Воспитательный час, посвященный дню Пожилого человека. Международный день пожилых людей


Презентация на тему «1 октября - День пожилого человека» может быть использована для проведения классного часа в начальной школе. Оптимальный возраст маленьких слушателей - 2 класс, хотя ученикам 3, 4 класса материал тоже будет интересен.

13 слайдов презентации наполнены материалом о том, как возник праздник, какие традиции его проведения успели сложиться за то время, как он является официальным в различных странах. Ребятам будет интересно узнать на классном часу, что не во всех государствах земного шара, где этот праздник отмечается, совпадает дата его празднования. Например, Япония, первой учредившая данный праздник, отмечает его не 1 октября, как в Европе, а в сентябре, когда завершается уборка урожая (3-ий понедельник сентября).

Скачать презентацию можно бесплатно для проведения тематического классного часа ко Дню пожилых людей.

Презентация «Поздравление ко Дню пожилого человека» может использоваться для сопровождения праздничного концерта, проводимого 1 октября. На фоне песен и стихов, которые будут исполняться со сцены, могут листаться слайды презентации, наполненные красивыми стихами о людях, которые достойны уважения.

Скачать презентацию с поздравлениями ко Дню пожилого человека может не только завуч или педагог-организатор, который собирается провести в школе большое мероприятие, на котором будут присутствовать ветераны и бабушки, дедушки, а может прабабушки, прадедушки учеников. Материалом с поздравлениями могут воспользоваться воспитатели детских садов, клубные работники, которые будут у себя проводить концерт, посвященный Дню пожилых людей.


Презентация расскажет учащимся средней школы (5 - 9 класс) о празднике, который 1 октября отмечается во многих странах - Международном Дне пожилого человека. Есть у этого праздника и другое красивое название - День добра и уважения.

Просматривая слайды мультимедийной разработки, ученики узнают много интересного:

  • Историю возникновения праздника
  • Почему праздник получил такое второе название?
  • Интересные факты про людей-долгожителей
  • Рекорды, установленные пожилыми людьми
  • О науке геронтологии
  • Средняя продолжительность жизни в разных странах

В конце урока педагог может предложить учащимся прочитать книги по геронтологии, о которых тоже рассказано на слайдах презентации.


Презентация, посвященная Международному Дню пожилого человека, который пройдет 1 октября, расскажет старшеклассникам о том, почему был учрежден столь необычный праздник и какие традиции он успел получить за более чем 2 десятка лет своего существования.

Изначально праздник получил распространение только в европейских странах, но очень скоро он привлек к себе внимание и людей за океаном, которые тоже решили прислушаться к доброй традиции - посвятить один день людям пожилого возраста. Так Всемирный День пожилого человека перекочевал и в Америку.

Кроме теории о празднике и его традициях, в презентации есть красивые стихи о пожилых людях, которые обязательно затронут сердца учащихся 10 - 11 класса, для которых можно скачать данную разработку.


Презентация «Дорогие мои старики» - это небольшое повествование на 10 слайдах о празднике, который прославляет наше мудрое поколение бабушек и дедушек. 1 октября 2014 года в России, как и во многих других странах Европы и Америки, будет в очередной раз праздноваться самый добрый праздник - День пожилого человека. Он имеет свою интересную историю, о которой ученикам можно рассказать на классном часу, листая слайды этой красочной разработки. Использовать материал можно в любом классе. Презентация будет смотреться особо актуальной, если на праздник в школу придут гости - дедушки и бабушки учеников, которые готовы им поведать много интересного. Последний слайд содержит ряд вопросов, которые оживят мероприятие, позволят каждому ученику рассказать одноклассниками о дорогом человеке, который есть у каждого в семье.


1 октября отмечается международный день пожилого человека. Презентация для классного часа поможет интересно и весело провести этот праздник в школе, доставить радость детям и приглашенным.

Сценарий ко Дню пожилого человека может быть использован для проведения мероприятия в школе или в классе, на котором дети будут поздравлять своих заботливых бабушек и дедушек...

Сценарий концерта Дня пожилого человека

Сценарий концерта, который пройдет в День пожилого человека, должен быть особым. Его наполняют не только стихи и песни, танцы и инсценировки, но и любовь тех,...

Классный час к Дню пожилого человека

К вечеру дети заранее готовят красиво оформленную биографию своих бабушек и дедушек, можно с фото. Вечер сопровождается презентацией.

1. Вступление. Дети (или учитель) читают стихи:

1.Кто вас, детки крепко любит, кто так нежно вас голубит?

Бабушка родная.

2.Колыбель вам кто качает, кто вас песней забавляет,

Или сказку говорит, кто игрушки вам дарит?

Все она, родная.

3.Кто поправляет на нас одеяльце, кто нам лекарство с вареньем дает?

4.Кто пригрозит нам рукой, если пальцы вдруг по привычке возьмем мы в рот?

