Презентация на тему «Дидактическая игра как средство познавательного развития ребёнка. Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Мультимедийные занимательные игры как средство

Городской округ города Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад комбинированного вида № 25 «Аленушка»

607062, Нижегородская область, г. Выкса, м –н Гоголя, здание № 56 – А

Телефон 8(83177)30156; E –Mail: [email protected]

Согласовано ______________ Утверждено

Зав. МБДОУ № 25 Н.В. Полинова на педсовете № 1 от 31.08.17

Программа саморазвития воспитателя Анисимовой Галины Алексеевны

на 2017-2020 г.г.

Город Выкса

Тема: Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.

Актуальность темы:

Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Проблема информатизации в современных условиях коснулась детских садов. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. В контексте повсеместной компьютеризации актуальным становится использование мультимедийных дидактических игр в деятельности дошкольника. Мультимедийные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие с использованием современных информационных технологий стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной и интересной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала.

Цель саморазвития:

1. личностно-профессиональный рост и самосовершенствование;

2. повышение качества образовательного процесса;

3. обеспечение развития познавательной активности воспитанников через п оиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленных целей, мною сформулированы следующие задачи:

    изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

    определить понятие «интерактивная дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;

    определить теоретические предпосылки исследования проблемы интерактивной дидактической игры, как метода обучения в ДОУ в современной педагогической литературе;

    познакомиться с передовым педагогическим опытом использования интерактивной дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;

    внедрить ИКТ в познавательно – игровую деятельность детей дошкольного возраста;

    использовать ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;

    создать медиатеку электронных дидактических игр для дошкольников;

    представить материалы в процессе методической работы (открытые мероприятия, выступления, обобщение опыта, аттестация).

Ожидаемый результат:

    Аналитическая справка по результатам анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта по проблеме использования мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.

    Пакет методических, дидактических и демонстрационных материалов для создания интерактивных дидактических игр.

    Создание картотеки (медиатеки) интерактивных дидактических игр для познавательного развития воспитанников.

    Аналитическая справка по результатам апробации методических, дидактических и демонстрационных материалов.

    Выписки из протоколов педагогических советов, выписки из приказов по ДОО о стимулирующих выплатах, публикации, грамоты, благодарственные письма.

Основные направления реализации программы саморазвития:

    Самообразование по теме «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников».

    Взаимодействие с детьми в процессе апробации материалов.

    Взаимодействие с коллегами по проблеме использования интерактивных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.

    Взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах целесообразности использования интерактивного оборудования в образовательном процессе современных дошкольников.

Этапы и сроки реализации Программы саморазвития педагога

1 этап

Аналитико-проектировочный 2017-2018 г.г.

2 этап

Практический 2018-2019 г.г.

3 этап

Обобщающий 2019-2020 г.г.

    1 этап Аналитико-проектировочный

(анализ ФГОС ДО, психолого-педагогической литературы, опыта других педагогов, электронных ресурсов, подготовка аналитической справки, определение тем интерактивных игр, подбор материала для создания собственных игр)

    2 этап Практический

(посещение городских методических объединений, разработка и использование реализация проектов, разработка и апробация конспектов регламентированной образовательной деятельности с непосредственным использованием в ней ИКТ)

    3 этап Обобщающий

(систематизация материалов, подготовка аналитических справок и отчетов)

Литература:

1. Дошкольник и компью тер/под ред. Л. А.Леоновой - М., 2004.

2. Журнал «Компьютеры и программы» 15"2002

3. Интернет-семинар «Информационные технологии в работе ДОУ» (8.09.2011)

4. Информационные технологии в образовании/под ред. И. Г. Захаровой-М., Академия, 2003.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2003.

6. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393

7. http://nsportal.ru (статья

Гульфия Сульхарнаева
План работы по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

План работы по самообразованию на 2017-2018 г .

Дата Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь Разработка и оформление дидактических игр Консультация «Использование дидактических игр в жизни детей »

Октябрь Игра «Солнышко» Буклет «Предлагаю поиграть» .

Ноябрь Игра Какого цветка не стало Папка-передвижка «Дидактическая игра в жизни ребенка» .

Декабрь Игра Волшебный шнурок Консультация для родителей

«Дидактические игры в детском саду и дома»

Февраль Игра Протяни дорожку Картотека мультимедийных дидактических игр

Март Игра Геометрические пазлы Буклет Использование мультимедийных дидактических игр в семье

Апрель Театральное представление Папка - передвижка Развитие познавательной активности детей через мультимедийные дидактические игры .

