Как рассказать подростку мальчику и девочке о первом интимном опыте? Способы передачи половых инфекций. Недетский разговор о «сокровенном» с детками-подростками: советы родителям

По просьбе читательниц сайт подготовил статью по теме, .

Если девочке обо всех изменениях в организме расскажет мама, то как поступить с мальчишками? Кому следует рассказать им обо всем, и самое главное – когда это сделать?

В период полового созревания в организме мальчиков происходят значительные изменения – возникает тяжесть внизу живота, все чаще и чаще начинают сниться эротические сны, увеличиваются пенис и мошонка, грубеет голос, скачет настроение, мучают эротические фантазии и пр. Все эти изменения причиняют беспокойство подростку и создают психологический дискомфорт.

Итак, как говорилось в одной замечательной книге, сексуальное воспитание нужно начинать с детства. Основу здоровой сексуальности мальчика составляет то, как родители общаются между собой, интересуются ли мнением, чувствами друг друга, как делят домашние обязанности, «не ездят» ли друг на друге, как обсуждают совместные планы.

Формирование интимных чувств ребенка происходит с самого рождения. Малыш получает наслаждение, когда его кормят, купают , делают массаж, щекочут, гладят по волосикам. Прикасаясь к ребенку, родители учат его привязанности и любви, готовят к будущим отношениям.

Мальчик должен адекватно воспринимать свое тело и все, что связано с ним. Например, нельзя требовать ранней опрятности : отчитывать малыша за то, что он испачкал штаны, раскидал кашу. Пока у малыша не сформировано правильное поведение, порицания ни к чему хорошему не приведут, кроме как к неуверенности в себе или неприятию своего тела в будущем.

Отвечаем на почемучные вопросы

Примерно в трехлетнем возрасте все малыши превращаются в Почемучек. Их интересует абсолютно все – «Почему солнце желтое, а не синее?», «Почему божьи коровки маленькие, а я – большой?», «Почему девочки писают сидя, а я – стоя?», и, наконец, «Откуда я взялся?».

Как рассказать мальчику о половом созревании

Кажущиеся взрослым «неприличные» вопросы под собой не имеют никакого интимного подтекста, для малышей это обычное познание окружающего мира. А потому ответы на те или другие вопросы должны быть правдивыми, но не очень сложными. Прежде чем ответить на вопрос ребенка, уточните, что именно он хочет узнать?

- Папа, а откуда я взялся?
- В каком смысле, откуда? - уточняет папа.
- Ну вот Марина приехала из Киева, а я откуда взялся?
- А ты ниоткуда не приехал, ты сразу родился в Москве.
- А, понятно, - ответил малыш и вышел из комнаты.

Всегда смотрите на развитие своего мальчика: если подобных сведений ему достаточно, далее углубляться необязательно. Если же ребенок просит подробностей, то следует развить тему далее. Считается, что в возрасте 4-5 лет мальчик вполне может усвоить первую информацию о своем появлении на свет.

Как вести себя, если ваш мальчик увидел взрослого человека голым?

Для формирования здоровой сексуальности у мальчика должна быть сформирована однозначная концепция.

1. Право на интимность

Как только вы заметите, что мальчик стал вас стесняться, просит не смотреть, когда он переодевается, перестает пускать маму в ванну, когда купается – пора признать за мальчиком его право на интимность. Выполняйте его просьбы и сами не ходите голыми перед ним. Если ребенок еще недостаточно качественно купается, попросите папу, дедушку или дядю помочь. Если в семье нет мужчин – договоритесь с ребенком: «Я тебе помою голову, а дальше ты сам».

Как рассказать мальчику о половом созревании

2. Когнитивный диссонанс

Илья, 20 лет: «В детстве я долгое время не мог понять, быть голым – это хорошо или плохо? Как-то мы были с бабушкой на пляже, и она отчитала какую-то смелую девицу, загорающую топлесс. Тогда я решил, что быть голым – это плохо. А буквально через два дня, рассматривая папину коллекцию марок, я с удивлением обнаружил марки, на которых были изображены репродукции с обнаженными женщинами. Когда папа сказал, что это художники всегда рисуют красоту, я ему не поверил и сказал, что все художники – плохие».

Чтобы у ребенка формировалась здоровая сексуальность, важно избегать когнитивного диссонанса, иначе это повлияет на его дальнее отношение к противоположному полу. Если ваш мальчик увидел на пляже женщину, загорающую топлесс, нельзя кричать: «Какой стыд! Отвернись немедленно», лучше не акцентировать внимание, а сказать что-нибудь типа «Тете так удобно» и отвлечь внимание ребенка.

Если ваш ребенок стал свидетелем эротической сцены , например, вы вместе смотрите фильм, не паникуйте, не переключайте, а спокойно досмотрите сцену. Если ребенок спросит, что это, скажите: «Так делают взрослые, когда любят друг друга».

Когда и как рассказать мальчику о поллюциях?

Многие психологи считают, что лучшее время для подобных бесед – 10-12 лет. Почему так рано? Сегодня возрастные рамки стали носить условный характер. У многих мальчиков поллюции могут начаться и в 11 лет (как и менструации у девочек – в 10-11 лет). Поэтому будет намного лучше, если мальчик узнает о такой особенности намного раньше.

Как рассказать мальчику о половом созревании

Ребята, которые получают теоретическую информацию о поллюциях после того, как они уже появились, страдают психологическими проблемами. Они могут подумать, что больны, неполноценны, писаются ночью, как маленькие. Более того, они могут мучаться чувством вины за то, что видят эротические сны и т.д.

