Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Овощи и фрукты.

Интеграция видов деятельности : коммуникативная, двигательная, игровая, музыкальная, познавательно-исследовательская.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить обобщающее понятие “Фрукты”; название фруктов;
  • Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных; согласовывать в роде, числе, падеже существительные с числительными;
  • Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы, строя предложения из 4–6 слов;
  • Пополнить литературный багаж детей стихами, считалками;

Развивающие:

  • Развивать умение составлять рассказ по плану-схеме;
  • Продолжать совершенствовать двигательные умения: ходьба по гимнастической скамейке, подлезание под дугой, перешагивание через предметы;

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнёров, умение договариваться.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова: название фруктов и фруктовых деревьев (яблоко, яблоня, апельсин, груша, ананас, слива, вишня, банан, пальма). Прилагательные (фруктовый сад, фруктовое дерево, грушевый компот, абрикосовое варенье);

Продолжать обогащать словарь по лексической теме “Фрукты”.

Оборудование: колокольчик, картина “фруктовый сад”, “мультимедийная установка” кокошники (яблоко, груша, банан, слива, вишня, апельсин, лимон, ананас); картинки 10*10 – груша, яблоко, вишня, апельсин; картинки А 4(слива, вишня, груша -2, апельсин, мандарин, банан -2, ананас, персик, яблоко; разрезные картинки – яблоко -2; муляжи фруктов; конверты; для игры “Четвёртый лишний” (мультимедийная установка); аудиозапись; “волшебная палочка”; схема для составления рассказа – описания; вырезанные картинки овощей, фруктов и ягод, клей, салфетки, кисточки, клеёнки, ватман для коллективной работы.

Ход занятия

Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Справа-друг, и слева – друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Сейчас я вам хочу загадать загадку, послушайте внимательно:

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
Кто догадался, о чём эта загадка? (осень).

Мультимедийная установка-картинка осень.

Здравствуй осень, здравствуй осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла?

Ребята, я вас хочу пригласить на прогулку в сад. Именно в этом саду мы узнаем, о каких подарках говорит нам осень. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь дорожку. Будьте внимательны, смотрите и с дорожки не сходите. (под весёлую песенку про осень идут по гимнастической скамейке, перешагивают через “камушки”, проходим через “туннель” – дугу.)

Вот мы и пришли. Как здесь красиво! (мультимедийное сопровождение - “фруктовый сад”) Дети присели на ромашки-подушки.

Что вы видите перед собой? (деревья, яблоки, груши и т.д.)

Яблоки, груши, сливы, вишня, банан – это что?

Где растут фрукты? (на дереве)

А как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовыми деревьями).

А если в этом саду только фруктовые деревья, то, как он тогда называется? (фруктовый сад).

Скажите, пожалуйста, как называется дерево, на котором растут яблоки?

На каком дереве растут груши?

Где растут сливы?

Как называется дерево, на котором растёт вишня?

А где растут бананы?

Когда собирают урожай фруктов?

А зачем нам нужны фрукты, в чём их польза? (ответы детей).

Сейчас мы будем собирать фрукты в корзинку, по очереди называя какой именно фрукты вы будете туда класть: “Я положу в корзинку ананас” и т.д.

Тай, тай, налетай.
Приглашаю на игру,
А названье не скажу.
Всех приглашаю
Никого не обижаю.
Раз, два – мы молчим!
Мы глазами говорим (находят взглядом дружка)
Раз-два, раз-два, мы с тобой теперь друзья! (обнимаются)
Друга за руку возьмём и на “кухню” все пойдём.

Игра “Повар” - (3 компании)

Каждая компания выбирает себе карточку. Посмотрев на неё, посоветовавшись со своим товарищем, решите, какие блюда вы могли бы приготовить из данного фрукта. Дети присели на стульчики в кукольном уголке.

Молодцы! Вы хорошими помощниками будете для своих мам и бабушек.

Скажите, а если я решу сварить компот из груш, то, как он будет называться? (ответы детей).

А если мне захочется из банана сделать пюре, то какое оно будет?

Сок из апельсина какой?

А напиток из лимона?

