Проект (средняя группа) на тему: Познавательно - творческий проект «Радуга-дуга». Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром

Анна Лифанова
Что такое радуга? Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Цель. Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка.

Задачи :

познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр ;

Расширять представления о смешении цветов, составляющих белый цвет.

Материал и оборудование : Презентация с репродукциями картин художников с изображением радуги , литровая миска с водой, бутылочка светлого лака для ногтей.

Ход занятия:

Воспитатель : Послушайте, ребята, стихотворение :

Радуга

Радуга в небе весеннем висела,

Весело с неба на землю смотрела.

Радостно мы улыбались в ответ :

- Радуга – радуга , цвет – пересвет.

Радуга в небе недолго висела,

С неба на землю недолго смотрела :

Растаяла …

Что же на память она всем

Оставила?

Красные маки,

Желтый песок

Зеленый зажегся

На ветке листок.

Жук фиолетовый

Греет бока

Синяя плещет

Река в берега.

Оранжевым солнцем

Согреты леса

А у скворца

Голубые … глаза. В. Степанов

Воспитатель : Ребята, посмотрите на репродукции знаменитых художников. Что вы видите на всех этих картинах?

Дети : радугу

Воспитатель : А кто-нибудь знает, что такое радуга и как она появляется?

Дети отвечают, что она появляется после дождя, когда светит солнышко.

Воспитатель : Радуга – одно из красивейших явлений природы.

А вы, ребята, видели когда-нибудь радугу ?

На что она похожа?

Воспитатель выслушивает ответы детей : На коромысло, на дугу, на мост и др.

Воспитатель : Человек еще с древних времен задумывался над природой происхождения радуги и связывал появление на небе разноцветной дуги с множеством поверий и легенд. Одни считали, что радуга – это небесный мост , с которого на землю спускались боги или ангелы, другие говорили, что это дорога между небом и землёй или с ворота в другой потусторонний мир.

На самом же деле, радуга – это атмосферное явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. Когда солнечные лучики преломляются в каплях воды во время дождя, на небе появляется разноцветная дуга.

А давайте вспомним, сколько цветов имеет радуга и какие ?

Дети : 7 цветов, перечисляем цвета, вспоминая известный стишок : «Каждый охотник желает знать, где сидит его фазан» .

Воспитатель : Сейчас мы попробуем создать свою радугу

Опыт «Радужная пленка »

Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали прямые лучи света. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдать за поверхностью воды. Подвигать головой, чтобы посмотреть на воду с разных точек. Что мы увидели?

На разлившемся по воде тонком слое лака видны радужные переливы . Лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Когда на поверхность этой пленки падает свет, каждый его луч частично отражается от нее. Другая часть луча достигает нижней поверхности пленки и тоже отражается от нее. Отражения лучей складываются друг с другом, и мы можем видеть переливы радужных тонов .

Физкультминутка :

В небе радуга висит в воздухе "нарисовать" радугу

Детвору веселит. потянуться вверх и помахать кистями рук

С нее, как с горки, опустить руки вниз

Едут Егорка, петух,

Кот, свинья и я. загибать пальцы на руке

Воспитатель : Сейчас мы поиграем с красками. Будем смешивать краски, чтобы нарисовать радугу .

К - красный

О - оранжевый

Ж - желтый

З – зеленый

Г – голубой

С – синий

Ф – фиолетовый

У нас с вами есть только 4 цвета : красный, желтый, синий, белый.

Как же нам нарисовать радугу ?

Дети предлагают свои варианты смешения красок.

Воспитатель : Давайте проверим ваши ответы. Красный у нас есть, оранжевый = красный + желтый, желтый - есть, зеленый = синий + желтый, голубой = синий + белый, синий есть, фиолетовый = синий + красный.

Я предлагаю каждому нарисовать свою радугу , только не перепутать расположение цветов.

И в конце занятия , мы опять поиграем с мыльными пузырями. Выпустив пузыри, внимательно посмотрите на них. У каждого пузыря есть радужная оболочка , которая также включает все цвета.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад №19 г.Лениногорск" МО "ЛМР" РТ

Конспект НОД по лепке в старшей группе

«Что такое радуга?»

воспитатель

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Цели: учить детей передавать образ радуги; развитие у детей художественно – творческих способностей при помощи лепки (пластилинография).

Задачи: 1. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. 2. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. 3. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. 4. Воспитывать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).