Май Игра Разложи по цвету Консультация Играя - учимся

В течение года Игры-занятия

Литература :

1. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия . Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет ». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика » . Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду - М.:Просвещение, 1982.

3. И. А Лыкова «Дидактические игры и занятия » -М. ;-2010

4. Удальцова Е. И., «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников », Минск, 1976 г.

5. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971.

6. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.

7. Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М.: 1961.

8. Годовикова Д. Формирование познавательной активности . // Дошкольное воспитание . - 1986.-№ 1.

9. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр . Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М.:Просвещение,1990.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» Период работы над темой:09.2017 год-05.2018 год Цель:«Развивать познавательные способности, воображение, речь, логическое мышление» Задачи:.

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии детей» Игра занимает совершенно особое место в жизни ребёнка. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых.

Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии «Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии». Федеральные государственные образовательные.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

План по самообразованию «Развитие речи детей с использованием словесных и дидактических игр» Сентябрь-Октябрь 18-20г Подбор и изучение литературы по теме; Дидактических игр и упражнений; сюжетных картинок. Рекомендация родителям.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» План работы по самообразованию Воспитатель: Грицкова Марина Александровна МБДОУ детский сад №27 «Колосок» Тема: «Сенсорное воспитание.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение центр развития ребенка Детский сад №133 «Радуга» (МБДОУ ЦРР -»Детский.

Дидактическая игра "Чудесный мешок Буратино" для детей второй младшей группы Программное содержание: Учить детей правильно употреблять в речи название качеств предметов (величина, цвет), отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ. Материал: Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и длины), лошадки, утята, Буратино, качалка – лошадь, чудесный мешочек. Ход занятия: «Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Правильно, Буратино. Что это у Буратино? (нос). Какой нос у Буратино? (длинный). Буратино принес волшебный мешок. Что у тебя в мешке, Буратино? (игрушки). Ребята, вам интересно какие игрушки у Буратино в мешке?» вызываю ребенка к себе и прошу на ощупь достать из мешка игрушку, назвать ее и рассмотреть ее, ответить на вопросы. - Что это? (матрешка) Какая она красивая. Тебе она нравится? Давай посмотрим, что находится внутри. Еще матрешка, поставь их рядом. Вова, достань еще игрушку. Что это? (пирамидка). Покажи, где у пирамидки красный кружок. А этот по цвету какой кружок? (зеленый). Затем достают еще одну пирамидку и рядом ставят. Какая эта пирамидка? (большая), а другая (маленькая). Достают потом лошадку. Кто это? (лошадка, лошадь). Какой хвост у лошадки? (длинный). Следующий ребенок достает еще одну лошадку. - Что это у лошадки? (ноги). А какие у лошадки ноги (ноги длинные). Лошадка какая? (длинноногая). Хоровое и индивидуальное повторение. А кто это? (достает из мешка утят). Кря-кря-кря, это утята. Дети, в мешке еще что-то есть? Что это? (лента, ленточка). Первая лента – длинная, вторая – короткая. Посмотрите, сколько игрушек принес Буратино?» Затем выслушиваем 2-3 рассказа детей об игрушках. Физкультминутка: Езда на лошадке. На лошадке ехали,(Шагаем на месте.)До угла доехали.Сели намашину,(Бег на месте.)Налили бензину.На машине ехали,До реки доехали.(Приседания.)Трр! Стоп! Разворот.(Поворот кругом.)На реке - пароход.(Хлопаем в ладоши.)Пароходом ехали,До горы доехали.(Шагаем на месте.)Пароход не везет,Надо сесть на самолет.Самолет летит,В нем мотор гудит:(Руки в стороны, «полетели»)-У-у-ф.(И.Токмакова)Занятие продолжается. «Буратино хочет с вами поиграть. Игра: «Чего не стало». На стол ставим 3 пары игрушек (пирамидки, лошадки, матрешки) заменяем по очереди ленточками, затем убираем игрушки. Дети должны перечислить все игрушки, с которыми играли.

Елена Пентина
Мультимедийные дидактические игры в образовательном процессе

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира , в котором выросли его родители. И это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, планшет, интерактивная доска и т. д.)

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Современные педагогические технологии направлены на реализацию ФГОС, где одной из задач является : обеспечение вариативности и разнообразия содержания организационных форм уровня дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников. Поэтому, основная задача педагога – выбрать методы, формы, инновационные педагогические технологии организации работы с детьми, которые оптимально соответствовали бы поставленной цели развития личности.

