Основные методы воспитания: какой выбрать? Домашнее воспитание. Плюсы и минусы семейного образования

Многие родители задумываются: как же воспитывать своего ребёнка? Что разрешать, а что запрещать? Как и чему учить? За что наказывать? Ответов на эти вопросы много, и они все разные, но есть основные методики, которые могут пригодиться родителям.

Основанная задача воспитания - это формирование у ребёнка правильных взглядов и убеждений, которые помогут ему стать гармоничной личностью, развитой и способной счастливо жить в обществе. Главную роль в воспитании детей играют родители, именно они должны выработать для себя подход к ребёнку и решить, как именно и чему его учить.
Существует множество уже разработанных и опробованных методик обучения и воспитания детей. У всех методик есть плюсы и минусы, есть свои нюансы и тонкости.
Макаренко
«Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», - это одна из самых известных цитат советского писателя и педагога Антона Семёновича Макаренко. Он придерживался принципа семейственности и социального общения в вопросах воспитания ребёнка, отмечая, что один человек, какими бы качествами он ни обладал, не может воспитать ребёнка.
По теории Макаренко, воспитывает ребёнка всё - обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, даже незнакомых. То есть воспитание - это та среда, в которой растёт ребёнок. В трудах советского педагога говорится о принципах взаимного уважения как в семье, так и в других коллективах, о роли игры в жизни ребёнка, а также о том, что труд должен быть одним из самых основных элементов воспитания.
Критики и сторонники исключительно словесного и книжного воспитания назвали принцип приучения детей к труду «мозольной педагогикой».
Макаренко выступал за полную демократизацию воспитания и обучения и за создание нормального психологического климата в детской среде. Принцип детского управления Макаренко воплощал в жизнь, на собраниях его воспитанники могли свободно обсуждать и принимать решения по всем вопросам своей жизни, при этом голоса воспитанника и педагога были равны.
В этом суть идеи не только советской коллективизации, но и полной ответственности за свои решения и поступки, связанные не только с организацией своей жизни, но и с судьбой других людей. Кроме этого, Макаренко настаивал на дружеском общении детей и воспитателей.
Комментарий психолога

Анна Хныкина, руководитель психологического центра «СоДействие»:
– Времена возникновения этой системы - это Россия, двадцатые годы XX века. В это время была актуальна задача воспитания и борьба с беспризорниками.
Идея о том, что человека воспитывает среда (ещё пока не общество) взята из существовавшего и бывшего уже тогда модным психоанализа. Основное новшество именно Макаренко - трудотерапия, создававшаяся для детей-травматиков, умеющих выживать в трудных условиях самостоятельно, подчас - любой ценой.
Сильные стороны этой системы в том, что на фоне общей катастрофы она помогает выжить и собраться с духом: «Окружающая нас разруха - это не рухнувший мир, а возрождение». Эта система подходит для экстремального состояния общества, и в своё время она была очень актуальной и успешной.
Слабые стороны в том, что не учитывается наличие желаний у ребёнка, или они не признаются «хорошими», существуя отдельно от коллектива, ведь всё должно быть согласовано. Мы вместе делаем общее дело, поэтому всё надо согласовывать, и желательно хотеть того, чего и все. Похоже на армейский лозунг: не можешь - научим, не хочешь - заставим. Самостоятельного выбора не предполагается, что губительно сказывается на развитии личности, её творческой части.
«Воспитание красотой»
Василий Александрович Сухомлинский - советский педагог-новатор. Он построил свою педагогическую систему на принципах гуманизма. Все процессы воспитания, обучения, творчества, развития должны быть ориентированы именно на ребёнка, а само обучение должно быть в радость. Большая роль отводилась формированию мировоззрения ребёнка, слову учителя, художественному стилю изложения и «воспитанию красотой».
В одной из своих самых известных книг - «100 советов учителю» - Сухомлинский писал о том, что ребёнку должно хотеться учиться без насилия и принуждения.

