Познавательное занятие по развитию речи «От зерна до каравая.

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» (ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»)

Познавательно – исследовательский проект
«От зернышка до каравая»

Дети подготовительной к школе группы «Солнышко»
Воспитатель:
Шулепова Наталья Васильевна

Заводоуковск 2014

Пышный, мягкий, пропеченный,Подрумяненный слегка,Хлеб с горбушкой золоченой.Шел к тебе издалека.В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришел,В нем здоровье наше, сила,В нем – чудесное тепло.Сколько рук его растило,Сохраняло, берегло!
Вид проекта: позновательно-исследовательский
Продолжительность: 1 месяц
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Солнышко»: Старикова Каролина, Казанцева Полина, Южакова Полина, Захарченко Кирилл, Пархоменко Аня, Никитин Рома, Коваленко Даша; родители, воспитатель – Шулепова Н.В.
Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность: Без хлеба не обходится ни один завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Хлеб всегда рядом с людьми, дает силы для работы. Почтительное отношение к хлебу, к нелегкому крестьянскому труду определяет культурный уровень человека.
Проблемный вопрос: Полина Казанцева за обедом задала вопрос: « Почему один кусочек хлеба белый, а другой черный?», «От чего это зависит?»
Дети решили выяснить: «Откуда появляется хлеб на столе?»
Цель: в процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания о хлебе.
Задачи:
При помощи исследовательской деятельности узнать об особенностях внешнего вида, условиях произрастания, полезных свойств злаков.
Из каких зерновых культур делают муку для хлебобулочных изделий.
Какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.
Люди, каких профессий выращивают и изготавливают хлеб и различные изделия из муки.

Что мы знаем о хлебе?
Что мы хотим узнать?
Где мы можем это узнать?

Хлеб продается в магазине (Даша).
Мама дома печет хлеб в хлебопечке (Рома).
Хлеб бывает белый и черный (Полина).
Почему хлеб разный по цвету и форме? (Полина)
Что надо, чтобы вырастить хлеб? (Каролина)
Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Аня)
Что можно сделать из муки еще? (Кирилл)
Как пекут хлеб?(Даша)
Почему говорят «Хлеб всему голова»? (Руслан)
Как называют хлеб в других странах? (Егор)
Спросить у родителей (Саша)
Посмотреть в интернете (Настя)
Спросить у воспитателя (Ксюша)
Посмотреть в книгах, по телевизору (Полина)

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный «Сбор информации»
Вместе с родителями подобрали художественную литературу: стихи, сказки, загадки, пословицы и поговорки о хлебе, картины, иллюстрации по выращиванию хлеба
Приобрели необходимое оборудование (контейнеры, земля).
Изготовили таблички - указатели с названиями зернышек.
Создали экспериментальную лабораторию.
2 этап - исследовательский «Изучаем путь хлеба»
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг.
Экскурсии на пищеблок детского сада, в магазин, к памятнику хлебороба.
Проведение дидактических игр, сюжетно – ролевых игр, игры – превращения, пальчиковые игры,
Разучили стихи, загадки, поговорки, пословицы о хлебе.
Просмотрели видео-слайды «Как выращивают хлеб».
Познакомились с разделом из детской энциклопедии «Интересное о хлебе».
Опытно – экспериментальная деятельность:
Где живет зернышко?
Проращивание зерен.

Превращение зерна в муку.


3 этап - обобщающий
Ведение альбома наблюдений за всходами, создание мини-музея хлеба, инсценирование сказки «Колосок», выпечка хлеба в хлебопечке, выставка художественного творчества «Пшеничное поле», натюрморт «От зерна до каравая», аппликация из зерен «Вини-Пух», КВН с родителями «Хлеб всему голова», защита проекта.
Реализация проекта
Детская деятельность
Совместная деятельность

