Какие специалисты сопровождают приемные семьи. I

Отделение по сопровождению замещающих семей и

постинтернатному патронату

1. Структура отделения

1. Состав и штатную численность отделения утверждает директор Центра, исходя из условий и особенностей деятельности, по представлению заместителя директора по социальной работе по согласованию с заведующим отделением.

2. Структура отделения включает следующие службы:

    службу сопровождения замещающих семей;

    службу постинтернатного патроната.

3. В состав отделения входят следующие группы специалистов:

    Заведующий отделением;

    Социальные педагоги;

    Психологи (по работе с замещающими семьями с возможностью привлечения для работы с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

    Специалисты по социальной работе.

2. Цели, виды деятельности и задачи отделения

2.1. Целью деятельности отделения является выполнение государственных услуг:

    «Сопровождение семей (приёмных, опекунских и попечительских), принявших ребёнка (детей) на воспитание».

    «Осуществление постинтернатного патроната».

    В рамках выполнения государственной услуги «Сопровождение семей (приёмных, опекунских и попечительских), принявших ребёнка (детей) на воспитание» отделение выполняет следующие задачи:

Оказание комплексной профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической,социальной помощи семье, принявшей ребенка (детей) на воспитание;

Создание оптимальных условий для развития и социализации ребенка, переданного на воспитание в семью;

    Профилактика повторных отказов от детей и предоставление своевременной помощи ребенку и семье с целью дальнейшего развития ребёнка в семье;

Организация и осуществление эффективнойзамещающей семейной заботы;

    Сопровождение семьи основывается на принципах:

Соблюдения прав семьи на автономию,признания ценности и уникальности ее опыта;

Соответствия потребностям семьи;

Адресности,законности, конфиденциальности, превентивности, профессиональной компетентности;

Обеспечения равных возможностей в получении идоступности услуг по сопровождению семьи.

2.3. В рамках выполнения государственной услуги: «Осуществление постинтернатного патроната» оказывается помощь выпускникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, при осуществлении постинтернатного патроната на основании договора о постинтернатном патронате.

Основными целями постинтернатного патроната являются:

Снижение количества выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте от 18 до 23 лет, не получивших профессионального образования, не занятых трудовой деятельностью, совершивших правонарушения;

Обеспечение индивидуального сопровождения выпускника в процессе постинтернатной адаптации.

Основные задачи постинтернатного патроната:

    Содействие выпускникам в получении образования, трудоустройстве, адаптации в обществе, организации досуга, помощь в реализации и защите их личных, жилищных, имущественных, иных прав и законных интересов;

оказание содействия выпускникам в получении образования,трудоустройстве, адаптации в обществе, организации досуга; помощь в реализации и защите их личных, жилищных, имущественных, иных прав и законных интересов;

    Оказание консультативной, социально-правовой и социально-педагогической помощи выпускникам;

    Поддержка выпускников в решении проблем самообеспечения, реализации возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

    Содействие выпускникам в реализации социальных гарантий;

    Организация индивидуального процесса сопровождения выпускников при постинтернатной адаптации;

    Проведение диагностики и коррекции процесса постинтернатной адаптации.

3. Управление отделением

3.1.Отделение возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности приказом директора.

3.2.Заведующий отделением организует работу отделения, следит за соблюдением внутреннего трудового распорядка, обеспечивает охрану труда, определяет функциональные обязанности сотрудников, контролирует их работу.

3.3.Заведующий отделением вносит предложения руководству Центра по подборке и расстановке кадров в отделении.

3.4.Заведующий отделением осуществляет планирование работы отдела с учетом мероприятий Центра.

3.5. Заведующий отделением осуществляет взаимодействие с уполномоченными органами в сфере опеки и попечительства города Москвы и другими учреждениями, занимающимися проблемами социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.6. Заведующий отделением участвует в разработке методических рекомендаций, пособий и оказывает методическую и практическую помощь сотрудникам отделения.

3.7. Заведующий отделением заботиться об организации рабочих мест и создании оптимально удобных условий сотрудников отделения в целях эффективной и рациональной работы.

3.8. Заведующий отделением вносит свои предложения о премировании сотрудников отделения заместителю директора по социальной работе.

3.9. Заведующий отделением разрабатывает Положение об отделении и должностные инструкции сотрудников.

Сопровождение приемной семьи должно быть поэтапное, пошаговое. Кроме того, оно должно проводиться постоянно, и не может быть ограничено во времени, то есть, осуществляться до тех пор, пока ребенок находится в приемной семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значимость сопровождения приемной семьей.

Воспитание ребёнка в семье, тем более приёмного, непростая задача. Его воспитание должно стать профессиональным делом. На первый взгляд может показаться, что воспитание детей, помещенных в замещающую семью ничем не отличается от воспитания родных. Действительно, задачи воспитания и родных и приемных детей одинаковы, особенно если приемные дети - маленькие. Однако есть и особые моменты, которые нужно знать и учитывать замещающим родителям. Им понадобится умение помочь приемным детям войти в семью, а это очень не просто – создать условия для адаптации так, чтобы дети почувствовали себя полноправными членами нового общества.

Родители, принимающие таких детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда имеют навыки воспитательной работы именно с такой категорией детей. Особенно это хорошо видно на этапе адаптации ребенка в семье, а также позднее, когда ребенок вступает в подростковый возраст. Именно в эти периоды чаще всего семьи, не имеющие поддержки специалистов и лишенные профессионального сопровождения, отказываются от ухода за ребенком, расторгают договор о создании приемной семьи.

Сопровождение приемных семей должно быть постоянным, оно должно быть ориентировано на ребенка и на связи между ребенком и его приемными родителями. Речь идет не только о проявлении заботы и внимания к ребенку, к его обучению, но необходимо обращать внимание на комплекс проблем, которые ставятся как перед ребенком, так и перед родителями. Сопровождение должно быть постоянным и осуществляться командой специалистов, которые не должны вмешиваться в жизнь замещающей семьи, но они должны стать для семьи необходимыми, чтобы в их советах и рекомендациях нуждались. Это довольно сложно и не всякому специалисту это удается. В работе за каждой приемной семьей закрепляется основная команда специалистов: социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, при необходимости подключаются ряд других специалистов. Сопровождение должно быть четко спланировано и организовано. Необходимо составление: индивидуального плана развития и реабилитации ребенка в семье; плана текущего сопровождения семьи и ребенка; проведение мониторинга развития ребенка в семье; проведение психолого-медико-социальных консилиумов и д.р. Социально-педагогическая деятельность, как и любой тип деятельности, определяется целью, субъектом и объектом деятельности, ее функциями, методами и способами организации этой деятельности. Целью социально-педагогической деятельности с приемной семьей является - нормальное воспитание и развитие ребенка в семье. В качестве субъектов деятельности выступают социальный педагог и другие специалисты. Объектом деятельности выступает ребенок в приемной семье. Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе.

Ключевое событие в сопровождении заключается в оказании замещающей семье всесторонней помощи. Адаптация детей в замещающей семье сталкивается со множеством психологических проблем. Помощь и поддержка специалистов в этих ситуациях является крайне необходимой и должна оказываться регулярно и своевременно.

