Как называется человек с головой животного. Человек головой животного

Существует множество древних рисунков, на которых люди изображены с головами зверей. Вполне возможно, что люди, рисовавшие такие странные рисунки стали свидетелями результата генетических экспериментов инопланетян над людьми. Чтобы понять, проводили ли эксперименты инопланетяне на Земле, ученые Австралии и США создали экспедицию, целью которой являлось изучение наскальных рисунков древних людей. В Южной Африке и Австралии совсем недавно нашли более 5000 разнообразных рисунков каменного века, на которых часто встречались полулюди-полуживотные: с головой льва и туловищем человека, или же с телом быка и головой человека. Ученые узнали, что данные изображения были созданы не менее чем 32000 лет назад. Кристофер Чиппендейл - антрополог из Кембриджского университета, совместно с Полом Таконом - историком из Австралии, изучавшие древние рисунки, сделали вывод, что авторы этих работ рисовали то, что видели своими глазами, то есть "с натуры". Это означает, что загадочные существа позировали художникам. Что интересно, доисторические люди с племен, обитающих на африканской и австралийской земле, рисовали одних и тех же существ. Удивителен и тот факт, что на данных рисунках частенько были изображены и кентавры, получившие в наши дни большую популярность благодаря фильмам и видеоиграм. Стоит упомянуть, что на австралийской земле в те далекие времена лошади не водились. Как же удалось древним людям из Австралии нарисовать тех животных, которых они никогда не видели, остается загадкой. Можно предположить, что в процессе эволюции существовали некие гибриды людей и животных. Но уфологи не исключают и того, что эти загадочные мутанты могут оказаться результатами генетических экспериментов над людьми. Обслуживающий персонал Те мутанты, которые были созданы прямо из пробирки, а не естественным способом, были разумными. К примеру, египетский Бог Тот, которого на рисунках рисовали с головой павиана или ибиса у египетских жителей ассоциировался с Богом, который знает всё. Египтяне говорили: "Он знает, что происходит в небесах, он знает, сколько звезд на небе, он может перечислить все, что есть на нашей земле, он может изменить целый мир". Потомок Бога-титана Крона и Богини океана Филиры, кентавр Хирон, который был выучен Артемидой и Аполлоном, овладел искусством охоты, музыки, врачевания, а также был неплохим прорицателем. В мифах он частенько упоминается как наставник героев из греческих историй - Ахилла (храбрейший из героев), Аслепия (Бог медицины и врачевания), Кастора (первый из братьев-близнецов Диоскуров), Полидевка (второй из братьев-близнецов Диоскуров) и Ясона (предводитель аргонавтов). Мифы древней Греции рассказывают о том, что люди-кони прибыли в страну с гор, но из-за большого пристрастия к алкогольным напиткам люди изгнали их с Эллады. Есть предположение, что человеко-звери наделенные разумом были выращенные для того, чтобы выполнять функции обслуживающего персонала, и быть использованными как бесплатная рабочая сила. Не так давно в Египте около деревни Дейр-эль-Медине нашли гробницу строителей фиванского некрополя. Среди усопших были обнаружены как писцы, так и художники, которые в свое время активно расписывали стены фараоновских гробниц. Во время раскопок археологами было обнаружено более четырех тысяч художественных рисунков, которые изображали моменты жизни египтян. Такие рисунки очень озадачили некоторых ученых. Одно из таких изображений хранится в Британском музее, на нем изображены шакалы, которые пасут козлят, что довольно таки странно. Оба "охранника" видны на заднем плане, они идут за стадом с какими-то корзинами за спинами. Колону замыкает черный шакал с флейтой. Впереди колоны идет кот, который хворостинкой погоняет непослушных гусей, ушедших немного в сторону. Есть в музее и ещё один рисунок, который кажется ещё более безумным. Это шахматный матч между львом и газелью: они сидят друг напротив друга, лев чем-то явно не доволен и показывает свои огромные клыки, делая свой ход, а газель испугано глядя на льва выпускает из рук шахматную фигурку. Французский историк-ориенталист Франсуа Шамнольон, первый человек сумевший расшифровать и даже прочитать текст на египетских иероглифах, думал, что рисунки подобного рода - это своего рода насмешка над правящей верхушкой Египта того времени (сатира). Тем не менее, француз лишь предположил, так как до конца не известно, был ли в то время у египтян данный литературный жанр. В давние времена древние египтяне верили в Бога смерти Анубиса, который олицетворял покровителя мертвых, и фактически являлся Богом загробного мира. Изображался Анубис всегда одинаково, это был человек с головой шакала. О подобных созданиях в своих рукописях как о реальных, существующих созданиях, писали таких известные личности как: Адам Бременский (северогерманский хронист), Марко Поло (итальянский купец и путешественник), Павел Диакон (историк лангобардов) и Плиний (римский писатель-эрудит). Люди с головой собаки есть даже на православных иконах - так, к примеру, на иконах часто рисовали святого мученика Христофора, жившего в III веке. «Братские могилы» При строительстве автодороги в Крыму в 1960 году бульдозер выгорнул из земли странный каменный ящик. Рабочий персонал не дождался выехавших на место археологов, и открыл крышку каменного саркофага. То, что они увидели, удивило даже самых старых рабочих. В гробу лежал человеческий скелет с головой какого-то животного. При близком рассмотрении оказалось, что это череп барана, причем оставшийся от тела костяк был цельным, а это значит, что череп и скелет были одним целым! После нескольких часов ожидания, на место все же прибыли археологи. Они, посмотрев на останки, подумали, что рабочие просто разыгрывают их, и сразу уехали. Рабочие пришли к выводу, что если находкой не заинтересовались даже археологи, то она не представляет никакой исторической ценности, и попросту закопали саркофаг опять в землю. Археологи время от времени все же находят древние захоронения, в которых перемешаны останки животных и людей. При этом очень часто в могиле отсутствует человеческая голова, а кости животного не составляют полного комплекта. Ученые считают, что такие останки являются жертвенными дарами. Но то, что это могут быть гибриды созданные инопланетянами, также не исключается. Можно прийти к выводу, что инопланетные ученые проводили ужасающие эксперименты по гибридизации различных живых существ. Профессор зоологии, известный энтомолог Мариковский Павел Иустинович, изучая древние изображения на территории Междуречья в западных отрогах Джунгарского Алатау, выявил на рисунках явных гибридов: животных с несколькими головами, баранов с длинными хвостами прямо как у собак или волков, неизвестных науке существ с большими прямыми рогами, лошадей с горбами, более походящих на верблюдов, верблюдов с большими рогами, и, разумеется, кентавров, рисунки которых широко распространены по всему миру. Вполне реально, что инопланетные эксперименты были нацелены на создание альтернативных гуманоидов, похожих на людей, но с улучшенными способностями. В свитках, найденных в Монголии, сохранились интересные записи об уникальных детях: "У моего воина Сарва родился пятый сын, но немного необычный, у него волосы на голове бирюзового цвета, а руки и ноги выглядят так, как будто на них упал большой камень; у него странные глаза, они закрываются «снизу вверх…»; у Дува Сохор только один глаз посреди лба, но сам Дува совершенно не беспокоится по этому поводу, так как говорит нам, что может видеть на большие расстояния".


Совместной австрало-американской экспедицией, изучавшей наскальные рисунки первобытных людей, в Австралии и Южной Африке было обнаружено более пяти тысяч изображений каменного века, среди которых встречаются наброски полулюдей-полуживотных – с туловищем льва и головой человека или с головой быка и человеческим торсом. Рисунки неведомых созданий, обнаруженные экспедицией, сделаны не менее 32 тысяч лет назад. Антрополог из Кембриджа Кристофер Чиппендейл и историк из Сиднея Пол Такон, изучавшие древние петроглифы, пришли к выводу, что первобытные художники рисовали загадочных существ «с натуры», то есть изображали то, что видели собственными глазами. Примечательно, что доисторические австралийцы и африканцы, обитавшие на разных континентах, украшали свои пещеры рисунками одних и тех же существ.
В Австралии ученые нашли изображения кентавров, хотя достоверно известно, что лошади на этом отдаленном материке не водились. Как удалось австралийским аборигенам изобразить коня с торсом человека, неизвестно. Остается предположить, что в незапамятные времена на нашей планете гибриды людей и животных действительно существовали.

