Какие проблемы при воспитании ребенка с детдома. Воспитание ребенка из детдома

В России больше 800 тысяч детей растут без родителей. При этом тысячи граждан готовы взять в свою семью ребенка из детдома или дома малютки.

Вот только стать приемным родителем, может не каждый человек.

Рассмотрим подробно, где и как усыновить ребенка из детского дома. Что для этого нужно делать, с какими трудностями предстоит столкнуться.

Самое сложное – сбор документов для усыновления ребенка из дома малютки. Стоит заранее набраться терпения и освободить время для их оформления. Порядок усыновления ребенка из детского дома подробно описан в статье.

Вопрос усыновления детей давно оброс различными мифами.

К примеру, в народе считается, что взять из детдома малыша может только полноценная семья из двух человек.

На самом деле, согласно законодательству (ст. 127 Семейного Кодекса РФ), усыновителем может стать совершеннолетний человек любого пола.

Главное, чтобы он был старше будущего члена семьи минимум на 16 лет.

Кто не сможет стать приемным родителем:

  • граждане, которых признали недееспособным, а также лица ограничено дееспособные;
  • ранее судимые за причинение вреда здоровью другого человека (умышленное);
  • люди без постоянного жилья;
  • семьи и лица, чье жилье не соответствует нормам установленным СЭС;
  • лишенные родительских прав;
  • бывшие опекуны, которых отстранили от своих обязанностей;
  • граждане, не имеющие возможности обеспечить ребенку минимальный прожиточный уровень.

Кроме того, будущий родитель должен быть готов к тому, что будут проверять его личные качества, а также попросят характеристику с работы.

Выбор ребенка

Самым сложным оказывается проблема выбора ребенка. В теории потенциальным родителям кажется, что выбрать ребенка они могут непосредственно в детском доме. Посмотрев и пообщавшись со всеми детьми. На практике за один раз увидеть получится только одного, предварительно выбранного малыша.

Детей можно посмотреть:

  1. На сайтах детских домов.
  2. В различных средствах массовой информации (газете, ТВ-программе).

Если будущий родитель без уважительной причины не приходит на эту встречу, его заносят в отдельную базу данных, как ненадежного. Стать усыновителем он скорей всего уже не сможет.

Судебное рассмотрение

На закрытом судебном заседании по вопросам усыновления могут присутствовать только участники процесса.

То есть:

  • потенциальные родители;
  • представитель из органов опеки;
  • прокурор;
  • судья;
  • ребенок, старше 14 лет.

Также могут присутствовать биологические родители, при их желании. Если потенциальные родители хотят сохранить тайну усыновления, то все присутствующие расписываются в подписке о неразглашении тайны. Исключение – судья и прокурор.

Суд, рассмотрев заявление и предоставленные документы (о доходе, жилплощади, состоянии здоровья) принимает решение удовлетворить просьбу об усыновлении или отказывает заявителю.

Оформление

О судебном решении, гражданин должен письменно оповестить работника банка данных о детях, с которым сотрудничал. Написать письмо нужно в течение 10 дней.

Заявление можно написать от руки или продиктовать устно. Если в течение 30 дней новоиспеченные родители не сделают такое заявление, ребенок будет зарегистрирован на основании судебного решения.

Новому члену семьи можно полностью поменять данные в свидетельстве о рождении, если это не противоречит решению суда.

Разница между вымышленной и настоящей датой рождения не должна превышать 90 дней.

Ребенок из детского дома

После официальных процедур, ребенка забирают из детдома.

Сделать это может только лично усыновитель.

Психологи условно делят ее на три периода.

  1. «Медовый месяц». На этой стадии родитель и ребенок с удовольствием друг к другу тянутся, стараются выполнять обоюдные просьбы, друг друга полюбить.
  2. «Возврат в прошлое». На этом этапе начинается притирка. Ребенок понимает, что пока все вокруг чужое: жилье, правила, да и сами взрослые. Начинает «проверку» новых родителей «на прочность».
  3. «Привыкание». Исчезает напряжение. Поведение ребенка становится адекватным, начинает соответствовать его характеру и возрасту.

После усыновления, в гости будут обязательно наведываться работники из органов опеки. Они будут проверять:

  • чистоту помещений;
  • наличие отдельного спального места для ребенка;
  • игрушки по возрасту;
  • наличие продуктов в холодильнике.

А также, «привязан» ли ребенок к поликлинике, ходит ли в детский сад или школу (по возрасту).

Новорожденный

Как показывает практика, большинство людей мечтают усыновить недавно рожденного малыша. Отказного младенца можно взять в приемную семью прямо из роддома.

Последовательность действий:

  • зарегистрироваться в органах опеки в очередь за отказником;
  • пройти медицинское обследование;
  • подготовить пакет документов (точный список предоставят в ООП);
  • получить одобрение на усыновление.

На таких детей всегда очередь, поэтому нужно набраться терпения. Легче усыновить малыша уже из дома малютки.

Нюансы усыновления второго ребенка

Второго ребенок усыновляют в таком же порядке, как и первого. В этом случае органы опеки более внимательно смотрят на жилищные условия и материальную обеспеченность семьи.

Второго ребенка не могут усыновлять граждане, которые уже были приемными родителями, но их лишили этого права через суд.

Куда обратиться?

Что нужно делать по шагам:

  1. Обратиться к инспектору ООП (органы опеки и попечительства) по месту жительства.
  2. Уточнить, в какой срок и какие именно документы нужно подготовить.
  3. Все документы предоставить в двух экземплярах.
  4. Получить заключение из управления ООП, что претендент подходит на роль приемного родителя.
  5. Предоставить в ООП сведенья о жилье, справку о доходах и характеристику с работы.

Заявление будет рассматриваться в течении 15-30 дней. Далее, выбирается ребенок, проходит по нему судебное слушанье, и только потом малыша можно увозить домой.

Стоит иметь в виду, что документы имеют срок реализации – 1 год. Медицинское заключение действительно 3 месяца.