Лучше всего, если на эту тему с ребенком поговорит отец (или другой член семьи мужского пола), хотя бы по той причине, что он больше знаком с деталями этого процесса.

Рассказывайте ребенку все коротко и по существу. Расскажите, что в определенный период времени все мальчики взрослеют. Началом этого этапа служит выделение из полового члена вязкой жидкости, которая называется «семя». Обычно это происходит во сне. Это нормальное явление и пугаться его не нужно, т.к. оно не опасно. «Мокрые сны» могут появляться с любой частотой – все зависит от организма. В любом случае сдерживать себя не стоит.

Обязательно поведайте ребенку о гигиене , о том, как нужно теперь следить за собой. Также желательно упомянуть свой личный опыт, например, какие трудности у вас были, как вы с ним справлялись.

Как родителям реагировать на мастурбацию, как ее обсуждать?

  • Младший возраст

Известно, что дети любого возраста проявляют интерес к своим половым органам. Совсем маленькие дети изучают половые органы из любопытства - «А что это такое?» - или для сравнения «Почему у мальчиков так, а у девочек так?».

Что делать? Если вы застали мальчика за этим «занятием», ни в коем случае не кричите и не бейте по рукам. Отвлеките малыша игрушкой, чем-нибудь вкусненьким, попросите что-нибудь принести из другой комнаты. Да, и не забудьте упомянуть, что голышом ходить не следует.

  • Старший возраст

Если вы застали мальчика более старшего возраста за мастурбацией, подумайте, что могло послужить причиной этого действа? Обычно дети прибегают к мастурбации при излишнем психологическом напряжении, по причине страхов, обид, конфликтов, а иногда и... безделья.

Что делать? Не кричите на ребенка, не пугайте: «Будешь так делать, руки отвалятся», «Заболеешь». Страх отучит ребенка от вредной привычки, но сформирует нездоровую сексуальность. А этого нам не надо.

Переключите ребенка на новую деятельность, предложите что-нибудь сделать вместе – покушать, выгулять собаку, приготовить новое блюдо. А параллельно сами, с другими членами семьи или с психологом подумайте – а чего же ребенку не хватает в полной мере? Может, быть родственники к нему излишне строги или часто на него кричат?

  • Подростковый возраст

У детей подросткового возраста уровень гормонов «зашкаливает» до такой степени, что сами они уже не могут справляться, и им требуется разрядка, к которой они и прибегают.

Как рассказать мальчику о половом созревании

Что делать? Если вы случайно застали подростка за подобным времяпрепровождением, сделайте вид, что ничего не заметили и займитесь своими делами. Позже поговорите с ребенком, объясните природу полового созревания, объясните, что это не является болезнью, что так делают многие мужчины, чтобы избавиться от напряжения, получить удовольствие.

Польза мастурбации состоит в том, что физиологически тринадцатилетние мальчики уже готовы к половым контактам, а вот психологически – нет. Интимная связь с женщинами в этом возрасте им бы принесла только психологическую травму, которая бы повлияла на их дальнейшую жизнь. Важно, чтобы родители поняли это сами и смогли убедить в этом сына.

Расскажите ему о том, что пройдет время, и он встретит на своем пути девушку, которую полюбит всей душой, будет постоянно о ней думать и в какой момент решит, что не сможет жить без нее. И когда его чувства сплетутся с желаниями, тогда он и сможет применить свои способности в полной мере.

Не забудьте сказать подростку, что важно уметь себя контролировать. Например, не следует заниматься подобным на глазах у других, т.к. это сугубо интимное дело. Расскажите, как можно отвлечь себя, если эрекция случилась в неподходящем месте – у доски, при разговоре, в магазине.

Кстати, снижению полового возбуждения способствуют физические нагрузки, применение водных процедур, диета (с ограничением пряного, острого, кофеиносодержащего).

Что и как рассказать подростку?

Как рассказать об интимных отношениях с девушками, беременности, контрацептивах, опасностях заражения инфекциями и профилактике заболеваний?

К 16 годам сексуальные мысли парня одолевают все чаще. Поллюции становятся реже, мальчика возбуждает общение с девочками, эротические изображения, рассказы, беседы, ритмическая музыка. Некоторые начинают проявлять сексуальную активность по отношению к противоположному полу.

Мысль о том, как поговорить с ребенком о безопасном сексе вводит в панику большинство родителей. Клинический психолог и мама двоих детей Татьяна Никитина уверена, что все гораздо проще, чем мы думаем. Нужно просто положить на чашу весов свою неловкость и возможные последствия незащищенного .

Для начала просто примите тот факт, что после определенного возраста у вашего сына или дочки в любой момент может случиться половой контакт, а поэтому хорошо, если в этот момент у него при себе будет презерватив. Например, в кармашке сумки или бумажника.

Секс подростков кажется многим родителям чем-то противоестественным. Мы не готовы признавать, что дети выросли, что подростки думают о сексе и начинают им заниматься гораздо раньше, чем мы в свое время. Заблуждения, которые возникают в голове, когда мы думаем про подростковый секс, мешают нам вовремя рассказать ребенку, что к чему в этой сфере жизни, и помочь ему защитить себя от возможных опасностей.

Думает-думает. И возможно, вы об этом не догадываетесь только потому, что он тщательно это скрывает. Тщательнее, чем двойки. Подростки думают о сексе и об отношениях с противоположным полом значительно больше, чем о математике или литературе.

Вне зависимости, есть ли у него сейчас эти отношения или нет. Сегодня нет, а завтра есть. Причем сценарий развития отношений может быть очень стремительным. И гарантий того, что близость не случится уже на одном из первых свиданий или какой-нибудь вечеринке — точно нет.