Информатизация общества ставит перед нами, педагогами-дошкольниками, задачи :

Идти в ногу со временем

Стать для ребенка проводником в мир новых технологий

Быть наставником в выборе компьютерных программ

Сформировать основы информационной культуры его личности

Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей

Воспитатели, ориентируясь на вышеизложенную информацию, на требования современного времени, используют на занятиях с детьми мультимедийные презентации .

Мне сегодня хотелось бы остановиться на использовании мультимедийных презентаций в образовательном процессе .

Готовясь к занятию, педагог задумывается : «Как улучшить образовательный процесс . И приходит в голову мысль достаточно очевидная - реализовать принцип наглядности в полной мере (с помощью ИКТ - это очень легко) .

«Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение .

Для создания компьютерных презентаций предназначены специальные программы. Одна из самых популярных программ – Power Point, которая входит в состав пакета Microsoft Office. Эта компьютерная программа с недавнего времени стала активно осваиваться педагогами нашего ДОУ.

Что подтолкнуло педагогов к освоению данной программы? Презентации в PowerPoint – современный интерактивный способ представления и хранения информации. Эта программа дает возможность постоянно дополнять и обновлять информацию, экономит пространство при архивации и хранении практических материалов, а также позволяет создавать и архивировать практические материалы и документы на электронных носителях.

Мультимедийная презентация – это интерактивный способ представления информации по принципу «Рассказываю и показываю» .

По сказке "Три поросенка" (средний возраст) Приятного просмотра!

Сербиенко Оксана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципального автономного дошкольное образовательного учреждения "Детский сад № 17– общеразвивающего вида
Населённый пункт: г. Петропавловск – Камчатский, Камчатского края
Наименование материала: Статья
Тема: Мультимедийные занимательные игры как средство познавательного развития ребенка-дошкольника.
Дата публикации: 22.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Мультимедийные занимательные игры как средство

познавательного развития ребенка-дошкольника.

образованный

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность

заложена

рождения.

Формирование

дошкольников

познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения

ребенка в детском саду.

Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности,

направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.

Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и

подлинный

познавательный

является

деятельности, так как интерес способствует формированию глубоких и

развивает

повышает

качество

мыслительной

деятельности,

активность

благоприятствует

формированию

способностей;

благоприятный

эмоциональный

протекания всех психических процессов.

современного

дошкольного

воспитания

создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка,

раскрытию его потенциала.

Одним из средств решения данной задачи я вижу использование в

образовательном

процессе

информационно-коммуникационных

технологий.

Стремительное внедрение компьютерных технологий во все сферы

деятельности

человека

затронуло

образования.

информационно-коммуникационные

технологии

позволяют

повысить уровень информационной культуры педагога, а, следовательно, и

его профессионализм. Что же такое «информационная культура»?

Информационная культура – это осмысление современной картины

использование

информационных

реализация

обратных

адаптации,

приспособление

окружающему

грамотное

владение

компьютером,

понимание

возможностей,

человека в интеллектуальной среде.

На этапе введения ФГОС в ДО задача воспитателя – повысить свою

компьютерную

грамотность.

Воспитатель

пользоваться

компьютером

современным

мультимедийным

оборудованием,

использовать

педагогической

деятельности. Применение ИКТ в ДОУ становится мощным техническим

средством обучения детей.

Я - за активное применение ИКТ в дошкольных учреждениях.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает

всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим

средством

обучения.

современные

педагогические

технологии

инновации

процессе

обучения,

позволяют

просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую

проявления

познавательной

активности

воспитанников. Информационные технологии, в совокупности с правильно

подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают

необходимый

качества,

вариативности,

дифференциации

индивидуализации обучения и воспитания.

Использование

информационных

технологий

образовании

возможность

существенно

обогатить,

качественно

о бн о ви ть

воспитательно-образовательный

повысить

эффективность, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые

возможности раннего образования.

деятельностью

дошкольника

является

развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры

дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию

взрослого. Мультимедийные игры в данном случае выполняют функцию

средств обучения.

