Факторы, влияющие на процесс прорезывания. Развитие мелкой моторики

9-ый месяц ребенку – последний месяц третьей четверти его первого года жизни. На этом этапе малыш уже совсем большой, он активно ползает по квартире, умеет или пока еще только пытается вставать на ножки, схватившись ручкой за опору. Некоторые детки даже умеют, держась за мамину руку, пусть еще несколько неуклюже переступая с ножки на ножку, совершать путешествие «на своих двух» по помещению.

9-месячные детки – известные хитрецы: в этом возрасте они начинают практиковать принципы «манипуляции». Умеют отвернуться от каши, требуя от родителей пюре, или же с видом ангела ждут пока мама выйдет из помещения, чтоб добраться до шкафа и разбросать из него все предметы, до которых дотянутся.

Сложным может быть для родителей период гуляний: малыш протестует против коляски, вертится, пытаясь из нее выбраться. А гулять с ребенком все время на руках родителям, безусловно, «не с руки» (уж простите за тавтологию). В этой связи гулять с ребенком можно, усадив его в прогулочную коляску. Вот только следует знать: долго возить в ней кроху нельзя, ведь он сидит в ней в согнутом положении, что может стать причиной нарушения формирования правильной осанки, затруднений дыхания и кровообращения.

Рост и вес ребенка в 9 месяцев

Начало 9-го месяца детки встречают со средними показателями роста в 70-72 см, веса – 8500-9000 г. И за 9-ый месяц ребенку предстоит добрать очередных 450-500 г веса и около 1,5-2 см роста приблизительно. Таким образом, к концу месяца рост ребенка составит 72-74 см, вес достигнет отметки в 9000-9500 г.

Все это – весьма условные цифры, каждый ребенок индивидуален, и развитие, соответственно, у каждого малыша протекает индивидуально. У здоровых деток показатели могут значительно колебаться: например, в весе – от тех же 9500 г до 8500 г, роста – от 74 до 70 см. Все ли в порядке с ребенком, соответствуют ли темпы развития норме, нет ли каких-либо угроз и поводов для волнения, определит врач во время очередного осмотра.

Режим дня ребенка в 9 месяцев

Режим дня 9-месячного малыша остается тем же, что и в прошлом месяце. Все так же ребенок просыпается в 6-7 часов утра, все так же засыпает к 22 часам вечера. Все так же 5 раз в день кроха кушает.

Ночной сон ребенка 9-ти месяцев составляет 9-11 часов, сохраняются 3 сеанса дневного сна – по 1,5-2 часа. Однако отдельные детки могут переходить на 2-х разовый дневной сон, и в этом случае длительность его увеличивается до 2-2,5 часов. Обычно отменяется утренний сон, но, если все-таки есть возможность сохранить все 3 дневных сна, лучше это сделать: физиологически для крохи такой режим лучше. Дело в том, что нервная система маленького ребенка пока еще несовершенна, он быстрей устает, а переутомление сказывается не лучшим образом. Так, на фоне вроде как повышенной активности, малыш, тем не менее, становится неуправляем: он вертится и выгибается, капризничает, не прислушивается к взрослым и не лепечет сам. Посему, очень важно от переутомления ребенка беречь и режим не нарушать ни в коем случае: спать укладывать кроху необходимо в одно и то же время, и желательно сохранить все 3 сеанса дневного сна, пусть менее длительных, но более полезных.

Периоды бодрствования после кормления у ребенка в 9 месяцев становятся более продолжительными – некоторые детки сохраняют активность по 1,5-2 часа. В это время кроха играется, требует общения и просится на руки. Хоть каждый раз идти на поводу у ребенка и вечно носить его на руках не стоит, но и отказывать детке в ласке тоже не следует.

Утро для детеныша начинается традиционно – с тщательного умывания. Хорошо научить ребенка в одно и то же время опорожнять кишечник, опять-таки, лучше, если процесс этот будет происходить в утреннее время. Если малыш уже приучен к горшку – отлично, если нет – можно начинать пробовать высаживать его на горшок в 9 месяцев. Посадив на горшок, помочь крохе «сосредоточится», поясняя звуком «а-а», что ему нужно делать. В случае, когда кроха повторяет за родителями, увеличивается внутрибрюшное давление, автоматически увеличиваются шансы на то, что ребенок покакает. Но, даже если этого не произошло – не страшно, в любом случае, не стоит держать ребенка на горшке дольше 10 минут, а во время его попыток не давать в руки игрушки и не отвлекать. Кстати, много значит для нормального опорожнения кишечника питание крохи: кашу лучше варить малышу гречневую или овсяную, а не рисовую, поить сливовым соком и предлагать пюре из чернослива, а в качестве «добавки» к овощному пюре использовать свеклу.