Важную роль в процессе обучения и воспитания отводилась личности учителя и его умению построить совместную работу с обоими родителями.
Комментарий психолога
Анна Хныкина:
– Эта система возникла в до и послевоенные годы XX века. Актуальная задача воспитания - научить любить Личность. Причём не свою, не просто ближнего, а Взрослого. Актуален подход «Наша учительница - самая лучшая!». Фактически - подготовка к «культу личности» во взрослой жизни.
Сильные стороны - формирование любви к прекрасному, эстетическое воспитание, развитие творческого в человеке, учёт индивидуальных возможностей и способностей.
Слабые стороны в том, что это педагогика соблазна - личность учителя переоценена, учитель преподносится как «идеал значимого взрослого», работает под «эту музыку» с родителями, помогая им быть более правильно подходящими для своих детей - что может быть надуманнее? Но дети восторженны, все счастливы, вырастает зависимая и часто когнитивно запущенная личность.
Вальдорфское образование
Эта форма обучения и воспитания имеет множество тонкостей и нюансов, а также она часто критикуется из-за того, что основана на работах Рудольфа Штайнера, многие высказывания которого носили оккультный характер.
Принцип «вальдорфско-штайнеровской педагогики» основывается на отрицании массовой специализации в школьном возрасте и принципе «неопережения» развития ребёнка. В таких школах отсутствуют оценки, а преподавание ведётся преимущественно без учебников.
Педагогика должна быть подчинена исключительно потребностям развития ребёнка и базируется не только на развитии интеллектуальных способностей, но и на эмоциональном взрослении.
Данная система обучения избегает любой нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Позже учебный материал преподаётся эпохами согласно возрасту ребенка, например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят Средневековье - из-за его выраженной мужественности и женственности.
Комментарий психолога
Анна Хныкина:
– Времена возникновения: 20–30 годы XX века, Германия. Актуальные задачи времени - остро нужно было что-то новое для воспитания нового поколения в фашисткой Германии, свободных и сильных людей со своим мнением.
Сильные стороны в воспитании духовности, формировании сплочённости в коллективе, семейственности, жизни без «гаджетов», творческом, упорядоченном когнитивном и эмоциональном развитии в гармонии.
Слабые стороны в том, что обычно эта форма образования дорога в финансовом отношении. Кроме этого, вся семья вовлечена в активный процесс обучения своего ребёнка, в то время как большинство современных психологических направлений развития всё-таки склонны считать школу некой зоной развития ребёнка как раз вне семьи, где он пробует свою самостоятельность и ответственность «на зубок» сам.
Ну и к минусам я бы отнесла основной посыл этих заведений, который звучит с неким перегибом: «Наша школа - самая лучшая!».
Система Монтессори
СправкаМария Монтессори - итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка. Была признала одним из педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.Первая «школа Монтессори» была открыта Марией Монтессори 6 января 1907 года в Риме. Школа была ориентирована на детей-олигофренов, но позже принципы Монтессори оправдали себя в применении для обычных детей.
Главный постулат этой системы в убеждении, что каждый ребёнок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя - помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

Группы детей в таких школах объединяют по принципу семьи, где дети от 3-х до 12-ти лет занимаются вместе, при этом нет классно-урочной системы, а вместо школьных парт используются лёгкие переносные столики со стульчиками и коврики для занятий на полу.
Педагогика основывается на равноправных отношениях между взрослыми и детьми, а также на постулате: «Свободная работа ребёнка в специально подготовленной среде».

Основанная задача воспитания — это формирование у ребёнка правильных взглядов и убеждений, которые помогут ему стать гармоничной личностью, развитой и способной счастливо жить в обществе. Главную роль в воспитании детей играют родители, именно они должны выработать для себя подход к ребёнку и решить, как именно и чему его учить.

Существует множество уже разработанных и опробованных методик обучения и воспитания детей. У всех методик есть плюсы и минусы, есть свои нюансы и тонкости.

Макаренко

Антон Семёнович Макаренко - советский педагог и писатель. Уже при жизни его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку. Макаренко стал примером передового опыта в воспитании, особенно в трудовых колониях для несовершеннолетних правонарушителей.

«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», — это одна из самых известных цитат советского писателя и педагога Антона Семёновича Макаренко. Он придерживался принципа семейственности и социального общения в вопросах воспитания ребёнка, отмечая, что один человек, какими бы качествами он ни обладал, не может воспитать ребёнка.