Варенье из абрикосов, как называется?

4. Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть:

Я карточки и для вас расставлю.
Сливы, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин,
Яблоко и ананас –
Все они волнуют нас,
Потому что это фрукты
Кисло – сладкие продукты.

Игра “Один, одна, одно”.

Пока играет музыка, вы передвигаетесь по кругу подскоками, как только музыка остановилась, вы выбираете фрукт, про который можно сказать...один,... одна,...

5. Есть у меня ещё игра, вам понравится она. Вы по карточке возьмите и их в картинку соедините.

(2 “разрезных” яблока – объединение в 2 компании)

Что у вас получилось? (яблоко)

Выберите командира в своей компании.

Игра “Лучший говорун” (подбор прилагательных к существительному – муляж яблока).

Передавая яблоко из компании в компанию, вы должны говорить, какое яблоко....

И посмотрим, в какой же компании настоящие говоруны. Дети стоят - две компании напротив друг друга.

6. Раз, два, три, четыре, пять – снова будем мы играть.

Для следующей игры давайте разделимся на 3 компании с помощью слов с названием фруктов – яблоко, груша, апельсин (дети строят башню из ладошек).

Я нашла вот здесь в корзинке очень странные картинки. Вы внимательно взгляните, что здесь лишнее скажите.

Игра “Четвёртый лишний” (мультимедийное сопровождение) Дети присели на ромашки-подушки.

7. Составление по схеме рассказа – описания про любимый фрукт.

Есть у меня друзья палочка одна. Палочка не простая, волшебная.

Хотите, я ей сейчас взмахну, и волшебство произойдёт:

Раз, два, три – палочка волшебная помоги,
Ребят в “фрукты” преврати.

(Дети одевают кокошники).

Сколько фруктов! Все разные, ароматные, красивые, каждый попробовать хочется.

А давайте с вами познакомимся!

Игра “Давайте познакомимся”.

Расскажите о себе. А поможет вам описать “себя” схема.

(Заслушивается 3 рассказа). Дети сидят полукругом на стульчиках.

А с остальными фруктами мы обязательно познакомимся в следующий раз, когда опять придём гулять во фруктовый сад.

Палочка волшебная помоги,
Фрукты” все в ребят преврати.

(Дети снимают кокошники и ставят их под стул).

Итог.

Вот и время нашей прогулки истекло. На память о нас давайте, в этом саду оставим яблоню с яблоками. Сейчас вы выберите только одно яблоко:

Если вы сегодня старались, у вас всё получилось – возьмите красное яблоко;

Если, вы старались, но у вас не всегда всё удавалось – возьмите зелёное яблоко;

А если вы просто хорошо отдохнули и не чего не делали – возьмите жёлтое яблоко.

Давайте эти яблоки повесим на яблоню (рефлексия).

Для вкусного компота на обед в детский сад давайте принесем из фруктового сада корзину с фруктами. (Ребята из множества картинок овощей, ягод, фруктов, должны выбрать картинку с фруктами и приклеить её). Пока дети клеят фрукты играет спокойная музыка).

Не забывайте фрукты кисло-сладкие продукты.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Фруктовый сад»

Цель: Создание социальной ситуации развития через игру-путешествие «Фруктовый сад».

Задачи:

1. Создать условия для расширения и уточнения представления о фруктах, развивать связную речь, внимание, мышление;

2. Создать условия для развития умения у детей образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, в образовании относительных прилагательных (сок из яблок-яблочный и т. д, упражнять в составлении описательных рассказов о фруктах, в форме загадки по образцу предложенному воспитателем;

3. Создать условия совершенствовать монологическую форму речи;

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Предварительная работа:работа по схеме- цвет, форма,вкус.

Расширение словаря по теме: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, виноград, апельсин, дерево, сад, лоза, спелый, ароматный, душистый, сочный, вкусный, сладкий, кислый, кисло-сладкий, гладкий, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синяя, круглая, овальная, вытянутая, зреть, собирать, заготавливать; варенье, джем, сок.

Оборудование: предметные картинки по теме, мяч, магнитная доска, корзинка с муляжами фруктов, маленькая ширма, телеграмма, муляжи фруктов.