Сопровождения замещающей семьи строится по направлениям:

– консультативное (индивидуальное консультирование по возникающим проблемам);

– коррекционное (коррекционно-развивающие занятия с ребенком);

– диагностическое (выявление причины возникновения проблемы);

– юридическое (правозащита интересов ребенка и семьи (в случае возникновения проблем юридического характера, связанных с воспитанием приемного ребенка));

– социальное (защита прав и интересов ребенка в замещающей семье, сохранение социальных гарантий).

Трудности и проблемы, возникающие в ходе проживания ребенка в замещающих семьях, показывают насколько ответственен прием детей в семью. Необходимо, чтобы эти семьи проявили много мудрости, терпения, щедрости в душевном плане естественно, чтобы вынести все проблемы и трудности, связанные с постоянным проживанием ребенка в семье. Зачастую замещающие семьи остаются один на один со своими проблемами, непониманием окружения в отношении принятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение приемных детей – важное условие, которое может помочь детям-сиротам стать благополучными людьми, достойными гражданами. Во многом нормальное развитие приемных детей в приёмных семьях проходит благодаря личности педагога, который курирует семьи, его умению строить доброжелательные отношения, толерантности и профессиональной компетентности.

Главная задача сопровождения приемных родителей – это объединить усилия команды специалистов и приемной семьи, чтобы помочь ребенку адаптироваться к жизни в новых условиях, найти свое место в приемной семье, войти в контакт со своим новым окружением, в особенности со школой и его сверстниками и всячески его поддерживать.

Сопровождение приемной семьи должно быть поэтапное, пошаговое. Кроме того, оно должно проводиться постоянно, и не может быть ограничено во времени, то есть, осуществляться до тех пор, пока ребенок находится в приемной семье.


Индивидуальное сопровождение приёмной семьи - это предупреждение влияния деструктивных параметров приемных семей на искажение личностного развития приемных детей. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. С. 79.

В.Н. Ослон и А.Б Холмогорова выделяют следующие этапы работы по индивидуальному сопровождению приёмных семей:

Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе специалист по социальной работе выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка данных (лучше компьютерный вариант) о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.

На втором этапе претендентам, подавшим заявление, предлагают заполнить анкету или другой вид документа, в котором будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные; Выбор данных зависит от конкретной приемной семьи: либо опекунская, либо усыновителя или временная приемная семья. Анкеты или информационные карты или другой подобный документ специалист по социальной работе разрабатывает опять же совместно с другими специалистами. Таким образом, начинается предварительная диагностика потенциальной приемной семьи.

Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который потенциально может быть принят в семью. На этом этапе специалист по социальной работе выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспитанием.

Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Специалист по социальной работе совместно с социальным педагогом, ознакомившись с заявлением и анкетой, заполненными будущими родителями, знакомится непосредственно с семьей, проводит беседы с членами семьи, определяет педагогический климат в ней, наличие вредных привычек у её членов и другие характеристики семьи. Затем специалист по социальной работе совместно с другими специалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.). Это может проводиться путем беседы или специально разработанных анкет. Также могут быть запросы в органы общественного порядка и в поликлинику (для объективной оценки здоровья приемной семьи).

Пятый этап связан с предварительным вводным курсом обучения будущих родителей, который может включать некоторые теоретические знания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, где находится ребенок. При этом специалист по социальной работе выполняет обучающую функцию, он разрабатывает программу небольшого вводного курса.

Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этом случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С момента передачи ребенка в приемную семью специалист по социальной работе выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье, которая связана с возникающими проблемами, как для ребенка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса. Специалист по социальной работес другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения родителей в приемной семье зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качества родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др.), а также от индивидуальности принятого в семью ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.).

Дальнейшее патронирование приемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказа приемных родителей от него.

В нашей стране разрабатывается модель аналитико-системного сопровождения семьи, имеющей приемного ребенка или нескольких детей на разных этапах жизненного цикла семьи (авторы Е. А Брецких, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогоровой и др.). Она включает в себя:

Информационное обеспечение на подготовительном этапе;

Облегчение периода адаптации и семейных кризисов;

Работу с тайной усыновлении. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. С. 79-90.

Модель аналитико-системного сопровождения семьи предполагает системный анализ, изучение процесса функционирования и развития приемной семьи в условиях неопределенности, при детальном изучении всей семейной системы. Она включает в себя 5 этапов.

Первый этап. Обучение кандидатов в приемные родители

Начинать обучение приемных родителей целесообразно еще до их знакомства с будущими приемными детьми.

Основная цель обучения - помочь будущим родителям сделать серьезный и важный шаг в своей жизни, сделать его не под эмоциональным воздействием от встречи с детьми, оставшимися без попечения родителей, от посещения детского дома, а на основании твердого решения, осознанного выбора. На первом этапе обучения важно сформировать установку - быть успешными приемными родителями. На этом этапе осуществляются отбор и подготовка кандидатов в приемные родители.

Часть занятий проводят сами приемные родители. Специалист по социальной работе, психолог на данном этапе выступают как в роли обучающих, так и в роли наблюдателей, исследователей. Они стараются установить уровень психологического здоровья семьи и каждого ее члена.

Концептуальные границы в обучении родителей:

Приемный родитель один в двух лицах: воспитатель (в привычном понимании) и родитель. Приемные родители обеспечивают реализацию задач социализации детей, организуют их жизнедеятельность, заботятся об удовлетворении всех их жизненных потребностей. Как воспитатели, они дисциплинируют детей, обучают различным социальным навыкам, организуют воспитывающую, обучающую среду. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. С. 79-90.

Родители должны уметь распознавать симптомы нарушения психологического здоровья ребенка, симптомы возникающих изменений, психологического дискомфорта в семье, уметь адекватно и грамотно реагировать на эти изменения.

Труднее всего научить родителей правильному эмоциональному общению, проявлять искренность и отзывчивость на эмоциональном уровне.

Кандидаты в приёмные родители должны принять (с самого начала), что обучение детей всем жизненным навыкам - это их главная задача в работе с приемными (да и с родными) детьми.

Кандидаты в приёмные родители обычно считают, что они от природы обладают необходимыми навыками воспитания детей и успешно их могут реализовать. Задача специалиста не только рассказать будущим приемным родителям о реальных трудностях и проблемах, которые их ждут, погрузить в теорию воспитания. Конечно, они должны знать о многих психологических проблемах ребенка, имевшего опыт жизни без попечения родителей, без их заботы и любви, о том, как непросто будет их преодолевать. Они должны иметь представление об основах развития семейной системы, о базовых теориях развития замещающих семей, об основах теории развития ребенка, его личности и о практических шагах по ее реализации, о роли социального окружения в развитии ребенка. Но знаний мало, нужно сформировать у приемных родителей потребность быть субъектом сопровождения своей приемной семьи, на основе полученных знаний и соответствующих умений добиваться поэтапно поставленных целей по обучению и воспитанию.

На этом этапе специалист по социальной работе работает с кандидатами в усыновители и с такой проблемой, как тайна усыновления. Желательно, чтобы в семье не было тайны усыновления, но при этом не обесценивалась роль биологических родителей.

Особое внимание уделяется правовым вопросам. Кандидаты в приёмные родители подробно знакомятся с действующим законодательством в отношении приемных семей и другими правовыми актами. Практика показывает, что целесообразно познакомить будущих приемных родителей с аналогичными правовыми актами других субъектов России, а также с правовыми актами зарубежных государств. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. С. 84.