Первая половина дня – вообще для ребенка наиболее «продуктивное» время: в этом же временном промежутке следует найти пару минут, чтобы позаниматься с крохой гимнастикой и сделать ему массаж. Утром, опять же, полезней проводить закаливание и воздушные ванны.

Ребенку в 9-ть месяцев «положено» не менее 2-3 прогулок в день. Хорошо, если летом длительность прогулки достигает 2,5-3 часов – с малышом можно отправиться в парк, разрешая ему походить по травке, держась за коляску. Летом с дитем гуляют 2-2,5 часа, тепло при этом одев.

Неизменной остается традиция купания ребенка перед сном. Но, поскольку карапуз уже достаточно подрос, купать его можно не каждый вечер, а через вечер. Купание становится для 9-месячного ребенка самой настоящей радостью: он с удовольствием резвится в воде, плещется, играется с игрушками и даже пытается «плавать».

После купания ребенок готов к ночному сну: укладывая, следует спеть ему колыбельную, покачать, погладить по голове. Случается, что посреди ночи кроха во сне раскрывается. Не стоит переживать, если ребенок при этом соответствующе одет и в помещении сохраняется нормальная температура. А вот неплохо бы позаботится о том, чтобы плотно ложилась на матрас простынь – чтоб малыш ненароком, вертясь в кроватке, в ней не запутался. Сегодня существуют специальные простыни-мешочки, которые одеваются на матрас и держатся за счет резинок, не сползая.

Сколько ест ребенок в 9 месяцев

В общей сложности 9-месячный малыш за день съедает немногим больше 1 л пищи. Хорошо, если мама все еще продолжает кормить кроху грудью, но, даже если это и так, грудное молоко теперь уже не является основной и главной пищей ребенка. В его меню теперь присутствует достаточно много «взрослых» продуктов, кормления грудным молоком предусмотрены утреннее (после пробуждения) и вечернее (перед сном).

С этого месяца в рацион ребенка можно понемногу вводить еще один новый вкусный и полезный продукт – рыбу. Как всегда – предварительно посоветовавшись с врачом и внимательно отслеживая реакцию крохи на новый продукт. Лучше для прикорма выбирать нежирную океаническую рыбу (минтай, хек) или речную (карп, судак). Считается, что идеальным вариантом для знакомства малыша с рыбой будет именно судак.

Рыбу лучше готовить самостоятельно: вымыв в холодной воде, мякоть без косточек опустить в кипящую воду и хорошо отварить. Отварное филе тщательно измельчить в блендере или мясорубке и предложить в небольшом количестве ребенку. В продаже сегодня есть и уже готовые рыбные детские консервы – как чисто рыбные, так и в сочетании с овощами или крупами. Категорически недопустимо давать ребенку в 9 месяцев обычные рыбные консервы – они могут стать причиной расстройства желудка, поскольку в составе имеют большое количество всевозможных приправ, консервантов и других добавок. Да и кости в покупных «взрослых» консервах обычно присутствуют, как их не измельчай.

Как уже упоминалось выше, кушает малыш 9-ти месяцев 5 раз в день, употребляя за один прием примерно 200 г пищи. Вот примерная схема режима питания для ребенка в 9 месяцев:

  • 6.00 – 200 мл грудного молока (или молочной смеси);
  • 10.00 – 150 мл овощного пюре + 30 г мясного пюре/фрикаделька + 35 мл фруктового сока;
  • 14.00 – 180 мг каши + 30 мл фруктового сока;
  • 18.00 – 150 мл кефира + 40 мг творога;
  • 22.00 – 200 мл грудного молока (или молочной смеси).

Кормить малыша следует, когда он сидит, из его личной посуды и повязав предварительно слюнявчик. Можно дать в одну руку ребенку ложку, в другую – хлебушек, и быть готовыми к тому, что на первых порах еда будет повсюду. Но кто сказал, что процесс обучения легок? Поить дите лучше поначалу из детской кружки-непроливайки с носиком. Хоть многие достаточно развитые малыши еще с 8-ми месячного возраста нередко умеют держать и понемногу пить с обычной кружки, если питья в нее наливать немного.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Девятимесячные детки ползают уже практически «со скоростью света», причем в разные стороны и держа в одной руке игрушку. Ребенок сам выбирает, какой игрушкой он хочет играться, если же теряет к ней интерес, умеет ее положить, а не выкинуть, как это случалось раньше. К тому же, наблюдая за действиями взрослых, малыш запоминает, куда они положили ту или иную интересующую его вещь. Потому, не стоит удивляться, если он, забравшись папе на колени, вытянет у него из кармана, к примеру, мобильный телефон.