5.Кто говорит нам: «Какой ты лохматый!» Гребнем пытаясь пригладить вихор?

6.Кто терпеливо нам ставит заплаты, если порвутся штаны о забор?

7.Кто варежки пестрые вяжет, старинные песни поет?

8.Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролет?

9.Кто дом поутру прибирает, и кто лучший повар у нас,

10.Кто с младшей сестренкой гуляет и водит ее на бульвар?

11.Чьи волосы снега белее, а руки желты и сухи,

Кого я люблю и жалею, о ком сочиняю стихи?

12.У мамы – работа, у папы – работа, у них для меня остается суббота,

А бабушка дома всегда, она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит: - Да ты не спеши, ну, что там стряслось у тебя, расскажи!

Я говорю, а бабушка не перебивает, по крупинкам гречку сидит, перебирает…

Нам хорошо вот так вдвоем, без бабушки, какой же дом?

Верно, куда нам без наших бабушек и дедушек? А помните ли вы, что о значении пожилых людей в нашей жизни говорит международный праздник – День пожилых людей?

1 октября в большинстве стран на всей планете отмечают Международный день пожилых людей. Этот праздник был учреждён по указу Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 году.

1-й ведущий: Сначала день пожилых людей отмечали только в Европе, немного позже традиция празднования этого дня передалась в Америку. И только, начиная с 90-го года прошлого века, традиция высказывать дань уважения пожилым людям стала всемирной. Существует эмблема этого праздника

2-й ведущий: Международный день пожилых людей с особым размахом празднуется в странах Скандинавии. К нему заранее готовят концерты, множество теле- и радиопрограмм. В этот день телевидение и радиовещание подстраиваются под вкусы пожилых людей и транслирует передачи с учётом их пристрастий.

1-ведущий: Но кроме этого, проводятся многочисленные фестивали, организаторами которых выступают ассоциации по защите прав пожилых людей. Также организуются особого рода конгрессы и конференции, основной целью которых является защита прав и интересов пожилых людей в обществе и просвещение в этой области. Немало приуроченных к Дню пожилых людей и благотворительных акций.

2-й ведущий: В этот день нередко главы правительства обращаются к местным органам самоорганизации с целью сосредоточить внимание граждан страны и всей планеты на создании «общества для всех возрастов», обеспечить более качественные условия проживания для пожилых людей и сделать всё, чтобы продлить срок их жизни.

____ Скажите, а с какого возраста, по-вашему, человек считается пожилым?

Почему же нам говорят о таком особом внимании к пожилым людям? За что их можно и нужно уважать?

По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и бывальщины религиозно-поучительного характера. И вам хорошо известны сказки, где герой, нагрубивший старушке или старику, терпит неудачи, а поле принесённого им извинения получает от них полезный совет. («Морозко», «Иван, крестьянский сын» и др.) Вечерами в тёплых избах бабушки и дедушки рассказывали внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку. Приносило ребёнку удачу.

2-й ведущий: Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей также благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почётное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему своё время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом и хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке – собрании взрослых мужчин деревни – мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим.

Родителей и бабушек –дедушек называли на «вы».

А в чём ещё выражается уважительное отношение к пожилым людям? Мы в нашей современной жизни как можем это проявить? И только ли родных бабушек-дедушек мы должны почитать?

(уступить место в транспорте, помочь донести сумку, подсказать цену в магазине, перевести через улицу, поднять упавший предмет) Здесь можно это показать через ролевую игру: имитация автобуса и старушки вошедшей; старушка, уронившая палку. Дедуля, забывший очки, пришёл в магазин: а другой ученик решает, как поступить.

Почему пожилые нуждаются в нашей заботе и внимании? (слабеют, здоровье подводит. У кого-то много горя в жизни было, многое уже даётся тяжело)

--- Знаете ли вы, кто такие были тимуровцы ? (немного об истории этого детского движения)

Военное прошлое наших стариков.
2-й ведущий: Вспомним, что современные старики – это ветераны войны, работники тыла, дети войны, которые купили своей кровью и страданиями свободу нашей в тяжелейшей войне, дали возможность нам с вами появиться на свет и жить в мире.
Легко ли им пришлось в годы войны? Мы многое знаем о героях войны, их подвигах. А ведь это молодость сегодняшних стариков. Но не легче приходилось людям в тылу. На заводах и фабриках, которые обеспечивали фронт всем необходимым, трудились женщины, старики и подростки, 15-16-летние юноши и девушки, как мы сейчас. И это тоже сегодняшние старики. Вспомним их военную молодость.

1-й ведущий: Рабочая смена 15-16-летних рабочих длилась 12-13 часов, а ночевали часто прямо на заводах, чтобы не тратить время дорогу домой и не опоздать на работу. За опоздание на работу на 20 минут по законам военного времени человека строго наказывали, никаких скидок на возраст не существовало. Ребята помладше работали во вспомогательных цехах по 6 часов, а потом шли учиться в школу. Нашим ровесникам приходилось таскать ящики с продукцией по 50-60 кг, так как часто никаких подъёмных механизмов на заводах не оставалось. Выходных, праздничных дней и отпусков для рабочих не было. Больничный, как правило, давали только при очень высокой температуре, а во многих рабочих помещениях было очень холодно: не хватало топлива и дров.