Если ребенок инвалид

Тем, кто решился стать родителем ребенка-инвалида, нужно учесть несколько нюансов:

  • обязательно нужна отдельная комната;
  • если в семье уже проживает ребенок с ограниченными способностями, приемного нельзя к нему подселять.

Семье, усыновившей ребенка-инвалида, выплачивается пособие. Сумма зависит от региона, обычно превышает 100 тысяч рублей.

Материнский капитал

Усыновляя второго малыша, приемная семья может рассчитывать на материнский капитал.

Использовать его можно на обучение ребенка (в вузе), улучшение жилья и на накопительную часть пенсии одного из родителей.

Кроме того, в 2017 году Госдума рассмотрит законопроект, который позволит использовать материнский капитал на покупку отечественного автомобиля.

Если закон одобрят, то приемные родители смогут на субсидию приобрести легковую машину.

Права усыновленного ребенка

По закону приемный ребенок полностью приравнивается к кровному родственнику. В будущем он становится наследником первой очереди. Дети усыновленного ребенка приравниваются к внукам.

Кроме того, такой ребенок имеет право продолжить общение с кровными родственниками. За ним сохраняется пособие по потере кормильца, при условии, что оно выдавалось до процедуры усыновления.

Особенности усыновления

Потенциальным родителям нужно иметь в виду:

  • точный размер пособия определяется региональными властями;
  • семье, проживающей в съемном жилье, необходимо предоставить договор на его аренду;
  • если супруги имеют разное гражданство, то при усыновлении должны быть соблюдены требования обоих законодательств;
  • инвалидность одного из потенциальных родителей не является препятствием, однако учитывается ООП и на суде.

Демографические проблемы, связанные с низкой или повышенной рождаемостью, постепенно сменяют себя на протяжении десятилетий. Неизменным остается только количество сирот в детских домах - оно всегда достаточно большое. Детям, оставшимся без родителей, одного сочувствия будет крайне мало, ведь они так нуждаются в родительской заботе, теплоте и ласке.

Несомненно, принятие решения о воспитании чужого ребенка из детского дома предполагает благородную цель, но она требует от приемных родителей большой ответственности. Если вы усыновили или удочерили ребенка из детдома, вы не сможете однажды отказаться от него, если вдруг когда-нибудь передумаете или разочаруетесь в идее воспитания чужого ребенка.

Приемный ребенок должен стать полноценным членом семьи. Кроме того, отношения между приемными родителями и ребенком из детдома должны установиться таким образом, будто он родился в этой семье. Так ли это просто на самом деле? С какими проблемами и трудностями предстоит столкнуться родителям, принимающим в свою семью «детдомыша»? Об этом поговорим в этой статье.

Какие семьи берут ребенка из детского дома?

Как свидетельствуют данные статистики, чаще всего желание усыновить ребенка появляется у двух категорий семей.

Бездетные семьи. Если родителям очень хотелось бы иметь и воспитывать ребенка, но при этом по каким-либо причинам они не могут иметь собственных детей, чаще всего они обращаются в детские дома, чтобы взять оттуда сироту. В большинстве случаев бездетные родители выбирают совсем маленьких детей, чтобы испытать радости воспитания ребенка с его младенческих лет.

Иногда люди, взявшие ребенка из детдома в раннем возрасте, не рассказывают ему о том, что они приходятся ему ненастоящими родителями. Он может никогда не узнать об этом, узнать случайно или же со временем. Если родители планируют раскрыть ребенку свою «тайну», следует подготовить к этому ребенка заранее.

Семьи с детьми. Более редкая категория родителей - пары, у которых уже есть дети. Если материальное положение позволяет обеспечивать большую семью, родители берут ребенка из детдома ради благородной цели - воспитать сироту в теплом семейном кругу, где есть другие дети.

Преимущество такой семьи в том, что ребенок общается со своими неродными братьями и сестрами на равных как полноценный член семьи, чувствует себя очень комфортно и воспринимает окружающих как родных.

Задача родителей в данном случае - стереть все возможные психологические границы между родными и неродными детьми, потому что отношение к ним должно быть одинаковым.

Как вести себя с приемным ребенком из детдома?

Стать отцом или матерью приемного ребенка из детского дома можно, если вы имеете материальные средства, чтобы обеспечивать его. Также важно официально состоять в браке и иметь жилищные условия, где сможет проживать ребенок. Родители не должны иметь судимость, психические заболевания. Если ваш брак с мужем (женой) пока еще не был оформлен официально, необходимо это сделать перед усыновлением ребенка.

Что касается психологической стороны вопроса усыновления, здесь необходимо подойти к проблеме основательно и со всей ответственностью. Если вы решили усыновить или удочерить ребенка из детского дома, нужно придерживаться нескольких прицнипов.

Принять ребенка таким, какой он есть. Когда вы планируете принять чужого ребенка в свою семью, у вас конечно же будет возможность предварительно познакомиться и пообщаться с ним, чтобы понять, сможете ли вы стать для этого ребенка родителем. Однако нередко чужой ребенок начинает проявлять особенности своего характера не сразу, а в течение первых месяцев или лет проживания в новой семье.

Это происходит, когда вы взяли из детдома ребенка старшего возраста, формирование личности которого уже началось на этапе жизни в детском доме (например, если ребенку уже больше 4-х лет).

Столкнувшись с какой-либо отрицательной чертой характера в ребенке, некоторые приемные родители впадают в отчаяние, серьезно разочаровываются в нем, опускают руки и пытаются вернуть ребенка обратно в детский дом, забывая о том, что ребенок не вещь, а живой человек, такая же мыслящая личность, как и взрослые.

Поэтому, принимая ребенка в семью, вы должны быть готовы ко всем трудностям, к сложному характеру и нестандартному поведению с его стороны. Ваша задача как «родителя» - направить воспитание ребенка в правильном русле, помочь ему справиться со своими проблемами. При необходимости посетить детского психолога.