По теории Макаренко, воспитывает ребёнка всё — обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, даже незнакомых. То есть воспитание — это та среда, в которой растёт ребёнок. В трудах советского педагога говорится о принципах взаимного уважения как в семье, так и в других коллективах, о роли игры в жизни ребёнка, а также о том, что труд должен быть одним из самых основных элементов воспитания.

Критики и сторонники исключительно словесного и книжного воспитания назвали принцип приучения детей к труду «мозольной педагогикой».

Макаренко выступал за полную демократизацию воспитания и обучения и за создание нормального психологического климата в детской среде. Принцип детского управления Макаренко воплощал в жизнь, на собраниях его воспитанники могли свободно обсуждать и принимать решения по всем вопросам своей жизни, при этом голоса воспитанника и педагога были равны.

В этом суть идеи не только советской коллективизации, но и полной ответственности за свои решения и поступки, связанные не только с организацией своей жизни, но и с судьбой других людей. Кроме этого, Макаренко настаивал на дружеском общении детей и воспитателей.

Комментарий психолога

Анна Хныкина, руководитель психологического центра «СоДействие» :

Времена возникновения этой системы — это Россия, двадцатые годы XX века. В это время была актуальна задача воспитания и борьба с беспризорниками.

Идея о том, что человека воспитывает среда (ещё пока не общество) взята из существовавшего и бывшего уже тогда модным психоанализа. Основное новшество именно Макаренко — трудотерапия, создававшаяся для детей-травматиков, умеющих выживать в трудных условиях самостоятельно, подчас — любой ценой.

Сильные стороны этой системы в том, что на фоне общей катастрофы она помогает выжить и собраться с духом: «Окружающая нас разруха — это не рухнувший мир, а возрождение». Эта система подходит для экстремального состояния общества, и в своё время она была очень актуальной и успешной.

Слабые стороны в том, что не учитывается наличие желаний у ребёнка, или они не признаются «хорошими», существуя отдельно от коллектива, ведь всё должно быть согласовано. Мы вместе делаем общее дело, поэтому всё надо согласовывать, и желательно хотеть того, чего и все. Похоже на армейский лозунг: не можешь — научим, не хочешь — заставим. Самостоятельного выбора не предполагается, что губительно сказывается на развитии личности, её творческой части.

«Воспитание красотой»

Василий Сухомлинский - выдающийся советский педагог-новатор. Его взгляды представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и книге «Сердце отдаю детям». Всего же он автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи.

Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог-новатор. Он построил свою педагогическую систему на принципах гуманизма. Все процессы воспитания, обучения, творчества, развития должны быть ориентированы именно на ребёнка, а само обучение должно быть в радость. Большая роль отводилась формированию мировоззрения ребёнка, слову учителя, художественному стилю изложения и «воспитанию красотой».

В одной из своих самых известных книг — «100 советов учителю» — Сухомлинский писал о том, что ребёнку должно хотеться учиться без насилия и принуждения.

Важную роль в процессе обучения и воспитания отводилась личности учителя и его умению построить совместную работу с обоими родителями.

Комментарий психолога

Анна Хныкина :

Эта система возникла в до и послевоенные годы XX века. Актуальная задача воспитания — научить любить Личность. Причём не свою, не просто ближнего, а Взрослого. Актуален подход «Наша учительница — самая лучшая!». Фактически — подготовка к «культу личности» во взрослой жизни.

Сильные стороны — формирование любви к прекрасному, эстетическое воспитание, развитие творческого в человеке, учёт индивидуальных возможностей и способностей.

Слабые стороны в том, что это педагогика соблазна — личность учителя переоценена, учитель преподносится как «идеал значимого взрослого», работает под «эту музыку» с родителями, помогая им быть более правильно подходящими для своих детей — что может быть надуманнее? Но дети восторженны, все счастливы, вырастает зависимая и часто когнитивно запущенная личность.

Вальдорфское образование

Рудольф Штейнер - австрийский философ, эзотерик, социальный реформатор и архитектор. Признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания, в начале двадцатого века основал духовное движение антропософию и эзотерическую христианскую философию.

Эта форма обучения и воспитания имеет множество тонкостей и нюансов, а также она часто критикуется из-за того, что основана на работах Рудольфа Штайнера, многие высказывания которого носили оккультный характер.