Оборудование:

    плотный картон синего цвета с изображением солнышка, облака с дождем, с контуром дуги, размер 1/2 А4;

    пластилин красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов;

    салфетка для рук;

    доска для лепки;

    стека;

    иллюстрация с изображением радуги;

    фонограмма «Шум дождя»

    компьютер

Подготовительная работа: наблюдение за радугой, беседы с детьми о радуге, чтение и разучивание русских народных песенок, стихов С.Я. Маршака, рассматривание картинок, фотографий с изображением радуги.

Используемые методы: игровые приемы, в которых соединяется применение наглядности и использование слова; наглядные методы и приемы обучения (иллюстрация с изображением радуги, показ детских работ в конце занятия, при их оценке); наглядно-действенный прием, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационная часть.

Воспитатель поворачивает детский стульчик вперед спинкой и предлагает детям сделать тоже самое со своим стульчиком.

Воспитатель: Смотрите, получился домик.

Присаживаясь на корточки, выглядывает в отверстие спинки, как в окошко.

Называя детей каждого по имени, предлагает « выглянуть в своё окошко».

Воспитатель: Какая хорошая погода. Ребята, давайте поиграем!

Дети : Давайте.

Воспитатель: Выходите все из своих домиков.

Проводится игра «Солнышко и дождик»

Описание. Воспитатель говорит: "Солнышко! Идите гулять!" Дети ходят и бегают по всей группе. После слов "Дождик! Скорей домой!" они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: "Солнышко! Можно идти гулять", игра повторяется.

После игры дети продолжают гулять по группе.

Воспитатель( неожиданно): Ребята, дождик пошел, скорее в свои домики прячьтесь.

Воспитатель: Прислушайтесь… Слышите? Это дождик барабанит по крышам.

Воспитатель(под фонограмму «Шум дождя») согнутым пальцем стучит по спинке стульчика, изображая шум дождя.

Воспитатель: Давайте вместе с вами постучим сначала одним пальчиком, затем двумя, тремя, четырьмя, пятью. Так сколько пальчиков на руке?

Дети: Пять

Воспитатель: (грустно) Стало скучно. Давайте попросим дождик перестать капать, а солнышко выглянуть.

Дождик, дождик, не дожди,

Дождик, дождик, подожди,

Дождик, дождик, полно лить,

Малых деточек мочить.

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

(Русская народная песенка)

Воспитатель: Не успела тучка с дождем уйти, выглянуло солнышко. Педагог показывает солнышко (игрушка).

Воспитатель: Солнышко и дождик обрадовались друг другу. Их радость превратилась в разноцветный праздник, в радугу. Радуга это доченька папы Солнца и мамы Тучки.

Воспитатель, читая стихотворение,показывает иллюстрации радуги.

Солнце вешнее с дождем

Строят радугу вдвоем -

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

А построили в два счета

Поднебесные ворота.

Радужная арка

Запылала ярко,

Разукрасила траву,

Расцветила синеву.

С. Маршак

Воспитатель: Ребята, а может ли такое быть: солнышко светит и идет дождик?

Ответы детей.

Воспитатель: А в какое время года это бывает?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, поздней весной и летом. Молодцы! Радуга часто появляется на небе, когда идет дождь и одновременно светит солнышко. Она похожа на мостик из разноцветных дуг. Всего в радуге семь цветов, и располагаются они в определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не дай нам дождичка,

Дай нам ведрышка.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно нам только солнышко,

Солнышко колоколнышко!

(Русская народная песенка)

Воспитатель: Ребята, радуга послушала нас и ушла, забрав с собой дождик. И осталось наше солнышко одно-одинешенько. И загрустило. Как же нам ему помочь?

Дети: Нужно сделать радугу.

Воспитатель: Правильно, давайте приступать к работе. Прошу присесть за столы.

2. Практическая часть.

Воспитатель: А теперь посмотрите на столы и скажите, а чем мы будем рисовать нашу радугу?

Дети: пластилином

Воспитатель: Если кому-то будет нужна моя помощь, поднимите ручку, и я вам помогу. Для того, чтоб не перепутать цвета в радуге, я оставлю вам подсказку- картинку с изображением радуги.

Этапы выполнения.

1. Из кусочков пластилина семи цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) скатать 7 тонких колбасок, по одной каждого цвета, примерно одной толщины, увеличивая длину колбаски, начиная с фиолетовой до красной. По мере скатывания колбасок складывать их на столе в порядке следования цветов радуги.

2. Взять первую (фиолетовую) колбаску, приложить ее конец к началу нарисованного на картонной основе контура дуги.(Приложение 1) Далее выложить всю колбаску по контуру, выгибая ее дугой. Если колбаска будет выходить за пределы контура, срезать липший кусок стекой.