Научиться воспринимать ребенка из детдома как родного. В независимости от того, есть у вас в настоящий момент родные дети или нет, необходимо создать в семье все условия, в которых ребенок из детдома будет себя чувствовать максимально комфортно. Если приемный ребенок чувствует себя «вашим», называет вас «папой» («мамой»), относится к вам как к настоящим родным родителям, можете считать, что вам удалось создать эти условия.

Однако такие родственные отношения в большинстве случаев возникают далеко не сразу после усыновления. Для этого пройдет определенное время. Вы и ваш приемный ребенок должны успеть привыкнуть друг к другу, только потом начнется психологическое сближение.

Стать для ребенка другом . Как родители относятся к родному ребенку? Они выражают свои чувства не только в заботе о нем: необходимо стать для ребенка самым преданным и первым другом, к которому он всегда сможет обратиться за помощью или с просьбой получить совет.

Чтобы заслужить доверие ребенка (родного или приемного), разговаривайте с ним как со взрослым, интересуйтесь, что его волнует, делитесь с ним собственными впечатлениями от проведенного дня (от увиденного и т.д.) и узнавайте, какие впечатления появились у него.

Необходимо принимать активное участие в его жизни, играх, разделять его интересы или хотя бы спрашивать о них. Ребенок будет чувствовать, что вы полностью открыты для общения с ним.

Если у вас возникают серьезные трудности в отношениях с приемным ребенком из детского дома, обратитесь к семейному психологу или детскому психотерапевту. Специалист поможет вам установить связь друг с другом, найти путь к взаимопониманию и решению проблемы. Также вы можете на нашем сайте.


