Тема: « Работа с родителями по эстетическому воспитанию школьников средствами музыки. Работа с родителями по эстетическому воспитанию детей средствами музыки

Тема: « Работа с родителями по эстетическому

воспитанию школьников средствами музыки»

Содержание:

Введение.

1.1.Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании.

2.1. Взаимодействие учителя и семьи.

2.2. Методы работы с родителями по эстетическому воспитанию.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально – экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причём проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей (как это было раньше), но и детей младшего возраста. Семья обязана формировать физически и психически, здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Мне, как учителю музыки в общеобразовательной школе, хотелось бы остановиться на эстетическом воспитании, а конкретно на воспитании музыкой. Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о «прекрасном», существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей столку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию. Любовь к прекрасному в окружающем мире порождает у ребёнка стремление к совершению благородных поступков, содействует его нравственному воспитанию.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию «прекрасного».

Эмоциональное (эстетическое) воспитание - один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающих развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания, можно условно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи приобщения:

формирование эстетических знаний;

воспитание эстетической культуры;

овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

формирование эстетического отношения к действительности.

развитие эстетических чувств;

приобщение человека «прекрасному» в жизни к природе, труде.

развитие потребности стороны жизни и деятельность по законам красоты;

формирование эстетического идеала;

формирование стремление быть прекрасным во всём: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

В воспитании современного человека наряду с наукой искусство занимает важное место. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботится о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения. Искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой стороны средством воспитания.

Цель данного проекта – воздействие педагогов на родителей посредством рекомендаций приобщения к искусству, формирование педагогической грамотности родителей; установление единства средств воспитания и обучения ребенка. Объектом нашего исследования стали родители учащихся в музыкальной школе.

Задачи деятельности учителя:

информировать родителей воспитанников о значимости эстетического воспитания;

привлекать родителей к тесному сотрудничеству. Родители и педагоги партнёры единомышленники, отсюда вытекает связь: педагог → родители → дети;

создать в семье воспитанника благоприятный микроклимат;

приобщать родителей к искусству;

развивать эстетическую восприимчивость ко всему окружающему

Если преподаватель в своей работе с родителями по эстетическому воспитанию будет использовать такие формы работы, как: совместные концерты учащихся и родителей; лекции, семинарские занятия, педагогические практикумы; встречи с артистами, певцами, композиторами; музыкально-педагогическое самообразование; домашние концерты, то мы предполагаем, что родители передадут свой опыт детям и эстетическое воспитание детей будет более эффективным.

Глава 1. Эстетическое воспитание в семье.

1.1. Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка постоянный спутник человека во всей его жизни. Она по выражению Стендаля, - является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживание его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчёркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. «Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Недооценка роли музыкальной культуры в формировании личности в годы застоя породила дисгармонию в формировании духовного мира молодёжи, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы, играющей важную роль в трудовой, общественной и личной жизни человека». Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. Воспитывая всесторонне развитых людей - физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное развитие человека, препятствует образованию дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус. Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического воспитания и эмоционально отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно - творческих способностей.

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

1.2. Развитие интереса к музыке у детей в семье.

С раннего детства музыка способствует развитию в ребенке интеллекта, ощущений правды и красоты жизни, воспитанию добрых чувств, расширению кругозора, формированию его духовного мира и творческого потенциала.

Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях…

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в школьном учреждении, а именно:

обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызывать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности;

способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в школьном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального восприятия, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, который ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, его общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, проникает народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой.

Семья может помочь детям полюбить и понять хорошую музыку, с ранних лет приобщая их к музыкальной культуре. Прежде всего, необходимо создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы художественный вкус ребенка. Домашняя фонотека, личный пример, совместное слушание музыкальных сказок или детских пьес, посещение концертов не только дадут возможность привлечь внимание ребенка к музыке, но и сблизят его с родителями духовно.

Основные усиления в наделении родителей музыкально - педагогическими знаниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным институтом.

Глава 2. Ход исследования и его результаты.

Взаимодействие преподавателя и семьи.

Суть взаимодействия преподавателя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет к педагогу и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы преподавателя, которое, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.

Семья рассматривается, как начальная структура членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы.

Основными формами работы с семьёй являются: групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи. Посещение семьи, как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, преподаватель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту формы работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфике ситуации. Если в своей практике педагог использует эту форму в работе с семьёй, желательно соблюдать следующие условия:

а) не приходить в семью без предупреждения и согласования времени визита;

б) не планировать свой визит более чем на 5 - 10 минут (чтобы не быть обременительным);

в) не вести беседу стоя у входа, в верхней одежде родители могут растеряться, придите им на помощь примерно следующими словами: «Разрешите раздеться. Где у вас можно присесть и поговорить»;

г) не поучайте родителей, а советуйте;

д) желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание.

Индивидуальное и групповое консультирование родителей проводится и в школе. Здесь и консультации могут быть более длительными. Однако и они требуют соблюдения определённых условий. Нельзя в приказном порядке, в форме: «Родители, срочно придите в школу!» - вызывать родителей для беседы. Следует считаться со служебной занятостью родителей. Поэтому письменное приглашение в школу лучше выразить следующим образом: «Уважаемые родители! Возникла необходимость побеседовать о вашей дочери (сыне). Сообщите, пожалуйста, когда вы можете прийти в школу. Мои возможности для беседы с вами: ежедневно (после уроков) или в субботу после 14 часов. С уважением...»

Нельзя беседовать с родителями в коридоре, стоя на виду у пробегающих мимо учеников и проходящих учителей. Для беседы-консультации родителей следует пригласить в класс, учительскую или школьный методический кабинет, предложить снять пальто и сесть, тем самым, создавая минимум комфорта.

Групповые формы.

Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем. Каждое родительское собрание требует от преподавателя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, участии родителей.

Активными формами взаимодействия могут быть: конференции по обмену опытом семейного воспитания; вечера вопросов и ответов; диспуты; встречи с учителями, администрацией, специалистами (медиками, психологами.).

Преподаватель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает:

а) обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы.

б) участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театр, музеи.

в) помощь в оформлении.

г) ремонт кабинета.

д) создание органов самоуправления (родительский комитет, совет дел, проблемные группы).

Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одной из главных задач педагога - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

С этой целью целесообразно проводить в школе, или как у меня в кружке «Праздник семьи», конкурс «Семья года», соревнования с участием бабушек и внучек, мам и дочерей, отцов и сыновней, выставки семейных творческих работ. Могут проводиться совместные творческие встречи, где рассказывают о семейных традициях, увлечениях, знаний родословной своей семьи.

Преподаватель стимулирует создание семейных клубов, привлекает родителей к организации кружков и других объединений по интересам. Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям.

2.2. . Методы работы с родителями по эстетическому воспитанию.

Безусловно, общеобразовательная школа помогает ребёнку воспринимать те или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если занятия проводит любящий своё дело учитель. Однако старания учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения. Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Поэтому возникает вопрос о музыкальном восприятии и самих родителей.

Моя работа проводилась в школе. Для начала было проведено собрание, где мы выяснили, что в музыкальном воспитании взрослых оказались значительные пробелы. Большинство родителей слушали и знали только популярные песни, фонотеки 90% семей состояли из них. Серьёзная музыка, даже популярная классика остались вне поля зрения.

Естественно, что большинство родителей отнеслись с интересом пополнить своё музыкальное образование параллельно со своими детьми.

Центральное место следует отвести педагогическому лекторию, который познакомит взрослых с особенностями детей определённой группы, конкретными задачами эстетического воспитания.

Достижению наибольшей результативности будет способствовать сочетание различных форм работы:

а) регулярные задачи педагогического лектория, куда можно отнести:

лекции

педагогические практикумы

семинарские занятия

тематические вечера

встречи с солистами района

б) организация Дней открытых дверей

в) индивидуальные консультации с родителями.

г) организация концертов для родителей силами детей.

д) совместные походы на спектакли, на концерты.

Организация лектория для родителей – одна из эффективных форм связи школы и семьи. Разрабатывая тематику занятий лектория, необходимо искать разнообразные способы донесения рекомендаций до родителей. В частности, стремиться, чтобы все методические советы подкреплялись художественными наглядными материалами и чтобы в работе лектория принимали участие сами родители. Тематика лекций касалась как общих задач эстетического воспитания, так и более частных, например: рекомендации по эстетике одежды, художественно-педагогические требования к литературе, музыкальным произведениям для детей, особенности музыкальной, изобразительной деятельности детей школьного возраста. Для того, чтобы не сформировалось потребительское отношение к искусству и односторонность развития музыкальных предпочтений подрастающего поколения, семье необходимо активно включатся в воспитание у детей интереса к художественно ценным музыкальным произведениям. Выполнение этой задачи, во многом новой и сложной для современных родителей, требует от них определённой педагогической подготовленности. Родителей, которые любят музыку, владеют каким либо инструментом мы привлекали к участию в работе лектория.

Самообразование. Музыкально-педагогическое самообразование родителей. На восприимчивую психику детей очень большое влияние могут оказывать яркие литературные образы. Семейные чтения доступных книг и рассказов о жизни музыкантов, их творчестве, отдельных музыкальных произведений, помогут улучшить интерес детей к музыкальному искусству.

Большое внимание следует уделять посещению музыкального театра, особенно подготовительному этапу работы, методика которого может быть такой: краткая беседа о театре, оперном или балетном жанре; знакомство с музыкально-литературной композицией; ознакомление с образами литературы и изобразительного искусства, близкого спектаклю по теме и идее; зарисовка отдельных эпизодов будущего спектакля.

Встречи.. К каждой встрече нужно готовиться заранее. Родители и дети готовят самые интересующие их вопросы о творчестве, о жизни музыканта, который должен быть на встрече. Гость в свою очередь готовит небольшой рассказ о своей жизни, как он стал музыкантом. Обычно в конце встречи организуют небольшое чаепитие.

Привязанность ребёнка к родителям и, главное его доверие, стремление к постоянным и интенсивным контактам с ними позволяют взрослым в процессе педагогический организованной музыкальной деятельности активно формировать и развивать у него интерес к подлинно художественной музыке.

Различные концерты, спектакли ребята также посещали вместе с родителями. Вначале некоторые выражали недовольство тем, что их отрывают от домашних дел и любимого телевизора, но постепенно недовольство прошло, и родители сами стали интересоваться предстоящими спектаклями, концертами.

План охватывал следующие темы:

1.Значение музыкального искусства в жизни отдельных людей и общества в целом; значение музыки в жизни детей.

3. Как научиться слушать и понимать музыку.

Особой формой работы стали для нас концерты, организованные силами самих учащихся. Несколько раз перед нами выступали учащиеся других школ. Ребята с интересом слушали эти концерты, но все же выступления своих друзей, одноклассников, родителей, учителей было для них более волнующим. Итоговые концерты мы проводим один раз - в конце учебного года. Более часто это делать нецелесообразно, так как, во-первых, эта форма общения детей с музыкой не единственная, во-вторых, у исполнителей репертуар ещё недостаточно большой и разнообразный. Традиционными стали выступления учащихся в общеобразовательных школах и детских садах на родительских собраниях.

В конце опытной работы родителям были заданы вопросы: пробудился ли у них интерес к музыке? Какая музыка больше всего взволновала их? Нравится ли им идея в проведении домашних вечеров?

Одни отвечали, что появилось желание узнавать о музыке всё больше и больше, постичь её «тайну» ; другие – что их волнуют разнообразные песни; третьи – что они жалеют о том, что в детстве и в юности не занимались прекрасным творением, обеднив тем самым свою жизнь. На последний вопрос мы получили от всех положительный ответ.

Заключение

Главной всеобщей задачей является духовное обогащение детей, формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности.

На мой взгляд семья должна оказывать значительную помощь школе в воспитании у ребёнка желания увлечения музыкой. Многочисленные примеры из педагогической практики показывают, что очень многие ребята полюбили мир музыки и искусства благодаря родителям.

В результате проведённого исследования я могу с уверенностью сказать, равнодушных не было, потому что музыка стала желанным гостем во многих и многих семьях. В нашей школе зазвучали прекрасные произведения, повествующие о великих человеческих чувствах, о борьбе со злом, о доброте, великодушии и сострадании, о непримиримости ко всему злому, о торжестве мира на нашей прекрасной Земле. У детей и взрослых появилось желание ещё и ещё встречаться с большой музыкой, пополнять, обогащать, таким образом, свой духовный мир.

Музыка сопровождает человека во всей его жизни, и надо семье и школе позаботиться, чтобы этот спутник был всегда добрым, верным и мудрым.