3. Уложить все колбаски, следуя очередности цветов в радуге. Каждую цветовую полосу плотно прикладывать к предыдущей, чтобы не было видно картонной основы между дугами, и равномерно прижимать по всей длине, чтобы закрепить на основе.

Пальчиковая гимнастика во время работы «Радуга »

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел.

Трава блестит,

В небе радуга стоит.

Поскорей, поскорей

Выбегай из дверей,

По траве босиком,

Прямо в небо

Прыжком.

Ладушки, ладушки!

По радуге, по радужке,

По цветной дуге

На одной ноге.

Вниз по радуге верхом

И на землю кувырком!

(стихи С.Маршак)

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, смотрите, наше солнышко улыбается. Я думаю, оно благодарно вам за ваши старания и трудолюбие.

Ребенок:

Солнышко папа И мама тучка Жили на небе Любили друг дружку. И дочка у них появилась такая Радуга, радужка дочка цветная Радует папу и маму одна Радость и счастье всем дарит он

Воспитатель вместе с детьми оценивают и оформляют выставку работ.

Конспект непосредственно образовательной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему "Радуга"

Программное содержание:
Познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть причину её появления (отражение, преломление и разложение солнечного света).
Учить понимать и объяснять смысл образного выражения « радужное настроение».
Закрепить цвета спектра, их последовательность.
Развивать любознательность, память.

Вызвать желание участвовать в экспериментальной деятельности.

Предварительная работа:
экспериментальная деятельность на тему « преломление и отражение света», « Цвета спектра, их последовательность»
Словарная работа: преломление, отражение, спектр.

Ход организованной образовательной познавательно-исследовательской деятельности детей:

В группе раздаётся звонок мобильного телефона.
- Ребята, нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Катя, мне всего 4 годика. Мне сказали, что в детском садике « Хрусталик» умные и отзывчивые ребята, добрые и находчивые воспитатели. Можно обратиться к вам с просьбой? Расскажите, пожалуйста, что такое «Радуга» , откуда она появляется и почему. Попросите воспитателей сделать видеописьмо для меня и отправьте по адресу….
- А кто видел радугу? Когда это было? В сухую, в жаркую погоду, во время или после дождя? Обычно мы видим радугу, когда дождь еще не кончился, но на небе светит солнце. Чтобы увидеть радугу, нужно встать спиной к солнцу.
- Поможем Кате? Ас чего начнем? Сначала ответим на вопрос: « Что такое радуга?» ответы детей.
- Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему же на небе появляются радуги. Объяснить это явление люди в те времена не могли, потому придумывали мифы и легенды. Некоторые суеверные люди думали, что это мост в потусторонний мир, но учёные нашли ответ этому явлению. Итак, радуга - это явление природы, которое возникает, когда идёт дождь и светит солнце.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько картинок с изображением радуги:
- Художник нарисовал несколько радуг. Угадайте, на каком рисунке изображена радуга, которую он увидел после дождя (не сказочную радугу, а явление природы).

Просмотр презентации (1,2,).
Чем отличается она от ваших картинок? (последовательностью цветов). Сколько цветов у радуги? Радуга состоит из семи цветов, и все они следуют строго друг за другом, каждый "знает свое место". Правда, в природе нет четких границ между цветами, они плавно переходят друг в друга. Известно выражение, которое помогает запомнить расположение цветов в радуге: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (первая буква каждого слова указывает на определенный цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
- А сейчас подойдите к столу и выложите по порядку все цвета радуги, сверху вниз (выполняют задание).

Какой по счёту зелёный цвет? Синий? 1-ый какоцвет?6-ой?
- Просмотр презентации (3).
-Почему появляется радуга? Хотите узнать?
-Назовите свойства воды. (+преломляет свет, отражает лучи света)
-Давайте вспомним, какого цвета солнечный свет? (Состоит из 7 цветов спектра)
- Почему солнечные лучи мы видим белого или жёлтого цвета? (опыт с юлой и спектральным кругом)
- Что происходит с солнечным лучом, если он попадает в воду? (преломляется). Кто сможет показать опыт с преломлением света? У вас есть предположения, как появляется радуга?
- Я вам предлагаю провести опыт.
Наполните ванночку водой и поставьте на стол. Опустите зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя -окажется в воде под углом. Направим свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. При этом зеркальце будет отражать свет. Возьмите лист бумаги и поместите его перед зеркалом. Другой рукой слегка подвигайте само зеркало. Изменяйте положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Слегка покачайте ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхните зеркало. Что мы видим теперь?
-на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.
- Сейчас я вам предлагаю поэкспериментировать и самостоятельно получить радугу (детское экспериментирование).

