Что означает выражение «яблоко раздора. Что означает выражение "яблоко раздора"

Многие из нас слышали и употребляли выражение «яблоко раздора». Значение фразеологизма большинству понятно. А вот его происхождение известно далеко не всем. История эта интересная, и о ней стоит узнать подробнее.

Из древнегреческой мифологии до наших дней дошло много емких, образных выражений, которые активно употребляются и в современной речи. Например, «кануть в Лету», «рог изобилия», «Ахиллесова пята». Кстати, отважный герой Ахиллес косвенно причастен и к этому мифу.

Родителями Ахилла были морская нимфа Фетида и царь области Фтии Пелей. Их свадьба стала пышным торжеством, на котором пировали могущественные обитатели Олимпа. Но одну влиятельную гостью забыли пригласить. Ею оказалась богиня раздора Эрида.

Оскорбленная небожительница решила отомстить. Эрида незаметно проникла на празднество и подкинула в толпу гостей золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Между приглашёнными богинями начался настоящий переполох. Каждая считала именно себя самой достойной. Особенно претендовали на титул три красавицы - жена верховного бога Зевса властная Гера, мудрая воительница Афина и вечно юная Афродита.

Гера обещала Парису дать силу и власть, а Афина - славу побед

Кому-то нужно было рассудить этот спор. Могущественный Зевс самоустранился, и отдуваться пришлось юноше Парису (сыну царя Трои Приама).

Богини принялись искушать Париса предложением всяческих благ, но тот соблазнился обещанием Афродиты похитить и отдать ему в жены красивейшую из земных женщин Елену.

Именно богиню красоты и любви Парис назвал победительницей спора. Так признанная «прекраснейшей» Афродита спровоцировала Троянскую войну. Елена была женой царя Спарты Менелая. Оскорбленные спартанцы пошли на Трою войной…

О значении фразеологизма «яблоко раздора»

Такую историю донесли до наших дней греческие мифы. Выражение стало фразеологизмом, который означает причину вражды, ссоры, конфликта.


Сегодня выражение можно применить к кспору любого характера

Даже не слишком значительное событие может привести к поистине непредвиденным, очень серьезным и разрушительным последствиям.

Этот смысл выражение приобрело уже давно. Еще во II веке нашей эры римский историк Юстин применил фразеологизм в том значении, в котором мы знаем его сегодня. Фраза оказалась меткой, красочной и емкой и быстро приобрела популярность. Сегодня выражение употребляется не только в разговорной речи, но и в литературных произведениях.

Когда принято применять в современном мире

Если фраза удачная, то ее смысл с годами не теряется. Как и в те далекие времена, выражение означает причину спора, конфликтной ситуации:

  1. Например, предпосылкой конфликта между хозяевами дачных участков стал не урегулированный законодательно спор о меже земельных наделов. Причина спора - граница, разделяющая владения.
  2. Или такая ситуация: мама настаивает на том, чтобы сын обязательно получил высшее образование. А отец уверен, что лучше обучиться востребованной мужской профессии. Хороший автослесарь всегда в почете, приличный заработок гарантирован. И никакие университеты для этого не нужны. Причина раздора в семье - будущее ребёнка.

Аналоги выражения

Выражение «яблоко раздора» знакомо и понятно многим. Чаще всего именно так называют причину распрей и ссор. Гораздо реже употребляются идиомы «яблоко Париса», «яблоко Эриды». Иногда встречается фраза «бросить яблоко раздора между людьми». Но смысл фразеологизма от этого не меняется. Любой, даже пустяковый повод может спровоцировать крупный конфликт.

Главное, чтобы причина спора не стала той искрой, из которой возгорится пламя никому не нужной вражды. Каждому участнику ссоры не помешает умение владеть собой и контролировать ситуацию. И тогда не страшны никакие «яблоки раздора».

Золотое яблоко раздора — предмет спора.

Яблоко раздора – распространённое выражение (фразеологизм) не только в разговорной речи, но и в классической отечественной и зарубежной литературе. Многие понимают смысл выражения , но не многие знают происхождение данного фразеологизма. А история данного выражения интересна и любопытна.