Эта работа в области музыкально-эстетического развития подростков показала, что на эффективность её большое влияние оказывает семья. Те знания и впечатления, которые ребята получают в школе, по-разному преломляются в каждом из них. Там, где действия школы совпадают с действиями семьи, эффект будет наибольший.

В результате реализации проекта ожидается:

1. Увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка.

Повышение компетентности родителей в вопросах эстетического воспитания.

Повышение уровня доверия родителей к школе.

Осознание родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса, вовлеченность каждого родителя в процесс воспитания и развития своего ребенка, понимание своей значимости в эстетическом развитии ребенка.

Безусловно, школа помогает ребёнку воспринимать те или иные музыкальные явления пробуждать интерес и любовь к музыке. Однако старание учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к музыкальному искусству. Но привить детям любовь к музыке сможет тот человек, который сам глубоко воспринимает и тонко чувствует музыку, поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании самих родителей.

Работа с родителями должна определяться дифференцированным подходом. Педагог музыкант должен учитывать типы семей и подходить в работе с ними индивидуально. Основными формами работы с семьёй являются групповые и индивидуальные

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Делая выводы по первой главе можно ещё добавить, что общее и специальное музыкальное образование школьников всегда было, и остаётся неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения. Музыкальное воспитание формирует творческую личность, способную пережить и перестрадать то, о чём думал, что пережил и воплотил в образах художник, и способную создать свои художественные произведения.

Семья является благодатной почвой для формирования и подготовки ребёнка к музыкальному воспитанию, следовательно, для формирования творческой личности.

5. Список литературы:

1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Политиздат,1982г.

2.Л.Г. Арнажникова «Профессия – учитель музыки». Москва.1994 г.

3.. Аришина Н.П. Уроки прекрасного: Из опыта работы. – М.:

Просвещение, 1983г.

4. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.; «Владос», 2000г.

5. Игошев К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989г.

6. Лихачёв Б.Г. Эстетика воспитания. – М., «Педагогика», 1972

7. Музыкальное образование в школе: Учеб. Пособие для студентов муз. Факультетов и отделений высших и средних пед. учеб. Заведений /Л.В.Школяр., В.А.Школяр и др; - М.: «Академия», 2001г.

8. Нефёдов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. – Минск, 1979г.

9. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Ю.Б.Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П.Барышникова и др,; Под ред. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986г.

Эстетическое воспитание в семье

Эстетическое воспитание - развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, восприимчивости к красоте, умения наслаждаться произведениями искусства, а также способности к творчеству.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведения окружающих, настроения их, слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Любовь к прекрасному в окружающем мире порождает у ребёнка стремление к совершенствованию благородных поступков, содействует его нравственному воспитанию. Особенно важно возбудить интерес ребёнка к упражнениям в рисовании и лепке, в пении и музыке, вызвать в нём желание попробовать свои силы в том или ином виде искусства.

Огромную роль в эстетическом воспитании играет семья. Семейное эстетическое воспитание складывается из многих составляющих:

Опрятности членов семьи, атмосферы взаимного уважения, искренних эмоций, умения выражать свои чувства словом, наличия дисциплины и правил поведения. Всё это основы, на которых строится правильное эстетическое сознание ребёнка;

Воспитание вкуса начинается с пения колыбельных песен, детских песен как отдельно матерью, так и совместно с ребёнком;

Формирование умения ценить произведения искусства, тяги к созиданию развивает рисование;

Регулярное чтение книг, рассказывание сказок.

Проведение бесед, которые необходимы для ответов на вопросы ребёнка, возникающие во время познания окружающего мира;

Эстетика быта включает дизайн детской комнаты, общее оформление жилого пространства: картины на стенах, живые цветы, порядок, чистота.

Всё это с самого раннего детства формирует у ребёнка внутреннее чувство прекрасного, которое затем найдёт своё выражение в эстетическом сознании.

по эстетическому воспитанию в семье

Для формирования эстетического вкуса у ребёнка необходимо:

1. Воспитывать у ребёнка наблюдательность, умение видеть, рассматривать, отдавать себе посильный отчёт в увиденном. (Например, обратить внимание на листочки осины, осенью они тёмно-красные, у берёзки золотистые и т.д.)

2. Систематически поощрять ребёнка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.

3. Обращать внимание детей на особенности: красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города.

4. Выбирать вещи, которыми пользуется ребёнок в повседневной жизни со вкусом. (Например, сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и узору, заставляет ребёнка бережнее к ней относиться).

5. Дать ребёнку право выбора наиболее понравившейся ему вещи из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей.

Чем интересным можно заняться в кругу семьи?

1. Лепка - помогает детям уточнять свои представления о форме, строении и пропорциях предмета. Работа особенно увлекает, когда предназначена для определённой цели (подарок маме, папе и т.д.) Дети любят лепить из теста.

2. Подготовка к Новому году. Ваша задача, создать игрушку, которая будет украшать ёлку. Что можно изготовить? Бумажные флажки, декоративные цепочки, игрушки оригами, игрушки из природного материала (шишки, скорлупа грецкого ореха, из яичной скорлупы и т. д.)

3. Печать ладошками. Покрыть ладошки краской. Сделать оттиск, а потом пофантазировав получить картинку «рыбку», «грибок» и т.д.

4. Конструирование из кубиков.

Желаем удач!

Воспитатель Сморгонского ЦКРОиР С.В.Сакович

Использованные источники:

1. Неменский, Б. М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания: кн. для учителя/ Б. М. Неменский. -2-е изд. перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1987.- 255 с.

2. Лабунская, Г. В. Художественное воспитание детей в семье / Г. В. Лабунская - М. : Педагогика, 1970. 47с.

3. Лихачёв, Б. Г. Эстетика воспитания / Б. Г. Лихачёв. - М. : Педагогика, 1972.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна беда — они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость по отношению к прекрасному и по отношению к себе и своим чувствам?

Какова наша цель?

В педагогике, как и в другом важном деле, вопрос целеполагания — основной. Для чего мы воспитываем и развиваем? Какова наша цель? Для чего нам даны ощущение гармонии и восхищение миром? Попробуем разобраться, для чего любому ребенку необходимо умение видеть и замечать красивое, возвышенное и необычное.

