Изменения в пенсионном законодательстве о детях. Право на накопительную пенсию

В июле 2017 года региональные отделения Пенсионного фонда России (ПФР) начали предоставлять в открытых источниках (имеются в виду многочисленные публикации в СМИ и на официальном сайте ПФР) долгожданные пояснения касательно ажиотажа, сложившегося с начала текущего года во многих регионах страны вокруг так называемой «прибавки к пенсии за детей пенсионерам» .

Согласно ходившим ранее слухам, находящиеся на пенсии женщины, обратившись с соответствующим заявлением в ПФР, могут получить доплату к пенсии за детей, рожденных до 1990 года (или вообще в советское время до 1991 года - в том числе за взрослых детей, родившихся до 1980 года), размер которой за каждого ребенка может доходить до нескольких сотен рублей (соответственно, чем больше детей у матери-пенсионерки, тем больше будет размер надбавки).

Многие женщины, которые самостоятельно обращались по этому вопросу в Пенсионный фонд, уже действительно получили постоянную добавку к пенсии за детей в 2017 году , чем вызвали небывалый ажиотаж среди других пенсионерок. Это привело к образованию огромных очередей в клиентских службах ПФР и вынудило их работников представить развернутые пояснения.

Какие выплаты положены пенсионерам за детей?

Сразу отметим, что речь не идет о какой-то самостоятельной выплате! Прибавка к пенсии за детей получается в результате перерасчета благодаря тому, что по новому закону с 1 января 2015 года изменились правила расчета трудовой пенсии (назначаемой как по старости при достижении пенсионного возраста, так и по инвалидности), и теперь на ее размер помимо периодов работы влияют также «нестраховые периоды» - в частности, осуществление одним из родителей (обычно матерью) ухода за каждым ребенком до достижения 1.5 лет (ст. 12 федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Чтобы в дальнейшем не возникало никаких дополнительных заблуждений, можно сразу для себя выделить наиболее важные моменты касательно получения этой прибавки:

  1. Тем пенсионеркам, которые вышли на пенсию после 1 января 2015 года, обращаться за перерасчетом не нужно , поскольку наиболее выгодный вариант им уже был рассчитан и назначен к выплате. Перерасчет полагается только в том случае, если у женщины есть нестраховые периоды, неучтенные при назначении пенсии до 1 января 2015 года или учтенные по старым правилам, за которые теперь начисляются пенсионные баллы согласно новому закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
  2. Срок подачи заявления для перерасчета пенсии женщинам за детей не ограничен по времени - иными словами, обратиться можно в любой момент, причем не только путем личного обращения в свое отделение Пенсионного фонда, но и:

    • через многофункциональные центры МФЦ - такая возможность уже есть в большинстве регионов или будет доступна в ближайшее время;
    • подав заявление дистанционно - по Интернету через единый портал госуслуг или по почте.
  3. Получаемая в результате перерасчета надбавка к пенсии за детей индивидуальна и не гарантируется для всех пенсионеров, поскольку замена трудового стажа периодом ухода за детьми будет не всегда выгодна.

    По статистике, только в 20-30% случаев размер выплачиваемого пенсионного обеспечения может быть увеличен, причем сумма прибавки может составлять от нескольких рублей до нескольких сотен или, в отдельных случаях, даже может превосходить тысячу рублей.

  4. Если перерасчет получается «со знаком минус», то текущий размер пенсии не уменьшится (поскольку ухудшение пенсионного обеспечения не допускается действующим законом), и работниками Пенсионного фонда будет вынесено решение об отказе.

Кому положена доплата к пенсии за детей

Сразу отметим, что год рождения детей не имеет никакого определяющего значения - они могут быть рождены и до 1990 года, и в любое время после этого срока.