«Не поверю, что в наше время ребенок может чего-то не знать!» - Мы слишком полагаемся на окружающих в вопросах, которые касаются только нас.

Ну, во-первых, еще как может не знать. Может не понимать нюансов. Или иметь неверное представление. Может находиться в заблуждении. Например, знакомый одиннадцатиклассник недавно поведал мне, что им в школе на уроке сказали, что презерватив не защищает от СПИДа, поскольку он сделан из пористого материала, через который вирус способен проникать. Да-да, именно так. И мне стоило немалых сил его переубедить! Ведь «учитель-биолог и разбирается лучше», а я нет.

Информация, полученная из интернета, может быть сомнительной. Друзья тоже не гарантия правильной информации. Поэтому надежнее убедиться самому, что ваш ребенок понимает все верно. Убедиться можно, только поговорив на эту тему, и лично ответив на вопросы ребенка о сексе.

Во-вторых, цель вашего разговора далеко не только просветительская. Это прежде всего некий акт, которым вы подтверждаете, что считаете своего ребенка уже до определенной степени взрослым. Хорошо, если вы подкрепите свои слова тем, что сами купите и положите презерватив у сына или дочки на столе.

Возможно, и купит. Но может быть такая ситуация, что спешная покупка окажется невозможной или неуместной, и подросток осмелится рискнуть вступить в интимные отношения без защиты (а вы ни разу не рисковали?). Подростков, сознательных настолько, чтобы купить презерватив заранее, немного. Большинству покупка чипсов с колой кажется значительно привлекательнее.

Да, возможно, презервативы им уже куплены. Но он вынужден их прятать, чтобы вы, не дай бог, не нашли и не задали вопрос: «А это еще что такое? Ты что уже?» После инициированного вами разговора о предохранении у него «камень с плеч» — прятать и бояться вопроса «что это?!» больше не придется. Если же вы уже находили у него презервативы, но, ужасаясь, молчали, то поговорить о защите (не о ваших находках!) все равно стоит. Ведь у этого разговора есть и дополнительные плюсы.

« Вдруг он комплексует из-за чего-то, и никаких отношений у него нет и не намечается. Или влюблен (влюблена), но не взаимно. Я со своим разговором могу только усугубить комплексы. Он (она) станет думать, что не иметь отношений — это не нормально. Вдруг это подтолкнет его к поиску секса ради секса».

Выбирайте правильный тон и посыл. То, что вы предложили ребенку иметь при себе презерватив, вовсе не означает, что вы дали свое разрешение и даже «благословение» на ведение половой жизни. Вы просто допустили, что при каких-то обстоятельствах она может начаться.

Еще лучше, если начатый с утилитарной темы ваш разговор перейдет в беседу о любви и сексе, о семье и об отношениях. Именно сейчас у вас появится отличный повод быть услышанным. Кстати, такой разговор может отсрочить раннюю половую близость, а не ускорить ее наступление, несмотря на то, что начался он как будто бы от обратного.

Итак, почему стоит поговорить о подростковом сексе и презервативах?

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок заполучил одно или несколько заболеваний, передающихся половым путем. И это самая веская причина. Приложить все возможные усилия — это не запрещать, а откровенно поговорить, рассказать, объяснить. Если не поговорите, а он подхватит какую-то болячку — будете себя винить.

Если не хотите ранних внуков или абортов. Инициировать разговор о презервативах — все равно что на деле подтвердить тот факт, что вы считаете своего подростка уже достаточно взрослым. Это не заигрывание с ним (как считают некоторые). Ребенок оценит то, что именно вы завели эту тему.

После этого разговора ваши отношения с сыном или дочкой неминуемо станут чуточку (а, может, и не чуточку) ближе. Поэтому не удивляйтесь, если после этого подросток станет откровеннее с вами. А в случае возникновения каких-то проблем обратится за советом.

Подросток будет меньше скрывать и врать. Откровенность в ответ на откровенность. Когда «предки нормальные», подросткам ничего не мешает привести домой свою «личную жизнь», а не мерзнуть на улице и не обниматься в подъезде.

Вы точно будете спать спокойнее. Примите тот факт, что вашего ребенка может быть интимная жизнь. Принять — означает не только допустить мысль о возможном существовании у ребенка интимной жизни, но и не делать из этого прецедента. Даже если ему/ей всего 16 лет.

«Сексуальное воспитание подростков» — читаешь такие слова в специальной литературе или в кабинете подросткового психолога, покрываешься мурашками (а вдруг у сына или дочки уже все случилось? Как? Ведь только недавно прорезался первый зуб, недавно был «первый раз в первый класс», недавно…) и понимаешь: нет, и на этот раз не получится одарить своего подростка ТАКИМ воспитанием. Волнительно, стеснительно и непросто. Как это сделать? На вопросы нашего корреспондента Иры Форд ответила психолог Людмила Петрановская.

Людмила Владимировна, когда можно начинать разговаривать с подростком о сексе, чтобы не стать героиней анекдота «Ух, а мама-то, оказывается, не знает»? Что может служить сигналом, что пора?

Я, честно говоря, вообще не уверена, что родителям нужно обязательно говорить с подростками о сексе. Понятно, что нужно говорить про физиологию, чтобы не оказалось, что дочь не знает, что делать, если, к примеру, у неё началась менструация, или стесняется что-то спросить. Но о сексе… Дети обычно довольно сильно смущаются, когда с ними об этом говорят родители. Они предпочитают сохранять детское представление, что родители вне этого. То есть дети знают, конечно, что они появились на свет в результате сексуального акта, но обсуждать, что родители, к примеру, тоже смотрят порнофильмы, им некомфортно. И если говорить с ребенком о сексе — это должно быть связано с каким-то поводом. К примеру, ребёнок впервые куда-то едет с ночёвкой, родители предполагают, что там, куда он едет, будут свободные условия — в этом случае можно спросить, всё ли он понимает про предохранение и про свою безопасность.