--- Чему могут вас научить или уже научили бабушки и дедушки?

Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите своим близким о том, как вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам. Например. Как приготовить то или иное блюдо. Или предложите совместно приготовить что-нибудь к семейному ужину. Посадите самого старшего члена семьи во главе стола. Расспросите о прошлом – доставьте старикам удовольствие – ведь они очень любят о нём рассказывать. Проявляйте максимум внимания, любви, уважения и, самое главное, будьте терпимее.

--- Расскажите о своих любимых бабушках или дедушках . (Дети рассказывают по приготовленным биографиям)


Конструкт классного часа

ПМ. 03 Классное руководство

студента 36 «Б» группы

Вильданова Дениса Ильдаровича

Дата: 7.10.2016 г.

Класс: 1 «Б».

Учитель : Багина Жанна Юрьевна.

Руководитель практики: Павлова Марина Витальевна. Подпись

Тема: « День пожилого человека».

Форма проведения: этическая беседа .

Планируемый результат:

    Личностный: дети проявляют уважительное и доброжелательное отношение к пожилым людям.

    Метапредметный: демонстрируют Личностные УУД усваиваемого содержания; саморегуляция самооценка, оценка Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    Предметный: знают историю праздника, понимают вклад пожилых людей в развитие страны, умеют поздравить и представить результаты самостоятельной работы.

Триединая цель:

    Воспитательная: воспитывать в детях уважительное и доброжелательное отношение к пожилым людям.

    Развивающая: развивать Личностные УУД : действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; самооценка, оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

    Образовательная: формировать представление об истории праздника и вкладе пожилых людей в развитие страны, развивать умение поздравить и представить результаты самостоятельной работы.

Принципы обучения:

    Принцип деятельности;

    Принцип наглядности;

    Принцип систематичности и последовательности;

    Принцип психологической комфортности;

Методы воспитания:

    Методы формирования социального опыта:

    Педагогическое требование;

    Методы осмысления социального опыта:

    Беседа.

    Методы стимулирования:

    Поощрение.

Методы обучения:

    Наглядные:

    Демонстрация

    Словесные:

    Беседа;

    Объяснение.

    Методы развития познавательного интереса:

    Стимулирование занимательным содержанием.

    Дидактические средства:

    Наглядные:

    Демонстрационный материал:

    Презентация по теме;

    Мультимедийные:

    Мультимедиа проектор;

    Компьютер;

    Компьютерная презентация;

Список литературы:

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2.

    Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.]; под ред. А.Я. Данилюка. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-028612-2.

План

1. Организационный момент (30 сек);

2. Мотивационно – целевой момент (5 мин);

3. Основной этап (15-20 мин)

3.1 История и праздника «День пожилого человека» (3-5 мин)

3.2. Знакомство и общение с гостем. (10 - 15 мин)

3.3.Физминутка (1 мин)

3.4 Поздравляем гостя. (3-4 мин)

4. Подведение итогов (рефлексия) . (5 мин)

Ход классного часа

Этапы деятельности

Методы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Организационный момент

Задача: собрать внимание детей, настроить их на работу.

Педагогическое требование, создание психологической комфортности, художественное слово

Здравствуйте, ребята! Сегодня этот классный час у вас проведу я, Денис Ильдарович. Я очень рад вас видеть!

Прозвенел звонок для нас, начинаем классный час. Мы к друг другу повернулись и друг другу улыбнулись. Пожалуйста, садитесь.

Взаимное приветствие. Настрой на предстоящую деятельность. Садятся на свои места.

Личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

2. Мотивационно-целевой этап

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, совместно с ними сформулировать тему и цель.

Беседа, стимулирование занимательным содержанием, поощрение, создание ситуации успеха.

Для того чтобы узнать тему классного часа, давайте вспомним, какие праздники мы знаем? (Новый год, 8 марта, 9 мая и т.д.)

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, какой праздник отмечался в нашей стране 1 октября? (День пожилого человека)

Правильно. Этот праздник носит название День пожилого человека. В нашей жизни есть много праздников. Есть праздники, которые появились и отмечаются людьми очень давно, это такие праздники как Новый Год, 8 Марта, День защитников Отечества, а есть и такие праздники, которые появились совсем недавно, один из таких праздников - это День пожилого человека.

Ребята, а что вы знаете об этом празднике?

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем классном часе? (О дне пожилого человека).

Ребята, а вы знаете, когда появился это т праздник? Сегодня мы с вами поговорим об истории данного праздника. А еще сегодня на наш классный час пришел гость, с которым мы сегодня познакомимся и пообщаемся, вы также сможете задать ему свои вопросы, это ветеран ВОВ – Лямин Владимир Максимович.