Наверное, наиболее важной особенностью развития ребенка 9-ти месяцев становится его способность самостоятельно вставать на ноги, держась за протянутые мамины руки или за ближайшую опору. Некоторые детки умеют даже, при помощи взрослого, или же удерживаясь за опору, мелкими шажками шагать, переставляя ножки. А отчаянные карапузы еще и способны опустить ручки и постоять на ножках, правда, через короткое время «плюхнувшись» на попу – пока еще ребенок не умеет садиться плавно самостоятельно.

Теперь для малыша одинаковый интерес представляют как игрушки, так и бытовые предметы – он с увлечением «болтает» по телефону, переключает кнопки на пульте от телевизора. С интересом 9-месячные дети «читают» книги с яркими картинками, самостоятельно переворачивая страницы. Однако, учитывая, что сейчас малыш склонен к тому, чтобы все рвать и мять, лучше предлагать ему для «чтения» книги с картонными страницами.

Ребенок в 9 месяцев узнает себя на фотографиях и в отражении зеркала. Больше того – наблюдая свое отражение, малыш может его похлопать или попробовать поцеловать. На просьбу мамы показать носик, глазик или ручку, он указывает на них пальчиком, находя на отражении в зеркале. Так же кроха может показать, где хвостик у игрушечной лисички или ножка у плюшевого медведя.

Зрение девятимесячного ребенка развито уже практически на уровне взрослого: он различает цвета, форму и размер предметов. Но, в то же время, пока недостаточно развита глубина зрения, кроха не способен видеть и оценивать расстояние, высоту и глубину. Потому, ползя по дивану, запросто может не определить его край и упасть, если родители вовремя его не остановят. При этом крохе может не нравиться, что ему препятствуют, и он «проявляет характер»: протестуя, кричит и упрямится, капризничает и возмущается.

Кстати, богаче и разнообразней становится спектр эмоций ребенка: эмоциональные реакции выражаются уже в виде гнева, недовольства, радости, обиды, счастья, беспокойства. Если малышу не нравятся какие-либо действия мамы, например, когда она вытирает ему носик, он дает об этом знать, отворачиваясь и хныча.

В то же время, возрастает привязанность крохи к матери, в ее отсутствии ребенок тревожится, ему необходимо общение и ласка. Беспокойство проявляет малыш и при виде незнакомых людей, но, видя маму или кого-то из близких, успокаивается. Общаясь же с родными и близкими, кроха с удовольствием практикует навыки копирования – воспроизводит мимику, пытаясь щуриться, быстро моргать или улыбаться в ответ на аналогичные действия того, кто ему предлагает повторять за ним.

«Шагнуло вперед» и речевое развитие ребенка в 9 месяцев: он аукает и превращает лепет в «песни», дает знакомым предметам свои названия. Так, заяц превращается у малыша в «зя-зя», машина – в «би-би». Но, что касается родственников, скорей всего как раз в этом месяце они уже услышат полноценное «ма-ма» и «па-па», а еще – «ба-ба» и «де-да».

Развивающие занятия и игры для 9-месячного ребенка

Игры и занятия для 9-месячного ребенка становятся уже более разнообразными, «смысловыми». Предлагать игры малышу можно и нужно разного характера, направленные как на физическое, так и на интеллектуальное развитие, тренирующие память и развивающие творческие способности.

Предложите ребенку еще лучше познакомиться со своим телом, играя в игру «Дарики-комарики». Заключается она в том, чтобы, приговаривая определенную потешку, предлагать крохе исполнять определенные действия.

«Дарики-комарики, ай да комарики (похлопали в ладоши)!

З-з-з-з-з (логопедическое проговаривание звука).

Вились-вились (пальчики складываем щепоткой, совершаем круговые движения кистями), Крошке в носик вдруг вцепились (дотрагиваемся до носика сложенными щепоткой пальчиками)».

Детки 9-ти месяцев вообще любят играть в игры, предполагающие повторы под прочтение стишка. Потому, понравится малышу игра «Хлопотушки»:

«Хлопотушки-хлопотушки (похлопали в ладоши),

Закрывай скорее ушки (можно упоминать глазки, щечки, коленки и другие части тела, которые нужно закрыть ладошками)».

Важно в 9 месяцев продолжать развивать мелкую моторику, для тренировки пальчиков можно использовать орехи, фасоль, камушки, пуговицы, предложив малышу попересыпать их между пальчиками. Опять-таки, для развития мелкой моторики, зная про любовь малыша приводить в движение предметы, можно подарить ему игрушку, которая приводится в действие или издает звук при дерганье за веревочку (например, клюющий петушок или колокольчик).