Принцип «вальдорфско-штайнеровской педагогики» основывается на отрицании массовой специализации в школьном возрасте и принципе «неопережения» развития ребёнка. В таких школах отсутствуют оценки, а преподавание ведётся преимущественно без учебников.

Педагогика должна быть подчинена исключительно потребностям развития ребёнка и базируется не только на развитии интеллектуальных способностей, но и на эмоциональном взрослении.

Данная система обучения избегает любой нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Позже учебный материал преподаётся эпохами согласно возрасту ребенка, например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят Средневековье — из-за его выраженной мужественности и женственности.

Комментарий психолога

Анна Хныкина :

Времена возникновения: 20-30 годы XX века, Германия. Актуальные задачи времени — остро нужно было что-то новое для воспитания нового поколения в фашисткой Германии, свободных и сильных людей со своим мнением.

Сильные стороны в воспитании духовности, формировании сплочённости в коллективе, семейственности, жизни без «гаджетов», творческом, упорядоченном когнитивном и эмоциональном развитии в гармонии.

Слабые стороны в том, что обычно эта форма образования дорога в финансовом отношении. Кроме этого, вся семья вовлечена в активный процесс обучения своего ребёнка, в то время как большинство современных психологических направлений развития всё-таки склонны считать школу некой зоной развития ребёнка как раз вне семьи, где он пробует свою самостоятельность и ответственность «на зубок» сам.

Ну и к минусам я бы отнесла основной посыл этих заведений, который звучит с неким перегибом: «Наша школа — самая лучшая!».

Система Монтессори

Мария Монтессори - итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка. Была признала одним из педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Первая «школа Монтессори» была открыта Марией Монтессори 6 января 1907 года в Риме. Школа была ориентирована на детей-олигофренов, но позже принципы Монтессори оправдали себя в применении для обычных детей.

Главный постулат этой системы в убеждении, что каждый ребёнок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя — помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

Группы детей в таких школах объединяют по принципу семьи, где дети от 3-х до 12-ти лет занимаются вместе, при этом нет классно-урочной системы, а вместо школьных парт используются лёгкие переносные столики со стульчиками и коврики для занятий на полу.

Педагогика основывается на равноправных отношениях между взрослыми и детьми, а также на постулате: «Свободная работа ребёнка в специально подготовленной среде».

Ираида Факиро
Поощрение и наказание дошкольников в процессе воспитания. Плюсы и минусы

Существуют различные методы воспитания : разъяснительные беседы, уговоры, ласка, приказ, поощрение , наказание , уступчивость, твердость. В разных ситуациях все эти методы могут быть уместны, но не стоит злоупотреблять ими.

Поощрения и наказания играют большую роль в процессе воспитания ребенка . На первый взгляд, все предельно ясно. И наказания , и поощрения призваны вырабатывать условный рефлекс : за неправильным поведением следует наказание , за правильным – поощрение .

При разговоре о наказаниях следует обратиться к этимологии этого слова. Оно является однокоренным со словами «наказ » , «указ» , т. е. урок. А там, где урок, то мы хотим чему-то научить ребенка.

Воздействовать на формирование характера, нормальных психологических качеств ребенка можно, разумеется, не только при помощи наказаний . Эффективность наказаний будет выше , если они применяются редко, неожиданно и на фоне поощрений .

Некоторые родители намеренно не замечают успехов и достоинств ребенка, боясь похвалой избаловать его. Но в процессе воспитания важно как наказание , так и поощрение , хотя взрослые часто не видят повода для похвалы ребенка. Если он хорошо себя ведет или научился чему-то новому, обычно это воспринимается как что-то естественное, не требующее поощрений . К тому же считается, что для похвалы родителям не требуется особых знаний и умений. Но это не всегда так.

Любое совершенное ребенком усилие, попытка достичь цели необходимо поощрять . Не важно, к каким результатам он пришел, главное – отметить старание, верный нравственный поступок, поскольку для некоторых детей достижение даже невысоких результатов требует приложение больших усилий. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесут ему ощущение успеха, радости, удовлетворение от проделанной работы, что уже будет являться наградой.

