (а сари ой как сыпаться любят!). Осталось приладить крепеж в том месте, где мы в юбку влезать собирались в будущем. Заметим, что веером является складчатая часть юбки - туда можно пустить паллав, а можно использовать лишь обычную часть сари.

Теперь о дхоти (на фото справа и слева - костюм - дхоти, а перевязь - по схеме см.ниже). Возьмем опять прямоугольник. Для меня подошел фрагмент сари длиной 270см (включая подгиб), учитывая 46 размер. Вы можете убавить или прибавить соответственно размеру. Ширина прямоугольника зависит от длины изделия. Если ничего не отрезать (или не заворачивать), то дхоти будут до ступней, что нам не подходит. Поэтому, как и в случае с юбкой, мы отрезаем полосу около 25см. Делаем драпировку "рыбий хвост". Отличием будет то, что из-за меньшей длины Вам некуда будет заправлять концы. Полотнища штанин кончатся где-то на середине передней поверхности бедра. Здесь-то мы их и можем прихватить в паре мест к иным слоям штанин. Не переусердствуйте: ведь при движении, слои будут "ездить" друг по другу, обеспечивая свободу движений. Именно в дхоти так легко приседать в глубокое плие, не чувствуя натяжения ткани ни в колене, ни между ног. Именно там, где кончились наши полотнища, мы и будем незаметными стежками прикреплять веер. Заодно и концы полотнищ будут спрятаны. Кстати, именно при этом способе создания костюма, мы создаем тот неровный низ у дхоти, который и должен быть: где один дугообразный фрагмент ткани перехлестывается с другим.

Теперь самое время вшить на месте завязывания молнию, а везде, где мы затыкали и заправляли ткань - подшить. Так мы сможем снимать и одевать дхоти, не заматываясь каждый раз. Перед тем, как делать все это с трудом добытым сари, можно поэкспериментировать на другой ткани. Чем хорош этот вариант - не надо быть большим специалистом в шитье, чтобы сделать такое.

Тем, кто все-таки хочет брюки, могу посоветовать найти такие выкройки брюк, что наиболее схожи по фотографии готового изделия с тем, что Вы увидите в зеркале, задрапировавшись в дхоти.


Перевязь. По сути это - полоса материи, идущая от правого бока в ту же точку, проходя через левое плечо. Можно, конечно, пустить кусок сари через плечо, но, если мы хотим избавиться от излишней толщи ткани, то схитрим: сузим эту полосу там, где она не нужна в широком виде: в задней ее части. Найдем боковую точку юбки справа, от нее измерительную ленту перекинем через левое плечо и вернемся к той же точке.

Так мы получим длину изделия. Прибавим 10-20 см на то, чтобы некоторая часть ткани ушла под одежду спереди и сзади. Или наоборот, эта часть ткани будет выглядывать из-под пояса. Вычертим вдоль каймы сари полосу этой длины шириной 15-30 см, включая кайму. Теперь найдем на полосе местояч, где будет наше плечо. Развернем ткань так, чтобы кайма была справа. Отступим от метки плеча еще 5-10 см вверх (чем шире кайма, тем больше отступаем) и проведем здесь линию, пересекающую нашу полосу. От этой линии мы будем расширять нашу перевязь, проведя косую линию от левого края полосы вверх-влево. Практически под 45 градусов (возможны колебания). Эта расширяющаяся часть будет у нас на груди. Чтобы эта часть изделия выглядела солиднее, к косой линии пришъем кайму. Полученная перевязь смотрится намного более по-индийски, чем плоский передничек, который еще и грудь делает похожий на стиральную доску: плоской и в ребрышках.

Только на первый взгляд кажется, что у всех исполнителей индийских классических танцев внутри одного стиля одинаковые по фасону костюмы. Фасонов большое множество, даже учитывая разнообразные комбинации вышеперечисленного. Смелее выбирайте, экспериментируйте, творите…

Классический индийский танец бхаратанатьям (много статей по этому стилю )

Этно-вечеринка "азрар" - март 2011г.

Здесь костюм создан с помощью настоящей драппировки дхоти, зафиксированной с помощью швейной машинки. Получился удобный, хорошо сидящий костюм, во многом за счет мягкости шифона. После оборачивания вокруг ног, оставшийся конец искусственно созданного из отреза шифона сари собран в складки, которые служат веером.