История происхождения выражения «яблоко раздора»

Дело в том, что причиной появления данного фразеологизма в русском языке послужило действие в древнегреческой мифологии. А действие это заключалось в том, что существовавшую в древнегреческой мифологии богиню раздора Эриду не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды, которые позже стали родителями легендарного Ахиллеса. И она, обидевшись в свою очередь, бросила на этой свадьбе золотое яблоко

С надписью «прекраснейшей». Вследствие чего данное яблоко послужило причиной ссоры между тремя богинями – Геры, Афродиты и Афины. Ссора произошла из-за того, что кто-то должен определиться с правом на это яблоко. В качестве судьи богини пригласили юного Париса, который являлся сыном троянского царя Приама. Парис в свою очередь присудил яблоко богине любви Афродите, несмотря на то, что остальные богини обещали и предлагали различные блага, а она за это помогла Парису похитить у Менелая его жену – Елену. Это похищение и послужило началом Троянской войны.

Впервые выражение яблоко раздора в значении предмета спора употребил римский историк Юстин еще во втором веке нашей эры.

Подобную версию данного события можно увидеть и в древней мифологии Рима.

Значение фразеологизма

Из этого следует, что фразеологизм яблоко раздора означает предмет вражды или причину спора. Поэтому не вносите и никому не давайте вносить в вашем окружении яблок раздора, и не будет у вас вражды между собой и споров.

18.09.2018 18.02.2019 Александр Фирцев


Из Древней Греции, которую ещё называют родиной философских выражений, в современность пришел фразеологизм «яблоко раздора », обозначающий причину ссоры.

Данная идиома — яркий пример украшения художественной речи, где каждый может увидеть свой смысл, но, заложенная много веков назад, его суть, останется неизменной. Откуда получило начало одновременно сладкое и противоречивое выражение?

Значение фразеологизма

История знает несколько упоминаний о «яблоке», а именно в работах Ликофрона, Гомера, Гигина и Стасина. Как известно, Юстин – римский историк 2 века, впервые ввёл в речевое употребление «яблоко раздора» в качестве фразеологизма, вкладывая в него такие значения как «причина спора», «первопричина конфликта», «мелкие разногласия, приводящие к серьезным последствиям».

За века в художественной речи встречались подобные выражения «яблоко Эриды», «яблоко Париса», но наиболее употребляемой идиомой осталась «яблоко раздора».

Также можно встретить выражение «кинуть яблоко раздора», например, между друзьями, знакомыми, родственниками, что означает поссорить или найти точку недовольства между людьми, что приведет к крупной конфликтной ситуации.

Происхождение фразеологизма

Древняя Греция подарила обществу большое количество преданий о богах, смелых героях, сильных неизведанных животных, мудрецах, предательстве друзей, неразделенной любви. Значение фразеологизма «яблоко раздора» берет свое начало в сказании о трёх богинях, спор которых стал причиной начала Троянской войны.

Мудрый Зевс, когда пришло время жениться, видел своей супругой дочь Титана – Фетиду. Но, Прометей, когда узнал о таком выборе Зевса, предостерег его, уверив, что её ребёнку суждено забрать престол отца. Фетида была отдана царевичу Пелею. Их свадебное торжество посетили приглашенные боги Олимпа, кроме Эриды – богини раздора, которая, оскорбленная таким неуважением, подбросила на свадебный пир золотое яблоко с начертанным на нем словом «прекраснейшей». Такой «подарок» стал причиной раздора между Герой, Афиной и Афродитой.

Обнаружив красивое яблоко на столе, каждая из них доказывала, что именно ей оно предназначается. Необходимо было рассудить девушек, но Зевс не знал, как это правильно сделать, ведь Гера являлась его женой, Афина – любимой дочерью, а в красоте Афродиты никто не мог усомниться. Было решено отдать объект спора сыну царя Трои – Парису, который рос среди обычных людей и не знал о своей предначертанной судьбе.