Ход НОД

Орг. Момент

Упражнение «Близнецы»

Воспитатель с детьми заходит в группу и находит корзину с письмом.

Воспитатель: «Что это? Кто мог оставить?»

Читают письмо от Фруктовичка(он присматривает за садом)

Он пишет:

«Дорогие ребята! У нас в саду прошел сильный дождь с ветром, и все фрукты упали с веток и рассыпались. Помогите, пожалуйста, их найти!»

Ребята с удовольствием соглашаются помочь Фруктовичку и отправляются в путь.

Основная часть

Воспитатель: «Ребята, я нашла один из фруктов, но сначала отгадайте загадку»:

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

Что это? Какой формы яблоко? (круглое).

А цвет у него какой? (красный).

А какое яблоко на вкус? (сладкое). А как мы можем ласково назвать яблоко? (яблочко). А какой сок можно приготовить из яблока? (яблочный).

Далее воспитатель бросает мяч каждому по очереди и называет следующий фрукт, загадывает о нем загадку и следует описание этого фрукта по схеме: название фрукта-какой по форме - цвет- на вкус- как можно ласково назвать- какой сок приготовить.

Дидактическая игра с мячом: «Назови сок, назови варенье».

Сок из фруктов – фруктовый; сок из яблок - яблочный; сок из груши -… ; сок из апельсина - …; сок из сливы - …; сок из винограда -…;

Варенье из яблок – яблочное; варенье из груши - ….; … из апельсина -….;

…из сливы- … и т. д.

Предлагаемые загадки:

*Плод оранжевый и сочный

Разделю я по кусочкам.

Хватит долек этих всем,

Ну, и сам, конечно, съем. (апельсин)

*Родилась она зелёной на цветущей белой кроне.

А потом росла, краснела.

Как созрела - посинела. (Слива).

*Среди листьев изумрудных зреет много гроздей чудных.

Они из ягод состоят, у них чудесный аромат.

А мы зовём их… (виноград)

*Любят этот фрукт мартышки,

Взрослые и ребятишки,

Желтый, сладкий и полезный

Он из Африки приезжий. (банан)

*Ты на лампочку похожа и на Ваньку – встаньку тоже.

У тебя румяный бок, а откусишь – брызнет сок. (груша)

*Желтый фрукт висит на ветке,

Но не любят его детки,

Этот фрукт на вкус не сладкий,

Кислый он. На ощупь гладкий.

Это самый кислый фрукт, люди его в чай кладут.

Чай душистый получается, потому он всем и нравится.

(лимон)

Физкультурная минутка

Будем мы варить компот. Дети маршируют, образуют круг.

А теперь давайте с вами поиграем

Игра «Угадай – ка». Составление загадок - описаний о фруктах.

Воспитатель достаёт корзинку с муляжами фруктов, раскладывает фрукты на столе, достаёт маленькую ширму и закрывает ею фрукты.

Воспитатель: Дети, мы разгадали загадки о фруктах. А теперь мы поиграем в новую игру«Угадай – ка». Сейчас я загадаю вам загадку об одном из фруктов, спрятанных за ширмой: «Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, душистый, кисло-сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Его можно есть просто так. Из него можно приготовить сок. Что это?»

Дети: Это апельсин.

Воспитатель: Правильно. А теперь вы по очереди попробуйте загадать загадки. Нужно подойти ко мне, показать мне, какой фрукт за ширмой вы выбрали, и описать его, рассказать, какой он по цвету, форме, на ощупь, по запаху, по вкусу, что из него можно приготовить, не называя фрукт.

Дети по очереди составляют загадки – описания. (4 - 6 загадок - описаний).

Итог:

Воспитатель благодарит детей за помощь, оказанную Фруктовичку в поиске фруктов.

Ребята, что сложно было? Что понравилось? Что хотелось бы еще раз повторить?

Кому мы сегодня помогали? О чем говорили?

Дети: Ответы

Фруктовичок благодарит детей за помощь

Дети получают подарок от Фруктовичка (бананы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный конспект открытого занятия был разработан и использован мною. Творческое рассказывание - очень интересный и сложный процесс совместно...