К сожалению, родители не всегда правильно используют поощрения , действуя по логике естественных последствий : убрал игрушки – вот тебе шоколадка и т. д. В результате ребенок привыкает выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели только если за этим последует вознаграждение.

Ласка, поцелуи, поглаживания в разумных количествах (не заласкивание и захваливание без учета действительных достижений) допустимы в качестве поощрений и одобрений в любом возрасте с учетом индивидуальных взаимоотношений. Перехваленный ребенок будет стараться избегать решения сложных задач, стремиться получать похвалу какими-то иными путями, ему будет трудно приспосабливаться к жизни вне семьи.

Поощрять стоит только неординарные поступки, те, которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний со стороны взрослого. Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно заслуживают похвалы. Если же, совершив что-то значительное, ребенок не дождался похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности.

Поощрение – более действенный инструмент воздействия. Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения , свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить его.

Данный механизм не применим к наказаниям . Взрослые ошибаются, когда думают, что наказанный ребенок постарается не повторять свой проступок. Напротив, для него переживание унижения и стыда, сопутствующие наказанию , связывается с чувством обиды и негативного отношения к наказавшему его человеком .

Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость. Наказание же , особенно связанное с открытым актом насилия, несет в себе негативный эмоциональный заряд и обращается против наказывающего . Кроме того, ребенок будет постоянно бояться того, кто наказывает , стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания , станет в будущем более изобретательно и ловко скрывать свои проступки.

Пожалуй, нет на свете ни одного ребенка, которому нравились бы наказания , равно как и нет таких родителей, которым было бы приятно наказывать своих детей . Но исключить из процесса воспитания воздействие на ребенка путем различных его форм все-таки невозможно. Для того чтобы наказание не принесло ребенку вреда, а, наоборот, стало полезным и способствовало бы налаживанию контакта между детьми и родителями, необходимо, все продумав, проанализировав, выбрать правильную его форму с учетом индивидуальных особенностей ребенка, одним словом, подойти к этому вопросу творчески. Воспитание заключается в том , чтобы ребенок, осознавая и оценивая свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие. И указывать на то, что ребенок доставил кому-то неприятности или причинил боль, следует именно взрослым.

Суть наказания состоит в том , чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять вред, хотя бы частично возмещать нанесенный ущерб. Самое главное значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребенок. Напряжение, испытываемое им после совершения проступка, как правило, исчезает непосредственно после примирения с наказывающим . Важно, чтобы ребенок понял и принял свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным.

Справедливым считается наказание , которое ребенок получает за нарушение правил, обсужденных и установленных родителями которые известны ребенку.

Прощение – это освобождение от обиды и гнева. С ним неразрывно связано наказание . Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Но прощать СВЕ и ВСЕГДА – значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка.

Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание , основанное на страхе перед болью. Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание – довольно эффективный способ воздействия на детей.

Ребенок становится покорным и послушным. Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины. Он как бы расплачивается за содеянное испытанием болью и страхом. Поэтому осознавать и переживать свой проступок, делать выводы уже не будет.

Если мы хотим чему-то научить ребенка, то не должно быть гнева. Физическое воздействие в лучшем случае тормозит развитие интеллекта ребенка, а в худшем – ведет к его регрессу, а значит, оно не будет помощником в деле воспитания .

Часто наказание , если оно неадекватно проступку, рождает ответную агрессию. Под неадекватным следует понимать такое наказание , которое по силе воздействия на личность ребенка превышает сам проступок.

Поощрение более действенное воспитательное средство , чем наказание . Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошее.

Сегодня жизнь стремительно меняется. Наша реальность уже непохожа на размеренное существование наших родителей. Современные дети получают совсем другое, чем мы, воспитание. С одной стороны - это хорошо, но с другой стороны - не очень. Попробуем разобраться в том, что тревожит в способах современного воспитания родителей, учителей и психологов.

Рассмотрим основные минусы современного воспитания:

Детоцентризм

«У меня детство было трудное, но у моего ребенка будет все!». «Мой ребенок получит самое лучшее!». Мамы и папы, которые проповедуют такие принципы воспитания, делают свое дитя центром семейного Мира. Они считают приоритетными все потребности и прихоти малыша.