Игровая деятельность
Словесная игра: «Узнай по описанию», «Назови разные блюда из круп», «Вершки и корешки»
Хороводные игры: «Каравай», «Земелюшка – чернозем», «Урожай у нас хорош»
Игра: найди лишние ингредиенты
Дидактическая игра: "Сложи правильно", «Что нужно для работы хлебороба?», «Что из чего?», «Узнай на вкус», «Угадай, что в мешочке», «Разложи по порядку», «Сложи колосок».
Сюжетно-ролевая игра «Хлебопекарня», «Семья»;
«Пекари», «Магазин»

Непосредственно-образовательная деятельность:
«Откуда хлеб пришел?»
«О тех, кто растит хлеб»

Продуктивная деятельность
Аппликация «Волшебные зерна», Натюрморт «От зерна до каравая», коллаж «Пшеничное поле», мини- музей хлеба, «Винни-Пух» из зерен.

Коммуникативная
Беседы о хлебе:
Что такое злаки и из чего пекут хлеб?
Пшеница.
Рожь.
Военный хлеб.
Почему нужно беречь хлеб.
Отгадывание загадок.
Инсценирование сказок «Колосок», «Колобок».
Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении к нему

Чтение художественной литературы
Чтение сказок: «Мальчик с пальчик»,«Колосок», Н.Носов «33 зерна», рассказ К.Паустовского «Теплый хлеб», «Дом зерна», М.Пришвин «Лисичкин хлеб».
Заучивание стихотворений:
В.Данько «Откуда хлеб пришел»
В.Степанов «Полюшко поле»
П.Руденко «Хлеб»
Заучивание пословиц, поговорок:
«Хвала рукам, что пахнут хлебом»
«Что летом уродится, все зимой пригодится»
«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»
«И обед не в обед, коли хлеба нет»
«Ржаной хлебушко, калачам дедушка»
«Гречневая каша – матушка наша, а хлебу ржаной – отец наш родной» и др.

Познавательно – исследовательская деятельность
Где живет зернышко?
Проращивание зерен.
Сравнение колосков пшеницы, ржи, овса.
Превращение зерна в муку.
Путь от зернышка до колоса, от колоса до муки и до хлебушка душистого!
Посадка зернышек разных злаков и уход за ними.

Трудовая
Посадка семян 4-х зерновых культур, полив
Измельчение зерен в муку.
Замешивание теста
Выпекание хлеба

Двигательная
Подвижная игра «Калачи»
Физкультминутки:
Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»
Экскурсия на пищеблок детского сада.
Экскурсия в магазин.

Конструирование
«Мельница», «Хлебозавод», «Комбайн».

С РОДИТЕЛЯМИ
Составление буклета о пользе хлеба.
Обмен кулинарными рецептами.
Организация выставки и экскурсий.
Что мы узнали о хлебе:
«Интересное о хлебе»
Ученые и исследователи говорят, что впервые человек попробовал древний вариант хлеба более 15 тыс. лет назад. Тогда это было просто растертое между камнями зерно, разведенное в воде. Позже, когда у людей появился огонь, они начали запекать такое тесто, получая твердые и пресные, но сытные лепешки. Первый хлеб, привычный нам, получили египтяне. Они обнаружили, что при использовании дрожжей или кислого молока, хлеб получается более вкусным, пышным и питательным. Рецепт приготовления такого хлеба у египтян позаимствовали греки, далее он попал к римлянам, а к началу нашей эры римляне уже распространили собственную технологию приготовления хлеба по всем завоеванным территориям. Хлеб в те времена был очень дорогим, поставлялся влиятельным особам, правителям и их приближенным. Простой люд питался лепешками из муки грубого помола. С древних времен и до наших дней хлеб считается главной пищей на столе.
Древний русский обычай - встречать друзей, дорогих, почётных гостей, молодожёнов хлебом и солью, выносом большого каравая с солонкой. Хлеб означает полный стол, а соль является древним символом охраны, сбережения дома от пожара.
Строение колоса
Виды зерновых культур
Мука: цвет хлеба зависит от цвета муки
Тесто
Виды хлебобулочных изделий
Виды хлеба в других странах
Откуда хлеб пришел

Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Оказывается, хлеб богат витаминами, необходимыми для жизни и роста человека. Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб мы едим каждый день, и он не приедается. На вопрос Полины « Почему один кусочек хлеба белый, а другой черный?», «От чего это зависит?» мы выяснили: цвет хлеба зависит от цвета муки и от вида злаковой культуры. Таким образом, мы сумели достичь цель нашего исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Багрова Л.А. «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения». – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997
Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.
Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.
Алексеев М.Н. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе». – М.: Детская литература, 1990
Извекова Л.Н. «Что всего дороже?». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984
Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
Крючков В.Р. «Испекли мы каравай». - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984
Степаненко В.И. «Хлеб». – М.: Агропромиздат, 1989

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Пословицы и поговорки
«До поры до времени не сеют семени»;
«Весной час упустишь, годом не наверстаешь»;
«Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево»;
«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»;
«Не пиры пировать, когда хлеб засевать»;
«Сей в срок будет прок!»;
«Хорошо зерно в землю спать уложишь хорошо и разбудишь, сыт будешь»;
«Кто пахать не ленится, у того хлеб родится»;
«Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет»;
«Какова земля, таков и хлеб»;
«Клада не ищи, а землю паши и найдешь»;
«Будет хлеб будет и обед»;
«Кто хлеб носит, тот есть не просит»;

Загадки
Вот на мельнице пшеницаЗдесь такое с ней творится!В оборот её берут, в порошок её сотрут!(Мука)
Он бывает с рисом, с мясом, С вишней сладкою бывает.В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребятПо кусочку все съедят.(Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу.Надоела мне квашня,Посадите в печь меня.(Тесто)
Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают?(Блины)
Маленькое, сдобноеКолесо съедобное.(Бублик)
Сидит на ложкеСвесив ножки?(Лапша)
Состав простой: мука, водаА получается еда,То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.(Макаронные изделия)
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
(Хлеб.)
Стихи
Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила,
в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило,
охраняло, берегло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки
вырастай богатырем! (С. Погореловский)
Хлеб ржаной, батоны, булки
не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют,
сил для хлеба не жалеют.(Я.Аким)
В булочной у нас баранки,Булки, бублики, буханки,Пирожки, батоны, плюшки,И плетёнки, и пампушки,Курабье, бисквит, печенье,Бутерброды, пай с вареньем,Много пряников, конфет,Пастила есть и щербет,И пирог с начинкой сладкой,И полено, и помадкаНазывайте, не стесняйтесь,Выбирайте, угощайтесь!
(И. Лопухина)
По земле сырой, не жесткой,
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой,
Зерна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой.
(Е. Трутневой)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Труд у крестьянина сложный, ребятки

«Где живет зернышко?»

Посадили мы зерно,
Что же выйдет из него?

Цвет хлеба зависит от цвета муки

Стали зернышки мукою
Не дадут и ей покою,
На большой хлебозавод
Грузовик муку везет.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесто в печь быстрей давай-
И народился каравай.

Дело, может быть, простое
Белый хлебушек испечь
Тесто замесить густое
И его поставить в печь.

В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки
Пирожки,батоны,плюшки,
И плетенки, и ватрушки.
Выбирайте, угощайтесь!

«Чудесный мешочек»

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.

Художественное творчество

Мини – музей хлеба

Актуальность проекта:
Губернатор Саратовской области Валерий Радаев объявил 2016-й Годом хлебороба. Мне очень захотелось узнать, что это за профессия, которой посвящен целый год и как выращивают хлеб.

Цель проекта:
Узнать как из зернышка получается булка хлеба и почему так почетна профессия –хлебороб.

