Дисграфия к кому обратиться. Что такое дисграфия, разновидности и методы ее лечения

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке.
Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).
Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!

КАК НАУЧИТЬ
Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.
Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen.
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.

Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.
Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы.
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ,
которые помогут в преодолении дисграфии

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут в работе над дефектом.



Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

2) Упражнение "Пишем вслух".

То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).
Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!


Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).
Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".

4) "Пропущенные буквы".
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

5) Лабиринты.
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Найти разнообразные лабиринты можно .

Диктанты надо писать! Только по-особому.

  1. Чрезвычайно медленно!
    На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.
  2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это "не для него", так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия "безударные гласные" и "причастный/деепричастный оборот".
    Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).

Учим детей писать без ошибок

1) Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.


2) Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).

Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

3) "Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только).

Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".

4) "Пропущенные буквы".

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг.

5) Лабиринты.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Диктанты надо писать!

  1. Чрезвычайно медленно!
  2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Скорее всего ребенок откажется, не сможет это сделать, так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия "безударные гласные" и "причастный/деепричастный оборот".
    Затем диктуется первое предложение. Попросите ребенка назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).
  3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.


Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка

Дисграфия у детей характеризуется трудностями при овладении процессом письма при абсолютно нормальном, развитом интеллекте. Дисграфия – не самостоятельное изолированное нарушение, часто сопровождается другими расстройствами: , онр, зпп и зпр.

Ребенок с дисграфией совершает стойкие, повторяющиеся ошибки, что обусловлено незрелостью высшей психической деятельности, которая принимает активное участие в процессе письма. Такое нарушение доставляет детям множество проблем и препятствий в овладении грамотой и грамматикой письменной речи. Также ребенка с дисграфией сложнее научить читать.

Точные причины дисграфии определить сложно, на формирование нарушения влияет множество различных факторов, основным из которых является неравномерное формирование полушарий головного мозга. Есть мнение, что дисграфия обусловлена генетической предрасположенностью. Также обнаруживались симптомы дисграфии у детей из двуязычных семей.

Комплексные причины формирования дисграфии заключаются в:

  • Низком уровне интеллекта. Чтобы детей научить писать и читать, требуется уровень интеллекта от среднего и выше, иначе возникнут трудности с восприятием устной речи и запоминанием написания букв.
  • Трудностях с с установлением последовательности. Если ребенок не разбирается с последовательностью, не способен быстро организовать детали подробной информации в правильном порядке, тогда в процессе письма появляются проблемы с организацией последовательности букв. Ребенку приходится либо читать и писать медленно, но правильно, либо быстро, но без соблюдения грамматики и пунктуации.
  • Слабой обработке и анализе зрительной информации. Дисграфия часто формируется у детей, которым трудно читать, обрабатывать визуальную информацию, записанную на странице.

Диагностика

Каких детей можно отнести в категорию склонных к дисграфии?

  • дети, которые пишут левой рукой;
  • переученные левши, пишущие правой рукой;
  • из двуязычных семей;
  • имеющие другие проблемы с речью (зрр, логоневрозы);
  • с нарушениями внимания и памяти;
  • слишком рано начавшие обучение в школе;
  • дети, которые в процессе письма регулярно пропускают буквы, не дописывают слово;
  • с нарушениями фонетического восприятия (пишут «том» вместо «дом»);
  • неправильно произносят слова и пишут так же («лак» вместо «рак»).

Речевая карта

Для диагностики онр у детей и последующей коррекции существует специальный метод анкетирования – речевая карта . Речевая карта помогает провести всестороннее обследование онр у ребенка, в том числе нарушения речевого стоя, умения произносить и различать звуки, анализировать и синтезировать состав слова, навыки чтения и письма. В целях ознакомления приводим примеры лучших речевых карт, применяемых логопедами для диагностики и коррекции онр у детей.

Признаки

Основные признаки дисграфии у детей заключаются в большом количестве ошибок, которые дети допускают в процессе письма. Дети с дисграфией не различают буквы «Р» и «Ь», «З» и «Э», у них ужасный неразборчивый почерк . Под диктовку такие дети пишут очень медленно.

Родители, которые не знают, что их дети стали обладателем дисграфии, ругают детей, считая, что все проблемы обусловлены нежеланием учиться. Учителя ставят плохие отметки, а сверстники насмехаются.

Столкнувшись с таким отношением, дети могут замыкаться в себе, потерять интерес к учебе, прогуливать уроки, занятия письмом и чтением не доставляют удовольствия. Повышается тревожность, ребенку сложно справиться с проблемой самостоятельно, особенно если заболевание возникло на фоне онр и зпр.

Нужно научиться отличать ошибки, которые ребенок допускает, не зная грамматики и орфографии от ошибок, характеризующих симптомы дисграфии:

  • Ошибки, сделанные ребенком с дисграфией, обусловлены патологиями в процессе формирования функций психики, отвечающих за навык письма. Ребенок не различает фонемы на слух или произнося их, не может правильно разложить предложение на составляющие слова, не понимают принцип лексическо-грамматического устройства речи.
  • При дисграфии ребенок может делать те же ошибки, что и здоровый сверстник, однако в большем количестве и тенденция сохраняется надолго, тяжело поддается коррекции.
  • Ошибки, которые могут делать дети с нарушениями внимания, педагогически запущенные, не относятся к характерным признакам дисграфии и не имеют связи с формированием психических функций.
  • Характерным признаком дисграфии является замена тех букв, которые находятся в сильной фонетической позиции: «корофкий» вместо «короткий», «окн» вместо «окно». А обычная орфографическая неграмотность проявляется только при ошибках в слабой позиции: «ростет» вместо «растет».
  • Дисграфия – явление характерное для детей школьного возраста. У дошкольников нарушение пока закреплено только на физиологическом уровне.
  • Дисграфия практически всегда сопровождается другими нарушениями: неврологическими дисфункциями, патологиями зрения, слуха, речи.