Обучающиеся внимательно слушают, анализируют информацию. Обучающиеся выражают собственные мысли, отвечают полно на вопросы и все вместе с учителем формулируют тему и цель классного часа.

Личностные УУД: действие смыслообразования , т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; саморегуляция

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3. Основной этап

3.1 История праздника «День пожилого человека»

Задача: Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, познакомить с историей данного праздника.

Беседа, поощрение, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, создание

Но прежде чем мы начнем наше общение, давайте поговорим о празднике День пожилого человека. Как мы уже с вами знаем День пожилого человека - это молодой праздник. Ребята, как вы думаете, этот праздник отмечают только в нашей стране или этот праздник существует и в других странах? (Этот праздник есть и в других странах и т.д.)

Правильно ребята, этот праздник является международным, он существует во множестве стран мира, например таких как США, Великобритания, Япония, Канада и многих других.

Ребята, как вы думаете, почему появился этот праздник?

Правильно, он появился в знак внимания и признательности к пожилым людям.

Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите на этом слайде? Узнали? Это наш город. Вам он нравится? Сегодня наш город красив и современен. Но давайте теперь посмотрим на эти слайды. Как вы думаете, что изображено на них? Ребята, это тоже наш город в военные и послевоенные годы. Согласитесь, он совсем не похож на город, который мы видим сейчас. А на этом слайде мы видим руины города-героя Волгограда, а так он выглядит в наши дни.

Ребята, поднимите руку те, у кого есть прабабушки и прадедушки?

Ребята, именно они, наши прадедушки и прабабушки в тяжелые послевоенные годы. Когда они были еще совсем молодыми, а кто-то был и немного старше вас. Живя в сложных условиях, голодая, не имея модной одежды и привычных для нас современных вещей. Восстанавливали наш город, нашу страну после военных разрушений, стоили парки, заводы, детские сады и школы. Все создано их руками! А еще они растили своих детей и внуков.

Когда вы родились, вашим родителям требовалась помощь в вашем воспитании и первые, кто приходил на помощь были – бабушка и дедушка. Ребята, а что умеет делать бабушка? А дедушка? (Спросить несколько детей)

Бабушка печет вкусные пирожки, а дедушка постоянно рассказывает интересные, веселые истории своей жизни.

Ребята, ваши бабушки и дедушки любят вас? А вы их?

Они искренне любят вас и не жалеют для вас ни своих сил, ни времени, ни ласки, ни жизненной мудрости и ни материальных средств.

Обучающиеся активно слушаю учителя, анализируют информацию, отвечают на вопросы. Внимательно слушают историю праздника, дают полный развернутый ответ (Я думаю…).

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные (общеучебные) УУД : умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

3.2. Знакомство и общение с гостем.

Задача:

воспитывать уважительное отношение к старшему поколению посредством живого общения, познакомить с вкладом пожилых людей в развитие страны.

Беседа, рассказ, стимулирование занимательным содержанием.

У каждого пожилого человека есть своя большая и длинная история. И наш гость не исключение, и он с большой радостью поделится ей с нами.

Сегодня у нас в гостях Лямин Владимир Максимович- ветеран ВОВ. Давайте все дружно поприветствуем его. Ребята, я надеюсь, вы будете слушать очень внимательно и будете активно общаться с нашем гостем. А так же если у вас будут какие-либо вопросы, то вы обязательно их зададите, но помните, что перед тем как задать вопрос нужно будет представиться. Нужно сказать: «Меня зовут.. Скажите пожалуйста …»

(Гость рассказывает историю жизни, говорит о том, как важно уважать пожилых людей, заботиться о них и т.д)

Ребята, а сейчас вы можете задать вопросы.

(Дети задают интересующие вопросы.)

Большое спасибо Владимир Максимович, за ваши истории и общение которое вы нам сегодня подарили. Ребята, я думаю, что прежде чем двигаться дальше, нам пора немного отдохнуть.

Дети внимательно слушают и активно взаимодействуют с гостем и учителем, задают вопросы и дают полный развернутый ответ.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Позновательные (общеучебные) УУД : умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3.3.Физминутка

Задача: снять мышечное напряжение.

Педагогическое требование, художественное слово, демонстрация.

Ребята, вставайте со своих мест и повторяйте за мной (дети повторяют слова и движения за учителем) :

Мы осенние листочки,

Мы на веточках сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Отдохнули? Пожалуйста, садитесь на свои места.

Встают и выполняют вместе с учителем физминутку, садятся.

Снято мышечное

напряжение.

3.4 Поздравляем гостя.

Задача: Поздравить пожилого человека с праздником. (Представить результаты самостоятельной работы).

Беседа, создание ситуации успеха, стимулирование занимательным содержанием.