Когда вы говорите «предохранение», вы имеете в виду нежелательную беременность и болезни, передающиеся половым путем?

Что касается болезней, нужно, чтобы ребенок понимал, что болезни существуют, они-таки передаются, и если человек приятный и хороший — это ещё не значит, что он не заражённый: человек может не знать, что он инфицирован, или человек, к примеру, всего один раз имел случайный контакт и подцепил что-то. И в том, чтобы предохраняться, нет ничего постыдного или неприятного, это простая мера безопасности, это защита себя.

Не случайно в некоторых европейских школах детей учат просто произносить при других слово «презерватив» и фразу «Давай воспользуемся презервативом!» или «Есть ли у тебя презерватив?»— просто, чтобы снять комок в горле, который возникает в горле при одной мысли о том, что сейчас придется это сказать. Нужно объяснить ребенку, что ужасно глупо из-за того, что тебе неловко и стыдно, получить проблему, которая будет ещё гораздо более неловкой и стыдной. И неизвестно, вылечишься ли ты легко и быстро, или не оставит ли эта проблема (к примеру, нежелательная беременность) после себя каких-то серьезных последствий. То есть нужно убедить ребенка, что простая мера безопасности убережет его от многих проблем.

Но когда я говорю «предохранение и безопасность», я имею в виду не только «предохранение» в смысле «использование презерватива», а еще и безопасность ребенка, предохранение его от нежелательных контактов. Статистически известно, что подавляющее большинство изнасилований осуществляется не маньяками в подъезде, а достаточно близкими знакомыми, одноклассниками, приятелями по двору, которые искренне считают, что если девочка говорит «Нет!», то она просто кокетничает.

То есть нужно объяснить девочке, что в действиях и в поступках ровесников и юношей постарше может скрываться сексуальный подтекст? Чтобы с одной стороны не запугивать, а с другой стороны, чтобы она понимала, что иногда «кофе» — это не просто кофе, а «послушать музыку»— это не про музыку вовсе.

Мне кажется, девочки это знают. Но, конечно, если ребёнок замкнутый, если не особо общается с подружками и находится вне подростковой субкультуры, и у вас есть подозрение, что дочь действительно может не понимать, что «кофе» — это не обязательно кофе, то конечно, лучше рассказать, объяснить: «Когда ты соглашаешься пойти к мальчику домой и быть с ним наедине, иногда он может считать, что ты не против продолжения. И когда ты потом скажешь, что ничего такого вообще не собиралась делать, то он будет удивлён». Надо объяснить, что есть ситуации, когда, если ты соглашаешься на что-то, то в какой-то момент может быть уже очень сложно остановить процесс, и что надо хорошо подумать о своей безопасности заранее, чтобы успеть соскочить, когда тебе что-то перестанет нравиться

Мне кажется важным, чтобы ребёнок услышал: «Никто не имеет тебе право диктовать, навязывать этого». Как ни странно, такая очевидная мысль для современных подростков иногда неочевидна. Групповое давление, все уже, а ты ещё… «Ты что, обалдел?» Тяжело при этом и девочкам, и мальчикам. И нужно, чтобы ребёнок услышал от родителей, что никто не имеет право навязывать ему секс, никто не имеет право распоряжаться его сексуальностью, его телом. Очень важно, чтобы интимные отношения зарождались в той ситуации, когда подросток действительно этого хочет, ему действительно нравится, ему хорошо. Чтобы это было не через насилие, не через стиснув зубы, не через что-то еще. Чтобы это не было про унижение, самонасилие, шантаж «Дашь или уйду от тебя!» Так не должно быть, потому что это может плохо отразиться на дальнейшей сексуальной жизни. Нужно, чтобы секс не был спровоцирован никакими иными соображениями, кроме взаимной радости и желания быть вместе.

Вы затронули важный вопрос группового давления. А как ребёнку противостоять мнению одноклассников, приятелей, всего подросткового социума?

Да, если не так давно был диктат невинности и целомудрия (и, допустим, лет сто назад, если девушка поддавалась искушению и теряла девственность, ей могли намазать ворота дёгтем), то сейчас идёт диктат сексуальной искушённости, и ребенку может быть стыдно признаться, что он ещё не вкусил этого плода. И ребенок, не умеющий ответить на групповое давление «нет, я этого не хочу», «нет, мне это сейчас не надо», или будет врать, придумывать что-то и чувствовать себя дискомфортно, или пойдет и сделает то, что требует от него социум.

А как противостоять? Мне кажется, это не тот вопрос, который нужно начинать решать в 14-15 лет. И результат здесь зависит от того, вырос ли ребенок в уважении и самоуважении, умеет ли он говорить «нет» по каким-то другим поводам и как часто он говорил это «нет» раньше. Согласитесь, если ребенка все 15 лет воспитывали, внушая, что он должен делать то, что велено и выполнять желание других людей (пусть даже и родителей), вряд ли у него неожиданно обнаружится способность сказать «нет» одноклассникам или приятелям по двору. Самоуважение должно взращиваться в ребенке все детство, и тогда, будучи подростком, он найдет в себе силу и правильные слова для того, чтобы противостоять социуму.

Людмила Владимировна, дальше я хочу построить нашу беседу на вопросах мам подростков. Вот мама 15-летнего Лёвы спрашивает: «Как говорить с подростком о порно? Чтобы, с одной стороны, не агитировать смотреть, с другой, чтобы сын знал, что я не запрещаю это делать и не осуждаю его?»