Самый очевидный ответ, лежащий на поверхности: это развитие творческих задатков, присущих человеку с рождения. Кому-то может показаться странным, но эстетическое воспитание благотворно влияет на развитие речи и мышления, расширяет кругозор, кроме того, дает возможность в сложную минуту обратиться к прекрасному и почувствовать его гармонию, а это помогает выстоять в трудностях и найти верный тон жизни. Именно чуткое восприятие и умение замечать прекрасное позволяют людям творить вокруг себя СВОЙ мир. Совсем необязательно писать стихи или картины и вообще как-то относиться к творческим специальностям профессионально: творческий подход помогает любому человеку в повседневной жизни.

Есть два главных момента: понятно, что эстетика когда-то, со времен эпохи Возрождения, ушла от божественной цели и поставила в центр мира человека. До этого всегда существовало неразделенное внутреннее понимание связи человека с Богом, с Главным, этому было подчинено все, и так жили практически все. Начиная с эпохи Возрождения, человек выделил себя, и с этого момента наступил разлад между прекрасным, чем теперь занимается эстетика, и Божественным, чем ведает религия. В наше время вездесущего постмодернизма духовное и нравственное пытаются окончательно развести с искусством, хотя подспудно все, от профессиональных деятелей культуры до самых простых людей, понимают, что на самом деле существует глубинная связь прекрасного и божественного, и быть иначе не может.

В прекрасном всегда просматривается поиск смысла жизни. В свое время, когда в 1990-е годы в средней школе ввели курс МХК (мировой художественной культуры), был написан факультативный курс истории мировых религий на 72 академических часа с экскурсионной программой. Почему и для чего? Потому что всемирное культурное наследие невозможно понять, не зная историю Церкви, не зная Священного Писания, потому что практически все сюжеты в живописи, литературе, музыке так или иначе связаны с Библией.

Дар от Бога

Для чего дан любому человеку эстетический дар? Сочувствуя красоте, сопереживая ей, ребенок, переходя от простого к сложному, должен научиться видеть истинно духовные плоды — увидеть красоту духовную, ею проверяя истинность вещей в создаваемом нами мире.

Чувство прекрасного всегда жило в народе: простая утварь (горшки и ложки) создана так, что, сделав простые замеры соотношений в формах посуды, мы обязательно обнаружим золотое сечение. Если вернуться к вопросу воспитания, то мы будем утверждать, что окружающие ребенка предметы должны быть красивыми и соотноситься с национальной культурой. Эти предметы должны пробуждать чувство красоты в душе ребенка, что и поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого народа и, без преувеличения, величайшей культуры.

Воспитать чувство прекрасного означает вызвать умение отличить прекрасное от безобразного, и здесь свободный выбор остается за человеком. Если все заложено, зачем воспитывать? — может быть задан вопрос. Перед нами не стоит задача воспитания профессиональных художников, актеров, певцов, нам необходимо воспитать чутких слушателей, зрителей, со-чувствующих людей, понимающих и воспринимающих культуру. Ведь если у ребенка развиты эстетические чувства, то в человеческом плане он полноценней. Он может выбрать себе тот вид искусства, который поможет найти себя, включиться в этот мир, понять его.

Каждый может найти для себя (по наитию) какой-то жанр в искусстве, который ему ближе в его обычной жизни. Вот, например, пение в хоре помогает слушать других, быть чутким к другому голосу. Пение в хоре учит со-гласию, со-звучию, умению в нужный момент вступить или остановиться и замолчать. Пение учит диалогу, пониманию того, что хотя каждый из нас личность и каждый должен развиваться по своему пути, но в хоре мы должны создать гармоничное коллективное созвучие: кто-то альтом поет, кто-то сопрано, но все вместе должны создать новое общее произведение. Если в этом хоре кто-то хочет выделиться, а это не подчинено общей гармонии и цели, то получится какофония: он весь хор разрушит. И самое главное, что в этой очень простой практике — люди поют вместе на разные голоса — удается без всяких нравоучений дать возможность ребенку понимать других, оценить себя, уступать, ценить другого — вот он лучше поет, значит, нужно подстроиться под него, чтобы общий хор был краше. Это действо дает человеку понимание себя в коллективе, возможность соизмерить себя со своим окружением, а дальше - и/со своей страной и с миром, насколько и к чему он способен. Когда-то в школе хоровое пение было распространенным, теперь даже на два голоса люди уже почти не умеют петь.

Когда начинать?

С какого же возраста начинать эстетическое воспитание? Думаю, что с перинатального! Не случайно многие традиции предписывали смотреть беременным только на что-то прекрасное, слушать красивую музыку, рисовать и сажать цветы.

Но если вы начнете после рождения ребенка, и это неплохо. Период, когда все формируется наиболее активно, — это период от рождения ребенка до трех лет. Именно в этом возрасте легче всего заложить базу. Мы должны окружать ребенка красотой — всем прекрасным, чем сможем! И это не так уж трудно сделать, если, конечно, захотеть. Природа, произведения искусства, литература — все это в меньшей или большей мере может дать нам необходимый материал для эстетического воспитания детей.

Нагружать или нет?

Как распределить нагрузку? Нагружать максимально или не нагружать ребенка? Каким эстетическим материалом занимать ребенка? Масса вопросов… Самый сложный, но и самый верный путь — все это делать вместе со своим ребенком. Хотите, чтобы он рисовал, — значит, вместе рисуйте, хотите, чтобы пел, значит, пойте, и т.д. Контакт с ребенком и ваше собственное отношение к прекрасному очень важно, именно поэтому нужно начинать с себя. Не нужно чтобы ребенок думал, что вы можете делать все, и можете лучше, чем он. Он должен понимать, что вы можете не так хорошо рисовать, но вы искренне хотите, чтобы у вас получалось как можно лучше.

Кроме того, у детей есть еще и возрастные особенности восприятия. Есть замечательный детский возраст от трех до пяти лет, когда дети хотят и будут делать все с удовольствием и интересом. Если в этом возрасте им разрешать делать любые хозяйственные и творческие дела: рисовать, стирать, лепить, петь - и/все это вместе, в одной жизнедеятельности с мамой и папой, то они приобретут важный опыт. Самое трудное для родителей — разрешать это делать: дети ведь краски разливают, мокрые вещи по всей квартире таскают; все это очень неудобно, а никаких шедевров они не создадут! Но ведь главная задача родителей — вызвать и не погасить интерес, желание познания прекрасного и желание сотворчества!