1. «Это не имеет ко мне отношения»
Ранее, в советские времена проблема сиротства решалась просто: «с глаз долой – из сердца (головы, совести) вон». Для детей, оставшихся без родителей, строились закрытые учреждения за высоким забором или вообще за городской чертой. Этих детей практически никто не видел. Журналисты говорили о них мало, а выросшие детдомовцы о своем детстве старались не вспоминать. В результате проблема детей-сирот оказалась «виртуальной»: все слышали, что они где-то есть, но толком их никто не видел. Главное – государство о них заботится, и ладно.
2. «Главное – сироту хорошо обеспечить»
Бывают времена, когда это действительно главное, потому что иначе ребенок не выживет. Но одних только материальных благ детям явно недостаточно. Даже в хорошо обеспеченном детском доме ребенок не получает чувства защищенности, которое дает семья. Более того, жизнь на «казенных харчах» оказывает ребенку «медвежью услугу». Он вырастает в убеждении, что белье само становится чистым, картошка всегда порезана и пожарена, а чай – уже с сахаром. Дети не только не участвуют в ежедневном труде по обеспечению своего быта, который является неотъемлемой частью жизни любой семьи, но даже не имеют возможности наблюдать за этим процессом. Сама система детского учреждения выстроена так, что растит потребителя (а иначе организовать содержание под одной крышей ста и более детей просто невозможно). В результате выход в самостоятельную жизнь становится для ребенка шоком. На самом деле детям нужны не столько вещи, сколько отношения – прочные и близкие. Только это дает им ощущение устойчивости в мире и силы жить.
СОВЕТ: Сегодняшние сироты – это либо жертвы домашнего насилия, либо дети, не знавшие своих родителей. У них в подавляющем большинстве нет представления о позитивной модели семьи. Поэтому воспитанники детских домов не способны создавать семьи, растить собственных детей, которые нередко тоже оказываются в детском доме и повторяют судьбу родителей.
Следует помнить, что ресурс коллективного воспитания в сиротских учреждениях ограничен. Бывают ситуации, когда его достаточно. Однако в целом детям, которые не имели позитивного семейного опыта, помочь может только семья.
Очень важно, чтобы СМИ развивали идею иной благотворительности, которая предполагает оказание помощи семьям, взявшим на воспитание детей (особенно больных), поддержку выпускников сиротских учреждений в получении образования и профессии и развитие семейных форм устройства.
3. «Воспитание в коллективе – то, что нужно детям»
Этот миф возник в результате весьма странного переосмысления советской педагогикой опыта А.С.Макаренко. Социальные сироты – это дети, пострадавшие от собственных родителей, или вообще никогда их не видевшие. Часто это дети маленькие, которым до опыта отношений с коллективом сверстников необходим опыт отношений со значимым взрослым, а его учреждение дать не может. После выхода из детского дома они не способны создавать полноценные семьи и растить своих детей – они просто не знают, как это делается.
Сегодняшним подросткам, особенно с трудным поведением, было бы очень полезно получить опыт самостоятельности: зарабатывать на свои расходы, принимать решения, планировать свою деятельность и отвечать за нее.
Коллективное воспитание не может помочь детям-сиротам в главном: дать опыт нормальной семейной жизни. Много лишенных самостоятельности детей под одной крышей – это не коллективное воспитание, а казенный дом.
4. «Дети-сироты – это объекты»
Ребенка передают, выбирают, берут, размещают… Таким образом, на травматичный опыт потери семьи накладывается ощущение щепки, плывущей по волнам. От щепки ничего не зависит, да и вообще ее отношением к происходящему никто не интересуется. Дети – не объекты, они живые люди со своим характером, ценностями, интересами. Да, они пока не самодостаточны, они нуждаются во взрослых. И у взрослых есть выбор: действовать и принимать решения в интересах ребенка, для чего надо вникнуть в ситуацию и осознать эти интересы, или делать так, как удобно (не хлопотно, выгодно, понятно, привычно) самим взрослым. А детям нужны не «показатели успешности работы», а просто нормальное детство, свой дом и семья.
5. «Желающих взять детей из детского дома очень мало»
Желающих взять ребенка (и что-то уже начавших делать в этом направлении) очень много. А тех, кто только задумывается об этом шаге – во много раз больше.
Почему же не берут? Потому что нет пока развитой системы активного и целенаправленного семейного устройства детей. Органы опеки или сотрудники банка данных работают только в режиме реагирования: отвечают на запросы семей. Никто приемных родителей специально не ищет, не готовит, не помогает им. Между тем, при наличии профессиональной работы по семейному устройству практически все дети из учреждений могут быть успешно устроены в семьи. Нужно просто этим заниматься!!!
6. «Все детдомовцы больные и ненормальные»
К сожалению, такое приходится слышать даже от работников органов опеки. На самом деле крайне редко в медицинской карте детдомовского ребенка записано «практически здоров». Большинство детей имеют социально-педагогическую запущенность, нарушения речи, многие – задержку психического развития. Почти у всех детей наблюдаются невротические реакции, высокая тревожность, агрессивность, неконтактность, часто встречаются энурез, нейродермиты, гастриты и прочие психосоматические заболевания. Причина такого состояния детей – вовсе не дурные гены, а опыт эмоциональной депривации. Опыт одиночества и никому ненужности в сиротском учреждении, опыт пренебрежения и жестокого обращения со стороны собственных родителей, опыт потери семьи, состояние полной неопределенности в жизни.
Получается, что это не ребенок ненормальный – это жизнь у него сложилась ненормально. И все расстройства здоровья и поведения – вполне нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Отсюда вывод: наладится жизнь, и все остальное у него наладится. Когда он увидит, что его любят, поверит, что за него «болеют», он обязательно постарается наверстать упущенное. И опыт семейного устройства это подтверждает: через год-два жизни в любящей, заботливой семье ребенок буквально расцветает. Меняется ;Он быстро растет и развивается, у него могут пройти даже хронические болезни.
СОВЕТ: Расстройства здоровья и неадекватное поведение детей из детского дома - это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, и генетика здесь не при чем. Как только ребенок поверит, что его любят, за него переживают, он постарается наверстать упущенное. Опыт семейного устройства подтверждает: через год-два жизни в любящей семье ребенок буквально расцветает, быстро растет и развивается, проходят хронические болезни.
7. «Главная опасность – гены»
Этот стереотип нашел отражение в пословице «Яблоко от яблони недалеко падает». Сегодня все знают о существовании генов, которые задают некую программу, предопределяющую в человеке очень многое. Тогда возникает закономерный вопрос: какой смысл стараться, вкладывать в ребенка силу и душу? Ведь гены не изменишь, значит, ему «на роду написано» стать алкоголиком (проституткой), как его кровные родители… Поскольку повлиять на гены невозможно, они вызывают сильнейшую тревогу, и в то же время на них нередко «списывают» все связанные с ребенком трудности («это не мы не справляемся, это у него гены такие»).
Генетически обусловленные качества человека действительно есть, и не стоит питать иллюзий по поводу того, что ребенка можно полностью «перекроить под себя». Эти попытки приведут к жестокому разочарованию и обиде на ребенка, который «обманул ожидания», оказался «не тем».
Но гены не влияют на такие качества человека, как честность, доброта, на его способность любить, быть счастливым. Здесь все зависит от любящей семьи и от выбора самого человека. Гены определяют лишь темпы возникновения зависимости, а выбор делает сам человек, и во многом он зависит от того, есть ли у него поддержка, есть ли за спиной «крепкий тыл» - любящая семья.
Если приемная семья будет жить в страхе перед «генами», в любом проявлении ребенка высматривая зачатки «аморального образа жизни», то возникнет ситуация самосбывающегося пророчества. Ребенок, в которого не верили, от которого ждали худшего, будет вынужден (если он послушен) подчиниться ожиданиям, либо (если он упрям) утрировать стиль поведения, пугающий приемных родителей. Результат будет один и тот же.
СОВЕТ: В преодолении этого предубеждения важно избегать крайностей. Конечно, темперамент или математические способности во многом определяются генами. Однако генетически не задаются такие качества, как честность, доброта, способность любить. Здесь все зависит от любящей семьи и от выбора самого человека. Действительно, можно унаследовать такой тип обмена веществ, который облегчает возникновение алкогольной зависимости. Но такая предрасположенность есть, скорее всего, у многих россиян. Однако алкоголиками становятся далеко не все, хотя спиртное продается на каждом углу. Потому что у них есть работа, любимые, дети. Выбор человек делает сам, и во многом этот выбор определяется тем, есть ли у него в жизни поддержка и любящая семья.
8. «Ребенка из детдома берут только те, у кого своих детей нет»
То есть приемный ребенок - это последняя возможность для людей, которым «правильным» способом стать родителями не удалось. На самом деле это не совсем так. В мире большинство приемных родителей – люди, уже имеющие детей – их около 50%.