А главной задачей таких родителей становится обеспечение своего ребенка максимумом развлечений, внимания, своего времени. Они забывают о своих потребностях и желаниях. Ребята из таких семей посещают большое количество разных секций. Они с пеленок учат иностранные языки. В выходные родители возят их на экскурсии, в парки, в музеи. Они все время находятся под пристальным контролем взрослых, которые ни на минуту не оставляют детей в покое. Зачастую в семье есть только один малыш, потому что родители не хотят отнимать свое внимание у семейного кумира.

Чадо растет эгоцентричным и капризным. Воспитанный в таких условиях ребенок, старается как можно раньше оторваться от родителей, так как воспринимает их заботу как средство контроля. Когда повзрослевшее чадо покидает родной очаг, мама с папой чувствуют себя никчемными.

Они становится не нужны даже друг другу, потому что единственным, что их объединяло все эти годы, была забота об отпрыске. Такие родители не знают, чем заняться, так как у них практически нет своих интересов.

Компьютеризация

Самая любимая игрушка современных ребят - это планшет. Устаревшими анахронизмами кажутся детям 21 века настольные игры, паровозики, конструкторы, куклы. В качестве альтернативы игры на компьютере они согласны посмотреть мультфильм, невзирая на предостережения неврологов и окулистов.

Так, например, последнее исследование в Великобритании показало, что у каждого восьмого малыша первым словом были вовсе не «мама», а «планшет». И это неслучайно, так как 70% ребят, в том числе и дошкольного возраста, играют с планшетом не менее трех часов в день, зачастую предпочитая его другим необходимым занятиям.

Специалисты отмечают, что у многих детей возникает тяжелая зависимость от различных электронных устройств. Поэтому компьютеризация приносит свои минусы в воспитании детей. Безусловно, мы должны соответствовать современным условиям жизни, но не стоит перегибать палку. Компьютеры не могут заменить детям прогулки на свежем воздухе, книги, живое общение со сверстниками и семьей.

Перекармливание

В наше время остро стоит проблема детского ожирения. С самого раннего возраста дети привыкают питаться фаст-фудом, жирной, очень сладкой и пересоленной пищей. Зайдя в первую попавшуюся забегаловку, вы обнаружите двухлетних малышей, которые уплетают за обе щеки картофель фри, с удовольствием макая его в острый кетчуп. После такой «смачной» пищи любая полезная каша или супчик покажутся ребенку пресными и безвкусными. Помимо того, представителям старшего поколения свойственно перекармливать внучат, потому что в их понимании «пухлый» по-другому означает «здоровый».

Чрезмерная опека

Сегодня дети приобретают самостоятельность намного позже, чем раньше. Было время, когда ученик первого класса сам шел домой из школы, делал домашние задание, разогревал обед. В наши дни подобные действия доверяют уже только подросткам.

Детей встречают из школы и провожают на занятия. Родители постоянно звонят ребенку, контролируя практически каждое его движение. Конечно, безопасность - это очень важно, но чрезмерная опека не способствует развитию у ребенка таких необходимых качеств, как самоорганизация и ответственность.

Культ потребления

Обратите внимание на то, куда на выходные вы ходите развлекаться всей семьей. Родители с детишками, как правило, посещают ближайший торговый центр с игровыми площадками, кинозалами, кафе и магазинами. Покупки превращаются в естественную часть нашего досуга. Комнаты многих детей просто захламлены игрушками, которые малыш никогда не использует.

Да что греха таить, хорошим поводом для очередной ненужной покупки становятся любимые книги, фильмы. Родители покупают все новые и новые подарки только для того, чтобы порадовать свое чадо. В поддержании культа потребления прежде всего заинтересованы производители детских товаров. Их доход напрямую зависит от желания родителей удовлетворить растущие потребности своих детей. Но из маленьких потребителей вырастают взрослые люди, которые не способны получать положительные эмоции без покупок новых вещей.

Прогресс невозможно остановить, но мы должны приложить все усилия, чтобы научить своих детей любить нематериальные ценности, развивать творческие способности, научится придумывать интересные занятия, не требующие нового набора стоимостью в несколько тысяч рублей.

14. С истема форм и методов воспитания

Методы воспитания - это взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания.