Второй этап. Проверка способности приемной семьи быть успешной

Приемная семья будет успешной, если причины, побудившие ее взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, основываются на гуманистических идеалах, на нравственных ориентациях семьи. Для этих людей часто смысл жизни состоит в сохранении нравственных принципов, и именно такие люди, как показывает опыт, наиболее успешные приемные родители.

Третий этап. Разработка индивидуальной программы комплексного сопровождения приемной семьи.

При разработке программ сопровождения приемной семьи особое внимание необходимо обратить:

На участие кандидатов в приёмные родители в ее разработке;

На осознание каждым из субъектов сопровождения своей миссии в процессе динамического развития комплекса «приемная семья - приемный ребенок» и комплекса «субъекты сопровождения приемной семьи - приемная семья»;

На психологическую поддержку кандидатов в приёмные родители (сомневающихся в правильности своего решения, опасающихся из-за отсутствия опыта);

На характер изменений в семейной системе в процессе адаптации и социализации приемного ребенка;

На возможность усложнения ситуации из-за неполной передачи информации, ее достоверности; на возможную нехватку времени для отдыха и релаксации;

На прогноз отношений между приемными и биологическими родителями.

Изменениям в семье специалист уделяет самое пристальное внимание. Появление в ней нового человека, даже если это естественная ситуация (рождение родного ребенка, брак), изменяет весь привычных ход жизни, тем более, когда образуется новая семейная система, в которую входит неродной ребенок, имеющий ряд проблем, обусловленных его предыдущей жизнью. Это очень деликатный момент в жизни семьи и приемного ребенка и он открывает путь к успеху при правильном понимании и организации новой жизни.

Приемная семья в своем развитии имеет особые периоды, которые специалисты называют периодами неопределенности. Для специалистов они являются объектом, самого пристального внимания. После могут последовать взлеты и падения. Неблагоприятное завершение такого этапа приводит приемных родителей к разочарованиям и депрессии. Это трагедия, как для семьи, так и для ребенка. Однако неблагоприятный исход можно предотвратить.

Анализируя неуспешные приемные семьи, В. Н. Ослон составили перечень нерешенных своевременно вопросов: Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. С. 85

Непрофессиональное внешнее сопровождение (неадекватные методики, необъективная и ненадежная информация);

Недостаточная изученность семьи и недостаточное прогнозирование вариантов ее развития;

Не налаженные отношения между приемными и биологическими родителями;

Игнорирование роли приемного отца;

Не сложившиеся взаимоотношения приемного ребенка и родных детей приемных родителей (особенно когда приемный ребенок старше родного);

Кризисные периоды развития приемного ребенка;

Отрицательная роль социального окружения (школа, детский сад, соседи).

Сложным вопросом является подготовка специалистов, осуществляющих сопровождение, которые должны реально помогать семье, на профессиональном уровне, и быть с ней в контакте.

Четвертый этап. Обучение приемных родителей с учетом сформированных установок, реальной ситуации и потребностей ребенка

На этом этапе успешное обучение приемных родителей зависит от правильного выбора формы обучения и дидактического материала. Особое внимание уделяется навыкам терапии супружеских, родительских и детских отношений и отношений между детьми. Обучающая модель строится на этапах: мотивация - целевые установки - инструктивные программы - обучение навыкам. Важно, чтобы родители ощутили помощь в решении их проблем, сами приняли активное участие. То есть родители, как субъекты сопровождения, реализуют идею «от помощи к самопомощи». Цели обучения: возникновение сплоченности, адаптивности и конструктивности в общении всех членов семьи, укрепление и развитие семьи.

Базисные условия для родителей: современные научные знания о семье, интерес к обучению, толерантность, умение вести дискуссию, легко вступать в общение, проявлять сочувствие.

Особое внимание в ходе обучения обращают: на сопротивление изменениям в семейной системе, на стили воспитания или стили общения в семье, на объективные стрессовые факторы, на отношения между приемной и биологической семьей, на коммуникативные умения членов приемной семьи.

На данном этапе также реализуется идея обучения родителей в контексте: «Родитель как учитель своих детей».

Реализация идеи «родитель как учитель» основана на психолого -педагогических методах. Родитель не дает рекомендаций, он обучает всех членов семьи методам самостоятельного исследования (изучения) проблем через организацию совместной деятельности, тренирует детей в применении специфических методов общения и взаимодействия, которые приводят к выгодным позициям ребенка в результате межличностных, внутригрупповых взаимодействий. Кандидаты в приёмные родители должны знать, каким умениям обучают родители детей, сами владеть этими умениями и уметь научить им детей: Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. С. 62.

Эмпатическим умениям (способность поставить себя на место другого);

Экспрессивным умениям (осознавать то, что вы понимаете и то, что вы желаете донести до других);

Дискуссионным и переговорным навыкам.

Родители должны обучиться элементарным схемам реализации своей роли приемного родителя как профессионального родителя. Для этого их учат применять простейшие схемы стратегического планирования:

Определение (описание) проблемы; формирование видения своих действий и реальных возможностей решения проблемы;

Формирование команды по её решению (родитель знает, что он не один с проблемой); уметь обсудить и выработать (в группе) цели, задачи по решению проблемы, оценить каждый шаг на пути к достижению цели по критериям (конкретность, срок исполнения, результативность);

Уметь для решения каждой из задач составить план конкретных мероприятий (действий); знать организацию контроля за реализацией мероприятий.

Такой подход к обучению приемных родителей положительно влияет на формирование опыта сотрудничества приемных родителей и специалистов сопровождения.

Пятый этап. Оценка приемной семьи как субъекта сопровождения

При формировании приемной семьи недостаточно изучается роль отцов как субъектов сопровождения приемных детей. Как отмечает Е. А. Брецких, Брецких Е. А. Исследование клинико - психологических особенностей семей, ожидающих или имеющих приёмных детей (в связи с задачами аналитико - системного семейного психологического сопровождения) //Известия РГПУ им. А, И, Герцена. - 2009. - № 102. С. 351. в большинстве случаев (367 из 400 изученных семей) оценки потребностей приемного ребенка и способы их удовлетворения (стратегии и тактики) у матерей и у отцов - различны.

Важно, чтобы было соответствие оценок: специалистов, самооценок приемных родителей.

Общая оценка выводится на основе обобщения оценок: приемных родителей, приемного ребенка, специалистов службы сопровождения, органов опеки и попечительства, общественных организаций. В ряде территорий ограничиваются оценкой специалистов службы сопровождения и органов опеки и попечительства, которые приводят к соответствию между собой.

Периодичность оценок в модели комплексного сопровождения В. Н. Ослон следующая: через три недели пребывания ребенка в приемной семье, через 6 месяцев пребывания ребенка в приемной семье, далее соответственно - через 9 месяцев, 12 месяцев, 18 месяцев, 24 месяца, и далее через каждые 6 месяцев проживания ребенка в приемной семье . Ослон В.Н. Приемная семья - кризисы первого года // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. - Пермь, 2000. С. 249.