Узнать все о приготовлении хлеба, о том, как выращивают хлеб; познакомиться с последовательностью трудовых действий; -учить ценить и любить нелёгкий труд людей хлеборобов.
Задачи:

Формы работы:
наблюдение; чтение художественной литературы; рассматривание произведений искусства; беседы; опытно- экспериментальная деятельность; работа с родителями;

Предполагаемый результат:
Узнаю весь процесс получения хлеба. Буду понимать, и уважать труд хлеборобов. Научусь ценить хлеб, культуру своего народа

I этап (подготовительный):
Подбор художественной литературы по теме «Хлеб»; Подбор репродукций русских художников на заданную тему; Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах; Взаимодействие с родителями: - совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе;

Подбор художественной литературы

Подбор репродукций русских художников на заданную тему
М.К. Клодт «На пашне»
М.Вишняк «Хлеб»

Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах

Пословицы
Хлеб батюшка, водица матушка. Хлеб в пути не тягость. Хлеб - дар божий, отец, кормилец. Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою. Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска - и стол доска. Сей хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать. Не жди урожая, сей жито, хлеб будет. Не земля хлеб родит, а небо.

Поговорки
Большому куску рот радуется. Был бы хлеб, а у хлеба люди будут. Калач приестся, а хлеб - никогда. Без денег проживу, а без хлеба не проживу. Хлеб да вода - здоровая еда. Помяни соль, чтобы дали хлеба.

Приметы
Если кого-то встретят только что вынутым из печи хлебом - к богатству. Тот, кто утром не принимал пищи, не должен давать хлеб постороннему, иначе сам останется без средств пропитания. Не следует давать в долг хлеб на закате, иначе сам в долгах будешь. После захода солнца новую буханку хлеба нельзя резать, иначе сам нищим станешь. Илья-пророк выбивает градом хлеб у тех, кто обманывает покупателя при продаже хлеба. Если немытыми руками брать хлеб, то будет изжога.

II этап (практический):
Подготовка презентации по теме. Проведение экспериментальной деятельности. Экскурсии в хлебный магазин. Взаимодействие с родителями: организация совместной деятельности детей и родителей по предложенной теме.

Подготовка презентации по теме «Откуда хлеб пришел»
Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю.

Сажают специальными машинами – сеялками, на вспаханные тракторами с плугом поля.

Потом вырастают вот такие колоски

Когда колоски созревают, их собирают машины - комбайны

Затем грузовики отвозят зерно на мельницу

На мельнице зёрна перемалывают в муку.

Из муки на хлебозаводе пекут хлеб, булки.

Затем их привозят в магазин, где мы их покупаем.

Хлеб не падает нам с небаПоявляется не вдруг,Чтобы вырос колос хлебаНужен труд десятка рук.

Каждый день, все люди на Земном шаре, едят хлеб. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Булочки, коржики, баранки, батоны, печенье – все это хлеб. И мы даже не задумываемся сколько людей принимали участие в том, чтобы к нам на стол пришел свежий хлеб. И какой это тяжелый труд. Хлеборобы, комбайнеры, водители работают от зари до заката под палящим солнцем. А ведь без хлеба мы не представляем себе ни одного дня. И не задумываясь выбрасываем кусок… А как дорог был каждый кусочек хлеба в войну…

людей. Пламя костра взметнулось к закопчённым сводам пещеры и осветило хмурое лицо хранительницы очага. Вот и ещё один день на исходе. Мужчины вернулись с охоты ни с чем. Их постигла неудача. У древних людей не было никаких съестных запасов. Что находили за день, то и съедали корневища и луковицы были уже собраны. А возвращаться с пустыми. Что будет с племенем? Голод может убить его. На рассвете женщина отправилась на поиски пищи. Она приготовилась к дальнему пути, ведь по близости от стоянки все съедобные руками нельзя, в пещере голодные старики и дети. Женщина спустилась в лощину, по дну которой бежал ручей, и вдруг на противоположном склоне увидела незнакомые растения. Их стебли были увенчаны колосьями. Что это? Женщина нагнулась к одному из растений. Из колоса на ладонь упали золотистые зёрна, которые оказались твёрдыми и чуть сладковатыми на вкус. Вот она - пища, спасение племени!.. И они назвали эту траву словом - жито. Вероятно, так много тысячелетий назад человек открыл хлебные растения. Сегодня растения, зёрна которых годятся в пищу, называются одним словом - хлеба. Хлеб- основа нашего благополучия. Не зря в старину говорили: “Земля на зёрнышке стоит”. Сначала зерно просто варили. Потом стали растирать между камнями. Получилась крупа грубого помола. Эту крупу варили в горшочках на раскаленных камнях. Получилась каша. Сколько веков она кормит человечество! Она стала прародительницей хлеба, а точнее - прародительницей теста.

Конспект занятия в старшей группе

«От зерна до каравая»

Цели: 1 . Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола, познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий.

2 .Развивать связную речь, обогащать словарный запас, развивать воображение.

3 .Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Предварительная работа : разучивание загадок, пословиц, поговорок о хлебе. Чтение стихов, рассказов о том, как выращивают хлеб.

Демонстрационный материал : изображения разных хлебобулочных изделий.

Методы и приёмы:

  1. Наглядность.
  2. Игровые приёмы.
  3. Художественное слово: пословицы, поговорки, стихи.
  4. Музыкальное сопровождение (инсценировка «Танец хлебобулочных изделий»)

Ход занятия:

Заходим в зал.

В-ль: К нам сегодня, пришли гости. Давайте поздороваемся. (Дети здороваются)

Сегодняшнюю встречу я хочу начать с загадки, отгадка которой спрятана под салфеткой. Послушайте загадку:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелым. (Хлеб)

Да, верно, мы сегодня поговорим о хлебе. Давайте присядем.

Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий, душистый. Он самый главный на столе. Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны, полезны. Хлеб мы едим несколько раз в день, а он не приедается.

Давайте с вами подумаем и назовём каким бывает хлеб? По запаху, по вкусу, по внешнему виду. (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, пышный, аппетитный, ароматный и т.д.)

Хлеб бывает разный, но обязательно вкусный и полезный.

О хлебе есть очень много пословиц, например: « Хлеб - всему голова», «В дороге хлеб не помеха», «Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска».

А какие ещё вы знаете пословицы? (ответы детей)
Хлебушко – пирогу дедушка.
Без печки холодно – без хлеба голодно.
Не в пору и обед, коли хлеба, нет.
Ешь пироги, а хлеб вперёд береги.
Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
Нет хлеба, нет обеда.
Много снега, много хлеба.
Хлеб на стол – и стол престол.
Хлеб – всему голова.
Всё приедается, а хлеб нет.
Хлеб да вода – здоровая еда,
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Только ангелы с неба не едят хлеба.
В дороге хлеб не помеха.
Без соли, без хлеба худая беседа. Все пословицы наполнены народной мудростью и уважением к хлебу – батюшке. Хлеб – это символ благополучия, достатка.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

Да, ребята, много людей потрудилось, прежде чем хлеб пришёл к нам на стол.

ПОКАЗ СЛАЙДОВ

  • Хлеборобы сеяли зерно в землю. (Слайд №)
  • Специальными машинами сеялками. (Слайд №)
  • Потом вырастают вот такие колоски. (Слайд №)
  • Зёрна собирают специальные машины и отвозят на мельницу. (Слайд №)
  • Там зёрна перемелют в муку. (Слайд №)
  • Из этой муки на хлебозаводе пекут хлеб, булки. (Слайд №)

Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? (ответы детей)

Я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что лишнее»

Нам нужно посмотреть и подумать, какие нужны компоненты для приготовления теста (вода, соль, яйца, мука, сахар, дрожжи).

Ребята, а что ещё пекут из муки? (булки, баранки, батоны, пирожки, пирожные и т.д.) Это всё называется хлебобулочные изделия.

А давайте представим с вами, что мы пекари. И из солёного теста испечём хлебобулочные изделия. Что ты будешь лепить?
Лепка с детьми хлебобулочных изделий.

Ребята, а кто из вас знает стихи про хлеб?
Дети читают стихи о хлебе.