Виды

Дисграфия у детей подразделяется на пять основных видов, поэтому, чтобы выбрать верные методы коррекции, важно определить какая из форм проявилась у ребенка.

Артикуляторно-акустическая

При артикулярно-акустической форме дисграфии дети неправильно произносят, следовательно неправильно записывают слова – как говорят, так и пишут. Коррекция данной формы начинается с постановки правильного произношения звуков.

Акустическая

Признаки акустической дисграфии характеризуются склонностью ребенка заменять при написании правильные буквы соответствующими звуками. Так глухие звуки П, Т, Ш ребенок заменяет звуками Б, Д, Ж, шипящие Ж, Ш заменяются свистящими З, С. При этом в устной речи таких нарушений не возникает.

Аграмматическая

Симптомы аграмматической дисграфии возникают у детей с общим недоразвитием речи, в частности грамматического строя. Ошибки, совершаемые ребенком при написании слов, носят постоянный, устойчивый характер, словно в процессе письма ребенок совершенно не придерживается грамматических правил. Диагностику данного вида дисграфии можно провести только среди учащихся третьих и выше классов, так как ранее признаки аграмматической формы не проявляются.

  • Не пренебрегайте прочтением:

Оптическая

Причины формирования оптической формы дисграфии – нарушения способности анализировать пространственные и зрительные образы. Все буквы состоят из одинаковых элементов: прямых и округлых линий, скомбинированных так, чтобы образовывались разные символы. При неправильном зрительном восприятии различия между символами стираются, поэтому ребенок не может различать и записывать буквы.

Моторная

Моторная дисграфия формируется на фоне неспособности синтезировать составляющие части речи. Ребенок при написании слова часто пропускает буквы, слоги. Слова написаны без окончаний либо с перестановками, повторениями букв, добавлением в состав слова лишних букв и слогов. Бывает, что в одном слове ребенок соединяет в одну конструкцию два слова, приставки пишет отдельно, а союзы слитно со словом.

Коррекция

Лечение дисграфии требует совместных усилий со стороны родителей, логопедов, педагогов и самого ребенка. Если ребенок испытывает трудности с устной речью, то лечение нужно начать с занятия по коррекции произношения.

Обычно при дисграфии хорошо развита визуальная память, которая компенсирует дефект. Поэтому такое упражнение, как исправление допущенных ошибок, не эффективно. Навыки ребенка не будут развиваться, а исправление ошибок станет всего лишь автоматическим эффектом, заучиванием.

Лучший способ коррекции – занятия с написанием диктантов. Предварительно читается текст. Буквы, знаки препинания проговариваются перед написанием и во время диктанта.

Лечение дисграфии должно быть максимально комфортным, без отрицательных эмоций. Нельзя ругать ребенка, заставлять переписывать текст снова и снова. Такое поведение вызывает неуверенность в собственных силах и неприязнь к письму. Невозможно научить ребенка читать и писать силой. Также не стоит показывать свою чрезмерную озабоченность заболеванием, чтобы у ребенка не появилось чувство неполноценности и лишняя тревожность.

Хвалите ребенка, в меру, не перехваливая, но хвалите за каждый успешный шаг. Тогда лечение обретет приятные ассоциации и результат будет достигнут быстрее.

Упражнения

Если лечение проводит логопед, то коррекция будет разработана по специальной системе. Специалисты используют методы речевой игры, игры со специальной азбукой. Азбука устроена так, что ребенку предстоит сложить слово и выделить его грамматические элементы. Лечение помогает обучить правильному произношению проблемных звуков и запоминанию соответствующих букв.

Анализ слова

Логопед объясняет ребенку, как различаются твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. В процессе коррекции ребенок повторяет слова, подбирает слова по заданному звуку, анализирует из каких звуков, букв, слогов состоят слова. Очень эффективны наглядные упражнения с использованием различных предметов, напоминающих очертания букв: Л – лестница, О – обруч, С – месяц.

  • Рекомендуем к прочтению:

Выделение букв

В коррекции дисграфии используют специальные упражнения на поиск и выделение заданных букв. Ребенку предлагают небольшой текст – несколько абзацев, напечатанных крупным шрифтом, достаточно скучный, чтобы ребенок не отвлекался на содержание. Задача ребенка в тексте найти и выделить заданную букву или несколько букв: зачеркнуть букву У во всех словах, потом все буквы З и т.д. Время упражнения около 5 минут.

Через несколько дней задание усложняют. Теперь ребенку предстоит находить и выделять парные буквы. Одну из букв нужно подчеркнуть, а другую обвести. При выборе букв, логопед старается поставить в пару те символы, с которыми у ребенка возникают проблемы.

  • Возьмите на заметку:

Проговаривание звуков

При написании диктантов обязательно четко проговаривать звуки, которые в устной и письменной речи отличаются. В устной речи: «На стале стаит крушка», но при написании ребенок должен проговаривать: «На стОлЕ стОиТ круЖкА», акцентируя внимание на произношении и написании выделенных букв. Окончание слова обязательно нужно озвучить, если ребенок имеет склонность не дописывать слова до конца.