Заблуждение о том, что доплата полагается только за детей, рожденных до 1990 (1991 года), возникло из-за того, что введенный с 2015 года новый порядок учета пенсионных прав дает ощутимую надбавку к пенсии за взрослых детей тем пенсионерам, которые имеют преимущественно «советский» стаж , который сейчас мало влияет на размер пенсии и который может быть учтен на более выгодных для пенсионерки условиях в виде пенсионных баллов. Им такой перерасчет рекомендуется проводить в первую очередь. Как правило, такие мамы в своем подавляющем большинстве как раз вышли на пенсию до 1 января 2015 года (и они уже могут быть в очень почтенном возрасте - им может быть и 70, и 80 лет, и еще больше).

Однако это отнюдь не значит , что в случае рождения детей после распада СССР женщина автоматически лишится права на такой перерасчет! Просто, как правило, им он может быть не выгоден по каким-то иным причинам (например, если трудовой стаж женщины формировался преимущественно после начала 1990-х годов по более новым, российским пенсионным законам).

Необходимо понимать, что периоды ухода за детьми сами по себе не предполагают автоматического увеличения пенсии, поскольку зачастую уже учтенные при ее назначении периоды работы дают более высокий вклад в размер выплаты, чем их замена на 1.5 года ухода за каждым из детей. На практике существует большое количество частных случаев, при которых может быть выгодно или не выгодно производить такой перерасчет (см. таблицу).

В каком случае перерасчет может быть выгоден? Когда перерасчет, скорее всего, не даст никакой прибавки?
  • Если женщина родила 2 детей и более и осуществляла за ними уход до достижения 1.5 лет
  • Если в одной беременности было несколько детей (например, родилась двойня или тройня)
  • Если в период ухода за детьми мама не была трудоустроена (например, училась или просто не состояла в официальных трудовых отношениях)
  • Если она вышла на пенсию с минимальным трудовым стажем
  • Если пенсия матери была установлена исходя из невысокого заработка (ниже среднего по стране)
  • Если с учетом всех представленных выше обстоятельств пенсия женщине выплачивается в размере, близком к величине прожиточного минимума (сейчас это минимальная пенсия)
  • Если ребенок у пенсионерки единственный
  • Если она имеет длительный трудовой стаж, в том числе приходящийся на рождение детей
  • Если пенсия изначально была исчислена из высокой заработной платы (однако зарплата, превышающая среднюю по стране на 20%, до 2002 года не учитывалась при назначении пенсии - т.е. соотношение заработков за этот период в большинстве случаев не превышает 1.2, однако этого обычно достаточно для того, чтобы перерасчет пенсии за детей по «нестраховым» баллам не давал никакого выигрыша в сравнении с ранее назначенным вариантом)

Таким образом, прежде всего на получение надбавки за детей в результате перерасчета пенсии могут рассчитывать пенсионерки, имеющие 2 и более детей, у которых был невысокий заработок и (или) невысокий трудовой стаж.

Противопоказано проведение перерасчета пенсионерам, пенсия которым была назначена на льготных условиях. У получателей досрочных пенсий , не достигших пенсионного возраста, в результате замены трудового периода на «нестраховые» 1.5 года по уходу за детьми теряется льготный стаж, что может привести к потере права на досрочную пенсию .

Сколько баллов дают за каждого ребенка при перерасчете

С 2015 года основным показателем, влияющим на размер выплачиваемой пенсии, является количество так называемых «пенсионных баллов» (на самом деле по закону это называется «индивидуальный пенсионный коэффициент» - ИПК), учтенных в ПФР на индивидуальном лицевом счете пенсионера. Этот параметр отражает не в рублях, как это делалось раньше, а в относительных единицах размер пенсионных прав гражданина на страховую (трудовую) пенсию.