1. Вот он хлебушко душистый,
Вот он тёплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло. (ДАРИНА )
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём! (Автор С.Погореловский)
2. В каждом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок. (В АН Я )
3. Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь – зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок. (Автор Я.Аким) (
ЛЕРА А )

А теперь потешат нас хлебные изделия:

Выбегает «Булочка»: У меня подружки – сдобные ватрушки,

У меня от мака, на лице веснушки.

Выбегают «Ватрушки»:

Мы весёлые подружки

Сладким творогом ватрушки,

Обойди хоть целый свет,

А вкусней нас к чаю нет.

Выбегают «Бублики и калачи»:

А мы только из печи

Бублики и калачи.

Выходит важно «Печенье»:

Сделайте одолжение, съешьте печенье.

Выходит «Торт»:

Я торт с кремовой начинкой,

С шоколадной спинкой.

Все вместе:

Слава хлебу и рукам, что его растили.

Воспитатель. Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку. Из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Почет и честь вам, хлеборобы!

За вас прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание.


Елена Барышева
Познавательное занятие по развитию речи «От зерна до каравая»

"От зерна до каравая "

Цель : Расширять знания детей о хлебобулочных изделиях,

о процессе сбора зерна .

Задачи : - Расширять представление детей о хлебе и его производстве

Учить вести диалогическую речь и составлять небольшие

рассказы о профессиях : агронома, комбайнера, пекаря….

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к

труду взрослых.

Материал : Каравай хлеба , осьмушка черного хлеба, колоски злаков, зерна

ржи, плакат хлеб - всему голова, муляжи хлебобулочных

изделий, подборка иллюстраций о хлебе

Ход занятия:

На столе лежит, каравай хлеба , накрытый салфеткой.

Воспитатель :

Ребята здесь лежит какой-то продукт, какой я вам не назову, попробуйте сами догадаться.

В каждой стране, в любом уголке мира, есть один продукт, который едят люди не зависимо от того, где они живут.

Как вы думаете, какой это продукт? Я вам немного помогу - Я вам загадку загадаю.

Он и черный, он и белый,

И всегда он загорелый.

Мы как кушать захотим,

То всегда садимся с ним. (Хлеб)

Ответы детей.

Правильно, это хлеб.

Воспитатель снимает салфетку с каравая и читает стих :

Вот он, хлеб душистый

С корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал-пришел.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Воспитатель :

Вот сегодня и мы с вами поговорим о хлебе. Узнаем о долгом и нелегком пути зернышка до каравая .

Но сначала я хочу вам рассказать немного о том, как люди начали выращивать хлеб.

Давным-давно кормит людей матушка-земля. Были времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них вырастила :

Воспитатель :

Ребята, а что земля выращивает сама без человека?

Ответы детей, (ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки) .

Воспитатель :

Молодцы.

Но часто случалось так, что вместе со съедобными грибами и травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек .

Случайно упадут они на землю возле дома - смотрят, а на этом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, а лепешки и еще лучше. Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски.

Воспитатель :

Как только уберут урожай с полей, человек начинает готовить землю к следующему году.

Осенью на трактора надевают плуг и вспахивают землю, для того чтобы земля смогла за зиму отдохнуть, набраться побольше влаги (талой воды - снег таит) . (Рис. вспашки земли)

Весной, вспаханную землю трактора боронами боронят. Борона – это такие большие грабли, которые разбивают комья земли. Земля становится ровной, рыхлой и мягкой готовой к посеву семян. (Рис. Боронования)

Проводится физминутка.

Физминутка.

В землю зернышко попало , (присесть)

Прорастать на солнце стало. (руки над головой)

Дождик землю поливал, (имитация дождя)

И росточек подрастал, (медленно встают)

К свету и теплу тянулся (тянутся на носочках)

И красавцем обернулся. (Поворот вокруг себя)

Воспитатель :

Семенем - не каждое зёрнышко может стать, а то которое соответствует определённому размеру, форме, на определённую глубину сажают семена.