Дисграфия – патологическое состояние, которое характеризуется расстройством процесса письма. С диагнозом дисграфия сталкиваются родители 50% младших школьников и 35% школьников средней школы. Кроме того, в 10% случаев эта патология развивается у взрослых людей, когда по каким-либо причинам у них нарушается работа высших психических функций.

Это расстройство неразрывно связано с таким расстройством, как – трудность во время чтения, поскольку чтение и письмо – это две составляющие одного психического процесса.

В младшем школьном возрасте заболевание не диагностируется, поскольку в этот период нервная система ребёнка ещё недостаточно сформирована. Однако уже в таком возрасте родители могут заметить незначительное отклонение в речевом развитии своих детей, поэтому следует внимательно относиться к любым отклонениям от нормы, которые могут в будущем привести к серьёзным проблемам в обучении.

Назвать дисграфию заболеванием было бы неправильно, поскольку патологией считается аграфия – полная неспособность к письменной деятельности. Дисграфия же – это лишь частичное нарушение этого вида деятельности, которое при соответствующей коррекционной работе может быть восстановлено до практически нормального уровня.

Сведений о том, что дисграфия полностью излечивается, нет – всё равно дети, а в последующем и выросшие из них взрослые, испытывают определённые трудности при письме (но трудности эти незначительны). Если же патологию не корректировать, тогда во время школьного обучения и во взрослом возрасте, люди могут столкнуться с серьёзными психологическими проблемами, связанными с осознанием своей неполноценности и насмешками окружающих.

Причины

На сегодняшний день причины дисграфии полностью не выяснены. Известно, что овладение навыками письма происходит при адекватной сформированности всех составляющих устной речи: звукопроизношения, лексико-грамматической составляющей речи, её фонетического восприятия и связной речи.

К появлению отклонения приводит нарушения формирования головного мозга в утробе матери или же его поражения. В частности, у женщин с патологической беременностью чаще наблюдается рождение детей, у которых в последующем наблюдаются признаки дисграфии в той или иной степени выраженности. Также у ребёнка может развиться патология в том случае, если он:

  • пережил родовую травму или асфиксию;
  • переболел или ;
  • болел тяжёлыми инфекционными патологиями или соматическими заболеваниями.

Все эти причины приводят к истощению нервной системы ребёнка, из-за чего не происходит своевременное развитие психических функций и развивается дисграфия.

Также на развитие этого отклонения влияют социально-психологические факторы. В частности, педагогическая запущенность может привести к тому, что ребёнок вовремя не откорректировал свои письменные навыки, и у него развилась дисграфия. Кроме того, к факторам риска относятся:

  • проживание в двуязычной семье;
  • нехватка речевых контактов;
  • неоправданное раннее обучение ребёнка письму, когда его нервная система ещё не готова к этому;
  • невнимание родителей к ребёнку.

Существует и фактор наследственной предрасположенности к такой патологии, как дисграфия. Кроме того, дети с различными функциональными нарушениями органов зрения или слуха также подвержены развитию этого нарушения во время школьного обучения.

Если говорить о взрослых, то причинами развития этого отклонения могут быть травмы головы, пережитые , нейрохирургические вмешательства, а также опухолевидные процессы в мозгу.

Симптоматика

Существует несколько разновидностей такого расстройства, как дисграфия, которые характеризуются теми или иными проблемами, возникающими при письме.

Специалисты выделяют такие формы нарушения, как: акустическая, артикуляторно-акустическая, агрофическая, оптическая дисграфия, а также нарушение, связанное с несформированностью языкового анализа.

В зависимости от формы, могут проявляться такие признаки дисграфии:

  • неспособность распознавать похожие звуки – п-б, д-т и прочие;
  • неспособность распознавать написание схожих графических элементов (З-Э, Р-Ь-Ы, И-Н);
  • недописывание окончания слов;
  • замена местоположения слогов (окно-онко);
  • неспособность применять на письме согласование падежей (добрый мама, на машина);
  • неспособность писать отдельно или вместе предлоги (при ходить, принем).

Все эти симптомы требуют консультации специалиста. Очень важно провести дифференциальную диагностику данной патологии от обычной неграмотности, которая может быть следствием психологической запущенности, что сделать может только квалифицированный логопед. В случае если это дисграфия – диагностика показывает выраженные ошибки, имеющие стойкий характер.

Коррекция

На сегодняшний день специалисты сходятся во мнении, что предотвратить развитие этого отклонения невозможно, но можно ещё до поступления ребёнка в школу определить, что у него имеются некоторые нарушения психических функций.

Поэтому лечение дисграфии заключается в проведении коррекционной работы с ребёнком опытным логопедом, однако предварительно нужно обследоваться у невропатолога, окулиста и детского ЛОРа, чтобы исключить наличие у него функциональных патологий.

Существует множество методик, позволяющих исправить те или иные недостатки письма у ребёнка. Однако заниматься самостоятельно с ребёнком, как делают многие родители – это значит, потерять драгоценное время, поскольку только опытный специалист может так подобрать для него программу коррекции, что получит оптимальный результат за короткий период.

Дисграфия – это фрагментарное отклонение, возникающее в письменной речевой деятельности, обусловленное недостаточной развитостью (или распадом) функций психики, участвующих в воспроизведении и управлении письменной речью. Описываемое расстройство проявляется устойчивыми, характерными, повторяющимися ошибками, появляющимися при письме, которые без целенаправленного коррекционного вмешательства не исчезают.