Когда яблоко было в руках Париса, богини стали обещать награду за право считаться самой прекрасной. Афина предлагала ему стать героем, который не проиграет ни одной битвы, а также, достойной уважения, мудрости. Гера даровала власть, великую силу и могущество, но только Афродита знала, чего тайно юноша желает: любви Елены – царицы Спарты и супруги Менелая.

Богиня красоты и любви пообещала молодому парню помочь выкрасть Елену, и она выполнила данное обещание, Парис получил желаемое, а Афродита была награждена яблоком и званием «самой красивой». Такие события стали причиной начала войны между Спартой и Троей, в которой троянцы проиграли битву. В результате разногласий и вражды многие погибли, в том числе и сам Парис.

Таким образом, яблоко, подброшенное Эридой, стало причиной, на первый взгляд, несерьезного спора между богинями, который, в последствии, перерос в военный конфликт представителей древнейших государств, оставивший яркий след в греческой мифологии.

Дань искусству

Примечательно, что данное выражение стало источником вдохновения фламандского живописца Якоба Йорданса, который в 1633 году написал картину под названием «Золотое яблоко раздора».

В данный момент произведение его творческой деятельности можно лицезреть в мадридском музее Прадо.

Скульптор Филиппо Тальолини также решил увековечить значение фразеологизма «яблоко раздора» в одноименной скульптуре, где изобразил процесс передачи Парисом яблока Афродите. Шедевр искусства 18 века можно увидеть в национальном музее Каподимонте в Неаполе.

Когда Пелей, сын Эака, вступал в брак с дочерью Нерея Фетидой, на брачный пир к нему, на гору Пелион, сошлись все небожители: все они пожелали почтить тот пир своим присутствием и осчастливить новобрачных дарами. Пришли Зевс с Герой, владыки Олимпа, Афина и Арей – на этот раз безоружные, Аполлон и Артемида, Афродита и Гефест, хоры ор, харит и муз и все нереиды, сестры новобрачной. Весело было на пиру у Эакова сына. Отрок Ганимед, кравчий Зевса, наполнял кубки благовонным нектаром; Аполлон, златокудрый бог, играл на кифаре, а музы пели сладкозвучные песни; хариты и оры, взявшись за руки, плясали веселую пляску, и в их хоровод вмешивались Арей, Гермес и другие божественные юноши. Из всех бессмертных одна только Эрида, богиня раздора, не участвовала в веселом пиршестве. Гневаясь на то, что ее исключили в тот день из сонма богов, Эрида бродила вблизи Пелиона и измышляла месть, думала, как бы смутить пир. Не замечаемая никем, она приблизилась к собранию богов и бросила в их среду золотое яблоко, сорванное с дерева Гесперид; на том яблоке написано было: "Превосходящей всех красотою". Тотчас поднялись три богини: Гера, Афина и Афродита, и все три объявили притязание на яблоко. Ни одна из них не хотела уступить первенства другой; долго спорили они и обратились к Зевсу, требуя, чтобы он присудил, кому владеть яблоком. Из-за спора богинь стали называть его «яблоком раздора». Но Зевс уклонился и не захотел быть судьей в том споре; он передал яблоко Гермесу и велел ему идти с богинями в троянскую землю, на гору Иду: пусть там рассудит богинь Парис, пусть он порешит, которой из трех должно принадлежать яблоко раздора.

Парис был сыном троянского царя Приама и Гекубы. Перед тем как родиться ему, Гекуба видела страшный сон, который снотолкователи объяснили так: Гекуба родит сына, и сын тот уготовит гибель Трое и всему царству Приама. Лишь только родился младенец на свет, царь Приам призвал одного из пастухов своих, по имени Агелай, – и велел ему отнести новорожденного на вершину Иды и там бросить. Спустя пять лет Агелай нашел младенца невредимым: его вскормила медведица; пастух взял мальчика к себе, воспитывал его как собственного сына и назвал Парисом. Так рос сын троянского царя между пастухами, и вырос, и стал красивым и мощным юношей. Не раз случалось ему защищать стада и самих пастухов от нападения хищников и диких зверей; за мужество и силу, которую оказывал в подобных случаях Парис, он получил имя Александр («защитник мужей»). Мирно текли первые годы юности Париса; был он счастлив дружбою с нимфой Эноной, дочерью бога реки Кербена, – вместе бродили они по лесистым отрогам обильной потоками Иды, и не желал и не искал Парис другого счастья. Лучше было бы для него, если б он и навсегда остался в безвестности, не покидал бы тех мест, где прошли первые годы его безмятежно счастливой юности!