Роль специалиста по социальной работе состоит в идентификации оценок, а также в организации процесса (а не процедуры) оценивания: совмещение сбора информации с ее анализом и интерпретацией. Такая оценка ситуации и разработка ответных мер с привлечением к участию, как специалистов, так и приемных родителей, приемных детей (других субъектов при необходимости) представляет собой такой исследовательский и коррекционный подход, который нацелен на усовершенствование методов реагирования. Рассматриваемому методу присущ ряд характеристик, которые отличают его от обычных исследовательских и коррекционных методов, а именно: своевременность реагирования на ситуацию, участие в процессе оценивания всех субъектов сопровождения и оценки как действия. Такой подход базируется на идеях активного решения проблемных вопросов непосредственно в реальности.

По мере развития процесса оценивания, с привлечением к участию приемных родителей будут возникать новые интересующие специалистов факты, характеристики. Поэтому В. Н. Ослон рекомендует ввести классификацию событий: ожидаемые, регулярные, необычные, неожиданные; наблюдения делит на неструктурированные и структурированные. Исследователь отмечает, что нецелесообразно на первоначальном этапе наблюдения родителей структурировать процесс. Свободный стиль наблюдения снимает вопрос о предубеждениях наблюдателя. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. С. 251.

Таким образом, сопровождение приёмной семьи включает в себя: формирование приемной семьи; проверку способности приемной семьи быть успешной; разработку индивидуальной программы комплексного сопровождения приемной семьи; обучение приемных родителей с учетом сформированных установок, реальной ситуации и потребностей ребенка; оценку приемной семьи как субъекта сопровождения

Выводы по 2 главе

1. Только в семье могут быть созданы оптимальные условия для нормального развития ребенка:

Стабильный, индивидуализированный и эмоционально насыщенный контакт с близким взрослым;

Широта связей с социумом, разнообразная, когнитивно насыщенная среда;

Собственная активность и активная разнообразная обратная связь от окружающего мира.

Под общим названием «замещающая семья» объединяются семьи, обладающие разными воспитательными потенциалами и выполняющие различные функции в деле попечения детей-сирот. Среди «замещающих семей» всё большее распространение приобретает такая форма устройства детей - сирот, как приёмная семья.

Замещающая семья представляет собой специфический институт воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей. В условиях деинституализации государственного попечения детей-сирот особая роль принадлежит замещающей семье, которая выполняет ряд ответственных функций: развивающую, социализирующую, корригирующую, реабилитирующую, восполняя тем самым недостатки эмоциональной, сенсорной, социальной информации у приемного ребенка, способствуя ликвидации его отставания, восстанавливая личное благополучие, четко определяя социальный статус.

2. Работа с такой семьей должна строиться на основе дифференцированных технологий сопровождения. Обязательная проработка мотивов усыновления, значений тайны усыновления, отношений к родным родителям ребенка и диагностика воспитательного потенциала приёмной семьи, повышение гибкости семейной системы необходимы для того, чтобы семья, усыновив ребенка, сделала его счастливым и была счастлива сама.

3. Сопровождение приёмной семьи включает в себя: формирование приемной семьи; проверку способности приемной семьи быть успешной; разработку индивидуальной программы комплексного сопровождения приемной семьи; обучение приемных родителей с учетом сформированных установок, реальной ситуации и потребностей ребенка; оценку приемной семьи как субъекта сопровождения.

Профессиональное сопровождение замещающих семей – это один из важнейших этапов в работе специалистов по работе с ребенком, помещенным в семью и членами данной семьи.

Цель сопровождения : помочь замещающим семьям в преодолении кризисных моментов, происходящих в семье, обеспечить стабильность проживания ребенка в семье и предотвратить возврат детей в государственные учреждения, или отказ ребенка проживать в данной семье .

По плану сопровождения;

По запросу (по запросу управления опеки и попечительства или приемного родителя, опекуна или усыновителя);

По ситуации.

В процессе взаимодействия с семьей используются следующие методы и формы работы :

сбор информации о семье,

выходы специалистов по месту жительства,

профилактические беседы,

социально-психологические диагностики,

Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей направлено на обеспечение эффективного взаимодействия детей и замещающих родителей, способствует самоопределению, самоутверждению, саморазвитию. Его целесообразно вести по двум направлениям: «взрослый» и «ребенок».

При сопровождении семей учитываются следующие принципы:

2. Непрерывность сопровождения, согласно индивидуальному плану работы с семьей.

3. Комплексность, которая предполагает работу различных специалистов.

4. Конфидециальность (ни одна из проблем не должна быть вынесена на суд уличной общественности села)

Алгоритм сопровождения замещающих семей.

1. Знакомство, выявление проблемы.

Первичное анкетирование, интервьюирование членов замещающих семей. Диагностика познавательных, мотивационных, эмоционально - волевых, психодинамических и характерологических особенностей подопечных, анализ семейного воспитании.

2.Составление личного дела семьи: индивидуального плана сопровождения, социальной карты замещающей семьи.

Мероприятия, занятия, консультации.

Работа с педагогической литературой, разработка письменных рекомендаций и памяток.

4. Выход социального педагога в замещающую семью, учебное заведение.

Изучение возможностей социума (беседа с классным руководителем , учителями школы, воспитателями детского сада, близкими родственниками подопечного).

Изучение созданных условий для развития подопечного. Согласование с замещающими родителями планов индивидуального сопровождения.

5. Составление аналитической справки по результатам посещения замещающей семьи.

Анализ условий проживания семьи, здоровье и безопасность, социальная адаптация. Оценка комфортности замещающей семьи: эмоциональное развитие подопечного, оценка семейных взаимоотношений . Рекомендации замещающим родителям.

6. Промежуточная диагностика по ранее выявленным проблемам, анализ семейного воспитания.

Проведение диагностики с подопечным.

7. Индивидуально консультирование членов замещающих семей .

8.Итоговая диагностика и мониторинг замещающей семьи.

Проведение итогового мониторинга воспитания, образования и развития ребёнка в замещающей семье. Оценка успешности воспитания, образования и развития ребёнка. Уровня профессионализма замещающих родителей.

На каждую сопровождаемую семью заводится индивидуальная карта работы с семьей, где отражаются: общие сведения о семье, индивидуальный план сопровождения семьи, мониторинг здоровья и развития ребенка , результаты мониторинга, все диагностики, анкетирование, рекомендации родителям и детям, отчеты о работе с данной семьей.

На этапе профессионального сопровождения проводятся: посещение семей, образовательных учреждений, в которых обучаются дети. К совместной работе необходимо привлекать классного руководителя и социальных педагогов тех учебных заведений, в которых обучаются дети из замещающих семей вашего населённого пункта. Для того чтобы быть в курсе всех его проблем, успехов, неудач, встречаться лично, созваниваться по телефону, что позволяет найти выход из сложившейся ситуации и подтолкнуть ребенка к проявлению самостоятельности в решении актуальных для его развития проблем. А это особенно важно для опекунов (бабушек, дедушек) которые не всегда могу связаться с учебным заведением, пообщаться с куратором, классным руководителем.

Необходимо ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ посещение ребенка, либо в семье, либо в образовательном учреждении, независимо от срока нахождения ребенка в семье, т. е. например, март - посещение в семье, апрель – посещение детского сада, май посещение в семье и т. д.

Часто бывает, что при проживании ребенка в семье могут возникать непредвиденные ситуации, которые требуют непосредственного вмешательства специалистов, то за месяц может набираться несколько посещений одной семьи.