Диагностирование дисграфии, первым делом, включает оценивание письменных работ, обзор устной и проверка письменной речи. При рассматриваемом нарушении коррекционное воздействие заключается в ликвидации расстройства звукопроизношения, вырабатывании неречевых функций, лексики, фонематических процессов, грамматики, связности речи.

Причины

Дабы записать продиктованное предложение правильно, человеку необходимо знать, помимо тонкостей написания букв, особенности их разграничения и сохранять смысловую словесную последовательность. Процесс освоения навыками письма обусловлен тесной взаимосвязью со степенью зрелости всех аспектов устной речевой деятельности (звукопроизношение, фонематическое восприятие, связность речи, ее лексико-грамматическая правильность).

Поэтому в истоке возникновения дисграфии нередко лежат аналогичные органические причины и функциональные факторы, которые порождают: дислалию (на фоне сохранности слуховой функции и иннервации артикуляционного аппарата наблюдается отклонение в воспроизведении звуков), (недоразвитие речевой деятельности либо ее отсутствие при сохранности слуха и интеллекта), (отклонения в произношении из-за расстройства иннервации органов, необходимых для воспроизведения речи), афазию (локальное отсутствие речи либо нарушение ранее сформировавшейся речевой деятельности), задержку психоречевого созревания.

Если отмечается расстройство разграничения звуков, нарушение их произношения, отклонения в анализе и обобщении, то может развиться дисграфия. Большинство научных деятелей, исследующих причины возникновения дисграфии, убеждено, что на его формирование оказывают существенное воздействие аномальные факторы, воздействующие на кроху в материнской утробе, равно как и после произведения на свет. Помимо того порождать дисграфию могут также продолжительные заболевания соматического характера и повреждения головы. Дисграфия у детей нередко бывает генетически обусловленной.

Итак, к появлению рассматриваемого отклонения письменной речи зачастую приводит недоразвитие мозга при внутриутробном формировании малыша, его повреждение в натальном или постнатальном периодах (асфиксия плода, родовые травмы, перенесенные менингококковые патологии, соматические недуги, порождающие слабость нервной системы).

Помимо перечисленных аспектов можно выделить социально-психологические моменты, приводящие к появлению данного отклонения, такие как: двуязычие родителей (билингвизм), дефицит речевого взаимодействия, непонятная или неверная речь взрослых, невнимательность к детской речевой коммуникации, преждевременное обучение малыша грамоте (когда отсутствует психологическая готовность).

Дефицит речевой коммуникации занимает далеко не последнюю позицию в порождении рассматриваемого нарушения. В семьях, где взрослые свободно общаются на разных языках, также нередко у крох может наблюдаться описываемые дефект.

Дисграфия у взрослых лиц отмечается не реже, нежели у малышей. Основной причиной, порождающей рассматриваемое отклонение во взрослом периоде, являются опухолевые процессы, проистекающие в мозге, менингококковые инфекции, мозговые травмы, асфиксия.

Симптомы

Проявления, характеризующие описываемую патологию, включают типичные воспроизводящиеся на письме ошибки устойчивого характера, необусловленные незнанием грамматики и языковых норм.

Классические ошибки, наблюдающиеся при различных вариациях дисграфий, могут обнаруживаться в:

– смешении и замене графически схожих рукописных букв (к примеру, ш – щ, м – л) либо фонетически похожих звуков (б – п, ш – ж);

– нарушении раздельности либо слитности написания слов;

– искажении буквенно-слогового построения слова (буквенные перестановки, их добавление или пропуски);

– аграмматизмах (дефекты словесных трансформаций и согласованности слов).

Также выделяют неречевую симптоматику, а именно: неврологические отклонения, расстройство когнитивной сферы, восприятия, памяти, моторики, психические отклонения.

Помимо перечисленного, данное отклонение характеризуется замедленным начертанием букв и неясностью почерка. Также часто наблюдаются «соскальзывания» слов со строк, колебания высоты букв и их наклона, замены строчными литерами прописных и наоборот.

При артикуляторно-акустической вариации дисграфии характерные погрешности написания обусловлены неверным звукопроизношением (индивид пишет также, как произносит). Здесь замены и пропускания букв при письме повторяют аналогичные звуковые погрешности в устной коммуникации. Артикуляторно-акустическая разновидность рассматриваемого отклонения наблюдается при ринолалии, полиморфной дислалии, дизартрии. Другими словами, описываемая разновидность возникает у малышей с фонематической незрелостью речи.

Акустическая форма характеризуется недоразвитием фонематической перцепции на фоне сохранности звукопроизношения. Погрешности в письме здесь проявляются заменой литер, соответствующих близким звукам (шипящих – свистящими, глухих – звонкими и наоборот).

Дисграфию, возникшую вследствие расстройства языкового обобщения и анализа, характеризует отклонение в расчленении на слоги слов, на слова – предложений. Описываемая разновидность дисграфии проявляется пропусками, повторениями или буквенно-слоговыми перестановками, написанием дополнительных букв либо опусканием окончаний слов, написанием слитно предлогов со словами и наоборот, раздельно – с приставками. Чаще встречается дисграфия у младших школьников именно на почве разладов в языковом разборе и обобщении.

В ошибочном склонении слов, нарушении согласованности слов и предложных конструкций (неправильном порядке слов, выпускании членов предложения) проявляется аграмматическая дисграфия. Данная разновидность обычно сопровождает общее недоразвитие речевой коммуникации, обусловленное алалией и дизартрией.