Этот миф заставляет воспринимать приемную семью как «ущербную», а это подталкивает родителей к сокрытию «неправильного» происхождения своего ребенка, соблюдению тайны усыновления. В результате нарушаются отношения внутри семьи, наносится дополнительная травма супругу, с которым связана бездетность семьи. Как только ребенок доставляет неприятности, этот супруг чувствует себя особенно виноватым («родной ребенок так бы не сделал»), что конечно, не добавляет ему увереннности в своих силах. Таким образом, получается самоподтверждающийся прогноз: исходя из предпосылки, что приемный ребенок – это «суррогат», с которым «все не так», приемные родители (вольно или невольно) ведут себя так, что проблемы ребенка только усугубляются.
Миф этот вреден и тем, что мешает семьям, имеющим детей, задуматься о принятии ребенка, ведь это «только для бездетных». Между тем именно они могли бы стать прекрасными приемными родителями, поскольку имеют опыт воспитания детей.
В Европе распространено мнение, что брать детей – сирот в семью – нормально, в этом нет ничего особенного (ни постыдного, ни героического), это обычное человеческое поведение. И там, где так считают, детских домов нет и в помине.
СОВЕТ: Очень важно, чтобы СМИ чаще рассказывали о семьях с кровными детьми, которые берут на воспитание сирот. Таким образом, будет разрушаться стереотип «ущербности» замещающих семей, что, в свою очередь, положительно отразится и на бездетных парах. Кроме того, это может подтолкнуть к желанию взять ребенка семьи, которые не задумывались об этом в силу данного стереотипа. В результате дети приобретут уверенных в себе родителей.
9. «Никто не должен знать!»
Речь идет о пресловутой тайне усыновления. Этот стереотип даже закреплен законодательно. За этой нормой закона стоит уверенность в том, что если гражданам строго не запретить, они затравят сироту и его применых родителей, а также убеждение в том, что ребенку не надо знать о своем происхождении. Ни первое, ни второе не потдверждается мировым опытом. Для защиты интересов ребенка вполне достаточно соблюдения профессиональных этических норм, среди которых – неаразглашение информации о судьбе ребенка.
Нужна ли – это бомба замедленного действия внутри самой семьи. А к неискренности самых близких людей ребенок гораздо более восприимчив, чем к предполагаемой агресии со стороны посторонних. При выяснении правды – а это происходит почти всегда – главной травмой для ребенка оказывается не то, что он не родной, а то, что ему столько лет лгали. Сокрытие от ребенка истины о его прошлом есть не что иное, как нарушение его прав.
10. «У ребенка не должно быть кровных родственников, лучший вариант-круглая сирота»
Ребенку, у которого нет никого на свете, почти невозможно преодолеть всепоглощающе чувство тревоги, а это очень мешает его развитию. Опыт семейной жизни, наличие родственников, воспоминания о прошлом в родительском доме являются ресурсом для ребенка, его опорой и залогом успешного развития. Самые «легкие» приемные дети – те, которые общаются с кровными родственниками, имеют привязанности, знают, что у них есть кто-то родной.
Если речь идет о ребенке, который совсем маленьким потерял связь с кровными родителями, в подростковом возрасте ему стоит попытаться эту связь восстановить. Если приемные родители не препятствуют его попыткам найти родителей или встретиться с родственниками (при условии безопасности для жизни и здоровья ребенка), поддерживают его в таком стремлении, это очень хорошо сказывается на их отношениях с ребенком. Он становится более спокойным, открытым, а также более реалистично и ответственно подходит к планированию собственного будущего (в том числе и за счет утраты иллюзий насчет кровных родителей: «А на самом деле моя мама – кинозвезда, просто я потерялся»).
11. «Лучше взять совсем маленького ребенка»
Стремление взять маленького ребенка может быть вполне оправданным: напрмер, пара, никогда не имевшая детей, хочет насладиться всеми этапами родительства, понянчиться с младенцем. К тому же маленьких очень жалко, и их хочется поскорее забрать из казенного дома.
Но в целом этот стереотип – один из самых вредных для семейного устройства. Детей старше 5-6 лет это предубеждение обрекает на жизнь в казенном учреждении. К семи годам ребенок, которого переводят из дошкольного детдома в интернат, уже вполне осознает, что у него шансов нет, и за ним никогда не придут. Неужели его меньше жалко, чем младенца?
Между тем тысячи семей и детей, давно вышедших из младенческого возраста, могут найти друг друга и быть счастливыми. Кроме того, есть категории потенциальных приемных родителей (например, люди предпенсионного возраста или семьи с маленькими детьми), которым не стоит брать в семью младенца, но они бы замечательно справились с воспитанием младшего школьника или подростка.
Опыт показывает, что возраст ребенка (как и пол) – далеко не самая важная характеристика, определяющая успешность его устройства в семью. Трехлетний ребенок с опытом тяжелой эмоциоанальной депривации, с рождения живущий в казенном учреждении, может быть гораздо более проблемным, чем десятилетний, росший с родителями, которые постепенно спивались, но при этом любили его и заботились о нем.
СОВЕТ: СМИ следует чаще рассказывать о детях, взятых в семью в школьном возрасте, а также представлять комментарии специалистов, объясняющих особенности воспитания детей разных возрастов.
12. «Надо полюбить сироту, как родного»
Полюбить приемного ребенка так же сильно и безусловно, как родного – это замечательная цель. Разве не за этим и берут его в семью? Проблемой этот миф становится тогда, когда за ним прячется осознанное или не очень желание приемных родителей «присвоить» ребенка, дать ему другую фамилию, имя, стереть из его памяти прошлое, прервать все связи с кровной семьей. Ребенок без опыта, без других привязанностей, без воспоминаний кажется очень удобным для признания «совсем родным». Между тем стремление «присвоить» ребенка является одной из главных причин неудач и даже трагедий приемных семей. Убедив себя, что ребенок «совсем как родной», родители становятся менее терпимы к тому, в чем ребенок не похож на них, к тому, что он не оправдывает их ожидания. При этом они все равно помнят, что он не родной, а «как» родной, и ведут себя себя неуверенно, тревожно. Когда он становится подростком, родители оказываются беспомощны перед его кризисом идентичности, боятся его отделения от семьи. Они отрицают право ребенка на знание своих корней, на интерес к своему происхождению, воспринимая эти попытки как предательство, неблагодарность, в результате отношения с подростком портятся окончательно. В семьях, где ребенок открыто признается приемным (при этом любимым, близким, дорогим), гораздо более спокойная атмосфера, и взаимоотношения складываются лучше.
13. «Ребенок должен быть благодарен»
Приемные родители, которые на это надеются, бывают неприятно удивлены, никакой благодарности от ребенка не получая. Но ведь благодарность – очень сложное чувство, которое формируется к самому концу детства (а у многих и во взрослом возрасте бывает не сформировано). Маленький ребенок все происходящее с ним принимает как должное, он не может мыслить в сослагательном наклонении («что было бы, если...»). Кстати, именно обида на его неблагодарность нередко заставляет родителей нарушать тайну усыновления: возмущенные поведением подросшего ребенка, они в запальчивости «предъявляют счет»... Даже если этого не происходит, текст, близкий к известному высказыванию кота Матроскина: «На помойке нашли, отмыли, от очисток отчистили, а он нам фигвамы строит» - родитель много раз произносит про себя. Чувствуя это, дети никакой благодарности не испытывают, скорее наоборот. По-настоящему благодарны приемным родителям (уже во взрослом возрасте, конечно) бывают те дети, которым позволяли быть самими собой и от которых благодарности не ожидали, наоборот, родители считали, что дети принесли им много радости и новый опыт.
14. «Единственный способ взять ребенка – усыновить»
А усыновить – трудно и страшно. Потому что усыновить – это значит полностью взять на себя ответственность за жизнь, воспитание, учебу, здоровье и развитие ребенка. Не всякой семье это по силам. Долгое врем другие формы семейного устройства практически не развивались, но в последнее десятилетие ситуация изменилась. Стала шире использоваться неродственная опека, активно развивается патронатное воспитание. В общем, нет и не может быть формы семейного устройства, которая была бы лучше или хуже остальных. Все они дают разные возможности ребенку и приемной семье, их нужно знать и выбирать форму устройства, исходя из интересов ребенка и возможностей приемных родителей, с учетом всех обстоятельств.
15. «Главное – ребенка полюбить, и тогда все получится»
Полюбить ребенка, конечно очень важно. Но одной любви недостаточно. Ее недостаточно и родным детям. Не случайно многие современные родители читают книги по воспитанию, советуются со специалистами. В случае с ребенком приемным, то есть не имеющим врожденной связи с родителями, тем более нужны помощь, знания, подготовка. Пройдет немало времени, пока приемные родители начнут понимать ребенка «с полуслова». А может быть, и не начнут, поскольку в жизни этого ребенка было такое, чего обычные люди и представить себе не могут: насилие, жестокость, полное одиночество. Ни педагогическое образование, ни опыт воспитания своих детей не помогут родителям понять, почему приемный ребенок ведет себя именно так. Есть вещи, в которых может разобраться только специалист.
Поэтому нет смысла «раздавать» детей из детских домов по семьям, не предоставляя при этом помощь и поддержку приемным родителям. Ведь если семья не справится и вернет ребенка, он будет в еще большем отчаянии, чем раньше, а все окружающие лишь утвердятся в мнении, что «эта затея никогда ничем хорошим не кончается». Помощь и поддержка профессионалов – не просто «услуга» для семьи, это залог успешного детства, а значит, и всего будущего приемного ребенка.