Тема: Кояш ничек язга булышты.Максат: Кучмэ кошлар, терехэм тере булмаган табигатьтэге язгы узгэрешлэр турындагы белемнэрен ачыклау хэм тирщнщйту. Эзер рэсемнэр(таяну) кулланып язгы узгэрешлэр т...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»...

Участники : дошкольники 4-5 лет

Длительность: 15-20 минут

Педагогический замысел:

Образовательная область Социально-коммуникативное развитие

· Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;

· Формировать гуманное отношение к природе

Образовательная область Речевое развитие

· Обогащать активный словарь детей

· Уточнить и расширить представления детей о фруктах, их форме, цвете, вкусе. Уточнить и активизировать словарь по теме, формировать обобщающие понятия «фрукты».

· Закреплять практическое умение использовать в речи простое предложение.

· Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять падежное согласование существительных.

Образовательная область Познавательное развитие

· Содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;

· Содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей;

· Содействовать развитию аналитико-синтетической деятельности

· Содействовать формированию у детей познавательной мотивации

Образовательная область Физическое развитие

· Способствовать развитию артикуляционной, мелкой и общей моторики

Предварительная работа

Материал:

Чтение художественной литературы по теме

Наблюдение в природе

В НОД использованы наглядные (демонстрация), игровые (дид. игры и упражнения) и словесные (беседа) методы обучения.

Оборудование : ковролин с изображением дерева, магнитная доска с изображением сада, муляжи фруктов в корзине, картинки с изображением фруктов, мяч, разрезные картинки фруктов.

Ход совместной деятельности :

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся к бабушке в сад и узнаем, что же там растет. Вокруг себя повернитесь и у бабушки в саду окажитесь! (Дети поворачиваются вокруг себя и вместе с логопедом подходят к магнитной доске, на которой изображение фруктового сада).

2. «Отгадай загадку и найди отгадку».

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько деревьев в бабушкином саду. А вы знаете, что растет у бабушки? Наши любимые загадки помогут нам! Итак, первая загадка:

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала… (груша)

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин —

Это спелый … (апельсин)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его?… (лимон)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет… (банан)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (яблоко)

Он зеленый и большой

Я полью его водой

Как огромный карапуз

Скоро вырастет. . . (арбуз)

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (слива)

Логопед: Вот и последняя загадка:

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся… (фрукты)

Дети отгадывают загадки, находят картинку-отгадку и прикрепляют к дереву на ковролине.)

3. «Что где растет?»

Логопед: Посмотрите, ребята, какое дерево у нас получилось. Да, это не просто дерево, а Чудо-дерево! Скажите, а в настоящем саду мы можем увидеть такое?

Ответы детей.

(Логопед обращает внимание детей на неизвестный предмет, укрытый салфеткой и стоящий около ковролина.)

Логопед: Ой, ребята, как вы думаете, что это?

Ответы детей.

Логопед: А давайте посмотрим! …, сними салфетку. (Перед детьми корзинка, в которой находятся муляжи фруктов). Что это?

Дети: Это фрукты.

Логопед: …, выбери фрукт и скажи, где он растет? / на каком дереве растет?

Ребенок выбирает фрукт и говорит, на каком дереве он растет. Про арбуз может сказать логопед.

Логопед: Это арбуз. Растет не на дереве, а на бахче.

Молодцы, ребята!

4. Пальчиковая игра «Фрукты».

Логопед: Давайте поиграем с пальчиками.

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один:

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос -

Высоко на ветке рос!

Этот пальчик - груша.

Просит: «…., скушай»

Этот пальчик - ананас,

Фрукт для нас

И для вас!

5. Артикуляционная гимнастика:

«Раз, два, три, четыре, пять,

В сад пошли мы погулять!