Выше уже шла речь о том, что 9-ти месячные детки с удовольствием рвут бумагу и способны месить-лепить глину. Так вот в этом возрасте вполне можно практиковать с малышом лепку из соленого теста. Сделав обыкновенную лепешку из теста, можно, посадив кроху на колени, совместно с ним втыкать в лепешку макаронины, семечки, спички, фасолины, которые потом с не меньшим интересом карапуз будет из теста выковыривать.

Хорошо также потихоньку начинать знакомить малыша с изобразительным искусством. Можно показывать крохе, как следует рисовать фломастером или мелками, водя ими по большому листу ватмана. Или же вовсе приобрести нетоксичные краски и, окуная пальчики ребенка в краску, разрешить ему самому почувствовать себя художником.

Для физического совершенствования не следует забывать про гимнастику – в этом возрасте комплекс упражнений уже несколько «усложнен» и разнообразен. Как и раньше, ребенку нужно сгибать-разгибать коленки, вращать ручки, когда он сидит. А еще – приседать с малышом у опоры, ходить с ним туда и назад, наклонять вперед туловище малыша, когда он стоит спинкой к взрослому.

Ребенок в 9 месяцев: родителям на заметку

Все так же необходимо контролировать, чтобы в квартире были соблюдены все возможные правила безопасности ребенка. Поскольку нынче он все больше проводит с мамой в кухне, помогая ей «готовить», крайне важно проследить, чтоб ребенок не имел возможности добраться до стеклянных или тяжелых предметов, до ножей или вилок, соли.

Важно также держать сковородки и кастрюли на плите ручками к стене, а еще лучше – готовить на дальних конфорках. Ребенок сейчас будет пытаться открыть любой закрытый шкаф или тумбу, посему, желательно позаботиться, чтоб духовка, посудомойная машина и микроволновая печь плотно закрывались.

Желательно уже сейчас познакомить малыша с понятием «горячее»: можно показать ему это на примере нагревающегося утюга, приложив к плечику (следите, чтоб утюг не был чрезмерно горячим) или подержав ладошку малыша над включенной конфоркой на достаточном расстоянии, чтобы он прочувствовал тепло.

Поскольку сейчас ребенок старается залезть куда-нибудь, где «повыше», нужно следить, чтоб он не залез на катающийся пуфик или неустойчивый стул. Важно также последить, чтоб малыш не имел возможности выбраться из кроватки с падением с высоты.

В возрасте 9-ти месяцев ребенка можно учить одеваться и раздеваться – просить протянуть ручку и сжать кулачок, когда нужно надеть кофту или куртку, показать, как снимается носочек и стаскивается шапочка.

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенку 9 месяцев. Что он может уметь? Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки. Обычно физическое развитие позволяет ребенку в 9 месяцев садиться из положения лежа и ложиться из положения сидя. В этом возрасте малыш часто уже встает на колени, на ноги, держась за опору (поднимается из положения сидя) и даже подпрыгивает, держась за барьер. В 9 месяцев ребенок может стоять при поддержке за одну руку и переступать при поддержке за обе руки или под мышки, а также передвигаться приставным шагом, держась за опору. 9-месячный ребенок способен повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.

Рост и вес ребенка в 9 месяцев данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 9 месяцев данные ВОЗ

Питание ребенка в 9 месяцев

Вскармливание преимущественно грудное. Все большее место в питании малыша занимает взрослая пища. В возрасте 9 месяцев также может появиться потребность в постоянном жевании, так как активно развиваются зубы и челюсти, и им требуется повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки и т.п.

Познавательное развитие ребенка в 9 месяцев

9-месячный ребенок с интересом рассматривает свое отражение в зеркале. Берет игрушку из рук взрослого, держит в кулачке, рассматривает (или облизывает). Подражая взрослому или самостоятельно размахивает, гремит, стучит игрушкой.

В 9 месяцев у ребенка появляется так называемый пинцетный захват: теперь он все чаще берет предмет не ладошкой, а двумя пальцами - большим и указательным. Совершенствуются действия с мелкими предметами: 9-месячный малыш вынимает (высыпает) их и снова вкладывает в емкость, а также открывает (снимает) крышечки. В возрасте 9 месяцев ребенок умеет действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.

Эмоционально-социальное развитие 9-месячного ребенка

Ребенку 9 месяцев - это расцвет предметной деятельности с игрушками и самое начало социальных контактов. В этом возрасте малыш уже проявляет особый интерес к некоторым игрушкам (отдает им предпочтение). Улыбается в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку). Радуется веселым играм со взрослым, плясовым движениям. Проявляет интерес к детям, их игре. У малыша в возрасте 9 месяцев (или чуть раньше или позже) появляется специфическое выражение лица в разных ситуациях: интерес, удовольствие, радость, внимание, обида.