Вероятно, все эти загадочные существа – результат генетических экспериментов пришельцев. Более того, создаваемые в «пробирке» гибриды были разумными. Например, бог Тот считался у египтян ученым:

Сын бога Крона и Филиры кентавр Хирон, обученный Аполлоном и Артемидой охоте, врачеванию, музыке и прорицательству, был учителем героев греческих мифов – Ахилла, Асклепия, Кастора, Полидевка, Ясона.

Кентавры в греческой мифологии – существа с телом коня и человеческим торсом (встречаются также изображения гибридов с торсом мужчины и телом быка, осла, овцы или козла).

Согласно греческим преданиям, кентавры обитали в горах Фессалии и Аркадии и были, за исключением Хирона и Фола, существами дикими и буйными. Одно из самых известных деяний кентавров – попытка похитить Гипподамию, невесту царя лапифов Пирифоя. В сражении с лапифами они были разбиты. Легенды рассказывают, что люди-кони пришли в Грецию с гор, но из-за непомерной тяги к спиртному были изгнаны из Эллады людьми.

На великолепно сохранившейся фреске индейцев майя, обнаруженной в одном из храмов города Бонампак в мексиканском штате Чьяпас, можно увидеть странных богов со жвалами вместо рта и крокодильими мордами. Подобные изображения встречаются у ольмеков, тольтеков, ацтеков.

До сотворения человека гибриды человекозверя или животные, наделенные разумом, были своего рода обслуживающим персоналом богов и выполняли некоторые хозяйственные функции. В Египте около селения Дейр-эль-Медине был открыт поселок строителей фиванского некрополя. Среди них были писцы и художники, расписывавшие стены гробниц. Древние египетские мастера оставили черновые наброски и эскизы рисунков, выполненные на глиняных обломках или плитках известняка, впоследствии названных известным французским египтологом Гастоном Масперо «остраконами». При раскопках было обнаружено около 5 тысяч рисунков, изображающих сцены из жизни египтян. Многие из них ставят ученых в тупик. Например, в египетском папирусе, хранящемся в Британском музее, изображены шакалы, которые охраняют козлят. Оба «пастуха» идут на задних лапах, несут за спинами корзинки. Шествие замыкает шакал, играющий на флейте. Впереди всей группы выступает на задних лапах кот и погоняет хворостинкой гусей. На другом рисунке изображен даже «шахматный турнир» между львом и газелью: они сидят в креслах перед доской; лев оскалился, словно что-то говорит, делая ход; газель «всплеснула руками» и выпустила фигуру.

Франсуа Шампольон, который первым расшифровал и прочитал египетские иероглифы, считал, что такие рисунки – своеобразная политическая сатира. Но нет никаких данных о существовании этого литературного жанра у древних египтян.

Некоторые статуэтки изображают загадочных животных, которые повелевают людьми или диктуют что-то писцам.

О людях с собачьими или шакальими головами как о реальных существах писали Плиний, Павел Диакон, Марко Поло, Адам Бременский. Анубис, в верованиях древних египтян первоначально бог смерти, покровитель мертвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования, обычно изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала. Бог мудрости Тот изображался как человек с головой ибиса или павиана, богиня Сохмет – как женщина с головой львицы, и т. д. Убийство священного животного наказывалось у египтян смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах.

В начале 1960-х годов при строительстве автомобильной дороги в Крыму бульдозер вывернул на поверхность земли каменный «ящик». Рабочие вскрыли крышку саркофага: в нем оказался человеческий скелет с головой барана, причем костяк был цельным, голова составляла единое целое со скелетом. Дорожный мастер вызвал археологов, экспедиция которых работала неподалеку. Те, взглянув на кости, решили, что дорожники подшутили над ними, и тут же уехали. Убедившись, что находка не представляет какой-либо исторической ценности, рабочие сровняли саркофаг с землей.

Археологи иногда находят древние захоронения, в которых перемешаны кости животных и человека, а также скелеты разных зверей, причем часто в могиле отсутствует человеческая голова или имеется неполный комплект костей животных. Считается, что это останки жертвенных даров. Но вполне возможно – это гибриды, созданные пришельцами.

Необычные артефакты обнаруживаются в самых разных районах мира. Недалеко от Глауберга в 1997 году было открыто поселение кельтов V века до н. э. Там, в разграбленном в Средние века кургане, немецкие археологи нашли статую кельтского вождя высотой 1,8 метра. Воин изображен в кольчуге, со щитом римского образца. А голову вождя украшают огромные «заячьи» уши.

Любопытно, что изображения людей с длинными ушами встречаются довольно часто, причем в районах, значительно удаленных друг от друга. Подобные рисунки имеются на скале у реки Иордан, на погребальном ящике, найденном в Горном Алтае. Огромные уши венчают головы «каменных баб» в Красноярском крае и Хакасии, а также китайские статуэтки демонов.

Мифы о человекообразных животных сохранились у многих народов. В греческой мифологии Минотавр, чудовище с человеческим телом и головою быка, был рожден Пасифаей, женой царя Миноса, от быка, посланного Посейдоном на Крит для заклания. Минос отказался принести быка в жертву, тогда Посейдон внушил Пасифае противоестественную страсть к животному. Плод их связи, Минотавр, был заточен в подземный лабиринт, построенный Дедалом. Ежегодно ему приносили в жертву семь юношей и девушек, посылаемых афинянами в качестве подати Миносу и как искупление за убийство сына Миноса в Аттике. Страшное чудовище пожирало несчастных. Афинский царевич Тесей добровольно отправился на Крит в числе предназначенных на съедение Минотавром, убил чудовище и с помощью нити влюбленной в него царской дочери Ариадны выбрался из лабиринта.

Пришельцы проводили эксперименты по гибридизации самых разных животных. Историк Эвсебий, основываясь на более древних источниках, так описывает монстров, которых создавали боги в незапамятные времена:

Человеческие существа с козлиными бедрами и рогами на голове; другие – наполовину люди, наполовину лошади (кентавры); быки с человеческими головами; похожие на собак создания с рыбьими хвостами; лошади с собачьими головами и другие существа, похожие на драконов.

В 1850 году знаменитый французский археолог Огюст Марриет обнаружил в районе пирамиды Саккара огромные сводчатые склепы (так называемые крипты), в которых сохранились сотни саркофагов, высеченных из цельных кусков гранита. Их размеры удивили ученых: длина – 3,85 метра, ширина – 2,25 метра, высота – 2,5 метра, толщина стенок – 0,42 метра, толщина крышки 0,43 метра; общий вес «гроба» и крышки составлял около 1 тонны.

Внутри саркофагов находились измельченные останки животных, перемешанные с вязкой жидкостью, похожей на смолу. В некоторых захоронениях были найдены маленькие статуэтки с изображениями древних богов. Изучив фрагменты тел, Марриет пришел к выводу, что это гибриды самых разнообразных животных. Древние египтяне верили в жизнь после смерти и были убеждены, что живое существо может возродиться, только если его тело будет забальзамировано и сохранит свой внешний облик. Они боялись созданных богами существ и, чтобы воспрепятствовать воскрешению монстров в новой жизни, расчленили их тела на мелкие куски, поместили в гробы, залили смолой, а сверху закрыли массивными крышками.

При раскопках в пустыне Гоби бельгийский ученый Фридрих Мейснер обнаружил человеческий череп с рогами. Вначале он предположил, что рога каким-то образом врезаны в череп, то есть проведена их трансплантация, но исследования патологоанатомов показали, что это естественные образования: они сформировались и росли при жизни этого существа.

Несколько человеческих черепов с рогами, подобно этому:были обнаружены в могильном холме в Графстве Бредфорд, Штат Пенсильвания, в 1880-ых. За исключением костистых выростов, расположенных приблизительно два дюйма выше бровей, люди, которым скелеты принадлежали, были анатомически нормальны, хотя были семи футов роста. Было оценено, что тела были захоронены примерно в 1200 г. от Р.Х. Кости были посланы Музею Исследования Американцев в Филадельфии, где благополучно сгинули, чтобы никогда больше не появиться.

Аналогичные черепа были найдены израильской археологической экспедицией под руководством профессора Хаима Расмона при раскопках развалин Субейта. В самых нижних культурных слоях, относящихся к бронзовому веку, археологи обнаружили человеческие скелеты, черепа которых венчали рога. Они держались в черепах настолько прочно, что специалисты не могли прийти к однозначному выводу, выросли рога естественным путем или были каким-то образом «вживлены». Изображения и рельефы людей с рогами встречаются и в других регионах мира, например, в Перу.

Доктор биологических наук П. Мариковский, изучая наскальные рисунки каменного века в западных отрогах Джунгарского Алатау на территории Междуречья, обнаружил изображения явных мутантов: горных козлов с двумя головами; козлов с длинными хвостами, как у волков; неизвестных животных с прямыми, как палки, рогами; лошадей с горбами, как у верблюда; лошадей с длинными рогами; верблюдов с рогами; кентавров.

Наскальные рисунки, рельефы, скульптуры, изображающие гибридных животных, можно увидеть в разных уголках земного шара у различных народов. Особенно распространены изображения сфинкса – существа с человеческой головой и туловищем какого-либо животного (льва, змеи, собаки и др.), иногда с крыльями орла. Египтяне изображали три вида сфинксов: с головой человека и телом льва, с головой барана и с головой сокола. Древние греки создавали образы полудев-полульвиц.

Возможно, пришельцы проводили генетические эксперименты по созданию гуманоидов, а также различных гибридов людей и животных в Средние века. В летописях монголов сохранились любопытные свидетельства о необычных детях:

У хагана по имени Сарва, который был сыном Кушала, хагана индийской Магады, младший из пяти сыновей родился с волосами бирюзового цвета, руки и ноги его были плоскими; глаза его закрывались снизу вверх…

Так как Дува Сохор имел единственный глаз посредине лба, то он мог видеть на расстоянии трех кочевок.

О появлении на свет различных уродцев сообщали средневековые ученые: А Паре, У. Альдрованди, Ликосфен. Имеются сведения о рождении детей с головой кошки, собаки, а также с телом рептилии.

В настоящее время в СМИ приводятся многочисленные сведения о рождении детей-уродцев с жабрами, с кошачьими, вертикально расположенными зрачками, циклопов с одним глазом во лбу, с перепонками между пальцами рук и ног, с зеленой или синей кожей. В марте 2000 года появилось сообщение о том, что в Индии, в одной из больниц города Поллачи (штат Тамил-Над), родилась «русалка» – девочка с рыбьим хвостом вместо ног. Прожила она очень недолго, ее тело было передано в одно из медицинских учреждений для изучения. В марте 2001 года информационное агентство «Ананова» сообщило, что в Индии, неподалеку от Параппанангади, у обычной овечки родился странный детеныш. У необычного ягненка на теле не было шерсти, а нос, глаза, рот, язык и зубы были похожи на человеческие, причем вся его мордочка в целом напоминала лицо лысого мужчины в темных солнцезащитных очках. Мутант (или гибрид?) прожил всего несколько часов после рождения. Возможно, все эти уродцы – отголоски проводимых пришельцами в далеком прошлом опытов над людьми. Не исключен и другой вариант – генетические эксперименты на нашей планете продолжаются.

Изображений богов с головами зверей и человеческими телами встречаются у разных народов. Не исключено, что эти существа - плод генетических экспериментов инопланетян.


Совместной австрало-американской экспедицией, изучавшей наскальные рисунки первобытных людей, в Австралии и Южной Африке недавно было обнаружено более пяти тысяч изображений каменного века, среди которых встречаются наброски полулюдей-полуживотных: с туловищем коня и головой человека или с головой быка и человеческим торсом. Рисунки этих неведомых созданий сделаны не менее чем 32 тысяч лет назад.

Антрополог из Кембриджа Кристофер Чиппендейл и историк из Сиднея Пол Такон, изучавшие древние петроглифы, пришли к твердому выводу, что первобытные художники рисовали загадочных существ "с натуры", то есть изображали то, что видели собственными глазами. Примечательно, что доисторические австралийцы и африканцы, обитавшие на разных континентах, украшали свои пещеры рисунками одних и тех же существ. Особенно, однако, удивительно то, что в Австралии ученые нашли изображения кентавров. Достоверно известно, что лошади на этом отдаленном материке никогда не водились. Как удалось австралийским аборигенам изобразить коня с торсом человека, неизвестно.

Остается предположить, что в незапамятные времена на нашей планете гибриды людей и животных действительно существовали. И отнюдь не исключено, считают уфологи, что эти загадочные существа - результат генетических экспериментов пришельцев.

Обслуживающий персонал

Создававшиеся в "пробирке" гибриды или, по крайней мере, многие из них, были разумными. Например, бог Тот, который изображался с головой ибиса или павиана, считался у египтян выдающимся ученым: "Он знает небеса, способный сосчитать звезды, перечислить все, что ни есть на земле, и измерить саму Землю". Сын бога Крона и Филиры кентавр Хирон, обученный Аполлоном и Артемидой охоте, врачеванию, музыке и прорицательству, был учителем героев греческих мифов - Ахилла, Асклепия, Кастора, Полидевка, Ясона.

Легенды рассказывают, что люди-кони пришли в Грецию с гор, но из-за непомерной тяги к спиртному были изгнаны из Эллады людьми.

Гибриды человеко-зверя или животные, наделенные разумом, могли быть своего рода обслуживающим персоналом и выполнять некоторые хозяйственные функции. В Египте около селения Дейр-эль-Медине был открыт поселок строителей фиванского некрополя. Среди них были писцы и художники, расписывавшие стены гробниц. При раскопках обнаружено около 5 тысяч рисунков, изображающих сцены из жизни египтян. Многие из них ставят ученых в тупик.

Например, на египетском папирусе, хранящемся в Британском музее, изображены шакалы, которые стерегут козлят. Оба "пастуха" идут на задних лапах, несут за спинами корзинки. Шествие замыкает шакал, играющий на флейте. Впереди всей группы выступает на задних лапах кот и погоняет хворостинкой гусей. На другом рисунке изображен даже "шахматный турнир" между львом и газелью: они сидят в креслах перед доской; лев оскалился, словно что-то говорит, делая ход; газель всплеснула руками" и выпустила фигуру. Франсуа Шамнольон, который первым расшифровал и прочитал египетские иероглифы, считал, что такие рисунки - своеобразная политическая сатира. Но нет никаких данных о существовании этого литературного жанра у древних египтян.




Анубис, в верованиях древних египтян первоначально бог смерти, покровитель мертвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования, обычно изображался в облике человека с головой шакала. О людях с собачьими или шакальими головами как о реальных существах писали Плиний, Павел Диакон, Марко Поло, Адам Бременский. Люди с собачьей головой есть и на старых православных иконах - так, в частности изображали святого Христофора.

"Братские могилы"

В начале 1960-х годов при строительстве автомобильной дороги в Крыму бульдозер вывернул на поверхность земли каменный "ящик". Рабочие вскрыли крышку саркофага: в нем оказался человеческий скелет с головой барана, причем костяк был цельным, голова составляла единое целое со скелетом. Дорожный мастер вызвал археологов, экспедиция которых работала неподалеку. Те, взглянув на кости, решили, что дорожники подшутили над ними, и тут же уехали. Убедившись, что находка не представляет какой-либо исторической ценности, рабочие сровняли саркофаг с землей.

Археологи иногда находят древние захоронения, в которых перемешаны скелеты животного и человека, причем часто в могиле отсутствует человеческая голова, а комплект костей животного не полон. Считается, что это останки жертвенных даров. Но вполне возможно, что на самом деле это гибриды, созданные пришельцами.
Пришельцы, видимо, проводили эксперименты по гибридизации самых разных животных.

Доктор биологических наук П. Мариковский, изучая наскальные рисунки каменного века в западных отрогах Джунгарского Алатау на территории Междуречья, обнаружил изображения явных мутантов: горных козлов с двумя головами; козлов с длинными хвостами, как у волков; неизвестных животных с прямыми, как палки, рогами; лошадей с горбами, как у верблюда; лошадей с длинными рогами; верблюдов с рогами; кентавров.

В 1850 году знаменитый французский археолог Огюст Марриет обнаружил в районе пирамиды Сак-кара огромные сводчатые склепы (так называемые крипты), в которых сохранились сотни саркофагов, высеченных из цельных кусков гранита. Их размеры удивили ученых: длина - 3,85 метра, ширина - 2,25 метра, высота - 2,5 метра, толщина стенок - 0,42 метра, толщина крышки 0,43 метра. Общий вес "гроба" и крышки составлял около 1 тонны!

Внутри саркофагов находились измельченные останки животных, перемешанные с вязкой жидкостью, похожей на смолу. Изучив фрагменты тел, Марриет пришел к выводу, что это гибриды самых разнообразных животных. Древние египтяне верили в жизнь после смерти и были убеждены, что живое существо может возродиться, только если его тело будет забальзамировано и сохранит свой внешний облик. Они боялись созданных богами существ и, чтобы воспрепятствовать воскрешению монстров в новой жизни, расчленили их тела на мелкие куски, поместили в гробы, залили смолой, а сверху закрыли массивными крышками.

Таинственные рогоносцы

При раскопках в пустыне Гоби бельгийский ученый Фридрих Мейснер обнаружил человеческий череп с рогами Вначале он предположил, что рога каким-то образом врезаны в череп, то есть проведена их имплантация. Однако исследования патологоанатомов показали, что это естественные образования: они сформировались и росли при жизни этого существа.



Несколько человеческих черепов с рогами, подобно этому, были обнаружены в могильном холме в графстве Бредфорд, (Пенсильвания), в 1880-х годах. За исключением костистых выростов, расположенных приблизительно на два дюйма выше бровей, люди, Которым скелеты принадлежали, были анатомически нормальны, хотя были семи футов роста. Тела были захоронены примерно в 1200 г. от Р.Х. Кости были посланы Музею исследования американцев в Филадельфии.

Аналогичные черепа были найдены израильской археологической экспедицией под руководством профессора Хаима Расмона при раскопках развалин Субейта. В самых нижних культурных слоях, относящихся к бронзовому веку, археологи обнаружили человеческие скелеты, черепа которых венчали рога. Они держались в черепах настолько прочно, что специалисты не могли прийти к однозначному выводу, выросли рога естественным путем или были каким-то образом "вживлены". Изображения и рельефы людей с рогами встречаются и в других регионах мира, например, в Перу.

Эксперименты продолжаются?

Возможно, пришельцы проводили генетические эксперименты по созданию гуманоидов, а также различных гибридов людей и животных в Средние века. В летописях монголов сохранились любопытные свидетельства о необычных детях:

"У хагана по имени Сарва младший из пяти сыновей родился с волосами бирюзового цвета, руки и ноги его были плоскими; глаза его закрывались "снизу вверх..."; "так как Дува Сохор имел единственный глаз посредине лба, то он мог видеть на расстоянии трех кочевок". О появлении на свет различных уродцев сообщали средневековые ученые: Амбруаз Паре, Уго Апьдрованди, Ликосфен. Имеются сведения о рождении детей с головой кошки, собаки, а также с телом рептилии.

А в наши дни в СМИ приводятся многочисленные сведения о рождении детей-уродцев с жабрами, с кошачьими, вертикально расположенными зрачками, циклопов с одним глазом во лбу, с перепонками между пальцами рук и ног, с зеленой или синей кожей. В марте 2000 года появилось сообщение о том, что в Индии, в одной из больниц города Поллачи (штат Тамилнаду), родилась "русалка" - девочка с рыбьим хвостом вместо ног. Прожила она очень недолго, ее тело было передано в одно из медицинских учреждений для изучения.

В марте 2001 года информационное агентство "Ананова" сообщило, что в Индии, неподалеку от городка Параппанангади, у обычной овечки родился странный детеныш. У необычного ягненка на теле не было шерсти, а нос, глаза, рот, язык и зубы были похожи на человеческие, причем вся его мордочка в целом напоминала лицо лысого мужчины в темных солнцезащитных очках. Мутант (или гибрид?) прожил всего несколько часов после рождения.


Древние египтяне были весьма религиозны. Их пугали многие непонятные явления, и они верили в сверхъестественное. Возможно, именно это и подтолкнуло людей к созданию пантеоне древних египетских богов. Сегодня речь пойдет об интересных фактах, связанных с древнеегипетскими богами и религиозной системой Древнего Египта.

1. Додинастический Египет


Как и многие молодые религиозные традиции, религия в додинастическом Египте была преимущественно анимистической. Считалось, что различные животные, растения или вещи являются вместилищем духов.

2. Бог на краю пустыни


Многие из сегодняшних известных египетских богов восходят к этим анимистическим традициям. К примеру, бога смерти и похорон Анубиса изображали с головой шакала, поскольку этих животных часто замечали на краю пустыни, где египтяне хоронили своих умерших.

3. Бог-крокодил


У древних египтян был бог-крокодил (по крайней мере, у него была голова крокодила). Себек был одним из из самых влиятельных и самых "долгосрочных" богов. Будучи хранителем водных путей, Себек наслаждался поеданием мяса, как и большинство крокодилов. Для того, чтобы выказать почитание этому богу, многие древнеегипетские храмы держали живых крокодилов в бассейнах.

4. 2000 богов


Хотя у древних египтян было более 2000 богов, большинство из них были известны локально - в определенных регионах страны.

5. Школы религиозной мысли


Подобно тому, как сегодня существует несколько ветвей христианства (православие, католицизм, протестантство и т. д.), у древних египтян также было несколько школ религиозной мысли. Причем представители каждой из них утверждали, что их школа важнее остальных.

6. Цикличность и противоположность


У бога солнца Ра одна из самых интересных историй среди всех древнеегипетских богов. Каждую ночь этого бога съедала богиня неба Нут, а со следующим восходом солнца он возрождался.

7. 3000 лет поклонения


Поклонение египетским богам было одной из самых прочных религий в мире, которая длилась более 3000 лет. К примеру, буддизм существует в течение всего 2500 лет, христианство - 2 000 лет, а мормонам и вовсе 200 лет.

8. Национальное божественное"слияние"


Всякий раз, когда новый фараон приходил к власти, он часто объявлял о том, что главным богом становится другое божество. Например, когда власть перешла к Фивам во времена Среднего царства (2000 - 1700 г.г. до н.э.), Амон стал "национальным" богом после "слияния" с Ра, став Амоном-Ра.

9. Лев или кошка...


Помимо происхождения от анимистических верований древних египтян, у изображения богов и головами животных было в богов было еще одно важное применение: это показывало настроение божества. К примеру, если бог гневался, то его голова могла быть изображена в виде грозного льва, а если спокойный - то в виде головы кошки.

10. Тело человека и голова животного


Боги наиболее часто изображались с телом человека и головой животного. Также подобные изображения часто использовались для представления царей.

11. Крест с петлей


Египетские боги часто изображались с таинственным символом Анкх. Символизирующий вечную жизнь, этот крест с петлей был известен как ключ к жизни, а также воплощение неизменности и вечности правил.

12. Красная и желтая кожа


С первого взгляда может показаться трудным различить пол бога на многих древних картинах. На самом деле, богов-мужчин было принято изображать с темной красновато-коричневой кожей, а богинь - с желтой кожей, чтобы показать их затворнический образ жизни.

13. Скорпионы и кошмары


Бог Бес был одним из самых оживленных и веселых богов в Древнем Египте. Он считался богом младенцев и матерей, семейного очага, ночных кошмаров и даже укусов скорпионов.

14. Политеистический Египет


Древний Египет был политеистическим в течение большей части своего существования, за исключением короткого периода во время XVIII династии, когда фараон Эхнатон вынудил страну стать монотеистической. В то время существовал культ Атена.

15. Демоны бессмертны


Помимо богов, демоны также играли важную роль в системах верований древних египтян. Хотя они были более могущественными, чем люди, но менее могущественными, чем боги. Как правило, демоны были бессмертными и могли присутствовать в нескольких местах одновременно.

16. Символ возрождения и защиты


Один из самых известных символов Древнего Египта, скарабей символизировал возрождение и защиту. Местные жители часто носили амулеты в виде скарабеев для безопасности (ведь богом возрождения был Хепри - бог с головой скарабея).

17. Греки и египтяне


Древние греки провели много параллелей между своими богами и богами древних египтян. В то время как Александр Македонский шел со своей армией через Египет, он посетил оракула Амона, чтобы спросить у него совета (Амон был чем-то вроде греческого Зевса). Александр был настолько хорошо известен во всем Древнем Египте, что Оракул оазиса Сива даже назвал его сыном Амона.

18. Шу и Тефнут


На небесах Египта было одно любопытное несоответствие. Бог сухого воздуха и солнечного света Шу был женат на Тефнут, богине влаги и дождя.

19. Фараон


Фараон был "посредником" между богами и древними египтянами. Он был должен бережно хранить тонкий баланс, сохраняя хорошие отношения с богами. Местные жители считали, что после смерти фараон становился богом, если его сердце весило меньше, чем перо.

20. Тело женщины и голова кошки


Богиня Баст имела тело женщины и голову кошки. Последователи ее культа настолько почитали кошек, что даже мумифицировали этих животных после их смерти. Рядом с основным храмом этой богини в городе Бубастис археологи обнаружили огромное кладбище мумифицированных кошек.

21. Религия для избранных


Религиозная жизнь в Древнем Египте была в значительной степени элитарной. Только священникам, жрицам, фараону и некоторым членам его семьи было разрешено входить в храмы. Обычные египтяне должны были оставаться у ворот храма.

22. Бог - есть, культа - нет...


Несмотря на всю его важность, у бога Геба никогда не было культа, как у других богов, таких как Осирис и Амон. Считалось, что смех бога Земли вызывал землетрясения.

23. Благовония и макияж


Древние египтяне воздвигали бесчисленные статуи своих богов, омывая их пахнущей лотосами водой и смазывая их маслами. Они даже одевали статуи в ювелирные изделия, одежду и наносили им макияж.

24. Бог хаоса


Один из самых ненавистных богов древних египтян был Сет - бог хаоса, путаницы и войны. У него было человеческое тело и голова животного, которое египтологи так не смогли идентифицировать. Сета в основном ненавидели за убийство его брата Осириса с целью захватить трон богов.

25. Защита от магии


Один из самых отличительных признаков древних египтян, "Глаз Гора" часто носили в качестве защитного амулета. Считалось, что амулет обладает возможностью исцелять и воскрешать, а также защищать своего владельца от магии.

Специально для тех, кто интересуется историей Древнего Египта мы подготовили рассказ про - священную и земную.

(Статья изложена в сокращенном варианте.)

То, что еще недавно представало как плод мрачного вымысла литераторов-фантастов, оказывается новой версией древнейших образов.
Возможно, нам доведется стать свидетелями создания бесчисленных новых животных-химер, в том числе и гибридов человека и животного. Гибриды человека и животных, быть может, найдут широкое распространение в качестве подопытных особей, необходимых для медицинских исследований, или как доноры при трансплантации органов. К искусственному созданию клонированных, химерических и трансгенных животных ученые приступают, возвещая тем самым эру биотехнологического преобразования мира.

Тема гибридов вновь ожила и в современном изобразительном искусстве. Судя по всему, химеры наилучшим образом годятся для того, чтобы наглядно представлять страхи или выражать надежды. Художники реагируют на эти движения подобно сейсмографам, сублимируя в своем творчестве страх перед новым, непостижимым и не находящим объяснения. Фантастические создания, подобные гибридам, сотворенным братьями Чепмен или Томасом Грюнфельдом, не без оснований представлены на выставках, посвященных темам Апокалипсиса или картинам прекрасных новых миров, преобразованных биотехнологиями. Дать наименование - зафиксировать - упорядочить - такими и многими другими способами общество традиционно пыталось объяснить самому себе, почему данные явления снова и снова становятся объектом коллективного интереса. Обратимся к рассмотрению фактической стороны дела.


Химера. Искусство этрусков. V век до н.э.


Комбинации химер охватывают гибриды различных людей, гибриды человека и животного, человека и растения, животного и другого животного, животного и растения, например, крылатые млекопитающие, человек с головой животного либо с конечностями - растениями или фрагментами растений. Фантастические образования всегда представляют собой отклонения от нормы.


Сказочные существа. Фреска в апсиде церкви св. Иакова в Кастелаце.


В искусстве античности, Средних веков и Нового времени нередко использовался один и тот же язык форм. Античные образцы, служившие для обуздания сил зла, подобны современным образам, которые применяются с целью высмеивания чего-то существующего в нашей реальности.

1. Мифологические образы и "представители" фантастических народов

Мифологические гибриды относятся к наиболее известным формам гибридных созданий. Великое их множество: кентавры, сатиры и сфинксы - украшают вазы и чаши Древней Греции и Рима, со времен античности они служат источниками вдохновения живописцев, графиков и скульпторов; мы обнаруживаем их даже в самых недавних произведениях современного искусства, например, в видеоработах и полнометражных фильмах Мэттью Барни (сатиры) или в скульптурных изображениях Кики Смит (сирены).

Образцы состава некоторых наиболее известных химер:

Василиск: тело петуха, хвост змеи; иногда с головой льва.

Химера: передняя часть туловища от льва, задняя часть - от козы, змеиный хвост.

Грифон: лев с птичьей головой, иногда крылатый.

Гарпия: голова и грудь женские, тело птицы, лапы льва.

Кентавр: верхняя часть тела или вся передняя часть целиком представляет собой человеческую фигуру, задняя часть тела лошадиная.

Пегас: крылатый конь.

Сатир: тело человека, конский хвост и уши, иногда - лошадиные ноги.

Сирена: тело птицы, иногда - рыбы, голова и грудь женщины.

Сфинкс: лев с человеческой головой, иногда также с орлиными крыльями.

Исторические изменения в семантике некоторых из указанных мифологических существ чрезвычайно значительны: знак плюс мог поменяться на минус или наоборот, могли серьезно измениться свойства и способности, которые относились на счет этих созданий; иногда в ходе развития аллегорического смысла открывалось столь широкое семантическое поле, что в него попадали даже противоречивые характеристики. Скажем, василиску приписывались символические значения неустрашимости, греха и даже непосредственно знак Антихриста. Крылатый конь Пегас символизирует в зависимости от окружения и общего контекста, с одной стороны, красноречие, поэзию, вдохновение, с другой - отвагу и военное искусство, то есть он либо окрыляет творческий дух, либо служит гарантом победы. Химера, имя которой мы взяли в качестве понятийно-нарицательного, первоначально была символом разделенного на три части года (лев - символизировал весну, коза - лето, змея - зиму), затем, в романский период, химера служила олицетворением темных, демонических сил, и, наконец, в искусстве символистов она воплощала собой нечто ирреальное и фантастическое.

Большинство античных изображений гибридов человека и животного - как правило, у них человеческое тело и голова животного - представляют собой пародии на человека и человеческие дела или черты характера. Именно здесь и был заложен фундамент того применения, которое нашли гибриды уже в Новое время, скажем, в политической карикатуре или изобразительной сатире.

Однако гибридные существа берут свое начало не в античную эпоху - они значительно древнее. Приблизительно с 3000 года до н.э. в Египте и Месопотамии появляются изображения гибридов, символизировавшие богов и демонов (не в современном понимании последних как экзистенциальной угрозы, но лишь как относящихся к сфере сверхчеловеческого). Египетские богини Тефнут и Менхит имеют львиные головы, у бога Сухоса голова крокодила, у Гора - голова сокола. В Книге Мертвых упоминается первый демон - гибрид различных животных с туловищем, у которого передняя часть львиная, а задняя - от гиппопотама, и с крокодильей головой. (В данном контексте следует рассматривать и традиционные представления о черте, а также веру в ангелов - человекоподобных крылатых существ, которых мы то и дело встречаем на страницах Ветхого Завета.) Наряду с гибридами, чей облик благодаря мифологии закрепился в качестве некоего канона, на протяжении веков и тысячелетий сохранялись и представления о существах, внешний вид которых оставался не вполне определенным; они вошли в средневековую христианскую иконографию, да и не только в нее (ср. демонологию), претерпев всевозможные трансформации. Эти создания, не имеющие названий, в огромном числе запечатлены на античных геммах и камеях. Здесь можно встретить и петуха с головой осла, и птиц с оленьими рогами, разнообразные гибриды птицы и человека, псов с плавниками и конским хвостом, многочисленные "помеси" быка, коня и барана, нередко встречаются многоглавые люди или же головоногие существа, а также своеобразные креатуры с лицами, помещенными прямо в туловище. Прямым их продолжением стали сказочные существа Средневековья и Нового времени.


Вверху: Сатир и сфинкс. Краснофигурный кратер из Пестума, 330 г. до н.э.
Внизу: Пародийное изображение Энея. Стенная роспись.


В античности были философские направления, которые интерпретировали содержание мифов и мифологических чудовищ в духе аллегорий для объяснения того, как возникли именно такие чудовища, но простому народу подобный скептицизм, как правило, был чужд. Люди в античном мире по большей части твердо верили в существование этих гибридов.

Таким образом, химеры были реальностью благодаря наличию представлений о них: если что-то можно назвать, оно должно быть существующим в мире, причем существующим не как абстрактная идея, а вполне осязаемо.


Августин Венецианский. "Итальянский гротеск", XVI век.


Этим объясняется и распространенная как в античной древности так и средние века, вера в существование диковинных, жутковатых народов: ацефалов (безголовых), двухголовых, циклопов, скиаподов, гатоцефалов (с кошачьей головой).

Однако, начиная с XIV в. вера в реальное бытие таких созданий сменяется лишь их репрезентацией и указаниями на их символику и завершается, наконец, попытками морально-дидактической их интерпретации.


Франсуа Депре. Иллюстрации по мотивам Франсуа Рабле, 1565 г.


Сей мир - арена борьбы сил добра и зла, причем силы зла всегда представлены наглядно, с тем, чтобы прихожане видели постоянное искушение, соблазн греха, которому они подвергаются. Гибридные существа - вполне подходящие антитезы святым Господним установлениям. Не напрасно химер обычно размещают на маргинальных участках храмов: они должны пугать и в то же время предостерегать верующих, призывая их вести себя как подобает истинным христианам, дабы не погубить свою душу в сетях зла и демона. Наиболее показательны так называемые гаргулии - декоративные завершения водосточных желобов, главным образом, готического периода. Сброс воды соответствует охранительному ритуалу сплевывания, который в Средние века применяли против дьявола, равным образом и дефекация, которую Лютер, как известно, превозносил в качестве средства устрашения черта, - отчего водостоки для этих целей часто имеют вид заднего прохода.


2. Гротески и другие порождения фантазии

Суть гротеска заключается в ощущении несопоставимости через соединение того, что кажется несоединимым. Это понятие интенсивно воплощается в орнаментальном декоре и фантастических гибридных существах контекста европейской стенной живописи, графики и коврового мастерства со времен Ренессанса до середины XVII века. В современном языке слово "гротеск" означает нечто смешное, абсурдное. Передается вся гамма восприятия средневекового образного мира, полного чудовищного, экстравагантного и фантастического.


Гибридные существа, изображенные на античных геммах.
Внизу: Гротеск, 1637 г.


Снятие различий между растениями и животными, а также то обстоятельство, что изображение пренебрегает теперь законами статики (на тонких ветвях покоятся подчас храмы и т.п.), объяснялись измененным, ставшим словно бы комическим мировоззрением, которое использовало гротеск в качестве выразительной формы.



Габриэль Боденер, мл. "Мсье Л"Рогнье", ок. 1700 г.

Иероним Босх. "Страшный Суд", ок. 1504 г., фрагмент.


Примерно за сто лет до апогея дебатов о гротесках итальянский художник Ченнино Ченнини в своей "Книге об искусстве" (ок. 1390 г.) выступил как сторонник фантазии, ибо художник творит вещи, которых никогда не видел, чтобы продемонстрировать: то, что не существует, могло бы существовать. Позиции сталкиваются лоб в лоб. Таким образом, можно заключить, что гротески действовали как поляризующая сила, они являлись слишком смелой художественной формой. В XVI веке гротески присутствуют буквально всюду, население поистине заливает поток всевозможных вариаций их мотивов во всех областях, где используются украшения: на стенах и сводах, в печатной графике и керамике, на оружии и коврах, обоях и т.д. Разумеется, это вызывает резкое неприятие у современников, восхвалявших принципы Ренессанса: "Гротеск в высшей степени подозрителен, он сообщает душам образы, которые можно трактовать только как лживые, глупые, суетные, несовершенные, невероятные, безмерные, темные и преувеличенные. Искусству контрреформации не нужны украшения, в которых дух плутает в странностях."

Несмотря на это, в те годы появляется подлинная стилистика подрывного и экстравагантного, без которой, в конечном счете, было бы немыслимо искусство Иеронима Босха (ок. 1450-1516 г.). Своими ужасающими зрителя видениями, вдохновленными христианской тематикой от "Искушения святого Антония" до "Страшного суда", Босх поражает воображение, одновременно удивляя и такими образами, курьезнее которых вряд ли можно найти в истории искусства. Кажется, что ему были известны все до одного изображения гибридных существ со времен античности, и он их только вспоминал, представляя "фирменный" арсенал своих художественных форм. Картины Босха, в которых с максимальной интенсивностью воплотились средневековые представления о мире, в том числе и понятия о демонических силах, пронизывающих средневековое сознание, образуют крайнюю и величайшую противоположность шедеврам таких мастеров, как Микеланджело и Да Винчи.


Ян Брейгель. "Юнона в преисподней", 1598 г., фрагмент.


"Демонология средневековья еще не превзойдена, даже если скептицизму и предоставлено довольно обширное поле деятельности. В этом пространстве неразрешенного сомнения следует понимать монстров и демонов Иеронима Босха. Выдумывать их вполне законно. Если их реальность можно хотя бы вообразить себе, то превращения, комбинации фрагментов этих фигур, гротескные искажения находятся в области доступной мысли реальности настолько, что их достоверность является неприкосновенной".


Лукас Кранах. "Папа-осел". Гравюра по оригиналу Венцеля Ольмюцкого, ок. 1496 г.


Конечно, нельзя сказать, что Босх был первым художником, представившим гибридные существа. Похожее изображение можно найти на картине Гуго ван дер Геза "Грехопадение" (1470 г). Но только в творчестве Босха гибриды присутствуют в таком числе, что их появление становится уже невозможно объяснить одним лишь соответствующим мотивом; несомненно, здесь налицо известное удовольствие от выдумывания подобных "креатур". Полотна Босха были настолько популярны, что уже вскоре после смерти художника у него появилось множество подражателей, самыми известными из которых были антверпенские художники Ян Мандейн и Питер Хейз. Однако, более интересным, нежели прямые подражания, оказалось творчество последователей Босха, к которым относятся такие прославленные мастера, как Питер Брейгель Старший и его сын Ян Брейгель. Написав "Безумную Гретту", Питер Брейгель создал работу, которая во многих химерообразующих деталях напоминает произведения Босха. В свою очередь, Брейгель-младший в серии картин, изображающих ад, представил целое множество гибридов, которые были выдержаны в лучших традициях Босха (особенно показательным в этом смысле является полотно "Юнона в преисподней"). Лукас Кранах (1471-1553 г.г.), создавший колоссальный по силе воздействия мотив гибридного существа в знаменитом образе "Папы-осла", находился под столь сильным впечатлением от творчества Иеронима Босха, что в 1520 году изготовил копию одного из вариантов его триптиха "Страшный суд", в точности воспроизводившую все пропорции и размеры подлинника. Общим для всех последователей Босха было то, что в данных произведениях также преобладали самые диковинные комбинации химер.

3. Химеры как орудие борьбы

С тех пор как появились изображения гибридов человека и животного, мы обнаруживаем их в сатирическом жанре, где они используются либо с целью позабавить публику, либо чтобы высмеять политических противников, заклеймить злоупотребления и т.д. Сам принцип сатирического сравнения человека с животным восходит к античности и встречается еще в древнейших баснях. Различные животные становятся пародией на человеческую деятельность, зеркальным отражением его поступков. За многими животными прочно закрепились определенные характеристики, приписываемые им свойства. Так, обезьяна и осел слывут глупыми, лисица - хитрой, павлин - тщеславным, свинья - неряшливой и т.д., вплоть до того, что имя нарицательное в конце концов становится основной характеризующей метафорой (например, "индюк", "змея"). Эта типология целенаправленно используется и в изобразительном искусстве. Используемые гибриды отличаются достаточной простотой комбинаций, благодаря чему сохраняется острота и прозрачность сатирического выпада (ср. упомянутое выше изображение Энея с собачьей головой).


Гранвиль. "Политический птичий двор", 1831 г.


В широких масштабах гибриды как идеологически мотивированное средство пропаганды впервые начинают использоваться в графике эпохи Реформации. Изобразительное искусство становится полноправным участником классовых и религиозных битв. Когда в 1517 году Лютер обнародовал свои тезисы, направленные против папского отпущения грехов, и в результате началась ожесточенная борьба с римской курией, в народе ходило такое количество листовок, высмеивавших папу, что многие графики, печатники и продавцы этой продукции оказались за решеткой.

Один из наиболее известных примеров сатирического использования гибрида в то время - гравюра под условным названием "Папа-осел", выполненная мастерской Кранаха по оригиналу Венцеля Ольмюцкого. На этой гравюре изображен сложный гибрид, якобы рожденный из вод Тибра в 1496 году: существо с головой осла и частично покрытым чешуей телом, левая его рука с копытом, правая - с человеческой кистью, на правой ноге раздвоенное копыто, на левой - когти хищной птицы. Совершенно гротескно дана задняя часть туловища - вверху на ней голова сатира, а ниже расположено нечто вроде хвоста, состоящего из шеи и головы какого-то существа, похожего на птицу. В качестве папского герба на заднем плане произведения дано изображение двух скрещенных ключей. Ослиная голова этого монстра прямо указывает на папу с его материалистическими лживыми учениями, прочие части тела напоминают зрителю о разнообразных проступках и пороках всех представителей церкви вообще. Это изображение Лютер использовал для титульного листа одного из своих памфлетов, видимо, с целью подкрепления своих атак на римскую церковь художественными средствами.

Карикатуры и сатирические образы - в основном на листовках и в сатирических журналах - с тех пор сопровождают почти все кризисные ситуации - восстания, перевороты, революции, мировые войны, а изображение гибридных существ (как правило, это человек с головой животного) становится апробированным орудием политической борьбы, что объясняется не в последнюю очередь бурным развитием прессы и издательского дела.

Вершиной искусства карикатуры с использованием изображений гибридов, несомненно, служат работы Гранвиля (1766-1854 г.г.), "крестными отцами" которого в карикатуре были Хогарт, Роулендсон и Гиллрей. Примечательным в этих произведениях является то, что на уровне содержания здесь имеет место не только обсуждение важных политических тем, но и в равной мере - событий на злобу дня. Гранвиль был мастером по части сравнения человека с животным, в его работах мы видим детальную проработку всех гибридов, причем некоторым из них присущи выразительные черты или легко узнаваемые приметы представленной в карикатуре личности.

На примере двух частей сатирического произведения под названием "Политический птичий двор" (1831 г.) можно получить четкое представление о характере и творческих методах художника, поскольку поле рисунка до предела насыщено как различными намеками, так и неожиданными язвительными выпадами. Исторический сюжет карикатуры: после революции 1830 года во Франции оппозиция обвиняет Июльскую монархию в коррупции. Соответственно, мы видим некоторых членов правительства, совершающих вполне недвусмысленные действия, а поименное изображение известных особ в виде созданий с головами животных несет в себе дополнительное критическое содержание. Правивший тогда король Луи Филипп и наследник престола герцог Орлеанский представлены в человеческом облике, все же остальные персонажи изображены с головами животных. Например, архиепископ Парижский Де Келен и духовный наставник королевы - оба запечатлены в церковном облачении и с головами воронов, что служит намеком на духовенство, носившее черные рясы. Королева Мария Амелия и ее извечная спутница мадам Аделаида прогуливаются по двору подобно двум гусыням, премьер-министр Перье изображен в виде петуха, министр иностранных дел Себастиани - павлина, морской министр - водоплавающей птицы лысухи, а командир Парижской национальной гвардии Мутон - с головой сторожевого пса. Вместо корма перед его собачьей будкой лежит мешок с деньгами. Наследник в головном уборе цветов национального флага раздает кошельки с золотыми членам семейства, у которых утиные головы; его передник полон орденов и дворянских грамот, что намекает на не в меру щедрые раздачи наград, которые высмеивала оппозиция.


Гранвиль. "Примадонна", 1838 г.


Столь виртуозно разыгрываемое превращение людей в полуживотных или, другими словами, сатирическая гибридизация и в наши дни остается одним из профессиональных приемов карикатуристов, его различные в смысле качества реализации мы периодически продолжаем находить на страницах газет и журналов. К сожалению, гибриды в данной роли практически не имели дальнейшего развития по сравнению с "классическими" образцами жанра и сегодня, пожалуй, первостепенное значение имеет не столько изобретательность художника, сколько прямое социальное воздействие результатов его труда. Наиболее же благодатной областью, где произошло приумножение численности химер, стало изобразительное искусство после нового открытия и осмысления сюрреалистами творчества Иеронима Босха.


4. Фантастические существа в искусстве ХХ века

В искусстве двадцатого столетия на передний план в произведениях художников выходят темы человека, природы, телесности, искусственности, фрагментарности и т.п. Нередко здесь в различных аспектах играют ту или иную роль и химеры. В частности, они используются для оформления видений, в которых предстает будущее и человек будущего, для воплощения прообразов бессознательного.

Из растений на картине "Спутники ночи" вырастают совы, и с прямо-таки ироническим искажением мифологической традиции у некой неизвестного вида нимфы-русалки мы видим не традиционное человеческое тело с рыбьим хвостом вместо ног, а как раз наоборот - женские ноги и таз при рыбьей верхней части туловища и голове. Картины "перевернутого мира" абсолютно в духе античности.


Макс Эрнст. "Одевание невесты", 1939 г.


Макс Эрнст в своем alter ego - фантастическом существе, которое зовется Лоплоп и порой выступает как заместитель или агент самого художника, - создал гибрид, в котором соединились три сферы - человеческая, растительная и животная. Листья на уровне плеч и бедер растут на человеческой фигуре, имеющей обычные руки и ноги, голова же напоминает голову птицы. На своих живописных полотнах Эрнст "спрятал" гибриды человека и растения среди богатой растительности. Как в гротесках XVI века, здесь тянутся вверх ветви лозы, которые завершаются человеческими головами, на необозримых ландшафтных формациях кое-где появляются человеческие ладони или нижние части тела, из листвы возникают тела животных и людей (ср. картину 1940-1941 г.г. "Марлен" или 1936 г. "Сад, где живут химеры"). Восхищение Эрнста фантастическими созданиями Иеронима Босха доходит до того, что он пишет собственную версию "Искушения святого Антония", в которой, он обращается к химерам Босха, но в то же время превосходит их в том, что касается сложности состава этих гибридов: благодаря текучим переходам появляются существа, у которых порой едва удается различить голову, тело и конечности - вместо многообразия тел мы видим лишь сплошную телесную массу. Слабость, которую питает Эрнст к мифологии и всему оккультному, прекрасно видна на примере его картины "Одевание невесты". Центральная женская фигура одета в красную мантию из перьев, на голове у нее капюшон, отчего кажется, что это голова совы; другая фигура, нагая, стоит отвернувшись. Слева от них мы видим зеленый гибрид человека и птицы, которого окружает пространство, выполненное в живописной традиции Возрождения, справа - также зеленоватое гибридное существо, очевидно, беременное, с двумя парами грудей, расположенными друг над другом, и с мужским половым органом. Всюду, куда ни взглянешь, - намеки. Подобные картины-загадки чрезвычайно возбуждают фантазию иных интерпретаторов, приверженных эзотерическому. Например, Шуша видит в человеке-птице изображение древнеегипетского бога Тота, предшественника Гермеса Трисмегиста средневековой алхимии. По мнению этой исследовательницы, в названии картины "Одевание невесты" обыгрывается течение алхимического процесса, который называли "раздеванием невесты"; красная мантия обозначает prima materia - первичную материю эстетики; головной убор (сова) напоминает о символе мудрости. Далее - прямая цитата:

"Невеста - это темная богиня, разрушительное и кастрирующее женское существо. Эта сцена исполнена эротики и силы, страха и желания, которые идут рука об руку в этом святилище клаустрофобии".

Однако незачем заходить так далеко в расшифровке смысла - известно, что Эрнст восхищался изображениями гибридных существ и использовал их, чтобы выражать свое сомнение в отношении действительности и разворачивать многозначные содержательные планы. Вполне можно сказать, что он "реанимировал" химер для искусства. Не в последнюю очередь благодаря вдохновлявшим художников образам химер, созданным Эрнстом и другими сюрреалистами, этот комплекс мотивов теперь уже никогда полностью не предается забвению. В особенности обращается к нему фантастический реализм, не порождая, однако, никаких по-настоящему новых художественных идей.


Вверху: Рене Магритт. "Спутники страха", 1942 г.
Внизу: Рене Магритт. "Коллективное изобретение", 1934 г.


Впрочем, в других случаях появляются совершенно новые образцы. Если Пол Маккарти в произведении "Человек-спагетти" изображает существо с телом мужчины, непомерно огромной головой плюшевого зайца и съемным сорокафутовым резиновым пенисом, то это определенно гибрид из какого-то забавного сна. Сексуальность, мужественность, ролевое поведение, властные структуры, социальная реальность и изобразительное искусство - все эти темы здесь затронуты, но прежде всего - их дискурс, который становится самостоятельным предметом рассмотрения. Гибридное создание выступает как плоскость для проецирования многообразных содержательных отношений, которые, однако, избраны и использованы в высшей степени субъективно. Искусство для Маккарти - область иронической десублимации: оно ведет назад к (неудовлетворенному) половому инстинкту, поэтому люди с огромными зелеными яблоками вместо голов (абсурдистское обыгрывание фантастических представлений о неведомых народах) в работе "Яблочные головы на швейцарском сыре" наделены гениталиями сверхъестественно большого размера. Здесь осмеивается даже рынок художественной продукции, поскольку в конечном счете все, что ставится на пьедестал, и есть предмет искусства, а в данном случае пьедестал - это попросту кусок швейцарского сыра, и скульптура на нем - жест псевдо-хулиганствующего художника. Гибриды снова выступают как провокационные средства борьбы, сегодня их актуальные враги - система искусства и общественная система.

Вольпертингеры.


Исходным пунктом размышлений берлинской художницы Мариэль Поппе являются, к примеру, не традиционные сказочные звери и химеры, а реальные гибриды, существующие в мире растений, отчасти также литературные мотивы и неточности языка, как, скажем, в случае морских животных вида crinoidea, которых в обыденной речи принято называть растениями, морскими анемонами, поскольку они действительно похожи на цветы. Мариэль Поппе соотносит их с Борамесом, существом из книги Х.Л.Борхеса, которое представляет собой растение, но внешне выглядит как животное.

"Вдохновленная трактатом Линнея о любовной жизни цветов (1736 г.), художница, создавая образы, использует современные технические приемы, чтобы продемонстрировать нам способ воздействия этих образов, который противоречит нашему привычному обращению с миром: красота, поэзия, фантастика и эротика владеют вниманием зрителя...".

Вокруг красоты и поэзии движутся по орбите и произведения Коринны Хольтхузен. В ее цифровых фотомонтажах, выдержанных в технике высокого глянца, не эксплицируется то, что есть, но создается то, что могло бы быть. Таков традиционный подход художницы, вполне соответствующий упомянутому выше воззрению средневекового итальянского художника и мыслителя Ченнино Ченнини.

Однако то, что представлено нам в виде картины, довольно необычно, поскольку фотографию вряд ли можно превзойти в иллюзионистическом плане. Гибрид жука и человека кажется реальным, комбинирование или перекрывание одних мотивов другими отличается столь большой точностью деталей, что мы в превеликим удовольствием верим в якобы действительно существующую реальность того, что видим на фотографии.


Томас Грюнфельд. "Misfit", 1997 г.


Наконец, есть и такая область бытия химер, в которой происходят внутривидовые скрещивания, это гибриды человека и человека, и их можно интерпретировать как наиболее выразительный сценарий человеческих страхов перед будущим. Человек становится материалом для экспериментов, идущих по пути от фрагментированного тела до множественности тел. По сравнению с многовариантными, вызвавшими в искусстве массу толков и скандалов работами братьев Чепмен, на которых мы видим множество переходящих друг в друга тел, голов и половых органов во всех возможных и невозможных местах, работы других художников представляются скорее невинными шалостями. Братья Чепмен заставляют нас догадываться о богатых возможностях генной инженерии, при этом они используют, как и Ева Зуттон, математический принцип: части тела, в культурном отношении имеющие различную значимость (анус, пенис, вагина - как табуированные, тело, голова и прочие - как нейтральные), образуют материал для сотворения бесконечного числа вариаций, комбинаций тел и гибридных творческих фантазий в чистой форме. При этом "модели" представляют собой совсем не клоны, а с биологической точки зрения единственные в своем роде существа. Очевидно, что братья Чепмен не акцентируют внимание на собственно телесных деформациях, их цель - эстетика отупляющего, которая противопоставлена эстетике шокирующего. Удивительно то, что они хотя и предлагают визуализации, относящиеся к теме будущего, однако сочетают эти зримые образы с такими традиционными областями искусства, как скульптура и рисунок.


Коринна Хольтхузен. "Беременность жуком", 1997 г. Публикуется с любезного разрешения галереи Буркхард Айкельман, Дюссельдорф.


Менее скандально, но зато намного тоньше обыгрывают гибридов человека и человека фотоработы Инес ван Ламсвеерде. В серии "Окончательная фантазия" у детей взрослые лица, в серии "Лес" мужчины изображены с гладкими щеками и холеными женскими ручками. Ламсвеерде, как и Хольтхузен, работает в цифровой фотографии и с ее помощью создает гибриды, приводящие зрителя в растерянность. При этом она использует одну из версий компьютерной программы Paintbox. Проект "Лес" первоначально состоял из четырех фотографий, на каждой из которых был изображен мужчина в желтой рубашке, на каждой фотографии он запечатлен практически в одинаковой позе - полулежащим, опирающимся на локоть. И в точно такой же позе художница сфотографировала четырех женщин, но из этих снимков взяла только кисти рук, которые вмонтировала в фотографии мужчины. Индивидуальность при этом отступает на задний план, все вертится вокруг образа мужчины-вообще. В своем интервью Инес ван Ламсвеерде так определяет идею этого проекта: "Я хотела передать очень личный взгляд на мужчин - что страх перед мужчиной и чувство защищенности рядом с ним очень близки, что мужчины воздействуют и притягательно, и, в то же время, отталкивающе."

В сравнении с ними соединение трех тел у Кристиана Марклея представляются простыми, чуть ли не дадаистскими коллажами.



Мариэль Поппе. "Борамес-II", 1999 г.


Подводя итог, можно отметить, что социальные требования, порожденные революционным развитием в области репродуктивной медицины и генной инженерии, являются в то же время вызовом, брошенным многим художникам, и, приняв этот вызов, они отвечают на него по-разному.

Поскольку граница между естественным и художественным, а равно и границы между человеком, животным и растением с точки зрения генетики являются почти стертыми, то тело действительно скоро станет чем-то устаревшим, как утверждал (правда, в отношении гибридов человека и машины) еще несколько лет назад австралийский художник Стеларк. То, что в этом процессе растворения или же отрыва значительная роль будет принадлежать внешнему облику футуристических моделей тела, а значит, и химерам, не в последнюю очередь связано, вероятно, с нашим традиционным представлением об идентичности, которое подчинено постулату о разумности духа в (человеческом) теле, а не о духе во множественном гибридном теле. О чем могут размышлять диковинные гибриды братьев Чепмен, что породит беременное существо, созданное Хольтхузен в работе "Беременность жуком"? Надо подождать: новое поколение химер непременно появится.

Перевод с немецкого Галины Снежинской.