Пенсионные баллы на лицевом счете формируются двумя основными путями:

  • за счет уплаты работодателем обязательных страховых взносов (в 2018 году составляют 22% от фонда оплаты труда работника, из которых 6% идут на формирование фиксированной выплаты, а 16% учитываются на индивидуальном лицевом счете в виде пенсионных баллов);
  • за счет учета в баллах так называемых «нестраховых периодов» осуществления социально значимой деятельности, когда будущий пенсионер не работает и взносы за него не отчисляются, однако пенсионные права формируются за счет государства (полный список таких периодов перечислен в ст. 12 закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ - это, в частности, время прохождения военной службы по призыву у мужчин, осуществление одним из родителей ухода за каждым ребенком до 1,5 лет и др.)

Если в результате проведенных расчетов размер прибавки окажется отрицательным , то проводить пенсионеру такую замену будет не выгодно, и работники Пенсионного фонда в оформлении перерасчета откажут (то есть размер пенсии в любом случае не уменьшится ).

Какие документы нужны для проведения перерасчета

За перерасчетом размера пенсии с учетом нестраховых периодов по новым правилам следует обращаться только тем пенсионерам (одному из родителей, осуществлявшему уход за ребенком до 1.5 лет), которым она была назначена до 2015 года . Сделать это могут получатели страховой пенсии по старости или по инвалидности. Перерасчет производится только по заявлению пенсионера , которое нужно подать в то отделение Пенсионного фонда, которое осуществляет выплату пенсии (поскольку именно в нем хранится выплатное дело пенсионера, на основании которого будет проведен расчет дополнительной выплаты за родившихся детей).

Поскольку речь идет об обычном заявительном перерасчете пенсии , для него используется стандартное заявление, форма которого утверждена Приказом Минтруда РФ от 19.01.2016 № 14н (приложение №2 к Административному регламенту ПФР о предоставлении государственной услуги по установлению пенсий).

Вместе с заполненным заявлением в обязательном порядке принимаются документы личного хранения:

  • удостоверение личности пенсионера (паспорт гражданина РФ);
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).

Также согласно п. 2 ст. 23 закона «О страховых пенсиях» заявление о перерасчете принимается при условии предоставления пенсионером документов, необходимых для его проведения .

Прежде всего, наличие нестраховых периодов подтверждается на основании документов, уже находящихся в выплатном деле пенсионера, а также имеющихся в распоряжении работников Пенсионного фонда сведений персонифицированного учета. Если же сведения о периодах осуществления ухода за детьми до достижения ими 1,5 лет отсутствуют либо оказываются неполными, то заявитель подтверждает их наличие дополнительными документами:

  • свидетельства о рождении всех детей (при их отсутствии можно заказать справку о рождении ребенка в органах ЗАГС);
  • документы, подтверждающие достижение детьми полутора лет - это может быть любой официальный документ, выданный ребенку государственными органами в более позднем возрасте (паспорт ребенка, аттестат или диплом о получении образования, военный билет и т.п.).

Если в свидетельстве о рождении проставлен штамп о получении ребенком паспорта гражданина РФ после достижения им 14-летнего возраста, то будет достаточно только свидетельства о рождении с соответствующей отметкой!

Как оформить доплату к пенсии за детей

Подать в свое отделение Пенсионного фонда заявление и необходимые документы для проведения перерасчета можно в любое удобное для пенсионера время - срок обращения не ограничен . В случае принятия положительного решения (если в результате перерасчета размер пенсии изменится в сторону увеличения) пенсия будет назначена с учетом прибавки только с 1 числа следующего месяца . Доплата к пенсии за детей пенсионерам за прошлый период (пропущенный с момента вступления в силу с 1 января 2015 года нового закона) не производится .

Подать заявление на перерасчет можно одним из четырех предусмотренных способов.

Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ . Исходя из этого документа данный можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с , либо если они являлись таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей .

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение , содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • - данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность ;
  • - выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • - назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.

Также стоит отметить такое понятие, как - период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали .

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

Основным изменением, которое принесла , явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами - это и .

Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия - теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

Изменения в пенсионном законодательстве

В первую очередь, стоит посмотреть на реальные шаги, которые руководство страны уже сделало в этой сфере :

  • повышение пенсионного возраста для госслужащих;
  • заморозка пенсионных накоплений;
  • изменение правил .