У каждого ребенка есть внутренняя интуиция, как есть совесть, есть сострадание, понимание прекрасного. И самая главная задача даже не столько развивать, сколько поддерживать, не дать заглохнуть природному чувству, помочь раскрыться и не удивляться, что к какому-то возрасту этот интерес начнет угасать. Быть может, ребенок не захочет рисовать, быть может, в каком-то возрасте он начнет стесняться петь, но накопленный багаж эстетических впечатлений рано или поздно откроется. Мы иногда с удивлением узнаем, что какие-то уже взрослые люди вдруг начинают писать картины или стихи или заниматься еще каким-нибудь творчеством, и думаем, как это вдруг открылись в них таланты? Да были у них эти таланты! Они получили в свое время впечатления, но потом о них забыли, а в какой-то момент эти навыки и впечатления всплыли и помогли человеку открыть себя.

Очень важно помнить, что невоспринятая красота не действует. Она как бы не существует. Все дело в умении замечать, чувствовать, понимать красоту. В деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие этой самой красоты. Для этого очень важно развивать внимание и наблюдательность. Внимание — это основа накопления восприятия, это первый шаг к утончению и развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное «Смотри!» — одна из важных родительских задач. Без внимания восприятие невозможно. И мы показываем своему ребенку то, что красочно, необычно, гармонично, привлекательно, и делать это несложно, было бы желание.

Если ясно, к чему у ребенка душа больше лежит, к чему у него склонность, пусть он этим занимается в первую очередь. Но еще нужно дать ему возможность расширения. Многие вещи ребенок может освоить только вместе со взрослым, нельзя оставлять ребенка наедине с его увлечением. Надо постоянно подпитывать его интерес, общаясь на эту тему, и это даст дальнейшее развитие.

Многим кажется, что театр, музей — это так скучно, что классическое искусство нелегко воспринимать. Но на самом деле приобщение к нему чрезвычайно важно.

Всё классическое искусство сфокусировано на поиске божественного, на поиске смысла жизни, и приобщать детей к этому поиску обязательно нужно.

Есть книги, которые стоит покупать только потому, что они воспитывают эстетический вкус. Иллюстрации в них настолько хороши, что хочется любоваться и любоваться. Если книга пока не по возрасту ребенку, а он просит «сказку почитать», расскажите в нескольких словах, о чем речь, не говорите только, что ему это еще рано. Так можно загубить интерес. Хорошо иметь дома альбомы с репродукциями и интерьерами и хорошо вместе их рассматривать — что же там так красиво «переливается, светится, виднеется…». Нужно читать детям хорошие тексты — известных авторов и переводчиков и, конечно, настоящие стихи. Младенца может убаюкать «Буря мглою небо кроет…» А.С. Пушкина не хуже, чем любая песенка. Именно в этом возрасте детям очень важно слышать интонацию и ритм речи.

Японцы провели немало экспериментов, исследуя, какая же музыка нравится маленьким детям. Оказалось, что Моцарт им «дороже», чем какая-нибудь популярная песенка. Дети хорошо понимают те эмоции, которые несет музыка. Может быть, не очень хорош для слуха маленьких Вагнер, Стравинский или Шостакович, зато мелодии Вивальди, Моцарта, Шопена должны звучать в доме постоянно.

И музыкальная школа, и курсы по рисованию очень нужны ребенку, хотя для него это непросто. Занятия музыкой и рисунком в единстве дают эмоциональное сопереживание и миропонимание. Кроме того, занятия музыкой или рисованием имеют наиважнейшее воспитательное значение, ведь прежде всего это труд. И если из нашего ребенка не вышел художник или музыкант (впрочем, это и не было нашей задачей), то он сможет оценить труд музыканта или художника.

Начнем с себя

С чего начать? Начните с себя. Попробуйте сами отметить красоту мира. Мы нервно ждем своего автобуса или мчимся в автомобиле на работу, строя планы на день, или на выходные, или на жизнь. И совсем не замечаем того, что замечали когда-то в детстве. Листва уже пожелтела (или только что появилась), а облака причудливыми формами плывут на небе — можно подумать, стадо неведомых животных, которые несутся на водопой. Если у нас есть ребенок, только от нас зависит, увидит ли он это, будет ли вообще обращать внимание на что-то красивое или скажет в один непрекрасный день: «Жизнь уныла, мир отвратителен, нет в нем ничего хорошего!» Не упускайте случая показывать ребенку, как удивителен этот мир в его красоте и великолепии, сколько в нем красок, звуков, цветов. Как изменчива природа. Не отмахивайтесь, если он принес для вас одуванчик: понюхайте и рассмотрите его вместе. Любуйтесь миром вместе с ребенком так, словно вы увидели его впервые!

Многие дети чувствуют себя настоящими волшебниками, когда наблюдают за метаморфозами цвета. Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Хорошо рассказать про волшебные краски, показать, как можно их смешивать. Помогите ребенку выразиться в рисунке, в поделке, игре или слове, при этом очень важно дать ему возможность свободно выразить то, что он хочет выразить и как он того хочет.

Синтетическим для формирования эстетического чувства у ребенка является школьный театр. Если преподаватели занимаются этим просто так, не понимая, для чего пляшут, поют их воспитанники, то это не принесет нужных плодов. Но школьный театр дает возможность свести воедино все эстетические влияния, где ребенок может себя попробовать больше, чем в одном творческом проявлении: делать декорации, шить костюмы, играть, писать пьесы, суфлировать и т.д. Кроме того, театр благодаря символическому языку образов приближает нас к пониманию внутренних вещей, которые разумом понять не всегда легко. Это дает жизненные ориентиры, этим строится внутренний мир. В немногочисленных семьях есть опыт и семейных спектаклей — это целая школа чувств и творчества, и ее можно было бы перенять!

Если мы сможем воспитать в ребенке цельность, если он будет развит и сформирован гармонично — сердечно, разумом, чувством, это даст ему возможность быть свободным и уметь делать выбор. Эстетика нужна не ради эстетики, а ради понимания гармоничного и красивого устройства мира. Это гарантия нашего благополучия… Мы получим благо в наших детях!