Однажды стоял он на вершине лесистой Иды, под тенью сосен и дубов, и играл на пастушеской свирели; вокруг него, на лугу, наелись быки и овцы. Вдруг видит Парис, что к нему идет вестник богов Гермес и с ним – три богини; объятый страхом, юноша обратился в бегство, но Гермес остановил его и успокоил. "Не бойся, Парис, – вскричал Гермес, и не беги от нас! Этих богинь прислал к тебе Зевс: ты должен решить, которая из них превосходит других красотою; той, которую найдешь лучшей, и отдай это яблоко, вызвавшее раздор между нами".

Суд Париса о яблоке раздора. Аттическая гидрия конца VI в. до Р. Х.

Тут Гермес вручил Парису золотое яблоко раздора и исчез. Богини приблизились к юноше, ставшему, по воле Зевса, судьей красоты их. Гера и Афина, верховные богини Олимпа, понадеялись на свое величие и достоинство и не употребили никаких средств, чтобы придать себе большую прелесть. Афродита же не так поступила: она надела блестящую, цветистую одежду, пропитанную благовониями весенних цветов; хариты и оры расчесали ее пышные кудри и украсили их цветами и золотом. Юноша Парис был так ослеплен лицезрением богинь, что не мог судить о виде и красоте их и думал только о достоинстве даров, которые обещали ему богини. Гера, могущественнейшая из богинь, первая подошла к Парису и обещала, если он присудит яблоко раздора ей, дать ему силу и власть, обещала сделать царем над Азией и Европой; воинственная Афина, богиня мудрости, подошла вторая и сказала, что готова дать ему славу побед, славу первого между героями и мудрецами; после Геры с Афиной к оробевшему юноше приблизилась Афродита, стоявшая доселе поодаль; ласково взглянув на Париса, она с улыбкой взяла его за руку и обещала ему в обмен на яблоко раздора величайшее счастье в любви – обладание Еленой, прелестнейшей из всех смертных жен, подобной красотою самой Афродите. Очарованный красотой богини и прельщенный ее обещаниями, Парис отдал яблоко раздора Афродите. С тех пор она стала верной защитницей и помощницей Париса; Афина же и Гера возненавидели не только его, но и Трою, – с того часа стали они помышлять о том, как бы погубить отчизну Париса. Таким образом, яблоко Эриды было не только причиной вражды между первыми богинями Олимпа, но и породило распрю и гибельную, многолетнюю войну между двумя народами Европы и Азии. Начало же распрям положено было на брачном пиру родителей Ахилла, одного из славнейших героев Троянской войны.

Вскоре после суда о яблоке раздора в судьбе Париса произошла перемена. Случилось это так. Гекуба не могла забыть о своем злополучном сыне, брошенном, по воле отца, в лесистых пустынях Иды; терзалась царица сердцем и не могла утешиться. Чтобы развеять ее печаль, Приам учредил в память сыну блистательные игры и назначил в награду победителю прекраснейшего быка из стад своих, пасшихся на Иде. Оказалось, что лучший из быков царя Приама был в стаде Париса; юноша не мог расстаться со своим любимцем и сам повел того быка в город. Когда увидел Парис состязания царевичей и знатнейших юношей Трои и соседних городов, захотелось и ему испытать свою силу; стал он бороться на тех самых играх, которые учреждены были ему в память, – и победил всех царевичей троянских, даже Гектора, Деифоба и Идопея. Это раздражило царственных юношей, и Деифоб извлек из ножен меч и намерен был поразить им дерзкого пастуха. Парис прибег тогда к алтарю Зевса; у алтаря стояла Кассандра, вещая дочь старца Приама: взглянув на юношу, она прозрела в нем Приамова сына, в память которому и установлены были игры. Велика была радость родителей, обретших сына; любуясь на него, они повели его в свои царственные чертоги. Кассандра, провидевшая будущие судьбы своего рода, противилась принятию Париса в дом Приама, но ее, по обыкновению, никто не хотел слушать. Приамовой дочери послан был от Аполлона дар провидения, но за ее непокорность вещий бог наложил на нее великую кару: никто не давал веры предсказаниям прозорливой девы.