Визит в семье должен длиться не 20 и не 40 минут, а больше 2-х часов. Чем дольше находишься в семье, тем больше шансов лучше ее узнать.

При посещении семьи, даются рекомендации специалистов по воспитанию и развитию ребенка, по необходимости оказывается помощь по проблемам с которыми столкнулись и ребенок, и замещающие родители за прошедший период, так как не всегда родители обращаются при возникновении проблемы, конфликта.

Необходимо отметить, что специалистам, закрепленным за семьей нужно выстраивать взаимоотношения с ребенком и семьей таким образом, чтобы семья не воспринимала их, как представителей контролирующих организаций, а как «друга» семьи, который хочет им помочь. Но в тоже время, необходимо не переступить тонкую грань к «панибратству», семья все-таки должна адекватно реагировать на советы, замечания, рекомендации специалистов. Заинтересованность самих специалистов в оказании помощи семье – это одно из важных условий сопровождения семьи.

Кроме посещений семьи на этапе проблемы или конфликта в семье желательно еженедельно осуществляются телефонные переговоры социального педагога с семьей, по вопросу разрешения конфликта.

Помощь специалистов нужна в различные периоды жизнедеятельности семьи. Например, в период адаптации необходимо постоянное и регулярное наблюдение за ходом адаптации ребенка к проживанию в замещающей семье, в социуме. Так как процесс адаптации, один из наиболее кризисных и требует особо тщательного и бережного подхода к сопровождению семьи со стороны социальных педагогов. Специалисты, работающие с семьёй, призваны облегчить адаптационный период, сгладить острые углы взаимодействия, позволить замещающему родителю в безопасном виде выразить свое удивление и негодование по поводу ребенка, научить членов семьи в адекватном виде выражать чувства, скорректировать ожидания от приемного ребенка. Специалистам необходимо помнить о том, что адаптация ребенка в семье – процесс двусторонний: ребенок привыкает к семье, усваивает ее правила, нормы функционирования, а семья, в свою очередь, перестраивается, привыкает к ребенку, меняя свои правила.

Другие проблемы, возникающие в замещающих семьях разнообразны:

школьная неуспеваемость,

снижение учебной мотивации

воровство,

отклонение в поведение,

общение со сверстниками,

психологическая травма

вредные привычки,

задержка речевого развития,

профессиональное самоопределение и другие.

Возникновение проблемы вы можете выяснить во время посещения школы, бесед с учителями и конечно во время посещения семьи. А ещё лучше будет, если замещающий родитель придёт к вам и скажет, « Помогите, постоянно обманывает».

При разрешении проблемы необходимо выяснить причину и признаки возникшей проблемы при помощи диагностик, собеседования, диалога как с родителями, так и с ребёнком.

Дать консультацию замещающим родителям по способам выхода из возникшей ситуации, и конечно отследить результаты.

Социальным педагогам на данном этапе желательно проводить коррекционно-развивающие занятия, беседы с детьми, индивидуальные консультирования замещающих родителей, проведение бесед.

При работе с замещающими семьями желательно привлекать медицинские службы, так как дети, проживающие в замещающих семьях, требуют постоянного медицинского сопровождения. Ведь ни для кого не секрет, что наши дети имеют по несколько хронических заболеваний, у них ослаблен иммунитет, они часто болеют простудными заболеваниями.

В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, помещенного в замещающую семью. Мониторинг развития ребёнка в семье, проводится для определения эффективности функционирования замещающей семьи и динамики развития ребенка, помещенного в эту семью.

Методики проведения мониторинга применяются в зависимости от возраста и от выявленных проблем или нарушений в личностном развитии.

Здоровье:

- физическое развитие ребенка;

- нервно-психическое развитие;

- заболеваемость хроническая;

- заболеваемость острая.

Образование:

- школьная мотивация;

- личностное развитие;

- психические процессы;

- самооценка;

- эмоциональное развитие.

Социальная адаптация:

- навыки самообслуживания;

- внешний вид и поведение в обществе;

- межличностные отношения;

- способность к общению (со взрослыми и сверстниками);

- соблюдение прав и обязанностей в семье.

Социальное окружение:

- атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем социуме .

На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.

Детей из замещающих семей необходимо вовлекать в мероприятия и праздники, проводимые в клубах с целью установления эмоциональных связей, развития позитивного социального самочувствия, активизации детей. Это и праздник Масленица, Новогодний праздник, День Матери и др. Задача социального педагога, работающего на селе, вовлечь ребёнка в кружки, которые организованы в клубе, возможно даже привести за руку, где-то и проследить посещаемость.

Необходимо оказать помощь замещающим родителям по определению ребёнка на школьную площадку, в лагерь отдыха , возможно помочь в сборе документов.

Проведение комплексного психолого-педагогического сопровождения помогает замещающим родителям своевременно выявлять и решать возникающие трудности, проблемы с детьми.

Очень часто причина кризиса семьи кроется в замещающих родителях, которые несвоевременно обратили внимание на воспитание подопечных, в их личностных качествах (попустительство) и в отношении детей (иждивенчество, низкие интеллектуальные возможности).

Вы должны выстраивать комплексный подход к решению проблем ребенка и семьи, это будет являться способом помощи ребенку и семье в преодолении актуальных для них проблем в развитии.

Показателем результативности работы по сопровождению замещающих семей является то, что нет возврата детей в интернатные учреждения. Сопровождение замещающих семей позволяет укрепить уверенность родителей в своих воспитательных воздействиях, содействовать мобилизации их личностных, духовных, интеллектуальных, физических ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширению у них диапазона приемлемых и результативных средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.

Таким образом: социально педагогическое сопровождение является важным, необходимым условием, обеспечивающим эффективную интеграцию детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданных на воспитание в замещающую семью.

Индивидуальная карта работы с семьей.

Приемные родители: ___________________________________________________________________________________________________________________________

(ФИО, год рождения)

Подопечный (ая)__________________________________________________

(ФИО, год рождения, класс, школа, д/сад) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Адрес___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткие сведения о родителях приемных детей:______________________

_______________________________________________________________________

(ФИО, год рождения, место жительства или нахождения)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Статус семьи: ______________________________________________________

Родственники проживающего совместно: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальное развитие ребенка

(на начало сопровождения)

Состояние здоровья:__________________________________________________________

Интересы ребенка, его склонности, способности: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поведенческие умения и навыки: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эмоционально – волевая сфера:___________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень сформированности ЖУН и воспитанности: _________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мониторинг здоровья и развития ребенка:

(продвижение ребенка)

Состояние здоровья :_____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Поведенческие умения и навыки: ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Эмоционально – волевая сфера:_________________________________

(отношение ребенка с другими людьми, степень доверия)

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты мониторинга здоровья и развития ребенка:

(на конец сопровождения)

Состояние здоровья :_____________________________________________

(частота заболеваний, состоит ли на учете…)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Учебная деятельность:________________________________________________

(познавательный интерес, усвоение школьной программы)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Поведенческие умения и навыки:

(уровень коммуникативности ребенка, умение простраивать отношения)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Эмоционально – волевая сфера:

(уровень сформированности произвольных действий, эмоционального благополучия)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный план сопровождения семьи

Проблема:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты работы к концу учебного года:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отчёт о работе с замещающей семьёй.