Классический индийский танец в стиле бхаратанатьям (bharatanatyam)

"Джатисварам"

концерт - вечеринка "Диваданс" в клубе "Территория Ultra " 11.04.2010г.

Здесь вокруг ног сделана тоже драппировка дхоти настоящего сари (выбрано тонкое и нежное на ощупь), затем к получившимся штанам прикреплен веер, сшитый из паллу (паллава)

Елена Стеценко Хореография - старинная (традиционная)

Вся эта рукодельная история началась с того, что один мальчик, десяти лет от роду, попросил маму обеспечить его карнавальным костюмом к школьному новогоднему утреннику. И захотелось этому мальчику примерить на себя колоритный образ североамериканского индейца. Мама, конечно, предлагала ему много других вариантов, разных и хороших, - от мушкетера и былинного богатыря до рыцаря в доспехах и Аладдина в чалме. Но в итоге все равно пришлось иметь дело с индейцем.

Почему я озаботилась созданием костюма индейца своими руками, а не купила его в магазине? Во-первых, потому что в магазинах небольшого городка, в котором мы живем, очень сложно найти готовые костюмы на детей старше 6-7 лет. Во-вторых, потому, что я совершенно забыла о возможности заказать этот наряд в интернет-магазине. А когда вспомнила, подходящих размеров для моего ребенка там уже не было. И, в-третьих, просто появилось желание порукодельничать.

Мастерить костюм пришлось впопыхах – накануне утренника. Поэтому все делалось на скорую руку. Швейной машинки у меня нет. Но, в конце концов, у настоящих индейцев швейных машинок тоже не водилось. Настоящему индейцу завсегда везде ништяк, как поется в одной песне, и из-за таких пустяков они не огорчаются.

Как сделать для мальчика костюм индейца, если у вас нет швейной машинки

Состоит всего из двух элементов – импровизированного пончо и повязки на голову. Именно эти вещи я делала своими руками. И, как мне кажется, их вполне достаточно для того, чтобы создать яркий «индейский» образ. А под пончо ребенок надел обычные джинсы и водолазку. Кстати, водолазку я постаралась купить такую, чтобы она совпадала по цвету с тканью, из которой создано пончо. Но, наверное, подошла бы любая светлая фуфайка с «горлышком» и длинными рукавами.

При создании костюма были использованы:

  • отрез плотной ткани (бязь) размером 1Х1 м;
  • моток акриловой пряжи красного цвета;
  • ситцевая ткань красного цвета размером 1Х1,2 м;
  • узкие ленточки черного и коричневого цвета шириной по 0,5 см;
  • обрезки джинсовой ткани черного цвета (из домашних «закромов»);
  • швейные нитки № 40 черного и оранжевого цвета;
  • клеевая лента «паутинка»;
  • меховые брелоки для мобильного телефона – 2 шт.;
  • цветная крепированная бумага;
  • трубочки для коктейля – 2 шт.;
  • прозрачный канцелярский скотч;
  • двусторонний скотч.

  • Сначала на свет появилась повязка с «перьями». Был отрезан кусок красной ситцевой ткани длиной 1 м и шириной 0,4 м. Я его сложила по длине в несколько раз так, чтобы получилась широкая полоса, полностью закрывающая лоб ребенка. Подвески с меховыми «хвостиками» пришивала к повязке вручную, а самодельные «перья» закрепила с помощью скотча, замаскировав их нижние края в подгибах ткани.


    Перья, как видно на фото, изготовлены из трубочек для коктейля и креп-бумаги. Трубочки я разрезала вдоль маленькими маникюрными ножницами. Из креп-бумаги разных цветов вырезала прямоугольники длиной примерно по 20-22 см и шириной около 5 см. Закруглила края так, чтобы бумажные заготовки стали больше похожими на птичьи перья и сделала многочисленные надрезы по всему периметру.