Видим, растет яблонька, а на ней - наливные яблочки (дети выполняют упражнение «Щечки-яблочки» - ваши щечки круглые, как яблочки - надуть обе щеки)

Яблочки румяные, сладкие. Ползет мимо червячок, увидел яблочки: «Дай, - думает, - попробую!» (дети выполняют упражнение «Червячок в яблочке» - высунуть язычок и спрятать его)

Бежали мимо дети. Увидели наливные яблочки, тоже решили попробовать: (дети выполняют упражение «Жуем твердое яблочко» - имитация жевания)

Яблоки оказались очень вкусные: вдох, пауза, выдох - «Ах! Какое вкусное яблоко!» (проговаривает каждый ребенок)

Каждый из ребят съел по яблочку, остались от яблок только огрызки: (дети выполняют упражнение «Огрызок яблока» - втянуть щечки - худышки)

Долго гуляли дети по саду и радостно улыбались.(упражнение «Банан» - улыбнуться, приподняв уголки губ вверх; губы сомкнуты.)

6. Физминутка.

Логопед: А сейчас давайте поиграем. «Зайчики и лиса».

Муляжи фруктов лежат в корзине. Дети-зайчики забираются в сад в сад, чтобы собрать фрукты. Когда дети берут фрукты из корзины - появляется лиса (сначала логопед, затем - ребенок) и бежит за зайчиками, чтобы их поймать. Дети с фруктами в руках убегает от «лисы» и «прячутся» в «домик» (приседают и делают «крышу» над головой). Игра повторяется 2-3 раза.

7. Д/ упражнение «Жадина»

Логопед: Ребята, к нам в гости пришла Зайка. Она никогда не ела фрукты, очень-очень хочет попробовать, узнать, какие они. Давайте угостим Зайку.

Логопед с Зайкой подходит к каждому ребенку. Зайка «спрашивает»:

Что у тебя, …? - У меня груша.

Дай мне, пожалуйста, грушу. - Не дам, это моя груша!

8. Д/упражнение «Угостим Зайку»

Логопед: Зайка, на самом деле ребята у нас совсем не жадные. Они с удовольствием угостят тебя фруктами.

…, чем ты угостишь Зайку? (Я угощу Зайку лимоном.

9. Д/упражнение «Закончи предложение» («Один - много») с мячом.

Логопед: Ребята, давайте посмотрим, сколько фруктов выросло у бабушки в саду.

Дети: - У бабушки выросла не одна груша, а много ….

У бабушки выросло не одно яблоко, а много …. И т.д.

10. Д/упражнение «Собери картинку».

Логопед: Ребята, Зайке очень понравилось у вас, но ей пришлось срочно вернуться в лес. Перед уходом Зайка для каждого из вас оставила конверт. Возьмите и откройте и скажите, что в конверте?

Дети разбирают конверты, открывают их и говорят, что находится в конверте.

Логопед: Садитесь за столы и соберите свои картинки.

Дети собирают картинки, логопед спрашивает: Что у тебя, …? Какой фрукт ты собрал, …?

Логопед: Вот и пришло время возвращаться нам в сад, но теперь уже в наш детский сад. Вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.

11. Рефлексия.

Используемая литература:

1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. Издательство: Скрипторий 2003, 2013

2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. Москва, Скрипторий 2003, 2009.

3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика издательство: Каро, 2006 г.

Жанна Нарышева
«Фрукты». Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Занятие . Тема «Фрукты »

Цели :

Закрепить и уточнить знания детей о фруктах ;

Закрепить умения детей образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных;

Закрепить последовательность числового ряда от 1 до 6;

Развивать словарь по данной теме; развивать умение деьей логически мыслить, зрительную и слуховую память, внимание.

Оборудование : конверт с письмом, муляжи фруктов : яблоко, апельсин, виноград, банан, груша, лимон; корзинка; альбомный лист, краски, кисти.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они отправляются в путешествие, а вот куда они поедут, надо отгадать.

Загадывает загадку :

Сливы, яблони растут,

И крыжовник с вишней тут-

Осенью лишь успевай

Собирать здесь урожай. (сад)

Осенью собирают урожай. В огороде собирают урожай овощей, а в саду. (фруктов ) .