Физминутка:
Гляньте: радуга над нами,
Над деревьями
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
Проходят на стульчики.
- Как вы думаете, почему появилась радуга?
- Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, преломляются, отражаются и распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга.
Просмотр презентации (4).
- В какое время года бывает радуга? (ответ детей).
Презентация (5,6,7,)
-Радуга чаще всего появляется летом, можно увидеть весной, осенью. А самое, по-моему, удивительное - радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется и отражается в небе красивой радугой. Такую редкую картину некоторым москвичам посчастливилось увидеть несколько лет назад, в самый разгар зимы.

Презентация (8,9)
- Обычно солнечный луч и дождевые капли строят зараз одну радугу, и то не часто. Но бывает, что, всем на радость и удивленье, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Еще реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, - это случается только над большими реками, озерами, Но это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная.

Презентация (10)
- Как вы думаете, можно ли радугу увидеть с самолёта? Учёным удалось сфотографировать радугу с самолёта. Вот так она выглядит сверху.
-Что обозначает слово «радуга»? На какое слово оно похоже? Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Увидеть радугу - очень добрая примета, предвещающая счастье. Принято считать, что, если найти место, откуда берет начало радуга -там можно обнаружить клад.
- Есть такое выражение « радужное настроение». Как вы думаете, что оно обозначает?
-Да, радужное настроение - веселое, полное надежд.
Рефлексия:
-Когда появляется радуга?
- Итак, почему появляется радуга?
- Почему радуга разноцветная?
- Сколько в ней цветов?
-Для кого сегодняшнее занятие прошло не напрасно?
- Кто узнал, что-то новое на этом занятии?
- Если вам было интересно на занятии, вы остались довольны собой, подарите мне улыбку.
- Спасибо вам за работу, а Кате мы вышлем диск про радугу по адресу…

Презентация на тему: Радуга

Беседа с опытно-экспериментальной деятельностью "Откуда берётся радуга?" для детей старшего дошкольного возраста.

Автор :Салимова Евгения Игоревна, воспитатель, МБДОУ детский сад №65 г. Орел
Цель : развитие мыслительной активности, коммуникативных навыков, толерантности в ходе исследовательской деятельности.
Задачи :
- формировать интерес к явлениям природы,
- воспитывать положительное отношение к самостоятельным действиям, поддерживать познавательную активность;
- расширять представления о естественно научных связях между природными явлениями;
-способствовать развитию аккуратности, взаимопомощи.
Словарная работа: спектр, призма.

Ход беседы

Воспитатель : Здравствуйте, дети. Отгадайте мою загадку.
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
(Радуга)
Ответы детей.
Воспитатель :Правильно - это радуга. А что такое радуга?
Ответы детей .
Воспитатель :Ребята, радуга представляет собой цветную дугу. Давайте посмотрим.
Воспитать демонстрирует фотографию радуги.

Дуга просматривается на фоне дождевой завесы. Радугу мы можем наблюдать в той стороне небосвода, которая противоположна солнцу, но солнце не должно закрываться облаками. Чаще всего, такое явление мы можем наблюдать летом, во время так называемых «грибных» дождей.
Воспитатель :. А где еще мы можем увидеть радугу?
Ответы детей.
Воспитатель : правильно, радугу еще можно увидеть около фонтана или водопада.
Демонстрация фотографий.


Воспитатель : Ещё радугу мы можем назвать цветовым спектром. Что такое спектр, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель : Спектр - это разноцветная полоса, получающаяся при прохождении светового луча через стеклянную призму. Вот смотрите, это призма.
Воспитатель показывает детям призму.
Воспитатель : призма- это предмет, способный разложить луч света на составляющие, т.е. на цвета.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что радуга также присутствует во многих народных приметах, связанных с предсказанием погоды. Вот например, радуга высокая и крутая предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая - плохую.
Воспитатель : А кто из вас может назвать, какие цвета у радуги?
Ответы детей.
Воспитатель : Молодцы! Давайте мы с вами выучим фразы, с помощью которых вы сможете в любое время нарисовать радугу.
* Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь.
* Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам создать свою радугу.
Эксперимент. <<Личная радуга. >>
Нужны : Ёмкость, наполненная водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Дети садятся вокруг ёмкости, воспитатель показывает ход эксперимента.
Опыт : в ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонаря. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появится радуга.
При возможности дети могут попробовать сами поймать радугу. Воспитатель им в этом помогает.
Объяснение опыта: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части - в виде радуги.
Воспитатель : Ну, что вам понравился эксперимент?
Дети делятся своими впечатлениями. Для закрепления порядка цветового спектра, в свободное время, с детьми можно нарисовать радугу.