Красота строит внутренний мир

Эстетическое воспитание — это компас в окружающем мире, с его музыкой, с его красками, оттенками, формами, компас в отношении себя в мире. Понимание того, что мир прекрасен, и что нельзя нарушать его гармонию, что его нужно сохранить для нашей жизни в его первозданной красоте, сократив наши странно завышенные потребности, стало общим местом в рассуждениях и малых делах. Но к великому сожалению, разрушение «традиционной» и классической культуры, в которой сначала интуитивно, а позже в откровении формулы золотого сечения человеку приоткрылось божественное правило творчества, приобретает все большие масштабы: новое правило равенства всего — безобразного и красивого — становится довлеющим в нашей жизни. Противостоять этому безобразному новшеству — наша задача.

Постараемся создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, тогда дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом — это проверено жизнью. Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших, доступных музеев, выставок, концертов, книг — всего, что несет в себе Красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут протекать их развитие и образование. И тем гармоничнее будет наше с ними взаимодействие.

Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. В зависимости от возраста ребенка могут быть использованы различные методы нравственно-художественного развития личности.

Выдающийся русский драматург А.П. Чехов сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Если взглянуть на это высказывание с точки зрения педагогики, то подобное состояние всеобъемлющей красоты и есть результат успешного эстетического воспитания.

Что такое

Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека.

Эстетическое воспитание – это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.

Здесь следует уточнить, что понятие «прекрасное» в контексте художественного формирования личности не совпадает со значением слов «красота, красивый». Последнее – это скорее описание внешней формы, которое зависит от конкретной исторической эпохи, и может меняться.

«Прекрасное» же находится вне зависимости от времени и включает в себя такие понятия, как гармония, гуманизм, совершенство, возвышенность, духовность.

Цели и задачи

Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты:

  1. Восприятие — это способность видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, искусстве, межличностных отношениях.
  2. Чувства – эмоциональная оценка прекрасного.
  3. Потребности – желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создание прекрасного.
  4. Вкусы – умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам.
  5. Идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве.

Задачами являются:

  • формирование гармоничной личности;
  • развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное;
  • закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов;
  • побуждение к развитию творческих способностей.

Средства

Средствами приобщения к прекрасному являются:

  • изобразительное искусство (живопись, скульптура);
  • драматургия (театр);
  • архитектура;
  • литература;
  • телевидение, СМИ;
  • музыка различных жанров;
  • природа.

К методам относятся:

  • личный пример;
  • беседы;
  • школьные уроки и занятия в детском саду, кружках, студиях;
  • экскурсии;
  • посещение театра, выставок, музеев, фестивалей;
  • утренники и вечера в школе и ДОУ.

Самым действенным из всех методов является личный пример учителя (родителя). Посредством его формируется тот идеал, который потом ложится в основу всего художественного сознания. Личный пример включает в себя: манеру поведения, общения, внешний вид и моральные качества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание – задача не только воспитателей и учителей. Это непрерывный процесс, который берет свое начало в семье, а продолжается педагогами.

В семье

  • личный пример родителей;
  • пение песен и колыбельных;
  • рисование;
  • чтение книг, рассказывание сказок;
  • беседы;
  • эстетика быта.

Как уже упоминалось, самым важным методом здесь является личный пример родителя. Народная мудрость подчеркнула это пословицей «Яблоко от яблони недалеко падает».

Первое, что видит ребенок в семье – это мама и папа. Они являются его первыми эстетическими идеалами. В этом деле нет мелочей, важными являются и внешний вид родителей, и их манера общения, разговора, и семейные критерии прекрасного и безобразного.

Семейное эстетическое воспитание складывается из многих составляющих:

  1. Опрятно одетые члены семьи , атмосфера взаимного уважения, искренние эмоции, умение выражать свои чувства словом, наличие дисциплины и правил поведения – вот те основы, на которых строится правильное эстетическое сознание ребенка.
  2. Воспитание музыкального вкуса начинается с пения колыбельных песен, потешек, детских песен как отдельно матерью, так и совместно с ребенком.
  3. Умение ценить произведения искусства , тягу к созиданию развивает рисование. Употребление различных техник: карандаш, гуашь, акварель, фломастеры, карандаши, помогает ребенку знакомиться с цветами, их сочетаниями, развивает способность видеть форму и содержание.
  4. Чтение книг , рассказывание сказок помогает ребенку освоить все богатство родного языка, научиться использовать слово в качестве инструмента выражения эмоций.
  5. Беседы необходимы для ответов на вопросы ребенка, возникающие во время познавания окружающего мира. Они помогают научиться отличать прекрасное от безобразного, гармонию от хаоса, возвышенное от низменного.
  6. Эстетика быта включает дизайн детской комнаты, общее оформление жилого пространства: картины на стенах, живые цветы, порядок, чистота. Все это с самого раннего детства формирует у ребенка внутреннее чувство прекрасного, которое затем найдет свое выражение в эстетическом сознании.

В школе

Хотя основоположник педагоги К.Д. Ушинский писал, что каждый школьный предмет содержит эстетические элементы, все-таки наибольшее влияние на развитие эстетических вкусов учащихся оказывают уроки:

  • Русского языка и литературы . Они знакомят детей с сокровищницей родной речи, помогая овладеть словом, научиться ценить и анализировать произведения мировой классики.
  • Музыки . Музыка и пение развивают голос и слух. Кроме того, изучаемые на уроках теоретические основы музыки учат детей правильно оценивать любое музыкальное произведение с эстетической точки зрения.
  • Рисования (уроки изобразительного искусства). Рисование способствует выработке художественного вкуса. Изучение работ классиков мировой живописи, скульптуры на уроках изобразительного искусства формирует в детях способность видеть прекрасное в самых разных его выражениях.

Мероприятия в библиотеке

Библиотека всегда ассоциировалась с сокровищницей знаний. Это уважительное отношение к книгам можно использовать для эстетического воспитания школьников младших и средних классов школы.

Среди мероприятий, проводимых в библиотеке можно выделить:

  • ознакомительные беседы, рассказывающие о ценности книг, бережном отношении к ним;
  • тематические книжные выставки, посвященные, например, старинным книгам, литературе о войне, защите окружающей среды;
  • дни «приведи друга», направленные на побуждение детей записаться в библиотеку;
  • литературные и поэтические вечера, посвященные творчеству конкретного писателя или поэта, со знакомством с его биографией, выдающимися произведениями, чтение отрывков из них или декламация стихов наизусть.