По материалам книги Г. Штолля «Мифы классической древности»



Миф о яблоке, которое было подброшено богиней ссор и соперничества, Эридой на свадьбе Пелея – одно из самых популярных древнегреческих сказаний с поучительной трактовкой. Этот миф считается еще одним вариантом событий, что привели к Троянской войне. Также он повествует о том, что даже незначительная вещь или событие может привести к полномасштабным и плачевным последствиям.

Миф про яблоко раздора


Для своей дочки Фетиды, Зевс выбрал за мужа простого смертного, царя Фессалии Пелея. Среди смертных он считался не только мудрым правителем, но и храбрым героем. Свадьба должна была справляться у друга царя, Хирона, который жил в большой пещере. На предстоящее празднество были приглашены практически все боги и в благодарность за это, они подарили молодоженам много подарков: хороших коней и боевых доспехов.
Но, на свадьбу, оказывается, были приглашены не все. Забыли только об Эриде, богине ссор и споров. Любое место, которое она озаряла своим присутствием, ждало горе и раздор. Поэтому о неприглашенной гостье никто даже не вспоминал.

Затаив на всех и вся обиду, она решила отомстить за такое неподобающее отношение к своей персоне с помощью яблока. На нем Эрида написала только одно слово – «Прекраснейшей», незаметно подсунув его на банкетный стол.

Яблоко увидели все присутствующие на свадьбе. Среди них – Гера, Афина и Афродита. Все трое они были красавицами и все трое считали, что яблоко должно принадлежать только им и никому больше.

Вот тут-то и возникла ссора. Чтобы разрешить ее, они обратились к Зевсу, главе над богами, а тот в свою очередь передал яблоко божественному посланцу Гермесу и велел отнести его к царю Трои, Парису. На мнение Зевса, именно он смог бы выбрать одну единственную и самую прекрасную из трех дев.

Вместе с Гермесом прибыли три красавицы к юноше и умоляли, чтобы тот указал на самую красивую из них. Каждая из девушек предлагала Парису все, о чем только может мечтать простой парень. Так, Афина хотела подкупить его воинской славой и мудростью, Гера – могуществом, а Афродита – красивейшей женой на всем белом свете.

Недолго думал Парис. Слушая свое сердце, он выбрал Афродиту. Ведь он уже давно приобрел мудрость и имел власть над укрепленным поселением. Все, чего ему не хватало в жизни, с легкостью могла бы дать Афродита – любовь и счастье, которое последует за ним. Она не солгала и сдержала свое обещание, указав в свою очередь юноше на то, где искать будущую жену. А женщиной этой оказалась Прекрасная Елена. Она была женой могущественного царя Менелая.

Гера и Афина поклялись, что не быть Парису с Еленой. Всю свою злость и ненависть они приложат, чтобы встреча Париса с Еленой оказалась роковой. В итоге так и случилось. Одна единственная встреча привела Париса к гибели, а его Трою к падению.

Роль мифа в современном мире

Прежде всего, этому древнегреческому мифу обязана происхождением крылатая фраза «яблоко раздора». Значение фразы буквально трактуется, как обозначение несущественной вещи, из-за которой в будущем возникают споры. Впервые эту фразу употребил римский историк Юстин еще во втором веке. Смысл, подобный к «яблоку раздора» имеет и другой греческий мифологический афоризм о «троянском коне».

Яблоко раздора – миф Древней Греции, хорошо описывающий ситуацию, когда нельзя доверять даже незначительную работу простофиле. Ведь тогда на его плечи падает тяжелая ноша ответственности, которую нести он никак не сможет.

Помимо этого в мифе о яблоке отражены негативные человеческие чувства: ненависть и гнев. Их олицетворяют две богини – Афина и Гера.