При оптической вариации описываемого расстройства при написании смешиваются либо заменяются графически схожие буквы. Нарушение воспроизведения и узнавания изолированных букв свидетельствует о литеральной разновидности оптической дисграфии.
При неверном написании литер в слове, можно говорить о вербальном виде данной дисграфии. Характерными ошибками анализируемой формы дисграфии считаются добавление буквенных элементов либо их недописание (х взамен ж или наоборот), зеркальное начертание букв.

Нередко при рассматриваемом отклонении обнаруживается неречевая симптоматика: понижение работоспособности, неврологические сбои, отвлекаемость, снижение памяти.

Дисграфия у взрослых лиц характеризуется аналогичной симптоматикой и проявляется она устойчивыми ошибками при написании на фоне знаний орфографических норм и правил грамматики.

Виды и формы

Можно выделить нижеприведенные формы рассматриваемого недуга: акустическую, артикуляторно-акустическую, аграмматическую, оптическую и дисграфию, вызванную расстройством процесса анализа и обобщения знаковой системы, соотносящей понятийный смысл и типовое звучание (язык).

Акустическая вариация дисграфии проявляется подменой букв, отвечающих фонетически схожим звукам. Специфика данной разновидности заключается в верном произношении таких звуков устно. Зачастую при письме смешиваются звонкие буквы с глухими, шипящие – со свистящими, компоненты – с аффрикатами, заключенными в них. Помимо того рассматриваемая разновидность дисграфии обнаруживается и в неверном обозначении при написании мягкости согласных, например, «лубит», «писмо».

Дисграфия у детей артикуляторно-акустической формы заключается в произведении ошибок при написании вследствие наличия нарушения звукопроизношения. Другими словами, кроха, основываясь на собственном неверном произношении, закрепляет его и в письменной речи. Поэтому, пока неоткорректировано звукопроизношение, не следует заниматься исправлением письма, основываясь на проговаривании.

Аграмматическая дисграфия обусловлена незрелостью грамматической структуры речи. Малыш пишет вопреки грамматическим правилам («хороший сумка», «веселые девочка»). Грамматические огрехи на письме встречаются в словесных конструкциях, их сочетаниях, предложениях. Данная вариация дисграфии чаще обнаруживается у третьеклассников. Здесь школьник уже овладел грамотой и «вплотную» подошел к постижению правил грамматики, но освоить нормы словоизменения именных составных частей речи кроха не может. Это и обнаруживается в неверном написании морфем, стоящих в окончании словесной конструкции и показывающих связь слова с иными словами.

Оптическая вариация дисграфии основывается на недоразвитии зрительного обобщения и анализа, пространственных представлений. Все литеры русского алфавита «укомплектованы» набором определенных элементов («овалы» и «палочки»), и состоят из нескольких «характерных» элементов. Схожие составляющие, всячески соединяясь в пространстве, образуют разнообразные литеры: и, ш, щ. Когда малыш не ухватывает отличий между буквами, это приводит к сложностям в освоении навыков начертания букв, а также к неверному воспроизведению их на письме.

Дисграфия у младших школьников, спровоцированная расстройством процесса анализа и обобщения знаковой системы, считается наиболее распространенной. Ей присущи такие ошибки: пропуски литер и даже слогов, «передислокация» букв, слогов, начертание в слове дополнительных букв, недописывание слов, удвоение букв, слогов, написание с предлогами слитно, а с приставками раздельно, соединение в слове слогов из разных слов.

Некоторые авторы выделяют также моторную форму дисграфии, которая обусловлена сложностями в произведении движений кисти при письме. Помимо того отмечается нарушение взаимосвязи моторных представлений слов и звуков со зрительными образами. Вследствие этого возможно появление писчего спазма, характеризующегося возникновением изменение двигательных актов руки, что провоцирует отклонения при письменной деятельности. При этом возможность выполнять иные действия рукой сохранены.

Диагностика

Диагностические мероприятия, первым делом, включают исключение физиологических причин, аномалий слуха и зрительных патологий. Поэтому проводится обследование «узкими» специалистами – окулистом, невропатологом, отоларингологом.

При этом, прежде всего, дабы диагностировать рассматриваемое нарушение, необходимо проведение логопедического исследования, так как, в первый черед, надобно оценить уровень дозрелости речевых функций. Здесь важно определить является ли ошибочное написание литер дисграфией либо это обычная безграмотность, основанная на незнании норм правописания.

При обследовании малышей на дисграфию, сперва-наперво, проверяют:

– степень общего развития крохи;

– уровень зрелости устной речи (здесь оценивают качество произношения звуков, умение их различать, наличие фонематического обобщения и анализа, специфики грамматического построения речи, лексику);

– умение осуществлять звуковой анализ;

– состояние моторики (речевой и ручной), комплектность артикуляционного аппарата;

– количество словарного запаса, правильности речевого построения;

– письменную речь (здесь проводится разбор письменных работ крохи, ему дается задание, состоящее из таких блоков: переписывание текста, диктант, описания картинок, чтение по слогам и буквам).

Также, дабы определить причины дисграфии необходимо проведение исследования зрения, проверки слуха и зрелости ЦНС. Помимо того, проводится тестирование для выявления ведущей руки.