Открытый урок

Открытый урок отличается от обычного тем, что методику работы учителя (преподавателя) в классе могут видеть и перенимать его коллеги. Поскольку право давать открытые уроки имеют только педагоги с высоким уровнем научно-методической подготовки, использующие оригинальные обучающие методики.

Этот вид учебного процесса может использоваться как средство передачи позитивного опыта в эстетическом воспитании учащихся. Особенной ценностью обладают открытые уроки по художественно-прикладному искусству (рисование, труд), музыке, русскому языку и литературе.

Беседы

Как и на уровне, семьи формат беседы в процессе обучения в школе являются неотъемлемой частью формирования художественного сознания учащихся.

Они могут проводиться в форме:

  • классных часов;
  • свободных уроков.

Классный час учитель может использовать не только для организационной работы с детьми, но и как инструмент эстетического воспитания. Например, приурочивая его к дню рождения писателя, поэта, композитора или международному дню музыки (музеев).

Свободные уроки – это уроки, которые посвящены обсуждению того или иного произведения (урок литературы), события (урок истории, обществознания). При этом учитель не только побуждает учеников к дискуссии, но и сам направляет мысль детей, мягко формируя правильное представление.

Рекомендации по нравственно-художественному развитию личности

Методы отличаются в зависимости от возраста детей.

Детей дошкольного возраста

Принципы включает:

  • создание эстетики обстановки;
  • самостоятельная художественная деятельность;
  • занятия с воспитателем.

Эстетика обстановки в ДОУ включает в себя:

  • цветовое решение игровых комнат и классов;
  • использование живых растений;
  • оформление мебели, наглядных пособий;
  • поддержание порядка, чистоты.

Самостоятельная художественная деятельность должна быть реализована в виде уроков свободного творчества. На них ребенок имеет возможность выполнять задания, руководствуясь только собственным представлением. Такая форма работы развивает воображение, стимулирует зрительную память, учит оценивать конечный результат.

Занятия с воспитателем направлены на формирование эстетического вкуса, идеалов и критериев оценки прекрасного под руководством наставника.

Младших школьников

Поскольку школьник уже имеет анализировать и строить логически-смысловые цепочки, это необходимо использовать при эстетическом воспитании детей этой возрастной группы.

Основными методами работы по эстетическому воспитанию с учениками начальной школы являются:

  • школьные уроки;
  • классные часы;
  • тематические утренники и вечера;
  • экскурсии в парк, краеведческий музей;
  • конкурсы рисования, пения;
  • творческие домашние задания.

Подростков-старшеклассников

Эстетическое воспитание в этом возрасте является самым сложным для любого учителя, так как основные идеалы и критерии у ребенка к этому моменту уже сложились.

Работа с этой группой детей должна включать следующие методы:

  • открытые уроки;
  • беседы, дискуссии;
  • классный час;
  • экскурсии в музеи изобразительного искусства;
  • посещение театров (оперный, драматический), филармонии;
  • привлечение детей в секции и кружки (живописи, конструирования, сценического искусства, танцев);
  • литературные конкурсы на лучшее эссе, декламацию стихотворения;
  • сочинения на тему прекрасного, возвышенного, низменного.

Таким образом, эстетическое воспитание – это не одноразовое мероприятие. Оно должно начинаться с самого рождения ребенка в семье, подхватываться воспитателями детских садов, продолжаться в школе и университете и сопровождать человека всю его жизнь уже в форме самосовершенствования.

Видео: Так ли оно важно?

Введение

В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально - экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причём проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей (как это было раньше), но и детей младшего возраста.

Семья обязана формировать физически и психически, здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления - физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Мне, как преподавателю ДМШ, хотелось бы остановиться на эстетическом воспитании, а конкретно на воспитании музыкой.

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о «прекрасном», существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей столку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию. Любовь к прекрасному в окружающем мире порождает у ребёнка стремление к совершению благородных поступков, содействует его нравственному воспитанию.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию "прекрасного".

Эмоциональное (эстетическое) воспитание - один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающих развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания, можно условно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи приобщения:

формирование эстетических знаний;воспитание эстетической культуры;овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;формирование эстетического отношения к действительности.развитие эстетических чувств;приобщение человека «прекрасному» в жизни к природе, труде.развитие потребности стороны жизни и деятельность по законам красоты;формирование эстетического идеала;формирование стремление быть прекрасным во всём: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

В воспитании современного человека наряду с наукой искусство занимает важное место. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботится о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения. Искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой стороны средством воспитания.

Цель - воздейсвие педагогов на родителей посредством рекомендаций приобщения к искусству, формирование педагогической грамотности родителей; установление единства средств воспитания и обучения ребенка.

Задачи деятельности преподавателя:

Информировать родителей воспитанников о значимости эстетического воспитания; привлекать родителей к тесному сотрудничеству. Родители и педагоги партнёры единомышленники, отсюда вытекает связь: педагог → родители → дети; приобщать родителей к искусству; развивать эстетическую восприимчивость ко всему окружающему

Если преподаватель в своей работе с родителями по эстетическому воспитанию будет использовать такие формы работы, как: совместные концерты учащихся и родителей; встречи с артистами, певцами, композиторами; музыкально-педагогическое самообразование; домашние концерты, то мы предполагаем, что родители передадут свой опыт детям и эстетическое воспитание детей будет более эффективным.

Эстетическое воспитание в семье.

Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка постоянный спутник человека во всей его жизни. Она является единственным искусством, проникающим в человеческое сердце. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчёркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. "Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Оценка роли музыкальной культуры в формировании личности в годы застоя породила дисгармонию в формировании духовного мира молодёжи, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы, играющей важную роль в трудовой, общественной и личной жизни человека".

Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Воспитывая всесторонне развитых людей - физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное развитие человека, препятствует образованию дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус.

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического воспитания и эмоционально отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно - творческих способностей. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Развитие интереса к музыке у детей в семье.

С раннего детства музыка способствует развитию в ребенке интеллекта, ощущений правды и красоты жизни, воспитанию добрых чувств, расширению кругозора, формированию его духовного мира и творческого потенциала.

Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях…

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в школьном учреждении, а именно: обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызывать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры; развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности; способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в школьном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального восприятия, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, который ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, его общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, проникает народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой.

Семья может помочь детям полюбить и понять хорошую музыку, с ранних лет приобщая их к музыкальной культуре. Прежде всего, необходимо создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы художественный вкус ребенка. Домашняя фонотека, личный пример, совместное слушание музыкальных сказок или детских пьес, посещение концертов не только дадут возможность привлечь внимание ребенка к музыке, но и сблизят его с родителями духовно.