Методы подразделяются на приёмы. Методы воспитания тесно взаимосвязаны со средствами воспитания.

Классификация методов:

Традиционные:

1- я группа - меотды убеждения (беседа; школьная лекция; пример (как метод воспитания); диспут). Осн. Назначение - разъяснение норм общепринятых ценностей.

2- я группа - методы формирующие поведение (игра, как метод воспитания; соц соревнование; общественная деятельность; общественное поручение).

3- я группа. Методы поощерения и наказания. Их осн функция – стимулирование, поощерение.

Не традиционные (по Щукиной) :

1. группа. Методы формирования положительного опыта поведеня в деятельности (пед требование; общественное мнение; приучение; создание воспитательной ситуации).

2. Группа. Методы формирования сознания (разъяснение; пример; беседа; диспут).

3. Группа. Методы поощерения и наказания.

По Бабанскому

1. Методы формирования сознания личности (беседа; разъяснение; пример; диспут).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта положительного поведения (педагогическое требование; общественное мнение; приучение; создание воспитывающей ситуации; уважение).

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование; поощрение; наказание).

По Васильевой

1. Метод выдвижения воспит.целей, задач и путей их достижения. Данный м-д приучает шк-ов ставить цели и выбирать ценностные ориентации.

2. Информационно-просветительский м-д. Приучает учащихся к выработке умений проводить беседы.

3. Труд как метод восп-я (формирование осознанного отношения к труду у каждого шк-ка).

4. Общение как метод восп-я. Рассматривает общение как вид деят-ти. Оно способствует осознанию шк-ком норм общественного поведения. Главная функция м-да заключ в воспитании отношения ч-ка к чел-ку.

5. Методы оценки (отличаются разными формами проявления: педагогическая; самооценка; оценка коллектива) Нрав оценка предупреждает слепое подражание. Через оценку формир идеал, в оценочных суждениях проявл отношение шк-ов к изуч предметам, по оценке судят об успехах или не успехах, о качественной стороне его деят-ти

В любом виде деят-ти проявляется ценностные ориентации шк-ка.

Методы воспитания - это пути целенаправленного, систематического, специально организованного воздействия на личность воспитуемого при условии активности самой личности. М-ды воспитания - это управление развитием личности.

М-ды восп по Макаренко – это инструмент прикосновения к лич-ти шк-ка. Сухомлинский – прикоснов к сердцу ребенка.

М-ды восп – способы взаимод педагогов и уч-ов с пом ктр происходит становление лич-ти шк-ка. Все м-ды должны быть обращены и к уч-лю и к уч-ку.

Формы воспитательной работы - это варианты организации конкретного воспитательного процесса и композиционное построение воспитательного процесса.

Мероприятие - организованное действие коллектива направленное на достижение разных целей.

Каждая из форм воспитательной работы решает свои воспитательные задачи, использует при этом интересы потребности личности и на этой основе формируют те или иные качества личности школьника.

Формы воспитательной работы:

1. Уважение к личности воспитуемого.

2. Признание его индивидуальности.

3. Признание его прав и свобод.

4. Учитель всегда должен обязательно опираться на потенциал возможности личности.

Классная форма воспитательной работы:

1. как организованны учащиеся (массовые, индивидуальные, групповые);

2. на направления воспитательной работы

· познавательно-развивающая деятельность (викторины, аукционы, деловые игры, смотры знаний);

· осуществление задач нравственного воспитания и самовоспитания (круглый стол, пресс конференции, диспуты);

· деятельность, связанная с профориентацией;

3. при формировании эстетического воспитания (вечера поэзии, музыкальные вечера, утренники, экскурсии в музей, прогулки на природу, танцы)

4. при формировании физического воспитания (спартакиады, походы, эстафеты, встречи со спортсменами)

Структура воспитательного мероприятия:

1. В классе создается временная группа, которая разрабатывает план данного мероприятия.

2. Идет обсуждение данного мероприятия.

3. Инициативная группа готовит список средств для проведения мероприятия.

4. Распределяет каждому задание, поручение.

5. Включение в деятельность.

6. Проведение подготовленного мероприятия.

7. Итоговый этап, обсуждение результатов; как избежать допущенных ошибок.