Так, я определила для себя тему: «Мультимедийные занимательные

игры как средство познавательного развития ребенка-дошкольника», целью

которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и

явлениях

окружающей

посредством

мультимедийных

занимательных игр. Данная цель определяет задачи:

активизировать познавательные процессы через избирательную

направленность

личности

предметы

окружающей действительности;

систематически

укреплять

развивать

познавательный

становится

положительного

отношения к интеллектуальной деятельности;

формировать потребность в стремлении к познанию новых,

более полных и глубоких знаний, которые

носят поисковый

характер;

во спитывать

каче ства

лично сти

р е б е н к а:

целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению

деятельности;

формировать

(обогащение

активизация

лексической стороны речи - словаря);

обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Для создания мультимедийных игр я использую программу Power

Создание такого вида игр не занимает слишком много времени. При

следующее:

Чем эта мультимедийная дидактическая игра будет привлекательнее

обыкновенной?

индивидуальной,

групповой или фронтальной?

Отсюда будет зависеть и необходимый формат игры.

Используя

программу

компоненты,

Триггер (в переводе с английского означает – спусковой крючок, затвор.),

довольно просто создать игру. С помощью триггера можно задать действие

любому объекту. Причем последовательность этих действий мы можем

выбирать в зависимости от желания и ситуации на занятии. Открывать

задание можно по мере его выполнения. Щелчок левой кнопкой мыши по

объекту анимирует его, заставляя выполнять заранее заданное действие.

Наличие триггеров значительно повышает интерактивность презентации.

педагогические

предоставляют

педагогу

возможность

индивидуализировать

обучение,

позволяют

регулировать

количество

решаемых

развивают

логическое

мышление,

воображение детей, помогают эффективно закреплять учебный материал,

сравнению

традиционными

обучения.

Мультимедийные

занимательные

выступают

средство

познавательного развития.

выполнены

перезентаций

программе

Microsoft PowerPoint имеют ряд преимуществ:

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме

вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго

привлекает внимание ребенка;

проблемные

поощрение

правильном

компьютером

являются

стимулом

познавательной

активности детей;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых

обучающих задач;

процессе

деятельности

компьютером

дошкольник

приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки,

а ждет, пока он сам исправит их.

обучающие

программы

приучают

дошкольника

самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

маленькие

взрослых

выполнении

пошагового

подтверждения

действий,

автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает

педагога.

Используя

мультимедийное

оборудование

забывать

здоровьесберегающих технологиях.

воспитатель,

руководствоваться

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию

дошкольных

учреждений.

Непосредственно

образовательную деятельность с использованием ИКТ для детей 5-7 лет

следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в

неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и

мультимедийным

оборудованием

проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с

компьютером

развивающих

превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих

хроническую

патологию,

болеющих

перенесенных

заболеваний

продолжительность

непосредственно

образовательной

деятельности

использованием

компьютера должна быть сокращена: для детей 5 лет - до 7 минут, для

детей 6 лет - до 10 минут.

Опираясь

последние

исследования

педагогов-психологов,

дидактические

принципы

педагогики

использования

мультимедийных

сформулировать

основные

требования,

необходимо

соблюдать

педагогу

подготовке

материала.

Выбираем соответствующий фон. Он должен быть четкий, не очень

яркий, без

лишних деталей. Разрешение JPEG.

Минимум текста, замена текста аудиозаписью.

Подбираем иллюстрации. Изображения должны быть высокого

качества, крупными, на прозрачном фоне. Разрешение PNG.

Совет: Обязательно нужно сжать изображения. Таким образом мы

снизим вес всей презентации.

Если целями задания обусловлено несколько изображений в одном

слайд, то они (изображения) должны быть одного размера и

выдержаны в одном едином художественном стиле. Стремясь

увеличить изображение, педагоги зачастую забывают о

соразмерности объектов Любые несоответствия, могут исказить

восприятие ребенка.

Изображения в слайдах должно быть высокого качества, крупными.

Вывод: Использование мультимедийных игр в дошкольном учреждений

помогает воспитателю повышать мотивацию обучения детей и приводит

к целому ряду положительных следствий:

обогащает

дошкольников

знаниями

образно-понятийной

целостности и эмоциональной окрашенности;

психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор детей;

возрастает уровень использования наглядности на уроке;

повышается

производительность

воспитателя

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности

для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических

разработок,

направленных

интенсификацию

реализацию

инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного

процессов.

Ресурсы интернет:

1. Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных

технологий в процессе развития и обучения дошкольников.

2. Ильюшонок Н.Н. Анализ возможностей интерактивных и

компьютерных технологий для повышения качества обучения

3. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр

//Дошкольное воспитание. - 2000. -№11 Россия 2000

4. Соломенкова О.А. Профессиональная готовность воспитателя ДОУ к

использованию педагогических технологий в работе с детьми

дошкольного возраста//Педагогическая академия. -2013 № 1

Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном