Как научить ребенка жевать (советы доктора Комаровского). Как научить ребенка жевать: советы родителям

Родители все чаще обращаются к педиатрам с проблемой, что в возрасте 2 и более лет ребенок не может есть твердую пищу, потому что просто не умеет жевать. Чаще всего в этом виновато именно окружение - занятые или слишком любящие родители.

Жевательный рефлекс очень важен для малышей, этот навык помогает формировать речевые навыки и укрепляет челюстно-лицевой аппарат. Родители должны знать, что делать, чтобы научить малыша жевать, если это не произошло вовремя.

Жевательный рефлекс у детей должен появиться еще до перевода на твердую пищу (обычно это рекомендуется делать после 12-18 месяцев).

Первые попытки у малышей проявляются около 6 месяцев (иногда раньше), на этом этапе своего развития ребенок усердно тянет в рот руки и разные предметы, пытаясь грызть их. Так он не только чешет десны (этот период обычно совпадает с прорезыванием первых зубов), но и тренирует способность жевать.

Через некоторое время инстинкт может угаснуть, поскольку первые несколько зубов будут мешать выполнять жевательные движения. Однако годовалый ребенок вновь начинает проявлять интерес ко взрослой пище, и задача родителей - развить его.

К 2 годам малыш должен уметь есть полутвердую и твердую пищу, если в 24 месяца кроха продолжает питаться пюре и кашами, категорически отказываясь даже от мягких котлет, пора бить тревогу и что-то предпринимать.

Почему ребенок не жует в положенное время

Причин отсутствия жевательного рефлекса у детей в 2 года и старше много. Некоторые из них легко исправить, приложив определенные усилия, другие могут носить патологический характер.

Причины отсутствия жевательного рефлекса:

  1. Рано завершившееся грудное, смешанное или искусственное вскармливание с рождения.

Доказано, что дети, питающиеся исключительно грудным молоком, имеют более развитый челюстной аппарат, раньше овладевают речью и не испытывают трудностей при переходе на твердую пищу. Дело в том, что для получения молока из материнской груди им приходится прикладывать большие усилия, напрягая язык и остальные мышцы. Дети же, получающие смесь, привыкли к легкому получению пищи.

  1. Неправильно организованное кормление.

Рацион ребенка должен составляться согласно графику, разработанному педиатрами. Пищу, измельченную кусочками, рекомендуется вводить после 9 месяцев, но не позднее года.

Естественно, после жидких каш и пюре, малыши тяжело воспринимают такой вид пищи: выплевывают, глотают кусочки либо вовсе отказываются от еды. Заботливые и любящие родители стремятся обязательно накормить свое дитя, поэтому продолжают измельчать продукты блендером долгое время.

Ребенок привыкает не прикладывать усилий, чтобы наесться, поэтому в 2 года продолжает есть пюре из баночек. То же самое можно отнести и к родителям, у которых мало свободного времени, чтобы вовремя научить малыша жевать.

  1. Отсутствие приспособлений для облегчения прорезывания зубов на первом году жизни.

Малыш теряет жевательный рефлекс к одному году полностью в этом случае.

Малыш начинает плакать, когда получает твердую пищу, и мама сразу дает ему пюре.

  1. Резкое переведение ребенка на твердые виды пищи.

Такой процесс вызывает стресс у детей, и они категорически отказываются от любой еды.

  1. Чрезмерная активность малыша.

Такие дети постоянно находятся в движении, привыкают есть очень быстро, чего с твердой пищей сделать невозможно.

  1. Введение прикорма позже положенного времени (после полугода).

Ребенок привыкает пить смесь из бутылочки или молоко из материнской груди.

  1. Заболевания органов пищеварительного тракта, воспалительный процесс во рту или гортани.

Причиной того, что малыш не может в положенное время жевать твердую пищу, могут быть отклонения в физическом развитии, слабость мышц лица. Дети с такими проблемами сегодня не редкость. Связано это с плохой экологической ситуацией, генетикой, питанием и образом жизни будущих мам либо осложненными родами.

Так ли важно уметь жевать твердую пищу для ребенка?

Некоторые родители настолько любят своих детей, что не считают нужным заставлять их есть после года твердую пищу и готовы ее измельчать долгое время.

На самом деле умение жевать в 1-2 года заложено природой и способствует формированию:

  1. Правильного прикуса.

Отсутствие нагрузки на десну снижает активность кровообращения, зубы растут слабыми, может сформироваться неправильный прикус и начаться проблемы с зубами в будущем.

  1. Речи.

Как ни странно, именно жевательный рефлекс (как и сосание женской груди) тренируют артикуляцию малыша. Если у ребенка проблемы с приемом твердой пищи, это сказывается и на его речи, он может просто не выговаривать некоторые звуки.

  1. Ферментной системы.

В процессе жевания пища смачивается слюной, которая запускает процесс синтеза ферментов и улучшает пищеварение.

Если малыш получает только мягкие, жидкие продукты, желудок начинает лениться и через определенное время возникают проблемы с пищеварением: гастриты, частые несварения.

Кроме того, дети, не научившиеся жевать вовремя, рискуют вырасти психологическими манипуляторами, им тяжело будет ориентироваться в детском коллективе.

Как научить жевать годовалого ребенка

Сегодня больше половины детей не умеют жевать к 2-х летнему возрасту.

Развивать этот навык нужно с полугода:

  1. Купить красивые прорезыватели (несколько видов).

Ребенок должен не только снимать напряжение с десен, но и учится жевать. Главное, не забывать следить за их чистотой и регулярно мыть.

  1. Твердая пища.

В качестве знакомства с пищей вместо прорезывателя можно дать небольшую баранку, кусочек моркови, яблока. В процессе жевания деснами, малыш будет получать маленькие кусочки лакомства. Так малыш поймет, что получить новый вкус можно самостоятельно.

При этом родители не должны оставлять детей без присмотра. Баранки достаточно хрупкие, могут раскрошиться, мелкие кусочки способны перекрыть органы дыхания.

  1. Купить ниблер.

Специальное приспособление с пластиковой (силиконовой) сеточкой, внутрь которой можно помещать кусочки фруктов и овощей. Ниблер позволит ребенку познакомиться с новыми вкусами и при этом задерживает кусочки, поэтому безопасен для малыша.

  1. Приучать к новым продуктам постепенно.

Не стоит резко начинать кормить ребенка супом, как у взрослых. Часть привычного питания нужно заменить кусковым, например, оставить в пюре несколько небольших кусочков картофеля или украсить кашу свежими фруктами.

  1. Уменьшать помол.

Не нужно сразу давать малышу крупные куски, можно измельчить продукты на терке, ножом или просто размять вилкой. Это не относится к мясным продуктам: ребенок может не разжевать волокна и подавиться. Лучше предложить ему суфле или паровые котлеты и тефтели.

Обычно этих мер достаточно, чтобы дети в полтора года полностью овладели жевательными навыками.

Более подробно о том, как научить малыша жевать твердую пищу разными способами, можно узнать, посмотрев видео.

Срочные меры

К сожалению, некоторые дети и в 2-3 года не могут есть твердую пищу. В первую очередь такого ребенка нужно показать педиатру для исключения возможных патологий.

Если малыш полностью здоров, и отказ самостоятельно жевать связан с ленью или избалованностью, решить проблему можно, но придется запастись терпением.

Есть несколько способов, как научить жевать детей после 2 лет:

  1. Покажите пример.

Начните с приготовления простых блюд, пусть ребенок принимает посильное участие. Сядьте за стол всей семьей, разложите продукты в красивые тарелки (у всех одинаковые).

В игровой форме покажите малышу, как нужно жевать, можно устроить соревнование.

Главное, сохраняйте спокойствие, не будьте излишне строги и не ругайте, а тем более, не наказывайте за неудачу.

  1. Пригласите в гости детей.

Или старше или ровесников, уже овладевшими навыками жевания. Глядя на них, вполне вероятно, что малыш начнет повторять.

  1. Уберите из рациона пюреобразную пищу.

Предложите ребенку измельчить овощи или фрукты самостоятельно. Скорее всего у малыша не хватит сил сделать это самостоятельно, помогите ему.

  1. Используя мягкие и вкусные продукты.

Например, натуральный мармелад или зефир. Разжевывать их очень легко, а вкус намного приятнее привычной еды.

  1. Не используйте блендер. Можно сказать, что он сломался.
  2. Оставляйте на видном месте вкусные продукты для перекуса: бананы, нарезанные яблоки.
  3. Освойте актерское мастерство.

Предложите малышу сыграть в семейство зайчиков, белочек, лисичек (любых животных, которые привлекают ребенка). Предварительно можно посмотреть мультфильм или сходить в зоопарк. Войдите в роль полностью, вероятно, придется даже передвигаться на четвереньках.

  1. Сводите ребенка в детский развлекательный центр, зайдите в кафе и купите малышу новый для него продукт, привлекательный внешне.

Иногда причиной отказа от твердой пищи становится просто плохой аппетит. В этом случае можно попробовать такие способы:

  • больше времени проводите за занятиями, требующими физической активности;
  • вместо привычного сока предлагайте компоты из сухофруктов или отвар шиповника;
  • избегайте перекусов между приемами пищи.

Заинтересуйте ребенка едой: приготовьте новое блюдо, оформите необычно, как можно эмоциональнее продемонстрируйте, насколько оно вкусное. Научить жевать нужно как можно раньше, вся ответственность в этом ложится на родителей.

Другие дети могут начать проявлять характер и отказываться из-за обычного упрямства. Терпение и творческий подход помогут крохе освоить жевательный навык и подготовят к переходу в новый период жизни - детский сад.

Как научить ребенка жевать твердую пищу? Этот вопрос волнует всех родителей. В данном случае на помощь приходит голод. Именно он, являясь мощным стимулом, помогает новорожденному приспособиться к груди. Научиться жевать ребенку намного сложнее. Да и сам процесс перехода на твердые блюда порой усложняют родители малыша, используя в его рационе только протертую пищу.

Как происходит процесс изменения рациона питания?

Не нужно заставлять ребенка жевать. Постепенно в процессе прикорма следует добавлять в рацион малыша более густую пищу, которую недостаточно просто проглотить. Тогда чаду придется начать работать челюстями, языком, губами, образовывая комочек пищи, затем продвигая его к горлышку, а там ему поможет сработавший глотательный рефлекс.

Многие мамочки переживают, что им никак не удается найти ответ на вопрос о том, как научить ребенка жевать твердую пищу. Это вполне обоснованная тревога. Так как вредно долго держать малыша на пюре и кашах. Пищеварение должно работать в соответствии с развитием ребенка, а не должно становиться «ленивым» из-за того, что в ежедневном рационе присутствуют лишь жидкие и нежные блюда. Ферменты и желудочный сок слабо вырабатываются, потому что еда практически не пропитана слюной. Если предлагать подросшему малышу мягкое кушанье, приток к органам пищеварительной системы крови постепенно уменьшается, что ведет к ослабеванию работы самого желудка. Также отсутствие тренировки лица может отрицательно сказаться на формировании его формы и овала, но что самое страшное - на развитии прикуса.

Как научить ребенка жевать?

У каждого малыша свой характер, индивидуальные пристрастия к определенной пище. Кроме того, организмы людей работают по-разному. Поэтому не существует особых инструкций относительно того, как научить ребенка жевать твердую пищу. Данный факт связан с отсутствием их практической необходимости, индивидуальными особенностями организма и характера.

Чаще всего кроха ленится жевать только потому, что родители сами лишают его даже малейшей возможности пробовать. Приготовление пищи занимает длительное время, а разогреть готовые магазинные пюре - минутное дело, тем более ребенок их с удовольствием ест и набирает нужный вес. Но на самом деле нет ничего сложного в вопросе о том, как научить ребенка жевать пищу самостоятельно. Это довольно простой процесс, нужно лишь время и создание необходимых условий. Обычно дети без особых проблем справляются с твердой пищей. Но некоторым все же и после девяти месяцев тяжеловато справиться с уплотненными блюдами. Такое временное явление чаще всего связано с тем, что малышам мешают которые во время жевания травмирует десны, создавая болевые ощущения.

Когда лучше приучать ребенка к новому питанию?

Примерно с восьми месяцев можно периодически предлагать крохе немного уплотненные сгустки кашки, небольшие кусочки фруктов или овощей, хлеб, сушку или печенье. Важно вовремя перейти к более густому питанию, чтобы ребенок приучался работать губами, язычком и челюстями. Вообще, чем раньше добавлены в рацион и плотные блюда, тем лучше. Как только появляются первые зубки у малыша, пусть даже резцы - это сигнал к тому, что можно начинать добавлять в его рацион твердую пищу.

Как научить ребенка жевать твердую пищу быстрее? Постепенно малыша можно усаживать за взрослый стол. Это один из эффективных способов. Все малыши любят пробовать плотную пищу, хватая кусочки овощей или мяса с тарелок взрослых. Если ребенок делает это с удовольствием, то с восьми месяцев можно давать ему вермишелевый, картофельный супы или котлеты, приготовленные на пару. Главное - внимательно следить за тем, чтобы малыш случайно не поперхнулся.

Консультация «Как научить ребенка жевать?» предназначена для родителей и логопедов, которые столкнулись со ставшей в последние несколько лет распространенной проблемой неумения детьми (3-4 лет) жевать твердую пищу. Из консультации можно понять причины данного явления, получить практические рекомендации, которые помогут родителям и педагогам преодолеть проблему.

Написать статью «Как научить ребенка жевать?» меня, логопеда высшей категории с немалым стажем, побудили наблюдения последних лет за 3-4-годовалыми детьми, которые – как это не странно звучит – не умеют жевать. Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!».

Но мне самой неоднократно пришлось столкнуться с этой проблемой. Дети приходили в детский сад в три года и не могли ничего есть там. Родители приносили пюре в баночках или воспитатель «месил» первое блюдо. Причем, консультации невролога ничего не давали — ответ был: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится». По подражанию не научились, кормить взрослому не давались, плевались и давились.

Ниже будут освещены причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению.

Негативные результаты неумения есть твердую пищу:

  • Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;
  • Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;
  • Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу.

Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание.

Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание . При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола.

Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет?

Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.

1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса.

Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.

2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи.

Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение.

Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).

Ситечко для кормления помогает ребенку научиться жевать твердую пищу

С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.

3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам».

Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой.

Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.

4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию.

Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.

Современная педиатрия поместила этапы развития малыша в определенные рамки по возрасту. Имеются сроки, когда необходимо вводить прикорм, начинать кормить с ложки, учить кроху самостоятельно ее держать и жевать твердую пищу. По мнению врачей, уже в годовалом возрасте необходимо научить ребенка жевать правильно.

Общая информация

Когда малышу начинают давать твердую пищу, он отказывается от нее, даже если все зубы на месте. Ложку и вовсе не хочет брать в руки, перестает интересоваться едой или начинает давиться кусочками. О том, как научить ребенка жевать и глотать, Комаровский говорит следующее:

  1. Нет детей, которые не обучились навыкам глотания и жевания до пятилетнего возраста.
  2. Жевательный рефлекс присутствует у каждого человека, только его активация происходит у всех в разные сроки.
  3. Развитию этого процесса способны помешать только родители.

Забота родителей порой бывает чрезмерной, они не дают малышу питание в виде твердой пищи, поскольку боятся, что он может подавиться. Результатом становится то, что к двум годам кроха все еще получает пюреобразную пищу.

Чтобы научить ребенка жевать в 2 года, прежде всего нужно чаще предлагать ему твердую пищу.

Это является довольно острой проблемой для тех, кто длительно кормил ребенка грудью и не пытался приучить к другой еде. Для начала нужно проверить наличие зубов . Если их окажется всего два, то лучше не давать грызть малышу бублик или фрукт, поскольку откусить он его сможет, а вот пережевать вряд ли.

Наилучшим вариантом станет введение твердой пищи постепенно. Для начала можно ограничиться пюре, потом добавить в него немного маленьких кусочков. Впоследствии можно переходить к густой однородной пище, которую в дальнейшем заменить едой с наличием твердых фрагментов.

Отказ от приема пищи без мультфильмов - также является весьма распространённой проблемой. Многие дети стараются копировать своих родителей, которые едят и при этом смотрят телевизор. Для некоторых мамочек вполне нормальным считается включение мультиков для отвлечения внимания малыша, чтобы накормить его.

В этом случае малыш будет съедать больше, однако, выработки желудочного сока при этом не происходит, следовательно, такой прием пищи не пойдет на пользу. Еда станет хуже перевариваться, что может привести к болезням желудка.

Бывает, что малыш заболел, и на фоне высокой температуры отказывается от еды, его может тошнить. Комаровский рекомендует не кормить ребенка после рвоты насильно, лучше дать немного теплой воды и уложить в постель.

Во время приучения крохи к твердой пище не следует проявлять агрессию, не стоит забывать, что рефлекс вырабатывается не сразу. Некоторые малыши начинают грызть ногти в раннем возрасте, этого допускать нельзя.

Многие мамы, при переводе малыша на твёрдую пищу, жалуются на то, что он совершенно ничего не жуёт.

Одни говорят, что у их ребёнка не получается это делать, другие – что он умеет, но просто не хочет и ленится, а третьих беспокоит то, что малыш очень непоседливый и не может проявить даже чуточку терпения, чтобы как следует всё прожевать.

Как бы то ни было, эта проблема может встречаться даже у детей 4-5 лет и в более старшем возрасте.

Приведём основные способы того, как научить ребёнка жевать твёрдую пищу.

Под навыком жевания подразумевают умение малыша самостоятельно измельчать твёрдую пищу во рту и глотать её. Считается, что чем раньше сформируется этот навык, тем лучше.

Когда у грудничка начинают чесаться дёсны и он тянет всё в рот, пытается кусать и грызть – это и есть период для развития умения жевать.

Родителям важно не пропустить это время и, ещё до появления первых зубов, давать малышу прорезыватели, сушки, чтобы он, с помощью твёрдых предметов, понемногу привыкал прилагать усилия для жевания, напрягая нужные мышцы.

Почему возникают проблемы с жеванием?

Основные причины того, что ребёнок не жуёт твёрдую пищу:

  • Позднее введение прикорма;

Но к твёрдой консистенции еды грудничку привыкнуть нелегко, на это требуется довольно много времени, поэтому промедление с введением прикорма часто становится причиной того, что ребёнок не хочет жевать еду, подаваемую кусочками.

  • Длительное преобладание в рационе малыша пюреобразной пищи;

Многие мамы боятся того, что ребёнок подавится или не сможет проглотить твёрдую пищу, поэтому долгое время кормят его протёртой или полностью размятой едой, а также злоупотребляют баночным пюре (это ведь так удобно!).

  • Регулярное кормление через бутылочку, а не с ложки также зачастую приводит к лени и сложному привыканию к твёрдой пище;
  • Чрезмерная активность ребёнка. Непоседе сложно усидеть долго на одном месте и сосредоточиться на пережёвывании пищи (о том, как найти подход к активным деткам, можно узнать из статьи Ребенок-холерик >>>);
  • Нежелание родителей уделять много времени вопросам кормления и обучения малыша навыкам жевания;
  • Кормление через силу. Когда ребёнка принуждают есть то, что он не хочет, то, вследствие отсутствия аппетита, он может пытаться быстрее проглотить пищу.

Почему важно научить ребёнка жевать твёрдую пищу ?

  1. Хорошо пережёванная пища лучше усваивается организмом;
  2. Чем лучше еда пережёвана и смочена слюной, тем легче проходит процесс пищеварения;
  3. Чем тщательнее малыш жуёт, тем лучше ощущает вкус еды, что поддерживает его пищевой интерес и формирует вкусовые пристрастия;
  4. Вместе с умением жевать, ребёнок приобретает навыки глотания. Он учится определять, какой объём пищи сможет съесть за один приём и, если что-то пошло «не туда», то избавиться от лишнего количества;
  5. Тренировка челюстно-лицевых мышц способствует развитию речи. Чем больше малыш жуёт, тем лучше это сказывается на произношении им звуков и слов.

К чему приводит неумение ребёнка жевать пищу?

  • Затрудняется процесс переваривания пищи, поскольку она попадает в организм недостаточно измельчённая и смоченная слюной. Вследствие этого, ферменты и желудочный сок не вырабатываются в нужном количестве;
  • Происходит ослабление зубов. Они могут стать более шаткими и выпасть раньше срока;
  • Отсутствует тренировка мышц языка, что может привести к замедлению развития речи (узнайте, когда ребенок начинает говорить ?>>>);
  • Закрепляется стойкая привычка есть полностью однородную пищу, малыш ленится жевать и отказывается от твёрдых кусочков.

Способы приучения ребёнка к жеванию

  1. Думая о том, как научить ребёнка жевать и глотать пищу, в первую очередь обратите внимание на своё поведение. Какой пример вы подаёте?

Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде.

Садитесь за стол вместе с ним и демонстрируйте на личном примере, как тщательно нужно жевать, не торопясь и не набивая «полный рот».

  1. При введении прикорма нужно постепенно приучать ребёнка к более твёрдой консистенции пищи;
  • Сначала все блюда даются в виде пюре (в 6-7 месяцев), можно добавлять крошечки еды и несколько мягких кусочков;
  • Затем к 8-9 месяцам пищу уже можно разминать ложкой или вилкой, включать в неё маленькие полутвёрдые частички и мягкие крупные кусочки;
  • В 11-12 месяцев предлагайте малышу твёрдую пищу, чередуя её (но не смешивая в одной тарелке) с пюре. Так, уже в год можно научить ребёнка хорошо жевать разные продукты.

Чтобы научить ребенка уже к году жевать кусочки, не давиться и кушать аккуратно, посмотрите схему введения прикорма по схеме, предложенной в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку >>>

  1. Постарайтесь не показывать малышу свой страх того, что он подавится и не сможет проглотить кусочки еды. Дети чувствуют наше настроение и тоже могут начать бояться и отказываться от «опасной», на их взгляд, пищи.

Соблюдайте правила безопасности, когда знакомите ребенка с твердой пищей, никогда не оставляйте ребенка одного наедине с твердым куском еды.

  1. Если малыш всё же сам боится подавиться и отказывается от твёрдых кусочков, заверните один из них в марлю (или положите в ниблер) и дайте ему пожевать;

Это может быть ломтик яблока, груши, хлеба или какого-либо овоща. Так ребёнок понемногу будет привыкать к твёрдым кусочкам и перестанет их бояться.

  1. Массаж языка поможет преодолеть рвотный рефлекс и выталкивание пищи изо рта. Его можно делать через салфетку или специальной щёточкой в первые месяцы приучения к жеванию;
  2. Постарайтесь превратить процесс жевания пищи в увлекательное занятие;
  • Например, придумать какую-нибудь легенду, почему нужно хорошо прожевать всё, что лежит в тарелке или устроить соревнование, кто дольше будет «работать зубками»: малыш или мама;
  • Пусть каждый раз, как только ребёнок хорошо справится с заданием и тщательно прожуёт пищу, животик поблагодарит его за то, что он помогает переваривать еду и получать много витаминов из неё.

Конечно и в 2 года можно научить ребёнка жевать. Но всё же в этом процессе важна внимательность и последовательность.

Чем раньше вы начнёте уделять время приучению малыша к жеванию, тем эффективнее и быстрее он освоит этот навык. Детям в 1,5-2 года можно давать длинные продукты, которые удобно держать в руках и откусывать.

  1. Учите малыша жевать с помощью тех продуктов, которые ему нравятся. Так ему будет приятнее подолгу держать их во рту и тщательно пережёвывать;
  2. Не предлагайте слишком большие порции, лучше добавить еду, в случае, если она понравится ребёнку и он захочет покушать ещё. Не давайте новую порцию, пока малыш не прожуёт предыдущую, не торопите его;
  3. Делайте артикуляционную гимнастику. Она будет способствовать укреплению челюстно-лицевых мышц и развитию речевого аппарата.

Каким бы сложным ни казался процесс приучения ребёнка к жеванию пищи, всё же подавляющее большинство детей успешно осваивают этот навык. При ваших грамотных и методичных действиях, ребенок обязательно освоит его.

Людмила Шарова, консультант по прикорму и исправлению нарушений в питании детей.