Настольная книга приемного родителя
Методические материалы по подготовке приемных родителей

Многие семейные пары, вопреки желанию, остаются бездетными. Существуют также матери, которые по разным причинам не в состоянии воспитывать родное дитя. Ребёнок попадает в детский дом. Развитие детей вне семьи наносит им большую моральную травму. Повзрослевшему детдомовцу трудно найти место в жизни.

Бывает так, что пары, неспособные к деторождению, желают принять на воспитание ребёнка, отвергнутого биологическим родителями. Сделать это непросто по ряду причин. Мешает бюрократическая волокита, несовершенство законодательства, неосведомлённость кандидатов в опекуны. Как в таком случае стать опекуном ребенка из детдома, в соответствии с законодательством Российской Федерации?

Существуют три уровня взятия детей на воспитание: усыновление, опекунство и попечительство.

Принятие решения на усыновление ребенка из детдома

Перед принятием решения об опекунстве, следует убедиться в наличии горячего желания. Никто не может принуждать к возложению на себя подобной ответственности. Необходимо рассчитать свои возможности. Ребёнка требуется кормить, одевать, обучать и обеспечивать достойные условия проживания.

Опека – это особая форма защиты детей. Она действует до 14-летия опекаемого. Если опекун собирается воспитывать молодого человека до 18-летия, он оформляет попечительство.

Опекунство и попечение над ребёнком – это серьезное решение. Если семейная пара не становится полноправными родителями, она принимает обязательство по воспитанию, защите подопечного и оказания помощи.

Кто может стать опекуном?

Лица, не имеющие прав на оформление опекунства, определяет Семейный кодекс Российской Федерации, статья 146 (). Прочие категории граждан имеют право становиться опекунами детей. Действующее законодательство не препятствует брать опеку над детьми лицам, проживающим на территории других государств.

Кто не сможет?

Законодательством предусмотрены категории лиц, не имеющие прав быть опекунами:

  • Несовершеннолетние.
  • Недееспособные согласно решению суда.
  • Наркоманы и алкоголики, поставленные на учёт соответствующими учреждениями.
  • Лица, страдающие тяжелыми заболеваниями.
  • Лица, по суду лишённые родительских прав.
  • Лица, ограниченные в родительских правах.

Куда обращаться

Для старта процедуры требуется обращение в орган опекунства и попечения местного значения , уполномоченный разрешать подобные проблемы. Учреждение состоит в прямом подчинении руководителю района или поселения, который утверждает принятое решение. Выданный администрацией документ действует на территории Российской Федерации. Не исключены претензии отдела образования, занимающегося проверкой документов, подлежащих предоставлению. Следует напомнить, что подавать заявление на опекунство требуется в месте регистрации или проживания ребёнка .

Порядок оформления опекунства после разрешения на усыновление

После приёма документов, органы государственного надзора обследуют условия проживания и быта претендентов. Не позднее тридцатидневного срока, учреждение опеки принимает решения о назначении соискателя опекуном или мотивированном отказе. В случае позитивного ответа, претенденты имеют право забрать выбранного ребёнка домой.