Однозначного ответа на вопрос «каким путем будет развиваться пенсионная система?» , конечно, нет. Однако видно, что Минфином и Минтруда лоббируются законопроекты (которые, по мнению экспертов, могут претвориться в жизнь уже в 2017 году), фактически, сводящие на нет те преимущества, которые можно было найти в реформе 2015 года:

  • прекращение выплат пенсии и ;
  • в который раз планируется изменить порядок формирования накопительной пенсии - теперь капитал для нее должен будет формироваться из условно-добровольных взносов.

Заключение

К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение . Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации - стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.

Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто - даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.

Выход на пенсию обычно связан с наступлением определенного возраста, который, кстати, в России один из самых низких. Сегодня для женщин эта планка находится на уровне 55 лет, а для мужчин - 60 лет.

Но некоторые категории работников могут уйти на отдых на 5-15 лет раньше срока ухода на пенсию, установленного на законодательном уровне. Условий для этого несколько - опасные условия работы или службы, особые заслуги, состояние здоровья и так далее.

Стандартная пенсия

Закон №173-ФЗ устанавливает для выхода на пенсию работников следующие возрастные планки:

  • 55 лет - для женщин;
  • 60 - для мужчин.

Также обязательным пунктом при оформлении выплаты является наличие стажа: претендент должен иметь минимум 5 лет страхового (в течение которого производились взносы в ПФ) стажа.

Выйти на пенсию можно только при соблюдении норм законодательства:

  • гражданство РФ, а для иностранцев - работа в пределах России и постоянное проживание на ее территории;
  • претендент на выплату должен быть застрахованным по закону №167-ФЗ;
  • обязательно в течение рабочего стажа должны осуществляться взносы, то есть, стажем считается только такие периоды работы, когда эти взносы производились;
  • достижение возраста, необходимого для выхода на пенсию по старости (55-60 лет).

Срок ухода на пенсию женщин в России традиционно ниже возрастного ограничения для мужчин - слабый пол имеет право покинуть работу на 5 лет раньше. Хотя в целом в мире возраст этот одинаков для обоих полов.

Более того, уже не первый десяток лет ведутся споры на самом высоком уровне о необходимости сократить возраст именно для мужчин - средняя продолжительность их жизни по стране в общем составляет всего 60 лет, в то время как женщин - 75 лет.

Уже неоднократно в Правительстве поднимался вопрос об увеличении возрастной планки ухода на пенсию, но пока он остается прежним. Вместо этого предлагаются и уже даже применяются стимулирующие меры, которые бы сделали уход на отдых более поздним. Например, повышенная ставка к пенсии уже сегодня дала результаты.

Льготная пенсия

Свыше трети всех пенсионеров в РФ сегодня считаются льготниками. Они получили право на заслуженный отдых раньше достижения установленной планки в 55/60 лет. Существуют категории сотрудников, которые получают право на пенсию раньше срока:

  • работники производств с вредными условиями;
  • сотрудники горячих цехов, лица, занятые на подземных работах;
  • женщины, отработавшие 20 и более лет в текстильной отрасли, а также на работах повышенной вредности либо интенсивности;
  • работники сферы лесозаготовки, участники походов и экспедиций;
  • работники флота, морского и речного, механизаторы в портах;
  • работники в сфере городского транспорта;
  • авиаторы;
  • сотрудники МЧС;
  • педагоги при наличии 25 лет соответствующего стажа.

Также досрочная пенсия полагается и социально незащищенным категориям пенсионеров: многодетным матерям, инвалидам и лицам, осуществляющим за ними уход и так далее. В некоторых случаях стаж увеличивается при подсчете для пенсии. Например, для участника афганских событий срок выхода на пенсию может быть сокращен, поскольку за один год службы в расчет берется три года «обычного» гражданского стажа.