Ребята, во время прошлой нашей встречи мы с вами договорились, что вы подготовите подарки для нашего гостя и сейчас я предлагаю вам подарить их нашему гостю. Давайте соблюдать уважение к гостю и своим товарищам, выходим по очереди, во время выступления соблюдаем тишину.

(Дети дарят заранее приготовленные открытки, читают стихи и тд.)

- Ребята, какие вы молодцы, очень приятно, что вы так хорошо подготовились.

Я очень надеюсь, что после нашего классного часа вы поймете, как важно уважать и любить наших бабушек и дедушек, как важно уделять им свое внимание и заботу. Ведь все они много сделали как для вас, так и для нашей страны в целом.

Представление результатов своей самостоятельной работы, дети выражают свою благодарность пожилому человеку через поздравление и вручение подарков.

Личностные УУД : действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

4.Подведение итогов (рефлексия)

Задача: самооценка результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом построения и применения нового знания.

Ситуация свободного выбора, беседа, поощрение.

Ребята, наш классный час подходит к концу.

Ребята, кто помнит, какую цель мы с вами поставили в начале классного часа?

Правильно, сегодня мы с вами поговорили о празднике «День пожилого человека» и пообщались с нашим гостем.

Что нового вы узнали? (Я узнал, что…)

Ребята, достигли ли мы поставленной в начале классного часа цели?

Что больше всего понравилось на классном часе?

Ребята, давайте все вместе, дружно поблагодарим нашего гостя. (Спасибо)

Я очень рад, что вы сегодня были активны, большое спасибо вам за работу. До новых встреч.

Обучающиеся анализируют классный час с точки зрения целеполагания, отвечая на вопросы, дают полный развернутый ответ, осуществляют рефлексию.

Регулятивные УУД: самооценка, оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные (общеучебные) УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; рефлексия способов и условий действий ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Цель: воспитывать доброту, уважение к людям старшего поколения, умение уважать близких людей (матери, отца, бабушку, дедушку).

Оборудование: аудиозапись песни Сосо Павлиошвили «Помолимся за родителей», Игорь Саруханов «Дорогие мои старики», Витас «Родительский дом», звон колоколов.

Ход проведения классного часа, посвященного 1 октября - Дню пожилых людей

Учитель:

Сегодня наш классный час называется: «Твори добро, ибо ты - человек», он посвящен Дню пожилых людей. Людей, на долю которых легли тяжелые испытания, людей, которых сегодня государство может защитить. Им нужны наши поддержка и помощь. А мы поговорим о том, как живется одиноким людям, о добре, которое так необходимо каждому из нас.

По данным института геронтологии Россия - страна долгожителей. Но вместе с тем обидно и то, что наше государство не может еще обеспечить достойную старость своим гражданам. Будем надеяться, что уже в недалеком будущем правительство и парламент сделают все возможное, чтобы человек прожил возраст, отпущенный природой и Богом, в счастье и благополучии.

Именно поэтому, чтобы привлечь внимание к бедственному положению этой категории людей, Организация Объединенных Наций объявила 1 ОКТЯБРЯ в 1999 году Международным днем пожилых граждан. Люди старшего поколения - опытные, мудрые, добрые. Сегодня для вас просто дедушки и бабушки. Но сядьте и поговорите с ними, и вам откроются страницы их жизни. А это - история каждой семьи, история нашего народа.

Такова их судьба - остаться в четырех стенах один на один со своими проблемами, болезнями. Знали бы вы, как они ждут, чтобы кто-нибудь из нас пришел к ним. Мы часто не замечаем их - сгорбленных, сморщенных. Они всегда рядом. В автобусе молодой неистово толкает дедушку, который хочет сесть на краешке скамейки. Как оказалось, это место он занял для своего товарища, который должен зайти в автобус. И дедушка неловко отходит, склонив голову.

Старая бабушка горько сетует на свою судьбу: «Имею детей и внуков, а они отреклись от меня, кричат​​, ненавидят, обзывают». И таких примеров-множество. Возникает вопрос: что это? Невоспитанность? Дефицит совести? А, может, мы думаем, что старость обойдет нас?

Нет! Старость - упрямая бестия, покрывающий морщинами лицо и руки, цепляет на плечи горб и дает каждому палку. Старость еще более требует внимания, любви, заботы и ласки. Но часто так и остается без этого.

Кого она заставляет попрошайничать, кого спасаться от голода и холода...

Ежедневно мы видим печальные глаза тех, кого в одно целое объединило слово «старость», видим безнадежность, отчаяние. Такие люди часто одиноки.

Учитель. Нелегкой была жизнь наших дедушек и бабушек. Почти все они - дети военных лет. На их долю выпали голод, война, разруха.

Ученик

Бабушкины годы

Ходит наша бабушка, палочкой стуча,

Говорю я бабушке: «Позову врача,

От его лекарства станешь ты здорова,

Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.

Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,

Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.

Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,

Видишь, как я прыгаю, это так легко».

Ученица.

Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,

Я не заболела, просто я стара,

Просто очень старая, волосы седые,

Где-то потеряла я годы молодые.

Где-то за огромными, за лесами темными,

За горой высокой, за рекой глубокой.

Как туда добраться, людям неизвестно».

Говорю я бабушке: «Вспомни это место!

Я туда поеду, поплыву, пойду,

Годы молодые я твои найду!

Учитель. Мы много знаем о жизни футболистов, космонавтов, актеров. А что мы знаем о тех, кто с нами рядом, близких и родных нам людей, чьим продолжением являемся мы? (Дети отвечают).

Бабушка... Она воплощает в себе доброту и ласку, трудолюбие и мудрость, щедрость и преданность. Присмотритесь, как расправляются плечи ваших бабушек, когда на дворе появляетесь вы, их внуки. Бабушка, как неутомимая пчелка, готовит еду для всей семьи, шьет, вышивает, вяжет носки. Но разве перечислишь все ее работу? А ответственной из всех работ является уход за внуками.

Дедушка... Старейшина, глава рода. Посеребренные сединой деды издавна пользовались непревзойденным авторитетом, которые все знали и могли дать дельный совет.

К сожалению, дети, есть еще бабушки и дедушки, проживающие одиноко. Дети и внуки их далеко, редко навещают пожилых. А часто бывает, что отдают своих пожилых родителей в интернаты для пожилых людей. В интернатах хорошо: они ухоженные, не голодные. Но их глаза полны грусти и печали. Они всегда ждут своих детей, внуков. Надеются, что те приедут хотя бы навестить их.

Звучит аудиозапись песни Витаса «Родительский дом».

Одиночество... Оно существует за равнодушие и жестокость тех, кто живет рядом с нами, кто должен присмотреть за своими родными. Одинокая старость... Какие ужасные слова. По разным причинам судьба разбросала детей далеко от дома. И не всегда они спешат к своим стареньким родителям.

Слово учителя.

Жила в одной деревне бабушка Катя. Было у нее двое сыновей и дочь. Разъехались они далеко, живут своей жизнью, растят детей, работают. А бабушка Катя тем временем постарела, начала болеть. Пишет детям письма, чтобы приехали, забрали ее, потому что одной тяжело вести хозяйство. А детям все некогда. Дочь Мария получила письмо утром, а прочитала только вечером. Раньше не нашла времени. А мама Катя пишет, что очень болеет, что зиму, наверное, не переживет. Хочет хотя бы перед смертью увидеть дочь и сыновей. «Дорогие мои, приезжайте хотя бы на день. Я вас увижу и тогда смогу спокойно умирать».

Так и не дождалась старушка своих детей, когда была живой...

Звучит аудиозапись песни Игоря Саруханова «Дорогие мои старики».

Дети, не забывайте своих дедушек и бабушек, матерей и отцов. Да не померкнет радость их жизни на склоне лет и будьте к ним добрыми.

Ученик:

Говорите добрые слова,

Не скупитесь на улыбки ближним,

Увядают люди, как трава,

Уходя безвременно из жизни.

Не ищите правильный момент,

Позвонить кому-то в спешке буден,

Может завтра будет абонент,

Навсегда печально недоступен.

Не копите ворох добрых чувств,

Чтобы их потом писать в некролог.

Каждый, кто нам дорог, знает пусть,

Каждый день, как сильно он нам дорог.

Увядают люди, как трава...

Как бы из вчера минуту занять?

Рассказать все добрые слова,

И создать еще при жизни память.

Учитель: Знали бы вы, сколько стариков живет сегодня в нищете, сколько людей живут в полуразрушенных лачугах или вообще даже не имеют крыши над головой. Они попрошайничают и рады хотя бы кусочку черствого хлеба.

Творческая работа «Пожилые и молодые».

Сейчас я вам предлагаю подумать, чем старые люди могут помочь молодым, и чем молодожены могут помочь старым. Например: старые люди могут дать мудрый совет, научить терпению т.д.. Молодые люди могут подарить старым внимание, заботу, доброе слово и т. д.

Затем учащиеся должны сказать, чем они могут помочь своим бабушкам и дедушкам или просто пожилым людям на улице.

Слово учителя.

Старость... Как незаметно она приходит. Кто-то оказывает ей сопротивление, не соглашается, бунтует... Другой в печальной покорности начинает уже отступать: «Не могу... Если бы мне вернулись молодость, я бы берег себя, энергию, которую зря потерял, здоровье, которое не ценил».

Чтобы дольше быть молодым, здоровым, не стареть, надо слушать советы мудрых людей. Предлагаю вашему вниманию легенду

«Старость и Молодость».

Шла себе Путем Жизни беззаботная Молодость, напевая, что все безразлично, что со всякими бедствиями она легко справится и совсем-совсем никого не боится. Но однажды вцепилась в нее Болезнь.

Чего тебе от меня надо? - Спрашивает у нее Молодость.