Мне кажется, сейчас невозможно воспрепятствовать тому, что ребёнок будет смотреть порно: порно-сайты доступны, их много, подросткам это интересно. Но возможная проблема тут не в том, что «смотрит порно, и что теперь делать», а в том, что если подросток посмотрел порно, будучи недостаточно психически зрелым, то такое видео может его шокировать, испугать, привести к выводам, что эта сторона жизни — что-то отвратительное.

Когда мне показалось, что мой ребёнок подавлен увиденным, я просто сказала, что порно — это интересно, это можно посмотреть, но нужно иметь в виду, что это неправда. В том смысле, что в жизни всё вообще не так и вообще не про это: не в том смысл и не в том кайф. Что секс на самом деле — это вообще другое, и не имеет никакого отношения к тому, что показывают. Я сказала дочери, что смотреть порно и думать, что поняла все про секс — это всё равно, что надеть очки, которые заляпаны грязью, ходить в них и думать, что мир такой. Но это просто грязные очки.

У Натальи сыну 13 лет, и вопрос: «Какими словами говорить с детьми о сексе? Теми же, что я пользуюсь сама или более литературными?»

Мне кажется, тут смущение и напряжение родителей — это бОльшая проблема, чем выбор слов. Какие слова комфортнее, которые будут вас менее смущать, те и можно говорить!

Ольга спрашивает: «Есть ли какие-то книги, которые вы рекомендуете почитать родителям или подросткам на тему сексуального воспитания подростков?»

Да книг полно, есть выпущенные давно, есть современные — они все примерно об одном. Есть какие-то подростковые журналы, есть, в конце концов, Википедия. Есть эротические фильмы и эротические эпизоды в обычных фильмах. Я сильно сомневаюсь, что подросткам нужен серьёзный ликбез по части «что такое секс», скорее, с ними надо говорить о том, как позаботиться о себе и обезопасить себя.

Сыну Надежды 14 лет, он встречается с девочкой, «Я и думать боюсь о том, что между ними есть,— говорит Надя. — И понятия не имею, о чем и как говорить с сыном, касаемо секса?»

Я думаю, можно сказать так: «Я не знаю, актуально для тебя или нет, но я хочу узнать, всё ли ты понимаешь про безопасность в этом отношении, всё ли ты понимаешь про контрацепцию, про то, как важно не обидеть девочку, быть с ней бережным и внимательным. Если тебе нужна какая-то помощь, я могу тебе помочь найти информацию или рассказать что-то из того, что я знаю. Или найти кого-то, кто с тобой об этом поговорит».

А дальше возможны варианты: либо сын сделает круглые глаза: «Мам, ты чего там? Мы только за ручки держимся», либо он скажет: «Ладно, я всё знаю, не парься!», либо сформулирует какие-то свои просьбы на эту тему.

Лера спрашивает: «Как объяснить девочке, что секс в подростковом возрасте ей, в принципе, не нужен? Ей 13, и доводы «Рано, подожди, подожди, дождись единственного» не будут иметь вес».

А кто сказал, что секс ей не нужен? Может быть, он ей нужен, не знаю. Дети разные, и есть те, которые в 13 вполне осознают, что он им нужен. С точки зрения природы такой ребенок часто — вполне уже половозрелая особь. Но в любом случае вы можете поговорить с дочкой о том, что секс — это не просто физический акт. Что это момент очень высокой уязвимости, связанный с тем, как ты будешь к себе относиться в дальнейшем, как ты будешь себя чувствовать. Это момент, когда тебя легко обидеть, когда легко сделать тебе неприятно, больно, стыдно.

Это ситуация, которая требует бережного отношения к себе, заботы о себе. Это может случиться раньше, позже, это не обязательно должно быть с единственным, и дело не в «дождись» или «не дождись единственного». Это должно произойти с человеком, в котором ты абсолютно уверена. Который будет с тобой бережным, осторожным, уважительным, внимательным, который не воспользуется твоей уязвимостью.

А есть какие-то, может быть, формулы, фразы, которые девочка должна знать, чтобы не поддаваться на уговоры или даже шантаж мальчика-подростка, если дойдет до этого?

Самые простые слова это «Нет, я не хочу». И всё.

А если за ними последует: «Я расскажу твоим родителям, что ты пошла со мной», «Я расскажу учителям», «Я расскажу твоим друзьям»? Мне кажется, шантаж в детско-подростковой среде достаточно частое явление.

Девочка не должна бояться, что мальчик или юноша (да кто бы то ни был) расскажет что-то её родителям, потому что она сама может первой рассказать им, что она оказалась в неприятной ситуации. Если родители готовы думать на три хода вперед, то можно прямо сегодня сказать дочке-подростку: «Имей в виду, что если ты окажешься в ситуации, которая будет тебя пугать, и тебе будет стыдно, или тебе будет казаться, что ты загнана в угол, ты всегда можешь мне об этом сказать. Я помогу выпутаться и разобраться с этим. Так или иначе, мы что-то придумаем вместе. Ты не должна справляться одна, ты не должна терпеть это всё».

Блиц

Вопрос от Ирины: «Сама я родила ребёнка в 18 лет, сейчас смотрю на сына, которому 17 и понимаю, какой он ребёнок. Как уберечь его от раннего отцовства, кроме того, что в ящичке в ванной лежат презервативы?»

Никак больше! Ну, как в 17 лет его уберечь?

Вопрос от Ольги: «Дочери 10 лет, она меня спрашивает: «Я в школу, брат в садик, а вы с папой дома останетесь и будете сексом заниматься?» Как реагировать?»