ФИО замещающих родителей: _____________________________________________________________

Подопечный (ая)_______________________________________________________

Цель: ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

(беседа, диагностика, консультация, коррекционно – развивающая работа) с замещающими родителями и подопечными.)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«___»__________200__г.________________________ _______________________

(роспись специалиста) (расшифровка подписи)

«___»______________201 г______________________________________________

(роспись опекуна) (расшифровка подписи)

Каким должен быть замещающий родитель.

При подготовке граждан, желающих стать приемными родителями, специалисты службы сопровождения сталкиваются с проблемами неумения кандидатов оценивать свои возможности, переоценкой своих личностных качеств, незнанием психологических особенностей детей - социальных сирот, неумением правильно оценивать возникающие проблемы.

При работе с кандидатами в замещающие родители выявляются такие проблемы как их не критичность к собственному воспитательному опыту, ригидность поведения (нежелание менять свою точку зрения).

Очень часто кандидаты думают, что дети из детских домов , хотят в приёмные семьи, это не так. Очень многие дети хотят вернуться в свою кровную семью, часто поддерживают отношения со своими родителями.

Встаёт вопрос:

- Должны ли у приемного родителя быть какие-то «особые качества», особый опыт?

В первую очередь очень важно, чтобы у родителей был реалистичный взгляд на то, что такое приемный ребенок. Необходимо заранее предложить литературу по проблемам приемных детей, общаться вживую с уже состоявшимися приемными родителями.

Опыт воспитания собственных детей - это хорошо, но с приемным ребенком своя специфика, и стать прекрасными приемными родителями могут также и люди, не имеющие собственных детей. Скорее важны личностные качества, такие как терпение и терпимость к отличиям . Когда люди не пугаются и не становятся агрессивными, если ребенок делает что-то не совсем понятное для них, не совместимое с их укладом.

Вторая важная вещь - у людей должно быть много энергии . Дети, у которых есть дефицит родительской любви, проблемы в развитии, пережитые стрессы, требуют очень много сил. И иной раз эту свою потребность в поддержке они выражают не самым приятным образом. Очень важно, чтобы у людей элементарно хватало физических и психических сил . Потому что, если нагрузка, которую привносит ребенок, людей истощает, раздражает, провоцирует гнев - это проблема взрослых, а не ребенка.

И еще одно важное качество - люди должны быть устойчивы к проявлениям агрессии . Если по опыту общения они знают за собой, что проявление агрессии или цинизма выбивает их из равновесия, может стать причиной, чтобы прервать общение с другим человеком, если важным условием для общения является понятность другого - в этом случае с приемным ребенком может оказаться невозможно жить. Ведь приемные дети чаще всего оказываются из другой среды, чем люди, которые хотят взять их в семьи. И, как у всех травмированных детей, у них много боли и агрессии. Родителям это надо учитывать.

И еще, людям, склонным впадать в самокопание, зацикленным на своих сложных многообразных чувствах , с приемным ребенком будет трудно. Он их «заклинит» до ступора... Но бывает и наоборот, некоторые выправляются: по сравнению с приемным ребенком все надуманные проблемы рассеиваются. Жизнь все ставит на свои места, люди учатся думать по-другому и становятся гораздо проще: чувства укрепляются, разум проясняется. И они говорят потом: благодаря приемному ребенку мы избавились от многих собственных проблем.

Для каждой семьи принятие ребёнка является очень ответственным и серьезным шагом. Ведь люди, которые решаются на такое, должны полностью осознавать, что совершая подобное, они категорически меняют не только свою жизнь, но и жизнь ребенка, за которого в будущем они будут нести ответственность.

Появления ребёнка в семье несет за собой много изменений, психологически это трудно. Члены семьи должны иметь железную выдержку и понимание того, что им придется не только воспитывать ребенка, но и перевоспитывать его. Если это младенец, то ситуация немного упрощается, но если ребенок постарше и имеет уже сформировавшийся характер, то супругам придется набраться терпения и сильно постараться, перевоспитывая его. Ведь очень вероятно, что ребёнок иногда может быть излишне агрессивным, жадничать, часто плакать и т. д. Поэтому можно даже полагать, что родители, которые взяли ребенка, должны обладать повышенной стрессоустойчивостью и перечнем других качеств, в которых другие родители могут дать слабинку.

Приемный ребенок должен всегда чувствовать любовь родителей к нему. Ведь такие дети, несмотря на их внешнюю жесткость, очень ранимые и чувствительны. Даже если взрослым приходится наблюдать за не очень приятными выходками ребенка, и родители чрезвычайно рассержены на него, им необходимо даже в такие моменты проявлять теплые чувства и сохранять спокойствие . Нужно понимать, что для ребенка попасть из детского дома в семью-это большой стресс. Поэтому нужно быть готовым к тому, что период адаптации может пройти весьма проблематично.

Так же приемные родители должны обладать таким качеством, как сочетание нежности и силы характера . Смогут ли замещающие родители дать максимум ласки приёмным детям, но в тоже время не забывать настоять на своем решении, когда это будет нужно. Ребенок не должен бояться, но чувство уважения к взрослым должно быть ребёнку присутствующее.

Когда все же порог дома переступает новый член семьи - ребенок, замещающие родители ни на миг не должны жалеть и сомневаться в правильности содеянного. Ведь если ребёнок почувствует, что родители засомневались по поводу него, ему будем очень трудно с психологической точки зрения. Ведь, как известно дети имеют способность чувствовать все очень сильно, даже лучше опытных психологов. Так что убеждения родителей по этому поводу должны быть твердыми и непоколебимыми. Родители должны обладать достаточной самооценкой.

Еще одной важной способностью, который должны овладеть приемные родители, есть эмпатия.

Эмпатия - это способность человека понимать и прочувствовать чужую боль, переживание . Хорошие родители должны чувствовать своего ребёнка, понимать. Им нужно постоянно развивать в себе это качество. Ведь такие детки, несмотря на свой маленький возраст, много чего пережили в своей жизни, поэтому они могут быть сильно замкнутыми и переживать все эмоции в себе. Это негативным образом отобразится на них самих, а так же и на принимающих родителях. Нужно уметь воспринимать и любить ребенка таким, какой он есть. Не стоит показывать, что родители разочарованы и ожидали другого.

Быть приемными родителями очень нелегко, ведь на пути будет много преград. Взрослым нужно набраться терпения и если уж решились на такое - не жалеть! Ведь они творит благое дело: дают семью, уют и покой малышу, который за стенами детдомов так сильно в этом нуждается...

В начале этого года проблемы приемных семей стали одной из наиболее обсуждаемых в СМИ и соцсетях тем. После грубого, совершенного с многочисленными нарушениями отобрания детей у опытной приемной мамы Светланы Дель начались горячие споры о том, должно ли государство вмешиваться в жизнь семьи, и если да, то когда и как.

Между тем, специалисты давно утверждают, что семьям с приемными детьми нужно сопровождение, потому что самые разные проблемы могут возникнуть даже у опытных приемных семей. Что подразумевается под этим сопровождением? Для всех ли семей с приемными детьми оно необходимо? Как его организовать, чтобы защитить права детей и при этом не нарушить право семьи на частную жизнь? Об этом мы решили подробно поговорить с Людмилой Петрановской, известным семейным психологом, специалистом по детско-родительским отношениям, основательницей Института развития семейного устройства.