В остальных случаях в общий стаж включается не только профессиональная деятельность, но и период ухода за инвалидом или детьми, посещение семинаров, прохождение обучения или военной службы, а в специальный - только полные рабочие дни, отработанные по специальности.

Сроки ухода на льготную пенсию в системе МВД наступают после «набора» сотрудником минимум 20 лет специального стажа. Однако данное правило касается не только пенсии по выслуге лет. Другие два варианта - по инвалидности либо потере кормильца-сотрудника МВД (эти категории получателей имеют право на дополнительную пенсию) - также оформляются по такому принципу. С 2019 года планируется добавить 5 лет к необходимому стажу военнослужащих, и им придется уходить на пенсию только после отработки 25 лет в органах МВД.

Уход на пенсию раньше срока возможен и для безработных граждан, если до оформления выплаты осталось менее 2 лет, у претендента есть необходимый минимум стажа, а работа в службе занятости (будущий пенсионер обязательно должен состоять в ней на учете) для заявителя не найдена. По ходатайству инспектора службы занятости такому лицу пенсия может быть назначена в досрочном порядке.

Новые положения

С инициативой об увеличении пенсионного возраста как для мужчин, так и для женщин до 63 лет выступил РСПП (союз предприниматели и промышленников). Повышение планируется сделать поэтапным. Так, пенсионеры начнут уходить на пенсию с 2015 года на 3 месяца позже обычного.

Через 15 лет все «новые» пенсионеры будут оформлять выплату в 63 года при отсутствии прав на льготный уход. В остальном же порядок и условия назначения и выплаты пенсий останется прежним за исключение добавления возраста: льготы для работников вредных производств, педагогов и прочих категорий сохраняются.

Новые сроки ухода на пенсию можно считать вынужденной мерой: при таком, как сейчас, возрасте для пенсии в скором времени количество пенсионеров и трудоспособных работников станет идентичным. А если учитывать серые зарплаты без отчислений в ПФ, различные схемы ухода от взносов, то наполняемость Пенсионного фонда будет сокращаться с каждым годом все больше. Поэтому иного решения, кроме как повышения пенсионного возраста, на сегодняшний момент просто не существует.

В наступающем 2018 году правительством обозначены масштабные преобразования в пенсионной сфере. Основная цель реорганизации системы ПФР заключается в создании условий для устранения дефицита и стабилизации бюджета фонда.

Реформа предполагает участие в ней всех работающих соотечественников. По этой причине планируемые изменения в той или иной мере коснутся каждого россиянина.

Какие изменения ожидаются в 2018 году

По убеждению Минфина, растущий дефицит в бюджете ПФР вызван неэффективностью существующей пенсионной системы. В последние годы расходы фонда стабильно превышают его доходы.

Реформирование позволит изыскать новые ресурсы для решения серьезных проблем в данной сфере. В частности, обсуждается возможность следующих преобразований:

Корректировка пенсионного возраста. Россияне смогут рассчитывать на заслуженный отдых только по достижении 63-65 лет. Эта вынужденная мера будет внедряться поэтапно и, по мнению экономического блока, служит гарантией баланса будущего бюджета страны.

Изменение критериев для досрочного выхода на пенсию. Чиновники предлагают исключить из этой категории рабочих, задействованных в опасных вредных производствах.

Работникам медицинской сферы и народного образования (врачам, учителям) также не стоит рассчитывать на досрочное получение пенсионного удостоверения. Реформаторы предлагают увеличить срок льготного стажа их трудовой деятельности.

Минфин склоняется к тому, что размеры пенсионных выплат для работающих пенсионеров не будут индексироваться. Поскольку они имеют альтернативные источники доходов, то на повышение пенсионных выплат им не приходиться рассчитывать.

Замена накопительных пенсий системой ИПК (индивидуального пенсионного капитала).

По этой схеме каждый россиянин имеет возможность заблаговременно позаботиться о размере будущей пенсии за счет дополнительных взносов (от 1 до 6 и более процентов).