Речевое развитие ребенка в 9 месяцев

Понимание речи:
Слыша свое имя, поворачивается, подползает. На вопрос: "Где то-то?" поворачивается и смотрит в сторону названного предмета (знакомого). По просьбе взрослого находит взглядом одну из трех игрушек, стоящих рядом. Берет (протягивает взрослому) названную несколько раз игрушку ("Дай то-то"). В 9 месяцев ребенок понимает слова: "ложись", "вставай", "брось", "на" и другие, знает назначение отдельных предметов: чашка, ложка, бутылочка, расческа. 9-месячный малыш может длительно прислушиваться к речи взрослого (не обращенной к нему), наблюдать за движениями губ взрослого.

Активное воспроизведение звуков речи:
Ребенок в 9 месяцев может повторять за взрослым слоги и звуки из своего лепета, а также подражать выразительным звукам (по-своему): "чихает", "фыркает", "гудит", "лает", "мяукает". В этом возрасте малыш громко лепечет в периоды бодрствования.

Бытовые навыки ребенка в 9 месяцев

Тянет руки к подносимой чашке, поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьет. Держит в руке ломтик хлеба, печенье, сушку, подносит ко рту, откусывает, обсасывает.

Что умеет ребенок в 9 месяцев?

Ребенок в 9 месяцев все время повторяет слоги, перебирая гласные и согласные, аукает, вскрикивает, временами заливается смехом. И на своем собственном языке комментирует происходящее вокруг. Некоторые младенцы «привязывают» слоги к маме с папой (ма-ма-ма-ам) и к любимым игрушкам (зя-зя-зя – зайчик и т.п.).

Эмоции ребенка с каждым днем все богаче. Чаще всего кроха удивлен или рад, чем-то заинтересован, но временами не скрывает гнев, отвращение, печаль, страх. Он может быть плаксивым, обиженным, боязливым, особенно, если мама постоянно на взводе, а, в общем, уравновешен, спокоен и доставляет минимум хлопот.

Малыш ярко проявляет недовольство, направленное на ваши конкретные действия: например, карапузу может не нравиться, когда вы вытираете ему носик или стрижете ногти. Он будет отворачиваться, отталкивать вашу руку, протестующе мычать и вертеть головой.

Не игнорируйте эти «уловки» и не ругайте за них сына или дочку. Задумайтесь: возможно, что-то в ваших действиях причиняет крохе боль, и это следует исправить. Если же действие необходимо продолжать, примите негативные эмоции любимого чада, скажите, что понимаете, что ему больно, неприятно, что он не хочет, но ничего не поделаешь – надо.

Кстати, обращайте особое внимание на действительную необходимость манипуляций, особенно медицинских, вызывающих у малыша негативную реакцию. Например, укрепляющий массаж вы можете делать сами (при отсутствии у ребенка серьезного заболевания), если карапуз не нашел «общего языка» с медсестрой. Как показывает практика, негативные эмоции зачастую сводят на «нет» всю пользу от таких манипуляций.

Не оставляйте без внимания просьбы малыша, особенно когда он плачет. Оторвитесь от телефонного разговора, возьмите ребенка на руки, поцелуйте, обнимите, успокойте, а затем продолжите беседу.

Запоминаем и повторяем

Теперь ребенок внимательно следит за вашими действиями, запоминает их, может достать вещь, спрятанную на его глазах в карман. Хорошо помнит, где вы носите интересные для него предметы, и пытается их достать. Например, зная, что у бабушки на шее висит интересный медальон, будет карабкаться к ней на колени и тянуть за цепочку. Или полезет в карман папиного пиджака за мобильником…

Малыш с удовольствием будет рвать и мять бумагу. Выделите ему старые газеты или журналы, попутно объяснив, что книги рвать ни в коем случае нельзя. Чтобы это не получилось «нечаянно», давайте крохе для самостоятельной игры и «чтения» только толстые картонные книги. Тонкие страницы он не сможет переворачивать сам и порвет просто потому, что пальцы еще недостаточно послушны.

Для тренировки пальчиков, предложите ребенку пересыпать орехи, пуговицы, камушки, фасоль, постепенно переходя на более мелкие предметы. Учите пересыпать не только пальчиками, но и разными ложками, маленьким совочком.

Покажите крохе, как переливать воду из одного пластикового стаканчика в другой, зачерпывать воду ложкой из миски и наливать в чашечку. Все это будет развивать мелкую моторику и сослужит прекрасную службу в плане обучения самостоятельной еде.

В 9 месяцев ребенок уже может начинать учиться одеваться. Точнее, раздеваться. Научите его стаскивать носочек, снимать шапочку, вынимать руку из рукава расстегнутой кофточки или курточки. Просите протягивать вам нужную ручку или ножку, подставлять голову, сжимать ручку в кулачок, когда просовывает ее в рукав. Чем раньше вы научите этому малыша, тем легче ему будет в дальнейшем овладевать навыками самообслуживания.

Стоя или сидя в ванной, кроха может мыть личико и ручки. Девочки часто повторяют «подмывающие» движения мамы – похвалите юную чистюлю! Старайтесь, чтобы малыш «наравне со всеми» участвовал в делах семьи, чаще оказывался за общим столом – на вашем примере он будет учиться себя вести, общаться с другими людьми.

Знакомство с телом

Помогите крохе познакомиться со своим телом! Именно на это направлены приведенные ниже игры. Не забывайте, что от родителей малыш учится, как надо относиться к своему телу, его потребностям, позывам, сигналам. Если ребенка приучают уважать свое тело, слушать его, этот навык остается на всю жизнь.

Если же родители в угоду своим нуждам, страхам или привычкам дают малышу понять, что его тело «глупое» и «неправильное» (посредством насильственного кормления, навязывания своего ритма и распорядка дня, несвоевременными высаживаниями на горшок, купаниями , запретами на активное движение и т.п.), ребенка ожидают сложности в построении дальнейших гармоничных отношений с самим собой.

Играя с малышом, важно, чтобы ему было интересно. Основное условие формирования этого интереса – эмоциональная вовлеченность мамы, ей должно быть смешно и весело. Ведь игра – не нудная обязанность!

Дарики-комарики
  • Дарики-дарики,
  • Ай да комарики! (хлопаем в ладоши),
  • ЗЗЗЗЗ (логопедическое проговаривание звука З!)
  • Вились-вились, (пальчики сложены в щепотки, производим круговые движения кистями)
  • Крошке в носик (можно называть любые части тела)
  • Вдруг вцепились.

Когда малыш подрос и научился хорошо бегать – особенно если он непоседа – эту игру можно превратить в салки-догонялки: комарики догоняют и кусают ребенка.

Хлопотушки
  • Хлопотушки - хлопотушки, (хлопаем в ладоши)
  • Закрывай скорее ушки (глазки, щечки, коленки и другие части тела, которые вы сейчас «учите») – закрываем уши ладошками.

Пока ребенок маленький, не стоит называть больше 3-4 за одну игру. Если малыш хочет продолжения игры, повторяйте те же самые, но в другой последовательности. А в другой раз прибавьте еще что-то одно.

Игра-будилка (засыпалка) на знакомство с частями лица и головы
  • С добрым утром глазки,
  • Вы проснулись?
  • С добрым утром носик,
  • Ты проснулся? – и далее все части, которые вы «учите».
  • С добрым утром, (имя ребенка)
  • Ты проснулся!
  • Доброй ночи, глазки,
  • Засыпайте! и т.д.
  • Доброй ночи, (имя ребенка)
  • Засыпай-ка!

Лепим и рисуем

С 9 месяцев можно начинать игры, которые затем перейдут в лепку, аппликацию, рисование. Покажите малышу, как можно возить мелками или фломастерами по большому листу бумаги. Окуная пальчики ребенка в специальные нетоксичные краски, дайте крохе возможность размазывать из по листу, куску ткани или собственному телу (если вы беспокоитесь за чистоту своего дома, играйте с красками в ванной – и с кафеля, и с самого художника их можно будет сразу смыть теплым душем).

Сделайте лепешку из любого теста или глины и, посадив карапуза себе на колени, втыкайте в нее фигурные макаронины, фасоль, орешки, камешки: малыш будет с удовольствием их выковыривать. Отвинчивать крышки, складывать в кастрюльку порезанные для супа овощи, поднимать с пола и складывать на стульчик или в специальную коробочку спички, зубочистки или фасолины, перебирать крупные пуговицы, бросать в корзиночку грецкие орехи или ватные шарики – все эти занятия прекрасно развивают пальчики и очень увлекают малышей, особенно если мама подает пример.

Как узнать, правильно ли развивается малыш? Что должны уметь дети в 9 месяцев? Эти вопросы волнуют родителей, имеющих детей грудничкового возраста. Чтобы быть спокойным за своего ребенка, важно знать, какого уровня физического и психического развития он может достигнуть к 9 месяцам, сопоставив наблюдения со среднестатистическими показателями. При этом родителям нужно иметь в виду, что в поведении мальчиков и девочек появляются отличия, так как первые становятся более энергичными и активными, у вторых больше проявляется эмоциональность.

Некоторые различия в восприятии мира мальчbками и девочками могут проявиться уже сейчас - так, малышки нередко отличаются повышенной эмоциональностью

Физические показатели и навыки

При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 - 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).

Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.

Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.

Не нужно форсировать события, всеми силами стараясь научить малыша ходить. Лучше пусть обучение будет мягким - возможно, малышу пока что доставляет большое удовольствие ползать, поэтому он сам не настроен на резкие перемены.

Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.

Сводная таблица с навыками

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:


- В 9 месяцев я уже очень многое могу!
Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Двигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому - смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка.
Действия с предметами Подолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.)
Навыки Пьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть.
Эмоции Всему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др.
Понимание речи Может выполнять поручения взрослых: «Покажи, как летает птица», «Помаши ручкой», «Покажи привет/пока» и др. Понимает запреты и указания типа «сядь», «подойди сюда», «встань», «обними маму». Знает свое имя и отличает его от других.
Самостоятельная речь Говорит самые разные слоги и начинает говорить простые слова (рекомендуем прочитать: ). Это автономная речь - т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким.
Интеллект Умеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет (см. также: ). Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы - все они «крутятся» относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм.

Формирование мелкой моторики

Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу - для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.


Сенсорные коробки с крупами или бобами - отличный вариант развития мелкой моторики 9-месячного малыша

К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:

  • развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
  • формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.

Чтобы помочь крохе разрабатывать пальчики, руку, родители могут выучить потешки и играть с ним в интересные пальчиковые игры. Например, в такие, как классические: «Ладушки», «Сорока», «Пальчик, где ты был?» с перебиранием пальчиков, чему малыши очень радуются и охотно повторяют движения за взрослым.

Полноценному физическому развитию ребенка согласно средним нормам поможет правильное соблюдение режима дня. Родителям полезно знать, что период бодрствования грудничка составляет ежедневно до 3 часов и даже больше. Время для сна ‒ до 15 часов, количество периодов сна днем до 2 раз. В день проводится 5 кормлений, перерывы между которыми доходят до 4,5 часа.

Развитие психики ребенка

В период 9 месяцев интенсивно идет нервно-психическое развитие малыша. Каждый день важен для крохи, так как добавляются новые успехи и достижения, что делает его более эмоциональным, интересным в общении, игре.

Главным достижением становится появление осмысленных слогов. К 10 месяцам дети не только произносят определенные звуки, но уже начинают обозначать ими конкретные предметы или действия, например, слоги «ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «дай».

  • Кроха легко учится выполнять несложные действия при кормлении, одевании, игре по просьбе взрослого: например, «дай игрушку», «открой ротик», «возьми в ручку».
  • Дети понимают много слов, обращенных к ним. При вопросе взрослого пальчиком показывают предметы в картинках, поэтому их знакомят с книжками.

Но, несмотря на разнообразие игрушек, ребенок предпочитает играть с бытовыми предметами, бумагой, посудой . Ничего здесь страшного нет, такие действия помогают развивать познавательную активность. Просто нужно сделать так, чтобы предметы окружения были безопасными и чистыми. Существуют даже специальные игры на кухне, которые позволяют родителям за повседневными делами играть вместе с малышом.

Важно, что грудничок в этом возрасте очень эмоционально воспринимает настроение окружающих людей . Так, малыш смеется, когда все вокруг веселятся, и грустит, когда взрослый не в настроении. Родителям надо знать, что у крохи появляется любимая игрушка, которая становится важной для него. Игрушка помогает ему улучшить настроение, нужна для засыпания, утешает при заболевании.

Формирование социальных навыков

Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей - отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.


Дитя становится все более самостотельным, и несмотря на капризы, малыш активно повторяет движения взрослых, обожает проводить с ними время

Здесь взрослым важно правильно повести себя - с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность : за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь.

Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.

У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: )

  • может сидеть самостоятельно;
  • из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору;
  • выполнять просьбы взрослых;
  • действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его;
  • выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия;
  • по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела;
  • может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных;
  • эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.

К сожалению, простуда подстерегает даже малышей в возрасте до года. Заложенный нос, кашель, больное горло, высокая температура - чем помочь маленькому ребёнку, чтобы побыстрее снять эти симптомы? Какие средства разрешены к применению у детей в 9 месяцев? Об этом мы поговорим в нашей статье.

Для всех родителей на время болезни детей существует три простых правила, выполняя которые они помогают организму малыша уверенно бороться с вирусом и поскорее выздороветь. Их следует соблюдать при высокой температуре, кашле, больном горле и насморк:

  1. Обильное тёплое питьё. Обеспечьте крохе усиленный питьевой режим: для этого подойдут вода, мамино молоко или тёплая смесь, а также компот.
  2. Прохладный и влажный воздух в комнате. Это правило особенно актуально при насморке и повышенной температуре. Почаще проветривайте помещение днём, а ночью поддерживайте комфортную температуру для сна. Влажность воздуха не менее важна. Кроме того, не кутайте ребёнка в тёплую одежду, думая, что так он быстрее выздоровеет. При высокой температуре это просто недопустимо.
  3. Не перекармливайте кроху. Если у него нет аппетита, не кормите насильно. Это перегружает печень, и болезнь может продлиться дольше. Как только малыш почувствует себя лучше, он обязательно наверстает упущенное в еде.

Как лечить кашель у ребенка в 9 месяцев

Кашель у детей до года сигнализирует родителям о том, что нужно обязательно вызвать врача. Так как иммунитет крохи пока ещё не сформировался до конца, любая инфекция, которая не была вылечена вовремя, может привести к осложнениям, вплоть до бронхита и воспаления лёгких.

Ребёнка должен обязательно прослушать врач, чтобы определить тип кашля и поставить диагноз. Только после этого можно будет сказать, что дать девятимесячному малышу от кашля.

В случае если кашель у ребёнка 9 месяцев сильный, чем лечить это заболевание? Лучше всего дождаться консультации врача. Если нет такой возможности, приобретите микстуру от кашля, предварительно выявив, сухой это кашель или влажный. Для малышей возможно применение сиропов «Амбробене», «Лазолван», «Амброксол» и некоторые других. Внимательно читайте инструкцию и не превышайте дозировку.

Чем вылечить сопли у ребенка в 9 месяцев

Когда ребёнку 9 месяцев, у него сильно заложен нос и его беспокоит насморк - это головная боль для всех членов семьи. Кроха беспокоен днём, не может спокойно спать ночью. Чтобы облегчить его состояние, нужно в первую очередь соблюдать три правила, указанные в первой главе. Кроме того, промывайте носик специальными каплями с морской солью или обычным физраствором. Чтобы удалить сопли, сначала смочите их каплями, а затем высосите с помощью аспиратора (например, «Отривин Бэйби») или детской клизмы. Однако не стоит часто пользоваться этими средствами, чтобы не увеличить отёк в носу.

Когда наблюдаются сильные сопли у ребёнка 9 месяцев, чем лечить насморк, решает педиатр. Обычно назначаются «Називин» или «Виброцил» по одной капле в каждую ноздрю. Старайтесь пользоваться ими только перед сном, не чаще 3 раз в сутки, так как они плохо влияют на слизистую носа, пересушивая её. Кроме того, на ночь поднимайте изголовье кровати ребёнка, так ему будет комфортнее спать во время насморка.

Как сбить температуру у 9-месячного малыша

Повышение температуры тела - это всегда правильная защитная реакция организма на вторжение чужеродного вируса или бактерии. Это значит, что организм борется сам и не нужно ему мешать.

Когда речь идёт о детях, многие родители даже при температуре 37 у ребёнка 9 месяцев поднимают тревогу. Хотя на самом деле до года это может быть нормой для крохи. В каком же случае нужно сбивать температуру и вызывать врача?

Жаропонижающее лекарство следует давать, когда у девятимесячного малыша высокая температура свыше 38, 5 градусов. В остальных случаях не спешите с медикаментами и не мешайте организму бороться. При этом надо вызвать врача и проанализировать возможные причины повышения температуры. Это могут быть болезни типа ОРВИ, отита, синдром прорезывания зубов или поствакцинальная реакция. Так, два последние варианта наиболее уместны, когда ребёнку 9 месяцев, а температура 38 держится без симптомов. При этом всё равно нужно проконсультироваться с лечащим врачом.

Если у 9-месячного малыша температура 39, как сбить температуру эффективно и быстро? Для этого вам понадобятся жаропонижающие на основе парацетамола или ибупрофена. Остальные средства (аспирин, анальгин и их содержащие) запрещены. В вашей аптечке всегда должны быть ректальные свечи и сиропы от температуры. Желательно, чтобы одно средство было на основе парацетамола, другое - ибупрофена. Так можно будет выявить более эффективное для вашего ребёнка, а также комбинировать их. Это могут быть сиропы «Нурофен», «Эффералган», «Панадол» и свечи «Цефекон-Д», «Эффералган» и другие. В крайнем случае, когда ничего нет под рукой, дайте малышу четверть таблетки Парацетамола, растворённой в воде. Повторять приём жаропонижающего можно не ранее 6 часов.