Здоровья немножко и силы, - говорит Болезнь.

Бери, у меня хватит! Скорее только отстань!

Услышала это Старость и говорит: «Эх, Молодость, Молодость! Болезнь надо гнать, а не давать ей здоровье по кусочкам».

Какое твое дело, - резанула Молодость в ответ, - как хочу, так и живу, что хочу, то и делаю!

Старость хотела убедить неразумную, но Молодость еще выше задрала голову и зашагала дорогами Жизни, и тут вдруг ее настигла Ложь. А настигнув, повела нехожеными тропами к Подлости и Лицемерию. Далее пристали к ней, как смола, Лень и Зависть.

Старость все наставляла Молодость на ум, но всегда слышала: «Какое твое дело?»

После долгих скитаний Молодость встретилась с Любовью. Встретившись, начала присматриваться к себе. И стало ей стыдно. Захотелось быть лучшей, достойной своей спутницы. Только тогда она пришла за советом к Старости. А взглянула на нее Старость - от Молодости остались только следы – и, с сожалением сказала: «Теперь уже поздно».

Пожалуйста, как Вы поняли эту легенду? (дети отвечают).

Учитель: Мудрые французы говорят: «Вот если бы это молодость знала, если бы старость могла...» или «старость - не радость, никто ее не ждет, всякий умудряется отодвинуть ее нежелательный приход. Но она все же неожиданно подкрадывается, и ты уже с печальным благоразумием понимаешь, что все лучшее уже было, все в прошлом. А с тобой воспоминания и болезни, одиночество и немощность. Хорошо, когда рядом с тобой живут твои родные - дети, внуки. А если их нет?

Хорошо, когда за свой жизненный путь ты свил теплое семейное гнездышко, когда вокруг лучатся родные улыбки, звенит детский смех. А если этого нет...

Дом престарелых. Печальное пристанище на склоне лет. Хотя и там неплохо. Здесь видишь людей в рваной одежде, здесь готовят достаточно приличную еду, показывают кинофильмы... Но почему старые радуются, когда отсюда их забирают, чем просто на глазах вянут, услышав новость, что их отправляют в дом престарелых?

Ученик.

«Письмо к матери» С.Есенин

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Звучит песня Сосо Павлиошвили «Помолимся за родителей».

С давних времен колокола, кроме богослужения, повсеместно использовались как набат для оповещения о какой-либо беде - пожаре, вражеском нашествии т.д. (Звонят колокола - звучит аудиозапись.) Сегодня колокола бьют тревогу, призывая нас к милосердию, доброте. Ибо только милосердие делает нас настоящими людьми.

Вот и закончилась наша беседа. Я надеюсь, что все мы станем добрее, милосерднее, и этот час доброты перерастет в ежедневную потребность делать добро. Всем нам нелегко в сегодняшнее трудное время, но помните, что рядом есть люди, которым гораздо хуже. А мы можем хоть на чуть-чуть улучшить их жизнь. Я обращаюсь к вам со словами-просьбой: «Молодость, загляни в глаза старости»

А вас, дорогие наши гости, искренне благодарю за то, что вы пришли на нашу встречу. Будьте здоровы, живите долго и счастливо.

Классный час - Ко Дню пожилых людей

Цель: формирование уважительного отношения к людям преклонного возраста.

Оформление: фотогазета о бабушках и дедушках, презентация.

Ход классного часа:

1. Интересные факты о праздновании Дня пожилых людей в разных странах.

Информационная группа:

В выступлении Генерального секретаря ООН говорилось, что в Международный день пожилых людей ООН призывает правительства, организации гражданского общества и всех людей планеты сосредоточить внимание на создании общества для всех возрастов.

Общими усилиями страны могут и должны обеспечить, чтобы люди не только жили дольше, но и чтобы жизнь их была более качественной, разнообразной, полноценной и приносящей удовлетворение.

Сначала День пожилых людей стали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 90-х годов уже во всем мире. Из стран бывшего СССР его отмечают Россия, Азербайджан, Беларусь, Латвия, Молдова, Украина.

В скандинавских странах День пожилых людей празднуется с большим размахом. Теле- и радиокомпании составляют свои программы с учётом вкусов пожилых людей. Проводятся фестивали, организуемые ассоциациями в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвященные их правам и их роли в обществе. Общественные организации и фонды устраивают в этот день различные благотворительные акции.

А вот в Японии, где ежегодный День почитания пожилых людей существует уже давно, его не стали переносить – он по-прежнему отмечается в третий понедельник сентября.

Официально же отмечать «День престарелых» предложил в 1947 году Масао Кадоваки, староста одной японской деревни. Днем для празднования выбрали 15 сентября - и уборка урожая завершена, и погода благоприятная установилась. Собрали совет старейшин и девизом праздника утвердили: «Улучшим жизнь в деревне, учась мудрости у стариков, уважая их и перенимая их опыт».

Эту инициативу подхватили в других деревнях, и новый праздник распространился на всю страну. Выражение «День престарелых» стали считать не совсем этичным, и с 1964 года название было изменено на «День пожилых людей». А с 1966 года день стал национальным праздником - Днем почитания пожилых людей.

Сегодня неоспоримым фактом является то, что на планете Земля дольше всех живут японцы. По итогам, опубликованным Министерством труда и социальной защиты в 2005 году, средняя продолжительность жизни японцев составляет 78.53 лет (мужчины-японцы уступают только мужчинам Исландии), а японок - 85.49 лет - рекордное значение среди всех стран.

В чём причина такого долгожительства? В здоровом образе жизни, употреблении в пищу большого количества морепродуктов, в особом, философском отношении к миру? Наверняка, да. Но большую роль играет и особый душевный климат, всеобщее доброе отношение к людям старшего поколения. В Японии понимают: именно им страна обязана всем, чего достигла со времён послевоенной разрухи. По сути, в Японии существует целый культ пожилых людей, есть особые традиции, особые ритуалы в их почитании.

Так, например, по очень старой традиции, прожив 5 раз 12-летний цикл, японец достигает 60-летнего возраста и входит в новое состояние... он возвращается в младенчество. Напоминанием такого возвращения становится красный жилет и маленькая шапочка, которые дети и внуки дарят старшим членам семьи в их осенний праздник. Такой же подарок может получить на свое 60-летие босс или менеджер от коллег или профессор университета от студентов. Цвет жилета меняется с возрастом «младенца». На 70- и 77-летие готовят жилет сиреневого цвета, на 80-, 88- и 90-летие - желтый, а на 99-летие - белый.

Учитель: Говоря о пожилых людях, в Японии используют выражение «серебряный возраст». Существует пословица: «Познавать новое, обращаясь к старому». И, может быть, одна из причин, благодаря которым маленькая Япония и заняла столь важное место в мире – это уважение к старшим, готовность принять их опыт и мудрость.

2. Характеристика пожилых людей

Учитель : Ни для кого не секрет, что старые люди нас раздражают. Они медлительны, они забывчивы, они ворчливы, они капризны как дети. Но давайте подумаем, почему они такие.

Ведущий 1. Медлительные – потому что уже физически не могут быть быстрыми и шустрыми, ведь старость – это время постепенного снижения жизненной активности. Всё больше дел и удовольствий, про которые приходится говорить: «Это не для меня». Стареющий человек уже не может реализовать многие свои желания.

Ведущий 2 . Они забывчивы, потому что старость разрушает и приводит в негодность все человеческие органы и системы: снижается слух, зрение, обоняние, осязание. Мучают очевидные перемены во внешности не в лучшую сторону. Со страхом вглядываются они в жестокое по своей правдивости зеркало: морщины, вялость и обвислость кожи, мутнеющий цвет глаз …

Ведущий 3. Они ворчливы, потому что это качество также является атрибутом старости. У каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать.

Учитель . Мы же не обижаемся на грудного младенца, когда тот кричит! Это его возрастная особенность – ему положено кричать. Не обижайтесь и на стариков – им по возрасту положено ворчать и поучать.

«Старые люди имеют право поучать, советовать. Умей уважать это моральное право»,- писал В.А. Сухомлинский.

Учитель. А самое главное, ребята, надо уметь прощать. Она-то сколько прощает тебе? Надо уметь терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ведь сам же ты знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Надо уметь любить. Любить за то, что бабушка «отдаёт» тебе свою жизнь. Любить потому, что бабушке твоей осталось жить гораздо меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё личное у неё позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.

Я предлагаю вам сейчас составить свод правил, отражающих отношение к пожилым людям. Давайте продолжим: «Старые люди имеют право на … (уважение, заботу, любовь, внимание окружающих …) («Дерево желаний» - школьники подписывают свое предложение для пожилых людей.)

«Молодое поколение не должно … (обижать, унижать, оскорблять, … своих бабушек и дедушек)

Чтец.

Для весёлых весенних ветвей

Корни более, чем родня…

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них –

Гул атак,

Годы тяжких трудов

Но у старости силы не те,

Дней непрожитых мал запас…

Берегите старых людей.

Без которых не было б вас». Л. Татьяничева.

Чтец

Не броса́йте старико́в, жале́йте,

Уважа́йте ста́рость и леле́йте,

Им дари́те ла́ску и внима́нье,

И любви́ вели́кое призна́нье.

Утеша́йте в ско́рби и печа́ли,

В час, когда́ сердца́ стуча́ть уста́ли,

Окружи́те теплото́й и све́том,

И не жди́те ско́рого отве́та.

Не броса́йте старико́в, люби́те,

Па́мять об уше́дших сохрани́те.

Се́рдце на забо́ту отзовётся,

И любо́вь стори́цей к вам вернётся!

Песня Старуханова «Дорогие мои старики»

Заключительное слово учителя