Добровольцам предлагается открыть счет в НПФ или любом банке и перечислять на него часть своих доходов. По достижении определенного возраста накопления можно снять или завещать потомкам.

Предложение носит добровольный характер и остается на личное усмотрение каждого россиянина. Граждане имеют право принять или отказаться от участия в системе ИПК.

Детали системы ИПК должны быть согласованы между ПФР, ФНС и банковскими структурами. Схему формирования собственного накопительного капитала обещают сделать максимально привлекательной для всех категорий граждан. Работодателям также предлагается принять участие в софинансировании пенсий и получить за это определенные льготы.

Бюджет ПФ России на 2018 год

В последние годы наблюдается четкая тенденция дефицита бюджета ПФР. Растущее количество пенсионеров на одного работающего россиянина неизбежно усиливает разницу между доходами и расходами в пенсионной системе.

В уходящем 2017 году дефицит бюджета уже достиг 220 млрд рублей. По мнению экспертов, повышение доходов в 2018 году в некоторой степени сократит этот показатель до 196 млрд рублей. Если все планируемые реформы будут реализованы, то Минфин рассчитывает стабилизировать бюджет ПФР. Средствами для покрытия дефицита послужат государственные субсидии.

Размер социальных взносов в ПФ РФ

После обсуждения в Госдуме право на существование получил законопроект о страховых взносах. Тарифы сохраняются прежними и остаются на уровне 2017 года.

Работодатель обязуется выплачивать в казну внебюджетных фондов 30%, из которых:

22% отчисляются ПФ;

2,9% на нужды социального страхования;

5,1% обеспечивают обязательное медицинское страхование.

Предусмотрены выплаты в размере до 10% в ПФР, если показатель налоговой базы физического лица ежемесячно превышает 624 тыс.руб.

Такая система страховых взносов не противоречит принятой ранее Стратегии развития в долгосрочной перспективе пенсионной сферы РФ.

По мнению чиновников, тарифы социальных взносов поддерживаются на уровне приемлемых показателей и создают оптимальную страховую нагрузку для работодателей.

Изменение социальных пенсий. Последние новости

Реформы ПФР в 2018 году не смогут изменить показатель пенсионных выплат в сторону кардинального повышения. Как ожидается, Минфином предусмотрена индексация пенсии в среднем на 4-5%. На фоне прогнозируемого снижения инфляции и экономического роста планируется довести размер пенсии по старости до 14 045 руб.

Ожидаемые от реформы ПФР изменения призваны решить множество назревших проблем в пенсионной сфере. Однако это никак не отразится на социальных выплатах. Показатель прожиточного минимума в РФ, по мнению чиновников, составит 9364 руб.

Предполагается, что размеры социальной пенсии не превысят 9159 руб. Тем не менее, Минфин настроен оптимистично и уверен, что уровню достатка отечественных пенсионеров не угрожают никакие опасности.

Насколько эффективной будет реформа ПФ России и оправдает ожидания россиян, покажет грядущий «не за горами» 2018 год.

Новый закон о пенсиях российские законодатели фактически принимают ежегодно. Он непосредственно влияет на жизнь десятков миллионов россиян. Не стал исключением и текущий год, в течение которого было принято несколько серьезных изменений, касающихся сегодняшних пенсионеров. Остановимся на основных из них.

Ранняя индексация пенсий

Действующий закон « » предусматривает ежегодную индексацию выплат с 1 февраля таким образом, чтобы она превышала официальный уровень инфляции. В 2019 году это будет сделано уже 1 января, что позволит перекрыть средний уровень роста цен в стране и обеспечить рост выплат в реальном выражении. Под эту корректировку подпадают все виды выплат за исключением работающих пенсионеров.

На этот раз индексация составит 7,05%, а прогнозный уровень инфляции за 2018 год составит 4%.

С 1 января 2019 года размер пенсионного коэффициента составит 87,24 рубля (сейчас этот показатель установлен на уровне 81,49), а фиксированная величина выплаты пенсии по старости и инвалидности второй группы подрастет.