Основные усиления в наделении родителей музыкально - педагогическими знаниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным институтом.

Взаимодействие преподавателя и семьи.

Суть взаимодействия преподавателя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет как педагогу так и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Семья рассматривается, как начальная структура членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

Но не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы.

Основными формами работы с семьёй являются: групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи. Посещение семьи, как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, преподаватель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфике ситуации. Если в своей практике педагог использует эту форму в работе с семьёй, желательно соблюдать следующие условия:

а) не приходить в семью без предупреждения и согласования времени визита;

б) не планировать свой визит более чем на 5 - 10 минут (чтобы не быть обременительным);

в) не вести беседу стоя у входа, в верхней одежде родители могут растеряться, придите им на помощь примерно следующими словами: «Разрешите раздеться. Где у вас можно присесть и поговорить»;

г) не поучайте родителей, а советуйте;

д) желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание.

Индивидуальное и групповое консультирование родителей проводится и в школе. Здесь и консультации могут быть более длительными. Однако и они требуют соблюдения определённых условий. Нельзя в приказном порядке, в форме: "Родители, срочно придите в школу!" - вызывать родителей для беседы. Следует считаться со служебной занятостью родителей. Поэтому письменное приглашение в школу лучше выразить следующим образом: "Уважаемые родители! Возникла необходимость побеседовать о вашей дочери (сыне). Сообщите, пожалуйста, когда вы можете прийти в школу. Мои возможности для беседы с вами: вторник и среда (после занятий) или в субботу с 9 до 14 часов. С уважением..."

Нельзя беседовать с родителями в коридоре, стоя на виду у пробегающих мимо учеников. Для беседы-консультации родителей следует пригласить в класс, учительскую или школьный методический кабинет, предложить снять пальто и сесть, тем самым, создавая минимум комфорта.

Групповые формы.

Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем. Каждое родительское собрание требует от преподавателя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, участии родителей.

Преподаватель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает:

а) обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы.

б) участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театр, музеи.

в) помощь в оформлении класса

г) помощь в приобретении и пошиве костюмов

Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одной из главных задач педагога - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

С этой целью целесообразно проводить в школе "Праздник семьи", соревнования с участием бабушек и внучек, мам и дочерей, отцов и сыновней, выставки семейных творческих работ. Могут проводиться совместные творческие встречи, где рассказывают о семейных традициях, увлечениях, знаний родословной своей семьи.

Методы работы с родителями по эстетическому воспитанию.

Безусловно, музыкальная школа помогает ребёнку воспринимать те или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если занятия проводит любящий своё дело учитель. Однако старания учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения. Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Поэтому возникает вопрос о музыкальном восприятии и самих родителей.

Центральное место следует отвести педагогическому лекторию, который познакомит взрослых с особенностями детей определённой группы, конкретными задачами эстетического воспитания.

Достижению наибольшей результативности будет способствовать сочетание различных форм работы:

а) регулярные задачи педагогического лектория, куда можно отнести:

лекции тематические вечера встречи с солистами района

б) организация Дней открытых дверей

в) индивидуальные консультации с родителями.

г) организация концертов для родителей силами детей.

д) совместные походы на спектакли, на концерты.

Организация лектория для родителей - одна из эффективных форм связи школы и семьи. Разрабатывая тематику занятий лектория, необходимо искать разнообразные способы донесения рекомендаций до родителей. В частности, стремиться, чтобы все методические советы подкреплялись художественными наглядными материалами и чтобы в работе лектория принимали участие сами родители. Тематика лекций касалась как общих задач эстетического воспитания, так и более частных, например: рекомендации по эстетике одежды, художественно-педагогические требования к литературе, музыкальным произведениям для детей, особенности музыкальной, изобразительной деятельности детей школьного возраста. Для того, чтобы не сформировалось потребительское отношение к искусству и односторонность развития музыкальных предпочтений подрастающего поколения, семье необходимо активно включатся в воспитание у детей интереса к художественно ценным музыкальным произведениям. Выполнение этой задачи, во многом новой и сложной для современных родителей, требует от них определённой педагогической подготовленности. Родителей, которые любят музыку, владеют каким либо инструментом мы привлекали к участию в работе лектория.

Самообразование. Музыкально-педагогическое самообразование родителей. На восприимчивую психику детей очень большое влияние могут оказывать яркие литературные образы. Семейные чтения доступных книг и рассказов о жизни музыкантов, их творчестве, отдельных музыкальных произведений, просмотр передач на музыкальную тематику (канал "Культура") помогут улучшить интерес детей к музыкальному искусству.

Большое внимание следует уделять посещению музыкального театра, особенно подготовительному этапу работы, методика которого может быть такой: краткая беседа о театре, оперном или балетном жанре; знакомство с музыкально-литературной композицией; ознакомление с образами литературы и изобразительного искусства, близкого спектаклю по теме и идее; зарисовка отдельных эпизодов будущего спектакля.

Встречи. Очень интересными, полезными и радостными являются встречи с артистами театра, с композиторами и певцами. К каждой встрече нужно готовиться заранее. Родители и дети готовят самые интересующие их вопросы о творчестве, о жизни музыканта, который должен быть на встрече. Гость в свою очередь готовит небольшой рассказ о своей жизни, как он стал музыкантом. Обычно в конце встречи организуют небольшое чаепитие.

Привязанность ребёнка к родителям и, главное его доверие, стремление к постоянным и интенсивным контактам с ними позволяют взрослым в процессе педагогический организованной музыкальной деятельности активно формировать и развивать у него интерес к художественной музыке.

Главной всеобщей задачей является духовное обогащение детей, формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности.

На мой взгляд, семья должна оказывать значительную помощь школе в воспитании у ребёнка желания увлечения музыкой.

Музыка сопровождает человека во всей его жизни, и надо семье и школе позаботиться, чтобы этот спутник был всегда добрым, верным и мудрым.

Безусловно, школа помогает ребёнку воспринимать те или иные музыкальные явления пробуждать интерес и любовь к музыке. Однако старание учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к музыкальному искусству. Но привить детям любовь к музыке сможет тот человек, который сам глубоко воспринимает и тонко чувствует музыку, поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании самих родителей.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.