Воспитатель берет корзинку и отправляет с детьми в путешенствие, но тут приходит телеграмма от Фруктовичка (он присматривает за садом)

Он пишет :

«Дорогие ребята! У нас в саду прошел сильный дождь с ветром и все фрукты упали с веток и рассыпались. Помогите пожалуйства их найти!»

Ребята с удовольствием соглашаются помочь Фруктовичку и отправляются в путь.

Воспитатель : «Ребята, я нашла один из фруктов , но я вам его не покажу, сначала отгадайте загадку»:

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

Что это? Какой формы яблоко? (круглое) . А цвет у него какой? (красный) .

А какое яблоко на вкус? (сладкое) . А как мы можем ласково назвать яблоко? (яблочко) . А какаой сок можно приготовить из яблока? (яблочный) .

Далее воспитатель находит следующий фрукт , загадывает о нем загадку и следует описание этого фрукта по схеме : название фрукта -какой по форме- цвет- на вкус- как можно ласково назвать- какой сок приготовить.

Предлагаемые загадки :

*Плод оранжевый и сочный

Разделю я по кусочкам.

Хватит долек этих всем,

Ну, и сам, конечно, съем. (апельсин)

*Он на юге выростал,

В гроздь плоды свои собрал, А суровою зимой

Придет изюм к нам домой. (виноград)

*Любят этот фрукт мартышки ,

Взрослые и ребятишки,

Желтый, сладкий и полезный

Он из Африки приезжий. (банан)

*Листья плотные, да лаковые,

Плоды желтые, да лакомые,

Ее скорее скушай,

Созрела, значит. (груша)

*Желтый фрукт висит на ветке ,

Но не любят его детки,

Этот фрукт на вкус не сладкий ,

Кислый он. На ощупь гладкий. (лимон)

Игровое упражнение «Чего не хватает?» (на развитие зрительного внимания)

Воспитатель выставляет перед детьми муляжи фруктов . Дети запоминают фрукты , считают их попарядку (от 1 до 6) . Затем закрывают глаза, воспитатель убирает один из фруктов . Дети угадывают какого фрукта не хватает .

Дидактическая игра «Что изменилось?» (на развитие зрительной памяти )

Воспитатель просит детей запомнить последовательность фруктов . Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок размещения фруктов . Дети отгадывают, что изменилось.

Физкультурная минутка

Будем мы варить компот. Дети маршируют, образуют круг.

Фруктов нужно много . Вот :

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить. «крошат»

Отожмем лимонный сок, «рубят»

Слив положим и песок, «отжимают»

Варим, варим, мы компот. «кладут»

Угостим честной народ. Приседают, хлопают в ладоши.

Воспитатель благодарит детей за помощь, оказанную Фруктовичку в поиске фруктов и предлагает им сделать для него подарки : нарисовать фрукты-яблоко и банан . Воспитатель объясняет и показывает как правильно рисовать фрукты , обсуждает с детьми их форму и цвет, расположение на листе. Воспитатель хвалит детей за хорошие рисунки, делают выставку детских работ. В конце занятия воспитатель угощает детей яблоком. Проговаривает с детьми, что яблоко сладкое, ароматное. (активизация словаря) .

Примечание : В ходе практической работы с детьми (рисования фруктов ) рекомендуется проведение пальчиковой гимнастики :

Раз, два, три, четыре, пять, сжимают-разжимают

Груша, персик, мандарин, поочередно загибают

Абрикос и апельсин. Пальцы рук;

Раз, два, три, четыре, пять сжимают-разжимают

Фруктов было ровно пять ! Пальцы; Хлопают!

Долженко Татьяна Геннадьевна

Северо-Казахстанская область

Айыртауский район

Ясли-сад «Балапан»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

Тема: «Фрукты»

Цель: Способствовать развитию речи как средства общения.

Задачи:

    расширять словарный запас;

    совершенствовать грамотную структуру речи;

    формировать первоначально представление о количественных и качественных различиях предметов;

    тренировать память на запоминание коротких стишков и потешек;

    способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания;

    помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы.

Занятие построено с использованием таких методов в развитии речи, как: «Волшебный сундучок», выставка иллюстраций, загадывание загадок, заучивание коротких стишков и потешек, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, игры с песком и водой, ответы на вопросы по алгоритму.