Для обнаружения рассматриваемого отклонения у малышей младшего школьного периода часто применяется метод оценки навыков фонематического речевого анализа. Крохе дают несколько упражнений, показывающих уровень умения устно анализировать звуковой ряд слов.
Тестирование включает задания, выполняя которые малыш продемонстрирует способность:

– распознавать и акцентировать в слове заданный звук;

– подбирать картинки, названия которых начинаются с обозначенного звука;

– изобретать слова;

– расчленять предложения на слова, затем на слоги;

– сопоставлять слова согласно звуковому составу;

– выявлять звуковые коверкания в словах, произносимых самим крохой либо другим индивидом;

– воспроизводить за логопедом последовательно нескольких слогов.

Дабы проверить дошкольника на вероятность наличия дисграфии рекомендуется оценить его подход к рисованию, а также на характер самих рисунков. Если трех-четырехлетка не любит рисовать, то это нередко свидетельствует о предрасположенности крохи к дисграфии. Рисунки малыша, имеющего дисграфию, отличаются присутствием прерывистых, рваных, дрожащих линий, совершенных излишне слабым либо, напротив, чересчур сильным нажатием карандаша

Коррекция и лечение

При выявлении рассматриваемого нарушения необходимо незамедлительно начинать работу по исправлению дефектов письма.

Коррекционная программа определяется в соответствии с разновидностью отклонения и осуществляется нижеприведенными методами:

– выполнение упражнений, улучшающих ;

– разучивание с крохой норм правописания;

– работа по увеличению объема словарного запаса;

– выполнение письменных упражнений различного характера;

– массаж;

– назначение успокоительных препаратов.

Существует масса способов, направленных на исправление дефектов письма, вызванных дисграфией. Наиболее действенными среди них являются нижеприведенные методы: «модель слова», распознавание звуков и букв, Метод Эббигауза, исправление ошибок.

Методика «модель слова» предполагает использование карточек с изображением объекта и схематического начертания слова. Малышу дают карточку, на которой нарисован какой-то объект и начертана схема слова. Ему необходимо, взглянув на карточку, обозначить предмет и произнести по порядку звуки слова. Затем ему необходимо соотнести каждый звук с литерой, после чего написать слово.

Методика распознавание звуков и букв предполагает написание ребенком большого числа букв. Затем крохе необходимо подчеркнуть слова с обозначенным звуком и написать его. После этого малышу потребуется отыскать в слове и предложениях эти буквы и зачеркнуть их. Последний этап заключается в работе с рисунками, обозначение которых содержит отрабатываемый звук.

Метод Эббигауза предполагает заполнение пробелов в словах. Малышу дают знакомые ему слова, но некоторые буквы в них пропущены. Ребенку необходимо заполнить пробелы нужными буквами, прочесть слово и правильно его записать.

Метод исправления ошибок подразумевает нахождение крохой ошибок, их исправление и написание правильно слов. Малышу дают карточку со словом, в котором допущена ошибка, и озвучивают это слово правильно. Ребенку следует отыскать ошибку, исправить ее и верно переписать слово.

Профилактика

Превентивные мероприятия, направленные на предупреждение нарушения процесса чтения и дефектов письма должны внедряться еще на дошкольном этапе, особенно у малышей, имеющих речевые отклонения. Необходимо работать в направлении развития внимания, зрительных образов, пространственных представлений, памяти, формирования грамматического построения, лексики, умения проводить языковый разбор и синтез, устранения расстройств устной речевой деятельности.

Для профилактики описываемого недуга вся среда, окружающая кроху, должна стимулировать развитие его когнитивной сферы, интеллектуальной функции.

С этапа младенчества особое внимание надобно уделять полноценному формированию устной речевой деятельности, потому что основным фундаментом, на котором базируется письмо, является именно устная речь.

Дабы предотвратить возникновение отклонений в слуховом различении звуков необходимо «приучать» слух малышей к более «тонкому» звуку при помощи обучения крохи распознаванию разнообразных неречевых шумов, таких как: шуршание бумаги, звонок телефона, стук часов, гул дождя, стук по столу. Также следует развивать умение выявлять местонахождение источника звука.

Если у малыша выявлены определенные проблемы в произношении либо наблюдаются звуковые замены, то следует обязательно ликвидировать описанные дефекты и только после их устранения можно приниматься за обучение чтению. Часто встречаются случаи, когда у крохи поставлены звуки, однако он продолжает путать их при произношении. Это также требует коррекции, поскольку аналогичные замены возможны и при написании.

Таким образом, основной акцент при проведении профилактических мер, направленных на предотвращение дисграфии, должен ставиться на обучение правильному звуковому разграничению и верному произношению.

Дисграфия - расстройство в области логопедии, связанное с нарушениями процесса письма у пациента. Такое явление обусловлено недостаточной сформированностью некоторых функций психики, которые отвечают за контроль и реализацию процессов письма. Дисграфию можно распознать по наличию систематически повторяющихся ошибок в письме, которые не исчезают, а ликвидация их требует специальных методов. Для диагностики у пациента дисграфии проводится анализ написанных им заданий, а также по специальным методикам специалистом оценивается навык его устной речи.