    Креп-бумага сама по себе невероятно тонка и рвется от малейшего прикосновения. Наносить на нее какой-либо клей – гиблое дело, поэтому я решила закрепить ее на каркасах из коктейльных трубочек с помощью двустороннего скотча. Полосочки скотча должны быть очень узкими – я резала их «лапшой» шириной по 2-3 мм и с помощью зубочистки прижимала к внутренней стороне трубочек. Затем также аккуратно, орудуя зубочистками, «сажала» на этот скотч бумажные заготовки. При этом «перья» у меня слегка помялись, но зато приобрели более правдоподобный и естественный вид.


    Я сделала всего три разноцветных пера и решила, что этого вполне достаточно. Сначала в планах было склеить головной убор в виде «венца», но потом поняла, что у меня не хватит на это ни сил, ни времени. Поэтому решила довольствоваться малым.


    «Ножки» перьев на повязке были зафиксированы скотчем. Крепление оказалось достаточно надежным – я, честно говоря, даже не надеялась на такую прочность. Ребенок на утреннике бегал, прыгал и «отрывался», как только мог, но ни одно перо с его головы не упало.


    Подвески к головному убору – это брелоки для мобильников. У них есть текстильные петли длиной около 5 см. В эти петли я продела черные ленточки (по 20 см в длину каждая), согнув их пополам и закрепив с «изнанки» головной повязки.

    А теперь несколько слов о том, как «рождалось» . Наверняка сейчас какие-нибудь прилежные рукодельницы раскритикуют меня в пух и прах за варварские методы. Но еще раз повторюсь: костюм я мастерила при полном отсутствии швейной машинки, и времени у меня было в обрез.


    Основой пончо стал квадратный отрез бязи. По его центру я вырезала ромбовидное отверстие для головы, ориентируясь на размеры своего ребенка. Вручную обметала края этого отверстия оранжевыми нитками.

    Из остатков красного ситца нарезала 4 полосы шириной по 15 см и длиной по 80 и придала им «бахромчатый» вид. На поверхности пончо декоративные красные полосы с бахромой были закреплены посредством клеевой ленты (паутинки): ее нужно проложить между двумя слоями ткани и прогладить это место не слишком горячим утюгом.

    Из черных обрезков джинсовой ткани получилось 12 квадратиков, которые я тоже использовала в качестве декоративных элементов. Обметала их по периметру черными нитками и пришила вдоль красных полос, располагая на одинаковом расстоянии друг от друга. Под центральным передним квадратиком закрепила концы черных и коричневых лент, спустив их свободные концы вниз, - получилось еще одно простое украшение.

    Самым трудоемким процессом оказалась обработка нижних краев пончо. Я решила их оформить имитацией бахромы из акриловой пряжи. По всему периметру пончо я сделала множество прорезей шириной 0,7-0,8 см.

    В прорези продевала сложенные в три раза акриловые нити, завязывала их двойными узлами и подрезала концы, отступая от узелка приблизительно на 8-10 см.

    И вот что в итоге получилось. Ребенок был очень доволен, а поэтому я смею думать, что с поставленной задачей, в принципе, справилась.


    С приближением новогодних праздников мамы все чаще задумываются о том, какой наряд подобрать дочке. Если ваш выбор пал на новогодний костюм индианки, то, надеемся, несколько советов смогут помочь вам сделать его в домашних условиях. Традиционно такой костюм состоит из чоли, юбки и сари.

    Чоли – это одежда, наподобие топа или блузки, с короткими зауженными рукавами. На самом деле, эта деталь наряда может вызвать сложности у непрофессиональных портних, но вы же не собираетесь сшить одежду идентичную настоящей. Ваша задача – сделать стилизованный костюм индийской девушки. Создать чоли вы сможете из подходящей под цвет сари футболки, что плотно прилегает к телу. Ее нужно немного обрезать, так как по традиции этот топ не должен быть ниже пупка. Край после этого следует аккуратно подогнуть и прострочить на машинке. Настоящее чоли имеет V-образный вырез, но, не думаем, что кто-то вас осудит, если вы сделаете по-другому.

    Несложной в исполнении будет и юбка. Шьют ее по принципу юбки полусолнце. Но следует учитывать, что по длине она должна быть немного короче верхнего наряда, приблизительно на 3-4 сантиметра.