Я бы сказала: «Это наше дело. Что хотим, то и будем делать. Не твоё дело».

Елена спрашивает: «Над чем можно шутить в разговоре с подростком в этом ключе, а над чем не стоит?»

Ой, порой кажется, что с подростками ни над чем не стоит шутить. Это невозможно предугадать, на что они обидятся. То, что кажется невинной шуткой, может оказаться для них очень болезненным. Угадать сложно, и нужно быть готовым извиниться, если получилось обидно.

Марина уточняет: «Надо ли с подростком говорить про мастурбацию? И что говорить, если заметишь ребенка, занимающимся ЭТИМ?»

Это маленькому ребёнку иногда нужно сказать про то, что ЭТО не делают при посторонних людях, что человек может себя трогать только наедине с собой. А у подростков обычно нет таких проблем. Заметили? Сделайте вид, что не заметили!

Текст: Ира Форд

5 6 140 0

Ребенок вступил в подростковый период – гормональная перестройка организма, физическое и психоэмоциональное становление и переход от детского сознания к взрослому. В среднем он начинается с 12 лет. Самоощущения взрослеющих детей сильно отличаются от их возрастных физиологических возможностей.

Доминирующее внутреннее желание и требование подростков – считать их полноправными взрослыми людьми.

Иногда это требование имеет деструктивные проявления:

  • Агрессия;
  • упрямство;
  • желание показать себя;
  • оспаривание решений родителей;
  • в ребенке просыпается дух противоречия и бунтарства.

Подростки ранимы и чувствительны. Их внутренний мир наполняется новыми и непонятными ощущениями. Болезненно относятся к поступкам, словам и даже к взглядам, принимая все на свой счет.

Чтобы переходный возраст не трансформировался в , следует бережно относиться к обостренным чувствам ребенка.

Родителям нужно вдумчиво относиться к фразам, адресованным подростку, касающимся его самого, друзей, увлечений, предпочтений.

Подростки часто говорят под впечатлением нахлынувших эмоций и совсем не то, что думают на самом деле. Но родителям важно думать над своими словами. А еще научиться понимать внутреннюю суть слов детей, истинные мысли и чувства, что двигают этими словами, порой жесткими и обидными. Помните, что ребенку сейчас тяжело. Вам необходимо показать пример выдержки, научить справляться с эмоциями, искусству уважительно разговаривать, умению поддержать, сопереживать.

Есть ряд фраз, которые нельзя произносить во время разговора с подростком. О них мы расскажем в статье. Если хотите сохранить с ребенком дружеские отношения, забудьте об этих словах.

Провокация со стороны родителей

Мне лучше знать, как правильно (…)

Каждый для себя первооткрыватель. И нельзя забирать у детей этой возможности.

Ребенок до подросткового возраста должен уже быть вооружен знаниями об опасностях, об элементарных понятиях:

  • о последствиях собственных решений;
  • о вредных привычек;
  • об искушениях, которыми полна жизнь;
  • о цене взрослых безнравственных поступков.

Не стоит полностью выпускать из-под контроля сына или дочь, их образ жизни, наклонности, пристрастия, увлечения, круг общения. Но в бытовых, и незначительных вопросах (выбор одежды, хобби) дайте свободу выбора и возможность ошибиться.

Лучше бы ты учился, а не занимался ерундой

«Ерундой» может быть любимое увлечение. Нельзя отрицательно отзываться о хобби ребенка, его общении с друзьями, приобретении социальных навыков и познании себя. Подросток решит, что над ним насмехаются, и станет отдаляться.

У него обязательно должно быть свободное время, которое может уделять себе и своим увлечениям.

Зачем мне это нужно?

Слова могут принадлежать и родителям, и подростку.

Родители

Игнорируют психоэмоциональные запросы ребенка, предпочитая заниматься самореализацией и саморазвитием. Это не должно отдалять первенца, иначе он будет считать, что ненужен.

В будущем дети ответят тем же: минимизируют общение, полностью отделятся от родителей.

Подростки

Происходит родительское навязывание собственных интересов без взаимообмена договоренностями и уступками. Например, ребенок хочет стать художником, а семья решила, что он пойдет учиться на врача. Подросток будет всячески отторгать навязанное мнение вплоть до ссор и .

Провокационные фразы подростков

Мне все равно, что будет завтра

Может прозвучать в ответ на такие реплики:

  • «Ты не задумываешься о будущем и разрушаешь его»;
  • «Подумай о том, что тебя ждет»;
  • «Как ты собираешься дальше жить?»

Такой ответ – следствие неправильной постановки вопроса и некорректного решения проблемы. А еще – показатель детской неспособности нести ответственность за поступки и психологической незрелости.

Вам меня никогда не понять

Причина : недоверие к вашей реакции, протест против отношений без достаточной степени уважения и доверия.

Вы столько раз предъявляли ребенку категоричное неприятие, несогласие, непонимание, что он “возвращает” этот аргумент.

Контакт можно наладить, перестав давить на подростка и разрешив ему жить собственной жизнью без тотального контроля.

Вы для меня никто

Реакция на запущенный вами механизм разрушения отношений: ваше неприятие стало его разочарованием и вылилось в ответное неприятие.

Что нужно говорить подростку

Фразы формируют уверенную, полноценную личность с чувством собственного достоинства.

  • “Я тебя люблю”.
  • “Я в тебя верю, у тебя все получится”.
  • “Я тобой горжусь”.
  • “Это в пределах твоей ответственности”.
  • “Извини меня”.
  • “Я тебя прощаю”.
  • “Я тебя готов/а слушать”.

Произнося это ребенку, вы обеспечиваете ему поддержку, на которую он рассчитывает.

Правила мирного существования родителей и подростков

  • Нейтральная зона

Определите в отношениях нейтральную зону, где ваш контроль отсутствует. Это зона допустимости и доверия. В нее должен входить круг интересов ребенка, не опасных для здоровья и жизни.

Определите возможные уступки, которые должны выйти из зоны вашего влияния. Не нарушайте границ нейтральной зоны, чтобы не пошатнуть доверие.

  • Личное пространство

У чада должна быть комната, где он сможет уединиться, поразмышлять и заняться своим хобби. Если нужно зайти, поговорить – постучите. Этим вы покажете, что уважаете его личное пространство.

  • Уважение подростковых чувств

Не переступайте без разрешения границы личных чувств. Будьте деликатны и корректны. Даже отношения со сверстниками, симпатии и антипатии обсуждайте терпеливо и без повышенного тона.

  • Критику, которая разрушает доверительные отношения, замените обсуждением

Подростки чувствительны к критике. Особенно, если присутствуют другие люди. Заметили, что ребенок неправильно себя ведет или сказал что-то не то? Отложите разговор. Во время обсуждения говорите непринужденно. Советуйте, а не критикуйте.

  • Лимит на ласки

Часто подростки не любят обниматься с родителями и отстраняются. Это нужно принять без обид, как вполне естественную природную реакцию.

Хотя подросток демонстрирует взрослую холодность и независимость, он все еще нуждается в родительской заботе, поддержке и ласке.

Особенно в минуты неуверенности, беспокойства или в вечернее время, когда сам устает от взваленного на себя бремени демонстративной взрослости. Дождитесь его соответствующего настроения и одарите сына или дочь вниманием и лаской.

Как сохранить доверие ребенка

С пониманием относитесь к интересам Даже если не одобряете увлечения подростка, не ставьте категоричных запретов. Тем более, если речь идет не о вредных или опасных хобби.
Говорите на равных и внимательно слушайте Проявляйте уважение. Слушайте подростка, интересуйтесь мнением по важным вопросам и отношением к событиям. Так вы сможете найти с ним общий язык.
Положите начало общим делам, придумайте семейные традиции Культивируйте семейные ценности, оставляя в памяти игры и развлечения, увлекательные поездки, путешествия, празднования, которые станут традициями.
Даже семейные просмотры фильмов или передач запоминаются на уровне положительных эмоций.
Хвалите Подчеркивайте успехи и хвалите его начинания. Даже если не разбираетесь в его увлечениях, задавайте вопросы о них. Подростку будет приятно внимание и поддержка родителей.
Устраивайте семейные советы Ваш ребенок должен иметь свой статус в семье, право голоса и участия в принятии семейных решений.
Всегда советуйтесь с ним. Демонстрируйте важность его совета или мнения.
Распределите обязанности каждого члена семьи по дому У подростка должен быть личный трудовой вклад в семейный быт, круг постоянных обязанностей, имеющий систематический цикл: ежедневных, еженедельных, ежемесячных.
Так вырабатывается ответственность, постоянство, способность контролировать себя, планировать дела, следуя установленному расписанию.

Потеря невинности

Вопреки распространенному в родительской среде мнению, подростки теряют невинность вовсе не под действием великих страстей и всепоглощающей любви. Все гораздо прозаичнее. Чаще всего такое событие, как потеря девственности, планируется заранее, причем иногда специально с таким партнером, длительные отношения с которым в дальнейшем маловероятны.

Многие современные подростки знают о том, что начальный опыт часто приносит разочарование и стыд. Именно поэтому многие и не хотят продолжать встречаться со своим первым партнером - свидетелем их неумения и источником неприятных ощущений.

Американский психолог Мелоди Грехэм отмечает: "Современная молодежь очень прагматично подходит к вопросам секса. Они буквально планируют, когда лишиться невинности, с кем, и отдают себе отчет, зачем им это нужно. Для нынешних подростков секс - своего рода ритуал, посвящение во взрослую жизнь. Это как получение паспорта - один из признаков того, что ты стал взрослым, полноправным членом общества и теперь с тобой должны считаться. Прощание с невинностью означает прощание с детством и вступление во взрослую жизнь".

По сообщению специалистов американского института планирования семьи, в ходе одного из социологических опросов на заданный вопрос: "Почему вы занимаетесь сексом?" - 100% юношей и девушек ответили: "Потому что все занимаются этим". Как это ни печально, но такова система ценностей в современном обществе. Быть нормальным - означает иметь половые контакты, а оставаться девственником - значит прослыть по меньшей мере "белой вороной".

Говорить или не говорить?

Многие родители думают, что если с ребенком откровенно поговорить о сексе, то тем самым можно подать ему идею не ограничиваться теорией, а попробовать попрактиковаться в данной области. На самом же деле это не так. Специалист по вопросам планирования семьи Джудит Патт считает: "Ждать, пока сам ребенок спросит об этом, значит, очень рисковать. Начните этот разговор тогда, когда ребенок еще зависит от вас эмоционально, когда вы еще являетесь для него авторитетом, только в этом случае вы добьетесь у спеха".

Некоторые родители опасаются, что поскольку они не являются специалистами в области сексологии, то они не смогут надлежащим образом передать ребенку сексуальную информацию. Мастере и Джонсон замечают по этому поводу: "На самом же деле научить детей разбираться в вопросах пола не труднее, чем научить их множеству других вещей. К примеру, чтобы показывать ребенку, как надо работать на огороде, совсем не обязательно иметь ученую степень по сельскому хозяйству. Бессмысленно ждать, что ребенок начнет расспрашивать вас о буквах, если вы не покажете ему букварь. Точно так же не следует ждать, когда он заговорит о сексе, возьмите на себя инициативу обсуждения этой темы".

Чем больше либеральничать с подростками, тем распущеннее они становятся

Как это ни странно, но все как раз наоборот. Например, в США относятся к проблеме подросткового секса с жестких пуританских позиций. И каковы результаты такого подхода? В настоящее время в Соединенных Штатах более 50% девушек и 60% юношей в возрасте от 15 до 18 лет уже вступали в половые контакты.

А вот в Европе (во Франции, Германии, Нидерландах) к этой проблеме подходят более либерально и считают половую жизньтинэйджеров нормой. И как показывают исследования, несмотря на либеральное отношение к сексу, принятое в Европе, подростки начинают жить половой жизнью на год или даже на два позже по сравнению с американскими.

В США подростки становятся сексуально активными в среднем примерно лет в 16, а в Голландии - почти в 18 лет. Во Франции на 1000 девочек-подростков в возрасте от 15до 19 лет приходится 9 родов, в Германии - 13, а в Голландии, славящейся своей сексуальной раскрепощенностью, на каждую тысячу приходится всего 7 молодых матерей.

Соответствующие показатели США - 54,7 случая рождения ребенка девушками-подростками на каждую тысячу. По мнению ученых, эти различия объясняются не тем, что европейские тинэйджеры чаще делают аборты. Наоборот, в Голландии аборты делают в три раза реже, чем в США, а во Франции в два раза реже. Что касается СПИДа, то и здесь та же картина. Во Франции на 1000 подростков и взрослых приходится в среднем 0,75 ВИЧ-инфицированных или больных, в Германии - 0,20, в Голландии - 0,28, в США-2,33.

Чтобы подростки не начинали рано жить половой жизнью, их нужно запугать печальными последствиями этого

Вовочка сидит на уроке в третьем классе и думает: "Курить, что ли, бросить? Привык уже. Пить, что ли, бросить? В классе засмеют. А тут еще Танька из 2-го "Б" забеременела. Светка из 3-го "А" налево гуляет..."
- Вовочка! Сколько будет дважды два? - спрашивает учительница.
- Четыре, - со вздохом отвечает Вовочка. - Эх, Марья Ивановна, мне бы ваши заботы.
Из школьных историй.

Именно такой подход во многом характерен для США. В настоящее время Соединенные Штаты - это единственная индустриально развитая страна Запада, имеющая официальную государственную программу, направленную на поощрение сексуального воздержания среди подростков. Согласно законодательной реформе 1996 года, запрещено использование каких бы то ни было федеральных средств на распространение информации о контрацептивах, презервативах и венерических заболеваниях. По мнению американских государственных мужей, "утечка" подобных сведений способствует неразборчивым связям. Тем не менее подобных связей среди американских подростков меньше не становится. А, к примеру, во Франции из информации о сексе, методах профилактики венерических заболеваний и средствах контрацепции секрета не делают, она общедоступна. И никакого увеличения развращенности молодежи не наблюдается.

Сексологи и психологи в последнее время приходят к выводу, что подростков не надо запугивать и стыдить, их надо правильно воспитывать. И тогда будет все в порядке.

Мастере, Джонсон и Колодни предлагают несколько простых правил, которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми:

Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.

Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить все, что вы считаете нужным. Однако ребенок не может оставаться внимательным так долго, ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.

Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами, ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.

Не бойтесь сказать ребенку о сексе "слишком много". Из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял.

Если ваш ребенок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: "Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова" или "Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь".

Помните, что злость или шутки по поводу употребления ребенком непристойных слов чаще всего побуждают его повторять их.

Старайтесь правильно называть половые органы, избегая для их обозначения таких слов, как "пипка" или "пиписька".

Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что вы должны научить ребенка говорить "нет" взрослым. Вот пример беседы на эту тему с четырех- или пятилетним ребенком:
"Ты знаешь, что взрослым людям бывает иногда трудно найти себе друзей. Поэтому они знакомятся с детьми. В этом нет ничего плохого. Но если они просят делать такие вещи, о которых взрослые не должны просить детей (например, залезть руками в брюки), ты должен(на) ответить "нет" и тотчас прибежать и обо всем рассказать мне" (Залога, 1982).

Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста. Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.

Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что означает эрекция. Не пренебрегайте обсуждением таких вопросов, как гомосексуальность и проституция. Большинство детей узнают об этих явлениях из телевизионных передач или читают о них, что пробуждает вполне естественное любопытство.
Расскажите, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем. Но постарайтесь сделать это с учетом реакции ребенка. В конце концов, нет никакой необходимости запугивать пяти- или шестилетнего ребенка, рассказывая ему о фатальном исходе СПИДа. С другой стороны, если вы отложите этот разговор до тех пор, пока ребенок достигнет подросткового возраста, это вряд ли принесет ему пользу. Даже школьники младших классов должны знать, что такое СПИД и как он передается.

Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая вам вопросы на половые темы. Не говорите ему: "Ты еще слишком мал, чтобы понять это". Если ребенок задает конкретный вопрос, он должен получить четки и ответ в доступной для него форме.

Если вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом. Обратитесь к более знающему человеку, например вашему семейному врачу; он поможет найти нужные сведения.

Ответив на вопрос ребенка, убедитесь, что он понял ваши слова. Проверьте также, насколько ваш ответ соответствует тому, что действительно хотел узнать ребенок. Очень хорошо, если после вашего разговора у него появятся новые вопросы".