Дисграфия - это специфические нарушения письма у пациента. Как было сказано выше, письменная речь у пациентов-дисграфиков значительно повреждена. По некоторым данным расстройство удается выявить у половины учащихся в начальной школе и у трети учеников в средней. Анализ этих данных позволяет говорить о весьма высокой распространенности дисграфии и ее устойчивости среди детей. Причиной тому служит то, что в первые классы школы и детские сады пропускается большое число детей с какими-либо логопедическими нарушениями или с нарушениями, связанными с восприятием звуков. Из-за наличия этих расстройств дети не могут полноценно получать знания и развивать навыки устной и письменной речи. Следует отметить, что в случае нахождения ребенка-дисграфика в общеобразовательной школе процесс его обучения должен происходить с участием логопеда, а специфические ошибки в письме, допускаемые страдающим дисграфией пациентом, не должны влиять на общую успеваемость по таким гуманитарным дисциплинам, как русский язык и литература.

Нередко путают дисграфию и араграфию. Эти логопедические нарушения отличаются рядом общих черт, однако разница все же имеется: при дисграфии письменная речь претерпевает искажения, но все же сохраняется и может функционировать. При араграфии у пациента наблюдается неспособность к овладению письмом, навык признается полностью утраченным. Нередко дисграфия сопровождается нарушениями чтения, например, дислексией.

Причины дисграфии

Как было сказано выше, дисграфия связана с навыком письма, формирующимся у человека. Потому связь имеется и со всеми сторонами устной речи пациента. Важную роль играют состояния звукопроизношения, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона, связность и внятность речи. Потому развитие дисграфии может иметь под собой те же причины, что и прочие логопедические нарушения, например, дизартрия или алалия.

Как и в случае, к примеру, дизартрии, дисграфия может быть вызвана поражениями головного мозга, его недоразвитостью в период беременности матери и в послеродовой период. Нередко причинами могут послужить патологическое течение беременности, травмы, полученные в процессе родоразрешения, асфиксия. Нейроинфекционные заболевания, например, менингиты и энцефалиты, соматические заболевания в тяжелой стадии также вызывают поражения ЦНС ребенка и, как следствие, дисграфию.

Помимо факторов, обусловленных физическим состоянием ЦНС пациента, большое значение в формировании нарушений письменной речи играют социально-психологические причины. Это может быть двуязычие в семье, частные контакты со страдающими нарушениями речи, дефицит речевых коммуникаций, а также невнимательное отношение родителей к ребенку в период формирования речевого навыка и навыка письма. Раннее начало обучения ребенка грамоте также может вызвать затруднения с письмом, поскольку психологически он еще не готов к восприятию такого объема информации. Кроме того, дисграфия может появиться у детей с определенной конституциональной предрасположенностью и заторможенностью психического развития.

Появление дисграфии у пациентов во взрослом возрасте обусловлено наличием черепно-мозговых травм в анамнезе, инсультами, нейрохирургическими оперативными вмешательствам. Опухоли головного мозга также могут способствовать нарушениям функции письменной речи.

Механизмы дисграфии

Дисграфия отличается некоторой сложностью своего механизма. Поскольку письменная речь - это сложный процесс с множеством уровней, в его формировании задействовано большинство анализаторов. К ним относятся и зрительный, и речеслуховой, и речедвигательный, и двигательный. Их взаимодействие и отвечает за навык письма у пациента. Чем развитее у человека устная речь, тем больше вероятность высокого уровня развития навыка письма. Однако письменную речь развить можно только в процессе целенаправленного обучения, в то время как развитие устной речи не требует соблюдения этого правила.

Механизм возникновения дисграфии может быть связан с тем, что процесс установления доминантного полушария, отвечающего за развитие речевых функций, происходит несвоевременно. В идеале все связанные с этим процессы должны быть завершены к началу обучения в школе. В случае задержки латерализации развитие письма нарушается, что приводит к появлению соответствующих заболеваний. Дисграфию часто сопровождает нарушение формирования восприятия, памяти, мышления, слогового анализа, восприятия пространства, фонематических процессов и прочих подобных факторов.

Психолингвистика также дает свою оценку механизма появления дисграфии. Ее оценивают как нарушение операции зарождения письменного проявления своей речи: структурирования, деления предложений на слова и словосочетания и тому подобного.

Классификация дисграфии

В настоящее время дисграфия подразумевает выделение пяти форм. Каждая из них зависит от того, какая именно операция письма не сформирована или же нарушена у пациента:

  1. артикуляторно-акустическая дисграфия обусловлена нарушением восприятия фонематики, артикуляции, затруднением звукопроизношения;
  2. акустическая дисграфия обусловлена нарушением фонематического распознавания;
  3. форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза;
  4. аграмматическая дисграфия обусловлена затруднениями развития лексики речи и ее грамматики;
  5. оптическая дисграфия связана с тем, что у пациента не развито зрительно-пространственное восприятие.

Стоит отметить, что в логопедии, помимо строго определенных форм дисграфии, нередко диагностируются и смешанные. К слову, смешанные формы в практике встречаются несколько чаще.

Помимо такой классификации, существует и иная:

  1. специфические нарушения письма;
  2. неспецифические нарушения письма (связанные с педагогической и социально-психологической стороной нарушения).

Симптомы дисграфии

Как и любое логопедическое нарушение, дисграфия отличается рядом определенных симптомов. Как правило, это ошибки на письме, которые пациент повторяет систематически. Причем, стоит отметить, что эти ошибки человек делает не по причине незнания правил и норм языка. Чаще всего ошибки связаны с заменой или же смещением сходных букв или схожих звуков. Пациенты нередко пропускают буквы и слоги в словах, меняют их местами, добавляют лишние буквы. Слова нередко пишутся слитно, а в предложениях отсутствует согласованность слов и словоформ между собой. При этом отмечено, что скорость написания текста достаточно низкая, а почерк неразличим. Учитывая все эти факторы, следует помнить, что поставить диагноз «дисграфия» можно только после овладения пациентом навыков письма, то есть, не ранее 9 лет. Поставленный до этого возраста диагноз впоследствии может оказаться ложным.