Индексация для других категорий пенсионеров

Новый пенсионный закон с 2019 года устанавливает следующую фиксированную величину для других групп пенсионеров:

  • инвалиды 1 группы – 9965,8 рубля;
  • инвалиды 3 группы – 2491,45 рубля;
  • получающие помощь из-за потери кормильца – 2491,45 рубля.

По расчетам чиновников, средний размер пенсии по году составит 15 075 рублей, что составляет 161,3% к размеру прожиточного минимума для пенсионеров (соотношение для социальной пенсии составит 103,7%). Средний размер выплат, согласно закону о пенсиях в 2019 году, для детей инвалидов и инвалидов с детства первой группы составит 13 699 рублей.

Сколько Пенсионный фонд потратит на пенсии в 2019 году

Всего в будущем году законодательство о выходе на пенсию предусматривает расходы Пенсионного фонда на выплаты в размере 7,15 триллиона рублей (рост относительно 2018 составит 279 миллиардов).

Траты на социальные выплаты составят 981 миллиард рублей.

Планируемый дефицит ПФР, который будет покрыт за счет федерального бюджета, оценивается в 106 миллиардов рублей. Обратим внимание, что трехлетний проект предусматривает сокращение дефицита ПФР до 45 миллиардов к 2020 году. Подобный оптимизм не разделяет большинство экспертов, считающих о наличии больших проблем в пенсионной системе, требующей кардинального реформирования.

Индексации пенсий для работающих пенсионеров не будет

Министерство финансов официально объявило, что . Причина в постепенном росте реальных зарплат, что дает возможность для повышения их уровня доходов.

Одновременно все пропущенные индексации для этой группы пенсионеров будут выполнены сразу после завершения ими трудовой деятельности. До этого момента новый пенсионный закон будет предусматривать беззаявительный перерасчет в размере не более 3 пенсионных баллов, который автоматически происходит 1 августа.

Московская мэрия продолжит поддержку пенсионеров

Значительно большая стоимость жизни в российской столице и наличие финансовых возможностей позволяет московской мэрии дополнительно поддерживать пенсионеров.

В интервью телеканалу ТВ Центр Сергей Собянин заявил, что для пенсионеров в 2019 году будет повышен до 17 500 рублей минимальный уровень.

Фактически первые подобные деньги будут получены уже в этом году, так как из-за длительных праздников традиционно пенсия выплачивается чуть раньше. Дополнительно планируется повышение выплат малообеспеченным семья, включая одиноких матерей и воспитывающим трех или более детей.

Под новые выплаты подпадает 2,2 миллиона человек или более 15% жителей Москвы.

Новый закон о пенсионной реформе предусматривает продление заморозки накопительной части

Сложная экономическая ситуация, которая привела к заморозке накопительной части пенсий россиян в 2014 году, до сих пор вынуждает все страховые взносы направлять на выплаты нынешним пенсионерам. Фактически, это говорит о крахе последней реформы, которая должна была стимулировать будущих пенсионеров как можно раньше начинать делать накопления для формирования более приемлемой пенсии.

Новый пенсионный закон с 2019 года, предусматривающий передачу накопительной части непосредственно в ПФР, увеличит общие доходы федерального бюджета сразу на 551,3 миллиарда рублей.

Одновременно официальные лица заявляют, что ПФР не находится в предбанкротном состоянии, хотя он каждый год пополняется за счет бюджета и сумма этих отчислений, что подтверждает новый закон о пенсии с 2019 года, быстро растет. Это требует принятия радикальных мер по реформированию этой социально напряженной темы, которые могут начать уже в течение нескольких лет с повышения пенсионного возраста.

Сегодня последний закон о пенсиях в России предусматривает выплаты мужчинам при достижении ими пенсионного возраста 60,5 года и женщин — возраста 55,5 лет. Одновременно есть ряд льготных категорий граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение в более молодом возрасте.