Какие нужны документы

  1. Заявление о намерении стать опекуном.
  2. Личное резюме. Соискатель заполняет анкету, включающую паспортные данные, информацию о месте проживания, диплом об образовании, справку от администрации трудового учреждения о специальности, исполняемой должности, документ, удостоверяющий семейное положение. Под резюме соискатель проставляет дату, личную подпись.
  3. Справка о заработной плате. Индивидуальные предприниматель представляет ксерокопию налоговой декларации. Получающему пенсию необходимо предъявить информацию пенсионного фонда.
  4. Ксерокопия финансового счёта.
  5. Документ жилищного учреждения, подтверждающий наличие недвижимости в личной собственности.
  6. Справка органов правопорядка о том, что соискатель не имеет судимости по статьям УК Российской Федерации, касающихся покушения на жизнь, причинения вреда здоровью.
  7. Справка медицинская о физическом и психологическом здоровье.
  8. Документ, подтверждающий брачные отношения.
  9. Письменное соглашение супруга.

Кроме указанных выше документов, органы власти могут затребовать дополнительные.

Сроки оформления

Максимальным сроком, за который опекун имеет право забрать ребёнка, законодательство Российской Федерации считает 30-дневный. Но, этот документ предусматривает исключения, согласно которым орган попечительства имеет право мотивированной отсрочки.

Как усыновить ребенка из детского дома и дома малютки. Личный опыт от автора видео:

Социальные гарантии

Социальное опекунство предусматривает следующие права:

  • Самостоятельно выбирать методы воспитания.
  • Рассчитывать на методическую помощь учреждений опеки.
  • Принимать материальное вспоможение на ребёнка согласно настоящему законодательству.
  • Отказаться от материального пособия.

Права взрослых прекращаются при достижении детей совершеннолетия или вступления в брак.

Денежные пособия

В Российской Федерации существуют следующие виды денежных пособий на опекаемых лиц:

  • Однократное пособие. Выплачивают при поступлении ребёнка в семью. Заявку на получение субсидии, документы, удостоверяющие отсутствие родителей, предоставляются в первые полгода со времени установления опекунства по месту жительства опекуна. Количество денег рассчитывают согласно региональному индексу.
  • Ежемесячное пособие. Для получения денег опекун обязан в 3-х дневный срок со времени выдачи пособия передать необходимые документы госорганам. Местные выплаты назначается и корректируется местными администрациями населённых пунктов.
  • Пособие подопечному, имеющему статус инвалида детства. Выплачивают неработающим и не имеющим источников дохода опекунам. Ежемесячные выплаты по уходу составляют 5500 руб.

Права попечителя и опекуна

Воспитатели наделены следующими правами:

  • Воспитывать ребёнка по своему усмотрению с учётом требований органов попечительства, отсутствия возражений со стороны воспитуемого.
  • Выбирать учебное учреждение, учитывая пожелания воспитанника по форме, по специализации обучения.
  • Совершать действия с имуществом воспитуемого при согласовании с органами попечительства. Действия, ухудшающие материальное положение воспитанника запрещены.

Воспитатели наделены следующими обязанностями:

  • Обеспечить обучение ребёнка и его универсальное воспитание.
  • Проявлять заботу. Быть внимательными к просьбам воспитанника.
  • Обеспечить дружелюбную психолого-эмоциональную обстановку.
  • Защищать материальные и неимущественные гарантии прав ребенка.
  • Отвечать по закону за действия, причинившие ущерб имуществу подопечного.
  • Не препятствовать контактам ребёнка и биологических родителей.

Опекунство и попечение над детьми – это ответственное решение. Если семейная пара не готова стать полноправными родителями, она принимает обязательства по воспитанию и защите прав подопечного.

В решении психологических вопросов относительно усыновления и воспитания ребенка наилучшим является системный подход. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что психические свойства человека заданы от рождения и не являются наследственными. То есть психологически ребенок может быть совершенно не похож на родителей. С этой точки зрения, родные родители по отношению к усыновителям не имеют особых преимуществ, в том смысле, что психика не наследуется.

Часть первая. Как взять ребенка из детского дома

Законодательно порядок усыновления детей в России состоит из пяти основных шагов:

    Прийти в территориальный Отдел опеки и попечительства по месту жительства и написать заявление.

    Пройти обучение в школе приемного родителя, которое проводят центры подготовки при органах опеки. Обучение обязательное, бесплатное. Здесь подскажут много нюансов, как усыновить ребенка из детского дома.

    Собрать необходимые документы. Их набор зависит от выбранной формы устройства ребенка в семью. Список вам дадут в отделе опеки.

    Найти своего ребенка.

    Оформить ребенка на себя.

Обучение в школе приемного родителя

Усыновление детей – с чего начать? С получения информации. Порядок усыновления ребенка из детского дома и другую информацию, связанную с тем, как взять ребенка из детского дома, можно узнать на специальных курсах для приемных родителей.

Пользу обучения в школе приемного родителя трудно переоценить. Оно ни к чему не обязывает, при этом раскрывает юридические, общие психологические, медицинские и другие вопросы приемного родительства. Слушатели школы получают возможность рассмотреть приемное родительство изнутри довольно подробно. Понять, по каким критериям и как выбрать ребенка на усыновление. Разрешить свои сомнения: вдруг я возьму ребенка на воспитание – и не справлюсь?

Обучение стоит пройти каждому, кто хотя бы теоретически задумывается о теме усыновления ребенка. После обучения вы либо утвердитесь в своем желании взять ребенка, либо поймете, что пока вам этого делать не стоит – и это хорошо! Гораздо хуже, когда люди понимают это, уже взяв ребенка, и возвращают его в детдом. Колоссальную травму в этом случае испытывают все – и несостоявшиеся родители, и больше всех ребенок. До введения школ приемных родителей число возвратов детей составляло 50%. Сейчас эта цифра гораздо ниже. Обучение поможет разобраться, насколько твердо и осознанно ваше решение взять ребенка из детдома.

Усыновление ребенка из детского дома и другие формы семейного устройства

Выбор формы семейного устройства ребенка зависит от ваших желаний, возможностей и статуса ребенка.

    Усыновление детей сирот: ребенок приобретает все права родного ребенка – фамилию, наследственность и т. д. Усыновление или удочерение ребенка возможно, только если ребенок сирота, то есть имеет такой официальный статус (когда родителей нет либо они лишены родительских прав). Кровные родственники после усыновления ребенка не имеют права на общение с ним. Взять ребенка из детдома на такой основе – значит быть готовым полностью принять его в семью – как родного.