Артикуляторно-акустическая дисграфия также диагностируется ошибками на письме, однако в этом случае они связаны с неправильным произношением звуков. Проще говоря, пациент пишет так же, как и слышит тот или иной звук. Чаще всего такое явление встречается у детей с недоразвитием речи с фонетико-фонематической стороны. Ошибки аналогичны как в устной речи, так и при написании.

Акустическая дисграфия не подразумевает нарушение произношения звуков, однако восприятие их сформировано неправильно. Таким образом, пациент на письме заменяет некоторые звуки теми, которые схожи с ними при произношении, например, шипящие на свистящие, звонкие на глухие и так далее. Дисграфия, обусловленная нарушениями языкового синтеза, не позволяет пациенту правильно апеллировать буквами и слогами в слове: он меняет их местами, дописывает лишние или же не дописывает окончания слов. Для детей, страдающих этой формой дисграфии, характерно написание предлогов со словами слитно, приставки же, наоборот, на письме отделяются от слова. В случае диагностики заболевания среди школьников такая форма - самая распространенная.

Аграмматическая дисграфия имеет следующие характерные черты: пациент неправильно изменяет слова по падежам, путает склонения, не может определить род или число. В предложениях наблюдается несогласованность постановки слов, пропущены некоторые члены предложения. Речь у пациентов, страдающих такой формой дисграфии, недоразвита и достаточно заторможена. Сопутствуют этому нарушению и прочие логопедические расстройства, например, дизартрия, алалия и другие.

Оптическая дисграфия проявляется таким образом, что на письме пациент смешивает и заменяет буквы на схожие с ними визуально. В данном случае выявлена может быть либо литеральная оптическая дисграфия (нарушение воспроизведения изолированных букв), либо вербальная оптическая дисграфия (нарушение начертания букв в словах). Самые распространенные ошибки у пациентов - это добавление в буквы лишних элементов или же недописывание нужных, «отзеркаливание» букв и тому подобное.

У страдающих дисграфией пациентов нередко удается диагностировать и симптомы, не относящиеся к логопедическим. Как правило, это неврологические расстройства и нарушения, к примеру, гиперактивность, нарушения работы памяти, снижение работоспособности. Пациентам тяжело сконцентрировать внимание на чем-либо, они часто отвлекаются в процессе обучения или работы.

Диагностические мероприятия для выявления дисграфии обычно включают в себя консультацию не только логопеда, но и других специалистов: невролога, офтальмолога, ЛОРа. Необходимо исключит вероятность наличия дефектов органов слуха и зрения. Оценка речевой функции дается логопедом. Для этого проводятся мероприятия диагностики письменной речи. В этом случае важно четко разграничить наличие расстройств с незнанием правил и норм языка, с неграмотностью пациента. Далее специалистом определяется форма дисграфии.

Диагностические мероприятия по установлению дисграфии у пациента проводятся комплексно. На первом этапе обследования анализируются письменные работы пациента. Далее оценивается развитие ребенка, его речевой навык, общее развитие. После этого специалистами изучается состояние центральной нервной системы, органов слуха и зрения, артикуляционный аппарат, моторика рук и речевая моторика. Определяется и то, какой рукой при написании пользуется пациент.

Коррекция дисграфии

Коррекция дисграфии предполагает систематику. Программа разрабатывается индивидуально с учетом особенностей того или иного случая. Обязательно учитывается форма нарушения.

Для преодоления нарушения специалист ставит задачу восполнить пробелы в важных для формирования навыка письма процессов. Ведется работа над развитием речи, над ее связностью. Пациенту даются специальные задания на развитие лексикона, формирование грамматики речи. Кроме того, корректируются слуховое и пространственное восприятия, развивается память, процессы мышления. После развития навыков устной речи - на их почве - развивается и письменный навык.

Кроме логопедического комплекса, нередко в коррекцию добавлены и медикаментозные курсы, физиотерапевтические мероприятия, массаж и лечебная физическая культура.

Прогноз и профилактика дисграфии

Для того чтобы помочь пациенту, страдающему дисграфией, требуется привлечение не только специалистов в области логопедии и неврологии, но и участие окружения ребенка. Логопедическая помощь должна поступать и в процессе обучения в школе.

Для профилактики возникновения нарушения следует проводить определенную работу еще до начала процесса обучения письму. Необходимо развивать внимательность, память, мыслительные процессы, пространственное восприятие, слуховую и зрительную дифференциацию и тому подобные аспекты, отвечающие за овладение навыками письменной речи. Вовремя необходимо скорректировать нарушения устной речи, развивать словарный запас.

В периоде обучения в школьный период важно взаимодействие логопеда и учителя русского языка и литературы. Диктанты ребенка, страдающего дисграфией или подозрением на нее, должны проверяться совместно обоими специалистами. С помощью них можно как подтвердить нарушение, так и проследить динамику его развития или, наоборот, регрессии. Специфические дисграфические ошибки при этом не должны учитываться при выставлении оценки за работы.

Узнать более подробную информацию о дисграфии, а также ознакомиться с перечнем клиник Москвы, где осуществляется диагностика и лечение нарушения, можно на нашем сайте. Здесь же вы найдете и необходимые контактные данные.