    Самый ответственный, но не самый сложный момент – это пошив сари. Шить, правда, придется совсем немного, ведь традиционная индийская одежда состоит фактически из длинного отрезка ткани. Но к выбору материала постарайтесь подойти с ответственностью. Не стоит останавливаться на жестких тканях, потому что они не слишком хорошо смотрятся на теле, и ребенку будет некомфортно в наряде. Вы можете использовать любой легкий материал. На костюм индианки для девочки нужен отрезок размером примерно 70 см на 4 м (все зависит от возраста и комплекции ребенка). Все края ткани нужно осторожно подогнуть и прогладить, а потом прострочить на машинке.

    Индийские костюмы богаты на декоративные элементы. Не поскупитесь на них и вы. Стоит приобрести в магазине фурнитуры бисер и стразы, которые можно клеить утюгом. А верх и низ сари можно обшить декоративной лентой. Особое внимание уделите украшениям. Костюм требует множества браслетов на руках и ногах и украшения для волос.

    Если вы хорошо управляетесь со швейной машинкой, то сможете создать и другой вариант индийского наряда – брючный костюм. Чоли в этом случае тоже необходимо, но оно уже ярче декорируется, ведь зачастую не прикрывается «хвостом» ткани. А вместо юбки и сари используются и набедренная юбка, что надевается поверх брюк. Крой таких штанишек не очень сложный.

    Варианты костюмов индианки для девочки.

    Индийская одежда знаменита своей цветовой насыщенностью. Одежда для женщин, такая, например, как сари , подчёркивает в них женственность, а мужская комфортна и удобна в условиях жаркого климата. Индийские наряды также разнообразны, как и вся индийская субкультура. Каждая деревня, город, регион отличаются друг от друга не только образом жизни, языком, пищей, но и стилем ношения, цветовой гаммой, способом драпировки одежды. Здесь не существует строгого единообразия, хотя и просматривается общий стиль.

    Женская одежда

    является одним из самых прекрасных нарядов, которые носят индианки. Когда кто-либо представляет себе индийскую женщину, первое, что приходит на ум — это сари, в которое одета женщина.

    Сари — это прямоугольный кусок ткани, как правило, от 5 до 9 метров в длину, сотканный из нежного хлопка или шёлка. Однотонное или с цветочными узорами оно может быть как повседневным, так и праздничным, расшитым золотыми нитями и блёстками. Хотя существует множество способов драпировки сари, наиболее распространённым является стиль, следуя которому индийские женщины обвязывают сари вокруг талии, формируя впереди складки, а конец (паллу ) перебрасывают через плечо, закрывая грудь. Сари одевают с блузкой, называемой чоли или равика , и нижней юбкой.

    Особо ценятся сари ручной работы, сотканные для свадеб и торжеств. Узор для таких сари индивидуален. После выполненной работы мастер уничтожает рисунки и эскизы узоров. Поэтому, модница, надевшая такое сари, может не переживать: на празднике в этом наряде она будет неповторима.

    Цветовая гамма сари поражает многообразием и способна удовлетворить самое капризное желание. Женщина, одетая в сари, обворожительна, изящна и грациозна. В этой индийской одежде она выглядит стройнее и женственнее. Сари — это национальная гордость Индии. И бесспорно одно — традиция ношения сари, существующая тысячи лет, не исчезнет здесь никогда.




    (шальвар камиз) является традиционной одеждой индийских женщин. Из-за особенной популярности в районе Пенджаба сальвар камиз обычно называют панджаби. Мода на сальвар камиз зародилась несколько столетий тому назад в Афганистане, и благодаря кабульским пуштунам (патханам) она проникла в Индию, а затем распространилась по всей Южной Азии. И в наши дни этот прекрасный наряд не менее популярен среди индийских женщин. В Пакистане и Афганистане сальвар камиз, носят как мужчины, так и женщины.

    Сальвар (шальвар) — это штаны, свободные и довольно широкие в верхней части, благодаря множеству складок, и зауженные в нижней. Камиз означает длинную тунику, по бокам которой оставляют разрезы, называемые чаак , которые доходят до талии, что очень удобно при ходьбе. Длина камиза, согласно традиционному стилю, должна быть до колен. Разнообразные вырезы украшают орнаментом, зеркалами, блёстками и вышивкой. Сами костюмы шьются в различных стилях, в которых камизы сочетаются с чуридарами (узкими штанами, собирающимися складками на щиколотке),сальварами в стиле Патиала (шаровары со множеством складок на кокетке и на брючине), шарарами (клешеными от бедра штанами). В дополнение к сальвар камизу женщины одевают длинный и широкий шарф, называемый дупатта (dupatta ) или чунни (chunni ). Существует множество способов ношения дупатта, в зависимости от стиля. Дупатта не только дополняет этнический ансамбль сальвар камиза, но и акцентирует внимание на наряде, в который одета индийская женщина.