КАК ДОЛЖНО БЫТЬ

- Что стоит за термином «сопровождение приемной семьи»? - до сих пор это понятно даже не всем специалистам.

Это устоявшийся термин, причем не психологический, а скорее термин социальной работы. Когда люди берут на себя такой труд, как растить ребенка с непростой историей, с особой, может быть, личной ситуацией (например, когда родители ребенка находятся в местах лишения свободы - и не очень понятно, что будет, когда они оттуда выйдут), им может понадобиться помощь. Эту работу семья выполняет в режиме 24х7. При том, что и ребенок сложный, и любви безусловной, как к кровному, у родителей изначально нет, очевидно, что нагрузка на маму с папой ложится колоссальная - и в этой ситуации люди просто имеют право рассчитывать на какую-то поддержку. Так вот, продуманная, отстроенная и человечная система такой поддержки и есть сопровождение, хотя у нас, к сожалению, ее часто понимают как систему контроля.

- Кто должен предоставлять услугу сопровождения для приемной семьи?

Мне кажется, что самое правильное - это когда у семьи есть право выбора службы сопровождения. Например, есть государственные службы, есть некоммерческие организации, может быть, такая служба есть при учреждении, откуда ребенка забрали, или по месту жительства семьи. Чем больше возможностей выбора, тем комфортнее для семьи.

- А как это устроено в других странах?

Всюду по-разному. Некоторые шли жестко по территориальному признаку: приемная семья прикрепляется к государственной службе по месту жительства (как у нас к поликлинике). С одной стороны, это неплохая практика - услуга становится общедоступной, семья сразу же получает поддержку, а государство берет на себя обязательство обеспечить сопровождение для всех приемных семей. Но есть и минусы, конечно. Например, как качественно обучить такое количество специалистов? Ведь если где-то слабый специалист - то и услуга так себе, а семья-то прикреплена, и родители оказываются в западне. Да и просто бывает так, что специалист сопровождения и родители не сошлись по-человечески. Ситуация нормальная, некритичная, но если сменить его, выбрать другого нет возможности, это проблема.

А, например, в Англии эти службы диверсифицированы, и сопровождением на одной территории могут заниматься самые разные организации, получившие аккредитацию: государственные, некоммерческие, коммерческие и муниципальные - все они могут развивать такие услуги и конкурировать между собой за право их предоставлять. Это более сложная система, но для семьи есть выбор, а конкуренция за финансирование и за клиентов побуждает службы развиваться.

- Должно ли сопровождение быть обязательным для семьи с приемным ребенком?

Это вопрос довольно сложный. Но если мы говорим именно о профессиональной приемной семье, то любая профессиональная деятельность подразумевает профессиональные стандарты. И да, в этом случае сопровождение должно быть обязательным. Конечно, здесь краеугольный вопрос в том, как это организовано все вместе, не только, собственно, служба сопровождения, но и весь институт приемной семьи.

- А как должно быть устроено сопровождение с точки зрения контента? Можно ли описать идеальную модель такой службы?

Прежде всего и самое главное: у каждой семьи сопровождение должно быть разное, у него разные цели. Потому что все семьи сталкиваются с разными сложностями: у какого-то ребенка есть образовательные проблемы, и нужна помощь со школой (а иногда не только в учебе, но и в выстраивании отношений), у кого-то проблемы со здоровьем, у кого-то - серьезный конфликт с принимающей семьей, и родители не могут сами отрегулировать отношения, они не понимают, что происходит с ребенком, почему он так себя ведет. Или совсем другая история: в приемной семье внезапно возникают какие-то обстоятельства, мешающие нормальной жизни: потеря работы, личные кризисы, развод или болезни родителей и т.д. И цель сопровождения - сделать так, чтобы семья не оставалась с этими проблемами один на один, а могла получить помощь и поддержку.

- И все это возможно сделать в пределах одной службы? Это же огромная штатная численность!

Ну, строго говоря, с совсем уж крайними, тяжелыми ситуациями сталкивается далеко не каждая приемная семья. И обычно, стандартно семье бывает нужно просто внимание, какое-то консультирование и поддержка - редуцированное сопровождение, которое как раз и должно быть доступно всем.

Это может быть устроено примерно так: у каждой семьи должен быть куратор, человек, который находится в постоянном контакте с родителями, хорошо знает ребенка. И этот человек, обязательно в равном, партнерском диалоге с родителями, определяет ключевые направления, по которым семье нужна помощь, и обеспечивает «контакт» с узкими специалистами - психологами, медиками, юристами и т.д. Совсем не обязательно иметь полный комплект штатных узких специалистов, но куратор должен обладать исчерпывающей информацией, где их найти, если очень надо - и направлять родителей. Ребенок заболел и нужна дорогостоящая помощь? - куратор должен знать, какие благотворительные фонды помогают с конкретным диагнозом. Проблемы с математикой? - куратор должен направить туда, где позанимаются дополнительно. И так по всему спектру вопросов.

И, конечно, куратор должен организовать командную работу с семьей, столкнувшейся с очень серьезными проблемами, если требуется участие сразу и психологов, и педагогов, и, возможно, медиков и т.д. Но, повторю, это не частый случай. Большинство проблем может быть решено небольшими ресурсами. Если в семье и с ребенком все благополучно, спокойно, без проблем, то сопровождение может осуществляться по совсем простой схеме - просто плановые встречи, скажем, раз в полгода или даже раз в год, чтобы узнать, как дела у ребенка.

- А кто и как принимает решение о том, какая форма сопровождения необходима той или иной семье?

Решение должно приниматься совместно куратором и родителями. Потому что приоритетный принцип, на котором должна вообще строиться вся система, - это доверие и поддержка. Семья должна воспринимать сопровождение как однозначно помогающий институт и точно не как контролирующий, и тем более не как изымающий ребенка. При наличии доверия, при четком понимании со стороны родителей, что если они искренне и честно говорят о проблеме, им начинают помогать и предлагать разные варианты, коллегиальное принятие решений не представляет трудностей. Конечно, если родителя с порога встретить обескураживающими утверждениями «что-то вы, мамочка, плохо справляетесь» или тем более прийти домой и залезть в холодильник проверять качество супа, то никакое партнерство невозможно.

- Есть еще что-то важное, основополагающее, что должно быть в системе сопровождения?

Конечно, важно, чтобы в этой системе работали действительно подготовленные и квалифицированные люди, которые бы знали, как нужно помогать: куда обращаться, кого привлекать, как действовать в самых разных ситуациях, как выстраивать целую кучу социальных связей - с семьей, с образовательными учреждениями, с опеками, с поликлиниками, с благотворительными фондами, с комиссиями по делам несовершеннолетних и т.д.

И еще важнейший момент: работа такой службы требуют регламентации и прозрачности. Каждый участник процесса должен понимать, кто, как и с кем взаимодействует, кто что может и не может, у кого какие права и обязанности. Нужна хорошая, проработанная, умная юридическая база. Раз мы говорим о том, что сопровождение должно быть обязательным для приемных семей, значит, весь этот институт должен быть качественно выстроен.