    Опека и попечительство: опекун становится законным представителем ребенка. Он может получать ежемесячное пособие на содержание ребенка, что зависит от региона и состояния здоровья ребенка. Под опеку, кроме сирот, могут быть приняты и дети, родители которых не лишены родительских прав, но не могут выполнять свои родительские обязанности: в случаях тяжелых болезней и иных причин. Ребенок передается под опеку для его содержания, воспитания и образования, защиты его прав и интересов. Подробнее о том, как стать опекуном ребенка из детдома, можно уточнить на курсах приемного родителя.

    Опека устанавливается над детьми младше 14 лет. Попечительство – от 14 до 18 лет.

    При оформлении опекунства ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей участия в его содержании. Органы опеки контролируют условия содержания, воспитания и образования ребенка.

    Приемная семья: фактически это оформление на работу «приемным родителем». К приемным родителям предъявляются определенные права и обязанности, которые контролируются органами опеки. Ребенок в этом случае должен иметь статус сироты.

    Гостевая семья или наставничество: ребенок проводит в семье часть своего времени. Например, выходные. Часто используется как переходная форма, когда будущие родители хотят лучше познакомиться с ребенком. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать, как живет семья: получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, советуют, как поступать в тех или иных ситуациях.

    Патронат: устанавливается над детьми без определенного статуса или если статус ребенка не позволяет передать его на опеку или усыновление. Часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению ребенка после получения ребенком соответствующего статуса. Когда ребенок отдается на патронатное воспитание, формально он остается воспитанником детского дома, но при этом имеет возможность воспитываться в семье. Его новых родителей обучает патронатная служба и контролирует процесс семейного устройства, патроната.

    Детский дом семейного типа: обычно создается в организационно-правовой форме воспитательного учреждения. Отличается тем, что в нем больше детей, чем в приемных семьях, и наличием льгот.


Различия форм семейного устройства детей

Усыновление детей, опекунство и попечительство, приемная семья – все эти формы семейного устройства детей выдвигают определенные требования к приемным родителям.

Усыновление детей сирот или форма приемной семьи возможны лишь в случае, если родители детей лишены родительских прав. Патронат и гостевая семья позволяют брать детей с любым статусом.

Приемная семья и патронат предполагают ограничения прав воспитателей в отношении детей. Патронат ограничивает эти права чуть больше, чем приемная семья, но договор в случае патронатного воспитания более гибок и воспитателям можно взять на себя ровно ту ответственность за ребенка, которую конкретному человеку по силам нести.

Различается и набор документов. Наиболее объемен и сложен он в случае усыновления детей в России. Наиболее прост – для гостевой семьи.

Выбирать подходящую вам форму семейного устройства лучше всего после обучения в школе приемных родителей.

Часть вторая. Усыновление детей – психологическая сторона приемного родительства

В решении психологических вопросов относительно усыновления и воспитания ребенка наилучшим является системный подход. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что психические свойства человека заданы от рождения и не являются наследственными. То есть психологически ребенок может быть совершенно не похож на родителей. С этой точки зрения, родные родители по отношению к усыновителям не имеют особых преимуществ, в том смысле, что психика не наследуется. Системно-векторная психология различает восемь векторов психики. У человека они могут сочетаться в любых вариациях – от одного до восьми векторов сразу. Векторальный набор определяет врожденные желания и свойства психики человека. То есть определенные свойства характера нам заданы от рождения.

Системный подход на практике приемного родительства

Когда вы задумались о возможности усыновления ребенка, то возникают вопросы, не связанные с правовой стороной дела, но которые стоит прояснить не менее тщательно. Системно-векторная психология позволяет разобраться с самыми пугающими стереотипами усыновления:

  1. Плохие гены. Этот стереотип сильнее, чем кажется. Взрослые становятся менее терпимы к поведению ребенка, когда «плохие» поступки объясняются наследственностью. И менее готовы наладить эмоциональную связь с ребенком, потому что «наследственность не изменить». Есть даже такое выражение: «Хотел бы сироте помочь, но боюсь кукушонка в дом пустить». То есть немало усыновителей опасаются: что, если возьмут ребенка на воспитание – а он пойдет в своих «непутевых» кровных родителей?

    Плохие гены – беспочвенный миф. Многие боятся, не будет ли ребенок воровать, врать. Это зависит не от генов. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что для правильного развития ребенок должен иметь , которое он получает от матери. Зачастую дети в детском доме его не имеют. Поэтому их психологическое развитие может останавливаться.

    P.S. Как выбрать ребенка на усыновление

    Когда вы соберете все необходимые документы, орган опеки выдаст справку о том, что вы можете быть приемным родителем. К этому моменту вы уже будете примерно понимать, какого возраста, пола, состояния здоровья ребенка вы сможете принять в семью. С этой справкой вы идете в любой отдел опеки России. Можно сразу в несколько. Пишете заявление. Вам показывают банк данных с анкетами детей по данному району.

    Искать детей через федеральную базу данных со свободным доступом через интернет не рекомендую, так как ее данные не всегда актуальны, часто информация бывает устаревшей. Таким образом вы выбираете одного или нескольких детей, с которыми хотите познакомиться. Получаете разрешение на посещение конкретного ребенка в детском доме или в доме малютки и идете знакомиться.

    Порядок усыновления ребенка из детского дома предполагает и определенные правила при знакомстве. За один визит можно пообщаться только с одним ребенком. Увидеть всех детей сразу нельзя. Это сделано для того, чтобы не все дети в очередной раз испытывали отчаянную надежду. Поскольку каждый ребенок в каждом взрослом хочет увидеть своего папу или маму. Если вы кого-то выбрали, вы можете сразу оформить ребенка в свою семью или некоторое время приходить к нему в детский дом, чтобы познакомиться поближе.

    Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »