Анализ работы «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности

«Занятие рисованием способствует

разностороннему развитию личности ребенка».

Аристотель

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %.

Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью.

Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно - творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

А это значит, что руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками

Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели ставим следующие задачи :

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Также следует создать психологические условия , чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Обратимся к современной классификации методов, авторами которой являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин.

Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов . Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Далее обратимся к рассмотрению различных способов рисования, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить творческие занятия воспитателей с детьми, разнообразить развивающую среду, дизайн групп и детского сада.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись . Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.

Автором картины может стать любой человек, не зависимо от возраста, пола, профессии и социального статуса. Раскрытие творческих способностей идет в обход сознания человека по короткому пути – «сердце - кончики пальцев».

Наукой доказано, что пальцевая живопись оказывает терапевтический эффект. Это, безусловно, так, творческие люди меньше болеют, легче справляются со стрессовыми ситуациями, так как во время творческого акта происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства, которые находят материальное воплощение в картине. Терапевтический эффект наблюдается не только в момент создания полотна (нормализация пульса и артериального давления, антистрессорный эффект, гармонизация внутреннего состояния), но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой.

Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.

В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком. (Приложение №1, 2)

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками.

Вэтом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка.

Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком. (Приложение №3. Рис.1)

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.(Приложение №3. Рис.2)

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями , можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.

Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

Нужно нанести на листок немного краски, положить его окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги и плотно прижать, стараясь не двигать, иначе изображение получится смазанным.

Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа.

Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать недостающие детали. (Приложение №4)

В старшем дошкольном возрасте детимогут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов. (Приложение №5. Рис.1)

Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы - матрицы), живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.

Чтобы нарисовать картину в технике монотипия, нужно, нанести краски на гладкую ровную поверхность, следуя задуманному сюжету. Делать это нужно свободно и раскрепощенно. Необходимо работать быстро, чтобы краска не успела высохнуть ко времени печати. Когда картина готова, на расписанную поверхность накладывается белый лист бумаги и аккуратно прижимается руками, затем его тщательно разглаживают.

Теперь необходимо аккуратно снять лист с поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень неожиданный эффект – словно изображение состоит из нескольких слоёв.

Когда отпечаток слегка подсохнет, его дополняют несколькими деталями – рисунками водорослей, камешков, наиболее яркие пятна несколькими движениями превращают в морских рыбок.

Вот и всё – монотипия готова! (Приложение №5. Рис.2. Приложение №6)

Существует ещё одна разновидность данной техники - монотипия пейзажная , когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). (Приложение №7, №8)

С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе).

Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

В дальнейшем можно несколько разнообразить эту технику и получить цветной граттаж . Сначала протонировать лист бумаги цветной акварелью, а затем нанести воск и тушь. Тогда штрихи будут цветными. Хотите изобразить праздничный салют? Тогда на бумагу следует нанести цветные пятна акварелью, затем слой воска, слой туши. Теперь процарапать рисунок. И вот уже темное ночное небо расцвело красными, зелеными, синими огнями. (Приложение №9)

Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Эффективность проведённой работы прослеживается в результатах проведения диагностики по изучению уровня развития творческих способностей.

В исследовании участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста. Из которых 20 человек составили экспериментальную группу и 20 человек – контрольную группу. Исследование проводилось в начале года до проведения занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования и в конце года.

Для определения уровня развития творческих способностей детей использовалась методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок» и «Свободный рисунок». (Приложение №10)

Полученные результаты свидетельствуют о том, что:

В начале года дети обеих групп (экспериментальной и контрольной) показали одинаковый уровень развития творческих способностей:

Никто из детей не показал очень высокий уровень;

Только по 20 % детей показали высокий уровень развития творческих способностей, т.е. превратили от 14 до 18 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали достаточно красочные и оригинальные картины;

По 50 % детей показали средний уровень, т.е. превратили от 10 до 14 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии;

По 25 % детей показали низкий уровень развития творческих способностей, т.е. превратили от 5 до 9 изначальных изображений из 24 в новые образы и нарисовали нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия;

По 5 % детей показали очень низкий уровень, т.е. превратили до 4 изначальных изображений из 24 в новые образы и за отведенное время так и не сумели ничего придумать и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии.

В конце года произошли изменения:

15 % детей экспериментальной группы показали очень высокий уровень развития творческих способностей, т. е превратили от 19 до 24 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии; в контрольной группе детей с таким уровнем не выявлено;

Высокий уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе показали 60 % детей, в контрольной – 30 % детей;

Средний уровень - в экспериментальной группе показали 20 % детей, в контрольной – 55 % детей;

Низкий уровень - в экспериментальной группе показали 5 % детей, в контрольной – 10 % детей;

Очень низкий уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе не выявлен, в контрольной – составляет 5%.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

2. Показатели уровня развития творческих способностей детей после проведения фронтальных занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования изменились качественно и количественно.

3. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

4. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

Приложение к работе можно .

Работая в детском саду, наблюдая, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников, я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Разнообразить можно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Одновременно с обучением приемам рисования организовывала с детьми наблюдения, рассматривание картин разных художников, учила детей владеть карандашами, кистью, давала представление о том, что предметы бывают разной формы. Знакомила детей с формой предмета путем обследования его контуром рукой. Перед тем как планировать рисование, проводилась большая предшествующая работа. Мы рассматривали иллюстрации разных художников, сравнивали как поразному они изображали одних и тех же животных, рассказывали произведения, ставили представления, обследовали игрушки или те или иные предметы.

Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее, рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того же персонажа. В этом случае, рассматривая вместе с малышами готовые работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях, на какие-то оригинальные находки. Например, если дети рисовали Колобка, можно затем попросить их выбрать самого большого колобка, отметить, у кого колобок самый румяный, храбрый.

На занятиях осуществляю индивидуальный подход к ребенку. Регулярно провожу дополнительные занятия по изобразительной деятельности. Мы вместе с детьми рассматриваем иллюстрации к той или иной сказке, отличая яркость, красоту цветовых образов, рассказывала им содержание сказки, разучивали диалоги, песенки, небольшие отрывки, драматизировали ту и иную сказку. Рисовали несложные сюжеты из сказок. Например: солнышко, травку, а по дорожке катиться колобок. Когда дети научились рисовать округлые формы задачу усложняла, предложила детям нарисовать зайчика, учила рисовать деревья, елочки и др. Затем учила рисовать детей прямоугольную и квадратную форму предметов, (домики, окна). Некоторые дети затруднялись при рисовании, поэтому осуществляла индивидуальный подход к каждому ребенку. Показывала, объясняла, рассматривала. Показ проводила на своем листе бумаги. Затруднялись те дети, которые часто не посещали сад. Большое внимание в своей деятельности я уделяю обучению детей рисованию с использованием нетрадиционных техник. Это интересно и увлекательно! Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития интереса к изодеятельности не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения.

В настоящее время использую новые и довольно интересные программы, стараясь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. На занятиях по изодеятельности, рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции

это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

Интеллектуальному развитию ребенка;

Коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Развивает мелкую моторику рук.

В своей работе использую игры на развитие творческой активности:

1. Наверно многие замечали, что если прольётся на стол несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, поэтому в моей коллекции появилась игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.

2. Игровое упражнение «Простые рисунки".

Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. При их создании не нужно закладывать никакого определенного значения.

Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.

Свою работу с использованием нетрадиционных техник начала с младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:

    рисование пальчиками, ладошками

    рисование тычками из поролона, ватными палочками

    печатание листьями

В средней группе добавляется:

    Рисование свечой

В старшей группе нетрадиционные техники:

    Кляксография с трубочкой

    Монотипия

    Набрызг

    Восковые мелки + акварель

    Оттиск смятой бумагой

    Рисование поролоном

    Гравюра

    Оттиск пробкой, поролона, пенопласта

В подготовительной группе добавляется:

    Тиснение

    Тычок жесткой полусухой кистью

    Рисование по сырому

    Черно-белый граттаж

    Кляксография с ниткой

    Батик

    Рисование солью

    Расчёсывание краски

    Двойное примакивание кисти

На занятиях использую также тематическую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными.

Всё это помогает мне всесторонне развивать личность ребёнка, учить его выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.

За прошедшее время дети многому научились и с задачами справились. Дети полюбили рассматривать красивые иллюстрации к сказкам, старались внести что-то свое новое в изображении рисунков, овладели навыками закрашивания, правильно держать карандаш, кисточку. Научились изображать небольшой сюжет по сказке, располагая рисунок по всему листу. В заключении я отмечаю, что работая в этом направлении, мы убедились в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей. Работа с использованием нетрадиционных техник рисования показывает положительную динамику, которая проявляется в продуктивной деятельности детей. Постоянно проходят выставки детских работ для родителей. Принимаем участие в конкурсах.

Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Ольга Шатая
«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Отчет по самообразованию

Тема самообразования : «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности ».

Цели :

Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве ;

Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности ;

- Развивать эстетическую оценку , стремление к творческой самореализации .

Задачи :

Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

Формировать эстетический вкус, творчество , фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Предполагаемый результат : если в работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной деятельности использовать нетрадиционные способы рисования , то формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Форма отчёта по проделанной работе :

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Актуальность работы заключается в следующем :

- изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник

рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей .

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей . А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству .

Работая с детьми, я пришла к выводу : ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия , и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство , поможет преодолеть такие качества, как : «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым» . Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей . Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения , творчества , проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке , дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом , сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности , ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта .

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно -выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества . Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения .

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности . Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности , такие как : знание особенностей творческого развития детей , их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, развивать у детей интеллект , учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность . По словам психолога Ольги Новиковой : «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей , так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Для развития творческих способностей детей мы использовали следующие способы нетрадиционного рисования :

1. Рисование пальчиками. (Сентябрь)

Средства выразительности : пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы : мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. Рисование ладошкой. (Октябрь)

Средства выразительности : цвет, фантастический силуэт.

Материалы : широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Тычок жесткой полусухой кистью. (Ноябрь)

Средства выразительности : фактурность окраски, цвет.

Материалы : жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

4. Рисование поролоном. (Декабрь)

Средства выразительности : пятно, фактура, цвет.

Материалы : мисочка с гуашью, поролоновая печатка (поролон, прикрепленный к палочке или карандашу, плотная бумага любого цвета и размера.

Способ получения изображения : ребенок опускает печатку из поролона в краску и наносит изображение на бумагу . Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

5.«Обрывание бумаги» (Январь)

Отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить . Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.

6.«Печать по трафарету» (Февраль)

Поролоновым тампоном наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.

7. «Рисование по мокрой бумаге» . (Март)

Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение . Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

8.«Пластилинография» (Апрель)

Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой) . Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

9. «Кляксография» (Май)

Капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей :

Сентябрь :

- «Моя любимая мамочка» ;

- «Орнамент из цветов» ;

Октябрь :

-«Весёлые бабочки» ; «Сказочные птицы» .

Ноябрь :

-«Желтые цыплятки» ; «Пушистые веточки»

Декабрь :

-«Зимний вечер» ; «Мишка»

Январь :

-«Весёлый попугай»

Февраль :

-«Лебеди» ; «Самолёты»

Март :

-«Весенний букет»

Апрель :

-«Арбузная долька» ; «Радуга»

-«Мой волшебные, цветные сны» , «Я фантазёр» .

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне… » (Э. Успенский)

Я не случайно взяла в качестве эпиграфа слова стихотворения Эдуарда Успенского.

Тема моей статьи «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» .

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в младшей и средней группах, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.

А, следовательно, они неуверенно познают окружающий мир, меньше общаются со сверстниками.

Чтобы дать возможность развитию творческих способностей в изобразительной деятельности, я создала располагающие к этому условия.

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Я нашла много интересных идей и поставила перед собой основную задачу:

«Наша задача – развивая творческие способности, помочь детям добраться до собственных вершин настолько высоко, насколько это возможно».

(Лорис Малагаззи)

Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Познакомившись с методической литературой различных авторов (таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» ), составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

На занятиях по изобразительной деятельности я учу детей овладевать разнообразным изобразительным материалом, различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке широкий круг явлений и предметов.

    Кляксография

    Печать листьев

    Рисование пальчиками

    Рисование ватными палочками

    Штамповое рисование

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Поэтому я на свои занятия провожу в живой, радостной, эмоциональной атмосфере. Использую разнообразные методы и приемы, включаю игры, варьирую обстановку, в которой провожу занятия: за столами, вытянутыми в длинный ряд, полукругом, сидя и лежа на ковре, а так же использую метод «пассивных движений», действие совместно с рукой ребенка, что предает ребенку уверенности в действии, и он начинает действовать самостоятельно.

Моя работа проходит всегда в тесном сотрудничестве с родителями:

    «Выставка для родителей»- оформляется после каждого занятия, это вызывает эмоциональный подъем и хорошее настроение у детей.

    Открытые занятия.

    Консультации.

    Оформление в уголке для родителей папки-передвижки «Ребенок и рисование», «Удивительный мир красок» и многое другое.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

    Способствует снятию детских страхов;

    Развивает уверенность в своих силах;

    Развивает пространственное мышление;

    Учит детей свободно выражать свой замысел;

    Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

    Учит детей работать с разнообразным материалом;

    Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

    Развивает мелкую моторику рук;

    Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

    Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

"В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь!!!"

    Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.

    Журналы «Дошкольное воспитание» №4, №7, 2009год.

    Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Скрипторий, 2003.

    Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», «Просвещение» М., 2005. http://www.o-detstve.ru

    http://doshvozrast.ru

юлия шелудько

Шелудько Ю. В. воспитатель

МБДОУ ДС №251 г. Челябинска

Тема

Цель :Обогащать творческие стремления детей преобразовывать мир , развивать в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.

Задачи :

1. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

2. Формировать эстетический вкус. Развивать творчество , фантазию.

3. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

4. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность. Формировать умение работать коллективно и радоваться результату совместной работы.

Если в работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной деятельности использовать нетрадиционные способы рисования , то формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей . А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству .

Одной из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды , чтобы дать ему возможность проявить себя. В “центре искусства” необходимо подобрать дидактические и развивающие игры ; папки с рисованием по схемам, различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”, “Жостово” и др, создать условия для самостоятельной деятельности, различный иллюстрированный материал, приобрести подлинные изделия декоративно-прикладного искусства. Во время работы необходимо пробудить в ребенке веру в его творческие способности , индивидуальность, неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту , приносить людям радость.

Ведь ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Всю работу строю в определенной системе, использую традиционные и нетрадиционные формы. Творчество - это деятельность , в процессе которой создается что-то новое, в результате поиска, использования личного опыта, а также знаний и умений, которые ребенок получил в процессе обучения. Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические и интегрированные занятия. Тематика таких занятий направлена на формирование устойчивого интереса детей к искусству своего народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине.

Поэтому очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия , и как он научится работать с цветом. Использование нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство , поможет преодолеть такие качества, как : «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым» . Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей . Нетрадиционныеспособы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения , творчества , проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать , самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников , у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности , ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта .

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества . Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, развивать у детей интеллект , учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность . «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей , так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Для развития творческих способностей детей в моей работе были использовали следующие способы нетрадиционного рисования :

«Мой аквариум» в технике витражное рисование, используя коробочку от дисков, ватные палочки, гуашь.

"Рыбки золотые" пластилинография

"Паровозик из Ромашково" коллективная работа : рисование детьми на отдельных дощечках вагонов с последующим добавлением элементов в технике аппликация.


"Рыжий кот" рисование от пятна

"Мальва" аппликация, коллективная работа

"Рябинка" отпечатки листьев красками, ягодки ватными палочками

"Снеговик" рисование на цветной бумаге белой краской

"Масленица" коллективная работа, элементы выполнены с использованием элементов Дымковской и Тверской игрушки

"Дерево в цвету" аппликация из пуговиц


"Волшебные цветы" раскрашивание акварелью по рисунку, сделанному восковыми мелками

"Выставка кошек" обрывание бумаги

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Список литературы :

1. Голубева Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики : материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.) . - Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 27-29.

2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.