КАК ЕСТЬ

- У нас, честно говоря, толком не различаются разные формы семейного устройства. Просто люди знают, что за усыновление денег не платят, а за приемную семью - платят. Но ведь отличия гораздо более существенны?

Да, конечно. У нас сейчас действительно различения нет, и приемные родители, опекуны и усыновители - все позиционируют себя как маму с папой и публично, и внутри семьи. Получилось это потому, что институт приемной семьи создавался у нас сверху, кампанией, а не вырос органично внутри системы семейного устройства.

В тех странах, где проблемы сирот системно решаются уже многие десятилетия, этот процесс шел совсем по-другому: приемная семья появляется тогда, когда после развития усыновления становится очевидно, что найти усыновителей всем детям невозможно, да и не всем детям нужно. Например, у ребенка мама в заключении, выйдет через три года - и намерена его забрать. Лучше же ребенку это время провести в приемной семье, у которой будут определенные, прописанные в договоре, обязательства по поддержанию отношений с мамой. Или мама болеет и будет долго лечиться, а бабушек нет. Тоже куда предпочтительнее приемная семья, которая ребенка окружит заботой и обеспечит контакт с мамой. И таких ситуаций, на самом деле, очень немало. И вот тут-то и нужна приемная, то есть профессиональная замещающая семья. То есть люди не просто принимают в семью ребенка на правах своего, они помогают ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Хотя, конечно, на уровне чувств и отношений могут стать очень близки с ним.

У нас получилось иначе: приемная семья стала фактически оплачиваемым вариантом усыновления, этот институт был введен для того, чтобы в принципе стимулировать семейное устройство. У нас много семей, для которых наличие материальной поддержки является важным ресурсом - без нее они бы ребенка «не потянули». При этом еще усыновленный ребенок теряет все льготы ребенка-сироты, а опекаемый - нет. Поэтому все перемешалось, и выбор формы семейного устройства часто определяется не столько ситуацией ребенка или ролью родителя, сколько соображениями материальной поддержки и сохранения льгот для ребенка.

- А если позиционировать приемное родительство как профессиональную деятельность, отличную от усыновления, то и учить таких людей нужно по-другому?

Нет, вот это как раз совсем необязательно. Обучение в Школе приемных родителей - это время, когда будущим родителям нужно предоставить грамотную возможность оценить себя, свои возможности, свои ресурсы - и ответственно выбрать, усыновлять или брать в приемную семью.

- И у нас сейчас, конечно же, нет полноценной системы сопровождения?

Нет, увы. При этом у нас сейчас уже действительно много семей с приемными детьми, которым нужна помощь.

Но и юридически и фактически у нас все устроено довольно странно: реально наши приемные семьи - это сплошь и рядом не профессиональная история, а совсем другая. Причем из-за неотрегулированности института некоторое лукавство, с этим связанное, есть с обеих сторон - и обеим же сторонам оно удобно. Государству - потому что приемные родители не получают выходных, больничных, отпускных. Приемным родителям - потому что у них есть «маневр» в восприятии самих себя: когда-то они считают себя родителями, а когда-то скорее воспитателями, профессионалами.

У нас нет внятного разделения на усыновление и профессиональную семейную замещающую заботу. Все перетекает одно в другое: В приемных семьях часто дети не знают, что они приемные, семьи с усыновленными детьми контролируются как приемные и т. д. В результате и правда не очень понятно, где тут место сопровождению, для кого оно необходимо и обязательно, для кого - нет.

- И как же его внедрять в таком случае?

Внедрение сопровождения - действительно непростая и нелинейная задача. Инфраструктуры пока под сопровождение тоже нет, специалистов - единицы. Соответственно, если ввести просто указом сверху, будет плохо: в ситуации тотального недоверия между гражданами и государственными органами, с одной стороны, и реальным неумением наших чиновников именно поддерживать и помогать, а не контролировать и поучать, ничего хорошего из этого не получится.

При этом сейчас очень много родителей, взявших детей в приемную семью, и они подписывались на определенные правила. Менять их на ходу просто нельзя.

Так что скорее всего, внедрение сопровождения (если все делать нормально) будет долгим и очень не простым процессом. И обязательность сопровождения должна возникнуть в самую последнюю очередь.

ИЗ ТОЧКИ А В ТОЧКУ Б

- Правильно ли мы понимаем, что внедрение обязательного сопровождения нужно начинать с урегулирования правовой базы?

Да, нужна какая-то точка отсчета - нужно договориться о том, что было бы понятно и принималось бы всеми участниками процесса. Например, о процедуре отобрания детей. Необходимо прописать ее так, чтобы ситуации, когда приходит полиция домой, ходит в ботинках по комнатам и забирает детей, потому что им показалось, что дети неухожены, были исключены. У нас любят пугать друг друга «западными практиками», мифической «ювенальной юстицией», которой у нас на самом деле нет. Зато есть и действуют законы, которые позволяют вмешиваться в жизнь семьи намного более грубо и бесцеремонно, чем в любых «западных практиках». Все то, что происходило с семей Дель происходило не из-за «ювенальной юстиции», это было наше, родное, чиновничье хамство и непродуманная, очень грубо прописанная законодательная база.

Надо постепенно, очень аккуратно разрабатывать все регламенты, чтобы в результате получилась документальная база, приемлемая для всех сторон процесса. Чтобы приемный родитель понимал, что сопровождение - это не контроль и не порицание, чтобы у него было прочным чувство безопасности при взаимодействии со службой сопровождения.

- А после нормативной базы? - инфраструктуры-то нет, и ее создавать дольше.

Да, а потом неизбежно встанет вопрос о том, кто будет в этих службах работать и как этих людей учить. Не зря в развитых странах социальный работник - это университетское образование, людей учат несколько лет.

Ведь человек, который стоит во главе всего процесса сопровождения, своеобразный «менеджер семьи», должен уметь и увидеть, распознать проблему, и найти оптимальное с точки зрения затрат и результата решение. Мы уже говорили, что невозможно в каждой службе держать всех узких специалистов, но то, что их помощь необходима, должен понять куратор. И где их найти и как организовать эту помощь - тоже должен знать куратор. Например, в регион можно пригласить из Москвы врача с определенной специализацией, который осмотрит и проконсультирует сразу несколько детей. Это дешевле, чем каждого ребенка таскать в Москву, это для ребенка и для семьи гораздо комфортнее. Но чтобы это все осуществить, нужно, чтобы была служба, способная это организовать. Чтобы у нее была какая-то свобода действий, в том какая-то числе свобода траты денег. Каждый, кто знаком с нашими реалиями, понимает, что пока это звучит фантастично, во всяком случае для государственных и муниципальных служб.

- Допустим, регламенты разработаны, люди обучены, инфраструктура создана. Дальше что?

А дальше уже можно постепенно вводить обязательное сопровождение для приемных семей - но не задним числом, а для тех, кто только приходит к этой форме воспитания детей. Обязательность, подчеркну это еще раз, в той ситуации, которая есть здесь и сейчас, должна быть последним звеном, чтобы все семьи чувствовали себя в безопасности и в поддерживающей, помогающей среде. Иначе получится очередная профанация, последствия которой мы будем преодолевать очень и очень долго. А если вводить все грамотно и очень постепенно, но институт сопровождения вполне может стать зоной общественного согласия.