    сальвар камиз и дупатта

    Чуридар - Камиз с дупаттой

    Ленга-чоли — может иметь множество вариантов, но неотъемлемой частью этого костюма является юбка (ленга), блузка (чоли, которая может быть короткой или длинной в зависимости от модели) и накидка.

    Мужская одежда

    — это искусно задрапированная, набедренная одежда индийских мужчин. Дхоти представляет собой полосу прямоугольной ткани, длиной обычно 5 метров, белого или другого однотонного цвета. На разных языках Индии оно известно под разными названиями. Так на панджаби — это лаача, на бенгали — дхути, на тамильском — вешти, а на малаялам — мунду. Существуют различные способы драпировки дхоти, но есть и общий стиль. Драпировку начинают не с края, а с середины куска ткани. Центральная часть ткани оборачивается вокруг бедер и завязывается впереди на узел. Левый конец ткани, сложенный в складки, оборачивается вокруг левой ноги и закладывается за пояс сзади, а правый драпируется в складки и закладывается впереди за пояс.
    В Северной Индии дхоти носят вместе с куртой (длинной рубахой). Это сочетание называют "Дхоти Курта". В Южной Индии дхоти одевают с ангаваштрам (накидкой на плечи). В некоторых частях страны мужчины носят лунги (полоса ткани длиной 2 метра и шириной 1,5), которые сшиваются наподобие юбки или носятся просто завязанными на талии. Чаще всего дхоти одевают на праздники и семейные торжества. Некоторые мужчины, хотя их и не много, отдают предпочтение именно дхоти и носят его каждый день. Западный стиль всё сильнее проникает в Индию, и для большинства мужчин дхоти стало домашней одеждой, прежде всего из-за удобства.

    Дхоти курта

    — это длинная широкая рубаха, длина которой достигает колен, но может быть и немного короче. В зависимости от личных предпочтений, курту можно одевать с чуридарами , узкими штанами, выкроенными специально длиннее ноги, чтобы образовать на голени складки, напоминающие браслеты. Также её носят с широкими шальварами (шароварами) и паджами — широкими, свободными брюками, незауженными книзу.

    Курта является универсальной частью одежды, которую носят как в официальных, так и в неофициальных случаях. Традиционная курта не имеет воротника и вырез, как правило, находится на груди. Однако сегодня она претерпела значительные изменения. Существует удивительное разнообразие выбора курты различного качества и стиля переплетения нитей. Летом предпочтительна курта из хлопка и шёлка, а зимой пользуются спросом плотные ткани, такие как шерсть или кхади (ткань из спряденных вручную нитей на прялке, называемой чаркха (charkha), сырьём для которой служат хлопок, шерсть и шёлк). Пуговицы традиционно деревянные и металлические не пришиваются, а скорее привязываются к ткани. Украшенная вышивкой и драгоценностями, курта, являющаяся традиционно индийской одеждой, пользуется всё большей популярностью в других странах.

    — это длинный сюртук, застёгивающийся до воротника. Его длина бывает обычнониже колена. Он добавляет шарма и грации особенно высоким мужчинам. Индийцы не скупятся, покупая шервани по случаю торжеств и свадьбы. Шервани обычно одевают с шальварами (шароварами) или с чуридарами (узкими штанами).

    Происхождение шервани можно проследить, вернувшись во времена Делийского Султаната и Могольской империи. К концу XVIII в. почти каждый мужчина носил шервани. На сегодняшний день существуют огромные варианты стилей и моделей этого костюма. Шервани шьют из шелка или сатина и украшают вышивкой, зеркалами и блёстками. В Пакистане шервани является национальной одеждой, причём правительственные чиновники носят шервани чёрного цвета. В то время как в Индии мужчины одевают шервани в основном на семейные торжества.