Предварительная работа

В приемной комнате выставляется сундучок для записок. Детям и родителям дается задание придумать новые слова к каждому блоку занятий. Графически изобразить новое слово на небольшом листке бумаги (родители выполняют вместе с детьми) . Утром, придя в группу положить этот листок в волшебный сундучок.

Для занятия на тему «Фрукты», родителям необходимо нарисовать фрукт вместе с детьми, а на обратной стороне написать загадку к нему и познакомить с ней ребенка.

Знакомим детей с чистоговоркой:

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Посадили алычу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

И вот поспела алыча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Собираем алычу.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо

Подставляй свое плечо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи

Сварили сок из алычи.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Всем полезна алыча.

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Фрукты»

Цель: способствовать развитию связной речи.

Задачи:

    уточнить и закрепить слова по теме;

    закрепить навыки словообразования и словоизменения;

    помогать детям отвечать на вопросы по алгоритму.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.

Ребята, а кто еще к нам пришел? (около доски на стульях сидят Мишка и Зайка, держат конверт) .

Да, это наши постоянные друзья. Ребята, посмотрите, они сегодня необычные, Мишка что - то приготовил нам в конверте (записки из волшебного сундучка) . Давайте его откроем и прочитаем.

Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки. (демонстрируем рисунки которые нарисовали ребята с родителями) билингвальный компонент .

1.Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко -алма )

(Повесить на доску картинку яблока и рассказать, какое оно и так со всеми фруктами) .

Яркий, сладкий, налитой

2.Весь в обложке налитой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки (апельсин - )

3.Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар? (арбуз -қарбыз )

4.Синий мундир,

Желтая подкладка

А в середине сладко (слива -алхоры )

Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, арбуз, сливу? Что это? (фрукты) .

Ребята, где растут фрукты? (на деревьях) .

Как называются деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые)

Где растут фруктовые деревья? (в саду)

Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад) .

Молодцы!

Физминутка

А теперь немного отдохнем и поиграем.

По дорожке в сад пойдем

Яблок спелых наберем

Руку протяни, яблоко сорви.

Стал ветер яблоню качать,

Трудно яблоко сорвать.

Подпрыгну, руку протяну-

Быстро яблоко сорву.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице у нас сейчас какое время года? (поздняя осень) . А мы побываем в саду, где всегда бывает лето.

Ребята, кого мы пригласим с собой в путешествие? (М. и З.)

Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на травку.

Ребята, какие деревья растут в саду? (яблони, сливы, вишни, груши, апельсиновое дерево)

Какие фрукты растут на яблони, груши, вишни, сливе и т. д. ?

Молодцы!

Игр а «Угощения»

Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Угощения» (игра с мячом)

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: Сок из апельсина, какой? - апельсиновый», и так далее с каждым ребенком.

А теперь давайте потихоньку сядем на травку. Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые? (нет)

Чем отличаются фрукты друг от друга? (форма, цвет, размер)

Какую форму имеют фрукты (круг, овал)

Ребята, какого цвета фрукты? (красные, желтые, синие, оранжевые и др.)

Как фрукты отличаются размером? (большие, маленькие) .

Ребята, наши друзья предлагают вам еще поиграть. Они хотят, чтобы вы сходили во фруктовый сад и рассказали, какие фрукты там растут, а поможет вам в этом волшебный домик (ответы на вопросы с использованием центрического алгоритма) .

А теперь давайте попробуем сварить сок из такого фрукта как алыча (дети повторяют за воспитателем чистоговорку) .

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Посадили алычу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Вот поспела алыча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Собираем алычу.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо

Подставляй свое плечо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи

Сварили сок из алычи.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Всем полезна алыча.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Где мы путешествовали?

Почему сад называется фруктовый?

Ребята, а где продают фрукты? (в магазине)

Ребята, вот какие Вы молодцы рассказали мне про фрукты, отгадали все загадки и сварили вкусный сок!

А теперь пришло время подкрепиться и попробовать Ваши любимы фрукты на вкус (фруктовые угощения) .