Если посадишь слишком глубоко - не хватит сил у ростка выбраться наружу. Если не будут прикрыты семена достаточным количеством земли, то станут лёгкой добычей птиц.

С того момента, как зёрнышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. Зёрнышку даёт тепло и свет- солнышко, оно светит и согревает землю. Зёрнышко в тепле прорастает. Нужно зёрнышку не только тепло, но ему нужно «поесть» и «попить» , а кормит зёрнышко земля- матушка, потому, что в ней находятся необходимые питательные элементы для роста. Ещё для роста хлеба нужен дождь, но в меру. Слишком часто если идёт дождь, он мешает созреванию урожая. (Рис. рост посевов)

За ростом пшеницы наблюдает агроном. Агроном-это человек, который знает, как растить хлеб, какие вредители могут помешать его росту, какие болезни нападают на растения. (Рис. агроном)

Вот и созрели колоски. Пришла пора убирать урожай. Начинается уборка.

Уборку нужно начать вовремя, иначе все усилия хлеборобов окажутся напрасными. Раньше пока не было машин, люди убирали хлеб вручную. Брали несколько колосков и срезали. Сейчас это делают машины, которые называются комбайнами. Этой машиной управляет комбайнер, который едет по полю и машина скашивает колоски. (Рис. комбайн в поле)

Затем из комбайна зерно выгружают в машины , которые везут зерно на хранение в зернохранилище , которое называют элеватором. (Рис. элеватор)

На элеваторе зерно сушат , хранят и молотят (измельчают) . На элеваторе есть мельница - где зерно перемалывают , так получают муку. Затем полученную муку, расфасовывают и развозят по магазинам и хлебозаводам.

На хлебозаводе пекарь из муки выпекает различные хлебобулочные изделия.

А где ваши мамы берут муку? (в магазине)

Ребята, а какие вы знаете хлебобулочные изделия?

Ответы детей. (батон, пряник, лаваш, хлеб, сухари, вафли, печенье)

Воспитатель :

Готовые хлебобулочные изделия развозят по магазинам , где мы с вами их покупаем и едим дома… (Рис. и муляжи хлебобулочных)

Воспитатель :

Да, ребята, много людей потрудилось, прежде чем хлеб пришел к нам на стол, труден и долог был его путь.

А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Что сначала, что потом?»

(Колосок, зернышко , элеватор, комбайн, пряник)

По аналогии еще 3-4

Воспитатель :

Молодцы, все справились.

Ребята, а давайте вместе еще раз вспомним этапы роста зернышка . И в этом нелегком деле нам помогут наши иллюстрации.

(дети составляют рассказ опираясь на иллюстрации и муляжи хлебобулочных изделий)

Вспашка земли - Боронование земли- Посев зерен – Рост посевов- Уборка урожая- Элеватор – Мельница - Пекарня

Воспитатель :

А у меня для вас есть еще кусочек черного хлеба. Но хлеб этот не простой. Это осьмушка хлеба, т. е. восьмая часть от целой буханки. Вы знаете, что в этом году наша страна отмечала 70-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Во время войны люди голодали, а в городе Ленинграде, который находился в блокаде у немецких захватчиков почти 3 года, эти 125 грамм были нормой хлеба на целый день. Другой еды не было вообще.

Возьмите в салфетке и подержите в ладошке.

Это много или мало? (ответы детей)

А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.

Давайте разделим его на всех и съедим.

Вы наелись? (ответы детей)

Вы поняли, как дорог каждый кусочек хлеба?

Ребята, я надеюсь, что вы будете беречь хлеб, доедать все до последней

крошечки?

Ребята давайте запомним простые правила.

К хлебу нужно бережно относиться.

Не крошить хлеб во время еды

Не оставлять недоеденные кусочки хлеба

Не выбрасывать хлеб

Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.

Воспитатель :

Мы сегодня с вами очень хорошо поработали.

О чем мы с вами разговаривали?

Что делали?

Что узнали нового?

Что вам больше всего понравилось?

А теперь давайте вместе дружно съедим наш красивый каравай .